|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Обучение рассказыванию детейОбучение детей рассказыванию | Консультация на тему:
Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию» Подготовила воспитатель Гришкова С.В. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды: Рассказывание по игрушкам и предметам. Начиная со второй младшей группу при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек — одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трех-четырех лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней. В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа. У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее. В старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность. В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях. На занятиях по описаниюигрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети. Рассказывание по картине. Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Вывод: игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. Рассказывание из личного опыта Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам) Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Творческие рассказы– это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера. Приемы рассказывания Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям. Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах, особенно в младшей и средней группах, буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Такой образец служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он будет сковывать детскую мысль, провоцировать детей на дублирование услышанного от воспитателя. Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания. Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов. План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства. Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей. Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы. Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы. К каждой из них составляются план, а затем 2 – 3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком. Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом. В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»). Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности. Составлено основываясь на материале: Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978 Консультация на тему: Консультация для педагогов "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию"Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №2083 ДОП «Журавушка» Консультация для педагогов. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» Подготовила: Воспитатель Авилова О.В 2017г Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Виды рассказывания в детском саду 1. Рассказывание по игрушкам и предметам; 2. рассказывание по картине, по серии сюжетных картин; 3. Рассказывание из личного опыта; 4. Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам). Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это – подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. В подготовительной группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. В подготовительной группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Рассказывание из личного опыта Начиная со старшей группы, в детском речевом творчестве, значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе, об интересных прогулках и играх. Рассказам на темы из детского опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. В подготовительной группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, воспитатель повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам) Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения. Обучение рассказыванию способствует развитию мышления, установлению причинно – следственных связей и воспитанию чувств. Какие же требования предъявляются к качеству любого рассказа детей? Во – первых, рассказ должен быть связным и понятным для слушателей; Во – вторых, рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна передача наиболее характерного и важного; В – третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. не прерываться. Какими же методами можно обучать рассказыванию детей дошкольного возраста? Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи. Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям. Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания. Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов. План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. - При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. -В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. -В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана воспитателя и детей, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства. Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей. Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен уметь ребенок при поступлении в школу. Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста | Консультация по логопедии (старшая группа):Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» муниципального района Волжский Самарской области Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связной речью существенно влияет на интелллектуальное развитие воспитанников: они все совершеннее пользуются речью как средством общения. Для ребенка это овладение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. В ДОО придается большое значение формированию навыков рассказывания. Обучение расказыванию – это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов. Обучая ребенка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, педагог совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение воспитанником заданий по рассказыванию интесифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия, для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой. Какие ставятся основные задачи по обучению рассказывания? 1. Учить связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое. 2. Рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы. 3. Помогать находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств. 4. Развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. Однако обучение будет эффективным лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания педагога, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес. Одно из важнейшых условий успешной работы по развитию речи воспитанников – овладение методами и приемами обучения рассказыванию. В процессе воспитательно-образовательной работы используются такие приемы, как: а) объяснения; б) вопросы; в) речевой образец; г) демонстрация наглядного материала; д) упражнения; е) оценка речевой деятельности. Все эти приемы педагог использует при проведении того или иного занятия. Существуют виды занятий по обучению рассказывания. 1. Занятие по обучению рассказывания с использованием предметов и игрушек. Оно проводится во всех группах. Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает воспитанникам лучше познакомиться с объектом описания. Опираясь на вопросы, воспитанники анализируют, сравнивают, обобщают. Отвечая на них – припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Как правило, педагог задает вопросы в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию. Широко используется речевой образец (рассказ педагога). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это – один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творчества подражания речи, которую они воспринимают от окружающих. Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. 2. Занятие по обучению рассказывания с использованием картин. Проводятся два вида таких занятий: 1. Рассматривание картин с беседой о них. 2. Составление детьми рассказов по картине. Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех группах. В младшем и среднем дошкольном возрасте воспитанники учатся описывать предметные и сюжетные картины, опираясь на вопросы педагога, а в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию (описание предметных и сюжетных картин, составление сюжетных рассказов по серии картин). 3. Занятие по обучению пересказывания. Проводится со среднего дошкольного возраста. Оно занимает значительное место в системе работы по формированию связной речи воспитанников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое разивие усиливается. Какие существуют методические приемы по обучению пересказу? Прежде всего, необходимо выразительно прочитать рассказ, который предстоит пересказать. После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой – выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога. Однако беседу нельзя превращать в пересказ по вопросам. Это происходит в том случае, если вопросы ставятся почти к каждой фразе текста, и дети с формальной дословностью воспроизводят его. Ребенок должен проявлять в процессе пересказа самостоятельность, творческую активность, вопросы педагога должны сосредоточивать его мысль на центральных, узловых моментах повествования. После первого чтения педагога и беседы, которая закрепляет целостное восприятие литературного произведения, дети повторно слушают рассказ или сказку. Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию педагог может применять и другие приемы – совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его, педагог не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания воспитанников. 4. Рассказывание на тему из личного опыта. Занятия по рассказыванию на тему из личного опыта проводят в старшей и подготовительной к школе группах. Воспитанников учат рассказывать по готовому плану. Вначале педагог сообщает тему рассказа, а затем знакомит с основными пунктами плана, смысловыми паузами и интонацией, отделяя вопрос от другого, подчеркивая во фразах опроные слова (например: Тема «Наш сад». Педагог говорит: «Вначале надо рассказать о деревьях и кустарниках нашего участка, потом – в середине рассказа – подробно рассказать о нашей клумбе и о газонах на участке, в конце – о площадках для игр и забав».). После того как план будет изложен, следует предложить одному-двум детям повторить его. Если объем материала для рассказывания достаточно большой и связан с общегрупповыми наблюдениями, целесообразно организовать коллективное рассказывание по намеченному плану. Коллетивное рассказывание объединяет детей выполнением общего задания, повышает их внимание и сосредоточенность, обогащает новыми ценными формами речевой деятельности. Педагог также может применить прием совместных действий, которые позволит ему включиться в рассказывание, чтобы дать пример изложения. Это прием особенно эффективен в том случае, если дети рассказывают с затруднениями, малоинтересно. 5. Творческое рассказывание. Занятия проводятся в подготовительной к школе группе. Основная задача – предложить придумать рассказ, сказку или рассказать по предложенному сюжету. В рамках предложеноого сюжета дети учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. При этом педагог следует различными приемами: вопросами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов. Применение речевого образца помогает детям увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. Педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают. Таким образом, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Они помогают активизировать детскую память и воображение, а также составлять содержательные и эмоционально выразительные рассказы. Приемы обучения рассказыванию | Образовательная социальная сеть
В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых — получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются такие приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).
Игровая терапия как эффективнвй метод развития связной речи у детей
Литература: А.М.Бородич Методика Развития речи дтей. М.1981. «Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста, как средство развития связной речи» консультация для воспитателей«Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста, как средство развития связной речи» консультация для воспитателей Обучение монологической речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развёрнутость, логичность и выразительность. Научиться излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году, в процессе чтения и разучивания потешек. С 4 лет детям доступны такие типы монолога, как описание и повествование, а на 7 году и короткие рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка сосредоточенного внимания, умения заметить не только предметы, явления, но связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти и является средством её развития. Методами обучения монологу являются пересказ, рассказ и сочинение. Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя:
Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах отличается, прежде всего, сложностью содержания и размером текста. Во всех возрастных группах основным приёмом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приёмы - опора на реальные предметы, опора на картинки. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторить за воспитателем некоторые простейшие слова. Дальше идут начальные формы связной речи. Дети учатся понимать речь взрослых слушать небольшие рассказы, отвечать на простейшие вопросы, рассказывать о изображённом на картине, о новой игрушке. Учатся повторять за воспитателем несложные фразы. От 3-4 лет - при заинтересованной поддержке взрослого рассказывать о том, что видели, куда ходили. Отвечать на разнообразные вопросы взрослого касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, используя в предложениях однородные члены. С помощью взрослого, используя фигуры настольного театра драматизировать отрывки из знакомых сказок. От 4-5 лет - учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей описывать предмет, картинку (по образцу), упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребёнком с использованием раздаточных карточек. Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки. От 5-6 лет - учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану) придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Программа подготовительной группы рекомендует совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Придерживаться совместно составленного плана. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта, практиковать составление коллективного письма заболевшему. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, пробовать составлять простые небылички и загадки. Все занятия по обучению детей связной речи делятся на три группы- рассказы детей по восприятию, памяти, воображению. Одно из средств активизации познавательной деятельности детей является графическое моделирование. Наглядные модели облегчают ориентировку в пространстве, ознакомление с живой и неживой природой, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой. Для активизации связной речи используются схемы, предметные картинки, пиктограммы. При обучении детей описательному рассказу, описанию предметов, воспитатель решает следующие задачи:
Проводятся занятия - упражнения на узнавание предмета по его описанию, обучение развёрнутому описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для обучения описанию необходима активная интеллектуальная работа ребёнка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Детям следует дать некоторую теорию построения высказывания. Например: если пред нами 1 предмет, то рассказ надо строить так: вначале отражаем все признаки предмета, которые видим и можем почувствовать, а затем вспоминаем м рассказываем всё то, что знаем об этом предмете. Делаем упор, опираемся на естественный генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Для обозначения отнесённости к определённой группе знак «?» (какой предмет по форме? - круглый, как определить? - посмотреть и т.д). Подобный план обеспечивает аналитическую деятельность, когда ребёнок осознаёт канал обнаружения того или иного признака. При рассматривании предмета внимание детей направляется на выбор более точных слов - определений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками. Для обыгрывания предмета можно привлекать кукольные персонажи, которые проявляют интерес к рассказу ребёнка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает описывать более детализированно. С интересом дети включаются в занятие если: Поведение взрослого должно отличаться гибкостью и если картинный план на отдельные картинках, ребёнок может найти свой вариант описания. В большей мере интерес детей, их желание говорить зависят от воспитателя: они поддерживаются манерой ведения занятия, эмоциональностью педагога, умением позволять детям свободно высказываться. Любую, даже не удачную попытку ребёнка выразить свою мысль требуется поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность. Поощрять успехи детей (красные, жёлтые звёзды). На занятиях при обучении детей составлению описательных рассказов используются следующие приёмы:
В работе предлагается многократное составление рассказов - описаний, загадок - описаний, описание предмета с последующим рисованием. Мотивационная деятельность детей обеспечивается созданием проблемных ситуаций: «Угадай предмет», «Расскажи другу о своей любимой игрушке», «Ты расскажешь, а я опишу» и т.п. Использование моделирования при составлении рассказов по личному опыту детей. Составление рассказов по личному опыту предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребёнок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Детям предлагаются такие игры: «Покажите, как вы одеваетесь на прогулку», «Как я собираюсь утром в детский сад». Цель заданий - составление последовательного рассказа на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища. При работе над текстом важна чёткая установка педагога: прежде чем рассказывать что - либо, нужно мысленно «нарисовать» эпизод, который ляжет в основу сообщения. Таким образом ребёнок обозначает необходимые для высказывания границы сюжета. «Мысленный рисунок» (определённый набор предметов, их расстановка) даёт возможность дошкольникам почувствовать, что представляет собой эпизод (случай в жизни) и осознанно подготовить основу повествовательного текста. Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в рассказах, задания усложняются за счёт введения рисунков и схем. При этом дошкольники не только рассказывают, но и рисуют события, предметы, явления. В заданиях типа «нарисованные истории» дети должны в рисунках точно и логично передать содержание, и только в этом случае рисунки «заговорят», будут понятны окружающим. В работе можно предложить и такой приём: дети рисуют или вкладывают готовые картинки в специально обозначенные на листе бумаги места, указывающие на логику последовательного изложения событий. Разложив или нарисовав картинки, дети получают сюжетную основу для рассказа с использованием алгоритма: что сначала- что дальше- чем закончилась история. Особое внимание следует уделить разработке специальных приёмов обучения рассказам по личному опыту. Для этого в течение дня дошкольники ориентируются на запоминание текущих событий, их последовательность. В свободное время ребята зарисовывают то, что было, а вечером рассказывают друг другу, воспитателю, родителям, прибегая к рисункам. Значительно облегчает составление рассказа из личной жизни схематично представленный «распорядок дня». Утром дети вместе с воспитателем планируют предстоящий день, обозначая условными картинками основные виды совместной деятельности и индивидуальных занятий. Дети запоминают ход событий, наблюдают за собой и друзьями, а затем оречевляют свои знания. Составление рассказов включаются в занятия после проводимых в дошкольном учреждении утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок, общественно - полезных дел. Целесообразно опираться на образец педагога и предваряющий вопросный план. Рассказ составляется коллективно, либо рассказ одного ребёнка дополняется другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводиться при помощи рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в детском саду. Важным моментом является обучение детей умению соединить в рассказе наблюдения за собой и за действиями других. При этом собственный сенсорный и практический опыт уточняется, обогащается представлениями о действиях других, что положительно сказывается на опыте пересказа событий. Использование моделирования при составлении рассказа по картинке. Большие возможности для развития инициативной связной речи дошкольников даёт сюжетная картинка. В целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
При разборе картинки дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображённые объекты по вопросам («Как выглядит лес, река, берег, луг?»). При этом применяются направляющие вопросы - указания типа: «А теперь расскажи о берёзах. Какие они?» и вводятся опорные картинки. Чтобы научить дошкольников выделять главное и второстепенное в картинке, в качестве образца вначале предлагается готовый повествовательный текст. Основные приёмы работы:
В процессе такой деятельности детей подводят к выводу, какое событие главное. А для передачи его сути необходимо это событие проследить во времени: что произошло сначала, как оно развивалось, чем закончилось. В обучении рассказыванию по картинке прибегают к следующим методическим приёмам:
Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развёрнутого рассказа по наводящим вопросам; в дальнейшем следуют подробному плану, предлагаемому педагогом. Основные этапы работы с картинкой.
Сначала выбирается какой-нибудь герой, затем дети входят в его состояние и описывают окружающие его предметы или события с позиции этого персонажа. Далее описывается он же, но в другом состоянии, или другой герой в ином состоянии. Работа по картинке проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображённое на картинке, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображённой ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картинке, могут логично, связно передавать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения. «Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №8 Детский сад «Золотой ключик» Муниципального образования Холмский городской округ Сахалинской области. г. Холмск, ул. Портовая, 10 Выступление на педагогическом совете по теме: «Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Выполнил: Игнатенко Инна Александровна Должность: воспитатель ДОУ г. Холмск 2019 г. «Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Среди многих умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи. Они имеют определяющее значение, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в школе. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Для ребенка это овладение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи, выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы. В ДОУ придается большое значение формированию навыков рассказывания. Обучение расказыванию – это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов. Обучая ребенка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, педагог совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение воспитанником заданий по рассказыванию интесифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия, для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой. Какие ставятся основные задачи по обучению рассказывания? 1. Учить связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое. 2. Рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы. 3. Помогать находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств. 4. Развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. Однако обучение будет эффективным лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания педагога, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес. Одно из важнейшых условий успешной работы по развитию речи воспитанников – овладение методами и приемами обучения рассказыванию. Приёмы обучения рассказыванию: 1.Совместное рассказывание - совместное построение коротких высказываний, когда педагог начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). 2.Образец рассказа – краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Его следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Задача воспитателя - поощрять элементы самостоятельности детей. Однако на первых порах, особенно в младшей и средней группах, допускается буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. 3.Частичный образец – начало или конец рассказа. Применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания. 4.Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов. 5. План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов. 6.Коллективное составление рассказа используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. 7.Составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы. 8. Составление рассказа по частям – разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы. 9.Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. 10.Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего необходимо подчеркнуть достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. 11.Обогащение мотивов речевой деятельности детей. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»). Методика использования приемов обучения детей рассказыванию изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности. Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую. Перед педагогом такие задачи, как: -учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, -правильно отражать в речи воспринятое, -рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, -приучать дошкольников рассказывать не торопясь; -помогать им находить нужные слова, выражения, -поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; -развивать образную речь, -учить рассказывать живо, выразительно. Содержание психолого- педагогической работы. Мл. группа. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Ср. группа. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Ст. группа. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера. Подг. группа. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на на тему, предложенную воспитателем С детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу, где особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме. В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет. Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной. B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта). Творческие рассказы создаются при активной работе воображения. Однако и здесь широко используются реалистические темы: ребенок может придумывать события или действия вымышленного героя, но при этом придерживаться жизненной достоверности. Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам. На занятиях необходимо учить ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти — ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т. д. При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение передавать события, происшествия, приключения во временной последовательности: в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения. Пересказ текста с элементами творчества «Спор животных» (по К.Д.Ушинскому). Цель: Обучение детей пересказу с элементами творчества. Задачи: учить пересказывать текст, используя элементы драматизации; совершенствовать фразовую диалогическую речь: развивать воображение, умение перевоплощаться: воспитывать заботливое отношение к домашним животным; воспитывать чувство доброжелательности друг к другу. Оборудование: картинки с изображением домашних животных; план-схема; шапочки с изображением животных (корова, лошадь, собака, кошка, коза). Ход НОД Орг. Момент Рассмотрите картинки с изображением животных и ответе на вопросы: Какие это животные? Каких домашних животных вы еще знаете? Дидактическая игра «Подбери словечко». А. признак к предмету. Б. действие предмета Воспитатель - кошка (какая?) – Дети: ловкая, игривая, мягкая, ласковая; - собака (какая?) – Дети: пушистая, злая, сердитая; - свинья (какая?) – Дети: толстая, жирная, грязная; Воспитатель: - кошка (что делает?) Дети: - лакает, царапается, мяукает, облизывается, выгибается; - собака (что делает?) – Дети: сторожит, охраняет, лает, грызет, бросается, кусает, нападает, виляет; - свинья (что делает?) – Дети: хрюкает, роет, чавкает. Чтение текста «Спор животных». Словарная работа. Ребята, как вы понимаете, что значат слова: - заспорили - начали спорить, доказывать свое; - соха, борона - орудия труда, инструменты для того, чтобы пахать и рыхлить землю; - стерегу - охраняю, сторожу; - спорить по-пустому - говорить зря; - пропал бы - плохо было бы, тяжело стало жить. Ответы на вопросы. - Какие домашние животные затеяли спор? - Что говорила лошадь? корова? собака? - Кто прекратил спор? - Что он сказал? - Почему хозяин сказал животным: «Каждый из вас хорош на своем месте?» Физминутка. Использование потешек. Дидактическая игра «Отвечай одним словом» (на внимание). У кого рога? Мягкие лапки? Вымя? Копыта? Пятачок? Грива? Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. А. составление плана с помощью схем. - Кто заспорил сначала? Потом? - Кто прекратил спор? (Дети выставляют карточки). Б. распределение ролей. В. пересказ текста путем драматизации диалога. Задание на воображение. Что бы ты ответил, если был бы кошкой? козой? и т.п. Драматизация рассказа с участием новых персонажей. Дети рассказывают сказку по ролям, вводя новых персоонажей. методов рассказывания историй: написание подсказок для детейНаписание и рассказывание историй - отличные навыки, которые нужно научить ваших детей. Как родители, так и учителя могут привить детям любовь к рассказыванию историй, чтобы улучшить их языковые навыки, поощрить чтение и пробудить их воображение. Уловка, однако, состоит в том, чтобы понять препятствия, с которыми могут столкнуться дети, и методы рассказывания историй, которые помогают им преодолеть эти проблемы. Общие преграды
Эффективные способы научить рассказывать истории
Подсказки для написания историйС помощью этих подсказок помогите детям определить ключевые компоненты своей истории:
Пойдите еще глубже, задав другие вопросы о персонажах и их ситуациях:
С помощью руководства, поддержки, поощрения и правильных методов рассказывания историй вы можете помочь своим детям встать на путь любви к чтению и письму.Радоваться, веселиться!
Фото Эрин Коленберг .Рассказывание историйРассказывание историй - это то, как люди традиционно передают знания из поколения в поколение. Вовлечение детей в устное рассказывание историй (без использования печатной книги) также является эффективной обучающей практикой для развития устной речи.
Рассказывание историй - это особый способ обмена идеями, языком и историями с детьми.
На этой странице
Преимущества рассказывания историйКогда педагоги делятся с детьми увлекательными историями, это открывает множество возможностей для изучения языка.Как заметил Арнольд Забл: Независимо от того, молоды мы или стары, истории связывают нас и добавляют смысл в нашу жизнь. Педагоги могут использовать рассказывание историй как возможность развить многочисленные языковые фокусы, включая формирование смысла (навыки слушания), словарный запас, грамматику, понимание историй / повествований и многое другое. Выбор истории Мы можем выбрать любую историю, которая понравится детям и позволит нам включить в рассказ много нового словаря, концепций и грамматики.Сюда могут входить:
Посмотреть фокус Истории и повествования - полный список различных историй. Выбирая историю, подумайте о:
Создание собственной историиСоздание собственных историй - отличный способ реализовать обучающую цель вашего опыта. Педагоги могут заранее придумать свои истории; или могут придумывать свои истории в данный момент - пока они их рассказывают. Полный сюжетный эпизодПри создании рассказа постарайтесь включить все элементы полного «эпизода»:
Некоторые стратегии для создания ваших собственных историй включают:
Пример полного сюжетного эпизодаДжек и бобовый стебельОкружение - Джек - молодой бедный мальчик, который живет в фермерском коттедже со своей матерью и дойной коровой. Однажды мать Джека говорит ему продать корову на рынке. Проблема - по пути торговец бобами убеждает Джека обменять корову на волшебные бобы. Когда он приходит домой, мать Джека сердится и выбрасывает бобы. Реакция / план - На следующее утро Джек взволнован, обнаружив, что за его окном вырос гигантский бобовый стебель.Он решает залезть на бобовый стебель. Попытка 1 - Джек входит в землю высоко в небе, видит огромный замок и крадется внутрь. Последствие 1 - Но затем владелец замка, великан, возвращается домой. По запаху видит, что Джек рядом, и кричит: Фи-фи-фо-фум! Я чувствую запах крови англичанина Попытка 2 - Когда великан засыпает, Джек украдкой крадет мешок с золотыми монетами. Но великан просыпается и преследует Джека по бобовому стеблю. Джек мчится вниз. Последствие 2 - Прежде чем гигант достиг земли, Джек срубает бобовый стебель, в результате чего великан падает насмерть. Разрешение - Джек и его мать живут долго и счастливо с сокровищами, которые Джек принес домой. Создание собственной истории загружаемой. Подготовка к повествованиюЕсли вы рассказываете известную историю, убедитесь, что вы знаете ее достаточно хорошо, чтобы рассказать ее, не читая. Если вам нужно сослаться на какие-либо примечания, сохраните несколько точек идей. Однако, если вы читаете рассказ, это уже не опыт повествования! Попрактикуйтесь, рассказывая свою историю несколько раз, прежде чем использовать ее в процессе обучения. Подумайте об этом Если вы рассказываете известную историю, убедитесь, что вы знаете свою историю достаточно хорошо, чтобы рассказать ее, не читая, какие ресурсы / материалы вы можете использовать рассказать свою историю (см. ниже). Подумайте, какие вопросы или паузы для обсуждения вы могли бы использовать, чтобы вовлечь детей в рассказ. Компоненты повествованияПроизнесенные слова:
Голос:
Жесты, язык тела и мимика:
Характеристика:
Улучшения повествованияРеквизит / костюм:
Участие аудитории:
Музыка или музыкальные инструменты:
Ключевые вопросы для привлечения аудитории |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |