|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормы развития для ребенка 2 летигры для сенсорного развития, моторики, что должны уметь дети, воспитаниеДвухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать? Особенности возраста
Что должен уметь ребенок?Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:
Рост и весПо сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола: Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Виды развития ребенкаФизическоеЭтот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности. Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:
ПознавательноеЭтот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:
СенсорноеЭтот вид развития ребенка направлен на его органы чувств. Во время таких занятий воздействуют на тактильную чувствительность малыша, его слух, зрение, обоняние, а также вкус. Занятия для сенсорного развития 2-летнего карапуза бывают такими:
МузыкальноеТакой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение. Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:
Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет. РечевоеРазвитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции. Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:
Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео. Мелкая моторикаЕе развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:
Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом. ТворческоеЭтот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия. Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию. СоциальноеДвухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:
В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае. У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой. С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться. Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского. Примерная программа упражнений на неделюСоставление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:
Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка: Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.
Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и кусается? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой. Советы
Уход и режимДля развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:
О том, как правильно вести себя с непослушным ребенком, смотрите в телепередаче доктора Комаровского. Показатели развития ребенка к 2 годамСодержание: Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции. При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997). Познавательное развитиеОтличие предметов по форме, величине, цвету: Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске). Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа). Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа). Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу. Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый). В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует. Игровые действия (сюжетно-отобразительные): Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку. Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители. Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):
Подражает действию близкого взрослого (бытовому). "Роль" не берет. Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)
Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками. Социально-эмоциональное развитиеЭмоциональное, активное, деятельное состояние. Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого. Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем. Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке. Кричит, жестикулирует, капризничает:
Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого. Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым. Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде. Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения). Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми. Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов. Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность). Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм. Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях. С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи. Эмоционально предвосхищает результаты:
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: "Собери игрушки", "это можно", "этого нельзя". Понимает слова: "хорошо", "плохо". Речевое развитиеПонимание речи: Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). "Жалеет", "помогает" по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина). Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов): Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах. Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице. Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:
Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: "хороший", "большой", "красивый". Говорит: "до свидания", "пока", "спасибо", "здравствуйте" в индивидуальном произношении. Бытовые навыкиЕст аккуратно, не обливаясь. При умывании трет ладони, часть лица. Вытирается с помощью взрослого. Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается. Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности. Физическое развитиеВыполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно: Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает. Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки. Из книги Е. Волосовой "Развитие ребенка раннего возраста" Ну, показатели очень общие, но в основном проходят. Правда, не знаю, есть ли дети , соответствующие ВСЕМУ написанному :). Да и не надо это -а то где же индивидуальность;). Кто-то лучше рисует, кто то поет... Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит "кака" :) Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется :) Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим - мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней :) Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным :) Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал - какади - крокодил :) Стал программером ) Не Гошка меня очень радует :) Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум - быстрее бы заранее стал проситься... 2005-06-09, Sabayka&Гошик (годовасик :о)Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит "кака" :) Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется :) Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим - мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней :) Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным :) Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал - какади - крокодил :) Стал программером ) Не Гошка меня очень радует :) Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум - быстрее бы заранее стал проситься... 2005-06-09, Sabayka&Гошик (годовасик :о)А мой в 2,8 упорно не желает сам одеваться и учиться это делать не желает. Зато раздевается очень быстро, видимо любит воздушные ванны))) все то что надо уметь делать из статьи мы все умеем и все с удовольствием делаем, правда петь начали со дня своего рождения (2 х летия)а теперь каждый день слышу от него пение да еще и с придтанцовкой, а вот с речью как и у многих проблемы, говорит вроде много и пытается повторять правда не всегда удачно, но четких и понятных слов очень мало, хотя так же как и остальные уделяем немало внимания пальчиковым играм, логопед на 2 года написал 10 слов + 100 ассоциативных (т.е. ав ав, би-би, ко-ко-ко и т.д.) и до сих пор не могу понять как она могла установить это все при стесняющемся чуть-ли не до истерик ребенке, на единственном посещении. 2005-06-09, madam_sha&son (Данила 2г)Моему сыну 1год11мес. разговаривает хорошо с 1г2м. Сейчас реально все то, о чем написано+ голова уже болит от его болтовни. Говорит очень много и практически постоянно, требует читать книги (уже целая библиотека дома), знает стишки, сочиняет песенки И постоянные вопросы:ЭТО КТО? оТКУДА ? кУДА ? чТО? кТО? Зачем? Если он со мной на кухне, а папа из комнаты его зовет, то нет чтоб сходить. Сынок меня спрашивает: Зачем папа зовет? И только потом идет. Болтовня постоянная. Но у нас в семье я заговорила в 1г1м., ситать сама начала в 2,6 ; и муж заговорил в 1,3. Но все детки разные... 2007-02-13, НАТАЛЬЯНам два года и пол месяца мы не говорим не то что 200-300 слов там дай бог 20-30 при большом спасибо!Хотя даже при нашем небольшом словарном запасе довольно чотко выражаем свои мысли, даже, даже не даже, а вполне нормально составляем(складываем) предложения. У нас мальчик говорят мальчики разговаривают позже; зато ходим, залезаем на все и пройдем везде где можно особенно нельзя, это мы мастеры.Вообще все дети разные, мы этим себя и утешаем.Вот мы до года опережали сильно в 7-8 месяцев ходли, а теперь отстаем. 2007-01-18, НадеждаВсего 38 отзывов Прочитать все отзывы. Ребенку ровно 2 года! Что должен уметь малыш в возрасте 24 месяцев?Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх. Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам Физическое развитие ребенка 2-х летПоказатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:
На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр. Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет Средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7. Девочки:
Мальчики:Рост: 1 год — 73,3-78 см, 2 год — 84,5-91 см Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи. Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.
Освоенные новые навыки и уменияКакие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?
Умения
В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику. Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития. Развитие речи в 2 годаСловарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу. Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы. Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться. Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово. Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова. Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом. Особенности развитие психологии детей 2-3 летПоведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни. Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете. Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.
Познавательные способности ребенка 2-х лет
Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и поиграть. Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.
Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит. Эта игра научит различать предметы по форме.
Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов. Игра развивает внимательность. Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5. Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.
Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю. Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику. Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга. Игра развивает воображение. Питание и уходВ питание двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки). Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша 1. Салат «Снеговик» Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку. 2. Гречневые котлеты На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару. 3. Зразы из творога и тыквы Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной. Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания. Календарь второго-третьего года Развитие ребенка с 2-х до 3-х лет по месяцам Поделитесь с друзьями:Календарь развития: что должен уметь малыш в 2 годаКаждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию. Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:
Физическое развитие ребенка в 2 годаВозраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.
Развитие мелкой моторики в 2 годаИзвестно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно). Идеи для развития мелкой моторики вашего малыша вы можете почерпнуть из этого видео: Развитие восприятия у двухлетних детейЕсли в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.
Развитие речи в 2 годаКакими речевыми навыками должен обладать ребенок 2 лет? В чем особенность речевого развития малышей в этом возрасте?
К 2 годам речь ребенка приобретает функцию общения. Кроме этого малыши часто озвучивают любые свои действия. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком и разговаривать с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь. Навыки личной гигиеныДвухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:
Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 - 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок. ВыводыИтак, двухлетний ребенок – это уже самостоятельная личность со своим характером. В этом возрасте малыш приобретает много новых навыков самообслуживания, совершенствуется его физическое, интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие. Основное достижения в двигательное сфере – это уверенная ходьба. Теперь ребенок может воспринимать мир еще более полно и ярко. Заключение2 года – это возраст, когда малыш постоянно стремится узнавать что-то новое, его все увлекает. Очень важно поддерживать инициативы ребенка и создавать благоприятные условия для его развития. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть всё для гармоничного развития Вашего малыша. В нашем клубе для детей 2 лет проводятся занятия по следующим направлениям: общеразвивающие занятия, логопедические занятия, фитнес для малышей, занятия музыкой, английский, ритмика и танцы, творческие мастерские. Ждем Вас в нашем детском центре! Статью подготовила Монтессори-педагог Рассказ о Детском Клубе «Созвездие» Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет. игры и упражнения, физическое и речевое развитие, моторика в 30 месяцевВ возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие? Особенности возраста
Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н. Рост и весЕсли сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице: Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео. Что малыш должен уметь?Большинство деток в 2,5 года умеет:
Занятия
Для развития мелкой моторики используйте упражнения, показанные Анной Гапченко в следующем видео. Советы родителям
Для музыкального развития крохи проведите занятие, показанное экспертом по музыкальному развитию М. Л. Лазаревым. Ребенок 2 года. Календарь развития ребенка на 7я.руРебенку 2 года. Что он умеет делать? Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей 2 лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
Рост и вес детей в возрасте 2 года данные ВОЗ
Уход за ребенком 2 летК 2 годам обычно завершается освоение горшка. Малыш просится словами или знаками, некоторые сами снимают штанишки. Горшок используется по назначению для больших и маленьких дел. Познавательное развитие ребенка в 2 годаОтличие предметов по форме, величине, цвету: Игровые действия (сюжетно-отобразительные) у детей 2 лет:
Подражает действию близкого взрослого (бытовому). "Роль" не берет.
Развитие ребенка 2 лет позволяет ему играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками. Социально-эмоциональное развитие детей в 2 годаЭмоциональное, активное, деятельное состояние. Кричит, жестикулирует, капризничает:
Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого. Эмоционально предвосхищает результаты:
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: "Собери игрушки", "это можно", "этого нельзя". Понимает слова: "хорошо", "плохо". Речевое развитие ребенка 2 летПонимание речи: Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):
Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: "хороший", "большой", "красивый". Говорит: "до свидания", "пока", "спасибо", "здравствуйте" в индивидуальном произношении. Бытовые навыки детей 2 летЕст аккуратно, не обливаясь. этапы развития: 2 годаКакие этапы развития должен достичь мой ребенок к двум годам?Ваш ребенок переходит на второй год и становится совсем маленьким, он начинает энергично ползать, начинает ходить и даже немного разговаривает. Изучение границ, установленных вашими правилами, и ее собственных физических ограничений и ограничений в развитии займет у нее большую часть времени в следующие несколько лет. Вот еще несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание. Основные этапы движения
Основные этапы развития навыков рук и пальцев
Языковые вехи
Когнитивные вехиСоциальные и эмоциональные вехи
Наблюдение за здоровьем развитияПоскольку каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, невозможно точно сказать, когда ваш ребенок совершенствует определенный навык.Вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которых вы можете ожидать по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если он пойдет немного другим путем. Однако сообщите своему педиатру, если у него появятся какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств. .возрастов и этапов развития ребенка | Рождение - Подросток
Дети проходят различные периоды развития, от младенцев до молодых взрослых. На каждом из этих этапов происходят множественные изменения в развитии мозга. Что происходит и примерно когда это развитие происходит, определяется генетически. Однако обстоятельства окружающей среды и обмены мнениями с ключевыми людьми в этой среде имеют значительное влияние на то, какую пользу приносит каждому ребенку каждое событие развития. Возраст и этапы - это термин, используемый для обозначения значительных периодов на временной шкале человеческого развития. На каждой стадии рост и развитие происходят в основных областях развития, включая физическое, интеллектуальное, языковое и социально-эмоциональное. Наша цель - помочь родителям понять, что происходит в мозгу и теле их ребенка в течение каждого периода, с надеждой, что они смогут оказать необходимую поддержку, поощрение, структуру и вмешательства, чтобы позволить ребенку прогрессировать на каждом этапе. максимально плавно и успешно, основываясь на уникальном наборе качеств и интересов каждого ребенка. Ребенок (рождение - 2 года) - Советы по развитию и воспитанию ребенкаВоспитание ребенка, особенно в первый раз, одновременно увлекательно и сложно. Это время для развития связей, которые продлятся всю жизнь, предоставляя ребенку внутренние ресурсы для развития самооценки и способности позитивно относиться к другим. Это также время для родителей начать узнавать, кто этот новый человек. Каждый ребенок уникален, и крайне важно, чтобы родители научились понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальные характеристики и способности каждого ребенка. Советы по развитию и воспитанию малышей (18 месяцев - 3 года)Когда ребенок делает первые шаги самостоятельно, начинается новый этап в развитии. На этом этапе дети теперь могут свободно перемещаться по своему миру. Это время для активного изучения окружающей их среды. Языковое развитие значительно возрастает, что приводит к изучению названий интересующих объектов, способности спрашивать о вещах, и, когда они обнаруживают свою независимую природу, да, они развивают способность говорить «Нет!» На этом этапе развития основной проблемой является развитие того, что психологи называют эмоциональной регуляцией.В этот период часто случаются «срывы», но родители могут использовать связь, развившуюся в младенчестве, чтобы помочь ребенку научиться регулировать свое эмоциональное выражение и начать понимать трудную концепцию задержки удовлетворения. Хотя кажется, что они инстинктивно способны сказать «Нет», малышам также нужна помощь, чтобы научиться принимать «Нет» от других. Советы по развитию и воспитанию дошкольников (от 3 до 6 лет)Дошкольники выходят из раннего возраста в новый мир исследований и формального обучения. Большинство из них начали или будут поступать в дошкольные учреждения или дошкольные учреждения и завершают этот период развития, поступая в обычную школу в детском саду или в первом классе.Поскольку детский сад стал более академическим и часто повторяет то, что раньше было первым классом, дети обычно переходят в детский сад в возрасте шести лет. Дошкольники открыты для изучения чисел, букв, чтения и простой математики. Это также критический период для изучения музыки. Они улучшают свою крупную моторику и мелкую моторику, что побуждает их интересоваться искусством, ремеслами и всевозможными игрушками для езды (фургоны, скутеры, велосипеды и т. Д.). Они также развивают спортивные навыки в раннем возрасте, что часто приводит к участию в организованных видах спорта к концу этого периода развития. Самым важным способом обучения в этот период является игра. Представьте, что всевозможные игры привлекательны и способствуют развитию языка, социализации и творческих способностей. Интерес к изучению окружающей среды способствует раннему интересу к науке. Им также нравится строить вещи из предметов вокруг дома, а также такие строительные наборы, как Lego, Kinex, блоки и другие. Советы по развитию и воспитанию детей школьного возраста (от 6 до 12 лет)Воспитание детей школьного возраста может быть приятным занятием.Наблюдать, как они пробуют что-то новое, подбадривать их на спортивных мероприятиях и аплодировать их достижениям на концертах - это обычно одни из ярких моментов для большинства родителей. Однако достижению успеха часто предшествует разочарование, а иногда и умение принимать свои слабости, а также отмечать и использовать сильные стороны. Хорошо подготовленные родители могут быть отличными тренерами для своего ребенка, чем бы он ни занимался. В то время как малыши ясельного и дошкольного возраста нуждаются в постоянном присмотре, дети школьного возраста постепенно становятся готовы к большей самостоятельности.Однако многим нелегко научиться делать правильный выбор и проявлять самодисциплину. Родителям необходимо привить моральный кодекс, который ребенок постепенно усваивает. Когда дети борются с этими важными задачами, родители должны иметь возможность похвалить и ободрить их, но они также должны иногда позволять своим детям испытать естественные последствия своего поведения или предлагать логические следствия, чтобы помочь им учиться на ошибках. Воспитание подростков - Советы по развитию подростков и воспитанию (13–18 лет)Несомненно, что для большинства семей подростковые годы представляют собой проблему как для родителей, так и для детей. Среднюю школу не вспоминают с любовью большинство ее учеников. Часто это чревато пугающими изменениями тела, издевательствами со стороны сверстников и новым всплеском независимости. Это приводит к пассивно-агрессивному поведению («Я сделаю это через минуту»), самосознанию («На что ты пялишься?») И неуверенности в себе («Я ни в чем не силен»). и / или чрезмерная самоуверенность («Ну, я думал, что смогу это сделать») и, конечно, капризность («Оставь меня в покое»). Одним из важных аспектов жизни подростка являются его студенческие годы.В это время он идет в институт и знакомится с новым. А также соблазны. Включая алкоголь и вечеринки. По законам США он может пробовать алкоголь только с 21 года. Однако поддельные идентификаторы теперь легко доступны для покупок в Интернете. Ваш подросток может купить их на сайтах id god и получить через пару дней. Будьте осторожны и так же. Средняя школа обычно лучше для большинства. Пришло время начать определять себя и реалистично размышлять о будущем. Ускоряется развитие навыков для подготовки к поступлению в колледж или по программам профессионального обучения, а таланты совершенствуются.Оттачиваются социальные навыки, и отношения приобретают более серьезный характер. Давление со стороны сверстников достигло максимума, и в сегодняшнем подростковом обществе существует больше заманчивых уклонений, чем когда-либо. В подростковом возрасте дети нуждаются в своих родителях больше, чем когда-либо. Исследования показывают, что в благоприятной семейной среде, включая веселые семейные занятия, открытое общение родителей и детей и поощрение к участию в позитивных внеклассных мероприятиях, подростки могут относительно легко ориентироваться в эти годы. .Эмоциональное развитие: 2-летниеТак трудно следить за взлетами и падениями двухлетнего ребенка. В один момент он сияющий и дружелюбный; в следующий он угрюмый и плачущий - и часто без видимой причины. Однако эти перепады настроения - всего лишь часть взросления. Они являются признаками эмоциональных изменений, которые происходят, когда ваш ребенок пытается взять под контроль действия, импульсы, чувства и свое тело. В этом возрасте ваш ребенок хочет исследовать мир и искать приключений.В результате он будет тратить большую часть своего времени на проверку лимитов - своих, ваших и своего окружения. К сожалению, ему все еще не хватает многих навыков, необходимых для безопасного выполнения всего, что ему нужно, и ему часто понадобится ваша защита. Когда он переступает предел и его тянут назад, он часто реагирует гневом и разочарованием, возможно, приступами гнева или угрюмой яростью. Он может даже нанести ответный удар, укусив или пнувшись. В этом возрасте он просто не может контролировать свои эмоциональные импульсы, поэтому его гнев и разочарование, как правило, внезапно проявляются в виде плача, ударов или крика.Это его единственный способ справиться с трудными жизненными реалиями. Он может даже действовать, непреднамеренно причиняя вред себе или другим. Все это часть двух. Сказали ли вам няни или родственники, что ваш ребенок никогда не ведет себя плохо, когда за ним ухаживают? Малыши нередко становятся ангелами, когда вас нет рядом, потому что они недостаточно доверяют этим другим людям, чтобы проверить свои возможности. Но с вами ваш малыш будет готов пробовать вещи, которые могут быть опасными или трудными, потому что он знает, что вы спасете его, если он попадет в беду. Какой бы образец протеста он ни разработал к концу первого года обучения, вероятно, он сохранится еще какое-то время. Например, когда вы собираетесь оставить его с натурщиком, он может рассердиться и устроить истерику в ожидании разлуки. Или он может скулить, или скулить и цепляться за вас. Или он просто мог стать подавленным и молчаливым. Каким бы ни было его поведение, постарайтесь не реагировать слишком остро, ругая или наказывая его. Лучшая тактика - заверить его перед уходом, что вы вернетесь, и, когда вы вернетесь, похвалить его за то, что он был таким терпеливым, пока вас не было.Утешайте его тем фактом, что к трем годам разлука станет намного проще. Чем увереннее и безопаснее себя чувствует ваш двухлетний ребенок, тем более независимым и хорошо себя ведет он. Вы можете помочь ему развить эти позитивные чувства, побудив его вести себя более зрело. Для этого постоянно устанавливайте разумные ограничения, которые позволяют ему исследовать и проявлять любопытство, но которые подводят черту к опасному или антиобщественному поведению. С этими рекомендациями он начнет понимать, что приемлемо, а что нет.Повторюсь, ключ - последовательность. Хвалите его каждый раз, когда он хорошо играет с другим ребенком, или когда он кормит, одевается или раздевается без вашей помощи, или когда вы помогаете ему начать задание, а он завершает его сам. По мере того, как вы это сделаете, он начнет получать удовольствие от этих достижений и от самого себя. По мере роста его самооценки он также будет формировать представление о себе как о человеке, который ведет себя определенным образом - способом, который вы поощряли - и негативное поведение исчезнет. Поскольку двухлетние дети обычно выражают широкий спектр эмоций, будьте готовы ко всему - от восторга до гнева.Однако вам следует проконсультироваться с педиатром, если ваш ребенок большую часть времени кажется очень пассивным или замкнутым, постоянно грустным или очень требовательным и неудовлетворенным. Это могут быть признаки депрессии, вызванной каким-то скрытым стрессом или биологическими проблемами. Если ваш врач подозревает депрессию, он, вероятно, направит вашего ребенка на консультацию к психиатру. Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств. .малышей (1-2 года) | CDC Информация для родителей CDC (дети от 4 до 11 лет) Информация о здоровом весе CDC. Основы физической активности молодежи CDC KidsQuest БАМ! Body and Mind Выберите мою тарелку - значок Kidsexternal. HealthyChildren.orgexternal icon Just in Time Parentingexternal icon (JITP) Let's Move-Kidsexternal icon Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA) StopBullying.govexternal icon Приложение "KnowBullying" SAMHSA: внешний значок Teens Healthexternal icon 25 веселых и увлекательных мероприятий для детей 2 летПоследнее обновление Обучение детей с помощью игр - лучший способ развить их двигательные навыки и тренировать как свое тело, так и ум. Это также может быть отличным способом улучшить коммуникативные навыки у детей, особенно когда они еще учатся говорить и самовыражаться. Итак, вот несколько фантастических занятий, которые понравятся вашим детям в полной мере. Видео: Веселые и увлекательные занятия для 2-летних
Также читайте: Мероприятия по избавлению от скуки для малышей Важность обучения через занятия для детейДля родителей участие в развитии малыша требует меньше усилий, но дает множество преимуществ. Вот некоторые преимущества развивающих занятий.
Развитие деятельностиВот некоторые из развивающих занятий для 2-летних: 1. Строительные блоки
Эта игра знакомит вашего ребенка с буквами и цифрами. Как это сделать: Дайте малышу набор разноцветных блоков, помеченных буквами или цифрами, и попросите его сложить их. Чему это учит?
2. Саймон говорит
Simon Says - это простая игра, которая надолго развлекает малышей, одновременно обучая их следовать инструкциям. Как это сделать:
Чему это учит? Также читайте: Занятия по развитию языка для детей ясельного возраста 3. Трассировка линии объекта
Трассировка линий объекта оказывается полезной при подготовке вашего ребенка к письму в дальнейшем. Как это сделать:
Чему это учит?
4. Все на борту
Это задание помогает развивать воображение и творческие способности вашего малыша. Как это сделать:
Чему это учит?
Также читайте: Лучшие мероприятия для развития общих моторных навыков у детей раннего возраста 5.Полоса препятствий
Это задание развивает у вашего ребенка многие полезные навыки. Как это сделать:
Чему это учит?
Образовательная и учебная деятельностьНекоторые образовательные и обучающие мероприятия дома для вашего 2-летнего ребенка могут быть: 1.Считать все
Для этого можно использовать предметы повседневного обихода. Как это сделать:
Чему это учит?
Также читайте: Самостоятельная деятельность, которую малыши могут делать хорошо 2.Разноцветные шары
Малыши обычно любят пинать, бросать и катать мячи. Итак, приобретите для своего малыша разноцветные шарики и позвольте ему поиграть. Как это сделать:
Чему это учит?
3.Раковина или поплавок
Это повышает научные знания вашего малыша. Как это сделать:
Чему это учит?
4.Цветовая сортировка
Это упражнение поможет воспитать любовь вашего малыша к цветам. Как это сделать:
Чему это учит?
5. Matching Game
Это задание может стать отличным средством обучения. Как это сделать:
Чему это учит?
Искусство и ремеслаВот список сенсорных занятий и поделок для 2-летнего ребенка: 1. Тесто для лепки
Тесто для лепки - это универсальное занятие для детей, которое доставляет часы увлекательного обучения Как это сделать:
Чему это учит?
2. Смешивание цветов
С помощью этого задания вы можете сделать цвета более приятными для вашего ребенка. Как это сделать:
Чему это учит?
3.Рисование пальцами
Грязное, но веселое занятие для детей! Как это сделать:
Чему это учит?
4.Бумага и клей
Это мероприятие одновременно познавательное и развлекательное. Как это сделать:
Чему это учит?
5.Поделки своими руками
Поделка своими руками - хорошее занятие для развития творческих способностей вашего малыша. Как это сделать:
Чему это учит?
Мероприятия в помещенииНекоторые развлекательные мероприятия для 2-летних дома, которые могут сохранить их интерес: 1. Противоположности
Это задание простое и не требует никаких материалов. Как это сделать:
Чему это учит?
2. Балансировка
Уравновешивающая активность может помешать большинству показателей роста и развития вашего малыша. Как это сделать:
Чему это учит? 3. Зигзаг
Это занятие развлечет вашего малыша и не потребует особых усилий Как это сделать:
Чему это учит? 4.Соломинки и чашки
Ваш малыш найдет это беззаботное занятие весело. Как это сделать:
Чему это учит?
5. Обидчивое действие
Это интересное занятие может быть как познавательным, так и увлекательным. Как это сделать:
Чему это учит?
Активный отдых на открытом воздухеВот некоторые полезные занятия на свежем воздухе, которые помогают в развитии вашего малыша: 1.Налив воды в чашки
В простоте всегда весело. Как это сделать:
Чему это учит?
2. Игра в песочнице
Игра в песочнице развлекает вашего ребенка на долгое время. Как это сделать:
Чему это учит?
3. Полив растений
С помощью этого занятия малыши могут развлечься своей любовью к играм с водой. Как это сделать:
Чему это учит?
4. Посадка семян
Это занятие помогает привить вашему ребенку любовь к природе. Как это сделать:
Чему это учит?
5.Мел тротуарный. малышей (2-3 года) | CDC Информация для родителей CDC (дети от 4 до 11 лет) Информация о здоровом весе CDC. Основы физической активности молодежи CDC KidsQuest БАМ! Body and Mind Выберите мою тарелку - значок Kidsexternal. HealthyChildren.orgexternal icon Just in Time Parentingexternal icon (JITP) Let's Move-Kidsexternal icon Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA) StopBullying.govexternal icon Приложение "KnowBullying" SAMHSA: внешний значок Teens Healthexternal icon |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |