О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Значение сенсорной информации для развития ребенка


Значение сенсорного развития дошкольника | Статья на тему:

                                 Значение  сенсорного  развития дошкольника.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном  детстве  имеет большое значение. Этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, и др.) считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное  восприятие  необходимо , для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности .С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается лепке, конструированию, рисованию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни , обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур.  С формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования         предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  •  В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, различать форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

 

 

Значимость сенсорных ощущений для человека — МегаЛекции

Государственное автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение Свердловской области

«Белоярский многопрофильный техникум»

 

 

Контрольная работа

 

 

Дисциплина:«Возрастная анатомия , физиология человека»

Тема «Значение сенсорной информации в развитии ребенка»

 

По специальности: « Воспитатель дошкольного образования »

 

Курс: 1-ый Группа: ВЗ -9

 

Выполнил: Барахвостова К.О

 

Проверил: Букатина.А.В

 

 

Белоярский

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………..………..…..…3

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста………....…..4

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно……………….4

Значимость сенсорных ощущений для человека……………………..….5

Сенсорные эталоны…………………………………………………..……5

Развитие зрительного восприятия………………………………………...6

Развитие слухового восприятия…………………………………………..11

Развитие осязания…………………………………………………………12

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.



 

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые,

осязательные, обонятельные, вкусовые

 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

 

 

Значимость сенсорных ощущений для человека

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека.

Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения.

С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д.

Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т. д.

Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным).

В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др.

Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.

В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Что такое сенсорика, и почему она важна для детей — игры, занятия на ее развитие

Развитие сенсорики у детей: особенности и задачи

Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости, тактильное – по фактуре, температуре и т.д.

Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов. К 5 годам малыш должен научиться сравнивать свойства одного объекта и несколько объектов между собой на основе специальных сенсорных эталонов. Бывают эталоны:

  • цвета: цвета радуги, подтона и оттенки;
  • формы: круг, квадрат, треугольник и др;
  • величины: метрическая система;
  • слуха: ноты, звучание языка;
  • вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый и пр;
  • запаха: цветочный, пудровый, тяжелый и т.д.

Основная задача родителей во время сенсорного воспитания – помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства. Другие цели сенсорного воспитания:

  • Заложить у детей основу для развития интеллекта.
  • Сформировать наблюдательность, внимание, воображение.
  • Расширить словарный запас.
  • Развить все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т.д.

Педагог-новатор М. Монтессори была убеждена, что сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть чем больше человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с фантазией. Повышенная чувствительность сенсорных органов к внешнему миру помогает выделять самые мелкие детали, на основе которых и строятся оригинальные, уникальные образы. Во время воспитания сенсорики обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Подобрать игрушки по методике Монтессори можно в каталоге на нашм сайте.

Игры по сенсорике

Игра – основной вид деятельности детей раннего возраста. И, чтобы помочь малышу освоить многочисленные понятия, необходимо с ним играть. Для удобства мы разбили сенсорные игры по возрастным категориям.

До года

В младенчестве человек только знакомится с возможностями своего организма. Поэтому сенсорное развитие детей раннего возраста – «проводник» в мир, с помощью которого они копят разнообразные ощущения путем рассматривания, ощупывания, пробы на вкус.

Как вы можете тренировать сенсорику малыша до года:

  • Предлагайте яркую игрушку – пусть фокусирует на ней взгляд.
  • Перемещайте любой яркий предмет ближе-дальше, влево-вправо, но чтобы он оставался в поле зрения крохи.
  • Научите различать первые звуки. Постоянно разговаривайте с малышом. И кроме тряски погремушек, полезно периодически ударять предметы с глухим звуком друг о друга. Хорошо для этих целей подойдут деревянные вещи.

Когда малыш начнет ползать и вставать, давайте ему изучать все, что будет для него безопасным. Например, покажите, как возить машинку-каталку. Это и для моторики полезно, и для познания мира, хотя пока что только на полу. Пусть знакомится с новыми предметами любыми удобными для себя способами, получая яркие эмоции и формируя полезные навыки.

1-2 года

До 1,5 лет дети идут путем разрушения: двигают предметы, изменяют их форму, наблюдают за тем, что делают. После полутора лет просыпается желание созидать. Эти навыки ложатся в основу опыта органов чувств и развития новых умений.

В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с понятиями цвета, формы, размера, расположения. Формируются логические цепочки, которые позже помогут ребенку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства.

Игрушки, которые помогут в 1-2 года развивать сенсорику:

  • Пирамидки. Покажите, как собирается, расскажите, что кольца нанизываются в порядке уменьшения. Предложите повторить увиденное.
  • Конструкторы. Стройте замки и города, изучайте базовые фигуры, цвета, оттенки, величины (большое-маленькое, легкое-тяжелое).
  • Кубики. Сооружайте башни из разных цветов, высокие и низкие, широкие и узкие.
  • Шнуровки. Протягивайте шнурки в бусины или завязывайте узлы на тематических стендах с отверстиями. Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, готовят руку к письму, стимулируют речевые центры.

Понравится малышам играть в «найди предмет»: давайте разные игрушки и просите отыскать в доме вещи, схожие по цвету, форме, размеру.

Чем бы ребенок ни занимался в этом возрасте, комментируйте его действия, рассказывайте об окружающих предметах. Используйте образную, «сказочную» речь.

3-4 года

В этом возрасте формируются четкие сенсорные эталоны и малыш учится объединять предметы по одному или нескольким признакам. Также активно развивается аналитическое и логическое мышление.

Упражнения на тренировку сенсорного восприятия в 3-4 года:

  • Познакомьте малыша с основами математики. Научите считать до 5-10 с помощью цветного счетного материала – палочек, прищепок, фигурок. Хороши для занятий сортеры со штырьками – они учат анализу, синтезу, обобщению. На стержни таких сортеров нужно нанизывать различные счетные детали по цвету, размеру, форме.
  • Проводите разнообразные ролевые игры. Идеальный материал для этого – конструкторы. Стройте горизонтальные и вертикальные сооружения, замкнутые и открытые. Заселяйте их животными, человечками, придумывайте вместе сюжет.
  • Расскажите о мерах длины, о времени и временах года, погоде. В этом вам помогут интерактивные календари, в которых можно и стрелки крутить и тумблеры пощелкать, перемещая их по яркому, тематическому стенду.
  • Познакомьте с музыкальными инструментами. Например, ксилофоном и металлофоном. Пробуйте вместе набивать простые мелодии.
  • Активно развивайте речь, чтобы она звучала четко и правильно. Учите короткие стихи, просите пересказать любимый мультфильм, задавайте простые вопросы и требуйте развернутых ответов.

Универсальная игрушка, которая подойдет и годовалому малышу, и 4-летнему, – бизиборд. Это «умная» познавательная доска с закрепленными на ней бытовыми предметами. Здесь экспериментатор может и катушку повертеть, и вилку в розетку вставить, и щеколдой поклацать.

5-6 лет

К пяти годам дети активно используют весь накопленный сенсорный опыт, стремятся изучить сложные понятия, например, времени и пространства. Знания становятся четкими, структурированными.

Как помочь ребенку старшего дошкольного возраста развивать сенсорику:

  • Введите ежедневные занятия по логике. Например, хорошо работает «сенсорная коробка». В большую емкость положите несколько разных вещей – по форме и фактуре, а ребенок пусть не глядя, на ощупь угадывает, что это за предмет. Здорово, когда детей целая компания, тогда в силу вступает и соревновательный момент.
  • Играйте в дидактические игры. Например, детское лото, домино, мемори с яркими цветными картинками фруктов, овощей, техники. Все эти настольные игры развивают наблюдательность, внимание, концентрацию.
  • Учите воспринимать начертания букв. В этом помогут шнуровки и кубики с буквами. Отдельно и в коротких словах из двух слогов.
  • Поддерживайте общение со сверстниками. Можно предложить детям поставить мини-спектакль на всем известную сказку. Например, «Репку», «Теремок», «Курочку Рябу».

Зная в 5 лет, как получать информацию, анализировать и систематизировать ее, в 6-7 лет малыш с легкостью будет осваивать школьную программу.

Развития сенсорных возможностей ребенка – это не вопрос генетики. Качественные знания, умения и навыки – это результат ежедневных целенаправленных родительских занятий. Помните, что для малыша с развитыми сенсорными способностями каждый день и новый предмет – это восхитительное открытие, что значит, он счастлив.

Больше информации про игрушки их роль в развитии детей читайте в нашем блоге.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» - это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх. 

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Значение сенсорного развития | Учебно-методическое пособие по теме:

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях .

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности.

А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

 Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

 Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство . Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

 Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В моей работе речь  идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности .

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).

Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей .

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений, предложенная в данной работе.

«Значение сенсорного воспитания» | Консультация на тему:

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

«Значение сенсорного воспитания»

Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),

времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.), эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.), эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

Изучение преимуществ сенсорной игры


С рождения до раннего детства дети используют свои пять чувств, чтобы исследовать и пытаться понять мир вокруг них.

Это важная часть раннего развития детей, и предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью «сенсорной игры», имеет решающее значение для развития мозга.

Обучение через сенсорное исследование естественным образом дается младенцам и детям младшего возраста, что имеет смысл, если учесть, что навыки, на которые они будут полагаться для понимания объектов, пространств, людей и взаимодействий, еще не полностью развиты.

Когда мы взрослые, наши чувства предоставляют нам жизненно важную информацию, которую мы используем для принятия решений тысячи раз в день. Мы можем воспринимать эту способность как должное и почти не замечать ее, но именно по этой причине так важно помогать детям познавать свои чувства.


Итак, что такое сенсорная игра?
Поднимать предметы и ощущать их текстуру люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но это гораздо больше, чем прикосновение.

Сенсорная игра включает в себя любую деятельность, которая стимулирует осязание, обоняние, вкус, зрение и слух у маленького ребенка, а также все, что задействует движение и равновесие.

Сенсорная игра на самом деле ограничена только вашим собственным воображением, и, конечно, здравый смысл используется в отношении материалов и типов игры, соответствующих возрасту и способностям вашего ребенка.

Вот несколько примеров для начала:

  • Сенсорная игра для младенцев - наблюдение за всплывающими пузырями и ощущение их приземления на кожу или сморщивание цветной бумаги, чтобы услышать шум, почувствовать контуры и увидеть, как меняются формы
  • Сенсорная игра для детей ясельного возраста - наблюдение за светом и тенью, создаваемыми светом фонарика на объектах разной формы и размера, или наблюдение за смешением цветов и формированием узоров путем рисования пальцами или рисования губкой (с помощью краски, безопасной для детей)
  • Сенсорная игра для детей дошкольного возраста - создание фигур и игра с кинетическим песком, или игра с музыкальными инструментами и слушание тона и высоты звука, когда они мягко или сильно ударяют или дуют через инструменты
Вероятно, самый простой способ помочь детям задействовать свои чувства - это поиграть на улице с природой, полной красок, движений, текстур, звуков и запахов.

Преимущества сенсорной игры
В сенсорной игре всегда происходит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сенсорные занятия, помимо того, что они веселые и интересные для младенцев и маленьких детей, побуждают детей исследовать и исследовать. Кроме того, эти занятия помогают детям использовать «научный метод» наблюдения, формирования гипотез, экспериментов и выводов.

Сенсорная деятельность также позволяет детям уточнять свои пороги для различной сенсорной информации, помогая их мозгу создавать более сильные связи с сенсорной информацией и узнавать, какие полезные, а какие можно отфильтровать.

Например, ребенку может быть трудно играть с другими детьми, когда в его среде слишком много всего происходит с противоречивыми шумами или взглядами.

С помощью сенсорной игры ребенок может научиться блокировать несущественный шум и сосредоточиться на игре, которая происходит со своим сверстником.

Другой пример - ребенок, который особенно привередлив в еде влажной пищи, такой как спагетти.

Использование сенсорной игры может помочь ребенку прикасаться, нюхать и играть с текстурой в окружающей среде с небольшими ожиданиями.По мере того, как ребенок развивает доверие и понимание этой текстуры, она помогает выстраивать в мозгу позитивные пути, позволяющие говорить о том, что употребление этой пищи безопасно.

Другие причины, по которым сенсорная игра полезна для детей, включают:

  • Помогает наладить нервные связи в мозге
  • Способствует развитию моторики
  • Поддерживает языковую разработку
  • Он поощряет «научное мышление» и решение проблем.
  • Это может включать в себя осознанные занятия, полезные для всех детей
Желание участвовать в сенсорной игре естественно для детей, и его следует поощрять и поддерживать как дома, так и в условиях раннего обучения.

Сенсорная игра является важной частью всех программ раннего обучения в центрах Goodstart, и благодаря новой государственной субсидии по уходу за детьми (начиная со 2 июля) высококачественное раннее обучение теперь может быть более доступным для вашей семьи.


От рождения до пяти лет, Творчество, Раннее обучение, Консультации экспертов, Изучение, Веселые мероприятия, Воображение, Исследования, Подготовка к школе, Наука, Речь .

Изучите основы сенсорной интеграции | Инструменты сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция: знание основ

Сенсорная интеграция - это процесс, с помощью которого мы получаем информацию через наши органы чувств, систематизируем эту информацию и используем ее для участия в повседневной деятельности.

Пример сенсорной интеграции:

  • Детский запах еды, когда он подносит ее ко рту
  • Дегустация
  • Ощущение текстуры
  • Определяет, что это за еда и хотят ли они еще

Знаете ли вы, что существует 7 чувств?

Вы правильно прочитали! Большинство людей думают, что смыслов всего пять, но на самом деле их семь! Так что же такое 7 чувств?

  • Прицел (Обзор)
  • Слух (слуховой)
  • Запах (обонятельный)
  • Вкус (Вкусный)
  • Сенсорный (Тактильный)
  • Вестибулярный (движение): чувство движения и равновесия, которое дает нам информацию о том, где находятся наша голова и тело в пространстве.Помогает нам оставаться в вертикальном положении, когда мы сидим, стоим и ходим.
  • Проприоцепция (Положение тела): ощущение телесного осознания, которое сообщает нам, где наши части тела находятся относительно друг друга. Это также дает нам информацию о том, сколько силы нужно использовать, что позволяет нам делать что-то вроде разбивания яйца, не раздавливая яйцо в наших руках.

Так как же все это вместе? Вот пример сенсорной интеграции во время игры в бейсбол:

Представьте, что вы играете в бейсбол и готовы к битой.Вы используете свое вестибулярное чутье, чтобы принять стойку для отбивания мяча, и проприоцепцию, чтобы почувствовать, где ваши руки, где ваши ноги и как вы должны качаться, чтобы войти в контакт с мячом. Затем вы видите, как мяч приближается к вам, и вы замахиваетесь. Вы слышите, как мяч ударяется о биту, и вы знаете, что попали в нее, поэтому начинаете бежать! Вы продолжаете слушать и смотреть, как видите, как другие игроки пытаются достать мяч и пометить вас. Вы видите, что приближаетесь к первой базе, но мяч тоже, поэтому вы решили скользить.Когда вы скользите, вы балансируете свое тело; вытяните руки, потому что вы знаете их положение и что они первыми достигнут основания; и почувствуйте, когда база упирается в кончики ваших пальцев. Может быть, немного неприятно ощущать вкус и запах грязи, когда вы скользите, но ваши чувства подтверждают, что вы это сделали!

Сенсорные вехи

Когда начинается сенсорное развитие?

Очень рано! Фактически, некоторое сенсорное развитие, например обоняние, начинается еще в утробе матери.

Каких этапов сенсорной интеграции должен достичь мой ребенок?

По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, он должен достичь новых сенсорных вех. От визуального отслеживания до поиска новых игрушек и помещения предметов в рот (да, это типично!) Ребенок будет продолжать задействовать свои чувства, чтобы познавать окружающий мир.

Изучите сенсорные вехи, чтобы отслеживать развитие вашего ребенка.

Узнать больше

Здесь вы можете увидеть некоторые из этих ранних сенсорных этапов и увидеть все сенсорные вехи за 18 месяцев.

Сенсорная деятельность

Поддерживать чувства в повседневной деятельности

У нас есть отличные идеи для вашего малыша от рождения до 18 месяцев.

Узнать больше

Что смотреть

Некоторым детям трудно воспринимать и обрабатывать поступающие ощущения. Некоторые признаки сенсорной проблемы включают:

  • Чрезмерная чувствительность или недостаточная реакция на прикосновение, движение, взгляды или звуки
  • Необычно высокий или низкий уровень активности
  • Легко отвлекается; плохое внимание к задачам
  • Задержка речи, моторики или успеваемости
  • Проблемы с координацией; кажется неуклюжим или неуклюжим
  • Слабое восприятие тела
  • Сложности с изучением новых заданий или умением играть с незнакомыми игрушками
  • Сложность при выполнении задач, требующих одновременного использования обеих рук
  • Большую часть времени выглядит неорганизованным
  • Затруднения с переходами между видами деятельности или средами
  • Незрелые социальные навыки
  • Импульсивность или недостаток самоконтроля
  • Затруднение в самообладании после того, как "завелось"
Что делать, если подозреваешь задержку

Каждый ребенок по-разному реагирует на сенсорную информацию.Сенсорные проблемы очень сложны, потому что сенсорная система ребенка может быть смесью излишне реактивной, недостаточно реактивной или активно задействованной.

Если вы подозреваете наличие проблемы, обратитесь к поставщику медицинских услуг, чтобы поделиться своими опасениями. Повседневные задачи могут быть трудными для ребенка, который иначе обрабатывает сенсорную информацию, поэтому лучше всего обратиться к профессионалу, который поможет вам понять сенсорную интеграцию вашего ребенка.


.

границ | Оценка характеристик сенсорной обработки у детей от 3 до 11 лет: систематический обзор

  • 1 Facultad de Terapia Ocupacional, Logopedia y Enfermería, Психология, Университет Кастилии-Ла-Манча, Талавера-де-ла-Рейна, Испания
  • 2 Centro de Terapia Infantil AYTONA, Мадрид, Испания
  • 3 West Health District, Центр первичной медицинской помощи Francia, Служба здравоохранения Мадрида, Мадрид, Испания

Оценка сенсорного восприятия, дискриминации, интеграции, модуляции, праксиса и других моторных навыков, таких как осанка, баланс и двусторонняя моторная координация, необходима для выявления сенсорных и моторных факторов, влияющих на развитие личной автономии.Целью данной работы является изучение доступных в настоящее время инструментов оценки для выявления различных паттернов сенсорной обработки. Доступно 15 тестов с психометрическими свойствами, в первую очередь для населения США. Девять из них применимы к детям дошкольного возраста и до 12 класса. Оценка сенсорной обработки - это процесс, который включает использование стандартизированных тестов, заполнение анкет для лиц, осуществляющих уход, и клинические наблюдения. Обзор различных исследований с использованием критериев PRISMA или карточек критической оценки Osteba показывает, что наиболее часто используемыми инструментами являются тест сенсорной интеграции и праксиса, измерение сенсорной обработки и сенсорный профиль.

Обработка сенсорной информации - это широкий термин, который обычно относится к обработке сенсорной информации нервными системами, включая функции рецепторных органов, а также периферической и центральной нервных систем. По словам Данна, сенсорная обработка - сложное дело. Сенсорный ввод из окружающей среды и от самого тела предоставляет информацию в мозг (1). Мозг организует, интегрирует, синтезирует и использует эту информацию для понимания опыта и организации соответствующих реакций.Обработка информации позволяет людям автоматически, эффективно и комфортно реагировать на конкретные полученные сенсорные сигналы (2, 3). Нейробиологический процесс состоит из пяти этапов, регистрации, модуляции, различения, интеграции и практики (4), и является центральным для когнитивных процессов, таких как внимание, визуальное восприятие, память и запланированное действие (5).

Ayres уделял особое внимание взаимосвязи между двигательными реакциями, сенсорным входом и нормальным сенсомоторным развитием.Она определила сенсорную интеграцию (SI) как способность систематизировать сенсорную информацию для получения адаптивного ответа (6). Недавно некоторые авторы предположили, что SI следует называть мультисенсорной интеграцией (7). Поведение, связанное с обработкой сенсорной информации, не обязательно является симптомами или отклонениями; это различия и часто способности, такие как улучшенное восприятие (8). По этой причине некоторые авторы предпочитают использовать сенсорные особенности (9).

Эйрес уделял особое внимание выявлению различных паттернов дисфункции в сенсомоторном развитии и их влиянию на обучение, а также описанию адаптивного поведения, наблюдаемого у детей с двигательной неуклюжестью или обучающимися

.

ЧаВо по обработке сенсорной информации | Институт детского разума

Какие проблемы с сенсорной обработкой?

Некоторым детям, кажется, трудно справиться с информацией, которую воспринимают их органы чувств, например со звуком, осязанием, вкусом, зрением и запахом. Помимо этих общих чувств, есть также два других, менее известных, которые могут быть затронуты: проприоцепция , или чувство осознания тела, и вестибулярное чувство, , которое включает движение, равновесие и координацию.

Дети с проблемами обработки сенсорной информации испытывают слишком большую или слишком слабую стимуляцию через эти чувства.У них также могут быть трудности с интеграцией сенсорной информации - например, вещи, которые они видят и слышат одновременно, например, говорящий человек, - могут показаться им несинхронизированными.

Эти проблемы могут быть серьезными для детей и мешать им эффективно функционировать, учиться и заводить друзей.

Связано: Как проблемы с сенсорной обработкой влияют на детей в школе

Примечание. Эти проблемы иногда называют расстройством сенсорной обработки (SPD), хотя психиатры не считают это реальным клиническим диагнозом.

Какие знаки?

Проблемы с обработкой сенсорных данных обычно бывают двух типов: недостаточная и чрезмерная чувствительность, хотя у одного ребенка обычно возникают оба вида.

Гиперчувствительность Дети чрезвычайно реактивны на сенсорную стимуляцию и могут находить ее подавляющей. Они могут:

  • Не переносить яркий свет и громкие звуки, такие как сирены скорой помощи
  • Отказаться от ношения одежды, потому что она кажется царапающей или
    раздражающей - даже после вырезания всех ярлыков и этикеток - или обуви
    , потому что они «слишком чувствительны» плотно.
  • Отвлекаться на фоновые шумы, которые другие не слышат
  • Бойтесь неожиданных прикосновений, избегайте объятий и объятий даже со знакомыми взрослыми
  • Чрезмерно опасайтесь качелей и игрового оборудования
  • Часто не понимают, где их тело находится по отношению к другим объектам или людям
  • Врезаться в предметы и казаться неуклюжим
  • Есть проблемы с ощущением силы, которую они прилагают; Так, например,
    они могут порвать бумагу при стирании, слишком сильно ущипнуть или хлопнуть
    предметов.

Hyposensitive Дети малочувствительны, что заставляет их искать еще сенсорной стимуляции. Они могут:

  • Иметь постоянную потребность прикасаться к людям или тканям, даже когда это социально неприемлемо
  • Не понимать личное пространство, даже когда дети того же возраста достаточно взрослые, чтобы понимать его
  • Иметь чрезвычайно высокую переносимость боли
  • Не понимаю собственных сил
  • Быть очень беспокойным и неспособным сидеть на месте
  • Любите прыгать, натыкаться и разбиваться
  • Наслаждайтесь глубоким давлением, например крепкими медвежьими объятиями
  • Жажда быстрого вращения, вращения и / или интенсивных движений
  • Любовь, которую бросают в воздухе и прыжки на мебели и батутах.

Почему у детей с сенсорными проблемами случаются истерики?

Дети с сенсорными проблемами иногда проявляют крайнее поведение: кричат, если их лица намокают, устраивают жестокие истерики, когда вы пытаетесь их одеть, потому что связанные с этим физические ощущения подавляют их.

У них могут быть неожиданно резкие перепады настроения как реакция на изменение окружающей среды. Например, первокласснику может быть хорошо в тихой обстановке со спокойным взрослым.Но поместите ее в продуктовый магазин, наполненный перегрузкой зрительной и слуховой стимуляции, и она может растаять, то есть у нее случится серьезная истерика, которая, кажется, находится под ее контролем и вряд ли остановится, что бы ни делал опекун, пока она истощена.

По теме: Почему у детей проблемы с переходным периодом?

В дополнение к этому «отключению» из-за сенсорной перегрузки ребенок также может наброситься или стать агрессивным. Или она может сбежать - в ответ «бей или беги».Если ребенок выскакивает через детскую площадку или парковку, не обращая внимания на опасность, это может быть связано с тем, что он уходит от чего-то расстраивающего, что может быть незаметно для остальных из нас, или к окружающей среде или ощущениям, которые его успокоят система.

Кто может помочь?

Трудотерапевты (или ОТ) - это специалисты, которые работают с детьми с сенсорными проблемами. Ваш ребенок может быть направлен к OT в его школе, или вы можете найти того, кто занимается частной практикой.ОТ вовлекают детей в физические упражнения, которые призваны регулировать их сенсорную информацию, чтобы они чувствовали себя более комфортно, в безопасности и могли сосредоточиться.

Нет никаких научно обоснованных исследований, подтверждающих, что работа эрготерапевтов с детьми, у которых есть проблемы с сенсорной обработкой, является эффективной. Но многие родители обнаружили, что терапия и упражнения помогают детям чувствовать себя лучше и лучше функционировать. «Это работает как кнопка сброса», - сообщает одна мама.

Доктор Майкл Розенталь, детский нейропсихолог и сын эрготерапевта, объясняет это следующим образом: «Ясно, что выявление сенсорных проблем и работа с ОТ помогают многим детям стать спокойнее и лучше регулироваться.

Но поскольку все дети с сенсорными проблемами очень разные, а эрготерапевты обычно не связаны с исследовательскими учреждениями, науки нет, чтобы подкрепить клинические данные. «Мы действительно не понимаем, как и если этот подход работает для каждого ребенка с сенсорными проблемами».

Есть ли процесс оценки?

Да. Сенсорные проблемы каждого ребенка будут разными, поэтому перед началом терапии ОТ необходимо будет оценить вашего ребенка с помощью тестов, наблюдения за ним и разговоров с учителями и опекунами.Затем OT разработает план сенсорного лечения, который иногда называют «сенсорной диетой», который разработан с учетом потребностей вашего ребенка.

Как работает лечение?

ОТ используют так называемую сенсорную интеграционную терапию, цель которой - помочь детям достичь идеального уровня сенсорной регуляции. Это достигается посредством физического контакта и движений, таких как вращение, падение и прыжки, которые обеспечивают терапевтический сенсорный ввод. ОТ помогает сформулировать, что будет терапевтическим для каждого ребенка.

Что такое сенсорный тренажерный зал?

Лечение часто проводится в сенсорном тренажерном зале, который представляет собой помещение, оснащенное таким оборудованием, как утяжеленные жилеты, батуты, большие подушки, площадки для мячей и многое другое - все, что может обеспечить терапевтическую сенсорную стимуляцию под наблюдением ОТ.

Что могут делать родители?

Обратите внимание на то, на что реагирует ваш ребенок. Например, если он чувствителен к громким шумам или яркому свету, постарайтесь свести их к минимуму в своем окружении.

Если вы работаете с ОТ, спросите, чем вы можете заниматься дома, чтобы и дальше укреплять его сенсорную диету.

По теме: Советы по посещению мест с детьми с сенсорными нарушениями

Как узнать, работает ли лечение?

Поработайте со своим терапевтом или педиатром, чтобы найти способы измерения результатов терапии, чтобы лучше понять, помогает ли это. Вы можете создать шкалу поведения, чтобы сравнить, как ваш ребенок себя чувствует до и после лечения, а также некоторые конкретные цели, над достижением которых вы хотели бы работать, например, способность лучше сосредотачиваться, сохранять спокойствие в шумной комнате или меньше срывы.

Аутичны ли дети с проблемами обработки сенсорной информации?

Не у всех аутичных детей есть проблемы с обработкой сенсорных данных, но у многих из них есть проблемы, и это одна из тех вещей, на которые обращаются врачи при диагностике аутизма.

Тем не менее, многие дети с проблемами обработки сенсорной информации не входят в спектр. Сенсорные проблемы также могут быть обнаружены у людей с СДВГ, ОКР и другими задержками в развитии - или вообще без другого диагноза.

Видны ли в мозге проблемы с сенсорной обработкой?

Да.Эксперты использовали томографию мозга, чтобы продемонстрировать в реальном времени задержки сенсорной обработки у детей с аутизмом.

Почему идут дебаты?

Многие родители сбиты с толку, когда узнают, что их ребенку поставлен диагноз, который не считается расстройством психиатры и некоторые другие специалисты в области психического здоровья.

Фактически, большинство специалистов в области психического здоровья действительно признают, что различия в обработке сенсорных данных реальны. Однако они не считают их беспорядком сами по себе.

Эффективность сенсорной интеграционной терапии также обсуждается, поскольку она не была тщательно изучена, хотя многие родители говорят, что она помогла их детям.

Подробнее:
Лето и проблемы сенсорной обработки

.

Проблемы с сенсорной обработкой у детей

Проблемы с сенсорной обработкой часто впервые обнаруживаются в раннем детстве, когда родители замечают, что у ребенка необычное отвращение к шуму, свету, обуви, которая считается слишком тесной, и раздражающей одежде. Они также могут замечать неуклюжесть и затруднения при подъеме по лестнице, а также трудности с мелкой моторикой, например, с карандашом и застегиванием кнопок.

Еще больше сбивает с толку и тревожит родителей дети, которые демонстрируют экстремальное поведение:

  • Крики, если их лица промокают
  • Закидываются истерики, когда вы пытаетесь их одеть
  • Имея необычно высокий или низкий болевой порог
  • Сбой в стены и даже в людей
  • Бросать в рот несъедобные вещи, в том числе камни и краску

Эти и другие нетипичные формы поведения могут отражать проблемы с сенсорной обработкой - сложность интеграции информации, полученной от органов чувств, которая может подавлять детей и приводить к сбивающему с толку поведению.Родители детей с такими проблемами часто называют это расстройством сенсорной обработки или СПЛ. Психиатры, однако, быстро отмечают, что ШРЛ не признано расстройством в Диагностическом и статистическом руководстве.

Проблемы с обработкой сенсорных данных теперь считаются симптомом аутизма, потому что у большинства детей и взрослых в спектре аутизма также есть серьезные сенсорные проблемы. Тем не менее, многие дети с сенсорными проблемами не входят в спектр. Их также можно найти у людей с СДВГ, ОКР и другими задержками в развитии - или вообще без другого диагноза.

Драматические перепады настроения и истерики

В первую очередь родители часто замечают странное поведение и резкие перепады настроения, в лучшем случае странные, в худшем - расстраивающие. Часто это чрезмерная реакция на изменение окружающей среды - радикальный, необъяснимый сдвиг в поведении ребенка.

Например, первоклассник прекрасно справляется в тихой обстановке со спокойным взрослым. Но поместите этого ребенка в продуктовый магазин, наполненный перегрузкой зрительной и слуховой стимуляции, и у вас может возникнуть крайняя истерика, ужасающая как для ребенка, так и для родителей.

«Истерики у этих детей настолько сильны, так продолжительны, их невозможно остановить, когда они начались, вы просто не можете их игнорировать», - отмечает Нэнси Песке, чей сын Коул борется с сенсорными проблемами. Песке является соавтором трудотерапевта Линдси Биль, работавшей с Коулом, книги Как воспитывать сенсорного умного ребенка .

Драка или бегство

Еще одна реакция на поражение - бежать. Если ребенок выскакивает через детскую площадку или парковку, не обращая внимания на опасность, Песке говорит, что это большой красный флаг, что он может уйти от чего-то неприятного, что может быть незаметно для остальных из нас, или в сторону окружающей среды или ощущение, которое успокоит его систему.По ее словам, ребенок может стать агрессивным при сенсорной перегрузке. «У них на самом деле неврологическая« паническая »реакция на повседневные ощущения, которые все мы принимаем как должное».

Известно, что некоторые дети с аутизмом бредут к воде, что слишком часто приводит к смертельным исходам. Одна из теорий заключается в том, что вода дает им необходимую информацию из-за сенсорных проблем. «Не все сенсорные дети делают это, - говорит Песке, - но большинство тяготеют к ощущениям и окружающей среде, которые они находят успокаивающими или стимулирующими. Их саморегуляция невелика, поэтому безопасность отходит на второй план по сравнению с их потребностью в получении этой информации или успокаивающего опыта пребывания в воде.”

Дети, подростки и взрослые с сенсорными проблемами испытывают либо чрезмерную чувствительность (гиперчувствительность), либо недостаточную чувствительность (пониженную чувствительность).

Какие проблемы с сенсорной обработкой?

Трудности обработки сенсорной информации были впервые обнаружены эрготерапевтом доктором А. Джин Эйрес. В 1970-х доктор Эйрес представил идею о том, что мозг некоторых людей не может делать то, что большинство людей считает само собой разумеющимся: обрабатывать всю информацию, поступающую через семь - а не традиционные пять - органов чувств, чтобы обеспечить четкую картину происходящего. как внутри, так и снаружи.

Наряду с осязанием, слухом, вкусом, обонянием и зрением доктор Эйрес добавил «внутренние» ощущения телесного осознания (проприоцепция) и движения (вестибулярные). Когда мозг не может синтезировать всю эту информацию, поступающую одновременно, «это похоже на пробку в вашей голове, - говорит Песке, - с конфликтующими сигналами, быстро исходящими со всех сторон, так что вы не знаете, как понять смысл все это."

Что это за два «дополнительных» чувства в работе доктора Эйреса?

Внутренние органы чувств

Проприоцептивные рецепторы расположены в суставах и связках, что позволяет управлять моторикой и позой.Проприоцептивная система сообщает мозгу, где находится тело по отношению к другим объектам и как двигаться.

Гипочувствительные дети жаждут чего-либо; они любят прыжки, удары и столкновения, а также глубокое давление, такое как крепкие медвежьи объятия.

Если они сверхчувствительны, им трудно понять, где находится их тело по отношению к другим объектам, и они могут натыкаться на предметы и казаться неуклюжими; поскольку им сложно определить прилагаемую силу, они могут рвать бумагу при стирании, зажимать слишком сильно или хлопать предметами.

Вестибулярные рецепторы, расположенные во внутреннем ухе, сообщают мозгу, где находится тело в пространстве, предоставляя информацию, относящуюся к движению и положению головы. Среди прочего, это ключевые элементы баланса и координации.

Люди с пониженной чувствительностью находятся в постоянном движении; жаждут быстрых, вращающихся и / или интенсивных движений и любят, когда вас подбрасывают в воздух и прыгают на мебели и батутах.

Гиперчувствительные люди могут бояться действий, требующих хорошего равновесия, включая лазание на игровом оборудовании, катание на велосипеде или балансировку на одной ноге, особенно с закрытыми глазами.Они тоже могут показаться неуклюжими.

Сенсорный контрольный список

Чтобы помочь родителям определить, указывает ли поведение их ребенка на серьезные сенсорные проблемы, Песке и Биль создали подробный сенсорный контрольный список, который охватывает ответы на все типы входных данных, от ходьбы босиком до нюхания предметов, которые не являются еда, а также вопросы, связанные с мелкой и крупной моторикой, такие как использование ножниц (мелкие) и ловля мяча (грубые).

Список для младенцев и детей ясельного возраста включает сопротивление объятиям, вплоть до выгибания во время удержания, что может быть связано с ощущением реальной боли при прикосновении.В дошкольных учреждениях чрезмерно возбужденное детское беспокойство может привести к частым или длительным истерикам.

Гипочувствительные старшеклассники могут демонстрировать «негативное поведение», в том числе то, что выглядит как гиперактивность, хотя на самом деле они ищут поддержки. Сверхчувствительные избегают; это может привести к отказу чистить зубы или раскрашивать лицо. Что еще более усложняет ситуацию, дети могут быть как ищущими, так и избегающими, и иметь как проприоцептивные, так и вестибулярные проблемы, а также проблемы, связанные с традиционными пятью чувствами.

Неправильно истолкованное поведение

Песке резюмирует то, как сенсорные проблемы могут влиять на детей следующим образом:

«Если вы ребенок, который чрезмерно чувствителен к определенным ощущениям, вы, скорее всего, не только будете тревожным или раздражительным, даже злым. или боязливым, вас, вероятно, назовут «придирчивым» и «сверхчувствительным». Если вы спешите прочь из-за беспокойства или чрезмерной стимуляции и не используете свою исполнительную функцию должным образом, потому что у вашего тела есть такая сильная потребность в уйди, ты импульсивный.«Если у вас проблемы с планированием и выполнением движений из-за плохой осознанности тела и плохой организации моторных областей мозга», - добавляет она, - «вы« неуклюжи ». Потому что вас отвлекают сенсорные проблемы и попытки Чтобы разобраться во всем этом, у вас может быть задержка в развитии в некотором роде, что сделает вас немного «незрелым» или молодым для вашего возраста ».

В этой неразберихе многие родители могут с облегчением распознать, что может вызывать в противном случае необъяснимое поведение.«Когда я описываю сенсорные проблемы родителям, у которых они есть у детей, - говорит Песке, - обычная реакция -« О, черт возьми, вот и все! »Они пытались указать на« это »в течение многих месяцев, даже лет! Чувство облегчения от того, что они наконец узнали, что это такое, огромно ".

.

ЧТО ТАКТИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ? Как тактильные упражнения улучшают решение проблем и обработку речи

Эта статья представляет собой введение в тактильную систему вашего ребенка и знакомство с тем, почему тактильное обучение важно для вашего ребенка. В следующих статьях будет обсуждаться тактильная дисфункция и на какие признаки следует обращать внимание у вашего ребенка. Партнерские ссылки включены для вашего удобства. Комплексные стратегии обучения (ILS) - это учебный и академический центр.Напоминаем, что ILS не является поставщиком медицинских услуг, и ни один из наших материалов или услуг не обеспечивает диагностику или лечение определенного состояния или учебной проблемы, которую вы можете увидеть у своего ребенка или ученика. Если вы ищете диагноз или лечение для своего ребенка или ученика, обратитесь к квалифицированному специалисту, который проведет оценку состояния ребенка.

Немногие люди могут устоять перед прикосновением кожи новорожденного или шелковистой поверхности лепестка розы. Наше осязание открывает нам мир и заставляет нас более полно познавать окружающую среду.Когда мы говорим о чувствах, его часто игнорируют, однако ощущение прикосновения важно в нашей повседневной жизни. Люди используют это чувство для сбора информации о нашем окружении и как средство для установления связей между собой. Однако, когда мы думаем о прикосновении, мы обычно не зацикливаемся на важности этого чувства. Прикосновение - это центральный интерфейс между нашим телом и внешним миром.

Когда мы что-то чувствуем, мы собираем несколько информативных сигналов об объектах вокруг нас. Он мягкий или жесткий? Мокрый или сухой? Холодно или жарко? Стабильный или нестабильный? Я уверен, вы заметили, что когда вы хотите узнать, гладко ли что-то, вы проводите кончиками пальцев по объекту.Вы инстинктивно используете кончики пальцев вместо локтя или даже ладони. Это почему? Некоторые участки тела, такие как кончики пальцев и губы, имеют высокую плотность определенных нервных окончаний. Эти специфические нервные окончания, которые находятся на кончиках пальцев и губах, прикрепляются к специализированным клеткам, называемым пачинскими тельцами (отвечающими за ощущение вибрации) и тельцами Мейснера (ответственными за легкое прикосновение). Кончики пальцев наделены большим количеством этих нервов и чрезвычайно чувствительны ко всем тактильным раздражителям.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.