|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Семейное воспитание детей с дизартриейКонсультация для родителей «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» НРМ ДОБУ "ЦРР-Д/С "ТЕРЕМОК" Консультация для родителей «Семейное воспитание детей с нарушениями речи»
Подготовила: тьютор (учитель-логопед) Бурова С.И. Содержание Ι. Особенности семьи, имеющей ребёнка с нарушениями речи………………………………… 1.1.Роль семьи в развитии ребёнка………………………………………………………………... 1.2. Семья, имеющая ребёнка с речевой патологией…………………………………………...... 1.3. Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка…………………………………... Библиография…………………………………………………………………………………...… Актуальность данной темы на сегодняшний день очень велика, так как семей, имеющих детей с речевыми отклонениями немало. Цель: Развитие положительных детско- родительских отношений в семьях, имеющих ребёнка с речевыми нарушениями. Задачи: - проанализировать данную тему в трудах отечественных и зарубежных психологов; - определить роль семьи в развитии ребёнка; - привлечь семью к адекватному участию в коррекции речевого развития ребёнка. Структура: В данной работе рассматривается влияние семейного воспитания на развитие детей с речевыми нарушениями, представленное в отечественной и зарубежной психологии. Приводятся данные о неадекватной и противоречивой позиции родителей по отношению к своим аномальным детям. Отмечается, что родители аномальных детей, с одной стороны, инвалидизируют ребёнка, сопротивляются обретению им свободы и независимости, с другой - они желают более быстрого развития ребёнка, преодоления социальных последствий дефекта. Родители болезненно воспринимают все неудачи ребёнка в обучении и в общении с окружающими. Активное привлечение родителей к работе со своим ребёнком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевать свои стрессовые состояния. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребёнка, так и для самих родителей. Ι. Особенности семьи, имеющей ребёнка с нарушениями речи 1.1.Роль семьи в развитии ребёнка Тесная взаимосвязь между эмоциональным статусом индивида, его социальными взаимоотношениями, с одной стороны, и особенностями его взаимодействия с матерью в детском возрасте- с другой, глубоко прослежена в концепции классического психоанализа З.Фрейда. Последователи бихевиористического подхода установили, что уровень эмоциональных связей младенца с матерью в значительной степени определяется тем, насколько часто образ матери ассоциируется ребёнком с процессом получения удовольствия и уменьшением дискомфорта. Впрочем, некоторыми психологами было установлено, что основное влияние на развитие личности оказывает вовсе не степень удовлетворения матерью биологических потребностей ребёнка, а тот ранний опыт эмоционального общения, который приобретается ребёнком (Э. Эриксон). В многочисленных трудах отечественных психологов отмечается, что для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт, оказывается возможным только в семье. В отечественной психологии установлено, что развитие ребёнка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно- эмоциональное общение ребёнка с матерью- первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. Всё дальнейшее развитие ребёнка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Наблюдение психологов свидетельствует о том, что потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования. Решающая роль в становлении и последующем развитии такой потребности принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего- близких взрослых. В рамках понимания семьи как системы рассматривает семейные отношения Э. Берн, определяя для каждого члена семьи свои роли и особенности влияния членов семьи друг на друга. Он определил три состояния «Я» личности: состояние Родителя, Взрослого и Ребёнка. Развитие состояний «Я» происходит в определённом порядке. После рождения ребёнка его восприятие сосредоточено на личных потребностях и комфорте. Почти сразу же появляется состояние «Я» Ребёнка. Следующим развивается состояние «Я» Родителя. Часто оно впервые наблюдается, когда маленький ребёнок играет в родителей, подражая их поведению. Состояние «Я» Взрослого развивается по мере того, как ребёнок старается осмыслить окружающий мир. К восьми годам у ребёнка развивается представление о своей ценности и о ценности окружающих. Он решает, что означает для него прошлый опыт и какие роли он собирается играть. Это приводит ребёнка к понятию психологических позиций относительно себя: «Я-хороший, Вы-хорошие», «Я-плохой, Вы-хорошие», «Я-хороший, Вы-плохие», «Я-плохой, Вы-плохие». На принятие той или иной психологической позиции ребёнком во многом оказывает влияние то, насколько утоляется жажда общения и признания ребёнка с помощью контактов. Обычно эта потребность удовлетворяется в каждодневных ухаживаниях родителей за ребёнком. Улыбка, кивок головы, слово, хмурый взгляд, жест заменяет ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребёнка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребёнка препятствуют его здоровому развитию. Через первые ощущения от положительных или отрицательных контактов маленькие дети начинают ловить сообщение о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе, по-видимому, остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Каждая личность имеет психологический сценарий, содержащий программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. В основе этого сценария лежат предписания, принятые ребёнком от родителей. Следует подчеркнуть, что современная психология достаточно определённо очерчивает временные рамки всех наиболее важных периодов развития индивида. Так, в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности. В этот период ребёнок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависит от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Ведущую роль при этом играют родители и другие близкие родственники. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребёнка школой социального общения. В этот период он должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, сформировать у себя позитивное самоощущение, что впоследствии послужит ребёнку опорой для приобретения нового жизненного опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Напротив, недостаток эмоционального общения лишает ребёнка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением. Поскольку взрослый начинает общаться с ребёнком, когда тот ещё не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребёнка в общении. Об этом убедительно пишет, в частности, М.И. Лисина, подчёркивая, что именно по примеру ребёнок в конце концов втягивается в эту деятельность. [2, с.41] Зарубежные исследователи обращают внимание на связь между тесными и тёплыми взаимоотношениями матери и ребёнка в младенчестве и большой самостоятельностью ребёнка в раннем детстве. Отмечаются также связь между дефицитом эмоционального контакта в младенчестве и агрессивностью в подростковом возрасте. По мнению ряда учёных, имеется положительная связь между отзывчивостью матери и познавательным развитием малыша. Э. Эриксон считает тесный контакт ребёнка с матерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время тёплого и доверительного отношения к другим. Включённый в эти отношения, ребёнок к концу первого полугодия уже оказывается в состоянии дифференцировать собственное «Я» от «не Я» матери. Этот период считается наиболее сензитивным в развитии отношений, получивших название «поведения привязанности». В исследованиях многих авторов, было показано, что в результате удалённости от семьи и постоянной смены людей, которые заботятся о ребёнке и к которым он привязывается, ребёнок начинает вести себя так, будто ни забота о нём, ни контакты с другими людьми не имеют для него никакого значения, со временем он доверяет окружающим всё меньше, у ребёнка развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Его контакты с другими людьми окрашены эмоциями агрессии и враждебности, ибо, не получая любви и тепла, ребёнок не может давать их людям. Зависимость самооценки взрослого человека от того, как в предшествующие периоды его оценивали значимые для него люди, в частности родители, описала Е.Т. Соколова. Она установила, что на уровень самооценки ощутимо влияет нарушение отношений в семье. Для детей, воспитывающихся в интернатах и детских домах, живущих неблагоприятных жизненных условиях, лишённых положительного эмоционального общения с родителями, характерно отрицательное отношение к себе и заниженная самооценка. Неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учёбе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены заниженной самооценкой. У таких детей наблюдается повышенный уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением. [4, с.102] 1.2. Семья, имеющая ребёнка с речевой патологией Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушением речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, маленькие дети обычно легко переносят заикание, а более старшие очень тяжело его переживают, т.к. осознают свой дефект. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребёнок стремиться к уединению. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с самого раннего возраста слышал правильную, отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Но не каждый ребёнок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико-артикуляционные связи. У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них развивается своевременно неправильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения. Дети с фонетико-фонематическими недостатками почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношений к своему дефекту. По этому критерию дети делятся на 2 группы: 1) болезненно относящиеся к своему речевому дефекту; 2) безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту. Причиной болезненного отношения к своему дефекту может быть: - сравнение своей речи с речью других детей; - насмешки детей над дефектом речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием; - укоры родителей и близких родственников и т.д. Причиной безболезненного отношения к своему речевому дефекту может быть: - неосознание своего дефекта; - отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребёнка; - попустительское отношение родителей к дефекту ребёнка. Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут и он им не мешает; либо родители считают, что речь- это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована ими для ребёнка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью. В любом случае на отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту. Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки» и т.п. Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект- это проявление индивидуальности. Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!». Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться и приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание). В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень не уверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект. Как известно, существуют и более тяжёлые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. Это такие дефекты, как алалия, анартрия, тяжёлые варианты дизартрии и т.д. Рождение ребёнка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, который возможно, реализует их неосуществлённые мечты. Однако близкие аномального ребёнка не имеют оснований надеяться на многое. Создаётся психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречие ещё более усугубляется в случае единственно возможного ребёнка в семье, когда его физический дефект может оцениваться родителями как крах всех упований. [4, с.104] Отмеченная психологическая ситуация, носящая подчас глубоко драматический характер, ставит вопрос о трансформации всех семейных отношений. Так, А.С. Спиваковская показала, что родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями развития, в частности с тяжёлыми речевыми нарушениями, отличается, неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребёнка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрешнему дню, к будущему ребёнка. Реакция родителей на тяжёлый речевой дефект ребёнка бывает обусловлена как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и особенностями личности. Индивидуумы, которые уже испытали или пережили какие-либо кризисы, лучше подготовлены к жизненным невзгодам, и им легче справиться с новой бедой- появлением аномального ребёнка. Однако для всех рождение аномального ребёнка в огромной степени изменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождается ожиданием нового человека, надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досады или озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношений, возможен уход активного межличностного взаимодействия. [3, с.36] Г.Г. Гузеевым была сформулирована модель поведения семьи в процессе медико-психологического консультирования, которая с достаточной степенью приближения может быть распространена на все виды консультирования семей с детьми с отклонениями в развитии различной этиологии. Всё многообразие реакций родителей на появление аномального ребёнка можно условно разделить на 4 основные фазы. Первая фаза характеризуется состоянием рассеянности, порой страха. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности при рождении ребёнка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребёнка, ощущение беспомощности. Сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами. Часто длительное заболевание ребёнка и последующая инвалидность, отсутствие эффекта от лечения, состояние безнадёжности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже разрушению семьи. Интересен в этом смысле вывод, к которому пришли сотрудники редакции английского журнала «Lanset» 1971 году. Они, в частности, утверждали, что при оценке состояния аномального ребёнка трудно решить вопрос, кто больше нуждается в медицинской помощи и лечении- мать ребёнка или сам ребёнок. Результатом такого состояния родителей часто является резкое падение самооценки. Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. В таких случаях требуется применение ряда психокоррекционных мероприятий, а затем уже следует проводить консультирование семьи. Нередко шоковое состояние родителей трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями как вторая фаза состояния семьи. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определённый уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребёнка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Другие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации. По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Трудно до конца оценить степень воздействия такого сильного потрясения. Травма может изменить взаимоотношения родителей с другими членами семьи и между собой. Наличие в семье аномального ребёнка отрицательно сказывается на её жизни и деятельности, приводит к дезорганизации и реорганизации роли родителей. Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции. Нередко такие переживания подавляют интерес к работе, к другим делам. Этот синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, их хронической фрустрации вследствие относительного отсутствия положительных изменений у ребёнка, неизменности его психического и физического дефекта. Четвёртая фаза – это самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребёнка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке. Большинство матерей, ухаживая за ребёнком с первых дней его жизни, любят его таким, какой он есть, за то, что он существует. Отец, напротив, прежде всего смотрит в будущее. Его больше интересует, каким вырастет его сын или дочь. При наличии тяжёлого речевого дефекта у ребёнка достижение успеха невозможно. Это приводит отца к разочарованию и, если он не видит никаких перспектив, а усилия жены направлены целиком на уход за больным ребёнком и она полностью поглощена своим горем, то будущее начинает видеться отцу беспросветным и он нередко уходит из семьи. Другие исследования показали, что отцы сильнее чем матери, чувствуют свою ущербность перед общественностью из-за очевидного дефекта у их ребёнка и испытывают опасения, что поведение аномального ребёнка сильно поразит окружающих. Так, например, у отцов детей с грубой речевой патологией было обнаружено тяжёлое депрессивное состояние, чувство неудовлетворённости, гнев и агрессивность по отношению к членам семьи. [1, с.15] Приводятся данные о неадекватной и противоречивой позиции родителей по отношению к своим аномальным детям. Отмечается, что родители аномальных детей, с одной стороны, инвалидизируют ребёнка, сопротивляются обретению им свободы и независимости, с другой- они желают более быстрого развития ребёнка, преодоления социальных последствий дефекта. Родители болезненно воспринимают все неудачи ребёнка в обучении и в общении с окружающими. 1.3. Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребёнка с самого начала опосредованы языком. Ребёнок с отставанием в развитии нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребёнку с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребёнка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением. Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребёнком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребёнка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремиться криком привлечь её внимание, наконец ему удаётся произнести звукосочетания, похожие на слово «неси» - и мать тут же берёт его на руки. Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребёнок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом. Как только ребёнок произнёс нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу. Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребёнка. С шести месяцев ребёнка следует учить соотнесению предмета с обозначающим его словом, т.е. постепенно развивать ситуативное понимание обращённой к нему речи. Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребёнка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребёнка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребёнка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной прежде всего на развитие моторики речи, коммуникативного поведения. На отношение родителей к речевому дефекту ребёнка влияют несколько обстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещённость в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребёнка), компетентность родителей в вопросах воспитания ребёнка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения и т.д. Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребёнка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Лечение ребёнка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребёнка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка. Так, при нарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс кормления. При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотр телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены. Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными и мифическими «пугалами». Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения. Активное привлечение родителей к работе со своим ребёнком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевать свои стрессовые состояния. В настоящее время важное значение придаётся также привлечению родителей к обучению своего ребёнка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребёнка, так и для самих родителей. [3, с.56]; [4, с.110] Библиография
Дизартрия у детейДизартрия у детей – нарушение речи, являющееся результатом органического поражения ЦНС. Основные признаки дизартрии проявляются в виде расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпа и интонации речи. Речевые нарушения, как правило, сопровождаются изменением моторики, сложностью в процессе жевания и глотания пищи. Дети, страдающие дизартрией, с трудом осваивают письмо. Они изменяют слова, пропуская, переставляя или производя замену букв; неверно употребляют предлоги и синтаксически выстраивают предложения. К тому для детей с дизартрией характерны такие психологические особенности, как нарушение функций психики (мышления, внимания, памяти) и эмоционально-волевых качеств личности. Все это негативно сказывается на освоении общеобразовательной программы, поэтому в некоторых случаях таким детям рекомендуется обучение в специальной школе. Причины дизартрииДизартрия у детей чаще всего возникает из-за поражения отдельных отделов головного мозга в перинатальный период по причине хронической гипоксии плода, различных внутриутробных инфекций, резус-конфликта, вредных привычек матери (алкоголь, курение, наркотики). Другой опасный для появления данного состояния возраст - младенчество и ранний дошкольный период. В это время дизартрия может развиться вследствие перенесенных инфекционных заболеваний. Формы дизартрииВ зависимости от локализации поражения участков головного мозга выделяются следующие формы дизартрии:
Лечение дизартрии у детейДля изживания дизартрии необходима комплексная коррекционно-лечебная работа. При этом ребенок должен наблюдаться у невропатолога, который прописывает медикаментозную терапию. С дизартриком обязательно занимается логопед, а родители закрепляют навыки и проводят рекомендуемые упражнения дома. Методы лечения следующие:
Вспомогательными средствами при лечении являются ЛФК, физиопроцедуры, дыхательная гимнастика. В последние годы с успехом применяются рефлексотерапия (иглоукалывание), гирудотерапия (лечение с помощью пиявок), иппотерапия (катание на лошадях и общение с животными). Во многом успешность лечения зависит от домашней обстановки и наличия заинтересованности в преодолении детского недуга у родителей. Семейное воспитание детей с дизартрией необходимо организовать таким образом, чтобы малыш пребывал в спокойной обстановке, между ним и близкими людьми следует создать атмосферу доверия и понимания. Ребенок с дизартрией особенно нуждается в подбадривании, похвале, а вот критика и недовольство осложняют процесс излечения.
Консультация (старшая группа) на тему: ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ – ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА консультация для родителейМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №26 «СВЕТЛЯЧОК»
ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ – ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА консультация для родителей
Подготовил: учитель-логопед I кв. категории Ефимова Анна Сергеевна
г.о. МЫТИЩИ п. ПИРОГОВО 2016 г. ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ – ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА (консультация для родителей)
Дизартрия у детей – расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением поступления нервных импульсов от головного мозга к языку, щекам, губам (иннервация речевого аппарата).
Типы расстройств при дизартрии у детей 1. Нарушение звукопроизношения, которое подразделяется на два варианта в зависимости от структуры дефекта: o Фонетический вариант – искажение звуков в произношении, но в восприятии звуки противопоставляются как фонемы. Т.е. ребенок произносит звук неверно, но понимает, какой звук должен быть на самом деле. o Фонематические нарушения – противопоставление фонем и искажение звуков — когда ребенок произносит звук неверно и не понимает, каким этот звук должен быть. 2. Нарушение артикуляции – проявляется в том, что объем артикуляционных движений ограничен или невозможен, страдают наиболее тонкие дифференцированные движения. Самым трудным является движение языка вверх, и оно страдает в первую очередь; затем нарушаются боковые движения языка, движение вниз, и меньше всего страдает движение языка вперед. Кроме изменений объема произвольных движений, нарушается динамика, быстрота движений в сторону замедления, затруднено переключение с одного движения на другое, что меняет и нарушает звукопроизносительную сторону речи, страдает точность артикуляционных движений. Повышенная истощаемость артикуляционных мышц приводит к тому, что к концу фразы речь ухудшается, становится невнятной. Слабость мышц приводит к нарушению произношения определенных звуков, требующих при произнесении определенной мышечной силы (смычные [Т], [Д], [К], [Г], губные [Б], [П]). При дизартрии нарушается иннервация речевого аппарата и мышечный тонус. Отличают повышение мышечного тонуса – спастичность. Снижение мышечного тонуса – гипотония или атония. Меняющийся характер тонуса – дистония.
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ При дизартрии у ребенка часто возникают непроизвольные движения, которые бывают трех видов: · Гиперкинезы – это движения, наблюдаемые в покое и усиливающиеся при выполнении произвольных движений. Они связаны с поражением подкорковых отделов мозга, проявляются на фоне изменения мышечного тонуса в виде отдельных, хаотичных, неритмичных движений. · Тремор – это ритмичные мелкие подергивания, которые наблюдаются на фоне низкого мышечного тонуса, как в покое, так и в произвольных движениях. · Синкинезии – это содружественные непроизвольные движения, которые не способствуют выполнению двигательной задачи, возникают только при выполнении произвольных движений.
ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ При дизартриях наблюдаются нарушения ощущения или восприятия движений, т.е. речевые кинестезии (например, когда ребенок не понимает, куда двигает рукой). Также характерны нарушения голоса (обычно он глухой, немодулированный), меняется высота голоса, отсутствует возможность произвольной регуляции силы голоса, иногда наблюдается спастическая дисфония (тонический голосовой спазм). Отличается парез или паралич мышц мягкого нёба. Это приводит к «носовому голосу». Кроме того, характерно расстройство речевого дыхания: укорочен речевой выдох, поэтому в момент речи возникает ощущение нехватки воздуха (судорожные вдохи, доборы воздуха), что ведет к нарушению плавности речи. Нарушены ритмические (соба’ка – соба’ки) и динамические (Лесни’к – лесники’) ударения – это грубо искажает речь. Для дизартрии характерно нарушение согласованности в работе мышц артикуляционного аппарата и голосообразования.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПРИ ДИЗАРТРИИ Дизартрия может наблюдаться при нормальном интеллекте, на фоне задержки психического развития и при умственной отсталости – олигофрении, тогда она имеет специфические особенности. Для детей с дизартрией характерны особенности психической деятельности. Например, дети с дизартрией по психической деятельности качественно отличаются от детей с дислалией. Эти отличия проявляются во всех сферах психической деятельности, но они очень тонкие по качеству — органический психосиндром. Он включает нарушения памяти, внимания, процесса возбуждения и торможения, эмоциональную неустойчивость, двигательную расторможенность (беспокойство), отставание в накапливании объема знаний. При дизартрии всегда имеет место неврологическая симптоматика. Для ребенка с дизартрией характерны специфические гностические расстройства: касается лицевой и артикуляционной мускулатуры, плохо воспринимает и дифференцирует прикосновения к определенным точкам лица и артикуляционного аппарата. При этом может наблюдаться снижение слуха.
Консультация на тему: Что нужно знать родителям о дизартрии у детей?Что нужно знать родителям о дизартрии у детей? Дизартрия является одним из самых распространённых речевых нарушений. К сожалению, в настоящее время в медицинских карточках наших детей всё чаще встречается такое логопедическое заключение, как дизартрия. Дизартрия – это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное нарушением иннервации органов речевого аппарата. Нарушение иннервации вследствие органического поражения центральной нервной систем. Термин "дизартрия" - неврологический, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию. Симптомы и признаки дизартрии у детей. Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов, Вы родители, можете увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:
Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. Причины дизартрии:
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: Коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико – грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Направления коррекционной работы. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной системы, поэтому первый блок это лечение, назначенное врачом – неврологом.
Никогда не ругайте ребенка за неудачи. Наоборот, подбадривайте его, чаще хвалите. Увидите, если активно заняться решением данного вопроса, а не сидеть, сложа руки, то первые успехи будут очень скорыми. Рекомендации родителям для оказания помощи детям с “дизартрическим компонентом”Ребенок говорит словно «КАШУ ЖУЕТ». В настоящее время у многих детей, посещающих логопедическую группу для детей с ТНР, в логопедическом диагнозе присутствует “дизартрический компонент”. Причины такого заключения имеют неврологическую природу, работа по преодолению “дизартрического компонента” комплексная, длительная. Один из аспектов работы - нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Чаще всего присутствует гипертонус языка, наблюдается мышечная дистония (неравномерное распределение тонуса оральной мускулатуры). Для нормализации тонуса используются разные приёмы: массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, разные виды релаксации. Основную работу проводит логопед, воспитатель закрепляет результат, выполняя задания логопеда. Очень важно научить родителей элементарным, но очень важным приёмам расслабления, чтобы выполнение рекомендаций для работы дома, дополнительных заданий было эффективным. Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей с “дизартрическим компонентом”
! Языком пузырька не касаться, выполнять не больше 5 раз.
- нарушается чёткость произношения, хотя ребёнок старается; - видны признаки мышечной усталости: а) потемнение кожи в области носогубного треугольника; б) дыхание становится прерывистым, преобладает ротовое; в) ребёнку трудно удерживать артикуляционные позы, которые он раньше выполнял легко и правильно; НЕОБХОДИМО: Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего самомассажа: - поглаживание щёк ладонями по направлению от ушей к уголкам рта; - упражнение для языка “Накажем непослушный язычок”: открыть рот, положить язык на нижнюю губу, приговаривая “пя-пя-пя”, пошлёпывать язык губами; - поглаживание шеи (по центру) сверху-вниз. Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего массажа: - поглаживание языка, лежащего на нижней губе, при широко открытом рте, широкой частью ручки ложки по направлению от корня к центру; - ритмичным качающим движением массировать подъязычную ямку (на стыке нижней челюсти и шеи), при закрытом рте ребёнка. Если при использовании перечисленных выше приёмов у ребёнка появляется саливация (слюнотечение), которая раньше не наблюдалась, необходимо: - при вытирании слюны не растирать её по лицу, а просто “примакивать” надавливающим движением; - сообщить логопеду, занимающемуся с ребёнком. Желаем успехов! СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИСамая важная социальная функция семьи— воспитание детей. Семья представляет собой органическое единство самых различных отношений между людьми. Родители выступают в роли наставников в деле формирования личности своего ребенка, их психическая и физическая нагрузка увеличивается в результате роста семьи. Нет никаких школ, где родители могли бы подучиться педагогическому мастерству. Воспитывая, часто приходится действовать методом проб и ошибок. Задача родителей — так организовать воспитание, чтобы достичь желаемых результатов. Атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, идеалами, общими целями. Нравственный склад семьи ощущается как мера ее душевного здоровья. Семья должна приносить человеку радость. Особенно это касается детей, которые постоянно жаждут новых впечатлений, участия во всех происходящих событиях. Если ребенок живет в состоянии эмоционального голода, его реакция на определенные события может быть патологической. Микроклимат семьи играет огромную роль в воспитании ребенка с речевой патологией. Семейные отношения создают реальные условия и твердую почву для развития его личности. Родители дают ребенку первые образцы общественного, в частности речевого поведения. Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Однако слепая, безумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности родителям. Выделяют несколько типов неправильного воспитания: — безнадзорность, бесконтрольность. Ситуация, при которой ребенок находится без присмотра взрослых, а его родители постоянно заняты карьерой и своей личной жизнью; —гиперопека. Ребенок, наоборот, находится под бдительным и неустанным контролем родителей. Такая ситуация часто встречается в семьях, где. ребенок единственный, а мать — позднородящая; —воспитание по типу «кумира семьи». Ребенок всегда оказывается в центре внимания, исполняются любые его желания; —воспитание по типу «золушки». Ребенок находится в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия; —жестокое воспитание. Жестокое наказание ребенка за любую провинность; —воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Такая ситуация часто встречается, когда в семье появляется второй ребенок и на старшего из детей перекладывается большая, чем раньше, ответственность. Одним из неправильных методов воспитания являются физические наказания, которые наносят ребенку физические, психические, нравственные травмы, ведущие к изменению его поведения, всей психики в целом. Первые 6 мес. жизни ребенок нуждается в эмоциональном общении. Этот период во многих семьях, в которых ребенок является желанным, проходит более удачно, чем остальные периоды. Иную картину можно наблюдать в семьях, где ребенка изначально не хотели, или в неблагополучных семьях, где, например, мать — несовершеннолетняя. После полугода ребенку уже мало только общения, на уровне эмоций, он учится понимать слова. Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были четкими, ритм речи не был слишком быстрым. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкают с ним, разговаривают, «коверкая» слова. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет недостатки его речи. Порой в беседах с ребенком родители стараются дать ему как можно больше сведений, заботясь о его развитии. Однако малышу нельзя предоставлять всей информации в готовом виде, нужно давать ему возможность подумать, догадаться, почему так, а не иначе. Важно помнить о том, что активность — основное условие полноценного развития ребенка. Речевая неполноценность обычно порождает у детей своеобразие и характерные особенности поведения. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть трудности или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, предпочтение уединения. Наблюдения за детьми с нарушениями речи подтверждают необходимость проведения целого комплекса медико-педагогических мероприятий по работе с семьей ребенка с речевой патологией. Комплекс медико-педагогических мероприятий, используемый в целях коррекционного воздействия на ребенка с речевой патологией, должен включать следующие аспекты: —особый режим; —благоприятное отношение; —благоприятное окружение; —рациональное питание; —медикаментозное лечение; —психотерапию; —логопедические занятия; —воспитательную работу. Большое значение для нормализации речи ребенка имеет правильность речи окружающих его людей. Тон речи должен быть спокойным. Задавая вопрос, не следует торопить ребенка с ответом. При работе с родителями возникает необходимость закрепления навыков правильной речи в домашних условиях. Но родители не всегда могут создать нужные условия для постоянной тренировки речи своего ребенка, поэтому они обращаются за помощью к специалистам. В условиях специального логопедического учреждения работа с родителями состоит из нескольких этапов. 1. Организационный этап охватывает работу с родителями в период поступления их ребенка на лечение. 2. Обучающий этап, содержанием которого является систематическая работа с родителями детей, имеющих речевую патологию. 3. Завершающий этап включает в себя подведение итогов работы с ребенком. 4. Своеобразная диспансеризация ребенка после лечения, т.е. продолжение поддерживающего коррекционного воздействия на семью и на ребенка, имеющего патологию речи. Родители приобретают необходимый минимум знаний для дальнейшей работы с ребенком в домашних условиях. Успех в преодолении речевых нарушений у детей в большинстве случаев зависит именно от них. Систематическая помощь в раннем возрасте оказывается, как правило, детям с нарушением физического развития. Но не менее важно своевременно проводить коррекцию речевых патологий. Значительным фактором успешности работы по программе ранней педагогической помощи являются позитивное отношение и вера в возможности ребенка. При организации программ раннего вмешательства необходимо: —выявить категорию детей, нуждающихся в помощи; —оказать им необходимую помощь. —основную причину проблем ребенка; —количество детей в семье; —интервал между их появлением на свет; — каким по счету родился ребенок, имеющий речевой Вопросы и задания 1. Какие формы речевых нарушений рассматриваются в раннем возрасте? 2. Какие особенности коммуникативной дезаптации вы знаете? 3. Что такое стили общения? 4. Проанализируйте принципы коммуникативной позиции. 5. В чем заключается работа с семьей детей с нарушениями речи? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная логопсихология не является составной частью традиционной логопедии, а скорее самостоятельным разделом специальной психологии, основанным на учете закономерностей целостного процесса коммуникации. Поэтому осуществляется переход от лингвистической моносистемной парадигмы изолированных речевых нарушений к коммуникативной полисистемной парадигме отклонений в развитии речевой деятельности, взаимосвязанной с особенностями языковых средств и интегрируемой многомерным процессом общения. Этот процесс общения реализуется у детей с речевыми нарушениями в единстве со всеми психологическими системами и уровнями. Не существует речевых расстройств, при которых, вследствие межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Поэтому в настоящее время педагогические вузы должны готовить многопрофильных специалистов, одновременно владеющих как навыками психодиагностики и психокоррекции, так и основами логопедии, организации специальных условий обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Специалист в области логопедии и логопсихологии по современному ГОС—2000 должен владеть: —умением проводить психолого-педагогическое обследование для определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; —методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений; —способами психологического консультирования детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения; —методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье; —умениями и приемами обучения детей с нарушениями речи учебным предметам в общеобразовательных коррекционных учреждениях; —методами воспитания детей с речевой патологией; —знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ушерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды; —способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения; —методиками, позволяющими повышать психолого-педагогическую культуру педагогов и родителей. Видами профессиональной деятельности специалиста являются: преподавательская, образовательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, диагностико-аналитическая, культурно-просветительская, научно-методическая. Анализируя ближайшие перспективы развития логопсихологии, необходимо подчеркнуть важность создания новых типологий. Если в первой половине XX в. преобладали клинические классификации, во второй — педагогические (Р.Е. Левина), то начало XXI в. характеризуется тенденцией перехода к психологическим типологиям. С одной стороны, в России активно внедряется международная логопсихологическая классификация как фрагмент МКБ-10. В большинстве стран по ней работают и логопеды, и психологи, и психоневрологи, что значительно облегчает интеграцию специалистов и рассмотрение детей с речевыми нарушениями с единых диагностических позиций — «один ребенок - один диагноз». Это обусловливает важность использования общей типологии ЗРР. ЗРР — многоуровневое нарушение процессов становления языковых средств, речевой деятельности, процесса общения, характеризующееся замедлением темпа, гетерохронией психического развития, дезорганизацией взаимодействия речевой и других психических систем. Это вызывает коммуникативную дезадаптацию в новой социальной ситуации дизонтогенеза, обусловливая необходимость индивидуализации психодиагностики и психокоррекции речевых нарушений. С другой стороны, в рамках психологии коммуникации в целом, перспективно не изолированное изучение недоразвития языковых средств общения, а целостное исследование речевой деятельности, речемыслительных процессов, коммуникативных способностей, индивидуальных коммуникативных стилей личности ^в общей структуре процесса общения и во взаимосвязи со всеми другими психическими процессами. Исследование особенностей общения у детей с речевыми нарушениями позволяет говорить о наличии коммуникативной дезадаптации, характеризующейся различными формами, структурными уровнями и степенью выраженности. Речевые нарушения включены в общую онтогенетическую структуру коммуникативной системы, поэтому не только влияют на все этапы индивидуального развития коммуникации, но и сопровождаются чередованием фаз компенсации, суб- и декомпенсации. При этом коммуникативная дезадаптация особенно выражена в периоды возрастных и речевых кризисов. При речевых нарушениях отклонения в коммуникативном развитии достоверно усиливаются в условиях кризиса и отличаются по структуре и количественным показателям от коммуникативной дезадаптации детей с нормативным развитием. Исследование коммуникативной дезадаптации является важным направлением специальной психологии вообще, так как ее проявления отмечаются при всех типах отклонений в развитии. Особенности процесса общения у детей опосредуют формирование всех психических функций и систем. Анализ коммуникативного статуса при речевых нарушениях позволяет в психодиагностике идти «от общего к частному» — от специфики целостного процесса общения к изучению конкретных особенностей отдельных психических свойств и функций. Это позволяет синтезировать эмпирические диагностические данные о ребенке вокруг центрального процесса — коммуникации; рассматривать результаты исследования на ПМПК не изолированно, а системно, комплексно, в динамике и опосредованно через общение психолога и ребенка. Этим определяется важность системно-коммуникативного подхода в логопсихологии, позволяющего изучать многомерные явления приема, переработки и воспроизведения коммуникативной информации в процессе общения с позиции системности, многоуровневости и онтогенеза функций языка, речи, общения. Психокоррекция также должна быть основана на поэтапной психологической работе с разными по уровню сложности системами лингвистических средств, речевых форм и индивидуальных способов общения у ребенка с речевыми нарушениями. На заключительном этапе вся психологическая реабилитация должна завершаться объединением достигнутых результатов в новом по степени успешности общении, с последующей интеграцией детей в социуме. Перспективно и создание на основе синтологической психологии развития, а также современных достижений возрастной психологии интегральной системы непрерывного психологического сопровождения детей с речевыми нарушениями по всем стадиям, периодам психического развития. Как известно, речевые нарушения возникают не в дошкольном возрасте, когда их обычно еще только начинают диагностировать в традиционной логопедии, а в перинатальном периоде. В младенческом возрасте имеются точные признаки ЗРР на фоне перинатальной энцефалопатии. Это обусловливает необходимость, в соответствии с концепцией раннего вмешательства ИКП РАО, создания системы ранней психодиагностики и психокоррекции ЗРР с последующей преемственностью работы с речевыми нарушениями при передаче ребенка в дошкольном возрасте классическим логопедам. С другой стороны, в школьном возрасте большинство детей с ОНР в связи с отсутствием даже в крупных городах специальных школ этого профиля часто учатся в школах для детей с ЗПР (по сходству этих типов отклонений и наличию частых сочетаний ЗРР и ЗПР) или остаются без логопедической помощи. К подростковому и юношескому возрасту многие речевые нарушения как тип первичных отклонений фактически компенсируются, но сохраняются типичные особенности речевой деятельности, мышления, познавательных процессов в целом. Периоды онтогенеза при речевых нарушениях не изучены и требуют дальнейших исследований с позиции системы непрерывного психологического сопровождения. Требуется целостный системно-генетический подход для оценки онтогенеза речевых нарушений в их взаимодействии с остальными психическими системами, социальным развитием человека, включая и взрослые периоды его жизни. Рассмотреть их, не изучая возрастных кризисов, невозможно, так как вся структура коммуникативных новообразований, сознания человека формируется в критические периоды, через которые человек вновь и вновь рождается в новом психологическом качестве, приходя в мир социальной деятельности и индивидуального бытия. Изучить возрастные кризисы коммуникации — значит найти ключ к основным проблемам речевого развития, отыскать системное решение ведущих психодиагностических и психокоррекционных проблем в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. В заключение можно пожелать всем исследователям и практическим специалистам в сфере логопсихологии дальнейших творческих достижений в решении сложных комплексных задач современности, которые стоят перед психологической наукой и практикой XXI в. Профессиональных успехов, большого терпения, настойчивости в реализации коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями.
КЛЮЧ К ТЕСТАМ Тест 1 (с. 30) 1 в—2ав—36—4г—5а—-6а— 7в— 8б— 9б— 10в Тест 2 (с. 43) 1 а—26—За—4в—5а—6а—7в Тест 3 (с. 48) 1 а—26—За—4аж—5а Тест 4 (с.72) 1 в—2а—Зв—4а—5а Тест 5 (с. 79) 1 б—2а—Зв—4а—5а—6в—7а—8а Тест 6 (с. 86) 1в—2а— Зв—4б—5а—6в Тест 7 (с. 92) 1 в—2г—За—4а—56—6а—7а Тест 8 (с. 104) 1 а—2в—36—4а—5а—6в Тест 9 (с. 110) 1 а—2а—36—46—56—6в Тест 10 (с. 127) 1в-2а-3в-4в-5а Тест 11 (с. 134) 1 а—2а—Зв—4б—5а—6а—7в Тест 12 (с. 145) 1 а—2а—Зб—4в—5а—6б Тест 13 (с. 150) 1 а—2в—Зв—4в—5в—6б Тест 14 (с. 159) 1б—2в—За—4б—5в—6а-7а Тест 15 (с. 167) 1 а—2б—За—4ав—5г Тест 16 (с. 176) 1а—2а—За—4б—5а Тест 17 (с. 212) 1 а—2а—Зв—4в—5а—6в
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. 2. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. 3. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. 4. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией//Дефектология. 1993. № 1. 5. Вшарская Е. Н Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987. 6. Гаркуша Ю. Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушениями речи // Логопед. 2004. № 1. 7. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона. М., 2004. 8. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. М., 1985. 9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 10. Ковшиков В.А., Элъкин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. Л., 1979. 11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2002. 12. Логопсихология: Программа педагогических институтов. М., 1992. 13. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. 14. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи // Дефектология. 1976. № 1. 15. Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1991. 16. Мисаренко ГГ. Технологии коррекции письма // Логопед. 2004. № 2, 4, 5. 17. Орлова О.С, Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией. М., 1983. 18. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. 19. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи. М., 1998. 20. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 1993. № 5. 21. Рахимова Ж.Т. Проявление общего недоразвития речи у детей шестилетнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения //Дефектология. 1988. № 1. 22. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М., 1994. 23. Сергеева Г. Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. 1973. № 3. 24. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. 25. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. № 1. 26. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности //Дефектология. 1996. № 6. 27. Усанова О.Е. Педагогическое изучение детей с нарушениями в медико-педагогических комиссиях. М., 1987. 28. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. М., 1985. 29. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи. М., 1982. 30. Усанова О.Н., Слинько О.А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1987. 31. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 1995. 32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4. 33. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников. М., 1993. 34. Цветкова Л.С, Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии //Дефектология. 1975. № 5. 35. Шипицына Л.М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4.
Дизартрия у детей - Здоровое сердцеДизартрия - это нарушение моторной речи, которое влияет на речь ребенка, вызывая затруднения при произнесении слов. В этой статье содержится некоторая информация о состоянии, его причинах и лечении. Дизартрия, также известная как невнятная речь, - это состояние, при котором нарушается структура речи из-за повреждения мозга или нервных окончаний речевых мышц. Мышцы рта, лица и дыхательной системы становятся слабыми и двигаются медленно или вообще не двигаются из-за повреждения.Было замечено, что пострадавшие дети мало говорят. ПричиныЭто нейрогенное расстройство речи, вызывающее дисфункцию речевой мускулатуры, то есть языка, губ, мягкого неба, лицевых мышц и гортани. Низкий мышечный тонус или даже паралич речевых мышц, которые согласуются с речевыми функциями. Это расстройство у детей может характеризоваться ранними проблемами сосания, жевания и глотания. Более того, у пострадавших детей, как правило, долгое время «пускают слюни», и они продолжают есть мягкую пищу, поскольку она легко переваривается.Кроме того, они часто давятся и задыхаются. Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим ... Давайте работать вместе! Причины этого расстройства у детей - опухоли нервной системы или травма головы. Измененный мышечный тонус, нарушение координации речевых мышц и такие состояния, как церебральный паралич, также являются некоторыми из причин. ТипыВ зависимости от места поражения или области повреждения нервной системы у детей бывает много типов дизартрии. Первый тип - это Вялая дизартрия , которая вызывает потерю мышечного тонуса и вызывает мышечную слабость. Здесь у ребенка хриплая, слабая речь без интонации (мелодии) и неточные согласные звуки. Спастическая дизартрия - это состояние, сопровождающееся чрезмерным напряжением мышц и сверхчувствительными рефлексами. Голос звучит напряженно или сдавленно, а рефлексы легко вызываются, что приводит к помехам в производстве речи. Атаксическая дизартрия - это нарушение координации скорости, диапазона и силы речевых движений. Гиперкинетическая дизартрия включает потерю тормозящего контроля, что приводит к непроизвольным и ненормальным движениям, препятствующим речи. Эти непроизвольные движения имеют форму тиков, атетоза, дистонии и тремора. Гиперкинетическая дизартрия ограничивает количество, диапазон и силу движений пораженного ребенка. Признаки и симптомыСимптомы этого расстройства моторной речи следующие:
ЛечениеЛечение будет включать специальные логопедические упражнения. Логопедия для детей помогает улучшить артикуляцию, голос, качество звука и громкость. Наблюдают за тем, как ребенок использует стратегии, чтобы сделать речь ясной, например, смотреть на человека во время разговора, делать вдох перед тем, как говорить, снижать скорость и говорить короткими предложениями с периодическими перерывами. Родители и учителя также получают инструкции относительно различных стратегий, которые следует использовать в разговоре с пострадавшим ребенком. В случае, если ребенок страдает тяжелым заболеванием, дефектолог может использовать альтернативные средства коммуникации, такие как простые жесты, доски с алфавитом и компьютерное оборудование. Необходимо, чтобы родители обращали внимание, когда ребенок говорит. Если возникают трудности с пониманием, дайте ребенку понять, что ему необходимо изменить скорость или тон речи.Также сообщите ребенку, что некоторые части сообщения были поняты, и дайте ему больше времени, чтобы ответить. Следует посетить квалифицированного логопеда, чтобы получить рекомендации и поработать с ним или с ней, чтобы помочь улучшить состояние своего ребенка. Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим ... Давайте работать вместе! Заявление об ограничении ответственности : Эта статья HealthHearty предназначена только для информационных целей и не должна использоваться в качестве замены экспертных медицинских рекомендаций. .Дизартрия у детей - RightDiagnosis.comДизартрия у детей: ВведениеДизартрия у детей: Дизартрия у детей - это ребенок, страдающий двигательным расстройством речи, характеризующимся трудностями в формировании и выражении слов, что является результатом травмы или патологии нервной системы. См. Подробную информацию ниже для списка из 0 причины дизартрии у детей , включая болезни и причины побочных эффектов лекарств. » Обзор Причины дизартрии у детей: Причины Домашнее диагностическое обследование и дизартрия у детейДомашние медицинские тесты, которые могут быть связаны с дизартрией у детей: Дизартрия у детей: МультипликацииМультфильмы и видео о дизартрии у детей Причины общих типов симптомовИзучите причины этих более общих типов симптомов: Изучите причины этого симптома в более широких категориях: Изучите причины сопутствующих медицинских симптомов, таких как: Причины симптомов, сходных с дизартрией у детейИзучите причины этих симптомов, которые похожи на симптомы дизартрии у детей или связаны с ними: Ошибочный диагноз и дизартрия у детейЛегкие недиагностированные глистные инфекции у детей : Глистные инвазии человека, особенноострица, в некоторых случаях может быть упущена из виду, потому что это может вызвать только легкие симптомы или даже их отсутствие. Хотя наиболее частыми симптомами являются анальный зуд (или ... читать дальше » Мезентериальный аденит, ошибочно диагностированный как аппендицит у детей : Поскольку аппендицит является одним из более опасные условия для ребенка с болью в животе, это может быть больше ... читать дальше » Манжеты для измерения артериального давления неверно диагностируют гипертонию у детей : одна известная проблема неправильного диагноза с повышенной чувствительностью возникает по отношению к простому оборудованию, используемому для измерения артериального давления.«Манжета» на руку для измерения крови ... подробнее » Детям, страдающим мигренью, часто ставят неправильный диагноз : Мигрень часто не диагностируется правильно диагностирован у детей. Эти пациенты не типичные люди, страдающие мигренью, но ... читать дальше » Псориатический артрит, часто недиагностированная причина заболеваний суставов : Пациенты с псориазом, пораженным кожей может также иметь родственный подтип артрита, называемый «псориатический артрит». Это артритное состояние часто игнорируется даже в...прочитайте больше " Подробнее о неправильном диагнозе и дизартрии у детей Дизартрия у детей: врачи и специалисты в области научных исследований
Дизартрия (затрудненная речь) - NHSДизартрия - это затруднение речи, вызванное повреждением или изменениями головного мозга в более позднем возрасте. Симптомы дизартрииРебенок или взрослый с дизартрией может иметь:
В результате этих проблем человека с дизартрией трудно понять.В некоторых случаях они могут произносить только короткие фразы, отдельные слова или вообще не произносить внятную речь. Дизартрия не влияет на интеллект или понимание, но у человека с этим заболеванием также могут быть проблемы в этих областях. Проблемы с речью также могут влиять на социальное взаимодействие, занятость и образование. Если вы или ваш ребенок страдаете дизартрией, вам может быть полезно обратиться к логопеду (SLT). Спросите у терапевта о ближайшей к вам клинике логопедии и языковой терапии. Что вызывает дизартрию?Мышцы, используемые для речи, контролируются мозгом и нервной системой. Дизартрия может развиться, если какой-либо из них каким-либо образом поврежден. Дизартрия может быть: Дизартрия у детей обычно является следствием развития, тогда как дизартрия у взрослых часто приобретается, хотя оба типа могут возникать у людей любого возраста. Улучшится ли дизартрия с помощью речевой и языковой терапии, зависит от причины и степени повреждения или дисфункции головного мозга.Некоторые причины остаются стабильными, тогда как другие могут со временем ухудшиться. Диагностика дизартрииЛогопеды и лингвисты могут провести оценку, чтобы определить степень речевой проблемы. Они могут попросить вас или вашего ребенка:
Терапевт может также захотеть исследовать движение мышц рта и голосового аппарата (гортани) и, возможно, пожелает сделать запись. Лечение дизартрииЛогопед будет работать в составе группы специалистов в области здравоохранения, в которую входят люди из медицинского, социального и волонтерского секторов. Психотерапевт постарается улучшить и максимизировать способность говорить вам или вашему ребенку. Они помогут вам найти разные способы общения и помогут вам и вашей семье адаптироваться к новой ситуации. Они могут порекомендовать:
Некоторые логопеды и лингвисты могут провести или направить вас для специализированной оценки средств коммуникации, включая компьютеризированные системы вывода речи.Для некоторых людей эти устройства могут использоваться вместе или вместо речи, чтобы помочь им общаться. Обратитесь к местному логопеду и языковому терапевту, если вы хотите пройти обследование. Они смогут предоставить дополнительную информацию и советы по организации оценки и испытания средства коммуникации. Нет никакой гарантии, что логопедия и языковая терапия могут улучшить речь любого человека с дизартрией. Успех лечения будет зависеть от степени и местоположения повреждения или дисфункции головного мозга, основного состояния, его вызвавшего, и личных обстоятельств человека. Советы по коммуникацииСледующий совет может помочь вам более эффективно общаться, если у вас дизартрия или вы общаетесь с человеком, страдающим этим заболеванием. Советы для людей с дизартриейЕсли у вас дизартрия, вам могут помочь:
Советы для семьи, друзей и опекуновЕсли вы разговариваете с человеком с дизартрией, вам может быть полезен следующий совет:
Состояния, связанные с речью
Последняя проверка страницы: 6 ноября 2019 г. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностямиPlan International стремится к тому, чтобы каждый ребенок получил качественное инклюзивное образование без дискриминации или исключения. За последние 5 лет наша программа инклюзивного образования оказала поддержку детям с ограниченными возможностями в 40 странах. Мы помогаем детям с ограниченными возможностями получить доступ к начальным и средним школам, которые соответствуют их потребностям. Мы также предлагаем специализированную физиотерапию и реабилитацию, а также обучение навыкам, чтобы помочь детям получить хорошую работу или создать собственный бизнес. Малик, 6 лет, из Того, родился с заболеванием, которое означало, что он не мог ходить. Plan International поддержала его в прохождении операции и реабилитации, необходимых для выздоровления и учебы в школе. Мы также обучили учителей в его школе работе с детьми-инвалидами. «Когда Малика впервые привели в школу, было много дискриминации», - говорит его учитель г-н Кула. «Поскольку мы рассказали ученикам об инвалидности Малика, он им нравится так же, как он нравится нам, учителям». .5 адресных мероприятий в поддержку родителей детей с особыми потребностями, родителей, сталкивающихся с особыми трудностями, и родителей, вовлеченных в службы защиты детей | Вопросы воспитания: поддержка родителей детей в возрасте 0-8 летпроявляется экстернализирующим (например, агрессия, истерики) или интернализирующим (например, детская депрессия, социальная изоляция) поведением. Кроме того, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), хотя и частично совпадает с этим поведением, более отчетливо проявляется в высоких уровнях физической активности, трудностях с вниманием и трудностях с выполнением заданий (American Psychiatric Association, 2013). Агрессивность и антисоциальное поведение у детей младшего возраста, по-видимому, достигают пика в возрасте от 2 до 4 лет, а затем снижаются, чтобы вновь проявиться в подростковом возрасте (Wahl and Metzner, 2012). Лавин и его коллеги (1996) сообщают, что в раннем возрасте (в возрасте от 2 до 5 лет) распространенность таких поведенческих проблем в выборке из 3860 детей составляет в среднем 8,3 процента, с гендерными различиями (мальчики чаще, чем девочки). Однако у небольшой части детей исследования показали, что агрессивное / антисоциальное поведение является серьезным и сохраняется в раннем детстве (Wahl and Metzner, 2012).Именно этим детям ставят диагноз «оппозиционно-вызывающее расстройство» (ODD) (American Psychiatric Association, 2013). Дети с ODD могут потерять самообладание; спорить со взрослыми; активно нарушать правила; и причинить вред людям, животным и / или имуществу. Стратегии вмешательства: родители детей с экстернализирующим поведениемРяд мероприятий был направлен на улучшение знаний, отношения и практики родителей детей с экстернализирующим поведением.По большей части, эффективные вмешательства были разработаны для того, чтобы дать родителям навыки, необходимые для более эффективного управления поведением своих детей. Эти мероприятия включали применение общих тренингов по управлению родителями для родителей детей со сложным поведением, а также обучение родителей, разработанное специально для этой группы населения. Triple P Одним из наиболее часто используемых и тиражируемых на международном уровне вмешательств для помощи родителям в предотвращении и решении поведенческих проблем у их детей является Triple P (Sanders et al., 2008), многоуровневой системы поддержки, которая предусматривает все более интенсивные вмешательства, основанные на потребностях родителей и детей. Вмешательства варьируются от базовой информации о воспитании детей на наименее интенсивном уровне до управления поведением с помощью различных форм (например, групповое, индивидуальное или самостоятельное обучение) (см. Вставку 5-1). В экспериментальных и квазиэкспериментальных исследованиях уровней первичной медико-санитарной помощи, стандартных и групповых и улучшенных уровней Triple P, проведенных в Соединенных Штатах и в других странах, родители сообщили о менее частом использовании дисфункциональных методов воспитания в таких областях, как дисциплина, расслабленность и т. Д. чрезмерная реактивность и большая родительская компетентность.Улучшения наблюдаемого и отмеченного родителями негативного поведения у детей по сравнению с контрольной группой также имеют .% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 п. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 н. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 н. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |