|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Обучение детей рассказыванию по игрушкам и предметамСтатья на тему "Обучение детей рассказыванию об игрушке, набор сюжетных картинок". | Статья (младшая группа) на тему:Рамазанова Абуба Гаджиевна, воспитатель ДОУ №50 г. Колпино. В процессе занятий по обучению детей рассказыванию об игрушке, дети учатся сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связанное последовательное сообщение. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия- зрительные, слуховые и др. Задание: рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть детали, отметить цвет, величину и т.д. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц, хитрая лиса; мохнатый, мягкий медвежонок. Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет- от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому задаются вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания. Наиболее распространенное средство построения связанного текста (связь между предложениями)- повтор слов. Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?», «Кто колючий?», «У кого на спине иголки?». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок может оперировать в своем ответе. Другой вариант постановки вопроса, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?», «Какие у зайца уши?», «Какой у зайца хвост?». Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3-4 игрушек, ну и, конечно, нужен подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. Значительное место занимают дидактические игры на описание.
Подбор игрушек, предлагаемых для описывания игрушек, могут быть одинаковыми по названию, но разными по виду (большой и маленький мишка, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамида). Игра «Кто где живет?»Установить макеты леса и дома. Принести коробку с игрушками животных и попросить детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто – в доме. - Животные заблудились, не знают куда идти, давайте им поможем. (Достаем зайца) Зайка беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит. -Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса). -Какого цвета наш зайчик? Какие у него ушки, хвостик? Побуждать детей самостоятельно отвечать на вопросы, при необходимости помогать. Обобщить ответы- Заяц белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. –Где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ошибается просим детей помочь ему) Корова. Это корова. Она мычит. -Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? Корова в деревне живет, ее кормят, а она дает молоко. (Предлагаю отнести корову к дому). Далее можно предложить детям поочередно брать игрушки из коробки и спрашивать , где они живут. В конце игры смотрим все ли животные попали к себе домой. Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Одним из видов описания игрушки является отгадывание загадки. «Угадай, кто в корзине». Берем корзину, прячем в нее игрушку и предлагаем угадать. Загадываем загадки: - Мягкие лапки, На лапках-царапки. На молоко глядит, «Мяу-мяу!-говорит. Из корзины показывается кошачья лапа. -Чья это лапка, как вы думаете? -Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать? (Белая, пушистая, мягкая и т. д.) -С нами дружит, Верно служит, Хвостиком виляет, «Гав-гав!- лает. (Из корзины высовывается виляющий хвостик) -Чей хвостик? Кто в корзине? Собачка какая, что она делает, как она лает? -Кто еще остался в корзине? И т. д. Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок. Конспект НОД "Рассказывание по игрушке"создать условия для обучения детей описательному рассказу об игрушке.Создание образовательной ситуации -Ребята сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле ворот встретила мальчика. Я с ним познакомилась, его зовут Петя. Он очень сильно плакал. У него пропал друг, он пошёл гулять и заблудился . Петя хотел написать объявления в газету, но описать их не смог и очень просит нас ему помочь. Он принёс нам игрушку , очень похожую на его друга . А кто такой его друг , мы узнаем, когда отгадаем загадки. С хозяином дружит Дом сторожит, Живет под крылечком А хвост колечком….(Собака) Правильно, собака. Ответы детей. Мотивация детей на предстоящую деятельность Мальчик попросил нас помочь описать его друга и отослать это объявление в газету. Ну что, поможем мальчику? (Да) А я, ребята, буду за вами записывать. II часть - основная Цель: Совершенствовать умение составлять описательный рассказ ,отбирать соответственно факты из личного опыта. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми - Ребята, сейчас послушайте , как я расскажу про собаку. Это собака. Ее зовут Жучка. Жучка домашнее животное .Шерсть у нее белая, мягкая, пушистая. Глаза темные, блестящие, как бусинки, хвост колечком. У нее длинные уши , черный нос ,толстые лапы. Она питается молоком ,мясом. Жучка любит выполнять команды, играть с ребятами, мячиком, палкой и грызть кость .Живет в конуре. Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым - О чем говорится в рассказе про собаку? -Как ее зовут ? -Домашнее или дикое животное? - Какая у нее шерсть? -Какие глаза? - Какие уши , нос , лапы? - Чем питается? - Что она любит? - Где живет ? Физкультминутка. - Ребята , давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет слов». Что вы можете сказать про собаку, какая она? Встаньте в круг, я буду кидать мяч и называть вам слова. Например :выносливость – выносливая собака ( Голод – голодная, красота – красивая, ум – умная, сила – сильная, лень – ленивая, хитрость – хитрая , преданность – преданная). Предположения детей. ( от существительного – прилагательное ) Этап осуществления самостоятельной работы с детьми -Ребята кто желает первым рассказать про собаку. Вы можете воспользоваться схематическими картинками при рассказывание о собаке. - Молодец, Кирилл! Хорошо пересказал, видно, что внимательно слушал мой , рассказ про собаку. - Сейчас пойдут пересказывать Коля и Таня. Коля начнет рассказ по схематическим картинкам, а Таня продолжит. - Молодцы, хорошо рассказали, но были некоторые неточности в описании собаки у Тани. - Следующие выходят Оля , Леша, Максим, Даша. Оля нам расскажет , как зовут собаку и как она выглядит .Лёша расскажет, чем она питается. Максим расскажет , что она любит делать. Даша, расскажет , где живет. - Молодцы, ребята! Рассказ получился замечательный , но Максим рассказывал не выразительно. - Ребята , чей рассказ вам понравился больше? - Почему ? III часть - заключительная Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы. Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. - Молодцы ребята хорошо выполнили задание. А давайте еще раз вспомним , какое описание Петиного друга получилось у нас по схеме. А я проверю, правильно ли я записала за вами . Хорошее у нас получилось описание. Вечером , когда придет Петя , за своей игрушкой я отдам ему то , что мы с вами составили .Он даст объявление в газету и его друга обязательно найдётся. Вы ребята очень добрые и отзывчивые дети сделали большое доброе дело. Плавный выход у детей из НОД в самостоятельную деятельность. - Давайте нарисуем Петиного друга и отдадим ему рисунки , чтобы он не скучал. Консультация по развитию речи на тему: Рассказывание об игрушкахРАССКАЗЫВАНИЕ ОБ ИГРУШКАХ Большое влияние в речевое развитие дошкольников оказывают занятия по рассматриванию и описанию игрушек. С детьми младшего дошкольного возраста проходят в живой эмоциональной форме. Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Например, воспитатель показывает детям двух медвежат: «Скажите, кто это такие? (Медвежата.) Посмотрите на этого медвежонка, скажите, какие у него глаза. (Черные, блестящие.) Какие у медвежонка уши? (Круглые, пушистые.) А какие у него лапы? (Толстые, пушистые.) Скажите, какой этот медвежонок. (Черный, большой, пушистый, мягкий.) Как можно назвать медвежонка ласково? (Мишка, мишенька, мишутка.) Что он умеет делать? (Рычать.) У нашего мишки есть друг. Посмотрите на него. Какие у него глаза? уши? лапы? Какой это мишка? (Маленький, коричневый, пушистый.) А теперь послушайте рассказ про двух друзей. «Маленький мишутка пришел к большому в гости. У него мягкая шерсть, блестящие глаза, коричневая шуба, толстые лапы. Он принес в подарок своему другу большое красное яблоко. Какое это яблоко? (Большое, красное.) А сейчас вы мне расскажите про любого из этих медвежат. Если дети затрудняются в составлении рассказа, воспитатель помогает вопросами: «Какой это мишутка? Какие у него лапы? глаза? Что он делает?» Затем педагог объединяет ответы детей в общий рассказ и предлагает какому-нибудь ребенку повторить его. Из приведенного выше примера видно, что рассматривание игрушек и подведение детей к составлению описательных рассказов обязательно включают в себя решение лексических я грамматических задач: дети подбирают нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание. Таким образом, описание игрушки начинается с тщательно продуманных вопросов педагога. Отвечая на вопросы, дети обращают внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки {цвет, форма, материал), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя), и переход к составлению рассказа становится естественным. Рассказ воспитателя является образцом. На занятиях по описанию игрушек можно использовать и литературные произведения. Например, рассматривание игрушечных цыплят, курицы, петуха педагог заканчивает чтением рассказа «Курочка» Е. И. Чарушина или «Петушок с семьей» К. Д. Ушинского. Хороши для этой цели потешки, прибаутки, загадки. В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. В методике обучения рассказыванию усиливается опора па активизацию словаря: при рассматривании воспитатель задает больше вопросов, касающихся внешнего вида {цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про этого медвежонка (собачку и др.), кроме того, что назвали другие дети. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть»). Как и во второй младшей группе, па данном возрастном этапе достаточно широко используется рассказ-образец воспитателя. Например, воспитатель показывает детям игрушечную кошку и спрашивает, кто это? Далее он задает следующие вопросы: «Посмотрите и скажите, какие у кошки глаза? (Зеленые.) Шерстка? (Мягкая.) Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая и т. п.) Как зовут детенышей кошки? Кто у нее? (Котенок, котята.) Кошка большая, а котенок...? (Маленький.) Придумаем кошке имя. Как ее зовут? Что она умеет делать? Теперь послушайте, что я расскажу вам о ней. Это кошка. Ее зовут Мурка. У нее усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Кошка любит лакать молоко. А кто из вас может рассказать о кошке?» Затем дети рассматривают еще одну игрушку — собаку — и отвечают на следующие вопросы: кто это? Какая собака? Как зовут детеныша собаки? Собака большая, а щенок? Что делает собака? В заключение педагог предлагает им рассказать о собаке. Если дети затрудняются, он дает свои образец рассказа, аналогичный первому. Широко используются дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Петрушка, угадай мою игрушку». Приведем в качестве примера одно из таких занятий. Сначала дети рассматривают игрушки. Воспитатель задает вопросы: «Что это? (Мяч.) Какой мяч? (Круглый, красный, резиновый.) Для чего он нужен? (Играть, веселиться.) Что с мячом можно делать?» (Катать, бросать, ловить.) Аналогичными вопросами сопровождается рассматривание остальных игрушек, которые лежат на столе воспитателя {матрешка, барабан, кукла, машина). Педагог дает образец рассказа (например, о матрешке). Затем появляется Петрушка и предлагает: «Вы, дети, будете рассказывать о каждой игрушке все, что знаете, называя ее, а я буду отгадывать, о чем идет речь». (Петрушка прячется за ширму.) Кто-нибудь из детей берет игрушку и рассказывает. Например: «Круглый, громкий, блестящий... Громко играть и барабанить». Дети догадываются, что это барабан, а Петрушка молчит, так как ребенок допустил ошибки в построении рассказа. Воспитатель повторяет его рассказ, но в исправленном варианте: «Круглый, громкий, блестящий, на нем можно громко играть и барабанить». Тут Петрушка показывает на барабан, а педагог подчеркивает, что всем детям необходимо следить, правильно ли их товарищ рассказывает о предмете (игрушке), понятен ли рассказ, тогда Петрушке будет легко отгадать. Следующий предмет берет Катя: «Круглый, блестящий, синий, с полосками, это...» Дети хором отвечают: «Мяч». (Девочка использовала обобщающее слово это, в фраза выглядит не как простое перечисление качеств предмета, а как предложение, которому необходимо всего одно слово, для того чтобы оно было закончено.) «Круглая, блестящая, платьице в цветочек, желтая,.,»—и Васи останавливается. Воспитатель приходит на помощь: «Что можно делать с этой игрушкой?»— «Играть, собирать и разбирать». Дети отгадывают, что это матрешка, а Петрушка снова молчит. Педагог обращается к мальчику: «А теперь, Вася, повтори свой рассказ так, чтобы детям и Петрушке было понятно, какая это игрушка и как с ней можно играть». Ребенок повторяет: «Круглая, красивая, в платьице желтом, с цветочками. Ее можно собирать и разбирать». (Это уже законченный маленький рассказ, и все предложения в нем построены правильно.) О следующей игрушке рассказывает Саша: «Голова круглая, платьице в горошек и туфельки с цветочками». Дети и Петрушка отгадывают, что это кукла. В заключение педагог дает образец рассказа о матрешке: «Это деревянная игрушка, Она веселая. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Это мама, внутри у нее спрятаны дочки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Дети любят складывать и раскладывать эту игрушку». Когда дети достаточно хорошо научатся составлять описательные рассказы, можно предложить им составить рассказ_по набору игрушек. Игрушки нужно подбирать так, чтобы ясно проглядывалась простая сюжетная линия (например!» девочка, зайчик, елочка). Если у детей возникают трудности в составлении рассказа по набору игрушек, воспитатель предлагает им свой образец или же развернутый план (как зовут девочку? Зачем она собралась в лес? Кого там встретила?). Таким образом, дети среднего дошкольного возраста уже могут составлять небольшие описания игрушек сначала по образцу воспитателя, затем по готовому плану и, наконец, придумывать короткие сюжетные рассказы по набору игрушек, что очень важно для дальнейшего обучения в старшей группе. В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. Дети очень любят эти занятия. Они по-новому смотрят на знакомые игрушки и следят за их действиями в рассказах с огромным вниманием. На занятии по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Воспитатель ставит на стол игрушки: кошку, мышку, собачку, куклу в образе девочки. Дети рассматривают все игрушки, затем педагог выбирает две игрушки — кошку с мышкой — и начинает рассказ, сопровождая его показом действий: «Узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила. Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка мягкими лапками, а не слышно ее. Выбежала мышка — бархатная шубка погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою корку». Затем воспитатель предлагает всем подумать, про какие игрушки кто будет рассказывать («Девочка и собачка», «Как кошка с собачкой подружилась»), н предупреждает, что нельзя повторять рассказ, который уже придумал кто-то другой. (Образец педагог может дать н в середине занятия.) Особое внимание надо уделять анализу рассказов, придуманных детьми. Первым оценку дает воспитатель, отмечая и интересный сюжет, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, которой передано содержание. После занятия целесообразно оставить игрушки в комнате на видном месте, чтобы дети могли играть с ними, придумывать различные инсценировки. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм, следить за содержанием детских рассказов. Когда дети в достаточной степени овладеют умением составлять сюжетные рассказы, воспитатель может не давать полностью образец, а только намечать сюжетную линию. Например, на столе воспитателя кукла в образе девочки, медвежонок, зайчонок, белка, лисичка. По поводу каждой игрушки он задает ряд вопросов: «Какая это игрушка? А какая она по характеру? (Лисичка яркая, рыжая, ловкая, хитрая; заяц трусливый, быстрый, веселый.) И т. д.- Теперь составим рассказ об этих игрушках. Девочка пошла в лес. А кого она там встретила и что произошло дальше, вы расскажете сами». Если рассказ получился интересный, педагог предлагает записать его в альбом, а кто-нибудь из детей может сделать к нему рисунок. Полезно предложить детям рассказать сказку об игрушках дома родителям или устроить инсценировку для малышей второй младшей группы. Такие спектакли проходят всегда интересно и весело и очень важны своим нравственным воздействием. В подготовительной к школе группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, и намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация. Такие занятия способствуют формированию дружеских отношений между детьми, учат их считаться с мнением Друг друга, согласовывать свои действия. Методика обучения детей составлению рассказа по игрушкеВ основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы. Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста. Цель данной работы – определить, какие виды игрушек используются в работе с детьми, какие виды занятий по игрушкам проводятся в детских воспитательных учреждениях и рассмотреть методику обучения речи на занятиях с игрушками. Методика обучения детей составлению рассказа по игрушке. Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку — рассматривание и описание игрушек. Занятие по описанию игрушек с детьми, младшего дошкольного возраста идет в эмоциональной форме, обычно в виде простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»). Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшем детям, имеет некоторые особенности: игрушки могуч быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла е косичками и кукла е бантиком, красная и зеленая пирамидки в т. д.). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении. Описание идет но вопросам педагога. Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому он с помощью вопросов объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот, рассказ является, образцом. Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке или читает художественные произведения. Например, рассматривание игрушечных петушка, цыпленка., курочки можно закончить чтением рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Хороши для этой цели народные потешки, прибаутки, загадки. Использование разнообразных литературных вставок отель оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушках. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на каждом занятии. Место образца (в начале, в конце занятия) определяется уровнем умений детей в рассказывании. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план — два-три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней («Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»), Постепенно можно усложнить план, разнообразить вопросы («Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»). Широко используются дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Почтальон принес посылку». Эмоциональная форма проведения таких занятий создает благоприятные условия для обучения связной речи. Очень интересно проходят те занятия, на которых дети все вместе с помощью педагога придумывают загадки про игрушки. Образцом могут служить несложные народные или авторские загадки. Например: Сердитый недотрога Иголок очень много. Живет в глуши лесной. А нитки —ни одной! (Н. Артюхова.) Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке? Используется и рассказ-образец педагога. Дети обычно копируют его, поэтому образец целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций. Так, в рассказ целесообразно вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания. Вот пример рассказа-образца воспитателя: «Летом Маша жила у бабушки в деревне. Пошла она в лес. Вдруг видит — ежик бежит. Хотела она его в корзиночку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть ежик в лесу живет, хорошо ему в лесу»,— подумала Машенька и пошла дальше». Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей: 1) рассматривания игрушек, 2) составления рассказов. Цель первой части — познакомить детей с игрушками, дать небольшое описание каждой. Эта часть заканчивается постановкой задания («Будем придумывать рассказ про эти игрушки») с коротким планом рассказа или образцом его. В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке. Последний вид рассказывания вводится в старшей группе во второй половине года и типичен для подготовительной группы. К сожалению, рассказывание по игрушкам не всегда находит отражение в работе воспитателей, хотя дети эти занятия очень любят; Они по-новому смотрят на знакомые игрушки и следят за их действиями в рассказах с огромным вниманием. Шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажем о своей любимой игрушке». Большие требования предъявляются к детской речи. Вопрос «Какая игрушка?» должен побуждать детей к детальному рассматриванию и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу и т. д.). Они не сразу дают полное описание. Педагог предлагает детям дополнить рассказ или делает это сам, давая образец описания. Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, часто с удовольствием выбирая игрушки сами. Они рассказывают с увлечением и нередко отвлекаются от сюжета, забывают, что какие-то предметы еще не использованы. Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребенка от излишней детализации, возвращать к сюжетной, линии, если ребенок отошел от нее; своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ. Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа. Например, рассказ о кошке и мышке: «Узнала кошка, что в ее доме мышка себе норку устроила. Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка мягкими лапками, и не слышно ее. Выбежала мышка — бархатная шубка, погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ео кошка схватить. Да не тут-то было. Ловкая мышка юркнула в свою норку». Рассказ сопровождается действиями игрушек. Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса» и т. д.), напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя дается лишь в том случае если в нем есть необходимость. (Он может быть дан и в середине занятия.) Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание. После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий. Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на элементарной детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать «историю» про эти игрушки и рассказать ее сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть как реалистические, так и фантастические: «Что случилось со слоненком в зоопарке?», «Новогодняя ночь в магазине игрушек»,
Конспект НОД обучения рассказыванию по игрушке в средней группе | План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» Конспект НОД обучения рассказывания по игрушке в средней группе. На тему «Моя любимая игрушка» Разработал: воспитатель Майорова С.Н. Г. Богородск, 2016 г. Конспект НОД обучения рассказывания по игрушке. Тема «Моя любимая игрушка» в средней группе. Цель: Закрепление умений составлять рассказ-описание по игрушке. Задачи: Образовательные: Совершенствовать умения описывать предмет по образцу, заданному воспитателем. Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость. Воспитательные: Формировать уважительное отношение к сверстникам: внимательно слушать своих товарищей, не перебивать. Средства: Мешок, игрушки: машинка, кукла, плюшевый мишка, кубик, мячик, компьютер, интерактивная доска, игрушки детей, алгоритм-схема описания игрушки, мольберт. Способы: Словесные: Загадывание загадок, вопросы к детям, чтение стихотворения Н. Найдёновой «Наши игрушки». Наглядные: Рассматривание игрушек. Практические: Игра «Внимательные ушки», игра «Расскажи какие», игра «Что из чего?», составление рассказа детьми. Предварительная работа: Рассматривание игрушек; игры с ними; отгадывание загадок про игрушки, лепка игрушек. Словарная работа: Машина, медвежонок, кукла, мячик, кубики, мягкий, плюшевый, твёрдый Ход: Воспитатель: Ребята, сегодня возле наших дверей я нашла вот этот мешок, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать? Дети: Да. Дети: Да. «Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина). «Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. и устрой ему берлогу». (Медвежонок). «Что все это значит? Дочка, а не плачет. день, и два, и даже пять». (Кукла). «Стукнешь о стенку – а я отскочу, «Эти чудо – кирпичи я в подарок получил. все с начала начинаю». (Кубики). (После каждой отгаданной загадки из мешка достаётся соответствующая игрушка) Воспитатель: Ребята, назовите одним словом, что же лежало в мешке? Дети: Игрушки Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Хотите? Дети: Да. Игра «Внимательные ушки» Воспитатель: Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек Машинка, кукла, кубик, береза, юла, матрешка, погремушка, воробей, мячик, барабан, телевизор, самолетик, кораблик. Воспитатель: Молодцы . А теперь поиграем в другую игру. Хотите? Дети: Да. Игра « Расскажи, какие» Воспитатель: Ребята, сколько у нас игрушек. А главное, они все разные. Мишка какой? ( мягкий, плюшевый, коричневый, легкий) Мячик какой ( круглый, мягкий, маленький, красный) Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная) Кукла какая? ( красивая, интересная, добрая) Кубик какой? ( красный, твердый,) Игра "Что из чего?" Воспитатель: Ребята подойдите к столу, на котором находятся игрушки, сделанные из разных материалов. Из какого материала сделаны эти игрушки? Потрогайте их руками и скажите, из какого материала они сделаны. Например: Эта кукла сделана из пластмассы. Эта машина сделана из металла. Этот кубик сделан из пластмассы. Этот мячик сделан из резины. Этот мишка сделан из плюша. Физкультминутка « Игрушки» Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) Воспитатель: А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – кукла Мальвина. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне сразу очень понравилась. До сих пор помню, как я была счастливая и довольная. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее были голубые, платье красного цвета. Со своей любимой куклой я никогда не расставалась. Я очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду. Я эту куклу очень любила и берегла. Воспитатель: А теперь вы мне расскажите про свои любимые игрушки, как вы с ними играете.(Игрушки детей под стульчиками) Воспитатель: Ребята, к игрушкам нужно относится очень бережно, чтобы они не ломались и долгое время радовали нас. Стихотворение Н. Найдёновой "Наши игрушки". Много игрушек в детском саду, Итоги занятия: Что нового узнали? Что доброго сделали? Кому об этом расскажете? «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа | План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему:«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа Цели: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны) РАЗВИВАЮЩИЕ 1.Развивать зрительное восприятие, внимание ,память. 2.Развивать выразительность речи. 3.Развивать артикуляционную моторику. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ 1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга. 2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Предварительная работа: Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры. Материалы: Игрушки медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек. Словарная работа: активизация-слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая. слова - действия: грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д. Методические приемы: Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей, дополнения, поощрения. Планируемые результаты: 1.У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов. 2. Дети научаться описывать игрушки по схеме. 3.С выражением пересказывает и передают эмоции. 4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх. Ход непрерывной образовательной деятельности: I.Вводная часть: (словесный и практический методы) Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся. Воспитатель: Дети, скажите - кукла, машинка, мячик, пирамидка, как можно все эти предметы назвать одним словом? Дети: игрушки Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Как вы играете с игрушками? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Я, расскажу вам сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях. В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы. Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни. Мы птицы, взмахнем крыльями и полетим в замечательную страну игрушек. Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами. Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.) Пролетаем над водой, Покачали головой. Прямо и гордо умеем держаться, Очень бесшумно птицы садятся[1]. (Присели.) II. Основная часть Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые. Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим некоторые из них: (мишку, машинку) Послушайте, про кого эта загадка: Зверь забавный сшит из плюша: Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу! (медведь) Воспитатель: Кто это? Дети: Медведь Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим мишутку. (Задаю вопросы по схеме) Воспитатель: Ребята это кто? Дети: игрушка мишутка , Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишутка? Дети: мягкий, пушистый. Мишутка коричневого цвета Воспитатель: Из каких частей состоит мишутка? Дети: У мишутки есть голова, туловище, лапы Воспитатель: Что есть у мишутке на голове? Дети: У мишутки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки. Воспитатель: Какой формы голова, а туловище? Дети: У мишутке голова круглая, туловище овальное Воспитатель: Игрушки делают из разных материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишутка? Дети: Он сделан из меха? Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый. Повторите вместе. Дети: Плюшевый Воспитатель: А как вы играете с мишуткой? Дети: С мишуткой можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить. Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишутку. Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери. Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка) Воспитатель: Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки. Физкультминутка: Превращаемся в игрушки Повороты вокруг себя, руки на поясе. В куклы, мячики, хлопушки! Повороты корпуса вправо-влево. Полосатый круглый мяч Соединить пальцы в замок, Он уже пустился в вскачь. Прыжки на месте-руки на поясе. Я колеса надеваю, Постукивание кулачками Пирамидку собираю! Чертим руками треугольник перед собой А из кубиков мы сможем Руки на поясе, наклоны корпуса вперед Сделать башню, мост и дом Соединить ладони треугольником Развести руки в стороны, соединить над головой руки. И пусть куклы и матрешки Присесть. Маршируют. Развести руки перед собой, Расставляют мебель в нем! Наклонив корпус вперед[2]. Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны! Дидактическая игра «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать. Воспитатель: Вот волшебный мешочек. Послушайте правило игры. Вы вынимаете из мешочка предмет и рассказываете пользуясь схемой. Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку. Воспитатель: Игрушки сделаны из резины, Какие ? Дети: отвечают…..(резиновые) Воспитатель: Из железа? Из дерева? Дети: (Железные), (Деревянные). Воспитатель: я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте. Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза Как это называется? (Машина) Дети: Машина. Воспитатель: Правильно машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина? Дети: Это машина она большая, грузовая. Воспитатель: Какого цвета машина? Дети: Машина Разноцветная Воспитатель: Из каких частей состоит машина? Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары. Воспитатель: Какого цвета у машины кабина? Дети: Кабина у машины желтая Воспитатель: Какого цвета кузов? Дети: Кузов у машины зеленый Воспитатель: Какого цвета колеса? Дети: Колеса у машины черные Воспитатель: Из какого материала сделана машина? Дети: Машина сделана из пластмасса. Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль, есть бензобак) Дети: ответы детей. Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной? Дети: Машину можно возить на веревочке, перевозить строительный материал, катать зверюшек, просто катать. Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, рассказать про машину самостоятельно. Вспомним, как мы рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. ( составление описательных рассказов детьми 2-3). Пример описания машины. -Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она желтого цвета, кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары. В кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают) III Заключительная часть: Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями? Дети: не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать Воспитатель: А как вы думаете, как нужно обращать с игрушками? Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно. Воспитатель: Пригласим эти игрушки к нам в детский садик? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе. Воспитатель: Ребята а, что мы делали в стране игрушек? Что больше понравилось? Дети: (ответы детей) Воспитатель: предлагаю вам подойти поближе к игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями. Сюжетно-ролевая игра «Магазин-игрушек» Список литературы:
[1] http:// www.453-nn.caduk.ru [2] http:// loqoped 18.ru Рассказывание историйРассказывание историй - это то, как люди традиционно передают знания из поколения в поколение. Вовлечение детей в устное рассказывание историй (без использования печатной книги) также является эффективной обучающей практикой для развития устной речи.
Рассказывание историй - это особый способ обмена идеями, языком и историями с детьми.
На этой странице
Преимущества рассказывания историйКогда преподаватели рассказывают детям увлекательные истории, это открывает многочисленные возможности для изучения языка.Как заметил Арнольд Забл: Независимо от того, молоды мы или стары, истории связывают нас и добавляют смысл в нашу жизнь. Педагоги могут использовать рассказывание историй как возможность развить многочисленные языковые фокусы, включая понимание смысла (навыки аудирования), словарный запас, грамматику, понимание историй / повествований и многое другое. Выбор истории Мы можем выбрать любую историю, которая понравится детям и позволит нам включить в рассказ много нового словаря, концепций и грамматики.Сюда могут входить:
Посмотреть фокус Истории и повествования - полный список различных историй. Выбирая историю, подумайте о:
Создание собственной историиСоздание собственных историй - отличный способ реализовать учебное намерение вашего опыта. Педагоги могут заранее придумать свои истории; или могут придумывать свои истории в данный момент - пока они их рассказывают. Полный сюжетный эпизодПри создании рассказа постарайтесь включить все элементы полного «эпизода»:
Некоторые стратегии для создания ваших собственных историй включают:
Пример полного сюжетного эпизодаДжек и бобовый стебельОкружение - Джек - молодой бедный мальчик, который живет в фермерском коттедже со своей матерью и дойной коровой. Однажды мать Джека говорит ему продать корову на рынке. Проблема - по пути торговец бобами убеждает Джека обменять корову на волшебные бобы. Когда он приходит домой, мать Джека сердится и выбрасывает бобы. Реакция / план - На следующее утро Джек взволнован, обнаружив, что за его окном вырос гигантский бобовый стебель.Он решает залезть на бобовый стебель. Попытка 1 - Джек входит в землю высоко в небе, видит огромный замок и крадется внутрь. Последствие 1 - Но затем владелец замка, великан, возвращается домой. По запаху видит, что Джек рядом, и кричит: Фи-фи-фо-фум! Я чувствую запах крови англичанина Попытка 2 - Когда великан засыпает, Джек украдкой крадет мешок с золотыми монетами. Но великан просыпается и преследует Джека по бобовому стеблю. Джек мчится вниз. Последствие 2 - Прежде чем гигант достиг земли, Джек срубает бобовый стебель, в результате чего великан падает насмерть. Разрешение - Джек и его мать живут долго и счастливо с сокровищами, которые Джек принес домой. Создание собственной истории загружаемой. Подготовка к повествованиюЕсли вы рассказываете известную историю, убедитесь, что вы знаете ее достаточно хорошо, чтобы рассказать ее, не читая. Если вам нужно сослаться на какие-либо примечания, сохраните несколько точек идей. Однако, если вы читаете рассказ, это уже не опыт повествования! Попрактикуйтесь, рассказывая свою историю несколько раз, прежде чем использовать ее в процессе обучения. Подумайте об этом Если вы рассказываете известную историю, убедитесь, что вы знаете свою историю достаточно хорошо, чтобы рассказать ее, не читая, какие ресурсы / материалы вы можете использовать рассказать свою историю (см. ниже). Подумайте, какие вопросы или паузы для обсуждения вы могли бы использовать, чтобы вовлечь детей в рассказ. Компоненты повествованияПроизнесенные слова:
Голос:
Жесты, язык тела и мимика:
Характеристика:
Улучшения повествованияРеквизит / костюм:
Участие аудитории:
Музыка или музыкальные инструменты:
Ключевые вопросы для привлечения аудитории |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |