О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Развитие ребенка раннего возраста


Статья: Особенности развития детей раннего возраста.

Особенности развития детей раннего возраста.

 

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период - от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он - исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период - от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период - от 2 до 3 лет.

Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

 

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.  Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение.  Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при 
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

- развитие предметной деятельности;

- развитие общения с взрослыми;

- развитие речи;

- развитие игры;

- приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

- развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

 

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.


 

Здоровье ребенка

Во всем мире существуют огромные различия в шансах ребенка на выживание, причем непропорционально сильно страдают страны с низким и средним уровнем доходов. В Африке к югу от Сахары самый высокий уровень детской смертности в мире, в некоторых местах в 15 раз выше, чем в странах с высоким уровнем доходов. К основным причинам смерти среди детей относятся респираторные инфекции, диарейные заболевания, корь, малярия, недоедание и состояния новорожденных. Многие детские смерти можно предотвратить с помощью вакцинации, надлежащего ухода на дому, доступа к медицинским услугам, улучшения показателей грудного вскармливания и улучшения питания.Однако многие меры по спасению жизни недоступны для беднейших слоев населения мира.

Выживание - лишь одна из многих проблем, связанных со здоровьем детей. Здоровье, рост и развитие ребенка неразделимы. В 2016 году не менее 250 миллионов детей не смогли полностью достичь своего физического или психологического развития. Это ошеломляющая цифра - 43%. Также широко распространено насилие в отношении детей. В 2019 году от жестокого обращения или отсутствия заботы пострадал 1 миллиард детей.

.

Что такое раннее развитие детей? Руководство по развитию мозга

Здоровое развитие в первые годы жизни (особенно от рождения до трех лет) обеспечивает строительные блоки для образовательных достижений, экономической производительности, ответственного гражданства, здоровья на протяжении всей жизни, сильных сообществ и успешного воспитания детей следующего поколения. Что мы можем сделать в этот невероятно важный период, чтобы у детей был прочный фундамент для будущего развития? Центр развития детей создал это Руководство по развитию детей в раннем возрасте (РДРВ), чтобы помочь родителям, опекунам, практикам и политикам понять важность развития детей в раннем возрасте и узнать, как поддерживать детей и семьи на этом критическом этапе.

Шаг 1: Почему важно раннее детство?

Этот раздел знакомит вас с наукой, которая связывает ранний опыт от рождения (и даже до рождения) с будущими способностями к обучению, поведением, а также физическим и психическим здоровьем.

Мозг героя

В этом 3-минутном видео показано, как действия родителей, учителей, политиков и других лиц могут повлиять на результаты жизни как ребенка, так и окружающего сообщества.

Вкратце: Наука о раннем детском развитии

В этом видео из серии InBrief рассматриваются основные концепции развития детей в раннем возрасте, выработанные за десятилетия нейробиологии и поведенческих исследований.

Вкратце: Наука о раннем детском развитии

В этом кратком изложении объясняется, как наука о раннем развитии мозга может способствовать инвестициям в раннее детство, и помогает проиллюстрировать, почему развитие ребенка - особенно от рождения до пяти лет - является основой процветающего и устойчивого общества.

Шаг 2: Как происходит раннее развитие ребенка?

Теперь, когда вы понимаете важность РДРВ, в этом разделе мы углубимся в науку, включая то, как ранние переживания и отношения влияют и формируют схемы мозга и как воздействие токсического стресса может ослабить архитектуру развивающегося мозга.

Три основные концепции на раннем этапе разработки

Достижения в области нейробиологии, молекулярной биологии и геномики теперь дают нам гораздо лучшее понимание того, как ранние переживания встроены в наши тела и мозг, к лучшему или к худшему.Эта серия видео из трех частей объясняет.

8 вещей, которые следует помнить о развитии ребенка

В этом важном списке, представленном в отчете «От передовой практики к прорывным воздействиям», Центр по вопросам развития ребенка устанавливает четкую позицию в отношении некоторых аспектов раннего развития ребенка.

Вкратце: Наука устойчивости

Этот краткий обзор подводит итог науке устойчивости и объясняет, почему ее понимание поможет нам разработать политику и программы, которые позволят большему количеству детей полностью раскрыть свой потенциал.

Шаг 3: Что мы можем сделать для поддержки развития ребенка?

Понимание того, насколько важны ранние опыты и отношения для развития на протяжении всей жизни, - это один из шагов в поддержке детей и семей. Следующим шагом будет применение этих знаний в текущей практике и политике. В этом разделе представлены практические способы, с помощью которых специалисты-практики и политики могут поддержать РДРВ и улучшить результаты для детей и семей.

От передовой практики к революционным воздействиям

В этом отчете обобщены результаты 15 лет драматических достижений в области науки о раннем детстве и развитии мозга в раннем возрасте и представлена ​​основа для внедрения научно обоснованных инноваций в политику и практику в раннем детстве.

Три принципа улучшения результатов для детей и семей

Понимание того, как опыт, полученный детьми с самого рождения, даже до рождения, влияет на результаты на протяжении всей жизни, а также на основные способности, необходимые взрослым для развития, обеспечивает прочную основу, на которой политики и общественные лидеры могут разработать общую и более эффективную повестку дня.

Чаша весов: игра на устойчивость

Играя в эту игру, вы узнаете, как наши решения могут помочь детям и сообществу в целом стать более устойчивыми перед лицом серьезных проблем.

.

ВОЗ | Раннее развитие ребенка

Период раннего ребенка считается наиболее важным этапом развития на протяжении всей жизни. Здоровое раннее развитие ребенка (РДРВ), которое включает в себя физическую, социальную / эмоциональную и языковую / когнитивную области развития, каждая из которых одинаково важна, сильно влияет на благополучие, ожирение / задержку роста, психическое здоровье, болезни сердца, грамотность и навыки счета. , преступность и участие в экономической жизни на протяжении всей жизни.То, что происходит с ребенком в раннем возрасте, имеет решающее значение для его развития и жизненного пути.

Доказательства успешных моделей и проблем в реализации программ раннего развития детей (от беременности до восьми лет) были получены от стран, международных агентств, НПО и гражданского общества. Критерии успешной реализации были разработаны для различных страновых контекстов с особым упором на страны с низким уровнем доходов. Кроме того, была создана база данных успешных программных моделей, которая теперь доступна через этот сайт.

Организационный центр

Партнерство по раннему обучению людей, возглавляемое д-ром Клайдом Хертцманом, функционировало как Центр знаний ВОЗ по развитию детей раннего возраста. Его широкая миссия заключалась в том, чтобы повысить значимость раннего развития детей во всем мире.

Ключевые публикации

Заключительный отчет Сети знаний о развитии детей в раннем возрасте - Развитие детей в раннем возрасте: мощный уравнитель

В заключительном отчете ECDKN предлагаются способы, с помощью которых представители правительства и гражданского общества, от местного до международного, могут работать вместе с семьями, чтобы обеспечить равный доступ к сильной благоприятной среде для всех детей во всем мире.

Общая модель оценки окружающей среды для раннего развития ребенка

Этот отчет обеспечивает основу для понимания окружающей среды (и ее характеристик), которая играет важную роль в обеспечении благоприятных условий для всех детей на справедливой основе.

Международные взгляды на раннее развитие детей

В этом обзоре определены общие принципы, которыми богатые и развивающиеся страны могут руководствоваться в улучшении результатов развития своих детей в первые годы жизни и в ходе критических переходных периодов, таких как поступление в школу.

.

Раннее развитие детей | UNICEF

Сочетание факторов определяет, почему одни дети получают необходимое питание, защиту и стимуляцию, а другие остаются позади. Бедность - это обычная составляющая уравнения. 250 миллионов детей в возрасте до пяти лет в странах с низким и средним уровнем доходов рискуют не реализовать свой потенциал развития из-за крайней нищеты и задержки роста.

Часто дети из наиболее неблагополучных семей имеют меньше всего доступа к основным ингредиентам для здорового развития.Например, частое или продолжительное воздействие экстремального стресса, такого как пренебрежение и жестокое обращение, может вызвать срабатывание систем биологической реакции, которые без защиты взрослого человека создают токсический стресс - реакцию, которая может мешать развитию мозга. По мере роста ребенка токсический стресс может предвещать физические, психические и поведенческие проблемы во взрослом возрасте.

Конфликты и неопределенность также играют роль, поскольку дети младше пяти лет в затронутых конфликтами районах и нестабильных государствах сталкиваются с повышенными рисками для своей жизни, здоровья и благополучия.

Контроль и бездействие имеют высокую цену и имеют долгосрочные последствия для здоровья, счастья и потенциала заработка по мере того, как эти дети становятся взрослыми. Они также способствуют глобальным циклам бедности, неравенства и социальной изоляции.

Несмотря на необходимость, программы для детей младшего возраста по-прежнему серьезно недофинансируются и плохо выполняются. Государственные инвестиции в развитие детей младшего возраста невелики. Например, в 27 странах Африки к югу от Сахары в 2012 году на дошкольное образование было потрачено лишь 0,01 процента валового национального продукта.

Существует также слабое общественное понимание важности первых лет жизни ребенка и низкий общественный спрос на политику, программы и финансирование.


.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.