|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа по экологическому воспитанию для детейРабочая программа на тему: План - программа по экологическому воспитаниюГосударственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа № 2048 в ЦАО г. Москвы СП- 1 дошкольное отделение
Составили: воспитатели Мирзоева Л.Ю. Кузнецова Н.А.,
Всё хорошее в людях — из детства! Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. План-программа по экологическому воспитанию Задачи экологического воспитания: 1. Усвоение системы знаний о природе, о ее компонентах и взаимосвязях между ними. 2. Формирование представлений об универсальной ценности природы. 3. Воспитание потребности в общении с природой. 4. Привитие трудовых природоведческих навыков. 5. Развитие экологического сознания. 6. Эстетическое воспитание. Перечень форм и методов экологической работы: 1. Экологические занятия. 2. Экологические экскурсии 3. Уроки доброты. 4. Уроки мышления. 5. Экологические кружки. 6. Экологические конкурсы. 7. КВН, «Поле чудес», викторины. 8. Экологические акции. 9. Трудовой десант. 10. Зеленый патруль. 11. Клуб исследователей природы. 12. Лаборатория юного эколога. 13. Обсуждение и проигрывание ситуаций. 14. Составление экологических карт. 15. Ведение «Панорамы добрых дел». 16. Ведение календарей природы. 17. Коллекционирование. 18. Экологические выставки и экспозиции. 19. Экологические музеи. 20 .День (неделя) экологического творчества. 21. Экологические игры (дидактические, имитационные, игры –моделирования экосистем, игры – путешествия и т.д.). 22. Экологические сказки. 23. Экологические тренинги. 24. Инсценировки, театрализации. Уроки доброты. Цель: Развивать интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней. Желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Обсуждение и проигрывание ситуаций. Цель: Способность закреплению в сознании детей норм и правил поведения в природе. Экологические экскурсии – экспедиции. Цель: Найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать книгу природы». Экологические выставки и экспозиции. Цель: Ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Экологические наблюдения. Цель: Сформировать представления о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Практическая деятельность детей. Цель: Закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях. Сентябрь «Я и природа» 1. Что такое природа? 2. Значение природы в жизни человека. 3. Взаимосвязь различных компонентов природы. Октябрь «Солнце» 1. Солнце – источник света и тепла. 2. Роль солнца в жизни растений и животных. 3. Роль солнца в жизни человека. Ноябрь «Растения» 1.Разнообразие видов растений в природе. 2.Характерные признаки деревьев, кустов и трав. 3.Рост и развитие растений. 4.Понятие о дикорастущих, культурных, комнатных, лекарственных, ядовитых растениях. Декабрь «Лес» 1.Лес, как пример сообщества. 2.Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). 3.Лес и человек. Январь «Животные» 1.Разнообразие животного мира. 2.Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, домашних животных, рыб, земноводных. 3.Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора, берлога). 4.Сезонные изменения в жизни животных. Февраль «Вода» 1.Вода в природе (водоемы, осадки). 2.Свойства и состояния воды. 3.Вода в жизни человека, животного и растительного мира. 4.Вода и здоровье человека. Март «Воздух» 1.Значение воздуха в жизни человека, животного и растительного мира. 2.Ветер. Роль ветра в природе и в жизни человека. 3.Роль растений в поддержании чистоты воздуха. 4.Чистый воздух и наше здоровье. Апрель «Камни, песок, глина» 1.Свойства песка, глины, камней. 2.Использование человеком песка, глины, камней. 3.Разнообразие камней в природе. Май «Почва» 1.Почва, как верхний слой земли. 2.Обитатели почвы, их роль в формировании почвы (на примере дождевого червя). 3.Значение почвы для жизни растений. Июнь «Человек и природа» 1.Природа, как среда обитания, «дом» человека. 2.Охрана человеком редких животных и растений. 3.Живем в дружбе с природой. Блоки занятий
Литература:
1.Горячев А. В. Стандарты на вырост: интересы государства и образовательные стандарты // Начальная школа: плюс до и после. — 2010. — № 3. — С. 3–5. 2. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2009. — 286 с. 3. Виноградова Н. Ф. Примерные программы начального общего образования — путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 41–45. 4. Просвиркин В. Н. Технология преемственности образовательного учреждения // Современное дошкольное образование. — 2010. — № 4. — С.12. 5.Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: АРКТИ, 2011. — 128 с. 6. Воронкевич О.А., «Добро пожаловать в экологию», 7. С.Н. Николаева, «Юный эколог»,
Программа по Экологическому воспитанию дошкольников | Рабочая программа по окружающему миру по теме:ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей. Экологическое воспитание в детском саду необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, (существующие ранее) рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой. Основная же цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир. Работа ведется в тесном сотрудничестве с узкими специалистами МДОУ: инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, логопедом, психологом и воспитателями. Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний. Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.Программа «Привитие основ экологической культуры дошкольникам» рассчитана на 4 года, начиная с младшего дошкольного возраста.Учитывая психологические особенности младшего дошкольного возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог? К 3м годам у детей накапливаются первоначальные знания о временах года, о растительном и животном мире. Содержание и объем их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными.Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими. На первом году обученияпедагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме. На втором году обученияработа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Имевшиеся раннее самые общие экологические представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом. Четырехлетние дети способны подмечать красоту природы в ее цветовом и предметном разнообразии, в пластичности движений животного мира. Нравственно-экологическая оценка еще довольно проста и прямолинейна: плохо – хорошо. У детей отчетливо проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения к природе. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности. На 3-м году обучения ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом. Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании. Во всех группах занятия ведутся с сентября по май включительно. Занятия ведутся в системе: Разновозрастная группа – 1 час в неделю средняя группа – 1 час в неделю старшая группа – 1 час в неделю. Помимо этого закрепление знаний и умений ведется в других видах деятельности дошкольника, как уже указывалось выше. Чтобы выявить эффективность экологических занятий проводились контрольные срезы, ребятам предлагались различные ситуации для выявления их действий. Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детского сада и родителями в нетрадиционных формах общения. Это и различные КВН, брейн-ринги, клубы выходного дня, деловые игры, викторины, круглые столы с целью привлечь внимание родителей к актуальным проблемам экологического воспитания. ЗАДАЧИ«Привитие основ экологической культуры дошкольникам».Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Примерный тематический план(МЛАДШАЯ ГРУППА).
Знакомство ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями и животными уголка природы проходит через проведение совместных занятий детей младшей и старшей группы
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯПримерный тематический план(СРЕДНЯЯ ГРУППА).
Во время проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и подвижные игры в соответствии с темой занятия, а также релаксационные упражнения совместно с психологом детского сада.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯПримерный тематический план(СТАРШАЯ ГРУППА).
Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы. Проводятся совместно с психологом детского сада релаксационные упражнения. Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом.
ЛИТЕРАТУРА :
Журнал «Дошкольное воспитание»
Наглядное пособие для педагогов детского сада Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»
Рабочая программа: Рабочая программа. Кружка дополнительного образования. По экологическому воспитанию. Для детей 5 – 7 лет «Юный Эколог»По теме: методические разработки, презентации и конспектыРабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр... РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет.... РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет.... РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э... РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ... Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5-6 лет "Наш дом -природа"Кружок «Наш дом – природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных услови... РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»кружек по экологическому воспитанию старшая группа... Рабочая программа по экологии для детей 3-7 летМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Искорка» г.Улан-Удэ комбинированного типа ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Решением педагогического Заведующий МБДОУ совета от « »_____ «Детский сад №29» _______/И.К. Коновалова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-7лет, Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой Составитель воспитатель Черных М.С. Улан-Удэ,2017г Аннотация к рабочей программе по курсу «Экологическое воспитание» Рабочая программа по экологическое воспитанию детей разработана в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программой экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми МБДОУ «Искорка» и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование осознанного и бережного отношения детей к природе, сохранение и укрепление здоровья детей. Цель рабочей программы: - формирование осознанного и бережного отношения детей к природе. Задачи:
3. Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе Пояснительная записка Настоящая программа разработана как часть, формируемая участниками образовательного процесса по познавательному развитию. Особенностью курса является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию образовательного процесса. НОД по экологическому воспитанию в ДОУ проводятся в соответствии с требованиями СанПина 2.4.1.2660.10 два раза в месяц, длительностью 30 минут. В течение учебного года в планировании возможны незначительные изменения и дополнения. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
Задачи:
Содержание программы Для удобства восприятия темы, освещаемые в программе, представлены в виде текстовых таблиц. Тема 1. «Неживая природа осенью» Темазанятия Примерная программа Региональный компонент Компонент ДОУ Предварительная работа Наблюдения, опыты Сопутствующие формы работы Диагностика «Я и природа» Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных Показать уникальность природы Сибири, ее хрупкость и , в то же время, суровость Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) Дидактическая игра «Природа- не природа», «Угадай, что в мешочке» Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа» Сбор мусора на экологической тропе «Наш дом природа» Воспитывать бережное отношение к окружающей природе Продемонстрировать радость общения с природой своей местности Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Жил на свете человек », В.Орлов «Дом под крышей голубой» Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа» Аппликация «Я и природа» Экскурсия в лес в период золотой осени Сезонные изменения в лесу Красота окружающей природы. Правила поведения в лесу Лес – это сообщество растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природы Поход с родителями в лес. Рисование «Мы в осеннем лесу» Рассматривание «Лесные находки» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра» Осенние явления в неживой природе Сезонные изменения : день укорачивается , становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе Особенности явлений природы Сибири. Календарь природы Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает» Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных «Следы Осени» «Поэтические странички», «Осень»- конкурс чтецов. «Солнце – большая звезда» Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении Солнечной системы Составление макета «Солнечная система» «Почему бывают разные времена года» Солнце - как источник света и тепла. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека Игра «День и ночь» Моделирование «Смена времен года» «Знакомим детей с почвой» Почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия . Необходимость охраны почвы Опыт: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы Сезонные наблюдения за опавшими листьями Акция «Поможем земле приготовиться к зиме» Тема 2. «Растительный мир осенью» Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природыВосприятие растений как живых существ, сочувствие к ним, бережное отношение. Назначение всех органов. Влияние света, воды, тепла на жизнь растений. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу Аппликация «Осенний пейзаж» (из засушенных листьев) Цветущие растения Закрепить названия 4-5 цветущих растений Разнообразие видов растений в природе. Части растений и их функции. Развитие растений. Эстетическое отношение к растениям Посев семян, уход за растениями Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений Сбор семян Тема 3. «Животный мир осенью» КомпонентДОУ Предварительная работа Наблюдения, опыты Сопутствующие формы работы «Поможем дождевому червю найти свой дом» Почва как верхний слой земли. Обитатели почвы (на примере дождевых червей ), их роль в формировании почвы Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей Наблюдение за дождевыми червями после дождя «Беседа о кроте» Дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведении крота, о его приспособленности к подземному образу жизни Чтение книг «Слепые землекопы», В. Танасийчука, «Экология в картинках» Поиск кротовин Рисование иллюстраций к книге «Слепые землекопы» Сравнение диких и домашних животных Расширять и углублять представление детей о диких и домашних животных Расширять представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни. Условия жизни для домашних животных создает человек (польза, уход). Дикие животные заботятся о себе сами Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова Поиск мест зимовки животных, насекомых Сбор корма для животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным» Сравнение рыб и лягушек Закреплять представление о приспособлении диких животных в природных условиях (маскировка лягушки) Формировать обобщенное представление: рыбы -водные обитатели, лягушки – обитатели воды и суши. Приспособление к жизни в воде Игра – соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой?» Цикл наблюдений за аквариумными рыбками Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных «У воды, на воде, и в воде» Сезонные изменения в природе Бережное отношение к природе родного края Водоем как среда обитания животных и растений. Приспособление к жизни в водных условиях среды обитания Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема Наблюдение за обитателями водоема Экскурсия к реке Сезонные изменения в природе Правила поведения в природе. Красота окружающей природы Учить наблюдать и сравнивать сезонные изменения в природе (лето – осень) Домашнее задание: загрязнение водоемов и влияние этого фактора на жизнь растений, животных, человека Наблюдение реки в разные сезоны Природо –охранная акция «Мы хотим жить в чистом селе» Беседа о перелетных птицах Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Отлет птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоемов Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы Приспособление птиц к наземно – воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицам Изготовление кормушек, заготовка кормов Наблюдение за поведением птиц Акция «Помогите птицам выжить» Тема 4. «Человек и природа» Осматривание территории детского сада, сбор мусораПриродоохранная работа: очистка поляны, «лечение»деревьев, кустов «Через добрые дела можно стать юным экологом» Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах, создает для них хорошие условия жизни Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки Наблюдение состояния деревьев, кустов участка Модель «Сухое (несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел» «Беседы об осени» Обобщать и систематизировать знания детей об осени Календарь природы Установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений и приспособление их к зиме Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры Наблюдения за сезонными изменениями в природе Осенний праздник Тема 5 «Экосистема – лес» Экскурсия в лес.«Цепочки в лесу» Взаимодействие обитателей леса, их пищевая зависимость друг от друга Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса Составление схем «Цепочки питания» «Кто главный в лесу?» Распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника Главное звено в лесу- растения. Последствия уничтожения деревьев. Взаимосвязи живых организмов друг с другом. Бережное отношение к лесу Игра «Что растет в лесу?», «Кто в лесу живет?», «Сведение лесов» Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов» Тема 6. «Неживая природа зимой» Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздухаЗарисовка признаков зимы Опыты: измерение термометром температуры воды, снега, воздуха Стенд «окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки». «Проверь народную мудрость» Беседа о зимних явлениях в неживой природе Зимние явления в неживой природе: холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоемы льдом Зимние явления природы Сибири(зима долгая, суровая, снежная, морозная и т.д. Ночь длинная, день короткий; солнце на небе высоко не поднимается, дает мало тепла; холодно, мороз, небо часто серое, облачное; идет снег, иногда бывает вьюга, метель Наблюдения за сезонными явлениями зимой; изменение положения солнца Поход в лес «Зимнее царство» Сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). Бережное отношение к окружающему миру Дидактическая игра «Чей след?» Рисование «Зимнее царство» Тема 7. «Растения зимой» Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почекСочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой» Комнатное растение – живой организм Понятие «комнатное растение». Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей Растение – живой организм. Части растений, их функции. Влияние тепла, света, воды на жизнь растений. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями Уход за комнатными растениями Цикл наблюдений за комнатными растениями Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях Дифференцированные потребности комнатных растений во влаге и свете. Формировать навыки ухода в соответствии с их потребностями Уход за растениями уголка природы Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений Определить правильность ухода за растениями дома Тема 8. «Животный мир зимой» Чтение книги «Экология в картинках»Рисование по книге «Экология в картинках». Изготовление книги «Беседа о зимующих птицах» Распознавать зимующих птиц по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц Птицы ближайшей округи Приспособление к наземно – воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Подкормка птиц Дидактическая игра по классификации Цикл наблюдений за зимующими птицами Аппликация «Птицы на кормушке» Тема 9. «Природа и человек» Экскурсия по экологической тропеКомплексное занятие «Пройдет зима холодная…» Обобщение знаний о зиме Календарь наблюдений за природой Зависимость всего живого от условий окружающей среды. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы Выставка «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме Зимний праздник «Красная книга» Бережное отношение к растениям и животным. Правила поведения в природе Редкие растения и животные Факты отрицательного воздействия на природу. Примеры рационального использования природы человеком Изготовление «Красной книги» «Мой край родной» Бережное отношение к природе Природа нашего села Как жить в дружбе с природой. Охрана редких животных и растений Изготовление «Красной книги» Экскурсия в лес Рисование (коллективная работа) «Природа нашего села» Тема 10. «Неживая природа весной» Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней Экскурсия в лес Признаки наступления весны. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни Периоды наступления весны Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам Цикл наблюдений «Пробуждение природы» Работа с родителями «Окно в природу», «А знаете ли вы?» (народная мудрость) Тема 11. «Растения весной» Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кусты, травы, их характерные признаки. Связь растений с насекомыми. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Эстетическое отношение к растениямСравнение: дерево – куст, куст - трава Наблюдения за состоянием растений в разные времена года «Берегите первоцветы» Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветкам Редкие , исчезающие растения Сибири. Способы их сохранения Роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Все растения – живые. Особенности строения всех органов Дидактическая игра о цветах Цикл наблюдений за первоцветами Выпуск листовок «Берегите первоцветы» «Зеленая служба Айболита : весенний уход за комнатными растениями» Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды Определение хорошего или болезненного состояния растений по внешним признакам , выявление недостающих условий , способы ухода, которые могут их восполнить. Светолюбивые- тенелюбивые, засухоустойчивые - влаголюбивые «Огород на окне». Уход за растениями уголка природы Опыты с семенами Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями Размножение растений Учить пересаживать комнатные растения . Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений(черенками, усами, листьями) Размножение побегами (герань, фуксия, бегония), черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум) Стадии роста и развития растений. Влияние света, тепла, влаги на жизнь растений. Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду Наблюдение за ростом и развитием пересаженных растений Тема 12. «Животный мир весной» Изготовление модели аквариума«Встречаем птиц» Совершенствовать знания о перелетных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет скворцов, трясогузок, затем водоплавающих птиц – уток, гусей, чаек Формирование обобщенного представления о птицах, как животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Помощь животным, обитающим рядом с нами Классифицировать птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением «Когда животных в природе становится мало или много». Нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Положительная роль хищников в равновесии лесного сообщества «Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» дидактическая игра «Невидимые нити» Экскурсия на водоем Приспособление диких животных к жизни в природных условиях Соблюдать правила поведения на природе Водоем – это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде и у воды Формирование представлений об отдельных видах растений и животных водоема (рисование их, показ картинок, чтение рассказов) Наблюдение за животными и растениями аквариума «Море бывает в беде» Приспособление диких животных к жизни в природных условиях Представление о море, его обитателях. Отношения современного человека с природой. Факторы отрицательного воздействия человека на природу Чтение книги «Экология в картинках», «Нефть в море, «Отчего погибли киты». Дидактическая игра «Кто в море живет?» Эксперимент «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам Тема 13. «Природа и человек» Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?»Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» «Мы в ответе за тех, кого приручили» Познакомить с животными уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать Обобщение представлений о том что, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Создание соответствующих условий, близких к природным Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными Цикл наблюдений за животными Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма «Мы – туристы» (экскурсия) Закреплять умение вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор Экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе Изготовление знаков «Берегите природу» Операция «Осторожно, муравейник!» «Этот удивительный мир насекомых» (экскурсия) Сезонные изменения в жизни насекомых Сроки пробуждения насекомых: комары, жуки (майский), бабочки (лимонница, крапивница), муравьи Многообразие насекомых. Значение внешних особенностей в жизни животных. Насекомые в разных средах обитания. Положительные и отрицательные взаимосвязи в экосистемах Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» Цикл наблюдений за развитием насекомых Викторина «О насекомых». «Таинственные превращения» (игра) Экскурсия на луг Распознавать четыре травянистых растения луга. Светолюбивые растения Изучение местных растений Типичные представители. Связь между условиями и потребностями растений и животных. Охрана редких видов животных и растений. Природа как среда обитания – «дом человека» Цикл наблюдений за насекомыми Консультация «Почему дети обижают насекомых?» Беседа о весне Сезонные изменения в природе. Взаимосвязь живой и неживой природы. Весенние работы на огороде, в саду, поле Ведение календаря природы на местном уровне Последовательность весенних изменений в природе, зависимость от изменений погоды Чтение художественной литературы о весне Циклы наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных Труд на детском участке Требования к уровню подготовки воспитанников Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по базовой программе по познавательному развитию и сопутствующим компонентам представлены в таблице Животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные). Растения (деревья, кустарники, травы, цветы, их характерные признаки). Животные и растения – живые, им необходимы определенные условия жизни. Органы растений и их функции. Стадии роста и развития животных и растений. Основные признаки диких и домашних животных Иметь представление О труде людей в сельском хозяйстве (хлеборобов, животноводов), злаках и их выращивании в поле, способах вегетативного размножения комнатных растений. О перелетных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О свето-, тене -, влаголюбивых, засухоустойчивых растениях Об уникальности природы Сибири. О красной книге, животных и растениях, записанных в ней. Факты отрицательного воздействия человека на природу, примеры рационального использования природы человеком О наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы. О живой и неживой природе, их взаимосвязи и жизни в сообществе. О многообразии растений и животных их связи со средой обитания, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом. О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе Уметь Ухаживать за растениями и животными в уголке природы Выполнять правила поведения в природе. Обеспечивать уход за растениями и животными уголка природы Оказывать помощь окружающей природе(подкормка птиц зимой, уборка мусора, изготовление природных знаков).Пересаживать комнатные растения Учебно – методический комплект: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева. Практическое пособие: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко. Методическое пособие «Прогулки в детском саду» Т.М.Бондаренко. Программа по экологическому воспитанию дошкольниковПрограмма по экологическому воспитанию дошкольников Введение. Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников началась в 1987 году. В 1986 году я приехала по распределению работать в «Чикойский детский сад» воспитателем. И здесь увидев красивую природу рядом с детским садом: лес, озёра, острова, поляны- натолкнуло меня на мысль создать программу т.к все условия есть, что характерной чертой является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Педагоги в детском саду все творческие и увлеченные своим делом люди. Решение задач по экологическому воспитанию дошкольников проходит через все виды деятельности дошкольника. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.
Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Экологическое воспитание в детском саду необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.
Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, (существующие ранее) рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой. Основная же цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Предлагаемая программа входит в комплексную программу создания непрерывного экологического образования, написанная с учетом региональных условий и адаптирована мною в условиях работы в дошкольном образовательном учреждении «Чикойский детский сад» Республики Бурятия Кяхтинского района с. Чикой. Работа ведётся совместно со всеми воспитателями, музыкальным руководителем и администрацией Дома культуры с. Чикой. Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).
О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.
Программа «Привитие основ экологической культуры дошкольникам» рассчитана на 4 года, начиная с младшего дошкольного возраста. Учитывая психологические особенности младшего дошкольного возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог? К 3м годам у детей накапливаются первоначальные знания о временах года, о растительном и животном мире. Содержание и объем их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными.
Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими. На первом году обучения педагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.
На втором году обучения работа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Имевшиеся раннее самые общие экологические представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом.
Четырехлетние дети способны подмечать красоту природы в ее цветовом и предметном разнообразии, в пластичности движений животного мира. Нравственно-экологическая оценка еще довольно проста и прямолинейна: плохо – хорошо. У детей отчетливо проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения к природе. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности.
На 3-м и 4-м году обучения ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.
В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
Эта характеристика относится и к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти и т.д.
Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
Во всех группах занятия ведутся с сентября по май включительно. Занятия ведутся в системе: младшая группа – 1 час в неделю средняя группа – 1 час в неделю старшая – 2 часа в неделю. Помимо этого закрепление знаний и умений ведется в других видах деятельности дошкольника, как уже указывалось выше. Чтобы выявить эффективность экологических занятий проводились контрольные срезы, ребятам предлагались различные ситуации для выявления их действий. Для сравнения были взяты контрольные группы и экспериментальные. Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детских садов и родителями в нетрадиционных формах общения. Это и различные КВН, брейн-ринги, клубы выходного дня, деловые игры, викторины, круглые столы с целью привлечь внимание родителей к актуальным проблемам экологического воспитания. ЗАДАЧИ КУРСА «Привитие основ экологической культуры дошкольникам». Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Примерный тематический план (МЛАДШАЯ ГРУППА).
Знакомство ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями и животными уголка природы проходит через проведение совместных занятий детей младшей и подготовительной групп. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Примерный тематический план (СРЕДНЯЯ ГРУППА).
Во время проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и подвижные игры в соответствии с темой занятия, а также релаксационные упражнения совместно с психологом детского сада. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Примерный тематический план (СТАРШАЯ ГРУППА).
Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы. Проводятся совместно с психологом детского сада релаксационные упражнения. Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом по изобразительной деятельности. ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Примерный тематический план (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА).
ЛИТЕРАТУРА
Воспитатель: Баженова М.И
Экологическое образование детей младшего возраста
«Какой прекрасный способ заинтересовать наших юных учеников - песнями, танцами, исследованиями и играми! Проект «Дерево обучения» «Экологический опыт для детей младшего возраста» - ценный ресурс для любой среды раннего детства ». - Мишель Биттерс, координатор дошкольных учреждений «Это руководство - идеальный способ наполнить учебную программу для детей младшего возраста возможностями экологического образования! Он помогает самым маленьким ученикам взаимодействовать с природой и окружающим миром с помощью подходов, подходящих для их развития - и весело! » - Доктор.Кортни Крим, доцент Разработанный совместно с дошкольниками и специалистами по дошкольному образованию, проект «Дерево обучения» «Экологический опыт для детей младшего возраста » включает более 130 мероприятий, которые вовлекают детей в игры и исследования на свежем воздухе. Он специально разработан для педагогов, работающих с детьми в возрасте от трех до шести лет. Темы включают изучение природы с помощью пяти чувств, знакомство с деревьями, живущими поблизости, и наблюдение за деревьями сквозь времена года.На прилагаемом музыкальном компакт-диске представлены песни детского музыканта Билли Б. Бреннана, которые побуждают детей петь, танцевать и двигаться.
Студенческие урокиРаздел 1. Изучение природы пятью чувствамиМероприятие 1 - Форма вещейВ этом опыте дети будут искать формы и цвета, которые определяют как нашу естественную, так и искусственную среду. Действие 2 - Звуки околоБлагодаря этому опыту дети изучают звуки природы и имитируют звуки, используя свои собственные голоса и инструменты, которые они издают в классе. Задание 3 - Связь с деревьямиВ этом опыте дети будут исследовать деревья и их части, используя осязание. Они могут ощущать грубую кору, рыхлый мох, острые шипы и липкий сок. Задание 4 - Нам всем нужны деревьяДеревья наполнены ароматной древесиной, пикантными специями, пахучими веточками или вкусными фруктами. В этом опыте дети будут исследовать деревья носом и ртом! Раздел 2: Знакомство с деревьями в разные времена годаМероприятие 5 - Признаки паденияБлагодаря этому опыту дети будут исследовать признаки осени и будут играть с падающими, меняющимися и танцующими листьями. Мероприятие 6 - Вечнозеленые растения зимойВечнозеленые деревья вызывают перегрузку органов чувств! Благодаря этому опыту дети будут касаться, чувствовать запах, видеть, слышать и пробовать на вкус зимнее время года. Многие из этих возможностей можно использовать круглый год в районах со снегом или без него. Задание 7 - Лопнувшие почкиВ большинстве районов США весна - это время роста деревьев и других растений. Этот опыт помогает детям исследовать ветки, почки и цветы деревьев, когда они празднуют приход весны. Задание 8 - Принять деревоВиды деревьев можно определить по их коре, цветам, фруктам, листьям, семенам и веткам. Благодаря этому опыту дети будут сравнивать деревья и решать, какая комбинация функций им больше всего нравится. Раздел 3: Встреча с деревьями соседстваМероприятие 9 - Быть деревомДеревья очень похожи на людей - с конечностями, стволами и кожей. Благодаря этому опыту дети делают костюмы дерева и исследуют его части. Мероприятие 10 - Деревья как среда обитанияДеревья - от листовых ветвей до запутанных корней - служат средой обитания для самых разных растений и животных. Благодаря этому опыту дети узнают, как растения и животные зависят от деревьев, прогуливаясь, разыгрывая сказки и исследуя части деревьев. Мероприятие 11 - Три ура деревьямЕжедневно деревья приносят много пользы всем людям. Благодаря этому опыту дети узнают о многих продуктах и преимуществах деревьев.
Согласование стандартовЭкологический опыт для детей младшего возраста обеспечивает структурированное согласование со следующими программами аккредитации детей младшего возраста:
Получить материалыЧтобы получить «Опыт окружающей среды для детей младшего возраста» Справочник (доступен в печатном или электронном виде):
Дополнительные ресурсы
Помните, что все материалы учебной программы PLT защищены законом об авторском праве.Воспроизводите ответственно. 10 главных преимуществ экологического образованияЭкологическое образование (ЭО) связывает нас с окружающим миром, обучая нас как естественной, так и искусственной среде. ЭЭ повышает осведомленность о проблемах, влияющих на окружающую среду, от которой мы все зависим, а также о действиях, которые мы можем предпринять для ее улучшения и поддержания. Вне зависимости от того, вносим ли мы природу в класс, выводим учащихся на улицу, чтобы учиться, или находим импровизированные моменты обучения во время прогулки на природе с семьей, EE имеет много преимуществ для молодежи, преподавателей, школ и сообществ. Как давний сторонник экологического образования и адъюнкт-профессор ЭО в Университете Висконсина - Стивенс Пойнт, я страстно желаю вдохновлять будущих преподавателей в этой области. На протяжении многих лет я просил каждый из моих классов рассказать, почему они преподают ЭЭ, что это значит для них и как это может принести пользу учащимся всех возрастов. Вот десять наших основных преимуществ EE. 10 главных преимуществ экологического образования
Хотите больше ресурсов?
Susan TothSusan Toth более тридцати лет преподает программы экологического просвещения для всех, от детей младшего школьного возраста до пожилых людей.Она была директором по образованию в Центре экологического образования Pine Jog при Атлантическом университете Флориды, а также работала дополнительным преподавателем в Университете Висконсина - Стивенс Поинт, преподавая теорию и практику экологического образования. .Программы экологического образования для школГруппа по охране окружающей среды и здоровья Совета округа Хиллз вместе с группой по восстановлению ресурсов обеспечивает программы экологического образования (ЭО) и оказывает поддержку более чем 70 школам и колледжам в округе Хиллз и на границе с ним. Ниже перечислены способы, которыми совет поддерживает программы и ресурсы ЭЭ в местных школах:
Зеленая сеть школ Зеленая сеть школ - это сеть школьных учителей, вспомогательного персонала школ, родителей и других преподавателей, которые заинтересованы в поощрении и продвижении экологического образования в наших местных школах. Council поддерживает и способствует развитию сети:
Если вы заинтересованы в присоединении к сети, пожалуйста, свяжитесь с сотрудником муниципального совета по экологическому просвещению по телефону 9843 0533 или к сотруднику по вопросам восстановления ресурсов по телефону 9843 0505.
Спонсируемые образовательные программы Совет признает важность работы с местными школами в отношении экологических инициатив и образования. В настоящее время Совет спонсирует две возможности для школ получить доступ к услугам и ресурсам экологического образования. EnviroMentors Советподдерживает экологическое образование в школах, спонсируя школьную программу семинаров EnviroMentors (KAB).Программа предлагается каждый год и бесплатна для поступающих начальных школ. Эти модули меняются из года в год. Этот образовательный пакет включает ряд экологических модулей, таких как «Устойчивое развитие» и «Экономия воды». Семинар по устойчивому развитию EnviroMentors - спонсируется Veolia Что такое устойчивость? EnviroMentors изучают эту концепцию со студентами в легкодоступной форме, представляя идею воздействия на окружающую среду посредством обсуждений природных ресурсов, которые вызывают у студентов энтузиазм в отношении своей способности оказывать положительное влияние.Учащиеся сотрудничают посредством групповых мероприятий и мозгового штурма, чтобы определить действия, которые они могут предпринять в школе или дома, чтобы потреблять меньше и быть более устойчивыми. Мастерская по экономии воды EnviroMentors Сосредоточившись на круговороте воды, учащиеся узнают, сколько годной воды у нас есть на Земле, в одном из двух модулей образования в области водных ресурсов. Взглянув на глобальный круговорот воды в целом, EnviroMentors помогают учащимся понять, почему нам нужно делиться этим ограниченным запасом воды и как наши повседневные действия могут помочь в этом.Головоломки помогают воплотить науку в жизнь, а небольшая драма создает фурор для обучения экономии воды. За дополнительной информацией обращайтесь к специалисту по обучению восстановлению ресурсов по телефону 9843 0505. Программа эко-школ Советтакже поощряет долгосрочное участие школ в образовании в интересах устойчивого развития посредством спонсорства программы Эко-школ . Это спонсорство позволяет местным школам регистрироваться и участвовать в программе эко-школ без каких-либо затрат.Присоединяйтесь к Зеленой сети школ и узнайте, как вы можете стать участником этой всемирно признанной программы.
К кому обращаться в Совете по вопросам экологической информации
К кому обратиться в совете за помощью в экологических мероприятиях для школ Сотрудник по уходу за кустами может предоставить помощь с советами относительно расположения посадочных площадок и материалов (например, трубок для посадки) в следующих случаях:
Сотрудник по восстановлению ресурсов может помочь советом и материалами на следующие экологические даты:
Сотрудник по экологическому просвещению может дать совет и информацию о следующих экологических датах:
Экологические события Если ваша школа хочет провести день окружающей среды, в котором она могла бы участвовать, то Молодежный экологический саммит (YES) - это то, что вам нужно.Это крупномасштабный интерактивный день с выставками и семинарами, которые проводятся в помещениях и на открытом воздухе на территории Сиднейского Олимпийского парка в Хомбуше. «День, наполненный веселыми природоохранными мероприятиями и презентациями для студентов и учителей». Советрекомендует участие местной школы в этом отмеченном наградами мероприятии по энергоэффективности и поддерживает его разными способами. Мероприятие YES - совместное предприятие Западного Сиднейского университета, Сиднейского Олимпийского парка и DET. Посетите веб-сайт для получения более подробной информации. сотрудников Центра экологического образования Брюонгле. Полевые исследования относятся к учебной программе по географии и естественным наукам с 4 по 6 этапы. Пожалуйста, свяжитесь с Центром экологического образования Брюонгле для получения более подробной информации: Стивен Боди - Центр экологического образования Брюонгле Совет предлагает школьную экскурсию / посещение здания совета и залов совета, чтобы школы могли воочию увидеть, как работает совет. Существует множество процессов принятия решений по окружающей среде и планированию, связанных с предоставлением местных услуг и управлением местными территориями. Свяжитесь с советом по телефону 9843 0555.
Ссылки на другие местные экскурсионные объекты и экологические организации
Экологические образовательные ресурсы для студентов и преподавателей Образовательные ресурсы доступны для загрузки ниже или у сотрудника по экологическому просвещению или по уходу за кустарниками: Мой журнал дикой природы - Изучение Бушленда Шира Холмов (PDF, 7MB) Брошюра по идентификации сезонных полевых цветов Общественного экологического центра (PDF, 5 МБ) Буклет Basic Bushland Photography (PDF, 5 МБ) Соседи Буша - Жизнь рядом с заповедником Бушленд (PDF, 2MB) Заповедник Бушленд оф Хантс Крик (PDF, 2MB) Заповедник Бушленд оф Фред Катерсон (PDF, 6 МБ)
Ссылки на веб-сайт Совета графства Хиллз:
Быстрые ссылки Была ли эта страница полезной? * (обязательно) Помогите нам улучшить этот сайт Как мы можем улучшить эту страницу? .Что такое экологическое образование? | Экологическое образование (EE)Экологическое образование - это процесс, который позволяет людям изучать экологические проблемы, участвовать в решении проблем и принимать меры для улучшения окружающей среды. В результате люди развивают более глубокое понимание проблем окружающей среды и приобретают навыки для принятия информированных и ответственных решений. Компонентами экологического образования являются:
Экологическое просвещение не пропагандирует какую-то определенную точку зрения или образ действий.Скорее, экологическое образование учит людей взвешивать различные стороны проблемы с помощью критического мышления и улучшает их собственные навыки решения проблем и принятия решений. Закон о национальном экологическом образовании 1990 года требует от EPA обеспечить национальное лидерство в повышении экологической грамотности. EPA создало Управление экологического образования для реализации этой программы.
Степень экологического образования - бакалавриат, сертификаты, магистерские программы и программы докторантуры онлайнЗачем нужна степень экологического образования?Экологическое просвещение направлено на воспитание понимания того, как личный и общественный выбор влияет на экосистемы и жителей Земли. Педагоги-экологи также надеются привить любовь к природе, часто с помощью программ погружения на открытом воздухе и приключенческих прогулок. Однако они работают с детьми, студентами, взрослыми и туристами как в формальной, так и в неформальной обстановке.Некоторые из них являются сертифицированными учителями, которые работают в средних школах, а другие планируют и проводят программы в центрах природы, парках или некоммерческих организациях. Программы бакалавриата по экологическому образованиюНачинающие преподаватели-экологи обычно получают степень бакалавра в области экологических наук, экологических исследований, географии, экологии или в смежных областях; В частности, существует несколько программ бакалавриата по экологическому образованию. Однако выбирать эти степени выгодно, поскольку они сочетают в себе методы обучения и экспериментальное обучение с необходимой научной базой. Волонтерство в природоохранных организациях, парках или летних лагерях во время учебы в колледже - отличный способ получить ценный практический опыт. Программы сертификации преподавателей-экологовВсе большее число штатов сертифицируют преподавателей-экологов, работающих как в формальных, так и в неформальных условиях. Программы сертификации устанавливают стандарты и часто требуют постоянного профессионального развития. Отдельная сертификация требуется для учителей государственных школ во всех штатах.Требования к сертификации различаются в зависимости от штата, но всегда требуют наличия как минимум степени бакалавра, завершения программы подготовки учителей и опыта преподавания под руководством. Многие требуют общего педагогического теста, проверки биографических данных и непрерывного профессионального развития. Школа в центре внимания
Аттестаты об окончании экологического образованияНесколько школ предлагают аттестаты об окончании экологического образования. Это может быть хорошим выбором для студентов, имеющих ученые степени в области наук об окружающей среде, которые хотят получить дополнительные сведения об образовании, не прибегая к полной магистерской программе.Некоторые выпускники традиционных образовательных программ, которые заинтересованы в экологическом образовании, также могут пожелать получить сертификат. Школа в центре внимания
Степени магистра в области экологического образованияПрограммы магистратуры в этой области предлагают степень магистра, магистра или магистра наук. программы, которые имеют разные направления. Например, M.Ed. обычно согласован для преподавателей в формальных учреждениях, требующих сертификации учителей. Магистр наук имеет тенденцию фокусироваться на социальных науках, в то время как M.S. программы предназначены для студентов, которые хотят более глубоко изучать естественные науки и природные ресурсы. Начинающим студентам следует выбрать программу, которая лучше всего соответствует их опыту и целям. Школа в центре внимания
Докторантура по экологическому образованиюПедагоги, руководители программ, нанятые правительствами и некоммерческими организациями, и другие лица могут продвинуться по карьерной лестнице через докторскую программу по экологическому образованию. Школа в центре внимания
Занятость в экологическом образованииБольшинство преподавателей-экологов работают в центрах природы, национальных и государственных парках, а также в некоммерческих экологических организациях. Некоторые работают для зоопарков, аквариумов и дендрариев.Эти типы организаций имеют ограниченный бюджет, что соответствует ограниченному количеству рабочих мест. Из-за интереса к этой области карьеры конкуренция за рабочие места высока. Лучшие возможности у кандидатов, имеющих практический опыт волонтерской работы в парках и летних лагерях. Основные навыки, которые вы разовьете во время обучения экологическому просвещению - Лидерство: преподаватели экологического образования узнают, как вести групповую деятельность как в классе, так и на открытом воздухе. Высшие степени экологического образования и программы последипломного образования 2020+Если вы целостный мыслитель, увлекаетесь естественной историей, экологическими принципами, наукой о земных системах и глобальными изменениями окружающей среды и ищете программу, ориентированную на карьеру в качестве преподавателя; вам следует изучить программы последипломного образования по экологическому образованию. Педагоги-экологи транслируют сложную паутину науки о земных системах, устойчивости, экологических проблем и экологических изменений для общества. Они помогают людям стать более восприимчивыми к изменениям окружающей среды и пытаются построить более экологически грамотное сообщество, которое принимает решения с уважением к Земле.Кроме того, человек, имеющий степень в области экологического образования, будет работать над решением текущих экологических проблем, пытаясь предотвратить новые проблемы с помощью устойчивых методов жизни. Некоторые из рабочих мест, к которым вас может подготовить программа экологического образования, могут быть для правительств, национальных парков, школ, некоммерческих организаций, центров природы или музеев. Чего ожидать от программ магистратуры по экологическому образованиюВы можете рассчитывать на то, что программы для выпускников экологического образования будут включать учебную программу, которая сочетает в себе изучение эффективных методик преподавания с основами экологических наук. Готовы к поиску аккредитованной программы для получения степени бакалавра экологического образования? GradSchools.com упрощает для вас поиск. Вы можете выполнить поиск местоположения, чтобы определить, где предлагаются программы. Используйте вкладки и просто введите город, штат или страну, а затем просмотрите свои результаты. Какой формат программ экологического образования вам подходитЗатем вы можете решить, какой формат программы вам подходит. Вы хотите получить степень в области экологического образования в кампусе или предпочитаете удобство онлайн-обучения? Возможно, вам подойдет гибридный формат программы, который сочетает в себе прохождение курсов в кампусе колледжа и онлайн-курсы. . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |