О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Условия обучения детей с овз


Организация обучения в школе лиц с ограниченными возможностями

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе. 

Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.   

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона г. Москвы).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимаются окружные и городские ПМПК.

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

как создать комфортные условия для их обучения и общения? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Статьи

Психология и педагогика

Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя. Кандидат социологических наук, психолог, член Тьюторской ассоциации Инна Карпенкова рассказала в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», как создаются в школе комфортные условия для ребенка с ОВЗ.

19 ноября 2018

Составляющие инклюзивной среды

Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.

  • Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).

  • Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).

  • Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).

  • Нормативная среда (Закон об образовании и др.).

Элементы объектной среды

Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.

Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.

Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.

Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.

Элементы субъектной среды и информационной среды

Что требует от специалиста как части субъектной среды:

  • Гуманистические ценности.

  • Ориентация на улучшение качества жизни.

  • Акцент не на результат, а на процесс.

  • Понимание целей инклюзии.

  • Исследовательская позиция.

  • Командная работа.

Самая важная книга для родителей

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Купить

Согласно профстандарту «Специалист в области воспитания. Тьютор», в задачи тьютора входит организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов. Закон об образовании, в свою очередь, дает специалистам большую свободу для регулирования соответствующих процессов.

Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как с частью субъектной среды:

  • Формирование правильного отношения к детям с ОВЗ («Уроки доброты» от РООИ «Перспектива», личный пример).

  • Привлечение к помощи сверстников с ОВЗ.

  • Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса.

  • Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВЗ мог бы проявить себя (субботники, помощь в классе и пр.).

Читайте ещё:

Необходимо донести до детей, что если ты сильный и здоровый, то можешь проявить себя, помогая другим. С родителями здоровых детей тоже нужно провести работу — объяснить, что инклюзивное образование проводит учеников через гуманизацию. Тьютор должен быть постоянно включен в процессы общения и регулировать субъектную среду следующим образом:

  1. Наблюдать, понимать, что происходит и кто первым должен среагировать.

  2. Пробовать инициировать правильную активность того, кто должен среагировать.

  3. Если что-то пошло не так — сделать самому.

  4. Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса — зачем и как это сделано, чтобы в следующий раз они сделали сами.

Информационная среда:

  • Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы, ресурс МЭШ и т.п).

  • Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс).

  • Индивидуальный учебный план.

Ресурсы тьютора при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ

Тьютор в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет:

  • Ресурсы ребенка (его интересы, стремления, способности).

  • Ресурсы семьи (статусы членов семьи, полномочия, психологический климат в доме).

  • Ресурсы среды (местожительство, инфраструктура, транспорт).

  • Образование (дополнительное, индивидуальное).

  • Финансовое обеспечение семьи.

На основе этих ресурсов тьютор постоянно генерирует идеи. Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого тьютора. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, тьютор помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.


#ADVERTISING_INSERT#


Условия обучения детей с ОВЗ в ОУ

Была в сети 02.11.2020 14:44

Измайлова Светлана Николаевна

Учитель русского языка и литературы

54 года

Обучение ребёнка с инвалидностью и ОВЗ

Какие виды обучения возможны для детей с инвалидностью 

В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.

Надомное обучение детей с ОВЗ

Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно. 

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно. 

Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. 

Семейное обучение детей с ОВЗ

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.  

Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающ

Учебно-методический материал на тему: «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС»

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности

 детей с ОВЗ

Содержание: 

Сущность учебной деятельности. Определение категории обучающихся с ОВЗ. Основные формы обучения учащихся с ОВЗ. Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности школьников с ОВЗ.

Лекция

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учреждениях образования; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий[1].

Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не явный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

В педагогическом словаре деятельность понимается как «динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация разума»[2].

Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его философского и психологического понимания. Это деятельность, в процессе которой человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. Таким образом, «любая деятельность - это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».

Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и широком значении. В широком смысле учебная деятельность - это процесс (деятельность) по овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями). Узкое понимание данного термина раскрывается в теории учебной деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин  и др.), в которой учение - это усвоение человеком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм общения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.

Однако, как показывает практика, при равных условиях обучения учащиеся дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических возможностях.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»[3], принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [там же]. В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).

Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.

Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе данной категории учащихся на среднюю ступень ОУ, так как происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ:

  1. Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.
  2. Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах:

- восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия;

- мнемической деятельности, что выражается в повышенной тормозимости мнемических следов под воздействием помех, уменьшение объема памяти, скорости запоминания;

- мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словесно-логическое мышление; дети не владеют иерархией понятий; недостаточно выражен ориентировочный этап при решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;

- речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи: звуков, слогов, слов; трудности в понимании лексико-грамматических структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер;

- внимания, при этом снижение его устойчивости носит разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, сосредоточение после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.

  1. Низкая познавательная активность, отсутствие интереса к учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Замедленное вхождение в работу, при затруднениях - остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске, посмотреть картинки, поднять руку).
  2. Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.
  3. Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем учащиеся реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь что-то изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.
  4. Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия.
  5. Незрелость личностных компонентов учебной деятельности. При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу.  Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответсвующую их потребностям.

Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного восприятия, Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму.

У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля.

Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.

Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности.

Литература, рекомендуемая для обучения:

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf

  1. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/?menu=show_book&book=845212

http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm#$p1

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

http://base.garant.ru/70291362/


[1] Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

[2] Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.

[3] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции о правах ребёнка и направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Законом РФ «Об образовании  в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.       

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

 Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.

Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим. Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.

Необходимо познакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.

Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества: социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.

Данная проблема актуальна и для нашего образовательного учреждения. В настоящее время нашу группу посещают два ребенка, один ребенок с тяжёлыми нарушениями речи, и один с задержкой психического развития.

 Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями мы считаем:

  1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства  через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.

  2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными  потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.

  3. Укрепление  здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

  4. Создание  условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.

 Сопровождение детей осуществляют:

- Педагог-психолог  - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

- Музыкальный руководитель,  реализацию используемой программы музыкального воспитания.

- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию  программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит  рекомендации для воспитателей.

- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.

В рамках проводимой образовательной деятельности,  используются самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку.

Педагогами ДОУ активно используются  в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий, такие как подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, гимнастика после сна, солевое закаливание, воздушные и солнечные ванны и др. Весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития.  

Одним из факторов, влияющих на  успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками.  Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:

•         в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

•         в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

•         в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

•         в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Предметно - пространственная  среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.

Взаимодействие с детьми в организованной образовательной деятельности, носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: интегрированные занятия (индивидуальные, подгрупповыегрупповые, игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.). В рамках проводимой организованной образовательной деятельности, использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей. Используя в работе с детьми элементы здоровье сберегающих технологий, весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития. Важно вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. А в процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями мы используем различные формы работы.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органично включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ создали условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формируя культурно-гигиенические навыки, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

- Сказкотерапию - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка. - Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

- Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива. Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.

% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 н. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 н. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 н. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk

.

5 адресных мероприятий в поддержку родителей детей с особыми потребностями, родителей, сталкивающихся с особыми трудностями, и родителей, вовлеченных в службы защиты детей | Вопросы воспитания: поддержка родителей детей в возрасте 0-8 лет

проявляется экстернализирующим (например, агрессия, истерики) или интернализирующим (например, детская депрессия, социальная изоляция) поведением. Кроме того, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), хотя и частично совпадает с этим поведением, более отчетливо проявляется в высоких уровнях физической активности, трудностях с вниманием и трудностях с выполнением заданий (American Psychiatric Association, 2013).

Агрессивность и антисоциальное поведение у детей младшего возраста, по-видимому, достигают пика в возрасте от 2 до 4 лет, а затем снижаются, чтобы вновь проявиться в подростковом возрасте (Wahl and Metzner, 2012). Лавин и его коллеги (1996) сообщают, что в раннем возрасте (в возрасте от 2 до 5 лет) распространенность таких поведенческих проблем в выборке из 3860 детей составляет в среднем 8,3 процента, с гендерными различиями (мальчики чаще, чем девочки). Однако у небольшой части детей исследования показали, что агрессивное / антисоциальное поведение является серьезным и сохраняется в раннем детстве (Wahl and Metzner, 2012).Именно этим детям ставят диагноз «оппозиционно-вызывающее расстройство» (ODD) (American Psychiatric Association, 2013). Дети с ODD могут потерять самообладание; спорить со взрослыми; активно нарушать правила; и причинить вред людям, животным и / или имуществу.

Стратегии вмешательства: родители детей с экстернализирующим поведением

Ряд мероприятий был направлен на улучшение знаний, отношения и практики родителей детей с экстернализирующим поведением.По большей части, эффективные вмешательства были разработаны для того, чтобы дать родителям навыки, необходимые для более эффективного управления поведением своих детей. Эти мероприятия включали применение общих тренингов по управлению родителями для родителей детей со сложным поведением, а также тренинги для родителей, разработанные специально для этой группы населения.

Triple P Одним из наиболее часто используемых и тиражируемых на международном уровне вмешательств для помощи родителям в предотвращении и решении поведенческих проблем у их детей является Triple P (Sanders et al., 2008), многоуровневая система поддержки, которая предусматривает все более интенсивные вмешательства, основанные на потребностях родителей и детей. Вмешательства варьируются от базовой информации о воспитании детей на наименее интенсивном уровне до управления поведением с помощью различных форм (например, групповое, индивидуальное или самостоятельное обучение) (см. Вставку 5-1).

В экспериментальных и квазиэкспериментальных исследованиях уровней первичной медико-санитарной помощи, стандартных и групповых и улучшенных уровней Triple P, проведенных в Соединенных Штатах и ​​в других странах, родители сообщили о менее частом использовании дисфункциональных методов воспитания в таких областях, как дисциплина, расслабленность и т. Д. чрезмерная реактивность и большая родительская компетентность.Улучшения наблюдаемого и отмеченного родителями негативного поведения у детей по сравнению с контрольной группой также имеют

.

NIMH »Дети и психическое здоровье

Это только этап?

Следует помнить

  • Всегда немедленно обращайтесь за помощью, если ребенок ведет себя небезопасно или говорит о желании причинить вред себе или кому-то еще.
  • Обратитесь за помощью, если поведение или эмоциональные трудности ребенка длятся более нескольких недель и вызывают проблемы в школе, дома или у друзей.
  • Тщательная оценка может помочь определить, необходимо ли лечение и какие методы лечения могут быть наиболее эффективными.
  • Раннее лечение может помочь решить текущие проблемы ребенка, а также помочь предотвратить более серьезные проблемы в будущем.

Когда обращаться за помощью

Даже в самых лучших обстоятельствах может быть трудно отличить вызывающее поведение и эмоции, которые соответствуют типичному развитию ребенка, от тех, которые вызывают беспокойство. Важно помнить, что многие расстройства, такие как тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивности и депрессия, действительно возникают в детстве.Фактически, многие взрослые, обращающиеся за лечением, размышляют о том, как эти расстройства повлияли на их детство, и желают, чтобы они получили помощь раньше. В целом, если поведение ребенка сохраняется в течение нескольких недель или дольше, причиняет страдания ребенку или его семье и мешает функционированию в школе, дома или с друзьями, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью. Если поведение ребенка небезопасно или ребенок говорит о том, что хочет причинить вред себе или кому-то еще, немедленно обратитесь за помощью. .

Маленькие дети могут пройти обследование и лечение, если они:

  • Частые истерики или большую часть времени сильно раздражительны
  • Часто говорят о страхах или тревогах
  • Жалобы на частые боли в животе или головные боли без известной медицинской причины
  • Находятся в постоянном движении и не могут спокойно сидеть (, кроме , когда они смотрят видео или играют в видеоигры)
  • Слишком много или слишком мало сна, частые кошмары или сонливость днем ​​
  • Не заинтересованы в играх с другими детьми или испытывают трудности с поиском друзей
  • Проблемы в учебе или недавнее снижение успеваемости
  • Повторяйте действия или проверяйте вещи много раз из страха, что может случиться что-то плохое.

Дети старшего возраста и подростки могут получить пользу от оценки, если они:

  • Потеряли интерес к вещам, которые раньше им нравились
  • Имеют низкую энергию
  • Спите слишком много или слишком мало, или кажетесь сонным в течение дня
  • Проводят все больше и больше времени в одиночестве и избегают общественных мероприятий с друзьями или семьей
  • Страх прибавить в весе, диеты или чрезмерных физических нагрузок
  • Участие в самоповреждении (например,g., разрезая или обжигая кожу)
  • Курить, пить или употреблять наркотики
  • Совершать рискованное или деструктивное поведение в одиночку или с друзьями
  • Есть мысли о самоубийстве
  • Имеют периоды повышенного уровня энергии и активности и требуют гораздо меньше сна, чем обычно
  • Скажите, что они думают, что кто-то пытается контролировать их разум, или что они слышат то, чего не слышат другие люди.

Первые шаги для родителей

Если вы беспокоитесь о своем ребенке, с чего начать?

  • Поговорите с учителем вашего ребенка.Как ребенок ведет себя в школе, детском саду или на игровой площадке?
  • Поговорите с педиатром вашего ребенка. Опишите поведение и сообщите о том, что вы наблюдали и узнали из разговоров с другими.
  • Попросите направления к специалисту в области психического здоровья, имеющему опыт и знания в области лечения детей. (Дополнительная информация о том, как найти специалиста по психическому здоровью, находится в конце этой брошюры.)

В поисках ответов

Оценка, проведенная медицинским работником, может помочь прояснить проблемы, которые могут лежать в основе поведения ребенка, и дать уверенность или рекомендации для дальнейших шагов.Это дает возможность узнать о сильных и слабых сторонах ребенка и определить, какие меры могут быть наиболее полезными.

Комплексная оценка психического здоровья ребенка включает следующее:

  • Интервью с родителями, посвященное истории развития ребенка, темпераменту, отношениям с друзьями и семьей, истории болезни, интересам, способностям и любому предшествующему лечению. Важно получить представление о текущей ситуации ребенка, например: сменил ли он школу в последнее время, не было ли болезни в семье или изменения, оказывающего влияние на повседневную жизнь ребенка.
  • Сбор информации из школы, такой как стандартные тесты, отчеты о поведении, способностях и трудностях.
  • Интервью с ребенком о его или ее опыте, а также, при необходимости, тестирование и наблюдения за поведением.

Варианты лечения

Результаты оценки могут свидетельствовать о том, что поведение ребенка связано с изменениями или стрессами дома или в школе; или является результатом расстройства, для которого рекомендуется лечение.Рекомендации по лечению могут включать:

  • Психотерапия («разговорная терапия»). Существует множество различных подходов к психотерапии, включая структурированные психотерапевтические методы, направленные на определенные состояния. Информация о типах психотерапии доступна на странице Психотерапевтов Национального института психического здоровья (NIMH) (www.nimh.nih.gov; поисковый запрос: психотерапия). В эффективную психотерапию для детей всегда входит:
    • Вовлечение родителей в лечение (особенно детей и подростков)
    • Навыки преподавания и отработка навыков дома или в школе (между сессиями «Домашние задания»)
    • Меры прогресса (e.g., рейтинговые шкалы, улучшения в домашних заданиях), которые отслеживаются с течением времени.
  • Лекарства. Лекарства можно применять одновременно с психотерапией. Как и в случае со взрослыми, тип лекарств, используемых для детей, зависит от диагноза и может включать антидепрессанты, стимуляторы, стабилизаторы настроения и другие. Общая информация о конкретных классах лекарств доступна на странице NIMH, посвященной лекарствам для психического здоровья (www.nimh.nih.gov; поисковый запрос: лекарства).Лекарства часто используются в сочетании с психотерапией. Если задействованы разные специалисты, лечение следует согласовывать.
  • Семейное консультирование. Включение родителей и других членов семьи в лечение может помочь семьям понять, как индивидуальные проблемы ребенка могут повлиять на отношения с родителями, братьями и сестрами и наоборот.
  • Поддержка родителей. Индивидуальные или групповые занятия, которые включают обучение и возможность поговорить с другими родителями, могут предоставить новые стратегии поддержки ребенка и позитивного управления трудным поведением.Терапевт также может научить родителей, как обращаться со школой.
  • Чтобы найти информацию о вариантах лечения конкретных заболеваний, посетите сайт www.nimh.nih.gov/health/.

Выбор специалиста по психическому здоровью

Особенно важно искать специалиста по детскому психическому здоровью, имеющего подготовку и опыт лечения конкретных проблем, с которыми сталкивается ваш ребенок. При встрече с потенциальными поставщиками лечения задайте следующие вопросы:

  • Используете ли вы подходы к лечению, подтвержденные исследованиями?
  • Привлекаете ли вы к лечению родителей? Если да, то как в этом участвуют родители?
  • Будет ли выполняться домашнее задание между занятиями?
  • Как будет оцениваться прогресс после лечения?
  • Как скоро мы можем ожидать прогресса?
  • Как долго должно длиться лечение?

Дополнительная информация, касающаяся определения квалифицированного специалиста по психическому здоровью и эффективных вариантов лечения, доступна на веб-сайте NIMH www.nimh.nih.gov/findhelp, а также через другие организации, перечисленные в разделе "Ресурсы" данной брошюры.

Работа со школой

Если у вашего ребенка есть поведенческие или эмоциональные проблемы, которые мешают его или ее успеху в школе, он или она могут воспользоваться планами или приспособлениями, которые предусмотрены в соответствии с законами, первоначально принятыми для предотвращения дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями. Медицинские работники, которые ухаживают за вашим ребенком, могут помочь вам связаться со школой.Первым шагом может быть вопрос в школе, подходит ли вашему ребенку индивидуальная программа обучения или план 504. Адаптация может включать простые меры, такие как предоставление ребенку магнитофона для заметок, обеспечение гибкости в отношении количества времени, отведенного на тесты, или регулировка сидения в классе, чтобы уменьшить отвлечение. Существует множество источников информации о том, какие школы могут, а в некоторых случаях должны обеспечивать детей, которым будет выгодно проживание, и как родители могут запросить оценку и услуги для своего ребенка:

  • В Соединенных Штатах есть центры обучения и информации для родителей, а также общественные центры ресурсов для родителей.На веб-сайте Центра информации и ресурсов для родителей перечислены центры в каждом штате.
  • Министерство образования США располагает подробной информацией о законах, которые устанавливают механизмы предоставления детям приспособлений, адаптированных к их индивидуальным потребностям и направленных на помощь им в учебе в школе. У ED также есть веб-сайт, посвященный Закону об образовании лиц с ограниченными возможностями, а Управление по гражданским правам ED имеет информацию о других федеральных законах, запрещающих дискриминацию по признаку инвалидности в государственных программах, таких как школы.
  • Многие организации, перечисленные в этой брошюре в качестве дополнительных ресурсов, также предлагают информацию о работе со школами, а также другую более общую информацию о расстройствах, поражающих детей.

Узнать больше

Информация о конкретных заболеваниях доступна на веб-сайте NIMH, а также в наших публикациях и на страницах с информацией о здоровье. Указанные ниже организации также имеют информацию о симптомах, лечении и поддержке детских психических расстройств.Участие в волонтерских группах может дать возможность общаться с другими родителями, которые сталкиваются с подобными проблемами.

Исследователи продолжают изучать новые средства лечения детских психических расстройств; в разделе «Присоединиться к исследованию» ниже представлена ​​информация об участии в клинических исследованиях.

Ресурсы

Обратите внимание: Этот список ресурсов предоставляется только для информационных целей.Он не является исчерпывающим и не означает одобрения NIMH.

Следующие организации и агентства имеют информацию о проблемах психического здоровья у детей. Некоторые предлагают рекомендации по работе со школами и поиску специалистов в области здравоохранения:

Лечение заболеваний, поражающих детей

NIMH проводит и поддерживает исследования, которые могут помочь найти новые и улучшенные способы диагностики и лечения психических расстройств, возникающих в детстве.Это исследование включает в себя исследования факторов риска, в том числе связанных с генетикой, опытом и окружающей средой, которые могут дать ключ к пониманию того, как развиваются эти расстройства и как их выявить на ранней стадии. NIMH также поддерживает усилия по разработке и тестированию новых вмешательств, включая поведенческие, психотерапевтические и медикаментозные методы лечения. Помимо предоставления способов диагностики и лечения расстройств в детстве, исследования могут помочь определить, сохраняются ли положительные эффекты лечения в детстве в подростковом и взрослом возрасте.

Участие в исследовании для детей

Дети - это не маленькие взрослые, но им часто дают лекарства и методы лечения, которые были протестированы только на взрослых. Существует множество свидетельств того, что развивающийся мозг и тело детей могут реагировать на лекарства и лечение иначе, чем мозг и тело взрослых. Лучший способ лечения детей - это исследования, разработанные специально для них.

NIMH поддерживает широкий спектр исследований, включая клинические испытания, в которых рассматриваются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний.Во время клинических испытаний состояний, влияющих на психическое здоровье, проверяемыми методами лечения могут быть новые поведенческие методы лечения, новые лекарства или новые комбинации лекарств или новые подходы для улучшения существующих методов лечения. Цель клинических испытаний - определить, работает ли новый тест или лечение и является ли он безопасным. Хотя отдельные участники могут извлечь выгоду из участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основная цель клинического испытания - получить новые научные знания, чтобы в будущем помочь другим.

Поиск клинического исследования

Исследователи из NIMH проводят исследования в различных областях, включая когнитивные способности, генетику, эпидемиологию и психиатрию. Эти исследования NIMH проводятся в Клиническом центре Национального института здоровья в Бетесде, штат Мэриленд, и требуют регулярных посещений. Чтобы найти исследования для детей и подростков, которые проводятся в NIMH, посетите сайт «Присоединяйтесь к исследованию: дети». Вы можете узнать, подходит ли исследование для вашего ребенка, поговорив с контактными лицами, указанными для каждого исследования.

В дополнение к испытаниям, проводимым в NIMH, существуют клинические испытания, посвященные лечению психических заболеваний, которые проводятся в Соединенных Штатах и ​​по всему миру. Чтобы найти ближайшее к вам клиническое испытание, посетите сайт ClinicalTrials.gov. Это реестр с возможностью поиска и база данных результатов клинических испытаний, проводимых при поддержке федеральных и частных лиц. ClinicalTrials.gov предоставляет вам информацию о цели испытания, о том, кто его финансирует, кто может участвовать, о местонахождении и номерах телефонов для получения более подробной информации.Эта информация должна использоваться вместе с советами специалистов в области психического здоровья.

Отпечатки

Данная публикация находится в общественном достоянии и может воспроизводиться или копироваться без разрешения NIMH. Приветствуется цитирование НИПЗ как источника. Мы призываем вас воспроизвести его и использовать в своих усилиях по улучшению здоровья населения. Однако ненадлежащее использование государственных материалов может вызвать проблемы с юридической или этической точки зрения, поэтому мы просим вас следовать этим рекомендациям:

  • NIMH не поддерживает и не рекомендует какие-либо коммерческие продукты, процессы или услуги, а наши публикации не могут быть использованы в рекламных целях или в целях одобрения.
  • NIMH не предоставляет конкретных медицинских консультаций или рекомендаций по лечению или направлений; наши материалы не могут быть использованы для предоставления такой информации.
  • NIMH просит нефедеральные организации не изменять наши публикации таким образом, чтобы это могло поставить под угрозу целостность и «бренд» при использовании публикации.
  • Добавление логотипов нефедерального правительства и ссылок на веб-сайты может не означать, что NIMH одобряет какие-либо конкретные коммерческие продукты или услуги, а также медицинские процедуры или услуги.
  • Изображения, используемые в публикациях, являются моделями и используются только в иллюстративных целях. Использование некоторых изображений ограничено.

Если у вас есть вопросы относительно этих рекомендаций и использования публикаций NIMH, пожалуйста, свяжитесь с Центром информационных ресурсов NIMH по телефону 1–866–615–6464 или по электронной почте [email protected].

Для получения дополнительной информации

Локатор психиатрической помощи

Управление наркологической помощи и психиатрической помощи (SAMHSA) предоставляет этот онлайн-ресурс для поиска психиатрических лечебных учреждений и программ.В разделе «Поиск психиатрических услуг» в «Локаторе психиатрических услуг» перечислены учреждения, оказывающие психиатрические услуги лицам с психическими заболеваниями. Найдите медицинское учреждение в вашем штате на сайте https://findtreatment.samhsa.gov/. Для получения дополнительных ресурсов посетите https://www.nimh.nih.gov/findhelp.

Вопросы, которые стоит задать врачу

Задавая вопросы и предоставляя информацию своему врачу, вы можете улучшить ваше обслуживание. Разговор с врачом укрепляет доверие и приводит к лучшим результатам, качеству, безопасности и удовлетворению.Посетите веб-сайт Агентства медицинских исследований и качества, чтобы получить советы по адресу www.ahrq.gov/patients-consumers.

Для получения дополнительной информации об условиях, которые влияют на психическое здоровье, ресурсы и исследования, перейдите на MentalHealth.gov на http://www.mentalhealth.gov или на веб-сайт NIMH на http: //www.nimh.nih .gov. Кроме того, служба MedlinePlus Национальной медицинской библиотеки (https://medlineplus.gov/) (En español: http://medlineplus.gov/spanish) содержит информацию по широкому кругу вопросов, касающихся здоровья, включая состояния, которые влияют на душевное здоровье.

Для получения информации о клинических испытаниях посетите:
ClinicalTrials.gov: http://www.clinicaltrials.gov
(En español: http://salud.nih.gov/investigacion-clinica/)

Национальный институт психического здоровья
Управление научной политики, планирования и коммуникаций
Отдел научных писем, прессы и распространения информации
6001 Executive Boulevard
Room 6200, MSC 9663
Bethesda, MD 20892-9663
Телефон: 301 - 443 - 4513 или
Бесплатно: 1 - 866 - 615 - NIMH (6464)
TTY Бесплатная линия: 1 - 866 - 415 - 8051
Факс: 301 - 443 - 4279
Эл. Почта: nimhinfo @ nih.gov
Веб-сайт: www.nimh.nih.gov
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЛЮДСКИХ УСЛУГ США
Национальные институты здравоохранения
Публикация NIH № 20-MH-8085
Пересмотрено 2018 г.

.

10 ресурсов для семей с детьми с особыми потребностями

10 ресурсов для семей с детьми с особыми потребностями - Care.com
  • Все
  • Уход за детьми
  • Старший уход
.

Как научить ребенка быть ответственным

Когда мой ребенок будет готов взять на себя ответственность?

На этом этапе речь идет о том, чтобы научить вашего ребенка понимать основы ответственности. Он слишком молод, чтобы брать на себя сложные обязанности по дому, хотя он может с удовольствием помогать вам по дому или в походах по магазинам.

В то же время ваш ребенок становится более независимым и, вероятно, любит принимать решения сам. Вы можете поощрять это, задавая ему задачи, которые, как вы знаете, он способен выполнить.Это даст ему понять, что он может помочь позаботиться о себе и окружающем мире, и подготовит его к более серьезным обязанностям в более позднем детстве.

Как я могу научить своего ребенка быть ответственным?

Ставьте задачи, соответствующие возрасту

Подумайте о чем-нибудь, что, как вы знаете, ваш ребенок может сделать без особых трудностей, чтобы он, вероятно, преуспел в этом. Дайте ему четкие инструкции о том, что вы хотите, чтобы он делал, чтобы он точно знал, чего от него ждут.

Ваш ребенок может быть напуган просьбой «привести в порядок свою комнату».Это не является конкретным и может включать в себя несколько шагов, таких как складывание одежды, заправка кровати и выпрямление ковра. Но «Пожалуйста, положите пазл обратно в коробку» - это выполнимо.

Если дать ребенку работу по дому, требующую определенных усилий, но выполнимую для его возраста, это усилит его чувство независимости.

Покажи и расскажи

Когда вы даете ребенку задание, объясните его простым языком. Например, если вы просите его накрыть на стол, начните с того, что он сам установит одно место: «Посмотрите, как я ставлю одну тарелку на стол перед стулом."

Если вы обнаружите, что тратите больше нескольких минут, показывая своему ребенку, как что-то делать, это может быть слишком сложно для него в этом возрасте. Вместо этого вы можете поручить ему выполнение небольшой части задания, например, ложки.

Работа, потом игра

Несмотря на то, что вашему ребенку все еще не хватает внимания, вы можете начать приучать его избавляться от повседневных забот, прежде чем расслабиться или повеселиться. Он получит сообщение, когда вы скажете: «Да, я хочу отвезти вас в парк! Но сначала нам нужно убраться после обеда.«

Будьте дружелюбны и прозаичны и признайте, что вы тоже предпочитаете веселье. Покажите ему, что вы не властны, а просто ожидаете, что он будет вести себя ответственно, как вы сами.

Хороший способ объяснить это своему ребенку - использовать правило «когда - тогда». Например, вы можете сказать: «Когда мы уберем со стола, тогда мы сможем играть с кубиками».

Это важно используйте мир «когда», а не «если». Это потому, что «если» предполагает, что вам нужно чистить стол только «если» вы хотите играть с кубиками.Но «когда» означает, что стол должен быть очищен в какой-то момент, несмотря ни на что, а кубики - это просто дополнительный бонус.

Делайте работу веселее

Нам всем больше нравятся задачи, когда они веселые и общительные. Вашему ребенку нравится проводить с вами время, и он может не воспринимать очистку сушильной машины как рутинную работу. Вытаскивать теплую пушистую одежду и складывать ее в корзину - это весело! Если вы убираете игрушки, посоревнуйтесь, кто уберет больше блоков.

Избегайте угроз

Дайте понять ребенку, что он должен соблюдать определенные правила, но объясните их в позитивной форме, без угроз и ультиматумов.Если ваш ребенок говорит: «Я хочу печенье», ответьте: «Когда вы сядете за стол, вы можете съесть печенье».

Подавайте хороший пример

Покажите ребенку, что такое ответственность, заботясь о своих вещах и собственном пространстве. Положите ключи от машины на крючок, где они должны быть, а не на столе, и поднимите одежду с пола в спальне. Объясните, почему вы это делаете, чтобы ваш ребенок понял, почему так важно нести ответственность. Например: «Я собираюсь положить ключи от машины в надлежащее место, чтобы я мог легко найти их снова в следующий раз, когда мы выйдем на улицу."

Сосредоточьтесь на усилиях, а не на результатах

Когда ваш ребенок пытается просунуть голову через руку своего джемпера, может возникнуть соблазн просто вздохнуть и взять себя в руки. Но практика ведет к совершенству, поэтому сосредоточьтесь на усилиях он делает, даже если он не совсем понимает это. Не критикуйте его и не берите верх. Это может уменьшить его уверенность и уменьшить его желание помочь.

Вместо этого попробуйте разбить задачу на управляемые части. Вы можете помочь с любыми сложными задачами, например, просунуть руки в нужные отверстия, а затем дать ему самому натянуть джемпер.Это подарит ему чувство успеха, и он будет счастлив попробовать еще раз в следующий раз.

Сформулируйте свои предложения в нежной, ободряющей манере: «Молодцы, что так усердно трудились над тем, чтобы одеться в одиночку. У вас все отлично.

Будьте реалистичны

Ваш ребенок не всегда будет ставить обувь у входной двери или класть игрушки обратно в коробку. Если он не в себе, постарайтесь не терять терпение. Просто спокойно напомните ему: «Помните, убирайте грузовики, когда закончите с ними играть."

Если он устал, скажем, после дня в детской, окажите ему дополнительную помощь. Он, вероятно, провел весь день, соблюдая правила, и хочет немного отдохнуть, когда он дома.

Вылейте похвалу

Всякий раз, когда ваш ребенок пытается действовать ответственно, даже если ему это не удается, уделяйте ему много похвалы и внимания. Это покажет вашему ребенку, что его усилия важны и ценятся.

Будьте как можно конкретнее: «Вы сделали так хорошо положить еду Пушику в его миску! »или« Молодец, что так старался одеться самому ».Укажите, как именно его усилия помогли всем остальным: «Теперь, когда вы положили ложки на стол, мы все можем пить чай!»

Получите советы, как научить своего ребенка проявлять уважение, и узнайте, когда вы можете ожидать, что ваш дошкольник проявит сочувствие.

.

Преподавание английского языка для учащихся с особыми образовательными потребностями (SEN) - Мифы и реальность | TeachingEnglish | Британский Совет

«Я знаю, что в моем классе есть дети с особыми образовательными потребностями, я хочу им помочь, и мы должны способствовать инклюзии, но я действительно не знаю, как это сделать»

Вера, учитель начальных классов из Испании

«Некоторые дети в моем классе действительно плохо себя ведут, они не могут сидеть на месте, не заканчивают работу и постоянно кричат.Я думаю, что у них могут быть трудности с обучением, но я не знаю, что делать »

Крис, учитель средней школы из Польши

Вы чувствуете себя этими учителями? Считаете ли вы, что в вашем классе есть ученики с SEN, и вы не знаете, как их поддержать? Многие страны мира в настоящее время проводят политику социальной и образовательной интеграции учащихся с SEN. Это означает, что все больше и больше учащихся с SEN посещают обычные классы. Многие учителя не считают, что их педагогическая подготовка подготовила их к включению учеников с SEN в свои классы.По моему опыту, существует несколько распространенных мифов и заблуждений относительно обучения учащихся с SEN.

Миф 1 - Вы должны быть специалистом-психологом или специально обученным учителем, чтобы знать, как обучать этих учеников

Нет, не понимаешь. Это, конечно, поможет вам узнать больше о SEN и получить совет от специалистов в этой области, но учащиеся с SEN извлекают выгоду из хорошей педагогической практики, особенно в области управления классом, планирования и постановки задач.Например, учащимся с SEN нужны четкие, последовательные правила и инструкции, им нужны короткие выполнимые задачи, дающие ощущение достижения, им нужно чувствовать, что учитель заботится о них и понимает их как личность, и им нужна мультисенсорная презентация. и практика материала. Хорошие учителя делают все это без специальных знаний SEN.

Миф 2 - другие учащиеся в классе добиваются меньшего прогресса, когда их обучают с учащимися с SEN

Нет, это не всегда так.Дети с SEN могут научить других детей сопереживанию, пониманию различий и другим важным социальным и обучающим навыкам. Дети естественно понимают, что некоторым ученикам требуется дополнительная помощь. Взрослые должны это понимать и работать с этим. Инклюзивный класс в классе может принести пользу учащимся и обогатить их учебный опыт.

Миф 3 - учащиеся с SEN не могут изучать языки

Нет, это не должно быть правдой. Изучение английского языка дает многим детям с SEN возможность освоить важные навыки, такие как слушание, сменяемость, работа с другими, ожидание внимания, замечание о других людях, понимание социального языка и выражение мнения.Это навыки, которые часто используются при изучении английского языка и могут быть реализованы в увлекательной и безопасной форме. Чтение и написание рассказов могут дать учащимся возможность исследовать проблемы безопасным и творческим способом. Изучение английского таким образом может дать учащимся с SEN новые впечатления от занятий.

Миф 4 - требуется много дополнительного времени и планирования

Нет. У всех учителей не хватает времени, но включение учеников с SEN в ваш класс не должно требовать большого дополнительного планирования.Это будет включать в себя планирование различных стилей обучения, размышление об интересах и сильных сторонах ваших учеников, в том числе некоторые варианты типа задания и тщательное изложение работы. Однако такое планирование улучшит обучение всех учащихся вашего класса. Я действительно могу сэкономить ваше время, если больше учеников будут заниматься работой на более раннем этапе и с лучшими результатами.

Миф 5 - учитель не может «исправить» проблему ученика, поэтому я ничего не могу сделать

Определенно неправда.Учащийся не нуждается в «фиксации». Этот тип мышления рассматривает трудности учащегося с медицинской точки зрения, предполагая, что учащийся каким-то образом «сломан» и нуждается в исправлении. Чтобы иметь открытое общество, всем нам нужно больше узнавать о трудностях и различиях других. Учителя могут многому научиться у учащихся с SEN, а школам необходимо научиться адаптировать свое обучение и образ мышления для содействия интеграции. Например, вместо того, чтобы искать специалиста для работы с ребенком, этот специалист может помочь с обучением учителей, чтобы они лучше понимали способы работы с ребенком.

Несколько советов для инклюзивного класса

1. Смотрите на ученика, а не на этикетку. Учащиеся с SEN - это люди с индивидуальностью. Например, все люди с дислексией разные. Учащийся может быть интровертом, экстравертом, творческим, не творческим, юмористическим, не юмористическим, музыкальным, не музыкальным и т. Д. Познакомьтесь с учеником.

2. Поощряйте и всегда используйте занятия, которые развивают сочувствие и понимание в вашем классе. . Например, многие занятия в ELT включают в себя угадывание или запоминание чего-то о своем партнере, поиск общих или разных вещей.Используйте этот тип языковой деятельности.

3. Создайте контракт на обучение, в котором ясна инклюзивная этика. Например, установите правила, которые четко определяют основные ценности вашего класса, такие как

  • Мы помогаем друг другу
  • Слушаем друг друга
  • Мы понимаем, что каждый уникален

4. Предоставьте учащимся возможность представлять и практиковать язык по-разному и в разных смыслах.

5. Разработайте систему взаимного наставничества или партнерства, в которой учащиеся помогают друг другу и обмениваются навыками.

6. Тщательно продумайте, как вы даете инструкции. Сделайте их понятными, лаконичными, давайте их пошагово. Распределите их в том порядке, в котором вы хотите, и очень просто. Избегайте секвенсоров. Например, скажите «посмотрите на доску, откройте свои книги», а не «прежде чем открывать свои книги, посмотрите на доску». Проверьте, приведя пример и получая пример от учащихся.

7. Используйте позитивный язык в классе. Говорите, что вы хотите, чтобы учащиеся делали, а не то, чего вы не хотите.Например, скажите «Посмотри на доску», а не «Не поворачивайся»

8. Используйте визуальные эффекты, чтобы закрепить правила и распорядки. Подготовьте набор картинок, показывающих различные части вашего урока - аудирование (ухо), говорение (рот), письмо (ручка), чтение (книга), и поместите их на доску в начале урока, чтобы показать порядок на день.

9. Подумайте о потребностях ваших учеников и составьте план рассадки. Например, учащимся с нарушениями слуха нужно будет сидеть рядом с учителем, учащимся с СДВГ нужно сидеть подальше от отвлекающих факторов, таких как окна и батареи отопления.

10. И не бойтесь спрашивать других людей, родителей / опекунов, других специалистов и, прежде всего, учащихся. Они будут знать, что работает.

Сделайте это путешествие совместным обучением, а не пугающим.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.