|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Задержка моторного развития у ребенка 1 годаЗадержка моторного развития у детейМоторное развитие ребенка – один из важнейших факторов, свидетельствующих о правильном формировании двигательных навыков и нормальном функционировании опорно-двигательной и нервной системы. Это понятие включает в себя возможность воспринимать, усваивать и использовать различные движения и развивать тем самым двигательную активность. Задержка моторики или моторного развития (ЗМР) может проявиться в любом возрасте, поэтому родителям и педиатрам следует внимательно наблюдать за формированием активной двигательной деятельности малыша. Что обозначает диагноз ЗМРТемповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур. При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма. Моторное развитие в первый год жизни:
Особенности, последствия и риски ЗМРЗадержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем. К факторам риска относят:
Особенности патологииПри определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации. Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой. В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов. Последствия и риски ЗМРЕсли диагноз ЗМР не был выявлен и устранен в раннем возрасте, возникает задержка формирования более сложных моторных навыков. Задержка моторного развития у детей после года сопровождается развитием статико-моторной недостаточности и мозговой дисфункции. Это проявляется нарушением координации, памяти, страдает мелкая моторика, ребенок отстает от сверстников в беге, прыжках, при ходьбе часто падает. Такие дети часто испытывают неуверенность, плохо владеют своим телом, возникает двигательное беспокойство. Им сложно изменить направление движения тела, возникают затруднения при занятиях физкультурой. Отставание в формировании моторной активности оказывает влияние на социальную адаптацию, ребенок чувствует себя неуютно среди сверстников. Причины, которые привели к ЗМР, в дальнейшем способны вызвать ряд серьезных отклонений и заболеваний. Выраженная задержка психомоторного развития может быть следствием ДЦП, в этом случае раннее обращение к невропатологу благоприятно скажется на прогнозе и течении основного заболевания. Темповая задержка речевого и моторного развития, последствия которой проявляются в психофизическом развитии ребенка, эффективно корректируется на ранних сроках. Поэтому при отставании, вызванном перенесенными инфекционными заболеваниями, травмами, нарушением режима питания и активности, необходимо проконсультироваться у педиатра и соблюдать рекомендации по устранению патологического состояния. Диагностика заболеванияВыявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:
При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:
Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.
Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания. Коррекция и лечение задержки моторного развитияТемповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств. Медикаментозное лечениеОсновное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы. В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар). Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом. Немедикаментозное лечениеБольшое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров. Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы. Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке. Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка. Видео029 Задержка моторного развития у детей до годаЗадержка темпов моторного развития или задержка освоения двигательных навыков ребенком до одного года встречается достаточно часто. Опасно ли это для ребенка? К каким последствиям может привести отставание в освоении навыков?Причины задержки моторного развития детейВ подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику. Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей. Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями. Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором - как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:
Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции освоения двигательных навыков. Проявления задержки моторного развитияОсвоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален. Последствия задержки моторного развитияПри задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:
В связи с возможными последствиями задержки моторного развития у детей до года необходимо тщательно следить за освоением ими различных двигательных навыков, начиная с самых простых, связанных с движением в сторону интересующих предметов, заканчивая такими сложными двигательными актами как ходьба. Знание закономерностей развития моторных навыков необходимо не только врачам-педиатрам и неврологам, а так же и самим родителям. Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro Полезное видеоПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ. — 12 ответов на BabyblogЗадержка моторного развития или задержка двигательных функций опорно-двигательной системы малыша - это особенность развития, при которой ребенок не осваивает необходимых навыков, либо приобретение их происходит с серьезным отставанием во времени. Конечно, не стоит бить тревогу, если младенец начинает переворачиваться не в 3, а в 4 месяца. То, во сколько произойдет тот или иной «прорыв» в жизни маленького человека, во многом зависит от наследственности, интенсивности занятий, наконец, строения его тела. Но есть очевидные «отклонения», заметив которые родителям необходимо немедленно проконсультироваться с педиатром. Давайте разберемся, что и в каком возрасте должен уметь делать ваш малыш? Сосательный рефлекс Сосание груди - самый первый и, пожалуй, самый важный навык младенца. По тому, как он это делает, можно многое сказать о самом ребенке, в худшем случае заподозрить что-то неладное. Маму должны насторожить причмокивание или чавканье во время сосания, задержка дыхания, одышка со стоном, срыгивание после каждого кормления в количестве более 2-х чайных ложек, трещины на сосках, частые лактостазы, предпочтение одной груди. Все это - признаки неправильного захвата груди. Помните, что верное обращение ребенка с грудью напрямую влияет на его гармоничное и своевременное развитие. Если малыш захватывает грудь плохо, это обязательно скажется на пищеварении ребенка, прибавке в весе, повышенном газообразовании. А отсюда возникают и «материнские» проблемы: от трещин на сосках до лактостаза. Я за тобой наблюдаю… В возрасте месяца вы уже можете определить еще один немаловажный навык малыша: способность следить за предметом. Обратите внимание на то, как он это делает - долго ли смотрит на него, отводит ли глазки в сторону, отдает ли предпочтение при этом обеим сторонам или только одной? В последнем случае можно говорить о застрявшем шейном позвонке, не позволяющем ребенку полноценно осматривать окружающий мир. Смотреть сверху вниз В 2 месяца кроха начинает удерживать головку, причем, уже не только на животике, но и в вертикальном положении. То есть если малыша взять «столбиком», он свободно сможет крутить головкой по сторонам и не будет ее запрокидывать. Этот навык дает понять, что в шее нет никакого напряжения, ничто не мешает малышу развиваться дальше. Нередко случается, что ребенок «овладевает» этим навыком раньше, где-то в первый месяц жизни. Родители гордятся данным фактом, а зря. Умение подолгу удерживать головку в таком возрасте говорит вовсе не о раннем развитии, а о сильном тонусе мышц шеи и спины, что в свою очередь сопровождается повышением внутричерепного давления, а соответственно, плохим засыпанием и быстрой утомляемостью. Лежать тоже нужно уметь С 2 до 3 месяцев ребеночек должен научиться правильно лежать на животике. «Правильно» означает, что его головка часто находится в вертикальном положении, а значит, он может вращать ею и следить по сторонам. Ручки малыша в этот момент опираются на локотки и предплечья. Ребенок может даже перебирать игрушки, находящиеся прямо перед ним. Такое положение способствует развитию мелкой моторики. А опираясь на предплечья, малыш активирует речевой центр мозга, что в дальнейшем поможет ему правильно, хорошо и вовремя научиться говорить. Очень часто в подобной позе детки поджимают один или сразу оба локотка к животику, либо заводят их за спину. В результате малышам становится трудно удерживать голову, они начинают капризничать. Родители решают, что ребенку неудобно и, вместо того чтобы научить его правильному положению тела, попросту избегают столь важную позу. Дорогие родители, если у вашего ребенка наблюдается дискомфорт при нахождении в позе «на животике», это говорит о наличии блока, либо о напряжении в шее или плечевом поясе. Если его вовремя не устранить, ручкам ребенка будет сложно полноценно развиваться и своевременно осваивать окружающее пространство. Последствия могут заключаться в неовладении самыми простыми навыками, такими, например, как выставление рук вперед во время падения! Полный «переворот» С 3-х до 4-х месяцев большинство детей осваивают переворот со спинки на живот. Правильно это выглядит следующим образом: ребеночек сначала подтягивает ножки к животику, иногда хватая их руками, затем заваливается на бочок, еще больше группируется, ложится на личико и перекатывается на животик. В новом положении он растягивается и с интересом разглядывает все по сторонам. Классические ошибки: некоторые малыши, прежде чем перевернуться, делают толчок пяткой, выпячивают животик вверх и переваливаются им в сторону поворота. Подобное движение усиливает изгиб поясницы, что в свою очередь способно повлиять на будущую осанку и правильную установку ножек. Поворот - это очень сложное упражнение на координацию. Если кроха выполняет его правильно, последующие навыки будут осваиваться им значительно быстрее. Туда-обратно Поворот с живота на спину в норме осуществляется в 5 месяцев. Тут тоже есть свои этапы. Многим деткам очень сложно разобраться с ручками: «куда же их деть, чтобы перевернуться?» Правильный переворот предполагает, что малыш выпрямляет ножку с той стороны, куда хочет повернуться, локоток той же ручки смещает под животик и перекатывается на бочок, а затем на спинку. Иногда ребенок просто собирается в клубок таким образом, что ручки и ножки оказываются собраны под животиком. Из этого положения ему тоже несложно перекатиться на бочок и спину. Если в процессе выполнения этого непростого «упражнения» малыш не знает, куда деть руки, он чаще всего отставляет локоток в бок или пытается завести руку через бок за спину. В результате он сам себе выстраивает препятствие, которое оказывается практически не под силу преодолеть. Подобная ситуация говорит о том, что у крохи есть проблемы со своевременным развитием мышц рук и верхнего грудного отдела, что может негативно сказаться и на освоении последующих навыков. Усвоив оба вида поворотов, малыш может начать перекатываться, таким образом достигая нужных ему предметов - некий аналог ползания. Достигая предметы Настоящее «ползание» начинается в 6 месяцев, хотя подготовку к нему родители могут заметить уже в три месяца от роду. Этот навык приобретается в несколько этапов. Сначала ребенок, лежа на животике, подтягивает под себя ножки и приподнимает попу вверх, при этом личико остается лежать на поверхности. Порой можно наблюдать, как кроха даже проползает на лице какое-то расстояние вперед. Второй этап: малыш, лежа на животике, поднимается на прямых ручках, его грудь отрывается от поверхности, а попа остается лежать. Это немного напоминает отжимание. Первый и второй этапы могут чередоваться. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет соединить их воедино и встать на четвереньки. Если раньше малыш научился неправильно переворачиваться со спины на живот, ему будет очень сложно сгруппировать ручки с ножками. Правильное положение позы «на четвереньках» предполагает, что кроха опирается на коленки и полностью раскрытые ладошки. Раскрытая ладонь напрямую влияет на баланс тела ребенка и, опять же, на развитие мелкой моторики. После того, как малыш научился вставать на четвереньки, он начинает раскачиваться вперед и назад, плюхается, «распадается» и снова начинает все сначала. Когда навык совершенствуется, ребенок добавляет перекрестные шаги. А это в свою очередь развивает симметричную работу обоих полушарий головного мозга. Уровень глаз ребенка становится выше поверхности опоры примерно на 1/3 роста малыша. Благодаря этому в головном мозге начинают активироваться зоны, отвечающие за координацию и пространственное мышление. Некоторые дети ползают по-пластунски. Хотя считается, что это просто один из видов ползания, стоит отметить, что данное положение способствует сохранению рук в кулачках, из-за чего мышцы спинки задействуются больше, чем мышцы животика. В результате усиливается тонус задней группы мышц. Учимся сидеть Многие родители ждут не дождутся, «когда же мой малыш сядет?» Обратите внимание, детки начинают присаживаться из положения «четверенек», а не из положения «лежа на спине». Поэтому если у малыша нет навыка ползания, то сесть ему очень и очень сложно. Чтобы сесть, ребеночек начинает ползти назад, подворачивает одну ножку под попу и садится, либо переворачивается и ползет в другую сторону. Говорить о том, что ребенок сидит или «готов сесть» можно только тогда, когда он отрывает обе ручки от опоры и сидит так 30 секунд и более. Некоторые дети способны сидеть достаточно продолжительное время, если их посадили, но сами не садятся! Чаще они лежат и малоподвижны. Подобная ситуации говорит о том, что ребенку сложно разобраться с координацией собственного тела. С ним необходимо заниматься, развивая в первую очередь навык ползания. Когда ребенок сидит, уровень его глаз уже находится чуть больше ½ роста малыша от поверхности опоры. А значит, крохе необходимо снова осваивать еще незнакомое пространство. В полный рост Примерно к 7-9 месяцам дети созревают для того, чтобы встать у опоры. Если остальные навыки уже хорошо освоены ребенком, он сможет встать достаточно быстро и легко. Предметом гордости родителей становится факт того, что их малыш встает в кроватке. Со стороны этот процесс выглядит следующим образом: ребенка сажают в кроватку и отходят, а кроха берется ручонками за бортик, пяточками упирается в решетку, подтягивается и встает из положения сидя. С точки зрения свободы движения, это не совсем правильно. В такой ситуации у малыша во «вставании» совсем не участвуют ножки. Как правило, эти детки либо совсем не ползают, либо ползают по-пластунски. Техника правильного «вставания» предполагает, что малыш будет подниматься из положения «четверенек». Выглядит это так: малыш подползает к опоре, хватается за нее ручками, переставляет их выше, затем подтягивает ножки и выставляет одну ножку вперед, на стопу. Дальше он перераспределяет вес тела на эту ножку и начинает выпрямляться, подтягивая вторую ножку и ставя ее на стопу. В конце он равномерно распределяет вес на обе ножки - стоит! Такое упражнение подключает мышечные цепи ходьбы: все люди ходят вперед, ставя ноги по очереди прямо перед собой. Усвоив вставание у опоры, малыш начинает присаживаться на «корточки» и вставать обратно, тем самым отрабатывая навык «вставание с места». Тут же ребенок учится перемещаться вдоль опоры приставным шагом. Обратите внимание, что приставной шаг формирует речевые зоны мозга. Подъем! Считается нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев (у недоношенных детей сроки могут быть увеличены до 1 года 6 месяцев). Но перед тем, как пойти, малышу нужно научиться вставать с места. Для этого ему необходимы все предыдущие навыки, приобретенные за прошедшее от рождения время: навык ползания вперед и назад, вставание у опоры, приседание на «корточки» и обратно. Со стороны «вставание с места» в идеале выглядит следующим образом: малыш на «четвереньках» подтягивает одну, а затем вторую ножки, ставит их на стопы, усаживается на «четвереньки», отрывает ручки от поверхности опоры и выпрямляется. Ура, малыш стоит! Отсюда до первых шагов проходит, обычно, совсем немного времени: интерес к познанию мира очень велик, желание добраться до нужного предмета быстро перебарывает страх падения. Ходить тоже нужно правильно К сожалению, многие детки ходят на цыпочках. При таком положении стопы ребенка неравномерно распределяют весовую нагрузку, малышу не хватает достаточной площади опоры. Человеку обязательно необходимо задействовать пятки во время ходьбы. Если этого не происходит, основная нагрузка оказывается на коленных и тазобедренных суставах. Но задние мышечные цепи развиты сильнее. Ребенок сам не сможет справиться с нагрузкой и начнет подстраиваться. В результате, мышцы малыша будут оставаться в том же напряжении, начнут растягиваться и неадекватно выполнять свою функцию. Неправильное осуществление на начальном этапе навыка ходьбы может существенно отразиться на здоровье человека в будущем. Стимулированию ходьбы на цыпочках способствует «ведение» детей за ручку, когда малыш вынужден высоко поднимать руки вверх. В этот момент выключается работа мышечных цепей ходьбы, ребенок тянется за мамой и вынужден подниматься на цыпочки. Для правильного стимулирования навыка ходьбы необходимо, чтобы кроха опирался на ножки, а руки находились у него на уровне груди. Если вам обязательно держать его при этом за руку, наклонитесь так, чтобы ребенку было комфортно и не было необходимости задирать ручки вверх. Звенья одной цепи Двигательная активность очень важна для детей. Она помогает ребенку развиваться гармонично и быть здоровым. Вы можете заметить, что все навыки как части пирамидки: стоит одной детали выпасть, и фигура лишится одного из своих опорных звеньев. Если вы обратили внимание, что ваш малыш что-то делает неправильно или не вовремя, стоит обратиться к специалисту. Из моего опыта общения с родителями скажу, что далеко не все мамы и папы могут адекватно и должным образом оценить способности своего ребенка. Безусловно, каждый малыш индивидуален и развивается согласно своему собственному внутреннему «плану-графику». Но если у него появились проблемы, необходимо разобраться в них их и оказать посильную помощь. Это чем-то сродни косоглазию или плоскостопию - если выявить их в раннем возрасте, то можно обойтись гимнастикой, а вот если запустить, может потребоваться серьезная медицинская помощь! Задержкой моторного развития занимаются детские массажисты и остеопаты. Существуют различные методики работы в данной области. Поскольку причиной задержки моторного развития в большинстве случаев является родовая травма (родовые микросмещения костей черепа и шейных позвонков), моя задача, как остеопата, заключается в обнаружении наиболее важных микросмещений и их устранении. Обычно организм ребенка быстро реагирует на мягкие и безболезненные техники, и застрявшая или зажатая область расслабляется. Как следствие, малыш начинает быстро «догонять» своих сверстников. С высоты своего опыта могу сказать, что дети всегда отвечают «взаимностью»: буквально через 2-3 занятия начинают самостоятельно переворачиваться, учатся правильно ползать или вставать. Ведь этим малышам требуется всего лишь немного направить организм к здоровью и балансу. Вместе с крохой мы активируем мышцы, которые раньше не работали и расслабляем перегруженные. У детей уходят напряжение, утомление и болезненность. На их место приходят расслабление, спокойствие и комфорт. Каждой маме для своего ребенка хочется здоровья, счастья и радости. Но порой для этого необходимо приложить усилия, вовремя распознав опасность и предотвратив ее последствия. Наблюдайте за своим малышом, делайте гимнастику, учитесь основным навыкам. Но если что-то вам покажется странным, не медлите обратиться к специалистам. Здоровья вам и вашим детям! Задержка моторного развития у детей. ЗМР влияет на умственное развитие?Что обозначает диагноз ЗМРТемповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур. При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма. Моторное развитие в первый год жизни:
Виды задержек речевого развития у детейЧтобы сделать обзор всех видов ЗРР, мы предлагаем взять за основу классификацию, предложенную Л.О. Бадаляном ЗРР, возникшие в результате поражения ЦНС – центральной нервной системы Афазии ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями ЦНС Заикание ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата Ринолалия Все остальные ЗРР, возникшие вследствие перинатальных, педагогических прочих проблем Задержка моторного развития ребенкаВ первые месяцы жизни ребенка заметить что-то неладное трудно, хотя тоже возможно. Это могут быть только видимые физические отклонения. Сама задержка моторного развития проявляется у детей позже – в течение первых лет жизни.
Также на конечный результат влияет степень и тяжесть отклонений. Когда можно говорить о существовании у ребенка задержки моторного развития? Когда к определенному времени он не приобретает навыков, которыми уже должен обладать в совершенстве. Именно это и есть время для беспокойства. Задача родителей – не только выявить отклонения, но и своевременно обратиться к врачу. Чем раньше, тем лучше. Так, если к первому месяцу жизни ребенок еще не научился держать голову, это следует расценивать как сигнал к действию. И первое, что должны сделать родители, – сообщить о наблюдении ведущему педиатру или семейному врачу. Также в качестве сигнала можно расценивать неумение малыша сидеть, ползать и ходить. Если к шести месяцам малыш не сел, к девяти не пополз, а к году даже не пытается встать на ножки, это не есть нормально. Кроме того, следует обратить внимание и на то, как кроха берет ложку: если неуверенно, а сверстники тем временем уже вовсю орудуют пищей в тарелках, – срочно обращайтесь к врачу. Как и в любых других ситуациях, когда малыш не может совершать элементарных и доступных остальным действий. Как устанавливается причина ЗРР?Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту
Как лечить ЗРР?Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы: Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать дельфино- или иппотерапию Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями отставанием от сверстников Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее Причины задержки моторного развития детейВ подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику. Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей. Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями. Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором – как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:
Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции освоения двигательных навыков. Проявления задержки моторного развитияОсвоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален. Особенности, последствия и риски ЗМРЗадержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем. К факторам риска относят:
Особенности патологииПри определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации. Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой. В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов. Симптомы задержки моторного развитияЧтобы точно определить наличие отклонений в моторике малыша, необходимо знать определенные симптомы и признаки. Каждая мама должна принимать неотложные меры, если:
Мамам необходимо бить тревогу, если к концу XII месяца малыш не может совершить несколько шагов, в два годика не говорит и 10-ти слов, в три года ребенок часто падает, плохо говорит и не проявляет интереса к играм. Диагностика заболеванияВыявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:
При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:
Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.
Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания. Когда бить тревогу?
Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе. Лечение ЗМРПрограмма лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер. Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог. Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей. В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток. Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности. Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики. Программа лечения ЗМР включает:
Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток. Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами. Медикаментозное лечениеОсновное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы. В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар). Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом. Немедикаментозное лечениеБольшое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров. Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы. Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке. Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка. Профилактика задержки моторного развитияДля предупреждения регрессии заболевания врачи назначают детям курсы лечебной зарядки, массажи и водные процедуры. Назначается физиотерапия и электрофорез. Доктор индивидуально подбирает лучшие методы профилактики, чтобы исключить появление нарушений психомоторного характера в развитии детей. Источники
Задержка моторного развитияЗадержка моторного развития или ЗМР – это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Симптомы синдрома ЗМР проявляются уже в первые месяцы жизни младенца, поэтому заботливые родители должны предельно внимательно следить за физическим состоянием своего малыша. Причины ЗМРРазвитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений. Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа. Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи. Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:
О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев. Главная задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно. Когда бить тревогу?
Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе. Диагностика ЗМРЧем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму. Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога. Лечение ЗМРПрограмма лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер. Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог. Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей. В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток. Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности. Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики. Программа лечения ЗМР включает:
Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток. Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами. Задержка развития ребенка. Какая бывает, что делать?Задержка развития ребенкаЗадержки в развитии у детей – насущная проблема для многих современных родителей Предлагаем Вам рассмотреть метод коррекции с помощью принципов натуропатии Гораздо более информативными будут наблюдения за поведением и отслеживания улучшений и откатов на диете, продуктах пчеловодства и при других терапиях Мы корректируем диету ребенка и добавляем продукцию Тенториум Давайте для начала обозначим и проанализируем каждую разновидность данного недуга. В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек ЗРР – задержка речевого развития ЗПРР – задержка психоречевого развития ЗПР – задержка психического развития ЗМР – задержка моторного развития ЗПМР – задержка психомоторного развития Задержка речевого развития или ЗРРРечь можно считать основой общего развития подрастающего ребенка Это один из ведущих показателей того, что маленький человек адекватно воспринимает окружающий мир и готов взаимодействовать с ним А потому, если у ребенка возникают проблемы с речью – это серьезный повод бить тревогу В каком случае следует обращаться к специалистам для выявления отклонений, а когда все предпринятые меры будут следствием мнительности? Внимательно следите за тем, соответствует ли развитие вашего ребенка установленным нормам Подробно данные нормы описаны в статье сайта Задержка речи у детей И помните: чем раньше вы отследите возможные отклонения, тем проще будет восстановить здоровье ребенка и догнать сверстников Виды задержек речевого развития у детейЧтобы сделать обзор всех видов ЗРР, мы предлагаем взять за основу классификацию, предложенную Л.О. Бадаляном ЗРР, возникшие в результате поражения ЦНС – центральной нервной системы Афазии ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями ЦНС Заикание ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата Ринолалия Все остальные ЗРР, возникшие вследствие перинатальных, педагогических прочих проблем Каковы основные причины ЗРР – задержки речевого развития у детей?В официальных медицинских кругах ЗРР считается довольно сложным недугом, истинные причины которого зачастую остаются невыясненными Среди основных называют следующие Перинатальные патологии Как устанавливается причина ЗРР?Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту Шкала Бейли Как лечить ЗРР?Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать дельфино- или иппотерапию Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями отставанием от сверстников Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее Задержка психоречевого развития – ЗПРРВовремя нескорректированная задержка речевого развития со временем может перерасти в более сложную проблему и стать ЗПРР – задержкой психоречевого развития Дело в том, что речевые отклонения затормаживают нормальное развитие мышления ребенка В отличие от ЗРР, диагностируемой в раннем детском возрасте, задержка психоречевого развития, как правило, устанавливается специалистами у детей, перешагнувших пятилетний рубеж Опасность состоит в том, что мозг человека, как известно, формируется до 8 лет В любом возрасте стоит начать работать над улучшением состояния ребенка Задача родителей таких детей – отслеживать поведение и навыки ребенка, а также выявлять возможные отклонения от нормы Предлагаем вашему вниманию основные симптомы, по которым можно распознать задержку психоречевого развития или аутизм К 4 месяцам у ребенка отсутствует реакция на родителей, их слова и жесты К 9-12 месяцам малыш должен вовсю лопотать, то есть говорить «мама», «баба», «дядя», «гага» и проч К полутора годам симптомом задержки психоречевого развития является отсутствие в лексиконе ребенка простых слов вроде «дай» и «баба» Еще один яркий признак ЗПРР в этом возрасте – неумение жевать или проблемы с пережевыванием пищи Случается, что к двум годам такие дети все же набирают ограниченный запас простейших слов, но не схватывают на лету новые, как это обычно делают здоровые двухлетки К двум с половиной годам ребенок все так же использует слова по отдельности К трем годам дети с задержкой психоречевого развития все еще не понимают, что им говорят, сами толком не говорят, не составляют предложения из слов Также ребенок, страдающий ЗПРР, в любом возрасте Страдает повышенным слюноотделением Более того, У него всегда полуприкрытый рот Само собой, с набором таких качеств этим особенным детям очень сложно выстраивать нормальные отношения со сверстниками и посещать обычные учебные заведения Причины задержки психического и речевого развития – ЗПРРКак правило, причины возникновения и развития отклонений в психоречевом развитии сходны с причинами появления речевых задержек Это болезни, травмы, стрессы, отравления, которым подверглась мама малыша во время беременности Каждому родителю также следует знать, какие заболевания могут повлечь за собой задержку психоречевого характера в развитии ребенка Это Все болезни, связанные с центральной нервной системой Нередко задержка психоречевого развития может перерасти в более серьезную проблему – аутизм Подробно об этой болезни и о ее характерных признаках читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ Как лечить задержку психоречевого развития – ЗПРР?Традиционный подход к лечению психического и речевого развития такой же, как и в случае, когда у ребенка страдает только речь Биомедицинский подход предлагает основной упор в лечении таких детей делать на диету Нам близок именно такой путь До сих пор официальная медицина дает детям с задержкой психоречевого развития инвалидность, считая данный недуг неизлечимым Задержка психического развития у детей – ЗПРДанный недуг характеризуется отставанием в развитии памяти ребенка Как правило, диагноз Задержка психического развития ставится уже подросшему ребенку – в предшкольном или младшем школьном возрасте Почему же возникает задержка в психическом развитии у детей? Причины ЗПРОни почти полностью повторяют те причины, которые способствуют появлению и развитию психоречевых отклонений у детей Чтобы дать вам наиболее полное представление о видах психических задержек в развитии у детей, воспользуемся классификацией Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога ХХ века Лебединская считает, что ЗПР целесообразно разделить на следующие виды Конституциональные задержки психического развития у детей, то есть, те, которые определяются наследственностью Соматогенные ЗПР возникают вследствие недуга, который повлек за собой изменения в работе головного мозга малыша Психогенные отклонения психического характера – результат негативных социально-психологических условий – невнимание родителей, нехватка общения с другими детьми и проч. Церебрально-органические задержки психического развития, как правило, вызваны тяжелыми перинатальными осложнениями (вредными привычками беременной, перенесенными ею вирусными и инфекционными заболеваниями, сильным токсикозом и проч.) Симптомы ЗПР – задержки психического развития По каким признакам можно отличить нормально развивающегося ребенка от того, который отстает в развитии? Как правило, перед самым поступлением в школу эти симптомы уже довольно ярко выражены Ребенок с ЗПР не обладает элементарными навыками, характерными для его возраста Такие дети часто необщительны, замкнуты, практически не общаются с другими ребятами Нередко ребенок, страдающий отставанием в психическом развитии, проявляет агрессию, тревожность, нерешительность При этом следует отличать задержку психического развития от умственной отсталости При таком заболевании процессы, происходящие в организме, считаются необратимыми Дети с симптомами ЗПР способны принимать помощь со стороны Лечение задержки психического развития – ЗПРЭто непростой процесс, но имеющий смысл Медики рекомендуют параллельно давать ребенку лекарственные препараты … Как правильно это делать, мы рассказываем вам в специальной программе восстановления особых детей Задержка моторного развития – ЗМРДанный вид отклонений проявляется уже на первом году жизни ребенка Причины ЗМР – задержки моторного развития Если у маленького человечка двигательный аппарат хорошо развивается, все перечисленное он делает вовремя или даже раньше нормы Их несколько Наследственные факторы Задержка моторного развития: симптомыНиже приведены признаки, по которым можно определить ЗМР в том или ином возрасте К концу первого месяца жизни малыш все еще не держит головку или держит ее меньше положенных 30 секунд К концу второго месяца ребенок не способен поднимать голову на высоту 5 см от горизонтальной опоры К концу третьего месяца малыш все так же не держит головку ни в горизонтальном, ни в вертикальном положении (в норме – в течение одной минуты). Его не интересуют игрушки и собственные ручки К концу четвертого месяца ребенок не пытается приподняться из положения лежа на животе К концу пятого месяца все еще не умеет переворачиваться с живота на спину и при этом до сих пор толком не держит голову К концу шестого месяца малыш не тянется к игрушкам К концу седьмого месяца ребенок с ЗМР не может садиться не то что самостоятельно, но даже при помощи взрослого К концу восьмого месяца малыш не умеет ползать задом К концу девятого-десятого месяцев жизни у ребенка не получается уверенно сидеть, ползать, стоять у опоры Серьезный повод для родителей всестороннее обследовать ребенка с целью выявить задержки моторного развития Если к окончанию первого года жизни малыш не совершает хотя бы двух шагов Три года – это, конечно, уже слишком запущенный случай Как правило, моторные отклонения врачи диагностируют гораздо раньше знаменитая шкала оценки новорожденных Апгар Лечение ЗМР – задержки моторного развитияНередко перечисленные симптомы недуга со временем проходят сами собой Представители официальной медицины при отклонениях в моторном развитии назначают следующий комплекс мер Регулярные курсы массажа Последний пункт легко можно заменить натуральным источником необходимых организму питательных веществ, о котором мы подробно рассказываем в нашей восстановительной программе для особых детей Более того, любое лечение задержки моторного развития будет неэффективным без строгой диеты, так как мозг будут продолжать атаковать токсины, а, следовательно, он будет и дальше разрушаться
Задержка психомоторного развития – ЗПМРЭтот вид отклонения в развитии ребенка определяется двигательными и психическими нарушениями Нередко они могут носить неспецифический доброкачественный характер, то есть, без повреждения головного мозга, и протекать при отсутствии неврологических проблем Те же задержки, которые вызваны повреждением головного мозга и центральной нервной системы, нужно устранять куда более действенными методами Первая степень специфических ЗПМР – преобладают отклонения моторных навыков при небольшой речевой задержке Вторая степень проблем психомоторного характера характеризуется отставанием ребенка по всем указанным навыкам Ребенок с третьей степенью ЗПМР серьезно отстает от своих ровесников – не менее чем на два возрастных интервала Для начала следует установить причину возникновения данной проблемы ЗПМР, как правило, появляется в результате Генетической предрасположенности ребенка к подобным недугам Более подробно обо всех этих причинах мы говорили выше, когда описывали ЗМР – задержки моторного развития детей Не последнюю роль в возникновении и развитии ЗПМР также играет и социальный фактор педагогическая запущенность ребенка О симптомах отставания ребенка в психическом и моторном развитии также было сказано выше Мы разработали особую программу восстановления здоровья, которая базируется на специфической диете и восполнении дефицита в организме ребенка питательных веществ Те недуги, которые официальная медицина признает неизлечимыми, эффективно устраняются теми родителями, которые хотят видеть своего ребенка здоровым Если ваш малыш страдает подобным недугом, напишите нам, и мы вместе будем бороться за его полноценную жизнь! Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум Отказ от ответственности Симптомы, причины, лечение и многое другоеДети достигают вех в развитии в своем собственном темпе, и некоторые из них двигаются быстрее, чем другие. Два брата и сестры в одной семье могут достигать вехи с разной скоростью. Незначительные, временные задержки обычно не являются поводом для беспокойства, но продолжающаяся задержка или множественные задержки в достижении контрольных точек могут быть признаком того, что в дальнейшей жизни могут возникнуть проблемы. Задержка в достижении вех в развитии языка, мышления, социальных или моторных навыков называется задержкой в развитии. Задержка в развитии может быть вызвана множеством факторов, включая наследственность, осложнения во время беременности и преждевременные роды. Причина не всегда известна. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка в развитии, поговорите с его педиатром. Задержка в развитии иногда указывает на основное заболевание, которое могут диагностировать только врачи. После того, как вам поставили диагноз, вы можете запланировать терапию или другие ранние вмешательства, чтобы помочь вашему ребенку прогрессировать и развиваться во взрослой жизни. Мелкая моторика включает небольшие движения, такие как удерживание игрушки или использование мелка. Крупная моторика требует более крупных движений, таких как прыжки, подъем по лестнице или метание мяча. Дети прогрессируют с разной скоростью, но большинство детей могут поднять голову к 3 месяцам, сидеть с некоторой опорой к 6 месяцам и хорошо ходить до своего второго дня рождения. К 5 годам большинство детей могут стоять на одной ноге 10 секунд или дольше и пользоваться вилкой и ложкой. Наличие некоторых из следующих признаков может означать, что у вашего ребенка задержка в развитии определенных мелких или крупных двигательных функций:
Выход за пределы нормы не всегда вызывает беспокойство, но стоит дать оценку вашему ребенку. По данным Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств, наиболее активным временем для изучения речи и языка являются первые 3 года жизни, поскольку мозг развивается и созревает. Процесс изучения языка начинается, когда младенец выражает голод плачем. К 6 месяцам большинство младенцев могут распознавать звуки основного языка. В возрасте от 12 до 15 месяцев младенцы должны уметь произносить два или три простых слова, даже если они непонятны. Большинство малышей могут сказать несколько слов к 18 месяцам. Когда им исполняется 3 года, большинство детей могут говорить короткими предложениями. Задержка речи и языка - это не одно и то же. Для того, чтобы произносить звуки, требуется координация мышц голосового тракта, языка, губ и челюсти. Задержка речи возникает, когда дети не произносят столько слов, сколько ожидается для их возраста. Задержка речевого развития возникает, когда дети плохо понимают, что говорят другие люди, или не могут выразить свои мысли.Язык включает говорение, жесты, жесты и письмо. У маленьких детей бывает трудно отличить задержку речи от языковой задержки. Ребенок, который понимает вещи и может выражать свои потребности (может быть, указывая пальцем или жестами), но не произносит столько слов, сколько должно, может иметь изолированную задержку речи. Плохой слух может вызвать задержку речи и языка, поэтому ваш врач обычно включает проверку слуха во время диагностики. Детей с задержкой речи и языка часто направляют к логопеду. Раннее вмешательство может быть большим подспорьем. Расстройство аутистического спектра (РАС) - это термин, используемый для описания нескольких состояний нервного развития. Аутичные люди могут думать, двигаться, общаться и воспринимать чувства иначе, чем нейротипичные люди. Аутизм обычно диагностируется в раннем детстве и включает заметную задержку языкового и социального развития. Ваш педиатр будет спрашивать о развитии вашего ребенка при каждом посещении лечебного учреждения. Фактически, Американская академия педиатрии рекомендует обследовать всех детей на наличие симптомов аутизма в возрасте 18 и 24 месяцев с использованием стандартных инструментов скрининга. Симптомы иногда очевидны на раннем этапе, но могут быть незаметны, пока ребенок не достигнет 2–3 лет. Признаки и симптомы РАС различаются, но обычно включают задержку речи и языковых навыков, а также проблемы в общении и взаимодействии с другими людьми. Каждый аутичный человек уникален, поэтому симптомы и то, как люди их воспринимают, сильно различаются. Некоторые симптомы включают:
От РАС нет лекарства, но терапии и другие подходы могут помочь дать вашему ребенку дополнительные инструменты для общения, снятия стресса и, в некоторых случаях, для решения повседневных задач . По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, около 17 процентов детей в возрасте от 3 до 17 лет имеют одно или несколько нарушений развития. Большинство нарушений развития возникают до рождения ребенка, но некоторые могут возникнуть после рождения из-за инфекции, травмы или других факторов. Причины задержки развития трудно определить, и этому может быть множество факторов. Некоторые состояния имеют генетическое происхождение, например синдром Дауна. Инфекция или другие осложнения во время беременности и родов, а также преждевременные роды также могут вызывать задержку развития. Задержка в развитии также может быть симптомом других основных заболеваний, в том числе: Помните, что дети развиваются с разной скоростью, поэтому вполне возможно, что то, что вы считаете задержкой, может быть нормальным для вашего ребенка. Однако, если вы обеспокоены, важно, чтобы вашего ребенка оценили профессионалы. Дети школьного возраста, у которых диагностирована задержка в развитии, могут иметь право на получение специальных услуг.Эти услуги различаются в зависимости от потребностей и местоположения. Узнайте у своего врача и в школьном округе, какие услуги вам доступны. Специализированное образование, особенно если его начать рано, может помочь вашему ребенку прогрессировать и добиться большего в школе. Лечение задержки развития зависит от конкретной задержки. Некоторые виды лечения включают физиотерапию для помощи при задержке двигательных навыков, а также поведенческую и образовательную терапию для помощи при РАС и других задержках. В некоторых случаях могут быть прописаны лекарства. Обследование и диагноз у педиатра имеют решающее значение для разработки плана лечения, специально разработанного для вашего ребенка. Многие генетические факторы и факторы окружающей среды влияют на развитие ребенка и могут вызывать задержки. Даже женщины, у которых беременность была здоровой и у которых был надлежащий уход во время и после беременности, могут быть дети с задержкой в развитии. Хотя причины задержек трудно определить, существует множество способов лечения и поддержки, которые могут помочь. Чем раньше вы диагностируете задержку, тем лучше будет для вашего ребенка развиваться во взрослой жизни. .важных вех: ваш ребенок к одному годуТо, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует и двигается, дает важные подсказки о развитии вашего ребенка. Вехи развития - это то, что большинство детей могут сделать к определенному возрасту. Проверьте вехи, которых ваш ребенок достиг к концу 1 года, заполнив контрольный список с помощью бесплатного мобильного приложения CDC Milestone Tracker , для устройств с внешним значком iOS и Android-значком или распечатав значок pdf контрольного списка [300 КБ, 2 страницы, Только печать] ниже.Возьмите с собой контрольный список и при каждом посещении говорите с врачом вашего ребенка о том, каких вех достиг ваш ребенок и чего ожидать дальше. Чем занимается большинство детей к этому возрасту:Социально-эмоциональноеЯзык / СвязьКогнитивные (обучение, мышление, решение проблем)
Движение / физическое развитие
Любимые вещиЭтот элемент содержит более одного изображения.Прокрутите вниз, чтобы просмотреть все изображения. .младенцев (0–1 год) | CDC Информация для родителей CDC (дети от 4 до 11 лет) Информация о здоровом весе CDC. Основы физической активности молодежи CDC KidsQuest БАМ! Body and Mind Выберите мою тарелку - значок Kidsexternal. HealthyChildren.orgexternal icon Just in Time Parentingexternal icon (JITP) Let's Move-Kidsexternal icon Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA) StopBullying.govexternal icon Приложение "KnowBullying" SAMHSAxternal icon Teens Healthexternal icon Основы развития ребенка | CDCЗдоровое развитиеПервые годы жизни ребенка очень важны для его здоровья и развития. Здоровое развитие означает, что дети всех способностей, включая детей с особыми потребностями в уходе, могут расти там, где их социальные, эмоциональные и образовательные потребности удовлетворяются. Очень важно иметь безопасный и любящий дом и проводить время с семьей играть, петь, читать и разговаривать. Правильное питание, упражнения и сон также могут иметь большое значение. Эффективные методы воспитания детейВоспитание принимает разные формы. Тем не менее, некоторые позитивные методы воспитания хорошо работают в разных семьях и в разных условиях, когда они обеспечивают заботу, необходимую детям, чтобы быть счастливыми и здоровыми, а также расти и развиваться. В недавнем отчете были рассмотрены доказательства в научных публикациях в отношении того, что работает, и выявлены следующие ключевые способы, которыми родители могут поддержать здоровое развитие своего ребенка:
Родители, которые используют эти методы, могут помочь своему ребенку оставаться здоровым, быть в безопасности и добиться успеха во многих областях - эмоциональных, поведенческих, когнитивных и социальных.Подробнее об отчете здесь. Положительных советов для родителейПолучите советы по воспитанию, здоровью и безопасности детей от рождения до 17 лет Основные этапы развитияТакие навыки, как сделать первый шаг, впервые улыбнуться и помахать рукой «до свидания», называются этапами развития. Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, ползут и ходят). Дети развиваются в своем собственном темпе, поэтому невозможно точно сказать, когда ребенок выучит определенный навык.Однако этапы развития дают общее представление об изменениях, которых следует ожидать по мере взросления ребенка. Как родитель, вы лучше всех знаете своего ребенка. Если ваш ребенок не достигает вех для своего возраста или если вы думаете, что у него могут быть проблемы с развитием, поговорите с врачом вашего ребенка и поделитесь своими опасениями. Не жди. Вехи дети должны достигать от рождения до 5 лет Узнайте больше о вехах и советах для родителей от Национального института здоровья: Мониторинг развития и скринингРодители, бабушки и дедушки, воспитатели детей младшего возраста и другие лица, обеспечивающие уход, могут участвовать в мониторинге развития , который наблюдает за тем, как ваш ребенок растет и меняется с течением времени, и соответствует ли ваш ребенок типичным этапам развития в игре, обучении, разговоре, поведении и движении. . Скрининг развития позволяет более внимательно изучить, как развивается ваш ребенок. Пропущенный этап может быть признаком проблемы, поэтому, когда вы ведете ребенка на осмотр, врач, медсестра или другой специалист могут провести вашему ребенку краткий тест, или вы заполните анкету о своем ребенке. Если инструмент скрининга выявляет проблемную область, может потребоваться формальная оценка развития , когда квалифицированный специалист глубоко исследует развитие ребенка. Если у ребенка задержка в развитии, важно как можно скорее получить помощь. Если задержка в развитии не обнаруживается на ранней стадии, дети должны ждать, чтобы получить помощь, в которой они нуждаются, чтобы преуспеть в социальных и образовательных условиях. Подробнее о мониторинге развития и скрининге Если вас это беспокоитЕсли ваш ребенок не достигает вех для своего возраста или вы обеспокоены его развитием, поговорите с врачом вашего ребенка и поделитесь своими опасениями.Не ждите! Подробнее о том, что делать, если вы обеспокоены .Развитие моторики у детей до 5 лет теперь можно надежно проверить - ScienceDailyРазвитие моторики у детей до пяти лет теперь можно надежно проверить: вместе с коллегами из Лозанны исследователи из Университетской детской больницы Цюриха и Университета Цюриха определили нормативные данные для различных упражнений, таких как прыжки или бег. Это позволяет родителям и экспертам впервые объективно оценить двигательные навыки маленьких детей и, таким образом, выявить аномалии на ранней стадии. Мой ребенок все еще не может стоять на одной ноге или спускаться по лестнице попеременно, в то время как все остальные дети уже могут. Нормальны ли моторные навыки моего ребенка или ему нужна терапия? Родители детей дошкольного возраста часто задают подобные вопросы, а эксперты задаются вопросом, с какого возраста ребенок действительно должен уметь выполнять определенные двигательные задачи. До сих пор отсутствовали надежные данные, описывающие возраст, с которого дети могут стоять на одной ноге, прыгать на одной ноге, подниматься по лестнице или бегать.Такие стандарты отсутствовали, поскольку предполагалось, что двигательные способности детей в возрасте до пяти лет нельзя надежно измерить. Однако для детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет существует инструмент под названием Цюрихская оценка моторики, созданный Ремо Ларго и его командой в Университетской детской больнице Цюриха в 2001 году. Эта процедура тестирования используется многими экспертами для проверки нейромоторных навыков у детей школьный возраст. Новые тесты для детей раннего возраста Нейрофизиолог Таня Какебеке и педиатр Оскар Дженни из Университетской детской больницы Цюриха расширили этот тест, упростили его для детей дошкольного возраста от трех до пяти лет и собрали нормативные данные для этой возрастной группы.Тест содержит упражнения на грубую и мелкую моторику, а также дополнительные задания, в которых дети должны бегать, прыгать, подниматься по лестнице и балансировать. Тесты, описанные в их исследовании, показывают, что дети дошкольного возраста еще не могут выполнять определенные задачи, такие как прыжки или стояние на одной ноге дольше двух секунд. «Дети развивают эти навыки в возрасте от трех до пяти лет, но очень быстро, и они могут это сделать в возрасте пяти лет», - объясняет Какебике. В возрасте трех лет только сорок процентов детей могли кратковременно стоять на одной ноге.В пять лет все могли. Как только ребенок смог выполнить задание и его или ее производительность была измерима, его классифицировали по пятибалльной шкале. Например, лучший результат был таким: ребенок может стоять на одной ноге - правой и левой - более пяти секунд. Нормативные данные затем были разработаны на основе доли детей, которые могут выполнять какой-либо навык, и фактических показателей этих детей. Имея нормативные данные, нарушения моторного развития теперь можно диагностировать на ранней стадии и начинать лечебные мероприятия. История Источник: Материалы предоставлены Цюрихским университетом . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине. .малышей (1-2 года) | CDC Информация для родителей CDC (подростки 12–19) Информация о здоровом весе CDC. Рекомендации CDC по физической активности для молодежи Профилактика беременности для подростков CDC. БАМ! Body and Mind Информация CDC о здоровье молодежи лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров Американская академия детской и подростковой психиатрииexternal icon Выберите мою тарелку внешний значок HealthyChildren.orgexternal icon Just in Time Parentingexternal icon (JITP) Let's Move-Kidsexternal icon Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA) Национальный институт психического здоровьяtheexternal icon StopBullying.goveвнешний значок Приложение "KnowBullying" SAMHSAxternal icon Управление служб психического здоровья и наркозависимости (SAMHSA) external icon Teens Healthexternal icon |
|||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |