|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Отрасль педагогики рассматривающая обучение детей с отклонениями в развитииТесты с ответами Теория и практика специальной педагогики и инклюзивного образования
Начало формы Вопрос 1 Относительно устойчивым периодом к неблагоприятным воздействиям среды является период с: Выберите один ответ: a. 12-15 лет b. 4-11 лет c. 0-3 лет d. 5-11 лет Отзыв Правильный ответ: 4-11 лет Вопрос 2 Мнимые, ложные приспособления, возникающие в результате реакции человека на нежелательные проявления к нему со стороны других называются: Выберите один ответ: a. компенсация b. псевдокомпенсация c. декомпенсация d. коррекция Правильный ответ: псевдокомпенсация Вопрос 3 Одним из ведущих предметов коррекционных занятий является: Выберите один ответ: a. русский язык b. социально-бытовая ориентировка c. математика Правильный ответ: социально-бытовая ориентировка Вопрос 4 Понятие «сензитивный возраст» впервые предложил (а): Выберите один ответ: a. С.Л. Рубинштейн b. Г.М. Дульнев c. М. Монтессори d. Л.С. Выготский Правильный ответ: М. Монтессори Вопрос 5 Впервые термин «дидактика» ввел: Выберите один ответ: a. В. Ратке b. Я. А. Коменский c. Ж. Ж. Руссо d. И. Г. Песталоцци Правильный ответ: Я. А. Коменский Вопрос 6 Наказание – это: Выберите один ответ: a. способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия b. управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел c. воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни d. метод воспитания, проявляющийся в форме требования Правильный ответ: способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия Вопрос 7 С какой наукой олигофренопедагогика имеет наиболее тесную связь Выберите один ответ: a. детской психиатрией b. олигофренопсихологией c. медицинской психологией d. общей психологией Правильный ответ: олигофренопсихологией Вопрос 8 Воспитательный процесс – это процесс: Выберите один ответ: a. воздействия b. взаимодействия c. рефлексии d. действия Правильный ответ: взаимодействия Вопрос 9 Понятие о первичном и вторичном дефектах введено Выберите один ответ: a. П.Я Гальпериным b. А.Р. Лурия c. В.В. Лебединским d. Л.С. Выготским Правильный ответ: Л.С. Выготским Вопрос 10 К девиациям в поведении несовершеннолетних относят: Выберите один ответ: a. задержки психического развития b. трудновоспитуемость c. социально-педагогическую запущенность Правильный ответ: социально-педагогическую запущенность Вопрос 11 Автор фундаментального исследования «Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания с древних времен до середины XX века»: Выберите один ответ: a. А.И. Дьячков b. И.М. Бобла c. Е.К. Грачева d. Х.С. Замский Правильный ответ: Х.С. Замский Вопрос 12 Коррекционная педагогика – это: Выберите один ответ: a. область специальных психолого-педагогических знаний о сущности образования и воспитания детей, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении b. наука о воспитании, образовании и обучении людей c. теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии Правильный ответ: теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии Вопрос 13 Форма получения образования, где в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый-преподаватель» называется: Выберите один ответ: a. очная b. заочная c. самообразование Правильный ответ: очная Вопрос 14 Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через: Выберите один ответ: a. комплексный подход b. психологический подход c. индивидуальный подход d. системный подход e. культурологический подход Правильный ответ: комплексный подход Вопрос 15 Паразитарное заболевание, возбудитель которого – паразит, относящийся к простейшим животным, проникая в плод беременной женщины, вызывает поражения мозга, глаз и других органов: Выберите один ответ: a. трахома b. токсоплазмоз c. микроцефалия Правильный ответ: токсоплазмоз Вопрос 16 Получение информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов — это: Выберите один ответ: a. педагогическая рефлексия b. педагогический анализ c. педагогический менеджмент d. педагогический мониторинг e. педагогическая диагностика Правильный ответ: педагогическая диагностика Вопрос 17 Мониторинг – это: Выберите один ответ: a. технические средства обучения b. углубленное изучение c. наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса d. часть операционной системы Правильный ответ: наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса Вопрос 18 Правило «От легкого к трудному» относится к принципу: Выберите один ответ: a. последовательности и систематичности b. научности c. наглядности d. доступности e. связь теории с практикой Правильный ответ: последовательности и систематичности Вопрос 19 Наглядные методы обучения условно можно разделить на 2 группы: Выберите один ответ: a. словесные и наглядные b. беседа и демонстрация c. дискуссия и видеометод d. семинар и наблюдение e. иллюстрация и демонстрация . Правильный ответ: иллюстрация и демонстрация Вопрос 20 Назовите науку, связанную с теорией и практикой предупреждения, изучения и образования детей с нарушением речи: Выберите один ответ: a. олигофренопедагогика b. сурдопедагогика c. тифлопедагогика d. логопедия Правильный ответ: логопедия Основной метод воспитания – это: Выберите один ответ: a. убеждение b. приучение c. слово учителя d. пример Правильный ответ: убеждение Вопрос 2 Отечественный олигофренопедагог и психолог, работал в области воспитания, обучения, профессиональной подготовки, а также психологического изучения умственно отсталых детей: Выберите один ответ: a. А.Ф. Лазурский b. А.Р. Лурия c. Л.С. Выготский d. Г.М. Дульнѐв Правильный ответ: Г.М. Дульнѐв Вопрос 3 Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, при котором нарушается осознание и контроль за деятельностью – это: Выберите один ответ: a. эмоция b. переживание c. амнезия d. аффект Правильный ответ: аффект Вопрос 4 Тезис об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка выдвинул: Выберите один ответ: a. Л. С. Выготский b. М. С. Певзнер c. А. Р. Лурия Правильный ответ: Л. С. Выготский Вопрос 5 Основными формами коррекционно-развивающего обучения являются: Выберите один или несколько ответов: a. индивидуальные занятия b. групповые занятия c. фронтальные занятия Правильные ответы: индивидуальные занятия, групповые занятия Вопрос 6 Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха: Выберите один ответ: a. олигофренопедагогика b. логопедия c. тифлопедагогика d. сурдопедагогика e. дефектология Правильный ответ: сурдопедагогика Вопрос 7 Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип: Выберите один ответ: a. прочности b. доступности c. наглядности d. систематичности и последовательности e. научности Правильный ответ: наглядности Вопрос 8 Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности — это: Выберите один ответ: a. нравственное воспитание b. умственное воспитание c. трудовое воспитание d. физическое воспитание e. эстетическое воспитание Правильный ответ: нравственное воспитание Вопрос 9 К методам исследования в олигофренопедагогике относят Выберите один ответ: a. изучение психолого-педагогической документации b. все ответы верны c. наблюдение d. изучение продуктов детской деятельности e. анкетирование Правильный ответ: все ответы верны Вопрос 10 Что такое психическое здоровье? Выберите один ответ: a. собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата b. гармония душевных сил (разум, чувства, желания, воля и т.п.), необходимая для нормальной самостоятельной жизнедеятельности; личностный способ жизни, предполагающий свободный и ответственный выбор поведения в освоении человеческой культуры; жизнеспособность и человечность индивида . Правильный ответ: гармония душевных сил (разум, чувства, желания, воля и т.п.), необходимая для нормальной самостоятельной жизнедеятельности; личностный способ жизни, предполагающий свободный и ответственный выбор поведения в освоении человеческой культуры; жизнеспособность и человечность индивида Вопрос 11 Коррекционная работа учителя направлена на развитие познавательной активности и воспитание ответственного отношения к учению, если ученик имеет: Выберите один ответ: a. недостатки умственного развития и стремление к овладению знаниями, ответственное отношение к учебным обязанностям b. недостатки умственного развития и безответственное отношение к учению c. хорошее умственное развитие и отрицательное или безразличное отношение к знаниям d. хорошее умственное развитие и сознательное, активное отношение к учению Правильный ответ: хорошее умственное развитие и отрицательное или безразличное отношение к знаниям Вопрос 12 Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является: Выберите один ответ: a. анкетирование b. измерение c. наблюдение d. эксперимент Правильный ответ: наблюдение Вопрос 13 В переводе с греческого педагогика означает: Выберите один ответ: a. детовождение b. управление c. воспроизведение d. закрепление Правильный ответ: детовождение Вопрос 14 Исправление тех или иных недостатков развития называется: Выберите один ответ: a. реабилитация b. адаптация c. компенсация d. коррекция Правильный ответ: коррекция Вопрос 15 Вторичные дефекты по Л. С. Выготскому: Выберите один ответ: a. отражают нарушения психического развития в условиях первичного дефекта b. связаны с повреждениями ЦНС c. связаны с повреждениями высших психических функций Правильный ответ: отражают нарушения психического развития в условиях первичного дефекта Вопрос 16 При первых же признаках отклоняющегося поведения ребенка педагогу следует: Выберите один ответ: a. разобраться, от какого стандарта и на сколько отклоняется поведение b. спокойно наблюдать c. бить тревогу и начинать коррекционную работу d. обращаться к «узким» специалистам . Правильный ответ: разобраться, от какого стандарта и на сколько отклоняется поведение Вопрос 17 Один из авторов учебника «Олигофренопедагогика», изданного в 1941 году Выберите один ответ: a. Л.С. Выготский b. А.Н. Граборов c. Е.К. Грачева d. Г.М. Дульнев Правильный ответ: А.Н. Граборов Вопрос 18 В 1927 году Й. Швальбе ввел термин: Выберите один ответ: a. дизонтогения b. патогенез c. филогенез d. онтогенез Правильный ответ: дизонтогения Вопрос 19 Врачебно-педагогическая теории и практики воспитания представлена в работе Выберите один ответ: a. И. Гуггенбюля b. Э. Крепелина c. С. Холл d. В. Гаюи Правильный ответ: И. Гуггенбюля Вопрос 20 Кто впервые назвал мозг главным органом всей нервной системы: Выберите один ответ: a. Платтер b. Пифагор c. Эразистрат d. Герофил. Правильный ответ: Герофил История олигофренопедагогики – это Выберите один ответ: a. составляющая коррекционной педагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с особенностями психофизического развития b. составляющая педагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики образования лиц с трудностями в обучении c. составляющая тифлопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с нарушениями зрения d. составляющая олигофренопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) Правильный ответ: составляющая олигофренопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) Вопрос 2 Назовите автора разработки концепции психически здорового человека и теории человеческой мотивации: Выберите один ответ: a. К. Роджерс b. А. Маслоу Правильный ответ: А. Маслоу Вопрос 3 Образовательные программы разрабатываются на основе: Выберите один ответ: a. закона об образовании b. программы развития образования c. концепции образования d. образовательного стандарта Правильный ответ: образовательного стандарта Вопрос 4 Кто из авторов ввел понятие «зона ближайшего развития» Выберите один ответ: a. Л.С. Выготский b. С.Л. Рубинштейн c. А.Р. Лурия d. Л.С. Цветкова . Правильный ответ: Л.С. Выготский Вопрос 5 Какое из данных определений является верным Выберите один ответ: a. олигофренопедагогика – это одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности детей с интеллектуальной недостаточностью b. олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью c. олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении лиц с задержкой психического развития и с интеллектуальной недостаточностью d. олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями речи Правильный ответ: олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью Вопрос 6 Коррекционно-воспитательная работа – это: Выберите один ответ: a. замещение или перестройка нарушенных функций организма b. специальные упражнения, развивающие познавательные процессы c. система комплексных мер педагогического воздействия на особенности аномального развития d. система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей Правильный ответ: система комплексных мер педагогического воздействия на особенности аномального развития Вопрос 7 К специальным понятиям олигофренопедагогики относят Выберите один ответ: a. адаптация, реабилитация, компенсация, коррекция b. обучение, воспитание, развитие c. личность, психика, деятельность, сознание, поведение d. все ответы верны Правильный ответ: адаптация, реабилитация, компенсация, коррекция Вопрос 8 Коррекция – это: Выберите один ответ: a. создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка, при разных вариантах и видах нарушений b. формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду c. система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей Правильный ответ: система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей Вопрос 9 В переводе с латыни «коррекция» означает: Выберите один ответ: a. развитие b. исправление c. лечение d. обучение Правильный ответ: исправление Вопрос 10 Впервые употребил термин «олигофрения» и объединил все формы слабоумия под общим названием «задержка психического развития» Выберите один ответ: a. Л.С. Выготский b. А. Бине c. Н.Н. Малофеев d. Э. Крепелин Правильный ответ: Э. Крепелин Вопрос 11 Какая из педагогических наук занимается воспитанием и обучением умственно отсталых детей: Выберите один ответ: a. логопедия b. олигофренопедагогика c. тифлопедагогика d. сурдопедагогика Правильный ответ: олигофренопедагогика Вопрос 12 Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение возможен, если: Выберите один ответ: a. родители понимают необходимость в коррекции личности или поведения своего ребёнка, но не хотят идти на контакт с учителями b. если родители идут на контакт с учителями, но не признают или не понимают необходимость в коррекционно-педагогическом воздействии на ребёнка c. отсутствует контакт между семьёй и школой и родители агрессивно настроены против учителей d. если существует взаимопонимание родителей и учителей и родители сами обращаются за помощью к учителям, психологам и социальным работникам Правильный ответ: если существует взаимопонимание родителей и учителей и родители сами обращаются за помощью к учителям, психологам и социальным работникам Вопрос 13 Принцип параллельного воздействия в теории коллектива: Выберите один ответ: a. влияние на волю, сознание и поведение воспитанника b. взаимоотношения воспитателей и воспитанников c. влияние родителей и воспитателей на воспитанника d. сотрудничество семьи, школы, общественности e. влияние на воспитанника через коллектив Правильный ответ: влияние на воспитанника через коллектив Вопрос 14 Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос: Выберите один ответ: a. зачем учить b. чему учить c. когда учить d. как учить e. где учить Правильный ответ: как учить Вопрос 15 Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»: Выберите один ответ: a. частично-поисковый метод b. рассказ c. объяснение d. решение проблемы e. демонстрация Правильный ответ: решение проблемы Вопрос 16 Один из авторов учебника «Олигофренопедагогика», изданного в 1941 году Выберите один ответ: a. Г.М. Дульнев b. Е.К. Грачева c. Л.С. Выготский d. А.Н. Граборов Правильный ответ: А.Н. Граборов Вопрос 17 В переводе с греческого педагогика означает: Выберите один ответ: a. детовождение b. воспроизведение c. закрепление d. управление Правильный ответ: детовождение Вопрос 18 К методам исследования в олигофренопедагогике относят Выберите один ответ: a. изучение продуктов детской деятельности b. анкетирование c. наблюдение d. изучение психолого-педагогической документации e. все ответы верны Правильный ответ: все ответы верны Вопрос 19 Что такое психическое здоровье? Выберите один ответ: a. собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата b. гармония душевных сил (разум, чувства, желания, воля и т.п.), необходимая для нормальной самостоятельной жизнедеятельности; личностный способ жизни, предполагающий свободный и ответственный выбор поведения в освоении человеческой культуры; жизнеспособность и человечность индивид Правильный ответ: гармония душевных сил (разум, чувства, желания, воля и т.п.), необходимая для нормальной самостоятельной жизнедеятельности; личностный способ жизни, предполагающий свободный и ответственный выбор поведения в освоении человеческой культуры; жизнеспособность и человечность индивида Вопрос 20 К девиациям в поведении несовершеннолетних относят: Выберите один ответ: a. социально-педагогическую запущенность b. задержки психического развития c. трудновоспитуемость Правильный ответ: социально-педагогическую запущенность Конец формы Конец формы Конец формы Отрасли коррекционной педагогикиСущность коррекционной педагогикиОпределение 1 Коррекционная педагогика – это одна из отраслей общей педагогики, которая занимается исследованием особенностей и закономерностей воспитания и обучения детей с нарушениями развития. Коррекционная педагогика включает в себя организованный коррекционно-педагогический процесс, профилактику, реабилитацию, абилитацию, социальную адаптацию и т.п. детей, которые имеют различные отклонения в развитии и нарушения в поведении. Современная коррекционная педагогика состоит из нескольких предметных областей, которые сформировались в результате потребности организации специального коррекционного процесса, основанного именно на том виде нарушений и отклонений, которые имеются у ребенка. В начале ХХ века данные предметные области только начинали складываться, в настоящее время каждая из них представляет уже относительно самостоятельную и развитую дифференцированную сферу практического и научного педагогического знания. Вне зависимости от отрасли, коррекционная педагогика направлена на решение следующих задач:
Основные отрасли коррекционной педагогикиК основным отраслям коррекционной педагогики относятся следующие отрасли: Сурдопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается изучением особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные нарушения слуха. Как отрасль коррекционной педагогики, сурдопедагогика включает в себя не только теорию, но и практику воспитания и обучения детей с недостатками слуха на всех ступенях образования (дошкольное, школьное и т.д.). Основной целью сурдопедагогики является не только усвоение детьми необходимых знаний и умений, но и получение специальных навыков, необходимых для успешной социализации в современном обществе. К специальным навыкам относят: умение читать по губам, общаться с помощью жестов и т.п. Сурдопедагогика использует как традиционные методики обучения, так и частные – сурдотехнику. Определение 2 Сурдотехника – это специально разработанный комплекс технических средств, используемых сурдопедагогами для компенсации и коррекции дефектов слуха. Тифлопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается изучением проблем воспитания и обучения детей, имеющих нарушения зрения. Одной из основных задач тифлопедагогики обучить детей чтению посредством использования специального рельефного письма. На основании полученных умений строится всё последующее обучение детей с нарушением зрения и слепых. В том случае, если у ребенка частично сохранено зрение, то задача тифлопедагога работать по направлению сохранения остаточного зрения. Достигается это посредством использования специального оборудования и учебных материалов (книг с крупным шрифтом, специальная разлиновка тетрадей и т.д.). Большое значение в качестве обучения и воспитания детей с нарушениями зрения имеет тифлотехника и тифлографика. Определение 3 Тифлотехника – это одна из отраслей приборостроения, которая занимается конструированием и производством средств и приспособлений, необходимых для людей с нарушениями зрения. Тифлографика – это отрасль, занимающаяся производством печатной продукции для людей с аномалиями зрения. Тифлографика выпускает не только обучающую литературу, но и сборники литературных произведений для чтения. Литература печатается с использование специального шрифта (шрифт Брайля), либо большой шрифт для людей с частичной потерей зрения. Олигофренопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается исследованием проблем воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также рассматривает вопросы их социализации в обществе и последующем трудоустройстве. Олигофренопедагогика занимается проведением необходимых методических диагностик на определение умственной отсталости и степени ее тяжести, разработкой на основании полученных результатов программы воспитания и обучения. Одним из основных направлений олигофренопедагогики является комплексное исследование умственно отсталых детей, которое направлено на сопоставление их развития и нормы. Главная цель олигофренопедагогики – это установление наиболее оптимальных и эффективных педагогических методов и средств коррекции недостатков познавательной деятельности ребенка, его личностного развития, социализации в социуме и получение трудовых навыков. Логопедия – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается исследованием детей, имеющих нарушения речи при нормальном слухе, разработкой коррекционных программ для них, а также выработкой предложений по предупреждению нарушений в речи. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психическое состояние и развитие. Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. Серьезное внимание в логопедии уделяется борьбе с неуспеваемостью, обусловленной нарушениями речи, реактивным изменениям личности. Результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. Тест с ключами "Основы специальной педагогики"Тестовое задание по программе «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ» необходимо выбрать один или несколько вариантов ответа 1.Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка психического V речевого физического сенсорного 2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как … психического речевого физического сенсорного принцип отражательности принцип детерминизма генетический или принцип развития V принцип единства психики и деятельности 3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц… с психическими нарушениями с одарённостью с особыми образовательными потребностями V с хроническими соматическими заболеваниями 4.Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья… социальных коррекционно-педагогических V гуманитарных экономических 5. Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения лечении воспитании V обучении V 6. К биологическим факторам риска не относятся… патология родовой деятельности биохимические вредности пребывание ребёнка в семье группы социально риска V инфекционные и вирусные заболевания матери 7. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу… педагогического оптимизма V дифференцированного подхода ранней педагогической помощи индивидуального подхода 8.Первая в России специальная школа была создана благодаря участию: Императора Александра I К.Д.Ушинского Императрицы Марии Фёдоровны V Московской Городской Думы 9. Первичные дефекты возникают в результате… органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы V психического недоразвития нарушений социального поведения 10. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения… речи слуха V зрения 11. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил: Л.И. Божович Л.С. Выготский V П.Я. Гальперин 12. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями… зрения слуха V познавательной деятельности речи 13.Для детей с задержкой психического развития характерны… задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи двигательные расстройства предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности V 14. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение: V вида VII вида V VIII вида 15. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся… экскурсии уроки V кружки 16. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин… лицо с психическими отклонениями лицо пожилого возраста одарённый ребёнок лицо с ограниченными возможностями V 17.Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает… причины нарушений время и длительность воздействия повреждающих объектов степень нарушений функциональных связей характер сенсорных или интеллектуальных нарушений V 18. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят: лечение заболеваний ребёнка реабилитацию детей с отклонениями в поведении V диагностико-консультативную деятельность 19. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется: компенсация коррекция адаптация абилитация V 20. Объектом специальной педагогики является: специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями V воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении 21.К компонентам личностной реабилитации НЕ относится: формирование адекватных форм социального поведения преодоление чувства малоценности, маргинальности лечение недостатков, последствий дефекта V воспитание чувства собственного достоинства 22. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как… компенсация коррекция V адаптация 23. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются… отсутствием фиксации взгляда на другом человеке V выраженными потребностями в контакте с другими людьми индифферентным отношением к окружающим V 24. К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся… социально-психологические факторы V вредности, действующие на плод во время беременности матери наследственные факторы механические травмы 25. Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по… полу возрасту ведущему нарушению V типу высшей нервной деятельности 26. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию социальному V речевому двигательному сенсорному 27. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен… сенсорными нарушениями эмоционально-волевыми нарушениями V вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении V Тест. Тема 9: Основы специальной педагогикиНачало формы Вопрос 1Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса01. Терминология каких предметных областей используется в специальной педагогике? Выберите один или несколько ответов: a. Медицинская b. Психологическая c. Педагогическая Вопрос 2Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса02. Какой термин используется в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии? Выберите один ответ: a. Дефектология b. Педагогика для лиц с отклонением в развитии c. Специализированная педагогика Вопрос 3Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса03. Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее Выберите один ответ: a. физический и психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования b. физический и психический недостатки, которые делают невозможным освоение образовательных программ c. недостатки физического развития, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования Вопрос 4Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса04. Специальные условия для получения образования — условия обучения, в том числе Выберите один или несколько ответов: a. специальные образовательные программы и методы обучения b. биндивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности c. педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья Вопрос 5Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса05. Объектом специальной педагогики является Выберите один ответ: a. специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен b. человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности c. изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности Вопрос 6Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса06. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является Выберите один ответ: a. специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен b. человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности c. изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности Вопрос 7Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса07. К числу целей специальной педагогики общего уровня относятся: Выберите один или несколько ответов: a. коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами b. абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная c. компоненты личностной реабилитации — воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие Вопрос 8Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса08. К специфическим конкретным целям специальной педагогики относятся: Выберите один ответ: a. коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами b. абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная c. компоненты личностной реабилитации — воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие Вопрос 9Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса09. Современная специальная педагогика состоит из следующих предметных областей: Выберите один ответ: a. тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы b. тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы c. тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, опорно-двигательная педагогика, педагогика эмоционально-волевой сферы Вопрос 10Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса10. Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: Выберите один ответ: a. философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки b. педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки c. педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология и медицина Вопрос 11Верно Баллов: 1,00 из 1,00 Отметить вопрос Текст вопроса11. Сегодня возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и развития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня Выберите один или несколько ответов: a. находятся вне образовательного пространства b. научное и практическое знание о которых сегодня невелико и недостаточно для выделения в самостоятельное направление в системе специальной педагогики c. являются инвалидами 2 и 3 группы Конец формы Традиционные и новые отрасли педагогикиТрадиционные и новые отрасли педагогики Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни. Основные отрасли педагогики Как мы уже выяснили, педагогика-система наук, и, в зависимости от направленности и задач, подразделяется на различные её отрасли. Вот основные из них:
Каждая отрасль является огромным разделом изучения и имеет своё назначение. В следующих главах будут приведены основные цели и роли каждой из них в нашей жизни. Задачи и назначение основных отраслей педагогики Общая педагогика Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются: 1) теория и практика обучения; 2) теория и практика воспитания; 3) теория организации и руководства системой образования. Возрастная педагогика Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода. Ясельная педагогика Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. Дошкольная педагогика Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей. Педагогика школы Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях. Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологии, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс. Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма. В наше время появился новый стандарт школьных экзаменов и это потребовало полного перестраивания школьной программы с целью подготовки к их сдаче (речь, несомненно, идёт о ЕГЭ). Это, несмотря на жалобы на трудность их сдачи, на необходимость выбирать ВУЗ заранее, упростило поступление во многие ВУЗы (по результатам ЕГЭ, без вступительных экзаменов), а также позволило ещё со школы определиться с профилем дальнейшего образования и на какие дисциплины надо обратить внимание (ведь предметы для ЕГЭ сдаются по выбору, кроме русского языка и математики). Педагогика высшей школы Педагогика высшей школы – педагогика институтов, академий, университетов. Данная отрасль относится и к возрастной и к отраслевой педагогике, т.к. высшая школа – образовательное учреждение наивысшего ранга, занимающееся подготовкой высококвалифицированных профессионалов и являющееся конечной ступенью образования. Образование данного уровня позволяет обучаться и развиваться не только в выбранной профессии, но и развиваться духовно и личностно, благодаря таким гуманитарным дисциплинам, как философия, этика, эстетика, педагогика, психология и другие. Педагогика «третьего возраста» Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развитие людей пенсионного возраста и находится в стадии становления. Так, например, с повсеместным развитием компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучать пенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильными телефонами, а также банкоматами для успешной адаптации в сегодняшней России. И как бы не упрощались приборы с целью максимальной простоты обучения пенсионеров данными устройствами, всё же необходима специальная методика. Отраслевая педагогика Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, спортивная общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная). Рассмотрим основные её виды: Педагогика среднего специального образования Педагогика среднего специального образования развивается за счёт заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики, а именно фундаментальных и прикладных наук. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования. В связи с развитием комплексов по вертикали типа “колледж (училище) - вуз” интегрируются (внедряются, объединяются) силы ученых, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования. Производственная педагогика Производственная педагогика изучает: · закономерности обучения работающих; · переориентацию на новые средства производства; · повышение квалификации работающих; · переориентацию на новые профессии. Закономерности обучения работающих необходимы для обучения студентов, или новых прибывших работников, технологиям данного предприятия. Переориентация на новые средства производства актуально всегда в связи с непрерывным внедрением новых технологий. Повышение квалификации рабочих периодически необходимо для обучения работе с новыми материалами, новой аппаратурой и новыми технологиями для улучшения качества и эффективности работы. Переориентация на новые профессии иногда необходима в связи с потерей актуальности старой вследствие каких-либо политических и экономических причин. Например, переориентация производства с военной на гражданскую продукцию, и, наоборот, в связи с началом и окончанием Великой Отечественной Войны 1941-1945 года. Социальная педагогика Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания. Социальная педагогика, в отличие от традиционной, рассматривает педагогическую деятельность не только как основу воспитания, социализации личности, но и как процесс социальной помощи людям в период их личностного или профессионального неблагополучия. Особенность современной социальной педагогики - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к людям, в том числе к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество воспитателя и воспитанника. Гуманистическая направленность заключается и в ориентации ее как на защиту отдельного человека в его конкретной ситуации, так и на целостный подход к человеку, на защиту его общих интересов и потребностей. Гуманное и альтруистическое значение социальной педагогики проявляется в том, что эта наука призвана решать чрезвычайно сложные и зачастую кровоточащие проблемы социальной помощи населению, поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться своими особыми, специфическими средствами о человеке, духовно-нравственном здоровье, самосознании, формировании ценностных ориентаций (в особенности у подрастающего поколения). Сегодня в центре социальной педагогики - духовный мир человека. На его развитие и обогащение направлены все ее усилия. Социальная педагогика исследует многие волнующие духовно-нравственные проблемы современности, ведет человека к его культурной зрелости, нравственному прозрению и идейной стойкости. Усилия социального педагога направлены на то, чтобы поддержать человека в богатой, разнообразной и свободной культуре, которая помогает человеку стать личностью, совершенствовать свои представления о мире, о человечности, истине и добре и т.п. Исправительно-трудовая педагогика Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели её – перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобы улучшить качество жизни как их самих, так и окружающих. Исправительно-трудовая педагогика как отрасль использует все основные понятия педагогики, а также разрабатывает и специфические, среди которых наиболее важные категории — исправление и перевоспитание осуждённых. Исправление — противоречивый процесс ломки сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, предполагающий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью. Перевоспитание рассматривается как двусторонний процесс, включающий педагогическую работу воспитателей, администрации по организации системы исправительно-трудовых воздействий и деятельность самих осуждённых по усвоению этих воздействий (т. е. исправление). Результат такого взаимодействия — перестройка сознания и поведения личности. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Уровни или степени изменения личности различны, но при этом они вполне сопоставимы с общечеловеческими нравственными нормами, т. к. не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к труду, точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности, приобретают статус правовых. Специальные педагогические науки Специальные (коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, например, логопедия занимается обучением и воспитанием детей с нарушениями речи, сурдопедагогика занимается обучением и воспитанием глухих и слабослышащих, тифлопедагогика занимается обучением и воспитанием слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика занимается обучением и воспитанием умственно отсталых и детей с задержками умственного развития, логопедия занимается обучением и воспитанием детей с нарушениями речи. Лечебная педагогика Лечебная педагогика – новая отрасль педагогики, развивающаяся на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно - воспитательной деятельности педагогов с больными и отстающими учениками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических разработок. Основная цель лечебной педагогики – дать возможность больным детям и детям с отклонениями в развитии адаптироваться к нашей жизни. Для этой цели создаются специальные интернаты, детские сады, центры лечебной педагогики и другие специальные учреждения. Сравнительная педагогика Сравнительная педагогика изучает закономерности функционирования и развития образовательных и познавательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий. Сравнительная педагогика - это область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта. Для этого направления методологически важны объективность, комплексность, конкретно-исторический, культурологический, этнопсихологический подходы. Основная задача сравнительной педагогики - исследование причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в различных странах для того, чтобы прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчить их влияние. Заключение Педагогика – обширная система наук, решающая много как педагогических, общественных, а также лечебных задач. По своим целям и связью с другими науками она подразделяется на отрасли. В данном сообщении мы рассмотрели только основные отрасли педагогики, их основные задачи и значение в нашей жизни (а значение её очень большое). Однако на этом перечень отраслей не заканчивается. Существуют и другие отрасли, но развитие их заморозилось в связи с Распадом СССР, сменой правительства, перестройкой государства, реформ в сфере образования и других причин вследствие потери актуальности. Появились и новые отрасли, частично заимствованные у стран Западной Европы и Америки, и значительно развиваются старые, но ещё актуальные, отрасли педагогики и всё чаще встречаются в нашей жизни. Пока есть люди – есть и педагогика. Развиваемся мы, – совершенствуется и эта великая наука во всём своем многообразии и встречается во всех областях нашей деятельности. История становления и развития коррекционной педагогикиСообщение на тему: «История становления и развития коррекционной педагогики» Подготовила: Студентка Ш-31 группы Рябенко Анастасия Становление и развитие коррекционной педагогики как науки Дефектологическая наука и коррекционно-педагогическая практика имеют богатый исторический опыт. За годы изучения аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, организации коррекционной работы с ними сформировалась стройная система научных знаний об аномальных детях и истории развития специальных образовательных учреждений для детей с недостатками в развитии и поведении. Опыт изучения теории и практики коррекционной работы охватывает не только отрасли специальных дефектологических знаний в области сурдопедагогики (Н.М.Назарова) или истории изучения, воспитания и обучения умственно отсталых детей (X. С. Замский), но и историю становления и развития воспитания трудновоспитуемых детей (А. В. Гаврилин), подготовку педагогических кадров к работе с девиантными подростками в образовательных учреждениях (С.А.Завражин). Важными задачами курса коррекционной педагогики является изучение истории становления и развития коррекционно-педаго-гической деятельности с детьми и подростками с отклонениями в развитии и девиациями в поведении, выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении ребенка. Наиболее содержательно и обоснованно решение их осуществлено в курсе "История олигофренопедагогики" (X.С. Замский), где автор предлагает уникальный по широте охвата и глубине анализа материал по истории изучения, воспитания и обучения детей с недостатками интеллекта. Поскольку любой дефект, наличие различных отклонений в поведении так или иначе сказываются на интеллектуальном развитии ребенка, мы считаем целесообразным провести небольшой экскурс по данной работе. В дефектологической науке, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонения в развитии и поведении, имеется четыре самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: медико-клинический, психологический, педагогический и социологический, которые в истории дефектологии то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему. Особенно наглядно это видно на истории становления и развития олигофренопедагогики. Медико-клинический аспект раскрывает вопросы этиологии умственного дефекта, его анатомо-физиологические нарушения и симптомы, исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации. Психологический аспект устанавливает картину психических аномалий, раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями, определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта. Педагогический аспект рассматривает проблемы умственной отсталости, например, с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе, определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта. Социологический аспект анализирует проблему с точки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости ее от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияния на нее характера и условий развития общества. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. Если физические недостатки человека, увечья или другие аномалии были зримо различимы, то интеллектуальная недостаточность, отклонения в умственном развитии проявлялись на более поздних этапах жизнедеятельности человека. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественнного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. Причем палитра отношений располагалась от нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток. История развития коррекционной педагогики в Западной Европе История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В эпоху античностив ряде эллинистических государств (Спарта) у отдельных человеческих сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, культ человеческого тела, всякие отклонения в физическом развитии, уродство и иные аномалии у детей считалисьнежелательными. Дети с такими недостатками умерщвлялись: по решению старейшин их сбрасывали в пропасть Тайгет. Это происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей, руководствуясь правилом об отделении негодного от здорового. В период раннего и позднего средневековья (V-ХV вв.), когда в Западной Европе утверждалась идеология католической церкви, уничтожалось все, что не соответствовало канонам церкви. Инквизиция расправлялась не только со свободомыслием, но и с душевнобольными людьми, считая слабоумных "детьми дьявола". Церковь бросала их в тюрьмы, подвергала пыткам, сжигала на кострах. Эпоха Возрождения(XV-XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась борьбой взглядов на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой, мистическими "демонологическими" теориями и гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам, к психическим и физическим аномалиям. В это время зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII столетия профессор медицины Феликс Платтер (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществляет классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных. В эпоху Возрождения формируются гуманистические тенденции в философии и педагогике. Философы стремятся проникнуть в душевный мир психически больных, выявить у них положительные черты и качества. Так, виднейший гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536) в своем трактате "Похвала Глупости", сатирически восхваляя глупость, сопоставляет ее с ограниченностью духовенства, провозглашает гимн человеческому разуму, человеческой мудрости. Педагог, философ, славянский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, - все они имеют право на обучение, Я.А.Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала. Начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX в. в европейской дефектологической науке и практике можно проследить последовательную линию в эволюции взглядов и подходов к проблеме отклонений в умственном развитии ребенка, которую представляли медики, педагоги и практики. Медико-клиническая линия характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель(1745-1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную. Медицинскую линию изучения природы и сущности слабоумия продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840), ученик и последователь Ф.Пинеля. Он ввел в оборот понятия "имбецилизм", "идиотия", "умственная отсталость". Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования. Вторая половина XIX и начало XX в. ознаменовались тем, что наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия. С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи. Вопросами изучения этиологии и анатомо-физиологической сущности слабоумия детей на рубеже веков занимаются В.Айрленд, Б.Морель, Д.Бурневиль, Э.Крепелин, Ж.Демор и др. Наибольший вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием "задержка психического развития", ввел термин "олигофрения" (греч. малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний. Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), зависящих от условий воспитания ребенка. По этиологии он разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе. Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии интеллекта формируется в конце XVIII - начале XIX в. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи, общественные деятели. Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), известному швейцарскому педагогу. В 1774 г. в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал "Учреждение для бедных". Им были обоснованы принципы работы с "тупоумными": посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом. Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил известный французский психиатр Жан Итар (1775-1838), который с помощью методов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение), попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей - развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики. В связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяется психолого-педагогическое направление в работе с аномальными детьми. В первой четверти XX в. французский педагогЖан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом. Они разделяли таких детей на две группы: неизлечимых или малоизлечимых детей, чья жизнь в обществе невозможнабез опеки, и излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников. Эти дети не считаются психически ненормальными, они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия. На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. В разработке основ новой научной педагогики М.Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной. К началу XX в. в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный опыт по характеристике умственно отсталых детей, по классификации различных ее проявлений, которые отличались неоднозначностью, разноплановостью, многообразием подходов и трактовок. Требовалась унификация в решении проблемы, поиск ведущего признака умственного развития ребенка, который можно было бы выразить с помощью числовых показателей. Так появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности - система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов. Французский психолог Альфред Бине (1857-1911) и врач-психиатр Томас Симонразработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. В дальнейшем, совершенствуя метод тестов, они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста. Ими был предложен определенный набор заданий (задач, тестов), которые предъявлялись ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа. Соотношение сложности выполняемых заданий к истинному физиологическому возрасту выражалось определенным числом (коэффициентом). Если шестилетний ребенок справился с заданием, рассчитанным на нормально развивающегося ребенка пяти лет, то, следовательно, коэффициент данного ребенка равен 0,83 (т.е. 5 : 6 = 0,83). Был также определен диапазон "нормы" и отклонений от нее. Он лежал в диапазоне 1,0-0,8, следовательно, этот ребенок развивается нормально. Таким образом, история зарубежной дефектологии и олигофренопедагогики характеризует основные направления в развитии коррекционной педагогики, показывает этапы ее становления, ведущие тенденции в разработке проблем выявления, предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию аномального развития ребенка, ее зависимость от социально-биологических условий и психобиологических причин, раскрывает картину титанической работы врачей, педагогов, психологов, общественных деятелей в разработке ведущих проблем коррекционной педагогики. Обучение детей с нарушениями развития: идеи в классеПри работе с детьми с отклонениями в развитии учителя могут многого добиться, активно управляя учебной средой для предотвращения поведенческих проблем и содействия обучению. Но идентифицированные учащиеся могут также испытывать проблемы с поведением или обучением из-за того, что им не хватает ключевых навыков (например, способности взаимодействовать с другими детьми социально приемлемыми способами). Поэтому дети с отклонениями в развитии должны иметь явное обучение навыкам в областях с дефицитом в качестве центрального компонента в их учебной программе. Вот дополнительные идеи классных комнат для размещения студентов с особыми потребностями: Используйте визуальные подсказки, чтобы сориентировать ученика в классе (Volmer, 1995). Дети с отклонениями в развитии могут быть гораздо более независимыми, если у них есть четкие визуальные подсказки, которые будут вести их через физическое пространство классной комнаты. Вы можете, например:
Разместите четкий и предсказуемый ежедневный график (Volmer, 1995).Как типичные ученики, так и люди с нарушениями развития жаждут структурированности и предсказуемости в учебный день. Однако дети с особыми потребностями иногда могут реагировать сильнее, чем их сверстники без инвалидности, когда сталкиваются с неожиданным изменением своего распорядка дня. При создании ежедневного расписания убедитесь, что формат расписания соответствует уровню навыков ребенка:
Расписание занятий в классе включает события дня, которые влияют на всех детей в классе. Учителя также могут составлять индивидуальные расписания для детей, получающих дополнительные (или альтернативные) услуги и поддержку. Но памятные расписания имеют ценность только тогда, когда они используются! Ученики должны предварительно просмотреть свое расписание в начале учебного дня. После завершения каждого задания студенты отмечают этот пункт в своем расписании или иным образом указывают, что мероприятие завершено (например,g., удалив изображение события с доски расписания). Когда событие в расписании ученика неожиданно отменяется, учителя могут обнаружить, что ученик быстрее приспособится к изменениям, если инструктор и ребенок сядут вместе, изучат расписание и откорректируют его, чтобы отразить измененный план на день. Повышение мотивации студентов . Мотивация - это «двигатель», который способствует вовлечению и обучению студентов. Попробуйте эти идеи, чтобы мотивировать идентифицированных студентов, с которыми вы работаете:
Используйте стратегии, чтобы четко понимать направления и ожидания от обучения. Давать указания на языке, понятном учащемуся. Используйте визуальные подсказки (практические демонстрации и моделирование, предметы, картинки) по мере необходимости, чтобы помочь ребенку лучше усвоить указания. Подскажите и проведите ребенка через последовательность действий. Прежде чем давать указания, убедитесь, что вы привлекли внимание ученика. (ПРИМЕЧАНИЕ: дети с ограниченными возможностями не всегда могут смотреть в глаза, даже когда обращают на вас внимание.Следите за другими признаками присутствия - например, настороженной позой, ориентацией на вас, прекращением других занятий, вербализацией). Кроме того, включите в свои инструкции важную информацию, которая ответит на эти четыре вопроса для ребенка (Volmer, 1995): (1) Сколько работы предстоит выполнить для выполнения этой задачи? Предоставьте учащимся структурированные возможности для участия в социальных взаимодействиях (Koegel, Kiegel, & Carter, 1999; Volmer, 1995).Детей с ограниченными возможностями иногда исключают из социального взаимодействия со своими типичными сверстниками. Хотя существует ряд причин, по которым идентифицированные учащиеся не могут быть полностью включены в социальные группы, вы можете предпринять шаги для развития отношений между детьми с особыми потребностями и типичными детьми:
Составьте план, чтобы помочь студенту обобщить свое обучение в разных условиях и ситуациях . Детям со значительными ограниченными возможностями, вероятно, потребуется явное программирование, чтобы обобщить навыки, полученные в конкретном классе, на другие условия или ситуации (Koegel, Koegel & Carter, 1999, Volmer, 1995).
Ссылки
обучающих студентов с ограниченными возможностями | Центр обученияЕсть более новая версия этого учебного пособия. Посетите Создание доступной среды обучения |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |