О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Пространство развития ребенка


Развивающая среда для ребенка дома. Советы Монтессори педагогов

Родители часто задают нам вопросы, как организовать пространство дома, чтобы оно способствовало развитию ребенка, а все необходимое вписывалось в небольшие московские квартиры.

Специалисты детского Монтессори центра "Созвездие" подготовили рекомендации по организации квартиры в духе Монтессори, используя каждый сантиметр детской.

Что нужно знать о принципах организации пространства по Монтессори?

Многие родители считают, что Монтессори пространства это комнаты с безупречным дизайном, которые заполнены самыми новомодными игрушками, однако, на деле оказывается, что для развития малыша гораздо важнее функциональность каждого объекта, а не его цена и эстетические характеристики.

Цель организации развивающего пространства для ребенка - это развитие самостоятельности малыша, улучшение его когнитивных способностей и навыков саморегуляции и самообслуживания. Для выполнения этих задач не достаточно просто накупить разных игрушек, важно подобрать и расположить все используемые ребенком предметы так, чтобы он мог использовать их легко и с удовольствием, а вы не переживали за безопасность ребенка, даже когда он занимается самостоятельно.

Все вещи должны подходить ребенку по размеру

Двухлетний малыш примерно в пять раз ниже своих родителей, а в обычной квартире ему приходится пользоваться мебелью и домашней утварью, рассчитанной на взрослого человека. Только представьте, как сложно было бы вам забираться на полутораметровый стул, пользоваться трёхметровой шваброй, постоянно просить кого-то снимать нужные вещи с верхней полки. Оглядите свою квартиру и определите зоны, где ребенку необходимы новые вещи, подходящего размера:

  • Прихожая: небольшой стульчик для обувания, крючки для одежды на уровне роста малыша, доступ к нижней полке с обувью,

  • Ванная комната: низкая раковина или небольшая скамейка, чтобы малыш сам дотягивался до крана, горшок, а позже детское сидение для унитаза, место для туалетных принадлежностей в зоне досягаемости ребенка,

  • Кухня: удобный стул для приема пищи за общим столом, низкий столик для готовки или легкая подставка, чтобы малыш мог сам доставать до полок и ящиков с необходимыми продуктами и посудой, безопасные и подходящие по размеру средства для уборки (тряпочки для стола и пола, губки для посуды), легкий перекус (фрукты, сушки и другие снеки) и вода, которые малыш сможет брать без помощи и участия взрослых,

  • Детская: низкая кровать, полки, ящики, шкаф для одежды по росту ребенка, зеркало, висящее на уровне глаз ребенка, уголок для творчества

Предметы подходящего размера можно найти как в специализированных детских магазинах, так и приспосабливать подходящие вещи из Икеи и других крупных супермаркетов дляома

Все предметы должны быть функциональны

Дети не способны комфортно существовать в захламленном пространстве, к тому же им гораздо проще поддерживать порядок в среде с небольшим количеством предметов, поэтому продумайте, к каким вещам у ребенка должен быть доступ в ближайшую неделю, а остальное спрячьте на антресолях: одежда не по сезону или купленная "на вырост", книги уже прочитанные или еще слишком сложные для малыша, бесконечные комплекты игрушек, дополнительная посуда или кухонная утварь. Возьмите себе за правило:

Всё, до чего дотягивается малыш, должно играть свою роль в его развитии, остальное не должно захламлять жилое пространство

Выбор достаточный, но не избыточный

Ящики с игрушками размером с самого малыша скорее осложнят его выбор, чем поспособствуют развитию самостоятельности крохи. Для комфортного выбора, особенно для ребенка дошкольного возраста, достаточно иметь до 3-4 вариантов за раз и периодически убирать одни наборы и доставать другие. Например, сегодня у малыша есть выбор между зеленой, синей и желтой футболкой, а завтра вместо зеленой появится красная. Этот же принцип работает с книгами, игрушками и материалами для творчества. Однако чрезмерное сужение выбора может вызывать недовольство ребенка, поэтому старайтесь следить за тем, чтобы у малыша было хотя бы два варианта.

Ограничивайте количество вещей в детской в один период времени, ведь так малышу легче ориентироваться в комнате и поддерживать порядок. Время от времени можно менять ассортимент одежды, игрушек и творческих материалов, учитывая возраст и интересы малыша.

У каждой вещи в детской должно быть удобное место

Зачастую ребенку сложно поддерживать порядок, так как у вещей нет четко обозначенных мест и удобных емкостей для хранения. Часто Монтессори родители используют для каждого набора отдельную емкость для хранения (деревянный поднос, корзинка, прозрачная коробка). Главный принцип - легко понять, что внутри и легко поставить на место.

Зоны для хранения мы рекомендуем разделять по тематике: полка для творческих наборов, шкаф для одежды с отдельными корзинками для носков, белья, одеждой на вешалках, зона для развивающих наборов, игрушек.

В ванной комнате и на кухне принцип сохраняется: на небольшом лотке на нижней полке можно хранить зубную пасту, щетку, мыльницу с мылом, рядом с раковиной полотенце для лица и рук.

На кухне освободите нижние шкафчики для посуды и другой утвари для ребенка: несколько глубоких и плоских тарелок, чашка, вилка, ложка, подходящий нож, доска и другие необходимые предметы.

Определите удобные и легкодоступные зоны для хранения всех вещей, используемых ребенком. Малыш должен четко понимать, откуда взять и куда вернуть необходимый предмет. Часто родители оформляют ярлыки с картинками вещей, которые прикрепляют на полки и ящики, так детям легче запомнить расположение вещей.

Несколько слов о дизайне пространства

Маленькие дети еще не имеют развитого произвольного внимания, поэтому любые кричащие детали и излишне яркие предметы интерьера сильно отвлекают их. При подборе цветовой гаммы детской мы рекомендуем придерживаться пастельных цветов и минималистического подхода. В такую комнату будет легче вносить изменения по мере взросления ребенка, чем в яркую стилизованную комнату принцессы или будущего футболиста. Более того, интересы маленьких детей быстро меняются и подобные дизайнерские решения могут стать неактуальными гораздо раньше, чем вы рассчитываете.

И напоследок, избыток элементов декора не только отвлекают детей, но и усложняют уборку детской, а ведь малышам совсем скоро предстоит поддерживать чистоту в своей комнате самостоятельно. Тем не менее, ребенку должно быть уютно, поэтому старайтесь подбирать предметы, сочетающиеся по цвету и текстуре и не забывайте украшать стены детской фотографиями и творческими работами самого малыша.

Подбор игрушек и развивающих материалов

Мы рекомендуем наполнять полки малыша предметами разной цели и направленности: развитие мелкой и крупной моторики, памяти, зрительного, слухового и тактильного восприятия, мышления, материалы для рисования и занятий музыкой, книги, пазлы и игрушки без четко определенного результата игры (простые конструкторы, например, деревянные кубики или блоки), которые способствуют свободной игре детей.

Для удобства организации можно выделить те же направления упражнений, с которыми вы встречаетесь на занятиях в нашем Монтессори центре:

  • Упражнения в практической жизни, которые обеспечиваются набором предметов быта подходящего размера и материала: тряпочки и веник с совком для уборки, посуда и губка для её мытья, всевозможные шнуровки и застёжки и другие привычные предметы необходимые в повседневной жизни,

  • Сенсорное развитие, поддерживаемое с помощью упражнений, задействующих разные органы чувств: сенсорные коробочки, сортировки материалов с различной текстурой, цветом, формой, сыпучие материалы, простые музыкальные инструменты и т.д,

  • Упражнения на развитие речи, которые обеспечивают знакомство малыша с чтением и письмом: карточки с изображением предметов и подписями, детские книги, кассы букв и т .д.,

  • Упражнения на развитие математических способностей: счетные палочки, карточки с цифрами и т.п.,

  • Знакомство с окружающим миром: глобус, карты, атласы животных, макеты, природные материалы, живые растения,

  • Зона детского творчества: материалы для рисования, лепки, конструирования и свободной игры.

Представленные в одно время варианты должны соответствовать возрасту и быть сбалансированы по направленности и включать как более сложные задачки и новые предметы, так и хорошо знакомые и простые материалы, чтобы малыш мог сам выбирать комфортный уровень сложности. Здесь стоит с одной стороны следовать за интересами ребенка, но также и не забывать предлагать малышу новые предметы и задания.

Монтессори родители и педагоги отдают предпочтение игрушкам с менее определенным способом взаимодействия: простая мягкая игрушка вовлекает ребенка в процесс фантазирования гораздо лучше, чем поющие и мигающие животные, которые механическим голосом требуют их потрясти и покормить. Мы также рекомендуем выбирать игрушки и наборы из натуральных материалов, ведь именно от таких предметов ребенок больше узнаёт о реальном мире. Отличными игрушками для ребенка могут стать и самые простые природные материалы: шишки, камушки, листья и т.п.

Прекрасно подытожить нашу статью сможет перевод англоязычной экскурсии по детской комнате, организованной по методу Монтессори:

Выводы

Монтессори развивающая среда для детей - это минимум предметов и максимум пользы для развития ребенка. Все предметы, к которым у ребенка есть доступ дома должны соответствовать возрасту ребенка, быть подходящими по размеру, а развивающие материалы должны подходить по сложности и быть интересны ребенку. Дома ребенку должны быть предоставлены удобные предметы быта и мебель, а отбор игрушек должен производиться по критерию пользы для развития малыша.

Заключение

Несмотря на видимую простоту организации Монтессори пространства дома, часто родителям бывают нужны консультации педагогов, работающих по выбранной методике.

Приводя малыша на занятия в Монтессори центр "Созвездие", вы не только обеспечиваете ребенку разнообразные развивающие занятия в тщательно продуманной среде, но и получаете всестороннюю поддержку педагогов и психологов, а также рекомендации по организации пространства и составлению распорядка дня ребенка на основе его индивидуальных особенностей, условий жизни семьи и характеристик развития малыша.

Запишитесь на бесплатное пробное занятие в Монтессори клуб "Созвездие" прямо сейчас и познакомьтесь с методикой Монтессори и нашими педагогами лично. Мы с нетерпением ждём встречи с вами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Развивающее пространство для ребёнка в маленькой квартире

Меня зовут Елена, я мама Киры, сейчас ей 3 года 8 месяцев. Мы живём с ребёнком и мужем в квартире площадью 34 кв. метра, и у нас получилось создать условия для развития ребёнка в таком ограниченном пространстве. Хочу поделиться нашими лайфхаками и фото.

Как начала преображаться наша квартира с появлением ребёнка

После счастливых родов я более-менее пришла в себя примерно через полгода. Тогда и задумалась о среде для развития Киры; даже не о среде — меня волновало, что же мне теперь делать с ребёнком. Всё прояснялось постепенно, и в результате шаг за шагом нам удалось обустроить все зоны для нашей дочери.

Сначала была только игровая зона с зеркалом и брусьями. С брусьями я разгонялась долго, но когда разогналась, меня было не остановить — готова была притащить домой на 34 квадрата готовые деревянные брусья «Первые шаги», которые весят 10 кг. Благо, муж помог критично оценить ситуацию.

В итоге мы купили в строительном магазине два черенка для лопат и прикрутили их к полкам из Икеи.

Получилось пусть и не так эстетично, как фабричные брусья. Но свою задачу черенки выполнили — Кира с их помощью сначала научилась вставать, а потом и ходить

Затем я решила облагородить детский уголок и повесила портрет голубя. Всё было бы здорово, но в книгах и на фото других родителей картины были всегда в рамках. Поскребла я по сусекам, нашла рамку и упаковала птицу.

Отошла, посмотрела — всем хорош был голубь, только немного эпичным вышел в чёрной рамке, но решили оставить так

Я не сторонник большого количества игрушек, предпочитаю полезность, минимализм и эстетичность материала. Поэтому у дочери всегда было немного игрушек, но зато они увлекали её надолго.

Когда Кире было около 7 месяцев, у нас появился стол для прикорма. Я с гордостью и трепетом посылала его фото бабушкам и детным друзьям и получала в ответ: «Зачем вы дали ребёнку вилку? Он же выколет глаз!»

С глазом ничего не случилось, зато дочь научилась пользоваться приборами ещё до года

После появления стола понадобилось место, где Кира могла бы хранить свои вилку и ложку и убирать за собой посуду после еды. Для этого мы организовали ей на кухне полки с её кухонными принадлежностями и доступ к раковине.

Фото полок тех лет не сохранилось, так он выглядит сейчас. До года всё необходимое располагалось на нижних полках, чтобы Кира могла сама взять салфетку, чашки, приборы и сервировать стол

Когда дочери было 10 месяцев, у неё появились низкие крючки для уличной одежды, место для уличной обуви и стул для переобувания — мы просто отпилили от икеевского табурета ножки на 22 см.

Ориентир для обуви я обозначила изолентой, и десятимесячная дочь постоянно пыталась отклеить его. Но мне было 28 лет, и я была хитрее — наклеила поверх изоленты скотч и ориентир держится уже три года

Когда Кире было около года, я купила три мягких мата для отработки крупной моторики: лесенку, куб и горку. Мы живём с ребёнком и мужем в маленькой квартире, поэтому ни один спортивный уголок в ней бы не поместился. Вернее, поместился, но тогда пришлось бы убрать взрослую кровать, а на это мы уже пойти не могли.

Такие маты можно разместить в детской и раньше, когда он только учится ползать. Но и в год Кира оценила тренажёр в таком виде

Потихонечку наша маленькая квартира к году ребёнка обросла полезными островками для удобства маленького самостоятельного человека. По мере взросления дочери и изменения её потребностей, менялись книги и игрушки, предметы для готовки и быта, появлялись новые виды занятий.

Условия для развития ребёнка дома после 3 лет

Сейчас Кире 3,8 года, и я покажу, что изменилось в квартире к этому возрасту.

На кухонный стол мы поставили цветок, за которым дочь с удовольствием ухаживает — поливает, опрыскивает и вытирает листья. Всё необходимое находится в одной корзине, чтобы Кире было удобно пользоваться.

Рядом со столом стоит шкаф с открытыми полками для кухонных принадлежностей дочери: посуды, инструментов для готовки и кувшина с водой. В прихожей на низких крючках висят инструменты для уборки и фартук, который дочь надевает во время готовки.

В нашей единственной комнате поместились шкаф с занятиями дочери, кровать, уголок для чтения и две зоны для творчества. В первой стоит мольберт для рисования красками и карандашами.

Во второй зоне для творчества расположился столик для лепки, а рядом с ним — уголок для чтения и отдыха.

Недавно мы заменили кресло и книжный столик на гладильную доску. Глажка — новое увлечение Киры, она может гладить бесконечно даже с травмированной рукой.

А зону для отдыха разместили на балконе: повесили качели и поставили удобный пуф. Здесь мы часто проводим вечера всей семьёй.

Дочь взрослеет, и скоро у неё появятся другие потребности. Это потребует от нас создания новых условий для развития ребёнка дома. Но мы готовы следовать за Кирой и делать нашу маленькую квартиру такой же удобной для неё, как и для себя.

Елена,

с любовью к детям и делу в мастерской @patchwork_byy

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



Чтобы узнать подробности и присоединиться к ближайшему потоку любого нашего курса о развивающем пространстве дома, просто напишите нам в WhatsApp. Первые результаты вы увидите через пару недель, а после окончания курса сами станете экспертом по развитию своего ребёнка.

«Пространство детской комнаты: как создать для ребёнка развивающую среду дома» | Консультация:

«Пространство детской комнаты:

как создать для ребёнка развивающую среду дома»

Воспитатели МБДОУ г. Мценска «Детский сад №14»

Крючкова И. В.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Родители с раннего возраста малыша стараются максимально обустраивать развивающее пространство детской комнаты, однако споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают.Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.Сегодня не утихают споры по поводу необходимости развивающих занятий с детьми раннего возраста, однако, положительного влияния на общее развитие малыша не смог оспорить ни один противник раннего обучения.Рассмотрим основные методики и доктрины раннего развития.Первым ученым-медиком, который озвучил необходимость раннего развития ребенка, стал американский врач-нейрохирург ГленнДоман. Работая с травмами головного мозга, Доман заметил, что при систематическом повторении увиденного на картинках, в словах или фигурах, поврежденные клетки головного мозга начинают функционировать быстрее и восстанавливаются гораздо в большей степени.Он предположил, что в случаях с маленькими детьми в период интенсивного роста головного мозга можно добиться небывалого успеха в освоении чтения, счета и музыкальной грамоты. Важным условием успеха его методики является интенсивность смены карточек к разглядыванию. Она наращивается подобно снежному кому.  ГленнДоман также доказал необходимость сочетания умственного и физического развития. Он предложил выкладывать грудного ребенка с самого рождения на специальный трек для ползания, давая тем самым закрепиться рефлексам мышечной системы.Сесиль Лупан — француженка, которая умело сочетала методику ГленнаДомана с собственным подходом к развитию дочери. Она изменила принцип показа карточек, сделав процесс медленней, но интересней. Сесиль постаралась взять из методики ГленнаДомана основную идею, но применяла она ее исходя из собственных реалий. С результатом ее эксперимента можно ознакомиться в книге «Поверь в свое дитя».Еще один яркий представитель подвижников раннего развития — МасаруИбука. Не педагог, не врач и даже не психолог. МасаруИбука — обычный бизнесмен, который искал методы и формы реабилитации для больного сына.    Итогом его просветительскойдеятельности стало создание организации «Обучение талантов»и «Японской ассоциации раннего развития», которая продолжает свою деятельность и сегодня. Как говорил МасаруИбука, «После трех уже поздно!»Это означает, что наиболее подходящий период для развития задатков в ребенке напрямую связан с темпами роста его головного мозга.Чем быстрее растет мозг, тем больше знаний можно вложить в малыша, тем больше талантов возможно развить. Так как к полугоду мозг малыша формирует около 50% нейронных связей, а к трем годам до 80% головного мозга сформировано, то именно в самом раннем возрасте можно развить в ребенке потребности, чувства, мышление и творчество. Среди известных педагогов раннего развития можно отметить наших соотечественников Бориса и Елену Никитиных. Как отмечают сами педагоги, они старались уйти от программного воспитания, доверяя больше интуиции и потребностям малыша, чем правилам и догмам. В основе их методики лежит физическое развитие ребенка — как ключ к активации познавательного интереса. Никитины — первые педагоги в нашей стране, выделившие игру как форму развивающего обучения.Сегодня по методике семьи Никитиных работают педагоги во всем мире, Борис и Елена выпустили большое количество развивающих игр, разработали целую концепцию раннего развития, закаливания, физической активности.

Безусловно, достойна рассмотрения и старейшая система раннего развития, получившая широкое распространение на Западе, а к нам пришедшая в конце восьмидесятых годов, — система Марии Монтессори.

Более ста лет назад Мария, будучи врачом в детской клинике, обратила внимание на то, как бесцельно слонялись по коридорам лечебницы дети с психическими отклонениями. Она отметила, что эти дети при должном уходе и стимулировании могли бы получить полноценное воспитание и исправить свой недуг.Мария начала изучать психологию и педагогику, вскоре разработав свою систему раннего развития в естественной среде. Автор метода опиралась на сенсорную обстановку, окружающую ребенка. Она впервые заговорила о том, что для полноценного развития малыша необходимо дать ему свободу действия.Главный принцип педагогики Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!» Другими словами, родитель или воспитатель создают развивающую среду для ребенка при помощи подручных средств, направляют ребенка в его познании и дают ему шанс закрепить свою индивидуальность в окружающем мире.

Хочется отметить, что развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности, обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша.Детально изучив некоторые методики раннего развития, мы можем систематизировать полученные знания и вывести несколько правил в организации развивающего пространства для маленького ребенка.

Правило 1.При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша, выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный и красный цвет; в первом случае у ребёнка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.

Правило 2. Физическое воспитание — неотъемлемая часть развивающей среды для младенца. Сначала это выкладывания на живот, массажные сеансы или упражнения под руководством родителя, затем — самостоятельное познание мира.ГленнДоман говорил: «Пол — основа естественной развивающей среды для ребенка. Ешьте на полу, спите на полу, растите на полу». Он во многом оказался прав.В детской можно устроить разно уровневый пол, который позволит ребенку самостоятельно выбирать вид передвижения, научит его преодолевать препятствия и решать сложные задачи.

В детской развивающей среде обязательно должно быть место для спортивного уголка. Пусть у вас не будет стационарной гимнастической лестницы, но мячик для упражнений, скакалки и обруч в детской быть должны. Мало того, ими необходимо активно пользоваться, не забывая о мягком мате на полу.

Правило 3. Детская комната состоит из универсальных предметов, которые можно переставлять, объединять и даже перекраивать согласно потребностям разных периодов развития ребенка, (кресла-мешки, которые удобно трансформировать в тот вид, который необходим для игры, освещение в детской комнате, где центрирование со временем преобладает над рассеянным потоком света, а также игрушки и модули для их хранения, которые можно трансформировать в домики, горки, гоночные треки ит.д).

Правило 4. Ребенку должно быть интересно развиваться и расти в гармонии с окружающим миром. Для этого в детской комнате малыша необходимо обеспечить мобильность смены декораций и интерьера. Яркиемобили над кроваткой. Проекции на стену картин природы, сопровождаемые музыкой для релаксации. Разноцветные игрушки, погремушки, развивающие пособия, созданные из подручных средств.Яркие краски в рисунках на стене, возможность все пощупать, попробовать на вкус. Одним словом, детская комната малыша, с одной стороны, напоминает сенсорную комнату, с другой стороны — служит стимулом к дальнейшему успеху в развитии ребенка.

Правило 5. Развивающее пространство для малыша должно носить сенсорную направленность. Познание окружающей мира у ребенка происходит через органы чувств: все, что он увидит, пощупает, понюхает или попробует на зуб является предметом развития и источником информации об окружающем мире.Малыш нуждается в яркой, радостной обстановке комнаты. Красные, желтые и синие цвета должны преобладать среди игрушек в детской комнате годовалого малыша. Яркие цвета вызывают интерес, малыш хочет подержать игрушку в руках, попробовать ее на вкус — на смену созерцанию приходит тактильный контакт.

Игрушки, мебель, обои на стенах в детской комнате маленького ребенка должны обладать ярко выраженной текстурой, чтобы ее было приятно щупать, познавать.

Правило 6.Как бы ваш малыш ни любил общение, ему рано или поздно понадобится уголок для уединения. Для ребенка двух лет и младше идеально подойдет бассейн с мячами или домик из парусины, с входом и окнами. В этом домике ребенок может играть с любимыми игрушками, уединяться от окружающих.Хочется отметить как общаться с малышом в развивающем пространстве?

Важно:

-в общении с маленькими детьми помните, что они такие же, как вы, только маленькие! Не сюсюкайте, не принижайте их мнение;

-не пытайтесь остановить ребенка категоричным «нет». Очень часто слово «нет» только вызывает раздражение и всплеск эмоций у детворы;

-не пытайтесь навязать свое мнение о детских игрушках. Иногда бывает, что потрепанный и старенький мишка дороже новенького трехколесного велосипеда;

-маленькому ребенку все нужно объяснять и показывать на своем примере! Рисовать красками не страшно: макаем свой палец и выводим первую «каракулю» на листе или на планшете. Нельзя качаться на стуле, иначе упадешь: посадите на маленький стульчик куклу и раскачайте его. Кубики можно собирать в картину, в башню и т.д. Благо, в современной детской комнате богатое поле для фантазии и примеров;

-на маленького ребенка нельзя злиться и раздражаться. Если ребенок довел до «белого каления», стоит досчитать до десяти, повторяя про себя, что это ребенок, и переключить его внимание на другую игру. Если переключить не получается, дайте ребенку несколько минут одиночества.

И вообще, помните, уважаемые родители, что ребенок чувствует наше настроение, улавливает каждую нотку в нашем голосе.Садясь с ним играть и общаться, не допускайте ни тени фальши и наигранности в поступках.Радуйтесь каждой проведенной вместе с ним минуте. Разрисовывание стен в детской, складывание пазлов или сборка конструктора, театральные постановки, игра в концерт на импровизированной сцене из блоков LEGOили просто прятки по углам и за шкафами — все должно быть весело и естественно!Стоит на минуту разбудить в себе ребенка, и ваше общение с маленькими детьми обязательно наладится и подарит радость общения и взрослому и ребёнку.В заключении, хочется отметить, обустраивая в детской комнатеразвивающую среду, следует помнить о ее естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? (Текст) , 2005
  2. Данихнова Я.А. Пространство детской комнаты  - Ростов н/д Феникс, 2015
  3. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни дл шести лет , Дельта 2001

ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка». | Консультация на тему:

Консультация для воспитателей

ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка».

Воспитатель:

Папулова Ольга Владимировна.

2016г.


«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский.

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Изучение среды: предметной, игровой, творческой – один из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии. Доказательства ученых констатируют, что среду можно рассматривать как окружающие ребенка условия существования, к которым относятся социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия. При этом предметная среда выполняет определенную (ответную) функцию: она стимулирует игровую деятельность, способствует формированию воображения.

Предметно-пространственная среда развития детей представляет собой особым образом организованное пространство, социокультурное и педагогическое. В рамках такого пространства структурируются несколько подпространств, которые являются взаимосвязанными и создают наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта (Е.А. Лобанова).

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Содержание развивающей предметной среды должно быть выстроено таким образом, чтобы удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, а также обеспечивать становление его способностей. Следует понимать, что речь идет об амплификации в сфере способностей на основе предметной базы развития в детских, не учебных видах деятельности. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечиваются в программе системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.

В детском саду предметно-пространственную среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, потребностей, склонностей и способностей, а также уровней активности (С.Л. Новоселова).

Основными направлениями при проектировании предметно-пространственной среды в детском саду являются: всестороннее развитие детей; психологический и физический комфорт детей и взрослых, так как современный детский сад – это первый внесемейный социальный институт, обеспечивающий образование дошкольника; это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Осознавая значимость и необходимость такого опыта, возможности его организации и обогащения расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, которая является источником становления субъектного опыта ребенка.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды группового помещения, поскольку среда в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.

Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?

  • Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
  • Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
  • Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

  • Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  • Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
  • Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью, предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например, «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

- показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.

Трансформируемое пространство ребенка - дошкольника | Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме:

ТРАНСФОРМИРУЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

В настоящее время, когда все дошкольное образование находится под флагом ФГОС, актуальной темой для воспитателей является соответствие Профессиональному стандарту педагога и требованиям ФГОС ДО к реализации ООП ДО.

ФГОС ДО направлен на развитие и поддержание детской инициативы, в связи с чем должна измениться среда, в которой ребенок развивается.

С чего начать? С понимания того, что относится к развивающей предметно-пространственной среде (далее РППС) и для чего она нужна. РППС — инструмент для реализации ООП и АОП ДО. РППС – это организация пространства, в котором прибывают воспитанники в детском саду: участок, группа; это материалы и оборудование, которое использует воспитатель, для развития детей. Это пространство, из которого ребенок черпает социальный опыт и знания.

Главная задача проекта состоит в том, чтобы дать рекомендации для воспитателей всех возрастных групп и их цель – содействовать пониманию требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и помочь рассмотреть групповое пространство через призму этих требований.

На основании основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

-содержательно-насыщенной,

- развивающей;

- трансформируемой;

-полифункциональной;

-вариативной,

-доступной.

Далее необходимо провести анализ. Нужно учесть наличие детей с ОВЗ в группе. В случае организации инклюзивного образования среда должна обеспечивать необходимые для него условия. Среда для детей, занимающихся по ООП ДО и АОП отличается, так как дети испытывают разные физиологические и образовательные потребности. Это отправная точка, с которой необходимо начать планирование организации РППС.

Если группу посещают дети с ОВЗ с разными диагнозами, необходимо учесть и этот факт. Перед воспитателем стоит задача организовать скомбинированную среду для детей, учитывая особенности и потребности всех воспитанников.

Далее на что следует обратить внимание – это учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Как известно, язык, как одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нём говорит, т. е. национальную культуру. Две национальные культуры никогда не совпадают полностью, поэтому перед педагогом стоит важная задача проанализировать контингент детей, и грамотно организовать национально-культурный компонент, учитывая многоязычность детей, мультинациональность, особенности той или иной культуры.

Для одного и того же ребенка среда, в которой он развивается, на разных этапах жизни не может оставаться статичной. То есть педагог перед планированием организации РППС должен проанализировать потребности ребенка в данном возрасте. Так, например, разместив в уголок по развитию моторики во второй младшей группе мелкий конструктор «Лего», дети вряд ли будут с ним манипулировать и не проявят к нему интерес, поскольку развитие моторики в данном возрасте следует начинать с манипуляции более крупными деталями. РППС должна работать на поддержание детского интереса и ни в коем случае не наоборот.

При проектировании РППС в соответствие с ФГОС ДО надо помнить, что все, что предназначено детям, должно быть расположено на уровне их роста, чтобы с любой полки ребенок мог подойти и взять игрушку и т.д. Если это демонстрационный материал (плакаты, стенды) его рекомендуют располагать на уровне глаз детей, так же как горшечные цветы. Для ребенка не должно быть мест, с которых что-то нельзя брать. Доступность, доступность и еще раз доступность. Свободный доступ ко всем материалам, предназначенным детям, должен быть обеспечен и детям-инвалидам, если таковые посещают группу.

Так как РППС, соответствующая требованиям ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также возможность для уединения ребенка, рекомендуем создать в группе уголок уединения, в который ребенок в любой удобный для него момент может отлучиться. Этот уголок может представлять собой вигвам, шалашик, домик и пр., рекомендую постелить на пол подушки, чтобы времяпрепровождение в нем стало наиболее комфортным.

Рекомендуем оформить уголок экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой), как в старших группах, так и в младших. При его организации нужно учесть возрастные особенности детей.

ФГОС ДО «говорит» нам о том, что РППС должна быть содержательно-насыщенной.

 В организации РППС важно избежать перенасыщения среды: масса наглядного, дидактического материала, игрушек и пр. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.

Современный воспитатель должен отойти от того, что дети – это пассивные слушатели, что занятия проходят по «школьной партовой системе». Ведущая деятельность ребенка в детском саду – игровая. Это должен взять себе за правило каждый педагог при планировании своей работы.

Поддержать детскую инициативу должна и грамотно организованная РППС. Рекомендуем привнести в группу максимум неоформленного материала для того, чтобы ребенок отходил от модели «мне предложили – я соглашусь/ возьму, что есть» к «я придумаю/ я сделаю сам». Привнесите в группу деревянные брусочки разных форм и размеров, палочки, веточки, разные куски тканей, лоскуты. Ребенок сможет смоделировать из предложенного материала самолет, маскарадный костюм, замок, атрибуты для сюжетно-ролевой игры и пр. Когда ребенок сам начнет думать, фантазировать, тогда начнется его развитие.

Полифункциональность — это различное использование предметов в группе. Так, например, стол, если на него накинуть плед, может стать домиком, а мат – кроватью в сюжетно-ролевой игре «В отеле», ширмы можно использовать, как стены соседних купе, или прилавок магазина. Дети должны уметь манипулировать с предметами не только по их прямому назначению, но и проявляя фантазию, изобретать новые функции предметов. Задача воспитателя – создать условия, при которых ребенок сможет «включить» фантазию.

Трансформируемость пространства – еще одно требование ФГОС ДО к РППС. Дети могут использовать все пространство в группе изо дня в день одинаково: сегодня справа у нас стоят столы для занятий, слева мягкие игровые модули, а у дальней стены стенка с игрушками и завтра все точно так же. Детям нужно сначала показать, а потом они сами подхватят идею того, что с пространством тоже можно «играть» и «преобразовывать». Групповое пространство возможно поделить столами, ширмами, игровыми модулями, постройками и пр. Занятия можно провести, вынеся столы в приемную (где будут соблюдены нормы освещения), сидя на полу в спальне и т.д. Нетривиальность подхода педагога станет примером для дальнейшей трансформируемости среды ребенком.

НЕДОСТАТКИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП:

Недостаточно пространства для размещения всех образовательных центров/зон в соответствии с ФГОС ДО

Стационарные обеденные столы занимают почти всю игровую площадь

Стационарная мебель не дает возможности детям самим формировать удобное пространство

Спальная зона (около 50% площади) используется только во время сон-часа

Использование индивидуальных закрытых шкафчиков в раздевалке не позволяет одежде просушиваться.

Закрытые шкафчики не оставляют достаточно места для сбора детей. Около 60% полезной площади занимают шкафчики и банкетки. Дизайн-проекты для детских садов:

Индивидуальные решения для групповой ячейки детского сада исходя из особенностей образовательного процесса

Решения для спальных зон

Решения для входной группы

Дизайн стендов

Зонирование пространства с четким выделением спокойных и игровых зон

Трансформируемые пространства

Передвижная мебель

Расширение подоконников и их использование в качестве рабочей зоны

Двухуровневые решения пространства

Специальная мебель для старших групп

Многоуровневые игровые пространства.

Проблема: увеличение количества детей в группе.

Задача: создать комфортную трансформируемую среду, соответсвующую задачам ФГОС ДО, в небольшой групповой ячейке детского сада.

 Создания трансформируемого пространства на основе подиумных решений*.

Отказ от размещения кроватей в спальной зоне и их замена на многофункциональный подиум позволили получить дополнительное полезное пространство для использования в дневное время.

Подиумные решения*

Преимущества использования:

1.Использования всего пространства группы в дневное время

Использование подиумов в спальной зоне позволяет использовать всё пространство группы в любое время. В спальную/подиумную зону переносятся такие зоны, как уголок уединения, тихие игры, центр сюжетно-ролевой игры (театр), просмотр мультфильмов

2.Несколько уровней для игры

Дети могут использовать несколько уровней подиума для игры

3.Импровизированная сцена

Одноуровневые подиумы подходят в качестве импровизированной сцены

4.Игровая форма использования

В спальне с подиумами и выдвижными кроватями в игровой форме идет ротация за места на верху. Дети с удовольствием меняются местами раз в неделю.

В групповом помещении подоконники могут быть увеличены и трансформированы в стационарные рабочие места. Они могут быть использованы для выполнения и хранения детских работ, в том числе в случаях, когда для их реализации требуется несколько дней. В центре комнаты для питания, рисования и выполнения образовательной программы могут быть предусмотрены столы «Матрешки» с телескопическими ножками, рассчитанные на детей разных возрастов. Эти столы имеют разные размеры и задвигаются один на другой, снабжены колесиками для простоты перемещения и могут быть убраны под подоконники, что позволяет быстро освободить и использовать всё пространство в игровой. Трансформируемое помещение создается также за счет применения передвижных игровых центров/тумб и складируемых стульчиков. Размещение легко перемещаемых тумб, столов и стульев позволяет по-разному конфигурировать помещение в зависимости от текущих нужд образовательной программы и для создания максимально комфортной игровой среды.

В качестве игрового центра может быть использована горка-скалодром. Под ней есть места для хранения подушек. На одну из сторон горки наносится графитная краска, что позволяет детям реализовывать свой творческий потенциал в любое время. Местом для уединения служит передвижной домик с мягкими внутренними формами.

Зона раздевалки

В зоне раздевалки можно отметить несколько интересных решений. Первое, это использование открытых индивидуальных ячеек для хранения одежды. Второе — открытая тумба для просушки детской обуви. Третье — стенд для развески детских работ.

Преимущества решений с открытыми ячейками:

  1. Значительное увеличение площади

В зоне раздевалки используются открытые индивидуальные ячейки, что помимо серьезного увеличения площади, которой теперь хватает на всех детей, снижает травмоопасность

  1. Просушивание одежды

На открытых вешалках в раздевалке происходит просушивание и проветривание одежды

  1. Возможность отказаться от банкеток.

Использование индивидуальных ячеек с общей скамейком под ними позволяет освободить место, которые раньше занимали банкетки.

 

Описание опыта работы «Студия раннего развития как дополнительное пространство развития ребёнка дошкольного возраста».

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования дом детского творчества «Ровесник» пгт Подосиновец

из опыта работы

«Студия раннего развития как дополнительное пространство развития ребёнка дошкольного возраста».

педагог дополнительного образования, концертмейстер МКУ ДО ДДТ «Ровесник»

Нагаева Ирина Николаевна

Подосиновец, 2017

Многие родители заинтересованы во всестороннем развитии своего ребенка. Но, к сожалению, далеко не все могут уделять своему малышу все дни напролет и при этом быть в курсе самых современных развивающих методик. Многие родители, чьи дети посещают детский сад, хотят развивать ребенка дополнительно к занятиям в детском саду. Поэтому несколько лет назад в доме детского творчества открылась студия раннего развития «Звездочка». В студии раннего развития реализуется комплексная программа, которая рассчитана на 3 года обучения.

Цель комплексной программы:

развитие творческих способностей детей, обеспечение интеллектуального, нравственного, волевого развития ребенка дошкольного возраста, формирование творческой активности.

Подготовка ребёнка к школе начинает волновать родителей задолго до его поступления в школу. Родительские волнения довольно обоснованы. Современные родители понимают, что под готовностью к школе понимается не только умение читать, считать и писать. Готовность ребенка к школе, прежде всего, означает выраженное желание учиться, узнавать новое. Поэтому Актуальность комплексной программы в первую очередь определяется запросом со стороны родителей на всестороннее развитие дошкольников, чему и способствуют занятия студии.

Педагоги делают все необходимое для того, чтобы малыш был под присмотром и активно развивался день за днем. Здесь ему помогут не только реализовать свой творческий потенциал, но и научат правильно строить отношения с окружающими и быть настоящим лидером.

Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка. Это

период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые или реальные

отношения со сверстниками. Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него развивается творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Трудно переоценить значение образования в дошкольном возрасте, когда

закладывается фундамент развития личности, ее базовая культура. Все это

позволяет ребенку успешно овладевать разными видами деятельности и

областями знаний на других возрастных этапах. Очевидно, что развитие

ребенка необходимо начинать с раннего возраста.

Программа студии раннего развития охватывает все основные стороны развития детей дошкольного возраста и направлена на обучение, воспитание и творческое развитие детей в возрасте от 4,5 до 7 лет.

В программу включены различные направления деятельности, позволяющие решить проблему комплексного развития ребенка.

Особенность наших занятий в том, что они построены в доступной игровой форме. Это позволяет сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить самостоятельно мыслить и рассуждать.

Занятия в Студии проводятся по следующим направлениям:

«Развитие познавательной деятельности» создание условий для целенаправленного развития основных познавательных процессов, произвольности поведения крупной и мелкой моторики.

Содержание курса:

1 математика

2 окружающий мир

3 основы родного языка

4 этикет

«Изобразительное творчество» формирование у детей первых представлений об изобразительном искусстве, способности воспринимать его.

Содержание курса:

  1. Рисование;

  2. Лепка;

  3. Аппликация.

«Музыка» (музыкально-творческое развитие детей через различные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности и т.п.)

Содержание курса:

  1. Пение;

  2. Слушание музыки;

  3. Музыкально – ритмические движения.

«Хореография» (создание условий, способствующие всестороннему развитию личности дошкольника и совершенствованию индивидуального здоровья средствами двигательной активности (хореография).

«Тестопластика» формирование у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Содержание программы:

    1. Знакомство с художественной лепкой;

    2. Декоративная лепка;

    3. Лепка обрядовых фигур;

    4. Лепка объемных изделий;

    5. Изготовление сувениров.

«Английский язык» (используя разнообразные упражнения, сделать изучение английского языка увлекательным. Занятия по английскому языку адаптированы к жизни детей и поэтому интересны им. В этом случае дети бессознательно запоминают слова и фразы, учатся их употреблять)

Сегодня в «Звездочке» занимается 4 учебных группы: 1 группа 1 года

обучения, 1 группа 2 года и 2 группы 3 года обучения, в которых занимается 52 воспитанника. Занятия проводятся 2 раза в неделю: вторник, суббота.

При выборе предметов входящих в программу студии мы ориентировались на социальный заказ, т.е. на запросы родителей, но при этом нам пришлось учитывать кадровые возможности. Изначально в программе не было хореографии и английского языка, но запрос родителей был именно на эти предметы, и в прошлом году нам удалось решить данную проблему и ввести предметы в комплексную программу.

С 2013 года в студии раннего развития на протяжении 2-х лет для дуэта Богданова Александра и Чебыкин Алексей реализовывался индивидуальный образовательный маршрут по предмету «Музыка», и проект «Путь к успеху» в содружестве с детским садом «Подснежник». Таким образом, уже дошкольном возрасте, мы выявляем одаренных детей, с которыми можно работать индивидуально. Показателем нашей работы становятся результаты участия воспитанников студии в конкурсах и фестивалях. Радуют нас успехи детей в изобразительном творчестве. Три года подрят они становятся победителями районного конкурса работ детского творчества «Калейдоскоп талантов» педагог Бетехтина Ольга Витальевна.

Наши воспитанники принимают участие не только в районных, но и областных, Всероссийских конкурсах. Они призёры областного конкурса художественного творчества детей дошкольного возраста образовательных учреждений Кировской области «Золотой ключик» в номинации «Танец», районного Конкурса-фестиваля творческих коллективов образовательных учреждений с межрегиональным участием «Музыкальная зима» в номинации «хореографическое творчество» педагог Чурина Оксана Александровна.

Так же радует нас успехами наш дуэт Богданова Александра и Чебыкин Алексей с которыми мы работали по проекту «Путь к успеху» в содружестве с детским садом «Подснежник». Педагоги Чурина Оксана Александровна, Нагаева Ирина Николаевна.

Так как я педагог музыки мне приятно, что мои воспитанники дипломанты Международного конкурса «Созвездие», имеют диплом III степени районного Конкурса-фестиваля творческих коллективов образовательных учреждений «Музыкальная зима» и других которые вы видите на слайде.

Востребованность данной программы говорит о том, что мы двигаемся в верном направлении. Если 4 года назад мы начинали работать с одной группой, то сейчас их 4 и не всех желающих мы смогли принять.

Немаловажно то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса. Это совместные занятия, праздники, походы, концерты, чаепития и даже поездки. Выпускники студии становятся активными кружковцами, когда становятся школьниками и успешно осваивают программы различных направленностей нашем учреждении. Сейчас первые выпускники студии уже четвероклассники и мы продолжаем с ними работать и радуемся их успехам. Для них дом творчества стал родным и мы этому рады. Желаем нашим воспитанникам дальнейших успехов в творчестве а мы им поможем.

Обеспечение вашего подросткового пространства

Воспитание подростка сложно для лучших из родителей, так же как быть подростком сложно для всех подростков, независимо от того, насколько легко они прошли детство. Но это годы, когда воспитание детей требует деликатности. Наблюдать за тем, как подросток отдаляется от вас, может быть обидно и тревожно, но именно тогда вашему ребенку нужно это пространство, и вы должны дать ему его.

Когда дети рождаются, они все больше отдаляются от родителей, развивая свою независимость, так что они могут стать своими людьми.Кульминацией этого являются подростки. Подросткам нужно пространство, чтобы почувствовать себя отдельными существами от своих семей. Это ценное пространство для выращивания, которое нужно уважать.

Хотя трудно оставить подростка одного, тем более что его поведение становится все более тревожным, вы должны установить границы - и для себя, и для них. Это может быть как формальное, так и неформальное, если вы считаете необходимым. Убедитесь, что они знают, что вы будете уважать эти границы, которые вы для себя установили.Подумайте о том, чтобы дать подростку право голоса в границах, которые они хотели бы видеть на месте. Даже если некоторые из них неразумны, это обсуждение должно дать вам представление о том, что ваш подросток думает, чувствует и в чем нуждается.

Но не отпускайте ребенка полностью. На этом этапе может возникнуть соблазн просто полностью сдаться, когда вы встали на этот путь, но сопротивляйтесь искушению. Вашему подростку больше, чем когда-либо, нужно знать, что вы его любите и готовы помочь. Это время, когда имеет место много рискованного поведения, и когда ваш подросток будет проверять ваши пределы.

Место нужно всем, но никому больше, чем подросткам. Поскольку они медленно отделяют себя от своей семейной идентичности, им нужно пространство, чтобы раскрыть себя. Границы важны для обеспечения конфиденциальности подростков, но также важны для безопасности и постоянства. Пусть ваш подросток знает, что у него будет немного больше места для себя, но не позволяйте этому создавать лицензию на хаос.

5 языков любви подростков: секреты эффективной любви к подросткам - отличный ресурс для родителей, который предлагает подход, который поможет им открыто общаться со своим подростком, давая им пространство, необходимое для развития чувства направления, чтобы успешно двигаться к большей независимости.

.

центров развития ребенка | WBDG

Обзор

Пока их родители работают, семь из десяти американских детей в возрасте до шести лет получают какую-либо помощь вне дома. Поскольку многие из них проводят в центре развития детей до 12 500 часов - большую часть времени своего бодрствования, - центр должен быть спроектирован таким образом, чтобы обеспечивать безопасную, благоприятную и стимулирующую среду, необходимую для здорового развития наших детей.

WBDG принимает мнение большинства о том, что все центры развития детей должны уделять особое внимание качеству ухода, а также росту и развитию ребенка.С этой целью все центры развития детей поощряются к созданию хорошо освещенных, активных и пассивных областей деятельности, которые подходят для различных игр и организованного обучения, а также служат потребностям взрослого персонала и родителей и способствуют построению отношений между сотрудниками и детьми.

Существуют признанные на национальном уровне агентства по аккредитации, такие как Национальная ассоциация образования детей младшего возраста (NAEYC), которые определяют требования к качественным программам развития детей и условиям в учреждениях, включая безопасность, санитарию, естественное освещение и размер класса.

Строительные атрибуты

Хотя центры развития детей могут принимать разные формы - они могут быть автономными или частью более крупной структуры; они могут быть городскими или сельскими; они могут быть большими или маленькими.

А. Типы помещений

Центры развития детей будут содержать различные типы помещений в зависимости от часов, в которых они используются, возраста детей, которые посещают, количества детей, которые посещают, и обстановки в центре. Основные типы пространств могут включать, помимо прочего, следующее:

Коридор с нишей для чтения в центре развития ребенка в Де-Мойне, штат Айова.
Фото предоставлено: Architects Wells, Kastner, Schipper

  • Классы, удобные для детей
  • Помещение для встреч или общего пользования для детей и взрослых
  • Детские и взрослые туалеты
  • Открытые и закрытые игровые площадки
  • Помещение для персонала
  • Конференц-зал для взрослых
  • Клиника
  • Помещение общественного питания
  • Склад
  • См. Также WBDG Space Type Уход за детьми

Все центры развития детей должны обращаться:

Б.Будьте как дома

Как и дом, качественный центр развития ребенка - это место, где дети могут:

  • Расслабься и будь собой
  • Обеспечьте достаточное естественное освещение во всех помещениях, где дети будут проводить время, особенно в классных комнатах.
  • При входе в центр почувствуйте себя прибывшим и желанным гостем для детей и родителей
  • Используйте непрямое освещение в качестве основного окружающего освещения, чтобы избежать "коммерческого" привкуса.
  • Почувствуйте себя в безопасности
  • Найдите разные места для разных видов обучения
  • Работа и отдых с использованием разной мебели и разного освещения
  • Избегайте институциональной, неестественной отделки и текстуры.По возможности используйте натуральную отделку, подчеркивая внешний вид "ручной работы"
  • Не иметь острых краев: ½ дюйма на всех внешних углах на уровне детей, гипс и типичная отделка. Рекомендуются встроенные угловые выступы с выпуклым носом.
  • См. Также WBDG Обеспечение комфортной среды

C. Для детей

В детских помещениях желательно иметь:

  • Обслуживаемая детская мебель, соответствующая возрастной группе
  • Высота потолка должна быть разной: достаточно низкой для интимной близости и достаточно высокой, чтобы избежать монотонного пространственного восприятия.
  • Окна на детский уровень
  • Двери, раковины, туалеты и фонтаны, удобные для детей и установленные на соответствующей высоте
  • См. Также WBDG Functional / Operational

Д.Поощрять автономию

Центры развития детей должны быть спроектированы таким образом, чтобы дети могли:

  • Самостоятельное удовлетворение телесных потребностей, таких как голод, жажда, пользование туалетом и сон
  • Самостоятельный темп
  • Выберите занятия и игрушки
  • Выбери себе друзей и товарищей - или будь один
  • Будьте активны или не двигайтесь
  • Создавайте трехмерные проекты, защищенные от разрушения повседневным движением через учебное пространство
  • См. Также WBDG «Содействие здоровью и благополучию»

E.Приглашайте к самовыражению

К таким объектам относятся:

  • Сдержанность в цвете и отделке (например, нейтральные тона для фона и потолка, с теплыми цветами для акцентов)
  • Пространство для детского творчества, расположенное на уровне глаз детей, с продуманным и безопасным способом развешивания произведений искусства и демонстрации трехмерных проектов
  • Место для предметов, которыми дети могут поделиться или которые имеют особое значение
  • Смена дисплеев более чем постоянная графика

F.Обеспечьте свободное пространство, физические нагрузки в помещении и на открытом воздухе

В детских развивающих центрах должна быть игровая площадка и многоцелевое игровое пространство для ненастной погоды. Эти площади должны позволить:

  • Работает
  • Игровой мяч
  • Восхождение, качание, скольжение и балансировка
  • Хранение игровых предметов, например, трехколесных велосипедов
  • Доступ к ближайшим туалетам
  • Контролируемый доступ для обслуживания

Игровые площадки в центре развития детей в Гонолулу, Гавайи, позволяют детям общаться со своими сверстниками и исследовать свое окружение.
Фото: ландшафтные дизайнеры и дизайнеры детских площадок Мур Якофано Гольцман (МИГ)

G. Иметь открытое и внутреннее пространство для природы

По возможности они должны содержать места для:

  • Копать в грязи или песке
  • Играть с водой
  • Выращивать семена, цветы и овощи
  • Изучить жизнь животных
  • Собрать камни, листья и другие образцы
  • Содержат разнообразные природные элементы, такие как деревья, цветы и кустарники
  • Проводите время в тишине, вдали от "толпы", оставаясь при этом под присмотром
  • Места для большой двигательной активности, например лазания и катания на игрушечных колесах
  • Навес (и) для хранения уличного оборудования
  • Иметь (обычно) забор высотой 6 футов 0 дюймов, полностью окружающий игровую площадку.

H.Будьте структурированными, но гибкими

Это означает, что разных площадей на объекте:

  • Узнают дети
  • Для тихой и активной игры
  • Дети могут переставлять для своих занятий
  • Содержать соответствующие складские помещения, чтобы избежать хаоса
  • См. Также WBDG Beyond Access to Universal Design

I. Предоставить место для родителей и учителей

Сюда входят места до:

Персонал может контролировать и контролировать доступ к центру развития ребенка со столов, расположенных у входа, таких как тот, который показан на фотографии.
Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия

J. Будьте в безопасности, надежно и здоровы

Сюда входят положения и стратегии, обеспечивающие:

По мере увеличения числа центров развития детей, все больше и больше агентств, штатов и муниципалитетов требуют, чтобы центры развития детей в пределах их юрисдикции соответствовали минимальным требованиям к учреждениям и стандартам работы. Однако в большинстве штатов требования к оборудованию ограничиваются относительно небольшим количеством и минимальными проблемами со здоровьем и безопасностью, такими как адекватность ванных комнат, выхода и освещения.Наиболее полные стандарты, доступные в настоящее время, иногда упоминаемые в кодексах штатов и муниципалитетов, - это стандарты, принятые федеральными агентствами. К числу организаций, которые проложили путь к определению всеобъемлющих критериев центров развития детей, относятся Управление общих служб США, Министерство здравоохранения и социальных служб и Министерство обороны.

Федеральные мандаты и критерии

Стандарты и инструкции

Дополнительные ресурсы

WBDG

Типы зданий

Молодежные центры, учебные заведения

Типы пространств

Присмотр за детьми

Задачи проектирования

Функциональный / оперативный, продуктивный, надежный / безопасный, устойчивый

Ввод в эксплуатацию

Ввод здания в эксплуатацию

Организации

Публикации

  • BIPS 07 / FEMA 428 Primer по разработке безопасных школьных проектов на случай террористических атак и стрельбы в школах
  • Уход за нашими детьми, Национальные стандарты здоровья и безопасности: Руководство для программ ухода за детьми вне дома , 3-е издание
VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.