|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучение детей чтению дошкольного возрастаигры и задания для детей 6-7 летОбучение чтению дошкольников в игровой форме — это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога. Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье. Возрастные особенности дошкольниковБудущие первоклассники в возрасте 5-7 лет — интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:
Общие рекомендации по обучениюДобиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:
Обучение в игровой форме: плюсы и минусыОбучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому. Преимущества метода:
Недостатки метода:
Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:
ИгрыИнтересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь. Учим буквыЗадача дошкольника: найти картинки на определенную букву. Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу. Начать можно с таких: Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования. Читай по первым буквамИгра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой. Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС. Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв. Найди буквуРебенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом. В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки. Собири слова из буквЦель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку. Читаем слогиСоздавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”. В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет. Настольные игрыЭто могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе. Распечатайте для занятия такие ходилки: Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам. Читаем вместеУвлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас. ЗаданияРаскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно. Найди буквы и раскрасьВыбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д. Найди буквы на картинкеСмотри на картинку и читайЭто задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений. После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее. Читаем по слогамДля хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст. Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы. ВидеоИгровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков максимум положительных эмоций и пользы, не пренебрегайте таким методом работы дома, на дополнительных занятиях по подготовке к школе. Рейтинг автора 3 Автор статьи Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38 Методики обучения чтению. Как научить читать.Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким. Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится! Признаки готовности ребенка к обучающему процессуКонечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:
Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные. Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению. Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики. В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы. Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части. Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях. Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало. Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят. Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту. Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно. Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно. Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова. Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься. Несколько советов родителям по методике слогового чтенияЛучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени. После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее. Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации. Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память. Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе. Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении. Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать. Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.
Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много. Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто! С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым. После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов. Метод обучения чтению по Глену ДомануПопулярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху. Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки. Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел. Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга... Еще про чтение смотрите и читайте:Игры в обучении чтению. Как научить ребенка читать Игры развивающие память и навыки чтения Скорочтение — зачем и как? Игры на развитие внимания у ребенка Приятного обучения и игр! С теплом, Людмила Поцепун. Загрузка... Обучение детей чтению | Рабочая программа по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая группа) на тему:Программа обучения чтению детей дошкольного возраста в ГБДОУ № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Пояснительная записка Чтение–сложный психофизиологический процесс. Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником. Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Данная программа разработана на основе авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты «От звука к букве» под редакцией Е.В.Колесниковой Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом, обучение детей первоначальному чтению. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Принципы обучения чтению
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме, с использованием речевых игр овладеть звуковым анализом слов, усвоить такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности. Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Программа предназначена для детей 3 – 7 лет. Содержание программы: 1 этап: 3-4 года «Развитие звуковой культуры речи» Этот этап является добуквенным, звуковым периодом обучения.Направлен на овладение навыками речевого общения, развитию мелкой моторики. 2 этап: 4-5 лет «Развитие фонематического слуха» Этот этап закрепляет запас имеющихся представлений о звуковой стороне слова, способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи. 3 этап: 5-7 лет «Развитие звуко-буквенного анализа и способностей к чтению» Данный этап способствует формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе.Поможет овладеть мыслительными операциями( анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация). Способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Для успешной реализации программы необходимо: - четкое планирование учебного процесса для каждого этапа обучения - наличие наглядно-методического материала в виде рабочих тетрадей с игровыми заданиями - наличие демонстрационного материала - создание условий для самостоятельной деятельности детей(различные настольно-печатные игры, книги для раскрашивания с буквами, обводки, штриховки, активно использовать обучающие компьютерные игры) . Учебный план
Программа на учебный год
для ребенка, который не хочет учиться
Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать. Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.
И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению — в статье по ссылке. В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению? 1. Изучение букв.Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук. Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них). В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет. Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву: Видишь хвостик на конце, Буква Б как бегемот – Г похожа на гуся — Д – высокий с крышей дом! А бедняжка буква Ы В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои. Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома. Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют. Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д. Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.). Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы. Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву. 2. Складываем слоги.Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно. Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги. — Игры-бродилки («дорожки»).«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом. По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент. — Игры «Магазин» и «Почта».Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу — за монету со слогом КУ и т.д.). Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами. Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве. — Домики со слогами.Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.). Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени. — Игра «Составь слог из половинок».Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги. — Игра « Закончи слово».Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний. Больше игр для обучения чтению по слогам — в статье по ссылке. 3. Читаем слова и предложения.Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению. — Поиск загаданных слов.Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком. — Следы со словами.Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой. — Игра «Аэропорт» или «Парковка».В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться. — Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение. Примеры таких цепочек:
Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог. Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения. Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования правила и советы, методики, игрыРодители, у которых есть маленькие дети, часто интересуются, с какого возраста можно научить ребенка читать по слогам, и какой самый лучший способ для этого? Плюсы и минусы обучения на домуСреди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:
Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:
Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе. Подготовительный этапБесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет. Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы. Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен. Изучение букв лучше проводить в игровой форме. Творческие приемы для запоминания букв:
Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином Когда ребенок готов учить слоги?Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:
Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно. Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет? Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера. Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.
МетодикиКакова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями. Обучение по методу ДоманаГлен Доман долго исследовал интеллектуальные возможности детей и пришел к выводу, что основная информация укладывается в мозг до 6 лет, а на осваивание уходит минимум времени. Он предложил учить малышей читать без дополнительной мотивации, просто показывая им карточки со словами и картинками. По мнению психологов, дидактика основана на фотопамяти. Карточки нужно показывать ежедневно, удерживая в зрительном контакте пару секунд. Количество демонстрируемого материала увеличивается постепенно. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки, не меньше 2-4 раз в день. На 4-7 день, по 5 карточек. И так далее. Молниеносного результат не ждите, но через месяц или полтора ребенок будет знать и читать уже более 30 слов. Начинать обучение можно с пеленок. Чтение по слогамЕй владеют все родители. Именно по этой системе учили читать детей в советской школе. Сначала малыш учит алфавит, потом складывает их в слоги, простые слова. Это лучший вариант для домашнего процесса учения. Он понятен непрофессиональным педагогам и детям. Усваивается легко, приносит хороший результат за короткий период времени. Чтение по складамРебенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения. При прочтении слово делится не на слоги , а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждый согласный отвечает за один склад. Кубики ЗайцеваВ наборе 52 единицы демоматериала. Это квадратные кубики со слогами. Они разного размера, цвета. 7 из них повторяются. Кубики звучат: шумят, если на них написана глухая согласная, позвякивают, если звонкая. Из них нельзя сложить слова, написанные неправильно. Например, нет слога ЖЫ, ЩЯ. Малыш получает навык грамотности. На первых занятиях с малышами 4-5 лет нужно предложить поиграть с кубиками, не акцентируя внимание на буквы и слоги. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга. На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по образцу, начинать читать. Родителям важно не заставлять учиться, а давать знания исподволь, подсказывая и рассказывая в процессе игры. В комплект Зайцева входят таблицы. Их развешивают на уровне глаз малыша. Информация запоминается на автомате. Методика Н.ЖуковойМетодика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок. В противном случае малыш будет читать вместо: “АМ – АЭМ”, вместо АС – АЭС или АСЭ. Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги. Букварь Надежды Жуковой Букварь Надежды Жуковой – самая эффективная методика обучения чтению дошкольников При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря. Как научить ребенка складывать свои первые слоги?Не следует изучать алфавит по порядку. Первые звуки, с которых следует начинать быстрое обучение чтению, это гласные звуки: «А», «О», «У», «Э», «И». Малыши могут их проговаривать, и даже петь. Затем следует постепенно добавлять йотированные гласные “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю” и звук “Ы”. Освоив гласные, можно переходить к согласным. Начните с сонорных и звонких согласных, постепенно переходя к глухим. Сонорные согласные: “Л”, “М”, “Н”, “Р” Звонкие согласные: “Б”, “В”, “Г”, “Д”, “Ж”, “З” Глухие согласные: “П”, “Ф, “К, “Т”, “Ш”, “С”, “Х”, “Ц”, “Ч”, Щ” Заканчивать изучение следует буквами “Й”, “Ь” и “Ъ” – об их существовании тоже нужно знать. Как быстро научить ребенка чтениюКак научить ребенка соединять разные звуки и произносить их слитно?
Букварь Надежды Жуковой
Таким образом, мы учимся читать по слогам наиболее эффективно. Среди полезных и популярных методик можно отметить игры для обучения чтению, обучающие карточки, курсы для детей 5 лет и младше Я читаю по слогам, Учимся читать слоги в которых в подробной и наглядной форме малыши постигают азы словосложения, их учат читать книги по слогам. Комплект карточек “Веселые слоги для деток” для занятий дома.
Комплект карточек “Веселые слоги для деток” Безусловно, важно не просто знать, как быстро научить читать ребенка по слогам, но и дать ему понять, что слова, которыми мы пользуемся ежедневно, не состоят исключительно из легких элементов, которые удобно выговаривать, и постепенно учить ребенка складывать слоги, заканчивающиеся на согласные звуки. Вначале дети могут делать ошибки, длинные паузы, путать те или иные буквы. Ни в коем случае нельзя ругать их за это, но запастись терпением и шаг за шагом продолжать обучение чтению, используя карточки, и другие материалы. Уже через какое-то время вы увидите заметные результаты, так как дети очень быстро схватывают и обрабатывают любую новую для них информацию. Очень скоро ваше чадо сможет с гордостью заявить: “Я читаю по слогам!”, и продемонстрировать свои умения восторженной публике. Слоговая таблицаЭто вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков. Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность. Сравнение методикСравнительная таблица популярный методик обучения чтению.
ИгрыОбучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее. Игры на изучение букв
Игры на умение складывать слоги
На развитие навыка чтения
Упражнения
Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.
Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.
М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.
Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО. Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор. КнигиВ процессе домашнего обучения родителям потребуется методическая поддержка. Для этого можно использовать следующие пособия:
Советы родителямИтак, как можно научить ребенка читать слоги наиболее эффективным способом?
Показывайте малышу интересные познавательные мультфильмы, в которых в яркой и доступной форме обучают чтению по слогам, например, “Учимся читать в 5” и т.д. Таким образом, малыш не только будет интересно проводить свободное время, но и быстрее выучит материал. В любом случае, методика обучения детей чтению – то ли это игровые карточки, то ли другие материалы, должна быть не только увлекательной, но и эффективной. Рейтинг автора 3 Автор статьи Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38 Обучение чтению дошкольников | Лучшие методики и игрыМногим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс. С чего начать?На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи. Несколько примеров игр для детей 4 лет
Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.
Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.
Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше. Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке. Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.
Учим буквыНеотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.
Учимся читать по слогамВ настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок. На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках. Читаем словаКогда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками. Вставь букву Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух. Картинка со словом Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки. Закончи слово Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие. Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать. Дошкольные занятия и учебная программа по чтениюПосмотреть демо наших уроков Переключить меню Зарегистрироваться Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning ВойтиЗарегистрироватьсяКупить сейчас
Как помочь ребенку научиться читатьКак я могу помочь своему ребенку научиться читать?Чтение книг вслух - один из лучших способов помочь ребенку научиться читать. Это может быть весело и для вас. Чем больше волнения вы проявляете, читая книгу, тем больше она понравится вашему ребенку. Самая важная вещь, о которой нужно помнить, - позволять вашему ребенку устанавливать свой собственный темп и получать удовольствие от того, что он делает. Читая ребенку, делайте следующее:
Слушайте, как ребенок читает вслухКогда ваш ребенок начнет читать, попросите его прочитать вслух. Это поможет укрепить уверенность вашего ребенка в своих способностях к чтению и поможет ему получить удовольствие от изучения новых навыков.Читайте по очереди с ребенком, чтобы моделировать более продвинутые навыки чтения. Если ваш ребенок просит помощи со словом, дайте его сразу, чтобы он не потерял смысл сказки. Не заставляйте ребенка произносить слово. С другой стороны, если ваш ребенок хочет произнести слово, не останавливайте его. Если ваш ребенок заменяет одно слово другим во время чтения, посмотрите, имеет ли это смысл. Например, если ваш ребенок использует слово «собака» вместо «щенок», значение будет таким же.Не прекращайте чтение, чтобы поправить его. Если ваш ребенок использует слово, не имеющее смысла (например, «дорога» вместо «читать»), попросите его прочитать предложение еще раз, потому что вы не уверены, что понимаете то, что только что прочитали. Признайте пределы энергии вашего ребенка. Прекращайте каждое занятие при появлении первых признаков усталости или разочарования или до них. Прежде всего, убедитесь, что вы хвалите своего ребенка! Вы первый и самый важный учитель для своего ребенка. Похвала и поддержка, которые вы дадите своему ребенку, когда он учится читать, помогут ему получить еще больше удовольствия от чтения и обучения. Учимся читать в школеБольшинство детей учатся читать к 6 или 7 годам. Некоторые дети учатся в 4-5 лет. Даже если у ребенка есть преимущество, он не сможет опередить школу. Остальные ученики наверняка наверстают упущенное во втором или третьем классе. Если вы заставите ребенка читать до того, как он будет готов, это может помешать вашему ребенку учиться. Дети, которым действительно нравится учиться, с большей вероятностью будут хорошо учиться. Эту любовь к обучению нельзя принуждать. Когда ваш ребенок пойдет в начальную школу, он начнет свое формальное обучение чтению. Есть много способов научить детей читать. Один из способов подчеркивает важность распознавания слов и учит детей понимать значение целого слова по тому, как оно используется. Изучение того, какие звуки представляют буквы - акустика, - это еще один способ обучения детей чтению. Акустика используется, чтобы помочь «расшифровать» или озвучить слова. Еще одна техника - сосредоточение внимания на связях между устным и письменным словом. Большинство учителей используют комбинацию методов для обучения детей чтению. Чтение - важный навык для детей. Большинство детей учатся читать без особых проблем. Если подтолкнуть ребенка к обучению до того, как он будет готов, то научиться читать будет сложно. Но совместное чтение и игры с книгами делают чтение увлекательным. Родители должны участвовать в обучении своего ребенка. Поощрение у ребенка любви к учебе будет иметь большое значение для обеспечения успеха в школе.
Советы по чтениюНиже приведены несколько советов, которые следует помнить, когда ваш ребенок учится читать:
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств. .Должен ли мой маленький ребенок уже читать?Не так давно я проснулся в 3 часа ночи в панике: должен ли мой 4-летний ребенок сейчас читать? Ей нравится, когда мы читаем ей, и она узнает несколько простых слов, но пока не читает самостоятельно. Стоит ли учить ее читать? Неужели я «пропустил записку», в которой объясняется, как? Это беспокойство поднялось, когда я начал расслабляться, думая, что мы избежали детских лет относительно невредимыми. Не могу вспомнить, когда в последний раз у моей дочери случилась полномасштабная истерика.Она наконец-то выходит из фазы «детского голоса», когда гвоздь по классной доске. И в наши дни мы можем выйти из дома менее чем за пять минут, когда нам нужно - обувь (и нижнее белье) в обуви (и нижнее белье), волосы в основном причесаны. Однако посреди той темной ночи я была уверена, что мы с мужем провалили одно из важнейших родительских испытаний: наша дочь еще не умеет читать. Первым делом на следующее утро я заказал «Научите своего ребенка читать за 100 простых уроков» и вздохнул с облегчением от того, что не пренебрегал ключевой родительской обязанностью.Но когда я получил книгу несколько дней спустя, я был поражен тем, насколько непростых казались эти 100 (100!) Уроков. Теперь он пылится на полке в моей спальне. Барабанная дробь, подталкивающая даже самых маленьких детей к чтению и достижению других академических достижений, за последнее десятилетие стала неуклонно громче. А когда ты родитель одного из этих детей, трудно не обращать внимания. Кто иногда не задается вопросом, действительно ли их детский сад, основанный на играх, готовит ребенка к чтению в детском саду? Кто не хочет, чтобы его собственный ребенок был таким же умным, как не по годам развитый трехлетний ребенок друга, который уже умеет читать зеленых яиц и ветчины? Кто не мечтает о том, чтобы их ребенок смог полностью добраться до Гарварда или Стэнфорда? Родительское беспокойство из-за раннего чтенияНекоторые из находок, с которыми родители сталкиваются по дороге в детский сад, помогают разжигать беспокойство по поводу маленьких детей и чтения.Примите во внимание следующее: • качество языковой среды ребенка в возрасте трех лет является надежным показателем успеваемости в чтении в десятом классе Родительские заботы (и приступы предрассветной тревоги) подпитывают процветание рынок программ для раннего чтения, книг и других товаров.В Манхэттене родители тратят большие деньги на подготовительные программы, чтобы найти желанные места в одаренных и талантливых общественных детских садах. «Ваш ребенок умеет читать» - для более экономных! DVD-диски и флэш-карты позволяют родителям самостоятельно проводить обучение за небольшую часть стоимости - то есть до тех пор, пока компания не прекратила свою деятельность в июле 2012 года, после того как ее тактика была оспорена в ходе расследования «Сегодняшнего шоу», жалоба подана Федеральная торговая комиссия и многочисленные коллективные иски. Проблема, по мнению исследователей, в том, что никто не знает, имеет ли какое-то значение принуждение вашего маленького ребенка к чтению. «Нет никаких доказательств того, что обучение детей чтению в раннем возрасте - это хорошо», - говорит доктор Сьюзен Б. Нойман, профессор педагогики Мичиганского университета, специализирующаяся на раннем развитии грамотности. «Нет никаких доказательств того, что это плохо, но просто нет никаких доказательств, так что родители, возможно, тратят большую часть своего - и своих детей - времени, когда они могли бы делать другие вещи, которые действительно способствуют раннему грамотность. Тем не менее, с учетом национальной ориентации на чтение, вызванной «Ни одного отстающего ребенка» и внедрения стандартов Common Core в классе - не говоря уже о жесткой конкуренции за зачисление в лучшие школы и университеты - многие родители ощущают все возрастающее давление, чтобы получить их дети читают как можно раньше, чтобы обеспечить их успехи в учебе. «Мы видим очень много родителей, которые пытаются научить своих детей читать в очень раннем возрасте, по сути, в младенчестве», - говорит Нойман.«Мы думаем, что некоторые из этих ранних усилий могут быть больше сосредоточены на потребностях родителей, чем на потребностях детей». «Я нахожу это явление шокирующим», - говорит доктор Шеннон Айерс, доцент Национального института исследований раннего образования при Университете Рутгерса (NIEER). «Но я не виню родителей. Каждый родитель хочет самого лучшего для своего ребенка. Но они слышат об этом так называемом «окне возможностей» до 5 лет и пугаются. Суть в следующем: да, вашему маленькому ребенку нужны важнейшие навыки до того, как он пойдет в школу, но эти навыки он может получить в процессе игры и на собственном жизненном опыте, а не с помощью карточек. Что нужно читать маленьким детямФактически, факты снова и снова показывают, что очень маленькие дети учатся намного больше через игру, чем в «строгой» академической среде, по словам Элисон Гопник, исследователя из Калифорнийского университета. Беркли и автор книги «Философский младенец: что детские умы говорят нам об истине, любви и смысле жизни» . Притворная игра учит детей, как понимать себя и свой мир, помогает лучше адаптироваться в школе и помогает превратить их в тех, кого она называет «гибкими и сложными мыслителями». Джоан Келли, исследователь языка и грамотности из Гарвардского университета, считает, что отчасти проблема заключается в том, что родители на самом деле не знают, что нужно, чтобы научиться читать, поэтому они готовы потратить много денег на продукты, которые обещают конкретные решения. «Хотя детям нужно знать буквы и звуки, это всего лишь одна часть очень сложной головоломки, когда речь идет о том, как дети учатся читать», - говорит она. Келли говорит, что самое важное, что могут сделать родители, - это создать дома богатую языковую среду.Это означает, что мы стараемся сбалансировать поучительную беседу, которую мы делаем с детьми в течение всего дня («Почистите зубы», «Покормите собаку»), тем, что Келли называет «разъясняющим» языком. Она приводит пример того, как толкает годовалого ребенка в коляске и видит на телефонном столбе табличку «Пропавший кот». Вы можете пройти мимо него или уточнить знак, сказав что-то вроде: «О нет, кто-то потерял свою кошку! Смотри, на табличке написано, что его зовут Пушистый. У Наны есть кот по имени Маффи. Пушистый-Маффи, Пушистый-Маффи, эй, это рифмуется! Помните в книге Curious George , когда кошка взбежала на дерево? Как вы думаете, Пушистый может прятаться на дереве? Давайте взглянем. «Сложный язык устанавливает связи в мозгу - вы почти можете видеть, как нейроны ломаются», - объясняет Келли. «Каждый раз, когда я вижу, как родитель разговаривает по мобильному телефону, толкая коляску, я съеживаюсь, думая обо всех упущенных возможностях развития языка». Профессор образования Сьюзан Нойман согласна с тем, что для поддержки обучения вашего маленького ребенка не требуется специальной подготовки или дорогих продуктов - это просто означает явку. «Родители могут поддержать раннюю грамотность, просто используя в своих интересах все обычные распорядки дня - поход в продуктовый магазин, поход в банк, следуя рецепту», - говорит Нойман.«Все эти занятия приучают детей видеть печать в функциональных условиях и помогают читать». Когда беспокоиться о чтении… когда нетЕсть дети, которым чтение дается очень легко, а есть дети на другом конце спектра, которым очень тяжело. Но Айерс говорит, что дети, находящиеся в середине кривой колокола - подавляющее большинство - должны учиться читать в обычном прогрессе при соответствующем стимуле и поддержке. В целом, мальчики начинают читать позже девочек - мальчики, как правило, позже проявляют интерес и позже начинают - но, по словам Ноймана, они, как правило, догоняют сразу же, как только начинают.Она рекомендует адаптировать время чтения к общей двигательной энергии мальчика - пусть оно будет коротким, приятным и актуальным. Обычно большинство детей начинают читать в первом классе. Если к началу второго класса ваш ребенок не проявил интереса к чтению или учитель высказал опасения по поводу успеваемости вашего ребенка, Айерс говорит, что вам не следует паниковать, но вам следует предпринять решительные действия. «Как только вы узнаете о проблеме, вам просто нужно начать вмешиваться», - говорит она. «Улучшайте их среду чтения как в школе, так и дома и поддерживайте их, чем можете.«Если проблема не исчезнет, обратитесь к специалисту по чтению. Но есть вероятность, что вы все время поступали правильно. «Первое, что вы можете сделать, - это поговорить со своими детьми и почитать детям с самого раннего возраста», - говорит Келли. Способы поддержки ранней грамотности в домашних условиях • Посещайте библиотеку каждую неделю и подружитесь с библиотекарем детей, чтобы получить хорошие, соответствующие возрасту книги. «Новые книги каждую неделю вызывают интерес к чтению», - говорит Келли.«Берите всевозможные книги: в книгах есть повторяющиеся речи, книги, которые немного бросают им вызов, детские стишки». Поделиться в Pinterest Обновлено: 8 марта 2016 г. .Программа обучения чтению детей - Как научить ребенка читать 60 дней - БЕЗ РИСКА, БЕЗ УСЛОВИЙ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |