О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Нормы появления звуков у ребенка


Консультация на тему: Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ РЕБЁНКА

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, родители должны знать примерные сроки появления звуков речи:

1 - 2 года: а, о, э, п, б;

2 - 3 года: и, ы, у, в, ф, т, д, н, г, к, х;

3 - 4 лет: с, з, ц;

4 - 5 лет: ш, ж, ч, щ;

5 - 6 лет: р, л.

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»). В таблице представлены возрастные нормы звукопроизношения.

Возрастная норма появление звуков

Пример слова

Физиологичес- кие замены (норма)

Пример слова при замене звука

Патологичес- кие замены (не норма)

Пример слова

3 года – С

сон

Сь, Т, Ть

сён, тон, тён

Ф, Х

фон, хон

3 года – З

зуб

Зь, Д, Дь, Ж

зюб, дюб, дуб, жуб

В, Х

вуб, хуб

4 года – Ш

шапка

С, Сь, Т, Ть

сапка, сяпка, тапка, тяпка

Ф, Х

фапка, хапка

4 года – Ж

жук

З, Зь, Д, Дь

зук, зюк, дук, дюк

В, Х

вук, хук

4 года – Ц

цапля

Ч, С, Сь

чапля, сапля, сяпля

Ф, Х

фапля, хапля

4-5 лет – Ч

часы

Ц, С, Сь

цасы, сасы, сясы

Ть

тясы

4-5 лет – Щ

щука

Сь, Ш

сюка, шука

Ть

тюка

5-6 лет – Л

луна

В, Ль, Й

вуна, люна, йуна

Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р

дуна, гуна, нуна, уна, ыуна, руна

5-6 лет – Ль

лес

Й, В

йес, вес

Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р

Дес, гес, нес, уес, ыес, рес

5-6 лет – Р, Рь

рама, рис

Л, Ль, Й

лама, ляма, йама, лис, йис

Д, Г, Н, В, У, Ы, Э

дама, гама, нама, вама, уама, ыама, дис, гис, нис, вис, тис, ыис

Дорогие родители, прислушивайтесь к речи своего ребенка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае необходимости своевременно обращайтесь к специалистам!

Таблица появления звуков у детей | Материал по логопедии на тему:

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

      Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Онтогенез (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни.

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание законов развития речи детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и выбора соответствующей коррекционно-воспитательной работы по преодолению данной речевой патологии.

Занимательные факты по логопедии (старшая группа): Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ РЕБЁНКА

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, родители должны знать примерные сроки появления звуков речи:

1 - 2 года: а, о, э, п, б;

2 - 3 года: и, ы, у, в, ф, т, д, н, г, к, х;

3 - 4 лет: с, з, ц;

4 - 5 лет: ш, ж, ч, щ;

5 - 6 лет: р, л.

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»). В таблице представлены возрастные нормы звукопроизношения.

Возрастная норма появление звуков

Пример слова

Физиологичес- кие замены (норма)

Пример слова при замене звука

Патологичес- кие замены (не норма)

Пример слова

3 года – С

сон

Сь, Т, Ть

сён, тон, тён

Ф, Х

фон, хон

3 года – З

зуб

Зь, Д, Дь, Ж

зюб, дюб, дуб, жуб

В, Х

вуб, хуб

4 года – Ш

шапка

С, Сь, Т, Ть

сапка, сяпка, тапка, тяпка

Ф, Х

фапка, хапка

4 года – Ж

жук

З, Зь, Д, Дь

зук, зюк, дук, дюк

В, Х

вук, хук

4 года – Ц

цапля

Ч, С, Сь

чапля, сапля, сяпля

Ф, Х

фапля, хапля

4-5 лет – Ч

часы

Ц, С, Сь

цасы, сасы, сясы

Ть

тясы

4-5 лет – Щ

щука

Сь, Ш

сюка, шука

Ть

тюка

5-6 лет – Л

луна

В, Ль, Й

вуна, люна, йуна

Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р

дуна, гуна, нуна, уна, ыуна, руна

5-6 лет – Ль

лес

Й, В

йес, вес

Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р

Дес, гес, нес, уес, ыес, рес

5-6 лет – Р, Рь

рама, рис

Л, Ль, Й

лама, ляма, йама, лис, йис

Д, Г, Н, В, У, Ы, Э

дама, гама, нама, вама, уама, ыама, дис, гис, нис, вис, тис, ыис

Дорогие родители, прислушивайтесь к речи своего ребенка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае необходимости своевременно обращайтесь к специалистам!

Развитие речи ребенка от 0 до года

Какая там речь, скажете вы, если от него можно услышать только громогласное “у-а!”, а в минуты затишья и благостного настроения – “агу” да “ага”, не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Многие родители считают, что до того, как их чадо произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может.

Тем не менее, “маловразумительные звуки” – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение. Да-да, ваша кроха уже может и хочет с вами общаться!

Для того, чтобы представлять, как общаться с младенцем, давайте рассмотрим основные ступени формирования речи.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Вторая стадия – гуление

Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Конечно, малыш может гулить и оставшись один в комнате. Но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.

Малыш добивается вашего внимания и общения древним, как мир, методом кнута и пряника, только вместо кнута он использует плач, а вместо пряника – свою обаятельную и радостную улыбку.

Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”. Он будет очень рад вашему вниманию – посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам!

Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

“Моя дочка в возрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я что-нибудь ей говорила. Такое ощущение, что она хочет проверить, как это получаются различные звуки, и старается поймать вылетающие слова, вопреки известной пословице о слове и воробье. Как только в моих речах возникает пауза, малышка тут же начинает мне активно отвечать”.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

Урок или общение?

Конечно, общаясь с ребенком, мы так или иначе учим его. Но постарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально с пеленок не заслонило собою более важной вещи – вашего живого эмоционального общения.

Если вы следите за теориями раннего развития, наверняка у вас на слуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В своем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы и многое, многое другое. Во время показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась.

Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали и т.д. Но при этом малыши совершенно не играли, у них была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они не стремились к активному познанию окружающего мира, им недоступно было творчество, поскольку у них не было реального творческого опыта. И тот огромный багаж знаний, который хранила их цепкая детская память, они не всегда могли применить на практике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы у этих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно в младенчестве, когда ребенок хочет и может общаться, строить социальные модели поведения, а не фиксировать в своем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.

В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который не мог адекватно общаться со сверстниками. Он бегал по кругу, постоянно повторяя одну и ту же фразу. При этом у него были очень большие проблемы с артикуляцией звуков: около четырнадцати звуков он в пятилетнем возрасте просто не выговаривал, так что понять его можно было с большим трудом. Общаться он предпочитал в письменном виде.

Выяснилось, что Андрюшина мама в свое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. В результате читать он научился раньше, чем говорить. При этом он не играл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.

Принимаясь в младенчестве учить своего ребенка буквам по новомодной развивающей методике, будьте осторожны! У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

Стадия четвертая – первые слова

Итак, из лепета рождается слово…

На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).

Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):

  • Взрослый: Гуси-гуси!
  • Ребенок: Га-га-га!
  • Взрослый: Есть хотите?
  • Ребенок: Да-да-да!
  • Взрослый:Хлеба с маслом?
  • Ребенок: Нет-нет-нет.
  • Взрослый: А чего же вам?
  • Ребенок: Конфет!
  • Взрослый:Ну, летите, как хотите, т _олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.

Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми. Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

  • Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
  • Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
  • Гуление. Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
  • Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
  • Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
  • Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
  • Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Речевые нормы ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет.

 

Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в год.

Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных  слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем много и активно  — в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.

Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.

Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — это м.б. не «баловство», а  серьезное речевое нарушение.

Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию), т.е. искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.

Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом – после второй учебной четверти сходите к школьному логопеду или в МСЧ: возможно, у ребенка логопедические или психологические проблемы.

Если у ребенка после какой либо травмы (падение, ушиб,«лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом  — пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… — проверьтесь не только у  логопеда, но и у невропатолога, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия…

В целом, в логопедии действует правило: чем раньше начать лечение, тем меньше проблем будет в будущем.

 

Возрастные речевые нормы

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если  взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

К уже имевшимся звукам добавляется произношение  твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опу

Консультация по логопедии на тему: ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ. 

                                

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

 

1-2 мес. - ребенок произносит: "а, е, о, у".

2 мес.- он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе).

3 мес. - начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th".

3-6 мес. - издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка.

7-12 мес. - из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.

1-2 г. - дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком "и"; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".

2-3 г. - правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков.

3-4 г. - звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т". Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на "ль, й".

4-5 л. - практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ". Могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".

5-6 л. - дети полностью овладевают правильным произношением.

 

В рамках данного вопроса рассмотрим отдельно этапы формирования трудных звуков.

 

 Звук С

Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

 

Звук З.

Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

 

 Звук Ц.

Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

 

Звук Ш.

Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

 

Звук Ж

Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.

К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

 

Звук Ч

Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

 

Звук Щ

У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель .

В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.

 

 Звук Л

Мягкий звук л' появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л' звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

 

Звук Р

Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.

Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский» ), звук.

 

Итак, ребенок не с рождения проговаривает все звуки правильно, формирование произношения происходит постепенно в процессе развития ребенка. Если он в 3-4 года не произносит звук Р, то у Вашего малыша нет никакого дефекта, это физиологическая норма. Если этого звука нет в 5 лет, то это уже повод обратиться к логопеду. Успехов Вам и Вашим детишкам в освоении звуков русского языка.

Звуки речи

Дети общаются с помощью звуков и вокализации с рождения.

Их «речь» начинается с ранних непроизвольных звуков и перерастает в сложные последовательности движений - использование губ, языка и воспроизведение всех звуков в словах и предложениях.

Речь - мощный инструмент общения. Чтобы способствовать развитию первых коммуникаторов и пользователей языка, педагоги наблюдают за развитием у детей:

  • Вокализаций или иногда называемых «воркованием» (звуки, открывающие путь к вербальному общению)
  • звуков речи (например, / b / / d / / a / / s /), и
  • фонология (правила нашей звуковой системы).

На этой странице

Важность речи

Используя этот фокус, педагоги могут помочь детям изучить различные вокализации и звуки речи. Это может способствовать дальнейшему развитию их вокального общения. Часто дети используют звуки с жестами, чтобы сообщить о своих ранних желаниях и потребностях.

Распознавание и использование звуков речи детьми важно для раннего изучения слов и успешного невербального и вербального общения со взрослыми и другими детьми.

Дети используют язык, который они слышат от взрослых, чтобы узнать, как работают звуки. Затем они начинают сами имитировать звуки и слова, прокладывая путь для вербального общения.
Педагоги могут способствовать развитию вокального общения, участвуя в возвратно-поступательном взаимодействии и играя с детьми.

Здесь педагоги и дети по очереди общаются, используя вербальный и невербальный язык, и взаимодействуют, имитируя действия и звуки друг друга.Педагоги также могут использовать другие методы обучения, такие как чтение с детьми, игры и исполнительское искусство (стишки, песни). Взаимодействие ребенка и взрослого является ключом к развитию звуков речи. Фото: Pixabay

Развитие речи

Следующие возрасты и стадии (адаптировано из Berk, 2013) представляют собой руководство, которое отражает общие нормы развития, но не ограничивает ожидания для каждого ребенка (см. Практический принцип VEYLDF: высокие ожидания для каждого ребенка ).

Всегда важно понимать развитие детей как континуум роста, независимо от их возраста.

Ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев):

  • выражают желания, намерения и идеи
  • использовать невербальное и вербальное общение
  • сочетать голосовое общение с жестами и мимикой
  • начать использовать вокализацию и лепет (например, бабаба, дадада)
  • производить попытки воспроизведения звуков речи (например, / ka / для «кота»).

От бульканья до хихиканья

Младенческая вокализация выполняется автоматически (т.е.е. рефлексивный) для начала. Затем развивается более намеренное голосовое общение.

Рождение - 2 месяца

Рефлекторные звуки (например, плач, кашель и отрыжка)

2–4 месяца

Воркование (например, звуки «ах» и «оо») и смех

4–6 месяцев

Вокальная игра , в том числе с высотой, громкостью и забавными звуками (малина, визг)

6 месяцев и более

лепет (например, / babababa /, / dadada /, / bagibu /)

10 месяцев и позже

лепет, похожий на речь (жаргон и разговорный лепет)

Ранние языковые пользователи (12 - 36 месяцев)

  • начинают понимать и использовать звуки речи
  • научиться произносить длинные слова с большим количеством звуков (например,грамм. «Палка») и несколько слогов («подушка», «слон»).
  • могут иметь некоторые типичные «речевые ошибки», такие как скольжение (кролик -> «ваббит»).

Лица, изучающие язык и развивающуюся грамотность (30-60 месяцев)

  • речевые звуки и слова произносятся четко (большую часть времени), в то время как некоторые типичные речевые ошибки все еще возникают
  • все больше осознают, как работают звуки ( фонология)

У учащихся, изучающих язык и развивающуюся грамотность, может быть очень четкая речь или могут быть типичные речевые «ошибки».

44 речевых звука

Английский - это алфавитный язык. У нас всего 26 букв, но есть 44 звуковых звука (фонемы). Сюда входят 20 гласных и 24 согласных звука.

Посмотреть 44 звуки речи на английском языке

Вы также можете узнать, как эти звуки (фонемы) появляются в виде различных буквенных образов (графем) в разделе «Фоника».

Научиться произносить звуки речи

В первые месяцы жизни дети уже начинают распознавать отдельные звуки языка (языков), которые они слышат, и проявляют предпочтения в отношении этих языков (Kuhl, 2010: Ted Talk).Это происходит из-за мощного процесса в детском мозгу, который происходит просто при прослушивании большого количества слов.

Таким образом дети узнают, как работает звуковая система (фонология) их языка. Дети начинают сами издавать звуки речи в разном возрасте. Однако обычно развивающиеся дети обычно следуют аналогичной последовательности при освоении согласных звуков (Shriberg, 1993; Berk, 2013):

Ранние 8 звуков
  • Выходящие с 1 года; стабильное производство за 3 года
  • / m /, / b /, «y» как в «you», / n /, / w /, / d /, / p /, / h /.
Средние 8 звуков
  • Выходящие с 3 лет; стабильное производство через 5,5 лет
  • / т /, / k /, «нг» как в «беге», / г /, / f /, / v /, «ch» как в «жевать», «j» как в «прыжке».
Поздние 8 звуков
  • От 5 лет; стабильное производство через 7,5 лет

  • «ш» означает «овца», / с /, «й» означает «думать», «й» означает «то», / r /, / z /, / l / означает «свет» ', «Ж» как в «мера».

Типичные речевые «ошибки»

Ожидается, что по мере того, как дети развивают свои разговорные навыки, они будут делать «ошибки» с некоторыми звуками (например, dod для собаки или lellow для желтого).
Некоторые типичные речевые ошибки выглядят так:

  • кролик -> wabbit
  • чашка -> tup
  • ложка -> poon
  • sun -> dun
  • cat -> tat

Некоторые ошибки, которые не такие, как обычно для детей, включают:

  • удаление первого звука / звуков в словах (нас для автобуса)
  • удаление среднего звука / звуков в словах (bo-el для бутылки)
  • движущихся звуков назад рта (гук для утки).

Вы можете побудить детей исправлять речевые ошибки, повторяя то, что они говорят, с четким правильным произношением. Если вас беспокоит речевое развитие ребенка, вы можете проконсультироваться с логопедом.

Теория на практике

Развитие речевых звуков - важная часть изучения «формы» устной речи (Bloom & Lahey, 1978).

Первые коммуникаторы начинают использовать комбинации жестов, мимики и голосового общения для общения.По мере того, как дети приобретают разговорные навыки, они более стратегически используют звуки и слова, чтобы сообщить о своих желаниях и потребностях.

Доказательная база

Воспитательная и гибкая учебная среда важны для развития сильных речевых и языковых навыков (Harrison & McLeod, 2010). Это включает в себя частые возможности для детей делиться вниманием со взрослыми, общаться и слышать речь для самых разных целей.

В соответствии с социокультурной теорией Выготского (1978) и концепцией «строительных лесов» Брунера (1986) дети учатся во взаимодействии с более знающими другими.

Педагоги должны работать в партнерстве с семьями, чтобы обеспечить стимулирующее общение и множество возможностей для маленьких детей слышать и использовать язык для различных целей. Это поможет развить навыки эффективного разговорного общения.

Ссылки на VEYLDF

  • Викторианская система обучения и развития дошкольного образования (2016 г.) (pdf - 1,14 МБ)
  • VEYLDF Иллюстративные карты
  • Результат 5: Общение

    Дети вербально и невербально взаимодействуют с другими для различных целей

    • Дети участвуют в приятных взаимных взаимодействиях, используя вербальный и невербальный язык
    • Дети отвечают вербально и невербально -вербально к тому, что они видят, слышат, касаются, ощущают и пробуют на вкус

    Начало работы

    Ранние коммуникаторы и первые языковые навыки

    Рождение - 18 месяцев и 12 - 36 месяцев
    • Отвечайте на все попытки общения вниманием и вниманием. привязанность.
      • Имитируйте и реагируйте на все попытки ребенка озвучивать и жестикулировать
    • Имитировать звуки речи и играть с ними
      • Относитесь к каждой попытке общения как к значимой и старайтесь каждый раз отвечать
      • Не бойтесь говорить глупо, когда вы повторяете ребенку его звуки и первые слова
    • Обогащайте каждое взаимодействие языком
      • Используйте любую возможность, чтобы комментировать, описывать то, что вас окружает, и отвечать на любые попытки ребенка общаться
      • Используйте такие методы обучения, как язык в повседневных ситуациях и языковая стимуляция, позволяющая использовать много речи и языка.
    • Игры и песни для речи / языка
      • Используйте звуки речи и язык во время игр, таких как peek-a-boo
      • Подчеркивайте звуки речи в детских стишках, таких как Incy Wincy Spider и Old Macdonald
      • Следите за интересами ребенка и играйте предпочтения

    Языковые и развивающиеся навыки грамотности

    30-60 месяцев
    • Игры и песни для речи / языка
      • использовать звуки речи и язык во время игр, таких как peek-a-boo
      • подчеркивать звуки речи в детских стишках такие как Инси Винси Паук и Старый Макдональд
      • следуют интересам ребенка и игровым предпочтениям
      • играют в игры, произнося слова в забавной манере, чтобы подчеркнуть правильный способ произношения слов.
    • Правильно повторять попытки слов
      • Поощряйте детей исправлять речевые ошибки, повторяя то, что они говорят, с четким правильным произношением.
    • Образец четкого речевого произношения для детей:
      • имя и точка, в которой издается звук (см. 44 звука), чтобы дети старшего возраста могли видеть и слышать
      • , если вас беспокоит развитие речи ребенка, вы можете подумать о консультации с логопедом.

      Ссылки

      Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е издание). Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Образование Пирсона.

      Блум, Л., и Лэхи, М. (1978). Развитие речи и языковые расстройства. Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: John Wiley & Sons.

      Брунер Дж. (1986). Актуальные умы, возможные миры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

      Харрисон, Л. Дж., И Маклеод, С. (2010).

      Журнал исследований речи и слуха, 53 (2), 508.Факторы риска и защиты, связанные с речевыми и языковыми нарушениями в репрезентативной на национальном уровне выборке детей в возрасте от 4 до 5 лет.

      Куль, П. (2010) Лингвистический гений младенцев. TECxRainer Talk

      Шриберг, Л. (1993). Четыре новых метода речевой и голосовой просодии для генетических исследований и других исследований фонологических нарушений развития. Журнал исследований речи, языка и слуха, 36, 105–140.

      Департамент образования и обучения правительства штата Виктория (2016) Викторианская система раннего обучения и развития (VEYLDF).Дата обращения 3 марта 2018,

      Victorian Curriculum and Assessment Authority (2016) Иллюстративные карты от VEYLDF до Викторианской учебной программы F – 10. Дата обращения 3 марта 2018,

      Выготский, Л.С. (1978). Разум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    .

    4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд

    или опыт, в то же время расширяя предыдущие знания детей и языковые навыки. Языковые навыки и навыки грамотности рассматриваются далее в следующем разделе этой главы, а также в главе 6.

    Еще одним следствием этих когнитивных изменений является то, что педагоги могут вовлекать дошкольников в преднамеренную деятельность детей дошкольного возраста, используя новые возможности обучения.Интерес детей к обучению через действие естественным образом подходит для экспериментального исследования, связанного с наукой, или других видов обучения, основанного на запросе, включая гипотезы и проверки, особенно в свете неявных теорий живых существ и физической причинности, которые дети привносят в такое исследование (Samarapungavan et al. др., 2011). Подобным образом настольные игры могут стать основой для изучения и расширения числовых концепций. В нескольких экспериментальных демонстрациях, когда дошкольники играли в настольные игры с числами, специально разработанные для развития их мысленных представлений о числовых величинах, они продемонстрировали улучшения в оценках числовой линии, навыках подсчета, числовой идентификации и других важных количественных концепциях (Laski and Siegler, 2014 ).

    Другое исследование показало, что учебные стратегии, которые способствуют высокоуровневому мышлению, творчеству и даже абстрактному пониманию, например, обсуждение идей или будущих событий, связаны с более высокими когнитивными достижениями детей дошкольного возраста (например, Diamond et al. , 2013; Mashburn et al., 2008). Например, когда педагоги указывают на то, как количественные числа могут использоваться для описания различных наборов элементов (четыре блока, четыре ребенка, 4 часа), это помогает им обобщить абстрактное понятие («четверность»), которое описывает набор, а не характеристики каждого элемента в отдельности.Эти действия также можно интегрировать в другие учебные практики в течение обычного дня.

    Еще одно следствие изменений мышления маленьких детей в дошкольном возрасте касается мотивационных характеристик раннего обучения. Дети дошкольного возраста развивают ощущение себя и своих способностей, включая академические навыки (Marsh et al., 1998, 2002). Их убеждения в отношении своих способностей к чтению, счету, лексике, числовым играм и другим академическим навыкам основаны на нескольких источниках, включая спонтанное социальное сравнение с другими детьми и отзывы учителей (и родителей) относительно их достижений и причин, по которым они хорошо учились или плохо.Эти убеждения, в свою очередь, влияют на уверенность детей в себе, настойчивость, внутреннюю мотивацию к успеху и другие характеристики, которые можно описать как навыки обучения (и более подробно они обсуждаются ниже в этой главе). Следовательно, то, как учителя обеспечивают обратную связь с детьми младшего возраста и поддерживают их уверенность в себе в учебных ситуациях, также является важным предиктором академической успеваемости детей (Hamre, 2014).

    В первые годы начальной школы познавательные процессы у детей развиваются дальше, что соответственно влияет на стратегии педагогов в начале

    .

    Исторические основы современного английского правописания

    :

    (936)
    (6393)
    (744)
    (25)
    (1497)
    (2184)
    (3938)
    (5778)
    (5918)
    (9278)
    (2776)
    (13883)
    (26404) )
    (321)
    (56518)
    (1833)
    (23400)
    (2350)
    (17942)
    (5741)
    (14634)
    (1043)
    (440)
    (17336)
    (4931)
    (6055)
    (9200)
    (7621)

    411. Алфавитный способ написания (в отличие от иероглифического, пиктографического и слогового письма) изначально был основан на фонетическом принципе: он был разработан для точного графического представления произношения с использованием букв для обозначения звуков, орфография Mod E показывает множество отклонений от этого принципа . Различия между произношением и написанием слов очевидны, особенно для тех, кто знаком с использованием латинских букв в других языках. Причины этих расхождений и особенностей английского правописания можно найти в истории английских звуков.

    412. OE орфография была фонетической: нотариусы OE использовали латинские буквы в соответствии с латинскими письменными традициями, чтобы записывать английские слова как можно лучше. Они пытались использовать отдельную букву для каждого отдельного звука; звуковые значения букв были по большей части такими же, как в латыни. Их написание, однако, не было абсолютно последовательным, поскольку некоторые буквы, насколько мы можем судить сегодня, указывали на два или более звука: буква ʒ обозначала четыре разных фонемы, c - две; f, ð , p и s обозначают по два аллофона каждый (которые позже превратились в фонемы).В целом древнееврейское написание представляло собой неплохую транскрипцию слов, сделанную с помощью латинских букв.

    413. Нововведения в области орфографии ME включают в себя многие звуковые изменения, которые произошли с 9-10 вв., И все же орфография в целом стала более двусмысленной и условной. Во многих случаях однозначное соответствие буквы и звука терялось. У большего количества букв, чем раньше, было два звуковых значения: o обозначали [ɔ], [u], длинное [ɔ:] и [o:]; c для [s] и [k]; г для [г] и [dʒ] и т. Д.; u может даже обозначать три звука: гласные [u] и [y] и согласный звук [v]. Один и тот же звук обычно изображался разными способами: [dʒ] мог обозначаться как g, j или dg, [k] как k, c и q, и т. Д. (См. 360). Диграфы, представленные в ME, выглядят знакомыми для современного редера, поскольку многие из них все еще используются, но их применение в ME было довольно противоречивым: так что они не делали орфографию более точной или более фонетической.Например, для [u:] и [ou] использовались как ou , так и ow ; двойные o обозначают открытую и закрывающую длинные позиции [ɔ:] и [o:] рядом с o ; длинные [e:] и [ɛ:] были показаны без разбора , то есть , двойной e и одиночной буквой e. Использование диграфов было отклонением от фонетического принципа, поскольку оно основывалось на традиционной ассоциации между звуками и их графическим представлением (например, th или dg не указывали последовательности звуков, а использовались как символы отдельных звуков. , [θ, ð] и [dʒ]).Традиционный принцип правописания был позже усилен фиксацией письменной формы слова в печатном виде и обширными изменениями звука.



    414. Введение книгопечатания и распространение печатных книг увековечили письменные формы слов, воспроизведенных из рукописей. Они отражали произношение возраста и принятые орфографические приемы; многочисленные варианты написания, характерные для рукописей, неограниченно использовались в печатных книгах конца XV ​​- XVI вв.

    Фонетики и реформаторы орфографии XVI в. стремились ограничить свободу вариаций и улучшить английскую орфографию за счет более последовательного использования букв и диграфов и введения новых символов.



    Они настаивали на строгом различии между u и o , когда они используются для обозначения гласной и согласной: [u] и [v], например Ранний NE loue, selues, незрелый, непоколебимый , позже записанный как любовь; я, незрелый, непоколебимый; при регулярном использовании последнего немого e , чтобы показать длину гласной в предыдущем слоге, e.g., rode, rose, и даже beene, moone (хотя в двух последних словах длина указывалась двойными буквами). Они ввели новые орграфы, чтобы показать разницу между некоторыми открытыми и закрытыми гласными, а именно орграф ea для [ɛ:] в отличие от e, ee, и , т.е. , используемый для закрытого [e:], и диграф oa рядом с o в открытых слогах для [ɔ:], в отличие от oo , показывающий длинный закрытый [o:] Cf.ME eech, seke с [ɛ:] и [e:] и Early NE каждый, seek; ME хули, сапог [ɔ :, o] и ранний NE святой, лодка, сапог. Использование двойных согласных стало реже, за исключением традиционных написаний, таких как поцелуй, продавать, , но иногда использовались двойные буквы, чтобы показать, что предшествующий гласный был коротким: ранний NE sitten, shott, dipped (позже сэр, выстрел, ближний вид ) .

    Однако большинство рекомендаций, сделанных учеными раннего NE, никогда не были приняты; например, было предложено указать [θ] и [ð] перевернутой буквой t или увеличить количество букв до тридцати четырех (Th.Smith, 1568), или что все длинные звуки во всех словах должны быть последовательно обозначены двойными буквами (J. Hart, 1569).

    415. Деятельность ученых в период нормализации конца 17 - 18 вв. оказал стабилизирующее влияние на развитие орфографии английского языка. Словари и грамматики зафиксировали письменные формы слов в качестве обязательных стандартов; многочисленные варианты написания раннего периода NE вышли из употребления. Помимо стандартизации правописания, что, безусловно, было большим достижением того времени, было сделано только несколько нововведений: было принято несколько новых диграфов с заимствованными словами, например, ph, ps NE фотография, психология ch NE химия, Схема и автомат, жанр Г.

    В 18 в. звук меняется медленнее. Стандартное произношение (позднее известное как RP Received Pronunciation) и стандартное правописание были [твердо установлены, и разрыв между устной и письменной формами слова был увековечен. Традиционное использование букв преобладало над их первоначальным «фонетическим» использованием.

    416. Орфография всегда отставала от меняющегося произношения, но в период Северо-Востока это несоответствие усилилось. В раннем NE гласные и согласные подвергались значительным изменениям, в то время как орфографические изменения были незначительными и недостаточными.Орфография Mod E показывает произношение слов в конце 14 и 15 вв., То есть до изменения звучания раннего NE. Вот почему современное правописание в основном условно и консервативно, но редко фонетично.

    Это основные исторические причины разрыва между орфографией и произношением в Mod E, а также специфического английского использования латинских букв. Чтобы объяснить современное написание, необходимо проследить историю звуков и их графическое представление, особенно в ME и раннем NE.Следующая таблица содержит список современных звуков и их наиболее распространенное написание; он предоставляет информацию о происхождении и истории звуков, которые объясняют их написание (не включает наиболее очевидные фонетические варианты написания типа not, it, bed, , которые не требуют какого-либо специального исторического объяснения).

    Таблица 12

    417. Основные исторические источники современного правописания

    Звук Правописание Примеры Звуковые изменения с учетом орфографии Примечания и ссылки
    Гласные Монофтонги ME NE
    Короткий
    æ а кот, человек a> æ 392
    ɔ a после w был, хочу wa> wɔ 392
    e ea перед d, th голова, смерть ɛ:> e:> e 383, 400
    u oo до т, к стопа, книжка o:> u:> u 383, 400
    ʌ о, у приходят, гайка u> ʌ В ME и u и o могут обозначать [u].359, 393
    oo до d паводок о:> и:> 383, 393, 400
    u> ʌ
    ə -er, -re, -или читатель, центр, репетитор r ə > ə 397
    Длинный
    я: ee, ie, e, ea встреча, поле, он e:> я: 383
    мясо ɛ:> я: 383
    а: ар рычаг ar> a: 397
    a перед st, nt, ft взрыв, завод, после а> а: 399
    ɔ: или, весло, ar после w для, доска, теплая или> ɔ: война> wɔ: 397 392, 397
    au, aw причина, ничья au> ɔ: 359, 383
    ə: эр, ик, ур она, птица, поворот ИК ur> ə: э 397
    u: oo луна o:> u: 383
    Дифтонги
    ei ai, ei, ay дождь, поводья, день ai эй > et 359, 380
    a в открытых слогах марка, поздняя a:> ei 372, 383
    ai i, y в открытых слогах раз, мой i:> ai 359, 383
    i перед ld, nd, mb мягкий, добрый, подъем i:> ai 371, 383
    i до gh, ght вздох, ночь ix '> i:> ai 383, 395
    а.е. оу, вл звук, сейчас u:> au 359, 383
    оу o в открытом виде rode, no, дуб ɔ:> ou 383, 386
    слога, oa 359, 380
    оу, оу, о до- соул, ряд, старый оу от оригинального производителя [a / ea]
    передний ld ɔ:> ou Ранний ME [a:] 371, 383
    ere, eer, ухо здесь пиво колос e: r> iə 383, 397
    ɛ: r> iə Дифтонги и трифтонги с ə-скользящими формами возникли из-за вокализации [r] после долгих гласных на разных этапах Великого сдвига гласных.
    ухо, а также медведь, там заяц ɛ: r> ɛə
    a: r> ɛə
    ɔə, ɔ: руда далее o: r> ɔə
    шт. или плохая o: r> uə
    Трифтонги
    aiə ire Шир i: r> aiə
    au наш, овер наши, мощность u: r> auə
    Согласные
    ð th между гласными ванна ð 139, 358
    th изначально в виде слов θ> S 358, 406
    г s между гласными выбирай, легко z z 138
    s наконец (если не предшествуют глухие согласные) е, сут с> г 406 (ср. остановок )
    ʃ ш корабль телесный ʃ от OE [sk '],
    358, 402
    SSI, ти страсть, действие sj ʃ 404
    тʃ ч, тч подбородок, часы tʃ tʃ 357
    тур природа tj> tʃ 404
    ʒ г буржуйская ʒ 415
    si, se удовольствие zj> ʒ 404
    г пол dʒ dʒ 357 (ср. идти [г])
    с с определенные с с 357 (ср. чашка [k])

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Докажите на примерах фонетических изменений, что ME был разделен на несколько диалектов.

    2. Укажите на некоторые изменения, предшествующие Великому сдвигу гласных, которые показывают те же направления эволюции.

    3. Ср. система гласных в OE с системой гласных в Позднем ME и говорит, в каких отношениях она стала менее симметричной.

    4. Каким образом гласные в оригинальном слове «talu», «findan», «hopa, prote», «украденный » могли в конечном итоге развиться в дифтонги, хотя изначально они были короткими монофтонгами (NE сказка, находка, надежда, горло, украденный ) ?

    5.Каковы причины смены гласных в NE keep, помещения; чувствовать чувствовал; мудрость, мудрость; уйти, налево; пять, пятая? Первоначально в др.-англ.языке слова в каждой паре содержали одинаковые длинные гласные.

    6. Учет чередования гласных в NE child children, wild wild, bewilder (ME bewildren ) , за препятствием; в др. Н. Э. Коренная гласная в этих словах была [i].

    7. Дайте историческое объяснение различных написаний следующих омофонов: NE сын, солнце; мясная встреча; видеть море; поводья, дождь; вены, напрасно; душа, подошва; основной, грива; прекратить, блокировать; Цветочная мука; итак, сеять; закон, знания; голый, медведь; корень, маршрут; или, весло; проехал, дорога. Были ли все эти парные омофоны в ME?

    8. Почему буква e означает [e] в кровати , для [i:] в he, для ядер [ɪ] и [ɛ] дифтонгов в здесь, и там?

    9. Почему буква o обозначает [ɔ] в нет, вместо [ou] в кости, [ʌ] в спереди и некоторых, а также для [ɔ:], когда за ним следует r . еще, порт?

    10.Почему буква x обозначает [ks] и [gz] в следующих словах: осей волов, пример; исполнить исполнителя-исполнителя; упражнение изучить точные существуют?

    11. Рассчитайте звуковые значения буквы c в следующих словах: [s] в NE mercy, center; [к] из меди , кл .; [ʃl в специальный, достаточно?

    12. Объясните с исторической точки зрения произношение следующих слов с буквой g: хорошо, опять же, общее, изменение, режим.

    13. Учет разницы в звуковых значениях s, th, f следующими словами: сын, занят, мудрость, мышь, восток, заслуживает (ME deserven [də'servən]), наблюдать, походить на (ME похожи на [rə'semblən]), книги (ME bookes ['bo: kəs]), мантии (ME халаты [' ro: bəs]), платья, тысяч , угроза, ты, рот, рты (ME рты ['mu: ðəs]), они, прекрасные, забор.

    14. Что подразумевается под «несоответствием» произношения и орфографии в Mod E? Приведите примеры фонетического и условного написания. Докажите, что письменная форма слова обычно отстает от его устной формы и указывает на его более раннее произношение.

    15. Объясните происхождение различных звуковых значений следующих орграфов: ea in seat, dead; т.е. в начальнике , ложь; оу в фунтах, суп, соул, грубый; ow в sow и как. Почему они указывают другие звуки до р, например милая, груша; пирс, носилки; налить, прокиснуть; нижняя, мощность.

    16. Вспомните развитие OE [y, y:] и объясните различия в произношении и написании merry, kilt, busy, buy, evil, bury (все происходит от слов оригинального англоязычного языка с коротким [y]) и рукав, кулак, мыши, прочее (происходит от слов OE с длинным [y:]).

    17. Покажите, как современное правописание может помочь восстановить фонетическую историю слов; используйте следующие слова в качестве примеров: NE drive, might, keen, mete, lead, lake, loaf, boot, about, буксировать, рисовать, аплодировать, бросать, телега, шнур, муравей, предупреждать, птица, борода, сжечь, определенное , первый, монахиня, нет, кровавый, костлявый, колено, комар, часто, конечность.

    18. Дайте современным потомкам следующие слова, которые возникли в соответствии с регулярными фонетическими и орфографическими изменениями: OE hind, spēdiʒ, dūst, sceaft, sclnan, snāwan, rǣdan, hearm, sceal, wearm, cēap [k ' ], butere, bōc, b ā t, дыня, mētan, hund, сотня, hwæt, tūn, steorfan, prǣd, smoca, drifan, bona, dēop, āð.

    19. Восстановите фонетические изменения, чтобы доказать, что слова произошли от одного корня: NE слушайте и громко; веселые и веселья; глубина и глубина ; фол и гадость ; муж и дом; длинные и длины; овцы и пастух ; Расскажи, сказки и поговорим; вор и кража; золото, позолота и желтый ; человек и пастор.

    20. Учитывать немые буквы в поздно, взгляд, неправильно, часто, бомба, осень, курс, знание, честь, что, целая, гость, пневмония, псалом.

    21. Постарайтесь учесть появление немых букв в следующих словах: NE thumb ( OE puma ) ; NE дом (OE hūs ) ; NE восторг (ME delite ) ; NE лошадь (OE hors ) ; NE конечность (OE lim ) ; NE целиком (OE hāl ) .

    Глава XV
    РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОТ XI ДО XVIII В. (418-555)


    .

    Читайте, пишите, говорите по-английски: Внешний вид может быть обманчивым

    Внешний вид может быть обманчивым

    «Не судите книгу по обложке ...»

    В наше время внешность играет важную роль в нашей жизни. О людях часто судят исключительно на основании их одежды, маникюра, макияжа, цвета кожи, размера тела, татуировок на теле, пирсинга или чего-то подобного! Но всегда ли внешняя красота соответствует внутреннему миру?

    Внешний вид похож на конфету.Когда вы завернули конфету в яркую и красивую бумагу, но, к сожалению, вместо шоколада вы нашли там просто карамель. Но почему это случилось с нами? Как правило, мы доверяем людям красивым и привлекательным, рассказываем им все свои секреты, разделяем радость и печаль, но рано или поздно оказывается, что они пусты внутри, без всякой милости. Вследствие нашей «слепоты» мы остаемся преданными, брошенными и забытыми. Поэтому лучше оставаться нейтральным, пока вы не будете уверены, что этот человек заслуживает вашей веры и понимания.

    На мой взгляд, хороший пример - захватывающий дух фильм или книга (что угодно) «Картина Дориана Грея». В этой истории главный герой Дориан - молодой красивый мальчик ведет аморальный образ жизни, но никто не может представить, что скрывается за его невероятной красотой. Он продал свою душу, чтобы вечно быть молодым и красивым.

    Итак, красивое лицо не означает красивое сердце, но все же может быть наоборот. Сформировать отрицательное мнение о человеке очень легко не из-за невероятной красоты, а из-за каких-то недостатков, дефектов или просто необычной внешности.Но это абсолютная ошибка. Например, когда кто-то видит девушку с рыжими или зелеными волосами, вдобавок к этому с пирсингом, он думает: «О! Это ужасно! Такая глупая девушка ... она совсем уродливая, ненормальная» и так далее. Несмотря на свою внешность, она может быть интересным собеседником, верным и искренним другом, образованной и талантливой ученицей, просто хорошей девушкой ... но неординарным человеком. Поэтому не стоит делать поспешных выводов.

    На мой взгляд, есть еще один удачный пример (несмотря на то, что это сказка) «Красавица и чудовище».Несмотря на свою устрашающую внешность, удивительная Белль могла полюбить Чудовище не за его внешность, а за его доброе сердце и хорошее отношение.


    Неважно, как ты выглядишь ... Главное - быть добрым человеком с хорошими мыслями и намерениями, иметь золотое сердце, ведь красивой внешности хватит на несколько десятилетий, а красивая личность - на жизнь!

    .

    Смотрите также

    VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
    Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
    Аритмология детского возраста
    Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
    © 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.