О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Влияние эмоционального общения матери с ребенком на его развитие


Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка Важность первых трех лет. ( выдержки из моих семинаров)

Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка
Важность первых трех лет

Ребенок подобен зеркальному шару, который весьма многогранен и в каждой грани отражаемся мы, родители, наши поступки и слова, наше отношение к маленькому ребенку.И то, что мы вложим в него сейчас, как зеркальные грани шарика отразятся на его жизни потом, на его отношении к себе, к миру. И каким будет этот мир для малыша во многом зависит от его родителей- первых людей, с которыми знакомится ребенок еще до своего рождения и которые будут рядом на протяжении всей его жизни.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка свободным, счастливым и самодостаточным! А это зависит от того, насколько хорошо мы занимаемся его воспитанием. Но успешное воспитание невозможно без любви к ребенку, без знания его возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. Поэтому очень важен эмоциональный контакт родителей и малыша с самого рождения, особенно контакт с мамой, которая чувствует своего ребенка еще в утробе: его первое движение, толкание, икание. Сразу после рождения малыш активно участвует в образовании своих первых и главных взаимоотношений с наиболее близким человеком – матерью. Развитие его способностей, с помощью которых он устанавливает социально-эмоциональные связи, происходит через взаимоотношения с ней. Именно улыбку мамы видит ребенок в первые минуты своей жизни. В этот момент и возникает та тонкая, но крепкая нить, которая незримо связывает мать и дитя навсегда! Ведь недаром при звуках голоса мамы ребенок успокаивается и сладко засыпает в ее объятьях, посасывая ее грудь. Он реагирует на голос матери, поворачивая головку, потом начинает улыбаться и тянуть ручки к маме, радостно реагирует на ее появление. Каждый день мама замечает новые проявления развития малыша, это безусловно радует ее. Таким образом к 12 мес. у ребенка на основании взаимодействия развивается некая модель представлений себя и своих отношений с мамой. Эмоциональные отношения с матерью позволяют малышу чувствовать себя безопасно даже в ситуациях, когда мать в действительности не присутствует.

Но вот ребенку исполнился год, он уже совсем не похож на того беспомощного малыша, который мог подолгу сидеть у мамы на руках или манипулировать с предметами и игрушками, предложенными взрослыми. Сейчас малыш уже хорошо стоит на ножках, с каждым днем все увереннее начинает покорять пространство, знакомиться с неведомым до этого предметным миром. В этот период расширяется социальный круг общения ребенка. Личность малыша тоже развивается: появляются первые «дя» и «неть»; малыш тянет маму за руку в ту сторону, куда хочет он, начинает делать то, что хочет он.

Для некоторых мам такое изменение ситуации неожиданно. Многие из них чувствуют, как не справляются с ребенком, то есть теряют контроль над ним. Мамы растеряны, иногда раздражены. Ее роль меняется, меняются отношения с мамой, меняется степень свободы ребенка, но несмотря на это, малыш должен чувствовать любовь. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею. Он еще не имеет представления о самом себе как об отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих. Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя и тактильные ощущения — ласки, поцелуи, объятия, — способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.

Если забота матери о своем малыше была всегда своевременна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко и свободно. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым»

Как говорила Мария Монтессори: «Все мы ошибаемся, но только те, кто с детских лет знал «вкус Победы», «вкус Удачи», каждый раз ошибаясь и «падая» будет вставать идти дальше, чтобы вновь и вновь пробовать и пробовать, чтобы опять ощутить это состояние Я сделал это Сам, у меня Получилось, Я смог!»
Источник: http://schoolmagic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=199%3A2014-04-08-05-32-03&catid=4%3A2011-05-21-06-22-28&Itemid=25

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Консультация учителя-логопеда для родителей "Влияние эмоционального общения матери на речь ребенка"

Консультация для родителей

Влияние эмоционального общения матери на речь ребенка

Цель: педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

  • Сообщить родителям детей младшего дошкольного педагогические сведения о важности эмоционального общения с ребенком и влиянии его на речь.

  • Способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.

  • Способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

  • Научить родителей практическим игровым приемам развития речи ребенка в повседневном общении.

Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой.

В этологических исследованиях, начало которым было положено в экспериментах Х.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающихся без матери, было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. Х.Харлоу сформулировал понятие об эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие “тела” (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться. В нормальных условиях этим объектом является мать.

Ошибки родителей при общении с детьми:

И на первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения. Родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.

Но особенно досадными являются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всех контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, переодеть, уложить спать и т. д.), просто потому, что им такие контакты малоинтересны.

В этих случаях у них всегда находится множество причин не заниматься ребенком и предоставить его самому себе - усталость после работы, масса всяческих домашних дел и т. п. Обычно им удается довольно быстро убедить самих себя в том, что именно эти причины и не позволяют им уделить ребенку какое-то время, кроме самого жесткого минимума. Эти причины - сами по себе вполне реальны: все устают после трудового дня, после уборки, стирки и других дел по дому. Однако важно понять, что общение с ребенком нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени.

  Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся, как на их общем развитии, так и на развитии речи в частности, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка в такой семье. Его еще неокрепшая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии родителей здесь не приходится говорить.

Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии речи ребенка, является неполноценность общения (качественная сторона общения). Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходится, и в то же время до крайности обедненным. Обедненным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу.

Интеллектуальная обеднённость общения является обычно естественным следствием низкого уровня интеллектуальной жизни семьи. Чем образованнее мать, тем шире она использует сложные языковые конструкции, распространенные предложения в разных временах. Такая мать если ей нужно утихомирить ребенка, мешающего телефонному разговору, скажет: «Помолчи, пожалуйста, минутку. Мне надо поговорить по телефону». Тогда как на языке с ограниченным кодом это звучит как: «Замолчи!»

Словарный запас нормального ребенка, приходящего в школу, обычно составляет 4-5 тысяч слов. Но попадаются семьи, где мать, общаясь с ребенком, обходится двумя-тремя сотнями слов. Помимо бедности словарного запаса в чисто количественном отношении тут присутствует и качественная обедненность: ребенок не знает многие возможностей слова, с которыми его развитые сверстники практически хорошо знакомы, - употребление слова в прямом и в переносном значении, эмоциональная окраска слова и т. д.

С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, как правило, следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, потому что такое чувство изумления чуждо взрослым. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений, буквально воспринимают сказанные в шутку слова. Даже смеются эти дети редко - ведь они не приучены и не умеют видеть в вещах их смешную сторону. И, между прочим, это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Смех, как справедливо указывал В. А. Сухомлинский, один из каналов познания, одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полностью.

Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входят компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

Однако, это «безопасное»  занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Таковы основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения в силу скудости интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченный просмотр телевизора.

Как целесообразно строить семейное общение, чтобы оно благоприятно влияло на уровень развития речи детей, посвящена данная консультация.

Чтобы у ребенка нормально шло общее развитие речи, необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию. От раздувания конфликтов в семье. От семейного алкоголизма. От дефицита общения. Следует помнить, что родители, предоставляющие своим детям, расти, как трава в поле, скорее всего, как только дети пойдут в школу, столкнутся с фактом задержки развития.

Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые - не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), - которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.

Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и главное говорить медленно, ясно и громко.

Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности его развития. Для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения, - разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.

Задание для родителей (они делятся на группы по 2-4 человек). Нужно рассказать, как можно развивать речь ребенка в повседневные моменты:

  1. Во время одевания

  2. Во время прогулки

  3. Во время приготовления пищи

  4. Во время строительства домика из кубиков.

С точки зрения детской психологии, первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком.

В данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

 Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Взрослый подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Привет! Пока!

Ход игры: Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

– Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.

– Пока! Пока!

Ку-ку!

Оборудование: игрушка.

Ход игры: Взрослый показывает малышу игрушку и затем прячет.

– Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем игрушка показывается со словами:

– Ку-ку! Это я, игрушка! Привет!

Игрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Лови мячик!

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Взрослый берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: взрослый и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Взрослый катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

Котёнок

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

– Смотри, какой к нам пришёл котёнок – маленький, пушистый.

Давай погладим котёнка – вот так.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

Шарик

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Ход игры: Взрослый показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

– Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

Солнечный зайчик

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, взрослый берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д.

– Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает – прыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

– Потрогай зайчика – вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает – поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает.

Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями – дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

Прятки

Оборудование: большое одеяло или плед.

Ход игры: Ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

Водящий взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места – под стол, в шкафы и т. д. – со словами:

– Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

В конце игры ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

Киса, Киса! Брысь!

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить – при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

– Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят – «Киса! Киса!» – держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» – быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь!

Часики

Ход игры: В начале игры взрослый обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

– Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!» – Давай поиграем в часы!

Взрослый садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов – осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, – часики могут тикать медленно и быстро.

Догоню-догоню!

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку поиграть в догонялки.

– Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить – дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким.

Ладушки

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши. Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши. На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.

Сорока-белобока

Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.

Коза рогатая

Ход игры: Взрослый проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями. Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец – получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.

Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.

При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам.

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

В ходе рисования (лепки, аппликации) можно создать особую ситуацию речевого общения (см. выше описание «сюжетного рисования (лепки, аппликации)»). При этом главной задачей занятия является не только обучение навыкам рисования (лепки, аппликации), но и развитие речи и общения. На таких занятиях обязательно используется простой сюжет.

Приведем пример. Взрослый кладет на стол резиновую птичку, лист картона и пластилин, предлагает ребенку поиграть: «Давай поиграем! Пришла к нам в гости... Кто пришел? Правильно, курица. Говорит курочка: “ко-ко-ко!” – Давай покормим курочку». Взрослый показывает, как нужно отщипывать небольшие кусочки пластилина и класть их на картон – это крошки. Все действия комментируются: «Это у нас хлеб. На, курочка, хлеб! Не ест... Как ты думаешь, почему? Правильно, хлеб большой, курочка подавится. Давай дадим курочке крошки – вот так. Какие крошки? Правильно, маленькие. Сколько крошек? Да, много крошек!». И т. д.

Рекомендации логопеда по развитию речи

детей младшего дошкольного возраста

Развиваем речь в повседневном общении:

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

  • Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, Где ножка? Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бух.

  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

  • Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

  • Не говорите при ребенке о его отставании.

  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек. Развивайте мелкую моторику (рисование, собирание пазлов, лепка, конструирование, нанизывание бус, складывание пирамидки, продевание шнурка через дырочки, собирание мозаики и др.)

Обучение:

  1. Учите ребенка общаться со взрослыми и друг с другом:

  • здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;

  • показывать другим людям то, что ему понравилось;

  • играть вместе с другими детьми.

  1. Продолжайте знакомить с названиями окружающих предметов, учите узнавать их на картинках.

  2. Учите ребенка ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).

  3. Учите ребенка различать понятия «большой», «маленький».

  4. Побуждайте ребенка повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».

  5. Формируйте у ребенка элементарную фразовую речь.

  6. Упражняйте ребенка в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками.

  7. Учите ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».

  8. Упражняйте ребенка в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку).

  9. Учите соотносить предметы по цвету.

Рекомендации логопеда по развитию речи

детей младшего дошкольного возраста

Развиваем речь в повседневном общении:

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

  • Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, Где ножка? Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.

  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки - ку-ку, паровозик - ту-). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

  • Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

  • Не говорите при ребенке о его отставании.

  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек. Развивайте мелкую моторику (рисование, собирание пазлов, лепка, конструирование, нанизывание бус, складывание пирамидки, продевание шнурка через дырочки, собирание мозаики и др.)

Обучение:

  1. Учите ребенка общаться со взрослыми и друг с другом:

  • здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;

  • показывать другим людям то, что ему понравилось;

  • играть вместе с другими детьми.

  1. Продолжайте знакомить с названиями окружающих предметов, учите узнавать их на картинках.

  2. Учите ребенка ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).

  3. Учите ребенка различать понятия «большой», «маленький».

  4. Побуждайте ребенка повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».

  5. Формируйте у ребенка элементарную фразовую речь.

  6. Упражняйте ребенка в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками.

  7. Учите ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».

  8. Упражняйте ребенка в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку).

  9. Учите соотносить предметы по цвету.

Влияние эмоционального общения матери с ребенком на его развитие

https://is.gd/FsQBKG

Жизнь ребенка начинается еще задолго до его рождения. Как бы странно не звучала эта фраза. А суть в том, что мама чувствует своего малыша и начинает общаться с ним, уже когда он только поселился у нее в животике.

Между ними возникает связь, но не только физическая. Эмоциональное состояние матери уже в утробе хорошо передается малышу. Когда вам весело – он улыбается, когда вы напуганы – он морщится вместе с вами.

Ученые проводили исследования, в ходе которых наблюдали на УЗИ состояние детей в соответствии с состоянием будущей мамы. Плацента, которая призвана защищать детей от негативных воздействий, как оказалось, совершенно не защищает от передачи эмоций. Гормоны матери передаются плоду, и он чувствует все, что чувствует она.

Все бы хорошо, успокоилась мама, передались гормоны, и малыш бы тоже успокоился. Но как бы не так. Крохе требуется гораздо больше времени на то, чтоб прийти в себя. Поэтому беременным женщинам всегда советуют смотреть только на красивые вещи, испытывать приятные эмоции и избегать стрессов.

Пишут, что раньше были даже специальные дома для беременных женщин, где они могли спокойно подготовиться к рождению малыша.

Оно и не случайно. Женщины во время беременности могут вести себя не как обычно. Они становятся более плаксивыми и раздражительными. Тут для родственников будущей мамы важно понимать, что это не ее капризы, а серьезная перестройка в ее организме. Ей сейчас как никогда нужна помощь, внимание и защита.

Нельзя оставлять беременную женщину наедине с ее переживаниями, потому что самой справиться ей очень трудно, а пока она ищет, как исправить свои переживания, страдает еще и ребенок.

Дети, рожденные от благоприятной беременности, как правило более спокойные и приспособленные к жизни в последствии. Потому что еще до рождения получили уверенность в том, что их любят и они желанны в этом мире.

Так что же после рождения ребенка? Понятно, что с мамой происходит еще одни колоссальные изменения. Теперь все ее внимание и внимание окружающих сосредоточено не на ней самой, а на новорожденном малыше. Она больше не предоставлена сама себе, и ее потребности уходят на второй план.

Первые месяцы жизни ребенок очень тесно контактирует со своей матерью, уже конечно не так, как когда он находился в ее животе, но он очень зависим именно от нее. Именно от матери ребенок получает еду, уход и чувство защищенности.

Ребенок с мамой по-прежнему являются одним целым. Может быть замечали, что, когда вы находитесь в раздраженном и уставшем состоянии, ребенок начинает тоже капризничать. Все это не спроста. Дети все еще чувствуют эмоциональное состояние мамы, в каком настроении она находится.

https://is.gd/hNOqoY

Пока ребенок маленький – он очень часто плачет. И это нормально. Так он выражает свою потребность в чем-либо. Но бывает так, что ребенок сухой, здоровый, накормленный и спать еще не пора, а он все капризничает и плачет. Вот тут стоит присмотреться к своему собственному состоянию.

Понятное дело, кричащий ребенок радости не прибавляет, но тут важно дать себе возможность отвлечься и отдохнуть. Может, вы слишком устали или чем-то расстроены, а ваш ребенок настроился на вашу волну и таким образом пытается поддержать своего любимого человека. Да, лучше бы он в такие моменты мирно засыпал, но он еще слишком мал, чтобы уметь приободрить правильно.

В своей материнской практике я часто замечала такую вещь – мне было трудно уложить ребенка спать. Я могла по часу качать ее с бутылочкой для кормления на фитболе, потом начинала нервничать, что у меня это плохо получается, бывало даже, что срывалась и плакала потом. Но ничего не поделаешь, думала я, так вот засыпает мой ребенок.

Но однажды мы приехали к моим родителям в гости, и остались там ночевать. И там я очень долго мучилась, пытаясь уложить своего ребенка спать. Ситуацию спасла бабушка. Она взяла с свои теплые и спокойные руки ребенка. И каково было мое удивление, когда через пять минут она вышла из комнаты. Без ребенка на руках! Малыш почувствовал тепло и спокойствие и смог наконец заснуть.

Вспомните ситуацию, когда вы сильно переживали из-за экзамена, например. Вам было тяжело уснуть, а сам сон был прерывистым и коротким. То же самое и с маленькими детками.

Поэтому очень важно избегать стрессов для здоровья и крепкого сна. А эти два понятия очень тесно взаимосвязаны. Особенно у маленьких деток.

Молодой маме жизненно важно отдыхать и отвлекаться от бытовых проблем.

Нужно не стесняться и не бояться просить помощи. В конце концов это нужно не только матери, но и ребенку. Довольная мама – довольный малыш! Когда мама счастлива, она может часами играть с ребенком, заниматься им с радостью, и тогда процесс познания этого мира маленьким человечком пойдет быстрее и эффективнее.

Он не будет бояться уронить что-то, потому что мама будет его ругать. Он будет строить замки, доставать из шкафов утварь, бросать с высоты, которая ему уже доступна, предметы не для баловства, а для развития!

Будьте спокойны и счастливы сами, и тогда ваш ребенок будет расти и развиваться быстро и легко!

8 способов, как мамы могут влиять на развитие детей – Развитие ребенка

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.