О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Влияние религии на воспитание детей


Влияние религии на воспитание ребенка

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «Влияние религии на воспитание ребенка»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса      

группы М2        Макаревич Глеб

 

Руководитель:         _________________  И. Г. Тихонова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

Влияние религии на воспитание ребенка в  современном мире.

Согласно определению ученого  Павлова Ивана Петровича можно  сказать, что воспитание – это  процесс влияния, направленный на обеспечение  сохранности исторической памяти популяции. Другими словами, воспитание – это  факторы влияния на живой организм (человека или животного), которые  должны способствовать сохранности  и успешному развитию популяции. Если акцентировать внимание не на воспитании всех живых организмах, а только на воспитании человека, то можно предложить иное определение.

 

Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе.

Принято считать, что воспитанием занимаются родители, воспитатели, учителя, преподаватели  и те, кому не лень. Но на самом деле, воспитанием занимаются все и  каждый. На формирование личности влияет все окружающее общество, включая  и общение в Интернете, и просмотр телепередач и ознакомление с  лживыми «трудами» систем массовой информации.

Если  проводить анализ воспитания, то можно  сказать, что в современном обществе существуют проблемы воспитания и образования. Анализ воспитания предыдущих поколений  – это анализ уровня культуры на сегодняшний день, анализ текущих  экономических, политических, социальных, научных и других показателей. Дело в том, что весь сегодняшний окружающий общественный мир является следствием нашего вчерашнего воспитания. Образование  как таковое (изучение наук, природных  и социальных законов человеческого  общества) не оказывает столь существенного  влияния, как воспитание молодежи (подрастающего  поколения), так как именно воспитание закладывает в человека общественные желания, а они и являются основной почвой для дальнейших действий. Другими  словами, можно потратить всю  жизнь на то, чтобы заставить другого человека достичь тех или иных результатов в жизни общества и при этом не достичь успеха. А можно просто воспитать в нем правильное желание, которое будет устремлять человека к верным действиям, к выбору верных решений. Взрастите в ребенке желание, а все остальное он сделает сам (найдет способы реализации своего желания и воплотит его в действительность).

Правильное  обучение и воспитание детей создаст  правильное общество, в котором нет  несправедливости, войн и насилия. Но актуальные проблемы воспитания и образования  в том, что наше общество не знает, как правильно воспитать ребенка, к тому же воспитание – это процесс  беспрерывный, процесс восприятия и  «абсорбции» окружающей действительности ребенком. Другими словами, ребенок  становиться отражением действительности, он впитывает те примеры, которые  показывает ему окружающее общество. Так как наше общество далекое  от идеала, то и наши дети вырастают  соответствующие. Если мы хотим правильно  воспитать своих детей, нам нужно  знать, как правильно вести себя в обществе, чтобы показывать своим  детям пример, ведь именно на примерах воспитывается человек. Примеры  – это самые важные принципы воспитания, а не убеждения, разговоры и прочее. Вы можете долго рассказывать как  правильно вести себя в обществе, но если окружающие поступают иначе, то ребенок будет жить так, как  и окружающие.

Религия

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных  норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение  людей в организации (церковь, религиозную  общину)

 

 

Влияние религии  на воспитание ребенка.

Христианство

Христианство  — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство  — самая крупная мировая религия  как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

 

Атеизм

Атеизм - это религия. Утверждение “Бога  нет” для атеиста не теорема, а  аксиома, принимаемая без доказательств, то есть - на веру.

Научный атеизм — критика мифов, легенд и  прочих элементов религии с позиции  достижений современной науки, в  противовес тому, как научный креационизм  пытается подвести под оные научную  базу.

 

Атеизм - это религия. Утверждение “Бога  нет” для атеиста не теорема, а  аксиома, принимаемая без доказательств, то есть - на веру.

Научный атеизм — критика мифов, легенд и  прочих элементов религии с позиции  достижений современной науки, в  противовес тому, как научный креационизм  пытается подвести под оные научную  базу.

Иудаизм

Иудаизм-религия, распространенная в основном среди евреев. Возникшая из политеизма древнеевр. племен, она с 7 в. до Р. X. становится монотеистической религией с верой в единого Бога и мессию (спасителя), с множеством ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны быта верующих. Основы вероучения иудаизма изложены в Ветхом завете (признаваемом и христианством) и Талмуде (системе комментариев к ветхозаветным книгам), а иудейской церковью является синагога. Иудаизм – государственная религия Израиля.

Положительное влияние христианства на воспитание ребенка

    • Дополнительная ответственность (А то бог накажет)
    • Четкие нравственные ориентиры
    • Двусторонне развитие
    • Знание альтернативной истории
    • Облегчение работы родителям (Нельзя, потому что в Библии так написано)

Отрицательное влияние христианства на воспитание ребенка

Христианство  стало средством психологической  защиты перед лицом собственной  ничтожности. Когда человек не может  опереться на себя и свое собственное  мнение, он вынужден придумывать искусственные  правила и следовать им. Вот  основа христианской черно-белой морали — ее задача поставить в стойло тех, кто не способен к самоопределению. Получается, что свобода, сила и вера в себя полностью обесценивается, а на первое место выходят качества инфантильной психики — покорность, сомнение, безответственность, жалость  к себе, замаскированные под высокую  духовность.

 

 

Положительное влияние атеизма на воспитание ребенка

  • Понимание беспристрастности мира, трезвый взгляд на природу вещей, отсутствие ложной надежды на небесную справедливость, счастье и бессмертие.
  • Отсутствие напрасной надежды на божественную помощь или излечение. Понимание, что кроме самого себя и окружающих людей не стоит рассчитывать на чью-то высшую помощь
  • Отсутствие страха перед всевидящим богом, который педантично подсчитывает грехи.
  • Отсутствие необходимости соблюдения требований и ограничений религии касающихся мыслей, слов, поведения, пищи.
  • Знание сложности и действительных механизмов функционирования окружающего мира - чистый познавательный интерес.
  • Знание объективных действующих законов позволяет улучшить жизнь
  • Свобода выбора спутника жизни или друзей вне зависимости от национальности, вероисповедания или даже пола.
  • Отсутствие необходимости исполнять бесполезные или аморальные культовые требования религии.(о)
  • Объективные знания об окружающем мире позволяют облегчить и улучшить жизнь людей путем развития техники и медицины.(о)
  • Способность человека ценить те интересы других людей, которые считаются греховными или несущественными в религиозных системах.
  • Способность уважать интересы человека вопреки нормам традиции. Отсутствие религиозно-обусловленных предрассудков и источников дискриминации. Понимание действительной ценности человеческой жизни.(о)

 

 

Отрицательно  влияние атеизма на воспитание ребенка

    • Восприятие мира равнодушным, иногда суровым, отсутствие в нем гаранта справедливости, понимание того, что хорошему человеку не гарантировано счастье, нет ни высшего награждения достойных, ни наказания подлости и жестокости. Нет гаранта вечной жизни и бессмертия. Разумеется, отсутствие такого гаранта не исключает возможности ощущения счастья.
    • Способность человека поставить свои интересы выше чьих либо еще без страха божественного наказания.(о)
    • Способность нарушить моральные общественные устои.(о)

Положительное влияние ислама на воспитание ребенка

  • Правдивость (ас-сидк).
  • Надёжность и верность (аль-амана).
  • Искренность (аль-ихлас).
  • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  • Скромность (аль-хайя).
  • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  • Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  • Терпение (ас-сабр).
  • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
  • Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
  • Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

  Каждое из перечисленных выше  достоинств описано в Коране  и Сунне либо прямо, либо  посредством примеров, притч и изречений пророков.

 

Некоторые правила воспитания детей

1. Первое и самое важное правило  безопасности детей – это полное  доверие между всеми членами  семьи. Звучит, как утопия, но именно  доверие между взрослыми и  детьми помогает избежать и  предотвратить многие проблемы. Формирование такой модели семьи  лежит полностью на плечах  взрослых. Именно от родителей  зависит, пойдёт ли со своими  проблемами ребёнок к ним или  предпочтёт советы чужих людей.  Старайтесь интересоваться всем, что происходит в жизни ребёнка,  но не будьте навязчивы. Не  ругайте детей за искренность,  даже если они признаются не  в самых лучших поступках. Будьте  мудры, ведь каждое ваше слово  и каждый поступок – это  вклад в копилку ваших будущих  отношений.

 

2. Второе правило заключается  в том, что до тех пор,  пока ребёнок находится под  вашей ответственностью, он должен  спрашивать разрешения, прежде чем  сделать какие-то вещи или пойти  куда-то. В каждой семье свои  правила, кто-то позволяет своим  детям больше, кто-то меньше. Но  ребёнок должен спросить вашего  мнения и разрешения, прежде чем,  например, принять подарок или  угощение, пойти куда-то, особенно, если  это не касается его привычного  окружения.

 

3. Третье правило – правильное  общение с другими взрослыми.  Мы часто говорим своим детям:  не открывай никому дверь, не  разговаривай с незнакомыми. Но ребёнку приходится общаться с людьми, которых он не знает, это нормально. Научите его тому, что чужие люди не имеют права ему приказывать и что-то от него требовать, не могут угрожать и запугивать. Если такое происходит, нужно звать на помощь или убегать. Также, научите ребёнка никуда никогда не ходить с чужими взрослыми, что бы они ни говорили. Перечислите, какими обманными путями могут попытаться заманить ребёнка и объясните, что всегда можно сначала позвонить родителям или сходить домой, прежде чем верить на слово.

 

4. Четвёртое правило – постоянная  доступность. Не поскупитесь купить  средства связи для ребёнка,  которые помогали бы вам быть  вместе. Мобильный телефон, электронная  почта, обычный телефон, всё  это может пригодиться, когда  вас нет рядом, но необходима  ваша помощь. Научите ребёнка  рассказывать о том, что он  делает и собирается делать, куда  собирается пойти. Чем больше  он рассказывает вам, тем больше  вы знаете о том, какой жизнью  он живёт.

 

5. Пятое правило – малыш должен  наизусть знать своё имя, фамилию,  отчество, адрес и домашний номер  телефона. Он должен знать, как  зовут его родителей, кем и  где они работают, как их можно  найти. Так же он должен знать,  в какие службы помощи он  может позвонить в той или  иной ситуации.

 

6. Шестое правило – поощрение.  Если ребёнок заметил что-то  необычное и сообщил вам, всегда  хвалите его. Пусть речь идёт  всего лишь о забытой кем-то  игрушке на детской площадке. Это гарантия того, что он расскажет  и о более серьёзных вещах,  если такие случатся.

 

7. Седьмое правило – контроль  чувства стыда. Интимные темы  и интимные органы – часто  запретная тема во многих семьях. Этого не должно быть, если  вы действительно беспокоитесь  за безопасность своего ребёнка.  Он должен знать названия своих  половых органов, пусть они  будут не научными, шуточными,  но он должен уметь рассказать  о них, если потребуется. Например, если он увидит человека, который  пытался раздеваться при детях.  Так же, ребёнок должен знать,  что никто из взрослых, исключая  врачей и родителей в случае  необходимости, не имеет права  касаться его интимных частей  тела. Это всегда говорит об  опасности. Научите ребёнка, что  объятия чужих людей, а тем  более поцелуи, так же недопустимы.  Не обязательно человек, который  обнял вашего ребёнка, педофил  или маньяк, но он может быть  болен заразной болезнью, например, туберкулёзом. Вы должны уметь  это объяснить ребёнку.

Религиозное воспитание детей ✟

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности - во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства питают и согревают человека в трудные минуты жизни, и, напротив, люди, не имевшие счастливого детства, ничем не могут восполнить его. Когда мы встречаем таких людей - сирот, не знавших родительской ласки; пасынков и падчериц с изломанной душой вследствие тяжелой домашней обстановки; незаконнорожденных, брошенных на попечение чужим людям - мы чувствуем лежащий на их душе отпечаток тяжелых и болезненных ранних впечатлений.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность. Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка - и его душа потускнеет; ребенок останется в опустевшем мире с его мелкими будничными интересами. Нечто подобное происходит и с телом: если ребенок ж

Доклад на МО "Влияние религии на духовно-нравственное воспитание школьников"

Доклад на методическое объединение на тему:

«Влияние религии на духовно-нравственное воспитание школьников»

Подготовила уч.нач.классов

Ашинова А.М.

В настоящее время одной из наиболее острых и обсуждаемых проблем, связанных с системой образования, является вопрос о необходимости внедрения в процесс преподавания религиозных знаний.

Правомерность места, занимаемого религией в нашем обществе, ни у кого не вызывает сомнения, несмотря на то, что еще не сменилось поколение, прошедшее через многочисленные запреты на проявление религиозности души, на истинную, а не номинальную свободу вероисповедания.

Также ни у кого не вызывает опасения в настоящее время и приобщение молодежи разных возрастов к религии, воспитательное значение которой, прошедшее проверку многими десятками и сотнями лет, неоспоримо велико.

Оценивая влияние, которое религия могла бы оказать на детские души при внесении преподавания его канонов в учебные планы и программы общеобразовательных учреждений, следует невольно задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? В каких рамках и формах может осуществляться религиозное образование в школе? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Является ли введение основ вероучения в программы школ жизненно необходимым для формирования целостного миропонимания и мировоззрения ребенка, для его духовного воспитания и разностороннего развития?

Пока мы не видим однозначного мнения в пользу или против данного нововведения.

Попытаемся разобраться и взглянуть на эти проблемы с самых общих позиций. Религия традиционно связана с образованием, она предполагает религиозное образование самых разных ступеней, от первоначального до высшего, богословского. В процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем и целостная система религиозного образования. В современную эпоху потребность в религиозном образовании возникла у самого общества. На то есть веские причины, главная из которых, по нашему мнению, это необходимость преодоления бездуховности современной цивилизации.

В обыденном словоупотреблении «духовный» понимается как достойный, нравственный. Духовность является одним из основных существенных видовых признаков человека. Вся жизнедеятельность человека, определяемая условиями социального бытия, морально-правовые установки несут на себе печать индивидуальной духовности.

В современном образовании слишком мало воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни. Мы фиксируем огромный рост случаев девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи — от побегов из дома до тяжких преступлений, наркомании, т. е. деградацию ценностных ориентиров современных людей. История в очередной раз ставит перед нами извечные вопросы о смысле бытия, о добре и зле, о нравственном и безнравственном. От того, какой сегодня мы дадим на них ответ, во многом зависит дальнейшая судьба каждого человека и российского общества в целом.

Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е. высших смысложизненных ценностей.

Религия относится к разряду социальных явлений, которые всегда будут нам сопутствовать. Мотивы введения вероучения в образовательный институт были установлены многолетней традицией российской образовательно-воспитательной системы и подкреплены современными тому периоду научными исследованиями и доводами. Можно вспомнить некоторые из них, чтобы понять, какую роль отводила религии в воспитании молодежи прогрессивная научная интеллигенция.

Обращаясь к работам ученого В.В. Зеньковского, можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности. Философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др.). И.А. Ильин полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души, возможно на фоне обогащения духовного опыта детей. Но в настоящее время в области образования обозначилось противоречие между запросом общества на качественно духовное обоснованное образование и слабой способностью нынешней системы образования реализовать этот запрос. Мы считаем, что духовно-нравственные ценности, основным положениям других великих религий России, — это первое, что должно объединять усилия государства, светского образования и духовного просвещения. Это ценности патриотизма, любви к своей стране, ее истории, обычаям, о которых говорится в проповедях всех религий. Большое значение и для светского государства, и для верующих имеет понимание ценности семьи и воспитания детей. И здесь традиции и исламской , и христианской ,и др.религий является для нас естественной опорой. Религия всегда поддерживала идею и практику дружной многодетной семьи. В текстах священных книг описывается все то, что является нарушением заповедей: обман, тунеядство, грабительство и т. п. Религия требует помогать всем, кому трудно, помогать ближнему.

Важно подчеркнуть, что религиозное воспитание способствует принятию учащимися традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к духовному опыту, развитию чувства собственного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности — веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции и непрерывной связи с Абсолютным Идеалом,

Конечно, обращение к религии так же, как и избрание веры, дело сугубо личное. Закон гарантирует гражданам свободу выбора того, какими этическими нормами им руководствоваться в своей жизни.

 В общеобразовательных школах, к сожалению, пока не накоплено достаточно необходимого арсенала и разнообразия средств религиозного просвещения учащихся, недостаточно научно-методического обеспечения процесса религиозного обучения и воспитания. Но все-таки школы должны знакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный выбор мировоззрения. На наш взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека [3, с. 16].

Предоставляется очевидным, что каждый культурный человек, вне зависимости от своих мировоззренческих ориентаций, должен обладать определенной суммой сведений о религии как важной форме общественного сознания. Агрессивный и грубый атеизм несовместим с гуманистическим воспитанием. Вместе с тем, нельзя забывать, что согласно Конституции РФ государственное образование имеет светский характер.

Что можно разработать и внедрить в практику педагогического процесса?

.

С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы «Религия и ее памятники», «Из истории религий», «Мировые религии», «ОРКСЭ», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др.  Преподавание религиозных дисциплин в светской школе — дело новое. И родители школьников, и сами учителя недостаточно ориентируются в этом вопросе. По данным центральной печати, 78 % старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии.Прежде всего преподавателям необходимо совершенствовать собственные знания по теории и истории религии

В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается, поэтому в ближайшие несколько лет учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовку и собственный опыт .

Однако нельзя забывать, что преподавание религии в школе должно быть, безусловно, свободно от всякого насилия. Достичь этого можно, отказавшись от системы баллов, наград, наказаний и домашних заданий.

Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений — главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога — это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное — он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.

Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На наш взгляд, это требование — одно из важнейших по своей методологической значимости .

Религиозное просвещение школьников и студентов помогает восполнить значительные пробелы в их знаниях относительно «вечных вопросов» жизни и стимулировать познавательную и поисковую активность в осмыслении таких глобальных мировоззренческих проблем, как бытие и природа ; цель и смысл человеческой жизни; сущность и происхождение добра и зла и многое другое.

На сегодняшний день мы имеем дело с поколением, готовым принимать, понимать и осознавать духовные законы мира, а их раскрывает религия. Дети нового сознания имеют очень сильную волевую установку на осознанные действия. Они регулируют в своем сознании свои действия и действия окружающих взрослых.

Если религия станет одной из форм, посредством которой удастся донести до осознания детей духовные ценности таким образом, чтобы их сознание оставалось природно-целостным и здоровым, поддерживалась гармония в их развитии, то мы сможем сохранить и взрастить потенциал молодого поколения. Религия — это сила, которая позволит возвратить человечество к нравственности и пробудить человека, избавить его от материальной зависимости.

Подводя итог нашим соображениям по данной проблеме, важно определить педагогические основы организации преподавания религии в школе. Назовем наиболее значимые из них для нашего времени. Преподавание следует вести с учетом возраста учащихся и их умственных сил. По возможности избегать схоластики в изложении религиозных истин. Наши соображения, разумеется, далеко не исчерпывают сложную многоплановую, актуальную тему роли религиозной идеи в становлении системы образования, в воспитании учащихся. Актуальность рассматриваемых вопросов нельзя отрицать для современной педагогики. Недопустимо подменять религию образованием, а образование — религией. Но в каких-то разумных пропорциях должно найти способ сосуществования в жизни современного общества науки, философии, религии. Религиозная идея должна быть адекватно представлена на всех уровнях образования — от начального до высшего в качестве сознательно рефлексируемого компонента культуры, вписанного в общий контекст нравственного совершенствования личности.

Полезно ли религиозное воспитание для детей? — Разум и религия

Имеют ли дети, воспитываемые религиозными родителями, лучшее социальное и психологическое развитие, чем дети, воспитывающиеся в нерелигиозных семьях? В новом исследовании ученые обнаружили, что религия может стать «смешанным благословением» для детей, когда они становятся старше.

Джон Бартковски, профессор социологии Техасского университета в Сан-Антонио ( UTSA), Сяохэ Сюй, профессор социологии UTSA и заведующий кафедрой социологии, и Стивен Бартковски, сотрудник отдела институциональных исследований и служб эффективности в районе колледжей Аламо, недавно опубликовали в журнале Religions статью под названием «Смешанное благословение: благотворное и пагубное влияние религии на развитие детей среди третьеклассников».

Команда проанализировала данные продолжительного исследования раннего детства. Они изучили влияние религиозного присутствия родителей и то, как религиозная среда в семье (частота религиозных дискуссий между родителями и детьми и конфликты между супругами по поводу религии) влияет на национально репрезентативную выборку третьеклассников. Они рассмотрели психологическую адаптацию детей, межличностные навыки, проблемное поведение и результаты стандартных тестов (Чтение, Математика и естественные науки).

Они обнаружили, что психологическая адаптация и социальная компетентность третьеклассников положительно коррелируют с различными религиозными факторами. Однако успеваемость учащихся по чтению, математике и естественным наукам была негативно связана с несколькими формами родительской религиозности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что религиозность родителей — это смешанное благословение, которое приводит к значительному росту социально-психологического развития третьеклассников и потенциально подрывает успеваемость, особенно в математике и естественных науках.

«Религия подчеркивает моральные кодексы, призванные привить такие ценности, как самоконтроль и социальная компетентность», — сказал Бартковский. «Религиозные группы отдают предпочтение этим мягким навыкам в ущерб успеваемости, которая обычно снижается для молодых людей, воспитывающихся в религиозных домах, по сравнению с их нерелигиозными сверстниками.»

Это исследование основано на предыдущем исследовании, проведенном Бартковски и его коллегами. Опубликованное в 2008 году, это исследование было первым, в котором использовались национальные данные для анализа влияния религии на развитие ребенка. Это исследование показало, что религия связана с усилением психологической адаптации и социальной компетентности среди детей младшего школьного возраста (детсадовцев). Бартковски также обнаружил, что религиозная солидарность между парами и общение между родителями и детьми были связаны с положительными характеристиками развития, в то время как религиозный конфликт между супругами был связан с отрицательными результатами.

Бартковский сказал, что есть много путей для достижения всестороннего развития, и религия-это только один путь.

«Если для воспитания ребенка нужна деревня, религия занимает в ней важное место. Но это, конечно, не имеет никакого отношения к формированию позитивных траекторий развития детей. На самом деле религия лучше всего сочетается с другими общественными ресурсами, такими как академически ориентированные школьные клубы и мероприятия»

, — заключил он.

Бартковски также выделил одно заметное ограничение в своем недавно опубликованном исследовании.

«Некоторые религиозные группы могут более эффективно уравновешивать мягкое развитие навыков и академическое превосходство, чем другие. К сожалению, наш набор данных не учитывает конфессиональную принадлежность, поэтому мы не можем сказать, могут ли дети из Католического, протестантского, мормонского, мусульманского или другого конфессионального происхождения особенно сильно нарушить хрупкий баланс между социально-психологическим развитием и академическим совершенством»

, — пояснил Бартковский.

Он сказал, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, лучше ли некоторые религиозные группы уравновешивают развитие навыков межличностного общения и академический потенциал.

Бартковски сказал, что главный вывод из этого нового исследования состоит в том, что религия является важным влиянием, как правило, для хорошего, а иногда и для плохого, поскольку дети прокладывают свой путь через школьные годы.

 

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.