О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Воспитание у детей этики межнационального общения


Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников | Статья на тему:

Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников

Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство и необходимое условие воспитания добрых чувств к представителям разных народов. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений.

        Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

        Д.Б.Эльконин утверждает, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми», в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, по-видимому связанных с его национальной принадлежностью. Дети становятся чувствительны к национальному фактору. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

Эмоциональная отзывчивость, складывающиеся предпосылки к эмоциональной саморегуляции, когда эмоции становятся «умными», рождается культура чувств, восприимчивость, открытость, доверчивость ребенка, подражательность, социальная ориентация на точку зрения другого человека, способность ориентироваться в некоторых явлениях общественной жизни, отсутствие этнических стереотипов – все это позволяет формировать этику общения дошкольников с людьми разных национальностей.

        Каким же должно быть формирующееся у детей отношение к людям разных национальностей? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенном на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым прежде всего своего родного народа, а также иных рас и национальностей. Сегодня мы в полной мере осознаем: человек уже в первые годы своей жизни должен всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов, проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей.

        Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому детей обогащают представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, его высоких нравственных качествах, о том, что сближает, роднит данный народ с другими.        

        Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший. Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

        Сегодня мы вновь и вновь задумываемся, какие же задачи должны решаться в детском саду в русле обсуждаемой проблемы. По нашему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они взаимосвязаны: воспитывая симпатию к детям разных национальностей (в основном через предлагаемые нами темы: любовь к матери, родным, близким людям; верность к другу и любовь к родной природе), мы вызываем желание дружить с ними; раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываем уважение к народам, которых они представляют.

        Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.

        Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких народах: месте жительства каждого из них; труде; быте; языке, народном творчестве, искусстве. Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

        Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и мы все такие разные. Как было бы скучно, неинтересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

        Для развития ярких, образных представлений о каком-либо народе важна последовательность работы. Прежде всего детей знакомят с устным народным творчеством. Через симпатию к героям народных сказок, интерес к потешкам, пословицам и загадкам формируется психологическая готовность к усвоению других знаний. Затем детям читают рассказы, Стихи, показывают фильмы о жизни сверстников определенного народа в целях воспитания дружелюбия к ним. Организуют экскурсии в музей народного творчества, на выставки художественных картин, прикладного искусства, чтобы накапливались впечатления, уточнялись и углублялись имеющиеся представления о народе. Стимулируют возникновение различных видов продуктивной деятельности вне занятий путем внесения национальных кукол, дополнительных иллюстраций, книг, проведения кратковременных бесед с детьми. В деятельности представления детей не только формируются, но и окрашиваются личным отношением к тому или иному народу, углубляются, способствуя развитию интереса, добрых чувств к людям определенной национальности.

        Что необходимо учесть педагогу при формировании непосредственного опыта общения со сверстниками разных национальностей? Он должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе, и при равном доброжелательном отношении ко всем не упустить это из виду. Если кто-то из ребят не пользуется симпатией, авторитетом товарищей, ему надо помочь (быть более внимательным к нему, совместно с родителями развивать его умения, способности, замечать достижения, привлекать к делу в качестве помощника, высказывать желание поиграть вместе с ним, отмечать положительные качества ребенка и др.).

        Там, где воспитание этики межнационального общения осуществляется систематически и целенаправленно, появление в группе ребенка другой национальности, плохо говорящего по-русски, вызывает у детей положительную реакцию – интерес и доброжелательность. Ведь они уже знают, что у каждого народа свой язык, имели возможность послушать звучание часто употребляемых ими слов на языках некоторых других народов.

        Среди множества средств воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей особо выделяется устное народное творчество, в частности народная сказка. Она – кладезь общечеловеческих нравственных ценностей. Сказка глубоко жизненна и бесконечно прекрасна. Не случайно дошкольный возраст называют «порой игр и сказок». Сказки разных народов доступны пониманию детей, они пробуждают у них интерес к быту, труду и искусству людей разных национальностей. Вместе с симпатией, любовью к героям сказок у ребят пробуждается уважение к народу, их создавшему.

Большие возможности для воспитания у детей этики межнационального общения, обладающие огромной силой эмоционально – интеллектуального воздействия таят в себе живопись, декоративно – прикладное искусство и музыка. Детей пленяет красота картин художников, изображающих природу и жителей разных областей России, других стран, изделий народных промыслов, раскрывающих художественный вкус, богатство культуры народа. Прекрасные образы декоративно – прикладного искусства передают нравы и обычаи народов, учат понимать и любить красоту, восхищаться ею, с уважением относиться к труду народных умельцев.

         Особое значение игры и прежде всего игры сюжетно -  ролевой, творчески состоит в том, что она способствует воспитанию у детей определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку окружающая действительность своеобразно отражается в игре, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне выражает свои мысли и чувства, в том числе симпатию, дружеское отношение к людям разных национальностей. Представления детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.

 Чрезвычайно важно воспитывать детей в духе мира, объяснять им значимость, ценность дружбы. Безусловно детей-дошкольников мы только начинаем учить дружбе. С того момента, когда ребенок начинает понимать

значение слова «друг», мы учим его дорожить дружбой: «Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги», «Друзья познаются в беде», «Новых друзей наживай, а старых не забывай». Постепенно ведем ребят от понимания необходимости дружбы между детьми, взрослыми, теми и другими, людьми и природой к первоначальному осознанию важности дружбы между людьми разных национальностей, убеждаем их в этом. При воспитании дружелюбия к сверстникам разных национальностей, в основе которого умение сочувствовать, сострадать, сорадоваться, мы учим детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание и умение помочь, защитить в случае необходимости, т.е. учим доброте – тому, без чего невозможна дружба, да и вообще истинно человеческие отношения.

        Однако добрые чувства к людям иных национальностей нельзя воспитывать только путем чтения и рассказывания о дружбе народов, как бы ни были хороши и интересны художественные произведения и беседы. Уважение к человеку, культуру общения с людьми, и в первую очередь сверстниками разных национальностей, формируют с помощью доступных дошкольникам видов деятельности. Детей необходимо упражнять в проявлении добрых чувств. В процессе воспитания симпатии, дружелюбия к сверстникам и уважения к взрослым людям разных национальностей решаются и другие важные задачи. Мы приближаем детей к осознанию самоценности дружбы, учим их жить в мире и согласии, формируем общую культуру ребенка.

        

                                                Литература

  1. Знакомство детей с этикой общения: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.С.Куприна, Т.А.Бударина.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 400 с.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание».- №8, 2010. – с. 26
  3. Воспитание у детей этики межнационального общения / Э.К.Суслова. – М.: А.П.О., 2008. – 80 с.

Рекомендации для развития межнациональных отношений у детей дошкольного возраста

Рекомендации для развития межнациональных отношений у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Копытова Т.И.

Важнейшие принципы государственной политики в области образования – это возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих в России, в которой переплелись история и культура различных народов. МДОУ Глебовский детский сад является носителем ценностного отношения к культурному наследию народов разных национальностей. Воспитание маленького ребенка в любви, мире и благополучии зависит от понимания, взаимодействия и взаимного уважения всех народов, проживающих в нашем селе. Очень важно, чтобы педагоги, родители, принимающие непосредственное участие в воспитании маленьких патриотов своей страны, являлись образцом гуманного и бережного отношения к детям, их чувствам, интересам и желаниям. В современном мире смысл межкультурного образования заключается в сохранении существующих самобытных этнических групп и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что каждому возрасту присуща своя особенная социальная ситуация, в которой отражается развитие ребенка, подростка, юноши, взрослого. Для социального развития дошкольника характерными являются те неповторимые своеобразные связи и отношения, которые складываются между ним и взрослыми, прежде всего родителями, а потом – воспитателями и учителями. Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение (семья и детский сад), однако его влияние может быть, как позитивным, так и негативным.

Учитывая условия поликультурности нашего села, наибольшую способность восприятия окружающего мира, в том числе культур других народов, именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, актуальна и благоприятна перспектива межкультурного воспитания детей именно через систему дошкольного образования. Для достижения данной цели наш коллектив решает следующие задачи:

1. Воспитание начал духовной культуры, формирование духовно-нравственного отношения:

- к семье, родному дому, селу, Родине;

- к природе родного края - к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома и сам нуждается в его участии.

3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.

4. Воспитание любви, уважения к своей этнической группе, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства.

5. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей другой национальности, проживающих в нашем селе, в том числе, семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства.

6. Воспитание уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей, обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

7. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

8. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных учреждениях.

Элементы национального самосознания появляются у детей уже в 3-4 года. Поэтому наши педагоги заботятся о том, чтобы детям дошкольного возраста дать первые элементарные знания, сведения о культуре людей, проживающих в нашем селе, привить навыки толерантного взаимодействия.

Что же такое толерантность? Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Понятие этническая толерантность включает в себя два блока:

- систему ценностей, взглядов, стереотипов демократического толка, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях;

- умение человека принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями и психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия. Реализация толерантного поведения на практике предполагает соблюдение нескольких принципов.

Г. Сковорода писал, что каждый должный познать свой народ и в народе познать себя. Лишь осознав себя частицей своего народа, своей культуры и языка, человек может признать за другим право гордиться своим народом, и открыто проявлять свою этничность. Только в зеркале иной культуры человек может осознать свою собственную, увидеть ее ярче, объемнее, многообразнее, ощутить себя частью целого, хранителем и продолжателем традиций. Каждая культура находится на границе с другой культурой и только при столкновении с другими культурами можно определить, что значит отдельно взятая культура. Поэтому в смешанной группе (русские, украинцы, корейцы, татары, армяне и т. д.) ребенок больше узнает о своей «неоднородности».

Доброжелательное отношение к человеку иной расы, национальности и конфессиональной группы формируется с учетом трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого (волевого). Средствами формирования у детей этики межнационального общения служат: педагогически направленное общение со сверстниками и взрослыми людьми разных национальностей, народное творчество, игры, художественная литература и др. Началом работы по формированию у детей толерантности в межнациональном общении служит формирование эмоционально-положительного отношения к самому факту существования разных народов, языков, культур, вкусов. Работа с детьми дошкольного возраста в этом направлении интегрирована по своему содержанию. Педагоги ДОУ дают дошкольникам основные сведения о родном селе, республике, связанные с историей, культурой, обычаями и бытом народов России, по этике, эстетике, экологии, доступные их возрастному восприятию. Знакомят детей с элементами разных видов искусств, в том числе живописи, музыки и литературы. При ознакомлении с культурой людей, нельзя обращать внимание детей только на национальные особенности в ущерб идее общности всех людей на планете или только на общечеловеческие ценности. Необходимо акцентировать внимание детей на богатстве культур и их взаимопроникновении, на талантах людей и их положительных человеческих качествах, нравственных идеалах. Знакомя детей с культурой людей, следует исходить прежде всего из национального состава группы. Педагоги обращают внимание на то, что воспитание патриотических чувств к своей Родине у детей дошкольного возраста должно базироваться на добром отношении к представителям других национальностей, содействовать овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений, на формирование у детей представлений о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе.

Педагоги нашего детского сада во всех группах вводят в содержание занятий этнокультуроведческий материал. Ознакомление дошкольников с родным краем, в котором они живут в данный момент.

В детском саду создается предметно-развивающая среда, которая позволяет знакомить детей с элементами народных культур. Это национальный уголок «Русская изба». Также проводятся музыкальные и спортивные праздники, вечера развлечений, где дети узнают о традициях и обычаях русского народа.

Организация такой формы работы способствует более глубокому ознакомлению с фольклором, декоративно-прикладным искусством, языковой культурой, традициями и обрядами русского народа.

В своей работе по гармонизации межнациональных отношений мы выделили следующие задачи:

-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

-Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

-Осознание своего «Я» как части своего народа.

-Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

-Развитие интереса к доступным ребенку явлениям социальной действительности.

-Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

-Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Решение поставленных задач осуществляется педагогами как в учебной, так и в свободной деятельности. Педагогам предоставляется профессиональная самостоятельность и право свободного выбора методов и способов работы с детьми. В процессе педагогической деятельности они используют результативные формы работы, приемлемые к условиям группы, подбору детей, их физическому развитию и интересам. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти человек. Дети подражают взрослым во всём, в особенности, если они - взрослые, делают это с увлечением и с любовью к детям. Передавая детям знания, педагоги учитывают, что они должны иметь воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных чувств. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.

Учитывая психические и эмоциональные особенности детей дошкольного возраста, педагоги отбирают такой материал для познания, в котором приводятся примеры мирного сосуществования, дружбы и успешного сотрудничества представителей разных национальностей и религий. Проведённый муниципальный методический день «Воспитание патриотических чувств и гражданской принадлежности через интеграцию непосредственной образовательной деятельности в детском саду» наглядно это показал.

«Масленица!», «Пасха», «Троица» и т.д., во время, которых дети играют в народные игры, рассказывают и инсценируют потешки, исполняют песни, стихи.

Расширение спектра средств и методов работы с родителями для обеспечения благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и детского сада, осуществления более тесного контакта с семьёй, привлечение родителей к яркой, интересной, перспективной совместной деятельности является одной из основных задач педагогического коллектива. Ребёнок нуждается в едином педагогическом подходе в детском саду и дома. Чтобы воспитание было успешным, педагоги и родители должны рука об руку сопровождать малыша в его развитии и познании окружающего мира. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями, ориентируя их на показатели успешного развития ребенка, мы видим плодотворность этой работы. Яркое проявление этого - праздники в детском саду. На детских праздниках родители преображаются. Часто родители впервые видят своего ребёнка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Большинство родителей это радует, умиляет, вызывает новое видение своего ребёнка и, быть может, новое, более тёплое отношение к нему. Возникает и благодарность к тем, кто с ребёнком занимается, кто в него что-то вкладывает. Помогает сближению и такой приём, как раздача родителям в конце дня работ детей (рисунки, аппликации, поделки). Важно при этом, похвала воспитателя, как ребёнок старался, что преодолел, чему научился. Мы советуем родителям сохранить детскую работу, найти ей в доме видное место-это стимулирует ребёнка к новым достижениям. Своим чутким, внимательным отношением к ребенку воспитатель показывает родителям, как им нужно относиться к своему малышу. Выставки детских работ, их хорошее оформление также этому способствуют. И в традициях нашего детского сада проходят тематические конкурсы рисунков, работ на стенде.

Атмосфера творчества, добра, сплочённости в детском саду очень положительно влияет на родителей. Наши родители с удовольствием принимают участие в различном анкетировании, дают и нам советы, просят советов, сами интересуются проблемами воспитания и межличностных отношений. Периодические субботники по благоустройству детского сада тоже способствуют сближению. Когда родители своими руками что-то делают, им уже не безразлично, как протекает жизнь ребёнка, появляется связь с детским садом, более живая, чем раньше, и мы это в коллективе чувствуем и видим. Дети - наше будущее, наша надежда и опора, поэтому так важно воспитать их в свободном обществе в духе понимания, мира, уважения, дружбы между всеми народами, прививать любовь к родителям, национальным ценностям страны и культурной самобытности других народов. Чтобы дети хорошо знали, понимали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Дошкольный возраст - время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межнациональной толерантности и культуры межнационального общения

Библиографическое описание:

Панфилова, Л. А. Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межнациональной толерантности и культуры межнационального общения / Л. А. Панфилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4560/ (дата обращения: 06.01.2021).



В настоящее время в образовательном пространстве ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО проблема мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из важных.

Отличительная особенность сегодняшнего мира — миграция. Люди переезжают из региона в регион, из одной страны в другую. Все чаще люди, говорящие на разных языках, носители разных культур живут рядом друг с другом. Их отношения во многом зависят от системы ценностей и воспитания, которые они получили в детстве. Это диктует необходимость использования в работе с дошкольниками принципов этнопедагогики, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в поликультурном социуме и полноценного развития дошкольников независимо от их национальной принадлежности, на формирование у детей доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре.

Проблема мультикультурного воспитания достаточно актуальна и для нашего детского сада, так как его посещали и посещают дети не только русской национальности, но и армяне, узбеки, испанцы, татары.

После проведениядиагностического обследования воспитанников с целью выявления особенностей освоения детьми содержания элементов национальной культуры (методика Рябцевой И. Б.), с целью выявления уровня межнационального общения (методики Э. К. Сусловой), встал вопрос о необходимости познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности.

Определив всех участников воспитательно-образовательного процесса — это воспитанники, родители, воспитатели и специалисты ДОУ и социальные партнеры, я перешла к реализации средств воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, я организовывала путешествия на ковре-самолете. Пролетая над разными странами мира, мы с детьми знакомились со столицами и символикой этих стран, народами, которые там живут, традициями и фольклором этих стран.

16 ноября — всемирный день толерантности. В этот день мы провели физкультурное развлечение, познакомив детей с национальными играми.

По возможности я привлекала родителей воспитанников — носителей другой культуры. Они рассказывали детям о своей культуре, национальных костюмах, праздниках. Выступления родителей в роли организаторов занятия или игры вызывало в детях чувство гордости, а у родителей поменялось отношение к участию в жизни детского сада.

Влияние художественной литературы на нравственное, толерантное воспитание дошкольников велико. Помимо книжных фондов групп, наш социальный партнер библиотека имени Гастелло предоставляет нам большой выбор литературы зарубежных писателей. Также некоторые родители подарили нам книги, включающие в себя сказки народов мира.

В сказках, особенно исторических, прослеживаются межнациональные связи народов. В них есть одобрительные высказывания о соседних народах, о том, что в чужих странах герои находят себе помощников и доброжелателей. При подборе художественных произведений я ориентировалась на то, что герои произведений любят своих самых близких и родную природу, умеют дорожить дружбой. А о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, рассказывается с улыбкой, по-доброму; отрицательные же проявления высмеиваются.

Воспитание этики межнационального общения, симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит и в процессе подвижных игр. Игры проводятся как в группе, так и на прогулке.

Совместно с родителями мы создали картотеки русских народных подвижных игр, а также испанских, азербайджанских, татарских, северо-осетинских. Особенно детям понравились немецкая игра «3–13–30», украинская «Лисички и курочки» и татарская игра «Где платочек?».

С целью обогащения жизненного опыта мы также посещали библиотеку имени Гастелло, где нам была предложена презентация об истории создания русской матрешки. Была проведена викторина «Кто она золотая хохлома?». После этого дети предложили изготовить в подарок работникам библиотеки матрешек и отнести их в библиотеку вместе с родителями.

При организации взаимодействия с родителями использовались такие формы работы как:

– индивидуальные консультации

– оформление папок-передвижек и информационных стендов

– проведение мастер-классов по созданию народных игрушек

– на родительских собраниях затрагивались вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

– педагогом-психологом была проведена консультация с элементами тренинга «Учимся быть толерантными».

– привлечение родителей к участию в образовательной деятельности. Как было сказано выше, родители-носители других культур охотно знакомили детей с национальными играми, костюмами и обычаями своей культуры. Активно участвовали в проектной деятельности. Так после создания генеалогического древа, родители предложили создать лучшую книгу о семье, рассказывающую об ее истории и традициях, а впоследствии представить ее в своей группе.

Говоря о пополнении развивающей предметно-пространственной среды, необходимо отметить заслугу родителей в создании мини музеев народного быта в группе. Они с энтузиазмом разбирали чердаки своих деревенских домов, чтобы найти и подарить нам предметы русского народного быта. Приносили чугунки, самовары, утюги, коврики ручной работы. Также помогли в создании макетов русской избы и панно «Деревенский быт».

Испытывая трудности с размещением еще одного мини-музея — народной игрушки, и учитывая опыт коллег из Нижегородской области, мы с детьми и родителями разместили его в старом чемодане. Это мобильно, доступно и интересно. Все игрушки выполнены своими руками.

В настоящее время мы с ребятами собираем коллекцию кукол разных национальностей. Некоторых родители привезли нам экспонаты из зарубежных поездок. Другие решили изготовить кукол самостоятельно.

Уголки познавательного и художественно-эстетического развития значительно пополнились пособиями, знакомящими воспитанников с многообразием народов мира и их бытом, музыкальными произведениями разных стран и образцами народной росписи.

Были созданы картотеки народных пословиц и поговорок, в которых четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу людей других национальностей. Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности и такту. А также картотеки подвижных игр (татарских, русских, азербайджанских и других).

Показателем того, что наша совместная работа не прошла даром и была результативной, является то, что дети переносят полученные знания в самостоятельную деятельность. Они охотно играют в уголке народного быта в группе. С интересом рассматривают иллюстрации национальных сказок, играют в лото и одевают кукол в национальные костюмы. Слушают музыкальные произведения разных стран и продолжают задавать вопросы относительно других культур.

Желание детей участвовать в календарно-обрядовых праздниках, утренниках, конкурсах, облачаясь в национальные костюмы разных народов и используя народный фольклор, также подтверждает, что в результате нашей работы дети приобрели первоначальные навыки социального общения и усвоили основы этики межнационального общения.

Литература:

  1. Н. Н. Волохова, Т. В. Тимофеева, В. Ф. Князева Приобщение старших дошкольников к традициям родного края, «Учитель», 2014 г.
  2. Э. К. Суслова Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, «Дошкольное воспитание», № 1, 1999г.
  3. Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова Толерантность и правовая культура дошкольников, Методические рекомендации, М: Сфера, 2008г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Москва, 2014 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, межнациональное общение, родитель, библиотека имени, воспитание этики, воспитательно-образовательный процесс, группа, детский сад, игра, народный быт.

Похожие статьи

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенокдетский сад.

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного...

Родители охарактеризовали данный проект как полезный для духовно-нравственного развития детей, поскольку отмечается меньше конфликтов между детьми, дети проявляют больше вежливости и заботы по отношению к своим домочадцам и сверстникам.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой.

Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка

Адаптировать ребенка в группе сверстников можно любым способом, используя различные

Игра — основная и любимая деятельность дошкольников. В течении всего дня пребывания в

Утром игра помогает пережить расставание с родителями, на протяжении дня хороводные...

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Создание образовательной среды в ДОО с полиэтническим...

Поэтому, воспитание дошкольников в условиях двуязычия стало одной из актуальных проблем в ДОУ с полиэтническим составом детей. Обучение детей в детском саду проводится на русском языке и воспитанники-мигранты должны в дошкольный период усвоить русский язык как родной.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую.Для осуществления дифференцированного...

Управление образовательной деятельностью в части развития...

‒ выявление образовательных и воспитательных потребностей у родителей (законных

Воспитательно-оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и

У детей дошкольного возраста в процессе проводимой работы расширяются и углубляются понятия о...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством тесного сотрудничества с воспитателями и детьми по сбору материала для образовательной деятельности и активного участия в проведении мероприятий. Воспитывать у детей чувство...

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей...

Этическое воспитание детей в детских садах подразумевает следующие аспекты

Если в средних возрастных группах детей учат в первую очередь гигиеническим нормам этикета.

В старших возрастных группах детей учат быть вежливыми во взаимоотношениях с другими...

Воспитание этики межнационального общения в ходе воспитательной работы по музыке. | Статья ( класс) на тему:

Воспитание этики межнационального общения в ходе воспитательной работы по музыке.

Клокова А.Н.

МОУ «Гимназия №20», г.о.Саранск

    Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

В трактовке общественных отношений общение - форма реализации, обеспечивающая воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие "общение" используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами ("межнациональное общение", "общение культур"), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты [1, с.38].

Этика межнационального общения проявляется в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений. И теоретическая, и практическая функции этики межнационального общения — способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.

Основными чертами и критериями этики межнационального общения являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой Родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению этики межнационального общения [5, с.219].

Человеку с развитой этикой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное к языку народа, на территории которого он проживает.

Способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания [4, с.70].

Таким образом, содержание понятия "этика межнационального общения" включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

   Воспитание этики межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном и школьном возрасте. Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.  

Проблема воспитания у детей школьного возраста этики межнационального общения привлекала внимание многих ученых, исследователей. Рассмотрим понятие "воспитание". Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект [2, с.4].

Прежде всего, для осуществления воспитательной работы по музыке с целью формирования у детей школьного возраста этики межнационального общения необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, его гражданского становления, воспитание этики межнационального общения, представляет собой целенаправленный процесс, включения детей в различные виды учебной и внеучебной работы по музыке, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у них моральных качеств.

Образовательные учреждения, имеющие в своем плане один – два межкультурных праздника с песнями, танцами  стран, откуда эмигрировали родители их обучающихся, не могут претендовать на то, что в их стенах обосновалось межкультурное образование. Культура – не только еда, одежда и песни. Это и образ мыслей, и быт, и способы общения.

Закрепление и уточнение представлений детей школьного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, музыкально-исполнительской, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях.

Существуют разнообразные средства воспитания у детей этики межнационального общения: от организации прямого общения с представителями разных национальностей до создания фольклорных ансамблей в школе [3, с.198].

Воспитание этики межнационального общения у детей школьного возраста во внеклассной работе по музыуке возможно посредством различных средств. К таким средствам можно отнести:

- фольклорные праздники;

- организация подвижных игр с использование народных песен;

- кружок изучения народного музыкального искусства;

- фольклорный ансамбль;

- оркестр народных инструментов и др.

Воспитание этики межнационального общения у детей школьного возраста невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в классе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

Литература

  1. Абсалямова, А. Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст] /А. Г. Абсалямова, Ю. С. Горбачева. - Уфа: Творчество, 1997. – 154 с.
  2. Демиденко, Ю. Воспитываем терпимость [Текст]/ Ю. Демиденко, О. Куликова // Школьный психолог. – 2002. – № 15. – С. 4.
  3. Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике [Текст] / М. Н. Дудина. – Екатеринбург: Наука, 1998.
  4. Оконешникова, А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. .... докт. психол. наук [Текст] /А. П. Оконешникова. - Якутск, 1998.
  5. Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст] / Э. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.
  6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. [Текст] / К. Фопель.– М.: Генезис, 2003. – 160 с.

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

В условиях роста национального самосознания с одной стороны и усиливающегося проявления национализма и шовинизма с другой стороны актуальной становится проблема воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, этики меж национального общения. Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства.

В первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, то есть фактор национальности не принимается им во внимание, так как ребенку он не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем замечены и прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или наоборот, испуг.

Детская бестактность проявляется и при попытках детей «уподобить» свои черты (сделать похожими) на лицо другой национальности, дразнилки, бестактные вопросы к людям иной национальности и др.

Детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, и, прежде всего, слабо развитые гуманные отношения, отсутствие необходимых представлений о культуре общения - таковы, вероятно, основные причины названных отрицательных проявлений. Как правило, они бывают навеяны взрослыми, тем более во время острых коллизий в сфере этнонациональных отношений, поэтому, воспитание этики межнационального общения детей с другими национальностями следует начинать уже в дошкольном возрасте.

Этикой межнационального общения человек способен овладеть с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к формам внешнего поведения. Это, прежде всего, отношение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных национальностей. Приобщение к этно-национальной культуре - основной путь воспитания у детей этики межнационального общения. Это происходит через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, высокохудожественных произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. Важно дать правильные ориентиры детям в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность воспитания этики межнационального общения у дошкольников будет зависеть от комплексного использования различных методов и средств.

Самым важным средством является общение детей разных национальностей, которое можно организовать в разных условиях: в ДОУ, вне детского сада при участии родителей, организацией специальных встреч.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Очень эффективным средством является организация совместной игровой деятельности детей разных национальностей. Особое значение имеют сюжетно-ролевые и подвижные игры. В них ребенок искренне выражает свои чувства, мысли, симпатии, дружеские отношения.

Устное народное творчество воспитывает у детей доброжелательное отношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, где проявляется культура и самобытность народа. Сказки доступны пониманию детей, в них раскрываются национальные особенности жизни и быта народа, его культурные традиции. Чтение художественной литературы помогает детям больше узнать об особенностях жизни и быта своих сверстников. Эффективным средством воспитания этики межнационального общения являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети.

Таким образом, в процессе воспитания симпатии и дружбы между сверстниками, уважения к людям разных национальностей решаются и другие важные задачи нравственного воспитания. Такая работа направлена на становление социально-нравственных качеств личности и, прежде всего, гуманных, относящихся к первозначимым общечеловеческим ценностям.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Воспитание этики межнационального общения у дошкольников

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной,ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание этики межнационального общения у дошкольников»

Воспитание этики межнационального общения у дошкольников

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной,ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Межнациональное общение - это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов - экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.

Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений - не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлены противоречия между общими моральными взглядами дошкольников и их единичными воплощениями, между необходимостью воспитания этики межнационального общения и малым количеством разработок по воспитанию этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление средств воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Воспитание этики межнационального общения".

Объект исследования: процесс общения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства воспитания этики межнационального общения.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность средств воспитания этики межнационального общения.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что воспитание этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешно в игровой деятельности старших дошкольников.

3,27. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЭТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ С ...

С ростом национального самосознания с одной стороны и нарастанием проявлений национализма и шовинизма с другой, проблема воспитания у детей эмоционально позитивного отношения к людям разных национальностей и этических норм межнационального общения становится актуальной. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства.

В первые годы жизни отношение к человеку имеется, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, то есть он не учитывает фактор национальности, так как он не известен ребенку . Отношение к людям других национальностей начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Старшие дошкольники, воспитанные в многонациональном коллективе, позитивно относятся к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже изучать язык, на котором они говорят.При этом наблюдаются прямые или косвенные проявления разного отношения: насмешка или, наоборот, страх.

Детская бестактность проявляется и тогда, когда дети пытаются «уподобить» свои черты (чтобы они были похожи) на человека другой национальности, дразнилки, бестактные вопросы к людям другой национальности и т. Д.

Детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт и, прежде всего, слабо развитые гуманные отношения, отсутствие необходимых представлений о культуре общения - это, наверное, основные причины этих негативных проявлений.Как правило, они вдохновляются взрослыми, особенно во время острых конфликтов в сфере этнонациональных отношений, поэтому обучение этике межнационального общения детей других национальностей следует начинать еще в дошкольном возрасте.

Человек способен овладеть этикой межнационального общения с первых лет своей жизни, и она не сводится только к формам внешнего поведения. Это, в первую очередь, отношение к человеку, когда дети еще не осведомлены о существовании разных национальностей.Приобщение к этнонациональной культуре - главный путь воспитания у детей этики межнационального общения. Это происходит благодаря познанию народной мудрости, национальных традиций и обычаев, высокохудожественных произведений талантливых отечественных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народных промыслов. Важно дать детям правильные ориентиры в социальной среде: о человеке судят не по национальности, а по тому, кто он есть, по его поступкам и поступкам.

Отправной точкой воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию населения нашей страны, разнообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные.«

Эффективность воспитания этики международного общения дошкольников будет зависеть от комплексного использования различных методов и средств.

Важнейшим средством является общение детей разных национальностей, которое может быть организовано в разных условиях: в детском саду, вне детского сада с участием родителей, организация специальных встреч.

Очень действенным инструментом является организация совместной игровой деятельности детей разных национальностей.Особое значение имеют сюжетно-ролевые и подвижные игры. В них ребенок искренне выражает свои чувства, мысли, симпатии, дружбу.

Устное народное творчество воспитывает в детях доброжелательное отношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, в которых проявляется культура и самобытность народа. Сказки доступны пониманию детей, они раскрывают национальные особенности быта и быта народа, его культурные традиции. Чтение художественной литературы помогает детям больше узнать об особенностях жизни и быта своих сверстников.Праздники и развлечения, в которых участвуют все дети, являются эффективным средством воспитания этических норм международного общения.

Таким образом, в процессе воспитания симпатии и дружбы между сверстниками, уважения к людям разных национальностей решаются другие важные задачи нравственного воспитания. Такая работа направлена ​​на формирование социально-нравственных качеств личности и, прежде всего, гуманных, относящихся к исконным общечеловеческим ценностям.

.

ОБРАЗОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - CITISE

Орлова Р.

ОБРАЗОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рената Орлова - Старший преподаватель кафедры педагогики и методики начальной школы Новосибирского государственного педагогического университета (Россия, Новосибирск), СПИН-код РИНЦ 3265-1577:, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается важность воспитания культуры международного общения. Изучает место и важность развития культуры диалога в формировании культуры межэтнического общения. Представлены теоретические и практические аспекты воспитания культуры межнационального общения, охарактеризованы основные понятия.

Ключевые слова: культура, культура общения, культура межнационального общения, педагогические условия.

Литература :

  1. Абаскалова Н.П. Модель мониторинга «Здоровые школы» с системным подходом // Теоретико-методологические проблемы современной науки: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Секция «Педагогика здоровья: торий и практика». - Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. - 240 с.
  2. Беловолов В.А., Беловолова С.П., Ушакова Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста - приоритет факультета начальных классов // Подготовка конкурсного специалиста на факультете начальных классов материалов научно-практической конференции: сб.научный. Изобразительное искусство. - Новосибирск, 2007. С. 7-19.
  3. Зверков А.Ю. Ориентированный на здоровье подход к разработке учебных программ дошкольного образовательного учреждения // Теоретико-методологические проблемы современной науки: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Секция «Педагогика здоровья: торий и практика». - Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. - 240 с.
  4. Касенова Н.Н. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в поликультурном пространстве // Сибирский педагогический журнал.2009 - № 13.
  5. Мардахаев Л.В. Tractatus de generalem, specialem et socialis artem Educandi, выпускники ad Universitatis facultates humanas. - М., Тула. 2007.
  6. 6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: П.-Я. Словарь - М. Проспициентес. 2011.
  7. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика: История. Коллек. выпускники enim. Должностное лицо. инструктор. instituta. - М. Проспект, 2016. - 120 с.
  8. Мусатов О.В. Особенности гендерной идентичности современных младших школьников // Гендерные исследования в гуманитарных науках: Сб.Изобразительное искусство. по матери. III Междунар. научно-практический. Конф. № 3. - Новосибирск: Зеебах, 2015.
  9. .
  10. Орлов Р.А. Модель формирования готовности будущего учителя начального образования к культуре межнационального общения младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 337-344.
  11. Орлов Р.А., Белововлов В.А. Формирование культуры межнационального общения как социально-педагогический феномен Сибирский педагогический журнал. 2008. - №11. - С. 273-283.
  12. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Э. Шиянов; Эд. В.А. Сластенина. - М .: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  13. Суховей Э.А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе исследования русского языка // Сибирский педагогический журнал № 1. 2014. с. 92-95.
  14. Толокнова О.В. Изменения в общеобразовательных средних школах в 1977-1992 гг. Сборник выпускников НГПУ - 2003 / под ред.А.З. Жафьяров. Часть 4. - Новосибирск, 2003. - с. 131-136.
  15. Толокнова О.В. Обеспечение школ Проблема квалифицированных педагогических кадров на период общего среднего образования // Молодая наука. Сборник научных трудов молодых ученых. Vol. 1 / Под ред. Эд. Н.С. Уваров. - Куйбышев, 2002. - С. 67-71.
  16. Ушакова Е.В. Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальной школы как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал 2008. № 9. - С. 146-159.
  17. Ушакова Е.В. Формирование приемов речевого общения в формировании у будущих учителей приемов речевого общения у будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. 2008. - №10.
  18. Егорычев А. Система воспитания А.С. Макаренко: синергетический анализ его развития / Л. Мардахаев, О. Воленко, И. Федосеева, Е. Костина // 3 международная многопрофильная научная конференция по социальным наукам и искусству sgem 2016: психология и психиатрия, образование и образовательные исследования. 24-30 августа 2016 г., Албена, Болгария.София, 2016. С. 1219–1226.
.

Мартынова О.А. Проблема психолого-педагогического обеспечения культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Проблема психолого-педагогического сопровождения культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Мартынова Оксана Александровна , г. аспирант,
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь


Аннотация
На основе анализа реальной практики формирования основ культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации описаны пути реализации полисубъектного подхода в образовательной сфере. процесс дошкольного образования.Указаны принципы эффективного психолого-педагогического сопровождения формирования культуры межнационального общения. Описан алгоритм последовательных действий при его реализации в учебном процессе в детской образовательной организации.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, культура межнационального общения, дети старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.273-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2015 г.) , доступно по ссылке: // SPS Consultant Plus.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 , ссылка на сайт: http://www.garant.ru / продукты / ipo / prime / doc / 70412244 /.
  3. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации №1666 от 19 декабря 2012 г. , доступно по адресу: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.
  4. Захарова, Н.И. (2016), «Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС детей дошкольного возраста», Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» , Москва, Мозаика-Синтез, №5, с. 615-616.
  5. Коломийченко Л.В. (2008), Социальное развитие дошкольников в культурной парадигме образования , диссертация, Пермь.
  6. Монгуш О.О. (2015), «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста», Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. научная конф. (Москва, июнь 2015) , Буки-Веди, Москва, с. 59-62.
  7. Смолярчук И.В., Толстошеина В.М. и Вязовова, Н.В. (2014), «Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании», Поволжский педагогический вестник , вып.1. С. 13-18.
Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.10.2018

Показать полный текст .

Этика в образовании | Важность этики в образовании

Этика играет очень важную роль в образовании. Этика интерпретируется как дисциплина обращения с добром и злом с приверженностью и моральным долгом. Этика - это устоявшийся уровень, который делает меры правильными и неправильными. Он классифицируется как уникальные ценности, такие как честность и дисциплина, честность среди других, и применяет их в повседневной жизни. Этика влияет на поведение и позволяет человеку сделать правильный выбор.Управлять жизнью и действовать ответственно без этики очень сложно. Значение этики нельзя игнорировать на любом уровне жизни, важно, чтобы они применялись на практике в области образования.

Этика в образовании важны, потому что они помогают обеспечить бесперебойную работу системы. Этика устанавливает стандарты того, что приемлемо, а что нет, поэтому защищает интересы как учителей, так и учеников. Этика в образовании приобрел большое значение на протяжении многих лет, и учебные заведения создают курсы, которые помогают студентам понять эту этику. Этика в образовании доступны как для учителей, так и для студентов. В дневной школе, а также в школе-интернате, учитель обязан знакомить учащихся с этикой. Руководство школы часто берет на себя задачу ознакомить учителя с этическими нормами, применимыми к их профессии.

Этика в образовании оценивается как сегмент права человека на образование. Мотив этического образования не заключается в непосредственном изучении этики для его цели.Целью использования этой совокупности знаний является два мотива. Первый мотив - это развитие интеллектуальных аспектов, которые позволят людям осознавать этические аспекты проблем и решать этические проблемы в таких различных областях, как лекарства, экономика и политика среди других. Вторая цель этического образования важна для развития навыков критического мышления, направленного на достижение конкретных целей, в частности, способности размышлять, а также теоретического и практического эффекта личных и коллективных человеческих действий.

В настоящее время этика занимает важное место во всех сферах жизни. Образование также является основным методом жизни человека. Итак, в образовании этика играет очень важную и продуктивную роль. Чтобы стать лучшим гражданином, этика должна стать одним из способов в системе образования. Этика также стала важной в образовании, поскольку образование является фундаментальным методом человеческой жизни. Этика - очень важный предмет в образовании. Чтобы правильно понять значение этики, необходимо включить этику в систему образования.

Этика является наиболее важным и действующим разделом философии в современном мире. Этика - важная часть принятия решений, но студентов не учат мыслить этично. Студенты не понимают, что такое этика. Даже они не понимают разницы между этикой и моралью. Чтобы понять, что обучать студентов этике лучше, нам нужно взглянуть на самих студентов. Может быть, по морали студенты понимают этику и поэтому не нуждаются в обучении. Этика в образовании - это термин, обозначающий опыт обучения, направленный на то, чтобы помочь студентам этично расти, будь то с точки зрения расширения этической осведомленности и понимания или большей мотивации действовать этично во всем мире.

Этика - это абстракция о моральных ценностях и правилах. В образовании есть четыре этических принципа:

1) Честность

Честность - очень важное качество в образовании. Честность означает быть верным, правдивым, заслуживающим доверия, искренним и справедливым.Это достойно восхищения в нескольких культурах и религиях. В школе хорошие отношения между учениками и учителями основываются на взаимном доверии и уважении. В современном мире студентам достаточно только академических знаний. Чтобы добиться успеха, мы должны обладать моралью, дополняющей наши образовательные знания. Среди всего, что приписывают, честность является одним из жизненно важных активов, которые необходимы всем учащимся. Честность не приходит естественным образом, но это воплощенный метод принятия ее через широкий обзор. «Честность считается лучшей политикой.«Когда мы становимся честными людьми, люди делают лучший комплимент, и каждый человек мечтает получить хороший комплимент. Таким образом, система образования должна обязательно включать некоторые важные практики и распорядок, чтобы приблизить ученика к нравственности. Учащиеся должны правильно руководствоваться с самого начала и с детства до честности разыгрывания.

2) Конфиденциальность

Конфиденциальность - это еще один важный аспект этики в образовании. Конфиденциальность означает ваше обязательство не раскрывать и не передавать информацию неуполномоченным лицам.Он распространяется на информацию о людях или организациях. Столкнувшись с каким-либо стрессом, проблемами или кризисами, студенты обращаются к специалистам по делам студентов. Студенты часто подробно раскрывают личную информацию в надежде на сохранение конфиденциальности. Но может возникнуть риск поделиться информацией с другими.

3) Конфликт интересов

Конфликт интересов этика в образовании - это условие, при котором ваша основная ответственность перед учеником оговаривается путем согласования приоритетов.Конфликты интересов могут проявляться в разных контекстах и ​​по нескольким различным причинам. Конфликт интересов возникает, когда наилучшие интересы одного человека не соответствуют интересам другого человека или организации, к которой этот человек проявляет лояльность. Конфликт интересов может варьироваться от ошибочного допущения того, что другой приоритет повлияет на мнение человека, до преднамеренного нарушения школьной политики в личных целях.

4) Ответственность

Наряду со всей этикой ответственность также является одной из жизненно важных этических норм в образовании .Ответственность студента проявляется, когда студенты принимают активное участие в учебе, признавая, что они несут ответственность за свои академические успехи. Обязанность ученика - уважительно и осторожно общаться с учителями и другими одноклассниками школы. Ответственность учащихся проявляется, когда учащиеся делают выбор и предпринимают шаги, которые направляют их к их образовательным целям. Посещайте занятия, семинары и лабораторные занятия и участвуйте в них, а также эффективно выполняйте всю работу, назначенную учителем, за определенное время.

Этика в образовании очень важна для всех студентов, потому что они помогают студентам развить личность. Этика в образовании помогает управлять системой образования и следить за тем, чтобы эти привычки положительно влияли на человеческое благополучие. Между моральными и этическими принципами этическое знание является неотъемлемой чертой сознания. Этика в образовании требует, чтобы ученик уважал и слушался учителя, а также следовал всем установленным им правилам.Студенты должны осознавать академическую ответственность и добросовестность, а также проявлять самодисциплину.

.

Важность развития у детей хороших коммуникативных навыков

ноя 2016

По мере развития ребенка важно развивать его коммуникативные навыки, чтобы он мог самовыражаться.

ноя 2016

Умение эффективно общаться - ключевой навык, и чем лучше мы с ним справляемся, тем лучше будет качество нашей жизни.

Мы начинаем общаться с момента рождения; сообщая нашим матерям, что мы прибыли с нашим первым криком.По мере развития ребенка важно развивать его коммуникативные навыки, чтобы он мог ясно и уверенно выражать свои мысли во всех аспектах и ​​сферах своей жизни.

Если рассматривать этапы развития ребенка: он общается сначала со своими родителями, затем с братьями и сестрами и друзьями, а затем с другими взрослыми, такими как школьные учителя.

Ребенок учится общаться, наблюдая и слушая своих родителей, а затем подражая их словам и действиям; чем больше вы общаетесь со своим ребенком, тем раньше и быстрее он разовьет эти навыки.

Чтение - отличное занятие, помогающее улучшить навыки общения вашего ребенка; он развивает их языковые навыки и знакомит их с разнообразием словарного запаса, помогая им общаться с легкостью и ясностью. По мере взросления совместное чтение дает прекрасную возможность для обсуждения, создавая среду, в которой ребенок может комфортно и уверенно формулировать свои идеи и делиться ими.

Благодаря общению и игре с братьями и сестрами и друзьями ребенок разовьет социальные навыки и навыки межличностного общения, а также навыки общения.Эти навыки позволят им чувствовать себя более комфортно в социальных ситуациях, когда им будет легче завязать беседы со сверстниками и найти новых друзей. Благодаря этим отношениям они также будут оттачивать свои навыки слушания, а также свою способность сопереживать и интерпретировать невербальные коммуникативные сигналы.

Когда ребенок пойдет в школу, презентации, обсуждения в классе, театрализованные представления и устные экзамены станут для него обычными занятиями, и все это будет напрямую зависеть от их навыков вербального общения; аналогично, они могут, как часть процесса подачи заявления, пойти на собеседование при поступлении в среднюю школу или шестой класс.В таких ситуациях вам нужно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, не только разговаривая перед толпой или встречая нового знакомого, но и уверенный в своей способности свободно разговаривать и производить хорошее впечатление.

Ребенку, который умеет устно общаться, будет легче вести письменное общение, и, следовательно, он, вероятно, будет лучше сдавать школьные экзамены и выполнять письменные задания.

Если смотреть в будущее, возможность общаться с работодателями имеет решающее значение, независимо от того, в какой отрасли или карьере вы работаете.Хорошие коммуникативные навыки перечислены среди наиболее желаемых навыков почти в каждой должности и дадут вам преимущество перед коллегами при борьбе за дополнительные обязанности.

Умение давать инструкции, проводить встречи, проводить презентации и поддерживать связь с клиентами, потребителями, поставщиками и т. Д. - это лишь некоторые из коммуникативных навыков, необходимых для успешного использования этих больших возможностей.

Как и любой другой навык, коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать на практике, но, помогая развить хорошие коммуникативные навыки у ребенка с юности, вы сразу же вооружаете его навыками для построения успешного будущего.

.

Помощь детям с коммуникативными расстройствами в школах

Какие типы речевых и языковых расстройств поражают детей?

Речевые и языковые расстройства могут влиять на то, как дети говорят, понимают, анализируют или обрабатывают информацию. Речевые расстройства включают ясность, качество голоса и беглость произнесенных ребенком слов. Языковые расстройства включают способность ребенка поддерживать содержательный разговор, понимать других, решать проблемы, читать и понимать, а также выражать мысли устными или письменными словами.

Сколько детей получают лечение от нарушений речи и языка в школах?

Осенью 2003 г. количество детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 21 года, обучавшихся в государственных школах в соответствии с Законом об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA), часть B, составило 6 068 802 (в 50 штатах, округ Колумбия и отдаленных районах). Из этих детей 1 460 583 (24,1%) получили услуги по устранению нарушений речи или языка. Эта оценка не включает детей, у которых проблемы с речью / языком являются вторичными по сравнению с другими заболеваниями.

Как нарушения речи, языка и слуха влияют на обучение?

Коммуникативные навыки лежат в основе жизненного опыта, особенно для детей, которые развивают язык, критически важный для когнитивного развития и обучения. Чтение, письмо, жесты, слушание и говорение - все это формы языка - код, который мы учимся использовать для передачи идей.

Обучение происходит в процессе общения. Способность участвовать в активном и интерактивном общении со сверстниками и взрослыми в образовательной среде имеет важное значение для успеха ученика в школе.

Почему речь и языковые навыки так важны для грамотности?

Разговорный язык обеспечивает основу для развития чтения и письма. Разговорный и письменный язык взаимосвязаны - каждый опирается на другой, что приводит к общему языку и грамотности, начиная с раннего возраста и продолжая через детство до взрослой жизни.

Каковы признаки того, что коммуникативное расстройство влияет на успеваемость в школе?

Дети с коммуникативными расстройствами часто показывают плохой или недостаточный академический уровень, борются с чтением, испытывают трудности с пониманием и выражением языка, неправильно понимают социальные сигналы, избегают посещения школы, демонстрируют неадекватные суждения и испытывают трудности с тестами.

Трудности в обучении слушанию, разговору, чтению или письму могут быть результатом проблем с языковым развитием. Проблемы могут возникать при воспроизведении, понимании и осознании языка на уровне звука, слога, слова, предложения и дискурса. Люди с проблемами чтения и письма также могут испытывать трудности в стратегическом использовании языка для общения, мышления и обучения.

Как патологи речи работают с учителями и другим школьным персоналом, чтобы обеспечить детям необходимую им поддержку?

Оценка и лечение коммуникативных проблем у детей предполагает совместные усилия с другими людьми, такими как родители, аудиологи, психологи, социальные работники, классные учителя, учителя специального образования, консультанты, врачи, стоматологи и медсестры.Психологи-речевые патологи работают с диагностическими и образовательными группами оценки, чтобы предоставить детям всестороннюю оценку языка и речи.

Услуги учащимся с коммуникативными проблемами могут быть предоставлены на индивидуальных занятиях или занятиях в небольших группах, в классах, в команде с учителями или в рамках консультативной модели с учителями и родителями. Специалисты по речевой патологии объединяют коммуникативные цели учащихся с академическими и социальными целями.

Как службы речевой патологии могут помочь детям с нарушениями речи и языка?

Службы речевой патологии могут помочь детям научиться эффективно общаться, решать проблемы и принимать решения.В результате таких услуг, как переобучение памяти, когнитивная реорганизация, улучшение языка и усилия по улучшению абстрактного мышления, дети могут извлечь выгоду из более успешного и удовлетворительного образовательного опыта, а также улучшения отношений со сверстниками. Услуги, предоставляемые патологами речевого языка, могут помочь детям преодолеть свои физические недостатки, обрести гордость и чувство собственного достоинства, а также найти значимые роли в своей жизни.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.