|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задержка в развитии речи у ребенка 3 летЗадержка речевого развития у детей 3 лет – что делать?В современной логопедии под этим понятием имеют ввиду несвоевременное овладение ребенком речевыми средствами. Малыш начинает говорить несколько позже своих сверстников, понимание речи затруднено, а словарный запас отстает от нормы. Если у ребенка вы заметили перечисленные признаки, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. СодержаниеСвернуть В некоторых случаях при задержке речевого развития (ЗРР) может потребоваться помощь других специалистов. Часто данный дефект сопровождается нарушением психического развития. Тогда нужно комплексное воздействие на это речевое нарушение. Краткое описаниеЗРР – это отставание речевого онтогенеза от нормы. Такие дети могут говорить, но их речь значительно отличается от речи сверстников. Логопед ставит этот диагноз в том случае, если у малыша не сформирован нужный объем слов. ЗРР может повлиять на развитие высших психических функций, что приведет к отставанию в общем развитии. Выделяют три периода, когда детская речь развивается активнее:
Согласно последним исследованиям, количество малышей, имеющих ЗРР, стало больше. Чтобы точно определить причину ЗРР необходимо провести комплексное обследование. Причины появления ЗРРЭтиология данного нарушения различна. Поэтому проводят диагностику с участием разных специалистов, чтобы точнее определиться с причинами появления этой патологии. И уже исходя из результатов будет строиться коррекционная работа. Причины могут быть биологического характера и социально-психологические. БиологическиеЭто факторы, которые оказали неблагоприятное влияние на развитие малыша во внутриутробный период, во время родов и в первые годы жизни:
Во внутриутробном периоде происходит формирование всех важных для жизни человека систем, и негативные факторы могут привести к появлению патологий, в том числе и речевых. А в период с двух до трех лет речевые центры головного мозга развиваются наиболее активно, поэтому любое неблагоприятное воздействие на них может привести к отставанию в речевом развитии. Между специалистами ведутся споры о том, влияет ли наследственность на появление речевых нарушений. Некоторые полагают, что если у одного из родителей, или у обоих, были трудности в овладении речью, то у малыша могут быть такие же сложности. Скорее всего, это связано с особенностью формирования и работы речевых центров, одной из причин которых может быть генетическая предрасположенность. Социально-психологическиеОдна из главных причин ЗРР в этой группе – это недостаток общения со взрослыми. Родители и близкие люди часто понимают малыша без слов или если он невнятно говорит. Поэтому у ребенка отсутствует мотивация к использованию речи для коммуникации. Негативно сказаться может и недостаточная эмоциональная составляющая в отношениях родителей и малыша. Недостаток внимания или гиперопека – это также влияет не только на речевое, но и на психическое развитие. Причиной появления дефекта может быть билингвизм – это явление, когда в семье общаются на двух языках. В этом случае малыш еще не в состоянии определить какой язык нужно осваивать в первую очередь и не может запомнить сразу несколько фонетических систем разных языков. СимптоматикаПо каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:
Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами. Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:
При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции. Особенности диагностикиВ случае ЗРР обследование проводит не только логопед, потому что часто данная патология сопровождается задержкой психического развития. Вначале вы идете на прием к педиатру, который посмотрит на общее состояние малыша и направит к нужным специалистам. Затем проводят неврологическое обследование. Это поможет определить состояние речевых центров и наличие или отсутствие минимальной мозговой дисфункции. Отоларинголог проверит состояние слуха, чтобы исключить глухоту и тугоухость. Обследованием речи занимается логопед. Он изучает анамнез, смотрит результаты проверки других специалистов. Логопед исследует состояние артикуляционного аппарата. Обращает внимание, есть ли у малыша потребность в общении, как он коммуницирует с другими людьми. Если диагностика проводится в возрасте до года, логопед смотрит на речевое поведение малыша как в естественной обстановке, так и в искусственно организованной; особое внимание обращает на состояние его вербального развития. Если обследование проводится после года, логопед фиксирует появление первых слов и фразовой речи; оценивает звукопроизносительную сторону. Проверяет словарный запас: соответствует ли он норме, понимает ли малыш обращенную к нему речь. Для оценки психологического и речевого развития логопеды используют специальные методики: Денверский тест психомоторного развития и другие методики для проверки состояния в раннем возрасте. Коррекционная работаОсобенности коррекционной работы зависят от причины появления нарушения. Если оно было вызвано социальными факторами – создают благоприятную для ребенка среду, в которой развивают его коммуникационные умения. У малыша формируют потребность в общении, для этого нужно создавать ситуации успеха и хвалить его за любые достижения. Для проведения логопедических занятий подбирают речевой материал в соответствии с возрастом. Логопед учит малыша взаимодействовать с окружающими при помощи речи, занимается коррекцией звукопроизношения и расширяет его словарный запас. На уроках обязательно используют наглядный материал. Если причиной ЗРР являются патологии головного мозга, необходимо медикаментозное лечение. Его подбирает невролог, и оно обычно включает прием препаратов, повышающих активность работы речевых центров, курс массажа, магнитотерапию и электрорефлексотерапию.
Но у этих процедур имеются противопоказания, поэтому назначать их может только врач. Логопедический массаж направлен на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Иногда назначают курс общего массажа. На индивидуальных логопедических занятиях специалист использует артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Логопед подбирает подходящие дидактические игры, которые расширяют словарный запас малыша и формируют навыки связной речи. План коррекционной работы составляется индивидуально с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Профилактические меры и прогноз коррекцииЗРР – нарушение, хорошо поддающееся коррекции. Если родители вовремя его диагностировали, было проведено комплексное обследование, подобраны нужные методики, то прогноз – благоприятный. К возрасту 5-6 лет речевое развитие ребенка уже достигает нормы. Но это при условии комплексного подхода к лечению и выполнении родителями всех рекомендаций специалистов. Существует ряд профилактических мер, уменьшающих риск появления ЗРР:
Желательно периодически посещать логопеда и других специалистов для контроля за состоянием развития ребенка. Но если ребенок не получил своевременно помощь специалистов, то он может отставать от сверстников не только в речевом плане, но и в интеллектуальном и психическом. Также у него может развиться более сложное речевое нарушение, которое станет причиной проблем в усвоении программы детского сада и школы. ЗРР – это речевое нарушение, которое легко поддается лечению. При вовремя начатой коррекционной работе малыш быстро догоняет своих сверстников и не испытывает затруднений в общении и обучении. причины, симптомы и методы леченияРазвитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке речи ребенка, возможно, потребуется помощь специалистов, если справиться своими силами с проблемой не получается. Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье. Нормы развития речи у ребенкаИзначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей - вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности. Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения. Становление речи в первый год жизниПервый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги. Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления. С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова. Совершенствуется речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого. К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине. Развитие речи от года до трех летС года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный. Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их. После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину. Причины отклоненияПочему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:
Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики. Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше. Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности. Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает. Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость. В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом. Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им. Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь. Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать. Развитие речи детей 3-4 лет: норма и задержкаДо трехлетнего возраста диагноз "задержка речевого развития" (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему. Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы. Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями. Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту. Задержка развития речи у малышей до пяти летПосле 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%. Признаки проблемыКак узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:
Задержка речевого развития - когда нужно бить тревогу?Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи - сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше. Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит. Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи. Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту. Методы терапии и коррекцииМетоды лечения задержки развития речи:
Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация. Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развитияРодителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов:
Каждому родителю следует знать, когда и зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу. Логопеды помогают поставить правильное звуковое произношение, проводят массаж речевой мускулатуры, улучшают дикцию. Дефектологи зачастую работают в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов - устранение проблем в развитии у детей с психическими и (или) физическими недостатками. Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Психологи помогают развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержки в развитии речи. Сурдолог - это врач, помогающий в лечении заболевания слуха. ПрофилактикаЗадержка речевого развития у ребенка 3-5 лет - это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук - рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем. Задержка речевого развития у детей 📌 2-3 лет (ЗРР): почему малыш не разговаривает?В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок. По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годамУсловия нормального развития речевой деятельности у ребенкаДля того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:
В каком случае можно считать, что кроха освоил речь? Об этом свидетельствуют понимание того, что было сказано и умение говорить и формировать все свои мысли в словесной форме. Этапы развития речевых навыковНа протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.
Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек. Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать – вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору. Причины и разновидности задержки речевого развитияНе всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли. Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза. Темповая ЗРРВ случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:
Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально (подробнее в статье: занятия на развитие речи для детей 2-3 лет). Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название “языковой взрыв”. Наиболее часто такой переход случается в летнее время – именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений. Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом. Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого “языкового взрыва” – резкого скачка в развитии речи ребенка (см. также: занятия для развития речи в 3 года)АлалияНазвание алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха. В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты. Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:
ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушенийСамой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков. К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:
Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства. Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятияЗадержка психоречевого развитияВ этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности. Задержка психоречевого развития имеет свои симптомы. Малышам при ней свойственно: Иногда встречается совмещенная патология. Наличие 2 или более дефектов отрицательно влияет на приобретение разговорных навыков. Такие отклонения способствуют взаимному усилению. Лечение ЗРРЗадержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, при этом начинать его следует на ранних сроках. В терапии принимают участие родители и такие специалисты, как невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт. В ситуации, когда отставание незначительно, своевременное лечение будет эффективным и даст прекрасный результат, иначе растет вероятность того, что крохе придется посещать специализированную школу и у него будут сложности в нормальном общении с одногодками. Основные подходы в работе над коррекцией ЗРРСуществует три главных направления в лечении задержки речевого развития:
Вспомогательные методы леченияЗадержка речевого развития у детей 3 лет поддается комплексному лечению, которое включает такие дополнительные методы, как:
Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи. Домашняя терапия при задержке речевого развитияНеотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках – для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками. У многих детей с задержкой речи возникают трудности с тем, чтобы переключиться с движения на движение, им несвойственна ловкость, плохо дается рисование и лепка. Также очень полезно заниматься подвижными играми и играми с речевым сопровождением – они учат ребенка ориентированию в пространстве, ловким и ритмичным движениям со сменой их темпа. В возрасте 3-4 лет кроху можно отвести в один из многочисленных кружков. Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями! Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 летДиагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение! Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи. Как проявляется задержка развития речиВнимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:
Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми. Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет. Причины ЗРРФормирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера. Перечислим основные из них:
Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия. Что делать, если ребенок плохо говорит?Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение. Что поможет при задержке речевого развитияКоррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени. Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло». Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей. Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря. Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома. Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой. Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы! Задержка речевого развития у детей 3 лет (ЗРР): причины, симптомы, диагностика, лечениеЗадержка речевого развития – овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года. Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:
Этапы развития речевых навыковСпециалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек. До годаНачиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.
Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития. От года и старшеПосле первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:
Разновидности задержки речевого развитияДефектологи выделяют следующие виды ЗРР:
ПричиныЭтиология нарушения связывается с двумя группами причин: Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:
Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.
ДиагностикаДиагностика включает в себя следующие обследования:
Лечение и коррекцияЗадержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь Лекарственные препаратыВрачи назначают следующие медикаменты:
Также при зрр могут назначить:
МассажМассаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки. Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики. Коррекционная работаУпражнения и игры будут не менее полезны. Пальчиковые игры и рисование. Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами. Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями. Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине. Аппликации из цветной бумаги или природных материалов. Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов. Кормление птиц – и яркие эмоции, и развитие мелкой моторики. Используйте игровые пособия, которые рекомендует логопед Наталья Кулакова: Полезные советы для родителейПростые рекомендации для узнавания и запоминания новых слов будут действенными как при исправлении дефектов, так и для их профилактики:
Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем. «Задержка речевого развития у детей с 2-3 лет» | Статья по развитию речи:Статья: «Задержка речевого развития у детей с 2-3 лет» Сегодня, несмотря на развитие технологий и прогресс во всем мире все чаще можно увидеть детей дошкольного возраста с 2-3 лет, для которых речь, как средство взаимодействия с другими людьми является не посильной задачей. Анамнез в большинстве случаев связан с задержкой развития речи у дошкольников. Задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном, темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников. Достаточно сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают говорить, и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение! Задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных откликов и сопереживания. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития или ОНР — общее недоразвитие речи. В чем проявляется задержка речевого развития? Формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:
Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми. Причины задержки речевого развития у детей с 2-3 лет
Здесь указаны основные причины задержки речевого развития:
Найти причину, которая приводит к задержке формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия. Что делать, если ребенок плохо говорит? Ребенка должны осмотреть специалисты:
Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение. Чем раньше Вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой. Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее вашего ребенка отвечаете только Вы!
С уважением, воспитатель Кондратюк Марина Александровна. причин, симптомов и методов леченияРазвитие и формирование речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от многих факторов. Необязательно сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении срабатываний сигнализации задержка речи у ребенка может потребоваться помощь специалистов, если вы не можете самостоятельно справиться с проблемой. Каковы признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? А когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье. Нормы речевого развития ребенкаИзначально каждый здоровый ребенок рождается не говорящим. Все общение с родителями происходит через разную интонацию плача. И только со временем и с должной тщательностью происходит формирование и развитие речи, которое состоит из ряда этапов. Каждое из них важно, и, не выполнив одного, ребенок не сможет освоить следующий. Основная задача родителей - вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникнут трудности. Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает ходить. С трех до пяти он учится произносить отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2–3 лет ребенок умеет строить первые простые предложения. С трехлетнего возраста ребенок умеет складывать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать короткие стихи. Формирование речи на первом году жизниПервый год жизни очень важен для правильного процесса развития речи ребенка.В этот период у него активно развиваются мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих компонентов позволяет говорить о здоровье малыша. Услышав чужую речь, он пытается сначала скопировать интонацию говорящего, а потом издавать похожие звуки и слоги. Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки бессознательно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки в пении-песне, выйдя на сцену прогулки.С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, а к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые комбинации. К 9 месяцам ребенок лепет. В этот период у него развивается артикуляция, он старается повторять определенные слова для взрослых. Улучшается речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого. К концу первого года жизни малыш уже способен повторять отдельные слова. Его словарный запас состоит примерно из 10 слов, состоящих из одинаковых слогов.Круг узнаваемых предметов расширился. Узнает по именам близких людей, умеет различать, кто изображен на картинке. Развитие речи от года до трехС года ребенок начинает активно двигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не сказаться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, при этом в обобщенном виде. Пассивная лексика шире, постепенно слова из нее становятся активными.Обобщать их ребенок учится с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами. Через полтора года в речи ребенка появляются первые простые предложения, обычно состоящие из двух-трех слов. Затем малыш выучивает множественное число, и уже к двум годам уже использует падежные формы. Задержка речевого развития у детей от 3 лет диагностируется, если ребенок не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину. Причины отказаПочему у детей задерживается речевое развитие? Причины могут быть разными. Чтобы эффективно исправить проблемы в речи ребенка, необходимо четко обозначить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:
Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается во время беременности женщины, когда формируются все органы, развивается мозг, отвечающий за формирование и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей мамы могут нанести вред не только здоровью малыша, но и развитию его психики.Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка родовой травмы. Именно тогда может наблюдаться задержка речевого развития у детей от 3 лет и старше. Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стрессы, неврозы - все это может сказаться как на развитии детского организма в целом, так и на речи в частности. Проблемы со слухом очень вредны для развития и формирования речи. В этом случае наблюдается задержка речевого развития у детей от 3 лет.Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит или не понимает. Возможно, это просто временное явление, связанное с болезнью, ушной инфекцией или наличием серной пробки. Или это серьезный недуг, например, потеря слуха. В зависимости от степени заболевания назначается правильное лечение отоларинголога. Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется его постоянным контактом со взрослыми.Родители разговаривают со своим ребенком задолго до того, как он научится им отвечать. Они стимулируют работу мозга, положительные эмоции и, следовательно, речь. Замечено, что те дети, которые по каким-то причинам лишены возможности общаться, гораздо позже начинают разговаривать. Развитие речи детей 3-4 года: норма и задержкаДо трехлетнего возраста диагноз «задержка» (ЗРР) очень редок, в большинстве случаев при сопутствующих заболеваниях и при наличии каких-либо причин беспокойство, своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему.Следует подчеркнуть, если ребенок не стремится общаться с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна окружающим: ребенок слишком поспешен и проглатывает некоторые слова, не может отвечать на простые вопросы, не узнает и не может назвать .
норма и задержка. Развивающие игры, детские стихиМногие дети могут говорить уже через 3 года. Иногда их сложно понять, но заметно, что речь постепенно развивается. Четырехлетний ребенок может неплохо говорить, хотя некоторые буквы и слова произносятся с трудом. Однако у некоторых детей наблюдается задержка развития речи. Это правильно? Как помочь ребенку развить речь? Об этом читайте в статье. Знания ребенка через 3-4 годаВ этом возрасте дети уже знают много слов (около 2000).Ребенок старается говорить правильно и четко, как взрослый. Иногда у него не очень хорошо получается. Чтобы повысить уровень речевого развития, необходимо много заниматься с детьми, общаться, играть, рисовать и писать. Развитие речи у ребенка 3–4 лет относительно слабое. Однако чем старше становятся дети, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребенок знает и знает следующее.
Развитие речи у ребенка 3–4 лет особенное и индивидуальное. Некоторые дети знают меньше слов, другие знают больше. Так что это не показатель. Если вы регулярно занимаетесь с ребенком, вы можете добиться хороших результатов. Особенности речевого развития у детей 3-4 летВ этом возрасте многие дети не умеют сочинять сказки и пересказывать увиденное.Им сложно связать предложения, возможны многие ошибки: не только грамматические, словесные, но и в употреблении падежных окончаний. У многих детей этого возраста произношение все еще неправильное. Они нечетко произносят слова, поэтому их трудно понять. Например, звук «р» потомки заменяются на «л», а «ш» - на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, потому что хотят, чтобы их понимали другие. Логопеды говорят, что эти недостатки в развитии речи не страшны, так что поводов для беспокойства нет.Многие специалисты начинают заниматься детьми не ранее 5 лет. Вышеупомянутые недостатки - это особенности речевого развития детей 3-4 лет. Специальной коррекции не нужно, ведь ребенок самостоятельно справляется со своим языковым барьером. Диагностика речевого развитияТрехлетние дети знают и говорят много звуков. С 4 лет ребенок заучивает более сложные буквы - «с», «з» и «ц». Он слышит звуки окружающих детей и при правильном произношении поправляет ребят. Диагностика речевого развития детей 3-4 лет проводится логопедами. Проверяют правильное произношение звуков. Однако при желании родители также могут увидеть все положительные и отрицательные стороны речи своего ребенка и сделать соответствующие выводы. После 3 лет дети хорошо ориентируются в цветовой гамме и четко понимают множественное и единственное число. В этом возрасте дети стремятся как можно больше разговаривать. Они молчат, только когда спят. В возрасте около 4 лет ребенок начинает говорить более осознанно. Родители и учителя должны разговаривать с малышом на равных. Потом он быстро начинает его осваивать, и его словарный запас очень быстро растет. Трехлетние дети стараются не использовать сложные предложения, потому что боятся, что их не поймут. К четырем годам у ребенка исчезает страх, и он говорит более уверенно. Теперь он знает, что слушатели его понимают. У ребенка 3-4 лет необходимо постоянно контролировать развитие речи.Чем старше становятся дети, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения. Методика речевого развития детей 3-4 летНа этом этапе у ребенка расширяется сфера общения, а значит, увеличивается словарный запас. Однако многие буквы и звуки все еще плохо запоминаются и плохо произносятся. Очень важно создать условия, в которых у ребенка 4-5 лет происходит развитие речи. Для этого нужно обращать внимание на шипящие звуки, свист, резкий и мягкий.Как правило, именно с ними у многих детей возникают проблемы. Необходимо обращать внимание не только на произношение букв, но и на слух. Для этого попробуйте говорить по-разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда ставите сказку, обратите внимание на выразительность, голос и соответствующую интонацию. Для работы по воспитанию звуковой культуры речи необходимо обращать внимание на:
В целом программа развития речи для детей 3-4 лет сложная. Произношение звуков ребенку сложно. Старайтесь не ругать его, а только хвалить. При использовании вышеуказанных методов у ребенка 3-4 лет активизируется развитие речи. Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями. Правильное развитие речиКак упоминалось ранее, нет необходимости обращаться к логопеду, пока ребенку не исполнится 5 лет.Родители могут обратить внимание на своего малыша и помочь ему развить речь. Когда вы выходите на улицу, постарайтесь рассказать обо всем, что встречается на вашем пути. Это может быть животное, человек, растение и т.д. Детям интересно абсолютно все. Поэтому они легко запоминают сказанное и пополняют словарный запас. Постарайтесь спросить ребенка о прошедшем дне или просмотренном мультфильме. Ребенок должен научиться пересказывать. Сначала у него получится плохо, но благодаря ежедневным упражнениям через месяц вы увидите положительный результат. Как можно чаще читайте детям стихи, языки и загадки. Не забывайте поиграть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его. Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребенку быстро начать говорить и правильно произносить особо сложные звуки. Стихи для развития речиРебенку нужно уделять внимание, и развитие речи не исключение. Для более быстрого достижения хороших результатов читайте простые и запоминающиеся стишки для детей 3-4 лет. 1. Krakru-kra - выйти со двора. As-as-as - дождь пойдет no .Оценка и лечение ребенка с задержкой речиРечь - это двигательный акт общения путем артикуляции словесного выражения, тогда как язык - это знание системы символов, используемой для межличностного общения.1 В целом считается, что у ребенка задержка речи если речевое развитие ребенка значительно ниже нормы для детей того же возраста. Ребенок с задержкой речи имеет речевое развитие, типичное для нормально развивающегося ребенка младшего хронологического возраста; навыки ребенка с задержкой речи приобретаются в нормальной последовательности, но медленнее, чем обычно.2 Задержка речи издавна была проблемой врачей, ухаживающих за детьми. Обеспокоенность вполне обоснована, поскольку задержку начала речи сопровождает ряд проблем в развитии. Кроме того, задержка речи может иметь значительное влияние на личную, социальную, академическую и, в дальнейшем, профессиональную жизнь. Раннее выявление и соответствующее вмешательство могут смягчить эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит этой инвалидности и улучшить результат. Нормальное развитие речиЧтобы определить, есть ли у ребенка задержка речи, врач должен иметь базовые знания о вехах речи.Нормальная речь проходит стадии воркования, лепета, эхолалии, жаргона, слов и словосочетаний, а также формирования предложений. Нормальный паттерн речевого развития показан в таблице 1.3 Просмотр / распечатка ТАБЛИЦА 1Нормальный паттерн речевого развития
Нормальный паттерн развития речи
ЭпидемиологияТочные цифры, которые документально подтверждают распространенность задержки речи у детей, получить трудно из-за запутанной терминологии, различий в диагностических критериях, недостоверности неподтвержденных родительских наблюдений, отсутствия надежных диагностических процедур и методологические проблемы выборки и поиска данных.Однако можно сказать, что задержка речи - распространенная проблема детства, которой страдают от 3 до 10 процентов детей.4–6 Расстройство в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.5,7 ЭтиологияЗадержка речи может быть проявлением множества нарушений. Причины проблемы перечислены в таблице 2. Просмотр / печать таблицы ТАБЛИЦА 2Причины задержки речи
Причины задержки речи
ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКАУмственная отсталость - наиболее частая причина задержки речи, на которую приходится более 50 процентов случаев.8 Умственно отсталый ребенок демонстрирует глобальную задержку речи, а также задержку слухового восприятия и задержку использования жестов. В целом, чем тяжелее умственная отсталость, тем медленнее усваивается коммуникативная речь. У умственно отсталых детей речевое развитие относительно более задержано, чем в других областях развития. Примерно у 30-40 процентов детей с умственной отсталостью причина умственной отсталости не может быть определена даже после тщательного исследования.9 Известные причины умственной отсталости включают генетические дефекты, внутриутробную инфекцию, плацентарную недостаточность, прием лекарств для матери, травму центральной нервной системы, гипоксию, ядерную желтуху, гипотиреоз, отравление, менингит или энцефалит и нарушения обмена веществ. 9 ПОТЕРЯ СЛУХАЦелый слух в первые несколько лет жизни жизненно важен для развития речи и речи. Потеря слуха на ранней стадии развития может привести к глубокой задержке речи. Потеря слуха может быть кондуктивной или нейросенсорной.Кондуктивная потеря обычно вызывается средним отитом с выпотом.10 Такая потеря слуха носит периодический характер и составляет в среднем от 15 до 20 дБ.11 Некоторые исследования показали, что дети с кондуктивной тугоухостью, связанной с выделением жидкости из среднего уха в течение первых нескольких лет жизни, находятся в риск задержки речи.4,11 Однако не все исследования обнаруживают эту связь.12 Кондуктивная потеря слуха также может быть вызвана пороками развития структур среднего уха и атрезией наружного слухового прохода. Сенсорно-невральная потеря слуха может быть результатом внутриутробной инфекции, ядерной желтухи, ототоксических препаратов, бактериального менингита, гипоксии, внутричерепного кровоизлияния, некоторых синдромов (например,g., синдром Пендреда, синдром Ваарденбурга, синдром Ушера) и хромосомные аномалии (например, синдромы трисомии). Нейросенсорная тугоухость обычно наиболее серьезна на высоких частотах. ЗАДЕРЖКА ЗРЕЛЕНИЯЗадержка созревания (задержка развития речи) составляет значительный процент тех, кто поздно говорит. В этом состоянии происходит задержка созревания центрального неврологического процесса, необходимого для воспроизведения речи. Заболевание чаще встречается у мальчиков, и в семейном анамнезе часто присутствуют «поздно цветущие».13 Однако прогноз для этих детей отличный; у них обычно нормальное речевое развитие к возрасту поступления в школу14. НАРУШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЯЗЫКАДети с расстройством экспрессивной речи (развивающая экспрессивная афазия) не могут развить речевую речь в обычном возрасте. У этих детей нормальный интеллект, нормальный слух, хорошие эмоциональные отношения и нормальная артикуляция. Первичный дефицит - это дисфункция мозга, которая приводит к неспособности переводить идеи в речь.Понимание речи соответствует возрасту ребенка. Эти дети могут использовать жесты, чтобы дополнить свое ограниченное словесное выражение. В то время как у поздно расцветшего ребенка в конечном итоге разовьется нормальная речь, ребенок с расстройством экспрессивной речи не сможет этого сделать без вмешательства.13 Иногда трудно, если не невозможно, отличить в раннем возрасте поздно расцветающего ребенка от ребенка с выразительной речью. беспорядок. Однако задержка созревания является гораздо более частой причиной задержки речи, чем расстройство экспрессивной речи, на которое приходится лишь небольшой процент случаев.Ребенок с расстройством экспрессивной речи подвержен риску нарушения обучения на основе языка (дислексия). Поскольку это нарушение самокорректируется, необходимо активное вмешательство. ДВУЯЗЫЧИЙДвуязычная домашняя среда может вызвать временную задержку в освоении обоих языков. Однако понимание двух языков двуязычным ребенком является нормальным для ребенка того же возраста, и ребенок, как правило, овладевает обоими языками до достижения пятилетнего возраста. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯФизическая депривация (например, бедность, плохие жилищные условия, недоедание) и социальная депривация (например, неадекватная лингвистическая стимуляция, прогулы родителей, эмоциональный стресс, пренебрежение детьми) отрицательно влияют на развитие речи. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, которые живут со своими семьями, похоже, не имеют задержки речи, если они также не подвергаются пренебрежению.15 Поскольку жестокие родители чаще, чем другие родители, игнорируют своих детей и реже используют вербальные средства для общения с ними, дети, подвергшиеся насилию имеют повышенную частоту задержки речи.16 АУТИЗМАутизм - это неврологическое нарушение развития; начало наступает до достижения ребенком 36-месячного возраста. Аутизм характеризуется задержкой и девиантным языковым развитием, неспособностью развивать способность общаться с другими, а также ритуальным и компульсивным поведением, включая стереотипную повторяющуюся двигательную активность. Описаны различные речевые нарушения, такие как эхолалия и смена местоимений. У некоторых аутичных детей речь бывает атонической, деревянной или песенной.Дети с аутизмом, как правило, не поддерживают зрительный контакт, не улыбаются, не реагируют на объятия и не используют жесты для общения. У мальчиков аутизм встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МУТИЗМИзбирательный мутизм - это состояние, при котором дети не говорят, потому что не хотят. Как правило, дети с элективным мутизмом говорят, когда они одни, со своими друзьями, а иногда и с родителями, но они не разговаривают в школе, в общественных местах или с незнакомцами.Заболевание встречается несколько чаще у девочек, чем у мальчиков17. Значительная часть детей с элективным мутизмом также имеет артикуляционный или языковой дефицит. В основе мутизма обычно лежит семейная психопатология. У детей с выборочно немыми обычно проявляются другие симптомы плохой адаптации, такие как плохие отношения со сверстниками или чрезмерная зависимость от родителей. Как правило, эти дети настроены негативистично, застенчиво, робко и замкнуто. Расстройство может сохраняться в течение месяцев или лет. РЕЦЕПТИВНАЯ АФАЗИЯНарушение понимания устной речи является основной проблемой рецептивной афазии; производственные трудности и задержка речи проистекают из этой инвалидности. Дети с рецептивной афазией нормально реагируют на невербальные слуховые раздражители. Их родители часто описывают таких детей как «не слушающих», а не «не слышащих». Речь этих детей не только замедленная, но и разреженная, аграмматическая и нечеткая по артикуляции18. Большинство детей с рецептивной афазией постепенно приобретают собственный язык, понятный только тем, кто с ними знаком. ДЦПЗадержка речи часто встречается у детей с церебральным параличом. Задержка речи чаще всего возникает у людей с атетоидным типом церебрального паралича. Следующие факторы, по отдельности или в сочетании, могут объяснять задержку речи: потеря слуха, нарушение координации или спастичность мышц языка, сопутствующая умственная отсталость или дефект коры головного мозга. .Развитие речи у детей | healthdirectначало содержания2-минутное чтение Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети склонны следовать естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития. Как со временем развивается речь?Младенцы должны узнать, как звучит язык, прежде чем они смогут научиться говорить. Хотя отдельные дети развиваются по-своему, существуют некоторые общие закономерности:
Как родители могут помочь в развитии речи?Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:
Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:
Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect. Последний раз отзыв: февраль 2019 г. .этапов развития речи и языкаКак развиваются речь и язык?Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других. Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее. Каковы основные этапы развития речи и языка?Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что плач принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере роста младенцы начинают понимать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка. Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством. В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не говорить до третьего или четвертого года жизни. Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов. Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессионалом в области здравоохранения, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). . Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, направленных на лучшее понимание развития речевых и языковых расстройств, улучшение диагностических возможностей и более точную настройку более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере того, как дети растут, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных расстройств речи, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи. Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие отчетливой генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть при дислексии, аутизме и расстройствах речи. Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивается», чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, - и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют развитию здорового языка и речи в раннем детстве. На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. Семинар включал в себя серию презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях. Что такое голос, речь и язык?Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом. Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать. Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык. Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта. Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенкаОт рождения до 3 месяцевот 4 до 6 месяцевот 7 месяцев до 1 года1-2 года2–3 годаот 3 до 4 летот 4 до 5 летЭтот контрольный список основан на материале «Как ваш ребенок слышит и разговаривает» ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха. Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка. Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка: Информационный центр NIDCD Публикация NIH № 13-4781 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |