|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Нормы моторного развития ребенка до годаРазвитие ребенка на первом году жизниТолько за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра. Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться . Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста. 1 месяцМладенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову. 2 месяцаВ этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе. 3 месяцаВ три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот. 4 месяцаМладенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз. 5 месяцевВ этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит. 6 месяцевПоскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки. 7 месяцевВ семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван. 8 месяцевВосьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им. 9 месяцевВ этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д. 10 месяцевСовершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками. 11 месяцевВремя первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени. 12 месяцевВ играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами. К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами. Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть. Моторное развитие детей до годаРождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИКогда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах. Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее. ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕНа 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе. Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты. Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой. При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки. На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку. 6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать. ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕСо 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки. Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку. На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук. Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения. На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой. К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОДГодовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки. Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям. Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки. Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка. ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКАЧтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда: – к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку; – к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками; – к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним; – к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног; – к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке; – к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками; – к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть; – к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами; – к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки; – к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору; – к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому. Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Нормы развития у ребенка от рождения до 1 года: физические и моторные изменения, речь и социальные навыки, возможные отклонения и нарушенияРазвитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша. важноВсе показатели — это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни. Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:
Физическое развитиеОсновными параметрами физического развития в первый год жизни ребенка являются:
Вес ребенка до 1 годаНоворожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г. информацияПервые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша. Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.
РостДлина тела ребенка при рождении в среднем составляет 50-52 см. Затем карапуз активно начинает расти, прибавляя в первые три месяца по 3 см за каждый месяц.
Окружность головыУ новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц. Окружность грудной клетки у детейинформацияУ новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются. В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы. Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года — по 0,5 см в месяц. Моторное развитие ребенка
Статическое развитие
Речь ребенка до 1 годаважноСловарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.
Социальное развитие и эмоции
Отклонения от нормы у детей до 1 годаВсе, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь. важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей. После рождения
В 2-3 месяца
В 4-5 месяцев
В 6 месяцев и после
Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру. Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды. В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни. В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык». Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы. Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией. Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией. Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности. Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций. Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы. Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь. Психомоторное развитие детей первого года жизниНоворожденный Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света. Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает. Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках. Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый. 1 месяц Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете. Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке. Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к». Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать. Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание). 2 месяца Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете. Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука. Речь – в конце второго месяца появляется гуление. Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке. Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым. 3 месяца Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе. Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы. Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого. Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову. Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции. Игра – рассматривает, ощупывает свои руки. 4 месяца Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение). Слух – различает голоса близких. Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам. Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается. Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга. Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот. 5 месяцев Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет. Слух – прислушивается к музыке. Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми. Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается. Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха. Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку. 6 месяцев Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки). Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса. Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение). Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку. Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого. Игра – манипулирует с игрушками. 7 месяцев Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват. Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают. Речь – элементы лепетной речи. Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски. Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом. Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки. 8 месяцев Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно. Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на». Речь – активный лепет, слоговая речь. Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания». Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым. Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку. 9 месяцев Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты. Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик». Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»). Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами. Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста. Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку. 10 месяцев Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием. Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов. Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого. Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия. Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный. Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20–30 минут. 11 месяцев Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение. Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»). Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке. Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела. Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему. Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку. 12 месяцев Зрение – узнает многие предметы на картинке. Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж‑ж-ж», киска мяукает – «мяу»). Речь – умеет говорить 8–10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов. Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает. Эмоции – появляется сопереживание. Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению. Источник: http://www.baby.ru/ Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 годаЧтобы правильно оценить развитие ребенка до 1 года, ВОЗ были разработаны специальные центильные таблицы. Они охватывают несколько аспектов:
Родителям стоит учитывать не только изменения веса, сроки прорезывания зубов и прочие параметры, но и навыки движения, мимику, умственные способности малыша. Ниже мы представим данные о том, как происходит физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года Физическое развитие ребенка по месяцамDesigned by azerbaijan_stockers / Freepik Узнайте рост и вес вашего ребенка, воспользовавшись нашим КАЛЬКУЛЯТОРОМ Первый месяцРебенок начинает держать голову лежа на животе, продолжается период приспособления к внешнему миру, важен телесный контакт с родителями. Новорожденный должен реагировать на голос матери и осматривать окружающее пространство. Питание хаотичное, опорожнение кишечника происходит до 12 раз в сутки. Вес и рост по нормам ВОЗ: 4,2 кг/53,7 см Два месяцаребенок должен проявлять первые мимические реакции в виде улыбки, уметь удерживать игрушку. Младенец учится фокусировать взгляд и устанавливать зрительный контакт с другими людьми. Питание без режима, частота стула снижается до 1-8 раз в сутки. Устанавливается ночной сон. Рост и вес ребенка в 2 месяца по нормам ВОЗ: 5,1 кг/57,1 см Три месяцаПоявляются попытки управления телом, начинаются пробы удерживать себя, опираясь на руки, ребенок умеет поворачиваться, реагирует на знакомые вещи, начинает гулить. Устанавливается ритм кормления и сна. Младенец уверенно держит голову в горизонтальном положении на животе, громко смеется, осматривает и сосет руки. Вес и рост по нормам ВОЗ: 5,9 кг/59,8 см Четыре месяцаПоявляются попытки сесть, появляется сильный интерес к окружающему миру, ребенок способен хватать игрушки. Движения становятся более осознанными и стабильными. Рост и вес ребенка в 4 месяца по нормам ВОЗ: 6,4 кг/62,1 см Пять месяцевПроисходит резкое повышение активности, появляются попытки принять вертикальное положение, ребенок готовится к ползанию в виде появления частых перекатываний. Младенец узнает значимых взрослых, начинает понемногу ползать, сидеть с поддержкой. Проявляется интерес к взрослой еде. Кормление становится прерывистым. Вес и рост по нормам ВОЗ: 6,9 кг/64 см Шесть месяцевРебенок уверенно сидит и опирается на руки, разнообразно манипулирует предметами, появляется новая стадия развития речи в виде детского лепета. Наступает время введения прикорма. Вес и рост по нормам ВОЗ: 7,3 кг/65,7 см Семь месяцевМладенец начинает активно ползать, уверенно сидеть, некоторые дети предпринимают попытки встать. В речи выделяются отдельные слоги: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д. Руки активно функционируют, ребенок может перекладывать предметы из руки в руку. Ребенок активно пробует еду взрослых. Вес и рост по нормам ВОЗ: 7,6 кг/67,3 см Восемь месяцевВ это время дети начинают вставать на четвереньки, могут самостоятельно садиться, включаются в игру со взрослым. Появляется повышенный интерес к новым предметам и собственному отражению в зеркале, мимика обогащается. Ребенок ползает с большой скорость, может брать небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев, в речи появляются звукоподражания. Вес и рост по нормам ВОЗ: 8 кг/68,8 см Девять месяцевРебенок ползает на четвереньках, встает с помощью опоры, повторяет движения взрослых. Активно прорезываются зубы. Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,2 кг/70,1 см Десять месяцевДети могут долго стоять с помощью опоры и без, играть в более сложные игрушки, включая сбор пирамидки, закрывание и открывание крышек. Ребенок начинает ходить. Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,5 кг/71,5 см Одиннадцать месяцевРебенок осваивает ходьбу и более сложные игры с куклами, машинками и т.д. У некоторых детей речь достигает этапа произнесения первых слов. Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,7 кг/72,8 см Один годОсваивается самостоятельное хождение, приседания. Ребенок карабкается на диваны, подражает движениям взрослого и сверстников, начинает понимать простые просьбы. Вес и рост ребенка в 12 месяцев по нормам ВОЗ: 9 кг/74 см От одного до полутора летВ этот период ребенок умеет активно двигаться, осваивает различные движения, учится пользоваться ложкой и чашкой, умеет следовать простым действиям по слову взрослого. Осваивает отличия предметов по форме, величине и цвету. Активно развивается речь. Ребенок воспроизводит знакомые действия на игрушке, часто обращает внимание на взрослого и сверстников, нуждается в эмоциональном контакте. Игры становятся более сложными, малыш нуждается в постоянном взаимодействии со взрослыми. Речь дополняется мимикой, жестами. Появляется интерес к другим детям, разнообразная реакция на музыку, интерес к картинкам в книжках. Происходит освоение навыков одевания, рисования, игр с мячом. Моторное развитие младенцаЧто нужно знать о моторном развитии малыша на первом году жизни и как помочь крохе успешно пройти все основные стадии Этапы большого путиУсловно моторное развитие малыша первого года жизни можно разделить на несколько этапов. Первые три месяца У крохи наиболее активно развивается крупная моторика. Малыш получает разнообразные сигналы из окружающей среды, контактируя с разными людьми и предметами. Постепенно он начинает осознавать, что его конечности могут подчиняться его командам и желаниям. На этом этапе маленький человечек преимущественно учится управлять движениями рук и ног. От трех до шести месяцев Более активно развивается мелкая моторика. Ребенок постепенно учится владеть пальцами и делать простейшие движения типа намеренного захвата игрушки. С шести до девяти месяцев Очередной скачок в развитии крупной моторики. Кроха начинает координировать движения рук, ног и корпуса, учится переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать. Затем начинает готовиться к ходьбе основательно: учится вставать, передвигать ножками. Многие родители считают серьезным этапом в моторном развитии крохи его самые первые шаги, и это, конечно же, совершенно справедливо: ведь прямохождение объединяет в себе массу сложных и важных навыков, которыми ребенок овладевает на первом году жизни. Но при этом нужно помнить: готовясь к этому безусловно важному событию, крошечный человечек осваивает массу моторных навыков, которые не столь очевидны родительскому глазу, хотя все они очень важны и являются своего рода ступеньками в развитии. Более того, появление тех или иных двигательных умений может многое сказать о развитии ребенка и его здоровье, а разумно стимулируя их появление, мы не только помогаем малышу развиваться физически, но и приближаем его к освоению многих других важных навыков, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Конечно, развитие каждого ребенка сугубо индивидуально, и все нормативы — это всего лишь примерный ориентир для внимательных родителей. Однако все же желательно обращать на них внимание и при необходимости помогать крохе осваивать важные этапы. Таким образом мы закладываем крепкую базу для дальнейшего становления как физического, так и интеллектуального развития маленького человечка. Секреты успехаНа протяжении первого года жизни этапы развития легко выделить. Вы легко заметите, что кроха, который совсем недавно увлеченно манипулировал предметами, начинает уделять этому занятию меньше сил и времени, но зато активно осваивает переворот. В дальнейшем мелкая и крупная моторика будут развиваться параллельно, лишь акцентируя ту или иную сферу. Моторное развитие ребенка связано с массой сложных процессов в области становления нервных связей. Так что если какой-то навык малыш осваивает с опозданием, это и диагностический сигнал наблюдающему кроху педиатру, и повод для родителей помочь малышу справиться с проблемой. У маленького ребенка пока что нет двигательных стереотипов, то есть, образно говоря, он совершает мыслительную операцию для каждого движения, а не ходит, как взрослый, „на автомате”. Поэтому иногда ребенку можно и даже нужно что-то показать, подсказать, чтобы он добился успеха. Для эффективного моторного развития помимо заложенной в каждого человека „программы” малышу необходимы правильная среда, в которой он может развиваться, и соответствующие стимулы, вызывающие у него желание двигаться, привлекающие его. Ведь совершенно здоровый ребенок, которого постоянно держат в кроватке, не играют с ним, не показывают новое и интересное, не будет развиваться нормально. Также нужно помнить, что любому человеку для достижения успеха необходима эмоциональная поддержка близких людей. И ваш малыш — не исключение. Положительные эмоции, интерес, увлеченность — все это стимулирует ребенка. Итак, давайте посмотрим на примерные нормы моторного развития для малыша первого года жизни. От 0 до 3 месяцевНа этом этапе малыш кажется несмышленышем, который только ест, спит и делает большие и маленькие дела. Однако на самом деле он получает и осмысливает огромное количество информации из внешнего мира. В течение первых недель жизни младенец не делает резкого скачка в развитии, у него проходит период адаптации к условиям внеутробной жизни. А вот потом ему становится интересен окружающий мир. Чему учится кроха? Вначале он просто привыкает к новому для него миру „органами чувств”, учится воспринимать прикосновения, звуки, запахи, свет и цвет. Затем потихоньку начинает на них реагировать. Постепенно он учится смотреть на предметы, прослеживать их взглядом, поворачивать и держать голову. На что обратить внимание? Постарайтесь не переусердствовать с новыми впечатлениями. Когда их слишком много, нервная система малыша может дать сбой. Побольше разговаривайте с крохой, показывайте ему интересные игрушки, почаще носите на руках. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал, — это уют и покой. Моторика и здоровье. На этом этапе особенно важно избегать травм шеи и позвоночника. Всегда поддерживайте головку малыша. Если ваш ребенок много плачет, если его мучают колики, старайтесь избегать обилия стимулов, посоветуйтесь с хорошим педиатром и детским массажистом или остеопатом — возможно, адаптация к внеутробной жизни проходит не так гладко, как хотелось бы, и неприятные ощущения мешают крохе развиваться. От 3 до 6 месяцевНа этом этапе малыш активно развивает мелкую моторику и начинает делать массу осмысленных движений. К концу этого периода многие детишки начинают хорошо владеть ручками и пытаются делать сложные повороты корпуса, реагируя на звук, некоторые даже начинают переворачиваться. Чему учится кроха? Малыш начинает играть ручками и ножками: обхватывает одну руку пальцами другой, хватает себя за ножки, тянет в рот и руки, и ноги. Постепенно он учится захватывать также и посторонние предметы. Сначала он с трудом удерживает погремушку, которую вы вложили ему в ручку, потом все более уверенно начинает брать ее самостоятельно, затем пытается ею манипулировать, иногда ударяя себя при неудачной попытке. А чуть позже, особенно когда начинают прорезываться зубы, кроха будет все тянуть в рот. Помимо беспокойства это должно вызывать радость: ребенок делает скоординированное осмысленное сложное движение. На что обратить внимание? Малышу нужен простор для тренировки координации зрительного аппарата и моторики. У ребенка должна быть возможность достигать предмет и получать удовольствие. Для начала удобен мобиль, по игрушкам которого кроха может бить ручками, когда лежит на спине. Стимулом для такой деятельности может быть приятный звук, поощряющий точное движение, например колокольчик. Пока ваш малыш не освоит уверенного захвата предметов, они должны быть легкодоступны. Старайтесь размещать предметы на мобиле в разных положениях: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений. Это также будет постепенно готовить кроху к освоению поворота. Моторика и здоровье. Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов ручками (не шлепает маму по лицу, не играет со своими ножками и т.п.), стоит посоветоваться с врачом. В норме к шести месяцам малыш должен уметь переворачиваться с живота на спину и со спины на живот. Для того чтобы его стимулировать, пробуйте приманивать кроху яркими и необычными игрушками, делайте различные упражнения, которые подскажут ему, как нужно правильно двигаться. Например, лежащему на спинке ребенку можно заводить колено через другую ногу набок — после этого он довершит начатое при помощи корпуса и поймет, „как правильно делать это”. От 6 до 9 месяцевНа этом этапе малыш учится вертеться во все стороны, сидеть и ползать. Его развитие приобретает стремительные темпы, и вы буквально не можете за ним уследить: каждый день появляется что-то новенькое! Чему учится кроха? Освоив переворот, малыш учится садиться. Имейте в виду, что все детки это делают по-разному. Крайне редко ребенок может за счет мышц живота и спины сесть из положения лежа на спине. Чаще кроха копошится, помогая себе руками и ногами. Обычно после этого он старается встать на четвереньки, хотя некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски довольно долгое время. Встав на четвереньки, малыш не может сразу поползти — это еще слишком сложно. Вначале он будет долго раскачиваться, совершать много неудачных движений. К концу девятого месяца большинство детей уверенно ползают, а некоторые пытаются встать с опорой. На что обратить внимание? Несмотря на то что развитие — вещь сугубо индивидуальная, желательно все-таки стимулировать кроху, чтобы он прошел этап ползания. Специалисты уверены: это очень важно для его развития и тренировки мышц. Малыша нужно побуждать к ползанию, предоставляя ему свободу передвижения на ковре и привлекая интересными игрушками. Способов ползания довольно много, встречаются и весьма экзотические, которые могут насторожить педиатра. В норме малыш должен хорошо двигать всеми конечностями, движения должны быть симметричными. Далеко не всем детям нравится сидеть. Некоторые начинают ползать до того, как сядут. Об этом тоже нужно сказать врачу во время осмотра. Заставлять кроху сидеть, если он этого не хочет, не нужно. Если бы у него не было объективного дискомфорта в сидячей позе, он бы с наслаждением ее использовал для игры. Грамотный врач подскажет вам упражнения, укрепляющие мышцы крохи, назначит сеанс массажа и т.п. Моторика и здоровье. Помните, что полным детям тяжелее двигаться, чем „живчикам”. Очень часто полнота ребенка обусловлена неправильным питанием, хотя бывают, конечно же, и другие причины. Если ваш ребенок довольно крупный, поговорите на эту тему с наблюдающим его врачом. На этом этапе развития принципиально важно, чтобы кроха имел простор для самостоятельных движений. Приложите все усилия, чтобы сделать ваш дом или хотя бы детскую комнату безопасными для маленького ползунка. Способность ребенка управлять своим телом, радость от собственных успехов помогают ему воспитывать положительные качества характера. От 9 до 12 месяцевМалыш на финишной прямой к первым шагам. Не торопите его, не ставьте на ножки, если он сам этого не требует. Прямохождение — очень сложный процесс, и к нему нужно правильно подготовиться. Если ребенок активно и замечательно ползает, но даже не пытается ходить, — это не беда, это прекрасно. Ползание полезно для мышц и развития нервной системы. Чему учится кроха? Постепенно малыш понимает, что он может двигаться еще и вертикально — вверх. Он пытается заползать на невысокую кровать, учится вставать. В этих ситуациях необходимо обеспечить его безопасность (например, устелить матами пространство у подножия дивана), а не ограничивать движения. Хорошо, если у малыша есть разнообразные стимулы: игрушки, лежащие на стульях и диване и т.п. Для тренировки ходьбы с опорой можно класть игрушку на один конец дивана, когда кроха держится за другой. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться приставными шагами. Ближе к году многие дети желают ходить за ручку, а потом делают и первые самостоятельные шаги. На что обратить внимание? Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка „вертикализации” раньше времени, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием. Уделите особое внимание безопасности. Большинство детей в этом возрасте довольно инициативны и рискуют набить много шишек. Моторика и здоровье. Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Чаще всего у них есть особенности развития, которые не позволяют им сделать этого раньше. Не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом — будьте в контакте с грамотным неврологом или педиатром. Авторы: Анна Никитина, консультант — Татьяна Барзенок, врач-педиатр Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», октябрь 2010 Физическое развитие в раннем детстве: развитие крупной и мелкой моторикиТермин «развитие крупной моторики» относится к физическим навыкам, которые используют большие движения тела, обычно вовлекающие все тело. В используемом здесь смысле «грубый» означает «большой», а не «отвратительный». В возрасте от 2 до 3 лет маленькие дети перестают «бодрствовать» или использовать неуклюжую стойку, похожую на роботов с широкими ногами, которая является отличительной чертой новичков. По мере того, как они развивают более плавную походку, они также развивают способность бегать, прыгать и прыгать.Дети этого возраста могут участвовать в играх с броском и ловлей мячом большего размера. Они также могут передвигаться ногами, сидя на игрушке для верховой езды. Дети от 3 до 4 лет могут подниматься по лестнице, сводя обе ноги вместе на каждой ступеньке перед переходом к следующей ступени (для сравнения, взрослые ставят одну ногу на каждую ступеньку последовательно). Однако маленьким детям может потребоваться некоторая «дополнительная» помощь, чтобы предотвратить падения, если они потеряют устойчивость в этом новом навыке.Дети этого возраста тоже будут озадачены, когда пора будет спускаться обратно по лестнице; они имеют тенденцию разворачиваться и спускаться по лестнице назад. Дети от 3 до 4 лет могут прыгать и прыгать выше, поскольку их мышцы ног становятся сильнее. Многие могут даже непродолжительное время прыгать на одной ноге. Также в этом возрасте (от 3 до 4 лет) у детей развивается подвижность верхней части тела. В результате их ловля и метание улучшаются в скорости и точности. Кроме того, они обычно могут ударить битой по неподвижному мячу с мишени.По мере того как координация всего тела улучшается, дети этого возраста теперь могут водить педали и управлять трехколесным велосипедом. Они также могут ударить по большому мячу, помещенному прямо перед их телом. В возрасте от 4 до 5 лет дети могут подниматься и спускаться по лестнице в одиночку, как взрослые (т. Е. Делая один шаг за раз). Их бег продолжает сглаживаться и увеличиваться в скорости. Дети этого возраста также могут пропускать и добавлять вращение в свои броски. У них также больше контроля при езде на трехколесном велосипеде (или велосипеде), и они могут ехать быстрее. В возрасте от 5 до 6 лет маленькие дети продолжают совершенствовать ранее приобретенные навыки. Они бегают еще быстрее и могут начать ездить на велосипедах с тренировочными колесами для дополнительной устойчивости. Кроме того, они могут шагать боком. Дети этого возраста начинают осваивать новые формы физической игры, такие как тренажерный зал в джунглях, и начинают самостоятельно использовать качели, горки и качели. Они часто начинают прыгать через скакалку, кататься на коньках, отбивать мячи битами и так далее. Многим детям этого возраста нравится учиться организованным видам спорта, таким как футбол, баскетбол, футбол или плавание.Кроме того, дети от 5 до 6 лет часто любят участвовать во внешкольных занятиях, таких как карате, гимнастика или танцы. Дети продолжают совершенствовать и улучшать свои основные моторные навыки в возрасте 7 лет и старше. Физическое развитие: мелкая моторика Мелкая моторика необходима для выполнения более мелких и точных движений, обычно с использованием рук и пальцев. Мелкая моторика отличается от крупной моторики, для выполнения которой требуется меньшая точность. В возрасте от 2 до 3 лет дети могут создавать вещи своими руками. Они могут строить башни из блоков, лепить из глины грубые формы и писать карандашом или ручкой. Дети этого возраста также могут вставлять предметы в соответствующие места, например вставлять круглые колышки в круглые отверстия. Дети от 2 до 3 лет часто начинают отдавать предпочтение одной руке чаще, чем другой, что является началом становления левшей или правшей. Примерно в возрасте от 3 до 4 лет дети начинают манипулировать застежками одежды, такими как молнии и кнопки, и продолжают приобретать независимость в одевании и раздевании.Перед тем, как пойти в школу, большинство детей научатся полностью одеваться и раздеваться (даже если на выполнение задания у них может уйти много времени). В этом возрасте дети также могут начать резать бумагу ножницами. Воспитатели должны обязательно давать детям тупые ножницы с закругленными краями из соображений безопасности! Дети от 3 до 4 лет продолжают совершенствовать свои навыки питания и могут пользоваться такой посудой, как вилки и ложки. Маленькие дети в этом возрасте также могут использовать большие пишущие инструменты, такие как толстые мелки, в захвате, а не просто сжимать их кулаком.Они также могут вращать руками, что полезно для открывания дверных ручек или откручивания крышек контейнеров. Поскольку дети теперь могут открывать контейнеры с крышками, воспитатели должны следить за тем, чтобы вредные вещества, такие как чистящие средства и лекарства, хранились вне досягаемости в закрытом помещении, чтобы предотвратить случайное отравление. В возрасте от 4 до 5 лет дети продолжают совершенствовать мелкую моторику и развивать ранее приобретенные навыки. Например, теперь они могут сами застегивать и расстегивать одежду.Их художественные навыки улучшаются, и они могут рисовать простые фигурки из палочек и копировать такие фигуры, как круги, квадраты и большие буквы. Однако рисование более сложных форм может занять больше времени. Дети 5–7 лет начинают демонстрировать навыки, необходимые для начала или преуспевания в школе, такие как печать букв и цифр и создание фигур, таких как треугольники. Они могут лучше владеть красками, карандашами и мелками. Дети также могут выполнять другие задачи по уходу за собой, помимо одевания и раздевания, например чистить зубы и расчесывать волосы.Дети этого возраста также могут самостоятельно кормить себя без непосредственного присмотра или помощи взрослых. . младенцев (0–1 год) | CDC
Основные этапы развитияТакие навыки, как сделать первый шаг, впервые улыбнуться и помахать рукой «до свидания», называются вехами развития. Вехи развития - это то, что большинство детей могут сделать к определенному возрасту. Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, ползут, ходят или прыгают). В первый год младенцы учатся фокусировать свое видение, дотягиваться, исследовать и узнавать о вещах, которые их окружают.Когнитивное развитие или развитие мозга означает процесс изучения памяти, языка, мышления и рассуждений. Изучение языка - это больше, чем просто издавать звуки («лепетать») или говорить «ма-ма» и «да-да». Слушание, понимание и знание имен людей и вещей - все это часть языкового развития. На этом этапе у младенцев также развиваются узы любви и доверия со своими родителями и другими людьми как часть социального и эмоционального развития. То, как родители обнимают, держат и играют со своим ребенком, заложит основу того, как они будут взаимодействовать с ними и другими людьми. Положительных советов для родителейНиже приведены некоторые вещи, которые вы как родитель можете сделать, чтобы помочь своему ребенку в это время:
Безопасность детей прежде всегоКогда ребенок становится частью вашей семьи, пора убедиться, что ваш дом - безопасное место. Поищите в доме вещи, которые могут быть опасны для вашего ребенка. Ваша работа как родителей - создать безопасный дом для своего ребенка. Также важно, чтобы вы предприняли необходимые шаги, чтобы убедиться, что вы морально и эмоционально готовы к рождению ребенка.Вот несколько советов, как обезопасить вашего ребенка:
Здоровые тела
Развитие моторики у детей до 5 лет теперь можно надежно проверить - ScienceDailyРазвитие моторики у детей до пяти лет теперь можно надежно проверить: вместе с коллегами из Лозанны исследователи из Университетской детской больницы Цюриха и Университета Цюриха определили нормативные данные для различных упражнений, таких как прыжки или бег. Это позволяет родителям и экспертам впервые объективно оценить двигательные навыки маленьких детей и, таким образом, выявить отклонения на ранней стадии. Мой ребенок все еще не может стоять на одной ноге или спускаться по лестнице попеременно, в то время как все остальные дети уже могут. Нормальны ли моторные навыки моего ребенка или ему нужна терапия? Родители детей дошкольного возраста часто задают подобные вопросы, а эксперты задаются вопросом, с какого возраста ребенок действительно может выполнять определенные двигательные задачи. До сих пор отсутствовали надежные данные, описывающие возраст, с которого дети могут стоять на одной ноге, прыгать на одной ноге, подниматься по лестнице или бегать.Такие стандарты отсутствовали, поскольку предполагалось, что двигательные способности детей в возрасте до пяти лет нельзя надежно измерить. Однако для детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет существует инструмент под названием Цюрихская оценка моторики, созданный Ремо Ларго и его командой в Университетской детской больнице Цюриха в 2001 году. Эта процедура тестирования используется многими экспертами для проверки нейромоторных навыков у детей школьный возраст. Новые тесты для детей раннего возраста Нейрофизиолог Таня Какебике и педиатр Оскар Дженни из Университетской детской больницы Цюриха расширили этот тест, упростили его для дошкольников в возрасте от трех до пяти лет и собрали нормативные данные для этой возрастной группы.Тест содержит упражнения на грубую и мелкую моторику, а также дополнительные задания, в которых дети должны бегать, прыгать, подниматься по лестнице и балансировать. Тесты, описанные в их исследовании, показывают, что дети дошкольного возраста еще не могут выполнять определенные задачи, такие как прыжки или стояние на одной ноге дольше двух секунд. «Дети развивают эти навыки в возрасте от трех до пяти лет, но очень быстро, и они могут это сделать в возрасте пяти лет», - объясняет Какебике. В возрасте трех лет только сорок процентов детей могли кратковременно стоять на одной ноге.В пять лет все могли. Как только ребенок смог выполнить задание и его или ее производительность была измерима, его классифицировали по пятибалльной шкале. Например, лучший результат был таким: ребенок может стоять на одной ноге - правой и левой - дольше пяти секунд. Нормативные данные затем были разработаны на основе доли детей, которые могут выполнять какой-либо навык, и фактических показателей этих детей. Имея нормативные данные, нарушения моторного развития теперь можно диагностировать на ранней стадии и начинать лечебные мероприятия. История Источник: Материалы предоставлены Цюрихским университетом . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине. .Физическое развитие детей - признаки и разные стадииПоследнее обновление Дети растут быстрыми темпами от рождения до двух лет, но по достижении двухлетнего возраста малыши, как правило, начинают расти медленнее. Это когда родители обеспокоены изменением пищевых привычек своего ребенка и задаются вопросом, нормально ли он растет. Физическое развитие в младенчестве происходит в виде серии скачков роста.Важно помнить, что после скачков роста ребенок растет стандартными и стабильными темпами до подросткового возраста. Лучший способ определить, правильно ли растет ваш ребенок - это внимательно следить за его ростом. Что такое физическое развитие?Медленно, но верно ваш ребенок готовится принять структурное строение, почти такое же, как у взрослого. Это считается физическим развитием ребенка. Признаки физического развития ребенкаВот некоторые из ярко выраженных признаков физического развития ребенка:
Руки и ноги ребенка станут длиннее и будут пропорциональны туловищу и голове.Вы также заметите, что ваш ребенок выглядит намного стройнее и заметно тоньше, чем был в младенчестве. 2. Рост мышц Мышцы будут расти быстрее, чтобы помочь ребенку двигаться. Мышцы рук и ног, которые, как известно, больше, будут расти быстрее, чем мышцы пальцев ног или пальцев, которые меньше. На этом этапе важно обеспечить ребенка необходимыми питательными веществами, чтобы помочь процессу роста. 3. Развитие мозга По мере развития мозга ваш ребенок сможет выполнять более сложные умственные и физические задачи.В раннем детстве наблюдается значительный рост нервных волокон в головном мозге, особенно в лобных долях. Также отмечается, что к возрасту 2 лет человеческий мозг уже составляет 70% от взрослого размера. К шести или семи годам размер мозга составляет почти 90% от размера взрослого человека. Этому росту может способствовать увеличение моторики. Также обычной практикой является измерение окружности головы, чтобы определить скорость роста мозга.
4. Навыки моторики Двигательные навыки связаны со способностью ребенка выполнять повседневные задачи. Это может быть что угодно, от бега до строительных блоков. Двигательные навыки можно разделить на:
Также известные как большая моторика, это навыки, которые требуются для выполнения общих задач, таких как бег, ходьба, прыжки или даже балансировка тела во время этих действий. Обладая крупной моторикой, ваш ребенок должен уметь выполнять некоторые из нижеперечисленных действий: .% PDF-1.6 % 446 0 объект > / Метаданные 595 0 R / AcroForm 528 0 R / Страницы 435 0 R / Тип / Каталог >> endobj 595 0 объект > поток uuid: 2a3aa134-e930-b949-9f50-be5ace56956badobe: docid: indd: f9f163da-1b30-11dc-ba3a-b5ffa962a9a4proof: pdff9f163d9-1b30-11dc-ba3a-f9b3000da9: b5cf2dda-b5cf2dda-b5cf2dda-9cf6da9dd3d3d5d5d5d5d5d5d5dd3d3ddd3d3ddd3d3ddd3d3d5d5dd3ddd3 ReferenceStream72.0072.00Inchesuuid: 08872C29EF8F11DBA7E7984CC64B3603uuid: 08872C28EF8F11DBA7E7984CC64B3603 малышей (1-2 года) | CDC Информация для родителей CDC (дети от 4 до 11 лет) Информация о здоровом весе CDC. Основы физической активности молодежи CDC KidsQuest БАМ! Body and Mind Выберите мою тарелку - значок Kidsexternal. HealthyChildren.orgexternal icon Just in Time Parentingexternal icon (JITP) Let's Move-Kidsexternal icon Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA) |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |