|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Психическое развитие ребенкаосновные этапы, особенности и условия, возрастные нормыПсихическое развитие ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, протекающий под влиянием разного рода факторов. Они бывают наследственными, биологическими, социальными. Развитие психики – неравномерный процесс. Условно его можно разделить на несколько этапов. В нашей статье детально остановимся на особенностях психического развития детей и психических процессах, характерных для разных возрастных групп. Обязательно рассмотрим факторы, влияющие на формирование психики и методы диагностики, позволяющих определить уровень развития ребенка. Особенности формирования нервной системы ребенкаРазвитие психики малыша начинается за несколько месяцев до его появления на свет, еще в утробе матери. На разные звуки и другие внешние раздражители плод реагирует определенным образом: он начинает вести себя более активно или, наоборот, затихает. Происходит это благодаря его нервной системе, что, в свою очередь, отражается на психике малыша. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Развитие нервной системы в первый год жизни ребенка происходит стремительно, в несколько раз быстрее, чем во все последующие годы его жизни. Так, если мозг новорожденного весит 1/8 часть массы его тела, то к годовалому возрасту его вес увеличивается вдвое. И хотя дальше темпы развития замедляются, они приобретают несколько иной характер, и направлены больше на развитие психических навыков. После появления малыша на свет, его мозг не только не перестает расти, но и продолжает активно формироваться. Можно с уверенностью сказать, что психика – это ответ на активность нервной системы человека, а психическое развитие ребенка – процесс сложный и уязвимый. Изначально на него оказывает влияние наследственно-биологический фактор. Позже подключается социальный спектр и взаимоотношения родителей в семье. Для разного возраста характерны свои особенности психического развития ребенка. На возрастных нормах остановимся более детально. Этапы формирования детской психикиПо мере своего взросления ребенок развивается не только физически. Одновременно с ростом тела происходит и формирование его психики. На практике выделяют следующие этапы психического развития детей:
Особенности развития психики в младенчествеВ период от рождения до одного года происходит развитие основных моторных функций ребенка. С каждым месяцем беспомощный малыш становится все более активным, с интересом изучает свое тело и двигательные возможности. Кроха учится взаимодействовать с окружающими людьми, выражая свои желания и реагируя на внешние раздражители разными способами: звуками, мимикой, интонацией. Самыми значимыми для него фигурами на этом этапе являются его родители – мама и папа. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку и физическое и психическое развитие. Именно родители учат малыша «общаться» с окружающим миром, познавать его. На этом этапе важно уделять достаточно внимания ребенку, способствовать развитию крупной и мелкой моторики, восприятию цветовой гаммы, формы, объема, текстуры предметов. Даже с полугодовалым малышом обязательно нужно заниматься. Правильно подобранные игрушки и регулярные упражнения, направленные на развитие сенсорно-моторных функций, будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Но не нужно требовать от ребенка выполнения установленных родителями правил. Пока он еще слишком мал, чтобы их усвоить. Психическое развитие в возрасте от 1 до 3 летВ период раннего детства маленький и беззащитный малыш, который совсем недавно сделал свои первые шаги, становится более самостоятельным. Сначала он учится активно ходить, затем бегать, прыгать, изучать находящиеся вокруг него предметы, осмысленно разговаривать. Но и на этом этапе жизни его возможности все еще ограничены. Психическое развитие детей возрастом от 1 до 3 лет основано на подражании взрослым. Чтобы ребенок научился что-либо делать, он должен сначала увидеть, как это же действие выполняет его мама или папа. Ребенок с удовольствием будет играть в разные игры и изучать предметы с родителями. Но как только мама или папа отвлекутся и начнут заниматься своими делами, малыш тут же оставит игру. Психическое развитие детей раннего возраста неразрывно связано с новыми открытиями. Малыш начинает понимать, что разные предметы выполняют определенные действия, например, пультом можно включить телевизор, а если нажать на кнопку компьютера загорится монитор и т. д. Но самое главное, что ребенок начинает отделять собственные действия от тех, которые выполняют взрослые. В этот период происходит осознание ребенком своего «Я», начинает формироваться самооценка, появляется уверенность в собственных силах, а одновременно с ним и нежелание малыша выполнять то, что говорят родители. К концу периода мамы и папы могут столкнуться с так называемым кризисом трех лет. Психические процессы развития ребенка дошкольного возрастаСледующий этап приходится как раз к окончанию кризиса трех лет. К этому моменту ребенок имеет уже определенную самооценку, уверенно себя чувствует на ногах и может более или менее нормально разговаривать. Иногда он даже чувствует себя «на одной волне» со взрослыми. Вот только понять, для чего взрослые совершают те или иные поступки, малыш все еще не может. И в этом ему помогут сюжетно-ролевые игры. При моделировании различных жизненных ситуаций в игре ребенок лучше усваивает информацию и развивает свое абстрактное мышление. Родителям нужно взять на заметку эту особенность психического развития детей. В отличие от ребенка 4-5 лет старший дошкольник имеет свои особенности психики. В этом возрасте у него возникает большая потребность в общении с ровесниками. Этот возрастной период непосредственно связан со следующими психическими процессами развития ребенка:
Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе. Развитие психики у младших школьниковЭтот возрастной период охватывает промежуток между 7 и 11 годами. В этом время происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы. Стоит отметить, что с началом учебы в школе жизнь ребенка меняется практически кардинально. От школьника требуется соблюдение дисциплины и распорядка дня, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать и контролировать свои действия. На этом этапе имеются свои особенности психического развития ребенка:
Задача родителей на этом этапе развития состоит в том, чтобы поддержать ребенка эмоционально, помочь ему найти новых друзей, быстрее адаптироваться к новому распорядку дня и жизни в коллективе. Психология подростковПо мнению большинства психологов, детский возраст от 7 до 15 лет является критическим. В этот период происходит резкий скачек и в физическом, и в психическом развитии ребенка. Его одолевает большое желание совершать взрослые поступки, но он не хочет нести за них ответственность, расстаться с детской безнаказанностью. Для подросткового периода характерны следующие особенности:
В зависимости от той модели поведения, которую выберут родители, ребенок может либо найти свое место в мире и определиться со своей жизненной позицией, либо же постоянно бороться с системой запретов, отстаивая свои желания и собственное мнение. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы уберечь подростка от необдуманных поступков, найти с ним общий язык. Дети с психическими нарушениями развитияКаждый человек в школе или в повседневной жизни хотя бы раз сталкивался с ребенком, который по уровню развития психики сильно отличается от «нормальных» детей. Причем он может быть хорошо сложен физически, но при этом крайне медленно читает, не умеет выстраивать логические цепочки между действиями или же просто общаться со сверстниками. Таким детям специалисты нередко ставят диагноз «задержка психического развития». Вся сложность ситуации состоит в том, что родители могут до определенного момента и не подозревать об этой особенности психического развития. Дети с таким диагнозом внешне ничем не отличаются от ровесников. Но у них часто возникают проблемы с адаптацией в коллективе и проблемы с успеваемостью в школе. Родителей должны насторожить следующие моменты в психическом развитии ребенка:
Дети с нарушениями психического развития требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Для изучения материала им требуется гораздо больше времени и терпения, чем одноклассникам. Что влияет на развитие психики?Существуют следующие обязательные условия для психического развития ребенка:
На каждом этапе развития ребенка, а особенно на первом, огромное влияние на психику оказывает семья, а именно атмосфера, которая в ней царит. Если ребенок растет в доброте, окружен вниманием, не видит ссор родителей, не слышит криков, у него будут все условия для реализации своих физических способностей. Диагностика психического развитияКак понять, так ли ребенок развивается как надо? На сегодняшний день существует множество методик, позволяющих оценить уровень психического развития. Диагностика ребенка направлена на изучение всех сторон психики. Затем полученные данные сопоставляются, чтобы можно было получить целостное представление о ребенке. Так, выделяют методики оценки:
При проведении диагностики важно придерживаться следующих правил:
Психическое развитие ребенкаСодержание:28.07.16 10:00 / 👁22920 (401 за неделю) / ⏱️8 мин. /Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание. Как формируется нервная системаКогда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков. Этапы формирования психикиВ медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:
В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям. 8 Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Периоды психического развитияПеречисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.
Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции. 31 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Дети с задержкой психического развитияЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.
Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка. Оцените статью!
Психическое развитие у ребенка — СтудопедияРазвитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, она протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой. В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психических функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап — развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года; второй этап это развитие сложных двигательных функций - от 1 года до 3 лет; третий - созревание эмоциональной сферы - от 3 до 12 лет; четвертый - созревание мыслительной деятельности - после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психической функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психического качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на котором та или иная система созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психического созревания всегда является в известной мере условным. На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакция ребенка в первые дни его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители — холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3 месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции — удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования и представления о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности ( малышу становится доступным обращение с различными предметами). [2, с.183-190]. Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жизни. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.). Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие раздражителей), то уже начиная со 2—3-го месяца жизни некоторые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер. Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м месяцу жизни. К 6—7 месяцу малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9—10 он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, которым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти. Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии. Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Итак, для развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли — стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в том числе в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я — личность. На 2—3 году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом. На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее малодифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности — формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции — чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества. Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психических функций — восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения. [2, с.208]. Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций - познавательных, эстетических, нравственных. Развитие психики ребенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологическом и психическом развитии ребенка выделяются три критических периода: 3 - 4 года, 7 - 8 лет и 12- 14 лет. Бурно протекающее физическое и психическое развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, также нервно-психическими болезнями (неврозами, психозами). Наиболее настораживает в этом отношении третий - называется пубертатный (критический период, который характеризуется половым созреванием подростков) Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен, который называется акцелерацией - ускорение роста и развития современных детей и подростков. Все это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у детей, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности ребенка. Психическое развитие ребенка, психическое развитие ребёнкаПсихика ребенка начинает свое развитие с самого рождения, а если быть точнее, то какие-то элементы развития происходят еще в утробе матери. Планомерное развитие малыша зависит от многих факторов. Первостепенно – это наследственно-биологический фактор, отношения родителей в семье. Далее, подключается социальный фактор. Психика ребенка очень уязвима и процесс ее развития очень сложный. Нельзя сказать, что развитие психики – это равномерный процесс. Нет. Психика ребенка развивается скачкообразно, есть моменты бурного развития, а есть периоды, так называемого, «затишья», когда развитие подготавливается к новому этапу. После «затишья», опять происходит серьезный скачок. Каждый этап развития, можно представить в виде следующей таблицы: Этап Возраст Характеристика этапа 1 От рождения до года В этот период, происходит развитие основных двигательных функций ребенка. В данном периоде, ребенок изучает свое тело, двигательные возможности. 2 От года до 3 лет В этом периоде продолжается развитие двигательных функций, но они переходят на более сложный уровень. Также начинает свое развитие чувственная сфера малыша. 3 От 3 до 12 лет Происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. Подготавливается мыслительная деятельность. 4 После 12 лет В данном этапе происходит бурное развитие мыслительной деятельности ребенка.Конечно же, представленные этапы — это условное разделение. Совсем не значит, что ровно в 3 года, после дня рождения, ребенок резко станет эмоциональным. У каждого человека развитие проходит по своему, у кого-то раньше, у кого-то позже. Кроме того, каждый этап, подразумевает под собой, постепенную подготовку к новому этапу. Так, мы не можем сказать, что ребенок не будет испытывать никаких эмоций вплоть, до 3-летнего возраста. Малыш начинает испытывать их уже после рождения. Правда, изначально эти эмоции отрицательные. Малыш родился, у мамы в животике было тепло, а тут, в новом неизвестном мире, холодно. Малыш голоден – опять отрицательная эмоция. Его дергают, одевают – и снова неприятно. Постепенно ребенок начинает испытывать и положительные эмоции. Уже к двум месяцам, ребенок узнает маму, папу и людей, которых часто видит. Улыбается им. А улыбка – это уже знак положительной эмоции. Начиная с 3-хмеячного возраста, малыш активно начинает играться со своими ручками и ножками. Таким образом, он развивает свои двигательные функции, но и происходит подготовка к следующему этапу – малыш получает удовольствие, когда у него получается до чего-то дотянуться или что-то потрогать. Кроме этого, ребенок начинает изучать свое тело. Уже к своему полугодию, ребенок будет очень радоваться новым игрушкам. К 9-10 месяцам, малыш перешагивает на новый уровень эмоций – ревность. Ребенок может проявлять ее, если мама держит на руках чужого ребенка. Детки в возрасте с 7 до 10 месяцев становятся, очень сильно, привязаны к маме. Если мамы нет больше получаса, ребенок может сильно заскучать и загрустить. При мамином появлении он будет очень радоваться! Начиная с 10 месяцев, малыш начинает удивляться чему-то новому, чего раньше он не видел. Начинает свое развитие память. Второй этап развития психики, начинается, когда малыш получает свободу передвижения. Т.е., когда ребенок начинает ходить. Когда малыш начинает ходить, у него появляется возможность получить на много больше новой информации, чем раньше. А получения новой информации, служит фактором для нового скачка. Очень важна, в этот период развития – речь. Малыш начинает подражать родителям. Повторять за ними слова и действия. После того, когда малыш овладевает речью, у него появляется возможность для дальнейшего психического развития. Благодаря речи, ребенок осваивает познавательную сферу жизни, эмоциональную. На этом этапе эмоционального развитие, огромное значение имеет оценка ребенка взрослыми. Родители должны четко объяснять своему малышу «что такое хорошо, а что такое плохо». Но, объяснения не должно быть «сухим», обязательно подкрепляйте свои слова эмоциями. Если ребенку нельзя дотрагиваться до горячего, то Вы должны четко ему это объяснить. Если Вы хотите похвалить кроху за что-то, то похвала должна быть произнесена веселым голосом, с улыбкой на лице. Ребенок должен понимать интонацию и настроение взрослых. На этом этапе, нужно как можно больше играть с ребенком. В возрасте 3-х лет, ребенок становится более упрямым, показывает свое «Я». Начинает отстаивать свое хотение и желание. Игры должны быть построены так, чтоб ребенок мог поступить так, как считает нужным. Нельзя запрещать ребенку все подряд, без исключения. Иначе, он вообще перестанет Вас слушаться и будет перечить всегда и во всем. В 3 года, у детей начинается развитие определенных эстетических чувств. Проявляется интерес ко всему новому, т.е. идет развития познавательной функции. Все знают возраст «почемучки», когда ребенок может задавать такое огромное количество вопросов, что родителям трудно справится с этим потоком «почему». Но, здесь родителям нужно запастись терпением и стараться, по возможности, ответить на каждое почему. После «почемучек», ребенок переходит на новый этап эмоционального развития. Эмоции становятся более глубокими, ребенок может стать более ранимым, так как эмоции уже более стойкие. Начинает проявляться чувство симпатии. Проявляются такие эмоции, как дружба, чуткость, забота. Ребенок понимает, что такое чувство долга. Происходит развитие и других психических функций. Развивается память и внимание. Вот почему в этом возрасте очень важно заучивать стихи наизусть. Чем больше стихов запоминает ребенок, тем лучше будет его память в будущем и, тем легче ему будет учиться в старших классах и университете. Развивается сила воли, восприятия и ощущения, двигательная сфера. На этом этапе, происходит формирование мыслительной деятельности человека. Формируется простые суждения, которые постепенно перерастают в более сложные. Таким образом, ребенок подходит к четвертому этапу психического развития. Теперь ребенок может понять, к чему приведет то, или иное его действие. Он может строить план своих действий. Может анализировать факты и приходить к верным умозаключениям. Активно развивается логика. Если ребенок раньше, в основном воспринимал все через чувства, то сейчас приходит познавательная функция. Что и кто влияет на развитие психики Вашего чада?
Как провести диагностику психического развития ребенка?На сегодняшний день, существует множество тестов, которые помогут Вам определить уровень развития Вашего ребенка. Тесты можно подразделить на четыре категории:
В каждом возрасте, шкала умений и навыков своя, сложно четко сказать, что и в каком возрасте должен уметь ребенок. Но, если Вы явно замечайте, что Ваш ребенок сильно отстает от своих сверстников, попробуйте обратиться к психологу или невропатологу. Если Ваши подозрения будут подтверждены, то они назначат соответствующее лечение и реабилитацию. Ну, а если Ваши подозрения беспочвенны, то они развеют Ваши сомнения. Психическое развитие ребенка - sonyaclub.ru9 Август 2014 admin74 Главная страница » Развитие детей Просмотров: 4367
Развитие психики ребенка идет скачкообразно: то бурно, то замедляется. Это связано с фазами взросления:
Естественно, деление на эти этапы весьма условно, так как психическому развитию ребенка могут способствовать или мешать различные факторы внешнего мира и свойственные ему особенности. Особенности психического развития ребенкаЕдва малыш научился распознавать голос мамы, у него появляются первые эмоциональные реакции. Вначале они выражаются только криком или плачем. Затем ребенок начинает улыбаться осмысленно при виде игрушек, ярких предметов, в ответ на ласковые слова, обращенные к нему. К 10 месяцам он может уже проявлять ревность по отношению к взрослым, уделяющим ему «мало» внимания. В этот же период времени он способен выражать удивление при виде чего-то нового – это первые проявления познавательной активности. Если в раннем младенчестве малыш практически не может концентрировать внимание, то в возрасте около года он проявляет интерес к игрушкам, начинает исследовать их. Здесь большую роль в развитии играет тактильная чувствительность, нужно давать ему предметы, разные на ощупь. Как только дитя встает на ноги, его впечатления о мире наполняются новым содержанием. Обзор становится шире, объем получаемой извне информации больше. Ему хочется двигаться, появляется интерес к предметам, находящимся на расстоянии. Это опасное время: нужно убирать как можно дальше все опасные предметы, до которых ребенок может дотянуться. Когда ребенку исполняется 3 года, родители понимают, что такое упрямство. Ребенок уже достаточно хорошо справляется с речью, проявляет свои желания, у него формируется воля. Именно поэтому здесь особенно важно сформировать у него правильное понимание «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Свои слова подкрепляйте мимикой, эмоциональной реакцией. В то же время надо поощрять любознательность детей, которая тоже появляется в этом возрасте и продолжает проявляться еще сильнее к 5-7 годам. Нервно-психическое развитие ребенка и кризисыСпециалисты выделяют несколько критических периодов в детском психическом развитии:
P.S. Уважаемые читатели блога, если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ею со своими друзьями в социальных сетях! СПАСИБО! Возрастные этапы психического развития ребенкаПсихическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников». Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет. По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования. 1. МладенчествоЭтот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений. Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
2. Раннее детствоОно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых. Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет. Особенности этапа раннего детства:
Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д. 3. Дошкольный возрастДанный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности. Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт. 4. Младший школьный возрастЭтот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль. Что это значит?
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине. Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
5. Подростковый возрастЭто и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости». Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние. Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза. Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков. 6. Юношеский возрастНекоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии. Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло. Психическое здоровье детейПсихическое здоровье - неотъемлемая часть общего здоровья детей - имеет сложную интерактивную связь с их физическим здоровьем и их способностью преуспевать в школе, на работе и в обществе. Как физическое, так и психическое здоровье влияют на то, как мы думаем, чувствуем и действуем внутри и снаружи. Например, мальчик с избыточным весом, которого дразнят по поводу его веса, может замкнуться в обществе и впасть в депрессию и может неохотно играть с другими или заниматься спортом, что еще больше ухудшает его физическое здоровье и, как следствие, ухудшает психическое здоровье.Эти проблемы имеют долгосрочные последствия для способности детей и молодежи реализовать свой потенциал, а также для систем здравоохранения, образования, труда и уголовного правосудия в нашем обществе. Например, мальчик по имени Бобби подвергается физическому насилию со стороны своего отца и часто ведет себя агрессивно в школе. Его поведение - естественная реакция на жестокое обращение, но его поведение также может означать начало невыявленного расстройства поведения. Его учителя просто считают его нарушителем спокойствия и постоянно наказывают его за поведение.Позже, будучи подростком, Бобби бросает школу, потому что считает ее суровой и неприветливой средой, и ему не терпится покинуть свой дом, который подвергается насилию, и позаботиться о себе. Однако сохранить работу сложно, потому что Бобби часто конфликтует со своими коллегами и руководителями из-за своей агрессии. Бобби также начал заниматься самолечением, злоупотребляя алкоголем, и его несколько раз арестовывали за пьянство. К тому времени, когда Бобби наконец получает правильный диагноз расстройства поведения и злоупотребления психоактивными веществами, ему уже за тридцать, и его проблемы с психическим здоровьем глубоко укоренились.Им потребуется обширная терапия, которую Бобби, вероятно, не может себе позволить без работы, обеспечивающей адекватную медицинскую страховку. Все могло бы быть совсем иначе, если бы Бобби в детстве направили к психологу, который мог бы поставить ему диагноз, предложить эффективное лечение и предупредить власти о насилии. Все дети и молодежь имеют право на счастливую и здоровую жизнь и заслуживают доступа к эффективной помощи для предотвращения или лечения любых проблем с психическим здоровьем, которые могут у них возникнуть.Однако остается огромное количество неудовлетворенных потребностей .Психологическое развитие ребенкаПсихологическое развитие ребенкаАнри Валлон Психологическое развитие ребенка Написано: 1965; Ребенок может жить только своим детством; понять детство - это провинция взрослого. Но чья же точка зрения должна преобладать - взрослого или ребенка? Взрослый осознает различия между собой и ребенком. Но эти различия обычно сводятся к количественные, в простой степени. Когда он сравнивает себя с ребенком, взрослый видит ребенка как относительно или даже совершенно неспособного к действию или задачи, которые он сам может выполнить. Эти неспособности могут пролить свет на различия в психической организации между ребенком и взрослым. Взрослый демонстрирует свой эгоцентризм через его убежденность в том, что любое умственное развитие должно естественно и неизбежно вести к способы мышления и чувства в точности такие же, как у него самого, и несущие особую печать времени и места, в которых он живет. Если он это сделает каким-то образом удается осознать, что мысли и чувства ребенка идут по пути, совершенно отличному от его собственных, это не ему пришло в голову рассматривать это как нечто большее, чем странность. Поскольку эта странность постоянна и кажется необходимой и нормальной как его собственную идеологическую систему, он считает, что, безусловно, следует попытаться понять ее механизм.Но сначала он обнаруживает, что должен понять природу этой странности. Верно ли, что менталитет ребенка и взрослого идут разными путями и подчиняются разным принципы; что переход от одного к другому предполагает полную трансформацию; что принципы, которые, по мнению взрослого, управляют его собственными мыслями, представляют собой неизменную и непоколебимую норму, в свете которой мысль может быть отброшена как выходящая за рамки разума; и что интеллектуальные выводы ребенок не имеет никакого отношения к взрослому? Мог ли взрослый интеллект оставаться таким богатым и продуктивным, если бы он действительно был вынужден отказаться от источников? из чего проистекает интеллект ребенка? В конце концов, это мир взрослых, который окружение навязывает ребенку, поэтому что на каждой стадии структуры и содержание ума обнаруживают определенное единообразие.Но это не следует, что взрослому нужно учитывать только те аспекты детской думал что взрослый навязывает. Даже то, как ребенок усваивает материал может совершенно не походить на то, как его использует взрослый. Если взрослый превосходит ребенка, ребенок в своем роде превосходит взрослого. Указывается на частую неспособность ребенка использовать ранее приобретенный навык. из нескольких авторов. Объяснения, данные В. Штерном, а затем Пиаже более или менее похожи.Определенная умственная операция распространяется на разные уровни, и в ходе умственного развития переход от одного уровня к другому. следующий всегда происходит в той же последовательности. Обстоятельства, при которых должна проводиться операция, представляют собой препятствия самой различной сложности. Если возрастает сложность, тогда операция может выполняться на более низком уровне. Таким образом, один и тот же человек в одном возрасте может выполнять одну и ту же операцию в разных уровни. Пиаже для объяснения использует такие понятия, как причинность, которые ребенок, кажется, умеет объективно относиться к повседневной деятельности, хотя объяснения на «вербальном уровне» он регрессирует к гораздо более субъективным формам причинность, например, волюнтаристская или аффективная. Хотя умственное развитие ребенка предполагает своего рода сеть, в которой внутренние и внешние факторы переплетаются, можно распутать их различные, соответствующие роли. Предположительно, внутренние факторы ответственны за строгий последовательность фаз развития, главным определяющим фактором которой является рост органы. Вещества относительно простого химического состава, кажется, выполняют решающие роли в стимуляции и регулировании дифференцировки органов.Этот дифференциация закладывает основу для возникновения структур будущего организма из эмбриона (в котором они скрыты, хотя и невидимы). Эти вещества гормоны, секретируемые железами внутренней секреции. Каждый гормон наделен строгим специфичность, хотя гормоны часто взаимозависимы. Они контролируют появление и развитие различных тканей, а также последовательность в которые они активируются, точно настроены на потребности роста. В добавление к их морфогенная роль, они также оказывают столь же специфическое выборное действие на физиологические и психические функции.Фон Монаков считал их материальным субстратом инстинктов. Теперь возникает проблема взаимосвязи между функциональным созреванием и функциональным обучением. Очевидно, что для систематического вменения каждого развитие до созревания соответствующих органов было бы только повторением в измененной форме старого объяснения, в которых каждый эффект был просто отнесен к сущности, смоделированной после него. Но априори утверждать, как Пиаже делает в своей книге La naissance de l'intelligence chez l'enf ant (1936), что в ходе умственного развития возникают новые виды деятельности которые обязательно должны иметь своим источником функциональную активацию созревших органических структура, значит ошибиться с простым описанием, каким бы богатым, проницательным и остроумным оно ни было, для глубинных механизмов психической жизни. ИГРАТЬБыло сказано, что игра - это деятельность, уникально подходящая для ребенка; и поскольку ребенок часто видит, как глубоко увлечен своей игрой, некоторые авторы (например, В. Стерн) чувствовали себя обязанными приписывать детям то, что они называют серьезными играми. В соответствии с Шарлотта Бхлер, игра - это этап в общем развитии ребенка, который исчезает сам по себе согласие в последующие периоды. Действительно, игра является частью всей деятельности ребенка, пока активность остается спонтанной и не затрагивается объектами, введенными в образовательных целях.Вначале игры чисто функциональный; затем идут игры-выдумки и игры практического мастерства. В своей игре ребенок повторяет впечатления от только что пережитых событий. Он воспроизводит; он имитирует. Для очень маленького ребенка подражание - единственное правило игра до тех пор, пока он не может перейти от конкретной живой модели к абстрактным инструкциям. Изначально понимание детей - это не более чем ассимиляция других себе и себя другим, и в этом процессе имитация играет важную роль.Подражание, как инструмент этого слияния, демонстрирует противоречие, объясняющее определенные контрасты, на которых процветает игра. Имитация не случайна; ребенок очень избирательный. Он подражает людям, которым нравится самые престижные в его глазах те, кто вызывает у него положительные, нежные чувства. В то же время ребенок «занимает» или становится этими людьми. Всегда полностью погруженный в то, что он делает, он соответственно представляет и желает себя быть им. Но вскоре его скрытое осознание этого заимствования пробуждает в нем чувства. враждебности к человеку, служащему образцом, которого он не может устранить.Он наконец приходит к возмущению этого человека, чьи абсолютно неоспоримые и разочаровывающие превосходство, которое он часто продолжает испытывать. В возрасте от шести до семи лет становится возможным отвлечь ребенка от его спонтанной активности и отвлечь его интерес на других. До сравнительно недавно в этом возрасте начался производительный труд, в том числе фабричный. Действительно, в некоторых колониальных странах это все еще так. Во Франции ребенок поступает в школу в этом возрасте и отвечает требованиям формального образования, включая самодисциплину. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИМИТАЦИИДва противоречащих друг другу элемента являются основополагающими для любого подражания. Один - пластиковый союз в который воспринимается внешним впечатлением, а затем снова мягко снимается с его странный сосуд, оставляющий только те элементы, которые могут быть включены в существующие психические структуры. В результате появилась новая, хотя и элементарная емкость. В Второй и активный аспект, не менее важный по сравнению с первым, - это исполнение и завершение. Последующий акт требует предварительных, а иногда и очевидных, ощупью.Разделение и рекомбинация подходящих элементов - это операции, которые часто Длительные недостатки указывают на трудности, с которыми связаны эти процессы. В в частности, вновь обнаруженные жесты и движения могут быть еще не в правильном порядке. Сами по себе они никоим образом не воспроизводят модель; они должны соответствуют требованиям внутреннего прототипа. Однако по мере того, как они становятся более явными, они делают возможным и даже поощряют объективные сравнения с внешняя модель. Чередование этих двух противоположных, но дополняющих друг друга фаз интуитивного ассимиляция и контролируемое исполнение могут тогда принимать более или менее быструю каденцию, пока имитация не станет адекватной. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКАэмоцииЭмоции, внешнее выражение аффективности, вызывают изменения, которые имеют тенденцию к снижению сами эмоции. * Эмоции [* Аффективность относится к общему динамическому аспекту личности и как таковая включает эмоции как форму выражения и такие разнообразные тенденции, как воля, желания, и т. д.] лежат в основе общительных побуждений, составляющих рудиментарную форму общения и сообщества.В отношения, ставшие возможными благодаря эмоциям, создают более тонкие и тонкие формы выражения и превращают их во все более и более специализированные инструменты социальное взаимодействие. Но по мере того, как их значение становится более точным, эти способы выражения становятся более автономными и отстраненными от эмоций. Вместо того высвобождая поток эмоций, они, как правило, подавляют эмоции и разделить его на части, тем самым уничтожив его повсеместное распространение и силу заражения. В качестве как только речь и условности становятся средствами мимикрии, условность множит нюансы, молчаливое понимания и намёки.Таким образом вводится тонкость, в отличие от неделимого выражение чистой эмоции. Эмоции и интеллектуальная деятельность следуют одной и той же эволюции и представляют один и тот же антагонизм. Еще до анализа ситуации действия, которые провоцирует, а предрасположенности и отношения, которые оно вызывает, придают ему смысл. В умственном это практическое понимание появляется задолго до того, как способность различать и сравните. Это первая форма понимания, в которой полностью доминирует интерес момента и полностью поглощены в частности.Обмен взглядами - это первая грубая форма взаимного контакта или понимания между людьми, даже если она все еще полностью поглощена желаниями или импульсами момента. An Образ, который полезен для сравнения или ожидания, может возникнуть из этих прагматических и конкретных отношений только путем постепенного снижения роли реакций тела, то есть эмоций и аффективности. И наоборот, каждый раз, когда это аффективное отношение и соответствующая эмоция снова становится доминирующей, изображение теряет свою насыщенность, становится размытым и исчезает.Это явление обычно наблюдается у взрослых: подавление эмоций посредством интеллектуального контроля или простого перевода их мотивов или состояний в интеллектуальные способы; или, с другой стороны рука, маршрутизация разума и объективных представлений с помощью эмоций. В ребенке, прогресс от чисто случайных, личных и эмоциональных реакций к более стабильному пониманию вещей - медленный процесс. Регресс очень частый. В области аффективности этот конфликт вызывает преобразования.Если рационалист теории эмоций казались правдоподобными в силу важности интеллектуальных мотивов и образов в сфере чувств и страстей. В действительности есть переход между эмоцией и последними чувствами. Этот перевод зависит от возраста ребенка. Но самые эмоциональные дети не обязательно стать самым сентиментальным или самым страстным. Скорее, речь идет о разных типах детей, в у которых различные психические функции сбалансированы по-разному. ЯзыкНачало речи у ребенка совпадает с заметным прогрессом в его практических навыках. В этой связи сравнение поведения ребенка с поведением особенно бросается в глаза обезьяна. Таким образом, Бутан, а за ним и другие, особенно Келлог и его жена, сравнил ребенка в довербальном и вербальном периоде с молодой обезьяной в идентичных ситуации. Ребенок и обезьяна даже выросли вместе в одной среде. В начальный период поведение было очень похожим.Но как только ребенок овладев речью, он быстро опередил своего товарища. Например, когда представлено несколько коробок, расположенных в ряд, одна из которых содержит лечить, обучение, необходимое, чтобы найти специальный ящик без ошибок, сначала дало аналогичные результаты. Но если порядок ящиков был изменен, обезьяна недоумевала и вынуждена была полагаться на метод проб и ошибок, тогда как ребенок, когда-то мог говорить, быстро обнаружил изменение. Очевидно, что речь все еще находилась на слишком примитивном уровне, чтобы оправдать гипотезу внутренняя инструкция или какой-то мысленный расчет.Скорее ребенок был отображение способности представить смещение, линию или направление, которое не существуют между воспринимаемыми объектами. Эта способность возможна только в том случае, если зрение, вместо того, чтобы полностью поглощаться самими объектами, развертывает их на воображаемое полотно устойчивых и взаимозависимых позиций. Без этой способности там это не способ концептуализировать какой-либо порядок или мысленно построить последовательность. Эта способность также необходима для упорядочивания следующих друг за другом частей дискурса.Утрата одной из этих способностей влечет за собой потерю другой. Афазик не может указать направления вверх, вниз, вправо, влево и т.д. с закрытыми глазами. Когда его глаза открыты, то, на что он указывает, по словам Зикманна, не является направлением, но объект - например, потолок, пол, рука с бритвой, рука, которая не пишет и т. д. Необходимым, но не достаточным условием является осознание того, что объекты и движения видны последовательно или в процессе перехода.Это далеко не все объясняет функции языка, ни его важные последствия для видов и индивидуальный. Не вдаваясь в общественные отношения, которые стали возможными благодаря после, язык, или в тот факт, что каждый диалект является носителем и передатчиком истории, можно, по крайней мере, заявить, что именно язык превратил в сознание компактный набор вещей и действий, составляющих необработанный материал опыта. На самом деле язык не является причиной мысли; это незаменимый инструмент и поддерживающий элемент в развитии мысли.Если один иногда отстает от другого, их взаимное действие быстро восстанавливает гармоничный баланс. Через язык объект мысли больше не должен быть ограничен вещами настоящего воспринимается. Язык предоставляет средства, с помощью которых можно вызвать представление о вещах, которых больше нет, или о вещах, которые могут появиться, и сравнивали и противопоставляли себя и с нынешними представлениями. В реинтеграции отсутствующий в настоящем, язык предоставляет средства выражения, фиксации и анализа настоящего.Он навязывает мир знаков, знаков мысли, на прямом опыте, в обстоятельствах, в которых мысль может вообразить и следовать свободному курсу, объединять разрозненное и разделять то, что было одновременным. Но такая подмена знака не обходится без проблемы и подводные камни. Это заставляет практическое решение проблем, которые можно решить. и только позже через умозрительные размышления. В разъяснении того, что было непонятно и постоянное установление того, что было преходящим, образное мышление, ограниченное посредством знаков порождает противопоставление того же самого и другого, подобное и непохожее, одно и множество, постоянное и преходящее, тождественное и изменяющееся, неподвижное и движущееся, бытие и становление.Многие несоответствия и несоответствия, которые поражают нас в детстве, имеют их фактический источник в столкновении между этими противоречивыми понятиями, сколь бы искусными они ни были ребенок может уклоняться через бездействие или уклоняться с помощью речь и мыслительные навыки, приобретенные у взрослых. Прогресс, который позволяет язык мысль, которую нужно сделать, и усилие, которое она требует от мысли взамен, можно ясно увидеть в неудачная мысль страдает, когда кажется, что язык регрессирует - как при афазии. Проблемы прерывности в развитииПрерывистость мышления ребенка имеет другую причину, последствия которой не менее значительны: неадекватность приспособления к ребенку. объект, активирует ли он моторные, перцепционные или интеллектуальные механизмы.Размещение долго остается нерешительным и нерешительным. Он колеблется взад и вперед вокруг объекта, его точная фокусировка остается неуловимой, а его колебания выходят за рамки идти в ногу со своей целью. Как котенок, который, увидев, что его клубок пряжи исчезает в труднодоступное место останавливается и становится неуверенным, самым живым и У игривого ребенка бывают моменты внезапной дезориентации и потери цели. В в тот момент, когда объект его мысли ускользает от него, на его лице появляется легкое недоумение.Таким образом, получается неустойчивый образ вещей, затрудняющий идентифицировать какой-либо один объект и легко спутать один с другим. Представление о возможных трансформациях вещей не только не уменьшается из-за контакта с реальность вместо этого находит свою основу в этом контакте. Следовательно, фантасмагории ребенок такие правдоподобные находки не должны нас удивлять. Замешательство между собой и другимиПервоначальное отсутствие различия между собой и другими подразумевает неадекватность дискриминация других.Когда маленький ребенок преследует каждого мужчину, которого видит по имени «Папа», было бы преждевременно говорить, что он отождествляет их всех со своим отец или что он помещает их в класс, обозначаемый именем индивидуума, потому что он не знает собирательного названия для них. Он испытывает реакцию к целому, что пробуждает посредством некоторых своих черт специфическое качество в в котором части смешиваются с целым и, следовательно, могут повлечь за собой смешение совокупностей, в противном случае взаимно различных. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯПервые недели жизни полностью заняты потребностями во сне и питании. Однако набухание гениталий наблюдалось во время дни сразу после рождения. В младенческой девочке это может даже достигнуть точки потеря крови. Хотя кажется, что это результат действия гормонов, механизм и значение этого набухание еще недостаточно изучено. Акт кормления предполагает первые организованные движения ребенка. Но жестикуляции, вызванные младенец путем смены подгузника или ванны выходит за узкие пределы этого первого поля движение.Подробная запись этих движений выявит две тенденции. С одной стороны, есть исчезновение определенных спонтанных или вызванных реакций, которые реабсорбируются или подавляются менее автоматическими действиями. С другой стороны, появляются новые жесты, часто возникающие из разобщения глобальных мышечных действий и демонстрирующие тенденция к последовательной интеграции фрагментов. Начиная с третьего месяца, эти подвижки становятся основным направлением развития ребенка. род занятий. Первые аффективные проявления младенца ограничиваются криками голода или коликами. или для спокойствия сна или пищеварения.Их дифференциация изначально идет очень медленно. Но к шести месяцам структурированные каналы, доступные младенцу для выражения своего эмоции достаточно разнообразны, чтобы служить широкой осмотической поверхностью с его человеческим окружением. Это важный этап в его умственном развитие. Его жесты приобретают определенную эффективность благодаря посредничеству других людей, а жесты и движения других людей приобретают особый упреждающий смысл. Однако эта взаимность поначалу полностью недифференцированный.Он предполагает полное участие ребенка, тогда как на более позднем этапе он придет к определению себя, уже глубоко обогащенный этим первоначальным поглощением другими. На этом этапе следует отметить синхронность, так как ребенок также начинает проявляют интерес к цветам в возрасте шести месяцев. Во второй трети первого года паттерны сенсомоторных действий начинают проявляться. систематизированы и становятся средством, с помощью которого движения могут быть связаны с их эффектами восприятия. Проприоцептивные и сенсорные впечатления становятся взаимно настроены, вплоть до самых тонких нюансов.После первого установления преемственности и соответствие между их вариациями в расширенных последовательностях, эти впечатления могут затем перейти к взаимному исследованию и открытию. Голос улучшает слух; то ухо культивирует голос. Звуки, которые становятся различимыми и различимыми благодаря совпадению различных впечатлений, позже могут быть распознаны, когда они поступают из внешнего источника. Когда ребенок зрительно следует за запутанными узоры и контуры, начерченные его собственной движущейся рукой, он размечает первые пространственные привязки его поля зрения.Отмеченные таким образом проприоцептивной реактивностью, поля восприятия могут затем слиться и тем самым устранить их источник или, скорее, передать его на анонимность, источник теперь заменил интероцептивная или висцеральная реактивность. Тот же объект становится идентифицируемым в различные поля восприятия, и их объединенная совокупность приобретает достаточно реальные атрибуты, чтобы ребенок мог искать в них объект, который исчез или это было обнаружено через данные только одного из органов чувств. Но ходьба, а затем и язык, которые развиваются на втором году жизни, снова нарушают этот хрупкий баланс в поведении.Предметы, которые умеет ребенок приносить и переносить с места на место, и что, как он знает, имя отделяется от их настроек и ими манипулируют ради них самих. Он выбирает их поднимает, толкает, тащит, перемещает вручную или в тележке; он складывает их стопками, произвольно или по типу; он опустошает и заполняет коробки и сумки. Но на другом уровне независимость, достигаемая ребенком благодаря этой способности действовать самостоятельно, и большее разнообразие, которое привносит язык. в его отношения с окружающими делают возможным более решительный и четкое утверждение его личности.Кризис оппозиции, а затем подражания, начинаются в возрасте трех лет и продолжаются до пяти лет. В течение периода, когда он намеревался отличаться от других, ребенок также становится все более способным различать предметы и сортировать их по цвету, форме, размерам, тактильным качествам и запаху. В возрасте четвертый ребенок начинает беспокоиться и стесняться своего отношения и манеры, что они собой представляют и как они могут выглядеть. Он начинает краснеть, когда смущается, что, наоборот, дает ему материал для насмешек и насмешек.Его радуют гримасы, шутки и шалости. Ему нравится смеяться и видеть себя смеющимся. Его имя, фамилия, возраст и дом стали для него образом его миниатюрный человек, который, в свою очередь, становится для него своего рода декой для его собственная мысль. Теперь, когда он может наблюдать за собой, он меньше рассеивает внимание и выполняет задачу с большим терпением и настойчивостью. Он созерцает себя в свои дела и поступки и привязывается к тому, что он сделал. Он размышляет о них в своих мыслях вместе с самим собой для сравнения и контраста.Рождается эмуляция, а вместе с ней и первая потребность в общении. Однако формирующиеся группы по-прежнему относятся к стадному типу, в котором каждый участник берет свое спонтанно занять место последователя или лидера. Но к этому времени ребенок уже не ограничивается проработкой дальнейших нюансов своего различение предметов и их качеств: его восприятие становится более абстрактным; и он начинает различать узоры, линии, направления, позиции и графические знаки. Пока что фактическое наблюдение за вещами, в котором необходимо постоянно обращаться к деталям целое, многие к одному и переменная к константе для ориентации все еще за пределами его возможностей. После пяти лет наступает школьный возраст; отныне интерес будет выходить за пределы себя вовлекаться в дела. Однако переход происходит медленно и сложно. До в возрасте шести и более лет ребенок остается поглощенным своими интересами и занятиями момент. В его деятельности есть определенная эксклюзивность. Он не может быстро перемещаться от объекта к объекту или от задачи к задаче. Чтобы отвлечь своих юных учеников внимание от того, что они делали к предлагаемому новому объекту внимания, один учитель натолкнулся на идею автоматического прерывательного жеста, который ребенок казнен всякий раз, когда она давала сигнал. Школа требует немедленного сосредоточения интеллектуальной деятельности на командование по вопросам, которые последовательно и произвольно разнообразны. Школы часто злоупотребляли этой властью. Поставленные задачи должны в какой-то мере отрывать ребенка от его спонтанных интересов, и слишком часто эти задачи получить от него лишь ограниченное усилие, притворное внимание или просто интеллектуальная апатия. Слишком часто это упражнения, которые пригодятся только в будущем, что совсем не очевидно для исполняющего их ребенка.Таким образом, казалось необходимым укрепить активность ребенка дополнительными стимулами. Это цель вознаграждений и наказаний, которые во многих случаях все еще основаны на принципе «кнута или пряника», то есть простой метод дисциплины и обучение. На другом полюсе находятся те, кто утверждает, что основывает обязательные действия ребенка на его чувство ответственности. Первый метод - тормозящий; то во-вторых, преждевременные. Дрессированное животное реагирует на сигнал движениями в соответствии с привитыми наборами ассоциаций.Он не выполняет задачу, которая требует преследования цели, корректировки средств, соблюдения правил и постоянного приложения усилий. Но по мере того, как ребенок последовательно поглощается каждым из своих задач, он кажется не более способным, чем животное, выдержать бремя своей задачи исключительно на основе его собственного независимо задуманного представления о том, что он должен себе. Обратиться преждевременно к этому чувству долга стоит обрисовать его черты, так что далеко не способствуя самодостаточности, такой призыв навязывает ребенку принудительную, сбивчивую понял зависимость. Период от семи до двенадцати или четырнадцати лет - это возраст, в котором синкретизм уступает место объективности. Вещи и личность постепенно теряют свое качество являясь фрагментами абсолютного, неделимого опыта, которые последовательно навязываются интуиции. Различные категории понимания приносят самый разнообразный набор классификаций и отношений. Но настоящий инициатор этих процессы - это собственная деятельность ребенка, которая сама переходит в категориальную фазу; Это теперь должны ставить задачи и научиться распределять между ними время, чтобы каждый мог быть осуществляется с полной возможной эффективностью.Интерес к задаче незаменим - далеко важнее простого обучения; этого может быть достаточно, и это намного предшествует постоянному и сознательному личному участию в выполнении задачи. Вкус ребенка к вещам соразмерен его желанию и силе управлять ими, изменять и преобразовывать их. Он постоянно занят снос и наращивание. Таким образом он обнаруживает детали, отношения и разнообразные возможности вещей. Он также выбирает своих товарищей с целью к определенным задачам.Его предпочтения меняются в зависимости от игры или задачи. Естественно, у него есть постоянные спутники, но все их взаимодействия связаны с их общие предприятия. Их объединяют как сотрудники или сообщники вокруг общих проектов и общих проблем. Они соперничают друг с другом через эмуляцию в выполнение задания. Их проекты определяют их соперничество. Таким образом, возникают различия в отношениях, из которых каждый ребенок получает собственное представление. отчетливость, в зависимости от обстоятельств, и в то же время его собственная сущность преемственность и индивидуальность в самых разных ситуациях. Когда дружба и соперничество больше не основываются на соглашении или конфликте или интерес к текущим или предстоящим задачам, когда их оправдание ищут в моральных родства или морального отвращения, и когда кажется, что они больше озабочены близостью, чем эффективное сотрудничество или конфликты, тогда детство уже подрывается к половому созреванию. Еще раз, эффекты нового периода будут проникать одновременно все сферы душевной жизни. Отдельное настроение раздора или беспокойства даст о себе знать в действиях, личном поведении и когнитивных процессах.В каждой сфере есть тайны проникнуть. Существует постоянная и недифференцированная потребность во владении, потребность, которая в определенном смысле настолько фундаментальна, что фактическое владение не в состоянии удовлетворить его и должен отправиться на поиски неизведанных горизонтов. На каждом этапе умственное развитие ребенка демонстрирует, что помимо сложности факторов и функций, а также разнообразия и контрастов кризисы, которые подчеркивают это, существует определенное единство, взаимосвязь, как внутри на каждом этапе и между этапами.Относиться к ребенку фрагментарно - противно природе. В каждом возрасте он составляет неделимое и оригинальное целое. В последовательности в разные периоды он остается одним и тем же, претерпевая метаморфозы. Несмотря на то, что он состоит из контрастов и конфликтов, все его я будет лишь настолько более способный к дальнейшему обогащению.
. Раннее развитие детей - Психическое здоровье матери и ребенкаПсихическое здоровье материПо мировым оценкам, примерно 10% беременных женщин и 13% молодых матерей страдают психическими расстройствами, в основном депрессией, при этом развивающиеся страны страдают даже в большей степени - до 15,6% и 19,8% соответственно. Эти матери могут серьезно пострадать, что приведет к суицидальным мыслям и действиям. Проблемы со здоровьем матери, особенно проблемы с психическим здоровьем матери, такие как депрессия, после рождения также могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.Материнская депрессия отрицательно сказывается на грудном вскармливании, отношениях матери и ребенка и качестве родителей. Вмешательства, направленные на улучшение воспитания и воспитания отношений между матерью и младенцем, не только благотворно влияют на рост и развитие ребенка, но и уменьшают симптомы депрессии у женщин, страдающих послеродовой депрессией. Психическое здоровье детей и подростковНе только матери, но и дети и подростки могут испытывать психические расстройства, и, по оценкам, 10-20% из них во всем мире страдают психическими расстройствами.Если эти условия не лечить, они влияют на развитие детей и их образовательные достижения и мешают им полностью раскрыть свой потенциал. .Психические заболевания у детей: узнайте признакиПсихическое заболевание у детей: узнайте признакиУ детей могут развиваться те же психические расстройства, что и у взрослых, но их симптомы могут отличаться. Знайте, на что обращать внимание и чем вы можете помочь. Персонал клиники МэйоРодителям бывает сложно определить психическое заболевание у детей. В результате многие дети, которым могло бы помочь лечение, не получают необходимой помощи. Узнайте, как распознать тревожные признаки психического заболевания у детей и как вы можете помочь своему ребенку. Что такое психическое заболевание?Психическое здоровье - это общее благополучие того, как вы думаете, регулируете свои чувства и ведете себя. Психическое заболевание или расстройство психического здоровья определяется как модели или изменения в мышлении, чувствах или поведении, которые вызывают дистресс или нарушают способность человека функционировать. Психические расстройства у детей обычно определяются как задержка или сбои в развитии соответствующего возрасту мышления, поведения, социальных навыков или регуляции эмоций.Эти проблемы беспокоят детей и мешают им нормально функционировать дома, в школе или в других социальных ситуациях. Препятствия к лечению психических расстройств у детейМожет быть трудно понять расстройства психического здоровья у детей, потому что нормальное детское развитие - это процесс, который требует изменений. Кроме того, симптомы расстройства могут различаться в зависимости от возраста ребенка, и дети могут быть не в состоянии объяснить, как они себя чувствуют или почему они ведут себя определенным образом. Обеспокоенность по поводу стигмы, связанной с психическим заболеванием, использованием лекарств, а также стоимостью или материально-техническими проблемами лечения также может помешать родителям обратиться за помощью к ребенку, у которого есть подозрение на психическое заболевание. Распространенные расстройства у детейНарушения психического здоровья у детей - или нарушения развития, которыми занимаются специалисты в области психического здоровья - могут включать следующее:
Каковы признаки психического заболевания у детей?Предупреждающие признаки того, что у вашего ребенка может быть психическое расстройство, включают:
Что мне делать, если я подозреваю, что у моего ребенка психическое заболевание?Если вас беспокоит психическое здоровье вашего ребенка, проконсультируйтесь с его врачом.Опишите поведение, которое вас беспокоит. Поговорите с учителем вашего ребенка, близкими друзьями, родственниками или другими опекунами, чтобы узнать, заметили ли они изменения в поведении вашего ребенка. Поделитесь этой информацией с врачом вашего ребенка. Как специалисты здравоохранения диагностируют психические заболевания у детей?Психические расстройства у детей диагностируются и лечатся на основе признаков и симптомов, а также того, как это состояние влияет на повседневную жизнь ребенка. Для постановки диагноза врач вашего ребенка может порекомендовать, чтобы вашего ребенка обследовал специалист, например психиатр, психолог, клинический социальный работник, психиатрическая медсестра или другой специалист в области психического здоровья.Оценка может включать:
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM), руководство, опубликованное Американской психиатрической ассоциацией, предоставляет критерии для постановки диагноза, основанные на природе, продолжительности и влиянии признаков и симптомов.Еще одним широко используемым диагностическим руководством является Международная классификация болезней (МКБ) Всемирной организации здравоохранения. Диагностика психического заболевания у детей может занять время, потому что маленькие дети могут иметь проблемы с пониманием или выражением своих чувств, а нормальное развитие различается. Со временем врач может изменить или уточнить диагноз. Как лечат психические заболевания у детей?Общие варианты лечения детей с психическими расстройствами включают:
Как я могу помочь своему ребенку справиться с психическим заболеванием?Вы будете играть важную роль в поддержке плана лечения вашего ребенка. Для ухода за собой и своим ребенком:
. .4 стадии интеллектуального развития детейЛегко отследить физический рост ребенка, но не так просто отследить его или ее умственный рост. Известный психолог Пиаже разделил интеллектуальное развитие раннего детства на фазы. Давайте посмотрим на определение и этапы в этой статье. Что такое интеллектуальное развитие детей?Интеллектуальное развитие детей происходит быстро благодаря тому опыту, который они получают.Со временем и опытом их память, навыки решения проблем, рассуждения и мыслительные способности оттачиваются и развиваются. 4 стадии интеллектуального развития детей: |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |