О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Обучение детей с дислексией


методы обучения детей с дислексией в школе и на дому

Что такое дислексия

Дислексия — это врождённое расстройство, при котором человеку трудно читать. Он переставляет слова, путает окончания, не сопоставляет буквы со звуками. 

Дислексики обрабатывают информацию при чтении в других областях головного мозга, используют альтернативные механизмы и развивают нестандартное мышление. Последние исследования показывают, что они считывают визуально-пространственную информацию не локально, часть за частью, а целиком и сразу — холистически. Это позволяет людям с дислексией понимать сложнейшие математические принципы, но при этом они могут ошибаться в элементарных действиях — сложении и вычитании. Именно поэтому методы обучения детей с дислексией имеют свои нюансы. 

Среди дислексиков много творческих людей и учёных. Но превратить расстройство в особенность получается не у всех, ведь школьная система построена на учебниках и текстовых задачах. В таких условиях детям трудно раскрыть потенциал, они отстают от программы и хуже усваивают материал.

Как понять, что у ребёнка дислексия

Необходимо обратиться к специалисту, для начала — к педиатру. Вот несколько симптомов, из-за которых стоит пройти обследование:

  • Ребёнок не может соотнести буквы со звуками. 
  • Он читает с дополнениями, исключениями, заменами и повторами. Кажется, что он не обращает внимания на последовательность букв и слов.
  • Ребёнок может выполнять ариф

Что делать, если у вас в классе ученики с дислексией: советы учителю

Основатель студии «Чудо Дети», учитель со стажем более 10 лет, лингвист, специалист по коррекции специфические нарушения учебных навыков, нейропедагог.

Эксперт: нейропедагогика, дислексия, дисграфия, дискалькулия и диспраксия, психологическая поддержка семей с детьми, имеющими трудности в обучении.

Современный учитель работает в условиях инклюзивного образования. При этом только часть ребят имеют официальный статус ОВЗ (особые возможности здоровья), которая позволяет педагогу варьировать учебный план и не предъявлять к ученику высокие требования.

Но, по собственному опыту я могу сказать, что творческому учителю  этого недостаточно. Зная определенные тонкости, ученику можно и нужно помочь,  не затрачивая на помощь и коррекцию слишком много сил и времени.

Я не первый год работаю с детьми с дислексией, дисграфией, дискалькулией, диспраксией  и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и точно знаю, что учитель, в реалиях обычной школы, способен изменить жизнь такого ученика к лучшему.

С того, чтобы понять, что ребенок  с вышеперечисленными трудностями не лентяй и не невнимательный, как могло бы показаться на первый взгляд.

Если школьник:

  •  пишет неразборчиво, «как курица лапой»;
  • не правильно отсчитывает строки и клетки, пропускает часть листа;
  • тетради могут отличаться грязью, неопрятностью, быть с дырами;
  • некоторые буквы зеркально меняются, прыгают, переставляются местами, повторяются или не дописываются;
  • в математике тоже могут проявляться свои «особенности» – путаются цифры, нет понимания разрядов, решение задач превращается в темный лес;
  • скорость чтения  часто не соответствует возрастным нормам, не формируется понимание прочитанного, отказывается читать.

Все, описанное выше совершенно не обязательно должно быть вместе. Общую картину составляют кусочки пазлов. Зачастую к учебным трудностям присоединяются моторные (неуклюжесть, «руки как крюки», странно держит ручку и ножницы, спотыкается, часто падает, одевает одежду задом наперед, не завязывает шнурки, плохо застегивает пуговицы, теряет вещи).

О навязчивых движениях

Это когда ребенок постоянно ерзает, дергает ногой или чем-то другим, грызет ручки и карандаши, теребит волосы, одежду. Также стоит отметить возможные проблемы с памятью (знания не автоматизируются), речью (тараторит, говорит неразборчиво, не может сформулировать мысль), чрезмерной  чувствительностью (либо слишком остро реагирует, либо замыкается и не идет на контакт).

В результате всего перечисленного могут возникнуть затруднения в общении со сверстниками.

Картина далеко не полная, но, как мне кажется, уже этого вполне достаточно, чтобы учитель узнал некоторых своих подопечных.

Такие особенности восприятия информации связаны со спецификой нервной системы. И это вовсе не значит, что обнаружив у ученика яркий букет специфических  учебных трудностей, его срочно нужно лечить. Нет.

Дислексия (как и возможные сопутствующие явления, названные выше) сама по себе не является болезнью. Однако случается, что она бывает лишь симптомом или следствием других проявлений. В том числе дислексия может проявиться из-за неподходящих данному ребенку методов обучения. Понятно, что  в классе, где обучаются одновременно около 30 учеников, возможности учителя преподносить информацию в индивидуальном порядке сильно ограничены. Поэтому здесь очень важна командная работа коллектива, работающего в классе, и родителей.

  • Первым делом, обнаружив некоторые особенности,  учителю стоит понаблюдать, в чем именно они проявляются. Если ошибки и затруднения имеют постоянный, систематичный, аккумулятивный характер, то обязательно нужно вводить в курс дело родителей.

Чем раньше это сделать, тем больше возможностей помочь ребенку адаптироваться и подтянуть его школьные успехи за минимальный срок.

Здесь, конечно, я говорю об учителях начальных классов (а на некоторые особенности можно обратить внимание еще и в детском саду).

  • Провести беседу с родителями. Важно быть очень мягким и тактичным. Рассказать, на что вы обратили внимание. Очень часто мамы тут же начинают припоминать какие-то вещи, которые они также замечали у своего малыша еще в раннем детстве. Однако полагали, что либо само пройдет, либо это какие-то частные индивидуальности в характере и поведении, либо, что ребенок просто не желает делать что-то нормально. В общем, если мама или папа(что случается гораздо реже)  вас услышали, то они с радостью и сами будут дальше искать способы помочь своему ребенку.

А если они поймут, что учитель на их стороне и готов к сотрудничеству в меру своих сил на пользу ребенка, то можно рассчитывать на еще более качественную и успешную коррекционно-вспомогательную работу с их стороны.

  • Посоветовать проконсультироваться со специалистами в данной теме. Хочу вас  предупредить. Поскольку я постоянно работаю и контактирую с родителями по всей нашей страны, то могу с уверенностью утверждать, что пока очень мало специалистов, которые хорошо разбираются в специфике по данной теме.

И даже если родители обратятся и к неврологам, логопедам (дефектологам), то совсем не точно, что им окажут квалифицированную и уместную помощь. Но пробовать все равно стоит. Ведь кто ищет, тот всегда найдет.

Также я знаю, что родители такие новости далеко не всегда встречают лояльно. К сожалению, с эти мы ничего поделать не можем. Но в обоих случаях приложить хоть некоторые усилия со своей стороны для помощи ребенку учитель может. Просто в купе с родителями такая работа может дать потрясающие плоды.

  • Хвалите ребенка. Обеспечьте ребенку посильную моральную поддержку. Не наделяйте его уничижительными эпитетами.

Ведь если учитель позволяет себе колкие замечания в сторону такого ученика, то он однозначно станет мишенью для насмешек одноклассников.

Если находите в себе силы, постарайтесь его хвалить в начале за проделанные усилия (даже если они не увенчались  успехом), потом за то количество правильно выполненных заданий, на которые ребенок был способен. Если есть возможность, то можно отмечать карандашом или ручкой, например, зеленого цвета (так называемый «метод зеленой ручки») красивые и правильно выполненные элементы.

  • Обязательно позволяйте ребятам двигаться на переменах! Инициируйте направленную деятельность, особенно на свежем воздухе, проветривая каждую перемену класс. Также обязателен постоянный доступ к свежей питьевой воде.
  • Отличные результаты дают упражнения на стимуляцию мозжечковой деятельности. Доказано, что после таких упражнений способность к обучению и восприятию информации увеличивается в несколько раз.

-Система упражнений на балансировку.

-Игра разными по весу и объему мешочками. Задача ребенка: поймать их, поочередно подбросить вверх и снова поймать.

-Мяч или грушу подвешивают под потолок. Задача: поочередно отбивать мяч левой и правой руками.

-Мишень на стене. Задача: попасть дротиками в цель с расстояния.

-Отбивание летящего мяча ракеткой, палкой.

-Упражнения с резиновыми мячами, полусферами.

-Стоя/сидя разведение рук в стороны, вверх, вниз, сначала вместе одновременно, затем по очереди.

Поверьте, ваша осведомленность плюс те небольшие усилия, о которых я написала, уже способны многое, а иногда и все!

Другие статьи автора

Статьи по теме

Проблемы с учебой и изолированность. Как живут дети с дислексией | ЗДОРОВЬЕ

Проблемы школьника с чтением и письмом часто списывают на лень и нежелание учиться, но иногда они могут свидетельствовать о нейрологическом нарушении, которое называется дислексия. Как распознать дислекцию у ребенка и помочь ему с ней жить и полноценно развиваться – в материале «АиФ-Черноземье».

«Балавайка» и «амма»

«Раньше мы жили в Подмосковье, и дислексию у старшей дочери выявил логопед. В частности, Катя проглатывала звук «р», сейчас она может произносить его чётко в словах только в том случае, если сконцентрируется. Казалось бы, это несущественно, но она может сказать «балавайка» вместо «балалайка», при том, что ей уже десять лет, - рассказывает курянка (имя не указывается по ее просьбе – ред.) - С лёгкостью читает короткие слова справа налево: вместо «он» может прочесть «но» – и наоборот. Люди такого типа вообще переставляют слоги и иногда начинают прочтение с середины слова, например, произнося «амма» вместо «мама». И хотя Катя уже в четвёртом классе, её чтение на уровне начала второго – конца первого классов. На прочитывание текста дочь тратит слишком много сил, зачастую даже не понимая смысла фраз. Особенно это касается специальных предметов, например, таких, как окружающий мир, где речь идёт о сложных понятиях – республика, демократия, конституция. А прочитав задачу, часто не понимает её сути. Предлагаю Кате от 14 отнять восемь. Она отвечает: 32. Начинаем разбираться. Оказывается, 14 спутала с цифрой 40, потому что для неё это просто символы». 

Катя может написать «лос» вместо «лось», «Татяна» вместо «Татьяна», «врота» вместо «ворота». Ей сложно даётся перенос слов с одной строки на другую, не всегда просто понять, где закончился предлог и что началось уже новое слово, поэтому в ее тетради порой появляются такие необычные слова, как «вморе» или «третьеоктября». Английские и русские буквы может отзеркаливать, то есть надо писать «с», а она начинает писать «э». Может спутать «б» и «д» или «в» и «д». 

«Мой муж – переученный левша, а у обеих дочерей наблюдаю скрытая леворукость, - объясняет собеседница, - при том, что обе знают, где право и лево, могут не в ту сторону провести линию на графическом диктанте, когда учитель диктует, на сколько клеток и в какую сторону нужно провести ручкой, чтобы вышел рисунок какой-либо фигуры. Если будем долго-долго повторять названия страны «Монголия» и её столицы «Улан-Батор», Катя через десять минут их уже не вспомнит. Прочитав о дислексии, я поняла, что с возрастом такие люди, благодаря усилиям, выучивают слова и их написание, и проблема отступает, но возникает снова именно на письме и чтении при изучении иностранного языка. Я стала придумывать, как помочь своему ребёнку. Ей сложно запомнить, что «кастрюля» пишется через «а», и у этого слова в нашей семье появилось проверочное слово – «каша», потому что она варится в кастрюле, а «корзина» через «о», потому что в неё можно сложить «коржики» и «кости». То есть важно развить ассоциативный ряд». 

Из-за своей особенности Катя оказалась изолирована от других детей. Друзей у неё нет, говорит мама. В частности, только к концу первого класса, почти через год обучения, она смогла запомнить, как кого зовут. А если с ней знакомится другая девочка, она произнесёт своё имя, но её не спросит и отойдёт в сторону. Игры тоже крайне необычные – в мыслях. Вместо того чтобы передвигать куклу по ступеням замка в реальности, она, например, может взять её в руки и ходить от стены к стене, воображая этот сюжет в своей голове. На вопрос: «Катя, что ты делаешь?» – ответит: «Играю».

Младшая дочка курянки пошла в первый класс, у неё тоже сложности с чтением, но не такие значительные – она по нескольку раз повторяет каждое слово, прежде чем перейти к следующему. Логопед выявил у неё лишь дислалию – проблему со звукопроизношением. 

«Очень обидно, что многие не понимают таких особенных детей и считают их ненормальными», - говорит курянка.

Да Винчи, Эдисон, Эйнштейн…

В большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью. Но российская логопедия каждой из них даёт своё определение: проблема с овладением навыком чтения – дислексия, навыком письма – дисграфия, в целом с грамотностью – дизорфография, овладением арифметикой – дискалькулия, нарушение моторики и координации – диспраксия. Существует ещё одна разновидность дислексии — дислексия букв, которая проявляется в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв при написании текста. Однако общее и наиболее часто употребляемое название всех этих расстройств – именно «дислексия». Кстати, с трудностями в обучении в разных формах, по информации Международной ассоциации дислексии, сталкивается каждый пятый житель планеты.

Сам термин введён в конце XIX немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в отношении мальчика, у которого наблюдались трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности. Особенность восприятия информации у таких детей вполне сочетается с образным мышлением, высоким уровнем интеллекта и способностью к нестандартным решениям. Дислексию даже называют «болезнью гениев». Среди людей с такими нарушениями – Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи и «королева детектива», написавшая более 80 книг, Агата Кристи. Далеко не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали её из школы, где над ней все потешались. Благо, дома царила атмосфера добра и принятия.

Судьбу изобретателя лампы накаливания Томаса Эдисона тоже во многом определила любящая мать, которая в детстве по-своему прочитала ему письмо от учителя, заменив сочетание «умственно отсталый» на слово «гений»: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

В «Британском медицинском журнале» в 1896 году дислексию назвали «врождённой словесной слепотой». Люди с такой особенностью воспринимают информацию иначе: они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или переставляют буквы местами, не замечая разницы. В результате изменения поля зрения слово воспринимается ими не как единое целое, а как набор отдельных букв, возникают сложности с точным или беглым их распознаванием. Также они могут читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью, у десятой части исследованных скорость чтения «наоборот» оказалась даже выше.

У дислексии есть свой ген

В основе этого расстройства лежат нейробиологические причины. В частности, у таких людей менее активны определённые зоны мозга, наблюдаются нарушения межполушарных связей. В 1970-х была выдвинута популярная ныне на Западе теория о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического развития (физиологических аспектов при восприятии и воспроизведении звуков). В наше время также подтвердились давние догадки учёных о наследственности недуга, был обнаружен ген дислексии.

Симптомы расстройства, казалось бы, сегодня можно отыскать у любого среднестатистического школьника – плохие навыки чтения, чтение наугад и с ошибками, непонимание прочитанной информации, трудности в пересказе текста и написании слов, допущение множества ошибок даже при списывании, проблемы с памятью и почерком, неуклюжесть. А среди психологических особенностей – повышенная раздражительность, перепады настроения, проблемы самоидентификации, тревожность, рассеянность, мечтательность, желание уйти от действительности, сложности с концентрацией, быстрая потеря интереса, склонность к скуке и «витанию в облаках». И даже такие, как страх ошибки, обострённый эстетический вкус и выраженное чувство справедливости. 

Ну как, казалось бы, не «улететь в облака», когда в классе скучный урок, или не заступиться за друга, если вокруг все неправы? А проблема неуверенности в себе – вообще общая для всех недорослей. Но есть и особые признаки, которые должны насторожить родителей и заставить их обратиться к логопеду. Например, выраженная моторная особенность, при которой ребёнок крайне необычно держит ручку в руках, что связано с отставанием в созревании двигательных функций.

В 2007 году в Болливуде сняли фильм «Звёздочки на земле» о восьмилетнем мальчике, который с детства отличался от всех и, несмотря на старания, никак не мог научиться читать и писать. Достигнув предела своего терпения, отец отослал сына в интернат, посчитав, что дисциплина сделает его более усердным в учёбе. Дислексию у ребенка распознал учитель рисования, который сам страдал ею в детстве. Он научил мальчика чтению и письму, стал ему другом и вернул веру в себя. 

Получивший множество наград в Индии, выдвинутый на премию «Оскар» и вошедший в топ-250 лучших картин мира, в 2014 году в рамках фестиваля индийского кино фильм был показан и в Курске. «Каждый ребёнок уникален» – такой слоган у семейной драмы со счастливым концом.

Перевернутый мир. Как ребенку с дислексией получить нормальное образование | Здоровье ребенка | Здоровье

Маяковский писал стихи с такой странной пунктуацией, которую исследователи его творчества деликатно называют «авторской». У Тома Круза были большие проблемы с учебой, преподаватели считали его либо лентяем, либо откровенно недалеким из-за того, что он очень плохо читал. Даже ныне царствующий король Швеции Карл XVI Густав Бернадотт был вынужден учиться по специальной программе, а его дочь и наследная принцесса Виктория подвергалась оскорблениям со стороны одноклассников, потому что не могла прочитать вслух ни одного текста.

Никто из них не был и не является лентяем: все эти люди страдали или страдают дислексией, то есть нарушением способности читать и писать. Дислексия не делает разницы между королями и обычными людьми, гражданами разных стран или людьми разных национальностей. Нарушения эти возникают из-за генетических особенностей и распространены гораздо больше, чем кажется. Миллионам людей людей во всем мире ставили или могли бы поставить диагноз «дислексия». Но при этом детям с дислексией часто приходится переживать оскорбления или даже издевательства со стороны одноклассников. Вместе с родителями им придется многое пережить в процессе учебы.

— Дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора, проще говоря, неспособность к правильному и быстрому распознаванию слов, — рассказывает Светлана Шишкова, кандидат наук, нейропсихолог, руководитель Научно-практического центра, автор пособия по обучению чтению детей с дислексией. — По статистике дислексией (в большей или меньшей степени) страдает каждый десятый человек в мире. Проблема чаще всего обнаруживается в начальной школе. Такие дети с трудом обучаются читать и писать. Они меняют буквы и цифры местами, читают задом наперед и пишут буквы зеркально (в обратную сторону). Труднее всего им дается пересказ текста (типичное задание в начальной школе). Таких детей в школе называют «неорганизованными»: «взять себя в руки», собраться, сосредоточиться им очень непросто. Диагностировать дислексию может только психолог или логопед.

Если у ребенка была диагностирована дислексия, ему потребуется обучение по специальным программам, то есть индивидуальные занятия. Ранняя диагностика дислексии — благо. Чем раньше ребенок начнет заниматься, тем больше вероятность того, что у него не возникнет проблем с учебой и общением.

Суть занятий — тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Для этого специалисты используют речевые игры, разрезают буквы и просят ребенка собрать их. Таким детям хорошо помогает магнитная азбука для складывания слов. Детей учат произносить звуки и объясняют, каким буквам при письме они соответствуют.

Родителям дислектика нужно запастись терпением: заниматься придется долго и регулярно. Только в этом случае малыш сможет пополнить ряды гениев-дислектиков.

Что должно насторожить?

  1. Зеркальное написание букв: «я», «ю», «з» ребенок-дислектик пишет в обратную сторону.
  2. Ребенок читает слова задом наперед и пишет числа, переставляя знаки. Например, вместо «20» пишет «02».
  3. Не может пересказать простейший текст.
  4. «Зависает» над каждым заданием.
  5. С трудом запоминает стихи.

Возможна ли профилактика дислексии?

Единого мнения среди специалистов нет. В трудных случаях это вряд ли поможет. Но такие занятия вреда точно не принесут:

  • Больше разговаривайте с ребенком.
  • Вызывайте его на диалог, просите рассказать, как прошла прогулка, сколько ребят было на площадке, кто и во что был одет.
  • Развивайте мелкую моторику, складывайте с ним пазлы, мозаику, конструктор.
  • Купите магнитную азбуку и просите его составить простейшие слова.
  • Рисуйте, лепите, вырезайте буквы из бумаги.
  • Учите наизусть стихи.

Смотрите также:

Компоненты помощи ребенку с дислексией – Развитие ребенка

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.