|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наследственность и среда их влияние на развитие ребенкаТема 2. ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМАНаследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований. Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к рисованию и т. д. Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией). Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Например, разработаны способы лечения гемофилии – введение специфического белка крови. Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. В частности, такие консультации способствуют предупреждению близкородственных браков, являющихся причиной рождения аномальных детей. Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике. Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность). Взаимоотношения организма со средой. Основоположник русской физиологии И.М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека. И.П. Павлов, развивая это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим условиям или разной среде обитания). Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др. Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком Поделитесь на страничкеВлияние наследственности и среды на развитие детей и подростковПочему одни дети успевают в школе лучше других, хотя условия обучения у них равные? Почему Маша Иванова училась на отлично, а оценки ее младшего брата Саши Иванова посредственные? Можно ли изменить подобное положение вещей применением новых методик преподавания и воспитания детей и подростков? Такие вопросы задает себе каждый учитель, который любит свою профессию и не безразличен к результатам своего труда. Соответственно только найдя правильные ответы на поставленные вопросы можно надеяться на положительные результаты обучения и воспитания. Я тоже задавалась подобными вопросами.Равны ли люди в своих потенциальных возможностях, всегда был одним из самых животрепещущих и важных. В разные исторические эпохи ответы на этот вопрос отличались друг от друга, а зачастую были совершенно противоположными. В целом же из всего обилия идей можно выделить две наиболее глобальные: 1. люди от рождения не равны в своих возможностях. 2. люди от рождения равны в своих возможностях. Равенство есть вещь самая естественная И в то же время – химера. (Вольтер) Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума. (Артур Шопенгауэр) У древних арабов существовало изречение: ” Возьмите терновник и поливайте его целый год розовою водою – он все-таки не даст вам ничего кроме терний; но возьмите финиковое дерево и оставьте его без воды в самой сухой почве – и оно все-таки будет вам в изобилии приносить самые вкусные плоды. Подобные воззрения можно найти и в трудах такого великого человека как древнегреческий философ Платон. Он считал, что все люди братья, но бог от рождения одним примешал золото, отчего они драгоценны, а другим, земледельцам и мастеровым, - железо и медь. Поэтому одни от рождения способны быть начальниками, а другие – им подчиняться. Никакое воспитание согласно Платону не может сына слесаря сделать успешным политиком или выдающимся ученым. Да что там философы, народная мудрость, как известно, гласит: “ Яблочко от яблоньки не далеко падает”. Данные современной генетики подтверждают основные положения выше указанной концепции. Один из американских психологов, А.Иенсен считает, что умственные способности человека на 80% контролируются генами и только 20% -факторами среды. Однако многие генетики не разделяют подобных убеждений. Например, Н.Г Дубинин, В.Н.Столетов, Ш Ауэрбах и др. указывают на тот факт, что количество генов не велико по сравнению с числом всех физических признаков организма человека. Поэтому гены не в состоянии проконтролировать в деталях даже биологическое созревание человека, не говоря о контроле над его психикой. Гении не родятся, а умирают. (Грибоедов) Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус) Вторая концепция была выдвинута Аристотелем. Она получила название /tabula rasa/, что в дословном переводе означает чистая доска. Сущность этой концепции состоит в том, что средовые факторы, в частности воспитание считаются определяющими, а наследственные факторы отодвигаются на второй план. Первая концепция разоружает педагога перед трудностями, которые он встречает в процессе обучения и воспитания ребенка, делает его пассивным наблюдателем. Вторая концепция о фатальной роли среды, закрывает возможности создания таких методов педагогического воздействия, которые были бы адекватны биологическим особенностям ребенка. Такой подход к обучению и воспитанию не позволяет организовать своевременную коррекцию тех нарушений в развитии детей и подростков, которые обусловлены биологическими причинами. Физическое развитие детей и подростков обусловлено двумя крупными группами факторов: наследственными, или генетическими и средовыми. Наследственные факторы определяют тот потенциал, который может проявиться в полной мере, частично, или совсем не проявиться. Вариант осуществления наследственной программы будет зависеть от условий, в которых развивается человек в пренатальный и постнатальный периоды онтогенеза. Собственно говоря, наследственные факторы это тот генотип, который получает любой организм в результате оплодотворения. Набор хромосом и генов зиготы – вот тот стартовый пакет, с которым человек, как и всякое другое живое существо на планете Земля начинает свое индивидуальное, а потому и неповторимое развитие. Неповторимость индивидуального развития обусловлена различными условиями существования, воздействие которых приводит к тому или иному варианту воплощения генетического проекта. Среди влияний среды, в той или иной степени корректирующих фенотипическое проявление генотипа следует выделить: питание, стресс, время года, солнечную активность, токсические вещества, антибиотики. Самыми показательными являются опыты по сравнению физического развития близнецов развивающихся в разных условиях. Рассмотрим, как питание влияет на физическое развитие. Если организм получает достаточное количество белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, минеральных веществ и витаминов, генетическая программа роста осуществляется беспрепятственно. Если питание недостаточное, происходит задержка физического развития, а если избыточное – возникает ускоренное развитие, а часто и ожирение. Стрессовые ситуации имеют неоднозначное влияние на организм. Минимальный уровень стрессовых воздействий даже необходим организму, для нормального осуществления функций, но длительный чрезмерный по интенсивности стресс разрушителен, особенно для детей и подростков. Стресс, переживаемый достаточно долго, служит благоприятной почвой для развития невроза, а невроз – прямой путь к психозу. Стресс сжигает ресурсы организма, истощая его. Дети, растущие в условиях длительного стресса, плохо набирают рост и вес. Немаловажное значение для физического развития детей и подростков имеет время года (сезон). Весной (с марта по май) дети растут в два раза быстрее, чем осенью (с октября по ноябрь). Все живое на нашей планете зависит от солнца. Циклы солнечной активности составляют 11 лет и два месяца. Эти циклы влияют на рост и половое созревание. В период максимальной солнечной активности наблюдается всплеск роста и интенсивности полового созревания. Токсические вещества не только замедляют физическое развитие, но и приводят к различным физиологическим нарушениям в работе всех систем и органов. К данной группе в первую очередь алкоголь, никотин, наркотики. До тридцатых годов 20 века человечество не знало понятия антибиотик. Эти вещества помогли человечеству справиться со многими вредными для здоровья микробами, но привели к возникновению двух негативных проблем. Первая из них - возникновение новых устойчивых к антибиотикам штаммов микроорганизмов, вторая – ускорение роста и развития людей, питающихся мясом животных, употреблявших корма с добавками антибиотиков. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта. Первый -¬ это переход от младенчества к раннему детству и второй - от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы, тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. В примитивных культурах переход из детства во взрослый мир осуществляется резко через обряд инициации, поэтому внутреннего конфликта у подростка не возникает. В современных обществах, в отличие от традиционных, подростковый возраст – это период перехода, длящийся около 10 лет. В XIX веке в западных странах было введено системное школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка. Это отодвинуло момент принятия им социальных ролей взрослого сообщества. Образовался период между биологической зрелостью и экономической самостоятельностью, характерной для взрослого человека. На стадии отрочества биологический, социальный, исторический и культурный факторы переплетаются особенно тесно, чем на других возрастных этапах. Поэтому отрочество следует анализировать, учитывая все эти факторы. Подростковый период в жизни человека является своеобразной лакмусовой бумажкой благополучия развития ребенка в предыдущие возрастные периоды и благополучия семьи, готовой к новым ролям, отношениям, готовой оказать взрослеющему ребенку необходимую помощь, поддержку, а главное, неизменно принимать и любить его в трудные моменты его взросления. Ученые материалистического лагеря в отношении примата наследственности или среды делятся на три группы: - приверженцы примата наследственности; - приверженцы примата среды; - приверженцы синтетической концепции взаимодействия и взаимодополнения наследственности и среды. До сегодняшнего дня между оппонентами нет согласия, поэтому вопрос о приоритетных факторах развития остается открытым. Теософы и философы идеалистического лагеря, несмотря на некоторые различия в суждениях придерживаются некоего общего знаменателя. Они утверждают, что и наследственность и среда находятся в прямой зависимости от высшего духовного начала, поэтому акценты в вопросах развития следует расставлять несколько иначе. Повышение духовности человечества повлечет за собой упразднение проблем наследственности и среды. Наследственность и среда, их влияние на развитие организма — Студопедия.НетАнатомия вопросы.. №1.Понятие здоровья, его критерии. Группы здоровья детей. Значение изучения анатомии и физиологии. Понятие здоровья Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): · Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. · Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. · Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма. Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.
Физиология. изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях. Анато́мия челове́ка ( — разрезание) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой. Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи. Анатомия «нормального» (здорового) тела человека традиционно рассматривается по системам органов — нормальная (систематическая) анатомия человека. Помимо этого, на базе анатомии человека с учётом накопленного хирургического опыта была создана такая дисциплина, как топографическая анатомия, позволяющая оперирующим хирургам изучать строение тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, со скелетом и др. Развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики, механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и т. д.) . Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях — патологической анатомии. С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина — рентгеноанатомия, предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия. №2. Клеточное строение организма человека
Органические вещества клетки
Строение клетки
2.краткая характеристика основных групп тканей Ткань — исторически сложившаяся структура клеток и внеклеточного живого вещества, обладающая определенными морфофункциональными свойствами, присущими только данному виду ткани. Соединительная ткань. Весьма разнообразна по строению, но все разновидности соединительной ткани развиваются из мезенхимы (средний зародышевый листок). К соединительной ткани относятся кровь и кроветворная ткань, лимфатическая ткань, костная ткань, хрящевая ткань, волокнистая соединительная ткань. Вот почему, учитывая разнообразие строения разновидностей соединительной ткани, их называют тканями внутренней среды. Мышечная ткань. К мышечным тканям относятся поперечнополосатые, гладкие мышечные волокна и сердечная мышца, (рис 15, 16). За счет мышц происходят сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов, перемещение частей тела. Поперечнополосатые мышцы сокращаются по желанию человека. Гладкие мышцы и сердечная мышца входят в состав внутренних органов, не подчиняются воле человека и иннервируются вегетативной частью нервной системы. №3 Внутриутробный период развития организма. Во внутриутробном развитии человека условно выделяют три периода: 1. Период имплантации длится от момента оплодотворения до 2 недель. Для этого периода характерно быстрое планомерное дробление оплодотворенной яйцеклетки, продвижение ее по маточной трубе к полости матки; имплантация (прикрепление зародыша и внедрение в слизистую оболочку матки) на 6–7-й день после оплодотворения и дальнейшее формирование плодных оболочек, создающих необходимые условия для развития зародыша. Они обеспечивают питание (трофобласт), создают жидкую среду обитания и механическую защиту (жидкость плодного пузыря). 2. Эмбриональный период длится с 3-й по 10–12-ю недели беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших органов и систем будущего малыша, происходит формирование туловища, головы, конечностей. Идет развитие плаценты — важнейший орган беременности, разделяющий два кровотока (матери и плода) и обеспечивающий обмен веществ между матерью и плодом, защиту его от инфекционных и других вредных факторов, от иммунной системы матери. В конце этого периода эмбрион становится плодом, имеющим похожую на ребенка конфигурацию. 3. Плодный период начинается с 3-го месяца беременности и заканчивается рождением ребенка. Питание и обмен веществ плода осуществляется через плаценту. Происходит быстрый рост плода, формирование тканей, развитие органов и систем из их зачатков, формирование и становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнь плода в утробе матери и ребенка после рождения. После 28-й недели беременности у плода начинает формироваться запас ценных веществ, необходимых в первое время после рождения — соли кальция, железа, меди, витамин В12 и др. Происходит созревание сурфактанта, обеспечивающего нормальную функцию легких. На внутриутробное развитие воздействуют различные факторы окружающей среды. Наиболее значимое влияние они оказывают на органы, которые в момент воздействия наиболее интенсивно развиваются. Возрастная периодизация. Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастнойстратификации. Проблема периодизации[править | править вики-текст] Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития(условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития. Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывалИ. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла. Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах. Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются некогорые различия. Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды». Периодизация Выготского Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]: · кризис новорожденности (до 2 мес.) · младенческий возраст (до 1 года) · кризис 1 года · раннее детство (1-3 года) · кризис 3 лет · дошкольный возраст (3-7 лет) · кризис 7 лет · школьный возраст (7-13 лет) · кризис 13 лет · пубертатный возраст (13-17 лет) · кризис 17 лет Периодизация Эльконина Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3] · Раннее детство · Младенчество (0—1 год) · Ранний возраст (1—3 года) · Детство · Дошкольный возраст (3—7 лет) · Младший школьный возраст (7—11/12 лет) · Отрочество · Подростковый возраст (11/12—15 лет) · Ранняя юность (от 15 лет) Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии [4][5]. Теория психосоциального развития Эрика Эриксона Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8] · Младенчество (от рождения до 1 года) · Раннее детство (1 — 3 лет) · Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет) · Школьный возраст (7-8 — 12 лет) · Юность (13 — 19 лет) · Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста · Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками · Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась Рост и развитие детского организма. Рост и развитие, дифференцировка тканей и органов, формообразование. Рост — это увеличение размеров развивающегося организма в результате размножения клеток тела, увеличения их объема и возрастания массы живого вещества. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, что зависит от роста и развития скелета. Он является одним из главнейших показателей здоровья и физического развития детей. Одновременно с ростом совершается физическое развитие — происходит усложнение строения, или морфологическая дифференцировка тканей и органов и их систем, изменяется форма органов и всего организма, совершенствуются и усложняются функции и поведение. Рост и развитие организма связаны взаимной закономерной зависимостью. В процессе роста и развития накапливаются количественные изменения, приводящие к появлению новых качеств. Наследственность и среда, их влияние на развитие организма Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию. Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца. Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития. Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды. Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.). К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах. При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877). Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях. Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка. Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции. Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот. Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению. Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста №4. Обзорное строение и функции пищеварительной системы. Конспект 13. «Наследственность и среда в развитии человека»Конспект 13. «Наследственность и среда в развитии человека»Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, и некоторые другие. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья. Консультация для родителей на тему: "Влияние наследственности и среды"МБДОУ ЦРР ДС № 58 Консультация по теме: Влияние наследственности и среды на психическое развитие ребенка.
составил: воспитатель группы № 14 Чупина Анастасия Вячеславовна 2016 год. Влияние наследственности и среды на психическое развитие ребёнка. Факторами психического развития, особенно влияющими на развитие личности ребёнка, являются: наследственность, воспитание, среда, обучение, депривация, активность и игра. Действуют они в комплексе, и в разные возрастные периоды степень значимости любого из них меняется. Эти факторы могут оказывать как благоприятное влияние на формирование личности, так и негативное. И от того, насколько родители обладают знанием о них, зависит их способность понимать поступки и действия своих детей. Эти знания дают возможность не только лучше понимать своего ребёнка, но и помогать ему решать любые проблемы, которые периодически будут возникать по мере становления личности. Здесь мы рассмотрим двое из этих факторов, а именно: наследственность и окружающую среду. Наследственность – способность организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений. От родителей наследуются родовые признаки. К ним относится особенности телосложения, цвет кожи, волос, глаз, строение лица, рук, наследственная патология, особенности темперамента и задатки способностей. Существует вероятность заполучить от родителей и асоциальное поведение. Однако благоприятная среда может свести на нет врожденные особенности и существенно снизить данный риск. Не стоит забывать о том, что ребенок вместе с генами наследует и задатки – потенциальные возможности развития. Они не являются готовыми способностями к определенному виду деятельности, однако дети, обладающие специальными задатками, достигают высоких результатов и развиваются быстрыми темпами. Такие задатки проявляются в раннем возрасте, если ребенку предоставлены все условия. Следующий фактор – окружающая среда. К примеру, ребёнок с раннего детства склонен увлечённо строить домики, башенки или целые города из кубиков или любых подручных средств. Родителям стоит не просто покупать конструкторы, а попытаться найти развивающий кружок или центр, где специалисты помогут ребёнку развить такие способности, опираясь на которые он сможет стать хорошим архитектором или дизайнером. Благоприятной социальной средой считается та, где идеи и ценности направлены на развитие творческой и инициативной личности. Социальные факторы в значительной степени определяют развитие ребенка. 2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развитияНаследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований. Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к рисованию и т. д. Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией). Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Например, разработаны способы лечения гемофилии – введение специфического белка крови. Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. В частности, такие консультации способствуют предупреждению близкородственных браков, являющихся причиной рождения аномальных детей. Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике. Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность). Взаимоотношения организма со средой. Основоположник русской физиологии И.М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека. И.П. Павлов, развивая это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим условиям или разной среде обитания). Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др. Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком Поделитесь на страничкеКак окружающая среда влияет на рост и развитие ребенка?Часто ли вы ссоритесь со своим партнером перед ребенком? Нарушают ли соседские ссоры мир и гармонию в вашем доме? Что ж, если вы можете относиться к вышеупомянутым ситуациям, прочтите этот пост! Обсуждались факторы окружающей среды, влияющие на развитие ребенка. Знаете ли вы, что обучение и поведение ребенка также зависят от его ближайшего окружения? Читайте дальше, чтобы узнать, как окружающая среда влияет на развитие ребенка и как вы можете создать благоприятную среду, которая поможет вашему ребенку обрести позитив и знания! Факторы окружающей среды, влияющие на развитие ребенка: |
Для получения дополнительной информации о различных аспектах воспитания детей см. Воспитание. |
Последнее обновление
То, как дети растут и развиваются, зависит как от внутренних, так и от внешних факторов окружающей среды, некоторые из которых мы не можем контролировать. Хорошее понимание того, что нужно детям на каждом этапе их роста и развития, помогает нам лучше их воспитывать.
Хотя термины «рост» и «развитие» используются как синонимы, биологически они имеют разные значения.Рост относится к постепенным изменениям физических характеристик, таких как рост, вес, размер и т. Д., В то время как развитие относится к качественным изменениям в росте упорядоченным и значимым образом, которые приводят к зрелости. Рост и развитие взаимно дополняют друг друга, неразделимы и происходят одновременно. Например, большинство младенцев к тому времени, когда они вырастут до 8 месяцев, могут весить от 8 до 10 килограммов и могут сидеть.
Природа и воспитание способствуют росту и развитию детей.Хотя то, что даровано природой, постоянно, воспитание тоже имеет большое значение. Вот несколько факторов, влияющих на рост и развитие детей.
Наследственность - это передача физических характеристик от родителей детям через их гены. Он влияет на все аспекты внешнего вида, такие как рост, вес, строение тела, цвет глаз, структуру волос и даже интеллект и способности. Заболевания и состояния, такие как сердечные заболевания, диабет, ожирение и т. Д., также могут передаваться через гены, тем самым отрицательно влияя на рост и развитие ребенка. Однако факторы окружающей среды и воспитание могут дать лучшее из уже имеющихся качеств генов.
Окружающая среда играет решающую роль в развитии детей и представляет собой совокупность физических и психологических стимулов, которые получает ребенок. Некоторые из факторов окружающей среды, влияющих на развитие детей в раннем возрасте, включают физическое окружение и географические условия места, в котором живет ребенок, а также его социальное окружение и отношения с семьей и сверстниками.Легко понять, что хорошо воспитанный ребенок добивается большего успеха, чем обездоленный; Этому способствует среда, в которую дети постоянно погружаются. Хорошая школа и любящая семья развивают у детей сильные социальные навыки и навыки межличностного общения, которые позволят им преуспеть в других областях, таких как учеба и внеклассные занятия. Это, конечно, будет по-другому для детей, выросших в стрессовой среде.
Пол ребенка - еще один важный фактор, влияющий на физический рост и развитие ребенка.Мальчики и девочки растут по-разному, особенно в период полового созревания. Мальчики обычно выше и физически сильнее девочек. Однако девочки, как правило, быстрее взрослеют в подростковом возрасте, тогда как мальчики созревают дольше. Физическая структура их тел также имеет различия, которые делают мальчиков более спортивными и подходящими для занятий, требующих физической активности. Их темпераменты тоже различаются, что заставляет проявлять интерес к разным вещам.
Слово «упражнения» здесь не означает физические упражнения как дисциплину или детей, сознательно занимающихся физическими упражнениями, зная, что это поможет им расти.Упражнения в данном случае относятся к обычным играм и занятиям спортом, которые помогают телу увеличить мышечную силу и нарастить костную массу. Правильные упражнения помогают детям хорошо расти и достигать поставленных целей вовремя или раньше. Упражнения также поддерживают их здоровье и борются с болезнями, укрепляя иммунную систему, особенно если они играют на улице. Это связано с тем, что игры на открытом воздухе подвергают их воздействию микробов, которые помогают им повысить сопротивляемость и предотвратить аллергию.
Гормоны относятся к эндокринной системе и влияют на различные функции нашего организма.Они вырабатываются различными железами, расположенными в определенных частях тела, для выработки гормонов, контролирующих функции организма. Их своевременное функционирование имеет решающее значение для нормального физического роста и развития детей. Дисбаланс в функционировании гормональных желез может привести к дефектам роста, ожирению, поведенческим проблемам и другим заболеваниям. Во время полового созревания гонады вырабатывают половые гормоны, которые контролируют развитие половых органов и появление вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.
Питание является критическим фактором роста, поскольку все, что нужно организму для построения и восстановления, поступает из пищи, которую мы едим. Недоедание может вызвать дефицитные заболевания, отрицательно влияющие на рост и развитие детей. С другой стороны, переедание в долгосрочной перспективе может привести к ожирению и проблемам со здоровьем, таким как диабет и болезни сердца. Сбалансированная диета, богатая витаминами, минералами, белками, углеводами и жирами, необходима для развития мозга и тела.
Семьи оказывают самое глубокое влияние на воспитание ребенка и определение путей его психологического и социального развития. Независимо от того, воспитываются ли они своими родителями, бабушками и дедушками или опекунами, они нуждаются в элементарной любви, заботе и вежливости, чтобы развиваться как здоровые функциональные личности. Самый положительный рост наблюдается, когда семьи вкладывают время, энергию и любовь в развитие ребенка посредством таких занятий, как чтение им, игры с ними и глубокие содержательные беседы.Семьи, которые жестоко обращаются с детьми или пренебрегают ими, могут повлиять на их позитивное развитие. Эти дети могут оказаться людьми с плохими социальными навыками и трудностями в установлении отношений с другими людьми во взрослом возрасте. Воспитание с помощью вертолета также имеет отрицательные последствия, поскольку оно делает детей зависимыми от родителей даже в молодом возрасте и неспособными самостоятельно справляться с жизненными трудностями.
Место вашего проживания также оказывает большое влияние на то, как будут выглядеть ваши дети.Школы, которые они посещают, район, в котором они живут, возможности, предлагаемые сообществом и кругом сверстников, - вот некоторые из социальных факторов, влияющих на развитие ребенка. Жизнь в развивающемся сообществе, где есть парки, библиотеки и общественные центры для групповых занятий и занятий спортом, - все это играет роль в развитии навыков, талантов и поведения ребенка. Неинтересные сообщества могут подтолкнуть некоторых детей не выходить часто на улицу, а вместо этого играть в видеоигры дома. Даже погода в каком-либо месте влияет на детей в виде телесных ритмов, аллергии и других заболеваний.
Социально-экономический статус семьи определяет качество возможностей, которые получает ребенок. Обучение в более дорогих школах определенно имеет преимущества в долгосрочной перспективе. Состоятельные семьи также могут предложить своим детям более качественные учебные ресурсы и предоставить им особую помощь, если в ней нуждаются дети. Дети из более бедных семей могут не иметь доступа к образовательным ресурсам и полноценному питанию, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. У них также могут быть работающие родители, которые работают слишком много часов и не могут уделять достаточно времени своему развитию.
Обучение - это гораздо больше, чем просто обучение. Это также связано с психологическим, интеллектуальным, эмоциональным и социальным развитием ребенка, чтобы он работал в обществе как здоровые функциональные личности. Здесь происходит развитие ума, и ребенок может достичь некоторой зрелости. Подкрепление - это компонент обучения, при котором действие или упражнение повторяются и уточняются, чтобы закрепить извлеченные уроки.Пример - игра на музыкальном инструменте; они учатся играть на нем, когда тренируются в игре на инструменте. Следовательно, любой преподанный урок необходимо повторять, пока не будут получены правильные результаты.
Хотя природа во многом способствует росту и развитию детей, воспитание вносит гораздо больший вклад. Как упоминалось ранее, некоторые из этих факторов невозможно контролировать, и вам придется довольствоваться тем, что у вас есть. Но есть определенные вещи, которые вы определенно можете обеспечить своему ребенку.Это включает в себя обеспечение того, чтобы ваш ребенок достаточно отдыхал каждый день, потому что его развитие во многом зависит от количества сна. Обратите особое внимание на уровень питания и физических упражнений вашего ребенка, поскольку они также играют важную роль в обеспечении своевременного и здорового роста и развития вашего ребенка.
Также читают:
Этапы роста и развития ребенка
Советы по развитию личности для детей
Многие аспекты человеческих характеристик (например, рост и цвет глаз) во многом определяются генетически. Исследователи психологии, однако, обычно интересуются измерениями, которые относительно менее детерминированы генетикой - чертами, которые больше подвержены влиянию окружающей среды, например, как человек чувствует, действует и думает.Учитывая, что степень генетической детерминации, по-видимому, варьируется от одного измерения к другому (например, пространственные навыки по сравнению с овладением языком), как можно определить относительное влияние наследственности и окружающей среды на различные характеристики человека и как понять сложную взаимосвязь между их?
Например, у Хавьера две биологические дочери от одной биологической матери. Оба высокие, хорошо воспитанные и музыкально настроенные. Несмотря на это сходство, старший ребенок выглядит социально замкнутым и тихим, а младший, родившийся в той же семейной среде, кажется более общительным.Кроме того, одному из его детей поставили диагноз «неспособность к обучению», в то время как другой кажется исключительно хорошо функционирующим в когнитивном отношении. Как можно объяснить эти сходства и различия между двумя детьми? Кто-то может подумать: «Ну, Хавьер высокий и сам талантливый музыкант, так что эти девочки, должно быть, унаследовали эти« хорошие гены »от Хавьера. И он довольно строг, когда дело доходит до дисциплины своих детей, так что это объясняет их хорошие манеры. Но почему младшая такая общительная и как насчет ее неспособности к обучению? Может быть, ее не так читали, как старшую."По сути, наследственные влияния и различные факторы окружающей среды в жизни этих детей взвешиваются и анализируются для объяснения характеристик этих детей.
Область поведенческой генетики направлена на понимание наблюдаемых различий в широком спектре человеческих характеристик, обычно путем анализа вклада наследственности и окружающей среды в развитие рассматриваемых характеристик. Хотя исследования в области поведенческой генетики идеологически и методологически разнообразны, справедливо отметить, что они часто помогают теоретизировать, насколько наследственность и окружающая среда способствуют наблюдаемому результату и как различные факторы могут взаимодействовать друг с другом, чтобы создать конкретный результат.В основе таких исследований лежит так называемое противоречие между природой и воспитанием.
Природа относится к наследственности: генетический состав или «генотипы» (т. Е. Информация, закодированная в ДНК), которую человек несет с момента зачатия до момента смерти. Наследственность может варьироваться от генетических предрасположенностей, которые специфичны для каждого человека и поэтому потенциально объясняют различия в индивидуальных характеристиках (например, темпераменте), до тех, которые предположительно специфичны для определенных групп и, следовательно, объясняют групповые различия в связанных характеристиках (например,g., пол и рост), а также те, которые, как предполагается, являются общими для всех людей и, как обычно считается, отделяют людей от других видов (например, устройство для овладения языком у людей).
Таким образом, понятие природы относится к биологически установленным склонностям и способностям, которыми обладают люди, которые могут проявляться на протяжении всей жизни.
Воспитание, напротив, относится к различным внешним факторам или факторам окружающей среды, воздействию которых человек подвергается от зачатия до смерти.Эти факторы окружающей среды включают несколько аспектов. Например, они включают как физическую среду (например, пассивное курение и дородовое питание), так и социальную среду (например, средства массовой информации и давление со стороны сверстников). Кроме того, факторы окружающей среды различаются по своей непосредственности для человека; они включают в себя несколько уровней сил, начиная от самых непосредственных (например, семьи, друзья и окрестности) до более широких контекстов (например, школьные системы и местные органы власти) и кончая макрофакторами (например, международной политикой и глобальным потеплением).Еще больше усложняет ситуацию то, что факторы в каждом из этих слоев влияют на элементы внутри и за пределами этих слоев. Например, вид сверстников, с которыми сталкивается ребенок, может зависеть от представления его или ее родителей об идеальных товарищах по играм, жилищной политики местных властей и истории межрасовых отношений.
Несмотря на свою номенклатуру, противоречие между природой и воспитанием в его нынешнем состоянии менее дихотомично, чем принято считать.Другими словами, термин «споры о природе и воспитании» предполагает поляризацию природы и воспитания; непрерывность и взаимодействие, однако, более точно описывают основные процессы, вовлеченные в это противоречие. Следовательно, дело не в том, являются ли только наследственность или окружающая среда единственной причиной наблюдаемых результатов. Скорее, речь идет о степени, в которой эти факторы влияют на человеческое развитие, и о том, как различные факторы влияют друг на друга.
Например, после массового убийства пятнадцати человек, совершенного двумя мальчиками в средней школе Колумбайн в Колорадо в апреле 1999 года, средства массовой информации были наводнены людьми, предлагающими свои интерпретации того, что побудило этих старшеклассников совершить этот ужасный и жестокий акт.Некоторые поспешили объяснить действия мальчиков такими факторами окружающей среды, как неадекватная практика воспитания детей в их семьях и насилие, которое широко распространено и даже прославляется в американских СМИ. Другие, напротив, были убеждены, что эти мальчики были психически больными, как это определено в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации. и что их способность делать ответственные суждения была нарушена, возможно, из-за химического дисбаланса, к которому они были генетически предрасположены.Какой аргумент является «правильным», по мнению большинства исследователей? Наверное, ни то, ни другое. Большинство теоретиков согласны с тем, что природа и воспитание взаимосвязаны. и тем или иным образом влияют на большинство аспектов человеческих эмоций, поведения и познания. Учитывая преобладающие в современной психологии взгляды, большинство исследователей согласятся, что насильственные действия, совершенные этими мальчиками, вероятно, были результатом неудачного взаимодействия между различными наследственными и средовыми факторами. Однако исследователи могут расходиться во мнениях относительно (1) степени, в которой наследственность и окружающая среда влияют друг на друга на конкретные результаты развития, и (2) того, каким образом смесь наследственных и экологических факторов соотносятся друг с другом.Другими словами, разногласия касаются степени вклада, а также характера взаимодействия между множеством генетических сил и факторов окружающей среды. Как исследователи решают эти проблемы?
В традиционных исследованиях близнецов монозиготные (однояйцевые) и дизиготные (разнояйцевые) близнецы сравниваются с точки зрения их эмоционального, поведенческого и когнитивного сходства. В процессе деления клеток при образовании зиготы иногда образующиеся клетки полностью размножаются и дают двух идентичных детенышей; их называют монозиготными близнецами, поскольку они происходят от одной зиготы и являются генетическими «точными копиями».Другими словами, любая генетическая информация, касающаяся физических и психологических предрасположенностей, должна быть абсолютно одинаковой для этих близнецов.
Напротив, дизиготные близнецы развиваются из двух отдельных зигот в результате независимого оплодотворения двух яйцеклеток двумя сперматозоидами. Следовательно, генетические профили рожденных в результате детей схожи только в той степени, в которой они имеют один и тот же набор биологических родителей. Сравнивая корреляции определенного измерения, например, результатов тестов интеллекта, между однояйцевыми близнецами и между разнояйцевыми близнецами, исследователи могут теоретически вычислить относительное влияние природы и воспитания на это измерение.Например, Сандра Скарр сообщила об интересном открытии в книге «Интеллект, наследственность и окружающая среда». Она обнаружила корреляцию для результатов теста IQ в 0,86 для однояйцевых близнецов и 0,55 для разнояйцевых близнецов, что указывает на Эти дети - обитатели трущоб в Лондоне 18-го века - не имели хороших перспектив по мере взросления. Ученые и философы давно ведут споры о том, насколько условия окружающей среды, как положительные, так и отрицательные, влияют на индивидуальное развитие.(Архив / Библиотека изображений Халтона Гетти) что баллы однояйцевых близнецов больше похожи друг на друга, чем баллы разнояйцевых близнецов. Таким образом, очевидно влияние наследственности. Однако, если бы показатели IQ были на 100% генетически детерминированы, корреляция для однояйцевых близнецов была бы 1,00. Следовательно, в этом примере наследственность играет важную, но не определяющую роль в объяснении детерминант того, что измеряется с помощью тестов IQ.
В дополнение к этим оценкам наследуемости, исследователи также изучают коэффициенты конкордантности: скорость, с которой у обоих близнецов развиваются одинаковые специфические характеристики.Хорошим примером может быть отсутствие или наличие определенного психического заболевания. Если бы у обоих близнецов была клиническая депрессия во всех парах, обследованных в ходе исследования, то уровень конкордантности был бы 100% для этой выборки. С другой стороны, если у всех близнецов в исследовании был один человек с клинической депрессией, а другой - без депрессии, то коэффициент соответствия составляет 0 процентов. Сообщается, что уровень конкордантности клинической депрессии составляет около 70 процентов для однояйцевых близнецов и около 25 процентов для разнояйцевых близнецов.Это, по-видимому, демонстрирует значительный генетический вклад в развитие депрессии.
Несмотря на консенсус ученых о том, что генетический вклад нельзя игнорировать, эти корреляционные данные часто считаются преувеличенными. Однояйцевые близнецы генетически предрасположены к большому сходству, и благодаря процессу, известному как реактивная корреляция, люди вокруг них, как правило, относятся к ним одинаково, что может помочь близнецам быть похожими сверх того, что может гарантировать их генетический профиль.Корреляция 0,86 между оценками IQ однояйцевых близнецов, например, может быть искажена этой реактивной корреляцией. Однояйцевые близнецы сталкиваются с окружающими переживаниями, которые чрезвычайно похожи друг на друга, поскольку окружающая среда имеет тенденцию реагировать так же, как и те, кто генетически похожи. В результате, например, взрослые и сверстники могут одинаково относиться к однояйцевым близнецам, и учителя могут также сформировать аналогичные ожидания в отношении этих близнецов с точки зрения их эмоциональных, поведенческих и когнитивных функций.Это сходство во влиянии окружающей среды и ожиданиях, таким образом, может привести к завышению оценок наследуемости и коэффициентов соответствия.
Более того, процесс активной корреляции (или выбора ниши) предполагает возможность того, что генетическая предрасположенность детей заставляет их искать определенную среду обитания, вызывая усиление различий в наследственных предрасположенностях в результате последующего воздействия окружающей среды. Если у ребенка есть генетическая предрасположенность к познавательным проблемам, например, это может побудить ребенка искать ситуации, друзей и занятия, которые подходят для этой конкретной предрасположенности, при условии, что ребенку предлагается такой выбор.Таким образом, у этого ребенка может быть небольшая генетически обусловленная склонность использовать свои «мозги», но впоследствии такая склонность будет усиливаться за счет влияния окружающей среды.
Учитывая различную степень генетического сходства между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами, эти источники путаницы теоретически могут стать более значимыми, когда близнецы вырастут в одной семье. Это связано с тем, что близнецы, воспитываемые в одной семье, обычно подчиняются одним и тем же ресурсам, философии воспитания, условиям жизни и так далее.Следовательно, их генетическая предрасположенность, скорее всего, стимулируется или подавляется аналогичным образом. Например, если пара близнецов разделяет наследственную предрасположенность к музыкальности, а их родители, принадлежащие к верхнему среднему классу, владеют фортепиано и заинтересованы в развитии музыкальности у этих детей, их музыкальный потенциал, возможно, будет развиваться очень похожим образом. В частности, их родители, вероятно, получат для них одного и того же или похожего учителя по игре на фортепиано, и их, вероятно, будут поощрять практиковать одинаково.Следовательно, генетическое сходство между близнецами усиливается тем, что они растут в одном доме. Как решить эти проблемы? Некоторые ответы дают исследования по усыновлению.
По сравнению с традиционными исследованиями близнецов, исследования усыновления предполагают лучшие альтернативы для отделения наследственных влияний от генетических. Обычно существуют два варианта исследований усыновления: одни сравнивают однояйцевых близнецов, воспитываемых отдельно, и другие, сравнивают степень сходства между усыновленными детьми и их биологическими и приемными родителями.Однояйцевые близнецы, воспитываемые раздельно, имеют общие генетические паттерны друг с другом, но у них разный экологический опыт. Усыновленные дети, напротив, обычно разделяют с остальной частью приемной семьи аналогичный экологический опыт, но не имеют общих генов с ними. Преимущество исследований усыновления заключается в том, что исследователи могут разумно оценить наследуемость, сравнивая оценки наследуемости и коэффициенты конкордантности пар людей, различающихся по генетическому родству и расстоянию от окружающей среды.Типичное исследование усыновления может включать, например, сравнение уровней конкордантности для следующих двух пар: ребенок и его биологический родитель (общие гены, но не окружающая среда) с тем же ребенком и его приемными родителями (общая среда, но не гены). Хотя оценки наследственных влияний в исследованиях усыновления обычно ниже, чем в исследованиях близнецов, исследования усыновления дают результаты, которые в значительной степени согласуются с исследованиями близнецов. В исследовании 1983 года Сандра Скарр и Ричард Вайнберг обнаружили, что показатели IQ приемных детей показали более высокую корреляцию с оценками IQ их биологических родителей, чем с оценками их приемных родителей.Точно так же Джон Лёлин, Ли Уиллерман и Джозеф Хорн продемонстрировали в исследовании 1988 года, что в области клинической депрессии приемные дети, как правило, имеют гораздо более высокие показатели соответствия со своими биологическими родственниками, чем со своими приемными родственниками.
Тем не менее, многие ученые утверждают, что в этих исследованиях наследственность может быть переоценена. Во-первых, реактивные и активные корреляции, обсуждавшиеся ранее, в какой-то степени имели бы место, даже если бы близнецы воспитывались отдельно, поскольку близнецы имеют все наследственные предрасположенности.Во-вторых, необходимо также изучить возможность того, что родители могут систематически обращаться со своими приемными детьми иначе, чем со своими биологическими детьми, что может объяснить меньшее, чем ожидалось, сходство между детьми и их приемными родителями. Учитывая, что биологически родственные люди имеют тенденцию иметь большее наследственное сходство, справедливо заявить, что оценки наследственности могут быть опровергнуты воздействием окружающей среды, вызванным конкретными генетическими предрасположенностями.
. 1 Влияние на развитие ребенка: наследственность и окружающая среда
Детские исследования 11
2 Результаты GLO # 2: Студенты смогут продемонстрировать знания и понимание человеческого развития 2.1B: Ожидается, что учащиеся опишут, как наследуются личные характеристики. 3.1A: Ожидается, что учащиеся определят характеристики и области человеческого роста и развития.
3 Кто старший ребенок? Самый младший? Средний ребенок ?
Распоряжение о рождении Кто старший ребенок? Самый младший? Средний ребенок ?
4 Задание У нас будет 3 разные группы в зависимости от цвета ваших конфет.. одна группа - средний ребенок, один - самый старший, а третий - самый младший. Составьте список всех стереотипов, связанных с очередностью вашего рождения, на листе диаграммы. Вы поделитесь своим списком с остальной частью класса.
5 Порядок рождения Порядок рождения может повлиять на общее состояние здоровья и благополучие потомства. Например, более поздние дети реже проходят вакцинацию, чем первенцы (почему?), А в развивающихся странах более поздние дети, как правило, ниже ростом и страдают более высокими показателями детской смертности, чем их старшие братья и сестры.
6 Порядок рождения ... Порядок рождения также может влиять на интеллект и личность, делая это через различия в родительских вкладах, а также через взаимодействия братьев и сестер.
7 Порядок рождения. Исследования показывают, что IQS у первенцев, как правило, выше, чем у более поздних, хотя эта разница невелика (IQ снижается примерно на один балл с каждым последующим рангом рождения в семье).
8 Порядок рождения. Первенцы, как правило, имеют более высокий IQ, чем дети, родившиеся позже, потому что первенцы проводят больше времени наедине со своими родителями и больше времени в небольших группах братьев и сестер. Дети разных порядков рождения различаются по возрасту, размеру и ролям в семье. Кроме того, братья и сестры конкурируют друг с другом за родительский вклад (включая любовь, внимание и ограниченные ресурсы), и родители иногда предпочитают одного ребенка другому, даже если они стараются этого не делать.
10 Что такое наследственность? Наследственность - это передача признаков от родителей к потомкам. Вы наследуете черты своих родителей
11 Что такое черты характера? Цвет глаз Цвет волос Рост Вес Структура тела
Особенности лица Цвет кожи
1 Влияние на развитие ребенка: наследственность и окружающая среда
2 Наследственность: это в генах!
Изменено с
3 Что такое наследственность? Наследственность - это передача признаков от родителей к потомкам.Вы наследуете черты своих родителей
4 Что такое черты характера? Цвет глаз Цвет волос Рост Вес Структура тела
Особенности лица Цвет кожи
5 Какие черты характера вы унаследовали от родителей?
Завершите охоту за генетическим мусором вместе с людьми из вашего класса. Кроме того, перечислите все необычные черты характера ваших одноклассников на обратной стороне листа.У вас есть пятнадцать (15) минут на выполнение этого задания. Будьте готовы поделиться с классом.
6 Окружающая среда Другой фактор, влияющий на развитие ребенка, - это окружающая среда. Окружающая среда также может рассматриваться двояко: «природа» и «воспитание». Включает в себя опыт, полученный детьми в: их доме Школьное сообщество Некоторые люди называют это «воспитанием».
7 Окружающая среда (продолжение) Окружающая среда может как улучшить, так и повредить генетический образец ребенка. Пример: дети, страдающие от недоедания, которые живут в развивающихся странах, могут не достичь своего потенциала IQ из-за воздействия окружающей среды (недостаточного питания) на развитие их мозга. Некоторые называют это «природой».
8 Великая дискуссия: Психологи годами обсуждали эту идею: «Природа против воспитания» Идентичные незнакомцы (также известные как: наследственность или окружающая среда играют большую роль в развитии ребенка?)
9 Области разработки
Развитие описывается в трех областях, но… Рост в одной области влияет на другие области.
10 Области развития
Физическая область: размер тела пропорции тела Внешний вид развитие мозга Развитие моторики, способности восприятия, физическое здоровье.
11 Области развития
Когнитивная / интеллектуальная область: мыслительные процессы и интеллектуальные способности, в том числе: внимание, память, решение проблем, воображение, творчество, академические и повседневные знания, язык метапознания.