|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений"Эмоциональные нарушения детей. Диагностическая и психокоррекционная работа"Эмоциональные нарушения детей. Диагностическая и психокоррекционная работа. Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Словарь определяет эмоцию как одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе, к миру и людям, процессу и результатам практической деятельности, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений, представленных в нервных процессах. Это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психической деятельности, часть нашего «я». Эмоции человека определяют мотивы поведения, т. е. эмоции побуждают и направляют человека, способны стимулировать в совершении определенных действий и поступков. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Развитие эмоциональных и поведенческих проблем может начинаться с единичных реакций и со временем перейти в формирование стойкого патологического процесса. Реакция - это кратковременный ответ на какую-либо ситуацию или внешнее воздействие. В детском возрасте часто проявляются такие отклонения в поведении, как гиперактивность и импульсивность оппозиционно - вызывающее поведение. Гиперактивность - это повышенная двигательная активности, которая может проявляться в лазании и беготне, излишней разговорчивости или постоянном неадекватном оставлении своего места во время занятий. Гиперактивные дети постоянно находятся "в движении". Импульсивность - это совершение необдуманных действий. Дети могут быстро отвечать на вопрос, вместо того, чтобы, не торопясь обдумать проблему, они могут навязываться или прерывать других, вмешиваться в разговоры и игры, или могут испытывать трудности в ожидании своей очереди. Все поведенческие критерии не соответствуют возрастному уровню, так как многие из этих форм поведения наблюдаются у нормально развивающихся детей младшего возраста. Самые ранние проявления гиперактивности и импульсивности наблюдаются в возрасте 3 - 4 лет. До этого возраста данные формы поведения сложно выделить из недифференцированного набора моделей поведения, которые проявляется у ребёнка до 3 лет. Гиперактивность и импульсивность часто сочетаются с нарушением внимания. Проблема нарушения внимания проявляется у ребенка в возрасте 5 - 7 лет. Невнимательность приводит к трудностям с завершением работы, к забывчивости, слабой организации и отвлекаемости, которые могут негативно влиять на функционирование детей дома и в школе. В сочетании гиперактивность, импульсивность и невнимательность представляют собой три основные симптома - Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью. В возрасте 10-12 лет гиперактивность и импульсивность становятся менее выраженными и замещаются внутренним ощущением беспокойства. Невнимательность наблюдается и в подростковом возрасте, компенсируется не всегда или очень медленно по мере взросления личности. Существует ряд критериев, которые позволяют четко отследить данные отклонения по отдельности и в сочетании. При наличии подобных отклонений у личности возникает ряд трудностей, таких как трудности в обучении, дефицит социальных навыков. Трудности в обучении обусловлены не снижением интеллектуальных способностей ученика, а сложностями при сосредоточении, повышенной отвлекаемостью на внешние стимулы, трудностью длительное время находиться на одном месте. В результате неудач при обучении у личности формируется неуверенность, чувство неполноценности, вызванные негативным представлением о себе и отсутствием самоуважения. Поэтому происходит снижение социальной адаптации личности, которое проявляется в отсутствии мотивации, направленной на преодолении трудностей в обучении, в дефиците навыков решения проблем связанных с общением. Оппозиционно - вызывающее поведение может варьироваться от единичных реакций оппозиции и протеста, до выраженного оппозиционного характерологического расстройства. Оно также охватывает периоды развития с раннего детского до подросткового возраста. Оппозиционное поведение в сочетании с упрямством, с тенденциями к неповиновению приказам взрослого рассматривается, как вариант нормы во время возрастного криза 3-4 лет и может также распространяться на весь дошкольный период. Если данное поведение сохраняется на более поздних этапах развития в возрасте 8-10 лет и наблюдается увеличение частоты и интенсивности его проявлений, то в таком случае возможно формирование оппозиционно - вызывающего расстройства. Оппозиционно - вызывающее поведение часто может сочетаться с симптомами СДВГ и плохой школьной успеваемостью. Дети с подобными проблемами могут забывать приносить домашние задания, иметь низкий интерес к познавательной деятельности, обвинять в своих ошибках других. В предподростковом и подростковом возрасте данное расстройство может перейти в более глубокие формы проблемного поведения - расстройства поведения. Важно отметить, что проявление оппозиционно - вызывающего поведения всегда ограничено родителями или наставниками, близким ребёнку окружением, критериями его являются неповиновение, досаждение другим, препирательства, демонстрация своего характера, упрямство, стремление перенести ответственность на другого человека и т.д. Картина данного поведения может меняться, с прохождением различных периодов развития и конфликты и конфронтации могут переходить с семьи на школу и учителей. Расстройства поведения проявляются в формах открытого деструктивного поведения: драки, нападения, хулиганства; скрытого деструктивного поведения: ложь, кражи, поджоги; и скрытого недеструктивного поведения: прогулы, нецензурные выражения, токсикомания. В подростковом возрасте, выраженные проявления расстройств поведения, начавшиеся до 13 лет, могут со временем переходить в то или иное развитие личности, то есть в психопатию. Эмоциональные проблемы у детей и подростков проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии. Агрессия - это сложная по своей структуре реакция, включающая эмоциональный компонент: гнев, раздражение; агрессивное поведение: нападение, удары, укусы; вербально-когнитивный компонент: высмеивание, обзывание и т.д., которые проявляются и меняются по мере взросления личности. Агрессия проявляется у личности в возрасте от года до четырёх лет, причем тенденция развития следует от взрывных, ненаправленных вспышек к направленным атакам и от физического насилия к символическому выражению агрессии. Агрессивные реакции, которые включают приступы гнева и сопровождаются поведенческими реакциями, такими как брыкание, укусы, удары и крики, наиболее выражены в возрасте 3,5 лет, а затем постепенно исчезают. Более направленные проявления агрессии - такие как месть, малозаметны впервые годы жизни, но нарастают с течением времени и характерны для возраста 4 - 5 лет. В этом возрасте, также учащаются вербальные формы агрессии, например выражения отказа, препирательства, обзывания. После дошкольного периода агрессия в форме откровенного физического нападения как незамедлительной реакции на ситуацию идёт на убыль и поведение детей становиться всё более сложным: преднамеренным, мстительным и символическим. Проявление агрессии теперь включает в себя споры, пререкания, поддразнивания и оскорбления наряду с запугиванием, причинением вреда и проявлением жестокости. Растущий когнитивный потенциал позволяет личности в возрасте 8 -12 лет отличать намеренные провокации от случайных и реагировать на последние менее агрессивно. Способность прогнозировать ситуацию и учитывать её возможное развитие в будущем, также, позволяет им скрывать недовольство, а агрессия принимает более отложенный и сдержанный характер. В подростковом возрасте доминируют вербальные выражения агрессии в форме высмеивания, унижения, обзывания и т.д., которые могут сопровождаться выраженной аффективной реакцией с криком, с проявлением гнева. Следует уделять особое внимание проблемам, лежащим в основе агрессивных реакций - чувству, что тебя не любят, унизительному ощущению собственной незначительности, отвращению к самому себе. Агрессивному ребёнку нужно подсказать возможные выходы из состояния возбуждения, не подавляя реакцию, а трансформируя её в различные формы активного поведения (занятия спортом, физический труд). Психологическая коррекция направлена на формирование новых установок, моделей (форм) поведения, повышение самооценки при индивидуальной работе с личностью или в условиях малой группы (3-5 человек). При выраженности и длительном проявлении агрессивных реакций, и их сочетании с гиперактивностью, импульсивностью, оппозиционно - вызывающим поведением, расстройствами поведения необходима консультация психиатра или невролога. Другие варианты проявления агрессии в зависимости от возраста личности рассматриваются, как проявления отклонений в пределах нормы. Реакции тревоги, страха сопровождают процесс развития и формирования личности и являются естественными при наличии незнакомой, неожиданной ситуации. Страх- это переживание конкретной психотравмирующей ситуации, часто происходящей неожиданно для личности. Тревога - это переживание, ожидаемой психотравмирующей ситуации, которая может произойти в будущем, содержащее в себе мобилизующий компонент. Таким образом, страх как эмоциональная реакция появляется при реальных событиях, тревога сопровождает ожидание данных событий. Тревога, страх возникают у личности на ранних этапах развития и в начале не поддаются четкому разграничению. Их проявления становятся более сложными по мере взросления. Определённые тревожные реакции, такие как боязнь громких звуков или внезапных движений являются врождёнными, тогда как боязнь незнакомых людей формируется во второй половине первого года жизни, и сохраняются до 3-4 лет. Подобные примитивные тревожные реакции становятся менее выраженными в дошкольный период, но проявляются другие страхи, обусловленные опытом. В этот период проявляется страх перед совершением плохих поступков, боязнь неудачи, дорожных происшествий, пожара и т. д. Также впервые проявляются нереалистичные страхи, такие как боязнь воображаемых персонажей, животных. В возрасте 8- 12 лет наблюдается тенденция в сторону реальных страхов. Страх перед телесными повреждениями и неудачей возрастает, а боязнь приведений и чудовищ проходит. По-прежнему сохраняются иррациональные страхи - например, страх перед змеями и мышами, ночными кошмарами и вымышленными персонажами. В подростковом возрасте тревожные реакции, страхи возникают у личности в отношении конкретных ситуаций связанных с учебой, межличностными отношениями, выбором профессии. Иррациональные страхи проявляются редко, но полностью не исчезают. Таким образом, страх и тревога рассматриваются в основном, как нормальная реакция на угрозу (или ожидание угрозы), исходящую из среды. Данные состояния предупреждают личность о том, что ситуация может быть физически или психологически опасной. Существуют проявления страха и тревоги, которые более выражены и длительны по времени, не поддаются произвольному контролю и не могут быть объяснены или логически опровергнуты. В таких случаях речь идёт о тревожных расстройствах, которые отличаются от нормальной тревожности и боязливости выраженной интенсивностью, которая непропорциональна ситуации, устойчивостью, сопутствующими соматическими реакциями, снижением уровня социальной адаптации. При наличии подобных расстройств у личности необходим медицинский подход, то есть консультация психиатра, невролога. При других проявлениях тревоги и страха важна поддержка эмоционально близкого лица, которым в семье является родитель Этим людям ребёнок может довериться и рассказать о своих переживаниях. Так что педагогический и психологический подходы доминируют при проявлениях реакций тревоги и страха в пределах нормы. Психологическая коррекция также направлена на формирование уверенности, обучение самоконтролю, на выявление крайних эмоциональных состояний, при которых тревога сопровождается проявлениями депрессии. Депрессивная реакция, которая включает чувство печали, одиночества, волнения может проявляться при психотравмирующей ситуации и рассматриваться как отклонение в пределах нормы. Проявлениям депрессии у детей присущи определённые характеристики. Признаки депрессии у маленьких детей от года до 3-4 лет могут включать задержку или утрату возрастных достижений, таких как приучение к опрятности, правильный режим сна, интеллектуальный рост. У них появляется печальное выражение лица, они отводят глаза при близком контакте. Отмечается самоповреждающее поведение, например, они могут ударяться обо что-то головой, кусать, бить себя, а также самоуспокаивающее поведение, например раскачивание или сосание пальца. Требующее поведение может чередоваться с апатией и безразличием. Депрессия в возрасте 6-8 проявляется в форме раздражения, вялости, печального вида у ребёнка. Дети теряют интерес к доставляющим удовольствие занятиям или достижениям. Может отмечаться регресс в развитии, например утрата когнитивных навыков, социальная замкнутость, чрезмерная тревога при разлуке с близкими людьми. Также отмечаются неопределённые соматические жалобы, проблемы со сном, ночные кошмары и намерения причинить себе вред. По мере того как дети приближаются к возрасту 10-12 лет, картина депрессивных проявлений всё больше становиться похожей на взрослую депрессию. Четко проявляется снижение настроения, чувство вины, стремление к самопорицанию. Утрата мотивации может влиять на интерес детей к участию в социальной и школьной деятельности. Дети могут проявлять оппозиционно - вызывающее и агрессивное поведение, которое негативно отражается на взаимоотношениях со сверстниками, на успеваемости. Могут наблюдаться нарушения питания и сна, наряду с задержками развития. По мере взросления детей проявления депрессии могут становиться более тяжелыми, повышается вероятность суицида и утраты интереса или удовольствия. Для депрессии в подростковый период характерны перепады настроения и негативность, часто сопровождаемая прогулами занятий, плохим поведением и ухудшением успеваемости. То есть у детей и подростков депрессия часто имеет скрытый характер, и на первом месте выявляются нарушения поведения и соматические симптомы. Выделяют следующие виды депрессии, которые наблюдаются у детей и подростков:
Эмоциональное благополучие подростка, стабильность его поведения зависят от того места, которое он занимает в коллективе и определяется отношениями со сверстниками. Педагогическое и психологическое сопровождение, доминирует, если отклонение незначительно выражено и проявляется в пределах нормы. В решении проблем у детей и подростков, не достигающих большой степени расстройства велика роль педагога и психолога, которые проводят с воспитанником значительную часть времени и знают его личностные и возрастные особенности, что позволяет им найти правильные пути разрешения сложных ситуаций ребенка. Как можно строить работу с детьми, действительно требующим психологической помощи? Нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии. Ведь неадекватные реакции – это следствие, а не причина психологических проблем.
Диагностика эмоционального состояния ребенка. 1. Hand-тест (тест руки) – с 5 лет. Цель: применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения. Методика: Ребенку последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» 2. Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования) – с 5 лет. Цель: оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. Методика: Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и «Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный. 3. Тест Сонди (с 6-7 лет.) Цель: изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений. Методика: Ребенку последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные. 4. Методика «Контурный САТ-Н» (3-10 лет). Цель: выявить реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Раскрыть отношения между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка. Методика: Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке. 5. Методика «Автопортрет» (6-7 лет). Цель: изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка, самовосприятия, самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. Методика: Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет. 6. Цветовой тест Люшера – с 3,5 лет. Цель: оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Методика: Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды. 7. Методика «Кактус» - с 4 лет. Цель: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Методика: Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа. 8. Тест «Эмоциональные сферы» - с 6 лет. Цель: выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций. Методика: Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите. 9. Методика «Аппликация» - с 6 - 7 лет. Цель: Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье. Методика: Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры. 10. Тест животных Рене Заззо – с 5 лет. Цель: определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности. Методика: Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему. Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать. Диагностические методы для выявления поведенческих и эмоциональных нарушений в детском возрасте. 1. Методика «Несуществующее животное» - с 6 лет. Цель: изучить личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д. Методика: Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А - 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием 2. Тест «Сказка» - с 3,5 лет. Цель: Наблюдение за особенностями эмоциональных переживаний и источниками, которые, которые вызывают данные переживания у ребенка. Методика: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. 3. «Лесенка» - (с 3 – 7 лет) Цель: изучить самооценку ребенка: личностные качества, здоровье, внешность, значимость в коллективе, в семье. Методика: Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами, и предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д. 4. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга (4-13 лет). Цель: выявить тип обиды (агрессия и ее направленность - на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более значимым для тестируемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений проблем). Методика: Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется. 5. Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) – с 5 лет. Цель: изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов. Методика: включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно. 6. Методика «Человек под дождем» (с 6 лет) Цель: диагностировать силу Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. Методика: На чистом листе бумаги формата А - 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. Диагностика межличностных взаимоотношений. 1. Методика «Домики» Ореховой О. А. (4 – 12 лет) Цель: изучить личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; определить: степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы; актуальные для ребенка ценности; предпочтения определенных видов деятельности Методика: включает в себя 3 задания: 2. Рисунок семьи – с 4 лет. Цель: изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. Методика: Ребенку предлагают нарисовать свою семью. 3. Методика Рене Жиля – с 5 лет. Цель: изучение социальной приспособленности ребенка (любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими (отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…) Методика: является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий. 4. ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд) – с 6лет. Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений. Методика: В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. 5. Методика "Мозаика" - с 6 лет. Цель: Изучить особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу". Методика: участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку. 6. Интервью "Волшебный мир" (Л. Д. Столяренко) – с 5 лет. Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса. Методика: В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Коррекция эмоциональных нарушенийКоррекция эмоциональных нарушений — важный аспект в воспитании ребенка. Правильно используя психологические методы, можно не только нивелировать нарушения эмоциональной сферы ребенка, но и смягчить эмоциональный дискомфорт, развить самостоятельность, бороться с агрессивностью, мнительностью и тревожностью, свойственным нестабильной детской психике. Сегодня все нарушения эмоционально-волевой сферы корректируются с помощью двух подходов: психодинамического и поведенческого. Психодинамический подход призван создать условия, снимающие внешние социальные преграды на пути развертывания внутреннего конфликта. Методы данного подхода – психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арт-терапия. Поведенческий подход помогает ребенку усвоить новые реакции. В рамках данного подхода хорошо работают методы поведенческих тренингов и психорегулирующих тренировок. Различные эмоционально-волевые нарушения в разной степени поддаются тому или иному методу коррекции. Подбирая метод психокоррекции, нужно исходить из специфики конфликта, влияющего на благополучие ребенка. Наиболее распространенными и эффективными считаются игровые методы коррекции, поскольку игра – это естественная форма деятельности детей. Сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основная задача игр-драматизаций также коррекция эмоциональной сферы. Как правило, такие игры построены в форме знакомых ребенку сказок. Ребенок не только подражает персонажу, но и отождествляет его с собой. Особое значение имеют подвижные игры (пятнашки, жмурки), обеспечивающие эмоциональную разрядку и развивающие координацию движений. Популярен сегодня также метод арт-терапии, основанный на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания. Чаще всего этот метод используют для коррекции страхов у детей и подростков. Вообще дети с эмоционально-волевыми нарушениями вне зависимости от степени их тяжести сложно вливаются в коллектив, испытывают трудности в общении, обладают слабыми коммуникативными навыками, что в дальнейшем может сильно затруднить им жизнь. Поэтому первоочередной задачей взрослых является обеспечение благоприятного эмоционального климата в семье, в классном коллективе и активное участие в эмоциональной жизни ребенка. Диагностика эмоционально-волевой сферы - Сайт педагога-психолога "ПСИХОЛОГиЯ" Соловьевой Л.А.Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики. Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах. Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику. Представляю комплекс методик, используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.
| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детейВ основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям. А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации. Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств. Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!! Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка. К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм. Типичными признаками патологии могут быть:– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание; – чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство, – жестокость к другим людям или животным, – преднамеренная порча имущества, – поджоги, – воровство, – обман, – уходы из дома, – частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева; – вызывающие провокационные поступки; – систематическое непослушание. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания. Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство. Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость. Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание. Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс. Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей. Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы. Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка. Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе. В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи. При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления. Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии. Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями. Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики. Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам. Материал по теме: Диагностика социально-эмоционального развития детейДиагностика социально- эмоционального развития детей. (Автор к.п.н. Г. Степанова) Цель: определение уровня эмоционального состояния детей. Метод проведения диагностики: наблюдения. Срок проведения : сентябрь 2010г; апрель 2011г. Количество диагностированных: 20 человек. Диагностику провела: Костеева Алена Юрьевна, воспитатель Ключи: Редко-1 балл Иногда-2 балла Обычно-3 балла Итоговый результат социально- эмоционального развития детей 4 -5лет
Вывод: В результате диагностики, проведенной в 2010-2011 учебном году можно увидеть, что динамика самоощущения детей в средней группе недостаточно высока , поэтому следующим этапом работы является продолжение и внедрения методических разработок и технологий, влияющих на формирование эмоциональной активности детей. Результат социально - эмоционального развития детей 5- 6лет
Вывод : с внедрением инновационных программ направленных на развитие коммуникативных навыков и умений мы увидели, что увеличился показатель самостоятельности (50%- 63%), повысилась потребность решения конфликтной ситуации (53%- 71%) ,увеличился критерий контроля (53%- 62%), что говорит о возросшем уровень социально- эмоционального развития детей. Психологическая диагностика эмоциональных нарушений в детском возрастеСпектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрастах чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения ЦНС, преневротические состояния и др. В литературе по психологии эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец и др.; А. И. Захаров и др.). К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоциональноволевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др. Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Анализ эмоциональных нарушений у детей с точки зрения нарушения системы отношений, предложенный В. Н. Мясщевым и продолженный в работах его учеников, позволяет нам выделить три основные группы детей с эмоциональными нарушениями: § В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. § Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам. § Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладали агрессивность, импульсивность. В анамнезе у большинства из них замечалась энцефалопатия. Анализ направленности конфликта у детей — первый этап психологической диагностики. Его успешность зависит от способности психолога видеть и анализировать эмоциональные проявления ребенка, что достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка, направленной беседы с родителями и педагогами. После этого рекомендуется использовать психологические методики для уточнения полученных данных. Экспериментальнопсихологическое обследование детей с эмоциональными нарушениями рекомендуется проводить как индивидуально, так и в присутствии родителей. Перед психологом стоит важная задача диагностировать родительскую позицию по отношению к ребенку, проанализировать родительские установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. Наибольшую информацию психологу, как правило, дает совместная с обменом ролей (родители изображают детей, а дети — родителей) игра родителей с детьми, где за основу берутся ситуации, возникающие в семье. Опыт нашей работы показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики. Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продолжается и на других этапах психокоррекционного комплекса, так как определяющим принципом психологической коррекции является единство диагностики и коррекции. Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. В большинстве работ отечественных и зарубежных психологов неврозы рассматриваются как болезнь личности, как особая форма личностного развития. В развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы. Наиболее распространенный этиологический фактор детских неврозов — психическая травма. Психическая травма (ПТ) — это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на индивида. ПТ могут быть двух видов — ситуационные и пролонгированные. К ситуационным ПТ относятся: неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт в семье или в школе. Правда, исследования психологов показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические). Психотравмирующие ситуации в детском возрасте могут зачастую возникают в семье ребенка, в отношениях между родителями и ребенком, случается это и в школе или другом детском коллективе. Длительное воздействие внешних раздражителей (психотравмирующих ситуаций) нередко приводит к внутриличностному конфликту. Однако следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывают не столько сами внешние раздражители, сколько их личностная значимость для ребенка и подростка. Второй этиологический фактор детских неврозов — преневротические патохарактерологические особенности ребенка. А. И. Захаров и А. С. Спиваковская считают, что к неврозу предрасполагают тревожность и беспокойство ребенка. В раннем возрасте тревожность и беспокойство проявляются в повышенной раздражительности, плаксивости, капризности ребенка. А. И. Захаров описывает преморбидные черты личности ребенканевротика: это сенситивность (эмоциональная чувствительность), наивность, эгоцентризм, импрессивность, противоречивость, неравномерность психического развития, латентность реакций. В. И. Гарбузов выделяет контрастность как наиболее значимую преморбидную черту личности, предрасполагающую ребенка к неврозу. Это выражается в противоречивости всех личностных характеристик. Третий этиологический фактор, который может вызвать у ребенка невроз,— дисгармония семейных отношений. По данным отечественных и зарубежных авторов, дисгармония семейных отношений (конфликты между супругами или прародителями, нестабильность семьи) является основным патогенетическим фактором эмоционального неблагополучия ребенка. Четвертый фактор, способный привести к неврозу,— неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания. В отечественной психологии выделены неблагоприятные факторы воспитания, сопутствующие развитию невротического конфликтау ребенка (Гарбузов; Захаров; Исаев, 1977; Эйдемиллер, 1980; Мамайчук, 1996 и др.). Так, В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемые родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение). Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее), проявляется в тревожномнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социального статуса среди товарищей, ожидания успехов в учебе. Воспитание по типу В (эгоцентрическое), когда внимание всех членов семьи культивируется вокруг ребенка, который является «кумиром» семьи. Каждый стиль воспитания предрасполагает к определенной форме невроза. Например, при эгоцентрическом воспитании формируется истерический невроз, при гиперсоциализирующем — психастенический, а при отвержении — неврастения. Читайте также: Эмоции: эмоциональное развитие в детствеВведение и тема Теоретическая перспектива Теоретическая перспектива эмоционального развития в детстве представляет собой комбинацию теории функционализма и теории динамических систем. 1 : Встречи ребенка с окружающей средой можно рассматривать как динамические транзакции, которые включают несколько компонентов, связанных с эмоциями (например, экспрессивное поведение, физиологические паттерны, тенденции к действиям, цели и мотивы, социальный и физический контекст, оценки и переживания), которые меняются с течением времени по мере взросления ребенка и в ответ на изменение взаимодействия с окружающей средой.Эмоциональное развитие отражает социальный опыт, включая культурный контекст. В другом месте я утверждал, что эмоциональное развитие следует рассматривать с биоэкологической основы, которая рассматривает людей как динамические системы, встроенные в контекст сообщества. 2 Таблица 1 суммирует заслуживающие внимания описательные маркеры эмоционального развития в связи с социальным взаимодействием. Таблица 1. Заслуживающие внимания маркеры эмоционального развития в связи с социальным взаимодействием
Примечание. Из Саарни (2000, стр. 74-75). Авторские права 2000 принадлежат Джосси-Басс. Печатается с разрешения автора. Последние результаты исследований Развитие эмоциональной компетентности Эффективный способ взглянуть на эмоциональное функционирование - это степень, в которой оно служит адаптивным и самоэффективным целям человека.Конструктивная эмоциональная компетентность 3 была предложена как набор ориентированных на аффект поведенческих, когнитивных и регулирующих навыков, которые появляются с течением времени по мере развития человека в социальном контексте. Индивидуальные факторы, такие как когнитивное развитие и темперамент, действительно влияют на развитие эмоциональных способностей; однако на навыки эмоциональной компетентности также влияет прошлый социальный опыт и знания, в том числе история взаимоотношений человека, а также система убеждений и ценностей, в которой живет человек.Таким образом, мы активно создаем свой эмоциональный опыт посредством комбинированного влияния наших структур когнитивного развития и нашего социального воздействия на эмоциональный дискурс. Благодаря этому процессу мы узнаем, что значит чувствовать что-то и что-то с этим делать. В таблице 2 перечислены 8 навыков эмоциональной компетентности. Таблица 2. Навыки эмоциональной компетентности
Примечание. Из Саарни (2000, стр. 77-78). Авторские права 2000 принадлежат Джосси-Басс. Печатается с разрешения автора. Отношения привязанности с опекунами - это исходный контекст, в котором раскрывается эмоциональная жизнь ребенка. Если опекуны обычно удовлетворяют потребности младенца, ребенок начинает усваивать представление о том, что мир - безопасное место, а другие заслуживают доверия и отзывчивы.Таким образом, младенец становится уверенным в своей привязанности к опекуну. Отношения воспитателя и ребенка закладывают основу для развития эмоциональных навыков и закладывают основу для будущих социальных отношений. Надежная привязанность дает ребенку возможность исследовать мир и общаться со сверстниками. Утверждение того, что мир является отзывчивым, предсказуемым и надежным, способствует развитию у ребенка способности к саморегулированию. В исследовании дошкольников Денхэм и ее коллеги 4 обнаружили положительную связь между надежностью привязанности к матери и надежностью привязанности к учителям.Более того, надежность привязанности как к матери, так и к учителю положительно связана с пониманием эмоций и регулируемым гневом. Напротив, ребенок, который воспринимает мир как непредсказуемый, невосприимчивый и / или враждебный, должен тратить огромное количество энергии на самоуправление эмоциональным возбуждением. Небезопасная привязанность связана с эмоциональной и социальной некомпетентностью, особенно в областях понимания эмоций и регулируемого гнева. 4 Кроме того, восприятие безразличного или недружелюбного социального мира влияет на последующие эмоциональные реакции и межличностное поведение.Например, у ребенка, который подвергается жестокому обращению, могут развиться первичные эмоциональные реакции, такие как беспокойство или страх. 5 Постоянно проявляя бдительность в отношении признаков угрозы, ребенок может проявлять агрессивное или покорное поведение в качестве средства самозащиты, и такое поведение может подвергнуть ребенка риску в будущем стать хулиганом или жертвой. Когнитивно-аффективные структуры, связанные с жестоким обращением, могут способствовать эмоциональному ограничению или особой эмоциональной реактивности, мешая способности ребенка успешно взаимодействовать со сверстниками. 6 Развитие навыков эмоциональной компетентности - это процесс развития, при котором конкретный навык проявляется по-разному в разном возрасте. У маленьких детей знание эмоций более конкретное, с повышенным вниманием к наблюдаемым факторам. Выражение эмоций и регуляция эмоций у маленьких детей менее развиты, что требует большей поддержки и подкрепления со стороны социальной среды. У детей начальной школы повышается их способность самостоятельно рассказывать об эмоциях и использовать слова для объяснения ситуаций, связанных с эмоциями.По мере взросления детей их выводы о том, что чувствуют другие, объединяют не только ситуационную информацию, но также информацию, касающуюся предыдущего опыта и истории. Дети постарше также лучше понимают и выражают сложные эмоции, такие как гордость, стыд или смущение. К подростковому возрасту вопросы идентичности, морального облика и комбинированные эффекты стремления и возможности более явно признаются молодежью как важные. Навыки эмоциональной компетентности не развиваются изолированно друг от друга, и их развитие тесно связано с когнитивным развитием.Например, понимание эмоций других людей растет во взаимодействии с расширением осознания собственного эмоционального опыта, способности сопереживать и способности понимать причины эмоций и их поведенческие последствия. Более того, по мере того, как дети узнают, как и почему люди действуют так, как они поступают, они растут в своей способности эмоционально делать выводы о том, что происходит. Позитивное развитие и эмоциональная компетентность Компетентные дети и молодежь не живут без проблем, но у них есть как индивидуальные, так и экологические ресурсы, которые помогают им справляться с различными жизненными событиями.Навыки эмоциональной компетентности - это один из ресурсов, который молодые люди используют для решения разнообразных жизненных проблем. Как и в случае с развитием в других сферах, овладение ранними навыками, связанными с эмоциональным развитием, такими как аффективная регуляция, влияет на способность ребенка преодолевать будущие проблемы развития. Выводы Сильные стороны в области эмоциональной компетентности могут помочь детям и подросткам эффективно справиться с определенными обстоятельствами, а также способствовать развитию характеристик, связанных с положительными результатами развития, включая чувство собственной эффективности, просоциальное поведение и поддерживающие отношения с семьей и сверстниками.Кроме того, эмоциональная компетентность служит защитным фактором, уменьшающим влияние ряда факторов риска. В ходе исследования были выделены отдельные атрибуты, которые могут оказывать защитное влияние, некоторые из которых отражают основные элементы эмоциональной компетентности, включая навыки, связанные с чтением межличностных сигналов, решением проблем, выполнением целенаправленного поведения в межличностных ситуациях и рассмотрением вариантов поведения как из инструментальных средств. и эмоциональная точка зрения. 7 Ссылки
8 факторов, влияющих на эмоциональное развитие детейХотя физический рост ваших детей намного проще определить с помощью нескольких этапов, ранние годы вашего ребенка также можно определить по этапам социального и эмоционального развития. Роль двух основных факторов - социального и эмоционального - очень важна в жизни каждого ребенка. Когда они вырастут, это станет основой их жизни. Эта основа помогает вашему ребенку справиться со своими личными чувствами, понять чувства других, уважать их мысли и наладить позитивное взаимодействие с другими. Определение эмоционального развития детей:Эмоциональное обучение начинается в раннем возрасте, и обучение растет с их возрастом. В младенчестве младенцы выражают свои чувства невербальным общением и зависят от опекунов, которые распознают их сигналы. Их выражения связаны с их способностью регулировать свои эмоции. Выражение эмоций тесно связано как с социальными, так и с культурными влияниями семьи и окружения. Отношения ребенка с опекуном дают ему возможность выражать как положительные, так и отрицательные эмоции социально и культурно приемлемым образом. [Читать: Факторы окружающей среды, влияющие на развитие ребенка] От ребенка до взрослой жизни: Обзор этапов социального эмоционального развития детей:Развитие социальных и эмоциональных навыков чрезвычайно важно для вашего ребенка.
Вы должны обратить внимание на следующие этапы развития вашего ребенка, чтобы знать, насколько хорошо он или она развился на данный момент. 1. Эмоциональное развитие от 0 до 6 месяцев:Младенцы начинают активно учиться практически с рождения. Они узнают о людях в своем доме и о себе.
Социальное взаимодействие является важным фактором, который необходимо учитывать на этапе от 3 до 6 месяцев. Если вашему ребенку от 3 до 6 месяцев, он:
[Читать: Развитие мозга у детей] 2. Эмоциональное развитие от 6 месяцев до 1 года: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |