|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Высказывание о воспитании детей ушинскогоЦитаты и высказывания К. Д. Ушинского о воспитании детей1 Апрель 2014 admin Главная страница » Педагогика » Опыт великих Просмотров: 4804Великий педагог посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского, выражено в его научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике. Высказывания К. Д. Ушинского о самовоспитании
Цитаты о методах и средствах воспитания
Цели и задачи воспитания
Высказывания о воспитании и педагогике
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Мысли К. Д. Ушинского о воспитании
Великий педагог посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского, выражено в его научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике. Высказывания К. Д. Ушинского о самовоспитании
Цитаты о методах и средствах воспитания
Цели и задачи воспитания
Высказывания о воспитании и педагогике
Ушинский о воспитании детей | Азбука воспитанияК.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания. Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов. Идея народности воспитания. Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. “Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”, — писал Ушинский. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. По мнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык “есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их”, К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. “Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания”. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять “предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты”. Ушинский много работал, над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Высказывания Ушинского о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусских народов, за развитие национальной культуры. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: “Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка”. Поэтому вся воспитательно-познавательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке. Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове. “Язык, — писал Ушинский, — не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив — органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее”. Главное в развитии речи детей — развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли. “Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно”. К.Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо, — писал он, — чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”. В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Большое значение в первоначальном обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка. Основы теории дошкольного воспитания К.Д. Ушинский дал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. Во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их “сидячими занятиями” и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности. К.Д. Ушинский считал, что преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучение обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться. Ушинский различал, во-первых, методическое, систематическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей, “предшествующие книжному учению”, и правила учения и развития до приобретения детьми грамотности; не учебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов). Высказывания К.Д. Ушинского о взаимоотношении подготовительного учения и методического обучения детей, о характере и особенностях подготовительного учения в дошкольном возрасте явились ценным вкладом в русскую педагогику. Они помогали точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада как подготовительного заведения к школе, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы, творческий характер деятельности воспитательницы при обучении детей. Ушинский предъявлял высокие требования к личности детской “садовницы”; он представлял ее “обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. В основе теории дошкольного воспитания К.Д. Ушинского также положен принцип народности. Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности. Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но Ушинский правильно указывал что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла”. Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”. К.Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал Ушинский: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений”. К.Д. Ушинский, в отличии от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: “Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля”. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться. К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он. Этот завет Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания. Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии…- писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом”. “Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось”. Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками. Одни из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. К.Д. Ушинский придавал важное значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей. Он говорил, что привычки укореняются повторением какого-нибудь действия; что нельзя торопиться при укоренении привычек, ибо закреплять сразу много привычек — значит заглушать один навык другим; что следует как можно чаще использовать приобретенные ценные привычки. Ушинский доказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, как пример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей. Чтобы искоренить какую-нибудь привычку, надо употреблять одновременно два средства: 1) по возможности удалять всякий повод к действиям, происходящим от вредной привычки; 2) в то же время направлять деятельность детей в другую сторону. При искоренении дурной привычки надо вникнуть, отчего она появилась, и действовать против причины, а не против ее последствий. В деле воспитания детей дошкольного возраста К.Д. Ушинский видное место отводил природе – “одному из могущественных агентов в воспитании человека”. Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды. Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. “Украшайте, — говорил Ушинский, — комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку”. Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив. Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование. Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д.Ушинским в “Родном слове”, служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. О семейном воспитании. Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. “Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, — писал Ушинский, — приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, — право на правильное и доброе воспитание”. Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей. Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, “вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель — провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии”. Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие “Родное слово” (год I) и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8- 10-летнего возраста. Автор: Амосова В.Н. Источник: http://mdou36-nsk.ucoz.ru/ Цитаты УшинскогоПодготовил: Дмитрий Сироткин Представляю вам подборку цитат педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1823 — 1871). Он заслуженно считается основоположником научной педагогики в России. Цитаты сведены по темам: воспитание, труд, воспитатель, педагогика, человеческие проявления, характер, знания, задачи воспитания, родители и дети, язык, страх, обучение, любовь, педагогическая литература, книги и чтение, душа, гнев, личность, гимнастика, люди, цель жизни, дурные привычки, счастье. О воспитанииВоспитание — величайший вопрос человеческого духа. Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. Самая важная часть воспитания — образование характера. Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины. Детским чувством, точно так же как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. О трудеЧеловек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства. Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а ,вместе с тем и нравственности, и счастья. Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного. Кстати, цитаты о работе О воспитателеВоспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей. Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей. Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей. Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться. Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни. О педагогикеПедагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека. До сих пор педагогика больше думает о том, как учить... чем о том, для чего учиться... При выборе предметов ученья везде еще следуют рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моде.. Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать... Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым. О человеческих проявленияхБыть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле. Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю. Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний. Властолюбие, вытекающее из стремления наслаждаться почетом и всеми атрибутами власти, люди презирают. О характереТеоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер. Сила характера, независимо от его содержания, — сокровище ничем не заменимое. Она почерпывается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание человеческого достоинства. Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствия, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя и глубокое русло. Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело. О знанияхГолова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. О задачах воспитанияОсновной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания. Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности. О родителях и детяхБез хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине. Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Кстати, цитаты о детях О языкеЯзык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Язык – не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив — органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее. Родной язык — предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты. О страхеСтрах — это самое угнетающее из человеческих чувствований. Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство. Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху. Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке. Об обученииСамостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения. Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу. О любвиВ любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и смелость, и даже гнев и ненависть. Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград. Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим. Кстати, цитаты о любви О педагогической литературеПедагогическая литература, живая, современная и обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания. Педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основании которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания. О книгах и чтенииЧитать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело. Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли. Кстати, цитаты о книгах О душеВечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания. Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других. Кстати, цитаты о душе О гневеСостояние бестолкового, необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты или нежности. Под влиянием гнева мы возводим такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту. О личностиТолько личность может действовать на развитие и определение личности. Только характер может образовать характер. В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания. О гимнастикеПрактика показывает, что гимнастика, специализируя так или иначе произвольные движения человека, излечивает множество застарелых болезней. Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. О людяхТолько человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек. Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий. Кстати, цитаты о людях О цели в жизниЦель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Кстати, цитаты о смысле жизни ицитаты о цели О дурных привычкахСколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек. Пьяному и на светлой улице темно. О счастьеПраво на счастье составляет самое неотъемлемое право человека. Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. Кстати, цитаты о счастье
Как это нередко бывает с выдающимися учеными и мыслителями, многие педагогические идеи Ушинского до сих пор не реализованы на практике. Идеи демократичного и осмысленного обучения и воспитания в школе и сейчас воспринимаются как привлекательные, но труднореализуемые задачи. Цитаты про Ушинского
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже. Комментарии также всячески приветствуются! Афоризмы и цитаты Константина УшинскогоКонстантин Дмитриевич Ушинский - русский педагог-классик XIX века. Именно он заложил научные основы отечественной педагогики. Человек широкого спектра интересов, Ушинский имел прогрессивные взгляды демократической направленности, и это стоило ему немалых проблем на службе. Педагогическую деятельность начал в Сиротском институте в Гатчине, позднее преподавал в других учебных заведениях и редактировал журнал Министерства народного просвещения. Важнейшим направлением работы считал воспитание честности и чувства товарищества. Ниже приведены некоторые афоризмы и цитаты Константина Ушинского. «Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека» «Пьяному и на светлой улице темно» «Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство» «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения» «Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания» «Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке» «Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху» «Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело» «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности… не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю» «Самая важная часть воспитания — образование характера» «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение» «Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы» «Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его» «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто» «Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу» «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он» «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» «Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий» «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» «Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения» «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию» «Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других» «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель» «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его» «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека» «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас» «Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей» «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного» «Состояние бестолкового необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты и нежности» «Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства» «Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний» «Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине» Источник: http://www.detskiysad.ru/aforizm/citaty_ushinskiy.html Копилка педагогической мудрости | Образовательная социальная сеть
Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство. Им владел К.Д.Ушинский и у него есть чему поучиться. В помощь современному поколению учителей великий педагог оставил научные труды, методические разработки, учебники и, конечно, мудрые афоризмы. Высказывания и мысли К.Д. Ушинского о педагогическом мастерстве.
О требованиях к педагогу. Педагогом может быть тот: «кто имеет целостность, беззаветную искренность души»; «кто не торгуется с самим собой»; «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души». · Педагог должен понимать душу (ребенка) во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике. · В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания. · Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Вот почему и в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя».
Л.Н.Толстой о педагогическом мастерстве и воспитании
Макаренко А.С.о педагогическом мастерстве и воспитании.
Сухомлинский В.А о педагогическом мастерстве и воспитании. «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» — это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям».
К.Д. УШИНСКИЙ ВЕЛИКИЙ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГРаздел II: К.Д. УШИНСКИЙ ВЕЛИКИЙ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ : Словарь терминов : : ТестПеред чтением текста сконцентрируйтесь на следующих моментах.
К.Д. Ушинский был в полном смысле слова основоположником Российская начальная школа и педагогическая подготовка учителей. Его вклад в российское образование был огромен. Ушинских педагогические идеи во многом опередили свое время и были реализовано только после его смерти. Его работы не только историческая ценность сегодня, но очень помогает курс действительно народное образование, которое было мечтой всей жизни выдающийся педагог, патриот и гражданин. Ушинский родился в 1834 году в Черниговской губернии в семья зажиточного помещика. Он очень рано научился учиться самостоятельно и после отличной успеваемости в гимназии, Ушинский поступил в Московский университет в 16 лет. окончил университет с отличием в 20 лет старый. Через два года, несмотря на молодость, Ушинского назначили. Профессор правоведения Демидовского лицея в Ярославле.Его лекции имели немедленный успех, поскольку они основывались на его уже немалая эрудиция. Именно тогда Ушинский начал критиковал существующую систему образования в России и был Министерством образования запрещено преподавать даже в начальной школе. школа. В 1855 году многие учителя, потерявшие работу раньше, могли найти работу. очередной раз. В 1859 году Ушинский был назначен инспектором Смольного института. В Санкт-Петербурге. В 1860 году Ушинский стал редактором Журнала Минобразования и за два года полностью изменил персонаж.Под его редакцией все внимание было сосредоточено на реальных проблемы обучения, теории педагогики и психологии, счета образовательной деятельности и критика актуальных педагогических литература. Имя Ушинских стало широко известно по всей России и к концу трехлетней работы там он уже был известен как один из ведущих учителей и проводников образовательных движение в России. Ушинский интересовался не только русскими делами, но и набожный патриот.Один из основных принципов его педагогического система - это привитие чувства патриотизма молодым люди. В своих ранних статьях он высказывал эту точку зрения и никогда изменил свою основную концепцию, что образование должно основываться на патриотизм. Ушинский считал, что лучше всего это можно сделать с помощью помощь родного языка, преподаваемого в школе. Родное Слово Word) была одной из самых известных его работ. Ушинский считал, что образование должно быть посвящено прежде всего формирование характера.По словам Ушинского, жизнь без серьезная работа не может быть ни достойной, ни счастливой. Ушинский подчеркнул личное влияние учителя как воспитательной силы. Ушинского интересовали зарубежные образовательные системы. Он сделал поездки в Германию, Швейцарию, Францию, Италию и Бельгию для наблюдения школьная организация есть. Он проанализировал достоинства и недостатки зарубежных системы образования, сравнивая их с реальными условиями в России. Вернувшись в Россию из-за границы в 1867 г., Ушинский посвятил энергии св.Петербургское педагогическое общество. Он путешествовал, читал лекции, проводил конференции и продолжал исследовательскую работу. : Словарь примечания : : Тест , 14.05.2007 . Что говорит Библия о воспитании детей?Вопрос: «Что Библия говорит о воспитании детей?»Ответ: Бог создал семью. Его замысел заключался в том, чтобы мужчина и женщина женились на всю жизнь и растили детей, чтобы знать и уважать Его (Марка 10: 9; Малахия 2:15). Усыновление - это тоже идея Бога, и Он моделирует это, усыновляя нас как Своих детей (Римлянам 8:15, 23; Ефесянам 1: 5). Независимо от того, каким образом они попадают в семью, дети - это дар от Бога, и Он заботится о том, как они растут (Псалом 127: 3; Псалом 34:11; Притчи 23: 13–14).Когда Бог дает нам дары, Он также дает четкие инструкции по их использованию.Когда Бог вывел израильтян из рабства, Он повелел им научить своих детей всему, что Он сделал для них (Второзаконие 6: 6–7; 11:19). Он желал, чтобы грядущие поколения продолжали соблюдать все Его заповеди. Когда одному поколению не удается привить следующему поколению законы Бога, общество быстро приходит в упадок. На родителях лежит не только ответственность перед своими детьми, но и поручение от Бога привнести Его ценности и истину в их жизнь. Некоторые места в Священном Писании дают родителям конкретные инструкции о том, как воспитывать своих детей. В Ефесянам 6: 4 говорится: «Отцы! Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господа». Родители могут вызвать гнев своих детей несколькими способами. Некоторые родители устанавливают невыполнимые стандарты, так что ребенок отчаялся когда-либо их достичь. Некоторые родители дразнят, высмеивают или унижают своих детей в качестве наказания, которое только вызывает у них гнев.Непоследовательность также может спровоцировать гнев, поскольку ребенок никогда не уверен в последствиях своих действий. Лицемерие вызывает у детей гнев, когда родители требуют от детей поведения, которое родители не выбирают сами. «Воспитывать их в дисциплине и наставлении Господа» означает, что родители должны воспитывать своих детей так, как Бог учит нас. Как Отец, Бог «медлен на гнев» (Числа 14:18; Псалом 145: 8), терпелив (Псалом 86:15) и прощающий (Даниил 9: 9). Его дисциплина предназначена для того, чтобы привести нас к покаянию (Евреям 12: 6–11).Его наставления находятся в Его Слове (Иоанна 17:17; Псалом 118: 97), и Он желает, чтобы родители наполняли свои дома Его истиной (Второзаконие 6: 6-7). Он также дисциплинирует Своих детей (Притчи 3:11; Евреям 12: 5) и ожидает того же от земных родителей (Притчи 23:13). Псалом 94:12 говорит: «Благословен тот, кого ты наказываешь, Господь, тот, кого ты учишь по закону Твоему». Слово дисциплина происходит от корня слова ученик . Дисциплинировать кого-то - значит сделать из него ученика.Божья дисциплина предназначена для того, чтобы «сообразовать нас по образу Христа» (Римлянам 8:29). Родители могут делать учеников своих детей, прививая им ценности и уроки жизни, которые они усвоили. Когда родители ведут благочестивую жизнь и принимают решения, контролируемые Духом (Галатам 5:16, 25), они могут побуждать своих детей следовать их примеру. Правильное и последовательное наказание приносит «урожай праведности» (Евреям 12:11). Отсутствие дисциплины приводит к бесчестию как родителей, так и детей (Притчи 10: 1).В Притчах 15:32 говорится, что тот, кто игнорирует наказание, «презирает себя». Господь осудил священника Илию за то, что он позволил своим сыновьям бесчестить Господа и «не удержал их» (1 Царств 3:13). Дети - это «наследие от Господа» (Псалом 127: 3). Он помещает их в семьи и дает родителям указания, как их следует воспитывать. Цель хорошего воспитания - воспитывать мудрых детей, которые знают и чтят Бога своей жизнью. Притчи 23:24 показывают конечный результат воспитания детей в соответствии с планом Бога: «Отец благочестивых детей имеет повод для радости.Какое удовольствие иметь мудрых детей »(NLT). .Воспитание детей с характером: 10 принципов1. Сделайте развитие персонажа приоритетным Одна из моих студенток, размышляя о развитии своего характера, написала: «Я была единственным ребенком, и мои родители большую часть времени позволяли мне действовать по-своему. Я знаю, что они хотели показать, как сильно они меня любят, но я всю жизнь боролась с эгоизмом ". Нам нужно рассматривать наших детей как будущих взрослых.Каким характером мы хотим, чтобы они обладали взрослыми мужчинами и женщинами? Будут ли они великодушными и ответственными взрослыми? Смогут ли они стать любящими мужьями и женами, способными матерями и отцами? Как наш подход к воспитанию детей может повлиять на эти результаты? 2. Будьте авторитетным материнским предприятием Родители должны четко осознавать свой моральный авторитет - свое право на уважение и подчинение. Психолог Диана Баумринд определила три стиля воспитания детей: авторитарный, авторитарный, и разрешительный .Авторитарные родители используют много команд и угроз, но мало аргументов. Снисходительные родители высоко ценят привязанность, но не обладают авторитетом. В отличие от них авторитетные родители высоко ценят авторитет, рассудительность, справедливость и любовь. Авторитетный родитель «объясняет причины требований, поощряет взаимные уступки, устанавливает стандарты и строго придерживается их, но не считает себя непогрешимым». Баумринд считает, что в любом возрасте у наиболее уверенных в себе и социально ответственных детей есть авторитетные родители. Чтобы установить авторитетный стиль воспитания, у нас должна быть политика нулевой терпимости к неуважительной речи и поведению. Когда дети неуважительно разговаривают, им нужна немедленная корректирующая обратная связь («Какой у вас тон голоса?», «Вам не разрешается говорить со мной таким образом, даже если вы расстроены»). Позволение нашим детям говорить с нами неуважительно быстро подорвет их уважение к нашему моральному авторитету, нашим правилам, нашему примеру и нашему учению. 3.Люблю детей Когда дети чувствуют себя любимыми, они привязываются к нам. Эта привязанность делает их восприимчивыми к нашему руководству. Один на один раз. Нам нужно эмоционально интимное время, чтобы поддерживать крепкие и развивающиеся отношения. Чтобы защитить детей один на один, мы должны это спланировать. Я знаю директора школы, отца четверых детей, который может указать вам в своей записной книжке, с каким ребенком он проведет следующую субботу днем. «Если бы я не назначил это время, - говорит он, - этого бы не случилось.« Любовь как общение . Хорошее общение не происходит автоматически. Нам часто нужно делать что-то преднамеренное, чтобы вызвать значимый обмен мыслями и опытом. Когда нашему старшему сыну Марку было 13 лет, я был разочарован тем фактом, что наши разговоры обычно состояли из того, что я задавал вопросы и давал односложные ответы. («Как прошла школа?» «Прекрасно». «Как прошла игра?» «Отлично».) Однажды в раздражении я сказал: «Было бы здорово, если бы вы задали мне вопрос.« Он сказал: «Хорошо, папа, как твои курсы в этом семестре?» Это был первый раз, когда я говорил с ним о моем обучении. После этого, даже если бы у нас было всего пять минут в машине, мы задавали бы «вопросы вперед-назад»: я бы задавал ему один (например, «Что было лучшей и худшей частью вашего дня? "), он задавал мне один (часто тот же вопрос) и так далее. Это стало семейной традицией. Любовь как жертва . Каждый год около миллиона детей видят развод родителей.Браки рушатся по многим причинам, включая насилие, алкоголизм и неверность. В книге исследователя Джудит Валлерстайн « Неожиданное наследие развода » (2000) документируются зачастую длительные последствия распада семьи как для детей, так и для взрослых. Получив такие свидетельства, консультанты по вопросам светского и религиозного брака теперь призывают супружеские пары, испытывающие проблемы, сделать все возможное, чтобы попытаться спасти свой брак. 4. Обучение на примере Обучение на собственном примере выходит за рамки любви и уважения к нашим детям.Это связано с тем, как мы относимся друг к другу как к супругам, и как мы относимся и говорим о других вне семьи - родственниках, друзьях, соседях и учителях. В наши дни наиболее важным примером, который мы подаем, могут быть позиции, которые мы занимаем, особенно позиции, которые непопулярны среди наших детей или расходятся с тем, что разрешают другие родители. Что мы запрещаем? Жестокие видеоигры? Сериалы и фильмы, содержащие секс, насилие или нецензурную лексику? Все формы порнографии? Нескромное платье? Вечеринки, где есть выпивка? Знают ли наши дети, где мы стоим по важнейшим моральным проблемам современности - уважению к жизни, войне и миру, угрозам окружающей среде, тяжелому положению бедных? Такие стенды определяют наши ценности. 5. Управляйте моральной средой Как мы должны регулировать использование детьми средств массовой информации - телевидения, фильмов, музыки, видеоигр и Интернета? Основное правило: использование медиа дома - это привилегия, а не право. Для реализации этой привилегии требуется наличие родительского разрешения и . Мы также должны вдумчиво объяснить наши моральные возражения против чего-либо, а не просто запрещать это. Сегодняшняя нравственная среда также требует более бдительного присмотра за нашими детьми.В отчете об исследовании «Как создать лучшего подростка » (www.childtrends.org) обнаружено, что у «заботливых» родителей - тех, кто знает о действиях, друзьях и поведении своих детей и отслеживает их возрастным образом - подростки с более низким уровнем сексуальная активность и употребление наркотиков и алкоголя. Мы также должны знакомить наших детей с благородством и героизмом. Где-то в вечерней газете есть хотя бы один пример честности, смелости или сострадания. Сайт www.teachwithmovies.com - это источник фильмов, которые предлагают положительные образцы для подражания и являются предметом моральной дискуссии. Книги, которые развивают характер. Уильяма Килпатрика предоставляет отличную аннотированную библиографию из более чем 300 книг, подходящих для разных возрастных уровней. 6. Используйте прямое обучение для формирования привычек и совести
Нам нужно практиковать то, что мы проповедуем, но нам также нужно проповедовать то, что мы практикуем.Непосредственное нравственное обучение помогает развить у ребенка привычки и совесть. «Собери свои игрушки». «Скажи пожалуйста и спасибо». «Не перебивай». «Посмотрите на человека, который с вами разговаривает». Сотни подобных учений сообщают детям: «Вот как мы себя ведем», «Вот как мы живем». Прямое обучение включает объяснение, почему одни вещи правильные, а другие - нет. Почему лгать - неправильно? Потому что ложь разрушает доверие. Почему жульничать - неправильно? Потому что обман - это ложь, это обман другого человека.Подобные моральные рассуждения помогают детям развить совесть, которая будет направлять их, когда нас нет рядом. Развитие у наших детей навыков принятия решений также означает обучение их определенным «этическим тестам», которые они могут использовать для оценки любого конкретного поведения. (См. Боковую панель.) Наконец, прямое обучение также может принимать форму наставления наших детей по хорошей книге, статье или брошюре. Канадская мать сказала мне, что она не могла подобрать слова, когда ее 16-летняя дочь Лиза рассказала, что они с парнем думали о сексе.Когда мать сказала: «Но секс предназначен для любви», Лиза ответила: «Но мы действительно любим друг друга, и именно так мы хотим это выразить». Чтобы помочь подростку задуматься о смысле любви, родитель может предложить брошюру, например, Love Waits . Частично он гласит:
7. Мудрая дисциплина Мудрое воспитание означает установление ожиданий, привлечение детей к ответственности и реагирование на их ошибки таким образом, чтобы одновременно учить тому, что правильно, и мотивировать ребенка делать то, что правильно.Это означает, что дисциплина должна быть четкой и твердой, но не жесткой. Иногда требуется дисциплинарное взыскание, чтобы помочь детям осознать серьезность того, что они сделали, и мотивировать их не делать этого снова. Однако, навязывая последствия, многие родители в момент гнева терпят поражение («Вас посадили на неделю!») И в конечном итоге возвращаются к тому, что они сказали. Лучше всего спросить ребенка: «Что, по вашему мнению, является справедливым следствием того, что вы сделали?» Затем вместе родитель и ребенок могут договориться о последствиях, которые помогут изменить поведение. Реституция также важна: когда вы делаете что-то неправильно, вы должны делать что-то правильно, чтобы это исправить. Реституция носит восстановительный характер. Мы должны научить наших детей спрашивать: «Что я могу сделать, чтобы исправить то, что я сделал?» 8. Справедливое разрешение конфликтов
Конфликты предоставляют важные возможности для развития характера. Подход справедливости можно использовать для разрешения широкого круга семейных конфликтов.Он состоит из трех частей: (1) достижение взаимопонимания; (2) прибытие на ярмарку, согласованное решение проблемы; и (3) проведение последующей встречи для оценки работы решения. Одна мама использовала подход справедливости со своими сыновьями Филиппом (7) и Беном (5), чтобы решить проблему плохого поведения детей, когда она разговаривала по телефону. «Чем больше мы разговаривали, - говорит мать, - тем больше я понимала их чувства отвержения, когда я долгое время разговаривала по телефону. Я объяснила, что, работая и хожу в школу, это часто мой единственный способ сохранить на связи с друзьями.«Как только они поняли чувства друг друга, мать, Филлип и Бен смогли найти решения. Они разработали Соглашение о справедливости (см. Боковую панель), которое все подписали и разместили. Два дня спустя мама и мальчики провели Контрольная встреча. Мать сообщает: «Мы согласились, что придерживаемся нашего плана. Когда я разговаривал по телефону, дети играли вместе или делали что-то самостоятельно. Звонил короче. Эта проблема вызывает гораздо меньше беспокойств ". 9. Дайте возможность практиковать добродетели Добродетели развиваются через практику.Мы не развиваем характер у детей, просто говоря об этом; им нужны настоящие обязанности в семейной жизни. Мать троих сыновей (2, 4 и 6 лет) говорит: «В нашем доме действует правило: на каждый год вашего возраста поручают работу по дому. Все наши мальчики очень гордятся тем, что они делают». Дети не должны оплачиваться за эту работу; такие рабочие места вносят свой вклад в семью. 10. Содействовать духовному развитию «Вовлечение религии и благополучие детей» (www.childtrends.org) сообщает, что молодые люди, которые часто посещают религиозные службы и говорят, что их вера важна для них, демонстрируют более высокий уровень альтруизма и более низкий уровень употребления наркотиков и алкоголя и сексуальной активности. Безусловно, можно быть этичным человеком, не будучи религиозным, и наличие религиозной веры никоим образом не гарантирует, что человек будет хорошим. Но для многих религия придает жизни более высокий смысл и высшую причину для нравственной жизни. Если мы сами не религиозны, мы, тем не менее, должны помочь нашим детям развить духовное видение, которое отвечает на важнейшие вопросы жизни: в чем смысл жизни? Какова цель моей жизни ? Что ведет к подлинному счастью? Дети будут делать ошибки, вырастая, как и мы.Тем не менее, наша работа как родителей - максимально использовать многочисленные возможности, которые у нас есть, чтобы помочь нашим детям стать личностями с характером. .20 замечательных статей о воспитании детейВоспитаниеКак не разговаривать со своими детьми По БронсонОбратная сила похвалы.Имеют ли значение родители? Малькольм ГладуэллИмеют ли сверстники большее влияние на детей, чем их семьи?В тени сказки Лесли ДжеймисонСтав мачехойПо Бронсон учится лжиДети лгут рано, часто и по разным причинам - чтобы избежать наказания, сблизиться с друзьями, обрести чувство контроля: они просто копируют своих родителей.По Бронсону отложить или проигратьЧрезмерная стимуляция, чрезмерное расписание занятий дети спят как минимум на час меньше, чем им нужно, и этот дефицит, как показывают новые исследования, может отбросить их когнитивные способности на годы назад. Неврология детских увлечений.Почему китайские матери лучше, Эми ЧуаМожет ли режим без свиданий, телевизора, компьютерных игр и многочасовых занятий музыкой сделать счастливых детей? А что происходит, когда они сопротивляются?Поколение сенсорных экранов, Ханна РозинМаленькие дети - даже малыши - все больше и больше времени проводят с цифровыми технологиями.Что это будет значить для их развития?Сверхзащищенный ребенок, Ханна РозинОзабоченность безопасностью лишила детство независимости, рискованности и открытий, не сделав его безопаснее. Новый вид детской площадки указывает на лучшее решение.Вымирание среднего ребенка, Адам СтернбергОни становятся американской редкостью, как раз тогда, когда Америка могла использовать их как можно больше Сорок мыслей о четвертой дочери Став отцом в четвертый раз. |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |