О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Что такое сенсорное воспитание детей раннего возраста


Сенсорное воспитание детей раннего возраста. | Консультация ( группа) на тему:

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

                                                                 Значение

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

                   Понятие сенсорного воспитания и характеристика сенсорных процессов

Познание окружающего мира происходит с помощью таких процессов, как ощущение и восприятие.

При помощи ощущений мы познаём величину, форму, цвет, плотность, запах, вкус, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство. Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления (раздражителя) на наши органы чувств.

Существует следующие виды сенсорных ощущений:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • осязательные,
  • обонятельные,
  • вкусовые.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям зависит от следующих факторов:

  1. наследственности;
  2. состояния органов чувств.

Ощущения развиваются в процессе предоставления для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей.

Знания об окружающем мире человек получает также через восприятие предметов и явлений.

Восприятие - это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Обследование - это специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

Обследование - это основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное развитие определяется тремя параметрами:

  1. перцептивными действиями,
  2. сенсорными эталонами,
  3. действиями соотнесения.

Перцептивными называются действия обследования предмета.

Для развития перцептивных действий, детям раннего возраста можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие это:

  • сборно-разборные игрушки,
  • вкладыши,
  • игрушки, изготовленные из разных материалов,
  • отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов, обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

  • В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • В качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер.
  • В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты.
  • Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.
  • В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые.

Действия соотнесения - это соотнесение сенсорных эталонов с предметами окружающего мира.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения и восприятия). Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребёнка сенсорной культурой. Основные задачи сенсорного развития - усвоение ребенком системных сенсорных знаний (эталонов), включение сенсорного опыта в деятельность ребенка, соединение чувственного опыта со словом.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

На первом году жизни сенсорное воспитание является основным видом воспитания вообще.

Именно в раннем возрасте формируются три эталона:

  • форма;
  • цвет;
  • размер.

Своевременный приток новых ярких впечатлений является необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для общего нормального развития, как физического, так и психического. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.

                              Особенности развития детей раннего возраста

Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т.е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс "что такое?" (И.П. Павлов) или рефлекс "новизны". На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому. Это затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать "а что?", "а почему?", "а как?", "куда?" и т.д.

Характерными особенностями детей раннего возраста являются:

  • Ранее (с первых месяцев) формирование потребности в общении со взрослым, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности.
  • Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков.
  • Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы.
  • Более длительный латентный период реакции, т.е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка.

Итак, развитие ребёнка в раннем детстве зависит от того, насколько ребенок включен в общение с взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности.

                 Задачи и содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста

Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

Итак, основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста:

  • формирование у детей систем перцептивных действий;
  • формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  • формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи:

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение ("маленькое" - это то, что можно схватить одной рукой, "большое" - двумя руками, "круглое" - то, что охватывается всей ладошкой, "квадратное" - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов.

                      Методика работы по сенсорному развитию детей раннего возраста

Для развития сенсорных способностей необходимо:

  • Создать развивающую среду
  • Организующий и направляющий сенсорную активность ребёнка взрослый человек.
  • Воспитательные приёмы сенсорного развития.
  1. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям:

Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое другое.

С конца 1-го - начала 2-го месяца активное бодрствование ребёнка поддерживается главным образом раздражениями, которые он воспринимает извне через органы зрения и слуха. Причём очень рано у ребёнка развивается "речевой слух". На этом этапе большое значение имеет постоянное участие взрослого (эмоциональное общение во время бодрствования, кормления, купания и др.).

В возрасте от 2,5-3 до 5-6 месяцев ведущим является дальнейшее развитие деятельности органов зрения и слуха. Устанавливаются зрительно-слуховые и зрительно-двигательные связи, усложняется восприятие окружающего. Экспериментально доказано, что в возрасте около 4 месяцев дети начинают различать цвет и форму предметов.

Развивается так же вкусовой анализатор.

Дети 7-8 мес. Наибольший интерес у ребёнка вызывают окружающие люди их действия.

Развиваются органы чувств: зрительные, слуховые, тактильные, усложняется деятельность кинестетического анализатора. Этому во многом способствуют элементарные действия ребёнка с предметами.

Сенсорное развитие ребёнка от 5-6 до 9-10 месяцев характеризуется повышенным вниманием к предметам, находящимся на разном расстоянии от него.

В возрасте от 9-10 мес. до 1 года ребёнок проявляет всё больше самостоятельности. У ребёнка развивается дальнейшее понимания речи взрослого; формирование первичного обобщения отдельных слов в речи взрослого, дальнейшее развитие подражания, образование первых простых слов, а так же развитие элементарных действий с предметами и самостоятельной ходьбы, возрастает потребность в общении с людьми.

К концу 1-го года зрительные и слуховые дифференцировки становятся более тонкими. Так, например, дети различают резко контрастные по внешнему виду игрушки, куклу от собаки, часы от кошки и др. которыми часто пользуются; по-разному реагируют на различный темп музыки. У детей этого возраста все больше проявляется интерес ко всему окружающему. Особенно их интересует все движущееся и звучащее, дети проявляют повышенный интерес к окружающим взрослым. Они начинают выделять не только тех, кто их кормит и ухаживает за ними, но и кто проявляет к ним больше ласки.

В возрасте от года до 1,6 месяцев могут различать контрастные формы предметов. Развивается слуховое внимание. Для развития слухового восприятия нужны различные озвученные игрушки, народные прибаутки, короткие стихи.

В возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет дети могут различать не только резко контрастные по форме и по величине предметы, но и сходные по форме предметы.

Что же касается цвета, то его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с ним.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным. Характерной чертой сенсорного развития в период от полутора до двух лет является опредмеченность восприятия, выделение свойств знакомых конкретных предметов. Развитие предметных действий осуществляется путём примеривания и многократного сравнения.

На втором году жизни интенсивно развивается как зрительное, так и слуховое восприятие. Число проб и предварительных примерок быстро сокращается. Происходит переход к зрительному восприятию.

Развиваются такие психические функции, как внимание, память, мышление.

Могут усваивать форму как признак предмета: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для "крыши" и т.д. Использование слов-названий помогает углублению восприятия формы.

На третьем году жизни окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

          2.    В раннем детстве усвоение знаний должно происходить систематически. 

          3.    При планировании занятий учитывают возраст детей, уровень их развития.

Занятия по сенсорному воспитанию с детьми первого года жизни проводится ежедневно или через день. С детьми от 1 года до 3 лет - 1-2 раза в неделю. Большой интервал между занятиями нежелателен. Необходимо закрепить полученные знания в самостоятельной деятельности. Занятия с детьми второго года жизни проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. Продолжительность таких занятий 5-8 минут. Ведущая форма обучения - игровая. У детей третьего года жизни игры - занятия увеличиваются до 10 - 15 минут.

                 4.   Дидактические игры и занятия по сенсорному обучению дают положительные результаты                     при условии планомерности их проведения. 

                 5.   Педагогу при распределении материала необходимо соблюдать принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий:

от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учёта этих признаков и свойств в изобразительной или иной доступной для детей раннего возраста деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным - синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой - овальной формой, желтым - оранжевым цветом).

                  6.   Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. 

                  7.    При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. 

Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

                  8.   Успешность усвоения сенсорного материала зависит от повторности занятий. 

При повторном проведении занятие не должно быть полностью идентично первоначальному варианту: это может привести механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г.6 мес. - 1 г.8 мес., рекомендуется двух - трехразовое повторение одних и тех же занятий. С детьми третьего года жизни каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

                  9.    Продуктивность занятий во многом зависит от эмоциональности их проведения. 

Дети этого возраста не способны заставить себя сделать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Всё, что используется для занятий должно иметь привлекательный вид: яркие, цветные кубики, шарики, пирамидки.

                  10.  Один из основных принципов, на основе которого строится занятия с детьми раннего возраста - применение наглядности в сочетании со словом.

Когда взрослый называет предмет, его качество или действие с ним, ребёнок получает не только зрительные впечатления, но улавливает на слух его словесное обозначение.

                   11. Важно соблюдать принцип активности детей на занятии.

Дети должны осваивать окружающие предметы действенным путём - потрогать, погладить, попробовать на вкус. Хорошо известно, что знания, получаемые только словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны.

                  12.  Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

                  13. Особый такт необходимо проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не должна превращаться в дополнительные занятия. Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом. По совету Э.Г. Пилюгиной, ради дополнительных занятий нельзя отрывать ребёнка от интересных дел.

                   14. Требует внимание и анализ проведенных занятий. 

Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Надо знать причину их отставания.

Рассмотрим методику работы по сенсорному развитию детей первых трёх лет в соответствии с возрастными периодами.                                                                                                                                            В течение первого года сенсорное развитие малыша имеет четыре этапа и должна проходить с участием взрослых.

На первом этапе до 2.5-3 месяцев сенсорное воспитание направлено преимущественно на развитие зрения, слуха. Младенца в возрасте до 14 дней учат следить за перемещающимися на расстоянии 70 см предметом, игрушкой. В две-три недели он рассматривает всё, что попадает в поле его зрения необходимо использовать это первое умение для более сложных действий. В 70-80 см над ребёнком размещают три ярких зелёных игрушки (шарики), увидев их малыш, перестаёт двигать руками и ногами, широко открывает глаза, затем направляет руки вверх к игрушкам. Таким образом, ребёнок может рассматривать шарики в первый день от 5 до 15 минут. На второй день он рассматривает эти шарики 1-2 минуты, а на третий проскальзывает взглядом мимо. В этот момент зелёные шарики заменяют на красные, ребёнок снова зачарованно смотрит на них. Так запускается цветовое зрение.

Также следует развивать слух - включая негромкую, спокойную музыку.

Задача взрослых организовать окружающую среду так, чтобы ребёнок накапливал звуковые, цветовые, объёмные впечатления. Совершенствование сенсорных систем происходит в результате взаимодействия их с окружающим.

В период от 2,5 - 3 до 5 - 6 месяцев доминирующим в сенсорном развитии становится формирование движение рук. Малыш знакомится с предметами на ощупь, захватывает, тянет в рот - обследует. Важно предоставлять различные игрушки: мягкие, твёрдые, состоящие из деталей разного размера с углублениями, шероховатой поверхностью. Случайные захватывания игрушек быстро переходит в целенаправленные. Взрослые должны предоставить возможность манипулировать различными игрушками. К пяти месяцем необходимо обеспечить ребёнку возможность действовать с тоненькими ленточками, верёвочками.

В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев для формирования умения определить на глаз расстояние до предмета, подползти к нему надо предлагать детям мячи, колобки, неваляшки - те предметы, которые изменяют своё положение при малейшем соприкосновении к ним. Располагать такие игрушки следует на реально доступные расстояния для малыша. Активизировав зрительное восприятие на близком расстоянии, взрослый стимулирует ползание ребёнка.

Для того чтобы формировать глубину восприятия необходимо размещать игрушки перед ребёнком, лежащим на животе. Разместить их друг за другом с интервалом 8-10 см. Малыш схватывает игрушку, взрослый забирает её, привлекая внимание к очередной. Ребёнок направляет руки к следующей, пытается подползти, осваивая глубину пространства.

С 9-10 до 12 месяцев необходимо формировать более тонкие умения. Взрослые учат толкать мяч, аккуратно поставить кубик на кубик.

При обучении усложнённым действиям с предметами необходимо использовать различные приёмы: показ с кратким и простым объяснением, подсказку действия, совместное действие. Постепенно взрослый подводит к выполнению действий по словесному указанию: "закрой матрёшку", "прокати мяч". К концу года следует учить выполнять новые для ребёнка действия сначала по подражанию, а в дальнейшем по словесному указанию: например, "построй домик". Следует играть вместе с ребёнком, показывая назначение и использование предмета. На прогулке привлекать внимание малыша к траве, листьям, дать потрогать, понюхать.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребенок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

Детей второго года жизни продолжают знакомить с величиной, формой и цветом предметов, выполняя разнообразные практические действия. Поначалу в форме простейшего манипулирования, а затем при целенаправленном обучении и воспитании, действия ребёнка приобретают осмысленный характер.

Основной наглядно-действенный метод объяснения. На более раннем этапе это многочисленные показы объектов, сравнения. Большое место отводится методу непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой ребенка, также можно прибегать к поэтапно-расчлененному методу (словесный диктант). Э.Г. Пилюгина предлагает следующие игры-занятия для развития сенсорных способностей детей второго года жизни: нанизывание колец различной величины, складывание матрёшки с одним вкладышем, раскладывание предметов на две группы, размещение круглых и овальных вкладышей разной величины и формы в отверстия.

Как для детей второго года жизни, так и третьего сенсорное воспитание занимает особое место в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка.

Задача педагогов заключается в организации игрового места малыша, насыщение его такими игрушками и предметами, играя с которыми он может познавать их свойства. Руководство взрослого деятельностью позволяет ребёнку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учётом величины и формы предметов. Работа по сенсорному воспитанию должна строиться по системе. Сначала ребёнок добивается результата случайно, затем путём проб и ошибок дети учатся размещать вкладыши различной величины или формы в соответствующие гнёзда. Далее сравнивает величину или форму, отыскивает идентичное гнездо. Затем учат малыша соотносить разнородные предметы по цвету, пользуясь зрительным сравнением.

Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

С детьми третьего года жизни содержание работы по сенсорному развитию усложняется. Для детей этого возраста организуются игры-занятия со следующим содержанием: соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырёх, раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы, соотнесение двух заданных цветов при выборе из четырёх, выкладывание мозаики, группирование предметов по цвету.

Помимо специально организованных игр-занятий, сенсорное развитие детей совершенствуют в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности; при выборе одежды, обуви; при складывании игрушек, при размещении их на полках. При умывании дети узнают температурные свойства воды. Во время прогулки - свойства снега, учитывают тяжесть предметов. Можно взять с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, бросая малышу мяч, спросить его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, нужно помочь ему.

Особое место в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводится индивидуальной работе. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом (взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл. Показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины).

Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры, которые проводятся в утренние часы, во вторую половину дня.

Сенсорное воспитание планируется и проводится в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов. Чем больше органов чувств "задействовано" в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления.

Таким образом, методика работы с детьми раннего возраста - это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. Прочность и глубину знаний и умений детей обеспечивает вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания. При планировании и проведении занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Литература:

  1. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.
  2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
  3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  4. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
  5. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.
  6. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

Изучение преимуществ сенсорной игры


С рождения до раннего детства дети используют свои пять чувств, чтобы исследовать и пытаться понять мир вокруг них.

Это важная часть раннего развития детей, и предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью «сенсорной игры», имеет решающее значение для развития мозга.

Обучение через сенсорное исследование естественным образом дается младенцам и детям младшего возраста, что имеет смысл, если учесть, что навыки, на которые они будут полагаться для понимания объектов, пространств, людей и взаимодействий, еще не полностью развиты.

Когда мы взрослые, наши чувства предоставляют нам жизненно важную информацию, которую мы используем для принятия решений тысячи раз в день. Мы можем воспринимать эту способность как должное и почти не замечать ее, но именно по этой причине так важно помогать детям познавать свои чувства.


Итак, что такое сенсорная игра?
Поднимать предметы и ощущать их текстуру люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но это гораздо больше, чем прикосновение.

Сенсорная игра включает в себя любую деятельность, которая стимулирует осязание, обоняние, вкус, зрение и слух маленького ребенка, а также все, что задействует движение и равновесие.

Сенсорная игра на самом деле ограничена только вашим собственным воображением, и, конечно же, здравый смысл используется в отношении материалов и типов игры, соответствующих возрасту и способностям вашего ребенка.

Вот несколько примеров для начала:

  • Сенсорная игра для младенцев - наблюдение за всплыванием пузырьков и ощущение их приземления на кожу или сморщивание цветной бумаги, чтобы услышать шум, почувствовать контуры и увидеть, как изменяются формы
  • Сенсорная игра для детей ясельного возраста - наблюдение за светом и тенью, создаваемыми светом фонарика на объектах разной формы и размера, или наблюдение за смешением цветов и формированием узоров путем рисования пальцами или рисования губкой (с помощью краски, безопасной для детей)
  • Сенсорная игра для детей дошкольного возраста - создание фигур и игра с кинетическим песком, или игра с музыкальными инструментами и слушание тона и высоты звука, когда они мягко или сильно ударяют или дуют через инструменты
Вероятно, самый простой способ помочь детям задействовать свои чувства - это поиграть на улице с природой, полной красок, движений, текстур, звуков и запахов.

Преимущества сенсорной игры
В сенсорной игре всегда происходит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сенсорные занятия, помимо развлечения и интереса для младенцев и маленьких детей, побуждают детей исследовать и исследовать. Кроме того, эти занятия помогают детям использовать «научный метод» наблюдения, формирования гипотез, экспериментов и выводов.

Сенсорная деятельность также позволяет детям уточнять свои пороги для различной сенсорной информации, помогая их мозгу создавать более сильные связи с сенсорной информацией и узнавать, какие полезные, а какие можно отфильтровать.

Например, ребенку может быть трудно играть с другими детьми, когда в его окружении слишком много всего происходит с противоречивыми шумами или взглядами.

С помощью сенсорной игры ребенок может научиться блокировать шум, который не важен, и сосредоточиться на игре, которая происходит со своим сверстником.

Другой пример - ребенок, который особенно привередлив в еде влажной пищи, такой как спагетти.

Использование сенсорной игры может помочь ребенку прикасаться, нюхать и играть с текстурой в окружающей среде с небольшими ожиданиями.По мере того, как ребенок развивает доверие и понимание этой текстуры, она помогает выстраивать в мозгу позитивные пути, позволяющие говорить о том, что употребление этой пищи безопасно.

Другие причины, по которым сенсорная игра полезна для детей, включают:

  • Помогает наладить нервные связи в мозге
  • Способствует развитию моторики
  • Поддерживает языковую разработку
  • Он поощряет «научное мышление» и решение проблем.
  • Это может включать в себя осознанные занятия, полезные для всех детей
Желание участвовать в сенсорной игре естественно для детей, и его следует поощрять и поддерживать как дома, так и в условиях раннего обучения.

Сенсорная игра является важной частью всех программ раннего обучения в центрах Goodstart, и благодаря новой государственной субсидии по уходу за детьми (начиная со 2 июля) высококачественное раннее обучение теперь может быть более доступным для вашей семьи.


От рождения до пяти лет, Творчество, Раннее обучение, Консультации экспертов, Изучение, Веселые мероприятия, Воображение, Исследования, Подготовка к школе, Наука, Речь .

Важность дошкольного образования

Важность дошкольного образования | Блог OneEducation
  • Домашняя страница
  • Блог
  • Важность дошкольного образования

adroll_adv_id = "4YKSE645CJGQVPC6F7ZVFO"; adroll_pix_id = "RW4JPSY66FCPHJ3TQC4VGA"; adroll_version = "2.0 "; adroll_current_page = "другое"; adroll_currency = "GBP"; adroll_language = "ru_GB";

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваш опыт. Продолжая использовать этот веб-сайт, мы полагаем, что вы согласны с этим. ПРИНЯТЬ

Политика конфиденциальности и использования файлов cookie

Поболтай с нами, при поддержке LiveChat .

Дошкольное образование - важность и преимущества

Хорошо известно, что раннее обучение сильно влияет на развитие мозга молодых людей. Дети учатся лучше всего, когда их не слишком сильно подталкивают и когда им дают место для творчества. В результате многие родители серьезно относятся к дошкольному образованию и проводят больше времени со своими детьми, чтобы научить их тому, чему, по их мнению, им нужно учиться. Было установлено, что это очень полезно для получения ребенком высшего образования.

Что такое дошкольное образование?

Дошкольное образование в основном предназначено для детей в возрасте от трех до пяти лет. Его чаще называют дошкольным учреждением, дошкольным учреждением, детским садом, детским садом или просто дошкольным образованием. Несмотря на разные названия, все они имеют одну цель - подготовить детей к начальной школе. Если уделять детям особое внимание перед началом начальной школы, это дает им фору в их будущем.

Какова цель дошкольного образования?

Дошкольное образование аналогично программе обучения детей младшего возраста.Во время занятий дети получат социальное, эмоциональное, физическое и когнитивное развитие, необходимое для того, чтобы помочь им иметь светлое будущее. Если все сделано правильно, дошкольное образование может помочь в развитии у детей любви к обучению на протяжении всей жизни.

13 преимуществ дошкольного образования

Молодой ум подобен губке. Он может поглощать большой объем информации, поэтому детям важно иметь руководство во время обучения. Есть много аспектов, связанных с дошкольным образованием, здесь мы перечислили многие преимущества:

1.Социализация

Люди - очень социальные существа, и основная концепция социализации укореняется в раннем детстве. В безопасном окружении, вдали от семьи, дети встречаются с другими людьми своего возраста, сея семена «социализации» и «дружбы» в молодых умах. Это помогает развить в ваших детях уверенность в себе, устраняя их застенчивый характер.

2. Сотрудничество

На этом этапе дети учатся делиться, сотрудничать, по очереди и так далее. Все это часть безопасной общественной жизни.Это особенно полезно для единственного ребенка, который не знаком с необходимостью делиться вещами. В безопасной обстановке ребенок научится сотрудничать под руководством профессионалов.

3. Комплексное развитие

Как человеческое существо, важно иметь прочную основу во всех аспектах личности, таких как эмоциональный, социальный, умственный и физический. Учителя, работающие с маленькими детьми, хорошо обучены определять слабые стороны ребенка и побуждать их к совершенствованию посредством практических занятий.В этом контексте чрезвычайно важно взаимодействие между сверстниками.

4. Энтузиазм к обучению на протяжении всей жизни

У детей разовьется жажда учиться, если их учить с помощью веселых и увлекательных занятий. Это рвение и энтузиазм к обучению останутся с ними на всю жизнь!

5. Ценность образования

Новая среда в дошкольных учреждениях дает детям совершенно иной взгляд на требования образования. Получение знаний и их применение в жизни демонстрирует ценность образования.

6. Респект

Окружающая среда в дошкольном учреждении помогает детям научиться быть вежливыми по отношению друг к другу, и они начинают понимать, что концепция уважения не ограничивается только людьми и имуществом, но и их окружением.

7. Работа в команде

Способность человека работать в команде основана на его уважении к мнению других, умении слушать и менталитете в отношении равенства. Всем этим качествам нужно обучать в молодом возрасте. Многие дошкольные мероприятия ориентированы на командную работу и помогают детям улучшить свое отношение к работе в команде.

8. Устойчивость

Наше общество постоянно меняется, и важно как можно раньше развить устойчивость. Сложные сценарии, предлагаемые профессиональными гидами, помогают детям учиться на собственном опыте. Синяки и шишки от их проблем закладывают основу для лучших стратегий преодоления их будущих проблем.

9. Концентрация

Участие в дошкольных заданиях и мероприятиях требует от ребенка более высокого уровня концентрации.Повторяющиеся занятия помогают им улучшить свои навыки концентрации.

10. Терпение

В жизни взрослого часто испытывают терпение, и детей следует обучать тому, как справляться с такими ситуациями в будущем. Такие переживания, как разделение внимания учителя, ожидание своей очереди и т. Д., Помогут детям развить терпение.

11. Уверенность и чувство собственного достоинства

Чувство благополучия важно для человека, чтобы раскрыть свои таланты.Позитивное взаимодействие со сверстниками и учителями способствует положительному отношению к себе. Это важное влияние дошкольного образования.

12. Развитие мозга

Профессионально разработанные занятия в дошкольных учреждениях способствуют развитию мозга. Различная деятельность, предполагающая анализ и логическое мышление, помогает им развивать свои навыки.

13. Знакомство с разнообразием

В современном мире так много разнообразия, и детей необходимо научить ценить и принимать различия в обществе.

Каждое новое слово, опыт и личность могут превратить маленького ребенка в человека, которым он вырастет. Это потому, что в раннем детстве можно произвести на человека большее впечатление. Большинство родителей понимают это и придают образованию в раннем детстве должное значение.

Недавние исследования показывают важность дошкольного образования, поскольку оно может влиять на умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Следовательно, для повышения качества образования вашего ребенка обеспечьте дошкольное образование.Поэтому всегда следите за тем, чтобы они начинали раньше, чтобы это не стало проблемой в будущем.

Также читайте: Топ-15 вопросов для поступления в школу и ответы для родителей

.

Что такого важного в дошкольном образовании?

от Becton Loveless

Многие люди сомневаются в важности дошкольного образования. Это ясно проявилось в 2006 году, когда законодательный орган Калифорнии безуспешно попытался принять закон, делающий дошкольное образование обязательным для всех детей. Многие калифорнийцы не согласны с важностью использования средств налогоплательщиков для финансирования обязательных дошкольных программ, включая родителей, желающих обучать своих детей самостоятельно.

Исследования показали, что дети, охваченные программами Head Start, получают формальное образование до детского сада. Согласно некоторым исследованиям, дети, обучающиеся по этим программам, ведут себя более воспитанно и имеют более высокие показатели IQ при поступлении в детский сад, чем их сверстники без формального образования. Аналогичным образом было показано, что дети, участвовавшие в программах Head Start, обучались быстрее, чем дети, не участвовавшие в этих программах.

Критики дошкольного образования заявляют, что различия между детьми, посещающими дошкольные программы, и детьми, не получающими формального образования, заметны только в детском саду, в первом и втором классе.В последующие годы дети, не получившие формального образования до детского сада, проходят тестирование на том же уровне и ведут себя как их сверстники, получившие дошкольное формальное образование. Таким образом, дети с Head Start могут быть в выигрыше в течение нескольких лет, но после этого их одноклассники успевают на том же уровне. Еще одна серьезная проблема программ Head Start заключается в том, что дети, соответствующие критериям для участия в этих программах, обычно происходят из семей, живущих за чертой бедности, поэтому эти программы не всегда доступны для детей любого происхождения.Однако дети могут получить формальное образование другими способами, помимо программ Head Start, включая дневной уход и обучение родителей своих маленьких детей. Несмотря на то, что дети, посещающие детские сады, могут развиваться интеллектуально, детям больше всего выгодно, когда родители остаются дома со своими детьми и дают им образование.

Большинство специалистов по детскому образованию утверждают, что маленькие дети учатся лучше всего, когда их не слишком сильно заставляют, у них есть возможность общаться со своими сверстниками, а их родители и учителя относятся к ним доброжелательно.Точно так же дети учатся лучше всего, когда обучение и образовательные мероприятия занимают лишь небольшую часть их дня. Это особенно верно в отношении детей, посещающих дошкольные программы, поскольку для маленьких детей нецелесообразно быть разлученными со своими родителями на длительные периоды времени. Дети обычно не участвуют в программах с неопытными учителями и в больших классах.

Дети, которых учат в раннем возрасте, обычно получают следующие преимущества: улучшение социальных навыков, уменьшение или отсутствие необходимости в специальном обучении в последующие школьные годы, более высокие оценки и усиление внимания.Аналогичным образом, некоторые исследователи пришли к выводу, что маленькие дети, посещающие дошкольные программы, обычно оканчивают среднюю школу, посещают колледж, имеют меньше поведенческих проблем и не вовлекаются в преступную деятельность в подростковом и юношеском возрасте.

Детальное исследование этих преимуществ было завершено в 80-х годах. Помимо помощи детям с нормальным развитием, было также показано, что дети с ограниченными возможностями обучения или другими физическими недостатками получают огромную пользу от дошкольного образования.Кроме того, дети, родители которых активно участвуют в дошкольном образовании, не получают таких же положительных результатов от программ Head Start, как дети, приходящие из домов, где этому не уделяется столько внимания. Дети, которых учат говорить на втором языке в раннем возрасте, также имеют больше возможностей для изучения английского языка в раннем возрасте.

Многие люди не считают, что правительство должно определять, должны ли дети проходить формальное дошкольное образование.Одна из причин этого заключается в том, что дети, получившие образование от родителей в первые годы своего развития, получают те же преимущества, что и дети, посещающие дошкольные программы, особенно дети, которым родители уделяют много внимания. Родители, которые сами решают обучать своих маленьких детей, должны использовать творческие идеи и действия при обучении.

Независимо от разногласий во мнениях о формальном дошкольном образовании, дети получают пользу от получения определенного вида образования в первые годы своего развития.Однако не существует универсальных инструкций, наиболее подходящих для всех детей. Хотя некоторым детям дошкольное учреждение приносит огромную пользу, оно может быть не лучшим образовательным учреждением для других детей. В большинстве случаев дети получают наибольшую выгоду от обучения от родителей. Родители должны оценить уникальную личность ребенка, прежде чем определять, какая программа лучше всего подходит для ребенка, поскольку не все программы приносят одинаковую пользу детям.

Ценность дошкольного образования

Большинство детей начинают получать формальное образование еще в детском саду.Недавние научные исследования доказали, что обучение и умственное развитие начинаются сразу после рождения. В течение первых трех лет жизни ребенка происходит существенное развитие мозга и нервной системы. Поэтому детям очень полезно получать образование до детского сада.

Поскольку детский сад для большинства детей начинается в возрасте от 5 до 6 лет, после того, как происходит серьезное развитие мозга, родители должны начать обучать детей в более раннем возрасте.

Многие родители начинают обучать своих детей в эти важные годы развития.Однако многие родители не уделяют времени обучению своих маленьких детей. Этому могут способствовать многие факторы, такие как длительный рабочий график и незнание важности обучения детей в раннем возрасте.

К сожалению, необразованность в раннем возрасте негативно влияет не только на детей, но и на общество. В исследовании, проведенном проектом Abecedarian (ABC), в течение длительного периода времени оценивались две группы детей: дети с формальным дошкольным образованием и дети, не получающие никакого формального образования.Согласно их результатам, дети с формальным образованием получали более высокие баллы на тестах по чтению в последующие школьные годы. Также было показано, что дети, не получившие формального образования в дошкольные годы, с большей вероятностью будут бороться со злоупотреблением психоактивными веществами и правонарушением в раннем взрослом возрасте.

Выводы, сделанные на основе большинства исследований в области дошкольного образования, заключаются в том, что отдельные люди и общество получают от него огромные социальные, экономические и другие преимущества.Повышенное внимание к раннему образованию является одной из стратегий борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами и преступным поведением, от которых страдают многие подростки и молодые люди. Например, экономические выгоды могут быть огромными, если упор делается на дошкольное образование.

Недавнее исследование Национальной ассоциации советов по образованию штатов показало, что бесполезно ставить федеральные образовательные цели без программ дошкольного образования.

United Way - это организация, которая работает над улучшением дошкольного образования.В результате он участвует в национальной кампании, известной как Born Learning , кампании, призванной побудить родителей начать обучение детей в раннем возрасте. United Way работает с родителями, которые чувствуют себя неподготовленными или неспособными эффективно обучать своих маленьких детей. Например, поскольку у детей низкая продолжительность концентрации внимания, родителям рекомендуется использовать повседневные рутинные действия, чтобы преподать детям ценные уроки, например, просить ребенка зайти в комнату и взять определенное количество предметов.Это помогает маленьким детям познакомиться с числами и научиться считать. Другие действия, например, обучение детей распознаванию цвета и формы предметов, являются еще одним эффективным средством обучения.

Улучшение дошкольного образования детей - это один из шагов, который можно сделать для улучшения общества в экономическом и социальном плане. Было показано, что дети должны получать образование до детского сада, поскольку в эти ранние годы у детей происходит существенное развитие мозга.

Читайте также:
- Имеет ли значение аккредитация в программах для детей младшего возраста?

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.