О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Воспитание у детей воли


9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли

Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека. Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что такое сила воли и откуда она берётся

Проявляя силу воли, человек воздерживается от нежелательных действий («я не буду») или предпринимает такие («я буду»), которые не приносят ему удовольствия и, даже наоборот, заставляют прилагать усилия (решить ещё 10 задач по алгебре или проплыть ещё 3 километра) для достижения цели («я хочу»).

Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им. И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга. Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.

То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.

Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения

Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.

Почему нельзя закалять волю с рождения

Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.

Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств. В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Сила воли — это мышца, которую можно нарастить

Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться.

Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме

Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?

Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.

1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна

Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите. Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.

2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям

Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг. И заниматься ими можно с раннего детства (в садах США, Европы и даже России начинают с 4-5 лет). Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием». По сути майндфулнесс — техника восточной медитации, но освобождённая от какого-либо философского или религиозного налёта. Осознанное управление своим вниманием помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри (мысли, желания, чувства) и снаружи — звуки, запахи, люди, образы. Согласитесь — важное умение для любого школьника.

В сети легко найти десятки упражнений, но начать можно с самого простого — с фокусировки на своём дыхании. Заведите себе и ребёнку «дыхательного друга» — это может быть небольшая мягкая игрушка. Положите её ребенку на живот и предложите сделать глубокий вдох — так, чтобы живот поднялся, и медленный долгий выдох: «дыхательный друг» будет подниматься и опускаться вместе с животом.

Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности. Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание. Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.

3. Объясните ему, что ошибки — это нормально

Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания и справляться с вызовами, не имея немедленного позитивного подкрепления. Если вы уверены, что в итоге получите то, чего хотите — бороться за это гораздо проще. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» подробно рассказала, как именно ментальные установки влияют на успех детей в учёбе и в жизни.

Установка на данность: «тебе дано», «тебе не дано», «ты — математик, актёр, художник, неудачник» — путь в никуда. Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит тебе есть куда расти и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятёрки, может быть, ты просто не пробовал сделать что-то по-настоящему сложное.

4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя

Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.

Многие считают, что самоэффективность важнее мотивации. Какой смысл хотеть, если ты не веришь, что сможешь получить это? Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить обратную связь. И это совсем не обязательно должны быть школьные успехи. Даже наоборот, спортивные достижения или прикладные умения более наглядны, чем продвижение по академической лестнице. Возможно, вы учитесь садиться на шпагат, кататься на лыжах или плести макраме, важно, чтобы результат был налицо и вывод «я — смогу, если приложу усилия» напрашивался сам собой.

В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.

5. Правильно поддерживайте ребёнка

В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь. Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала. Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.

Келли Макгоникал в своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» описывает эффект «какого чёрта». Все мы срываемся, но если при этом ругаем себя и обвиняем в неспособности следовать задуманному, часто следующей мыслью идёт: «Какого чёрта! Я уже съел пирожное, можно приняться и за торт!». То же самое и в случае с уроками: «Мама будет ругать в любом случае — можно доиграть эту миссию». «Я уже не успею сделать весь английский, так зачем браться за домашнее чтение». Да, я такой, а раз я такой, то нет смысла стараться прыгнуть выше головы — всё равно ничего не выйдет.

Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.

6. Напоминайте о цели, когда хвалите

В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.

Те, кого хвалили за тяжёлый труд, чаще выбирали сладкое («я имею право на награду!»), чем те, кому напомнили о цели

То есть когда после очередной победы дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты — математический гений! Супер!», то стоит добавить и другое. «Такой результат показывает, что ты неплохо поработала, ведь для тебя важно твоё продвижение в алгебре». А что делать, если ребёнок занял последнее место? Тогда можно сказать: «Ты принял вызов и пошёл туда, где тебе сложно, и есть место для роста. Это — мужественное решение. Если будешь продолжать в том же духе, ты добьёшься успеха и получишь всё, что хочешь».

7. Вводите новые привычки постепенно

Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.

Это нормальный подход, но он ведёт в никуда. За день до экзаменов вдруг обнаруживается, что весь последний месяц был отдан Youtube, а не геометрии. А раз время безвозвратно упущено, значит, и этот последний день можно провести в сети, ведь «перед смертью не надышишься». Типичная история. Важно просто знать об этом и рассказывать детям.

Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник. Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.

8. Не забывайте напоминать про успех в итоге

Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?

Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт. Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.

9. Подавайте пример и начните с себя

Мы созданы так, что невольно подражаем окружающим. То есть, если в семье приняты утренние пробежки, хайкинг и спортивные игры в выходные, а по вечерам все что-то учат или творят — с большой долей вероятности ребёнок подхватит этот «вирус». Так что и тут работает универсальный совет: «Хочешь научить чему-то ребёнка, начни с себя». Но даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, отчаиваться рано. Можно найти хорошую компанию: кружок, секцию, школу в конце концов.

Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.

Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания. Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.

Иллюстрации: Shutterstock (Maria Skrigan)

Воспитание воли у детей является главной задачей родителей — Российская газета

Не вступая в борьбу с безволием ребенка, вы рискуете его будущим.

Они непредсказуемы, от них трудно ожидать последовательного поведения. Выйдя однажды во двор погулять, Вовка, сын наших знакомых, взял и пропал на несколько часов: увязался за какой-то компанией и лишь часа через три вспомнил о сходящих с ума родителях...

Без руля, без ветрил

Этих детей называют и "безвольными", и "безответственными", а самым точным определением будет слово "неустойчивые", недаром в психологии уже существует такой термин. Они движутся по жизни без руля, без ветрил и без особых дум и планов даже на ближайшие часы. Эти дети знают только слово "хочу", и тут речь чаще всего вовсе не идет о желании что-то делать. Нередко они и сами не знают, чего хотят и потому нерешительны, вялы, отступают перед первым же затруднением. От них только и слышишь: "Не умею", "Не знаю как"...

До поры до времени родители считают это следствием детской праздности и необремененности домашними заботами. Ярче, зримее для всех "неустойчивость", безволие проявляются тогда, когда усидчивость и трудолюбие становятся жизненно важны - то есть с началом учебы в школе.

Легкомысленность "безвольного" становится тут просто вопиющей: он не слушает учительницу (это требует усилий, сосредоточенности), не записывает задания, не выполняет их. Только при непрестанном контроле, нехотя, эти дети делают уроки, но как только контроль, пусть и ненадолго, ослабевает, мгновенно прекращают работу. Первоклассника ругают, он вроде и сам раскаивается, но тут же все забывает - как, давая честное слово не брать отцовскую ручку со стола, уже через пару минут обводит ей какой-нибудь узор.

"Подшитые" часы

Все слишком серьезно, чтобы отдавать этих детей на волю сложившихся обстоятельств. Безнадзорность и попустительство с вашей стороны - вот ключи, открывающие двери для праздности и безделья, дающие полную волю патологическим свойствам характера.

Дисциплина - главное оружие против безволия. И как страдающему аритмией сердца подсоединяют стимулятор ритма, "неустойчивому" надо "подшить" часы. Жесткий режим прежде всего: сон, прием пищи, прогулка - все строго по часам! Потом, опять же по расписанию, игра, уроки. Сидите сами рядом, отслеживайте каждое движение! Утомительно, раздражает, надо по дому сделать кучу всего, но пока ребенок работает, родители не должны от него отвлекаться, займетесь своими делами во время его перерывов. Тем более что уроков в первом классе совсем немного.

Выстроенный распорядок дня будет автоматически приучать человека к организованности, устойчивая временная сетка будет воспитывать его волю одним своим присутствием в его жизни. Только отслеживайте это расписание не от случая к случаю, а систематически.

Безвольного с раннего детства настойчиво приучают завершать начатое, что требует от него усилий. Но раз за разом побуждаемый родителями, пусть поневоле, но он опять же привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится! К тому же, как всякий человек, он любит видеть задуманное завершенным. Моя балованная Ирка раз за разом бросала начатое было дело строительства дома для кукол - не получалось, а потому было скучно. Но к ней подсел муж. Они начали дело вместе, собрали стены, поставили крышу, папа придумал для расставленной в доме мебели нарезать из лоскутов покрывал, скатертей и ковров (Ирка, загоревшись, под конец уже вырывала из папиных рук ножницы - захотелось все делать самой!). На обустроенный особняк радовались всей семьей и нахваливали нашу маленькую.

Главное - воспитание у "безвольного" ответственности. Любое проявление разгильдяйства должно быть наказано! Реагируйте эмоционально, чтобы запомнилось, потрясло, породило установку: "Думай перед тем, как сделать это, а то плохо тебе будет!" Раз за разом бросаешь стол для занятий неубранным - завтра весь день не будет у тебя карандашей и бумаги. Наказание - дозированное! отмеренное! - в этом случае необходимо.

Хотя, каюсь, маленького Вовку, примерно наказанного тогда родителями, мне все-таки было жалко.

...И очень опасен

Неустойчивый, безвольный взрослый опасен для окружающих и для себя самого. Вовремя не приученный добиваться всего своим трудом, он ищет лишь занятия, что сулят удовольствия, жаждет смены впечатлений и не задумывается о последствиях своих поступков.

Один наш знакомый "неустойчивый" разбил дорогую чужую машину, был "поставлен на счетчик", и, спасая его, родители переселились из двухкомнатной квартиры в общежитие. Другой из-за своей расхлябанности потерял работу и вот уже два года на иждивении матери (в 35 лет): намечающийся было работодатель звонит на прежнее место работы и тут же отказывает. Третий выучился было на слесаря, но вдруг зачастил в зал игровых автоматов - развелся, продал квартиру, бомжует.

"Уповать здесь можно только на то, что неустанная, упорная, ведущаяся с раннего детства (когда человек еще пластичен) с использованием и "пряника", и "кнута" борьба с неустойчивостью преодолеет эту тяжкую акцентуацию характера, - пишет психоневролог Вилен Гарбузов. - Лучше, если "безвольного" своевременно, любя, накажут родители, чем потом, когда он вырастет, его сурово, и нередко жестоко, накажут чужие люди..."

Кстати

Научить дисциплине

Устанавливать рамки дозволенного - занятие сложное, требующее времени и терпения, но крайне необходимое. Родители должны обучать ребенка правилам поведения до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым и поймет, как правильно вести себя в обществе. Чтобы успешно справиться с задачей, родителям надо знать о том, как развивается его личность и в какой период какого поведения следует от него ожидать.

К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного и бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного необязательно и перекладывают эту обязанность на плечи воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: "Дети есть дети". Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

Р. Голдстайн и Дж. Гэллант "Библия для родителей"

Развитие и воспитание воли у детей — Студопедия

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движе­ниями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, ког­да ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодоле­вать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.

Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда при­ходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дис­циплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.


С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъ­являющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учеб­ная деятельность, во-первых, требует от школьника умения уп­равлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной теле­передачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в вос­питании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспи­танию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспиты­вается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стрем­ление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, уме­ния преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответ­ственности, долга — важное условие воспитания воли.


Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми во­левого усилия. Только тот может проявить сильную волю в "большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполне­ния повседневных обязанностей. Например, учительница II клас­са обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В те­чение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также органи­зует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои по­рывы, контролировать друг друга.

Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младше­го школьника воспитывается и через подражание делам и поступ­кам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспита­нии воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положи­тельно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школь­ников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иног­да школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодо­ления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдер­жка, выносливость, настойчивость более присущи физически здо­ровым, с крепкими нервами людям.

Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорнаяработа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепен­ность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать при­вычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т. д.).

Вопросы для повторения

1. Что такое воля?

2. На примере, взятом из жизни (или на литературном примере), дайте анализ волевого действия.

3. Охарактеризуйте основные волевые качества.

4. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?

5. В чем проявляются негативизм, внушаемость и упрямство школьников? Укажите причины появления этих недостатков и пути их преодоления.

6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?

Практические задания

1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из уче­ников I — 1!! класса. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика.

2. Понаблюдайте за тем, как учитель создает условия для тренировки волевого усилия, организованности, настойчивости учащихся на уроках.

Как развить в ребенке силу воли, не подавить волю ребенка — Колесо жизни

Можно назвать те зоны мозга, которые отвечают за волевые усилие, за развитие, воображения, логическое мышление и так далее. Но, наверное,  было бы слишком примитивно сказать – вот эта часть мозга отвечает за волю. Мозг – это до сих пор terra incognita (лат. «неизвестная, неизведанная земля» – ред.), неизведанная страна.

С другой стороны, есть некая сила, которая заставляет живое существо проходить действительно самое сложное испытание – рождение. Как-то сравнивали усилия, которые прикладывает человеческий младенец при рождении, так он появляется с усилиями, которые нужны взрослому человеку для того, чтобы остановить груженный вагон. Вот где-то на этом уровне находится воля. Это жизненная сила. Можно это назвать волением, желанием выжить, желанием появиться и закричать, раскрыть свои легкие? Может быть. Далеко не все в физиологию упирается.

Как развивается сила воли

Еще со времен древних греков, было понятно, что  многое зависит от социального научения. Ребенок до  6-7 лет – это один большой орган чувств. Выделить отдельно развитие воли, развитие эмоциональной сферы, развитие фантазии, мышления –  невозможно, это все процессы, которые одновременно протекают. Классики психологии считали, что движения и слова – это два фактора, которые способствуют развитию воли.

Есть два понятия в психологии – полевое поведение и волевое.

  1. Полевое поведение – это то, что демонстрируют либо очень маленькие детки, либо дети с нарушениями или с особенностями развития – когда отвлекаются на любой звук, на любой цвет, на любые тактильные новые впечатления. Их сразу видно. Он заходит, пробегает по комнате, сносит все абсолютно, все пробует, но ни на чем не задерживается – нет какого-то объекта, которой начал бы изучать.
  2. Волевое поведение. Постепенно с развитием и укреплением нервной системы, развитием психики, полевое поведение преобразуется в волевое поведение. Ребенок познает мир через движения, через поглощение информации, которая существует во вне. Главная информация – это собственное тело (что попадает в рот, ухо и так далее), постепенно осознаются собственные беспорядочные движения, но без присутствия близкого взрослого человека, ребенок не станет человеком.

Основные движущие силы развития ребенка – это привычки, подражание, фантазия, благоволение либо почитание, которое относится людям, окружающим ребенка. До 6 лет поддержка, близкая связь эмоциональная между ребенком и взрослым очень важна для развития волевого поведения. У меня не просто есть желание бегать, стоять, ходить и так далее, я вижу, что взрослые вокруг меня это умеют делать прекрасно –они ходят, разговаривают, что-то делают руками и так далее.

Проявление силы воли ребенка

Когда ребенок уже овладел движениями, он чувствует себя самостоятельным, он уверенно ходит, убегает от взрослых, говорит, то есть чувствует себя отдельным существом, появляется «я» и появляется самое страшное для взрослых слово – «нет». У ребенка в этот момент развивается воля, развивается речь, развивается мозг, внешне это проявляется в том, что мы называем это «кризис трех лет». Часто взрослые теряются и не понимают где воля, а где капризы, где упрямство, а где безволие.

Под развитием воли ребенка подразумеваются вещи очень простые и очень банальные, которые мы называем привычками. Это то, что дает возможность ребенку двигаться дальше, но привычки формирует взрослый человек, от взрослого зависит правильный ли режим дня у ребенка, умеет ли он совершать бытовые, очень понятные для взрослого вещи, а для ребенка, они чрезвычайно, иногда, сложные, необычные – вытереть ручки, почистить зубы, поставить на место чашечку так далее. Вот это и есть формирование привычек. Это формирование дисциплины. Когда привычки становятся устойчивыми – мы можем говорить: этот человек ответственный, самостоятельный, он проявляет инициативу, и еще мы говорим – он послушен. В хорошем смысле слова «послушание», то есть человек уже может выполнять правила. Другое дело - каковы эти правила? Они должны быть простыми, ясными и разумными.

Культивирование безвольности

Сейчас очень многозначным стало слово «послушание», и говорят «послушный ребенок» имея в виду часто ребенка безвольного, а это совершенно разные вещи. Когда ребенок послушен в хорошем смысле слова, он умеет себя контролировать, может сдержать свои импульсы, может выполнить правила, либо требования взрослых – это и есть проявления волевого поведения. С другой стороны, если нет достаточного (не чрезмерного, а достаточного) контроля со стороны взрослых, который направляет в правильное русло развитие ребенка, тогда появляется две крайности – либо безволие и апатия «Я не знаю, чего я хочу, я хочу то, что скажет мне мама» – нет вектора. Либо своеволие, когда у ребенка нет правил, нет границ, ему страшно и единственный выход остаться в живых – всеми командовать, но ребенок не испытывает от этого удовольствия, он испытывает много страха, а страх и агрессия – это две стороны одной медали.

Воспитание воли и отсутствие границ – это совершенно в разные стороны вектор.

У взрослого человека в неопределенных обстоятельствах бывает паника. Детям намного спокойней и безопасней, когда они знают, что есть границы, есть правила. Говорить надо кратко, понятно и по существу, желательно без лишних эмоций. Замечательный выход – вспомнить детский язык и подключить образы и фантазию. Рассказывать с утра ребенку, который не выспался и не хочет в садик или в школу о том, что это надо – это не воспитание воли, это неумение найти понятные слова для ребенка. Все время говорю родителям, что у них есть замечательная кнопка и эта кнопка называется чувство юмора, вы на нее сначала нажимаете, придумываете что-то смешное, приятное, необычное, потом уже свои требования обозначаете.

Проявление воли – в игре. Что такое прятки? Это умение так затаить дыхание, выдержать, не поддаться импульсу, когда рядом проходят – не выпрыгнуть. Это же тоже волевое усилие. Либо строить башню, надо делать это осторожно и не дыша – это волевое усилие? Конечно, волевое усилие. А не расплакаться, когда дети играют в игру и очень хочется победить и понимают, что не победят – это тоже усилие волевое.

Как родителям не навязать ребенку лишнего

Это очень сложно отделить и понять свои желания и свою волю, реализовать себя как себя, а не как мамину дочку, или лучшего ученика в школе. Я часто слышу, когда взрослые приходят и рассказывают, что неосторожное, неправедное слово взрослого, значимого человека действительно обрубало волю развиваться в определенном направлении.

Читайте также: Зачем ребенка учить бороться

Что очень хочется донести до родителей – никто не отменял 7-летних циклов. До 7 лет интеллектуально развивать ребенка точно не стоит, это физиологически не оправданные потребности – знать буквы и цифры в три года. Это большое желание вызвать одобрение взрослых, а естественная потребность ребенка – фантазировать, бегать, прыгать и играть, а не учиться. Есть калифорнийская проба на готовность тела к интеллектуальному обучению –  поднять руку вверх и, согнув в локте, через темечко, достать правой ладошкой левое ухо и наоборот. Шестилетки не достают, у них ручки маленькие, у них еще не выросли косточки, они не могут. Это упражнение само собой получается, когда организм готов физиологически, это внешние показатели того, когда созрели те части мозга, которые отвечают уже не за игру и фантазию, а за мышление, память готова, ребенок стал физически выносливым и худо-бедно может просидеть 30 минут, что-то запоминать и концентрировать внимание.

Да, я понимаю, что есть очень талантливые дети, которые родились, чтобы быть обязательно Моцартом, и скрипку из рук не вырвешь, и петь будут, тоже рот не закроешь – но это исключение из правил.

У нас слишком рано дети заканчивают школу, будучи подростками, и сразу их родители запихивают в совершенно непонятный ВУЗ, а в 21 год только, когда уже более-менее созрели прифронтальные доли мозга – тогда человек в состоянии понять, чего он хочет на самом деле, в какую сторону идти для того, чтобы добиться именно этого результата.

По материалам интервью с Еленой Науменко. Полную версию интервью читайте в журнале-тренинге № 6 (109) '17 «Да будет воля моя?».

Спасибо, что помогли сделать качество статей лучше!

Статья "Приёмы воспитания волевых качеств у детей" | Статья:

Приёмы воспитания волевых качеств у детей

Одной из важнейших проблем в дошкольной педагогике является воспитание волевых качеств личности дошкольника. Особенно подчёркивается воспитание волевой культуры личности.

Ведь уже в дошкольные годы ребёнку приходится сталкиваться с различными  трудностями, преодолевать их, контролировать свои действия, оценивать результаты. Не все дети способны самостоятельно справится со сложившейся ситуацией, что определяет недостаточность развития волевых качеств дошкольника. А это тормозит формирование личности в целом.

Дошкольное образование предполагает не только развитие познавательной активности, но и воспитание волевых качеств, таких как инициативность, целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, упорство, терпение и выдержка.

Волевые качества – это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека, но и врожденными особенностями проявления свойств нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов.

Нужно знать, что на пути развития «силы воли» можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт (например, боязливому нельзя приклеивать ярлык труса).

Возрастные особенности волевых проявлений дошкольников
К 3 годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности («Я сам!»). Дети этого возраста проявляют терпение и выдержку, если это предвещает им удовольствие.

Преддошкольный возраст. Поскольку игровая активность является основной у дошкольников, исполнение ребенком какой-нибудь игровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором. Однако чем старше становятся дошкольники, тем меньше разница между проявлением волевого усилия в ролевой и безролевой ситуации. Способность сдерживать детьми свое импульсивное поведение возрастает в период от 4 до 6 лет втрое.

С 4 лет развивается контроль за своими действиями. На 4–5 году обнаруживается послушание по обязанности. В конце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии еще один большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания и действует, руководствуясь сознанием необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения. Слова «надо», «нельзя», «можно», произносимые самим ребенком, становятся основой для самоуправления и проявления «силы воли». Однако нередко последняя выражается в упрямстве.

Система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны.

Воспитание воли - педагогически управляемый процесс. Имеются в виду не специальные упражнения, а тренировка волевых усилий в ходе жизни.

Приемы воспитания воли разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий:

  1. личный пример взрослого человека (родителя, педагога). Взрослый человек может предлагать ребенку широкий контекст канонов, правил, ритуалов, моделей адекватного, адаптивного поведения. Транслировать такие каноны лучше как бы между прочим, на примерах из своей и его жизни. Такие примеры хорошо иллюстрировать пословицами, поговорками, притчами. Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления, важность иметь волевые качества. При этом на психологическом уровне у ребенка формируется мотивация на развитие волевых качеств.
  2. рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм. Обязательны комментарии, обсуждение, создание рисунков на тему сюжета. На психологическом уровне активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств.
  3. привычка преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю.
  4. совместная работа в коллективе. Ребенок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Взрослому человеку следует называть те волевые качества, которые помогли конкретному ребенку («лидеру») стать сегодня лучшим. В этом случае мы работаем сформированием эталона.
  5. предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца.
  6. развитие нравственных убеждений и мотивов детей. Почему нельзя? Потому, что это обидит Васю, навредит Юле и так далее по ситуации. Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.
  7. преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы ребенок учился формулировать свои цели, учитывая при этом потребности других людей (не нарушая чужих границ).
  8. принятое решение должно быть исполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает волю.
  9. строгое соблюдение режима дня, домашних ритуалов, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, переодеваться в домашнюю одежду, своевременно говорить «спасибо», «извините») Правила, распорядок и алгоритмы помогают проявляться воле. Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия. Для их закрепления нужна достаточно «жесткая» позиция родителей и педагогов. Алгоритмы также можно формировать и закреплять в ходе занятий в ДОУ.
  10. обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми(фольклорные, лото, классики, вышибалы, танцы, «крестики-нолики», «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты). Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, для этого проигравший может сделать что-то штрафное, а победивший получает мини-приз.
  11. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия спортом.

Деятельность по формированию волевых качеств детей дошкольного возраста важна и сама по себе, как самостоятельное направление развития представителей этой возрастной группы, и как важный компонент их подготовки к школе.

Особенности воспитания ребенка с сильной волей – Развитие ребенка

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.