|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Познавательное развитие ребенка 2 летКонсультация для воспитателей "Познавательное развитие детей 2-3 лет"Консультация для воспитателей «Познавательное развитие детей 2-3 лет» Подготовила воспитатель МКДОУ д/с №10 г.Пласта Гриненко Е.В. Познавательное развитие – процесс непрерывный. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает. Без познавательной деятельности невозможно умственное и психическое развитие ребенка. Период дошкольного детства – важный этап в познавательном развитии человека : развитии познавательной активности, формировании познавательных интересов. В ФГОС говорится : «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.» Для детей 2-3 лет область «Познание» включает в себя три взаимосвязанных блока : «Развитие сенсорной культуры», «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе», «Развитие математических представлений». Все три блока обеспечивают развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию. ► «Развитие сенсорной культуры» предполагает овладение простейшими сенсорными эталонами Ребенок третьего года жизни активно входит в предметный мир , начинает знакомиться с большим количеством предметов, их качествами и свойствами, практически осваивать способы использования предметов в бытовой, игровой и других видах детской деятельности. Детей привлекает яркость и красочность предметного мира , что позволяет целенаправленно развивать их сенсорные и речевые способности, составляющие фундамент умственного развития. Трудно переоценить значение предметного мира в сенсорном развитии маленького ребенка, приобщении его к сенсорной культуре, овладении простейшими сенсорными эталонами цвета, формы , величины (размера). ► «Развитие математических представлений» Для детей третьего года жизни предусмотрены две темы : «Свойства» и «Отношения» Успешное освоение их содержания поможет развитию сенсорных способностей, что является приоритетной задачей для детей младшего дошкольного возраста ►«Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе» Основное содержание знаний этого блока можно представить следующим образом: - первый блок содержит конкретные знания о разнообразных объектах и явлениях природы: неживая природа ( вода, песок, снег, лед, глина и пр.),живая природа (отдельные представители растений, животных, человек) -второй блок содержит знания о состоянии живых и неживых объектах природы в разные сезоны - третий блок – знания о росте и развитии конкретных живых существ - четвертый блок – знания о месте обитания конкретных представителей живой природы) ☻ При организации работы по познавательному развитию детей 2-3 лет необходимо учитывать возрастные особенности развития детей и прежде всего то, что мышление в этом возрасте наглядно-действенное и наглядно-образное. Говорят, что дети этого возраста «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Значит , подачу любой познавательной информации детям нужно сопровождать максимальной наглядностью и возможностью действовать с изучаемыми явлениями и объектами . Чтобы познавательное развитие детей было более эффективным, дети должны слышать , видеть, действовать. Только при таком подходе познавательная информация, которую мы предлагаем детям , будет трансформироваться в знания и определенный опыт. Наглядность обеспечивает прочное запоминание, мобилизует активность психики дошкольника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики». Например, при знакомстве с темой «Подготовка зверей к зиме: как зимует заяц» мы используем следующую модель ☻ В работе по познавательному развитию детей 2-3 лет целесообразно применение концентрического принципа и метода многократного повторения. По мере того как новый объект (явление) появляется в поле зрения ребенка , входит в детский обиход, педагог неоднократно обращает на него внимание детей – называет, выделяет его назначение, самые главные части, их особенности, качества, свойства. Активное повторение направлено на осмысление изучаемой темы. Осознание информации позволяет надолго и крепко ее запомнить. Чтобы понять суть концентрического принципа, достаточно представить себе круги на воде, расходящиеся от брошенного в нее камня. На первых ступенях обучения даются элементарные представления об изучаемых объектах или явлениях малыми дозами , которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются, обогащаются новыми сведениями, связями и зависимостями. Наглядно продемонстрировать данный принцип можно на примере знакомства с характерными признаками и явлениями времен года и внесения соответствующих изменений в календарь природы ☻ Современные дети живут в более широкой информационной среде, чем их сверстники в предшествующие десятилетия. Для современного ребёнка доступны зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтением книг. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен –популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания. Для детей 2-3 лет поводом для разговора на серьезные темы могут стать обыкновенные песенки, потешки, короткие стишки. Например, чтение стишка А.Барто «Наша Таня громко плачет» служит поводом для проведения эксперимента «Тонет-не тонет»
Чтение стишка «Ох, напрасно мы решили прокатить кота в машине» служит началом разговора о видах транспорта ( о легковых и грузовых автомобилях), о их частях, назначении
На основе потешки «Кузнечики, кузнечики хвать Анечку за плечики…» мы организуем игру , в ходе которой закрепляем знания частей тела человека (детям предлагается закрывать те части тела, названия которых озвучиваются: кузнечики-плечики, коток-локоток, олени – колени, стрекоза – глаза, бегемотик – животик, лягушки- ушки, свинка- спинка. песик –носик и т.д. ) В ходе этой игры дети также получают представления о внешнем виде некоторых животных , которых они , возможно, раньше никогда не видели, запоминают их названия, способы передвижения, места обитания, расширяют словарный запас. Знакомство со свойством снега таять в тепле начинаем после чтения стихотворения П.Воронько «Падал снег на порог, кот слепил себе пирог»
Лепим пирожок из А где же пирожок? Наблюдаем, во что превраща- снега и ставим на ется снег на ладошке батарею «печься» ☻ Одним из важнейших условий, способствующих развитию познавательной мотивации является предметно-развивающая среда. Предметы, пособия, иллюстрации, оборудование, книги и пр., являющиеся основой среды, организованной для познания, помогают детям расширять кругозор: уточнять , конкретизировать новые и имеющиеся знания, активизировать собственные познавательные интересы. Главный принцип предметно-развивающей среды заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей , с этим можно играть и действовать. Для ознакомления детей с характерными признаками и явлениями времен года, сезонными изменениями в живой и неживой природе в нашей группе оформлен «Календарь природы», все изменения в котором производятся воспитателем совместно с детьми после соответствующих наблюдений. Работа с календарем способствует развитию наблюдательности, устойчивого познавательного интереса. Для формирования знаний детей о домашних и диких животных изготовлены макеты леса с фигурками диких животных и двора с фигурками домашних животных. Работа с макетами способствует закреплению знаний детей о животных и их детёнышах, развитию умения их различать и правильно называть, развитию интереса к образу жизни животных, воспитанию доб-рого отношения к ним.
Способы использования макетов: Беседы с использованием фигурок для рассматривания, отгадывание загадок , дидактические игры «Кто где живет?», «Где чья мама?», «Кто здесь лишний?», «Отгадай, кто так разговаривает» и т.д. Представление о внешнем виде и образе жизни диких животных в летнее и зимнее время года дети получают , рассматривая наглядный материал , оформленный уголке познавательного развития. Для формирования знаний об овощах и фруктах изготовлены модели грядок с овощами и макет сада с фруктовыми деревьями Для Формирования умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий. зеленый, желтый) в группе оформлен паровозик с разноцветными вагончиками. ☻ Познавательное развитие детей осуществляется на специальных занятиях, а также на мероприятиях, проводимых в свободной деятельности детей. Реализовать поставленные задачи познавательного развития и объемы только на занятиях практически невозможно. Поэтому огромное значение придается работе с детьми вне занятий. Эффективным методом, способствующим развитию любознательности, интересов и познавательной мотивации дошкольников является игра , в т.ч. различные дидактические игры. Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. В своей работе по познавательному развитию детей я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Вот некоторые из них:
Ребенку ровно 2 года! Что должен уметь малыш в возрасте 24 месяцев?Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх. Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам Физическое развитие ребенка 2-х летПоказатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:
На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр. Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет Средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7. Девочки:
Мальчики:Рост: 1 год — 73,3-78 см, 2 год — 84,5-91 см Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи. Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.
Освоенные новые навыки и уменияКакие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?
Умения
В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику. Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития. Развитие речи в 2 годаСловарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу. Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы. Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться. Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово. Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова. Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом. Особенности развитие психологии детей 2-3 летПоведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни. Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете. Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.
Познавательные способности ребенка 2-х лет
Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и поиграть. Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.
Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит. Эта игра научит различать предметы по форме.
Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов. Игра развивает внимательность. Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5. Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.
Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю. Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику. Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга. Игра развивает воображение. Питание и уходВ питание двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки). Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша 1. Салат «Снеговик» Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку. 2. Гречневые котлеты На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару. 3. Зразы из творога и тыквы Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной. Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания. Календарь второго-третьего года Развитие ребенка с 2-х до 3-х лет по месяцам Поделитесь с друзьями:игры для сенсорного развития, моторики, что должны уметь дети, воспитаниеДвухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать? Особенности возраста
Что должен уметь ребенок?Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:
Рост и весПо сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола: Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Виды развития ребенкаФизическоеЭтот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности. Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:
ПознавательноеЭтот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:
СенсорноеЭтот вид развития ребенка направлен на его органы чувств. Во время таких занятий воздействуют на тактильную чувствительность малыша, его слух, зрение, обоняние, а также вкус. Занятия для сенсорного развития 2-летнего карапуза бывают такими:
МузыкальноеТакой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение. Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:
Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет. РечевоеРазвитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции. Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:
Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео. Мелкая моторикаЕе развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:
Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом. ТворческоеЭтот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия. Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию. СоциальноеДвухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:
В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае. У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой. С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться. Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского. Примерная программа упражнений на неделюСоставление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:
Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка: Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.
Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и кусается? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой. Советы
Уход и режимДля развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:
О том, как правильно вести себя с непослушным ребенком, смотрите в телепередаче доктора Комаровского. Консультация (младшая группа) на тему: Как развивать познавательную деятельность ребенка 1-2 летРекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей второго года жизни. Как развивать познавательную деятельность ребенка. В поисках нового и новых ощущений ребенка второго года жизни интересуют разнообразные предметы - это хорошо знакомые личные вещи, предметы быта и другие объекты ближайшего окружения. Особое значение для стимуляции познавательной активности имеют специальные предметы - дидактические игрушки. Дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений, т.к. они дают обобщающую информацию не только относительно формы, величины и формы предметов и т.п., но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающим. Кроме того, дидактические игрушки имеют замечательную особенность поддерживать устойчивый ориентировочный интерес ребенка и дают полную возможность самостоятельных действий с ними, что в результате позволяет ребенку делать для себя маленькие открытия. Для занятий с детьми 2 года жизни можно рекомендовать 5 видов игрушек. 1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие сквозные отверстия. Упражнения с данным видом игрушек способствуют развитию моторики пальцев, координацию рук, особенно при осуществлении противоположных действий - нанизывание и снятие предметов. Выполнение заданий осуществляется в 2-х плоскостях: горизонтальной (нанизывание и снятие с мягкого шнура) и вертикальные (нанизывание и снятие со стержня), 2. Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы и др. Данные предметы предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения по цвету, величине или форме. Выполнение заданий - вкладывание и выкладывание предметов предполагает разные варианты. Так, например, вкладывание и выкладывание предметов в коробки разной формы и величины, проталкивание в отверстия определенной формы и размера, соединение и разъединение, накладывание и прикладывание, вкатывание и т.п. 3. Геометрические игрушки-вкладыши, (вкладываются меньшие в большие разноцветные кубы, вкладыши, конусы, полусферы) Действия с этим видом игрушек дает возможность развить у ребенка пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов. В ходе действий с полыми игрушками дети также тренируют кончики пальцев, дифференцируют роль большого, указательного и среднего пальцев. 4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, пирамидки.). Все игрушки для детей второго года жизни – одноцветные, нерасписные. Выполнение действий с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из 2-х одинаковых или однотипных частей. Общим правилом предъявления ребенку задач такого типа является следующее: детям до 1 года 8 мес. даются одноместные игрушки, а старше 1 года 8 мес. - двуместные. Однако при легком выполнении заданий детьми предполагается последовательное усложнение. 5. Небольшие сюжетные игрушки – куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи, фрукты, а также предметы, подобранные по определенным признакам: коробки, катушки, шишки, желуди и т.п. Указав перечень рекомендуемых игрушек, перейдем непосредственно к игровым действиям с ними и рассмотрим некоторые из них. 1 год - 1 год 3 мес. В данный период детей необходимо учить выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку; раскладывать и собирать цветные колпачки; нанизывать на стержень до 5 одинаковых колец; вкладывать полые предметы друг в друга; собирать игрушки из 2-х частей. Необходимо привлекать внимание детей к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, металл, бумага, ткань), издающим различное звучание: тихое и громкое (сопровождать звуки речевыми звукоподражаниями: бам-бам, тук-тук, дзинь-дзинь). Научите вынимать из коробки предметы по одному. Держите коробку так, чтобы ребенок доставал предметы по одному, а не вытряхнул их все сразу. Возьмите большую чашку, наполненную разноцветными кубиками. Покажите ребенку, как вынимать кубики. Отдайте ему чашку и скажите «Дай мне кубики». Если это необходимо, помогите ребенку, направляя его руку. В дальнейшем руководите действиями только словесно. Хвалите ребенка за его попытки и успехи, Положите на дно чашки (коробки) какое-нибудь лакомство. Когда ребенок вынет предметы, он сможет достать угощение. Пусть ребенок помогает вам доставать из сумки белье, ложки из ящика, стола, принесенные продукты. Положите на дно сумки какое-нибудь угощение для ребенка. Научите ребенка «строить башню» из кубиков. Начинайте с более крупных кубиков (5-8 кв.см.). Медленно покажите ребенку как поставить кубик один на другой. При этом говорите: «Сначала этот, потом – этот, потом – этот». Затем дайте кубики ребенку и попросите его «построить башню, похожую на вашу». Хвалите ребенка за успехи. Если требуется ваша помощь, направляйте руку ребенка и постепенно уменьшайте свою помощь по мере приобретения навыка. Научите нанизывать колечки на стержень. Одной рукой держите пустой стержень и опустите на него кольцо. Удерживая рукой стержень, предложите ребенку колечко, скажите «Соберем пирамидку из колечек». При необходимости помогите ребенку правильно взять кольцо и опустить его на стержень. Нанизывание колечек можно производить поочередно, постепенно стремясь предоставлять ребенку самостоятельность. Хвалите его за удачные действия. Собрав пирамидку, дайте ребенку разобрать ее. Научите накрывать меньший предмет большим и наоборот. Предложите ребенку набор кубов-вкладышей полой стороной вниз. Снимайте верхний куб и, удивляясь, обнаруживайте нижний меньший. Помогите ребенку снимать кубы, выполняя широкий захват. Предложите ребенку только 2 куба (большего и меньшего размера). Покажите ему, как накрывать меньший куб, скажите «Давай спрячем куб». Обязательно хвалите ребенка за успех и попытки. 1 г. З мес. - 1 г. 6 мес. Необходимо продолжать учить ребенка действовать с одноименными дидактическими игрушками (матрешками, бочатами и пр.), выполнять прямые и обратные действия. Собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из 2-3 колец разного размера, затем собирать пирамидку на прямой основе из 2 колец, резко различных по размеру. Научите ребенка нанизывать плоские предметы круглой формы. Используйте кольца и круги, берите фигуры и обследуйте их вместе с ребенком: их можно покатать, находите отверстие у кольца и проводите по гладкой и ровной поверхности круга рукой. Научите отделять шары от кубиков. Используйте коробку, в которой смешаны одноцветные шары и кубики. Берите поочередно кубики и шары и исследуйте их форму: находите углы и грани на кубиках и прокатывайте шарики в руках. Называйте предметы «Это шарик. А это кубик». Воспользуйтесь лотком для скатывания шаров. Еще раз рассмотрите шарик и скатите его по лотку: «Шарик катится». Повторно исследуйте кубик и поставьте его на скат лотка: «Не катится». Предложите ребенку отобрать только шарики. Предложите в дальнейшем шары разного размера, цвета и изготовленные из различного материала. Сокращайте свою помощь по мере усвоения ребенком свойств геометрических предметов. Пусть ребенок прокатит по лотку круглую конфету и съест ее. Это его награда! 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес В данный возрастной период следует формировать умение собирать двухместные дидактические игрушки. Учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их: большой, маленький, понимать слово «поменьше». С небольшой помощью взрослого уметь собирать пирамидку из 2-3 колец на конической основе, затем - на прямой. Научите действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из 2-х одинаковых частей, выбирать однородные предметы по величине. Предложите ребенку 2 бочонка (большой и маленький), один из которых разборный. Разберите его и снова соберите, если все еще требуется помощь, то помогите выполнить открывание бочонка: выполните поворот и подтягивание его верхней части. Рассмотрите два бочонка, приложите их друг к другу, поставьте один на другой. Сравнивая их, называйте «Это большой бочонок», «Это маленький бочонок». Затем спросите «Какой бочонок маленький?» и попросите показать его. Повторите действие открывания бочонка и упражняйтесь во вкладывании маленького бочонка в большой. «Где маленький бочонок?» - поинтересуйтесь у ребенка. Послушайте, как он стучит внутри большого бочонка, когда вы его встряхиваете «Тук-тук-тук! Там внутри стучит». Позвольте ребенку «прятать» в разборные игрушки любые предметы по его желанию. Убедившись, что понятия «большой», «маленький» усвоены, можете упражняться в выделении предмета «побольше» и «поменьше» на цепочках однородных предметов: маленький, побольше, самый большой, большой, поменьше, маленький. Научите собирать матрешку, состоящую из двух матрешек. Возьмите две одинаковые игрушки, и пусть ребенок копирует ваши движения по мере того, как вы будете собирать матрешку. В то время, когда ребенок собирает матрешку, давайте ему устные указания: «Возьми маленькую матрешечку. Молодец! Вставь эту маленькую в ту, что побольше». Постепенно добавляйте по одной матрешке. 1 г. 9 мес. - 2 года В этом возрасте продолжаем учить детей собирать двуместные дидактические игрушки, находить соответствующие детали - вкладыши при выборе из 2-х деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной), понимать слова «поменьше», «побольше», соответствующие промежуточной величине предметов. Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Выполнять задания с ориентировкой на 2 свойства одновременно - цвет и величину, форму и цвет. Научите подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство (цвет, форму, величину). Поиграйте в игру с машинами, которые нужно расставить по своим гаражам. Игровая задача заключается в необходимости провезти машинки в соответствующие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Будьте искренни и эмоциональны. Проследите за тем, чтобы ребенок возил машинки левой и правой рукой. Объясняйте, почему проезжает или не проезжает большая или маленькая машина в тот или иной гараж. Аналогичные действия проведите с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей используйте полоски цветной бумаги, соответствующие цвету машин. Научите подбирать подобные предметы, картинки. Начните с 4-х предметов, хорошо знакомых ребенку (2 кубика, 2 мячика и т.п.). Возьмите один кубик и попросите ребенка: «Найди другой кубик». Повторите с мячами. Постепенно увеличивайте число и разнообразие предметов для подбора. Повторите то же самое с картинками вместо предметов. Для разнообразия используйте 2 целлофановых пакета с одинаковыми предметами. Вы вытаскиваете предмет из своего пакета и просите ребенка найти такой же предмет в его пакете. Научите ребенка подбирать предмет к картинке, на которой изображен такой же предмет. Предложите ребенку картинки, изображающие игрушки, похожие на те, которые есть у вашего ребенка. Дайте ему куклу и попросите найти картинку с куклой. Повторите аналогичное задание с другими знакомыми предметами. Поднимите картинку и скажите: «Это мишка. Найди мне другого мишку». Научите различать предметы различной формы. Сделайте «поверхность с отверстиями» круглой, треугольной и квадратной формы из коробки из-под обуви. Выпилите из фанеры или вырежьте из толстого картона несколько фигур соответственно отверстиям. Покажите ребенку, что от него требуется, сбросив в отверстие одну фигурку. Затем дайте ребенку другую фигурку и, если необходимо, покажите, куда вставлять фигурку. Помогите ребенку, направляя его руку к отверстию. Сокращайте свою помощь по мере приобретения им этого навыка. Постоянно хвалите ребенка за успехи. Развитие ребенка в 2 годаНе успели оглянуться, а Вашему малышу уже два года. За это время он многому научился, подрос и окреп. Теперь это уже не беспомощный карапуз, а маленький помощник и самостоятельная (ну, почти самостоятельная) личность. Физическое развитие ребенка в два годаВ два года движения ребенка становятся более координированными, Показатели физического развития ребенка в этом возрасте весьма индивидуальны, так как они зависят от многих факторов (наследственность, расовая принадлежность, тип конституции, наличия или отсутствия сопутствующей патологии, характера питания и других). В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле: 10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n, Где n – фактический возраст ребенка (в годах). В среднем масса тела ребенка в два года составляет: для мальчиков — 12 — 14,5 кг; для девочек — 11,5 — 13,5 кг. Рост к 2 годам в среднем составляет: для мальчиков — 83 — 88,5 см; для девочек — 82,5 — 87,5 см. В два года у ребенка должно быть 20 молочный зубов. Нервно-психическое развитие ребенка в 2 годаМалышу уже 2 года, что же он должен уметь делать и какими навыками должен обладать? В 2 года ребенок смело перешагивает через препятствия, удерживает равновесие при ходьбе по узкой доске. Самостоятельно есть и пьет. Двигательные навыки ребенка в 2 годаМалыш хорошо бегает, прыгает, приседает поднимается и спускается по лестнице, перешагивает через препятствия. Очень подвижен и активен. Может держать карандаш, разминать и отщипывать пластилин. Может совершать движения по просьбе взрослого. Познавательное развитие ребенка в 2 годаВаш малыш уже должен уметь отличать предметы по форме, величине и цвету. Так, малыш 2-х лет может соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением. Хорошо ориентируется как минимум в трех контрастных величинах. Может собрать матрешку, пирамидку, колпачки после показа. Ориентируется в 3-4 цветах, находит их по просьбе, некоторые может назвать. Совершенствуется навык рисования — ребенок может в рамках листа проводить горизонтальные, вертикальные линии разной длины (короткие, длинные). Может рассказать, что он нарисовал. Малыш становится всё сообразительнее, подставляет стул, если нужно что-то достать, может выловить из воды сачком понравившуюся игрушку. Может производить несколько последовательных игровых действий, в игре используйте предметы-заместители. В два годика малыши очень любят подражать действия и поведению близкого взрослого. Чаще всего это обычные бытовые ситуации. Во время игры ребенок может сооружать из кубиков знакомые постройки (дом, забор, гараж, стул, стол и другие). Эмоциональное развитие ребенка в 2 года
Речевое развитие ребенка 2-х летМалыши в два года понимают короткий рассказ о знакомых событиях. Могут ответить на вопросы об этих событиях (например, что ребенок делал в гостях или на прогулке). Может выполнять до трех простых поручений, жалеет, помогает по просьбе взрослого. Хорошо знает названия частей тела, может показать по просьбе. Значительно расширяется словарный запас (в арсенале малыша от 100 до 300 слов). В речи присутствуют предложения из 2-3 слов. Начинает употреблять местоимения и прилагательные, предлоги. Может говорить о себе в третьем лице. Называет и показывает предметы на картинке. Начинает задавать вопросы. Облегченные слова постепенно заменяются правильными. Бытовые навыки ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2-х летЧтобы малыш хорошо себя чувствовал и был настроение у него было хорошее старайтесь соблюдать режим дня. Так, лучше если питание и сон у малыша будет всегда в одно и то же время. В два года малышу уже вполне достаточно одно дневного сна длительность 2-2,5 часа. Приучайте ребенка к личной гигиене. Малыш должен ежедневно умываться (утром и вечером), чистить зубы, причесываться, мыть руки перед едой. Если ребенка содержать в чистоте, то у него подсознательно вырабатывается потребность в ней. Малышу необходимо перед ночным сном ополаскивать ноги, летом это следует делать ежедневно, а зимой можно через день. Купать ребенка следует не реже 1 раза в неделю в теплой воде с мылом. Для гармоничного развития малышу необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, гимнастика, закаливающие процедуры. К двум годам многие малыши завершают освоение горшка. Дети могут проситься как словами, так и знаками (жестами). Питание ребенка в 2 годаПитание малыша 2-х лет отличается от рациона годовалого малыша, но и до взрослого рациона ему еще далеко. Режим кормления в этом возрасте может быть четырех или пяти разовым (в зависимости от личностных предпочтений и семейных устоев). Желательно чтобы примем пищи был регулярно в одно и то же время и между приемами пищи проходили примерно равные промежутки времени. У двухгодовалого малыша уже должно быть 20 зубов, поэтому старайтесь приучать его к самостоятельному пережёвыванию пищи. В два года ребенок вполне способен справиться с небольшими и не сильно жесткими кусочками пищи. В рацион можно добавить различные запеканки (твороженные, крупяные, мясные). Обязательно в рационе ребенка должны присутствовать свежие фрукты, овощи, так как они являются источником витаминов, минералов, клетчатки. Можно постепенно вводить простые специи и переправы (укроп, петрушка, сельдерей). Суп должен присутствовать в рационе ребенка как минимум 3 раза в неделю. Самым полезным считается борщ, правда готовить его рекомендуется без томатной пасты и перца. Томатную пасту лучше заменить свежими помидорами. Хлеб должен входить в рацион ребенка каждый день. Из сладкого малышам можно давать печенье, ванильные сухари, зефир, мармелад, пастилу. Шоколад не рекомендуется, так как является сильным аллергеном. Также не рекомендуется увлекаться макаронными изделиям. Не обойтись в рационе 2-х летнего малыша без каши, молочных и кисломолочных продуктов. Так как они необходимы для формирования и роста костей ребенка. В меню ребенка также должны быть мясные блюда. Для ребенка двух лет подходят нежирная говядина, баранина, телятина, кролик, курица, печень, рыба. В два года ребенку для аппетита можно давать немного солений (соленые огурцы, помидоры, квашенная капуста). Также в два года можно расширить ассортимент напитков, предложите малышу какао, чай с молоком, кисель. Во время еды приучайте ребенка к аккуратности, следите чтобы малыш правильно пользовался столовыми приборами. Необходимые обследования в 2 годаВ 2 года необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию. В два года следует посетить стоматолога. Также назначают контрольные анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов. Как играть с ребенком двух лет?Главное помните, что двухгодовалый ребенок еще не способен воспринимать долгие монотонные занятия. Все обучающие процессы, развивающие занятие должны проходит в игровой форме и не должны быть долгими. При этом рекомендуется постоянная смена деятельности. В два года ребенку интересно рисовать и лепить, отлично! Приобретите для него набор хороших карандашей (можно восковых), безопасный пластилин, пальчиковые краски, альбом и ватман. Пусть малыш развивает свои творческие способности. Изучайте с малышом новые цвета и формы. Приучайте к труду и выполнению домашних дел. Давайте малышу несложные задания: разложить помытые ложки, помыть овощи, сложить кастрюли в шкаф, выбросить мусор в ведро и другие. Не забывайте хвалить малыша. В этом возрасте дети очень любят играть в прятки. Объясните малышу что нужно делать. Пусть сначала спрячется малыш, а Вы его поищите, потом наоборот. Можно спрятать игрушку и поискать ее вместе с ребенком. Также полезно играть с ребенком в сюжетные игры, игры с имитацией бытовых ситуаций. Для речевого развития подходят: чтение сказок, потешек, пение песен. Какие игрушки подходят для данного возраста В этом возрасте дети очень любят реалистичные игрушки, которые подходят для сюжетных игр (игрушечная посуда, мебель, инструменты, наборы доктора, парикмахера, магазинчика и другие). Главное чтобы игрушек не было в избытке, лучше время от времени убирать игрушки которые уже надоели малышу, а через какое-то время дать ему их снова. Для обучения ребенка хорошо подходят наборы фруктов, овощей, животных. Для развития ребенка необходимы кубики, пирамидки, элементарные конструкторы, пособия по правильному соотношению геометрических форм. В этом возрасте можно приобрести для малыша динамические игрушки (игрушки-каталки, юлу, неваляшку, лошадку-качалку и другие). Для подвижных игр могут понадобятся мячи, обруч, гимнастическая палка. Во время игры учите ребенка учитывать сразу два свойства предмета — например, цвет и форму. Пусть в одну коробку сложит только красные кубики, а в другую зеленые шарики. В два года у малыша активно развиваются самостоятельность и творческие способности. Помогайте ему, стимулируйте его. В этом возрасте так легко отбить желание у малыша что-либо делать, поэтому не ругайте его за мелкие промахи и ошибки. Пусть у него еще не всё получается, но он очень старается. Чаще хвалите и поощряйте своего малыша. ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: Развитие познавательной активности детей 2х-3х лет«Развитие познавательной активности детей от 2 до 3 лет» Ранний возраст – это короткий промежуток времени, стадия развития ребенка, охватывающая период от 2 года до 3 лет. Это самая благоприятная пора, во время которой ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. В этот промежуток растут потребности ребенка в знаниях, активно развивается его познавательная деятельность. Познавательная деятельность в данном возрасте – это обогащение знаний детей об окружающем мире. Для детей 2–3 лет уже характерно прослеживается использование собственного опыта действий и имеющихся знаний. Ранний возраст – это именно то время, когда следует использовать любой подходящий случай (беседа, прогулка, чтение книг и т. д.), способствующий развитию познавательной активности детей. Познавательная активность – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально – эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей. Ребенок 2 лет пробует самостоятельно изучить предмет с различных сторон, появляется определенная тактика познания нового. Для малыша важное значение приобретает возможность производить с игрушкой как можно больше различных игровых действий. Следовательно, развитие познавательной активности детей 2 лет во многом зависит от правильно подобранных игрушек, которые могут стимулировать ребенка самостоятельно искать информацию о предмете, его свойствах. Повышаться же уровень активного познания у ребенка начинает преимущественно в возрасте 3 лет. В это время дети стремятся получить как можно больше информации об окружающем мире, использовать накопленный опыт в познавательных процессах, быстро разобраться в ситуации и настойчиво искать решение. Так же в этом возрасте начинается развитие активной речи, поэтому дети начинают обращаться с различными вопросами к взрослым, чтобы удовлетворить возрастающие познавательные потребности. Таким образом, познавательная активность детей 2–3 лет проявляется в увлечении ребенком каким-либо предметом, явлением, рассказом, слушанием стихов, сказок и песен, ярко выраженным стремлением выполнить различные задания взрослых, в проявлении самостоятельности при выборе различных средств и способов действий, стремлении к общению со взрослыми. Однако познавательное развитие не происходит само по себе, его нужно развивать и направлять родителями, педагогами, воспитателями. А сделать это можно, соблюдая педагогические условия для организации и развития познавательной активности детей. Родители и воспитатели должны позаботиться об обеспечении разносторонней деятельности в раннем возрасте, многообразии форм общения и познания. Активно познавая мир ребенок стремится получить знания о нем. А для познания мира необходимо взаимодействие со взрослыми. Поддерживая интерес ребенка ко всему новому, можно стимулировать познавательную активность детей. Так ребенок получает необходимые знания об окружающем его мире, саморазвивается. В процессе познавательного развития решаются следующие задачи: сенсорное, интеллектуальное, речевое развитие, формирование элементарных математических представлений, развитие исследовательской деятельности в форме детского экспериментирования, наблюдений и индивидуальных познавательных интересов воспитанников. Следовательно, задачи воспитателя должны включать в себя знакомство с различными способами исследования объектов окружающей среды, стимулирование любознательности и совместное экспериментирование. Для их решения нужно соблюдать педагогические условия, то есть организовать процесс воспитания и обучения, направленный на развитие познавательной активности. Определим и охарактеризуем педагогические условия для развития познавательной активности детей в возрасте от двух до трех лет. 1. Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечать потребностям детского возраста. Она способствует развитию игровой, познавательной, исследовательской и творческой, двигательной активности всех воспитанников, способствует созданию условий для экспериментирования, повышению эмоционального благополучия дошкольников, создает возможность для самореализации малышей. Воспитатель должен обновлять игровую среду новыми игрушками, материалами, создавать условия для двигательной активности детей. Пространство группы делится на зоны – «уголки», в которых представлено различное количество развивающего материала: игрушки, развивающее оборудование, материалы и инструменты для творчества, легкодоступные детям. 2. Использование интегрированных занятий в процессе обучения и воспитания. Это второе педагогическое условие, предполагающее использование различных образовательных областей в процессе обучения и воспитания детей, проведения непосредственно образовательной деятельности. К образовательным областям по ФГОС ДО относятся: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Использование всех образовательных областей подразумевает, что они будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. В ходе занятия воспитатель должен придерживаться определенной структуры: сначала поставить перед детьми проблемную ситуацию, затем дети ищут решение, приобретают новые знания, умения, а в конце анализируют полученные результаты. 3. Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении игровых занятий. В процессе проведения игр и занятий, педагог должен обучать детей не только общепринятому употреблению предметов, но и исследовательскому отношению к ним. В дальнейшем ребенок, который видел, как можно использовать предметы, начнет играть самостоятельно, переносить известный ему предмет в другие, новые условия и изменяя свои действия. Педагог лишь может подсказать, как это сделать, сохранив ощущение самостоятельности ребенка. 4. Использование игр, направленных на развитие познавательной активности детей. Игра – это жизненная потребность ребенка, направленная на всестороннее развитие ребенка. С помощью игры ребенок знакомится с окружающим миром, развивается его сообразительность, речь, настойчивость. Для развития игровой деятельности детей раннего возраста необходима поддержка воспитателя либо как участника игры, либо как наблюдателя и создателя игровой среды. Для развития познавательной активности во время игры, воспитатель должен наблюдать за играющими детьми и сюжетом их игры, определять, когда детям потребуется его помощь, косвенно руководить игрой, предлагая новые идеи. Свое выступление хотелось бы закончить словами Д. Лессинг «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Когнитивное развитие для малышей 2–3 летЭбби БатчелдерК этому моменту малыши лучше понимают окружающий их мир. Их когнитивное развитие (также известное как интеллектуальное развитие и навыки мышления) продолжает расти в этот период. Способность изучать новые навыки, понимание концепций, начинает разбираться в текущих событиях, решать проблемы и использовать память постоянно улучшается.Малыши начнут интерпретировать значение своего опыта, и у них также будет яркое воображение. Вехи когнитивного развития
Малыш становится активным мыслителем с большим объемом знаний и легче усваивает концепции, чем раньше. Малыши начинают использовать образы как часть своего мышления. Это позволяет им обсуждать предметы и людей, которых на самом деле нет перед ними и которые больше не привязаны только к тому, что они видят.Это открывает целый ряд новых познавательных возможностей. .Когнитивного развития в возрасте 0–2 лет | ScholasticПроисходит ошеломляющее количество изменений во всех сферах развития, между рождением ребенка и достижением ему трех лет. Кажущиеся беспомощными при рождении младенцы входят в мир с системой способностей и реакций, которые закладывают основу для будущие способности и наборы навыков. Младенцы рождаются с когнитивными навыками, которые позволяют им распознавать своих опекунов и реагировать на них. Например, они могут и готовы немедленно завязать с ними отношения с опекуном - чтобы те, кто поддерживает их здоровье и жизнь, немедленно подключились к ним.Навыки, которые позволяют им это делать, - это их визуальное фиксированное фокусное расстояние (примерно расстояние от груди до лица опекуна), их способность воспринимать резкие контрасты и контуры (позволяющие определять контуры таких вещей, как лицо), их ориентация на человеческие голоса. над другими звуками и их способность распознавать знакомый голос к тому времени, когда им исполнится неделя. Кроме того, они могут распознавать запах собственного материнского молока. С рождения до двухлетнего возраста дети находятся в том, что известный исследователь развития Жан Пиаже называет сенсомоторным периодом.В это время дети используют свои чувства и действия, чтобы учиться и расти. Этот период начинается с основных рефлексов и проходит через серию «стадий» сложных сенсорных и моторных навыков и раннего символического мышления. Чтобы в течение первого года играть в игры, поддерживающие познание, попробуйте некоторые из этих идей. Согласно Пиаже, в течение сенсомоторного периода мысли и понимание детей ограничиваются вещами, которые они могут непосредственно воспринимать или делать, как показано ниже на диаграмме доктораКирстен Блаунт-Мэтьюз, профессор психологии Харпер-колледжа: Практические игры с малышом - это всегда лучший способ наладить общение, а обмен играми или изображениями в сети позволяет разнообразить виды взаимодействия, которыми вы и ваш ребенок общаетесь. Обязательно поговорите со своим ребенком и задайте ему содержательные вопросы или пообщайтесь в игровой форме, пока вы и ваш ребенок исследуете ориентированные на ребенка когнитивные игры, которые поощряют сортировку, пикабу и понимание причин и следствий. К концу сенсомоторного периода (между 18–24 месяцами ) ваш ребенок узнает, что он отделен от своего окружения и что объекты продолжают существовать, даже если они не воспринимаются (постоянство объекта).В этом возрасте у вашего малыша развивается ментальная репрезентация (создание и сохранение мысленных образов), о чем свидетельствует его способность к отложенному подражанию (например, истерика после того, как увидела ребенка в детском саду ранее днем). Ваш ребенок продемонстрирует намеренное мышление и проницательность, сможет использовать мысленные комбинации для решения проблемы (например, научится переставлять стул к своей кроватке, чтобы достать одеяло) и начинает притворяться (например, использовать кубик как хлопушка для кормления куклы) - все признаки перехода от сенсомоторного к дооперационному мышлению. Пределы возможностей сенсомоторных детей были доказаны в бесчисленных экспериментах с тех пор, как Пиаже впервые задокументировал их. Однако недавние исследования также выявили сильные стороны и способности, о которых ранее не упоминалось. Например, исследователи обнаружили, что даже очень маленькие дети могут удивляться (дольше смотреть) при неожиданных событиях (таких как экран, который, кажется, проваливается через объект, который он скрывает). Более продолжительное время в таких ситуациях указывает на то, что младенцы ожидают, что объекты продолжают существовать, когда они скрыты экраном, и, следовательно, имеют некоторую способность формировать абстрактные представления с рождения (вопреки тому, что изначально задокументировал Пиаже).В то время как ведутся споры о том, какие формы принимают эти представления и в какой степени дети могут их использовать, теперь исследователи полагают, что младенцы строят основы обучения, с которыми они рождаются. Кроме того, они продолжают познавать мир посредством наблюдения в дополнение к сенсомоторным действиям . Предоперационное мышление Интеллектуальное и когнитивное развитие детей и подростковВозраст и этапы: Руководство для родителей по нормальному детскому развитию Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет Написано увлекательным и практичным стилем, Возраст и Stages предлагает вам преимущества самых последних исследований в области развития ребенка, а также полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза Фой ДиГеронимо рассказывают вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития.Они включают множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.
Растущий разум вашего ребенка: развитие мозга и обучение от рождения до подросткового возраста Провозглашенный родителями и педагогами, Your Child’s Growing Mind - это окно в увлекательный процесс развития мозга и обучения. Он исследует корни эмоций, интеллекта и творческих способностей, переводя самые последние научные исследования в практические предложения для родителей и учителей. Доктор Хили также обращается к академическому обучению, предлагая бесчисленные советы о том, как родители могут помочь без давления. Она объясняет составные части чтения, письма, орфографии и математики и показывает, как помочь подросткам всех возрастов развивать мотивацию, внимание, критическое мышление и навыки решения проблем. Мозг «Да»: как развить в ребенке смелость, любопытство и сопротивляемость При столкновении с проблемами, неприятными задачами и спорными проблемами, такими как домашнее задание, экранное время, выбор еды и время сна, дети часто отыгрывают или отключиться, отвечая реактивностью вместо восприимчивости.Это то, что авторы бестселлеров New York Times Дэниел Дж. Сигел и Тина Пейн Брайсон называют ответом «Нет мозгов». Но наших детей можно научить подходить к жизни с открытостью и любопытством. Родители могут научить своих детей говорить «да» миру и приветствовать все, что может предложить жизнь, даже в трудные времена. Вот что значит развивать Да-Мозг. Когда дети работают с Yes Brain, они с большей готовностью рискуют и исследуют. Они более любознательны и изобретательны, меньше беспокоятся об ошибках.Они лучше ладят в отношениях, более гибкие и стойкие, когда дело касается невзгод и больших переживаний. Они работают по четкому внутреннему компасу, который определяет их решения, а также то, как они относятся к другим. Руководствуясь своим «Да-мозгом», они становятся более открытыми, креативными и стойкими. В книге «Да, мозг» авторы дают родителям навыки, сценарии, идеи и задания, чтобы привести детей всех возрастов в чрезвычайно благотворное «да» состояние. Вы узнаете. Mind Benders: Навыки дедуктивного мышления Mind Bendersreg - это самые продаваемые головоломки на дедуктивное мышление, развивающие логику, понимание прочитанного и умственные организационные навыки, которые жизненно важны для получения высоких оценок и высоких результатов тестов по всем предметам.Они также отлично подходят для развития реальных навыков решения проблем. Методы. Ваши ученики научатся тщательно анализировать каждый Mind Bendersreg; головоломка и ее подсказки, выявляющие логические ассоциации между людьми, местами и вещами. Ключ в том, чтобы начать с наиболее очевидных ассоциаций, а затем вывести менее очевидные ассоциации, пока все, наконец, не сложится вместе. Поддержка преподавателей Включает пошаговые инструкции и подробные ответы. Уровни книги растут по спирали в пределах класса. (от детского сада до 12 класса) Правила мозга для ребенка (обновленные и расширенные): как вырастить умного и счастливого ребенка с нуля до пяти В своем бестселлере New York Times Brain Rules , Dr Джон Медина показал нам, как на самом деле работает наш мозг, и почему нам следует изменить дизайн наших рабочих мест и школ. Теперь, в Правилах мозга для ребенка , он делится последними научными данными о том, как вырастить умных и счастливых детей от нуля до пяти.Эта книга призвана произвести революцию в воспитании детей. Только один из сюрпризов: лучший способ устроить ваших детей в колледж по их выбору? Научите их контролировать свои импульсы. Правила для мозга ребенка устраняет разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. Посредством увлекательных и забавных историй Медина, молекулярный биолог и отец развития, рассказывает, как развивается мозг ребенка и что вы можете сделать, чтобы его оптимизировать. Серия Gymboree, посвященная занятиям для детей Мы настоятельно рекомендуем эту серию родителям, потому что в книгах есть множество игровых заданий «как это сделать», которые помогают развивать ребенка (обеспечивают основу).От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только будут стимулировать развитие, но и построят прочные отношения между родителями и детьми. К тому же они интересны и родителям, и детям. .малышей (1-2 года) | CDC CDC «Узнай знаки. Действуй рано ». Кампания Информация для родителей CDC (дети от 0 до 3 лет) Основы CDC для воспитания детей младшего и дошкольного возраста Информация о грудном вскармливании CDC Информация CDC о питании младенцев и детей ясельного возраста CDC: защитите тех, кого вы любите В травматологическом центре Choose My Plate - дошкольникивнешний значок HealthyChildren.orgexternal icon Just in Time Parentingexternal icon (JITP) Healthy Kids Healthy Futureexternal icon Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA) Национальный институт здоровья детей и развития человека. Внешний значок (NICHD) Вакцины Информация Всемирной организации здравоохранения о питании младенцевexternal icon Развивающие и когнитивные характеристики детей с «высокими потенциалами» (высоко одаренных)Это исследование охватывает интересную область развития одаренных детей, которой в педиатрии часто пренебрегают, поскольку данные о психомоторном развитии все еще редки, поскольку «одаренные» дети обычно замечаются ближе к концу начальной школы по измерению IQ. Исследования развития показали доказательства из нескольких областей, что дети, идентифицированные как «высокоуровневые возможности» или «интеллектуально одаренные», развивают сенсорные, локомоторные, нейропсихологические и языковые навыки раньше, чем обычно.Предлагается гипотеза, что более раннее развитие происходит из биологических процессов, влияющих на физическое развитие мозга, и, в свою очередь, даже интеллектуальные способности развиваются раньше, что потенциально позволяет развиваться дальше. Далее обсуждается, как эти достижения в развитии взаимодействуют с социальной средой и в определенных обстоятельствах могут повлечь за собой повышенный риск развития социально-эмоциональных трудностей и нарушений обучаемости, которые часто остаются без внимания из-за маскировки передовыми интеллектуальными способностями. 1. ВведениеНачиная с XIX века дети, проявляющие особый потенциал, часто называемые «одаренными», вызывают интерес среди авторов, таких как Ломброссо [1], в области связи между гением и безумием или в дифференциальной психологии [ .Когнитивное развитие у детей 6-7 лет | ScholasticВремя от 6 до 8 лет - это время огромных когнитивных изменений для детей. Они переходят из дошкольного возраста в среднее детство, от жизни, где преобладают фантазии, к жизни, которой начинают управлять логика и разум. Они начинают видеть себя более автономными людьми, способными самостоятельно решать основные проблемы. Когда они начинают обращать внимание на «правильный» способ делать что-либо, они вкладывают больше времени и энергии в выполнение задач ожидаемым образом.Однако, как и дошкольники, они по-прежнему предпочитают структурированные занятия открытым предприятиям и по-прежнему нуждаются в постоянном руководстве со стороны взрослых. Ищете книги и идеи для чтения? Подпишитесь на на нашу рассылку Scholastic Parents. Дети в возрасте 6 лет находятся на последних этапах предоперационного периода Пиаже, времени, в течение которого дети учатся использовать язык. Конец предоперационного периода отмечен интуитивным пониманием ребенком логических понятий на ограниченных, осязаемых аренах, в то время как восприятие продолжает доминировать в других сферах.Например, до того, как ребенку исполнится 7 лет, он обычно может сохранять числа - понимая, что два ряда (одинакового количества) пенсов останутся равными, даже если один будет визуально длиннее другого. Однако этот же ребенок не сможет сохранить массу и, следовательно, будет ошибаться в своем восприятии, что у более толстого мяча больше, чем у раскатанного «хот-дога», даже если с самого начала будет показано, что оба они равны. Еще одним отличительным признаком завершения предоперационной стадии (около 7 лет) является способность манипулировать символическими элементами, такими как контроль над письменным языком и символической игрой.Завершение этого этапа означает, что дети теперь могут мысленно манипулировать информацией, а - начало , чтобы принять точку зрения другого человека или сделать вывод о том, что думает другой человек, спонтанно и независимо. На полное развитие этих способностей уйдет еще несколько лет. Конец предоперационного периода знаменует упадок (хотя и не уничтожение) детского эгоцентризма (его уверенности в том, что то, что он думает и чувствует, также ощущают все остальные). Способность (начать) принимать точку зрения другого человека означает, что дети по-новому понимают, что другие люди думают иначе, чем они, что другие люди могут буквально и образно «видеть» вещи по-другому.В результате они могут начать ролевую игру и принимать разные образы (например, реалистично, но причудливо разыгрывать роль мамочек). Поддержите способность вашего ребенка воспринимать перспективу с помощью этих забавных игр: приложения «Монстр съел мою домашнюю работу» для iPad или онлайн-пазлов с оптическими иллюзиями. Несмотря на эти достижения, дети этого возраста по-прежнему остаются волшебными в своем мышлении. Их давний эгоцентризм часто проявляется в их запутанных историях и двусмысленных отсылках (например, «Он тот, кого она преследует», без включения достаточно конкретных упоминаний, чтобы слушатель мог четко идентифицировать персонажей / события).Шестилетние и семилетние дети по-прежнему демонстрируют то, что Пиаже называл анимизмом, - убежденность в том, что неодушевленные предметы или животные думают и чувствуют себя как люди. Хотя некоторые из этих идей на самом деле подпитывают творчество, поддержка развития схемы вашего ребенка (ее фундаментальных знаний) о животных и местах обитания - прекрасный способ улучшить его мышление и понимание мира. Один из способов сделать и то, и другое - позволить вашему ребенку применить фактическое мышление к своему воображению, где ваш ребенок использует логику и схему, чтобы определить, что нужно животному, отдельно и независимо от того, что может понадобиться людям. Приблизительно в возрасте 7 лет дети входят в период, который Пиаже назвал конкретным операционным периодом, который длится примерно до 12 лет. Именно в это время дети лучше понимают и легче справляются с умственными операциями (например, могут думать о том, как подойти к проблеме и рассмотреть различные результаты). На самых ранних стадиях этой фазы семилетние дети демонстрируют начало логических рассуждений (например, оправдания своего мышления) и только учатся связно организовывать мысли.Их логические мысли ограничены реальными физическими объектами, и им не хватает способности управлять абстрактными рассуждениями или гипотетическими соображениями. Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, не происходит в вакууме; каждый «домен» влияет на другие. Одно место, где это блестяще видно, - это работы Льва Выготского, русского исследователя начала ХХ века. Теории Выготского подчеркивают императивную роль социального взаимодействия и культурного контекста в когнитивном развитии.Согласно его работе, взаимодействие детей со знающими людьми может способствовать развитию мышления и обучения, что было бы невозможно в те же сроки без этого. Таким образом, из-за увеличения числа структурированных социальных взаимодействий в формальной школе шестилетние и семилетние дети являются главными кандидатами на пользу контекстуализированного обучения Выготского. Дополнительные когнитивные навыки, развивающиеся в этом возрасте, - это способность отличать фантазию от реальности, описывать сходства между двумя объектами и применять творческое мышление для решения проблем.Улучшенная память, концентрация внимания и больший контроль над импульсами также вступают в силу. Хотите испытать навыки своего ребенка? Попробуйте эту игру на память. Эти новые навыки в сочетании с появлением более сложного мышления позволяют детям проявлять настойчивость и стойкость при работе над проектом. Они могут использовать свои знания о процедурах, чтобы планировать наперед, и начинают задавать вопросы более высокого уровня (например, «Если все твердое, жидкое или газообразное, что такое зыбучие пески?»). Прекрасный способ поддержать эти навыки - игра в шахматы.Чтобы помочь вашему ребенку освоить эту универсальную игру, он может играть против компьютера или других детей по всему миру в безопасной среде онлайн. В этом возрасте у детей также начинает развиваться метапознание - их способность знать, что им нужно делать, чтобы лучше учиться или понимать (например, перечитать отрывок, задать вопрос). Они также начинают понимать постоянный характер предметов. Например, в 6 лет многие дети считают, что можно превратить кошку в скунса, нарисовав белую полосу на ее спине.К 8 они понимают, что существует неизменная сущность предметов, на которую не влияют физические изменения. В 6 лет ребенок может решить математическую задачу, не осознавая, что ответ неизменен каждый раз, когда вы с ним сталкиваетесь. Таким образом, 5 + 6 всегда будет равно 11, и, следовательно, это факт, который можно выучить и сохранить, в отличие от необходимости повторного решения каждый раз, когда возникает проблема. Эта способность удерживать и манипулировать пониманием объекта или сути проблемы является одним из навыков, которые определяют этот период в отличие от дошкольного возраста. . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |