|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Важность участия старшего поколения в воспитании детейКонсультация (средняя группа) по теме: Роль старшего поколения в воспитании детейСемья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду. Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Начало дискуссии. Какой из двух позиций вы придерживаетесь? Позиция 1. Существует распространенное мнение о том, что помощь старшего поколения молодой семье оказывает благоприятное воздействие на ее воспитательный потенциал. Кто из вас поддерживает эту позицию, поднимите свою сигнальную карточку. Позиция 2. Существует и прямо противоположная позиция: родители должны воспитывать детей сами, так как старшее поколение не всегда благоприятно воздействует на ребенка. Кто из вас поддерживает эту позицию, поднимите карточку. Присутствующим предлагается объединиться в 2 группы, в зависимости от того, кто какой позиции придерживается. Каждая группа обсуждает и формулирует свои мнения. А сейчас предлагаем обменяться мнениями по данному вопросу. Примерные вопросы дискуссии:
Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь. Здесь играют роль совсем другие аспекты. Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!» А опыт выращивания своих собственных детей дает им основания думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке. Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего, акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение. Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой или с ними обоими. Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания, необходимо развернуть именно в сторону ребенка. Давайте попробуем понять его. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли я сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?» И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — понимание ребенка, принятие его тайн и детских озабоченностей. Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и повести, наконец, в зоопарк. Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им, опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот. К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей все бабушки и дедушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, что не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно — к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного рода, то другого. Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Выделяют три основных типа бабушек: "формальная", или "обычная"; "активная", или "увлеченная"; "далекая", или "отстраненная", "символическая". "Обычные бабушки" принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу "обычной". Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это "просто так" или "за хорошее поведение", "за то, что она маленькая". В качестве наказаний "в случаях плохого поведения", непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать. "Активные", "увлеченные бабушки" имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за "вранье, лень, грубость" ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право. "Далекие", "отстраненные бабушки" затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения "с другой стороны", т. е. бабушки "отстраненного" типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье - воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания - единственный вид совместной деятельности. Исторический экскурс В русском быту бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. "Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь", - говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды. По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков. Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им "не давать много воли", наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей. В завершение разговора о воспитательной роли бабушек и дедушек, хочется еще раз отметить те позитивные действия по отношению к ним, которые могут демонстрировать представители среднего поколения — мамы и папы. Они влияют на становление ребенка, поскольку позиция родителей по отношению к своим родителям формирует основной психологический скелет. Это сотрудничество, сотворчество в воспитании всех членов семьи. Взаимопонимание, взаимоподдержка, сформированные у ребенка с малых лет, безусловно, скажутся на качестве его взаимоотношений не только со старшим поколением, но и со сверстниками в дальнейшем. Толерантность по отношению к родителям мужа или жены тоже будет присутствовать. Нельзя забывать о том, что ребенок не понимает сложностей семейных родовых взаимоотношений. Необходимо помнить о различиях в мировоззрении и психологической реакции на реалии современной жизни, которые демонстрирует старшее поколение, и относиться к этому уважительно и с пониманием. Опросник для молодых родителей «Бабушка и дедушка в семье». Выберите, пожалуйста, один из трех вариантов ответа на каждый вопрос и обведите его в кружок.
А. если это перед едой, то нет; Б. да, но лишь изредка; В. Почти всегда. 2. Дети разбрасываю вещи, игрушки. Как поступят бабушка и дедушка? А. сделают замечание; Б. потребуют немедленно все собрать; В. Сами приведут все в порядок. 3. Как поступят бабушка или дедушка, если их внуки употребят какие-то обидные и грубые слова? А. запретят впредь говорить так; Б. если это случится еще раз, то накажут; В. Сделают вид, что не слышали, или попытаются обратить все в шутку. 4. Как дедушка или бабушка воспитывают у внуков стремление к труду? А. личным примером; Б. требовательно; В. Стремятся освободить их от труда. 5. Как они поступают, если дети просят купить им какую-нибудь игрушку? А. обещают, но не спешат с покупкой; Б. все зависит от ее стоимости; В. Сразу же исполняют желание внуков. 6. Учат ли бабушка или дедушка своих внуков отличать хорошее от плохого? А. всегда объясняют; Б. ругают; В. Считают, что когда внуки подрастут, то сами во всем разберутся. 7. Внуки, вытирая пыль, случайно разбивают любимую вазочку бабушки. Как она отреагирует? А. поможет собрать осколки; Б. строго отчитает; В. Запретит впредь вытирать пыль. 8. Каково отношение бабушки и дедушки к проявлению самостоятельности у внуков? А. поощряют с малых лет; Б.им нравиться это качество; В. Считают, что внуки еще слишком малы. 9. Внукам предстоит вместе с воспитателем убирать мусор на участке детского сада. Что в таком случае скажут им бабушка или дедушка? А. посоветуют быть старательными; Б. Вообще не обсуждают этот вопрос; В. Будут ворчать, что уборка участка – не их дело. 10. Внуки в чем-то провинились. Как реагируют на это бабушка или дедушка? А. ругают; Б. наказывают тем, что лишают какого – то лакомства или запрещают делать то, что нравиться. В. Оправдывают. 1 Введение | Вопросы воспитания: поддержка родителей детей в возрасте 0-8 летDurlak, J.A., DuPre, E.P. (2008). Вопросы реализации: обзор исследований влияния реализации на результаты программы и факторов, влияющих на реализацию. Американский журнал общественной психологии, 41 (3-4), 327-350. Дворкин Дж., Коннелл Дж. И Доти Дж. (2013). Обзор литературы о поведении родителей в Интернете. Киберпсихология: журнал психологических исследований киберпространства, 7 , 2. Эллис, Р.Р., Симмонс, Т. (2014). Coresident бабушки и дедушки и их внуки: 2012 . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро переписи населения США. Энгельгардт, К.Р., Бартолоу, Б.Д., Керр, Г.Т., и Бушман, Б.Дж. (2011). Это ваш мозг в жестоких видеоиграх: нейронная десенсибилизация к насилию предсказывает усиление агрессии после жестокого воздействия видеоигр. Журнал экспериментальной социальной психологии, 47 (5), 1033-1036. Fabes, R.A., Martin, C.Л., Ханиш, Л.Д., и Апдеграфф, К.А. (2000). Критерии оценки значимости исследований в области развития в двадцать первом веке: сила и противодействие. Развитие ребенка, 71 (1), 212-221. Файл, Т., и Райан, К. (2014). Использование компьютеров и Интернета в США: 2013 г. . Отчеты об исследовании американского сообщества, ACS-28. Доступно: https://www.census.gov/history/pdf/2013computeruse.pdf [октябрь 2016 г.]. Фостер, Э.М. (2010). Причинный вывод и психология развития. Психология развития, 46 (6), 1454-1480. Франкс, Р.П., Шредер, Дж. (2013). Наука внедрения: что мы знаем и куда мы идем дальше? В T. Halle, A. Metz и I. Martinez-Beck (Eds.), Применение науки внедрения в программах и системах для детей младшего возраста (стр. 5-20). Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс. Фремстад С. и Ботич М. (2015). Ценить все наши семьи: прогрессивные стратегии, укрепляющие семейные обязательства и сокращающие семейные неравенства .Вашингтон, округ Колумбия: Центр американского прогресса. Фуллер, Б., и Гарсия Колл, К. (2010). Обучение у латиноамериканцев: контексты, семьи и развитие ребенка в движении. Психология развития, 46 (3), 559-565. Функ, Дж. Б. (2005). Видео игры. Клиника подростковой медицины, 16 (2), 395-411. Будущее детей. (2008). Воспитание в мире, насыщенном медиа . Доступно: http://www.futureofchildren.org/futureofchildren/publications/highlights/18_01_highlights_05.pdf [октябрь 2016 г.]. Галиндо, К., Фуллер, Б. (2010). Социальная компетентность латиноамериканских детсадовцев и рост математического понимания. Психология развития, 46 (3), 579-592. Гейтс, Г.Дж. (2014). Семьи и отношения ЛГБ: анализ национального опроса по вопросам здоровья 2013 г. . Доступно: http://williamsinstitute.law.ucla.edu/wp-content/uploads/lgbfamilies-nhis-sep-2014.pdf [май 2016 г.]. Гриеко Э.М., Тревельян Э., Ларсен, Л., Акоста, Ю. Д., Гамбино, К., де ла Крус, П., Грин, Т., и Уолтерс, Н. (2012). Размер, место рождения и географическое распределение иностранного населения в США: 1960–2010 годы . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро переписи населения США. Ха, Ю., Магнусон, К., Ибарра, М. (2012). Модели получения субсидии по уходу за ребенком и стабильность ухода за ребенком. Обзор служб для детей и молодежи, 34 (9), 1834-1844. Галле Т., Мец А. и Мартинес-Бек И.(Ред.). (2013). Применение науки внедрения в программах и системах для детей младшего возраста . Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс. Харрис, К.М., Мармер, Дж. К. (1996). Бедность, участие отца и благополучие подростков. Journal of Family Issues, 17 (5), 614-640. Харрисон, Г. В., и Лист, Дж. А. (2004). Полевые эксперименты. Журнал экономической литературы, 42 (4), 1009-1055. .6 элементов эффективных программ и стратегий для родителей для увеличения участия в программе и удержания в ней кадров | Вопросы воспитания: поддержка родителей детей в возрасте 0-8 летАрмсворт, M.W., и Holaday, M. (1993). Влияние психологической травмы на детей и подростков. Журнал консультирования и развития, 71 (4), 49-56. Axford, N., Lehtonen, M., Kaoukji, D., Tobin, K., and Berry, V. (2012). Вовлечение родителей в родительские программы: уроки исследований и практики. Обзор услуг для детей и молодежи, 34 (10), 2061-2071. Бейкер, С.Н., Арнольд, Д.Х., Мигер, С. (2010). Зачисление и участие в программе подготовки родителей по профилактике проблем с поведением. Prevention Science , 12 (2), 1-13. Баньярд В.Л., Уильямс Л.М., Сигел Дж. (2003). Влияние сложной травмы и депрессии на воспитание детей: изучение факторов риска и защиты. Жестокое обращение с детьми, 8 (4), 334-349. Барретт, М.С., Чуа, В.-Дж., Критс-Кристоф, П., Гиббонс, М.Б., и Томпсон, Д. (2008). Ранний отказ от лечения психического здоровья: последствия для психотерапевтической практики. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 45 (2), 247-267. Барт, Р.П., Лиггетт-Крил, К. (2014). Общие компоненты родительских программ для детей от рождения до восьми лет связаны со службами защиты детей. Обзор услуг для детей и молодежи, 40 , 6-12. Барт, Р.П., Ландсверк, Дж., Чемберлен, П., Рид, Дж. Б., Роллс, Дж. А., Херлберт, М.С., Фармер, Э.М.З., Джеймс, С., Маккейб, К.М., и Коль, П.Л. (2005). Программы обучения родителей в службах охраны детства: планирование более основанного на фактах подхода к служению биологическим родителям. Исследование практики социальной работы , 15 (5), 353-371. Барт, Р.П., Коливоски, Л.М., Линдси, М.А., Ли, Б.Р., и Коллинз, К.С. (2014). Перевод подхода общих элементов: опыт социальной работы в образовании, практике и исследованиях. Журнал клинической детской и подростковой психологии , 43 (2), 301-311. Бауманн, А.А., Пауэлл, Б.Дж., Коль, П.Л., Проктор, Э.К., Табак, Р.Г., Пеналба, В., Доменек-Родригес, М.М., Кабасса, Л.Дж., и Пауэлл, Б.Дж. (2015). Культурная адаптация и реализация основанного на фактах обучения родителей: систематический обзор и критика руководящих доказательств. Обзор услуг для детей и молодежи, 53 , 113-120. Бибер, Л.С., Шварц, Т.А., Мартинез М.И., Холдитч-Дэвис Д., Бледсо С.Э., Канусо Р. и Льюис В.С. (2014). Симптомы депрессии и плохое воспитание у малообеспеченных матерей младенцев и детей ясельного возраста: дистальные и проксимальные риски. Исследования в области сестринского дела и здравоохранения, 37 (4), 276-291. Брайтенштейн, С.М., Гросс, Д., Фогг, Л., Ридж, А., Гарви, К., Джулион, В., и Такер, С. (2012). Чикагская программа для родителей: сравнение результатов за 1 год для родителей маленьких детей афроамериканцев и латиноамериканцев. Исследования в области сестринского дела и здравоохранения, 35 (5), 475-489. Брайтенштейн, С.М., Гросс, Д., и Кристоферсен, Р. (2014). Цифровые методы доставки мероприятий по обучению родителей: систематический обзор. Мировоззрение о сестринском деле, основанное на доказательствах, 11 (3), 168-176. Брондино, M.J., Henggeler, S.W., Rowland, M.D., Pickrel, S.G., Cunningham, P., and Schoenwald, S. (1997). Мультисистемная терапия и клиент из этнического меньшинства: культурно-ответственный и клинически эффективный. В D.K. Уилсон, Дж.Р. Родриг и В.К. Тейлор (ред.), Поведение подростков из числа меньшинств, связанное с укреплением здоровья и под угрозой для здоровья, (стр. 229–250). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Bronte-Tinkew, J., Burkhauser, M., and Metz, A. (2008). Многообещающие программы отцовства подростков: первые уроки фактических данных . Гейтерсбург, доктор медицины: Национальная информационная служба по вопросам ответственного отцовства. Кабрера, штат Нью-Джерси, Шеннон, Д.Д., и Тамис-ЛеМонда, К. (2007). Влияние отцов на когнитивное и эмоциональное развитие их детей: от малышей до дошкольных. Прикладная наука о развитии, 11 (4), 208-213. Чаффин, М., Валле, Л.А., Фандерберк, Б., Гурвич, Р., Силовский, Дж., Бард, Д., Маккой, К., и Киз, М. (2009). Мотивационное вмешательство может улучшить удержание в PCIT для низкомотивированных клиентов службы социальной защиты детей. Жестокое обращение с детьми, 14 (4), 356-368. .отношений между поколениями | Блог написания эссе ХХ век заметно ухудшил отношения между поколениями. Проблему преемственности и конфликтности в отношениях «отцов» и «детей» можно рассматривать как взаимодействие различных ситуаций и видов деятельности, особенно в связи с передачей культурных ценностей от поколения к поколению. Эта проблема существовала всегда, но содержание проблемы и острота противоречий особенно сильны в ХХ и начале ХХI века.В первую очередь это связано со сверхбыстрым развитием общества, ситуацией, когда мы видим не просто «прогресс» во всех сферах общественной жизни, а «революцию». И, конечно же, такое быстрое развитие ведет к увеличению разрыва между поколениями. Сейчас разные поколения не понимают друг друга, трудно преодолеть различия и разрыв в столь быстро меняющихся образах жизни, взглядах и «погонять» за скоростью прогресса в современном обществе. Это не просто проблема недопонимания, это имеет гораздо более негативные последствия.В современном обществе мы имеем Разрыв поколений в 21 векеНа современном этапе развития общества существует разрыв между поколениями.Социально значимой является сфера межличностного общения, поскольку межличностное общение делает возможным накопление и передачу социального опыта, а также передачу культуры от одного поколения к следующему. Отношение молодежи к пожилым людям можно рассматривать как один из показателей культурного уровня общества. Стереотипные высказывания и мнения о пожилых людях - это индикаторы, отражающие основной культурный круг представлений в данную эпоху. В наше время существует культ молодежи.Достоинство человека определяется способностью быстро и эффективно, легко адаптироваться к новым технологиям и инновациям. Например, сейчас мы слышим такие утверждения молодых людей: «старшее поколение нас совсем не понимает. Это совершенно ясно, ведь они из прошлого века ». Эти фразы говорят о том, что родители, и особенно пожилые люди, не успевают за прогрессом и прогрессивными идеями современности. Непонимание между поколениями влияет на смешение идей, культуры (всех аспектов культуры, таких как музыка, литература, мода и т. Д.)), технологии и даже сам образ жизни. За последнее десятилетие жизнь изменилась так стремительно, что сегодняшняя молодежь начала 21 века и их родители, как поколение 70-80-х, не имеют почти ничего общего. В этом случае молодое поколение обвиняет пожилых людей в «отставании». Новая мода, информационное пространство, основанное на интернет-технологиях, социальных сетях, мобильных телефонах, непонятно многим пожилым людям. Культ инновационных технологий и прогресса (когда надо быть в курсе последних тенденций компьютерных технологий) непонятен пожилым людям.В свою очередь, молодежь не всегда может понять ценность традиционной литературы, искусства, театров и музеев - все эти ценности считаются старыми и ненужными, утратившими актуальность в 21 веке. Но самой большой проблемой, связанной с этим, можно назвать негативное отношение к самой старости. Пожилые люди не успевают за современной жизнью, не в силах выполнять разного рода обязанности и роли, приносящие новую жизнь, они тонут в информационном хаосе.Сегодня общество сталкивается с нарастающей проблемой старости из-за роста продолжительности жизни. С точки зрения отношений поколений мир переживает уникальный исторический период, суть которого заключается в том, что общество изначально формировалось по структуре нескольких поколений, что вызвало ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов формирования. социализация, эффекты. В начале этого века социальная культура общества кардинально изменилась. Резкий культурный разрыв, возникший в результате развития рыночных отношений, привел к определенной социальной изоляции пожилых людей, к утрате их статуса и уважения.Самым важным в отношениях между поколениями становится способность каждого поколения адаптироваться, формировать единое социальное и культурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения «отцов» к детям, с авторитетом пожилых людей, доверием и любовь к подрастающему поколению. Научиться понимать друг друга - важная социальная задача. Говоря о влиянии старшего поколения на молодежь, мы должны подчеркнуть важность этого фактора как меры доверия между молодежью и пожилыми людьми.Семья - это первый и самый важный аспект во взаимоотношениях разных поколений. Отсутствие обращений за помощью молодежи в кризисных ситуациях свидетельствует о стремлении молодых людей к самостоятельному решению проблем. Даже матери как самые близкие люди сегодня не вовлечены в жизнь своих детей, ее роль помощника отводится на сверстников. Эта ситуация подтверждает общую тенденцию перехода нашего общества к новому этапу, когда сверстники являются основным источником информации и поддержки в решении индивидуальных проблем.Это чревато ослаблением межпоколенческих отношений, трудностью перевода и восприятия прошлого опыта. В настоящее время в семье происходят культурные, социальные и экономические изменения, которые влияют на семейные отношения. Поскольку семейные узы не так важны, пожилые люди становятся бесполезными и забываются молодым поколением. Но важно отметить, что старшее поколение выполняет важную социальную функцию связи между поколениями, как необходимое звено в цепи, ведущей из далекого прошлого.Память о прошлом сегодня накапливается в книгах, кинодокументах, на CD-ROM, в памяти пожилых людей. В наши дни даже внутри семьи не происходит передачи семейных традиций от старшего к младшему поколению, памяти предков. Сегодня становится нормой, когда многие молодые люди не могут назвать места работы и должности отца или матери, не говоря уже о биографиях родителей, особенно бабушек и дедушек. Такое безразличие подрастающего поколения к прошлому - новая реальность нашего времени. ЗаключениеПроблема поколений - давняя, но особенно остро она становится в 20-м и начале 21-го века, когда стремительный прогресс и развитие всех сфер жизни общества привели к разрыву между разными поколениями. Разница во взглядах, вкусах, ценностях и жизненных ориентациях является причиной недопонимания, безразличия и даже негативного отношения и конфликтов между поколениями. .Почему это важно и как это построитьВоспитание приносит удовлетворение, но иногда утомляет. Он раскрывает в человеке все самое лучшее и худшее. Мы делаем все возможное, чтобы хорошо вырастить наших детей, - от пробовать различные приемы для родителей до посещения семинаров по позитивному воспитанию. Но, в конце концов, все сводится к тому, какие отношения родитель разделяет с ребенком - чем лучше отношения, тем лучше может быть воспитание. Итак, как вы можете укрепить отношения между родителями и детьми? Здесь мы расскажем вам, что такое отношения между родителями и детьми, их важность и несколько советов по укреплению связи между ребенком и родителем. Понимание отношений родитель-ребенокОтношения родитель-ребенок (PCR) - это отношения, которые способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которую испытывают, радуют и лелеют каждый ребенок и родитель. Отношения закладывают основу личности ребенка, выбора и поведения в целом. Исследования показывают, что здоровые отношения между родителями и детьми приводят к положительным результатам для детей и семьи (1). Продолжайте читать, чтобы узнать о важности связи между родителями и детьми. Вернуться к началу Почему важны позитивные отношения между родителями и детьми?Любящие родители создают любящих детей. Ваши отношения с детьми и ваша привязанность к ним указывает на то, каким будет ребенок в будущем. [Читать: Стили воспитания и их влияние ] Вот несколько положительных результатов здоровой ПЦР.
Отношения между родителями и детьми должны быть не только крепкими, но и гибкими, потому что с десятилетним ребенком нельзя вести себя так же, как с трехлетним. Вернуться к началу Отношения между родителями и детьми на разных этапахВоспитание детей - это работа на полный рабочий день, с преимуществами и проблемами, которые растут по мере роста ребенка. Здесь мы рассмотрим ПЦР на различных этапах: Младенчество - создание тепла и безопасностиВ первые шесть месяцев младенцы в основном плачут, едят, спят, писают и какают.А в ответ родители держат, кормят, отрыгивают, меняют и моют малыша. Таким образом родители остаются рядом с младенцем, ухаживая за ним. Когда ребенок голоден, он капризничает. Когда родитель его кормит, потребности ребенка удовлетворяются, и он счастлив. Родители также счастливы от того, что могут удовлетворить потребности ребенка. Когда родители выполняют свою основную функцию - воспитывать, любить и заботиться о ребенке, это создает четко определенные и уникальные отношения между родителями и детьми. К своему первому дню рождения у младенцев, вероятно, разовьется надежная привязанность к родителям или к основному опекуну. Детство - шаг в обществоКогда ребенок становится малышом, основное внимание уделяется формированию его поведения путем обучения, руководства и воспитания. Родители тонко облегчают процесс социализации в течение первых двух лет и подготавливают ребенка к тому, чтобы он вписался в социальную группу или общество в целом. [Прочитано: Невовлеченное родительство ] Дошкольное учреждение - развитие стиля воспитанияВозникают разные стили воспитания, один из которых становится заметным по мере того, как ребенок достигает дошкольного возраста (4).Однако нельзя использовать один конкретный стиль последовательно во всех ситуациях; вам нужно использовать комбинацию стратегий для воспитания детей. А отношения между родителями и детьми лучше всего можно описать текущим стилем воспитания, принятым родителями. Исследования показывают, что дети:
Школьный возраст - знание о мире за пределами домаКогда ребенок идет в начальную школу, его внимание смещается с родителей на сверстников, но это не меняет динамику PCR. По мере того как у ребенка развиваются когнитивные и социальные навыки, он выходит за рамки домашней обстановки. Это время, когда связь становится двусторонней.Ребенок может сказать родителю, чего он хочет, и выразить свое симпатии и антипатию. Ваш стиль воспитания будет определять, будет ли общение двусторонним или односторонним. Стили воспитания остаются неизменными по мере роста ребенка, и стиль, используемый в дошкольном возрасте, продолжает оказывать влияние даже в среднем детском возрасте. Исследования показывают, что в случае (7):
Подростковый возраст - предоставление ребенку личного пространстваПодростковый возраст - это бурная и уязвимая фаза, которая приводит к физическим и психологическим изменениям в ребенке. Родители должны признавать и понимать потребности своих подростков, поддерживать их и давать им необходимую свободу, не чрезмерно контролируя их. Воспитание с любовью и принятием путем принятия позитивного подхода даже в трудные времена может быть эффективным способом направлять подростков. Взрослая жизнь - говорить на равныхВзрослая жизнь - это время, когда начинает устанавливаться стабильность. Родитель и взрослый ребенок теперь могут общаться друг с другом. Взрослые дети иногда разрываются между личными и престарелыми родителями. Баланс между ними может быть довольно напряженным. Однако большинство взрослых поддерживают здоровые отношения со своими родителями. [Читать: Авторитарный стиль воспитания ] Требования и приоритеты одной семьи отличаются от требований и приоритетов другой. Например, связь, которую вы разделяете со своим ребенком, может отличаться от той, которую ваш друг разделяет со своим ребенком. Это означает, что ваши отношения между родителями и детьми отличаются от отношений вашего друга. Итак, какой у вас тип облигации? В начало Типы родительско-дочерних отношенийТипы отношений могут зависеть от вашего стиля воспитания.PCR можно в общих чертах разделить на следующие категории (8): 1. Надежные отношения:Дети чувствуют себя в безопасности со своими родителями / опекунами и верят, что о них позаботятся. Безопасные отношения формируются, когда родители постоянно реагируют на потребности своих детей. Дети, у которых есть надежные отношения со своими родителями, в дальнейшем с большей вероятностью станут независимыми и уверенными в себе. Они хорошо общаются в обществе и лучше справляются со своими эмоциями. 2. Отношения избегания:Дети чувствуют себя незащищенными, потому что родители не реагируют на их потребности. Они вынуждены стать независимыми и заботиться о себе в детстве. Небезопасная привязанность родитель-ребенок приводит к проблемам развития и адаптации, а также к поведенческим проблемам, таким как укусы, толчки и удары. Дети, которые испытывают такие отношения, с большей вероятностью будут иметь плохие социальные навыки (например, замкнутость или агрессию), а также склонны к непослушанию и импульсивности. Однако это не означает, что они обречены на неудачу в жизни. Изменения, безусловно, могут произойти по мере роста ребенка. 3. Амбивалентные отношения:Потребности ребенка иногда удовлетворяются, а иногда нет. Родители отвечают, но не всегда. Например, родитель может не сразу реагировать на ребенка, который голоден или плачет, поскольку он занят на работе. Но через некоторое время они могут ответить. Эти дети растут привязчивыми и склонными к чрезмерным эмоциям. 4. Неорганизованные отношения:В этих отношениях родители пренебрегают потребностями детей, и дети учатся ничего не ожидать от родителей. В таких случаях вполне вероятно, что один или оба родителя страдают от психологического состояния. Эти дети ведут бессмысленную деятельность и ведут себя необычно. Некоторые из них, как правило, говорят быстро и мешают другому человеку понять их речь или поведение. Итак, вы относились к одному из этих типов? А вы могли догадаться, какой тип лучше других? [Читать: Как заставить позитивное воспитание работать ] Для того, чтобы развить лучшую связь, вам необходимо следовать определенным основным принципам воспитания, которые мы обсудим далее. Вернуться к началу Принципы взаимоотношений между родителями и детьмиКогда дело доходит до воспитания детей, не существует универсального решения. Однако следующие принципы закладывают основу для позитивного воспитания:
Эти принципы могут направлять родителей на макроуровне. А как насчет повседневного общения? Как вы можете укрепить связь с ребенком в повседневной жизни? Вернуться к началу [Читать: Негативное и позитивное воспитание ] Действия, которые помогают в установлении связи между родителями и детьмиФормирование связи с вашим ребенком является ключевым моментом здоровой ПЦР. А когда связь установлена, ваши дети, как правило, добровольно соблюдают правила.Один из способов укрепить вашу связь с детьми - это приучить к позитивному общению свой распорядок дня. Вот как это можно сделать:
Обнимайте детей, когда они просыпаются утром и перед сном, ночью, а также столько раз в течение дня, сколько сможете. Потрите их плечи, поддерживайте зрительный контакт и похлопайте их по спине, чтобы показать им свою заботу. Детям постарше могут не нравиться физические прикосновения, и они могут чувствовать себя смущенными, когда вы обнимаете их на глазах у сверстников. Не навязывайте им это. Будьте осторожны и дайте им понять, что объятия, чтобы показать привязанность и любовь, - это не плохо.
Если вы введете эти занятия в свой распорядок дня, вы наверняка заложите основу для здоровых отношений. После того, как будет заложен прочный фундамент, вы можете работать над укреплением связи. Вернуться к началу [Читать: Советы, как стать лучшим родителем ] Как укрепить отношения между родителями и детьми?По данным Американской психологической ассоциации, качественные родительско-детские отношения важны для здорового развития (8). Чтобы иметь здоровый ПЦР, родители должны быть отзывчивыми, заслуживающими доверия и любящими. Вот несколько советов по укреплению отношений:
Любовь и забота, которые вы предлагаете своему ребенку, создают здоровые и позитивные отношения. Но некоторые поведенческие проблемы могут привести к плохому результату ПЦР. Вернуться к началу [Читать: Что такое совместное воспитание ] Пять проблем, которые могут разрушить отношения между родителями и детьмиОтношения, которые вы устанавливаете со своими детьми в ранние годы, формируют основу для их последующих лет . Если ранние отношения между родителями и детьми натянуты из-за различных проблем, это повлияет на личность вашего ребенка.Вот несколько распространенных проблем в отношениях между родителями и детьми, которых следует избегать:
Жестокое обращение в детстве может превратить детей в жестоких взрослых, которые плохо обращаются со своими родителями и детьми, создавая порочный круг.
Кроме того, вы должны уважать ребенка в том, как вы говорите и ведете себя с ним.
Вернуться к началу [Читать: Авторитетный стиль воспитания ] Это факт, что воспитывать детей непросто.Но тогда вы, как зрелый и ответственный взрослый, должны создать здоровую и любящую связь со своим ребенком, которая облегчит жизнь вам обоим. Однако если у вас возникли серьезные проблемы с ребенком, и вы не можете справиться с ними самостоятельно, знайте, что помощь всегда рядом. Проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы помочь себе и своему ребенку. Хотите рассказать нам о каких-либо стратегиях воспитания? Используйте наш раздел комментариев ниже. Рекомендуемые статьи:. |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |