О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Индивидуальная траектория развития ребенка


Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника | Статья (старшая группа) на тему:

               

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка  в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника.

Колесникова С.И

                      «Человек  достигнет  результата,  только  делая  что-то  сам...»

Александр  Пятигорский,  

русский  философ,  

профессор  Лондонского университета.

         В условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС   перед воспитателями встали задачи  формирования  знаний  в  соответствии  с  новыми  стандартами.  Федеральный образовательный стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к  созданию личного творческого образовательного продукта.

        Задачей педагога дошкольных образовательных учреждений становится переориентация с массовой фронтальной работы на индивидуальную, групповую и парную  в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников ДОО, с учётом их возможностей и способностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной личности  каждого ребёнка [2,с.77].

      В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая детей по-разному?

       При проектировании индивидуальной образовательной траектории развития детей задача педагога состоит в интеграции методов и форм взаимодействия с ребёнком:

– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности дошкольников;

– подготовка ребёнка к участию в различных конкурсах  и мероприятиях по интересам;

– педагогическая поддержка реализации  способностей  и потенциалов дошкольников в посещаемых ими различных кружках;

– совместное с детьми и их родителями проектирование, рефлексия и наполнение личного портфолио самореализации ребёнка- дошкольника;

– составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, так

как маршрут его личной  индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом индивидуальных особенностей,  зоны ближайшего развития личности, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями детей.

   При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту мы включаем во взаимодействие не только родителей детей, но и всех педагогов образовательного учреждения, которое  посещает ребёнок дошкольник, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал развития.

     Понятие “индивидуальная образовательная траектория” определили  Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов.  И.С. Якиманская, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева,  и др.,  оно обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

     -содержательный, т.е. вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка;

     -деятельностный, т.е. специальные педагогические технологии;

     -процессуальный, т.е. организационный аспект.

      Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута развития ребенка, т.е. содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации, т.е. технологии организации образовательного процесса.

      Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, уровень готовности детей к освоению общеобразовательной программы. 

       В ДОУ развитие ребенка - дошкольника происходит в ходе взаимодействия с взрослым и сверстниками, жизненно важную роль, которых  в данный период подчеркивали известные ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др. [3,с.34].

      Ни на одном другом возрастном этапе развития ребенка  взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности воспитателя-педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать раскрытию его неповторимой индивидуальности,  формированию  у детей дошкольного возраста активности в познании окружающей действительности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Среди педагогических технологий, которые мы  используем в работе с детьми дошкольного возраста, нам бы хотелось  выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию исследовательской деятельности, технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, а также технологии «Портфолио педагога» и «Портфолио дошкольника».

     Мы хотели бы наиболее подробно рассказать о технологии «Портфолио дошкольника».

     Портфолио – это:

 -способ накопления  и фиксирования оценки индивидуальных достижений ребенка - дошкольника в определенный период, его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель»;

 - метод оценивания реальных достижений каждого дошкольника;

 - своеобразная выставка работ детей дошкольников, задачей которой является отслеживание их индивидуального личностного роста;

 - коллекция работ наших воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области развития;

 - коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его прогресс, усилия и достижения в различных областях;

 - инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств,  способностей и возможностей каждого ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.

      Важная цель портфолио - увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, показать его способность практически применять приобретенные  умения и знания, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса каждого ребенка в широком образовательном контексте. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен  ребенок в определенный момент его жизни.

       Портфолио дошкольника - это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности,   его творческих успехов,  положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный индивидуальный  маршрут развития каждого ребенка [1,с.18].

     Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений каждого ребенка, так и способом развития его способностей. Существует ряд определенных функций портфолио:

     - диагностическая - фиксирует изменения, и рост за определенный период времени;

  -содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

    -рейтинговая - показывает диапазон умений и навыков ребенка и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  

      Таким образом, портфолио - это папка личных достижений ребенка, которая позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок ребенку и его семье.
       Вывод, Федеральный Государственный Образовательный стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьями детей.

Список литературы:


1. Адаменко Л.И. Портфолио ребенка - дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2008. №1. С. 18-22.

 2.Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в Российской Федерации // Образование дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва / Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиПРО, 2008. С.-77.

 3.Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Л.В.Свирская. – М.: Обруч, 2011.С.-34.

4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд

2002; Копонен и др., 2013; Passolunghi et al., 2007). Знание математики в дошкольном учреждении позволяет прогнозировать успеваемость по математике даже в старшей школе (National Mathematics Advisory Panel, 2008; NRC, 2009; Stevenson and Newman, 1986). Математические способности и языковые способности также взаимосвязаны как взаимоусиливающие навыки (Дункан и др., 2007; Фарран и др., 2005; Леркканен и др., 2005; O’Neill et al., 2004; Praet et al., 2013; Purpura et al., 2011). Действительно, математическое мышление выходит за рамки компетенции с числами и формами, чтобы сформировать основу для общего познания и обучения (Клементс и Сарама, 2009; Сарама и др., 2012), а проблемы с математикой - лучший предиктор неудач с окончанием средней школы. Таким образом, математика представляется основным предметом и ключевым компонентом мышления и обучения (Duncan and Magnuson, 2011; Duncan et al., 2007).

Учитывая его общую важность для академической успеваемости (Sadler and Tai, 2007), дети нуждаются в прочном фундаменте математических знаний в самые ранние годы. Многочисленные анализы показывают, что изучение математики должно начинаться рано, особенно для детей, которым в дальнейшем грозят трудности в школе (Бирнс и Васик, 2009; Клементс и Сарама, 2014). Задолго до первого класса дети могут выучить навыки и концепции, которые позже помогут им понять более сложную математику. Особенно важные области математики для изучения детьми раннего возраста включают числа, которые включают целые числа, операции и отношения; геометрия; пространственное мышление; и измерения.Детям также необходимо развивать навыки как общих, так и специальных математических рассуждений (NRC, 2009).

Если дать возможность учиться, маленькие дети обладают удивительно широкими, сложными и изощренными, хотя и неформальными, знаниями математики (Baroody, 2004; Clarke et al., 2006; Clements et al., 1999; Fuson, 2004; Geary, 1994; Томсон и др., 2005). В свободное время почти все дошкольники в значительной степени занимаются предматематической деятельностью. Считают предметы; сравнивать величины; и исследуйте закономерности, формы и пространственные отношения.Важно отметить, что это верно независимо от уровня дохода или пола ребенка (Seo and Ginsburg, 2004). Дошкольники также могут, например, научиться изобретать решения простых арифметических задач (Сарама и Клементс, 2009).

Качественное математическое образование может помочь детям реализовать свой потенциал в достижении математических результатов (Doig et al., 2003; Thomson et al., 2005). Однако, если такое образование не начнется и не будет продолжаться в первые годы жизни, многие дети окажутся на траектории, по которой им будет очень трудно догнать своих сверстников (Rouse et al., 2005). Как обсуждается далее в главе 6, классы для детей младшего возраста обычно плохо подходят для помощи детям в изучении математики и недооценивают их способность делать это. В некоторых случаях у детей может даже наблюдаться регресс в некоторых математических навыках в дошкольном и детском саду (Farran et al., 2007; Wright, 1994). Математику следует представить как более

.

возрастов и этапов развития ребенка | Рождение - Подросток

Дети проходят различные периоды развития по мере их роста от младенцев до молодых взрослых. На каждом из этих этапов происходят множественные изменения в развитии мозга. Что происходит и примерно когда это развитие происходит, определяется генетически. Однако обстоятельства окружающей среды и обмены мнениями с ключевыми людьми в этой среде имеют значительное влияние на то, какую пользу приносит каждому ребенку каждое событие развития.

Возраст и этапы - это термин, используемый для обозначения значительных периодов на временной шкале человеческого развития. На каждой стадии рост и развитие происходят в основных областях развития, включая физическое, интеллектуальное, языковое и социально-эмоциональное. Наша цель - помочь родителям понять, что происходит в мозгу и теле их ребенка в течение каждого периода, с надеждой, что они смогут оказать необходимую поддержку, поощрение, структуру и вмешательства, чтобы позволить ребенку прогрессировать на каждом этапе. максимально плавно и успешно на основе уникального набора черт и интересов каждого ребенка.

Ребенок (рождение - 2 года) - Советы по развитию и воспитанию ребенка

Воспитание ребенка, особенно в первый раз, одновременно увлекательно и сложно. Это время для развития связей, которые продлятся всю жизнь, предоставляя ребенку внутренние ресурсы для повышения самооценки и способности позитивно относиться к другим. Это также время для родителей начать узнавать, кто этот новый человек. Каждый ребенок уникален, и крайне важно, чтобы родители научились понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальные характеристики и способности каждого ребенка.

Советы по развитию и воспитанию малышей (18 месяцев - 3 года)

Когда ребенок делает первые шаги самостоятельно, начинается новый этап в развитии. На этом этапе дети теперь могут свободно перемещаться по своему миру. Это время для активного изучения окружающей их среды. Значительно возрастает языковое развитие, что приводит к изучению названий интересующих объектов, способности спрашивать о вещах, и, когда они обнаруживают свою независимую природу, да, они развивают способность говорить «Нет!»

На этом этапе развития основной проблемой является развитие того, что психологи называют эмоциональной регуляцией.В этот период часто случаются «срывы», но родители могут использовать связь, возникшую в младенчестве, чтобы помочь ребенку научиться регулировать свое эмоциональное выражение и начать понимать сложную концепцию задержки удовлетворения. Хотя кажется, что они инстинктивно способны сказать «Нет», малышам также нужна помощь, чтобы научиться принимать «Нет» от других.
Это также этап быстрого физического и интеллектуального развития, который готовит этих детей к поступлению в школу, что включает в себя совместное взаимодействие со сверстниками и в то же время возможность соревноваться физически и интеллектуально.Родители ребенка могут быть наставником, предлагая оптимальное сочетание поощрения, поддержки и руководства. Родители также должны выступать в качестве основных учителей для овладения фундаментальным обучением и поощрять активное обсуждение и экспериментирование с новыми концепциями и навыками.

Советы по развитию и воспитанию дошкольников (от 3 до 6 лет)

Дошкольники выходят из раннего возраста в новый мир исследований и формального обучения. Большинство из них начали или пойдут в дошкольные учреждения или дошкольные учреждения и завершат этот период развития, поступив в обычную школу либо в детский сад, либо в первый класс.Поскольку детский сад стал более академическим и часто повторяет то, что раньше было первым классом, дети обычно переходят в детский сад в возрасте шести лет.

Дошкольники открыты для изучения чисел, букв, чтения и простой математики. Это также критический период для изучения музыки. Они улучшают свою крупную моторику и мелкую моторику, что побуждает их интересоваться искусством, ремеслами и всевозможными игрушками для катания на лошадях (фургоны, самокаты, велосипеды и т. Д.). Они также развивают спортивные навыки в раннем возрасте, что часто приводит к участию в организованных видах спорта к концу этого периода развития.

Самым важным способом обучения в этот период является игра. Представьте, что всевозможные игры привлекательны и способствуют развитию языка, социализации и творческих способностей. Интерес к изучению окружающей среды способствует раннему интересу к науке. Им также нравится строить вещи из предметов вокруг дома, а также такие строительные наборы, как Lego, Kinex, блоки и другие.

Советы по развитию и воспитанию детей школьного возраста (от 6 до 12 лет)

Воспитание детей школьного возраста может быть приятным занятием.Наблюдать, как они пробуют что-то новое, подбадривать их на спортивных мероприятиях и аплодировать их достижениям на концертах - это обычно одни из ярких моментов для большинства родителей. Однако достижению успеха часто предшествует разочарование и иногда умение принимать свои слабости, а также отмечать и развивать сильные стороны. Хорошо подготовленные родители могут быть отличными тренерами для своего ребенка, чем бы он ни занимался.

В то время как малыши и дошкольники нуждаются в постоянном присмотре, дети школьного возраста постепенно становятся готовы к большей самостоятельности.Однако многим нелегко научиться делать правильный выбор и проявлять самодисциплину. Родителям необходимо привить моральный кодекс, который ребенок постепенно усваивает. Когда дети борются с этими важными задачами, родители должны иметь возможность похвалить и ободрить их, но они также должны иногда позволять своим детям испытать естественные последствия своего поведения или предлагать логические следствия, чтобы помочь им учиться на ошибках.

Воспитание подростков - Советы по развитию подростков и воспитанию (13–18 лет)

Несомненно, что для большинства семей подростковые годы представляют собой проблему как для родителей, так и для детей.

Среднюю школу не вспоминают с любовью большинство ее учеников. Часто это чревато пугающими изменениями тела, издевательствами со стороны сверстников и новым всплеском независимости. Это приводит к пассивно-агрессивному поведению («Я сделаю это через минуту»), самосознанию («На что ты пялишься?») И неуверенности в себе («Я ни в чем не силен»). и / или чрезмерная самоуверенность («Ну, я думал, что смогу это сделать») и, конечно, капризность («Оставь меня в покое»).

Одним из важных аспектов жизни подростка являются его студенческие годы.В это время он идет в институт и знакомится с новым. А также соблазны. Включая алкоголь и вечеринки. По законам США он может пробовать алкоголь только с 21 года. Однако поддельные удостоверения личности теперь легко доступны для покупок в Интернете. Ваш подросток может купить их на сайтах id god и получить через пару дней. Будьте осторожны и так же.

Средняя школа обычно лучше для большинства. Пришло время начать определять себя и реалистично размышлять о будущем. Ускоряется развитие навыков для подготовки к поступлению в колледж или по программам профессионального обучения, а таланты совершенствуются.Оттачиваются социальные навыки, и отношения приобретают более серьезный характер. Давление со стороны сверстников достигло максимума, и в сегодняшнем подростковом обществе существует больше заманчивых уклонений, чем когда-либо.

В подростковом возрасте дети нуждаются в своих родителях больше, чем когда-либо. Исследования показывают, что в благоприятной семейной среде, включая веселые семейные занятия, открытое общение родителей и детей и поощрение к участию в позитивных внеклассных мероприятиях, подростки могут относительно легко ориентироваться в эти годы.

.

Будь их любимым учителем! Роль родителя в развитии ребенка

Родитель - первый учитель своего ребенка и должен оставаться его лучшим учителем на протяжении всей жизни. Выступая в роли наставника, родитель предлагает ребенку соответствующие возрасту задачи, чтобы стимулировать развитие, а также опыт, который позволяет ребенку самостоятельно исследовать и учиться, взаимодействуя со своим окружением.

Специалисты по развитию детей узнали, что с самого рождения дети целенаправленно экспериментируют и учатся на каждом опыте.Эксперты по развитию детей позаимствовали концепцию строительных лесов из строительных профессий. Подобно тому, как строительные леса устанавливаются для поддержки конструкции здания в процессе его строительства и постепенно сносятся, поскольку здание способно самостоятельно стоять, родитель должен будет обеспечить необходимую поддержку для ребенка, чтобы он мог безопасно и продуктивно исследовать и извлекать уроки из своего окружения. По мере того, как ребенок взрослеет и развивает мастерство, строительные леса снимаются или меняются, чтобы ребенок стал более независимым.Если ребенок не совсем готов, поддержка восстанавливается, а затем снова постепенно прекращается.

Информация, представленная здесь, предоставляет родителям знания, рекомендации и инструменты для обеспечения поддержки, руководства и обучения, необходимых для их ребенка, чтобы расти и развиваться в соответствии с его уникальным планом развития. Мы предоставляем графики развития, видео, предложения по стимулированию развития и предложения по дополнительным ресурсам, которые помогут вам и вашему ребенку.

Домены развития ребенка

Узнайте о нормальном развитии ребенка и о том, как распознать, идет ли развитие вашего ребенка вовремя, а также о том, что вы, как родитель, можете сделать для поддержки и поощрения развития ребенка в каждой из четырех основных сфер.

.

5 адресных мероприятий в поддержку родителей детей с особыми потребностями, родителей, сталкивающихся с особыми трудностями, и родителей, вовлеченных в службы защиты детей | Вопросы воспитания: поддержка родителей детей в возрасте 0-8 лет

проявляется экстернализирующим (например, агрессия, истерики) или интернализирующим (например, детская депрессия, социальная изоляция) поведением. Кроме того, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), хотя и частично совпадает с этим поведением, более отчетливо проявляется в высоких уровнях физической активности, трудностях с вниманием и трудностях с выполнением заданий (American Psychiatric Association, 2013).

Агрессивность и антисоциальное поведение у детей младшего возраста, по-видимому, достигают пика в возрасте от 2 до 4 лет, а затем снижаются, чтобы вновь проявиться в подростковом возрасте (Wahl and Metzner, 2012). Лавин и его коллеги (1996) сообщают, что в раннем возрасте (в возрасте от 2 до 5 лет) распространенность таких поведенческих проблем в выборке из 3860 детей составляет в среднем 8,3 процента с гендерными различиями (мальчики чаще, чем девочки). Однако у небольшой части детей исследования показали, что агрессивное / антисоциальное поведение является серьезным и сохраняется в раннем детстве (Wahl and Metzner, 2012).Именно этим детям ставится диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (ODD) (American Psychiatric Association, 2013). Дети с ODD могут потерять самообладание; спорить со взрослыми; активно нарушать правила; и причинить вред людям, животным и / или имуществу.

Стратегии вмешательства: родители детей с экстернализирующим поведением

Ряд мероприятий был направлен на улучшение знаний, отношения и практики родителей детей с экстернализирующим поведением.По большей части, эффективные вмешательства были разработаны для того, чтобы дать родителям навыки, необходимые для более эффективного управления поведением своих детей. Эти мероприятия включали применение общих тренингов по управлению родителями для родителей детей со сложным поведением, а также тренинги для родителей, разработанные специально для этой группы населения.

Triple P Одним из наиболее часто используемых и тиражируемых на международном уровне вмешательств для помощи родителям в предотвращении и решении поведенческих проблем у их детей является Triple P (Sanders et al., 2008), многоуровневой системы поддержки, которая предусматривает все более интенсивные вмешательства, основанные на потребностях родителей и детей. Вмешательства варьируются от базовой информации о воспитании детей на наименее интенсивном уровне до управления поведением с помощью различных форм (например, групповое, индивидуальное или самостоятельное обучение) (см. Вставку 5-1).

В экспериментальных и квазиэкспериментальных исследованиях уровней первичной медико-санитарной помощи, стандартных и групповых и улучшенных уровней Triple P, проведенных в Соединенных Штатах и ​​в других странах, родители сообщали о менее частом использовании дисфункциональных родительских практик в таких областях, как дисциплина, расслабленность и т. Д. чрезмерная реактивность и большая родительская компетентность.Улучшения наблюдаемого и отмеченного родителями негативного поведения у детей по сравнению с контрольной группой также имеют

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.