|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Голова ребенка меньше нормыМикроцефалия у детей: причины, диагностика, лечение, прогнозРейтинг автора Автор статьи Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет. Написано статей Микроцефалия — это приговор для детей, ведь его диагностируют, когда размер черепа серьезно уменьшен, что не может не сказаться на объеме головного мозга. Такое состояние неизбежно сказывается на умственных способностях индивида, продолжительности и качестве его жизни. Диагностику этой патологии проводят еще на эмбрионе, чтобы дать матери выбор оставлять такого ребенка или нет. Ведь инвалидность — это меньшее, что его ждет. Особенности патологииИзлишне маленькая голова у ребенка — это серьезный дефект, который неизменно влияет на головной мозг, нарушая деятельность ЦНС. Эту патологию в разных формах диагностируют у 1 на 10000 детей, и пол значения не имеет. В 10% микроцефалия у детей влечет развитие олигофрении.
Диаметр у новорожденного в норме находится в пределах 35-37 см. Вес мозга здорового ребенка равен практически 400 грамм, а при микроцефалии — всего четверть килограмма. С ростом малыша он начнет также расти и дойдет до отметки в 500-700 грамм. У взрослых, здоровых людей его масса составляет от 1 до 2-х кг. Эта патология приводит к тому, что мозг становится вдвое меньше нормы, и именно это влияет как на общее состояние здоровья человека, так и не его психическое развитие. Почему возникаетПричины возникновения микроцефалии головного мозга бывают внутренними и внешними. Иногда они комбинируются, что нередко приводит к смерти плода. Чаще всего причина имеет генетический характер и завязана на синдромах Дауна, Эдвардса, Пейна, Джакомини, а также наследственных патологиях, приводящих к сбоям в обменных процессах. Внешние факторы микроцефалии:
Классификация патологииМикроцефалию подразделяют на:
СимптомыМикроцефалия дает четкую диспропорциональность черепной коробки, что не заметить сложно. Поэтому основным признаком патологии будет маленькая голова. Чаще лицо развивается правильно, а вот мозговая часть существенно ниже нормы. Это приводит к покатости лба, который будет скошен к затылочной части, ушные раковины маленькие, деформированные, а надбровные дуги — выступающие.
Недостаток массы мозга приводит к:
Такие дети серьезно не преуспевают в развитии. Эта отсталость проявляется в позднем начале держания головы, хождении и т. п. В умственном плане отклонения могут быть любыми от начальной формы дебильности, при которой социальная адаптация возможна, до полного проявления идиотии. У таких больных формируется один из двух темпераментов:
Как диагностируется патологияНоворожденного тщательно осматривают, проверяют роднички, измеряют окружность головы и делают сверку с нормативной таблицей, при необходимости собирают анамнез у его родителей. При подозрении на микроцефалию выявляют симптомы, которые говорят об умственной отсталости. Диагностику плода осуществляют с помощью УЗИ, проводя сравнение биометрических данных. Однако ультразвуковое исследование малоинформативно, ведь более 70% случаев патологии выявляют в конце беременности, когда аборт или искусственные роды уже невозможны.
Для женщин, которые входят в группу риска, назначают дополнительные диагностики. Им могут сделать биопсию хориона, кариотипирование плода, амниоцентез. Для дифференцирования этой патологии от других не менее опасных состояний ребенку назначат рентген черепной коробки. В какой степени находится болезнь определяют по лабораторным анализам, данным КТ, МРТ, нейросонографа и электроэнцефалографа. ТерапияЛюбой даже минимальный намек на микроцефалию — это повод срочного обращения к неврологу и педиатру, ведь полного излечения от болезни нет. Все мероприятия будут направлены на то, чтобы убрать симптоматику, например, седативными средствами подавить нервный припадок и головную боль. Чаще всего используют препараты, которые приводят обменные процессы к нормативным показателям. Для нормализации мышечного тонуса будет прописан курс медикаментов от судорог и седативные средства. Обязательно будет назначен реабилитационный комплекс в виде массажа, трудотерапии, лечебной физкультуры. Воспитывать такого ребенка довольно сложно, поэтому за родителями закрепляют дефектолога и ряд других врачей, в том числе логопеда. В комплексе это поможет малышу лучше адаптироваться к миру и его реалиям. Психолого-социальная адаптацияВоспитание ребенка с такой патологией — серьезное испытание для родителей, требующее от них максимальной отдачи и невероятного терпения. Качество жизни, как и ее длительность больного невелики, поэтому задача семьи — сделать его существование максимально комфортным. Для этого нужно тщательно соблюдать рекомендации врачей, проводить процедур, чтобы улучшить умственные способности больного, заниматься физическими упражнениями для сохранения и поддержания двигательных функций организма. Обязательно водить ребенка в специальные группы, чтобы дать ему возможность влиться в социум. К сожалению, здоровые дети негативно и иногда жестоко относятся к малышам с микроцефалией. К этому нужно быть готовыми и помогать ребенку пережить это. ПрогнозМикроцефалия — не смертельная болезнь, но только при условии, что не поражены нервные центры в мозге, которые отвечают за жизнедеятельность организма. Малейший сбой, например, в нервных окончаниях дыхательной системы и жизнь становится невозможной без искусственной вентиляции легких. Однако, не стоит недооценивать последствия этой патологии. Очень часто попутно с ней развиваются дополнительные, довольно серьезные болезни. Чаще это ДЦП, катаракта врожденного типа, порок сердца, печени, легких, эпилептические припадки, расщелина в области неба и т. п. И именно от такого сочетания зависит и прогноз длительности жизни такого больного. Если сопутствующих патологий нет, то некоторые могут доживать до 40-50 лет, в остальных случаях этот срок практически вдвое короче. Полностью излечить патологию нельзя. Меры профилактикиЛучшая профилактика микроцефалии — соблюдение всех врачебных рекомендаций и ведение здорового образа жизни. И начинать это нужно делать еще на стадии подготовки к зачатию. Полностью отказаться от пагубных привычек, наркотиков. Не заниматься самоназначениями даже простых безрецептурных препаратов как до начала беременности, так и в ее процессе. Даже малейшая инфекция должна быть выявлена на ранних стадиях и устранена незамедлительной терапией. При этом не один врач нее может на 100% исключить возникновение микроцефалии.
Если же ребенок родился, то семья должна набраться терпения и сдать генетические анализы. Это необходимо для того, чтобы узнать каковы шансы родить следующего ребенка здоровым. Ведь некоторые не желают оставить даже одного ребенка с отклонениями, что говорить о нескольких. Поддержка психолога нужна родителям на протяжении все жизни больного. Доказано, что прошедшие курсы моральной поддержки, живут более полноценной жизнью, хорошо ухаживают за больным и не считают время потраченным зря. Голова ребенка: норма и патологияВ нашем организме каждый орган очень важен. Без рук, без ног очень тяжело жить, без сердца вообще невозможно. А кто же всем нашим организмом руководит? Конечно же, голова. Знаете поговорку: «Хлеб всему голова»? Из этой поговорки видно, что голова главней всего. В голове располагается мозг, который и отвечает за работу всего нашего организма. Если появляются какие-нибудь изменения в головном мозге – это сразу же отражается на деятельности всего организма. Регуляция организма происходит при помощи нервных импульсов (нервные окончания головного мозга) и при помощи специальных химических веществ (гипофиз) – гуморальная регуляция. Голова ребенка состоит из двух частей: лицевой и мозговой части. В более старшем возрасте, когда голова перестает расти, кости черепа плотно сращены друг с другом и неподвижны. В противовес этому, кости черепа новорожденного ребенка очень подвижны и могут двигаться не только относительно друг друга, но и заходить краем одной кости на другую. Место соединения двух костей называется шов, пространство между тремя костями называется родничок. У новорожденных детей можно определить 6 родничков. Постепенно, в течение жизни, эти роднички закрываются. Закрытие родничков имеет свои сроки, каждый из них должен быть закрыт до определенного момента жизни. Подробнее: родничок и сроки его закрытия. Многие животные уже через несколько часов после появления на свет способны самостоятельно передвигаться и даже искать себе пищу. Наши же дети остаются совершенно беспомощными многие месяцы. Почему так происходит? Все очень просто: человек – животное высокоорганизованное, социальное. Это значит, что человеческий организм в процессе жизни учится выполнять большой объем различных видов деятельности: говорить, добывать пищу, ходить и многое другое. Получить все эти знания одномоментно невозможно, поэтому человек учится на примере других людей, как выжить в этом мире (социальный фактор). Кроме социальных навыков, получаемых ребенком в процессе жизни, существуют еще и врожденная память, опыт предыдущих поколений. Такая память оберегает нас от гибели (инстинкт самосохранения). Мы инстинктивно боимся огня, змей и ярко-красных насекомых, хотя нас до этого никто никогда не кусал. Помимо инстинкта самосохранения ребенок наследует от предков и другие рефлексы и инстинкты. Так, новорожденные дети обладают поисковым рефлексом, они инстинктивно ищут питание. Если новорожденного ребенка положить на живот мамы, он самостоятельно доползет до груди и начнет сосать молоко. Почему же нам не родиться, уже умея ходить и говорить? Все просто: для этого ребенок слишком долго должен находиться в утробе матери. Если ребенок слишком долго будет развиваться в матке у матери, его кости затвердеют, а кости черепа потеряют свою подвижность. В этом случае череп ребенка теряет способность к изменению объема, что затрудняет прохождение головы через таз женщины, кости которого плотно сращены и не двигаются. После рождения ребенок начинает интенсивно развиваться. При этом врачи выделяют физическое и психическое развитие. Размер и окружность головы ребенкаНормаПод физическим развитием понимают интенсивность нарастания роста, веса ребенка, окружности головы и груди. Оценку этих показателей производят в комплексе. Окружность головы при рождении ребенка колеблется в пределах от 29 до 34 см. Размеры головы при различных врожденных патологиях могут изменяться как в меньшую, так и в большую сторону. При таких состояниях как микроцефалия (маленькая голова), хроническая внутриутробная гипоксия плода (снижение поступление кислорода через плаценту в период беременности), хроническая никотиновая интоксикация (состояния, когда мама во время беременности слишком много курила) наблюдается уменьшение размеров головы. Крайней степенью таких состояний является анэнцефолия (отсутствие головы). Оно может наблюдаться у плода при наследственных патологиях, вирусных инфекциях (краснуха, ветряная оспа) при беременности. Для выявления подобных состояний, необходимо проведение ультразвукового исследования плода на ранних стадиях его развития. При эндокринных нарушениях со стороны матери (сахарный диабет, гипертиреоз), наблюдаются изменения размеров головы в сторону увеличения. Увеличение размеров головы затрудняет роды через естественные пути, так как головка ребенка не может пройти через таз женщины. В таких случаях производят операцию кесарево сечение. На первом году жизни размеры головы достаточно интенсивно увеличиваются. Ни в одном другом периоде жизни ребенка не наблюдается такого быстрого изменения показателей роста, веса, объемов головы и груди. В первые шесть месяцев размеры головы увеличиваются в среднем на 1,5 см, после шести месяцев – на 0,5 см ежемесячно. Интенсивность изменения размеров головы может варьировать в разные месяцы у разных детей. Это могут быть как физиологические изменения, так и патологические. При физиологических изменениях интенсивности роста головы объем головы остается в пределах центильных значений. Центильные таблицы – это усредненное значение показателей физического развития детей в разные периоды жизни. Эти таблицы отражают соответствие объемов головы ребенка возрастным нормам: центильные таблицы для мальчиков, цкнтильные таблицы для девочек. При осмотре ребенка в поликлинике врач педиатр оценивает не только то, насколько у ребенка увеличились размеры головы, но и соответствуют ли эти размеры возрастной норме. Если ребенок рождается с большим объемом головы, то в процессе развития у него может наблюдаться менее интенсивный прирост размеров головы. Если же у ребенка малые размеры головы, то прирост объемов головы у таких детей будет более интенсивный. В норме к году все дети выравниваются, и размеры головы равняются порядка 44 см. Но только по размеру головы сказать ничего нельзя, важно соотношение размера головы и груди. При патологических изменениях интенсивности роста окружности головы могут наблюдаться как патологическое ускорение увеличения объемов головы по сравнению с объемом груди, так и патологическое замедление. Большая голова у ребенкаУвеличение интенсивности роста окружности головы очень часто наблюдается при таком состоянии, как гидроцефалия. Это состояние может развиваться у недоношенных детей, детей рожденных в асфиксии, детей с внутриутробной гипоксией. В этом случае происходит поражение головного мозга, и в черепной коробке начинает скапливаться жидкость. Накопление жидкости ведет к увеличению объемов внутричерепной коробки и, как следствие, увеличение размеров головы ребенка. Роднички ребенка плохо зарастают, могут выбухать, пульсировать, особенно при крике ребенка. Так как отек локализуется в головном мозге, то у ребенка мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Еще одним из признаков гидроцефалии ребенка является увеличение объемов головы в отношении к объему груди. В норме интенсивность увеличения объема груди превышает интенсивность прироста объемов головы. При гидроцефалии объемы головы могут быть равными или больше объемов груди. Для уточнения диагноза необходимо провести ультразвуковое исследование головного мозга, на котором выявляют скопление жидкости в головном мозге, увеличение камер головного мозга. Дети с таким состоянием должны наблюдаться у невролога. Им назначают диуретические препараты (фурасемид) и препараты для улучшения питания головного мозга (пирацетам, ноотропил). Детям рекомендуется общий массаж. После проведенного лечения дети развиваются так же, как и их сверстники, отдаленных последствий не наблюдается. При отсутствии лечения дети отстают от своих сверстников в психическом развитии, поздно начинают говорить, сидеть, ходить. Маленькая голова у ребенкаУменьшение интенсивности роста головы чаще всего наблюдается при генетических заболеваниях. Помимо отставания роста головы у таких детей могут наблюдаться и другие врожденные пороки развития: расщелина верхней губы, твердого неба, мягкого неба, сросшиеся пальцы рук или ног, шестипалость кистей или стоп и другие. При таких состояниях обязательна консультация генетика. Лечение проводится в соответствии с выявленными врожденными аномалиями. Прогноз не всегда благоприятный и зависит от степени поражения головного мозга. Оценка зрелости головного мозгаПомимо физического развития на приеме доктор оценивает еще и психическое развитие ребенка. Психическое развитие ребенка характеризует зрелость головного мозга ребенка и приспособленность ребенка к жизни в окружающей среде. Определенные признаки должны появляться или исчезать у ребенка к конкретным срокам. Если признак не появился или не исчез, то это говорит о незрелости головного мозга. Так ребенок должен к месяцу улыбаться, к двум – хорошо удерживать голову в положении на животе, а к шести месяцам у ребенка должны полностью исчезнуть врожденные рефлексы (автоматическая ходьба, оральный автоматизм и другие). При отставании ребенка в психическом развитии необходимо исключить заболевания головного мозга. Для этого необходима консультация невролога и ультразвуковое исследование головного мозга. Для лечения детей с отставанием в психическом развитии, необходимо проводить лечение состояния, вызвавшего поражение головного мозга. Очень важно применение препаратов, улучшающих питание головного мозга (пирацетам, ноотропил). В тяжелых случаях, когда затруднительно поставить диагноз, необходима так же консультация генетика, так как такое состояние очень часто сопровождает наследственные заболевания. Форма головы у детейПомимо изменений размеров головы могут наблюдаться изменения ее формы. Очень часто при рахите происходит уплощение головы или односторонняя ее деформация (на стороне, где ребенок больше всего лежит). При этом состоянии происходит вымывание кальция из костей, они размягчаются и легче поддаются деформации. В этом случае необходимо применять витамин Д3 в лечебной дозе (1500-3000 МЕ). Для профилактики рахита ребенку необходимо ежедневно давать витамин Д3 в профилактической дозе (500 МЕ) до двух лет, исключая летние месяцы (июнь, июль и август). Голова ребенка потеетОчень часто при эндокринных заболеваниях, особенно при поражении щитовидной железы, у детей может наблюдаться повышенная потливость головы. В этом случае необходимо обратиться на консультацию к эндокринологу, сдать анализ крови на гормоны щитовидной железы. Потливость может наблюдаться и при описанном выше недостатке витамина Д. Корочки на голове у ребенкаПри рождении на коже ребенка остаются различные вещества, помогавшие ребенку развиваться внутри матки. Из-за этого на коже головы может образовываться корочка. Эта корочка может быть как в виде отдельных небольших образований, так и полностью покрывать всю голову. Данное состояние не является патологией и не требует специального лечения. Единственное что необходимо ребенку – это гигиенический уход за кожей головы. Все корочки необходимо смазать вазелиновым маслом, которое их размягчает, а затем аккуратно снять ватным тампоном. Эту операцию необходимо проводить ежедневно на протяжении 5-7 дней. Врач педиатр Литашов М.В. как распознать гидроцефалию и микроцефалию?Чтобы оценивать развитие своего малыша, вовсе необязательно постоянно показывать его врачу. Вы также можете внести свою лепту в процесс наблюдения за развитием своего малыша и отслеживать его телесный рост. Например, многих родителей волнует вопрос окружности головы у младенца в первый год его жизни. И действительно, голова – это фактически главная часть нашего тела. Ведь в ней находится мозг, руководящий каждым процессом в организме. И едва ли не самым важным аспектом в начале жизни ребенка становится именно формирование его головы. Зачем это нужно делать?Особенно важно отслеживать процесс роста головы тем, чьи детки получили травмы во время родоразрешения. Каждая женщина знает, что в родах, что проходят естественным путем, невероятно важно слушать акушера и медсестер, быть с ними в своеобразном контакте. Поскольку именно от неправильных потуг чаще всего происходят травмы черепа ребенка. А так как его кости еще слишком хрупки и уязвимы, это может оставить неизгладимый след в его дальнейшем здоровье и жизнедеятельности. В сегодняшней статье речь пойдет о том, как измерять окружность головы своего чада, и как определять, имеют ли место какие-либо патологии и нарушения в процессе ее развития. Итак, что вы должны знать о размерах головы ребенка по месяцам? Объем головы ребенка: все, что вы должны знать о нормальных параметрахНормальный объем головы указывает на то, что малыш развивается хорошо и планомерно. Отклонения от нормы в данном случае может указывать на серьезные патологии – микроцефалию и гидроцефалию. Однако чаще всего подобные колебания обусловлены скорее генетически и физиологически, то есть, являются индивидуальной особенностью крохи. Поэтому медики создали специальную таблицу, в которой указывается рост головы на ежемесячной основе. Но если раньше там было единственное значение, теперь в графе нормы числятся внушительные диапазоны.
Параметр нормального размера головы у ребенка в 6 месяцев равен примерно 43 сантиметрам. Чтобы определить нормальные темпы роста, достаточно отнимать от этого значения по полтора сантиметра в месяц. Например, размер головы ребенка в пять месяцев составит 41,5 сантиметров. Например: Параметр размера головы трехмесячного ребенка составит 38,5 сантиметров (то есть, 43 – 1,5 – 1,5 – 1,5). То же самое касается размеров головы двухмесячного ребенка, если отнять еще полтора сантиметра. А если говорить о размерах головы у семимесячного ребенка, здесь уже следует прибавлять к шестимесячному усредненному показателю по 50 миллиметров. Например, если в полугодовалом возрасте окружность составила «идеальные» 43 сантиметра, то в последующем месяце это значение не будет сильно колебаться, и составит всего 43,5 сантиметров. Усредненные параметрыЕсли говорить об усредненных показателях по месяцам, получается примерно такая картина:
Нижний порог больше характерен для девочек, а верхний – для мальчиков. Нельзя ориентироваться сугубо на эти показатели, поскольку не стоит списывать индивидуальность со счетов. Каждый человек уникален по своей природе с рождения, а значит, незначительные колебания от нормы все же возможны. Если объемы черепа вашего малыша не сходятся с общепринятыми, не нужно бить тревогу и заниматься самостоятельной диагностикой, используя поисковики в интернете. Если вы действительно обеспокоены развитием таких тяжелых патологий, как гидроцефалия и микроцефалия – покажите кроху врачу. Делать это целесообразно в тех случаях, если объем растет слишком медленно, или, наоборот, слишком быстро. Здесь важно ориентироваться даже не на сам размер, а на то, насколько правильно или неправильно прогрессирует фактор роста. Не следует забывать и о том, как был рожден ваш малыш. Например, если вы не доносили его до положенного срока, совершенно очевидно, что его головка будет меньше, чем у доношенного малыша. Кроме того, прибавлять в объеме недоношенный кроха также будет медленнее, чем здоровый и крепкий «богатырь». У переношенных деток головка может быть шире непосредственно после рождения (то есть, достигать в объеме более 35 сантиметров), однако прибавляют они так же, как и обычные дети. Если при родоразрешении имели место травмы головы у новорожденного, этот момент также нельзя списывать со счетов. И это касается не только серьезных повреждений, но и «безобидных», казалось бы, гематом и отеков. Как определить отклонения от нормы?Случается, что текущие объемы головки совершенно не соответствуют тем, что приняты за усредненные и «идеальные». В этом случае первое, что вы должны выяснить – как обстояли дела с этим у вас самой и у отца крохи. Если у одного из родителей голова в «нежном возрасте» была меньше или больше, чем принято, вероятно, что такая физиологическая особенность наследуется и чадом. В целом, поводов для беспокойства здесь нет, хотя вам все же стоит быть настороже. Если же в семейном анамнезе ничего подобного не отмечалось (или же ваши родители особенно не следили за такими параметрами и не сохранили никаких сведений о них), вам все же стоит показать ребенка врачу и диагностировать причину такого отклонения. Не исключено, что имеют место какие-либо проблемы, которые важно своевременно дифференцировать, чтобы начать адекватное лечение. Также важно следить за тем, чтобы объем головы не превышал объема грудной клетки, за исключением момента, когда они сравниваются в этих показателях. Повод для реального беспокойства имеется, если параметры головы вашего малыша сильно отличаются от общепринятых, а также у него имеются какие-либо неврологические нарушения, которые внимательная мама просто не может не заметить. Проследите за внешностью своего чада. Если помимо большого объема головы у него наблюдается расхождение швов на ней, укрупнение родничков, проступание выраженной венозной сетки, массивность лба – вероятно, гидроцефалия действительно имеется. При этой тяжелой патологии в головном мозге крохи скапливается жидкость. Важно срочно показать его педиатру и неврологу, чтобы назначить подходящую терапию как можно раньше. Микроцефалия проявляется обратным образом, хотя все те же неврологические нарушения имеют место. Но при этом роднички, напротив, являются будто «закрытыми», слишком маленькими, а лоб – скошенным и низким. Оба диагноза подтверждаются или опровергаются после ультразвуковой диагностики. Возможно, малышу также придется пройти магнитно-резонансную томографию. Как правильно измерять головку?Если объем головки вашего крохи не совпадает с общепринятым, следует подумать над тем, правильно ли вы ее измеряете?
Чтобы не мучить себя ложными догадками и подозрениями, настоятельно рекомендуем вам доверить подобные измерения педиатру. Пусть ваш малыш растет здоровым! Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача. таблица для девочек и мальчиков10 ноября 2016 Аверьянова Света Размер головы новорожденного и ребенка до года является одним из показателей здоровья. Измерения диаметра черепа проводятся в обязательном порядке на ежемесячном профилактическом приеме педиатром. Но не всякая мама понимает, что эти данные обозначают. Как расшифровать результаты измерения окружности головы во время медосмотра, соотнести с нормами ВОЗ, как подобрать детскую шапочку с учетом обхвата головы, подробно описано в нашей статье. Из этой статьи вы узнаете Формулы вычисленияПонять, что обхват головки ребенка соответствует норме, можно с помощью простой формулы:
Приведем пример. Малышу 4 месяца. Чтобы вычислять нормальный показатель диаметра головы, от 43 см отнимаем 1,5 см четыре раза: 43–1,5–1,5–1,5–1,5–1,5=37 см Получается среднестатистический диаметр. Если на мерной ленте зафиксирована длина 35–37 см, то обхват головы соответствует норме. Теперь рассчитаем средний показатель для ребенка после 6 месяцев, например, 8 месяцев: 43+0,5+0,5=44 см Расчет с помощью формулы приблизительный. Получать реальный результат лучше с помощью специальных таблиц соответствия обхвата головы возрасту, полу и другим антропометрическим данным. Таблицы размеровОкружность головы ребенка до 1 года по месяцам и до 5 лет представлена в таблицах ниже. Мальчики и девочки развиваются неодинаково, поэтому показатели обхвата разделены по половому признаку. Обхват головы для девочек: нормы и отклонения с момента рождения до 1 годаВажно! Таблицу можно прокручивать вправо и влево:
Обхват головы для девочек с 1 года до 5 летВажно! Таблицу можно прокручивать вправо и влево:
Обхват головы для мальчиков: от рождения до 12 месяцевВажно! Таблицу можно прокручивать вправо и влево:
Обхват головы для мальчиков с 1 года до 5 летВажно! Таблицу можно прокручивать вправо и влево:
Соотносить данные измерений окружности головы и нормы по таблицам можно только для детей, рожденных в срок. Так, например, если малыш родился раньше срока с весом 1,0-1,5 кг, то для него в 2-3 месяца нормальным будет показатель 342 мм. Хотя для доношенных младенцев такая величина головы даже в месячном возрасте является низким показателем. Для недоношенных малышей существуют другие нормы, формулы и схемы, основанные на весе младенца, сроке рождения и других индивидуальных показателях. Отклонения от нормДиагностировать заболевание на основании единственного показателя, отошедшего от общепринятых, нельзя. Если у малыша большая или маленькая головка, то педиатр, невролог обязаны обратить внимание не только на размер головы, но и на мерки окружности груди, вес, объем таза, телосложение. Полезно заглянуть в детскую медицинскую карточку родителей. Возможно, отклонения унаследованы. Родители и врач должны встревожиться в следующих ситуациях:
Как правильно измерятьИзмерять обхват головы у детей до года надо регулярно: один раз в месяц. Снимают мерки правильно так:
Для большей наглядности рекомендуем вам посмотреть этот короткий ролик: Для получения корректного результата для сравнения его с нормами, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Как подобрать размер шапкиВыбирать головной убор лучше вместе с ребенком. Так идеально подбирается не только ширина резинки, но и глубина шапочки. Если определяться приходится без малыша или кепка покупается в подарок, воспользуйтесь возрастными показателями из таблицы. Но стоит учитывать их усредненность. Алгоритм действий в магазине такой:
Что делать, если указана зарубежная маркировкаИностранные производители ориентируются на собственные мерки при печати ярлыков на шапочках. Чтобы понять их верно, купить кепку, повязку впору или чтобы шапочка не оказалась маленькой или большой, нужно перевести размеры головных уборов из Америки, Европы в русские. Воспользуйтесь таблицей (Важно! Ее можно прокрутить вправо и влево):
С увеличением интереса к одежде и головным уборам западных производителей у россиян увеличивается количество шапочек с двойной маркировкой. Зарубежные маркетологи пишут на ярлыках размеры для покупателей в странах Запада, Европы и русский вариант, то есть диаметр головы ребенка в см. Пользоваться сравнительной таблицей приходится реже. Тонкости подбора шапки для ребенкаЕсли доверяете показателю роста малыша, воспользуйтесь универсальной таблицей для детских шапок по высоте ребенка. Размер шапочки по росту малыша
При покупке шапки онлайн или в обычном супермаркете без точных данных об объеме головы ребенка следуйте следующим рекомендациям:
Обхват головы для малышей до 5 лет, приведенный в таблицах, является среднестатистическим. Однако, например, если у 5-летнего ребёнка размер головы превышает 52 см, что выше среднего, то паниковать и пугаться при обнаружении незначительных отклонений не стоит. Задайте волнующий вопрос педиатру, пройдите дополнительное обследование для успокоения нервной системы и подстраховки. Но в большинстве случаев объемы, пропорциональность тела приходят в норму к 1–2 годам без вмешательства врачей, если у ребенка не наблюдается других симптомов неврологических и физиологических нарушений. Но даже в 16 лет рост черепа не прекращается. ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/fizicheskoe/obxvat_golovi_u_detei.html
Поделиться с друзьями: что за болезнь, причины и лечениеМаленькая голова – это довольно специфическое проявление, для которого также характерно уменьшение головного мозга. Примечательно то, что остальные части тела по размерам соответствуют норме. Такой признак во всех случаях имеет патологическую основу, так как не существует физиологических источников подобного нарушения. В подавляющем большинстве случаев причиной выступают хромосомные заболевания. В клинической картине, помимо ярко выраженного основного признака могут присутствовать сильные головные боли, умственная отсталость и различные эмоциональные нарушения. Выяснить этиологический фактор того, что окружность головы у ребёнка очень мала можно при помощи генетического обследования родителей малыша и изучения информации инструментальных процедур, назначенных малышу. Тактика лечения будет полностью зависеть от базового недуга, но зачастую сводится к устранению симптомов, которые сопровождают основной признак. В некоторых случаях аномалии развития, из-за которых у ребёнка наблюдается маленькая голова, несовместимы с жизнью. Маленькая голова у ребёнка может быть диагностирована как с самого рождения, так и проявиться в первый год жизни младенца. Во втором случае, голова перестаёт увеличиваться в размерах, однако, несмотря на это, лицо развивается как у здорового человека и остальные части тела развиваются согласно нормам. В зависимости от своего происхождения такое нарушение может быть первичным и вторичным, отчего вполне естественно, что источники возникновения будут различными. Первичный, наследственный или истинный маленький объем головы у детей обуславливается влиянием генетических патологий, которые могут наследоваться по двум типам:
Помимо этого, не последнюю роль играет половая принадлежность, поскольку некоторые недуги передаются только по мужской или только по женской линии. Стоит отметить, что такая форма диагностируется примерно у каждого третьего ребёнка, у которого наблюдаются отклонения со стороны окружности головы. Таким образом, категория первичных причин может быть представлена:
Кариотип и внешний вид ребёнка при синдроме кошачьего крика В таких ситуациях маленькая голова у ребёнка присутствует с самого рождения. Немного иная картина наблюдается при вторично вызванном симптоме – при этом младенец появляется на свет с нормальными объёмами головы, однако по мере роста тела её размеры не изменяются. О вторичном характере говорят в случаях тяжёлого протекания беременности, в частности:
Кроме этого, среди значимых факторов выступает возрастная категория женщины, у которой родился ребёнок с размером головы меньше нормы. Начиная с возраста в тридцать пять лет, в значительной степени возрастает вероятность рождения малыша с синдромом Дауна или иными отклонениями, которые могут вызвать уменьшение объёмов головы. Некоторые клиницисты отмечают присутствие взаимосвязи между развитием подобного отклонения и кровным родством родителей ребёнка. Маленький размер головы у ребёнка может сопровождаться большим количеством клинических признаков как характерных для такого расстройства, так и специфических для того или иного врождённого нарушения. В любом случае основным проявлением выступает чрезмерно маленький объем головы – не больше двадцати семи сантиметров. Стоит отметить, что норма окружности черепа у новорождённого составляет в среднем тридцать пять сантиметров. В некоторых ситуациях отклонения от нормальных значений настолько велики, что голова у младенца может быть в три раза меньше допустимого. На фоне подобного признака также отмечается:
Нормальный размер головы и патологический Если основной признак был сформирован на фоне синдрома Эдвардса, то сопутствующая симптоматика будет следующей:
Помимо маленькой головы, для синдрома Клайнфельтера характерны такие клинические признаки:
При синдроме Патау могут наблюдаться:
Необходимо учитывать, что вся вышеуказанная симптоматика, за исключением общих характерных признаков, будет носить индивидуальный характер, поскольку зависит от болезни или патологического состояния, вызвавшего появление основного симптома. Сам факт установления присутствия маленькой головы у грудничка не вызывает трудностей, поскольку отклонение ярко выражается сразу же после появления ребёнка на свет или при посещении педиатра, что должно выполняться регулярно. Из этого следует, что диагностика направлена на установление причины возникновения такого нарушения и требует комплексного подхода, отчего включает в себя:
Проведение УЗИ головного мозга новорождённому Поскольку зачастую этиологические факторы формирования маленькой головы связаны с генетическими аномалиями, от которых в полной мере избавиться невозможно, то терапия будет направлена на:
Специально предназначенных мер профилактики, предупреждающих развитие подобного нарушения, не существует. При наличии наследственных недугов, перед тем, как планировать зачатие малыша, следует проконсультироваться у генетика. Для снижения вероятности вторичных причин, влияющих на отсутствие роста головы, на этапе вынашивания ребёнка необходимо:
Прогноз зачастую неблагоприятный – дети погибают в первые несколько месяцев жизни, реже – доживают до одного года. Смертельный исход обусловлен множественными пороками развития. Пациенты, доживающие до трёх лет, имеют выраженную умственную отсталость.
Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения? Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знаниятаблица обхвата у ребенка до годаНоворожденный младенец для мамы – самое прекрасное, что есть на свете. Её не смущает, что ее родившееся чадо имеет небольшую деформацию головки. Она понимает, что во время родов малышу приходится нелегко продвигаться по родовым путям, а его головка испытывает огромное давление. Однако кости черепа новорожденного имеют подвижность за счет тонких оболочек, соединяющих их. Это позволяет смещаться костям, защищая головку во время родов. ![]() Голова ребенка, рожденного естественным путем Окружность головы при рожденииМолодые мамы часто задают вопрос врачу, почему у их младенца головка в сравнении с тельцем крупноватая? Фактически у младенца окружность головы примерно 35 см, а размер головы новорожденного составляет около четверти длины тела ребенка. Если сравнивать голову с грудной клеткой, она также визуально больше. Специалисты считают, что разница в два сантиметра в первые месяцы жизни ребенка считается нормальной. К полугоду эти размеры становятся одинаковыми, а к году у ребенка окружность головы на 2 см меньше грудной клетки. Внимание! Мамы должны знать, что показатель окружности головки годовалого ребенка не должен превышать окружность грудной клетки. При существенном несоответствии нужно обращаться к врачу. Форма головы новорожденногоСпециалисты гинекологи отмечают, что у грудничка форма головки после появления на свет зависит от того, каким образом будет рождаться ребенок: естественным путем или через кесарево сечение. В естественных родах головка новорожденного может быть несколько заостренной или конической формы, она бывает округлая (брахицефалическая), овально вытянутая (допихоцефалическая), приплюснутая, иногда с отеком или шишкой (кефалогематомой). По сути, это большой синяк между черепом и кожей после того, как во время родов ребенок проходил через родовой канал. Это совершенно нормально и не является признаком повреждения черепа или мозга. Может наблюдаться вытянутость черепа вперед или назад. Все зависит от физиологического строения родового канала мамы. Не стоит беспокоиться молодым родителям, какой бы ни была форма головы, она вскоре должна вернуться к нормальному округлому виду. Любые кровоподтеки кожи головы или отеки век, возникшие во время родов, исчезнут к концу первой или двух недель. Любые красные пятна на глазах исчезнут примерно через три недели. Через 2-3 месяца после родов череп начинает увеличиваться в поперечном направлении, и голова ребенка приобретает естественный вид. ![]() Вид головки новорожденного Если ребенок появляется на свет через кесарево сечение, не проходя по родовым путям, голова не испытывает давления. Она у малыша имеет ровную, округлую форму. Объем ее может незначительно отличаться от табличных показателей. Нормы развития головы ребенка от рождения до годаВажным показателем состояния здоровья, а также правильного развития новорожденного для опытного педиатра является размер окружности головы. Именно это измерение является мерой роста мозга новорожденного. Поэтому во время ежемесячного осмотра малыша врач обязательно делает замер окружности головы, сравнивает с показаниями во время родов, замерами в предыдущий месяц и с данными, указанными в антропометрической таблице. Значительное отставание, как и опережение, в сравнении с табличными данными, могут свидетельствовать о неблагополучии в развитии ребенка. На основании замеров врач устанавливает правильный диагноз, и, при необходимости, назначает лечение. В настоящее время во многих детских поликлиниках величину окружности головы новорожденного измеряют краниометром. Этот прибор позволяет педиатрам определять не только окружность, но и степень деформации черепа младенца. ![]() Измерительный прибор – краниометр Не стоит обходить вниманием роднички на головке младенца. На верхней ее части находится самый большой и визуально обозримый родничок. Он локализуется на стыке лобных и теменных костей, имеет расплывчатую форму ромба и может достигать в поперечнике (диаметре) от 3 до 5 см. У появившегося на свет малыша именно область родничков позволяет расти в объемах черепу. Родничок выступает в роли терморегулятора, позволяя уходить через своеобразную «форточку» лишнему теплу из мозга при усиленном обмене веществ в нем. По мере роста черепа изменяются размеры родничков. Малый, находящийся в боковой части черепа, затягивается быстрее. Обычно к трем месяцам жизни младенца этот родничок закрыт. К шестимесячному возрасту начинает закрываться большой родничок. Полное закрытие наступает к полутора годам ребенка. Анализируя такой замер, как обхват головы у новорожденных, можно понять, насколько быстро или медленно закрывается родничок. Молодых родителей часто волнует вопрос размера родничка, находящегося в верхней части головки младенца. Родничок может быть маленьким и большим. В первую очередь это связано с наследственностью. В любом случае, какой бы ни был родничок, он закроется, угрозы для здоровья малыша врачи не усматривают. Порой нехватка витаминов во время беременности является причиной большого родничка. Чтобы это предотвратить, врачи настоятельно рекомендуют во время беременности насыщать организм витаминным комплексом и кальцием. Внимание! Размеры родничка зависят от срока родов. Доношенный младенец имеет размер родничка меньший, чем у недоношенного. ![]() Родничок у новорожденного Согласно антропометрической таблице, разбитой по месяцам, нормальный размер головы у новорожденных – 34-36 см. Иногда размер головы может быть больше или меньше нормы. Врачи считают, что не всегда стоит волноваться, так как размер может наследоваться от родителей. Когда показатель окружности головки новорожденного значительно меньше 34 см, врачи относят это к недоношенности младенца. Увеличение окружности головки совпадает с периодом хорошей прибавки в весе новорожденного, к году череп достигает нормальных размеров. Вид и размеры головы ребенка могут также зависеть от перенесенных во время беременности заболеваний будущей мамы. Акушеры отмечают, что новорожденный нередко получает родовую травму. Причины две:
В настоящее время врачи имеют методики лечения таких новорожденных. К году последствия родовой травмы убираются, и размеры головки малыша приходят в норму. Отклонения от нормы развитияТяжелая и опасная для новорожденного ситуация, когда у ребенка скапливается жидкость в полостях головного мозга, из-за чего объем головки увеличивается. Это заболевание носит название – гидроцефалия (водянка головного мозга). Оно встречается очень редко. Второе заболевание – микроцефалия (недоразвитие головного мозга) диагностируется при очень маленькой головке. Эти отклонения обнаруживаются на ранних стадиях беременности во время УЗИ, тогда же приступают к лечению. Отличия размера головы новорожденных девочек и мальчиковОкружность головы новорожденного в среднем составляет 35 см. Она увеличивается за месяц примерно на 3 см. Врачи педиатры отмечают, что размер головы ребенка зависит от его пола. Поскольку мальчики, как правило, немного больше девочек, их головы больше, хотя средняя разница составляет менее 1 см. В таблице ниже отражены показатели окружности головы грудничков в зависимости от того, сколько месяцев ребенку. ![]() Новорожденные мальчик и девочка Окружность головы по месяцам у грудничков
Как видно из таблицы, активное увеличение черепа ребенка идет в первый год жизни. Во второй год жизни его окружность увеличивается в среднем на 1.5-2 см, в третьем году увеличение черепа идет еще медленнее, прирост составляет 1-1.5 см. Внимание! Слишком интенсивный прирост окружности, превышающий нормы, должен насторожить родителей. В этом случае нужно обратиться к детскому неврологу за консультацией. Меняется ли форма головы у новорождённыхКроме того, что голова новорожденного, проходящего через родовой канал, имеет неправильную форму, она может измениться и после рождения в результате давления на затылок, когда ребенок все время лежит на спинке. Это связано со свойством черепа, на котором еще не срослись кости. Он податлив, и тенденция удерживать голову в одном и том же положении может привести к появлению неровностей – позиционной лепки. Она может быть наиболее заметна, если смотреть на голову малыша сверху. С этой точки зрения, задняя часть головы может выглядеть более плоской с одной стороны, чем с другой. Ухо на плоской стороне может выглядеть выдвинутым вперед. Позиционная лепка, или плагиоцефалия, обычно считается косметической проблемой. Плоские пятна, связанные с давлением на затылок, не вызывают повреждения мозга и не влияют на развитие ребенка. Что делать в этом случае молодым родителям? Врач-педиатр после медицинского осмотра предложит внести изменения в лежачее положение ребенка, что сведет к минимуму неровности. Это может быть изменение направления головы, когда он лежит на спинке. Обязательно нужно поворачивать малыша на бочок, при необходимости подкладывать валик, чтобы ребенок не возвращался в положение, лежа на спине. При кормлении держать ребенка так, чтобы головка была несколько повернута, а не лежала затылком на руке мамы. Есть рекомендация чаще выкладывать ребенка на животик, при этом поверхность, на которой он лежит, должна быть твердая. Если неравномерность не улучшается с помощью изменения положения к возрасту 6 месяцев, если ребенку уже больше 8 месяцев, и имеется серьезная деформация, врач может назначить ортопедическую подушку или литой шлем-шапку, чтобы помочь сформировать голову ребенка. Индивидуально подобранный шлем снимает давление на сплющенной стороне головы. ![]() Литой шлем-шапка Формованные шлемы наиболее эффективны, когда лечение начинается в возрасте от 4 до 12 месяцев, когда череп все еще податлив, и мозг быстро растет. Лечение в литом шлеме вряд ли будет эффективным после 1 года, когда кости черепа слиты воедино, и рост головы становится менее быстрым. Как узнать обхват головыЗамеры объема головы до года производит врач-педиатр во время ежемесячного осмотра младенца. Их можно делать молодым родителям самостоятельно, чтобы удостовериться в том, что их ребенок развивается нормально. Измерение головки делается при помощи обычной портновской ленты. Она должна быть чистая и используемая только для измерений головки ребенка. Лента оборачивается вокруг самой широкой части головы, по выступающим частям черепа, через заметную точку на затылке и надбровные дуги. Делая регулярно такие замеры, можно отслеживать динамику роста головки. Данные нужно записывать в блокнот и затем показывать врачу, так как показания окружности головы чрезвычайно важны, особенно в первый год жизни малыша. ![]() Измерение окружности головы малыша Чтобы подобрать головной убор – шапочку для ребенка, не всегда нужно знать объем головы, достаточно пользоваться таблицей параметров роста ребенка. Таблица соответствия роста ребенка размеру шапки
Таблица нормальных значений окружности головы
Не стоит падать духом, если измерения окружности головы ребенка не вписываются в нормативные показатели. Окружность головы малышей до пятилетнего возраста, указанная в таблице нормальных значений, является среднестатистической. Все дети разные. Есть пределы допустимых отклонений этого показателя, которые установили специалисты, – это 2.5 см. Если обнаружены отклонения, и возникло по этому поводу беспокойство, следует задать волнующий вопрос педиатру, который, при необходимости, назначит пройти с ребенком дополнительное обследование. В большинстве случаев пропорциональность тела ребенка приходит в норму к двум годам жизни. ВидеоТравма головы, 3 года и младше | Детская больница CS MottВаш ребенок получил травму головы? Сколько тебе лет? Менее 4 лет Менее 4 лет 4 года и старше 4 года и старше Вы мужчина или женщина? Почему мы задаем этот вопрос?
Кровоточит ли рана? Если вы считаете, что на рану могут быть наложены швы, лучше наложить их в течение 8 часов после травмы. Как вы думаете, может ли быть травма спинного мозга?Да Возможная травма спинного мозга Нет Возможная травма спинного мозга Возник ли приступ после травмы головы? Да Припадок после травмы головы Нет Припадок после травмы головы Был ли припадок в течение последних 2 дней (48 часов)? Да Припадок произошел в течение последних 2 дней Нет Припадок произошел в течение последних 2 дней Есть ли рана, которая проходит через череп, например, ножевое или огнестрельное? Есть ли припухлость на голове? Отек в определенных областях головы может быть признаком перелома черепа. Единственная припухлость - шишка или «гусиное яйцо» на лбу? Отек в любой другой области головы, например, в области виска, сбоку или затылке, может быть более серьезным. Да Только припухлость - шишка или гусиное яйцо на лбу Нет Только опухоль - шишка или гусиное яйцо на лбу Ваш ребенок потерял сознание (потерял сознание) после травмы? Да Потерял сознание после травмы Нет Потерял сознание после травмы Когда ваш ребенок потерял сознание? В течение последних 24 часов Потеря сознания в течение последних 24 часов Более 24 часов (1 полный день) после травмы Потеря сознания более 24 часов назад Было ли применено много силы травма головы? Некоторые примеры - это падение на голову с высоты выше ребенка или очень сильный удар по голове, например, в автокатастрофе или тяжелой спортивной травме. Да При травме головы требуется большое усилие Нет При травме головы требуется большое усилие Когда произошла травма головы? Менее 24 часов назад Травма произошла менее 24 часов назад От 1 полного дня (24 часа) до 1 недели назад Травма произошла от 1 дня до 1 недели назад Более 1 недели назад Травма произошла более 1 недели назад. Ваш ребенок рвал более одного раза с момента травмы? Да Рвота более одного раза после травмы Нет Рвота более одного раза после травмы Считаете ли вы, что травма головы могла быть вызвана жестоким обращением? Травма головы в результате жестокого обращения серьезна в любом возрасте, но особенно это касается младенцев.Да Травма могла быть вызвана жестоким обращением Нет Травма могла быть вызвана жестоким обращением Симптомы: Ухудшение? Симптомы ухудшаются Остаться примерно такими же (не лучше или хуже)? Симптомы не изменились Становится лучше? Симптомы улучшаются Были ли у вашего ребенка симптомы более 2 недель после травмы? Да Симптомы более 2 недель после травмы Нет Симптомы более 2 недель после травмы Многие факторы могут повлиять на то, как ваше тело реагирует на симптом и какой уход может вам понадобиться.К ним относятся:
Попробуйте домашнее лечениеВы ответили на все вопросы. Судя по вашим ответам, вы сможете решить эту проблему дома.
При сильное кровотечение может быть правдой любое из них:
С умеренным кровотечением , может быть правдой любое из этих утверждений:
При легком кровотечении может быть верным любой из следующих вариантов:
Другие симптомы, связанные с травмой головы , которые могут появиться позже, включают:
Симптомы травмы спинного мозга у ребенка могут включать:
Шок - это опасное для жизни состояние, которое может быстро возникнуть после внезапной болезни или травмы. Младенцы и маленькие дети часто имеют несколько симптомов шока.К ним относятся:
Симптомы перелома черепа могут включать:
Симптомы серьезной травмы головы могут включать:
Головы младенцев легко повредить, а их мышцы шеи недостаточно сильны, чтобы контролировать движение головы. Тряска или подбрасывание ребенка может привести к подергиванию головы вперед и назад.Это может привести к тому, что череп ударится с силой, что приведет к повреждению мозга, серьезным проблемам со зрением или даже к смерти. Обратитесь за медицинской помощью сейчасНа основании ваших ответов, вам может потребоваться немедленная помощь . Без медицинской помощи проблема может усугубиться.
Обратитесь за помощью сегодняОсновываясь на ваших ответах, вам может вскоре потребоваться помощь . Проблема, вероятно, не исчезнет без медицинской помощи.
Позвоните по телефону 911 сейчасСудя по вашим ответам, вам нужна неотложная помощь. Позвоните 911 или в другие службы экстренной помощи сейчас . Непосредственно надавливайте на рану, пока не прибудет помощь. По возможности держите область приподнятой. Иногда люди не хотят звонить в службу 911. Они могут подумать, что их симптомы несерьезны или что они могут просто попросить кого-нибудь их водить. Или они могут быть обеспокоены стоимостью.Но, судя по вашим ответам, самый безопасный и быстрый способ получить необходимую помощь - это позвонить в службу 911, чтобы доставить вас в больницу. Позвоните 911 сейчасСудя по вашим ответам, вам нужна неотложная помощь. Позвоните 911 или в другие службы экстренной помощи сейчас . Не перемещайте человека , если нет непосредственной угрозы жизни человека, например, пожара. Если вам необходимо переместить человека, всегда держите голову и шею на прямой линии.Если человек попал в аварию во время ныряния и все еще находится в воде, погрузите человека в воду лицом вверх. Иногда люди не хотят звонить в службу 911. Они могут подумать, что их симптомы несерьезны или что они могут просто попросить кого-нибудь их водить. Или они могут быть обеспокоены стоимостью. Но, судя по вашим ответам, самый безопасный и быстрый способ получить необходимую помощь - это позвонить в службу 911, чтобы доставить вас в больницу. Позвоните 911 сейчасСудя по вашим ответам, вам нужна неотложная помощь. Позвоните 911 или в другие службы экстренной помощи сейчас . Иногда люди не хотят звонить в службу 911. Они могут подумать, что их симптомы несерьезны или что они могут просто попросить кого-нибудь их водить. Или они могут быть обеспокоены стоимостью. Но, судя по вашим ответам, самый безопасный и быстрый способ получить необходимую помощь - это позвонить в службу 911, чтобы доставить вас в больницу. Назначить встречуСудя по вашим ответам, проблема не может быть улучшена без медицинской помощи.
Травма головы, 4 года и старше .8 типов проблем с поведением детей и их решенияТомми бесконтрольно громкий. Он упрям и грубо отвечает каждый раз, когда мать что-то говорит. Шейла поддерживает разговор с мамой даже на публике. Это кошмар каждый раз, когда Дженни ведет своего семилетнего сына Майка в гости к другу или на свидание. Он взволнован и помогает себе все, что ему "нравится", не спрашивая. Звучит знакомо? Мы говорим о многих проблемах поведения детей, с которыми родителям приходится сталкиваться каждый день.MomJunction понимает затруднительное положение родителей, когда их дети плохо себя ведут. Чтобы сделать жизнь немного проще, мы даем вам информацию об общих проблемах поведения детей, а также о том, как вы можете их выявить и решить. Но перед этим, не думаете ли вы, что нам нужно знать, что такое нормальное поведение? Каково нормальное поведение детей?Не существует критерия нормального поведения. Это зависит от возраста ребенка, личности, эмоционального развития и среды воспитания. В целом поведение ребенка считается нормальным, если оно приемлемо в социальном, развивающем и культурном отношении.Вы можете считать поведение ребенка нормальным, даже если оно не соответствует общественным или культурным ожиданиям, но в остальном соответствует возрасту и не причиняет вреда. Как отличить непослушного ребенка от нормального? [Прочитано: Влияние словесного оскорбления на детей ] Признаки и симптомы ненормального поведения у детейДети милые, когда капризничают. Несколько приступов истерики, споров и периодических криков - это нормально. Но если такое поведение становится повседневным явлением, то это повод для беспокойства.Вот некоторые признаки, указывающие на ненормальное поведение вашего ребенка.
Важно отметить, что у детей младше 3 лет рациональная часть мозга еще не развита и, следовательно, управляется их эмоциями.По мере взросления их рациональность улучшается, но им по-прежнему нужна наша поддержка в управлении своими эмоциями. Это нормально. Кроме того, незначительные отклонения в поведении можно исправить с помощью поведенческой терапии и изменения стиля воспитания. Что такое расстройства поведения у детей, с которыми можно бороться? [Читать: Как поступить с неуважительным ребенком ] 8 Распространенных поведенческих проблем у детейДети часто нарушают правила и идут против нормы, чтобы «проверить» авторитет.Только так они поймут, какое поведение уместно, а какое нет. Читайте дальше, чтобы узнать о поведении, которое дети склонны проявлять время от времени, и о том, как вы можете справиться с проблемами ребенка. 1. Неуважение и перебранкаКогда ваша трехлетняя дочь отвечает вам, это может показаться забавным и очаровательным. Но когда ваша семилетняя девочка выкрикивает «нет» каждый раз, когда вы говорите ей что-то сделать, это может действовать вам на нервы. При неправильном обращении разговор может привести к спорам между родителями и детьми. Итак, что вы делаете?
[Прочитано: Сильный волевой ребенок ] 2. Нецензурная лексикаДети кричат и кричат, когда злятся. Но если они начнут ругаться еще до того, как им исполнится десять лет, стоит волноваться. Они могут начать кричать или использовать ненормативную лексику, чтобы вовлечь вас в спор или просто добиться своего. Вот что вам следует делать, когда ваш ребенок использует ненормативную лексику и ругается.
Если вы использовали это слово перед своим ребенком, немедленно извинитесь. Вы даже можете попросить ребенка напомнить вам, что это плохое слово, если вы когда-нибудь скажете его перед ним. [Читать: Как поступить с лживым ребенком ] 3. Агрессивное или агрессивное поведениеДети могут злиться. Но если этот гнев перерастает в насилие или переходит в агрессивное поведение у детей, это становится проблемой.Расстройства настроения, психозы, расстройства поведения, травмы, импульсивность или разочарование могут вызывать агрессию у маленьких детей. Иногда ваш ребенок может прибегать к насилию в целях самообороны. Агрессию тоже можно научиться. Как обстановка дома? Или ребенок учится насилию в школе? Если ваш ребенок склонен реагировать на отрицательную реакцию ударами, укусами или ногами, вам следует поступить именно так.
Самое главное, будьте хорошим образцом для подражания и избегайте физических наказаний. Также поощряйте позитивное, неагрессивное поведение. [Читать: Как остановить ребенка от ударов ] 4.ЛожьДети часто лгут. Родители также часто беспокоятся, когда ловят детей на лжи. Вы можете почувствовать себя преданным, обиженным и даже задаться вопросом, сможете ли вы снова доверять ребенку. Но вот что нужно сделать, чтобы ребенок не солгал.
[Прочитано: Положительное наказание ] 5. ИздевательстваИздевательства - серьезная проблема, которая может привести к эмоциональному и физическому насилию над жертвой.Дети склонны запугивать других, чтобы почувствовать себя сильными. Кроме того, издевательства легко решают их социальные проблемы. Когда становится трудно справиться с чувствами, дети, как правило, начинают запугивать, чтобы исправить положение. Если вы обнаружите, что ваш ребенок издевался над другими, вы должны действовать немедленно. [Прочитано: Нарушение обучаемости у детей ]
6. МанипуляцииМанипуляции - сложное и очень утомительное занятие. Дети склонны действовать, лгать или плакать, чтобы получить то, что они хотят. Если вы поддаетесь плохому поведению детей, ваш ребенок почувствует себя оправданным. Например, если ваш ребенок публично устраивает истерику из-за шоколадного батончика, а вы покупаете его, значит, он просто манипулировал вами. Проще говоря, когда ваш ребенок манипулирует вами, он имеет власть над вами. Став взрослым, вы всегда можете сломать стереотип и перестать поддаваться манипулятивному поведению вашего ребенка.
7. Отсутствие мотивации и леньКажется, ваш ребенок вообще ничем не заинтересован. Будь то учеба, искусство, музыкальные занятия или даже игра, он отказывается участвовать. Мотивировать детей непросто, особенно если они ленивы и склонны находить оправдание тому, что ничего не делают. Если у вашего сына или дочери нет мотивации, вот как вы можете помочь.
8. Проблемы с поведением в школе«Ненавижу школу!» Вы слышите это каждое утро от своего пятилетнего ребенка? Дети часто затрудняют родителей, отказываясь идти в школу или вовремя выполнять домашние задания. Дети могут отказываться ходить в школу по многим причинам: издевательства, академические проблемы, сопротивление властям и правилам или страх разлучения с родителями.
Поведенческие проблемы не всегда достаточно просты для решения. В сложных случаях придется обращаться за помощью к профессионалу. Когда обращаться за помощьюВ случае, если ненормальное поведение превращается в нечто неуправляемое дома или если ваш ребенок постоянно совершает ошибку, вам пора обратиться к врачу.У него могла быть более глубокая причина вести себя определенным образом. Специалист изучит физическое и психическое здоровье ребенка, прежде чем порекомендовать лекарства, специальную терапию или консультацию. При каких обстоятельствах поведение ребенка может выйти из-под контроля? [Читать: Как бороться с детьми Moody ] Поведенческие расстройства у детейИногда ненормальное поведение может быть симптомом поведенческого расстройства, требующего внимания практикующего врача.Мы перечислили некоторые из распространенных поведенческих расстройств у детей. 1. Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)Оппозиционно-вызывающее расстройство - это подрывное поведение, которое обычно поражает детей. Симптомы этого расстройства включают:
2.Расстройство поведения (CD)Дети с CD известны своим преступным поведением и несоблюдением правил. Около 5% американских детей в возрасте до десяти лет имеют CD. Типичные формы поведения: 3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)Это связано с расстройством поведения. Общие характеристики расстройства - это проблемы с гиперактивностью, связанные с вниманием, импульсивное поведение у детей и т. Д. Симптомы включают:
4. Нарушения обучаемостиСуществуют различные виды нарушений обучаемости с различными симптомами. Эти расстройства влияют на успеваемость ребенка и требуют опыта специальных педагогов, чтобы не сбиться с пути.
Ребенок, страдающий этим расстройством, может стать безразличным к чужим проблемам. Это расстройство может обостриться на более поздних этапах жизни и привести к незаконным и неэтичным действиям людей. 6. Недостаточно развитые социальные навыкиИногда это называют синдромом Аспергера, который представляет собой узкое нарушение развития.
Расстройства поведения ребенка становятся более заметными по мере взросления. Однако вы можете определить ненормальное поведение, когда ваш ребенок еще совсем маленький. Это поможет вам пресечь их в зародыше. Проблемы с поведением детей ясельного возрастаПлохое поведение детей ясельного возраста может быть проблемой.Рассуждения с ними не работают, а наказание только ухудшит их поведение. Ну так что ты делаешь? Продолжайте читать, чтобы узнать об общих проблемах поведения в дошкольном возрасте и о том, как вы можете им помочь. 1. ПеребиватьМаленькие дети обычно быстро возбуждаются и не могут контролировать свое желание сказать то, что они хотят сказать. Они все время вам мешают. Итак, в следующий раз, когда вы поговорите со своим трехлетним ребенком, вот что вам следует сделать.
2. КричатьМалыши, особенно младше трех лет, не могут выражать свои мысли вербально. Они склонны по-разному показывать свой гнев или разочарование, в том числе кричать.Итак, что вы делаете, когда ваш малыш кричит?
3. УбегаетВаш ребенок убегает и прячется, когда злится? Бегать опасно, особенно если она делает это по дорогам, в супермаркетах или других общественных местах. Но вы можете обезопасить ее:
4. Дергать за волосыМалыши могут кричать, пинать и теребить волосы, чтобы исправить «плохие вещи». Единственный способ заставить их прекратить такое поведение - это дать им понять, что это не работает.
5. Бросание вещейДети в возрасте от 18 месяцев до трех лет обычно бросают вещи, чтобы показать свое разочарование. Они склонны бросать еду, игрушки или все, что попадает в их руки, просто из любопытства или разочарования.
[Читать: Советы по управлению гневом для детей ] Если вы смогли определить какие-либо из вышеперечисленных поведенческих проблем у своих малышей и детей старшего возраста, вам могут понадобиться несколько советов, чтобы справиться с ними дома. 8 советов по борьбе с плохим поведением детей«Почему дети должны быть такими надоедливыми?» Если вы задали себе этот вопрос, вы не одиноки. Плохое поведение детей может вызвать стресс у родителей.Мы собрали несколько советов и приемов, которые помогут вам справиться с плохим или деструктивным поведением детей.
[Читать: Таблицы поведения детей ] Мероприятия для детей с проблемами поведенияОчень эффективный способ решения проблем поведения у детей, особенно у детей ясельного возраста, - это упражнения.Вы можете попробовать несколько занятий, и вот некоторые из них, которые, по нашему мнению, будут для вас наиболее полезными.
Непредвиденное поведение - право ребенка. Не пытайтесь подавить это своими дисциплинарными методами. Однако, если вы видите постоянные и серьезные проблемы с поведением у своего ребенка, вам необходимо принять соответствующие меры.И если вы думаете, что ситуация не в ваших руках, не стесняйтесь обращаться к специалисту по детскому поведению, терапевту или психологу. Помните, прежде чем заклеймить ребенка как плохого, постарайтесь понять его поведение, чтобы определить первопричину. При правильном подходе и профессиональной помощи можно исправить поведенческие проблемы у детей. Ведь вы же хотите, чтобы ваш ребенок вырос любящим, добрым, умным и разумным человеком, верно? Есть ли у вас в рукаве какие-нибудь уловки для решения проблем с поведением детей? Расскажите нам об этом здесь. Рекомендуемые статьи:.Что нормально, что нужно оценитьТипичный двухлетний ребенок может сказать около 50 слов и говорить предложениями из двух и трех слов. К 3 годам их словарный запас увеличивается примерно до 1000 слов, и они говорят предложениями из трех и четырех слов. Если ваш малыш не достиг этих этапов, у него может быть задержка речи. Контрольные этапы развития помогают оценить прогресс вашего ребенка, но это всего лишь общие рекомендации. Дети развиваются своим темпом. Если у вашего ребенка задержка речи, это не всегда означает, что что-то не так.Возможно, у вас просто поздно распустившийся цветочек, который мгновенно заговорит вам на ухо. Задержка речи также может быть связана с потерей слуха или основными неврологическими нарушениями или нарушениями развития. Многие типы задержки речи можно эффективно лечить. Продолжайте читать, чтобы узнать о признаках задержки речи у детей ясельного возраста, методах раннего вмешательства и о том, как вы можете помочь. Чем отличаются задержки речи и языкаХотя их часто трудно отличить друг от друга - и их часто называют вместе - есть некоторые различия между задержкой речи и языковой задержкой. Речь - это физический акт произнесения звуков и произнесения слов. Малыш с задержкой речи может попробовать, но у него возникнут проблемы с формированием правильных звуков для составления слов. Задержка речи не связана с пониманием или невербальным общением. Задержка речи включает понимание и общение, как вербально, так и невербально. Малыш с задержкой речевого развития может произносить правильные звуки и произносить некоторые слова, но не может составлять фразы или предложения, которые имеют смысл. Им может быть трудно понимать других. У детей может быть задержка речи или задержка речи, но эти два условия иногда перекрываются. Если вы не знаете, какой из них может быть у вашего ребенка, не волнуйтесь. Необязательно проводить различие, чтобы пройти обследование и начать лечение. Речевые и языковые навыки начинаются с воркования младенца. По прошествии месяцев, казалось бы, бессмысленный лепет превращается в первое понятное слово. Задержка речи - это когда ребенок не достигает стандартных этапов развития речи.Дети прогрессируют в соответствии с их собственными временными рамками. Если вы немного опоздаете с разговором, это не обязательно означает, что возникла серьезная проблема. Что типично для трехлетнего ребенка?Типичный трехлетний ребенок может:
Люди, которые проводят больше всего времени с малышом, как правило, лучше всего их понимают.Примерно от 50 до 90 процентов трехлетних детей могут говорить достаточно хорошо, чтобы незнакомцы могли понять их большую часть времени. Если ребенок не воркует или не издает других звуков в 2 месяца, это может быть самым ранним признаком задержки речи. К 18 месяцам большинство младенцев могут использовать простые слова, такие как «мама» или «дада». Признаки задержки речи у детей старшего возраста:
Задержка речи может означать, что их расписание немного отличается, и они наверстают упущенное.Но задержка речи или языка также может кое-что сказать об общем физическом и интеллектуальном развитии. Вот несколько примеров. Проблемы со ртомЗадержка речи может указывать на проблемы со ртом, языком или небом. В состоянии, которое называется анкилоглоссия (уздечка языка), язык соединяется со дном рта. Это может затруднить создание определенных звуков, в частности: Уздечка языка также может затруднить грудное вскармливание младенцам. Речевые и языковые расстройстваУ трехлетнего ребенка, который может понимать и невербально общаться, но не может сказать много слов, может быть задержка речи.У того, кто может сказать несколько слов, но не может выразить их в понятные фразы, может возникнуть языковая задержка. Некоторые речевые и языковые расстройства связаны с функцией мозга и могут указывать на нарушение обучаемости. Одна из причин задержки речи, языка и других задержек в развитии - преждевременные роды. Апраксия речи в детстве - это физическое расстройство, из-за которого трудно формировать звуки в правильной последовательности для образования слов. Это не влияет на невербальное общение или понимание языка. Потеря слухаМалыш, который плохо слышит или слышит искаженную речь, скорее всего, будет иметь трудности с формированием слов. Одним из признаков потери слуха является то, что ваш ребенок не узнает человека или объект, когда вы его называете, но делает это, если вы используете жесты. Однако признаки потери слуха могут быть очень незначительными. Иногда задержка речи или языка может быть единственным заметным признаком. Отсутствие стимуляцииМы учимся говорить, чтобы вступить в разговор.Трудно уловить речь, если с вами никто не общается. Окружающая среда играет решающую роль в развитии речи и языка. Жестокое обращение, пренебрежение или отсутствие вербальной стимуляции могут помешать ребенку достичь вех в развитии. Расстройство аутистического спектраРечевые и языковые проблемы очень часто наблюдаются при расстройстве аутистического спектра. Другие признаки могут включать:
неврологические проблемыНекоторые неврологические расстройства могут воздействуют на мышцы, необходимые для речи.К ним относятся: В случае церебрального паралича потеря слуха или другие нарушения развития также могут влиять на речь. Умственная отсталостьРечь может задерживаться из-за умственной отсталости. Если ваш ребенок не говорит, возможно, это связано с когнитивной проблемой, а не с неспособностью формировать слова. Поскольку малыши прогрессируют по-разному, бывает сложно отличить задержку от речевого или языкового расстройства. От 10 до 20 процентов детей в возрасте 2 лет опаздывают с развитием речи, а вероятность попадания в эту группу мужчин в три раза выше.У большинства из них фактически нет речевых или языковых расстройств, и их догоняют к 3 годам. Ваш педиатр задаст вопросы о речевых и языковых возможностях вашего малыша, а также о других этапах развития и поведении. Они осмотрят рот, нёбо и язык вашего ребенка. Они также могут захотеть проверить слух вашего малыша. Даже если кажется, что ваш ребенок реагирует на звуки, возможна потеря слуха, из-за которой слова звучат нечетко. В зависимости от первоначальных выводов ваш педиатр может направить вас к другим специалистам для более тщательного обследования.К ним могут относиться:
логопедияПервая линия лечения - это логопедия. Если речь является единственной задержкой в развитии, возможно, это единственное необходимое лечение. Предлагает отличный обзор. При раннем вмешательстве у вашего ребенка может быть нормальная речь к моменту поступления в школу. Речевая терапия также может быть эффективной как часть общего плана лечения, когда есть другой диагноз.Логопед будет работать непосредственно с вашим ребенком, а также расскажет, как ему помочь. Услуги раннего вмешательстваИсследования показывают, что задержка речи и языка в возрасте от 2 1/2 до 5 лет может привести к затруднениям с чтением в начальной школе. Задержка речи также может привести к проблемам с поведением и социализацией. Если врач поставит диагноз, ваш трехлетний ребенок может иметь право на получение услуг раннего вмешательства до того, как пойдет в школу. Лечение основного состоянияКогда задержка речи связана с основным заболеванием или возникает с сопутствующим расстройством, важно также решить эти проблемы.Это может быть: Вот несколько способов поощрения речи вашего малыша:
Вполне может быть, что все в порядке, и ваш ребенок доберется до этого в свое время.Но иногда задержка речи может сигнализировать о других проблемах, таких как потеря слуха или другие задержки в развитии. В таком случае лучше всего вмешаться на раннем этапе. Если ваш ребенок не достигает основных этапов развития речи, запишитесь на прием к педиатру. А пока продолжайте говорить, читать и петь, чтобы стимулировать речь вашего малыша. Задержка речи у малышей означает, что они еще не достигли рубежа в речи для определенного возраста. Иногда задержка речи возникает из-за основного состояния, которое требует лечения.В этих случаях речевую или языковую терапию можно использовать в сочетании с другими методами лечения. Многие малыши говорят раньше или позже среднего, так что это не всегда вызывает беспокойство. Если у вас есть вопросы по поводу речи или языковых способностей вашего ребенка, обратитесь к его педиатру. В зависимости от своих выводов они могут направить вас к соответствующим ресурсам. Раннее вмешательство по поводу задержки речи может заставить вашего трехлетнего ребенка вовремя пойти в школу. .Прочтите текст и обратите внимание на фразы и словосочетания, выделенные жирным шрифтом.
Все системы образования в конечном итоге можно оценить с точки зрения равенства возможностей 1 . Это не то же самое, что дебаты по поводу выборочного 2 по сравнению с общеобразовательным 3 школьным 4 . Это скорее вопрос, имеют ли все одинаковые возможности для образовательных достижений, или элитарность 5 того или иного рода присуща системе 6 . Рейтинговые таблицы 7 для школ и колледжей на самом деле могут непреднамеренно способствовать увековечению неравенства 8 , при этом утверждая, что они способствуют повышению стандартов. Таблицы лиг неизбежно делят мир на хороший и плохой, на успех и неудачу, в результате получается двухуровневая система 9 , даже если это только то, как публика воспринимает 10 . Способность более обеспеченных 11 родителей и хорошо обеспеченных 12 школ подтолкнуть детей к учебным заведениям на вершине лиги в долгосрочной перспективе может иметь эффект удручающих 13 возможность для менее обеспеченных 14 или для детей из домашней среды, которые не дают толчка и мотивации для excel 15 . 1 когда у всех одинаковые шансы 2 учеников сдают вступительные экзамены 3 все поступают без экзаменов 4 образование, полученное в школе 5 если вы предпочитаете небольшую привилегированную группу 6 как базовая часть чего-то 7 списки школ или колледжей от лучших до худших 8 Заставить что-то продолжаться вечно 9 система с двумя отдельными уровнями, один из которых лучше другого 10 видит, считает 11 богаче 12 получение больших денег в виде грантов, подарков от богатых людей и т. Д. 13 уменьшение 14 беднее 15 достичь отличного стандарта
B Прочие дебаты и вопросы
Лидерство и обучение незаменимы друг для друга. (Президент США Джон Ф. Кеннеди)
Дополните словосочетания, вставив пропущенные слова в соответствии со значением, указанным в скобках. 1. Рейтинговые таблицы (списки школ от лучших к худшим) 2. выборочное обучение (поступление в школы определяется по результатам экзаменов) 3. равенство возможностей (когда у всех одинаковые шансы) 4. увековечивают неравенство (делая неравенство вечным)
Дата: 17.12.2015; просмотр: 1066 . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |