|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитание базарова в романе отцы и дети таблицаВоспитание Базарова в романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева :: SYL.ruПроизведение тонко раскрывает обнаруженную И. С. Тургеневым пропасть между двумя поколениями. В современном ему социуме назревало стремление общества порвать с прошлым, изменить действительность и мышление. Персонажем, олицетворяющим образ человека новой формации, предстает перед нами Евгений Базаров. Постараемся понять, каковы истоки появления таких людей. Тема статьи – происхождение и воспитание Базарова в романе "Отцы и дети". О семьеМногим читателям главный герой Тургенева показался страшным человеком, лишенным каких-либо чувств. Критиком М. Антоновичем он даже назван асмодеем - злым демоном. Присуща ли Базарову любовь к родине, к своим родителям, к женщине, наконец? Давайте разбираться более детально. Каково же происхождение Базарова в романе "Отцы и дети"? Евгений является сыном простого лекаря, который говорил о себе следующее:
Действительно, штабс-лекарь был женат на потомственной дворянке, в имении которой были крепостные, душ 15. Вот это сочетание благородных кровей и плебейства породило бедного, но гордого Евгения Базарова. С надменностью и высоко поднятой головой говорит он о своем единении с народом, вспоминая, что его дед "пахал землю". Поэтому и легко сходится с простыми людьми:
Главный герой никогда не принимал милостыни, стремясь выучиться на доктора, как и его отец. Отношения с родителямиЛюбил ли он своих родителей? Его снедали противоречивые чувства: с одной стороны, Евгений признавался в этом, но, с другой, презирал их "глупую жизнь". У представителей двух поколений были диаметрально разные жизненные позиции. Но сам Базаров был искренне любим именно этими двумя старичками, чувства которых смягчали существующее недопонимание. Особенно ярко автор описывает настоящие переживания родителей после смерти молодого человека. На небольшом заросшем сельском кладбище, имеющем абсолютно печальный вид, была лишь одна могила, на которой на заре пели птицы. К ней постоянно приходили два дряхлеющих старичка. Евгений был смыслом жизни своего консервативного отца, не доверяющего современной медицине, и набожной матери. Перед смертью главного героя становится очевидным, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе "Отцы и дети" автор раскрывает показной характер речей главного героя. На смертном одре он обращается к Одинцовой с просьбой присмотреть за престарелыми родителями. И его слова звучат как настоящее признание им в любви:
Внешний обликПри первом же появлении героя автор рисует его подробный портрет. Но делает это каким-то только ему известным образом. Уже через несколько страниц читатель вряд ли может передать детали, но у него остается впечатление отталкивающе-некрасивого, бесцветного и неправильного лица, которое оживало после придания ему подкупающего выражения. Так, спокойная улыбка добавляла ему ума и самоуверенности. Описание Базарова в романе "Отцы и дети" представляет нам рослого человека около тридцати лет. Возраст конкретно не оговаривается, но главный герой старше своего 23-летнего друга Аркадия Кирсанова и находится в одних годах с А. С. Одинцовой, которой, по роману, 28 лет. У него широкий лоб и худое лицо с зеленоватыми глазами. А главной достопримечательностью были песочного цвета бакенбарды, по которым он часто проводил длинными пальцами. Внешность Базарова в романе "Отцы и дети" полностью соответствовала его манерам. Он мало говорил, считая это делом неприличным, при этом нередко подтрунивал над окружающими. Нигилист, все подвергающий критике, Евгений Базаров обладал острым умом. Имел довольно развязные манеры, отрицал искусство, любовь и романтику, не восхищался природой. Для него она была только мастерской, а не храмом. Воспитание БазароваВ романе "Отцы и дети" автор рисует портрет очень трудолюбивого человека. Он на пороге окончания университета, готовится держать экзамен на доктора. В Марьино, где герой гостит у Кирсановых, он целый день проводит за микроскопом, который привез с собой. Базаров считает, что не человек должен зависеть от времени, а время от него. В романе возникает вопрос о воспитании человека. Какой же ответ дает сам главный герой?
Вероятно, под этим Евгений понимает образование и тот факт, что всего добился благодаря своему труду и усердию. Но воспитание Базарова в романе "Отцы и дети" – это еще и поведение в обществе. Очевидно, что наш герой не перенял от матери дворянских манер. Он совершенно демократичен в одежде, которая представляет собой "балахон с кистями". Это раздражает Павла Петровича, аристократа, который чувствует народный дух во всем облике молодого человека. Тот не употребляет иностранных словечек, зато в его речи присутствуют выражения "ан нет", "чай", "как бишь". Базаров воспитал себя сам, и воспитал нигилистом, однако в дальнейшем он станет жертвой этого процесса. Любимый герой автораПо ходу действия главный герой влюбляется. Объектом его страсти становится молодая вдова А. С. Одинцова. Любовь неожиданно пробуждает в нем романтика. Базаров упрекает и презирает себя за слабость. Страдая, он ищет спасения в работе. За жесткостью и резкостью читатель видит тонко чувствующего человека, который боится обнажить свою душу. Особенно явно это раскрывается перед смертью. Базаров умирает от инфекции, которую получил во время вскрытия трупа переболевшего тифом. Его смерть довольно нелепа, ибо не оправдана стремлением спасти чью-то жизнь.
Образ Базарова – это образ яркого представителя молодых людей второй половины XIX века. Нигилизм тогда был очень популярен. Главный герой мыслит масштабно, будучи готовым взять на себя ответственность за страну. Автор симпатизирует ему, о чем говорят приведенные выше слова. Образование и воспитание Базарова в романе "Отцы и дети". Характеристика главного герояЕвгений Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Его по праву можно считать неординарной, выдающейся личностью с трагической судьбой. Образ Базарова в романе представлен автором очень ярко, мы словно видим перед собой этого могучего, смелого, прямолинейного человека с большими красными руками. К сожалению, жизнь героя оказалась слишком коротка для его полной самореализации. Для того чтобы оценить масштаб личности этого персонажа, попробуем вспомнить, каким было его образование, воспитание, как все это могло отразиться на его характере. Родители БазароваЕвгений Базаров - сын уездного лекаря и дворянки. Его родители Василий Иванович и Арина Власьевна любят сына, да и Евгений, хоть и ведет себя сдержанно, даже сурово, испытывает к ним самые нежные чувства. Именно они были теми, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» о родителях сказано совсем немного, однако этого достаточно, чтобы понять, насколько Евгений дорог им, чего только стоит сцена их встречи. Отец Базарова очень старается выглядеть в глазах сына современным, он боится показаться ему скучным во время их встречи, которая произошла после трех лет разлуки. Дело Василия Ивановича, видимо, помогло определиться молодому человеку в жизни, он тоже стал врачом. Как бы сын ни относился к отцу, именно он был тем, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» Евгений – сторонник того, чтобы заниматься делом, которое обязательно должно быть полезным. Как бы ни показывал сын пренебрежение к этому родному человеку, Василий Иванович в его глазах был тем, кто действительно приносит пользу. Мать Базарова, Арина Васильевна - дворянка по происхождению. Она суетлива, малообразованна, старомодна, сильно верит в Бога. Арина Власьевна, несомненно, также внесла свой вклад в воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» говорится, что такая женщина должна была родиться примерно двести лет назад. Она, безусловно, очень заботилась о сыне, он с детства видел ее бесконечную любовь. Именно благодаря Арине Васильевне Базаров смог стать таким сильным и уверенным в себе человеком. Взаимоотношения между родителями и БазаровымСказанного выше вполне достаточно, чтобы понять, как родители относятся к Евгению. Он – их единственный сын. Глава, в которой Евгений приезжает в отчий дом, просто переполнена родительской любовью. Они так рады, так волнуются, так стараются угодить! Арина Васильевна хочет спросить, надолго ли он приехал, но боится прогневить любимого сына. Евгений – смысл жизни этих пожилых людей. Как же относится к ним Евгений? В глубине души он, безусловно, любящий сын, хотя на первый взгляд кажется, что он не ценит их нежную заботу, даже как будто пренебрегает. Эти сердечные люди знают Евгения с младенчества, ведь они осуществляли воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» есть фраза, которую Евгений говорит о родителях: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Это он сказал Одинцовой перед смертью. Такое получил Базаров воспитание. Цитаты, способной ярче показать истинное отношение героя к родителям, найти нельзя. Отцовские и материнские заботы не прошли даром. Кажущееся пренебрежение, раздражение – это прежде всего некоторая зависть и злость на себя. У Базарова нет человека, который мог бы заполнить все его мысли, нет и дела, которое могло бы поглотить полностью его недюжинный ум. Жизнь Евгения не наполнена смыслом так, как жизнь его родителей, которые внешне заняты разными мелкими заботами. Им не нужно искать великие дела, ведь у них есть смысл жизни, это их любимый сын. Образование БазароваОбразование и воспитание Базарова с очень раннего возраста становится его собственной заботой. Он стремится к развитию. Евгений, как известно, не был сыном богатых родителей, поэтому зарабатывает на образование сам. Профессия врача, безусловно, увлекает Базарова. Он любит трудиться, не терпит праздности. Смысл человеческой жизни, по его мнению, - приносить пользу. Взгляды на общественное устройство«Неблагородное» происхождение Базарова (он разночинец) показывает, что значение дворянства в общественной жизни отходит на второй план. Аристократы, по мнению главного героя, не способны к действию. Автор произведения признается, что в своем романе он хотел подчеркнуть несостоятельность дворянства. Базаров глубоко разделяет идеи нигилизма. Он отрицает общественные устои, ценности, достижения культуры. Он не ценит красоту природы. Быть или казаться?Как часто мы пытаемся казаться не такими, какие мы есть на самом деле. Нам кажется, что так мы будем лучше, привлекательнее. Базаров в глубине души – добрый и чуткий человек. Возможно, с возрастом он стал бы похож на своего заботливого отца, Василия Ивановича. Увлекшись идеями нигилизма, Базаров надевает на себя маску циника. Он отвергает все, что не приносит практической пользы. Однако жизнь поразительным образом заставляет человека увидеть в себе те качества, которые он старается спрятать от себя и других. Отрицая любовь, Евгений тем не менее обнаруживает в себе сильное чувство к Анне Одинцовой. Стараясь избегать родителей, Базаров приходит к пониманию, что они – самые лучшие люди на Земле. Роман заканчивается смертью главного героя. Принципы, по которым он жил, оказались несостоятельными, а новые идеалы так и не появились. По замечанию автора, дальнейшее существование Базарова было невозможно, потому что он отрицал общечеловеческие ценности, которые позволяют нам жить.
Роман Тургенева И.С. в таблицахИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1818–1883) РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ» В ТАБЛИЦАХ История создания романа «Отцы и дети» Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен. ↓ В 1862 г. выходит отдельным изданием. Тургенев посвящает его В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок. ↓ Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Конфликты романа
Сюжет романа
Евгений Васильевич Базаров Нигилизм Базарова
Динамика образа Базарова В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение. Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn (уntos) — сущий и logos — учение) — раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру). Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности. Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично» Восприятие критикой образа Базарова Две точки зрения М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника» Д. Писарев «Базаров» Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей Система персонажей романа Два лагеря «Отцы» Старшее поколение «Дети» Младшее поколение
(Василий Иванович и Арина Власьевна)
Двойники Базарова Ситников Кукшина Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником. Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью. Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их. В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком.. и литератором». Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа. В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается со студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью». Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения. Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм — осознанно выбранная позиция. Женские образы Анна Сергеевна Одинцова Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть. Фенечка Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни — семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее. Катя Локтева Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура — любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вамиручные». Катя — воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов. Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» (+ таблица)Автор Алёна Базан На чтение 6 мин. Просмотров 3.5k. Обновлено Характеристика Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» занимает основное место, так как это главный герой произведения и один из самых ярких персонажей всей русской литературы 19 века. Проблема, поднятая автором в этом произведении, актуальна и в наше время, поэтому интерес к творчеству И.С. Тургенева не иссякает. С самого начала романа образ Евгения Базарова обращает на себя внимание своей эксцентричностью и кардинальным отличием от других персонажей. Привлекательной его стороной является не внешность, а необычное поведение и образ мышления, непохожий на все остальные. Главный герой романа «Отцы и дети» отвергает все жизненные устои современного ему общества, принятые ещё старшим поколением. Это человек с сильным, но трудным характером, преобладающими качествами которого являются напористость, самоуверенность и смелость. Если Евгений вступал в спор, то победить его было невозможно, настолько рьяно он отстаивал свою точку зрения и никогда не шёл на уступки, даже не представляя возможным согласиться с чужим мнением. Он очень целеустремлённый человек, который пытался воплотить в жизнь все свои планы. Его материалистическое мировоззрение оказывало влияние на окружающих людей – у некоторых оно сразу вызывало протест, а другие начинали слепо подчиняться. Главный герой был нигилистом, ценящим свою свободу мысли. Он резко негативно относился к дворянским традициям и обычаям, крепко устоявшимся в современном ему обществе. Молодой студент испытывал непримиримую ненависть к рабству, на которое были обречены все крестьяне. Крепостное право вызывало в нём отвращение ко всему российскому государству в целом. Отсюда жесткая непреклонность Базарова по отношению к общепринятым нравственным ценностям и нормам. Он общался с крестьянами наравне, любил просвещать обычных людей, а в свою очередь черпал у них народную мудрость, которую впоследствии любил использовать в своей речи. Евгений Базаров учился на медицинском факультете Петербургского университета и его главным увлечением были точные науки, потому как он прислушивался только к неоспоримым фактам, а философские размышления не воспринимал ни в каком виде. Люди, ценившие красоту и величие искусства, вызывали у него только смех, ведь для него это всего лишь пустая трата времени, которое можно было использовать с пользой для общества. Назвать Евгения Базарова полностью отрицательным персонажем нельзя, так как у него есть и положительные черты. Одним из главных его качеств было трудолюбие, встав рано с утра, молодой нигилист тут же стремился заняться какими-нибудь делами, он очень много работал. Начал изучать медицину с единственным желанием – помогать людям, найти способ излечения тяжёлых болезней. Базаров отвергал любую родительскую помощь, стараясь всего в жизни добиться самостоятельно. Преданность своим идеалам и идеям поставила Базарова в безвыходную ситуацию, когда его взгляды столкнулись с неизведанным ранее чувством. В такой ситуации главный герой оказался из-за Анны Сергеевны Одинцовой, при знакомстве с которой он открыл в себе умение глубоко и по-настоящему любить. Он осознал крах всей своей теории, но верность собственным убеждениям одержала верх, и Базаров отказался от вполне реального счастья ради жизненной позиции. Отказ от любви не помог Базарову стать прежним, его концепция была полностью разрушена. Отрицая чувства и называя любые их проявления глупостью, он ощущал, как им овладевает любовь. В итоге главный герой начинает вести философские рассуждения на тему скоротечности человеческой жизни и его места под солнцем. Базаров всегда считал, что человек – это вершина творения и в его силах подчинить себе природу. После крушения собственной теории, он понимает, что это невозможно. Люди – всего лишь пылинки в этом мире, и они не способные его подстроить под себя. Единственным выходом из сложившихся обстоятельств оказалась скорая гибель главного героя от тяжелой болезни, которой он заразился, проводя опыты над человеческим трупом. Приближение смерти раскрыло в нём лучшие качества и представило в ином свете – стойким, сильным, способным чувствовать и ценить красоту окружающего мира. Евгений Базаров – представитель нового поколения второй половины 19 века, которое не принимало и не хотело понимать порядки старшего поколения «отцов». Но, как оказалось, невозможно построить будущее без использования жизненного опыта своих предков.
смысла работы Тургенева. Проблемы романа «Отцы и дети»Классическое искусство называется так, что ценность каждого произведения, входящего в его фонд, проверена временем. Трагедии Шекспира, картины да Винчи, музыку Шнитке, скульптуры Родена можно перечислять долго, ведь список достижений человечества, созданных за время его существования и развития, действительно длинный и насыщенный. А представители русской культуры могут гордиться тем, что их великий соотечественник Иван Сергеевич Тургенев занимает одно из первых почетных мест среди признанных авторов мировой и русской классической литературы. Создатель русского романаДа, именно так. Конечно, и до Тургенева в русской литературе было много талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, психологический портрет целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое ...», и многие другие замечательные произведения дали пищу уму и сердцу русского народа, образовал, развил, объяснил, способствовал формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей Родины.Но именно Тургенев вывел русский роман на просторы мировой литературы, познакомил иностранных читателей с самобытностью нашей культуры, быта и истории. Краткость, необычайная выразительность языка, напряженность сюжета, отражение важнейших социальных и политических моментов жизни общества, типичная для российской действительности идеологическая борьба, глубокий психологизм и удивительное мастерство настоящего художника - вот отличительные черты. Тургенева-романиста и его лучших творений.Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критики узнали об этом удивительном явлении - «Русская литература», «Русский роман». Самым главным и любимым ребенком автора были отцы и дети. Смысл произведения отразил не только сложность семейных, общественных, гражданских и общечеловеческих отношений, но и точку зрения Тургенева на эти вопросы.Почему отцы и детиАвторская позиция в романе прямо не указана. Но это довольно легко определить, если внимательно посмотреть на композицию произведения, проанализировать язык персонажей, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например, пейзажа, в романе.Это, кстати, очень интересные «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в названии, а главный художественный прием противопоставления, или антитез, прослеживается на протяжении всего романа.Так почему отцы и почему дети? Потому что семья - это небольшая часть всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложные, порой драматические столкновения, которые потрясают и лихорадят общественное сознание. На момент зарождения идеи и написания самого романа жизнь, по мнению критика Белинского, в огромном количестве своих элементов «исчерпала себя».Такое разнообразие форм и позволяет увидеть и понять «Отцов и детей». Смысл произведения раскрывается в конфликте поколений, во взглядах на политику, религию, науку, искусство, общественный порядок и мировой порядок. Не менее яркий и классовый конфликт, усугубленный жестким противостоянием социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, метафорически понимает заглавие «Отцы и дети» более отчетливо. Смысл произведения не только в том, чтобы показать преемственность и разграничение поколений (универсальный аспект), но и в раскрытии противопоставления устоявшихся взглядов и мнений и новых, пришедших на смену старым. Семейная мысльДавайте сначала проанализируем «семейную идею» в новелле. Стоит отметить, что тема семьи в целом характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а у его матери были довольно сложные отношения. Потому что, наверное, так ценилось Иваном Сергеевичем домашнее тепло, гармония взаимоотношений старшего и младшего поколений. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, прогресс не может продвигаться вперед.Об этом свидетельствует пример семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и продвинутого поколения, хоть и находился под влиянием Базарова, но по-прежнему тесно связан со своими родственниками. Даже по приезду в отечество он восклицает, что здесь и воздух слаще и дороже и ближе, чем в столице. Совершая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев говорит, что отец Кирсанова постоянно пытался сблизиться с сыном, разделить его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, познакомился с друзьями, попытался понять новое поколение, пришедшее на смену его сверстники.Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, является романсом-антитезисом. Но, хотя Базаров - ярый противник всего прошлого, в том числе и «отцов», хотя внешне груб с отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «стариков Кирсановых», чувство родства ему не чуждо. Таким образом, семейные традиции и узы для Тургенева свято. Приветствуя новое время, писатель считает, что невозможно стереть полностью достижения прошлых эпох, в том числе преемственность поколений.Новое и староеСмысл романа «Отцы и дети» шире и глубже поднятого выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение с присущим ему максимализмом часто считает себя умнее, прогрессивнее, талантливее, способнее на большие дела и полезнее для страны, чем те, чей возраст приближается к закату. Увы, но по большому счету это так. И Николай Петрович, и Петр Петрович Кирсанов, образованные и думающие люди современности, все же отставали от неудержимо движущегося века.Им трудно понять новые научные идеи, технические достижения, политические идеи и принять их в повседневной жизни. Но означает ли это, что прошлое должно быть бесследно уничтожено, заброшено, заброшено, «очищено», как выражается Базаров? А что тогда строить на новом месте, на пустом? Нигилист Евгений не может нарисовать подробную картину - видимо, сам не знает, себе не представляет. И сам автор правильно видел смысл романа «Отцы и дети» не только в критике уродства русской действительности, прогнившей системы социальных, а зачастую и человеческих отношений, но и в доказательстве невозможности полностью отказаться от прошлого.Человеческие цивилизации сменяли друг друга, и каждая была основана на достижениях предыдущей.Идеологическое и эстетическое оформление романаЧто еще представляет собой роман «Отцы и дети»? Произведение Тургенева было написано в 3 этапа. Первый датирован 1860-1861 гг., Когда был создан основной текст, сформировалась сюжетно-образная система. Второй относится к осени 1861 года - началу зимы 1862 года. В это время писатель активно редактирует текст, вносит сюжетные и композиционные поправки, расширяет круг освещаемых проблем в соответствии с политическими изменениями в стране. .И, наконец, .Отношение Базарова к природе. «Отцы и дети»: характеристика БазароваТургенев, будучи сам по себе знатным происхождением, задумал изобразить своего персонажа непривлекательно, чтобы привлечь внимание читателей к бездушию нигилистов. А отношение Базарова к природе - самый яркий маркер авторской мысли. История созданияИван Сергеевич Тургенев - писатель, вклад которого в развитие русской литературы XIX века почти неоценим.И не зря роман «Отцы и дети» - это программное произведение писателя. Летом 1860 г. был задуман роман. Тургенев впервые упоминает об этом в письме Э. Ламберту и говорит о своей идее как о «великой истории». Писатель планирует быстро закончить работу, но через полгода ему это удается. В итоге роман был завершен в июле-августе 1861 года. Но окончательная подготовка к публикации завершилась только в 1862 году. Больше роман Тургенева не исключил, только устранил опечатки. Отзыв Тургенева о его романеОдно из изданий «Отцов и детей» написано авторами специально для В.Г. Белинского. При этом Тургенев заявил о лояльности идеям, связанным с именем великого русского критика, и о беспочвенности обвинений, которые поступали ему от русских революционных демократов, считавших, что в образе Базарова Тургенев хотел их точно передать. Помимо самоотдачи, Тургенев хотел поставить предисловие к роману, но друзья его отговорили. Обсуждение романаРоман имел большой резонанс в обществе. Практически все газеты ответили на публикацию статьи статьями и очерками. «Отцы и дети» вызвали массу разногласий среди единомышленников Тургенева и политических оппонентов. Выбирая героев материалистического демократа, отвергая благородные традиции и провозглашая новые принципы взаимоотношений между людьми, писатель сумел показать общечеловеческую ценность этих новых идеалов, которые только начинают зарождаться.Базаров - герой нового поколения, он вызвал интерес и споры. Таким образом, Тургенев отразил в своем романе конфликт своей эпохи, поставив ряд проблем, прежде всего о роли и характере «нового человека», человека-фигуры. Система образов романа
Главный герой «Отцов и детей» стал голосом идей революционной демократии, как задумал Тургенев. Базаров противостоит либералам из дворянства.Его образ - ключевой в композиции романа, с ним так или иначе связаны все события. Все персонажи произведения раскрываются только через взаимодействие с Базаровым, и при этом всегда будут подчеркивать или подчеркивать личность главного героя. Для раскрытия их образа необходимо подчеркнуть ум Базарова, его превосходство, силу души, одиночество, которым он страдает в среде аристократии. Образ БазароваСюжет основан на столкновении Базарова с христианским миром.Мир романа «Отцы и дети» актуален для современников. Базаров, характеристика которого говорит о нем как о герое своего времени, - разночинец, демократ, рабочий. Он далек от аристократических условностей и этикета. В столкновении с другими персонажами проявляются лучшие качества Базарова. Споры с Павлом Петровичем обнаруживают глубину суждений, зрелость ума, ненависть к рабству и аристократии. Дружба с Аркадием - это умение убеждать других в своей правоте, быть наставником. Евгений Базаров - независимая, гордая натура, не склоняющаяся перед властью. Для него главное - осмыслить. Когда Базаров говорит о природе, это сразу показывает характер ученого, характерный для шестидесятников. Его нужно исследовать, понимать и применять, а не бездумно созерцать. Тургенев держит своего героя через испытания: сначала любовью, потом смертью. Влюбившись в Одинцова, женщину гордую и храбрую, Базаров забывает о нигилизме, он полностью отдается чувству.Но на грани смерти он снова верен себе и бесстрашно готов принять смерть. В этой последней для Базарова сцене проявляется вся сила его души, стойкость его убеждений и стремлений. Отношение Базарова к природе«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник» - в этой фразе воплощена вся суть отношения главного героя к миру. Он не видит красоты в природе и нигде ее не видит, потому что главное - добро и дело. Отношение Базарова к природе уникальное - ведь она мастерская. Природа создана не для пустого восхищения, а для изучения, преобразования, изменения по мере необходимости. Единственное, что может поколебать эту уверенность, - это любовь. Нигилист не может любить, потому что отрицает само чувство. Но с появлением Одинцово мир меняется, это уже не просто мастерская. Базаров и ОдинцовЛюбовная линия имеет большое значение для романа «Отцы и дети». Базаров, описание которого до встречи с Анной Одинцовой было однозначно нигилистическим, меняется на прямо противоположное.Его идеалы рушатся, представления о мире трансформируются, он начинает сомневаться в себе и своих убеждениях. Анна, умная и красивая женщина, сразу привлекает внимание Базарова, он чувствует в ней родственную душу. Поговорив с ней, герой понимает, что влюбился. Одинцова раскрывается как человек со своими убеждениями и взглядами, умеет говорить на равных и ни в чем не уступать Евгению. Признание Базарова в любви изображено Тургеневым очень драматично.Одинцова сначала приглашает Евгения к разговору по душам, постепенно выясняется, что она в него влюблена. Но Анна добивается того, что он первым добился признания. Тут Базарова раздирают противоречия: он любит и злится одновременно. Как нигилист он не может принять любовь, она сделает его ничтожным и жалким. Для него, сильной личности, любить - значит поддаться слабости, стать безвольным. Но постепенно к нему приходит понимание, что он уже не может противостоять этой «болезни». Любовь бросает вызов теории Базарова и приводит к разочарованию в себе. Однако в данный момент его больше всего беспокоит то, что Одинцова не решится на взаимные чувства. Опасения Евгения оправдались, они были только друзьями. ЗаключениеОбраз природы для творчества Тургенева всегда был значимым. Вспомните хотя бы «Записки охотника», где его описаниям посвящено множество абзацев. Поэтому отношение Базарова к природе говорит о многом.Автор акцентирует внимание на бесчувственности героя, затем доводит его до любви, и тогда становится ясно, что все это фальшивка. Отрицание красоты для Евгения - самообман. .Образ Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенев И.С.Во второй половине XIX века потихоньку объявите себя героем нового типа. Если раньше они были дворянами, то теперь отечественные писатели все чаще обращают внимание на разночинцев-демократов, людей неаристократического происхождения, которые своим трудом и упорством пробили себе дорогу. Образ Базарова в романе «Отцы и дети» полностью соответствует этому герою, поэтому можно с уверенностью сказать, что Тургенев умел улавливать настроение народа и прислушиваться к русской жизни.Если бы это было не так, то писатель не смог бы так точно изобразить конфликт между разными поколениями. Демократия БазаровОбраз Базарова в романе «Отцы и дети» - воплощение демократических идей и принципов. Герой гордо заявляет, что его дед был из крепостных, но при этом не вспоминает, чтобы другой дед - по материнской линии - был дворянином. Это уже проявление любви Евгения к простому народу, неприятие классового разделения общества.Базаров уважает только людей, которые приносят в страну свой труд и ум.Внешний вид главного героя также указывает на его простоту. В аристократической среде он появляется в халате, что является пренебрежением к условностям. Также автор обращает внимание на красную руку Евгения, она сильно отличается от гладких ручек аристократов. Базаров не чужд физическому труду, не любит тратить время на развлечения, даже в Марьине, продолжает целыми днями заниматься экспериментами. Ненависть аристократии и народная любовь к герою романа «Отцы и дети»Базаров представляет собой образ, к которому простой народ, и в то же время презираемый дворянством. Так называемые аристократы всем сердцем ненавидели Евгения, называя его циником, гордым, плебейским, наглым. Столкновение Павла Петровича и Базарова - это не просто борьба двух поколений, но и противостояние людей с разными убеждениями и моральными ценностями. Аристократ только ждал предлога, чтобы цепляться за своего врага.В то же время у людей образ Базарова в романе «Отцы и дети» вызывает только положительные эмоции. Ребята целый день бегали по доктору, как собаки, Петр и Дуняша сочувствовали герою. Даже застенчивая Фенечка настолько привыкла к простоте и доброте Евгения, что осмелилась позвонить ему посреди ночи, когда заболел ее сын. Одиночество БазароваО борьбе демократии и аристократии повествует роман "Отцы и дети". Базаров представлен в произведении неким донкихотом, впадает в крайности.Евгения ненавидят аристократы и любят простые люди, но единомышленников у него нет, даже автор не понимает своего героя, он считает, что в реальной жизни такому человеку делать нечего. В Мариин Базаров отличается от местных помещиков, и для слуг он там как свой, а здесь, в своей деревне, для всех крепостных он господин.Образ Базарова в романе «Отцы и дети» трагичен. Герой не находит единомышленников, только воображаемых последователей, для которых его идеи - дань моде.К тому же он несчастен в любви. Смерть Евгения была неизбежна, потому что, как и ему, выжить на земле практически невозможно. p >> .Образ Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенев И.С.Во второй половине XIX века потихоньку объявите себя героем нового типа. Если раньше они были дворянами, то теперь отечественные писатели все чаще обращают внимание на разночинцев-демократов, людей неаристократического происхождения, которые своим трудом и упорством пробили себе дорогу. Образ Базарова в романе «Отцы и дети» полностью соответствует этому герою, поэтому можно с уверенностью сказать, что Тургенев умел улавливать настроение народа и прислушиваться к русской жизни.Если бы это было не так, то писатель не смог бы так точно изобразить конфликт между разными поколениями. Демократия БазаровОбраз Базарова в романе «Отцы и дети» - воплощение демократических идей и принципов. Герой гордо заявляет, что его дед был из крепостных, но при этом не вспоминает, чтобы другой дед - по материнской линии - был дворянином. Это уже проявление любви Евгения к простому народу, неприятие классового разделения общества.Базаров уважает только людей, которые приносят в страну свой труд и ум.Внешний вид главного героя также указывает на его простоту. В аристократической среде он появляется в халате, что является пренебрежением к условностям. Также автор обращает внимание на красную руку Евгения, она сильно отличается от гладких ручек аристократов. Базаров не чужд физическому труду, не любит тратить время на развлечения, даже в Марьине, продолжает целыми днями заниматься экспериментами. Ненависть аристократии и народная любовь к герою романа «Отцы и дети»Базаров представляет собой образ, к которому простой народ, и в то же время презираемый дворянством. Так называемые аристократы всем сердцем ненавидели Евгения, называя его циником, гордым, плебейским, наглым. Столкновение Павла Петровича и Базарова - это не просто борьба двух поколений, но и противостояние людей с разными убеждениями и моральными ценностями. Аристократ только ждал предлога, чтобы цепляться за своего врага.В то же время у людей образ Базарова в романе «Отцы и дети» вызывает только положительные эмоции. Ребята целый день бегали по доктору, как собаки, Петр и Дуняша сочувствовали герою. Даже застенчивая Фенечка настолько привыкла к простоте и доброте Евгения, что осмелилась позвонить ему посреди ночи, когда заболел ее сын. Одиночество БазароваО борьбе демократии и аристократии повествует роман "Отцы и дети". Базаров представлен в произведении неким донкихотом, впадает в крайности.Евгения ненавидят аристократы и любят простые люди, но единомышленников у него нет, даже автор не понимает своего героя, он считает, что в реальной жизни такому человеку делать нечего. В Мариин Базаров отличается от местных помещиков, и для слуг он там как свой, а здесь, в своей деревне, для всех крепостных он господин.Образ Базарова в романе «Отцы и дети» трагичен. Герой не находит единомышленников, только воображаемых последователей, для которых его идеи - дань моде.К тому же он несчастен в любви. Смерть Евгения была неизбежна, потому что, как и ему, выжить на земле практически невозможно. .Почему умер Базаров? Роман "Отцы и дети" ОчеркВ романе «Отцы и дети» есть нигилист, искренне верящий в правильность своей веры.Евгений Базаров - нигилист, поэтому материалист, не признающий догм, проверяет все только на опыте. Он врач, интересуется естественными науками. Его дни наполнены работой и новыми поисками. Тургенев создает героя, чтобы проверить, что в этом мире нужно, а что не имеет права на существование.Убедившись, что «человек-комета» для жизни совершенно не нужен, Тургенев заставляет Базарова умереть. Смерть была в филисифии Базарова, в его стремлении свести все живое к законам безжизненной материи. Смерть была внутри него, и недаром он умер от птомана. Пожалуй, самым абсурдным в жизни Базарова было стремление утвердить свою личность, чтобы противостоять себе по-другому. Автор последовательно проводит персонажа через книжные события, устраивая ему экзамены во всех сферах жизни: дружбе, любви, вражде, семье.Однако Базаров везде терпел поражение. Тургенев убил Базарова не потому, что он не догадывался, как приспособить это новое явление в российском обществе, а потому, что он обнаружил, что существует единственный закон, который даже теоретически нигилист не решился отрицать. Также Тургенев не нашел в нигилизме конструктивной, творческой силы. Он заставил персонажа умереть, так как не видел продолжения своей (Базаровской) деятельности. Смерть Базарова была по-своему оправдана, так как в любви невозможно было довести Базарова до «тишины удовольствия», так как в своем деле следовало оставаться на той сцене, где его идеи только начинают развиваться, поскольку он еще был на пороге будущего.Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Продолжить чтениеПрисоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ .критиков романа «Отцы и дети». Роман И. Тургенева «Отцы и дети» в комментариях критиков«Отцы и дети», история которого обычно связана с произведением «Рудин», опубликованным в 1855 году - романом, в котором Иван Сергеевич Тургенев вернулся к структуре этого первого своего творения. Как и у него, в «Отцах и детях» все сюжетные нити сливаются в один центр, который образовал фигура разночинца-демократа Базарова.Она обеспокоила всех критиков и читателей. Многие критики писали о романе «Отцы и дети», потому что произведение вызвало неподдельный интерес и споры. Основные положения относительно этого романа мы представим вам в этой статье. Значение образа Базарова в понимании произведенияБазаров стал не только центром рассказа, но и проблемным. От понимания его судьбы и личности во многом зависела оценка всех остальных аспектов романа Тургенева: авторская позиция, система персонажей, различные художественные приемы, использованные в произведении «Отцы и дети».«Судя по главам, критики рассмотрели этот роман и увидели в нем новый поворот в творчестве Ивана Сергеевича, хотя их понимание сценического смысла этого произведения было совершенно другим. За что ругали Тургенева?Двойственное отношение автора к своему герою вызывало упреки и упреки его современников. Тургенев подвергался жестоким оскорблениям со всех сторон. Критики романа «Отцы и дети» отзывались преимущественно отрицательно. Многие читатели не могли понять мысли автора.Из воспоминаний Анненкова, а также самого Ивана Сергеевича мы узнаем, что М.Н. Катков пришел в негодование, ознакомившись с рукописью «Отцы и дети» по главам. Его возмутил тот факт, что главный герой произведения безраздельно доминирует и не встречает никакого сопротивления. Читатели и критики противоположного лагеря также жестко критиковали Ивана Сергеевича за внутренний спор, который он имел с Базаровым в его романе «Отцы и дети». Содержание показалось им не совсем демократичным. Среди множества других интерпретаций наиболее заметной является статья МА. Антоновича, опубликованных в «Современнике» («Асмодей нашего времени»), а также ряд статей появился в журнале «Русское слово» (Демократический), принадлежащем Перу Д.И. Писарев: «Думающий пролетариат», «Реалисты», «Базаров». Эти критики романа «Отцы и дети» высказали две противоположные точки зрения. Мнение Писарева о главном героеВ отличие от Антоновича, который оценивал Базарова резко отрицательно, Писарев видел в нем настоящего «героя времени».Этот критик сравнил этот образ с «новыми людьми», изображенными в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский. В его статьях выдвинулась тема «отцов и детей» (отношения поколений). Мнения представителей демократического направления о творчестве Тургенева были восприняты как «раскол в нигилистах» - факт внутренней полемики, существовавшей в демократическом движении. Антонович о БазаровеИ читатели, и критики «Отцов и детей» Не случайно волновали два вопроса: авторская позиция и прототипы образов этого романа.Это два полюса, на которых интерпретируется и воспринимается любое произведение. По словам Антоновича, Тургенев был злым. В трактовке Базарова, представленной этим критиком, этот образ списан вовсе не человеком «с натуры», а «нечистой силой», «модой», которую выпускает озлобленный писатель нового поколение. В сатирическом стиле выдержана статья Антоновича. Этот критик вместо объективного анализа произведения создал карикатуру на главного героя, подставив Ситникова, «ученика» Базарова, вместо своего учителя.Базаров, по словам Антоновича, вовсе не художественное обобщение, не зеркало, в котором отражается подрастающее поколение. Критик считал, что автор романа создал язвительный фельетон, против которого следует также возразить. Цель Антоновича - «поссорить» с молодым поколением Тургенева - была достигнута. Чего не могли простить Тургеневу демократы?Антонович в подтексте своей несправедливой и грубой статьи упрекнул автора в том, что у него фигура слишком "узнаваемая", поскольку одним из ее прототипов считается Добролюбов.Журналисты «Современника», к тому же, не смогли простить автору разрыва с этим журналом. Роман «Отцы и дети» был опубликован в консервативном издании «Русский вестник», что стало для них знаком окончательного разрыва Ивана Сергеевича с демократией. Базаров в «настоящей критике»Писарев высказал иную точку зрения на главного героя произведения. Он рассматривал это не как карикатуру на некоторых людей, а как представителя зарождающегося в то время нового социально-идеологического типа.Меньше всего критика интересовало отношение самого автора к своему герою, а также различные особенности художественного воплощения этого образа. Писарев интерпретировал Базарова в духе так называемой реальной критики. Он указал на то, что автор в его образе предвзят, но шрифт оценил Писарева высоко - как «героя времени». В статье «Базаров» говорилось, что главный герой романа в образе «трагического человека» - это новый тип, которого не хватало в литературе.В дальнейших интерпретациях этого критика Базаров все больше отрывался от самого романа. Например, в статьях «Думающий пролетариат» и «Реалисты» именем «Базарова» назван тип эпохи, разночинец-культуртрегер, близкий самому Писареву. Обвинения в предвзятостиОбъективному, спокойному тону Тургенева в образе главного героя противоречат обвинения в тенденциозности. «Отцы и дети» - это своеобразная тургеневская «дуэль» с нигилистами и нигилизмом, но автор выполнил все требования «кодекса чести»: уважал врага, честно «убивая» его.Базаров как символ опасных заблуждений, по мнению Ивана Сергеевича, достойный противник. В гламурности и карикатуре изображения, в котором некоторые критики обвиняли автора, они не использовались, потому что могли дать совершенно противоположный результат, а именно, недооценку силы нигилизма, что является деструктивным. Нигилисты стремились поставить своего псевдо-идола на место «вечного». Тургенев, вспоминая свою работу над образом Евгения . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |