|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Общая характеристика развития ребенка от 1 до 3 летКраткое содержание. Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех летОбщая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет. Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность —основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотической функцией. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста. Развитие речи у детейраннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве. Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны» игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания. Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки (инсайта). Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза. Особенности развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего детства. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и Прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы. Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том/что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание. Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с помощью которых описываются данные виды жизнедеятельности. Мы будем далее называть продуктивной такую деятельность ребенка, которая содержит в себе попытку трансформировать и преобразовать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает в себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, которые выполняют роль копирования действительности, например восприятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы будем именовать деятельность, содержащую в себе попытку представить воспринимаемую реальность в том виде, в каком она непосредственно дана нашим органам чувств, без стремления субъекта трансформировать или преобразовать ее. Оба вида деятельности определенным образом соотносятся с семиотической функцией, которую мы уже обсуждали в главе 2. Воспользуемся для представления связи продуктивной и репродуктивной деятельности с семиотической функцией следующей терминологией Ф. де Соссюра[15], уточняющей ранее введенные нами понятия- а) признаки — это указатели предметов, тесно связанные с самими предметами, на которые они указывают. Признаки являются частью самого предмета или его неотъемлемыми свойствами. Например, для ребенка звук голоса матери является признаком ее присутствия где-то поблизости; б) символы — указатели, обозначающие предмет, но уже отдаленные, отличные от него и вместе с тем сохраняющие определенное сходство с самим предметом. К примеру, в детской игре белый камешек, похожий на кусочек хлеба, может представлять хлеб, а трава — овощи; в) знаки — указатели, произвольным образом связанные с предметом, не имеющие с ним никакого внешнего или внутреннего сходства. Знак условен и всегда социален, т. е. является общим для многих людей, например буквы и цифры. Конкретизируем также понятие семиотической функции. Ею в более строгом смысле слова, чем это делалось до настоящего времени, будем называть приобретаемую ребенком на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое при помощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т. е. указателей, отделенных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семиотической функцией связаны символические игры, умственные образы и рисунки, подражание и моделирование действительности. Переход от признаков к символам и знакам определенно связан с развитием подражания, которое на сенсомоторном уровне является способом представления кого-либо или чего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы предметов в данном контексте выступают как их внутренняя, психологическая имитация. В свою очередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи. Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет — КиберПедия
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения, психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Происхождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы. Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание. Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с помощью которых описываются данные виды жизнедеятельности. Мы будем далее называть продуктивной такую деятельность ребенка, которая содержит в себе попытку трансформировать и преобразовать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает в себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, которые выполняют роль копирования действительности, например восприятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы будем именовать деятельность, содержащую в себе попытку представить воспринимаемую реальность в том виде, в каком она непосредственно дана нашим органам чувств, без стремления субъекта трансформировать или преобразовать ее. Оба вида деятельности определенным образом соотносятся с семиотической функцией, которую мы уже обсуждали в главе 2. Воспользуемся для представления связи продуктивной и репродуктивной деятельности с семиотической функцией следующей терминологией Ф.де Соссюра*, уточняющей ранее введенные нами понятия: а) признаки — это указатели предметов, тесно связанные с самими предметами, на которые они указывают. Признаки являются частью самого предмета или его неотъемлемыми свойствами. Например, для ребенка звук голоса матери является признаком ее присутствия где-то поблизости; б) символы — указатели, обозначающие предмет, но уже отдаленные, отличные от него и вместе е тем сохраняющие определенное сходство с самим предметом. К примеру, в детской игре белый камешек, похожий на кусочек хлеба, может представлять хлеб, а трава — овощи; в) знаки — указатели, произвольным образом связанные с предметом, не имеющие с ним никакого внешнего или внутреннего сходства. Знак условен и всегда социален, т.е. является общим для многих людей, например буквы и цифры. * Ф.де Соссюр — известный швейцарский языковед.
Конкретизируем также понятие семиотической функции. Ею в более строгом смысле слова, чем это делалось до настоящего времени, будем называть приобретаемую ребенком на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое при помощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т.е. указателей, отделенных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семиотической функцией связаны символические игры, умственные образы и рисунки, подражание и моделирование действительности. Переход от признаков к символам и знакам определенно связан с развитием подражания, которое на сенсомоторном уровне является способом представления кого-либо или чего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы предметов в данном контексте выступают как их внутренняя, психологическая имитация. В свою очередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи.
Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет — МегаобучалкаНаправление:педагогическое образование. Профиль: НО.ДО Составитель: Чулкова М.А. Дисциплина: «Теория и методика познавательного развития детей дошкольного возраста» Данный курс включает: : 4час. лекций, 6 час. практических занятий в III семестре Отчетность: зачет Курс лекций и практических занятий Лекционные занятия (4час) 1). Общее развитие и развитие психики ребенка-дошкольника 2). Познавательное развитие дошкольника Тема№1 Прежде чем говорить о познавательном развитии детей, остановимся на психическом развитии РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ (Онтогенез – индивидуальное развитие от зачатия до смерти) Законы развития психики в онтогенезе 1. Развития имеет свой ритм, который не совпадает с реальным временем, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве 2. Каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития 3. Развитие ребенка есть цепь качественных изменений одной формы в другую, ребенок не маленький взрослый, а другое существо 4. Высшие психические функции возникают как форма сотрудничества с другими людьми, лишь впоследствии становясь внутренними функциями ребенка
Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.
На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.
Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка: 1. овладение прямой походкой; 2. овладение активной речью ; 3. развитие предметной деятельности. Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.
Возрастные особенности развития ребенка от 1 до 3-х лет.Возрастные особенности развития ребенка от 1 до 3-х лет. Социально-эмоциональное развитие. При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого. Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. Общая моторика, моторика рук. Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-двигательная координация. Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. Восприятие, предметно-игровая деятельность. Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге. Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. Психическое развитие. Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела. Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой). Понимание речи. Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда". Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать" Упражнения для развития зрительного сосредоточения Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним. Давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша"). Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой". Если вы видите, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают. Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины. В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: "Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д. Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие. Возрастные особенности детей 1,5 до 3 -х лет | Учебно-методический материал на тему:Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет) Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Чтобы дети осваивали перенос способа действия в другие ситуации и на другие предметы, можно использовать сюжетное конструирование. Для этой цели хороши различные строительные наборы и простые конструкторы при условии, если детям одновременно дают сюжетные фигурки, сомасштабные с постройками из деталей конструктора. Инициативность. Проявляется во всех сферах жизнедеятельности: общении в практической предметной деятельности, самодеятельных сюжетно-отобразительных играх. Все это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству). Поскольку словесные предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее ее устранять (убирать бьющиеся или колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).
Советы: 1. Необходимо научиться разумной опеке. 2. Развивая ребенка как личность, вы повышаете его самооценку. 3. Оценивайте положительные и отрицательные действия ребенка, но никогда не оценивайте его личность. 4. Когда хвалите ребенка, сравнивайте его с ним самим, с его же достижениями, а не с "хорошим соседским сыном". 5. Зря не ругайте, только за что-то. 6. Слово "нельзя" употребляйте, только если это касается безопасности ребенка. 7. Ребенок, которого мало хвалили в детстве, вырастает неуверенным и всю жизнь борется со своими комплексами. 8. Поощряйте самостоятельное решение проблем (с помощью взрослого) и совместную деятельность, от которой ребенок получает удовольствие. Объясняйте следствие и мотивы поступка в доброжелательном тоне. 9. Принимайте ребенка как равного, не предлагайте ему готовых решений. Глава 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТГлава 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ Ранний возраст – закладка основ психики Прежде всего хотелось бы сказать, что даже у новорожденного, только недавно появившегося на свет и ничего не умеющего толком делать, уже есть свой неповторимый характер и к его воспитанию нужно относиться серьезно и ответственно. С самых первых дней маленький человек способен принимать решение, когда ему есть, а когда спать, когда он хочет, чтобы с ним поиграли, а когда хочет просто любви и ласки. Это ли не первое проявление характера? И можете даже не сомневаться: дальше будет развиваться не только сам малыш, но и его характер. А для родителей очень важно в этом постоянном процессе становления личности ребенка не наделать ошибок, которые потом придется исправлять. Попробуем вместе остановиться на основных моментах воспитания детей дошкольного возраста, чтобы легче было ориентироваться на этом трудном, но таком благодарном пути. В первый год жизни ваш малыш получает базовые уроки взаимодействия с другими людьми, ориентируясь на два противоположных полюса: доверие и недоверие к окружающим. Нетрудно догадаться, что степень доверия к окружающему миру, к другим людям и к самому себе в значительной степени зависит от проявляемой к ребенку заботы. Вот почему в это время так важен и необходим телесный и эмоциональный контакт с мамой. Ребенок, получая тепло, внимание и ласку от близких, чувствует, что мир – уютное место, а люди – отзывчивые существа. Если за малышом не осуществляется должный уход и он не получает достаточно внимания, в нем вырабатываются боязливость, подозрительность, страх и недоверие. К 2–3 годам благодаря совершенствованию моторных и психических способностей у малыша появляется возможность обрести некоторую независимость. Если родители позволяют ребенку все делать самому и не торопят его, то у него развиваются самостоятельность, уверенность в себе и умение владеть собой, своим телом. Он учится управлять своим жизненным пространством. Но если воспитатели регулярно выказывают раздражение и спешку, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Рассматривая развитие психических функций, отметим прежде всего, что раннее детство – самый оптимальный период для усвоения речи. Умиляющее родителей смешное гуканье первых недель, то есть «автономная речь» ребенка, довольно быстро (обычно в течение полугода) видоизменяется и исчезает. Необычные и по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи: • к 1 году словарь ребенка – 10 слов; • к 1 году 8 месяцам – 100 слов; • к 2 годам – 300 слов и более; • к 3 годам – 1000–1500 слов. Первые предложения малыш начинает составлять примерно в 1,5 года, включая в них не более 2–3 слов. Это чаще всего человек и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие или предмет и место действия («книга там»). К 3 годам речь становится полноценным средством общения. Помимо речи в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, внимание, память, мышление. Восприятие доминирует среди всех психических функций. В этом возрасте наблюдаются самые простые формы воображения, такие как предвосхищение (например, когда малыш радуется тому, что сейчас его возьмут на ручки), но творческого воображения еще нет. Это значит, что маленький ребенок не способен что-то выдумать или обмануть. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Подавляющую часть времени своего бодрствования младенец посвящает изучению окружающих его вещей. Ученые называют это предметной деятельностью. Предпосылки предметной деятельности формируются с самого первого дня жизни. Она позволяет ребенку понять, для чего предназначены окружающие его предметы (которыми могут являться и части собственного тела) и как следует с ними обращаться. Следует помнить, что самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не сможет понять назначение предмета. Этапы развития предметной деятельности: • 1-й этап: 1–1,5 года – ребенок не знает функций предметов; • 2-й этап: 2–2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом; • 3-й этап: после 2,5 года – отделение действия от предмета: ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства). Проявление личности в раннем возрасте Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к 3 годам, возникает местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в полном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии себя, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Вот основные его признаки: 1) Негативизм. Ребенок дает отрицательную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает чего-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. 2) Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. 3) Обесценивание. Этот признак особенно важен, так как будет присутствовать и в последующие годы, и в последующих переходных периодах. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам), и т. д. 4) Строптивость. Она близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков). 5) Своеволие – желание ребенка делать все самому; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности. В 3 года малыш стремится к самостоятельности намерения (автономии). 6) Протест – бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. 7) Деспотизм – когда ребенок пытается диктовать свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Хотелось бы лишний раз напомнить о том, что каждый малыш развивается по-своему и, соответственно, все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРесвозрастов и этапов развития ребенка | Рождение - Подросток
Дети проходят различные периоды развития, от младенцев до молодых взрослых. На каждом из этих этапов происходят множественные изменения в развитии мозга. То, что происходит, и примерно, когда это происходит, определяется генетически. Однако обстоятельства окружающей среды и обмены мнениями с ключевыми людьми в этой среде имеют значительное влияние на то, как каждый ребенок получает пользу от каждого события развития. Возраст и этапы - это термин, используемый для обозначения значительных периодов на временной шкале человеческого развития. На каждой стадии рост и развитие происходят в основных областях развития, включая физическое, интеллектуальное, языковое и социально-эмоциональное. Наша цель - помочь родителям понять, что происходит в мозгу и теле их ребенка в течение каждого периода, с надеждой, что они смогут оказать необходимую поддержку, поощрение, структуру и вмешательства, чтобы позволить ребенку прогрессировать на каждом этапе. максимально плавно и успешно, основываясь на уникальном наборе качеств и интересов каждого ребенка. Ребенок (рождение - 2 года) - Советы по развитию и воспитанию ребенкаВоспитание ребенка, особенно в первый раз, одновременно увлекательно и сложно. Это время для развития связей, которые продлятся всю жизнь, предоставляя ребенку внутренние ресурсы для развития самооценки и способности позитивно относиться к другим. Это также время для родителей начать узнавать, кто этот новый человек. Каждый ребенок уникален, и крайне важно, чтобы родители научились понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальные характеристики и способности каждого ребенка. Советы по развитию и воспитанию малышей (18 месяцев - 3 года)Когда ребенок делает первые шаги самостоятельно, начинается новый этап в развитии. На этом этапе дети могут свободно перемещаться по своему миру. Это время для активного изучения окружающей их среды. Значительно возрастает языковое развитие, что приводит к изучению названий интересующих объектов, способности спрашивать о вещах, и, когда они обнаруживают свою независимую природу, да, они развивают способность говорить «Нет!» На этом этапе развития основной проблемой является развитие того, что психологи называют эмоциональной регуляцией.В этот период часто случаются «срывы», но родители могут использовать связь, развившуюся в младенчестве, чтобы помочь ребенку научиться регулировать свое эмоциональное выражение и начать понимать трудную концепцию задержки удовлетворения. Хотя кажется, что они инстинктивно способны сказать «Нет», малышам также нужна помощь, чтобы научиться принимать «Нет» от других. Советы по развитию и воспитанию дошкольников (от 3 до 6 лет)Дошкольники переходят из раннего возраста в новый мир исследований и формального обучения. Большинство из них начали или пойдут в дошкольные учреждения или дошкольные учреждения и завершат этот период развития, поступив в обычную школу либо в детский сад, либо в первый класс.Поскольку детский сад стал более академическим и часто повторяет то, что раньше было первым классом, дети обычно переходят в детский сад в возрасте шести лет. Дошкольники открыты для изучения чисел, букв, чтения и простой математики. Это также критический период для изучения музыки. Они улучшают свою крупную моторику и мелкую моторику, что побуждает их интересоваться искусством, ремеслами и всевозможными игрушками для езды (фургоны, скутеры, велосипеды и т. Д.). Они также развивают спортивные навыки в раннем возрасте, что часто приводит к участию в организованных видах спорта к концу этого периода развития. Самым важным способом обучения в этот период является игра. Представьте, что всевозможные игры привлекательны и способствуют развитию языка, социализации и творческих способностей. Интерес к изучению окружающей среды способствует раннему интересу к науке. Им также нравится строить вещи из предметов вокруг дома, а также такие строительные наборы, как Lego, Kinex, блоки и другие. Советы по развитию и воспитанию детей школьного возраста (от 6 до 12 лет)Воспитание детей школьного возраста может быть приятным занятием.Наблюдать, как они пробуют что-то новое, подбадривать их на спортивных мероприятиях и аплодировать их достижениям на концертах - это обычно одни из ярких моментов для большинства родителей. Однако достижению успеха часто предшествует разочарование, а иногда и умение принимать свои слабости, а также отмечать и использовать сильные стороны. Хорошо подготовленные родители могут быть отличными тренерами для своего ребенка, чем бы он ни занимался. В то время как малыши и дошкольники нуждаются в постоянном присмотре, дети школьного возраста постепенно становятся готовы к большей самостоятельности.Однако многим нелегко научиться делать правильный выбор и проявлять самодисциплину. Родителям необходимо привить моральный кодекс, который ребенок постепенно усваивает. Когда дети борются с этими важными задачами, родители должны иметь возможность похвалить и ободрить их, но они также должны иногда позволять своим детям испытать естественные последствия своего поведения или предлагать логические следствия, чтобы помочь им учиться на ошибках. Воспитание подростков - Советы по развитию подростков и воспитанию (13–18 лет)Несомненно, что для большинства семей подростковый возраст представляет собой проблему как для родителей, так и для детей. Среднюю школу не вспоминают с любовью большинство ее учеников. Часто это чревато пугающими изменениями тела, издевательствами со стороны сверстников и новым всплеском независимости. Это приводит к пассивно-агрессивному поведению («Я сделаю это через минуту»), самосознанию («На что ты пялишься?») И неуверенности в себе («Я ни в чем не силен»). и / или чрезмерная самоуверенность («Ну, я думал, что смогу это сделать») и, конечно, капризность («Оставь меня в покое»). Одним из важных аспектов жизни подростка являются его студенческие годы.В это время он идет в институт и знакомится с новым. А также соблазны. Включая алкоголь и вечеринки. По законам США он может пробовать алкоголь только с 21 года. Однако поддельные идентификаторы теперь легко доступны для покупок в Интернете. Ваш подросток может купить их на сайтах id god и получить через пару дней. Будьте осторожны и так же. Средняя школа обычно лучше для большинства. Пришло время начать определять себя и реалистично размышлять о будущем. Ускоряется развитие навыков для подготовки к поступлению в колледж или по программам профессионального обучения, а таланты совершенствуются.Оттачиваются социальные навыки, и отношения приобретают более серьезный характер. Давление со стороны сверстников достигло максимума, и в сегодняшнем подростковом обществе существует больше заманчивых уклонений, чем когда-либо. В подростковом возрасте дети нуждаются в своих родителях больше, чем когда-либо. Исследования показывают, что в позитивной семейной среде, включая веселые семейные занятия, открытое общение родителей и детей и поощрение к участию в позитивных внеклассных мероприятиях, подростки могут относительно легко ориентироваться в эти годы. .4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд2002; Копонен и др., 2013; Passolunghi et al., 2007). Знание математики в дошкольном учреждении предсказывает успеваемость по математике даже в старшей школе (Национальная консультативная группа по математике, 2008 г .; NRC, 2009 г .; Стивенсон и Ньюман, 1986 г.). Математические способности и языковые способности также взаимосвязаны как взаимоусиливающие навыки (Duncan et al., 2007; Фарран и др., 2005; Леркканен и др., 2005; O’Neill et al., 2004; Praet et al., 2013; Purpura et al., 2011). Действительно, математическое мышление выходит за рамки компетенции с числами и формами, чтобы сформировать основу для общего познания и обучения (Клементс и Сарама, 2009; Сарама и др., 2012), а проблемы с математикой - лучший предиктор неудач с окончанием средней школы. Таким образом, математика является основным предметом и ключевым компонентом мышления и обучения (Duncan and Magnuson, 2011; Duncan et al., 2007). Учитывая его общую важность для академической успеваемости (Sadler and Tai, 2007), дети нуждаются в прочном фундаменте математических знаний в самые ранние годы. Многочисленные анализы показывают, что изучение математики должно начинаться рано, особенно для детей, которым в будущем грозят трудности в школе (Byrnes, Wasik, 2009; Clements and Sarama, 2014). Задолго до первого класса дети могут выучить навыки и концепции, которые позже будут способствовать более сложному пониманию математики. Особенно важные области математики для изучения детьми раннего возраста включают числа, которые включают целые числа, операции и отношения; геометрия; пространственное мышление; и измерения.Детям также необходимо развивать навыки как общих, так и специальных математических рассуждений (NRC, 2009). Если дать возможность учиться, маленькие дети обладают удивительно широкими, сложными и изощренными, хотя и неформальными, знаниями математики (Baroody, 2004; Clarke et al., 2006; Clements et al., 1999; Fuson, 2004; Geary, 1994; Томсон и др., 2005). В свободное время почти все дошкольники в значительной степени занимаются предматематической деятельностью. Считают предметы; сравнивать величины; и исследуйте закономерности, формы и пространственные отношения.Важно отметить, что это верно независимо от уровня дохода или пола ребенка (Seo and Ginsburg, 2004). Дошкольники также могут, например, научиться изобретать решения простых арифметических задач (Сарама и Клементс, 2009). Качественное математическое образование может помочь детям реализовать свой потенциал в достижении математических результатов (Doig et al., 2003; Thomson et al., 2005). Однако, если такое образование не начнется и не будет продолжаться в первые годы жизни, многие дети окажутся на траектории, по которой им будет очень трудно догнать своих сверстников (Rouse et al., 2005). Как обсуждается далее в главе 6, классы для детей младшего возраста обычно плохо подходят для помощи детям в изучении математики и недооценивают их способность делать это. В некоторых случаях у детей может даже наблюдаться регресс в некоторых математических навыках в дошкольном и детском саду (Farran et al., 2007; Wright, 1994). Математику следует представить как более .периодов человеческого возрастаПериоды человеческого возраста Пренатальный период (280 дней до рождения) Внутриутробное развитие - это этап первых проявлений моторики человека. Детство 1) Новорожденный (6 недель) период врожденных рефлекторных движений 2) Кормление грудью (от 6 недель до 1 года) Период выпрямления тела, хватания и передвижения 3) Раннее детство (от 1 до 3 лет) Период развития ходьбы, бега и обращения с предметами 4) Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) период развития новых, в основном общих движений 5) Школьное детство (от 7 до 11 лет) Период углубленного моторного обучения Подростковый возраст 1) Половое созревание (от 11 до 15 лет) Период дифференциации и восстановления моторики 2) Подростковый возраст (от 15 до 20 лет) период интеграции и завершения моторного развития Взрослая 1) Ранняя зрелость (от 20 до 30 лет) Период апогея двигательной эффективности 2) Средний возраст (от 30 до 45 лет) Период стабилизации двигательной эффективности 3) Поздний зрелый возраст (от 45 до 60 лет) Период снижения двигательной эффективности Старость 1) Ранний возраст (от 60 до 75 лет) период начальной инволюции моторных навыков человека 2) Средний возраст (от 75 до 90 лет) Период инволюции моторики человека 3) Поздняя старость (старше 90 лет) Период снижения моторики человека Внутриутробное развитиеПродолжительность: 10 лунных месяцев = 280 дней (установка срока беременности, первая дата в соответствии с размером эмбриона, вторая дата в соответствии с первыми внешними движениями плода) Отдел: Эмбриональный период = первые два лунных месяца Период плода = оставшиеся восемь лунных месяцев Фиг.9 Внутриутробное развитие (взято из http://www.obrazky.cz/) Типы рефлекторных движений Дыхательные движения (8 неделя) Оральная активность и анальный рефлекс (9 неделя) Флексионные движения конечностей (10-11 неделя) Разгибательный рефлекс туловища, хватательный рефлекс и мимика (неделя 12) Детство - новорожденный (28 дней - 2 месяца)Соматические характеристики: средний вес при рождении 3.5 кг, рост при рождении около 50 см. Вначале прибавка в весе составляет 1-1,5 кг в неделю за счет жировых отложений. Двигательные характеристики: преобладает голокинетическая динамика (греч. Holos = целое): параллельное несогласованное движение всех конечностей со значительным гипертонусом мышц. Для оценки нормальности развития используются рефлекторные движения. Мы различаем:
Рефлекс дыхания Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Голокинетический механизм Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Рефлекс ходьбы Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Рефлекс подмигивания Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Рефлекс ползания Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Сосательный рефлекс Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Тоник шейный рефлекс Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Захватывающий рефлекс Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Психические характеристики: ребенок спит до 20 часов в сутки, имеет положительные реакции на близких родственников и воду; при погружении в воду он обычно оставляет глаза и рот открытыми, но не дышит в воде. Кормление (2-12 месяцев)Соматические характеристики: постепенное завершение роста новорожденного и переход к росту ребенка с регулярным приростом 3-5 см в год и 2-3 кг в год.Уменьшение количества жира в организме. Значительное изменение пропорций головы к телу. Рис. 10 Достижение вертикальной позы ребенка (адаптировано из Мекоты, Коваржа, Štěpnička, 1988, 41) Двигательные характеристики: период выпрямления тела, постепенно начинает проявляться монокинетическая динамика (2-5 месяцев), мышечная гипотония, с 5-го по 12-й месяц наступает дромокинетическая стадия, которая проявляется созреванием нервной системы, началом зрительной и звуковой коммуникации и развитие связи глаза и руки. Психические характеристики: выраженный эгоцентризм, призыв к вниманию, постепенное прекращение грудного вскармливания и переход на мягкую пищу с меньшим содержанием жира, интервалы между сном постепенно увеличиваются с 3 до 6-8 часов. Раннее детство (малыши) 1-3 годаСоматические характеристики: в связи с прекращением кормления грудью значительно замедляется прирост веса, до 2-летнего возраста начинают прорезывать лиственные стебли, меняется силуэт ребенка (пропорции головы и тела, больший обхват груди). Характеристики двигателя: малышка начинается в возрасте 1 года (выпуклый живот, наклон туловища назад, широкая дорожка, согнутые нижние конечности, частота 170 шагов в минуту, неспособность сохранять прямое направление) подъема по лестнице в 2 года (сначала поднимается одной ногой, а другой подтягивает, только потом чередует обе ноги), ребенок начинает бегать в 3 года, этап полета должен пройти в 37 месяцев (106 см, 16 кг) можно использовать простой контрольный тест - 10 м, если ребенок может пройти менее чем за 6 с, движение можно рассматривать как бег. в возрасте 1 года ребенок начинает катать предметы, бросать ниже руки, в 2 года он начинает уметь ловить большие и легкие мячи (пляжные мячи наиболее подходят), к концу 3 -го года года мы можно начать практиковать бросок через руку В этом возрасте дети естественно ищут другие двигательные навыки, такие как переворачивание, кувырки, полых подвешивания, лазание и преодоление препятствий, катание на трехколесных велосипедах, детский бобслей и санки. Психические характеристики: дети этого возраста требуют физического контакта с родителями в виде объятий и ласк, они постепенно выстраивают социальный контакт, сначала многие дети играют только бок о бок, а уже потом они играют вместе. Дошкольное детство (период детских игр) 4-7 летСоматические характеристики: значительное изменение силуэта, снижение частоты сердечных сокращений, увеличение доли мышц (точнее, уменьшение доли жировой ткани). Моторные характеристики: повышение поперечной устойчивости с 4 -го по год в результате использования инструментов (столовые приборы, карандаш,…), увеличение длины шага при ходьбе или беге, дети начинают прыгать (сначала прыжки в воду, затем прыжки в длину) при броске и ловле руки движутся к мячу в этот период, не следует отговаривать ребенка быстрыми передачами, иначе ребенок может не отрываться от головы или закрывать глаза, другие популярные двигательные навыки включают удары ногами (4-5 лет), ведение мяча (5-6 лет), качающиеся, подвесные, горки, опоры, рулоны, опрокидывания. Психические характеристики: поступление в школу приводит к принятию социальных ролей, улучшению мышления и речи (3500 слов), мелкой моторике, в основном верхних конечностей. Школьники (младший школьный возраст) 7-11 летСоматические характеристики: постоянный рост (5-6 см в год, 2-3 кг в год), однако есть случаи первых примеров детского ожирения (6% у 6-летних и 16% у 8-летних). лет), в 11 лет девочки превосходят мальчиков по росту и весу за счет более раннего взросления.В этом возрасте важен способ удержания тела (школьная сумка переносится на обоих плечах, растягивается после длительного сидения в школе). Двигательные характеристики: большая послушность - период, подходящий для развития навыков, избыточных движений (называемых двигательной роскошью), спонтанная двигательная активность занимает до 5 с половиной часов в день, гипермоторные (гиперкинетические) дети по сравнению с гипомоторными (гипокинетическими) детьми. Психические характеристики: заводить первых постоянных друзей, половое созревание ведет к неповиновению, созданию иерархии ценностей и представлению собственного мнения. Опушение - период дифференциации и восстановления моторики (11-15 лет)Соматические характеристики: период скачка роста (пик высокой скорости), который, помимо роста ребенка, проявляется еще и половым ростом. Большинство органов растут, вторая смена фигуры. Вторичные половые признаки, половая зрелость. Двигательные характеристики: ухудшение координации движений (беглость, точность), увеличение длины бегового шага (40 см) после удлинения нижних конечностей на 15 см, уменьшение частоты шагов 4.1 Гц - 3,9 Гц. Искажение динамики и худшая экономия движения. Крайности в моторных навыках (чуткость-дряблость, способность справляться с трудными задачами - преодоление легких). Двигательная активность значительна у детей, занимающихся спортом - до 5 часов в день. Психические характеристики: эмоциональное развитие эмоций, повышенная чувствительность, эмоциональная лабильность, начало формального абстрактного мышления. Хороший режим питания важен для роста (минимум 9 с половиной часов сна и здоровое питание поддерживают рост). Подростковый возраст - период интеграции моторики (15-20 лет)Соматические характеристики: завершение физического роста, половая зрелость, жировые отложения (мальчики - единым тонким слоем по всему телу, девочки - живот, ягодицы, бедра), туловище нарастает объемно, мускулы видны, женское тело округляется. Характеристики двигателя: интеграция моторных навыков и их гармонизация Þ второй кульминационный момент моторики Индивидуализация: - уровень развития (большой диапазон характеристик) широкое и глубокое развитие движения характеристики движения - размах и интенсивность движения Стабилизация: - коэффициент корреляции при повторном измерении (напр.грамм. прыжок с места 0,53 с основным школьника и 0,7 со студентами вузов) формируют образ жизни Моторная дифференциация по полу: - ходьба (разная длина шага, девушки двигают бедрами) бег (разная длина и частота шагов) разница в силе ок. 30%, в скорости около 10% в пользу мужчин - женщины более эффективны в навыках (в основном в балансе, ритмических способностях и подвижности суставов) Психологические характеристики: завершение умственного взросления (место в типологии не меняется).Формальное логическое мышление на очень высоком уровне, философское мышление, высокий уровень умственного творчества в разных областях (музыка, поэзия, искусство и т. Д.). Взрослая жизнь (высшая точка)Дифференциация: - Ранняя зрелость (мецитма): период воспроизводства (рождаются 80% детей), формирование рабочих моторных навыков, приобретение опыта, пик спортивной активности, стадия кульминации двигательной активности у большинства спортсменов - Средний возраст (взросление): стадия стабилизации работоспособности, вначале первые изменения клеток, в конце наступает период менопаузы, апогей научной и артистической деятельности, гимнастическая активность снижается, ее заменяют здоровые прогулки меньшей интенсивности - Поздний зрелый возраст (интеревиум): стадия снижения двигательной работоспособности, появляются симптомы хронических заболеваний (несбалансированный режим дня, последствия современного образа жизни), снижается репертуар двигательных навыков, период уравновешивания. Рис. 11 Лучшее выступление Э. Затопека, Д. Затопкова и Я. Железны (Вобр, 2003) Старость - сениумДифференциация: Ранняя старость (60-75 лет) Средний возраст (75-90 лет) Поздняя старость (старше 90 лет) Биологические признаки старения: заметны на всех тканях и клетках (в основном нервной и эндокринной системы), метаболизм замедляется, снижается адаптивность, понижается сопротивляемость инфекциям, ухудшается чувственное восприятие. Двигательное состояние: двигательные способности регрессируют более резко (в основном за счет скоростных способностей), менее резкий регресс статико-силовых способностей, способности к выносливости снижаются прим. 50%; на такое снижение, однако, могут положительно повлиять тренировки (70-летние марафонцы), изменения в удержании тела (кифоз в пожилом возрасте), сокращение длины шага (до 1/4), плохая координация рук, чрезмерный подъем ног, смещение оси. Психические признаки старения: снижение некоторых компонентов интеллекта (память, гравировка), частичный эгоцентризм (решение только собственных проблем). .Понимание этапов развития ребенкаНаходится ли этот ребенок в развитии? Это вопрос, который родители, педиатры, педагоги и воспитатели задают снова и снова, когда дети растут и меняются. Чтобы ответить на этот важный вопрос, эксперты по развитию детей создали множество различных диаграмм и контрольных списков, которые помогут вам отслеживать развитие ребенка в нескольких ключевых областях:
Знайте, что вы увидите некоторые различия между списками.Исследователи из Бостонской детской больницы просмотрели четыре самых известных контрольных списка развития ребенка и обнаружили, что в них упоминается в общей сложности 728 различных навыков и способностей. Что еще более важно, только 40 из этих этапов развития отображаются во всех четырех контрольных списках, что вызывает вопрос: должны ли вы полагаться на один контрольный список? Хороший подход, по мнению этих исследователей, - это начать с разговора с педиатром вашего ребенка или лечащим врачом. Меры, которые используют врачи, могут отличаться от тех, которые родители могут найти в печатных или онлайн-списках. Лечащий врач вашего ребенка может проверить вашего ребенка на любые задержки в развитии с помощью проверенных инструментов во время или в промежутках между посещениями лечебного учреждения. Это также может помочь думать о развитии как об индивидуальном прогрессе, а не как о списке квадратов, которые вы должны отмечать через определенные заданные промежутки времени. Если прогресс останавливается или кажется, что он остановился, пора поговорить с лечащим врачом вашего ребенка. Если есть задержка, ее раннее выявление иногда может иметь большое значение для ребенка. Каковы вехи развития? Каждый ребенок растет и развивается в индивидуальном темпе. Вот некоторые общие вехи для каждого возрастного периода. инструменты для анализа развития вашего ребенка В этот период глубокого роста и развития младенцы быстро растут и изменяются. Врачи рекомендуют вам много разговаривать с ребенком на этом этапе, потому что слышание вашего голоса поможет ему развить коммуникативные навыки. Другие предложения:
Таблица развития: от рождения до 18 месяцевВ первые годы жизни детям по-прежнему требуется много сна, хорошее питание и близкие, любящие отношения с родителями и опекунами. Врачи Детской больницы Сиэтла дают следующие советы по созданию безопасного, благоприятного пространства для максимального раннего роста и развития вашего ребенка:
Таблица развития: от 18 месяцев до 2 летВ дошкольные годы дети становятся все более независимыми и способными.Их естественное любопытство, вероятно, будет стимулироваться, потому что их мир расширяется: новые друзья, новый опыт, новая среда, такая как детский сад или детский сад. В этот период роста CDC рекомендует вам:
Таблица развития: от 3 до 5 летВ школьные годы дети быстро обретают самостоятельность и компетентность. Друзья становятся более важными и влиятельными. На уверенность ребенка в себе влияют академические и социальные проблемы, возникающие в школьной среде. По мере взросления детей задача родителей состоит в том, чтобы найти баланс между обеспечением их безопасности, соблюдением правил, поддержанием семейных связей, предоставлением им возможности принимать некоторые решения и поощрением их к принятию возрастающей ответственности. Несмотря на их быстрый рост и развитие, они по-прежнему нуждаются в родителях и опекунах, чтобы устанавливать границы и поощрять здоровые привычки. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ваш ребенок оставался здоровым:
Таблица развития: школьный возрастЕсли вам интересно, может ли какой-то аспект развития ребенка задерживаться, у вас есть несколько вариантов. Сначала поговорите с педиатром вашего ребенка и попросите его пройти обследование. Инструменты скрининга, используемые врачами, более тщательны, чем онлайн-контрольные списки, и могут дать вам более надежную информацию о способностях и прогрессе вашего ребенка. Вы также можете попросить своего педиатра направить его к специалисту по развитию, например к детскому неврологу, эрготерапевту, логопеду или лингвисту или психологу, специализирующемуся на оценке состояния детей. Если вашему ребенку меньше трех лет, вы можете обратиться в программу раннего вмешательства в вашем штате. Если вашему ребенку 3 года или больше, вы можете поговорить с директором специального образования в государственной школе рядом с вашим домом (даже если ваш ребенок не учится в этой школе), чтобы попросить пройти оценку развития. Убедитесь, что вы записали дату и имя директора, чтобы при необходимости можно было следить. Очень важно, чтобы вы действовали сразу же, если подозреваете задержку в развитии или нарушение, потому что многие проблемы развития можно решить более эффективно с помощью раннего вмешательства. Во время скрининга поставщик медицинских услуг может задавать вам вопросы, общаться с вашим ребенком или проводить тесты, чтобы узнать больше о том, что ваш ребенок может и что еще не может делать. Если у вашего ребенка есть заболевание, он родился рано или подвергся воздействию токсина окружающей среды, такого как свинец, врач может чаще проводить проверки развития. Разговор с родителями о вехах Младенцы, малыши и дети школьного возраста по мере взросления постоянно развивают новые навыки и способности. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе. Использование контрольных списков этапов развития может быть полезно для родителей и опекунов, которые хотят быть уверены, что ребенок растет здоровым образом. Но также важно хорошо записываться на приемы с детьми, поскольку на каждом из них проверяется развитие. Если вас беспокоит возможность пропуска контрольной точки, врач вашего ребенка может обсудить это с вами и при необходимости провести скрининг развития, чтобы получить более четкую картину. Вы также можете связаться со специалистами по развитию, программами раннего вмешательства и программами специального обучения в местных школах, чтобы провести оценку ребенка. Крепкие связи между родителями и детьми, хорошее питание, достаточный сон и безопасная, благоприятная среда дома и в школе помогут обеспечить детям наилучшие шансы на развитие, как им положено. .малышей (1-2 года) | CDC Информация для родителей CDC (подростки 12–19) Информация о здоровом весе CDC. Рекомендации CDC по физической активности для молодежи Профилактика беременности для подростков CDC. БАМ! Body and Mind Информация CDC о здоровье молодежи лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров Американская академия детской и подростковой психиатрииexternal icon Выберите мою тарелку внешний значок HealthyChildren.orgexternal icon Just in Time Parentingexternal icon (JITP) Let's Move-Kidsexternal icon Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA) Национальный институт психического здоровьяtheexternal icon StopBullying.goveвнешний значок Приложение "KnowBullying" SAMHSA: внешний значок Управление служб наркологической и психиатрической помощи (SAMHSA) external icon Teens Healthexternal icon 10 важных факторов, влияющих на рост и развитие ребенкаПоследнее обновление То, как дети растут и развиваются, зависит как от внутренних, так и от внешних факторов окружающей среды, некоторые из которых мы не можем контролировать. Хорошее понимание того, что нужно детям на каждом этапе их роста и развития, помогает нам лучше их воспитывать. Видео: Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка
Как определяются рост и развитие?Хотя термины «рост» и «развитие» используются как синонимы, биологически они имеют разные значения.Рост относится к постепенным изменениям физических характеристик, таких как рост, вес, размер и т. Д., Тогда как развитие относится к качественным изменениям в росте упорядоченным и значимым образом, которые приводят к зрелости. Рост и развитие взаимно дополняют друг друга, неразделимы и происходят одновременно. Например, большинство младенцев к тому времени, когда они вырастут до 8 месяцев, могут весить от 8 до 10 килограммов и могут сидеть. 10 факторов, влияющих на рост и развитие ребенкаПрирода и воспитание способствуют росту и развитию детей.Хотя то, что даровано природой, постоянно, воспитание тоже имеет большое значение. Вот несколько факторов, влияющих на рост и развитие детей. 1. НаследственностьНаследственность - это передача физических характеристик от родителей детям через их гены. Он влияет на все аспекты внешнего вида, такие как рост, вес, строение тела, цвет глаз, структуру волос и даже интеллект и способности. Заболевания и состояния, такие как сердечные заболевания, диабет, ожирение и т. Д., также могут передаваться через гены, тем самым отрицательно влияя на рост и развитие ребенка. Однако факторы окружающей среды и воспитание могут дать лучшее из уже имеющихся качеств генов. 2. Окружающая средаОкружающая среда играет решающую роль в развитии детей и представляет собой совокупность физических и психологических стимулов, которые получает ребенок. Некоторые из факторов окружающей среды, влияющих на развитие детей в раннем возрасте, включают физическое окружение и географические условия места, в котором живет ребенок, а также его социальное окружение и отношения с семьей и сверстниками.Легко понять, что хорошо воспитанный ребенок добивается большего успеха, чем обездоленный; Этому способствует среда, в которую дети постоянно погружаются. Хорошая школа и любящая семья развивают у детей сильные социальные навыки и навыки межличностного общения, которые позволят им преуспеть в других областях, таких как учеба и внеклассные занятия. Это, конечно, будет по-другому для детей, выросших в стрессовой среде. 3. ПолПол ребенка - еще один важный фактор, влияющий на физический рост и развитие ребенка.Мальчики и девочки растут по-разному, особенно в период полового созревания. Мальчики обычно выше и физически сильнее девочек. Однако девочки, как правило, быстрее взрослеют в подростковом возрасте, тогда как мальчики созревают дольше. Физическая структура их тел также имеет различия, которые делают мальчиков более спортивными и подходящими для занятий, требующих физической активности. Их темпераменты тоже различаются, что заставляет проявлять интерес к разным вещам.
4. Физические упражнения и здоровьеСлово «упражнения» здесь не означает физические упражнения как дисциплину или детей, сознательно занимающихся физическими упражнениями, зная, что это поможет им расти.Под упражнениями здесь понимаются обычные игры и занятия спортом, которые помогают телу увеличить мышечную силу и нарастить костную массу. Правильные упражнения помогают детям хорошо расти и достигать поставленных целей вовремя или раньше. Упражнения также поддерживают их здоровье и борются с болезнями, укрепляя иммунную систему, особенно если они играют на улице. Это связано с тем, что игры на открытом воздухе подвергают их воздействию микробов, которые помогают им повысить сопротивляемость и предотвратить аллергию. 5. ГормоныГормоны относятся к эндокринной системе и влияют на различные функции нашего организма.Они вырабатываются различными железами, расположенными в определенных частях тела, для выработки гормонов, контролирующих функции организма. Их своевременное функционирование имеет решающее значение для нормального физического роста и развития детей. Дисбаланс в функционировании гормональных желез может привести к дефектам роста, ожирению, поведенческим проблемам и другим заболеваниям. Во время полового созревания гонады вырабатывают половые гормоны, которые контролируют развитие половых органов и появление вторичных половых признаков у мальчиков и девочек. 6. ПитаниеПитание является критическим фактором роста, поскольку все, что нужно организму для построения и восстановления, поступает из пищи, которую мы едим. Недоедание может вызвать дефицитные заболевания, отрицательно влияющие на рост и развитие детей. С другой стороны, переедание в долгосрочной перспективе может привести к ожирению и проблемам со здоровьем, таким как диабет и болезни сердца. Сбалансированная диета, богатая витаминами, минералами, белками, углеводами и жирами, необходима для развития мозга и тела. 7. Семейное влияниеСемьи оказывают самое глубокое влияние на воспитание ребенка и определение путей его психологического и социального развития. Независимо от того, воспитываются ли они своими родителями, бабушками и дедушками или опекунами, они нуждаются в элементарной любви, заботе и вежливости, чтобы развиваться как здоровые функциональные личности. Самый положительный рост наблюдается, когда семьи вкладывают время, энергию и любовь в развитие ребенка посредством таких занятий, как чтение им, игры с ними и глубокие содержательные беседы.Семьи, которые жестоко обращаются с детьми или пренебрегают ими, могут повлиять на их позитивное развитие. Эти дети могут оказаться людьми с плохими социальными навыками и трудностями в установлении отношений с другими людьми во взрослом возрасте. Воспитание с помощью вертолета также имеет отрицательные последствия, поскольку оно делает детей зависимыми от родителей даже в молодом возрасте и неспособными самостоятельно справляться с жизненными трудностями. 8. Географические влиянияМесто, где вы живете, также оказывает большое влияние на то, как будут выглядеть ваши дети.Школы, которые они посещают, район, в котором они живут, возможности, предлагаемые сообществом и кругом сверстников, - вот некоторые из социальных факторов, влияющих на развитие ребенка. Жизнь в развивающемся сообществе, где есть парки, библиотеки и общественные центры для групповых занятий и занятий спортом, - все это играет роль в развитии навыков, талантов и поведения ребенка. Неинтересные сообщества могут подтолкнуть некоторых детей не выходить часто на улицу, а вместо этого играть в видеоигры дома. Даже погода в каком-либо месте влияет на детей в виде телесных ритмов, аллергии и других заболеваний. 9. Социально-экономическое положениеСоциально-экономический статус семьи определяет качество возможностей, которые получает ребенок. Обучение в более дорогих школах определенно имеет преимущества в долгосрочной перспективе. Состоятельные семьи также могут предложить своим детям более качественные учебные ресурсы и предоставить им особую помощь, если в ней нуждаются дети. Дети из более бедных семей могут не иметь доступа к образовательным ресурсам и полноценному питанию, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. У них также могут быть работающие родители, которые работают слишком много часов и не могут уделять достаточно времени своему развитию.
10. Обучение и подкреплениеОбучение - это гораздо больше, чем просто обучение. Это также связано с психологическим, интеллектуальным, эмоциональным и социальным развитием ребенка, чтобы он работал в обществе как здоровые функциональные личности. Здесь происходит развитие ума, и ребенок может достичь некоторой зрелости. Подкрепление - это компонент обучения, при котором действие или упражнение повторяются и уточняются, чтобы закрепить извлеченные уроки.Пример - игра на музыкальном инструменте; они научатся играть на нем по мере практики игры на инструменте. Следовательно, любой преподанный урок нужно повторять до тех пор, пока не будут получены правильные результаты. Хотя природа во многом способствует росту и развитию детей, воспитание вносит гораздо больший вклад. Как упоминалось ранее, некоторые из этих факторов могут быть неподдающимися контролю, и вам придется довольствоваться тем, что у вас есть. Но есть определенные вещи, которые вы определенно можете обеспечить своему ребенку.Это включает в себя обеспечение того, чтобы ваш ребенок достаточно отдыхал каждый день, потому что его развитие во многом зависит от количества сна. Обратите особое внимание на уровень питания и физических нагрузок вашего ребенка, поскольку они также играют важную роль в обеспечении своевременного и здорового роста и развития вашего ребенка. Также читают: Этапы роста и развития ребенка |
||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |