О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста


Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» В.А.Сухомлинский

Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно-нравственного развития ребенка.

Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания уделяется чтению, хотя читать люди не перестали, изменилось качество литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами, которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути выхода из нее. Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение, особенно дети дошкольного возраста очень быстро впитывает в себя, не прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не про комментируемую взрослыми информацию. Как результат мы наблюдаем примеры детской агрессивности и жестокости по отношению к друг другу и близким людям, примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы светской этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует. Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много другое.

Изучив все это, я поставила следующие задачи:

  1. Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень и тд.)

  2. Развивать познавательную активность детей.

  3. Способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и ценить красоту.

  4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.

  5. Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни , уметь делать нравственный выбор.

  6. Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

  7. Воспитывать читательский интерес к книге.

Для себя я выявила, что детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, принимают нравственные идеалы и социальные нормы поведения, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.

Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям и педагогам проводить систематическую работу по формированию сознания детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это длительный процесс, требующий большого внимания к занятиям, подготовке и подбору литературы формирующей эти ценности.

Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение педагога, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом.

После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.

Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают благородство и великодушие мудрых и злость, жадность и зависть глупых героев. Сказки формируют в детях такие ценности как жизнь, красота, ум, сила, мудрость и добро.

В сказке «Теремок» говорится о дружбе и о том, что вместе можно справиться с любыми проблемами, добрые всегда побеждают в сказке «Семеро козлят», зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» предостерегает, «Гуси-лебеди» призывают к послушанию. В каждой сказке есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Следующий метод – рассказывание, т.е. свободная передача текста. При пересказе допускаются сокращение текста и вольная перестановка слов и событий, включение комментариев и пояснений. Главное здесь эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Рассказ позволяет жестикулировать и даже демонстрировать особенно важные моменты, чтобы усилить производимое впечатление. Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять.

Еще один метод, который дети очень любят, это инсценировка сказки, в ней могут принять участие все желающие. Особенно важно в нее вовлекать детей, они с большим азартом включаются в действие, передают характерные особенности героев и еще долго после окончания игры остаются в роли.

Для создания благоприятной атмосферы знакомства с литературными произведениями я создала соответствующую предметно пространственную среду в группе, оборудовала книжным уголком, столиком, создала уголок уединения, где дети самостоятельно, могут выбрать книгу, рассмотреть ее и вспомнить содержание.

Уголок располагается вдали от мест для игр, что бы дети не отвлекались от общения с книгой.

Так же, для ознакомления родителей с темой проекта, для раскрытия важности и ценности духовно-нравственного воспитания детей младшего возраста, были разработаны следующие мероприятия:

- представление своей любимой книги,

- консультации по различным формам работы (семейное чтение, разучивание диалога, инсценировка),

- рекомендации литературных произведений для домашнего чтения,

- памятки и папки - передвижки по работе с книгой.

Ежедневно в группе проходят чтения сказок детям, и дома родители читают детям по специально подобранному списку литературных произведений, в которых заложен нравственный урок.

Совместно с родителями проходят игры с элементами театрализации, на которых родители с детьми рассказывают о своей любимой книге и инсценируют отрывок из нее.

Беседы родителей с детьми дома о любимых книгах их детства.

Выставка рисунков детей и родителей «Любимая сказка» и «Любимый сказочный герой»

На данный момент уже есть положительные результаты воздействия художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее к людям, сформировалось позитивное отношение к окружающему миру. Эта работа помогла наладить контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия в системе: педагог – ребенок – семья.

Список литературы:

  1. Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников //Дошкольная педагогика. – 2012. - №7

  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012.

  3. Горбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5

  4. http://raguda.ru/ds/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo.html

  5. http://6426.maam.ru/maps/news/82658.html

  6. http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-chtenie-hudozhestvenoi-literatury.html

  7. https://infourok.ru/proekt-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-skazkoy-1427616.html

Статья по художественной литературе на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитатель МАДОУ «Детский сад  №460»

Маменко Юлия Александровна

В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления со сказками, представлены  этапы работы со сказкой, методы и приемы  по ознакомлению со сказкой.

«Сказка- это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

                                                                                                                                                            В.А.Сухомлинский

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив познавательной информации: телевидение, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой формирования у детей духовно-нравственных ценностей. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, так как именно на этом возрастном этапе ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и человеческих ценностей.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств, представлений, положительных навыков и привычек поведения. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у дошкольника нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других, проявление заботы, внимания.

По моему мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Она прочно вошла в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлениям.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.  Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, вымышленные и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные нравственные качества: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Нравственные понятия, ярко выраженные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с ближайшим окружением ребенка, превращаются в эталоны, которыми регулируются его желания и поступки.

Полезные уроки, которые извлекает ребенок из сказки:

  • Сказка разделяет на хороших и плохих персонажей (людей, зверей и прочих существ). Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злых героев в конце сказки ждет расплата.
  • Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
  • Сказка учит не бояться трудностей: главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы трудной она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
  • Сказка учит дружить. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.
  • Сказка учит не судить о людях по внешнему виду: Иванушка-дурачок на проверку оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной.
  • Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
  • Сказка учит любви к родителям: герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр.
  • Сказка учит патриотизму: главный герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от захватчиков.

        В сказках высмеиваются пороки: страх и трусость в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Несомненно, что для маленького ребёнка именно сказка может стать надежным и мудрым наставником, другом и советчиком. Именно в ней ребенок сможет найти ответы на многие вопросы, которые будут интересовать его активный и пытливый ум.

Цель моей работы: создание условий для развития нравственных качеств у детей посредством сказки.

 Для реализации этой цели я выделила следующие задачи:

1. Побуждать у детей интерес к сказкам;

2.  Формировать у дошкольников представления о нравственных категориях;

3.  Развивать у детей умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать нравственную оценку поведению сказочных персонажей, себя и сверстников;

4.  Упражнять детей в использовании различных средств выразительности для передачи образов литературных персонажей в разных видах деятельности;

5.  Привлекать родителей к активному участию в образовательном    процессе, способствовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями.

Этапы работы со сказкой:

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, театрализованная деятельность, подвижные игры с персонажами сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют закрепить содержание сказок.
  • Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, сопереживать, сочувствовать персонажам.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.

Методы и приемы по ознакомлению дошкольников со сказкой:

  • чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста (самый распространенный метод ознакомления со сказкой). Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что дошкольникам очень важен зрительный контакт. Большие по объему произведения читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
  • рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. По моему мнению, главная задача рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети ярче представляли себе живой образ.
  • повторное чтение. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки я повторно зачитываю отрывки, наиболее значимые и яркие. Зачастую повторное чтение и рассказывание я сочетаю с изобразительной деятельностью. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые он потом воссоздает.
  • выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов: «Из какой сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?»
  • дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
  • драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
  • словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях я даю им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, я объясняю отдельные слова и выражения до чтения,  чтобы не нарушить восприятие произведения.
  • рассматривание иллюстраций в книге, широко распространенный прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию. Иллюстрации я показываю детям после чтения в той последовательности, в которой они размещены в сказке.
  • беседа по сказке. Различают вводную (предварительную) беседу до чтения и краткую (заключительную) беседу после чтения. Во время заключительной беседы я акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседе с детьми стараюсь использовать такие вопросы, ответы на которые требуют мотивации оценки.

Свою работу я осуществляю во взаимодействии с родителями воспитанников, так как одна из основных задач организовать свою работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении становления духовно-нравственной личности.

В уголке для родителей я представляю информацию о том, какие сказки входят в круг чтения детей, для этого размещаю списки литературных произведений с указанием того, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

Также размещаю консультации, рекомендации о том, как организовать чтение ребенка в домашних условиях: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»,  «Рисуем сказку», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги» и др.

Совместно с родителями был дополнен книжный уголок  группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, был организован детско-родительский проект «Книжка своими руками», проведена литературная викторина «По дорогам сказок».

В результате проведенной работы можно отметить положительные результаты: у воспитанников повысился интерес к сказкам, дети научились понимать их смысл, различать нравственные категории, давать нравственную оценку поведению сказочных персонажей, своему собственному и сверстников; наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать активное участие в проектах, подготовке праздников, выставок.

 

Библиографический список.

1.           Зинкевич- Евстигнеева «Путь к волшебству» - СПб, Речь, 2008 г.

2.           Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996 г.

3.           Трунова, М. Сказки? Сказки! / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 7.

4.           Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.

5.           Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2008 г.

Роль сказки в нравственном воспитании ребенка | Консультация на тему:

Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка

Уважаемые мамы и папы!Как часто нам в детсве читали сказки! Как часто сказки мы читаем своим детям. В чём притягательность сказки, почему её все так любят? И какое влияние оказывают сказочные образы на ребёнка? Давайте вместе найдём ответы на эти и другие вопросы.

Как известно, «сказка – ложь, дапв ней намёк, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.

Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказки спососбствуют становлению и развивтию социокультурного опыта ребёнка. Например, попросите вашего ребёнка, который привык только всё получать и не делиться ни с кем, даже с близкими, разделить его любимые конфеты между членами семьи. Думаем, что простой вопрос после несправедливо поделенных конфет: «Как ты разделил сладости: как Карабас – Барабас или как Буратино?»- повергнет его в изумление, ведь Буратино- хороший, добрый, а Карабас - Барабас – злой, жадный, нехороший. Конечно, ребёнку хочется быть похожим на Буратино, а это требует определённых дружественных поступков. Ведь у ребёнка уже сформированы эталоны добра и зла и ему хочется соответсвовать положительным эталонам.

Итак, если сказка рядом, то ребёнок может:

  •     сравнивать свои поступки с героями сказок и самостоятельно делать выводы;
  •     оценивать поступки сказочных персонажей с точки зрения нравственных норм;
  •     научить понимать и любить всё живое;
  •     фантазировать, изменять сюжет сказки, придумывать новые сюжеты, т.е  развивать творчество;
  •     осваивать нормы литературного языка;
  •     стремиться стать лучше.

Что может взрослый, читая или рассказывая ребёнку сказку:

  • поднять настроение;
  • познакомить с нравственными понятиями;
  • разрешить конфликт;
  • развивать эмоциональный отклик ребёнка на сказку.

Когда нужно читать детям сказки?

  • введите добрую традицию – читать сказки ежедневно, когда позволяет время. Старайтесь читать сказку, понимая, что это необходимо вам обоим;
  • чаще старайтесь сказку рассказывать, тогда вы будете видеть глаза ребёнка;
  • старайтесь сочинять сказки, в которых рассказывается о событиях прожитого дня, обязательно включайте героев, которые близки вашему ребёнку. Все сказки заканчивайте только добром;
  • помните, что чтение сказок на ночь – это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.

Как надо общаться со сказкой?

  • рассказывать сказку искренне, не торопясь;
  • знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка;
  • старайтесь не использовать те сказки, где исеть ужасы и кошмары. Берегите психику ребёнка!
  • никогда не комментируйте сказку следующим образом: « Вот не будешь слушать, тебя также...». Это развивает в ребёнке страх, тревожность.
  • старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок ребёнку. Выводы он уже умеет делать сам;

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры со сказками. Играя со сказкой, учитывайте настроение, желание ребёнка, его самочувствие.

Как можно поиграть со сказкой?

1. Сказку можно изменить, превратив её в загадку, например, «Угадай, из какой мы сказки?»

Мне очень приятно быть на голове моей хозяйки. Она очень добрая девочки, часто ходит в гости к бабушке. Но моя хозяйка очень доверчивая, она даже поверила коварному волку, поэтому произошли всякие неприятности.

2. Можно сочинить салат из сказок:

Снежная королева и Снегурочка;

Дюймовочка и мальчик-с- пальчик;

Федора и девочка чумазая;

Незнайка и чиполлино и т.д.

3.Можно придумать смешные истории, героями которых будут смешные имена, например:

Жили- были господин Утюг и госпожа Гладильная доска.

Однажды Гвоздик и Шурупчик решили отправиться в гости к дядюшке Мототку и т.д.

4. Понравится детям и игра «Что было бы, если…». Для этой игры нужно взять подлежащее и сказуемое и начать фантазировать. Например, что было бы, если бы твой диван мог летать? Что было бы, если бы, ботнки умели разговаривать? И т.д.

5. В преддверии школьной жизни можно сочинять сказки про буквы, цифры, школьные принадлежности.

Пусть сказка будет вашим добрым помощником в воспитании умного, понимающего, доброго ребёнка.

Материал: Сообщение «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

   Дошкольный возраст -  это важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

  Главным средством воспитания является  сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

   Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

    Задача воспитателя с помощью сказок обращать внимание мальчиков на силу и храбрость героев сказок, на то, как они защищают слабых, берут на себя работу,  требующую силы, ответственности; девочкам показывать доброту, честность, трудолюбие героинь сказок. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

   В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

    Методы работы со сказкой

1) Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3) Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.  Поэтому мы сначала  изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовали бы мотивации оценок. Способность испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать  детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

   Таким  образом, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с младшего возраста,  дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

  Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.

   В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Статья (подготовительная группа): «Роль сказки в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

(обобщение личного опыта педагогической деятельности)

Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №18 «Теремок»

(МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»)

Кемеровская область, город Юрга

Тема моей педагогической деятельности взята не случайно.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в нежелании делиться, оказать помощь товарищу в трудной ситуации.

У детей старшего дошкольного возраста слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей старшего дошкольного возраста искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии.

В настоящее время выше указанная проблема становится актуальнее.

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я поняла, что в период дошкольного детства необходимо формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью русских народных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития детей с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря русской народной сказке дети старшего дошкольного возраста познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают и выражают свое собственное отношение к добру и злу. Русская народная сказка преподносит детям старшего дошкольного возраста поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Русские народные сказки в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые дети познают сердцем Родину, родной край и народ.

На современном этапе развития дошкольного образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. С внедрением ФГОС ДО выдвигается основополагающий принцип дошкольного образования «приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Поэтому педагогам дошкольного образования, необходимо делать все необходимое, чтобы дети дошкольного возраста выросли хорошими людьми со сформированными нравственными качествами, такими как: отзывчивость, дружелюбие, сострадание, умение уступать, помогать друг другу. Исходя из этого, поставила перед собой цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, через работу с русской народной сказкой.

Многие педагоги задают вопрос «Как дети могут научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что они видят в окружающем их мире. И художественная литература и фольклор играют важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь остаются в память, могут навести на глубокое размышление.

Например: чем с утра до вечера твердить маленькому ребенку, как плохо быть неряшливым, лучше прочитать произведение К.И. Чуковского «Федорино горе» при этом сказать, что игрушки могут, убежать, обидевшись на беспорядок в комнате.

Для прочтения и рассказывания детям сказок, я подбираю, те которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказок, провожу с детьми беседу - рассуждения. Анализ прочитанного произведения организую так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей старшего дошкольного возраста, который провожу путем блиц «вопрос – ответ».

При этом очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы детям старшего дошкольного возраста помочь выделить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает детям думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Например:

После рассказывания детям русской народной сказки « Зимовье зверей», провела с подгруппой детей беседу о дружбе, и выяснила представления дошкольников о дружбе. Просила объяснить, что, по мнению означает:

— Крепкая дружба?

— С кем можно дружить?

— Какими качествами должны быть у друзей?

После беседы перешли к анализу содержания сказки:

— Сколько героев было в сказке?

— Как они строили зимовье?

— Каково им было вместе жить?

— Зачем волк и медведь пришли в зимовье?

— Как звери защитили свой дом?

При помощи наводящих вопросов, дети старшего дошкольного возраста усваивают нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».

После подробного анализа сказки предлагаю детям и родителям принять участие в городском конкурсе и акции «Домик для птиц» и «Столовая для пернатых», с целью, заботы о птицах в зимнее время года. В совместной организованной деятельности сделать макет «Зимовье зверей», при помощи которого можно изучать зимовку животных на ферме.

Полезно использовать сказки для решения конфликтных ситуаций. Это не только традиционное чтение и обсуждение сказок «Волшебное слово», «Синие листья». Можно поместить любимых сказочных героев в необычные ситуации (схожие с конфликтом детей в данный момент) и прошу детей помочь героям, познакомить с правилами хорошего тона.

В старшем дошкольном возрасте необходимо вводить речевое творчество.

В совместно образовательной деятельности с детьми сочиняем сказки на интересующие нас темы, такие « Как еж попал в детский сад», «Приключение мышки - воришки», «Трудолюбивые пчелки». Совместно обсуждаем не только нравственные качества, но и затрагивает экологическое воспитание детей.

Используя прием совместного сочинения сказок, ТРИЗ – технологий (морфологические таблицы) мы стала замечать, что дети старшего дошкольного возраста стали более внимательны, терпимы и доброжелательны друг к другу.

В педагогической деятельности основываюсь на следующих принципах:

— родители и педагоги являются равноправными субъектами образовательного процесса;

— помощь, уважение и доверие к детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Результат дошкольного образования может быть успешным только при условии, если педагоги и родители являются равноправными партнерами в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Только такая система педагогической деятельности помогает лучше понять детей старшего дошкольного возраста, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном образовательном учреждении и дома.

Список использованных источников

Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Харьков «Фолио», Москва «АСТ», 2000 г.

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Т.Ц. «Сфера», Москва, 2005 г.

«Развитие речи и творчества дошкольников» Под. ред. О.С. Ушаковой. Москва, Т.Ц. «Сфера»,2002г.

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 5-7 лет», Санкт-Петербург, «Паритет», 2006 г.

О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5лет». Санкт-Петербург, «Паритет»,2007г.

«Жемчужины народной мудрости: пословицы, загадки, поговорки, скороговорки» Составители Г.Н. Тубельская. Е.Н.Новикова, А.Э.Лебедева. Москва, Изд. «АСТ»,2000г.

Консультация для воспитателей "Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Подготовила: Бестемьянова Н.Б.

2019г.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» В.А.Сухомлинский

Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно-нравственного развития ребенка.

Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания уделяется чтению, хотя читать люди не перестали, изменилось качество литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами, которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути выхода из нее. Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение, особенно дети дошкольного возраста очень быстро впитывает в себя, не прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не про комментируемую взрослыми информацию. Как результат мы наблюдаем примеры детской агрессивности и жестокости по отношению к друг другу и близким людям, примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы светской этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует. Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много другое. Наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Изучив все это, я поставила следующие задачи:

Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень и т.д.)

Развивать познавательную активность детей.

Способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и ценить красоту.

Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни , уметь делать нравственный выбор.

Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Воспитывать читательский интерес к книге.

Для себя я выявила, что детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.

Театрализованное представление с педагогами : по сказочным дорогам современных мультфильмов.

Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям и педагогам проводить систематическую работу по формированию сознания детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это длительный процесс, требующий большого внимания к занятиям, подготовке и подбору литературы формирующей эти ценности.

Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение педагога, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом.

После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.

Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают благородство и великодушие мудрых, жадность и зависть глупых героев. Сказки формируют в детях такие ценности как жизнь, красота, ум, сила, мудрость и добро.

В сказке «Теремок» говорится о дружбе и о том, что вместе можно справиться с любыми проблемами, добрые всегда побеждают в сказке «Семеро козлят», зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» предостерегает, «Гуси-лебеди» призывают к послушанию. В каждой сказке есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Следующий метод – рассказывание, т.е. свободная передача текста. При пересказе допускаются сокращение текста и вольная перестановка слов и событий, включение комментариев и пояснений. Главное здесь эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Рассказ позволяет жестикулировать и даже демонстрировать особенно важные моменты, чтобы усилить производимое впечатление. Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять.

Еще один метод, который дети очень любят, это инсценировка сказки, в ней могут принять участие все желающие. Особенно важно в нее вовлекать детей, они с большим азартом включаются в действие, передают характерные особенности героев и еще долго после окончания игры остаются в роли.

Для создания благоприятной атмосферы знакомства с литературными произведениями необходимо создать соответствующую предметно- пространственную среду в группе, оборудовать книжным уголком, столиком, создать уголок уединения, где дети самостоятельно, могут выбрать книгу, рассмотреть ее и вспомнить содержание.

Уголок располагается вдали от мест для игр, чтобы дети не отвлекались от общения с книгой.

Так же, можно знакомить родителей с прочитанной книгой и проводить работу с родителями:

- представление прочитанной книги,

- консультации по различным формам работы (семейное чтение, разучивание диалога, инсценировка),

- рекомендации литературных произведений для домашнего чтения,

- памятки и папки - передвижки по работе с книгой.

Совместно с родителями проводить игры с элементами театрализации, на которых родители с детьми рассказывают о своей любимой книге и инсценируют отрывок из нее.

Беседы родителей с детьми дома о любимых книгах их детства.

Выставка рисунков детей и родителей «Любимая сказка» и «Любимый сказочный герой».

На данный момент уже есть положительные результаты воздействия художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее к людям, сформировалось позитивное отношение к окружающему миру. Такая работа помогает наладить контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия в системе: педагог – ребенок – семья.

сказок и их роль в образовании

Истории полезны

Сказки, несомненно, мотивируют наше воображение, но иногда могут дать нам ложное ощущение реальности, включая реалистичные сценарии. Это основная причина, по которой некоторые родители предпочитают не читать их своим детям. Став взрослым, я хотел выйти за рамки сказок и узнать, какова их роль в образовании и социальном развитии наших детей. Все сказки говорят об отношениях и людях, а также о негативном и позитивном взаимодействии между ними.Я решил провести свое исследование по этой теме, потому что считаю, что даже самые ужасные истории можно использовать как инструменты для обучения.

Многие считают, что сказки передавались из уст в уста от поколения к поколению. Основная цель рассказов состояла в том, чтобы научить морали, на которой они должны сосредоточиться и сегодня. Сказки изначально создавались для разных читателей всех возрастов. В 2014 году сказки стали известны в основном благодаря удивительному кинобизнесу Диснея. Фильмы, которые мы смотрели в последние годы, в основном являются адаптациями их оригинальных версий.Некоторые истории в их первоначальной форме могли иметь темную сторону, которая многих может беспокоить родителей. Согласны вы или нет, сказки могут пробудить детское любопытство и воображение

Как сказки могут помочь родителям и детям?

Родители скептически относятся к сказкам, потому что содержание многих из них противоречивое или запутанное. В последние годы мы также стали свидетелями изменений в способах написания сказок; некоторые кажутся более грустными и депрессивными.Послание авторов, вероятно, направлено на «реальность». Всегда ли «реальность» лучший способ? Наше восприятие сказок может измениться, если мы оторвемся от предположений. «Ободренная дискуссией о важности сказок для детей, мать преодолела свое сомнение в том, чтобы рассказывать такие« кровавые и угрожающие »истории своему сыну» (Беттельхейм, 27). Мы должны помнить, что наши взрослые толкования сказок сильно отличаются от детских. Детский психолог Бруно Беттельхейм предполагает: «Интерпретации взрослых, какими бы правильными они ни были, лишают ребенка возможности почувствовать, что он сам, постоянно слыша и размышляя над историей, успешно справился с трудной ситуацией (Беттельхайм. , 18).«Родители должны использовать эти истории, чтобы их дети узнали о тех вещах, которые они могут не понимать, и помочь им справиться со своими внутренними проблемами.

Как сказки могут помочь родителям и детям? Для наших детей важно с самого начала иметь хорошую основу. Чтение им как можно раньше может повысить их интерес к чтению и другим предметам. « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок » однажды сказал Альберт Эйнштейн.Хотя сегодня многие родители осознают важность чтения, Мотоко Рич говорит: «... родители не читают своим детям так часто, как считают исследователи и преподаватели, что имеет решающее значение для развития навыков предварительной грамотности, которые помогут детям добиться успеха, когда они начнут учиться. в школу »(Rich, 2014). Но сказки не только пробуждают желание читать, но и могут быть инструментом, помогающим детям справиться с эмоциональными и социальными проблемами. В своей статье 5 причин, почему сказки полезны для детей Сирша Дочерти говорит: «Будь то косвенные уроки морали, улучшение их воображения или то, что ваш ребенок не может отложить эту книгу, следует поощрять чтение сказок (Дочерти, 2014).«Если вы читаете сказки вместе с ребенком, это поможет ему укрепить их связь с вами.

Психологическая польза от сказок

Психологическая польза от сказок для детей может быть очень велика. Эти преимущества варьируются от ребенка к ребенку, и мы не должны полагаться только на сказки как на единственный инструмент. Еще раз процитируя Беттельхейма, он считает, что: «В то время как сказка развлекает ребенка, сказка дает ему представление о самом себе и способствует развитию личности» (Bettelheim, 12).У ребенка могут быть подавлены многие чувства, которые он может не понимать, и здесь на помощь приходят сказки. В рассказах есть конфликты, с которыми ребенок может себя идентифицировать, и решение также находится внутри рассказа. Кроме того, он считал, что сказки могут помочь ребенку справиться с этими эмоциями и страхами на некоторое время здоровым образом, поскольку сказки часто дают надежду на лучшее будущее.

Сказки могут помочь нам в обучении детей культурным различиям. Среди самых сложных тем, с которыми приходится сталкиваться родителям и педагогам, - физическая красота.Учитывая проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество, нам нужно использовать сказки, чтобы дать понять, что красота - это не то, что мы видим в журналах. Потребность в «настоящей» красоте становится все более популярной. Вивиан Диллер говорит об этом в своей статье Создание футляра для настоящей красоты :

«На мой взгляд, тяга к идеальной красоте начинает терять силу среди обычных женщин и знаменитостей. Быть может, бумеры были первыми, кто почувствовал то, что я называю« усталостью от имиджа », поскольку их попытки выглядеть как более молодые версии самих себя привели слишком многим неаутентичным лицам и телам.Этот пластиковый, чрезмерно надутый образ стал для многих отталкивающим, отчасти потому, что все такие лица стали выглядеть одинаково ».

Роль взаимоотношений в сказках

В течение многих лет общество учило нас, как одеваться, как себя вести, и влияло на наш внешний вид в целом. Детям может быть трудно понять, как решать эти проблемы. Однако родителям необходимо использовать доступные ресурсы, чтобы помочь им справиться. Сказки также обращаются к этим вопросам, и в рассказах также можно найти идею принять кого-то, независимо от его внешнего вида.Мы определенно можем научить детей тому, что никто не настолько «идеален», что у всех есть недостатки и что любовь - это не только физическое влечение, но и что в ней есть более глубокий смысл.

Первое социальное взаимодействие ребенка происходит с родителями. Роль отношений в сказках очень важна для детей и их социального развития. Они предлагают детям примеры взаимоотношений и как справляться с разногласиями. Работа выполняется не только чтением сказок, но и с помощью родителей и воспитателей.Отношения, которые ребенок выстраивает с родителями на раннем этапе, помогают ему сближаться с другими, когда они становятся старше. Согласно Беттельхейму, в жизни ребенка наступает момент, когда он становится «… способен получать некоторое эмоциональное удовлетворение от людей, не являющихся членами его ближайшей семьи…» (Беттельхейм, 124) ». Он также считал, что опыт ребенка с внешним миром поможет ему «… осознать ограничения своих родителей… (Беттельхейм, 124). Дети предпочли бы навсегда зависеть от родителей, но у них должен быть собственный опыт.Сказки предлагают примеры социальных взаимодействий, понятные детям.

Причина, по которой сказки так популярны и остаются интересными на протяжении веков, заключается в том, что все мы любим воображать. Когда мы взрослые, в нашем подсознании еще есть вещи, которые получают определенное удовольствие от сказок. Мы должны помнить, что у детей нет того уровня осведомленности, который есть у нас. Чтение - это увлекательный способ обучения, и детей не следует лишать такого опыта.На самом деле им нужен этот опыт, чтобы понять мир. Вот почему родителям необходимо поддерживать близкие отношения со своими детьми и быть готовыми и способными ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть. Я сам был скептически настроенным родителем, но понял, что сказки могут принести моим детям больше пользы, чем вреда.

Дополнительные полезные ресурсы

Цитируемых работ:

Рич, Мотоко. «Педиатрическая группа рекомендует детям с рождения читать вслух». The New York Times, 24 июня 2014 года.Интернет. 12 февраля 2015 г. Дочерти, Сирша. «5 причин, почему сказки полезны для детей ». Scottish Book Trust. 5 июня 2014 г. Веб-сайт 12 февраля 2015 г.

Беттельхайм, Бруно. The Uses of Enchantment the Meaning and Importance of Fairy Tales.New

Йорк : Альфред А. Кнопф, Инк. 1976. Распечатать.

Диллер, Вивиан. «Создание аргумента в пользу настоящей красоты» . Huff Post. 25 января 2014 г., веб-сайт 12 февраля 2015 г.

.

Почему сказки важны для детства

Не все верят в важность сказок для детей. Фактически, 25% недавно опрошенных родителей заявили, что не будут читать сказки ребенку до пяти лет, потому что они плохо преподали урок или были слишком напуганы. Многие из вас поделились своим мнением об этом на Facebook и, пожалуйста, прокомментируйте и здесь - я хочу услышать ваши мысли!

В обзоре сказок, цитируемом в этой статье в британском Telegraph, собраны десять самых популярных сказок, которые родители не читают, и почему.Прочитав список причин, могу только сделать вывод, что этих родителей утратили способность к рассуждению - полностью . Например, причина, по которой не следует читать Златовласку, состоит в том, что отправляет сообщение о краже. Едва. Во всяком случае, призыв не влезать в дома, потому что там может жить семья медведей.

Я хочу посмотреть, почему сказки так важны для детей; почему это важные истории для детства.

8 причин, почему сказки так важны для детства

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки.Если хочешь, чтобы они были умнее, читай им больше сказок ».
- Альберт Эйнштейн

1. Сказки показывают детям, как справляться с проблемами

Мы учимся у персонажей рассказов, даже будучи взрослыми. Они помогают нам, потому что мы связаны с нашей собственной жизнью, мечтами, тревогами и думаем, что бы мы делали на их месте. Сказки помогают детям научиться ориентироваться в жизни. (Беттельхейм, Б. Использование чар: значение и важность сказок .)

«Сказки не рассказывают детям, что драконы существуют. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно убить ».
- Г.К. Честертон

2. Сказки повышают эмоциональную устойчивость

Сказки показывают реальные жизненные проблемы в фантастическом сценарии, где чаще всего побеждает герой. (За исключением оригиналов Гримм.) Дети должны в безопасной среде обнаружить, что плохие вещи случаются со всеми. Потому что знаете что? Никто в жизни не застрахован от проблем, поэтому нам нужно развивать способности наших детей.Строим ли мы эмоциональные мускулы, чтобы наши дети могли держаться в трудные времена, или мы защищаем своих детей, защищая их, делая их настолько слабыми, что они не могут справиться с чем-либо, требующим силы?

3. Сказки дают нам общий язык (культурная грамотность и каноны)

Нил Гейман пишет: « Мы встречаем сказки в детстве, в пересказах или панто. Мы дышим ими. Мы знаем, как они идут ».

4. Сказки через культурные границы

Многие культуры имеют общие сказки, такие как Золушка, со своим культурным колоритом.Мы читаем версии и знаем, что все мы разделяем что-то важное: необходимость осмыслить жизнь с помощью истории и надежду на победу добра над злом.

5. Сказки учат истории

Сказки - это понимание основ истории - установка, персонажи и сюжет (восходящее действие, кульминация и развязка), а также разницу между художественной и научной фантастикой. Когда ребенок понимает структуру рассказа, это поддерживает его способность делать прогнозы и понимать другие рассказы, которые он читает.

6. Сказки развивают воображение ребенка
«Когда я исследую себя и свои методы мышления, я прихожу к выводу, что дар фантазии значил для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению».
- Альберт Эйнштейн

7. Сказки дают родителям возможность обучать навыкам критического мышления

Я абсолютно ненавижу «Русалочку» Диснея. Девушка, бросившая жизнь ради мальчика, - это чушь и не образец для подражания для моих дочерей.Даже в оригинальной версии изображена слабая женщина, которая умирает за мужчину - мне это не нравится. (Но, по крайней мере, она терпит последствия!)

Но.

Это не значит, что я не позволю своим детям читать сказку о русалке. Укрытие не дает моим детям навыков критического мышления. Разоблачение и ведомый разговор делают! (Может быть, с несколькими стонами из арахисовой галереи.)

8. Уроки по обучению сказкам

Используйте сказки, чтобы преподавать нравы и уроки. Чему вы можете научиться у Златовласки? Как насчет Золушки или Джека и бобового стебля?

Так неужели сказки слишком страшны для детей?

Иногда.

Необходимо учитывать возраст и стадию развития ребенка. Мы не читаем двухлетнему ребенку оригинальную Рапунцель, где принц ослеплен и окровавлен, потому что ребенок все равно этого не поймет. Используйте свое суждение как родитель. Пусть ваши дети тоже высказывают свое мнение - они смогут сказать, считают ли они эту историю слишком пугающей или нет.

Для чтения сказок нужно учитывать время суток. Возможно, некоторые сказки не предназначены для сказок на ночь.Так что читайте их за обедом!

Только не запрещайте навсегда сказки из жизни вашего ребенка только потому, что некоторые из них пугающие или политически некорректны. Вы можете легко найти модифицированные версии, если они больше подходят вашему ребенку и вашей семье.

Что вы думаете о сказках?

Какие ваши любимые?

«Хотя сейчас мы думаем о сказках как о рассказах, предназначенных для совсем маленьких детей, это относительно современная идея. В устной традиции волшебные истории нравились слушателям, как молодым, так и старым, в то время как литературные сказки (включая большинство сказок, наиболее известных сегодня) публиковались в основном для взрослых читателей до XIX века.(полный: http://www.endicott-studio.com/gal/galWi…) »
- Терри Виндлинг

Подробнее:
Огромный список сказок для детей,

Сказки - рекомендуемые книги и занятия, написание смешанных сказок

.

ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сказки имеют решающее значение для развития воображения детей. Они просто демонстрируют мирские истины, касающиеся людей и окружающего их мира. Сказки и рассказы знакомят ребенка с смыслом существования, показывают ему цели, заранее установленные людьми, учат правильному поведению и, более того, знакомят детей с нравственными нормами, которые поощряются обществом. Поэтому изображение реального мира в сочетании с фантастическими явлениями в сказках заставляет ребенка ко многим размышлениям и представлениям.Фантазии, вдохновленные сказками, дают детям возможность представить эффекты собственного творчества, придумывая новые истории или трансформируя уже знакомые литературные произведения.

В целом, знания детей о реальности объективны. Тем не менее, благодаря воображению, они способны его усвоить и освоить, т.е. понять по-своему. Когда дети слушают сказки, их содержание часто глубоко поражает, и в то же время их воображение развивается и принимает новые формы.Таким образом, сказки влияют на эмоциональное, физическое и умственное развитие ребенка. В частности, это отражается в формировании творческих процессов, навеянных описанием приключений главных героев сказок. Посредством слушания дети изменяют свое понимание литературного произведения, которое им читают, и тренируют способность связывать отдельные события. Одновременно они развивают навыки концентрации и внимания, что особенно важно для дальнейшего образования и обучения.

Воображение - неотъемлемый элемент жизни каждого ребенка, поскольку оно позволяет ему пересекать границы реального мира; следовательно, оказаться в фантастическом, воображаемом времени, как любимый персонаж ребенка. Кроме того, художественная литература учит ребенка различать добро и зло, правду и ложь, и благодаря этому дети ищут нравственную характеристику, то есть справедливость. Следовательно, детская литература - это фактор, включающий в себя всевозможные детские переживания и связанные с ними чувства.

В статье представлено исследование влияния сказки на развитие воображения дошкольников.

.

Важность сказок

7. Мы живем в отчужденные времена, где главная проблема - нехватка времени. Родители, особенно в семьях, где оба родителя строят свою карьеру, просто не имеют достаточно времени, чтобы быть со своими детьми.

Многие семьи в наиболее развитых странах могут уделять всего несколько минут (!) В день такому важному делу, как создание семейных связей. Гораздо важнее потратить его с умом, имея так мало времени. А что может быть более искренним, чем рассказывание историй с необязательной беседой после ее окончания? Сказки отлично подходят для того, чтобы связать крепкие и крепкие связи между поколениями.

Рассказывая истории и рассказывая об исходе сказки, мы можем заложить прочный фундамент для десятилетий качественного общения!

8. Чувство общности - это социальная, социологическая и психологическая концепция, невидимый клей, который скрепляет множество индивидуумов и связывает их в мощное единство, где один плюс один дает больше, чем два. Делясь сказками и похожими историями в разных кругах общества, мы можем почувствовать, как много общего у нас, независимо от того, насколько разными мы выглядим друг на друга с первого взгляда.

европейских стран, таких как Италия или Германия, были построены из множества маленьких объектов с помощью коллекционеров сказок!

(Изображение предоставлено Clker.com, лицензия PD)

.

Влияние сказок на детей

Сказки и рассказы оказывают глубокое пробуждающее действие на юных читателей или слушателей. Чтобы получить подробное объяснение того, как такие литературные формы могут повлиять на сознание маленького ребенка, прокрутите страницу ниже.

Алиса! детская сказка дубль,
И нежной рукой
Положи туда, где переплетаются детские мечты
В мистическом кольце Памяти,
Как увядший венок паломника
Сорван в далекой стране.
- «Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла

Феи, гоблины и эльфы, прекрасные принцессы и лихие принцы .. разве сказки полны чуши и мелодрамы? Или это что-то чудесное, истории, созданные для того, чтобы увести человека подальше от реальности, в невидимое царство?

Хотели бы вы написать нам? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию.Свяжитесь с нами, и мы поговорим ...

Давайте работать вместе!

Сказки - синонимы детей. Фактически, наряду с ободранными коленями или локтями и мороженым, прослушивание или чтение сказок составляет сущность детства. Есть много причин, по которым вам следует читать ребенку или поощрять его к чтению. В качестве источника их отвлечения часто упоминается одна причина. Но как сказки на самом деле влияют на детство? Читайте дальше, чтобы узнать, какую пользу детям приносят такие истории, как «Басни Эзопа» и «Братья Гримм».

Влияние сказок на детей

Побуждает ребенка мечтать и воображать

Воображение человека никогда не бывает сильнее, чем в детстве. Эта стадия жизни, пожалуй, единственная, на которой не боятся мечтать и мечтать беззастенчиво, не думая о возможном или невозможном. Невозможно недооценить важность воображения почти во всех сферах жизни.

Воображение - это та область мыслящего разума, которая отделяет человека от животных.Он добавляет красок и яркости в черно-белый мир. И, как все объекты, которые должны расти, необходим поток поддержки или поощрения. И это приходит в виде сказок.

Рассказы о неизведанных царствах и волшебных королевствах, о вещах человеческих и нечеловеческих, магии и чудесах питают семя воображения и творческих способностей в ребенке. Они побуждают ребенка мыслить нестандартно и создавать картинки в уме. Читая «Арабские ночи», ребенок может представить себе невидимый древний мир Аравии и мечты о джиннах и гигантах, пещерах, наполненных золотом и сокровищами, о бесконечных морях и т. Д. - список того, о чем можно мечтать, бесконечен.

В современном мире трехмерных изображений и графики в современных средствах искусства очень мало возможностей для самостоятельного воображения или размышления. В сознании ребенка с видеоиграми и фильмами дается мысль или концепция, у него / нее не было возможности вообразить или подумать об этом самостоятельно.

являются источником вдохновения

То, что мы видим, слышим или узнаем в детстве, может влиять на нас на всю оставшуюся жизнь. Сказки редко бывают пессимистичными или мрачными. Из сказки всегда можно извлечь положительный момент или урок.Сказка «Красавица и чудовище» учит не судить о вещах по тому, как они выглядят, что даже у самых уродливых существ есть сердце.

История оловянного солдатика и история о Вельветовом кролике показывает, что любое существо способно любить и как любовь может оживить его так, как никакое другое чувство. Такие сказки внушают могучие идеалы и убеждения в молодом сознании, но не тронуты порочным влиянием реальности.

Кроме того, есть отдельные персонажи, герои, героини и злодеи, которые служат образцами для подражания и фигурами, на которые стоит обратить внимание. Как и Синдбад, который, какой бы невозможной или опасной ни была ситуация, всегда ищет выход и никогда не сдается. Или различные принцы и рыцари в разных сказках, такие как Рапунцель, Спящая красавица и т. Д., Которые всегда полны решимости спасти девушку в беде.

Интересный способ познания морали и ценностей

Хотели бы вы написать нам? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию.Свяжитесь с нами, и мы поговорим ...

Давайте работать вместе!

В детстве нужно понять разницу между добром и злом. Вместо того, чтобы читать лекции и выступать перед отвлеченной и незаинтересованной аудиторией, представление одной и той же моральной точки зрения в формате сказки увлекает маленького ребенка и в то же время передает основную мысль.

Лучшим примером этого являются рассказы из басен Эзопа, которые имеют мощный девиз или указывают на историю, которая преподносится ребенку в интересной форме, а не в длинной речи.Или возьмите сказку «Красавица и чудовище».

Попытка научить ребенка тому, что внешность не имеет значения, намного проще и производит более сильное впечатление, рассказывая такую ​​сказку. К тому же такие истории остаются с ребенком и служат напоминанием о скрытой морали или ценности.

Открытие умы

Начав или выбрав правильный рассказ, ребенок заинтригован и никогда не будет удовлетворен только одной историей или сказкой. Сказки побуждают ребенка читать книги и романы, чтобы узнать больше.Так что привычка к чтению прививается ребенку, в некоторых случаях очень прочно. После укуса литературной ошибки чтение сказок может быстро превратиться в чтение рассказов и комиксов, а вскоре и романов и сериалов.

Также, вводя одну тему, ребенок чувствует, что хочет узнать больше о ней. Чтение о драконах, феях или ведьмах пробудит в ребенке любопытство, чтобы узнать больше о таких мифических животных.Сказки помогают развивать хобби и таланты.

Например, ребенка могут вдохновить нарисовать или раскрасить образы, которые он представил из сказки, поэтому косвенно он учится выражать себя через искусство. Он / она может даже начать писать свои собственные сказки или рассказы или захотеть разыграть сказку для аудитории. Один творческий процесс, в свою очередь, показал путь многим другим.

Так сказки хороши для детей или нет? У них есть свои отрицательные стороны. Большинство сказок ориентированы на мужчин, то есть они редко изображают женские персонажи в позитивном и ярком свете.Женские персонажи либо коварные ведьмы, либо беспомощные и отчаянно нуждаются в спасении. Но при правильном балансе историй родитель может восполнить этот недостаток.

В то время как старые классические произведения, такие как «Приключения Алисы в стране чудес» или «Золушка», являются бесценными и неподвластными времени сокровищами, новые сказки, такие как «Гарри Поттер» или «Эрагон», также служат сказками, хотя они длиннее и их язык немного сложен для молодых умов. Подводя итог, можно сказать, что влияние сказок на детей, на развитие их творческих способностей и воображения не может быть воспроизведено никакими другими средствами.

.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: основы, средства, методы

В статье поговорим о нравственном воспитании дошкольников. Мы более подробно рассмотрим эту тему, а также поговорим об основных инструментах и ​​методах.

О чем это?

Для начала отметим, что нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста - это широкое понятие, включающее в себя целый комплекс педагогических приемов, прививающих ребенку нравственные ценности. Но ребенок и до этого постепенно повышает свой образовательный уровень, включается в определенную социальную среду, начинает взаимодействовать с другими людьми и развивать самообразование.Поэтому немаловажное значение имеет нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, о чем мы и поговорим, ведь в этот период происходят значительные изменения в личности.

Содержание нравственного воспитания

С давних времен философы, ученые, родители, писатели и учителя интересовались вопросом нравственного воспитания подрастающего поколения. Не будем скрывать, что каждое старое поколение празднует падение нравственных устоев молодежи.Регулярно разрабатываются все новые и новые рекомендации, цель которых - повышение уровня нравственности.

Большое влияние на этот процесс оказывает состояние, которое фактически формирует определенный набор необходимых качеств человека. Например, вспомним времена коммунизма, когда больше всего почестей было трудящихся. Возвеличивались люди, готовые в любой момент прийти на помощь и четко выполнить приказ руководства. В некотором смысле личность угнеталась, а коллективистов ценили больше всего.Когда на первый план вышли капиталистические отношения, ключевыми стали такие качества, как способность искать нестандартные решения, креативность, инициативность, предприимчивость. Естественно, все это сказалось на обучении детей.

Зачем нужно нравственное воспитание дошкольников?

Многие ученые по-разному отвечают на этот вопрос, но в любом случае ответ неоднозначен. Большинство исследователей до сих пор сходятся во мнении, что воспитывать в ребенке такие качества невозможно, можно только попробовать привить.Сказать точно, от чего зависит индивидуальное восприятие каждого ребенка, довольно сложно. Скорее всего, из семьи. Если ребенок растет в спокойной приятной обстановке, то эти качества будет легче «разбудить». Логично, что ребенок, живущий в атмосфере насилия и постоянного стресса, будет меньше поддаваться усилиям воспитателя. Также многие психологи говорят, что проблема заключается в непоследовательности воспитания, которое ребенок получает дома и в коллективе.Такое противоречие может со временем привести к внутреннему конфликту.

В качестве примера приведем случай, когда родители воспитывают у ребенка чувство сопричастности и агрессии, а педагоги - воспитывают такие качества, как доброжелательность, дружелюбие и великодушие. Из-за этого у ребенка могут возникать трудности с формированием собственного мнения на основании той или иной ситуации. Именно поэтому маленьким детям очень важно усвоить высшие ценности, такие как добро, честность, справедливость, независимо от того, какими принципами в настоящее время руководствуются его родители.Благодаря этому ребенок поймет, что есть какой-то идеальный вариант, и сможет составить собственное мнение.

Основные понятия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Первое, что нужно понять, это то, что тренинг должен быть комплексным. Однако в современном мире мы все чаще наблюдаем ситуацию, когда ребенок, переходя от одного учителя к другому, впитывает совершенно противоположные ценности. В этом случае нормальный процесс обучения невозможен, он будет хаотичным.На данный момент целью нравственно-патриотического воспитания дошкольников является полноценное развитие как коллективистских, так и индивидуальных качеств.

Очень часто воспитатели используют личностно-ориентированную теорию, с помощью которой ребенок учится открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию, не вступая в конфликт. Таким образом формируются самооценка и значимость.

Однако для достижения максимальных результатов методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста следует выбирать сознательно и целенаправленно.

Подходы

Есть несколько подходов, которые используются для формирования моральных качеств. Они реализуются через игру, работу, творчество, литературные произведения (сказки), личный пример. В этом случае любой подход к нравственному воспитанию влияет на весь комплекс его форм. Перечислим их:

  • патриотических чувств;
  • отношение к власти;
  • личные качества;
  • отношений в коллективе;
  • негласные правила этикета.

Если учителя хоть немного поработают в каждой из этих областей, они уже создают отличную базу. Если бы вся система воспитания и образования действовала по единой схеме, навыки и знания, накладываясь друг на друга, образовывали бы целый комплекс качеств.

Проблемы

Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребенок колеблется между двумя властями. С одной стороны, они воспитатели, а с другой - родители.Но в этом вопросе есть и положительная сторона. Учреждения дошкольного образования и родители, действуя вместе, могут добиться отличных результатов. Но, с другой стороны, несформированная личность ребенка может сильно сбивать с толку. При этом не будем забывать, что дети подсознательно копируют поведение и реакции человека, которого они считают своим наставником.

Пик такого поведения приходится на первые годы обучения в школе. Если в советское время все недостатки и ошибки каждого ребенка выставлялись на всеобщее обозрение, то в современном мире такие проблемы обсуждаются за закрытыми дверями.Более того, ученые давно доказали, что образование и обучение, построенные на критике, не могут быть эффективными.

На данный момент нет публичного объявления о каких-либо проблемах, которые рассматриваются как наказание. На сегодняшний день родители могут пожаловаться на опекуна, если их не устраивают его методы работы. Обратите внимание, что в большинстве случаев этого вмешательства недостаточно. Но в случае нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста авторитет воспитателя имеет большое значение.Но учителя становятся менее активными. Они остаются нейтральными, стараясь не навредить ребенку, но таким образом и ничему его не обучая.

Цели

Целями нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста являются:

  • формирование различных привычек, качеств и представлений о чем-либо;
  • воспитание гуманного отношения к природе и др .;
  • формирование патриотических чувств и гордости за свою страну;
  • воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
  • формирование коммуникативных навыков, позволяющих продуктивно работать в коллективе;
  • формирование адекватного чувства собственного достоинства.

Учреждения

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и методов, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится образно воспринимать мир и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить собственные чувства и эмоции с помощью слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя так, как ему заблагорассудится.

Во-вторых, это общение с природой, которое является незаменимым фактором формирования здоровой психики. Для начала отметим, что времяпрепровождение в нац

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.