|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Обучение грамоте детей с умственной отсталостьюМетодическая разработка по теме:Технология обучения грамоте обучающихся с умственной отсталостью при реализации АООП.Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5» Технология обучения грамоте обучающихся с умственной отсталостью при реализации АООП. Автор-составитель Астраханцева Елена Вячеславовна, учитель высшей квалификационной категории Хабаровск 2015 Слайд 2. Обучение грамоте — важнейший раздел курса русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Слайд 3,4. В соответствии с новыми стандартами на уроках обучения грамоте использую интерактивное оборудование: интерактивная доска, визуализатор, проектор, МФУ. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Слайд 5(1,2). Мультимедийные презентации облегчают работу учителю. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Использование презентаций, делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Слайд 6(1,2). Интерактивная доска помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, корректировка рукой на доске. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Слайд 7. При планировании работы по обучению грамоте обучающихся с нарушением интеллекта опираюсь на дифференцированный и деятельностный подход в обучении. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий, объёма предлагаемого материала. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Слайд 8. Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Слайд 9. Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. Слайд 10. Для развития слухового восприятия используются следующие задания и игры: «Кто голос подаёт?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Угадай музыкальный инструмент», «Поиграй как я», «Определи, где звучит», «Повтори за мной», «Запомни слова», «Найди пару» и другие. Позднее проводим дидактические упражнения «Поймай звук». С целью воспроизведения звуков использую не только реальные предметы (бубен, металлофон), но и аудиозаписи голосов животных, звуков окружающей действительности (проезжающий автомобиль, трамвай). Слайд 11. Слайд 12-19. На развитие зрительного восприятия направлены следующие игры и упражнения: «Найди фигуру», «Найди такой же», «Геометрическое лото», «Открой окошко», «Дополни рисунок», «Составь картинку», «Узнай по контуру» и т.д. Использую раздаточный материал, интерактивное оборудование. Слайд 20. Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы. Во время бесед воспитываю в обучающихся уважительное отношение к мнению других детей, умение выслушать. Слайд 21. Заучиваем с голоса учителя короткие стихотворения, чистоговорки, инсценируем небольшие сказки. Провожу следующие упражнения: «Мишка рассердился», «Встреча друзей», «Ноги промочил» и др. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Комплексы упражнений подбираются совместно с логопедом. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы, а также у каждого ребёнка есть индивидуальное зеркало для контроля положения органов артикуляционного аппарата. Использую художественное слово. Слайд 26(1,2)-27(1,2). На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. В своей работе использую различные шнуровки, штриховки в различных направлениях. Дидактические игры «Золушка», «Собери бусы», «Мозаика», конструирование и др. Слайд28. В этот период знакомлю детей с основными элементами букв (огуречик, полумесяц, зонтик, наклонная палочка, петелька и т.д). У каждого ребёнка имеется набор элементов букв. Для изготовления раздаточного материала использую копировальное оборудование. Слайд29.Важно научить учащихся ориентироваться на листе бумаги. Использую реальные предметы, плоскостные фигуры. Использую рисование по заданию. К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками. Слайд30-31. В работе использую схемы слов, слогов, предложений. Для обозначения звука звуковички (красные и синие круги). С целью знакомства с гласными и согласными звуками изготовлено пособие «Звуковички». Обучение грамоте обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов и многие другие пособия. Мой опыт показывает, что дети охотно включаются в игру. Они с большим интересом и желанием помогают героям любимых мультфильмов, преодолевают трудности путешествия; возводят по «кирпичику» строение. Тем самым в игровой форме решаются многообразные учебные задачи, кроме того, оборудованные уроки способствуют развитию коммуникативных навыков: дети учатся принимать условия игры, распределять обязанности, договариваться друг с другом. Не каждый урок можно обозначить одной сюжетной линией. Если этого не происходит, то целесообразно на каком-то этапе урока включить игровое задание. Слайд33. С этой целью мною разработано пособие «Наша Азбука», которое состоит из серии презентаций «Путешествие в страну Буквознайка», доработанных и дополненных картинок-символов, предложенных в пособии Фомичёвой «Воспитание правильного произношения». Слайд34. При изучении звуков подбираются слова, в которых изучаемый звук стоит в наиболее выгодной для выделения позиции. Подбирается звукоподражание, соответствующее изучаемому звуку: Как рычит тигр? – Р-р-р. Как гудит гудок поезда? – У-у-у. Произнесение звука сопровождается движением. Одновременное зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие позволяет лучшему усвоению звука, а в дальнейшем и буквы. Умственно отсталые дети, узнавая звук в одних сочетаниях, часто не узнают его в других, что свидетельствует о несформированности образа обобщённого звука-фонемы. Поэтому изучать звук следует во всём многообразии его сочетаний с другими звуками. Слайд 35. С этой целью использую следующие упражнения: подбор слов, начинающихся с изучаемого звука по предметным картинкам, подбор слов, Слайд 36 (1,2,3,4,5) в которых изучаемый звук находится не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Выделение слов, в которых встречается изучаемый звук из ряда слов. Слайд 37-39. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. При изучении букв использую художественное слово, сравнение с предметами реальной жизни. Например: буква а – двойной крючок и живот, как рюкзачок; А- палочка наискосок, палочка наискосок и одели поясок. Использую картинки. «Буква Б с большим брюшком, в кепке ходит с козырьком». Азбука в картинках. Слайд 40. При изучении начертания буквы использую объёмные буквы, что позволяет задействовать не только зрительное, но и кинестетическое восприятие. С целью закрепления образа буквы конструируем, лепим изученную букву, печатаем по трафарету. Использую игровой приём «буква потерялась», «найди букву», «допиши букву» и т.д. Слайд 41(1,2). В конце урока обязательно определяем место изученной буквы в кассе букв (заселяем букву в синий или красный дом, соответственно соседями будут гласные или согласные, звонкие или глухие). Слайд 45. При чтении трёхбуквенных слов использую прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например: га-ага, са-сам, со-сом; ха-уха, хо-ухо. Наибольшую сложность представляет чтение прямого открытого слога. Первое чтение с каждой вновь изученной буквой осуществляется «по следам анализа». Слайд 46-48, 49(1,2,3,4.5,6).Для закрепления навыка слитного чтения рекомендуется использовать дополнительные игровые приёмы и упражнения. «Клубочек», «Бегун», «Лесенка», «Лабиринт», «Бегущая строка», «Цветок». Слайд 50. При чтении слогов, слов, предложений использую условные обозначения - точка и дуга. Точка – звук читается отдельно, дуга – звуки сливаем. Считаю, что эти условные обозначения помогают обучающимся овладевать навыком плавного чтения. Осмысление прочитанного – это самый проблемный пункт в работе над процессом овладения чтением, как для учителя, так и для ребенка с особыми образовательными потребностями. Недоразвитие всех высших психических функций делают работу полноценного восприятия текста сложной и долгой, поэтому именно для этих детей важно овладеть некоторыми приёмами работы. На уроках обучения грамоте, как только начинается чтение слов нужно обращать внимание на формирование осознанного навыка чтения. Чтение не должно быть механическим, поэтому на каждом уроке нужно добиваться осмысления прочитанного. После прочтения слова можно задать вопрос - «кто», «что», «где», «какой», «что делает». При ответе на вопрос учащиеся либо показывают предметную картинку, либо находят этот предмет в классе, на себе, либо изображают предмет, признак, действие руками. Например, при чтении слова луна, дети протягивают руку в сторону окна, тем самым, показывая, что они знают, где находится этот предмет (при ответе на дополнительный вопрос «когда» - говорят ночью). Для того чтобы дети знали, как показать прочитанное слово, необходимо уже при первичном чтении слова договориться, как удобнее это сделать. Чтение предложений лучше выполнять с опорой на сюжетную картинку. Например, при чтении предложений «Ох, ухо!» «Ах, уха!» перед детьми выкладывается две картинки мальчик с компрессом на ухе и мальчик, который ест. Наблюдения также показывают, что учащиеся с ограниченными возможностями не всегда могут объяснить значение слов. Использую следующие приёмы: Слайд 51. «Подбери картинку к слову», Слайд 52. «Найди ошибку», «Раздели слова на группы», «Буква заблудилась», «Кого, как зовут», «Фотограф» (обучающиеся читают 3-4 слова с доски, затем убирается одно слово, обучающиеся должны назвать слово, которого не стало) и т.д. Слайд 53. С целью развития интереса к чтению использую приём намеренного допущения ошибок: неправильно составленная схема, неправильная подпись, опечатка. Обучающимся интересно выступать в роли учителя, исправлять ошибки. Также использую приём «Что лишнее» (слово среди слогов, лишний слог (на, ла ,ша, хо), лишнее слово (сом, сыр, сыро). «Подбери слово к схеме», Слайд 54. «Составь слово используя первую букву в словах: Кот, аист, шум, акула», «Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог: колос, рота, ваза». Слайд 55. «Прочитай буквы написанные на треугольниках и узнаешь, что спрятал Незнайка». Слайд 56. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа. На первых этапах очень сложно обучить детей ориентироваться на букварной страничке. В работе использую закладки, указки, подсказки. Большую помощь при ориентировке на букварной страничке играет визуализатор. Он позволяет обучающимся найти нужную строку, нужный столбик, картинку и т.д. На первых порах эту помощь оказывает учитель, затем в роли помощника выступает сильный ученик. Наряду с этим привлекаю обучающихся к работе в парах (сосед по парте оказывает помощь). На первых этапах обучающиеся читают слоги, слова, и только затем предложения и тексты. На первых этапах использую хоровое чтение, затем чтение по цепочке, и только затем чтение вразброс. Когда обучающиеся хорошо овладевают навыком чтения букварных текстов, использую приём контроля учащихся «Внимание». Дети следят за чтением товарищей, если он допускает ошибку, то они говорят «Внимание!» Читающий должен исправиться. Также использую разные виды чтения: «хором», «громко», «шёпотом», «губами», «про себя»- это самый сложный вид чтения. Слайд 57. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Процесс обучения письму является более трудным и отстаёт от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная. Кроме того, сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих анализаторов. Однако первая трудность заключается в усвоении начертания рукописной буквы. На уроках чтения обучающиеся знакомятся с печатной буквой, на уроках письма - с рукописной. Из практики могу сказать, что при печатании детьми буквы на уроке чтения, затем на уроке письма они начинают путать образ печатной и письменной буквы. Поэтому мы буквы не печатает, а работаем с готовыми. Слайд 58(1,2). При ознакомлении с буквой использую анимированные буквы. Написание буквы комментируется учителем. При письме в тетрадях обязательно прописываю образец, а также прописи карандашом. В зависимости от подготовленности обучающихся прописываю от одной буквы до целой строки. Слайд 59(1,2). Перед письмом буквы в тетради использую приём конструирования. Для этого у каждого ученика имеется набор элементов букв. Для лучшего запоминания образа буквы использую объёмные буквы, изготовленные из наждачной бумаги. При отработке написания буквы, соединения буквы с другими использую интерактивную доску. Обучающимся нравится этот вид работы. Слайд 60. В своей работе при овладении обучающимися навыком написания буквы использую «Ламинированные прописи». Эти прописи позволяют многократно писать изучаемую букву. Упражнения в письме слогов, слов опираются на звуко-буквенный анализ спредварительной условно-графической записью, применением разрезной азбуки. Далее на основе составленной записи даётся правильный письменный образец. Слайд 61. Более сложный вид списывания – списывание с печатного текста. Начинается оно со «списывания по следам анализа». Для выполнения данных видов работ у каждого ученика имеется касса букв. Навык письма «на слух» начинается с записи изученных букв. Письму на слух слогов и слов на первых этапах предшествует звуковой анализ в виде условно-графической записи и составления из букв разрезной азбуки. При выполнении данного вида работы используется визуализатор. Затем учащиеся уже не составляют слова, а пишут их, опираясь на устный разбор. Во время чистописания использую приём «Найди правильно написанную букву», «Найди лишнюю букву, и ты узнаешь, какую букву будем писать на минутке чистописания». С целью самопроверки использую приём «Подчеркни самую красивую букву». Для осознанного формирования правильного, осознанного письма использую те же приёмы, что и при чтении. Процесс овладения обучающимися с нарушением интеллекта навыком чтения и письма длительный, сложный и успешность этого процесса зависит от грамотно построенной работы педагога. Слайд 62.
Учебно-методический материал (1 класс): Обучение к грамоте детей с нарушением интеллектаВ современном мире актуальным стал вопрос о формировании к овладению грамотой детей умственной отсталостью. Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. В связи с этим я выбрала эту тему: К вашему вниманию предоставляется курсовая работа по теме : Обучение к грамоте детей с нарушением интеллекта. (1 Слайд) В ходе исследовании были поставлены следующие цели и задачи (можете ознакомиться на слайде)№2 С Объектом исследования и предметом исследования вы можете также ознакомиться на слайде № 3 У детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Необходимость подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы ребенок: не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; для развития познавательного отношения к речи, уточнения и расширения словарного запаса. Слайд № 4 Обучение грамоте детей с нарушением интеллекта имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и много особенностей, обучению грамоте (чтению и письму) принадлежит важная роль в коррекционно-развивающем процессе, поэтому проблема готовности детей с нарушением интеллекта к овладению грамотой, на наш взгляд, является актуальной. Проведено диагностика оценивания устной и письменной речи Можете в диаграмме увидеть что вначале года о процентов. В 1 четверти были применены следующие методы для улучшения устной и письменной речи, использованы дидактические игры (т.к дети наглядно воспринимают), настольные и печатные,словесные (вербальные) игры.В конце 3 четверти были получены положительные результаты.(на слайде можете ознакомиться слайд № 4 В заключении хотелось бы сказать Большинство детей с нарушением интеллекта имеют низкий уровень успешности, у них практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности. Уровень развития мышления, состояние речевого развития этих детей, уровень сформированности их звукового анализа и синтеза обуславливают направления и методы подготовки к обучению грамоте. Подготовка к овладению грамотой детей с нарушением интеллекта осуществляется в следующих направлениях: I. Развитие фонематических процессов и слухо-речевой памяти. II. Развитие лексико-грамматической стороны речи. III. Развитие связной речи. IV. Развитие зрительно-пространственных представлений. Развитие речи сопровождается применением заданий на коррекци познавательной деятельности, активности. В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Эффективным является применение, наряду с другими, игровых приемов. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.Зайцева Елмира Асифовна - учитель–логопед МБОУ СОШ №4 г.Боготола, т. 89293091322, e-mail:[email protected] E.А. Зайцева СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. Умеренная умственная отсталость, методики обучения чтению, речь и альтернативная коммуникация. В статье представлены различные подходы к обучению чтению обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Описана специфика обучения грамоте на основе аналитико-синтетического метода для обучающихся данной категории, а также представлены направления работы по развитию альтернативного чтения. Е.А. Zaitseva READING TEACHING SPECIFIC OF MODERATE RETARDED STUDENTS. Moderate retardation of students, methods of reading teaching, alternative reading, speaking and alternative communication Different methods of reading teaching moderate retarded students’ are represented in the article. Reading and writing teaching specific based on analytical synthetic method for categories of disabled students is described in the article. Besides there are working tendencies about alternative reading development. Обучение чтению умственно отсталых детей имеет большое значение для их развития и социализации в обществе. У данной категории учащихся имеются определенные особенности в развитии мышления и других высших психических функциях, в результате чего наблюдается низкая любознательность, отсутствие интереса к чтению, непонимание прочитанной информации, нежелание и неумение выбирать книгу для чтения, как по определенной теме, так и просто для интереса. Поэтому данная тема является актуальной для современного специального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт) позволяет создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп два варианта адаптированной общеобразовательной программы. В процессе освоения программы сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой [Федеральный государственный образовательный стандарт..., 2014]. В соответствии со Стандартом (II вариант) для обучающихся с умеренной умственной отсталостью адаптированная общеобразовательная программа должна реализовываться при учете индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через специальные индивидуальные программы развития. В учебном плане II варианта предусмотрена предметная область – «Язык и речевая практика». Основной целью коррекционно-педагогической работы в рамках данной области является развитие речи и альтернативной коммуникации: развитие самостоятельной активной речи и понимания окружающего мира ребенком, восприятия и осознания обращенной к нему речи, невербальных средств коммуникации, таких как жесты, изображения и т.д. При этом рекомендовано активное использование коммуникаторов, компьютеров и другой техники. Также обучение направлено на формирование умения у ребенка с умеренной умственной отсталостью вступать в контакт с другими людьми, использовать при общении жесты, мимику, соблюдать правила общения, этикет, нормы. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми различными способами в соответствии с его возрастом и возможностями, а также понимать обращенные к нему действия. При этом идет обучение чтению в доступных для ребенка пределах, а именно: формирование понимания прочитанного взрослым, понимания смысла слов, копирование букв, слов, развитие предпосылок осмысленного чтения и формирование умения писать на доступном для ребенка уровне. Но, стоит отметить, что не все обучающиеся с умеренной умственной отсталостью могут освоить синтетическое автоматизированное чтение, так как дети не в полной мере понимают смысла того, что читают, неполно и неточно сознают значения слов и предложений. Часть детей с умеренной умственной отсталостью в результате обучения могут прочитать короткие тексты, это является самым сложным для них материалом. Многие исследователи, занимающиеся вопросами обучения и воспитания детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.), указывают на целесообразность и возможность обучения чтению и письму на основе звукового аналитико-синтетического метода для значительной части обучающихся с умеренной умственной отсталостью. При этом важно тщательно продумать порядок изучения букв, слов, слоговых структур, слов, предложений, коротких текстов. Исаева Т.Н. пишет о воспитании и обучении детей с умеренной умственной отсталостью в условиях семьи. Автор значительное внимание уделяет чтению: чтение является значительной составляющей всего обучения, для того, чтобы ребенок с умеренной умственной отсталостью смог понимать и учить другие предметы, его необходимо приучать к чтению. При этом постоянно следует закреплять данный навык, если этого не делать, то ребенок разучится читать. Поэтому требуется помощь и активная работа родителей дома в данном направлении [Исаева. 2012]. Исходя из этого, педагог также организует свою работу с учетом постоянного повтора прочитанного материала, его закрепление и запоминание. При этом идет постоянный учет индивидуальных возможностей ребенка, учитель может увеличивать или уменьшать изучаемый материал, регулировать темп изучения. А.Р. Маллер рекомендует родителям, воспитывающим в семье ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью, пройти специальную подготовку. Каждое новое занятие должно проходить в легкой игровой форме. Не следует предупреждать ошибки и давать готовые ответы. Также автор предлагает в обучении и воспитании использовать не только специальную литературу, но и пособия, которые рассчитаны на детей с типичным развитием, но младшего возраста. Новая проблема или задача должна находиться в зоне ближнего развития ребенка [Маллер, 2012, с. 120]. При обучении детей грамоте широко используются такие пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами и отдельными словами. Дети усваивают буквы, учатся слоговому и, по возможности, слитному чтению. Они могут научиться читать, но только медленно, с ошибками. Не стоит постоянно прерывать детей, исправлять их ошибки. Целесообразно дать детям возможность прочесть слово или небольшой текст (из 2-3 предложений), чтобы они почувствовали уверенность в своих силах. Это не значит, что им совсем не надо делать замечаний. Обучая чтению, письму ребенка с умеренной умственной отсталостью необходимо позаботиться о практическом смысле данной работы. Если ребенок усвоил грамоту, важно научить его читать названия улиц, вывески, афиши, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться на улице, перед кинотеатром и т.д. Желательно, чтобы он мог писать свое имя, фамилию, домашний адрес. Это пригодится в дальнейшем в различных бытовых ситуациях. По мнению автора, ребенок должен практиковать навыки чтения и во время выполнения бытовых задач, прогулки и т.д. Это позволит закрепить результат. Также такое развитие даст возможность укрепить уверенность ребенка в своих силах. Коллективом авторов под руководством Л.Б. Баряевой предложена программа для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в умеренной и тяжелой степени в школе. В данной программе сделан акцент на чтение. Выделен раздел «Альтернативное чтение», в котором учтены особенности мышления и других высших психических функций у данной группы детей [Баряева, 2011] . Авторы отмечают, что при обучении дети с трудом запоминают буквы, их написание, путают их и заменяют на другие, похожие буквы. Даже после того, как дети научатся читать, этот процесс осуществляется механически, они не понимают смысла прочитанного, не осознают значение слов. Чтение – вид речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой, а затем осмысление воспринятой информации. Умение читать включает соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом, а последнего - с его значением. Таким образом, овладение чтением как «символизмом второго порядка» предполагает сформированность способности к символизации. Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых учащихся сложен и своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти от побуквенного чтения к слоговому, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком. Исходя из этого, альтернативное чтение направленно на преодоление ограничений в общении и коммуникации детей с умственной отсталостью, а также на усвоение ими приемов альтернативной работы с разной информацией:
Альтернативное чтение тесно связано с логопедической работой с обучающимися с умственной отсталостью. Основная цель работы учителя –логопеда с обучающимися данной категории – не просто заучивание слов, речевых единиц, «шаблонов», а формирование коммуникативных умений, т.е. умений использовать сформированные средства вербальной и невербальной коммуникации в процессе общения [Мамаева, 2014, с.4] Библиографический список:
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 02.03.2016) Конспект урока обучения грамоте для детей с умеренной умственной отсталостью первого года обучения на тему: "Звук и буква А"Конспект урока обучения грамоте «Звук и буква А, а» для детей с умеренной умственной отсталостью первого года обучения. Тема урока: «Звук и буква А, а». Цель. Познакомить со звуком (а) и буквой А, учить дифференцировать понятие звук и буква. Задачи.
Ход урока. I.Организация начала урока. 1.Проверка готовности к уроку (речевое рефлексивное упражнение). -Вот звенит для нас звонок – начинается урок. -Тихо сели. Настраиваемся на урок. 2. Уточнение названия проводимого урока (урок чтения). 3. Уточнение, какой по счету урок чтения (первый, второй ….) 4. Работа с временными представлениями (определение дня недели, поры года). Инструкция. Какой сегодня день недели? В случае неправильных ответов педагог говорит: «Сегодня …..». Дети повторяют. 5.Повторение правила посадки учащихся (проговаривание правил посадки за партой) -Ноги на пол мы поставим, -Спинку все мы разогнём, -Локотки на стол поставим, -Руки домиком сведём, -Руку правую кладём, -Руку левую кладём. 1.Артикуляционная гимнастика. -Мы пришли к доктору, у нас болит горло (рассматриваем картинку в «Букваре»). Устанавливаем, какой звук нас просит произнести доктор. Все широко открывают рот и произносят звук (а). -Как девочка укачивает куклу? -Какой звук мы слышим? Произнесите четко. -Мы можем этот звук спеть? Все вместе поем песенку звука (a) и укачиваем малыша. (На доске появляется картинка с изображением мамы с ребенком на руках). Поем колыбельную песенку со звуком (а). - Это звук гласный, так как можно голосом спеть песенку и голосу во рту ничто не мешает: ни язык, ни зубы. -Посмотрите друг на друга и произнесите еще раз этот звук. Как мы его назвали? Термин повторяется хором и индивидуально. 2. Коррекция фонематического слуха. Игра «Поехали». Учащиеся изображают руками движение поезда. Учитель показывает картинки и называет их. Если в начале слова учащиеся слышат звук (а), они кладут руки на парту и говорят «приехали». Если в слове нет заданного звука, школьники продолжают движение поезда. Те, кто правильно выполнял задание, награждаются игровой фишкой. ( арбуз, астра, альбом, дом, нос, автобус и т.д.) III.Изучение нового материала. 1.Знакомство с буквой - Дети нас с вами много и взрослых и детей, но имя у каждого своё. Так и у звуков. Звук ( а)обозначается буквой А, а. Выставляется картинка с буквой на доску ( слайд №1) и выдаются печатные буквы каждому ученику на парту.. Дети рассматривают их. С помощью учителя выделяют элементы букв, Обводят буквы пальчиком. Выкладывают буквы из счетных палочек, верёвочек, бумажных полосок. (слайд №2) -Послушайте стихотворение про букву А: Буква А , буква А- Алфавиту голова. Знает Вова, Знает Света, А похожа на ракету. (слайд №3) 2.Физкультминутка. Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает:— Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова правою ногой, Снова левою ногой. Вот тогда придешь домой. 3.Упражнение на развитие зрительного восприятия. Нахождение буквы «А», «а» в ряду букв. - Найдите знакомые буквы в ряду( выдаются карточки каждому ученику).(слайд №4) IV. Закрепление изученного материала.
- покажите и прочитайте буквы вверху страницы на красном квадрате; - прочитайте написанные в сточку буквы, большую букву «А» читайте громко, а маленькие «а» читайте тихо. Инструкция педагога. Поставьте пальчик под большую букву «А», читайте А-А-А до маленькой буквы «а», потом: а – а - а.(слайд №5)
V. Подведение итога урока -Какой звук мы сегодня изучали, а какую букву? -Какая работа понравилась? -Посчитайте, сколько у каждого фишек. Литература.
2. Автор: учитель-дефектолог В.А.Мельникова, Республика Беларусь .Серия конспектов «В помощь учителям классов интегрированного обучения и воспитания». 3.Автор-составитель Л. И. Рудченко «Обучение чтению в специальных коррекционных классах 1 класс».Волгоград 2007 г. Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей | Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему:Артюхова Ольга Петровна учитель начальных классов МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники Урок обучения грамоте в классе для глубоко – умственно – отсталых детей. Тема «Звук и буква Ш» Цели:
Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные картинки. Ход урока: Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Сообщение темы, цели урока. – Ребята, сегодня необычный урок. Я расскажу вам интересную историю. Как вы думаете, про кого будет моя история? А про того, о ком говорится в загадке. Учитель читает загадку: Пи, пи, пи – она сказала, Сразу в норку убежала. Что же это за малышка? Это маленькая …. (мышка) (Стук в дверь). Учитель: - Кто же это может быть? – Ребята, к нам в гости пришел Мышонок Мыша. Сегодня на уроке мы вместе с Мышонком познакомимся с новым звуком и буквой [ш]. Артикуляционная гимнастика. – А сейчас я вам расскажу интересную историю. Как обычно начинаются все истории? Жил – был на свете Мышонок Мыша. Он был очень веселый и каждое утро выглядывал в окошечко своего домика и улыбался прохожим (Последовательное выполнение упр-ий «Забор» и «Окошечко»). Упражнение «Забор»: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya6.jpg Упражнение «Окошко»: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya1.jpg Мышонок был большим сладкоежкой, он очень любил круглые бараночки (упр-е «Колечко») и сладкое печенье (упр-е «Лопата»). Упражнение «Колечко»: открыть рот, округлив губы рупором, вытянуть их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О. « Губки круглые сложи И колечко покажи» Упражнение «Лопата»: улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Вот она, лопатка, – Широка да гладка». И все это он ел с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). Упражнение «Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya19.jpg Варенье Мыша запивал чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»). Упражнение «Чашечка»: Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка) http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya4.jpg Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажите Мышонку Мыше, как это делать. (Дыхательное упражнение «Фокус»). Дыхательное упражнение «Фокус» Чтобы фокус получился, надо:
губе, посередине остается желобок).
А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы). III. Повторение изученного материала. – Ребята, Мышонок Мыша пришел поучиться с нами и принес с собой «золотой» мешочек с орешками. Посмотрите, сколько орешек лежит в мешочке? Но орешки не простые (орешки с буквами), они все перепутались. Давайте поможем Мышонку разложить орешки в сундучки. А С М О Х У - Какие орешки мы положим в красный сундучок? - Почему? (эти буквы обозначают гласные звуки) - Какие орешки мы положим в синий сундучок? - Почему? (эти буквы обозначают согласные звуки) - Молодцы! Вы помогли Мышонку. Вы настоящие друзья. IV . Формирование новых знаний. Однажды Мышонок отправился на прогулку, при этом тихонечко шуршал: ш-ш-ш. Повторите, какой звук произносит Мышонок Мыша? Но что – то наш Мыша заблудился, никак не может найти дорожку. Давайте поможем ему. Произносят звук [ш] по цепочки. «Разноцветные дорожки» «Иди» (веди пальчиком) с Мышонком Мышей поочерёдно по каждой дорожке и шурши: Ш-Ш-Ш. «Идти» и шуршать надо непрерывно, что бы звук звучал долго. Для этого сделай посильнее вдох и на выдохе произноси. Куда привела красная дорожка? Теперь иди по другим дорожкам и шурши: Ш-Ш-Ш. – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ? – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик. – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? – Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш]. – Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш. – Воздух теплый. – Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. – А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? – В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. Характеристика звука – Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? – Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]? – Глухой. – А звук [ш] твердый или мягкий? – Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Связь звука с буквой. –Как-то раз Мышонок Мыша шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок: Ах, табуретка хороша! На что мама и папа только улыбнулись. – Ребята, звук [ш] обозначается – буквой Ш. – А на что похожа еще буква Ш? (На доску вывешивается рисунок с изображением буквы). - Из каких элементов состоит эта буква? (из 4-х палочек) Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Ш) Закрепление связи между звуком и буквой /Ш/ - Покажи букву /Ш/. - Сложите из палочек букву (или вкладывание буквы Ш из фасоли). Коррекция тактильных ощущений. - Проведите пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги. Закрепление звука [ш] в слогах. Мышонок Мыша очень любит петь и каждый день он садится за пианино и поет свои любимые ритмичные песенки – шуршалочки. Давайте пропоем вместе с Мышонком: (пение по слоговой таблице) ша – шу – шо шу – шо – ша шо – ша – шу (Ребенок « играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.) – А после того как Мыша попоет, он любит грызть орешки: аш – ош – уш ош – уш – аш уш – аш - ош (Ребенок проговаривает слоги, поочередно соединяя пальчики сначала на одной, затем на другой руке.) Развитие фонематического восприятия. С тех пор, как Мышонок Мыша научился петь песенки, он полюбил играть в игру «Ловишки». Знаете эту игру? Давайте поиграем в эту игру. Игра «Ловишки» Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш]. (Взрослый произносит сначала звуки, а затем слоги медленно; увидев, что ребё нок успевает «ловить» звук, темп можно ускорить.)
Физкультминутка «Вышли мышки…» – Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Вышли мышки”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру. Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.) Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.) Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.) Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".) Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.) Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.) - Молодцы! Садитесь. - Отправился Мышонок в комнату, спрятался там и тихонько шуршит: ш – ш – ш. - Чем это он так шуршит? Давайте посмотрим и прошуршим вместе с Мышей? - Это он нашёл коробку с картинками и разглядывает их. Чтобы никого не обидеть, решил картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмет себе Мышонок Мыша? Давайте поможем ему отобрать картинки, в названии которых звук [ш] слышится в начале слова, звук [ш] слышится в середине слова. Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, под второй – [ш] в середине слова. Ш__________ ______Ш_______ (в начале слова) (в середине слова) Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Картинки вывешивают на доску. – Молодцы!
Итог урока. - Нам пора прощаться с Мышонком Мышей. Я думаю, что наш гость остался доволен вами. Вы сегодня очень хорошо ему помогали! В течение всего урока он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также. – Итак, кто сегодня к нам приходил в гости? – А с каким звуком мы сегодня познакомились? – Правильно, звук [ш]. – А какой это звук? – Это твердый, глухой, согласный звук. - Какой буквой обозначается этот звук? – Понравилось ли вам урок? – До свидания. Прозвенел звонок с урока, Поиграть пришла пора, Что узнали на уроке – Не забудем никогда. Список литературы
Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.
Умственно отсталые дети: типы, особенности и лечениеПоследнее обновление Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подсчитала, что от 10 до 20% всех детей и подростков имеют ту или иную форму психической инвалидности, причем половина из них наступает к 14 годам. Само по себе родительство - трудная работа, и те с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями могут оказаться в затруднительном положении. Однако из-за негативной стигмы большинство людей не осознают, что существуют разные степени умственной отсталости, которые мы обсудим в этой статье.Мы также прольем некоторый свет на проблемы, связанные с работой с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, и на то, как вы можете помочь интеллектуально развитым детям вести лучшую жизнь. Что такое умственная отсталость?Эта классификация дается детям с низким IQ, обычно в диапазоне 70-75 или меньше. У них мало адаптивного поведения или повседневных жизненных навыков (еда, одевание, коммуникативные и социальные навыки, они медленнее, чем их сверстники, приобретают жизненные навыки, такие как развитие речи или логики. Типы умственной отсталости у детейВ фильмах и телешоу стереотипировали умственную отсталость. Они заставили людей поверить в то, что умственно отсталый человек медлителен и туп, его часто высмеивают как деревенского идиота. На самом деле, эта инвалидность имеет нюансы с различными шкалами ограничений, и у тех, кто страдает, есть возможности для улучшения.
Вот разные уровни умственной отсталости:
Причины умственной отсталости у детейХотя большинство причин умственной отсталости невозможно идентифицировать, есть некоторые, которые могут быть связаны с этой инвалидностью. Вот некоторые из них:
Признаки и симптомы умственной отсталости у детейНе все дети одинаковы. Таким образом, даже у детей с умственной отсталостью проявляются разные признаки и симптомы. Эти признаки полностью зависят от степени их инвалидности. Самым важным для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является их неспособность ориентироваться в повседневных задачах и участие в семейной, школьной и общественной деятельности.Другие симптомы и признаки умственной отсталости у детей:
Кроме них, дети с умственными недостатками также проявляют поведенческие симптомы, такие как -
Характеристики детей с умственными недостаткамиУмственно отсталые, также известные как дети с ограниченными возможностями, имеют следующие характеристики:
Диагностика умственной отсталостиЕсть несколько способов диагностики умственной отсталости у детей. Анализы крови, мочи и визуализации могут быть выполнены при наличии физических отклонений.Другие тесты, подобные приведенным ниже, проводятся для оценки таких навыков, как рассуждение, язык, когнитивные способности и т. Д. Вот краткое описание различных тестов, которые могут помочь определить уровень умственной отсталости у ребенка:
Лечение умственной отсталостиНе существует медицинского «лекарства» от умственной отсталости. Однако существуют методы лечения, с помощью которых можно обогатить жизнь детей с умственными недостатками и помочь им прожить приятное детство.Прочтите, чтобы узнать о некоторых из них.
Профилактика умственной отсталостиБольшинство случаев умственной отсталости являются генетическими; тем не менее, есть некоторые случаи, когда родители имели возможность предотвратить это.Вот несколько способов предотвратить умственную отсталость у своего ребенка:
Проблемы, с которыми сталкиваются дети с умственными недостаткамиУмственная отсталость сильно влияет на общее развитие ребенка.Ему / ей может быть сложно справиться с несколькими проблемами, которые не только связаны с развитием мозга, но также включают психологические и социальные проблемы. Вот некоторые общие проблемы, с которыми сталкиваются дети с умственными недостатками:
Советы для родителей, которые помогут вырастить ребенка с умственной отсталостьюРодители могут сыграть важную роль в лечении и воспитании ребенка с умственными недостатками.Вот несколько советов, которые помогут вырастить ребенка с ограниченными возможностями:
Многие дети с интеллектуальными проблемами со временем научились преодолевать свою инвалидность и жить почти нормальной жизнью.Даже в самых сложных случаях дети хорошо реагировали на правильное лечение, многие из которых проявляли подобие нормальности. Ссылки: Webmd Также читайте: Как справиться с головокружением у детей .Умственная отсталость у детей | Грамотно о здоровье на iLiveПричины умственной отсталостиИнтеллект определяется как генетическими факторами, так и факторами окружающей среды. Дети, чьи родители являются умственно отсталыми, подвергаются более высокому риску возникновения ряда нарушений психического (психологического) развития, но чисто генетическая передача происходит нечасто. Несмотря на достижения в области генетики, которые увеличили вероятность определения причины умственной отсталости пациента, в 60-80% случаев определенная причина все еще не может быть установлена.Чаще причина выявляется в тяжелых случаях. Нарушения речи, личных и социальных навыков, скорее, могут быть результатом эмоциональных проблем, психосоциальной депривации, нарушений развития школьных навыков или глухоты, а не умственной отсталости. [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21] Пренатальные факторыУмственная отсталость может вызывать ряд хромосомных аномалий, а также генетические метаболические и нервные заболевания. Врожденные инфекции, которые могут вызывать умственную отсталость, включают инфекции, вызываемые вирусом краснухи, цитомегаловирусом, Toxoplasma gondii, Treponema pallidum и ВИЧ. Воздействие на плод лекарств и токсинов может вызвать развитие умственной отсталости. Фетальный алкогольный синдром - наиболее частая причина в этой группе. Также причинами развития умственной отсталости являются противосудорожные средства, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, воздействие радиации, свинца и метилртути. Сильная гипотрофия во время беременности может повлиять на развитие мозга плода, что приведет к умственной отсталости. Интратинальные факторыОсложнения, связанные с недоношенностью или незрелостью, кровотечением в ЦНС, перивентрикулярной лейкомаляцией, тазовым предлежанием, наложением щипцов, многоплодной беременностью, предлежанием плаценты, преэклампсией и интранатальной асфиксией могут повышать риск умственной отсталости.Повышенный риск отмечается у детей, не достигших срока беременности; нарушение интеллекта и низкая масса тела имеют одни и те же причины. У детей с очень низкой и очень низкой массой тела при рождении существует разная степень повышенного риска развития умственной отсталости, которая зависит от срока беременности, особенностей интранатального периода и качества ухода за ребенком. Хромосомные и генетические причины умственной отсталости
Постнатальные факторыНедостаточное питание и психоэмоциональная депривация (отсутствие физической, эмоциональной и когнитивной поддержки, необходимой для роста, развития и социальной адаптации) у детей первых лет жизни могут быть наиболее частыми причинами умственной отсталости во всем мире.Умственная отсталость может быть результатом вирусного и бактериального энцефалита (включая нейроэнцефалопатию, вызванную СПИДом) и менингита, отравления (например, свинцом, ртутью), тяжелой гипотрофии, а также несчастных случаев, в результате которых возникает травма головы или асфиксия. Причины и патогенез умственной отсталости .Умственная отсталость - Причины умственной отсталости, Профилактические меры - Эмоциональное развитие, отсталость и синдром
Термин умственная отсталость обычно используется для обозначения людей с коэффициентом интеллекта на ниже 70. IQ 80–130 считается нормальным диапазоном и , а 100 - средним.Согласно определению, приведенному в Диагностическом и статистическом руководстве Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV), умственно отсталый человек значительно ограничен как минимум в двух из следующих областей: самообслуживание, общение, домашняя жизнь, социальные / межличностные навыки. , самостоятельность, использование ресурсов сообщества, функциональные академические навыки, работа, досуг, здоровье и безопасность. Умственной отсталостью страдает примерно 1% населения США. По данным Министерства образования США, около 11% детей школьного возраста были зачислены на специальных образовательных программ для учащихся с умственной отсталостью. Существует четыре категории умственной отсталости: легкая, средняя, тяжелая и глубокая. Примерно 80% умственно отсталых людей, которые классифицируются как слабоумные, имеют IQ от 50 до 55 и 70. Легкая умственная отсталость, которая не может быть обнаружена в раннем детстве , обычно сопровождается незначительными сенсомоторными нарушениями. Лица этой категории могут получить образование до шестого класса. При надлежащей профессиональной ориентации они могут жить и продуктивно работать в обществе, будучи взрослыми, независимо или под определенным присмотром. Около 10% умственно отсталых людей классифицируются как умеренно отсталые, с IQ обычно от 35 до 50. Хотя они обычно не продвигаются дальше второго класса в учебе, взрослые они могут позаботиться о себе в условиях присмотра и выполнять неквалифицированные или Полуквалифицированная работа. Лица с тяжелой степенью умственной отсталости, составляющие 3-4% отсталого населения, имеют серьезные языковые и двигательные нарушения. Обычно они не говорят в раннем детстве, но могут научиться общению и основам самообслуживания в школьные годы.Их языковые навыки могут ограничиваться самыми основными функциональными словами, необходимыми для удовлетворения их повседневных потребностей. Став взрослыми, они живут либо со своими семьями, в групповых домах, либо, при необходимости, в учреждениях, которые могут предоставить квалифицированный медицинский уход или уход. Глубокая отсталость, которая составляет 1-2% отсталого населения, обычно связана с неврологическим заболеванием. Он характеризуется серьезными сенсомоторными проблемами, начинающимися в раннем детстве, и серьезными долгосрочными ограничениями как в общении, так и в способности заботиться о себе.Некоторые глубоко отсталые люди никогда не могут говорить или приучаться к туалету. Большинство из них нуждаются в постоянной заботе на протяжении всей жизни. В дополнение к категориям легкой, средней, тяжелой и глубокой отсталости иногда используются отдельные категории для обозначения тех умственно отсталых людей, которые могут извлечь пользу из некоторой степени академической подготовки. Те, кого называют «умственно отсталыми в образовании» (EMR), могут выполнять академическую работу на уровне третьего-шестого класса и обычно имеют IQ от 50 до 75.«Тренируемые умственно отсталые» (TMR) имеют IQ от 30 до 50 и могут прогрессировать до уровня работы второго класса. Важно отметить, что показатели IQ не являются надежным способом определения способностей и потенциала умственно отсталых детей. Некоторые дети с более низким IQ в конечном итоге оказываются более способными к самостоятельной и продуктивной жизни, чем другие дети с более высокими баллами. Такие факторы, как эмоциональная поддержка, медицинское обслуживание , внимание и профессиональная подготовка, могут сыграть такую же важную роль, как IQ, в определении будущего отсталого ребенка. Причины умственной отсталостиСуществует множество различных причин умственной отсталости, как биологических, так и экологических. Примерно в 5% случаев задержка развития передается генетически, обычно через хромосомные аномалии, такие как синдром Дауна или синдром ломкой Х-хромосомы. Синдром Дауна возникает, когда в 21-й паре хромосом есть лишняя хромосома (известная как трисомия 21). У людей с синдромом Дауна 47 хромосом вместо обычных 46. Заболевание встречается у каждого 600-700 новорожденных в мире.Женщины старше 35 лет подвергаются большему риску вынашивания ребенка с синдромом Дауна, чем молодые женщины, и вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна более чем в 20 раз выше у женщин старше 45 лет, чем у женщин в возрасте до 30 лет. и задержка моторики. Большинство из них имеют серьезную умственную отсталость с IQ от 20 до 49 и склонны к ряду физических проблем, включая плохое зрение , слух и пороки сердца, а также низкую сопротивляемость респираторным инфекциям.Люди с синдромом Дауна (ранее называвшимся монголоидизмом) также обладают отличительными физическими особенностями, в том числе наклоненными вверх миндалевидными глазами и коротким коренастым телосложением с короткой шеей и черепом меньше среднего, который обычно плоский сзади. Помимо синдрома Дауна, хромосомным заболеванием, которое чаще всего вызывает умственную отсталость, является синдром ломкой Х-хромосомы, при котором сегмент хромосомы, определяющий пол, является аномальным. Синдром ломкой Х-хромосомы в первую очередь поражает мужчин, у которых заболеваемость составляет 1 из 1000, по сравнению с 1 из 2500 у женщин.Мужчины с синдромом ломкой Х-хромосомы, как правило, имеют длинные тонкие лица с выступающими ушами и челюстями, и они часто имеют характеристики аутизма . Некоторые исследователи подозревают, что до 15% людей с диагнозом аутизм действительно страдают синдромом ломкой Х-хромосомы. Около 20% генетически обусловленной умственной отсталости является результатом мутаций одного гена, включая болезнь Тея-Сакса, фенилкетонурию (ФКУ) и метахроматическую лейкодистрофию. Умственная отсталость может быть вызвана проблемами, которые возникают во время беременности и родов , включая недостаточность питания матери, токсикоз, инфекции, такие как краснуха, материнская фенилкетонурия (даже если у плода нет заболевания), употребление наркотиков или алкоголя, травма матери во время беременности, крайняя недоношенность, низкий вес при рождении, перинатальная травма или недостаток кислорода при рождении.Задержка развития также может быть результатом заболеваний и травм, которые возникают после рождения, включая нарушения обмена веществ, тяжелое недоедание в детстве, длительную высокую температуру, близость к утоплению, отравление свинцом, тяжелые психические расстройства, такие как аутизм, и инфекции, такие как менингит, которым страдает . Мозг . Факторы окружающей среды, влияющие на умственную отсталость, включают лишение физического или эмоционального воспитания и стимуляции. В целом, существуют сотни возможных причин или факторов, способствующих умственной отсталости. Умственно отсталые люди более подвержены как физическим, так и психическим расстройствам, чем население в целом. Некоторые из состояний, вызывающих умственную отсталость, также могут характеризоваться судорогами, проблемами со слухом, врожденными пороками сердца и другими симптомами. Психические расстройства гораздо более распространены среди умственно отсталых, чем среди населения в целом: около миллиона американцев имеют определенную степень умственной отсталости, а также какое-либо психическое расстройство. Наиболее сильно отсталые, по-видимому, больше всего подвержены риску психических расстройств, и чем серьезнее умственная отсталость, тем серьезнее расстройство.Диагностика и лечение этих расстройств могут быть особенно трудными из-за проблем с общением. Кроме того, психических заболеваний у умственно отсталых также могут быть вызваны стрессом, разочарованием и одиночеством, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Депрессия , например, является распространенным заболеванием умственно отсталых и часто не диагностируется. Несмотря на свои ограниченные интеллектуальные возможности, отсталые дети понимают, что они разные, и что другим людям часто бывает неуютно рядом с ними.Профессиональное консультирование, наряду с родительской любовью и вниманием, может помочь отсталому ребенку поддерживать положительное представление о себе, что имеет решающее значение для способности эффективно функционировать с семьей , сверстниками и более широким сообществом. Профилактические мероприятияНекоторые виды умственной отсталости можно предотвратить с помощью генетического консультирования, чтобы определить риск того, что у пары родится умственно отсталый ребенок. Другие пренатальные профилактические меры включают обеспечение беременной матери адекватным питанием и вакцинацию против инфекционных заболеваний; мониторинг для выявления аномалий плода, связанных с умственной отсталостью; и сокращение употребления наркотиков и алкоголя женщинами во время беременности.После рождения ребенка шансы на умственную отсталость могут быть снижены, если поддерживать хорошее питание как кормящей матери, так и маленького ребенка; избегание таких экологических опасностей, как свинец; и обеспечение ребенка эмоциональным, интеллектуальным и социальным стимулированием. Еще одна важная профилактическая мера - раннее выявление определенных нарушений обмена веществ и питания, которые приводят к умственной отсталости после периода дегенерации. Скрининг на определенные расстройства является обязательным в большинстве штатов.Гипотиреоз, которым страдает 1 из 4000 новорожденных в Соединенных Штатах, можно предотвратить, если ввести гормон щитовидной железы к первому месяцу жизни ребенка. Однако, если заболевание не лечить, оно вызовет нарушение умственного развития у 20% пострадавших детей в возрасте до трех месяцев и у 50% к шести месяцам. Фенилкетонурия (ФКУ) не позволяет младенцу метаболизировать аминокислоту фениаланин. Уменьшение количества этого вещества в рационе младенца может предотвратить задержку развития.У младенцев с галактоземией отсутствует фермент, необходимый для превращения сахарной галактозы в глюкозу. Отказ от молока и некоторых других молочных продуктов предотвращает накопление галактозы в крови и, в конечном итоге, препятствует нормальному умственному развитию ребенка. Однако ни одна из предыдущих мер не может быть предпринята, если соответствующие условия не обнаружены, а большинство из них невозможно обнаружить без проверки. Симптомы умственной отсталости обычно проявляются у ребенка первого или второго года жизни.В случае синдрома Дауна, который включает в себя отличительные физические характеристики, диагноз обычно можно поставить вскоре после рождения. Умственно отсталые дети отстают от своих сверстников в таких этапах развития, как сидение, улыбка, ходьба и разговор. Они часто демонстрируют более низкий, чем обычно, уровень интереса к своему окружению и отзывчивость к другим, и они медленнее, чем другие дети, реагируют на визуальную или слуховую стимуляцию. К тому времени, когда ребенок достигает двух или трех лет, умственную отсталость можно определить с помощью физических и психологических тестов.Обследование важно в этом возрасте, если у ребенка появляются признаки возможной умственной отсталости, поскольку могут быть обнаружены и вылечены альтернативные причины, такие как нарушение слуха. Не существует лекарства от умственной отсталости, если она возникла. Программы лечения направлены на то, чтобы помочь отсталым детям полностью реализовать свой потенциал, а не на то, чтобы помочь им догнать своих сверстников, которые не являются отсталыми. Тем не менее, этот тип хабилитативного вмешательства может подготовить большинство отсталых людей к полноценной и продуктивной жизни в качестве активных членов своих сообществ.По закону все штаты должны предлагать программы раннего вмешательства для умственно отсталых детей с момента их рождения. Чем раньше будет поставлен диагноз умственная отсталость, тем больше можно будет помочь ребенку. У умственно отсталых младенцев основное внимание в лечении уделяется сенсомоторному развитию, которое можно стимулировать с помощью упражнений и специальных игр. Требуется, чтобы программы специального образования были доступны для отсталых детей с трехлетнего возраста. В этих программах основное внимание уделяется основному уходу за собой, например кормлению, одеванию и приучению к туалету.Существует также специализированная помощь при языковых и коммуникативных трудностях и физических недостатках. По мере взросления детям предлагается обучение повседневным жизненным навыкам, а также учебным предметам. Консультации и терапия - еще один важный вид лечения для умственно отсталых. Отсталые дети как группа склонны к поведенческим проблемам, вызванным короткой продолжительностью концентрации внимания, низкой толерантностью к фрустрации и плохим контролем над импульсами. Поведенческая терапия с специалистом по психическому здоровью может помочь бороться с негативными моделями поведения и заменять их более функциональными.Консультант или терапевт также могут помочь отсталым детям справиться с низкой самооценкой , которая часто возникает из-за осознания того, что они отличаются от других детей, включая братьев и сестер. Консультации также могут быть полезны для семьи отсталого ребенка, поскольку помогают родителям справиться с болезненными переживаниями по поводу состояния ребенка, а также с дополнительным временем и терпением, необходимыми для ухода и обучения ребенка с особыми потребностями. Братьям и сестрам, возможно, придется поговорить о проблемах, с которыми они сталкиваются, например о том, что родители должны уделять дополнительное время и внимание отсталому брату или сестре.Иногда у родителей возникают проблемы при установлении связи с умственно отсталым младенцем, нуждающимся в профессиональной помощи и поддержке, чтобы установить близкие и любящие отношения. Текущая социальная политика и политика здравоохранения поощряют содержание умственно отсталых людей в их собственных домах или в неформальных групповых домашних условиях, а не в учреждениях. Разнообразие социальных и психиатрических услуг, доступных для умственно отсталых, в том числе предпрофессиональная и профессиональная подготовка, призваны сделать это возможным. .% PDF-1.7 % 348 0 объект > endobj xref 348 81 0000000016 00000 н. 0000003439 00000 п. 0000003629 00000 н. 0000003665 00000 н. 0000004266 00000 н. 0000004303 00000 п. 0000004417 00000 н. 0000005701 00000 п. 0000006863 00000 н. 0000007987 00000 н. 0000009182 00000 н. 0000010450 00000 п. 0000011592 00000 п. 0000012071 00000 п. 0000012641 00000 п. 0000013208 00000 п. 0000013593 00000 п. 0000014163 00000 п. 0000014258 00000 п. 0000014813 00000 п. 0000015452 00000 п. 0000015889 00000 п. 0000016456 00000 п. 0000016555 00000 п. 0000017114 00000 п. 0000017754 00000 п. 0000017842 00000 п. 0000018310 00000 п. 0000018868 00000 п. 0000019180 00000 п. 0000019539 00000 п. 0000020884 00000 п. 0000022103 00000 п. 0000024753 00000 п. 0000030398 00000 п. 0000035334 00000 п. 0000040885 00000 п. 0000045406 00000 п. 0000046757 00000 п. 0000046870 00000 п. 0000047101 00000 п. 0000047406 00000 п. 0000047527 00000 п. 0000047673 00000 п. 0000047704 00000 п. 0000047779 00000 п. 0000052146 00000 п. 0000052473 00000 п. 0000052539 00000 п. 0000052655 00000 п. 0000052730 00000 н. 0000052809 00000 п. 0000052888 00000 п. 0000053006 00000 п. 0000053155 00000 п. 0000053481 00000 п. 0000053536 00000 п. 0000053652 00000 п. 0000053727 00000 п. 0000053806 00000 п. 0000053903 00000 п. 0000054052 00000 п. 0000054359 00000 п. 0000054414 00000 п. 0000054530 00000 п. 0000069703 00000 п. 0000069742 00000 п. 0000069817 00000 п. 0000069934 00000 н. 0000070226 00000 п. 0000070301 00000 п. 0000109167 00000 п. 0000109206 00000 н. 0000117880 00000 н. 0000117955 00000 п. 0000118366 00000 н. 0000124373 00000 п. 0000130380 00000 н. 0000135847 00000 н. 0000158147 00000 н. 0000001916 00000 н. трейлер ] / Назад 474134 >> startxref 0 %% EOF 428 0 объект > поток h ެ V] lT> I.qc ;; Z .Характеристики умственной отсталости - PsychologenieХарактеристики умственной отсталости включают физические, поведенческие и интеллектуальные характеристики. Тяжесть характеристик умственной отсталости может варьироваться от человека к человеку. Читайте дальше, чтобы узнать больше. Термин «умственная отсталость» используется для обозначения человека с ограниченными умственными, когнитивными и социальными функциями. Это означает, что дети с этим заболеванием не могут удовлетворить повседневные потребности общения, ухода за собой, обучения и т. Д., так же быстро, как и другие дети без этого состояния. Им требуется больше времени, чтобы научиться говорить, ходить, удовлетворять свои личные потребности, а также им очень трудно учиться в школе. Американская ассоциация умственной отсталости определяет умственную отсталость как «субсреднее общее интеллектуальное функционирование, которое возникает в период развития (пренатальный до 16 лет) и связано с нарушениями адаптивного поведения». Умственная отсталость может быть вызвана генетическими факторами, такими как аномальные гены.Проблемы, возникающие во время беременности, способствующие неполному развитию ребенка в утробе матери, также могут стать причиной умственной отсталости. Иногда во время родов могут возникнуть осложнения, в результате которых прекращается подача кислорода. Характеристики умственной отсталостиХотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим ... Давайте работать вместе! Умственную отсталость можно разделить на три категории: физическую, интеллектуальную и поведенческую.У детей с этим заболеванием более медленные темпы физического развития, однако у них нет каких-либо конкретных физических качеств, которые отличали бы их от остальной части населения. Они могут демонстрировать такие состояния, как гипоногенность, аномалии ротовой полости и неустойчивая походка. Что касается поведенческих характеристик, эти дети могут демонстрировать такие характеристики, как ограниченное самоконтроль, агрессивность или самоповреждение. Фактически, у некоторых людей с тяжелой умственной отсталостью обнаруживается даже обсессивно-компульсивное расстройство. Если мы рассмотрим интеллектуальные характеристики, мы обнаружим довольно большие различия между когнитивным и адаптивным поведением умственно отсталых детей и остальной части населения. Чтобы понять как когнитивные, так и адаптивные модели поведения, давайте рассмотрим их по отдельности. Когнитивные способностиМожно даже не обнаружить, что ребенок страдает умственной отсталостью, пока ребенок не перейдет во второй или третий класс, когда школьная работа требует более высокого когнитивного функционирования.Эти дети будут медленнее учиться новому. То, что обычному ребенку нужно выучить за 5-10 дней, умственно отсталому ребенку - 50-100 дней. Дело не в том, что умственно отсталые дети не могут учиться, просто им на это требуется больше времени. Поэтому соревноваться в школе или успевать за одноклассниками становится сложно. Более того, эти дети не могут удерживать усвоенную информацию. Степень неспособности запоминать вещи будет зависеть от тяжести состояния.Поскольку у них низкий объем краткосрочной памяти, им сложно браться за работу и работать самостоятельно. Однако люди с легкой умственной отсталостью могут запоминать довольно много информации, достаточной для выполнения работы. У этих детей также низкая концентрация внимания, и им трудно сосредоточиться на конкретной задаче и выполнить ее. Адаптивная способностьАдаптивное функционирование относится к применению приобретенных навыков для самостоятельной жизни.По мере взросления младенец постепенно уходит от полной зависимости от родителей и других людей. Ребенок начинает ходить, есть самостоятельно и т. Д. И перестает зависеть от родителей в отношении передвижения, кормления и т. Д. Степень зависимости снова будет зависеть от тяжести состояния. Люди с глубокими характеристиками обычно могут зависеть от других на протяжении всей своей жизни. Однако дети с умственной отсталостью не могут заботиться о себе, используя повседневные жизненные навыки, в отличие от других детей.Они не могут кормиться, купаться или одеваться. Кроме того, у них очень плохие коммуникативные навыки. Им очень трудно слушать, понимать и отвечать в разговоре. Их социальные навыки также находятся на низком уровне. Хотя в основном они ласковые и милые люди, им сложно заводить новых друзей и поддерживать дружеские отношения. Они теряют концентрацию во время разговора, не поддерживают зрительный контакт и часто перебивают. Итак, большинству из них нелегко построить отношения.Однако, если они окружены людьми, готовыми придерживаться своих ограничений, могут образоваться более сильные связи, чем те, которые сформированы с людьми без этой инвалидности. Кроме того, таким детям доступна когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает им справляться с жизненными требованиями и заботиться о себе. Надо понимать, что умственная отсталость - это не болезнь, которой можно заразиться. Это даже не психическое заболевание вроде депрессии или шизоаффективного расстройства.Это состояние неизлечимо и длится всю жизнь. Однако дети с этим заболеванием часто учатся делать несколько вещей, а некоторым даже удается выполнять простую работу, чтобы поддерживать себя. Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим ... Давайте работать вместе! Заявление об ограничении ответственности: эта статья предназначена только для информационных целей и не должна использоваться в качестве замены медицинских рекомендаций. .Умственная отсталостьЮжноафриканское исследование выявляет связи между плохой языковой способностью и плохим психическим здоровьем6 сентября 2019 г. - Новое исследование посвящено изучению языка молодыми людьми в Хайелитше, недалеко от мыса ... Возможная генетическая связь между детским языком и психическим здоровьем20 августа 2019 г. - В новом исследовании были изучены генетические варианты шести генов, которые, как считается, способствуют развитию речи у детей.Они обнаружили, что почти половина генетических вариантов, которые способствуют ... Как и люди, шимпанзе развиваются медленно26 мая 2020 г. - Исследователи систематически исследовали основные этапы развития диких шимпанзе Национального парка Тай (Кот-д'Ивуар) и обнаружили, что они развиваются медленно, требуя более пяти лет для ... Точное описание психических расстройств16 июля 2019 г. - Исследователь сотрудничал с Всемирной организацией здравоохранения в первом исследовании, чтобы получить от людей с общими проблемами психического здоровья информацию о том, как их расстройства описываются при диагностике... Музыка развивает разговорную речь слабослышащих27 июня 2019 г. - Исследователи составили рекомендации для международного использования по использованию музыки для поддержки развития разговорной речи. Руководство подходит для родителей детей со слухом ... Секрет совершенствования детского языка и грамотности24 мая 2018 г. - Исследователи обнаружили, что способность ребенка к саморегулированию является критическим элементом в развитии речи и грамотности в детстве, и что чем раньше они смогут отточить эти навыки, тем быстрее... Витамин D улучшает набор веса и развитие мозга у детей с недостаточным питанием1 мая 2018 г. - Добавки с высокими дозами витамина D улучшают набор веса и развитие языковых и моторных навыков у детей с недостаточным питанием, согласно новому ... Положительное благополучие может защитить от депрессии у людей с аутизмом24 января 2019 г. - В новом исследовании 36 недавно трудоустроенных взрослых с расстройством аутистического спектра, которые участвовали в программе поддерживаемого трудоустройства, положительного благополучия или чувства счастья и удовлетворения жизнью... Стабильная домашняя жизнь улучшает перспективы недоношенных26 августа 2019 г. - Исследователи обнаружили, что по мере роста недоношенных детей их психическое здоровье может быть связано не столько с проблемами со здоровьем, с которыми они сталкиваются после рождения, сколько с окружающей средой, в которую они попадают после отъезда ... Хорошее домашнее обучение в раннем детстве повышает успеваемость в средней школе7 июля 2019 г. - Положительные эффекты богатой домашней учебной среды в первые годы жизни ребенка сохраняются и в подростковом возрасте и помогают улучшить результаты тестов в более позднем возрасте, согласно новому исследованию... . |
||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |