|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиболее распространенные педагогические системы общественного воспитания детей за рубежомВопросы для повторения
Наиболее распространенные педагогические системы общественного воспитания детейВ данной главе рассказывается о некоторых методах и формах работы с детьми дошкольного и начального школьного возраста, концептуально выстроенных в единые технологии, получившие достаточно широкую известность. При этом конкретные дошкольные учреждения, официально придерживающиеся одинакового направления, на практике выглядят по-разному. Названия педагогических систем даны в соответствии со сложившейся за рубежом традицией. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФРИДРИХА ФРЕБЕЛЯ Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и по сути основоположник общественного дошкольного воспитания, родился в 1782 г. в Тюрингии. Жизнь этого человека сложилась нелегко. После смерти матери он в четырехмесячном возрасте остается с мачехой, которая поначалу относилась к нему с любовью. Однако после рождения собственного ребенка ситуация кардинальным образом изменилась. И как только Фридрих подрос, он уехал к родственникам. Затем он поступил в университет, где начал изучать математику (усиленно геометрию), философию, архитектуру, естествознание, лесоводство и многие другие предметы. В связи с финансовыми трудностями занятия его были прерваны и возобновились через несколько лет после смерти дяди, который оставил ему небольшое наследство. С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиянием его идей. В 1837 г. он открыл в Тюрингии «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» (позже названное «детский сад»), на практике работы которого разработал свою систему дошкольного воспитания, получившую широкое распространение не только в Германии, но и в других странах. Чтобы лучше понять и оценить обучающую систему, разработанную Ф. Фребелем, необходимо обратиться к эпохе, в которой он жил и формировался и как гражданин, и как педагог. Ф. Фре- 25 бель был выразителем антифеодального, гражданско-демократи-ческого движения, которое оформилось в годы борьбы против наполеоновского господства и существовало до крушения демократической революции 1848—1849 гг. Сторонники этого движения под влиянием утопически-коммунистических идей размышляли о социальных вопросах, радели за интересы трудящегося народа. Усиливалась классовая борьба между пролетариатом и буржуазией. Ф. Фребель свой общественный идеал видел в гражданско-де-мократическом порядке и мечтал о гражданско-демократическом национальном воспитании. Феодально-сословному воспитанию он - - словом и делом - - противопоставлял всеобщее народное воспитание в духе гуманности, направленное на всестороннее и гармоничное развитие личности. «Я хотел воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей», — говорил он. Неудовлетворенность состоянием преподавания в XVII — XVIII вв. во многих странах приводит к тому, что передовые педагоги (Ко-менский, Руссо, Песталоцци) пытаются перестроить систему и делают первые шаги в научном обосновании учебных предметов и самого образовательного процесса. Они пытаются определить требования к знаниям, их взаимосвязи и последовательности усвоения; учебные средства на разных этапах обучения; сущность рациональных методов обучения. Песталоцци сформулировал важнейший принцип образования: обучение должно строиться сообразно естественному ходу умственного развития ребенка. Этот принцип ранее не мог быть реализован, так как педагоги опирались на философию Аристотеля, Локка, Канта, у которых мышление задается как готовое и неизменное во всех своих функциях и не обладает возможностями становления и развития. И только Ф. Фребель, взяв на вооружение этот принцип своего учителя Песталоцци, развил его, опираясь на философию Шеллинга, ученика Канта, и естествоиспытателя Лоренцо. Последним были свойственны рассуждения о диалектике мышления — бытие, жизнь существует в двух противоположных формах: в форме природы и в форме сознания; и то и другое развивается и представляет единое целое -бытие. Мысль о постепенном развитии всего рода человеческого Ф. Фребель перенес на педагогический процесс, на индивидуальное развитие, достигаемое педагогическим влиянием. Главной движущей силой такого педагогического воздействия для него была деятельность индивидуума. В своих представлениях о деятельности и самодеятельности (по личной инициативе) Ф. Фребель значительно превосходил многих своих предшественников. Деятельность, даже по отношению к маленькому ребенку, он понимал как активное, сознательное участие индивидуума в жизни. При этом главным для него была познавательная сторона этого про- цесса, познавательный рост ребенка, происходящий благодаря его деятельности. Ф. Фребель сформулировал основополагающий принцип познания — от образа действия, от поступков должно начинаться настоящее воспитание человека; оно прорастает из образа действия, из него вырастает и на нем основывается. Фребель впервые в истории педагогики выстроил программу образования, основанную на идее умственного развития и связи умственного развития с обучением и воспитанием. В 1828 г. Ф. Фребелем был разработан школьный проект планирования единого гражданско-демократического народного образования, первой ступенью которого был впервые обозначен детский сад — учреждение по развитию и уходу за детьми от трех до семи лет. Примерно с середины 30-х годов Ф. Фребель всецело посвятил себя проблеме дошкольного воспитания как фундаменту единой системы народного образования. Термин Ф. Фребеля «киндергартен» (детский сад) отражал сущность педагогического стиля, атмосферы, а также педагогических целей и средств. Совершенно другую атмосферу задает термин «беваранштальт» (что-то типа камеры хранения) — здесь что-то оставляют, потому что сами не могут об этом позаботиться. Или другой термин -- «инфант скул» (школа для младенцев), который значительно сокращает сроки дошкольного детства, приближает воспитание детей к целям школьного обучения. «Детский сад» — это сад, в котором ребенок как сеянец, маленькое растение, требующее от педагогов тщательного ухода и выращивания. Одновременно сад — это часть окружающего мира, природы, требующая деятельности для создания у детей чувства безопасности, хорошего самочувствия; это радость совместной деятельности и игры, это отдых и размышление. Цели Ф. Фребеля, связанные с педагогической работой в детском саду, выходили далеко за пределы принятой в то время практики в «Беваранштальт» и «Варте- унд Шпильшулен» (школы ожидания и игры). Главными для него были не только уход и забота, но и всестороннее, гармоничное, соответствующее возрастным особенностям воспитание в детском сообществе, самостоятельное личностное формирование и развитие маленького ребенка как чувствующего, действующего и познающего существа. При этом он придавал огромное значение игре, отражающей внутренние силы и творческие потенции ребенка и служащей для последнего «зеркалом жизни», открывающим мир. В связи с этим он большую роль отводил материальным средствам игры. Ф. Фребель видел детский сад в единстве с семьей и считал, что детский сад ни в коем случае не должен заменить воспитание в семье. Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу ко- 26 27 торой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п. В педагогической системе Фребеля можно выделить три основных блока. В первом блоке даны представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента: 1) чувства; 2) познавательная и практическая деятельность с предметами; 3) язык; 4) математика. (Дальше их описания Фребель не пошел и их взаимосвязи не показал.) Во втором блоке Фребель характеризует этапы, цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:
Главной целью обучения Фребель считал создание условий для того, чтобы индивидуум осознал себя и свое место по отношению к природе и духу. Последнее связано с проникновением в обоснование педагогики мистицизма, по правилам которого «во всем действует, всем управляет вечный закон. В основе этого закона лежит живое, разумное единство — Бог». «Цель воспитания — вызвать в человеке божественное начало». И даже методы воспитания, по мнению Фребеля, открывает Бог. К средствам обучения (для достижения основных целей) Ф. Фребель относил два: знания; деятельность учителя. Третий блок педагогической системы Ф. Фребеля составляет дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»). Разрабатывая дидактический материал, Фребель исходил из природных особенностей детей дошкольного возраста (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию) и считал, что для удовлетворения этих потребностей необходимо организовывать занятия со сверстниками в дет- ском саду. При этом ребенок выступал как развивающееся растение, правильному росту которого должен способствовать детский сад. Фребель разработал своеобразную методику работы воспитателя с детьми с использованием дидактического материала, в основе которой — развитие органов чувств, движений, речи путем игр и систематических упражнений. Предлагаемые Фребелем «дары» (их шесть) сопровождались разнообразными стишками, песенками, с помощью которых воспитатель доносил смысл, содержание этих «даров» до детей. Например, при знакомстве с кубом действие с ним сопровождается словесным описанием: «Плоскость видел ты одну, пять других рукой я жму» (при этом воспитатель прикрывает все грани, кроме одной, рукой). Однако надо отметить, что у Фребеля наблюдается разногласие двух положений: 1) познание может и осуществляется только при сравнении двух одинаковых или разных предметов; 2) развитие познания начинается с познания одного предмета. Первый «дар». Ящик с шестью шариками (красный, голубой, желтый, лиловый, зеленый, оранжевый), с цветными шнурами и качалкой. В качестве первой игрушки шестимесячному ребенку предлагается мягкий и легкий мяч. Игры с ним организует взрослый. Они могут быть самыми разнообразными. Для примера прилагается таблица рисунков с изображением нескольких игр с мячом. Цель этих игр — знакомство ребенка с движением и направлением движений (вниз, вправо, вперед и т.д.), с цветом. Давать эти шарики Фребель рекомендует по одному, затем по два, по три и т.д. до шести. Детей старше трех лет рекомендуется приучать к счету до шести. Второй «дар». Ящик с шаром, цилиндром и двумя кубами одинакового размера. Этот «дар» предлагается давать детям начиная со второго года жизни. Цель — знакомство с тремя основными формами в процессе игры. Игра начинается с опыта: показывается сходство между этими тремя разными формами: куб, подвешенный на шнур, вращают, в результате чего он кажется цилиндром, а вращающийся цилиндр — шаром. Предлагаются также катание шара, вращение шара на шнуре и на блюдце и т. д. В результате серии таких различных движений с этими геометрическими телами дети знакомятся: 1) с движением; 2) с тяжестью и инерцией; 3) с понятием о числе; замечают переход одной формы в другую — и при вращении тел начинают отличать существенное постоянное от преходящего и изменяющегося. Одновременно проводятся упражнения в счете в пределах десяти. Третий «дар». Ящик, в котором находится деревянный куб, разделенный на восемь кубиков. Его предлагается давать на третьем 28 29 году жизни, стремясь удовлетворить желание детей этого возраста узнать, как сделаны вещи, что находится внутри. Воспитатель показывает детям, как куб можно разделить на две, четыре, шесть и т. д. частей. В результате ребенок начинает понимать, что из единства или единицы образуется множество, и наоборот: целое состоит из частей, которые меньше целого и т.д. Кроме того, кубики служат для построек, которые сначала помогает строить воспитатель — дает лист бумаги, разлиновывает на квадраты величиной, равной стороне восьми кубиков, и на нем учит возводить постройки. Фребелем предлагалось три вида игр.
Четвертый «дар» (для детей от трех до семи лет). Кубический ящик с восемью кубиками или кирпичиками. По своему употреблению похож на третий «дар» и составляет как бы его естественное продолжение. Предлагаются те же игры: составление жизненных, изящных и математических форм. Те же два правила: 1) не ломать, а преобразовывать; 2) использовать весь материал. Даны таблицы построек и узоров, примерных делений и таблица для счета от 1 до 8 и обратно. Следующие два «дара» предназначены для более развитых детей. Пятый «дар». Куб, разделенный на 27 кубиков, из которых три (каждый) разделены на два и три — на четыре трехгранные призмы. Это продолжение третьего и четвертого «даров». Вводится новый элемент — форма с треугольной плоскостью. Детям предлагается то же составление жизненных, изящных и математических форм. Сопровождается материал таблицами с изображением примерных построек разнообразной тематики: рынок, софа, водопровод, караульная, обелиски и т.п. Особенно много в таблицах представлено очень сложных изящных форм. Шестой «дар». Куб, состоящий из 27 плиток или кирпичиков, из них три разделены вдоль пополам, а шесть — поперек пополам. По сути дела, шестой «дар» — это усложненное продолжение предыдущего: те же виды работы с материалом (составление трех типов форм: жизненных, изящных и математических), те же правила (не разрушать сделанное, а преобразовывать, обследовать предметы, строить, сообразуясь со всем количеством материала). Шестой «дар», как и прежние, имеет таблицы образцов, которым должны следовать дети. Кроме этих «даров» Ф. Фребель вводит различные занятия-игры, связанные с симметричным выкладыванием палочек, плетением из полосок цветной бумаги, выкладыванием различных рисунков на сетке. Особую важность этих занятий Фребель связывал с развитием «верности руки и глаза». Рисование, по методике Фребеля, делается достоянием ребенка с раннего возраста. Фребель дает сетку на доске, где линии образуют бороздки, незаметные для глаза, но ощутимые для осязания; на них дети учатся чертить вертикальные и горизонтальные полосы в одну, две, три и т.д. клетки, а затем рисуют окружающие их предметы. Лепка из глины предусматривает строгую последовательность. Исходной формой является шар, видоизменяя который можно получить близкие к нему формы: яблоко, грушу, конус и т. д. Во всех видах занятий наблюдается преобладание математических элементов (счет клеток, частей предмета при рисовании, счет клеток при плетении и т.д.), которые «отяжеляют» эти занятия и делают их однообразными. Важно отметить, что Фребель отличал от чисто образовательных игр (игры-занятия) игры, придуманные самими детьми, а также подвижные игры. Последние проводил взрослый; они обязательно сопровождались текстом в стихотворной форме и музыкой. Однако и эти игры Фребель пытался использовать прежде всего в образовательных целях. Несмотря на отдельные серьезные недостатки педагогической системы Ф. Фребеля (попытка окутанной мистической символикой системой «даров» заменить непосредственное ознакомление детей с окружающим; использование игры в качестве навязчивого и скучного средства обучения и т. п.), она получила широкое распространение в Европе, США, Японии. Повсюду стали возникать детские сады (иногда до изучения самой педагогической системы Ф. Фребеля), учебные заведения по подготовке воспитателей для детских садов, различные общества и научные учреждения по изучению и использованию трудов Ф. Фребеля. В 1871 г. в Нью-Йорке вышла работа альтенбургского учителя Адольфа Доуай, эмигрировавшего в США, о системе Ф. Фребеля. Перевод этой работы в 1876 г. на японский язык дал толчок открытию детских садов в Японии. В том же году вышел труд А. Доуай в Лейпциге под названием «Детский сад и народная школа как социально-демократические учреждения». В Германии идеи своего дяди Ф. Фребеля подхватила Г. Шрадер-Брейман, выступившая за создание народных детских садов. У нее было много сторонников, в том числе Маренхоявц-Бюлов. Распространению 30 31 идей Ф. Фребеля в США наряду с другими способствовала жена Карла Шурца, известного немецко-американского мелкобуржуазного демократа, в Англии — эмигрировавшие в эту страну глава немецких католиков Йоханнес Ронге и его жена. Вторая жена Ф. Фребеля, Луиза Левин, основала детский сад (и управляла им) в Санкт-Петербурге. В Японии первый детский сад, основанный в 1876 г., на деле не реализовал теорию и практику Фребеля. Лишь открытый американской миссионеркой в 1887 г. детский сад соответствовал фребе-левским идеям. Она организовала также двухлетнюю подготовку воспитателей, читала студентам лекции по книгам Фребеля «О воспитании человека» и «Материнская игра», разучивала с ними тексты игр и песен. Вместе с воспитателями она перевела на японский язык обе эти книги, после чего все детские сады Японии строго придерживались фребелевской педагогической системы. Этому также содействовал буддийский священник, обучавшийся в Великобритании и переведший на японский язык популярную книгу Фребеля про детские игры. Деятельность названных выше людей, несомненно, внесла большой вклад в распространение воспитательной системы Фребеля и его идей в разных странах мира. Однако вскоре система Фребеля стала подвергаться резкой критике, и прежде всего в США. Такие ученые, как Д. Дэви, В. X. Кильпатрик и С. Холл, критиковали игры Фребеля за их символизм, жесткую систематизацию. Они предлагали отказаться от применения этих игр в обучении и дать их детям в свободное пользование. Эта критика оказала свое влияние и на другие страны, в том числе и на Японию. В Японии главным критиком фребелевской системы стал Соцо Курахажи — директор детского сада Токио. Опираясь на идеи самого Фребеля о воспитании свободного ребенка в собственной практической деятельности, он «вытащил» все его игры из коробок и «положил» их в один ящик. Тем самым он практически нарушил систему и предоставил детям возможность свободно, по их усмотрению, играть с ними. Точка зрения С. Курахажи победила. И сегодня, несмотря на то что многие игрушки созданы по образцу фребелевских, об этом многие воспитатели и не подозревают. Оригинальных фребелевских игр в детских садах Японии и других стран нет, однако основные положения теории Ф. Фребеля — идеи о раннем воспитании и развитии ребенка как независимого и свободного существа — не потеряли своей значимости и в сегодняшней дошкольной педагогике Японии. Особенно хочется сказать о том, что педагогическая система Фридриха Фребеля получила широкое распространение в России. В крупных городах (Санкт-Петербург, Киев, Тифлис, Харьков и др.) активно создавались так называемые Фребелевские общества, где представители прогрессивной интеллигенции изучали труды 32 Фребеля, его практику организации детских садов. В России открывались как платные, так и бесплатные детские сады. Уже тогда началась борьба двух направлений: первое — за внедрение фребелевской дидактической системы в «чистом» виде; второе — за собственную реализацию фребелевских идей, их педагогической сущности. С целью подготовки воспитателей детских садов открывались Фребелевские курсы. Однако в России, как и в других странах, последователи Фребеля, используя в работе с детьми его систему игр-занятий, которые сами по себе носили несколько схоластический характер, довели ее до абсурда. И не случайно она подвергалась критике К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. Необходимо отметить, что К. Д. Ушинский, будучи за границей, непосредственно наблюдал работу детских садов и приютов, организованную по фребелевской системе. Критикуя песенки и стишки за скучность и излишний дидактизм, К. Д. Ушинский одновременно отмечал достоинства придуманных самим Фребелем детских игр и занятий, которые в руках хорошей воспитательницы могли бы принести много пользы. С целью преодоления отвлеченного характера фребелевских занятий в России такие педагоги, как Е. Н. Во-довозова, А. С. Симонович и др., стали использовать в обучении детей подвижные и музыкальные народные игры, народные игрушки. В дальнейшем, когда стала набирать силу теория свободного воспитания, система Ф. Фребеля была объявлена вредной и стала забываться, хотя так называемые «ручные работы» — конструирование, плетение и др. — были достаточно распространены. Однако в начале 50-х годов группа исследователей, возглавляемая А. П. Усовой, вновь обратилась к богатейшему наследию Ф. Фребеля в связи с разработкой проблемы обучения дошкольников в детском саду. А. П. Усова критически отнеслась к педагогической системе Фребеля, осуждая такие ее недостатки, как изобилие скучных и нуд-ных упражнений, подчинение игры решению образовательных за-дач, излишне морализованныи характер песен, стихов, игр и многое другое, что разрушало самодеятельную игру и интерес к обучению и самостоятельному познанию. Вместе с тем А. П. Усова высоко ценила педагогическую систему Ф. Фребеля за то, что в ней впервые в отличие от его предшественников идеи дидактики выражаются не только в общих положениях; они реализуются в конкретном содержании, формах и методах обучения. Характерной чертой фребелевской дидактики, по мнению А. П. Усовой, является непосредственное обучение, которое ведет воспитатель в форме занятий с целой группой детей. «Педагогика Фребеля, — как отмечала А. П. Усова, — впервые в истории педагогической мысли отвечала на вопрос о том, как сделать, чтобы знания приобретались детьми деятельным путем». 33
Как воспитывают детей в разных странах мираРодители по всему миру одинаково сильно любят своих детей. В тоже время взгляды на воспитание подрастающего поколения очень зависят от традиций и обычаев той страны, в которой проживает семья. И то, что для представителей одной страны может казаться неприемлемым, в другом уголке нашей планеты считается нормой. Давайте посмотрим, чем схожи и чем отличаются системы воспитания в разных странах мира. Европейские системы воспитанияНесмотря на то, что европейский страны объединились в Евросоюз, они не утратили свою аутентичность, которая складывалась на протяжении многих лет. Основными ценностями, характерными для европейской системы воспитания являются свобода, самостоятельность, индивидуальность. То, как эти качества воспитываются в ребенке, зависит от конкретной страны. Особенности воспитания детей в скандинавских странах (Норвегия, Швеция)В скандинавских странах любовь к детям выражается через предоставление полной свободы. Ребенок не ограничивается в выборе занятий, увлечений, игрушек, режим дня соблюдается не четко. Главная задача воспитания, по мнению скандинавов, заключается в развитии творческих способностей ребенка. При этом взрослые очень тщательно во всем следят за безопасностью малыша. В школах и детских садах детей учат уметь объяснять свою точку зрения и отстаивать ее. Обучение по большей части проходит в игровой форме. Исключено применение любых насильственных действий в качестве педагогических мер, а в Швеции оно запрещено законодательно. Родители также не могут повысить голос на своего ребенка или, тем более, поднять на него руку (за этим строго следят социальные службы). Дети имеют право пожаловаться на родителей, и это приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения родительских прав.
В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Дети должны есть только здоровую пищу (включая домашнее молоко, рыбу, мясо), а также много времени проводить на улице. Даже занятия в детских садах в большей степени нацелены на физическое развитие, нежели на умственное. Родители позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и приветствуют другие виды исследовательской активности, желая укрепить иммунитет ребенка. Как воспитывают детей во ФранцииС малых лет в французских детях воспитывают самостоятельность. В этой стране очень ценится возможность реализоваться как личность, поэтому установление тесного контакта с ребенком не так важно, как его независимость. Во Франции в ребенке начинают воспитывать самостоятельность, начиная с самого раннего возраста. С 3 месяцев детей обычно перекладывают в отдельную кроватку. Детей дошкольного возраста записывают на всевозможные кружки и секции, чтобы родители могли заниматься собой и работой. Бабушки и дедушки не принимают активного участия в воспитании внуков, так как французские старики, как и молодежь, свободны от обязательств и живут в свое удовольствие. Стиль воспитания детей во Франции отличается демократичностью и мягкостью. При этом воспитание основано не на наказании, а на поощрении хорошего поведения. Подход к воспитанию детей в ГерманииВ германии детей воспитывают в строгости и порядке. Ребенку запрещается поздно ложиться спать, долго играть в компьютер и смотреть телевизор, жизнь детей подчинена правилам. Самостоятельность так же является целью воспитания, но она выражается не в свободе выбора, а в ответственности за свои поступки. У немецких родителей принято занимать активную жизненную позицию, и они убеждены, что ребенок не должен этому препятствовать. Мамы с грудными детьми посещают кафе, парки, встречаются с подругами. Часто малышам нанимают няню с медицинским образованием. С 3 лет ребенка обычно отдают в детский сад. Там детей в игровой форме обучают не чтению и счету, а правилам поведения в обществе и дисциплине. Как воспитывают детей в ИспанииСемейные узы в Испании очень сильны. В семьях принято хвалить детей, баловать, все разрешать. Родители спокойно относятся к капризам и истерикам ребенка, даже если они случаются в общественных местах. Испанские родители проводят с детьми практически все свободное время, отцы участвуют в воспитании наравне с матерями. Несмотря на видимый попустительский стиль воспитания, который распространен в Испании, родительские обязанности строго закреплены законом. Жестокое обращение с детьми, психологическое давление или запугивание приводит к лишению родительских прав. Особенности воспитания детей в АнглииАнглийский подход к воспитанию характеризуется серьезностью и основательностью. Жители Англии часто становятся родителями в уже зрелом возрасте и стремятся воспитать из своих малышей истинных леди и джентльменов. Особенность воспитания детей в Англии заключается, главным образом, в том, что эмоции по отношению к ребенку не проявляются открыто и напоказ. Умение ребенка управлять своими эмоциями, а иногда и загашать их, считается показателем «воспитанности».
Азиатские системы воспитанияВоспитание детей в Азии значительно отличается от европейского представления. Религия и культурные традиции оказывают большое влияние на взаимоотношения детей и родителей. Как воспитывают детей в ЯпонииДо 5 лет детям в Японии позволяют все. Этот возраст считается временем, когда ребенку необходимо свобода. Но когда дело доходит до соблюдения детьми правил этикета, родители считают себя в праве прибегнуть к строгим наказаниям. Телесные наказания в этой стране не практикуются. Если малыш нарушил правила приличия, родители объяснят ему все на словах. В Японии детей учат быть вежливыми и уважать старших. Кроме того для японских родителей важно, чтобы их дети с ранних лет чувствовали себя частью общества и государства. Особенности воспитания детей в КитаеВоспитание детей в Китае направлено на выращивание гениев. Уже в грудном возрасте детей отдают в ясли, где их режим дня расписан по минутам. Мамы не только записывают малышей на всевозможные секции и кружки, но и сами изучают новейшие методики раннего развития. Китайские дети постоянно должны быть заняты чем-то полезным, что способствует их интеллектуальному развитию. Интересно, что в Китае нет разделения обязанностей по гендерному признаку: например, девочек наравне с мальчиками учат забивать гвозди и закручивать гайки, а мальчики помогают по хозяйству.
Как воспитывают детей в ИндииВ Индии родители с раннего возраста учат детей помогать по хозяйству. Воспитанием, в основном, занимаются мамы, именно они приучают малышей чтить старших, бережно относиться к природе, быть трудолюбивыми. Индийские родители очень терпеливы, они редко кричат на детей и с пониманием относятся к детским капризам. Большинство индийцев очень доброжелательны и приветливы – эти качества в них вкладывают с детства. Американская система воспитанияОсобенности воспитания детей в США во многом обусловлены демократическими ценностями. В Америке горячо обсуждается вопрос правого урегулирования детско-родительских отношений, а сами дети зачастую обращаются в суд с жалобами на ущемление своих прав. При этом большинство американских семей являются крепкими, а отношения внутри семей дружественные. В Америке принято отмечать в кругу семьи праздники, проводить вместе вечера, путешествовать. Детей повсюду берут с собой или пользуются услугами няни. Многие женщины работают домохозяйками, поэтому у них нет нужды отдавать ребенка в детский сад. Мамы сами занимаются с малышами, но при этом они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать и писать (этим занимаются в начальной школе). Если ребенок не слушается, в качестве наказания часто применяется методика тайм-аутов. Она заключается в том, что малыша на несколько минут оставляют в одиночестве, чтобы он мог успокоиться. Чем старше ребенок, тем дольше длительность тайм-аута. ВыводыПодход к воспитанию детей значительно зависит от того, откуда родом и в какой стране проживает семья. На это влияет множество факторов, такие как традиции и обычаи страны, религия, социально-демографическая ситуация, климат и т.д. Знания о том, какие системы воспитания детей существуют в разных странах мира, позволяют нам лучше разобраться в собственных представлениях о воспитании. Каждый родитель выстраивает свои уникальные отношения с ребенком. Но важно помнить, что воспитание – это не только поощрение и наказание, этот процесс многогранен и происходит на протяжении всей жизни. Кроме того воспитание не всегда происходит целенаправленно, многому дети учатся просто наблюдая за поведением взрослых и сверстников. ЗаключениеВ современной психологической и педагогической литературе вы можете встретить множество методик воспитания детей. Самой широко распространенной и действенной является методика М. Монтессори. Вы можете быть уверены, что придя в детский центр «Созвездие», ваш ребенок попадет к профессиональному педагогу, который без нотаций и угроз воспитает в нем самостоятельность, уверенность в себе и уважение к окружающим. Ждем вас в нашем детском центре развития! Статью подготовила Монтессори-педагог Современные зарубежные концепции воспитания и развития детейОпределение 1 Концепция – это определенная система взглядов на что-либо, ведущая мысль которой определяет цель, задачи и пути решения. Определение 2 Воспитание – это целенаправленный и управляемый процесс развития личности. Актуальные проблемы современной педагогики детства за рубежомОсновой практически всех воспитательных систем и педагогических концепций являются ведущие философские теории и положения. На зарубежную философию значительное влияние оказывали такие направления философии как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм. В настоящее время в современной зарубежной педагогике детства выделяют следующие актуальные проблемы:
Данные проблемы вызваны потребностями, которое современное общество предъявляет к подготовке подрастающего поколения. Так, востребованность экологического воспитания обусловлена сложной экологической обстановкой в мире. Человечество стремиться сохранить и защитить природу от полного уничтожения. Именно поэтому крайне важно воспитывать в детях любовь и бережное отношение к окружающей природе. В свете указанных актуальных проблем воспитания и развития, Министерства просвещения зарубежных стран предъявляют конкретные требования к содержанию образования и наличию в нем обязательных элементов. Основные зарубежные концепции воспитания и развития детейВедущие современные зарубежные концепции воспитания и развития детей:
Ведущие зарубежные направления взаимодействия семьи и детского сада (начальной школы)Современные концепции воспитания и развития детей за рубежом, предполагают пять основных направлений педагогического воздействия на ребенка, оказываемого семьей и образовательной организацией:
Замечание 1 Таким образом, основной задачей современной зарубежной педагогики является обучение умению приобретать знания, пользуясь различными средствами и системами передачи информации и коммуникации; ставить перед собой цели, составлять план работы и определять методы достижения поставленных целей; критически оценивать свою работу. Дошкольное и детское воспитание, начальное образование за рубежом: в Европе, США, Япония и т.п."Дошкольное и детское воспитание в Европе" Мейвогель Рия (Нидерланды) // Обруч, 1998 №5. - с. 4-6 В странах Западной Европы существуют разные категории ДДУ: дошкольные учреждения или детские сады, детские центры и воспитатели на дому, игровые группы. Дошкольное образование Дети в странах Западной Европы до начала обязательного обучения обычно посещают дошкольное учреждение или детский сад, которые курируются Министерством образования. Дошкольное образование ребенка начинается с 2,5 до 6 лет, в зависимости от страны (см. таблицу). Его продолжительность зависит от возраста, с которого начинается обязательное обучение. В большинстве стран родители не платят за дошкольное обучение, поскольку оно рассматривается как часть школьной системы, бесплатной до определенного возраста. Здесь практически все дети посещают дошкольные учреждения (98-99 %). В тех странах, где родители вынуждены платить за образование, посещаемость детей ниже и, соответственно, ниже их уровень развития при поступлении в начальную школу. Итак, что же представляет собой система детских дошкольных учреждений в странах Западной Европы?
Детские центры Детские центры (включая игровые группы) предназначены для детей работающих родителей. Они курируются Министерством благосостояния или Министерством социальных вопросов. Специальной учебной программы здесь нет. Рабочий персонал занимается воспитанием детей и уходом за ними, его основная обязанность — обеспечить игровую деятельность и развитие ребенка в соответствии с его возрастом. Детские центры готовы принять малыша с момента окончания у родителей отпуска по беременности и по уходу за ребенком. Ребята посещают детский центр до поступления в дошкольное учреждение. В отличие от дошкольных учреждений, детские центры относят к услугам для работающих родителей, и поэтому они платные. ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Группы продленного дня для детей дошкольного возраста Так как время работы дошкольных и школьных учреждений не совпадает с рабочими часами родителей, многие дети нуждаются в присмотре после окончания занятий, а также во время школьных каникул. Платные детские центры и группы продленного дня, как правило, находятся в одном здании. Детям старше 8 лет предлагается система клубов. Воспитание на дому Еще одна разновидность услуг — воспитание на дому. Женщина, прошедшая специальную подготовку, присматривает за группой детей у себя дома. Это распространенный, строго регулируемый уход за ребенком. Центральный офис несет ответственность за оплату, набор детей, игрушки и т. д. Эта услуга также платная. Игровые группы Такие группы появились в 1960-1970-х годах. Их цель — предоставление детям из маленьких семей возможности вместе играть и развивать навыки общения. Обычно дети посещают их 2 раза в неделю по утрам или во второй половине дня. Как правило, игровые группы организуют волонтерские организации. Они работают неполный день, родители платят незначительную сумму либо вообще не платят.
В Нидерландах, например, в каждой маленькой деревне имеется игровая группа. Поскольку плата невысокая, они подходят даже для тех семей, которые относятся к группам риска. Многие игровые группы предлагают специальные программы для детей иммигрантов и беженцев с целью подготовки их к дошкольному обучению. Учреждения для детей с отклонениями В странах Западной Европы серьезное внимание уделяется интеграции детей с отклонениями в воспитательных центрах, игровых группах и дошкольных учреждениях. Для этого привлекают специалистов в области конкретного заболевания ребенка с целью оказания ему помощи, а также дополнительный персонал для снижения нагрузки постоянных работников штата и обучения их поведению в сложных ситуациях. Интеграция детей с отклонениями полезна для их физического и физиологического развития, а также необходима для выработки навыков общения. Важно, чтобы здоровые дети нормально воспринимали отклонения у других детей и неполноценность у взрослых. Взрослые отвечают за то, чтобы дети не дразнили друг друга. Питание В некоторых странах в дошкольных учреждениях предлагают горячий обед. В других странах дети берут с собой бутерброды. В странах, где школьный день неполный, дети обычно обедают дома. В детских центрах иногда дают горячий обед, молоко, фруктовые соки или чай, а также фрукты, в некоторых случаях питание приносят из дома. В игровых группах питание не предусмотрено, так как дети проводят здесь неполный день. Однако, им могут предложить напитки и фрукты. Финансирование Финансы на систему ДДУ поступают из Министерства образования, независимо происходит ли это с государственного уровня или регионального. Деньги выделяются: через муниципалитет в школы, непосредственно в школы, на заработную плату (включая налоги и страховку), а оставшаяся часть поступает в муниципалитеты и/или в школы. Муниципалитет или школы оплачивают: зарплату, налоги и страховку, помещение, оборудование, канцелярские принадлежности. В некоторых странах родители платят за книги, бумагу, ручки, карандаши и т. д., школьную форму, в фонд школы. В странах, где родители оплачивают часть расходов на школьное обучение, существуют фонды для родителей, которые не в состоянии оплатить дополнительные расходы. Иногда такие фонды оплачивают, например, пользование детей школьным автобусом. В заключение отмечу, что различия между услугами, предоставляемыми ДДУ стран Западной Европы, символичны (ориентация на подготовку к школе, на семью или на ребенка). Есть только одно серьезное отличие — ответственность лиц или заведений, оплачивающих эти услуги. К образованию относятся как к долгу общества, а к дошкольному воспитанию — как к ответственности родителей. Каждый гражданин (вне зависимости, есть у него дети или нет) платит налоги, покрывающие расходы, связанные с обучением детей в школе. А вот совмещение работы и воспитания детей, так же как питание и профилактика здоровья (за исключением семей, имеющих детей с отклонениями или относящихся к группе риска), рассматривается как ответственность родителей. Поэтому родители больше платят за детское воспитание, чем за обучение.
P.S. - "Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений" Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. В учебном пособии представлены современные системы общественного воспитания детей за рубежом (Ф.Фребеля, М.Монтессори, С.Френе, Л.Малагуцци, Р. Штейнера и др.), охарактеризовано дошкольное образование в разных странах — США, Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Китае, Японии и других. Материал дан в проблемном изложении в плане возможного использования зарубежного опыта в отечественной педагогике. Книга может быть полезна студентам и преподавателям средних педагогических учебных заведений, а также родителям. Оглавление ВВЕДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФРИДРИХА ФРЕБЕЛЯ ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ ПЕДАГОГИКА РЕДЖИО ЭМИЛИЯ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В РАЗНЫХ СТРАНАХ США КИТАЙ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ИРЛАНДИЯ ЯПОНИЯ ТУРЦИЯ ФИНЛЯНДИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СВОБОДА И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАСИЛИЕ ВОСПИТАНИЕ В ДУХЕ МИРА ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ: ТРАДИЦИОННЫЕ ПОЛОВЫЕ РОЛИ ИЛИ РАВЕНСТВО ГРАМОТА И ГРАМОТНОСТЬ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ МОДАЛЬНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- "Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: актуальные проблемы и пути развития" Сорокова М.Г. — М., 1998. Печатается по постановлению кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МП ГУ Рекомендовано УМО по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических ВУЗов и магистратуры. В учебном пособии рассматриваются и анализируются актуальные проблемы и направления развития современного дошкольного образования США, Германии и Японии. Дается характеристика различных подходов к воспитанию и обучению детей в этих странах; обсуждается новое понимание роли и места дошкольного учреждения по отношению к семье, жителям микрорайона, обществу в целом, а также вопросы интегративного воспитания и обучения. Пособие предназначено для студентов факультетов дошкольною воспитания педагогических ВУЗов и магистратуры. Может быть полезно преподавателям педагогических университетов и колледжей. Рекомендуется также слушателям системы повышения квалификации работников образования и широкому кругу интересующихся вопросами современного зарубежного образования. Оглавление О книге СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США, ГЕРМАНИИ И ЯПОНИИ.
- "Система дошкольного и среднего образования современной Германии: Учебное пособие." Апиш Ф.Н., Даурова Х.М. - Майкоп: Редакционно-издательский отдел Адыгейского гос. ун-та, 2004. - 64 с. В учебном пособии рассматриваются основные проблемы дошкольной и школьной системы образования современной Германии, раскрывается структура дошкольной и школьной системы образования и определяются перспективы ее развития. Предназначено для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений, научных работников в области образования, аспирантов, специалистов, занимающихся проблемами зарубежной педагогики и истории образования.
- Теоретические основы раннего обучения иностранным языкам
- Альтернативы Вальдорфской педагогики
- "Современные проблемы дошкольного образования" Рубцов В.В., Юдина Е.Г. // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 5-19 Статья посвящена проблемам воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМВ), которые будут обсуждаться на Всемирной конференции ЮНЕСКО 27–29 сентября 2010 года. Авторы выделяют и анализируют ключевые, с их точки зрения, современные тенденции в развитии дошкольного образования в разных странах, предлагают и обосновывают свой взгляд на возникающие в этом контексте проблемы. В статье проанализированы две противоположные модели образования детей младшего возраста, показаны основные следствия реализации каждого из существующих подходов. Особое значение уделяется построению единой системы дошкольного и начального школьного образования. С точки зрения авторов, именно точка «стыка» этих двух образовательных ступеней является критической и во многих отношениях тестовой для определения «лица» всей национальной системы образования детей младшего возраста в разных странах. Представлен общий анализ существующих программ дошкольного образования и их влияния на развитие детей этого возраста. Авторы подчеркивают важность и особую роль личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, а также игры в контексте развивающего дошкольного образования. Затронуты проблемы, связанные с подготовкой педагогов для работы с детьми младшего возраста.
- “Помоги мне это сделать самому” Мария Монтессори / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков. Замечательный итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным методом обучения и воспитания детей-дошкольников. Главное в этом методе – предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий. В книге представлены статьи М. Монтессори, а также работы современных педагогов – ее учеников и последователей, где даются конкретные советы и рекомендации для занятий с малышами. Издание предназначено педагогам дошкольных учреждений и родителям. СОДЕРЖАНИЕ М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори Монтессори-метод Мои методы Значение среды в воспитании Свобода и дисциплина Самостоятельность Упразднение наград и наказаний Биологическое понятие свободы в педагогике Подготовка учителя О принципах моей школы Разум ребенка Ребенок преобразует мир Периоды роста Новые ориентиры Духовный эмбрион Завоевание независимости Вклад ребенка в жизнь общества: нормализация Общественное развитие Ребенок в семье Дети любят взрослых Монтессори-метод в современном опыте Т. Афанасьева. Что дает ребенку Монтессори-педагогика Г. Люблина. Что отличает работу с семьей в Монтессори-группе Д. Сороков. Что такое сенситивные периоды в развитии детей Л. Гребенников Физические упражнения в Монтессори-методе Как правильно пользоваться Монтессори-материалом Литература
- "Первое сентября в разных странах" (www.zankov.ru) Исландия День знаний: август-сентябрь У исландских школьников учебный год начинается в конце августа – начале сентября, и учатся они 180 дней в году. В Исландии начальная школа включает в себя 1-7 классы, где все предметы преподает один учитель. А еще в этой стране используются оценки от 0 до 10, наименьшая удовлетворительная оценка – 5 баллов. Китай День знаний: 1 сентября Учебный год в Китае, как и в России, начинается 1 сентября, а заканчивается намного позже – в начале июля. Перед школой дети посещают детские сады, куда принимают детей в возрасте от 3 до 6 лет. Программа начальной школы достаточно сложна, не так-то легко даются такие предметы, как политика, нравственное воспитание, китайский язык, география, химия, биология, физика, музыка и искусство! Германия День знаний: август-сентябрь В каждой из 16 федеральных земель Германии свое начало учебного года. Обычно дети садятся за парту в августе-сентябре. Начинают же здесь учиться с шестилетнего возраста, в возрасте 10-12 лет переходят в среднюю школу, а в 16 лет – в среднюю профильную. В первый день учебы первоклассники получают большой яркий кулек в форме конуса Schultüte (нем. «школьный фунтик») с вкусными сладостями. Таким образом, взрослые подслащивают процесс учения своих деток. Япония День знаний: 1 апреля В Японии учебный год начинается в не совсем обычное время, а именно – 1 апреля, и это не шутка! Заканчивается же учебный год 31 марта. Учебный год состоит из трех семестров, а между ними маленькие каникулы, то есть отдыхают зимой, весной и летом. Необычным в системе образования Японии является еще и то, что на протяжении всего обучения в школе меняется состав классов. Таким образом, дети, у которых не сложились отношения с одноклассниками, могут спокойно перейти в другой класс и быстрее подружиться с новыми одноклассниками. Начинают ходить в школу маленькие жители Японии в 6 лет. Соединенные Штаты Америки День знаний: август-сентябрь В США 1 сентября не является праздничным днем, в каждом образовательном округе свои даты начала и окончания учебного года. Во многих школах учеба начинается в августе, а в некоторых штатах – после первого понедельника сентября. Заканчивается же учебный год в конце июня. В зависимости от штата проживания дети начинают ходить в школу в возрасте от 5 до 8 лет, а заканчивают в 14-18 лет. Индия День знаний: апрель В этой стране дети начинают ходить в школу весьма рано – в 4 года. Можно выбрать государственную школу, можно – частную. В частных школах процесс обучения зачастую проходит намного интереснее, насыщеннее и разнообразнее. Обучение во многих школах ведется на английском языке. Поэтому половина населения Индии прекрасно разговаривают на нем. Учебный год для индийских школьников начинается в апреле. Испания День знаний: 1 сентября – 1 октября В Испании в разных провинциях свое начало учебного года. Обычно школы начинают принимать учеников с 1 сентября, но могут и позже. Дело в том, что здесь начало учебного года тесно связано с ходом уборки урожая. Но все ученики должны приступить к учебе не позже 1 октября. У испанских школьников много каникул – Рождество, Святая неделя, летние каникулы, всевозможные национальные праздники. Одним словом – благодатное место для школьников! (Источник: www.zankov.ru)
Педагогика как наука об образовательных отношенияхВзаимодействие с другими людьмиОбразовательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самообразованием, самообразованием и самообразованием. Вы также можете определить педагогику как науку о том, как обучить человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на образование; определение целей восприятия; разработка образовательного контента; исследование и разработка методов обучения.В категории любой науки входят наиболее емкие понятия, отражающие ее суть и наиболее часто используемые ею. Основные категории педагогики: образование; развитие; образование; тренировка. Образование - это социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением социально-исторического опыта. Цель образования - подготовить новое поколение к общественной жизни и продуктивной работе. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.Образование - это система внешних условий, специально организованная обществом для развития человека. Обучение - это процесс передачи знаний от учителя к ученику. Человек рождается как биологическое существо. Чтобы стать человеком, ему нужно получить образование. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. В этом процессе задействованы хорошо подготовленные специалисты и целая педагогическая наука, именуемая педагогикой. Свое название он получил от греческих слов «пайдес» - дети и «назад» - вести, буквально в переводе означает искусство руководства воспитанием ребенка, а слово «учитель» можно перевести как «учитель». Педагоги всегда искали, как лучше всего помочь детям реализовать возможности, данные им от природы, и сформировать новые качества. По крохам накапливались необходимые знания, создавались, проверялись и отбрасывались педагогические системы, пока не оставалось самое жизнеспособное, самое полезное. Постепенно сформировалась наука о воспитании, главной задачей которой является накопление и систематизация педагогических знаний, постижение закономерностей воспитания человека. Очень часто студенты, раскрывая задачи педагогики, говорят, что педагогика воспитывает и формирует студентов. Нет! В частности, этим делом занимаются учителя, воспитатели, родители. Кроме того, педагогика показывает им пути, средства воспитания. Все люди нуждаются в педагогическом руководстве. Однако особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период закладываются основные качества будущего человека. Особый раздел педагогической науки, который мы для краткости называем педагогикой начальной школы, занимается вопросами воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.Иногда ее разделяют на несколько взаимосвязанных отраслей - семейную педагогику, дошкольную педагогику и педагогику начальной школы. У каждого свой предмет, то, что изучает эта наука. Предметом педагогики в начальной школе является обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогика дает учителям профессиональные знания об особенностях образовательных процессов данной возрастной группы, умение прогнозировать, проектировать и реализовывать образовательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.Процессы обучения нужно постоянно совершенствовать, потому что условия жизни людей меняются, информация накапливается, а требования к человеку усложняются. Учителя отвечают на эти запросы общества, создавая новые технологии обучения, образования и воспитания. Учителя начальных классов решают «вечные» проблемы - они должны ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений. Тем не менее, никогда еще их образовательная деятельность не была такой сложной, трудной и ответственной.Раньше мир был другим, в нем не было тех опасностей, которые поджидают сегодняшних детей. От того, какие основы воспитания будут заложены в семье, детском дошкольном учреждении, начальной школе, будет зависеть его собственная жизнь и благополучие общества. Народная педагогика, возникшая как ответ на объективную общественную потребность в образовании, в результате развития трудовой активности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науку. Тем не менее, оно старше педагогической науки, образования как социального института и изначально существовало независимо от них. Однако педагогическая наука, в отличие от повседневных знаний в области образования и обучения, обобщает разрозненные факты, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями. Она не только описывает их, но и объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в человеческом развитии под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы для прогнозирования и управления процессом развития личности. В свое время великий русский учитель К.Д. Ушинский предостерег от эмпиризма в педагогике; он соотносил педагогическую практику без теории с медициной в медицине. Предмет педагогики - реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных учреждениях (семья, образовательные и культурные учреждения). Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.Разрабатывает теорию и технологию учебного процесса. Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе обучения человека, который включает обучение, образование и личностное развитие. В этом смысле педагогика - одна из наук о человеке, а именно о его образовании, становлении как личности. Современная педагогика - это стремительно развивающаяся наука, потому что нужно идти в ногу с изменениями. Отстает педагогика - отстают люди, тормозится научно-технический прогресс.Поэтому нужно постоянно черпать новые знания из разных источников. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; современная мировая и отечественная практика образования; данные специально организованного педагогического исследования; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, образовательные технологии в современных стремительно меняющихся условиях. Предмет педагогики - целостная система воспитания, воспитания, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Предметом педагогики является процесс направленного развития и становления человеческой личности в контексте ее обучения, воспитания, воспитания или, короче, воспитания человека как особой функции общества. Основные категории педагогики - развитие, воспитание, образование и обучение. Развитие человека - это процесс формирования его личности под воздействием внешних и внутренних, контролируемых и неконтролируемых социальных и природных факторов. Образование в широком смысле - это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил человека, подготовки его к жизни и активного участия в работе. Образование в узком смысле слова - это систематическое и целенаправленное воздействие педагога на воспитываемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего их мира. Образование как универсальная категория исторически включала обучение и воспитание.В современной науке под образованием понимается передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Итак, педагогика - это наука об образовании. Его основная задача - накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика знает законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывает наилучшие пути и средства достижения поставленных целей педагогической практики. Особый раздел педагогической науки занимает вопросы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рекомендации:
Педагогическое образование | Статья о педагогическом образовании в Free Dictionary- это система подготовки педагогических кадров, таких как учителя и воспитатели, для общеобразовательных школ и других учебных заведений в педагогических институтах, школах и университетах. В широком смысле термин относится к подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов, включая профессиональные и средние специальные школы и высшие учебные заведения. Дореволюционная Россия . В дореволюционной России главные учительские семинарии были учебными заведениями для подготовки учителей начальных классов. Эти учителя прошли также подготовку в педагогических классах женских гимназий , женских епархиальных школ и женского педагогического института в Санкт-Петербурге. В некоторых начальных школах и четырехгодичных гимназиях были двухгодичные педагогические курсы. Учителей приходских школ готовили приходские педагогические школы и второклассные учительские школы.Многие учителя, особенно в отдаленных районах, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов. Учителей городских и районных школ готовили трехгодичные педагогические институты. Педагогические семинарии и институты ограничивали дальнейшее образование: выпускник семинарии мог поступать только в педагогический институт, а выпускник педагогического института мог поступать только в коммерческий институт. Благодаря усилиям прогрессивных педагогов некоторые педагогические учебные заведения предлагали качественное обучение.Учителя средних учебных заведений, как правило, были выпускниками университетов, некоторых непедагогических высших учебных заведений и духовных академий. В соответствии с университетским уставом 1804 г. трехгодичные педагогические институты открывались при университетах Москвы (1804 г.), Харькова (1811 г.), Казани (1812 г.), Дерпта (позднее Юрьев, ныне Тарту, 1820 г.), и Киев (1834 г.). Особо выделялся Петербургский педагогический институт, основанный в 1804 году как преемник учительской семинарии и преобразованный в 1816 году в Главный педагогический институт.В 1860–70-е годы были открыты курсы повышения квалификации для женщин на университетском уровне. Они готовили учителей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Широкую известность получили курсы повышения квалификации имени Д. И. Тихомирова для женщин-учителей и педагогов в Москве, Женский педагогический институт в Санкт-Петербурге, курсы Фрёбеля в Санкт-Петербурге, Институт Фрёбеля в Киеве. В 1908 году В. М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт в Петербурге.Санкт-Петербург, усовершенствованная медико-педагогическая школа подготовки врачей, учителей и юристов. Активно развивали педагогическое образование Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, А. М. Бутлеров. Менделеев придавал большое значение высшему педагогическому образованию, от которого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. В 1907 году прогрессивные общественные деятели и ученые основали в Санкт-Петербурге Педагогическую академию Союза просвещений.-Петербург, а в 1911 году - Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина в Москве. Оба учреждения обеспечивали педагогическую подготовку лиц с высшим образованием. Однако дореволюционные педагогические учебные заведения не готовили учителей для общеобразовательных школ. СССР . Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила характер народного образования, систему подготовки учителей и состав студентов педагогических учебных заведений по классовой и национальной принадлежности.Идеи В. И. Ленина и участие Ленина в руководстве работой Наркомата просвещения сыграли решающую роль в организации школ нового типа и в подготовке учителей. Становление советской системы педагогического образования связано с именами Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потемкина, И. А. Каирова. С 1918 по 1920 были организованы относительно небольшие специализированные школы, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы; Позже они были объединены в педагогические вузы.Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в четырехлетние институты народного образования, а другие педагогические учебные заведения - в школы для подготовки учителей начальных классов. Система педагогического образования, созданная в РСФСР в 20-е гг. Прошлого века, состояла из педагогических техникумов (с 1937 г. - педагогических школ), педагогических институтов и педагогических факультетов университетов. В последних двух, как правило, были отделы общественно-политического образования и отделы подготовки учителей техникумов.Одним из первых крупных советских педагогических вузов была Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, положившая начало советской системе педагогического образования. В 1918 году В. И. Герье основал Второй Московский университет как преемник Высших женских курсов, а в Петрограде - Государственный педагогический институт. В 30-е годы прошлого века в Москве были созданы городской педагогический институт, позднее - педагогический институт им. В. П. Потемкина, а также областной педагогический институт.Московский педагогический институт был основан в 1930 году как преемник педагогического факультета Второго Московского государственного университета; с 1941 года - Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. В 20-е гг. В Москве были созданы Академия трудового воспитания (1920–21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923–42). В это время педагогические факультеты были созданы в университетах таких городов, как Владивосток, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Казань.Открыто множество различных педагогических курсов, в том числе и высшие. Основы советской системы педагогических учебных заведений были заложены в 30-е годы прошлого века. Педагогические и другие отделения университета были заменены сетью педагогических институтов, в том числе специализирующихся на иностранных языках. Особое внимание уделялось развитию образования и культуры у народов Крайнего Севера, Средней Азии и Закавказья. В 1939 году был открыт Ленинградский государственный педагогический институт народов Крайнего Севера; в 1958 году он был реорганизован в кафедру А.Педагогический институт им. И. Герцена. В связи с особенностями развития женского образования в нескольких республиках Средней Азии и Закавказья были созданы временные женские педагогические учебные заведения, которые впоследствии стали постоянными. С введением всеобщего семилетнего образования возникли учительские институты; в 1950-х годах они были преобразованы в педагогические институты и школы. Открыта подготовка учителей посредством заочного и вечернего обучения.Значительно способствовали совершенствованию педагогического образования Постановление ЦИК СССР «Об учебных программах в высших школах и техникумах» (1932 г.), Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б). О работе вузов и курирующих вузов (1936 г.), постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, совершенствованию учебно-воспитательной работы». специалистов (1963), О мерах по совершенствованию подготовки специалистов и надзору за высшим и средним специальным образованием (1966), О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования (1972) и О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи Люди и дальнейшее развитие общеобразовательных школ (1972). Основными видами педагогических учебных заведений сегодня являются педагогические школы, в том числе музыкальные; производственные педагогические техникумы; педагогические институты, в том числе по иностранным языкам; и университеты. В педагогических школах готовят учителей младших классов, дошкольных воспитателей, старших пионерских руководителей. Некоторых выпускников других средних специальных учебных заведений также направляют преподавать в школах. Учебная программа подготовки учителей педагогических школ включает общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средних школах, и специализированные предметы, такие как методика преподавания, анатомия и физиология школьников в начальной школе, школьная гигиена, психология и педагогика.Кроме того, обеспечивается значительная педагогическая практика
для. Учителей средних школ готовят педагогические институты и университеты. Педагогические институты предлагают четырехлетнюю специализацию в области русского языка и литературы, национального языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, географии, истории, рисования и механического рисунка, дошкольной педагогики и психологии, дефектологии, физического воспитания, музыка и пение, педагогика и методика обучения в начальной школе. Для программ с двойной специализацией, такими как биология и химия, география и биология, и иностранные языки, установлен пятилетний срок обучения.Учебные программы всех специальностей педагогических институтов включают историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политическую экономию и научный коммунизм. Основы марксистско-ленинской этики и эстетики и принципы научного атеизма являются факультативными. Другие обязательные предметы: педагогика, история педагогики, психология, методы обучения, школьная гигиена и физическое воспитание. Основное внимание в учебной программе уделяется специальным дисциплинам в выбранной предметной области. Педагогическое образование в университетах отличается более обширной научно-теоретической подготовкой и несколько меньшим упором на педагогику и методологию. Срок обучения обычно составляет пять лет. В целом педагогические учебные заведения и университеты готовят достаточно учителей для общеобразовательных школ. В 1974/75 учебном году учителей готовили более 400 педагогических школ, в которых обучается около 300 000 студентов, а также 199 педагогических институтов и 63 университетов (см. Таблицу 1).В 1974 г. в общеобразовательных школах работало 2,4 млн. Учителей. В 1914 г. в России работало 280 тыс. Учителей, существовало 208 учительских семинарий и 53 учительских института. Учителя средних школ также проходят подготовку в некоторых художественных институтах и институтах физического воспитания. Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены. .% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 п. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 п. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 н. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk .9 Выводы, выводы и рекомендации | Жажда учиться: обучение дошкольниковсопоставимо с учителями местных государственных школ, что, как следствие, приводит к низкой текучести кадров. Невозможно оценить, вызван ли эффект программы компонентом образования, компонентом здоровья или стабильностью лица, осуществляющего уход, или какой-либо необходимой комбинацией этих трех факторов. При изучении программ для этой группы населения следует уделять пристальное внимание партнерским отношениям между семьей и школой и их эффекту, поскольку это один из аспектов программ, который, по мнению исследований, является важным. При исследовании программ для любой группы детей следует изучить такие вариации программ, как возрастные группы, соотношение взрослых и детей, учебные планы, размер класса, цикличность и продолжительность программы. На эти вопросы лучше всего ответить с помощью случайного распределения и лонгитюдных исследований. Такие исследования вызывают озабоченность, поскольку одни дети получают более качественные услуги, чем другие, и потому, что они дороги. Однако случайное распределение между программами, которые имеют очень похожие качественные характеристики, но различаются по одному параметру (например, учебная программа по математике или размер класса), может показаться менее спорным.Стоимость проведения таких исследований, конечно же, следует сравнивать с выгодами. Учитывая резкое увеличение количества часов, которые дети проводят вне дома в дошкольные годы, новые знания могут принести очень большую пользу. Также необходимы исследования взаимодействия между индивидуальными характеристиками ребенка, непосредственным контекстом дома и в классе и более широкими контекстами формальной школьной среды при разработке и оценке учебных программ. В этой области появляется важное направление исследований, которое требует постоянной поддержки. Рекомендация 18: Следует предпринять широкую программу исследований и разработок, чтобы продвинуть современное состояние оценивания в трех областях: (1) оценивание в классе для поддержки обучения (включая исследования влияния методов оценки обучения на педагогическая техника и обучение детей), (2) оценка в диагностических целях и (3) оценка качества программ для подотчетности и других причин государственной политики. Все оценки, особенно оценки подотчетности, должны использоваться осторожно и надлежащим образом, если они предназначены для решения, а не создания образовательных проблем.Оценка молодых .Российская и американская системы высшего образованияСистема образования в России отличается от американской, контрасты незначительны и значительны на всех этапах обучения. Мы провели анализ сравнения американских и российских школ и университетов, чтобы понять, как российское образование соотносится с американским. Дошкольное образованиеРоссия: по всей стране развита система детских садов, где дети получают дошкольное образование во время игры.В такие учреждения привозят детей в возрасте от 2 до 3 лет и остаются там до 6 или 7 лет в зависимости от региона. США: дошкольное образование проводят родители и члены семьи; В школах есть так называемые приемные классы, куда приводят детей в возрасте 5 лет. Приемный класс не является обязательным, но его посещают почти все. Школьное образованиеРазница между русской и американской школами заключается в структуре и подходе к учебному процессу. Россия: школа условно делится на начальную, среднюю и старшую, и все ступени могут проходить в одном учебном заведении. Программа начальной и средней школы разработана таким образом, чтобы быть равной для всех учеников в классе, тогда как в старшей школе некоторые предметы могут быть факультативными (факультативными), если это потребуется для будущего обучения в российских учебных заведениях. США: младшие, средние и старшие классы могут работать в разных учебных заведениях.Младшая школа предлагает единую программу, тогда как средняя школа добавляет факультативные курсы к обязательной программе. В старшей школе ученик самостоятельно составляет более 50% расписания, планируя свое дальнейшее обучение. Наряду с общественными школами существуют и частные школы, и если сравнить государственные и частные школы, становится очевидным, что последние обеспечивают углубленные знания по многим предметам. В России: дети могут поступать в любую школу, независимо от адреса проживания, хотя приоритет отдается детям, проживающим в районе данного района города и зарегистрированным здесь. Американские города делятся на школьные округа, это деление определяет, в какую школу будет ходить ребенок, в зависимости от адреса, по которому он живет. Интеллектуальные способности ребенка не учитываются, он все равно будет ходить в школу, закрепленную по его адресу. Чтобы поступить в другую школу, сначала нужно переехать в новый дом в другом районе. .ПЕДАГОГИКА КАК НАУКАПЕДАГОГИКА КАК НАУКА Педагогика - изучение методов обучения, включая цели образования и способы достижения этих целей. Эта область в значительной степени опирается на педагогическую психологию, которая включает научные теории обучения, и в некоторой степени на философию образования, которая рассматривает цели и ценность образования с философской точки зрения. Научность педагогики беспокоила ученых-педагогов с момента ее основания. Причина споров о научности или ненаучности вот уже более двухсот лет кроется в различном понимании науки. Развитие науки исторично и динамично. Он претерпевает четыре сложных трансформации: иерархию знаний, социальную деятельность, общественную организацию и современную системную науку, что демонстрирует широту и глубину ее изменений.Само собой разумеется, что педагогика - это наука с точки зрения традиционной науки. В то же время педагогике присущи особенности системологии с точки зрения современной науки: глобальность, нелинейность, случайность, самоорганизация и обратная связь. Внедрение системной науки в педагогику сформирует огромный педагогический взгляд и комплексное мышление. Однако признание системной науки находится на поверхностной и начальной стадии, независимо от теории и практики, как при бессистемном изучении содержания и методов, низком качестве изучения и поверхностном уровне применения.Следовательно, в определенном смысле педагогика - это незрелая наука. Педагогика - это система, потому что «макрообразование должно быть множественной, открытой, всеобъемлющей системой. Педагогическая наука - это огромная система ». * Следовательно, образование обладает всеми чертами системы1. Глобальность. Целостность образовательной системы состоит в том, что все ее подсистемы взаимосвязаны, образуя целостную структуру и задействуя целостность. Например, с точки зрения образования всестороннее развитие человека - это ансамблевое понятие.Его проявления следующие: различные качества, такие как добродетель, ум, физическая активность, красота, техника (труд), проявляют свое единство в каждом персонаже и образуют «системную архитектуру». Кроме того, содействие всестороннему развитию всего гражданского также является «целевой архитектурой» национальной системы образования. Само собой разумеется, что обучение - это система, в которой обучение должно давать студентам обширные широковещательные знания в области социальных, естественных и гуманитарных наук.Просто для усвоения знаний ему предоставлена глобальность. 2Нелинейность. Элементы внутренней образовательной системы не просто перекрывают друг друга, а образуют новый групповой эффект, который сильно отличается от каждого раздела посредством взаимодействия и взаимосвязи. Взаимодействие нелинейности в системе образования может заставить каждый элемент производить синергетический эффект и согласованный эффект, и они принимают мутагенез и достигают порядка посредством синергии, компетентности, приспособления, роста и упадка. Система образования состоит из всех разновидностей факторов, которые являются иерархией, многоячеечностью, многофункциональностью и множественными целями; они сотрудничают друг с другом, а также борются.В то же время образовательная политика и структура, сообщество и окружающая среда, население и качество, экономическая система и уровень развития, политическая структура и активная политическая деятельность могут играть сложное влияние. Педагогика, принятая учителями, формирует их действия, суждения и стратегии обучения, принимая во внимание теории обучения, понимание учащихся и их потребности, а также опыт и интересы отдельных учащихся. Его цели могут включать дальнейшее развитие гуманитарного образования (общего развития человеческого потенциала) в более узкую специфику профессионального образования (передача и приобретение определенных навыков). В процессе обучения есть две стороны (учитель и обучаемый), которые работают вместе над некоторой программой (предметом), разработанной, чтобы каким-то образом изменить опыт и понимание учащихся. Поэтому необходимо начать с наблюдений за учеником, учителем и предметом, а затем рассмотреть значение групповой жизни и школы. После этого можно будет рассмотреть факторы и теории, влияющие на изменение опыта и понимания человека.Они включают теории обучения в образовании, организации школы и класса, а также средств обучения. От учителей требуется, чтобы они получали удовольствие и были способны делиться с детьми рабочими программами, призванными изменить их опыт и понимание. Это означает, что соответствующий опыт доступен студенту в нужное время. Учитель должен быть зрелым, обладать чувством юмора и чувством статуса, быть твердым, но невозмутимым, отзывчивым, но не чрезмерным.В больших классах учитель становится лидером группы, обеспечивая стимулирующие учебные ситуации. В заключение, система образования обладает всеми характеристиками системной науки. Чтобы способствовать соответствующему развитию «образования и системной науки», «Всемирная организация систем и кибернетики (WOSC) в 1990 году основала подчиненное ей« Общество системы образования (ESS) »». ‡ Исследователи в области образования в Китае бдительно наблюдают. внимание на важное значение системологии для педагогики в последние годы.Некоторые соответствующие статьи и диссертации появились под влиянием организаций в стране и за рубежом. Однако системная наука, применяемая в педагогике, недостаточна независимо от уровня теории или уровня практики из-за предела опыта и знаний. . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |