О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Арт терапия в работе с детьми обучение


Арт терапия для взрослых и детей

12th Ноябрь , 2017

Как часто Вам приходится сталкиваться с трудностями в общении, когда трудно подобрать необходимые слова проблематично, а в мозгу постоянная бегущая строка из множества вариантов? Обычно подобное происходит в моменты сильного волнения или тревожности.

В такой ситуации может помочь арт-терапия. Вы можете не осознавать, что Ваши действия – это одно из направлений психологии, но одно Вы можете почувствовать точно – как отступают дурные мысли, в голове наступает ясность, и Вы каждой клеточкой начинаете ощущать гармонию и прилив сил.

В этом и заключается исцеляющая сила терапии творчества иначе называемой арт-терапии.

Что такое арт терапия и где она применяется

Сам термин был введен еще в 30-х годах прошлого века. Сделал это не врач, а художник, заметивший, что занятия  творчеством отвлекают людей от переживаемых событий и способствуют излечению. Подразумевается под арт-терапией заботу о здоровье человека средствами творчества.

Каждый из нас в детстве мог выразить себя в каком-либо виде творчества. Однако взрослея, многие теряют эту возможность, по разным причинам запрещая себе заниматься творчеством, тем самым блокируя для себя возможность эмоционального проявления, ограничивая свою жизнь. Вместе с тем, творчество позволяет созидать, приводит к высвобождению скрытых и дремлющих эмоций.

Выражение всего скопившегося в душе посредством творчества – самый безопасный и не причиняющий дискомфорта способ выплескивания накопившихся чувств. Именно поэтому арт-терапия по праву считается одним из самых безопасных методов, применяемых для снятия напряжения. Помимо этого, этот метод не имеет каких-либо противопоказаний или ограничений и может применяться как по отношению к детям, так и ко взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество, являющееся основой арт-терапии само по себе считается наиболее естественным способом оздоровления, связанным с преобразованием отрицательных эмоций в позитивные.

Занятия по специализированным методикам помогают почувствовать себя более уверенно, разобраться в себе и найти решение стоящей проблемы. Сам процесс творчества, обходя сознание, выплескивает наружу все глубинные, бессознательные проблемы, являющиеся первоисточником многих жизненных проблем. Человек получает возможность взглянуть на свои проблемы со стороны.

Сами по себе методы арт-терапии направлены на восстановление душевного равновесия, нежели на лечение. Направлений в ней так же много, как и в самом искусстве. Люди, получившие возможность заниматься творчеством, часто говорят о том, что их жизнь становится более интересной, спокойной и насыщенной красками.

Наверняка Вы знаете о том, что любая невысказанная мысль, а тем более обида, остаётся в душе, запуская механизмы саморазрушения изнутри. Именно поэтому необходимо время от времени снимать накопившийся груз, выплёскивая всё подсознательное на холст, в танец или музыку.

Такие встречи с искусством позволят Вам снова почувствовать себя легко и свободно, избавившись от мешающего груза. Выражая себя, создавая что-то новое, Вы находите гармонию в себе, чувствуя глубокую удовлетворенность.

Важно, чтобы Вам попался хороший профессионал

Такой человек никогда не будет оценивать или сравнивать работы, так как знает, что не каждый взрослый может решиться на занятия творчеством. Хороший специалист поможет Вам осознать смысл возникшей проблемы и найти возможный выход из сложившейся ситуации.

Но, за кажущейся простотой арт-терапии скрывается довольно глубокое содержание. Она может отлично дополнить терапию при лечении таких серьёзных заболеваний, как депрессии и неврозы, хорошо справится с повышенной тревожностью и стрессовой ситуацией.

Данная методика считается самой популярной на сегодняшний день у многих психологов. Можно сказать, что при занятии арт-терапией пациенты получают некий посыл от своего познания.

Методы арт терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арт терапия является самой древней методикой, а так же очень популярной, так как ей можно заниматься самим без помощи специалистов. Она помогает расслабиться, а так же снимает напряжение. В разных странах имеются свои виды арт-терапии для дошкольников, детей и взрослых.

Очень важно отметить, что данные методы не имеют каких-либо противопоказаний и ограничений. Ей может заниматься, как ребенок, так и взрослый. Она применяется так же в бизнесе, педагогики и конечно же социальной работе, помогая каждому человеку выражать свой внутренний мир через творчество.

Виды арт-терапии:

  • Классическая, она включает в себя не только рисование, но еще и лепку, живопись, фотографии;
  • Современная, имеет больший круг занятости. В нее входят оригами, песочная терапия, видеотерапия, аудиотерапия, маскотерапия, игротерапия и многое другое.

Техники арт-терапии применяется при достаточно тяжелом состоянии, это могут быть психологические травмы, кризисное состояние, стрессовые расстройства, нервные расстройства. Они помогают развить в человеке креативность мышления, а так же целостность его личности.

 

Данные терапевтические методики имеют высокую эффективность, как при работе со взрослыми, так и при работе с детьми. Они позволяют человеку не зависимо от возраста развивать внимание, мышление, а так же укрепить память.

Применять методики можно и в других видах терапии, системах образования и воспитания. Главное, что для этого не нужна никакая особая подготовка.

 

Основные возможности 

Обучение арт терапии не имеет цели создания из человека художника или же архитектора. В первую очередь оно направлено на устранение или же подавление психологических проблем. В данной терапии может принимать участие любой человек независимо от его возраста и социального статуса.

Арт терапия для взрослых помогает создавать личностные отношения между людьми. Через искусство человек может познать не только себя, но и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так же она позволяет познать окружающий мир. Через художественное творчество, рисунки человек может на холсте воплотить в жизнь свои эмоции, чувства, страхи. Это происходит само собой, на подсознательном уровне, и через это человек может узнать много нового о себе, а так же смотря рисунки других людей или детей, о них.

У обучающихся развиваются новые творческие возможности и раскрываются новые таланты.

Арт терапия является хорошим способом социальной адаптации, что на самом деле очень важно для людей-инвалидов. Ведь именно им чаще всего не хватает общения и внимания других людей. Данный вид терапии дает им хорошую возможность участвовать в жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арт терапия кризисных состояний

Арт-терапия – универсальное средство в работе с кризисными состояниями. Кризисы в условиях современности являются темой интересной для специалистов разных областей, не осталось в стороне и психология.

Возникновение кризисных состояний обусловлено совокупностью условий, сложившихся в разных областях жизни современного общества: экономическая, политическая нестабильность, социальные и экологические проблемы, потеря целей и смысла жизни.

Всё это вместе взятое достаточно активно входит в жизнь людей через новости, СМИ, события, интернет, провоцируя состояния напряжения, страха и одиночества.

 

Кризис с греческого переводится как «разделение дорог». Интересен перевод с китайского языка, здесь это слово несет в себе двойной смысл. Кризис состоит из двух иероглифов обозначающих «опасность» и «возможность».

В психологии кризис определяется как тяжелое состояние, возникающее по какой-либо внешней причине или вызванное внутренним изменением личности. Это состояние ещё можно описать так «как раньше не могу, а как по-новому не знаю».

Ситуации, вызывающие кризисные состояния делятся на:

1. стрессовые события (потеря близкого, травма, катастрофа, война, стихийное бедствие).
2. переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы)
3. переход на другой этап индивидуализации (экзистенциальные кризисы)

 

В основе арт-терапии кризисных состояний лежит процесс обращения к бессознательному клиента через творчество, в процессе которого создаётся пространство безопасное для выражения, чувств, эмоций и состояний.

Переживая трудную ситуацию, человек не произвольно начинает рисовать каракули, линии, фигуры на листе. Этот способ справится со стрессом затем лег в основу многих техник арт-терапии, одна из них – «Каракули Винникотта». Такие каракули, нарисованные без участия сознания, помогают вынести вовне внутренние переживания, освободится от эмоций и переживаний.

Ниже представлены несколько наиболее простых и распространенных техник арт-терапии, которые помогут справится с кризисным состоянием:

1. Рисунок — самая распространенная и известная техника арт-терапии

В арт-терапии не важна художественная красота результата работы, поэтому используются простые материалы: гуашь, акварель, пастельные карандаши, акварельные карандаши.

Выбор материала для рисования зависит от того в каком состоянии пришёл человек.

Гуашь может более яркие насыщенные густые цвета – могут быть полезны для выхода из депрессии.

Пастельные мелки – для быстрых, диагностических рисунков или для рисования тех же каракуль. Материал пастельных мелков мягкий, яркий, позволяет цветам смешиваться друг с дружкой и не раздражает скрипом по бумаге, в отличие от восковых.

А если по каким-то причинам на данный момент человек не хочет ярких цветов, то можно начать с акварели, более мягких, нежных тонов.

2. Коллаж

Техника исполнения коллажа проста. Для него потребуются журналы, газеты, фотографии, цветная бумага, ножницы и лист, который будет служить основой.

Размер листа подбирается индивидуально и это тоже важно А3, А4 или А5 выберет человек. Коллаж не требует умения рисовать, поэтому это проще, чем рисунок, но информации о внутреннем состоянии человека и о его проблемах выдаёт столько же.

3. Маскотерапия

Маски рисуют на листе или изготавливают из папье-маше, а потом раскрашивают и украшают. Какой бы ни был исходный материал, маска всегда может многое рассказать о её обладателе, о том какой он, какие чувства испытывает, в каких обстоятельствах находится.

У маски есть ещё одно прекрасное свойство – её можно снять или поменять на другую.
Какие техники использовать при работе с каждым видом кризиса, как отличать их друг от друга, как выбрать подходящий материал для работы, чтобы арт-терапевтическая работа принесла положительный эффект, как интерпретировать рисунки, коллажи и прочие результаты работы, а также как вести арт-терапевтический процесс — всё это вы узнаете в курсе «Арт-терапия кризисных состояний».

Особенности использования арт терапии в коррекционной работе

Занятия любым видом творчества, когда раскрывается мир фантазии,  это не просто способ открытия талантов, но и метод коррекции, который зародился в Западной Европе. Он направлен на достижение одной цели – адаптация в обществе и развитие детей, имеющих проблемы в развитии, средствами изобразительного и других видов искусства.

Совокупность методик, применяемых в арт терапии для дошкольников и учащихся при лечении и коррекции разнообразных проблем  и отклонений у ребенка, помогает стимулировать художественные творческие детские проявления, что, в свою очередь, и делает возможным осуществление коррекции выявленных нарушений и отклонений в психических процессах и развитии.

Как правило, применяют такие виды занятий, как:

  • Занятия с элементами физических упражнений;
  • Танцевальные занятия и занятия с элементами танца;
  • Занятия с вдыханием благовоний;
  • Чтение сказок и т.д.

Отличительной особенностью является и то, что метод арт терапии не имеет противопоказаний и ограничений. Если у Вашего ребенка наблюдаются частые конфликты, кризисы, невротические расстройства, или психосоматические расстройства, она позволит ему выйти из этого состояния. Особенно обоснован метод с детьми, которые не могут выразить свое эмоциональное состояние при помощи слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если у ребенка по каким-либо причинам возникают проблемы с вербальным общением, то в таком случае арт терапия в работе с детьми – одно из наилучших решений для избавления от проблем и переживаний. Для детей с хорошим уровнем развития вербального общения ее средства могут стать более выразительным вторым «языком».

Большинство детей затрудняются в выражении своих проблем и возможность высказаться средствами искусства для них – это наиболее естественный выход.

Методики арт терапии помогают:

  • Дать выход накопившимся негативным эмоциям ребенка через опредмечивание аффекта;
  • Упростить процесс лечения, ведь средствами искусства легче выражаются скрытые конфликты и переживания;
  • Узнать больше о ребенке через интерпретацию его работ;
  • Установить эмоциональную связь между специалистом и ребенком, благодаря преодолению барьеров в общении;
  • Осознать свои чувства и переживания ребенку;
  • Добиться повышения самооценки и развития художественных навыков;
  • Получить удовлетворение от деятельности, приведшей к раскрытию таланта;
  • Добиться развития уровня саморегуляции, ведь для достижения цели ребенок должен планировать и регулировать свою деятельность.

 

 

С помощью занятия творчеством происходит реконструкция травмирующей ситуации и выведение переживаний из внутреннего мира во внешнюю среду через продукт художественной деятельности. В процессе работы создаются и накопляются положительные эмоции и переживания, ребенок самовыражается и удовлетворяет свои творческие потребности.

Арт терапия подходит для любого возраста, для людей с любым уровнем развития художественных навыков.

Общение символами изобразительного искусства позволяет более точно выразить то, о чем не всегда возможно сказать словами, изменить угол зрения и найти решение.

При этом занятия, направленные на сам процесс, а не на его результат, вызывают положительные эмоции и помогают снять усталость, тревожность, преодолеть страхи и апатию. Ребенок получает возможность свободного самовыражения и разрядки, что способствует его расслаблению и успокоению.

Программы обучения арт терапии в ИПКиП МАПН

В нашем институте есть программа повышения квалификации «Основы арт-терапии в консультировании и групповой работе».

После прохождения всего курса участникам выдаются следующие документы:

Удостоверение о повышении квалификации на 120 часов при наличии среднего и/или высшего профессионального образования

Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования.

В ходе терапевтических упражнений люди начинают более лучше чувствовать друг друга и понимать, а так же каждый человек начинает чувствовать и понимать свою уникальность. 

Результат от проведения данной терапии приятно удивит вас и ваших окружающих, а так же возможно вдохновит вас на новые творческие решения, которые в свою очередь могут принести плоды вам и вашему предприятию или же семье.


Арт-педагогика и арт-терапия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями


Эффективность арт-терапии заключается в том, что творческая деятельность снимает барьеры перед познавательной активностью детей с трудностями в обучении. Арт-терапевтические техники помогают адаптации, предлагая для этого многогранный культурный контекст, ресурсный для развития личности ребёнка.

Цель программы - обогащение профессиональной компетентности в области арт-терапии и арт-педагогики педагогов, психологов и других специалистов, работающих в учреждениях социальной сферы, оказывающих образовательные и иные услуги в развитии, социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

  • Познакомить слушателей с различными концепциями, методами и техниками арт-терапии и арт-педагогики;
  • Сформировать у слушателей представления о круге психолого-педагогических задач, для решения которых релевантно применение методов и техник арт-педагогики и арт-терапии;
  • Развить у слушателей практические умения индивидуальной и групповой работы средствами арт-технологий в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями

Категория слушателей: педагоги-психологи, педагоги, дефектологи.

Программа "Арт-педагогика и арт-терапия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" раскрывает содержание коррекционной работы средствами искусства. В процессе обучения Вы познакомитесь с широким спектром психокоррекционной работы средствами искусства: музыкотерапия, изотерапия, драмтерапия, вокалотерапия, кинезитерапия, библиотерапия.

Программа "Арт-педагогика и арт-терапия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" направлена на обучение педагогов, психологов, дефектологов использованию средств искусства в развитии, гармонизации личности ребенка с ОВЗ и его социальной адаптации, а также в профилактических и коррекционно-развивающих целях.

Слушатели освоят понятийный аппарат арт-терапии и арт-педагогики, сопоставят технологии развивающей работы, ознакомятся с принципами, методами, формой, содержанием и подходами к формированию основ художественной культуры у детей с ОВЗ в специальных дошкольных и школьных учреждениях. Рассматриваются конкретные техники, игры и упражнения арт-терапевтического направления в коррекционной работе с детьми, имеющими определенные нарушения (нарушение слуха, ЗПР, РДА, УО, речевые нарушения).

АРТ-ТЕРАПИЯ ГЛАВНАЯ - Институт Психотерапии и Клинической Психологии "ИПиКП"

О НАПРАВЛЕНИИ

Программа предназначена для психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, социальных работников и всех желающих расширить свои знания, познать себя.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг.

Направления Арт-терапии (артпсихология) соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача Арт-терапии.

В форме увлекательных, естественных заданий по самовыражению на свет выходит наше внутреннее «Я».

Ненавязчиво и легко Арт-терапия показывает все скрытые конфликты, страхи, переживания и положительно на них влияет. В творчестве заложен огромный целительный потенциал, который служит интеллектуальному и эмоциональному развитию.

«Когда творчество приносит удовлетворение, творческая энергия становится надежной опорой, дающей силы; а в трудные моменты жизни она приносит нам здоровье»

Адриан Хилл, художник, основатель направления

Арт-терапия помогает раскрыть и гармонизировать личность, увидеть в себе и в других людях новые грани. Метод Арт-терапии доступен любому человеку вне зависимости от его талантов и умений. Чтобы ощутить на себе положительное влияние Арт-терапии, не обязательно быть профессиональным художником или писателем.
Уникальность Арт-терапии:
  • Метод не имеет ограничений и противопоказаний.
  • Используется в работе с любой проблематикой, в педагогике и бизнесе.
  • Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние в рисунке, мелодии, звуке, движении, лепке и любом другом творчестве для исследования собственной личности.
  • Арт-терапия безопасно и легко выявляет и позитивно трансформирует все скрытые конфликты, страхи, переживания.
  • Один из способов заявить о себе как о творческой личности.

цели, особенности применения, техники, приемы

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

Арт-терапия: особенности работы с детьми

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

увлекательные техники – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.

Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.

Простые советы

  • Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат.
  • Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь. 
  • Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Изотерапия

Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.

  • Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
  • Монотипия — это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
  • Рисование на стекле. Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.

  • Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

  • Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами. 

Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.

  • Жидкий акрил или «Fluid Art» — это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.

  • Алкогольные (спиртовые) чернила — это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию.

Цветной мир. Пособие для детей 5-6 лет.

Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе», в котором представлена уникальная система развития школьно — значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия позволят дошкольнику получить более полное представление о цветах и их сочетаниях, познакомят с приемами смешивания цветов, а также потренируют в нахождении геометрических фигур в сложном рисунке. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Текст в пособии предназначен для чтения взрослыми детям.

Купить

Песочная терапия

Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.

Танцевальная терапия

Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.

Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности. 
Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам. 

Музыкальная терапия

На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.

При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.


Коллаж

Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста. А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать. 

Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе. 

Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.

упражнения, занятия для разного возраста

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности. Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Арт-терапия для детей | В помощь детям арт-терапия

Арт-терапия для детей может предоставить детям более легкий способ самовыражения, поскольку дети более артистичны и креативны. Маленькому ребенку, вероятно, будет удобнее первоначально выражать себя с помощью некоторых мелков и фломастеров, например, чем ему / ей будет легче выражать эмоции и чувства с помощью слов.

Формат вопросов и ответов может быть устрашающим и пугающим для ребенка, особенно когда ему приходится пытаться объясниться, используя свой и без того ограниченный словарный запас.Из-за этого арт-терапия для детей может быть гораздо более жизнеспособным решением для общения, чем просто разговор и разговоры о вещах. Это может быть особенно актуально, когда речь идет о детях и травматических событиях.

Если ребенок переживает что-то трагическое, это событие обычно скрывается в его подсознании, где оно влияет на него в будущем. Детям непросто говорить о таких вещах, особенно когда в игре есть глубоко укоренившиеся эмоциональные проблемы. С помощью арт-терапии дети могут помочь вывести эти подавленные эмоции на поверхность , чтобы арт-терапевт мог сосредоточиться на излечении детской проблемы (проблем).

Работает ли арт-терапия для детей?

Арт-терапию и детей можно комбинировать для оказания помощи различными способами, включая, помимо прочего, следующие:

  • Арт-терапия при психических проблемах у детей
  • Арт-терапия и детское горе и / или потеря .Может помочь детям рассказать о смерти мамы, папы или брата или сестры, например
  • Арт-терапия для детей, потерявших близких , и / или ребенка, страдающего тяжелой утратой
  • Арт-терапия для детей с нарушением обучаемости
  • Арт-терапия поможет детям с эмоциональными проблемами
  • Арт-терапия может помочь детям с их познавательными способностями
  • Арт-терапия может помочь ребенку или детям с жестоким обращением, помогая им рассказать о физическом или сексуальном насилии
  • Арт-терапия и дети, больные раком… может ли он помочь ребенку
  • Арт-терапия Лечение шизофрении у детей

Это лишь некоторые аспекты, в которых арт-терапия может помочь детям.Арт-терапия также может помочь ребенку в достижении лучшего самосознания, избавлении от стресса или беспокойства, расстройств обучения, аутизма и других травмирующих переживаний.

Через арт-терапию дети получают лечение, основанное на их сильных и слабых сторонах, интересах и проблемах. Он может помочь детям всех возрастов и рас.

Как видите, арт-терапия может помочь детям разными способами. Некоторые способы могут быть более подходящими, чем другие, и в будущих публикациях я немного более глубоко исследую, как арт-терапия может помочь с некоторыми из более конкретных примеров, перечисленных выше.Если вы считаете, что у вашего ребенка серьезные проблемы, которым вы хотели бы помочь с помощью арт-терапии, я бы обратился к сертифицированному арт-терапевту рядом с вами (извините, у меня еще нет готового списка, следите за обновлениями, поскольку я работаю над национальный / международный справочник арт-терапевтов).

.

Дети - Американская ассоциация арт-терапии

Спросите меня о чем угодно! С участием доктора Шерил Доби-Коупленд

6 марта 2019 г. | #WeAreArtTherapists

Шерил Доби-Коупленд, доктор философии, ATR-BC, LPC, LMFT, HLM присоединяется к нам в Национальном офисе AATA, чтобы ответить на ваши вопросы и рассказать о своих взглядах на практику арт-терапии, преодоление разнообразия, работу с травмами и Больше.

Студенческая художественная галерея в международном аэропорту Майами распространяет информацию о роли арт-терапии в государственных школах

8 ноября 2018 г. | Дети | Образование

Арт-терапевты, приехавшие со всего мира в Майами на 49-ю ежегодную конференцию Американской ассоциации арт-терапии, были тепло встречены, начиная с их прибытия в международный аэропорт Майами (MIA).Помимо рекламного щита и вывесок в аэропорту, приветствующих посетителей, МВД разместило галерею произведений искусства студентов отделения клинической арт-терапии государственной школы округа Майами-Дейд.

Итоги месяца психического здоровья 2018 г.

Автор: Клара Кин | 31 мая 2018 г. | Дети | События

С 1949 года в Америке май считается месяцем осведомленности о психическом здоровье. Каждый год как нация мы удваиваем усилия по борьбе со стигмой и просвещаем общественность, поддерживаем тех, кто борется с психическими заболеваниями, и продвигаем политику, основанную на лечении и методах, основанных на фактических данных.

Голоса арт-терапии: психическое здоровье детей

Клара Кин | 10 мая 2018 г. | Дети | Травма | #WeAreArtTherapists

В честь Национального дня распространения информации о психическом здоровье детей 10 мая 2018 г. мы делимся историями, написанными арт-терапевтами, работающими с детьми и подростками. Процесс создания искусства позволяет выражать себя без слов, помогает установить безопасность, создает возможности для совладания с собой и предлагает способ управлять чувствами, мыслями и переживаниями для будущих исследований и понимания.

Ценить специализированный вспомогательный персонал: вот что это значит для арт-терапевтов

Автор Лида Сандерленд | 19 апреля 2018 г. | Адвокация | Дети | Образование | #WeAreArtTherapists

16–20 апреля 2018 г. проходит Неделя признательности специалистам по обучению персонала (SISP)! Ознакомьтесь с Резолюцией Конгресса (H. Res. 823), представленной 12 апреля в честь арт-терапевтов и других коллег из SISP в течение этой специальной недели.

Хорошее искусство: плохой город

Автор: Лиз ДеллиКарпини | 22 февраля 2018 г. | Дети | Сообщество

Стремясь укрепить межличностные и институциональные ресурсы, доступные для молодежи, вовлеченной в систему ювенальной юстиции, Школа визуальных искусств (SVA) MPS в программе арт-терапии сформировала партнерство с Artistic Noise, независимой некоммерческой организацией, которая « существует, чтобы предоставить свободу и силу творческой деятельности молодым людям, находящимся в заключении, на испытательном сроке или иным образом вовлеченным в систему правосудия »(« Artistic Noise », 2018).

Как изображения и искусство помогают психическому здоровью детей: объясняет иллюстратор и арт-терапевт

Клара Кин | 6 июля 2017 г. | Дети

Джиора Карми - арт-терапевт и иллюстратор детских книг и других жанров. AATA взяла у него интервью о его опыте работы с детьми как с клиентами арт-терапии, так и с потребителями детских книг. В следующем интервью Карми обсудил свою книгу «Круг друзей» (Carmi, 2003) в контексте того, как дети могут научиться сочувствию через образы, и поделился своим опытом работы с детьми в арт-терапии.

Выставка молодежного искусства в Организации Объединенных Наций: образы идентичности, дома и культурного обмена

Автор: Клара Кин | 29 июня 2017 г. | Дети | События | International

AATA сердечно поздравляет Эйлин П. МакГанн, ATR-BC, LCAT, директора и основателя программы Arts and Creative Therapies в MercyFirst, одном из ведущих некоммерческих агентств по обслуживанию людей в Нью-Йорке, за ее работу по координации недавней молодежи художественная выставка «Надежда не знает границ: детское искусство сострадания и интеграции» в Организации Объединенных Наций.

Эксперт по арт-терапии в школе объясняет, как арт-терапия помогает детям осознать бесчувственное

Клара Кин | 11 мая 2017 г. | Дети | Education

В течение мая, начиная с мероприятия, посвященного Национальному дню осведомленности о психическом здоровье детей с Управлением служб наркозависимости и психического здоровья (SAMHSA), AATA освещает темы, связанные с психическим здоровьем детей в арт-терапии сегодня.

Следующая глава: Измененная группа по созданию книг для педиатрической BMT / онкологии

Аббиен Кроули Чуччи и Хоуп Хеффнер | 18 ноября 2015 г. | Здравоохранение | Дети

Диагноз серьезного заболевания часто меняет жизнь.Если дать ребенку известие о болезни, оно может быть неописуемым. История надежды, которую родители написали для своего ребенка, может быть нарушена несколькими словами. Родители и опекуны могут задать себе вопрос: что дальше? Участие в лечении или возвращение в больницу может казаться новой главой в пугающей и печальной истории. Разлучение с семьей, финансовое напряжение и недостаток сна способствуют стрессу воспитателя, в то время как ребенок терпит уколы иглой и операции; беспомощность и безнадежность могут угрожать подавлением.Таким образом, была признана необходимость в уникальной и доступной, но не опасной терапевтической поддержке для лиц, осуществляющих уход.

.

Курс арт-терапии | Онлайн-обучение в 10 аккредитованных модулях

Исследовать

Поиск

Центр передового опыта

.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для детей: как это работает

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) - это метод разговорной терапии, который может помочь людям всех возрастов, включая детей младшего и подросткового возраста. КПТ фокусируется на том, как мысли и эмоции влияют на поведение. Чтобы получить пользу от КПТ, вашему ребенку не обязательно иметь диагностированное психическое заболевание.

Терапия обычно включает согласованную цель и определенное количество сеансов. Психотерапевт поможет вашему ребенку научиться заменять негативные стереотипы мышления более продуктивными.С помощью ролевых игр и других методов ваш ребенок может практиковать альтернативные способы справляться со стрессовыми ситуациями.

Мы узнаем, что вам нужно знать о КПТ для детей, а также узнаем, как найти квалифицированного терапевта.

КПТ - это форма разговорной терапии, призванная помочь людям распознать бесполезные мысли и поведение и узнать, как их изменить. Терапия фокусируется на настоящем и будущем, а не на прошлом.

Хотя КПТ не предназначена для «лечения» таких состояний, как СДВГ, ее можно использовать в качестве дополнения к другим методам лечения и для облегчения определенных симптомов.

CBT для детей имеет практическое повседневное применение. Эта терапия может помочь вашему ребенку понять негативность его образа мышления и научиться заменять его более позитивным. Открытие новых взглядов на вещи помогает ребенку научиться реагировать по-другому и улучшать, а не ухудшать стрессовые ситуации.

Этот вид терапии может дать вашему ребенку реалистичные стратегии улучшения своей жизни здесь и сейчас. Как только эти стратегии войдут в привычку, новые навыки могут следовать им на протяжении всей их жизни.

КПТ может помочь детям научиться контролировать:

  • саморазрушающие мысли
  • импульсивность
  • неповиновение
  • истерики

Замена негативных реакций на:

  • улучшенное самооценку
  • новые механизмы преодоления
  • проблема- навыки решения
  • больше самоконтроля

Обычно родитель или опекун, ребенок и терапевт обсуждают цели и разрабатывают план лечения.

CBT предполагает структурированный подход к решению проблем за определенное количество сеансов.Это может быть от шести занятий до 20 и более, в зависимости от ребенка и конкретных целей.

Хотя когнитивно-поведенческая терапия - это разновидность разговорной терапии, это гораздо больше, чем просто разговор. Терапевт будет работать, чтобы дать вашему ребенку осязаемые способы взять под контроль и расширить свои возможности. Они научат навыкам, которые можно сразу применить на практике.

Ваш ребенок может пройти КПТ отдельно или в сочетании с лекарствами или любыми другими видами лечения, которые могут ему понадобиться. План лечения может быть адаптирован с учетом культурных или региональных различий.

Техники КПТ

  • Игровая терапия . Искусство и ремесла, куклы и марионетки или ролевые игры используются, чтобы помочь ребенку решать проблемы и находить решения. Это также поможет удержать детей младшего возраста в занятии.
  • КПТ, сфокусированная на травмах. Этот метод применяется для лечения детей, пострадавших от травм, в том числе стихийных бедствий. Терапевт сосредоточится на поведенческих и когнитивных проблемах, непосредственно связанных с травмой, которую пережил ребенок.
  • Моделирование. Терапевт может разыграть пример желаемого поведения, например, как реагировать на обидчика, и попросить ребенка сделать то же самое или продемонстрировать другие примеры.
  • Реструктуризация. Этот метод позволяет ребенку научиться воспринимать отрицательный мыслительный процесс и переключать его на лучший. Например: «Я воняю футболом. Я полный неудачник », может превратиться в« Я не лучший футболист, но я хорош во многих других вещах ».
  • Экспозиция. Терапевт медленно знакомит ребенка с вещами, вызывающими тревогу.

Независимо от техники, CBT может проводиться несколькими способами, например:

  • Индивидуально. Сеансы включают только ребенка и терапевта.
  • Родитель-ребенок. Терапевт работает с ребенком и родителями вместе, обучая их особым родительским навыкам, чтобы их дети могли максимально использовать КПТ.
  • На семейной основе. В сеансах могут участвовать родители, братья и сестры или другие люди, близкие к ребенку.
  • Группа. Включает ребенка, терапевта и других детей, которые сталкиваются с такими же или похожими проблемами.

Для получения КПТ вашему ребенку не обязательно иметь диагностированное психическое заболевание. Но он может быть весьма эффективным при определенных условиях, таких как:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Детям с СДВГ может быть трудно сидеть на месте и они могут проявлять импульсивное поведение. Хотя существуют лекарства для лечения этого расстройства, иногда они не являются первым или единственным вариантом лечения.

Даже при приеме лекарств у некоторых детей симптомы не проходят. Исследования показывают, что для некоторых подростков добавление КПТ работает лучше, чем одно лекарство.

Тревога и расстройства настроения

Было показано, что КПТ является эффективным средством лечения детей и подростков с тревожными расстройствами и расстройствами настроения.

Обзор 2015 года выявил «существенную поддержку» КПТ как эффективного лечения первой линии для детей с тревожными расстройствами.

Родители тоже могут сыграть свою роль.Исследование 2010 года показало, что КПТ с активным участием родителей показала себя многообещающим в качестве эффективной терапии для людей в возрасте от 3 до 7 лет с тревогой. В исследовании участвовало всего 37 детей, но они показали значительное улучшение в среднем за 8,3 сеанса лечения.

Тревога, связанная с расстройством аутистического спектра

Многие подростки с расстройством аутистического спектра с высоким уровнем функционирования страдают тревожностью. В исследовании 2015 года программа КПТ была разработана для детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра и клинической тревожностью.Программа была сосредоточена на:

  • воздействии
  • вызове иррациональных убеждениях
  • поведенческой поддержке, оказываемой опекунами
  • элементах лечения, специфичных для расстройства аутистического спектра

В небольшом исследовании участвовали только 33 ребенка в возрасте от 11 до 15 лет. Родители сообщили о положительном влиянии КПТ на выраженность тревожных симптомов.

Травма и посттравматическое стрессовое расстройство

КПТ - это лечение первой линии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей и подростков, которое, как было показано, имеет краткосрочные и долгосрочные преимущества.

Обзор 2011 года выявил значительные улучшения при контрольном наблюдении через 18 месяцев и через 4 года. Было обнаружено, что КПТ эффективна при остром и хроническом посттравматическом стрессовом стрессе после ряда травм, даже для маленьких детей.

КПТ также может быть полезен при лечении:

Объяснение идеи КПТ детям младшего возраста должно происходить простым языком. Чтобы упростить задачу, некоторые терапевты используют рабочие листы, чтобы помочь детям визуализировать определенные концепции.

Например, на рабочем листе могут быть рисунки с пустыми пузырями мыслей, которые ребенок должен заполнить.Терапевт может спросить ребенка, о чем думает человек на картинке. Рабочие листы могут включать знаки остановки, чтобы помочь ребенку распознать признаки того, что он вот-вот потеряет контроль.

Рабочие листы могут помочь детям и подросткам понять, как связаны мысли, чувства и действия. С помощью этих рабочих листов они могут закрепить то, что они узнали. КПТ для детей также может включать в себя планировщики, контрольные списки или таблицу вознаграждений, чтобы помочь детям запоминать и выполнять задания.

КПТ - это основанная на фактах практика, показавшая свою эффективность при решении множества проблем.

Мета-анализ показывает, что до 60 процентов молодых людей, получавших КПТ от тревожных расстройств, выздоравливают со значительным уменьшением симптомов после лечения. Последующие исследования детей, проходящих лечение в местных психиатрических клиниках, показывают, что такие показатели выздоровления, вероятно, сохранятся через 4 года после лечения.

Исследования показывают, что у многих подростков с СДВГ, получавших КПТ, выраженность симптомов значительно снизилась.

Среди детей с посттравматическим стрессовым расстройством, которые получают индивидуальную когнитивно-поведенческую терапию, ориентированную на травму, может наблюдаться значительное улучшение симптомов посттравматического стрессового расстройства, депрессии и тревоги.В одном исследовании 92 процента участников больше не соответствовали критериям посттравматического стрессового расстройства после КПТ. Этот прирост все еще наблюдался при 6-месячном наблюдении.

Хотя есть много терапевтов, обученных когнитивно-поведенческой терапии, важно искать того, кто имеет опыт работы с детьми. Вот некоторые вещи, на которые следует обратить внимание:

  • Учетные данные. Найдите лицензированного консультанта, семейного терапевта, клинического социального работника, психолога или психиатра. Лицензия означает, что профессионал выполнил юридические стандарты для практики в вашем штате.
  • Опыт. Найдите специалиста, который работал с детьми или подростками.
  • Прозрачность. Найдите специалиста, готового сформулировать цели и предложить план лечения после первоначальной оценки или сеанса с вами и вашим ребенком.
советы по поиску квалифицированного специалиста по психическому здоровью

Вот несколько способов найти специалистов в области психического здоровья, имеющих опыт КПТ для детей:

  • Попросите вашего семейного врача или педиатра направить к квалифицированному специалисту КПТ.
  • Позвоните в местные университеты, психиатрические отделения медицинских школ или в больницы для получения направления.
  • Спросите родственников и друзей, которые использовали КПТ.
  • Спросите у своей страховой компании список квалифицированных поставщиков CBT, которые входят в сеть или будут частью вашего покрытия.

Посетите эти веб-сайты, чтобы найти списки квалифицированных специалистов в вашем регионе:

КПТ может помочь детям понять, как мысли и эмоции влияют на поведение и как изменение их мыслей и эмоций может изменить это поведение и то, как они себя чувствуют.

КПТ - это безопасная и эффективная терапия, которая может помочь детям с широким спектром заболеваний и проблем.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.