О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Структура обучения и воспитания детей с овз


Обучение и воспитание детей с ОВЗ

Обучение и воспитание детей с ОВЗ

Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей.

Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;

  • с дисфункцией речи;

  • с патологией опорно-двигательного аппарата;

  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:

  1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.

  2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

  3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

  4. Принцип психологической безопасности.

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.

Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью. Технология социально-педагогического сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в техникуме.

Она включает следующие этапы:

I. Диагностико-прогностический — изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в техникуме.

Собирается следующая информация:

-  о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;

- об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения;

- об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии;

- об особенностях развития и воспитания студента с ОВЗ;

- об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников;

- о возможности участия в социально-педагогическом сопровождении студента с ОВЗ студентов старших курсов.

II. Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией.

III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим студентом с ограниченными возможностями здоровья.

IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей)в процессе обучения в техникуме.

Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗ к учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду.

Основные направления реализации:

- Предупреждение ситуаций, которые студент с ОВЗ не может самостоятельно преодолеть.

- Работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созданию условий для наиболее полного проявления студентов при овладении профессией.

- Побуждение студента с ОВЗ к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельному преодолению трудностей в обучении, в том числе, с опорой на окружающую среду.

V. Реализация социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ с учетом их самопроявления и возникающих у них проблем. Содержание социально-педагогического сопровождения определено этапами обучения.

Социально-педагогическое сопровождение может быть выстроено в отношении отдельного учащегося или группы лиц, а может лежать в основе системы деятельности всего образовательного учреждения. Организация социально-педагогического сопровождения в среднем профессиональном образовательном учреждении может включать реализацию как одного, так и нескольких видов сопровождения студентов с особыми адаптивными возможностями. В основу воспитания и образования с детьми ОВЗ положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Главной  задачей воспитательной работы со студентами с ОВЗ является  реализация индивидуальных и творческих интересов личности, активизация самостоятельности студентов с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

К каждому студенту с ОВЗ необходимо найти свой индивидуальный подход, помочь решить возникающие проблемы, помочь преодолеть трудности, как во время учебного процесса, так и в свободное время, чтобы студенты вышли из стен техникума настоящими гражданами, получили профессию и были настоящими специалистами и гражданами своей страны.

Список литературы

  1. Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Методика формирования социальной активности студентов педагогического колледжа. – М: МГПУ, 2009.

  2. Колсникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учебн. заведений. – М.: Академия, 2007. 

  3.       Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml

  4. Иванова А. Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm

  5. Малофеев Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip

  6. Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.

  7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6395/

Условия обучения и воспитания детей с ОВЗ | Статья на тему:

Skip to main content area Образовательная социальная сеть
nsportal.ru Меню
  • Обзор возможностей
  • Детский проект «Алые паруса»
  • Аттестация педагогических работников
  • Детский сад
  • Начальная школа
  • Школа
  • НПО и СПО
  • ВУЗ

Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ | Консультация на тему:

Skip to main content area Образовательная социальная сеть
nsportal.ru Меню
  • Обзор возможностей
  • Детский проект «Алые паруса»
  • Аттестация педагогических работников
  • Детский сад
  • Начальная школа
  • Школа
  • НПО и СПО
  • ВУЗ

"Дифференцированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание обучения. Стандарты специального образования детей с ОВЗ.

Тема: « Дифференцированное обучение и воспитание детей с ограниченными

возможностями здоровья. Содержание обучения.

Стандарты специального образования детей с ОВЗ »

План:

1. Кто относится к детям с ОВЗ.

2. Обучение детей с ОВЗ в России.

3. Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ цели, задачи и содержание обучения.

4. Как это сделать?

5. Вывод.

6. Список литературы.

Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

с нарушением слуха;

с нарушением зрения;

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития;

с нарушением интеллекта;

а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.

В России существует несколько вариантов обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.

Минусами образования детей с ОВЗ являются значительная удаленность специальные (коррекционные) учреждения от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника или дошкольника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение на дому, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.). Данный вид образования также ведет в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.

Инклюзивное обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Это обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Это форма дифференциации образования. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ

Для эффективной работы, а также подбора адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, учителю необходимо знать особенности психической деятельности умственно отсталых школьников.

Выделяя характерные психологические особенности умственно-отсталых школьников, следует отметить следующее. Структура психики умственно отсталого школьника чрезвычайно сложна. Л.С. Выготский сформулировал положение о том, что наряду с первичными отклонениями, непосредственно обусловленными дефектом, в процессе аномального развития формируются вторичные отклонения. Вторичными Выготский назвал дефекты, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Они не вытекают прямо из органического дефекта и не обусловлены только им, а происходят по причине «социального вывиха» умственно отсталых детей. «Социальным вывихом» Выготский считает невозможность умственно отсталого ребёнка выполнять в обществе те социальные роли, которые посильны для выполнения нормальным людям. Специальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми – залог того, что они становятся способными к выполнению определённых социальных функций.

В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение простых видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в адаптации лиц, окончивших коррекционные школы. Эти трудности имеют тенденцию к нарастанию.

С другой стороны, еще в должной мере при обучении у.о. школьников не используются имеющиеся большие резервы совершенствования учебно-воспитательной работы.

Для коренного решения этой проблемы должна быть поднята на значительно более высокую ступень организация дифференцированного и индивидуального подхода.

Дифференцированный подход в обучении учащихся имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. Учебные мотивы, как правило, не сформированы, преобладают игровые. Период адаптации к школьной жизни, к учебной и трудовой деятельности у них протекает очень медленно и по-разному. В начальном периоде обучения всем детям свойствен очень низкий уровень самостоятельности, все они нуждаются в помощи учителя. Результаты выполнения ими заданий нередко зависят от незначительных факторов (ребенок хочет домой, его обидели). Поэтому один и тот же ученик может по-разному выполнять одинаковые по сложности задания.

Основная цель и задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и обрести устойчивость.

Чтобы добиться этой цели, нужно использовать средство для развития личности ученика, способствующее успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичную систему классной, групповой и индивидуальной работы учащихся – дифференцированный подход в обучении.

Задача учителя – помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность, использовать для достижения этого эффективные средства и не забывать, что :

1) любой труд интересен, если он разнообразен;

2) чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается;

3) чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, тем интереснее ему работать;

4) урок будет интересен, если ярко и эмоционально подан материал;

5) необходимо знать индивидуальные особенности личности учеников.

В современном мире идет становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идет новое; традиционная объект-субъектная педагогика Я. А. Каменского, и. Гербарта заменяется иной, обращенной к ребенку, как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и учеников.

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребенка, ее развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка.

В педагогической психологии, дидактике, а также в школьной практике широко используются термины «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения», «дифференцированное обучение», «дифференциация» и другие. Эти термины нередко употребляются как синонимы, но в то же время в содержании каждого из этих понятий имеются свои существенные признаки.

Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою весьма неопределенных значениях. К таким понятиям относится «дифференцированное обучения». Анализ литературы показывает, что более точное определение дает Селевко Г.К.

• Дифференцированное обучение – это:1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на намеченную тему. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его индивидуальные качества.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.

Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью к рациональному мышлению, вниманием, свойством памяти и многое другое. Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы.

При разделении учащихся на уровни, необходимо учитывать желание самих учеников учиться на том или ином уровне. Для того, чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности. В такой форме организации работы есть и один существенный недостаток. В разноуровневые группы отбираются учащиеся с учётом в основном их математических способностей, которые далеко не всегда совпадают со способностями к изучению других предметов. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям -- это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению.

Таким образом, мы выяснили и психологические особенности школьников, и их уровень работоспособности, и уровень обучаемости. Теперь можно класс поделить на три группы (высокий уровень, средний и низкий) и, учитывая это, можно строить урок, используя дифференциацию.

Как это сделать?

- ставим перед всем классом одну и ту же познавательную задачу: например, научиться определять способ словообразования прилагательных и писать правильно эти слова с Н или НН.

- После объяснения материала выясняем, есть ли вопросы у сильных учеников. Если нет, то дает им задание творческого характера. Оно может быть записано заранее на доске или на карточках.

- Для учащихся среднего и низкого уровня проводим повторное объяснение на конкретных примерах из какого-либо упражнения. Если детям среднего уровня все понятно, то им дается самостоятельное задание.

- Для детей низкого уровня в это время еще объясняем, используя опорные схемы, таблицы, параграф учебника и даем практическое задание. Так как этих детей не так уж много в классе, можно их «по цепочке» опросить у доски, по 1-2 слова на каждого человека.

- Задание на дом необходимо тоже давать дифференцированно.

Нужно учитывать, что дифференцированный подход в обучении даст результат, если вы это будете делать систематически. Эта работа кропотливая, трудная, затрачивается много времени на подготовку к уроку и т.д. Но результат того стоит.

Вывод:

Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Успешно развивается познавательная активность интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

Список использованной литературы

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006г.

2. Солодникова С.В., Юнина Е.А. Психология человека: учебно-методическое пособие. – Пермь, Изд-во ПРИПИТ, 2003.

3. Е.А. Юнина. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

Статья на тему: Воспитание учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов

Елена Викторовна Калинина ;

 воспитатель;

ГКОУ ВО «Малышевская специальная

 (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат ; с. Малышево

Воспитание  учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов

          В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. [1: с.22]  Два тезиса «…на создании условий для развития…» и «…оказание им помощи в жизненном самоопределении….» особенно актуальны в воспитательной работе коррекционной школы.

          Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты. Приоритетным направлением Стандартов является нравственное и духовное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования. В настоящее время государство выделяет образование детей с ОВЗ, как одно из основных направлений развития российского образования. В целях обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования внеурочная деятельность в школе-интернате занимает одну из ключевых позиций.  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования создает условия для формирования многомерного пространства, направленного на воспитание и социализацию детей с ОВЗ, усиливается воспитательная составляющая деятельность школы.

          И.С.Марьенко все факторы, обуславливающие нравственное становление и развитие личности , разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические.   Отечественная дефектология  тоже исходит из положения о том, что нравственное качество личности, так же как и содержание сознания человека, является продуктом влияния средовых, в том числе и педагогических факторов, действующих на человека в онтогенезе.  Во взаимодействии со средой и целенаправленном влиянии учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия, но решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы.  Из этого следует, что социальное поведение выпускника коррекционной школы определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения.  [2: с.280]  Возникает важная воспитательная задача- помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Очень важно, чтобы при усвоении этих норм учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом усвоении обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися. Принимая во внимание, что дети привязаны к ограниченно- замкнутым представлениям о действительности, привычным  формам и способам жизнедеятельности, а также учитывая, что их импульсивная активность пребывает в замкнутом, ограниченном и стереотипном пространстве, основной задачей заявлено содействие «пробуждению» личностно-духовной активности ребенка. Речь идет о пробуждении у детей способности квалифицировать и оценивать явления повседневной жизни и взаимодействия с точки зрения нравственного содержания. Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога.  Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ОВЗ, поскольку нет специальных программ; семьи детей, зачастую относятся к  категориям неблагополучных или малообеспеченных и конечно же обучающиеся в коррекционной школе отличаются разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. Поэтому воспитательная  работа должна выстраиваться в целостную систему. Наиболее последовательной, в этой системе, представляется классификация методов: так в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у учащихся духовно-нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях; в другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в различных ситуациях;  в третью, относительно самостоятельную группу методов  могут входить те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание). В формировании правильного поведения учащихся с ОВЗ важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность- режим, личный пример педагогов. Эти условия так же, как и методы, можно отнести к средствам воспитания обучающихся.  

          Необходимое звено в процессе нравственного воспитания- моральное просвещение, цель которого- сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции- сложный педагогический процесс. Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Задача нравственного воспитания состоит в том ,  чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, чтобы нормы нравственности стали привычной формой его поведения в повседневной жизни и деятельности. Часто можно слышать, что педагог вряд ли может помочь ребенку сформироваться нравственно, это удел семейного воспитания. Безусловно, семья, ее устои, традиции, нравственные ценности- основной фундамент нравственного стержня. Однако школа вносит свой существенный вклад в понимание ребенком добра и справедливости, зла и ненависти, порядочности и ответственности.

          Важным источником нравственного опыта школьников с умственной отсталостью является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Сюда  входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого,  создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Важно , чтобы личность ребенка была сформирована под воздействием не только педагогической теории, но и практической направленности. Нравственное воспитание ребенок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий, что ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ. И результат будет зависит от того,  какова воспитательная система школы, какие нравственные ценности она закладывает в работе с детским коллективом.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В.Воронковой; Москва «Школа-Пресс»1994 [2.с.280]
  2. Марьенко И.С. организация и руководство воспитательной работы в школе.- М.: Просвещение, 1974
  3. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперемент, технологии и методы К.В.зелинский, Т.В. Черникова; Москва «Планета»
  4. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева; Москва 2006 [1. с 22]

Презентация к семинару по теме "Педагогические системы обучения и воспитания детей с ОВЗ"

Описание слайда:

ПРИЧИНЫ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность .

% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 н. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 н. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 н. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk

.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями

Plan International стремится к тому, чтобы каждый ребенок получил качественное инклюзивное образование без дискриминации или исключения.

За последние 5 лет наша программа инклюзивного образования оказала поддержку детям с ограниченными возможностями в 40 странах. Мы помогаем детям с ограниченными возможностями получить доступ к начальным и средним школам, которые соответствуют их потребностям. Мы также предлагаем специализированную физиотерапию и реабилитацию, а также обучение навыкам, чтобы помочь детям получить хорошую работу или создать собственный бизнес.

Малик, 6 лет, из Того, родился с заболеванием, которое означало, что он не мог ходить. Plan International поддержала его в прохождении операции и реабилитации, в которых он нуждался, чтобы выздороветь и пойти в школу. Мы также обучили учителей в его школе работе с детьми-инвалидами. «Когда Малика впервые привели в школу, было много дискриминации», - говорит его учитель г-н Кула. «Поскольку мы рассказали ученикам об инвалидности Малика, он нравится им так же, как и нам, учителям».

.

Условия образования - Дошкольное, начальное и среднее образование - Зачисление в начальную и среднюю школу - Учащиеся с ограниченными возможностями

Пропустить навигацию IES

NCES

Национальный центр статистики образования
  • Обзоры и программы
    • Годовые отчеты
      • Состояние образования Сборник статистики образования Статус и тенденции в образовании расовых и этнических групп Прогнозы статистики образования Показатели школьной преступности и безопасности Тенденции в показателях отсева и окончания средней школы в США
    • Национальные оценки
      • Национальная оценка образовательного прогресса (NAEP) Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC)
    • Международные оценки
      • Программа международной деятельности (IAP)
    • Раннее детство
      • Лонгитюдное исследование в раннем детстве (ECLS) Национальное обследование домашнего образования (NHES)
    • Начальное / Среднее
      • Общее ядро ​​данных (CCD) Программа вторичных лонгитюдных исследований Демографические и географические оценки образования (EDGE) Национальный опрос учителей и директоров школ (NTPS) Больше...
    • Библиотека
      • Программа библиотечной статистики
    • Высшее
      • Бакалавриат и не только (B&B) Статистика карьеры / технического образования (CTES) Интегрированная система данных о послесреднем образовании (IPEDS) Национальное исследование помощи студентам послешкольного образования (NPSAS) Больше...
    • Системы данных, использование и конфиденциальность
      • Общие стандарты данных об образовании (CEDS) Национальный форум по статистике образования Программа грантов по системам продольных данных в масштабе штата - (SLDS) Больше...
    • ресурсов
      • Дистанционное обучение по набору данных Национальный кооператив послесреднего образования (NPEC) Программа статистических стандартов Больше...
  • Данные и инструменты
    • Загрузки Microdata / Raw Data
      • EDAT Проект Delta Cost Дата-центр IPEDS Как подать заявку на лицензию на ограниченное использование
    • Онлайн-анализ
      • Таблицы ASC-ED Лаборатория данных Элементарная вторичная информационная система Международный обозреватель данных Дата-центр IPEDS Проводник данных NAEP
    • Поиск школ и колледжей
      • Панель управления ACS Штурман колледжа Частные школы Районы государственных школ Государственные школы Искать школы и колледжи
    • Инструменты сравнения
      • Профили штатов NAEP (национальный отчет.правительство) Поиск коллег по финансам округа государственных школ Центр статистики финансирования образования Дата-центр IPEDS
    • Инструменты анкеты
      • Инструмент вопросов NAEP Инструмент вопросов NAAL
    • Географические инструменты
      • Панель управления ACS-ED Карты ACS-ED CollegeMap Поиск локали MapEd SAFEMap Школьный и районный навигатор
    • Прочие инструменты
      • Библиография Реестр данных ED
  • быстрых фактов
    • Оценки Ранее детство Начальная и средняя школа Библиотека Высшее образование и за его пределами Ресурсы
  • Новости и события
    • Блог NCES Что нового в NCES Конференции / Обучение NewsFlash Возможности финансирования Пресс-релизы StatChat
  • Публикации и продукты
    • Поиск публикаций и продуктов Ежегодные отчеты Лицензии на данные с ограниченным использованием
      Последние публикации По предметному указателю от А до Я По опросам и программным областям Продукты для передачи данных за последние 6 месяцев
  • О нас
    • О NCES Комиссар Свяжитесь с NCE
.

Препятствий к образованию для людей с ограниченными возможностями в России

Если вы ребенок, живущий в России с ограниченными возможностями, существует значительная вероятность того, что вы не получите качественного образования или вообще никакого образования. Многие из тех, кто все же получает образование, изолированы от других детей в специальных школах для детей с ограниченными возможностями, часто вдали от своих семей и сообществ. Другие изолированы в своих домах, и учителя навещают их всего несколько раз в неделю.Десятки тысяч детей-инвалидов, проживающих в государственных детских домах, сталкиваются с особенно серьезными препятствиями на пути к получению любого формального образования.

В настоящее время российское правительство вносит существенные изменения в законодательство и политику с целью гарантировать доступ к качественному образованию для всех детей, включая детей с ограниченными возможностями. Для успеха этой политики изменения должны коренным образом трансформировать образовательный подход, гарантируя, что дети не будут исключены из системы общего образования по причине инвалидности и что дети могут получить доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию на равных основа с другими людьми в сообществах, в которых они живут.Правительству следует обеспечить предоставление разумных приспособлений в виде дополнительных средств и услуг, чтобы все дети могли полностью реализовать свой потенциал, исходя из потребностей каждого ребенка.

Инклюзивное образование было признано наиболее подходящим средством для правительства гарантировать универсальность и недискриминацию в праве на образование. Кроме того, инклюзивное образование является предпосылкой для полной интеграции и участия людей с ограниченными возможностями в обществе, а также для противодействия их изоляции и сегрегации.

Российский закон предоставляет детям с ограниченными возможностями и их родителям возможность учиться в обычной школе, специализированной школе для детей с ограниченными возможностями или дома, посредством программ дистанционного обучения или посещений учителей. Однако на практике исследование Хьюман Райтс Вотч показало, что дети с ограниченными возможностями часто посещают специализированные школы, потому что в обычных школах нет необходимых приспособлений, таких как пандусы для инвалидных колясок, вспомогательные средства или помощники учителей.Родители также сообщали о том, что они были вынуждены отправлять детей в специализированные школы, потому что чиновники, оценивающие инвалидность их детей, рекомендовали этот тип школы или потому, что персонал обычных школ отказывал детям в приеме на основании их инвалидности. Инфраструктурные барьеры не позволяют некоторым детям посещать школы в их общинах, включая отсутствие доступного транспорта или пандусов и лифтов в многоквартирных домах. Достигнув совершеннолетия, многие дети с ограниченными возможностями сталкиваются с препятствиями при поступлении и обучении в университетах или приобретении значимых профессиональных навыков для обеспечения занятости.

Этот отчет основан на более чем 200 интервью с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями, их семьями, активистами по защите прав детей и инвалидов, а также посещениях 10 государственных учреждений, в которых проживают дети с ограниченными возможностями. Хьюман Райтс Вотч также встречалась и переписывалась с представителями Министерства образования и науки и встречалась с представителями Министерства труда и социальной защиты.

Дети с ограниченными возможностями и активисты, опрошенные Хьюман Райтс Вотч, заявили, что дети с ограниченными возможностями и их родители в последние годы столкнулись с рядом препятствий на пути к обычным школам, включая отсутствие пандусов или лифтов, которые помогли бы им входить и перемещаться внутри зданий; отсутствие приспособлений для людей с сенсорными нарушениями, таких как учебники с крупным шрифтом для слабовидящих учащихся; и нехватка учителей и другого школьного персонала с подготовкой для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей учащихся, включая учащихся с отклонениями в развитии, такими как синдром Дауна.

Некоторые дети сталкиваются с дискриминацией при поступлении в школу. Это включает в себя отказ в приеме на основании предположения, что дети с ограниченными возможностями, например, не смогут учиться, будут небезопасно общаться с другими детьми или будут вести себя деструктивно. Российское законодательство гарантирует каждому право на образование; поправки, вступающие в силу в январе 2016 года, запрещают дискриминацию по признаку инвалидности во всех сферах жизни. Правительство должно предпринять активные шаги для обеспечения того, чтобы школьные чиновники и другие лица не отказывали детям в доступе к образованию на основании их инвалидности.

В российскую систему образования входит множество специализированных школ для детей с ограниченными возможностями, например, школы для слепых и глухих детей или для детей с отклонениями в развитии, такими как синдром Дауна. Многие дети с ограниченными возможностями и их родители предпочитают эти школы общеобразовательным школам, потому что в них, как правило, больше учителей и другого персонала, имеющего специальную подготовку для работы с детьми с ограниченными возможностями, и больше приспособлений для удовлетворения их конкретных образовательных потребностей.Однако, поскольку обычные школы обычно не имеют таких приспособлений или могут не принимать детей с ограниченными возможностями, посещение специализированной школы часто не является результатом осмысленного выбора.

Специализированные школы часто расположены далеко от детских поселений. В результате многие дети-инвалиды учатся в этих специализированных школах либо неполный, либо полный рабочий день, возвращаясь домой по выходным или реже, в зависимости от расписания и финансовых возможностей их семей. Дети, посещавшие специализированные школы-интернаты, рассказали Хьюман Райтс Вотч, что это привело к нежелательному разлучению с семьями и общинами.Дети и взрослые с ограниченными возможностями и их родители рассказали Хьюман Райтс Вотч, что некоторые специализированные школы предлагают более ограниченный учебный план, чем обычные школы.

Согласно российскому федеральному законодательству, родители детей с ограниченными возможностями имеют возможность подать заявление в российское правительство о том, чтобы их дети учились дома, с посещением местных учителей несколько раз в неделю для ознакомления с материалами курса. Этот вариант может быть полезен на временной основе, когда дети не могут посещать школу, например, в период тяжелой болезни.Однако активисты, дети с ограниченными возможностями и родители, опрошенные Хьюман Райтс Вотч, сообщили, что многие дети с ограниченными возможностями учились дома из-за отсутствия доступных школ в их общинах или из-за того, что из-за отсутствия жилья и транспорта детям было сложно или опасно покидать свои дома. в школу каждый день. Большинство детей и молодых людей с ограниченными возможностями, обучающихся дома, рассказали Хьюман Райтс Вотч, что их взаимодействие с учителями ограничено и они чувствуют себя изолированными от сверстников.

Отсутствие точной информации о праве детей на инклюзивное образование также может препятствовать доступу детей к качественному школьному образованию в общинах, в которых они живут. Хьюман Райтс Вотч проинтервьюировала некоторых родителей, которые отметили, что государственные чиновники, ответственные за определение того, какие виды услуг и приспособлений должны получать дети с учетом их инвалидности, информировали их о том, что их детей с ограниченными возможностями следует отдавать в специализированные школы или учиться дома. Хотя эти рекомендации не имеют обязательной юридической силы, родители часто не получают достаточной информации о праве на инклюзивное образование и понимают, что рекомендации являются требованиями.

Десятки тысяч детей с ограниченными возможностями в России сейчас живут в закрытых государственных детских домах. Большинство этих детей получают мало образования или не получают никакого образования из-за нехватки педагогического персонала среди воспитателей, общей изоляции детей от окружающих их сообществ, а также из-за того, что в прошлом у некоторых детей были медицинские диагнозы как «не обучаемые». Поправки к Закону об образовании, вступившие в силу в 2013 году, устранили возможность определения ребенка как «не обучаемого», обязывая всех детей получать образование.Хотя это важный шаг на пути к обеспечению образования без дискриминации по признаку инвалидности, многие дети, которые не могут ходить или говорить, которых сотрудники детских домов отправляют в отдельные «лежачие комнаты», как правило, вообще не получали образования или стимулирования. Другие дети с ограниченными возможностями в детских домах могут получать ограниченное образование, обычно в форме индивидуального обучения со стороны сотрудников детских домов, а в некоторых случаях могут посещать близлежащие специализированные школы.

Чтобы изменить эту давнюю практику и жесткие ограничения на образование детей в детских домах, российское правительство должно предпринять амбициозные и согласованные усилия.В краткосрочной перспективе власти должны обеспечить предоставление качественного образования этим детям. В более долгосрочной перспективе правительству следует разработать план по прекращению использования детских учреждений, по развитию семейного ухода за всеми детьми и по облегчению их жизни и учебы в обществе в соответствии с обязательствами России в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Права людей с ограниченными возможностями (КПИ).

Ограниченные возможности получения качественного начального и среднего школьного образования, а также физические и коммуникационные барьеры в российских университетах и ​​профессиональных институтах затрудняют получение высшего образования для многих молодых людей с ограниченными возможностями.На этих студентов часто ложится ответственность за организацию проживания с профессорами и другими студентами, например, путем перевода классов на первые этажи или обеспечения систем палантипов, которые переводят речь в текст. Система специализированных колледжей в России для учащихся с нарушениями развития предлагает мало возможностей для профессионального образования или повышения квалификации, вместо этого уделяя внимание ремесленным мастерским, таким как керамика и рисование. По словам нескольких активистов за права людей с ограниченными возможностями, с которыми беседовала Хьюман Райтс Вотч, в России нет федеральной системы, которая обеспечивала бы преподавателям этих колледжей и других учебных заведений соответствующую педагогическую подготовку, позволяющую адаптировать свои учебные программы к различным учебным потребностям учащихся.Даже среди тех, кто получил высшее образование, многие молодые люди с ограниченными возможностями сталкиваются с ограниченными перспективами получения работы и жизни в своих общинах.

Международные обязательства России, в том числе в соответствии с КПИ, требуют, чтобы люди с ограниченными возможностями имели доступ к высококачественному инклюзивному начальному и среднему образованию на местном уровне в сообществах, где они живут, а также доступ к высшему образованию, профессиональному обучению и взрослым образование наравне с другими. КПИ требует, чтобы правительство предоставило разумные приспособления или «необходимые и соответствующие изменения и корректировки», чтобы гарантировать, что люди с ограниченными возможностями пользуются всеми правами и свободами человека наравне с другими на всех уровнях образования.Отказ в разумном приспособлении представляет собой дискриминацию. КПИ также призывает государства дать людям с ограниченными возможностями возможность приобретать жизненные навыки и навыки социального развития, чтобы способствовать их полному и равному участию в образовании и в качестве членов общества.

Как указано Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по правам человека, инклюзивное образование было признано наиболее подходящим средством для правительств гарантировать универсальность и недискриминацию в праве на образование.Инклюзивное образование - это практика обучения учащихся с ограниченными возможностями в обычных школах по соседству с предоставлением дополнительных средств и услуг, где это необходимо, чтобы позволить детям полностью реализовать свой потенциал. Это включает признание необходимости трансформировать культуру, политику и практику в школах, чтобы приспособиться к различным потребностям отдельных учащихся, и обязательство устранять барьеры, препятствующие этой возможности.

Правительство России недавно предприняло ряд важных шагов для обеспечения того, чтобы все дети с ограниченными возможностями получали образование, и расширения инклюзивного образования во многих школах по всей стране.В рамках федеральной программы «Доступная среда», направленной на повышение доступности в различных сферах общественной жизни, некоторые общеобразовательные и специализированные школы по всей России внедрили приспособления, чтобы сделать школы более доступными для детей с ограниченными возможностями.

Представители Министерства образования и науки сообщили Хьюман Райтс Вотч в июне 2015 г., что правительство приступило к внедрению новых стандартов начального образования для детей с ограниченными возможностями, включая специальные стандарты для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, в более чем 120 школах во многих регионах. Россия.У каждого ребенка с ограниченными возможностями будет индивидуальная образовательная программа, которая может быть дополнена спецификациями условий проживания, программ и ресурсов для каждого ребенка. Стандарты станут обязательными для внедрения для всех детей с сентября 2016 года.

Хотя стандарты являются важным шагом в создании более последовательной системы образования для детей с ограниченными возможностями, стандарты требуют, чтобы дети классифицировались по инвалидности и одному из четырех уровней образования в соответствии с их предполагаемой способностью к обучению.Министерству, а также региональным и местным должностным лицам образования следует обеспечить, чтобы образовательные программы и приспособления основывались на конкретных учебных потребностях каждого ученика, а не на категоризации и иерархии когнитивных навыков.

В июне 2015 года министр образования публично сообщил, что за последние три года количество детей, получающих инклюзивное образование, выросло более чем на 15 процентов. Представители Министерства образования также сообщили Хьюман Райтс Вотч, что в рамках инициативы в области инклюзивного образования министерство создает «базовые инклюзивные школы» во всех регионах России, и что каждый регион должен к концу года сделать 20 процентов своих школ инклюзивными. 2015 года.Основная структура этих начальных базовых инклюзивных школ состоит в том, чтобы сделать каждую школу доступной для детей с определенным типом инвалидности: одна школа принимает глухих детей, другая - детей с расстройствами аутистического спектра и т. Д.

В зависимости от реализации, эта система базовых школ могла бы увековечить сегрегацию детей с ограниченными возможностями по типу инвалидности вместо поощрения интеграции. Некоторые дети с определенными ограниченными возможностями и их семьи могут выбрать среду, в которой дети могут получить навыки, непосредственно связанные с их ограниченными возможностями.Например, язык жестов для глухих детей или шрифт Брайля для слепых или слабовидящих детей. Однако при реализации своей стратегии инклюзивного образования, включая развитие «базовых школ», правительство должно уделять первоочередное внимание предоставлению индивидуальных мер поддержки в среде, которая способствует максимальному академическому и социальному развитию каждого ребенка, в соответствии с целью полной интеграции, поскольку изложены в КПИ.

Ряд российских неправительственных организаций (НПО) внесли значительный вклад в продвижение инклюзивного образования, в том числе путем предоставления информации, повышения осведомленности, обучения и другой поддержки детям, учителям и родителям в обычных школах, а также путем предоставления непосредственных услуг детям. и взрослым с ограниченными возможностями и их семьям, чтобы люди с ограниченными возможностями могли учиться в обычных учебных заведениях и получать профессиональную подготовку.

Чтобы обеспечить защиту права детей и взрослых с ограниченными возможностями на инклюзивное образование, российское правительство должно активизировать свои усилия по обеспечению доступа людей с ограниченными возможностями к инклюзивному начальному, среднему, профессиональному и высшему образованию наравне с другими. Сюда должны входить дети и взрослые с отклонениями в развитии или психосоциальными расстройствами, а также все инвалиды, проживающие в государственных детских домах. Правительству следует стремиться положить конец частой сегрегации детей с ограниченными возможностями в приютах, отдельных школах, классах и дома.Это должно включать долгосрочный план по переводу детей из детских домов в семейный уход. Хотя некоторые дети с ограниченными возможностями и их родители могут выбирать специализированные школы, домашнее обучение или дистанционное обучение, этот выбор должен быть осмысленным и не должен быть результатом препятствий для инклюзивного образования в местных школах. Властям также следует расширить текущие проекты по разработке стандартов и руководств по профессиональной подготовке по инклюзивному образованию для инструкторов на всех уровнях образовательной системы.Также важны программы по развитию культуры инклюзивного образования в школах, в том числе классы по информированию об инвалидности и совместные мероприятия для детей с инвалидностью и без, в сотрудничестве с организациями инвалидов (ОИ) и другими группами, защищающими права людей с инвалидностью. Кроме того, правительство должно полностью реализовать свои усилия по обеспечению доступности и инклюзивности сообществ для всех людей с ограниченными возможностями.

Правительству РФ, в частности Минобрнауки

  • Гарантировать доступ к образованию всем детям с ограниченными возможностями, включая детей с ограниченными интеллектуальными возможностями и детей, проживающих в государственных учреждениях, наравне с другими, в соответствии с КПИ.
  • Обеспечить, чтобы программы развития инклюзивного образования обеспечивали максимальное включение в общеобразовательные школы и избегали исключения, включая сегрегацию детей с ограниченными возможностями в отдельные классы. Хотя некоторым детям может потребоваться конкретная индивидуальная или небольшая групповая работа, эти занятия должны максимизировать академическое и социальное развитие детей, а не служить их изоляцией. Дети должны быть максимально включены в школьную среду вместе с другими учениками.
  • Обеспечить, чтобы система категоризации, установленная в соответствии с федеральными стандартами начального образования для детей с ограниченными возможностями, не применялась таким образом, чтобы дети с определенными видами инвалидности получали неполный доступ к общей учебной программе. Стандарты и их реализация должны подчеркивать учебные потребности каждого учащегося, а не иерархию когнитивных навыков.
  • Обеспечить соблюдение права детей на качественное образование и участие в жизни общества, как это гарантировано в КПИ, в том числе путем сотрудничества с муниципальными властями и другими властями, чтобы гарантировать, что дети не ограничены дистанционным обучением или домашним обучением из-за препятствий в их многоквартирных домах или другое жилье (например, отсутствие лифтов или пандусов), отсутствие транспорта в местные школы и обратно или другие препятствия.Эти препятствия не должны использоваться в качестве оправдания для определения того, что ребенок не может учиться в обычной школе.
  • Расширить и реализовать «Дорожную карту» по продвижению инклюзивного образования в системе общего образования, в том числе путем обеспечения того, чтобы Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи служили ресурсными центрами общеобразовательных школ при реализации инклюзивного образования, а установлено Законом об образовании, часть 4 статьи 42.
  • Поддержать развитие культуры инклюзивного образования в школах. В частности, проводите занятия по осведомленности об инвалидности и вместе проводите мероприятия для детей с ограниченными возможностями и без них с целью воспитания уважения к людям с ограниченными возможностями.
  • Продолжить разработку четких стандартов, определяющих учебные программы и другие типы разумных приспособлений, чтобы сделать инклюзивное образование доступным для детей и взрослых с ограниченными возможностями, включая лиц с отклонениями в развитии или психосоциальными нарушениями, на всех уровнях системы образования.Убедитесь, что эти стандарты охватывают весь спектр академических, а также профессиональных потребностей учащихся с ограниченными возможностями, с конечной целью дать этим учащимся возможность жить самостоятельно и быть включенными в свои сообщества. Тщательно проконсультируйтесь с представителями организаций инвалидов (ОИ), включая лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями или нарушениями развития, и другими экспертами относительно минимальных требований для создания инклюзивной образовательной среды.
  • Обеспечить достаточное количество учителей и других специалистов, включая специальных помощников по обучению учителей, для оказания всесторонней поддержки учащимся с ограниченными возможностями.Обеспечить, чтобы базовая подготовка учителей для всех нынешних учителей и учителей-студентов включала инклюзивное образование и практические навыки, в том числе по использованию соответствующих средств коммуникации, образовательных методов и материалов. Обеспечьте непрерывное обучение, поддержку и наставничество учителей и помощников, в том числе через ресурсные центры и профессиональные обмены.
  • Предоставлять преподавателям и администраторам государственных профессионально-технических учебных заведений и университетов возможности для повышения квалификации по внедрению разумных приспособлений для студентов с ограниченными возможностями.Обеспечить наличие в высших учебных заведениях достаточных ресурсов и персонала для размещения людей с ограниченными возможностями.
  • Обеспечить адекватные бюджетные ассигнования и финансирование для всех учебных заведений, чтобы гарантировать инклюзивное образование. Это должно включать достаточные средства для обеспечения разумных приспособлений для детей с ограниченными возможностями, исходя из их индивидуальных образовательных потребностей. Разработайте механизмы, с помощью которых региональные правительства могут подавать заявки на дополнительное федеральное финансирование для удовлетворения разумных потребностей в приспособлении.
  • Продолжать и расширять инициативы по обучению детей-инвалидов и родителей праву детей на образование, в том числе на инклюзивное образование. Это должно включать подробную информацию о сфере полномочий Психолого-медико-педагогической комиссии (на русском языке, ПМПК), которая оценивает детей с ограниченными возможностями и дает рекомендации по обучению ребенка, в том числе о том, что заключения ПМПК являются рекомендациями и не являются обязательными. и что родители и дети имеют возможность обжаловать результаты ПМПК в региональном ПМПК и в суде.
  • Дети с ограниченными возможностями и их родители должны иметь осмысленный выбор в отношении своего образовательного пути. Должностные лица школ и местных органов власти должны способствовать возможности для детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специализированных школах и обучающихся дома, общаться со своими сверстниками без инвалидности, в том числе в местных школах и дошкольных учреждениях.
  • Обеспечить, чтобы Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Рособрнадзор] вместе с другими ведомствами внедрила тщательную и прозрачную систему мониторинга и оценки, чтобы все органы власти несли ответственность за работу школ и обеспечение доступа к образованию, включая должностных лиц, ответственных за государственные детские дома. для детей с ограниченными возможностями, ответственных за прогресс в направлении инклюзивного образования.Мониторинг должен включать как плановые, так и внеплановые проверки.
  • Разработка универсального дизайна для доступной среды в обычных школах для детей с различными видами инвалидности. Аудиты (оценки) доступности в школах должны проводиться с участием людей с ограниченными возможностями.
  • На протяжении всего процесса реформирования законов и политики и в процессе мониторинга активно искать и включать вклад детей и взрослых с ограниченными возможностями, в том числе тех, кто в настоящее время и ранее находился в учреждениях по уходу, а также родителей детей с ограниченными возможностями, ОИ, экспертов и НПО, работающие в области прав детей и инвалидов.

Министерству труда и социальной защиты

  • Внести изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» в следующих формах:
    • Расширить статью 3.1 о запрещении дискриминации по признаку инвалидности, включив в нее положение, в котором говорится, что дискриминация включает неспособность предоставить инвалидам разумные приспособления в соответствии с международным правом. Включите определение «разумного приспособления» и пороговые значения для его применения на всех уровнях школы в соответствии с КПИ, а также в отношении транспорта и других основных услуг.
    • Расширить статью 19 об образовании для лиц с ограниченными возможностями, включив в нее положения, гарантирующие, что все дети и взрослые с ограниченными возможностями и их семьи имеют информацию о праве на инклюзивное образование на уровне начальных и средних школ, профессиональных / профессиональных институтов и университетов.
    • Расширить статью 16 об ответственности за непредоставление доступа к средствам связи и информации и инфраструктуре; включить конкретные положения для обеспечения соблюдения статей 14 и 15 о доступности для инвалидов информации и инфраструктуры, соответственно; и установить федеральную ответственность за контроль за соблюдением этих статей.
  • Разработать подробный план по обеспечению соблюдения федерального запрета на дискриминацию по признаку инвалидности, включающий строгие запреты и четкие наказания за отказ детям с ограниченными возможностями в приеме в обычные школы. Создать доступную для инвалидов и удобную для детей процедуру подачи жалоб на дискриминацию в сфере образования и обеспечить, чтобы дети с ограниченными возможностями и их родители знали об этой процедуре.
  • Расширить усилия по предотвращению сегрегации и поддержать семьи в уходе за детьми дома, а в тех случаях, когда семьи не могут заботиться о детях, значительно расширить усилия по обеспечению альтернативного ухода в рамках общины в семейных условиях.Это должно включать:
    • Содержательный план с указанием сроков по прекращению помещения в специализированные учреждения детей, особенно разлученных младенцев. FR
.

Образование для людей с ограниченными возможностями

Инвалиды с большей вероятностью не будут посещать школу или бросят школу до завершения начального или среднего образования (Информационный бюллетень UIS № 40, февраль 2017 г.)

Статья 24 Конвенции ООН о правах инвалидов гласит, что страны должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию наравне с другими в сообществах, в которых они живут. .

Используя подход, основанный на правах человека, ЮНЕСКО поощряет разработку и реализацию политики, программ и практики инклюзивного образования для обеспечения равных образовательных возможностей для людей с ограниченными возможностями.

ЮНЕСКО продвигает эффективные методы и обмен знаниями через различные платформы, такие как «Инклюзивное образование в действии: расширение прав и возможностей учителей, расширение прав и возможностей учащихся», разработанный в сотрудничестве с Европейским агентством по особым потребностям и инклюзивному образованию и онлайн-сообществом знаний по теме «Строительство Инклюзивные общества для людей с ограниченными возможностями ».

ЮНЕСКО поддерживает страны в их усилиях по включению в образование детей с различными проблемами обучения и детей с ограниченными возможностями посредством разработки руководящих принципов и инструментов , подготовки учителей и использования ИКТ в образовании.

Информационно-пропагандистская деятельность и повышение осведомленности - еще одно направление деятельности ЮНЕСКО, направленное на обеспечение реализации права на образование для людей с ограниченными возможностями. Это включает празднование Международного дня людей с ограниченными возможностями 3 декабря.

Действия ЮНЕСКО осуществляются с ключевыми партнерами и сетями, такими как Глобальное партнерство в интересах детей с ограниченными возможностями, возглавляемое ЮНИСЕФ и международной неправительственной организацией Leonard Cheshire Disability, официально сотрудничающей с ЮНЕСКО.

.

Как включить детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями

Рим Аль Хаут - директор Американской академии в Бейруте, школы, в которую входят дети с особыми образовательными потребностями (SEN). Мы спросили ее о преимуществах инклюзии и используемых методах обучения.

Что такое инклюзивная школа?

Инклюзивная школа означает, что приветствуются все учащиеся - независимо от пола, этнической принадлежности, социально-экономического положения или образовательных потребностей.Они учатся, вносят свой вклад и принимают участие во всех аспектах школьной жизни.

Учащиеся с SEN проводят большую часть или все свое время, обучаясь со своими сверстниками, и школа поощряет понимание взаимной выгоды включения.

Что это за преимущества?

Я не знаю ни одного исследования, которое показало бы отрицательные эффекты от включения, если оно проводится с необходимой поддержкой и услугами для студентов.

Преимущества включают в себя конструктивную дружбу, уважение, лучшее понимание и понимание индивидуальных различий и подготовку к взрослой жизни в разнообразном обществе.

Некоторые льготы носят социальный характер. Учащиеся могут завязать прочные дружеские отношения, которые помогут им наладить отношения в дальнейшей жизни. В инклюзивном классе они видят, как взаимодействуют разные люди.

Есть и академические льготы. В хорошо спроектированном инклюзивном классе ученики оправдывают более высокие ожидания - как от своих сверстников, так и от учителей. Они также могут видеть в своих одноклассниках положительный академический образец для подражания.

Семьи также могут получить выгоду. Это особенно верно, когда учащийся SEN - единственный ребенок, родители которого могут оказаться не в состоянии приспособиться к сообществу, если только учащийся не учится в инклюзивной школе.

Наша школа проводит множество ориентационных занятий и встреч между родителями, специалистами и учителями, чтобы поддержать семьи студентов SEN.

Как учителя должны готовиться к включению?

В нашей школе учителя разговаривают со специалистами и изучают предыдущие оценки учащихся в классе и за его пределами. Затем они создают профиль для каждого ученика.

Каждый профиль содержит информацию о поле, возрасте, знании языка и мотивах ученика.Также есть информация от предыдущих учителей о привычках и скорости обучения учеников (чтобы они знали, предлагать ли им дополнительную практику или модифицированные задания), а также наблюдения специалистов о потребностях ребенка в обучении. Они могут включать дислексию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или задержку речи и речи.

Затем учитель беседует с каждым учеником об их интересах и наблюдает за учеником в свободное время. Это помогает учителю адаптировать свое обучение к потребностям каждого ребенка и записывать, какие модификации и оценки использовать в своем недельном плане уроков.

Что делает вашу школу инклюзивной?

Мы предлагаем дополнительную поддержку студентам с различными учебными потребностями.

Логопед, эрготерапевт, психолог и педагог-психолог оценивают способности каждого ребенка, чтобы рассказать нам о любых изменениях и поддержке, которые могут им потребоваться. На основе этих оценок учащиеся с SEN интегрируются в классы.

Как сделать так, чтобы все дети в вашей школе ладили?

У нас есть студенты с разными интеллектуальными способностями, поэтому мы стараемся предложить расслабляющую обстановку для всех.Это не всегда просто. Некоторые дети могут неохотно вовлекать своих сверстников в разговоры или на игровые площадки. Непонимание может привести к обидным замечаниям или издевательствам.

Чтобы справиться с этим, у нас есть план для каждого этапа школы, чтобы обеспечить благоприятную атмосферу и чтобы каждый чувствовал себя вовлеченным и понятым.

Как вы подходите к инклюзии для самых маленьких детей?

У нас есть план раннего вмешательства, который включает всех дошкольников (от трех до пяти лет) и улучшает их способности.В наши ранние дошкольные классы входят учащиеся SEN с легкой степенью инвалидности. Эти дети могут академически справиться с требованиями учебной программы, но им нужна дополнительная поддержка. У них могут быть нарушения слуха, аутизм в умеренных пределах в спектре, гиперактивность, синдром дефицита внимания или задержки речи и общения.

Педагогический психолог, логопед и эрготерапевт, а также специальный педагог составили план для всего класса.

Затем в дошкольные классы приходят эрготерапевт и логопед, чтобы работать со всеми детьми на занятиях групповой терапии.Они также проводят индивидуальные занятия для студентов SEN в классе.

Специальный педагог работает с каждым из студентов SEN, а также проверяет классных руководителей.

Как вы подходите к инклюзии со старшеклассниками?

Наши старшеклассники посещают ориентационные занятия, проводимые координатором по особым потребностям и школьным психологом в начале каждого года. Эти занятия объясняют различные потребности, которые могут быть у студентов, и показывают, как предложить поддержку.

Старшеклассники также круглый год посещают специальные классы со студентами SEN, чтобы они могли узнать и оценить друг друга.

В некоторых классах средней школы есть несколько учеников, у которых есть определенные трудности в обучении.

старшеклассников также принимают участие в еженедельных собраниях общественных работ. Они могут помочь учителям, которые обучают студентов SEN, или посетить центры для людей с особыми потребностями за пределами школы, где они присоединяются к учащимся в мероприятиях, принося подарки и библиотечные книги.

Эти общественные работы требуются Министерством образования Ливана, которое просит старшеклассников выполнять 60 часов общественных работ.

Как узнать, «занят» ли студент?

Вовлеченность студентов означает внимание, любопытство и энтузиазм, которые студенты проявляют во время обучения или обучения. Это распространяется на их уровень мотивации. Когда ученики любознательны, заинтересованы или вдохновлены, они учатся лучше.

Наблюдается поведение, например, посещение занятий, внимательное слушание, участие в обсуждениях, своевременное выполнение работы и соблюдение правил и указаний.Затем есть внутренние состояния - мотивация и любопытство.

Какую поддержку вы оказываете учителям?

Наша школа ежегодно проводит вводные курсы для учителей с семинарами, проводимыми специалистами по специальному образованию. Учителя изучают разные стили преподавания, узнают о потребностях учащихся SEN, когда обращаться с проблемой к школьному специалисту и какова роль каждого специалиста.

Учителя также узнают о различных учащихся SEN, которые в настоящее время зарегистрированы в школе, поэтому они лучше подготовлены, чтобы помочь им в учебе.Уделяя время подготовке школьной команды, мы создаем благоприятный климат, который приносит пользу нашим учащимся SEN, и учителя чувствуют себя более уверенно.

Какой совет вы можете дать учителям, чтобы сделать их уроки инклюзивными?

Найдите общий язык. Нет двух одинаковых людей, но у большинства из нас есть что-то общее. Если мы ищем способы, которыми мы можем относиться друг к другу, независимо от различий, наши отношения становятся сильнее.

Научите студентов задавать вопросы.Практически всегда можно спросить об опыте сверстника с ограниченными возможностями. Главное - внимательно и с уважением относиться к тому, когда, где и как задаются эти вопросы. Все хотят, чтобы их понимали, а разговоры помогают ученикам заглянуть за пределы тайны инвалидности.

Поощряйте учащихся к вовлечению и ответственности, работая со своими сверстниками. В нашей школе учителя объединяют учеников с разными потребностями в пары и дают им практические задания, которые нужно выполнять вместе.

Как учитель, вы подаете пример. Ваши действия и слова подскажут вашим ученикам, как общаться с другими учениками, принимать их и отвечать на них. Не обсуждайте только слабые места; указать сильные стороны. Мы призываем наших старшеклассников уважать друг друга и искать уникальные сильные стороны каждого человека.

Не ограничивайте участие в учебе - включайте также внеклассные мероприятия. В нашей школе все ученики участвуют в танцевальных, певческих и актерских представлениях и праздниках.Они вместе репетируют и поддерживают друг друга.

Как лучше всего учитывать особые потребности детей?

Школа может предоставить пандусы и доступные адаптированные ванные комнаты для тех учащихся, которые физически не могут добраться до нужных им мест.

Учителя могут приходить в класс, чтобы работать с учеником один на один. Иногда студенты могут покидать комнату на часть дня для индивидуального внимания или для участия в небольшой учебной группе.

Есть также вещи, которые вы можете делать в классе, чтобы облегчить жизнь всем учащимся. Например, учитель может носить микрофон, чтобы ученик с нарушением слуха мог слышать более четко.

Американская академия в Бейруте недавно приняла участие в курсе Британского Совета по инклюзивной педагогике, который побудил их разработать стратегию работы с более широким школьным сообществом через семьи учеников.

Зарегистрируйтесь на ближайшую к вам образовательную ярмарку.

Ознакомьтесь с подходом Британского Совета к включению в наш отчет «Основные навыки для всех» (PD F).

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.