О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Стратегии исследования психического развития ребенка


Стратегии исследования психического развития ребенка.

Стратегии исследования психического развития ребенка.

Камбулатова Максалина М. 5курс

Психологического факультета

Научный руководитель

Шарбузова Х.А.к.п.н., доцент

Преподаватель Шуруха Т.А.

Аннотация: Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной психологической зрелости. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад, поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества, в котором он живет и растет.

Annotation: Childhood is a period that lasts from the newborn to the full social psychological maturity. This is the period when a child becomes a full member of human society. The stages of human childhood are a product of history, and they are as susceptible to change as they were thousands of years ago, therefore, one should not study the child's childhood and the laws of its formation outside the development of human society and the laws that determine its development. The length of childhood is directly dependent on the level of material and spiritual culture of the society in which it lives and grows.

Ключевые слова: детство, стратегия, ребенок.


          Как известно, теория познания и диалектика должны складываться из истории отдельных наук, истории умственного развития ребенка и языка. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует отличать ее как от развития ребенка в онтогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных культурах.
          Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить наблюдения и эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны.
Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
          В учебнике "Педология" П.П. Блонский писал: "Детство - возраст развития. Чем развитей животное, тем длительней в общем время его развития и тем в то же время быстрее темпы этого развития. Иметь короткое детство, значит, иметь мало времени для развития, а иметь при этом еще и медленные темпы развития, значит развиваться медленно и недолгое время. Человек развивается дольше и быстрее, чем какое бы то ни было животное.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Но для решения этой задачи не было объективных возможностей.

Детство - не вечное неизменное явление: оно - иное на иной стадии развития животного мира, оно иное и на каждой стадии исторического развития человечества" (Блонский П.П., 1934. С. 325-326).

Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и понять его причину.

Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, позволяющий установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Обе стратегии - наблюдение и констатирующий эксперимент широко распространены в детской психологии. Но ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

В настоящее время уже разрабатывается новая стратегия исследования - стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Только потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Исходя из этого, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

Каждая из этих названных стратегий имеет свою историю развития.

Начиналась детская психология с простого наблюдения. Большой материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В Прейер, Ж. Пиаже, Н.А. Менчинская, А.Н. Гвоздев, В.С. Мухина, и др.).

Н.А. Рыбников в работе "Детские дневники как материал по детской психологии" (1946) дал нам исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя значение зарубежных дневников (И. Тэн, 1876; Ч. Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотом в развитии детской психологии. Н. А. Рыбников отмечал, что русские психологи могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.

Накапливая научные знания о развитии детей, детская и педагогическая психология все больше нуждалась и в методах математической обработки. Эти цели способствовали математической статистики, разработанной Ф. Гальтоном, а проблемой корреляции, занимался его ученик К. Пирсон.

Работы этих ученых в будущем сформировали систему объективных методов психологического исследования детей, в том числе тесты, естественный и формирующий эксперименты.

Сам Ф.Гальтон созданные им методы тестами не называл и не употреблял термин «тест» в том значении, которое в него позже вкладывает А. Бине.

Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в лаборатории Ф. Гальтона. Этот метод прочно вошел в науку. Дальнейшее совершенствование техники разработки и применения тестов, распространение их на исследование психологических параметров (память, мышление, личность), изменило суть детской и педагогической психологии [1, с.245].

Учитывая опыт накопленных исследований методов детской психологии в Англии в конце XIX века, можно сказать, что учеными были наработаны важные проблемы и намечены дальнейшие пути решения ряда вопросов психического и физического развития детей; разработка психолого-педагогических методов проходила параллельно в ряде стран и успехи, достигнутые учеными одной страны, быстро получали распространение и находили отклик в других странах; создание адекватных детскому развитию методов исследования и внедрение полученных результатов в практическую и педагогическую деятельность; в конце XIX века проблема экспериментального изучения психического развития ребенка встала на первый план; прогресс педологического движения способствовал широкомасштабному его развитию, проведению исследований, создание сети институтов, кафедр, лабораторий и.тп.


   Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, важный этап в его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в жизни детей начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения ребёнком учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма,  чтения, счёта).

Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, часто плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. Проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая: уровень развития мотивационно – потребностной сферы, произвольность психических процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления), ориентировки на способ действия, развитию моторики руки.

У взрослых существует некое убеждение, что достижение ребёнком определённого возраста или поступление в школу, должно вести к возникновению указанных выше качеств.

Обнаруживая у ребёнка их отсутствие, что мешает ему хорошо учиться, родители начинают требовать от него «быть внимательным, добросовестным, ответственным, быть отличником», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста, а отсутствие их у шестилетнего ребёнка свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.

Исследования ученных показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают такого уровня психологической зрелости, который поможет им в дальнейшем быть успешными школьниками.

Выделим ряд показателей незрелости ребёнка, поступающего в школу:

 неразвитость моторики, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствие ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками, слабое речевое развитие детей ,слабое развитие произвольного внимания, памяти, низкий уровень развития самоконтроля и т.д.

 Список использованной литературы:

Друммонд В. Дитя, его природа и воспитание. СПб., Издательское Т-во «XX век», 1902. – 252 с.

Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., издание ред.журн. «Знание», 1875

Друммонд В. Введение в изучение ребенка. М., 1910

Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. 3-е издание, СПб., Издание В.И. Губинского, 1902

Селли Д. Очерки по психологии детства. Перевод с англ. А. Громбаха. Издание К.И. Тихомирова. М., 1901

Селли Д. Педагогическая психология. Пер. с 5-го англ. изд. под ред. А.А. Громбаха. - М, 1916.– 626 с.

Селли Д. Очерки по психологии детства. Перевод с англ. А. Громбаха. 2-е издание К. Тихомирова, 1904

Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. 4-е изд. СПб., Изд. Губинского, 1908

Стратегии исследования психического развития ребенка

Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Конечно, уже тогда исследователи пытались понять движущие силы развития, и каждый психолог об этом мечтал. Но для решения этой задачи не было объективных возможностей

Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и в конце концов понять его причину.

Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание Обе стратегии - наблюдение и констатирующий эксперимент - широко распространены в детской психологии. Но их ограниченность становится все более очевидной по мере того, как выясняется, что они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия исследования - стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

Каждая из названных стратегий имеет свою историю развития. Как уже говорилось, детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н.А. Рыбников, Н.

А. Менчинская, А.Н. Гвоздев, В.С. Мухина, М. Кечки и др.). Н.А. Рыбников в работе "Детские дневники как материал по детской психологии" (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1876; Ч. Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, Н. А. Рыбников отмечал, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г . вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.

Длительное систематическое наблюдение за одним и тем же ребенком, ежедневная регистрация поведения, доскональное знание всей истории развития ребенка, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним - все это составляет положительные стороны проводившихся наблюдений. Однако наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом. К тому же, как правило, в первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдений, и их интерпретация часто носила субъективный характер Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему.

Советский психолог М.Я. Басов разработал систему объективного наблюдения - этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда в детский коллектив приходит наблюдатель с бумагой и карандашом в руках, устремляет свой взгляд на ребенка и постоянно что-то записывает. "Сколько бы ребенок ни изменял своего положения, как бы он ни перемещался в окружающем пространстве, взор наблюдателя, а иногда и он всей своей персоной следует за ним и все чтото высматривает, при этом все время молчит и что-то пишет" М. Я. Басов правильно считал, что исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит.

В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скептически. Но, как часто говорил Д.Б. Эльконин, "острый психологический глаз важнее глупого эксперимента". Экспериментальный метод тем и замечателен, что он "думает" за экспериментатора. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. А.Н. Гвоздев также опубликовал двухтомную монографию о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына.

В 1925 г . в Ленинграде под руководством Н.М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя своими детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков из одного класса позволило Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой дать психологическую характеристику подросткового возраста. Венгерские психологи Л. Гараи и М. Кечки, наблюдая развитие собственных детей, проследили, как происходит дифференциация социальной позиции ребенка в условиях семьи. В.С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов. Эти примеры можно продолжить, хотя уже из сказанного ясно, что метод наблюдения как начальный этап исследования не изжил себя и к нему нельзя относиться пренебрежительно. Важно, однако, вместе с тем помнить, что с помощью этого метода можно выявить только явления, внешние симптомы развития.

В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвещения Франции заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 года начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные шкалы умственного развития. А. Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста. Немного позднее американский психолог Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта.

Казалось, что детская психология вышла на новый путь развития - психические способности с помощью специальных задач (тестов) могут быть воспроизведены и измерены. Но надежды эти не оправдались. Скоро стало ясно, что в ситуации обследования неизвестно, какая из психических способностей исследуется с помощью тестов. В 30-е годы советский психолог В.И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта долгое время рассматривался психологами как показатель наследственной одаренности, который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются.

С помощью метода тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода "поперечных" срезов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования скрыты.

Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгитюдинального ("продольного") изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Это дало некоторое преимущество - появилась возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня.

Лонгитюдинальный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от недостатков. Получив две точки на кривой развития, все равно нельзя ответить на вопрос, что же между ними происходит. Этот метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизм психических явлений.

Факты, добытые этим методом, могут быть объяснены различными гипотезами. Отсутствует необходимая точность в их интерпретации. Таким образом, при всех тонкостях экспериментальной методики, которые обеспечивают надежность эксперимента, стратегия констатации не дает ответа на главный вопрос: что происходит между двумя точками на кривой развития? На этот вопрос может ответить только стратегия экспериментального формирования психических явлений.

Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. По рассказам очевидцев, Л.С. Выготский мог продемонстрировать перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов. Для этой цели он использовал вспомогательные средства - связывал каждое слово с одним из волжских городов. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом, который позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функции.

Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз - от деятельности к функции.

Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако, все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом. Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом - одна из самых серьезных и до сих пор нерешенных. На ее значение для детской психологии указывали А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

Концепция учебной деятельности - исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни - путем создания экспериментальных школ.

Теория "первоначального очеловечивания" И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов - одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его природы.

Исследования психического развития ребенка

Краткая характеристика стратегий

Стратегия исследования в науке определяется уровнем развития теории. Это же относится к детской психологии. Там уровень теории предопределяет цели, задачи. Первоначально задачей детской психологии было накопление фактов и расположение их в хронологии. Этой задаче отвечала стратегия наблюдения. До сих пор исследователи пытаются понять, что двигает развитие, но для решения этого вопроса нет объективных возможностей. Несмотря на стихийный характер формирования стратегии наблюдения детского развития, она сформировала базу накопленных фактов, которые нуждаются в систематизации. Т.е. необходимо выделить этапы и стадии развития для того, чтобы выявить тенденции и закономерности процесса, а в конечном итоге понять его причину.

Для того, чтобы решить данные поставленные задачи, психологи применяют стратегию естественно-научный констатирующий эксперимент. Он устанавливает наличие или отсутствие исследовательского события при определенных контролируемых условиях, также эксперимент подвергает анализу количественные характеристики и дает качественное описание.

Эти стратегии нашли широкое применение в детской психологии, но их ограниченность видна, так как они не могут дать ответ о причинах движения развития из-за того, что стратегии не могут активно взаимодействовать в процессе, поэтому изучение идет пассивно.

Замечание 1

На данный момент активно разрабатывается новое стратегическое исследование – стратегия формирования психических процессов. Именно оно позволяет выделить причину развития и служить успешности создаваемого эксперимента. 

Все эти стратегии имеют историю, рассмотрим стратегию наблюдения и эксперимента.

История стратегии наблюдения

Изуч

Стратегии исследования психического развития ребенка — Студопедия.Нет

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это

полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует

цели и задачи этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в

накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой

задаче соответствовала стратегия наблюдения. Конечно, уже тогда

исследователи пытались понять движущие силы развития, и каждый психолог об

этом мечтал. Но для решения этой задачи не было объективных возможностей...

Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в

которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных

фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии

развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности

самого процесса развития и в конце концов понять его причину.

Для решения этих задач психологи использовали стратегию

естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет

установить наличие или отсутствие изучаемого явления  при определенных

контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать

качественное описание Обе стратегии -- наблюдение и констатирующий

эксперимент -- широко распространены в детской психологии. Но их

ограниченность становится все более очевидной по мере того, как выясняется,

что они не приводят к пониманию движущих причин психического развития

человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий

эксперимент не могут активно  воздействовать на процесс развития, и его

изучение идет только пассивно.

В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия

исследования -- стратегия формирования психических процессов, активного

вмешательства, построения процесса с заданными свойствами Именно потому, что

стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному

результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для

выделения причины развития может служить  успешность формирующего

эксперимента.

Каждая из названных стратегий имеет свою историю развития. Как уже

говорилось, детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный

фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран

родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений

развития собственных детей (В Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников, Н.

А. Менчинская, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина, М. Кечки и др.). Н.А. Рыбников в

работе "Детские дневники как материал по детской психологии" (1946) дал

исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя

значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1876;

Ч Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотным

пунктом в развитии детской психологии, Н. А. Рыбников отмечал, что русские

психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С.

Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием

ребенка от его рождения до 17 лет.

Длительное систематическое наблюдение за одним и тем же ребенком,

ежедневная регистрация поведения, доскональное знание всей истории развития

ребенка, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним -- все это

составляет положительные стороны проводившихся наблюдений. Однако наблюдения

разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять

друг с другом. К тому же, как правило, в первых дневниках отсутствовала

единая техника наблюдений, и их интерпретация часто носила субъективный

характер Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а

отношение к нему.

Советский психолог М. Я. Басов разработал систему объективного

наблюдения -- этого основного, с его точки зрения, метода детской

психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий

наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда в детский

коллектив приходит наблюдатель с бумагой и карандашом в руках, устремляет

свой взгляд на ребенка и постоянно что-то записывает. "Сколько бы ребенок ни

изменял своего положения, как бы он ни перемещался в окружающем

пространстве, взор наблюдателя, а иногда и он всей своей персоной следует за

ним и все чтото высматривает, при этом все время молчит и чтото пишет" М. Я.

Басов правильно считал, что исследовательскую работу с детьми должен вести

сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который

наблюдаемый ребенок входит.

В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как

основному способу исследования детей относятся скепгически. Но, как часто

говорил Д. Б. Эльконин, "острый психологический глаз важнее глупого

эксперимента". Экспериментальный метод тем и замечателен, что он "думает" за

экспериментатора. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В.

Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное

исследование о развитии речи. А. Н. Гвоздев также опубликовал двухтомную

монографию о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего

единственного сына.

В 1925 г. в Ленинграде под руководством Н. М. Щелованова была создана

клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в

сутки и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый

год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного

интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя своими

детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков из одного

класса позволило Д. Б. Эльконину и Т. В. Драгуновой дать психологическую

характеристику подросткового возраста. Венгерские психологи Л. Гараи и М.

Кечки, наблюдая развитие собственных детей, проследили, как происходит

дифференциация социальной позиции ребенка в условиях семьи. В. С. Мухина

впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов. Эти примеры можно

продолжить, хотя уже из сказанного ясно, что метод наблюдения как начальный

этап исследования не изжил себя и к нему нельзя относиться пренебрежительно.

Важно, однако, вместе с тем помнить, что с помощью этого метода можно

выявить только явления, внешние симптомы развития.

В начале века были сделаны первые попытки экспериментального

исследования умственного развития детей. Министерство просвещения Франции

заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в

специальные школы. И уже с 1908 года начинается тестовое обследование

ребенка, появляются измерительные шкалы умственного развития. А. Бине создал

метод стандартизированных задач для каждого возраста. Немного позднее

американский психолог Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента

интеллекта.

Казалось, что детская психология вышла на новый путь развития --

психические способности с помощью специальных задач | (тестов) могут быть

воспроизведены и измерены. Но надежды эти не оправдались. Скоро стало ясно,

что в ситуации обследования неизвестно, какая из психических способностей

исследуется с помощью тестов. В 30-е годы советский психолог В. И. Аснин

подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не

средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую

задачу он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта долгое время

рассматривался психологами как показатель наследственной одаренности,

который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему

времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно

поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются.

С помощью метода тестов в детской психологии проведено очень много

исследований, но они  постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда

представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических

свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста,

выявленных с помощью метода "поперечных" срезов. При таком измерении процесс

развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все

качественные новообразования скрыты.

Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития,

исследователи дополнили его методом лонгчтюдинального ("продольного")

изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Это дало

некоторое преимущество -- появилась возможность вычислить индивидуальную

кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие

возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня. Лонгитюди^альный

метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых

происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от

недостатков. Получив две точки на кривой развития, все равно нельзя ответить

на вопрос, что же между ними происходит. Этот метод также не дает

возможности проникнуть за феномены, понять механизм психических явлений.

Факты, добытые этим методом, могут быть объяснены различными гипотезами.

Отсутствует необходимая точность в их интерпретации. Таким образом, при всех

тонкостях экспериментальной методики, которые обеспечивают надежность

эксперимента, стратегия констатации не дает ответа на главный вопрос: что

происходит между двумя точками на кривой развития? На этот вопрос может

ответить только стратегия экспериментального формирования психических

явлений.

Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л. С.

Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших

психических функций для формирования собственной способности запоминания. По

рассказам очевидцев, Л. С. Выготский мог продемонстрировать перед большой

аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов. Для этой цели он

использовал вспомогательные средства -- связывал каждое слово с одним из

волжских городов. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести

каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Л. С.

Выготским экспериментально-генетическим методом, который позволяет выявить

качественные особенности развития высших психических функции.

Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов

большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько

идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить

следующим образом:

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой

интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических

функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без

выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной

психической деятельности.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как

сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится

функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз -- от деятельности к

функции.

Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина:

формирование психических функций происходит на основе предметного

действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его

речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция

формирования. Однако, все, что получено с ее помощью, выступает как

лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного

эксперимента с реальным онтогенезом7 Проблема соотношения экспериментального

генеза с реальным генезом -- одна из самых серьезных и до сих пор

нерешенных. На ее значение для детской психологии указывали А. В. Запорожец

и Д. Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в

том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы

личности, а эмоциональноволевые процессы и потребности оставались вне

экспериментального исследования.

Концепция учебной деятельности -- исследования Д. Б. Эльконина и В. В.

Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в

лабораторных условиях, а в реальной жизни -- путем создания

экспериментальных школ.

Теория "первоначального очеловечивания" И. А. Соколянского и А. И.

Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у

слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов -- одно из достижений

советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для

современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии

формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического

развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования

можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его природы.

 

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Детство как социальноисторический феномен

Причины возникновения детской психологии как науки

Исторические изменения предмета детской (возрастной) психологии

Понятие "развитие" и его критерии применительно к развитию ребенка

Стратегии, методы и методики исследования развития ребенка.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.

Рассмотрите "Конвенцию о правах ребенка" с позиций исторического

подхода к анализу детства

Приведите конкретные примеры использования различных стратегий и

методов в исследовании ребенка

ЛИТЕРАТУРА

Ленин В И Об условиях надежности психологического эксперимента

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. I, M., 1980.

Выготскии Л. С Собрание сочинений. Т.3, М , 1983, с. 641

Гальперин П Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в

исследовании детского мышления //Вопросы психологии, 1966, No 4. Конвенция о

правах ребенка (см приложение)

Ключевский 8 О. Портреты исторических деятелей. М , 1993

Эльконин Б Д Введение в психологию развития M., 1995.

 

4. Стратегии исследования психического развития ребенка

 Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Конечно, уже тогда исследователи пытались понять движущие силы развития, и каждый психолог об этом мечтал. Но для решения этой задачи не было объективных возможностей... Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и в конце концов понять его причину.

 Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание Обе стратегии -- наблюдение и констатирующий эксперимент -- широко распространены в детской психологии. Но их ограниченность становится все более очевидной по мере того, как выясняется, что они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

 В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия исследования -- стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

 Каждая из названных стратегий имеет свою историю развития. Как уже говорилось, детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников, Н. А. Менчинская, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина, М. Кечки и др.). Н.А. Рыбников в работе Детские дневники как материал по детской психологии (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1876;

 Ч Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, Н. А. Рыбников отмечал, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.

 Длительное систематическое наблюдение за одним и тем же ребенком, ежедневная регистрация поведения, доскональное знание всей истории развития ребенка, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним -- все это составляет положительные стороны проводившихся наблюдений. Однако наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом. К тому же, как правило, в первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдений, и их интерпретация часто носила субъективный характер Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему.

 Советский психолог М. Я. Басов разработал систему объективного наблюдения -- этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда в детский коллектив приходит наблюдатель с бумагой и карандашом в руках, устремляет свой взгляд на ребенка и постоянно что-то записывает. Сколько бы ребенок ни изменял своего положения, как бы он ни перемещался в окружающем пространстве, взор наблюдателя, а иногда и он всей своей персоной следует за ним и все чтото высматривает, при этом все время молчит и чтото пишет М. Я. Басов правильно считал, что исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит.

 В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скепгически. Но, как часто говорил Д. Б. Эльконин, острый психологический глаз важнее глупого эксперимента. Экспериментальный метод тем и замечателен, что он думает за экспериментатора. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. А. Н. Гвоздев также опубликовал двухтомную монографию о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына.

 В 1925 г. в Ленинграде под руководством Н. М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя своими детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков из одного класса позволило Д. Б. Эльконину и Т. В. Драгуновой дать психологическую характеристику подросткового возраста. Венгерские психологи Л. Гараи и М. Кечки, наблюдая развитие собственных детей, проследили, как происходит дифференциация социальной позиции ребенка в условиях семьи. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов. Эти примеры можно продолжить, хотя уже из сказанного ясно, что метод наблюдения как начальный этап исследования не изжил себя и к нему нельзя относиться пренебрежительно. Важно, однако, вместе с тем помнить, что с помощью этого метода можно выявить только явления, внешние симптомы развития.

 В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвещения Франции заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 года начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные шкалы умственного развития. А. Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста. Немного позднее американский психолог Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта.

 Казалось, что детская психология вышла на новый путь развития -психические способности с помощью специальных задач (тестов) могут быть воспроизведены и измерены. Но надежды эти не оправдались. Скоро стало ясно, что в ситуации обследования неизвестно, какая из психических способностей исследуется с помощью тестов. В 30-е годы советский психолог В. И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта долгое время рассматривался психологами как показатель наследственной одаренности, который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются.

 С помощью метода тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода поперечных срезов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования скрыты.

 Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгчтюдинального (продольного) изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Это дало некоторое преимущество -- появилась возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня. Лонгитюди^альный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от недостатков. Получив две точки на кривой развития, все равно нельзя ответить на вопрос, что же между ними происходит. Этот метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизм психических явлений. Факты, добытые этим методом, могут быть объяснены различными гипотезами. Отсутствует необходимая точность в их интерпретации. Таким образом, при всех тонкостях экспериментальной методики, которые обеспечивают надежность эксперимента, стратегия констатации не дает ответа на главный вопрос: что происходит между двумя точками на кривой развития? На этот вопрос может ответить только стратегия экспериментального формирования психических явлений.

 Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л. С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. По рассказам очевидцев, Л. С. Выготский мог продемонстрировать перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов. Для этой цели он использовал вспомогательные средства -- связывал каждое слово с одним из волжских городов. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Л. С. Выготским экспериментально-генетическим методом, который позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функции.

 Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

 Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

 Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз -- от деятельности к функции.

 Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина:

 формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако, все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом7 Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом -- одна из самых серьезных и до сих пор нерешенных. На ее значение для детской психологии указывали А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоциональноволевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

 Концепция учебной деятельности -- исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни -- путем создания экспериментальных школ.

 Теория первоначального очеловечивания И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

 Стратегия формирования психических процессов -- одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его природы.

 ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 Детство как социальноисторический феномен

 Причины возникновения детской психологии как науки

 Исторические изменения предмета детской (возрастной) психологии

 Понятие развитие и его критерии применительно к развитию ребенка

 Стратегии, методы и методики исследования развития ребенка.

 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.

 Рассмотрите Конвенцию о правах ребенка с позиций исторического подхода к анализу детства

 Приведите конкретные примеры использования различных стратегий и методов в исследовании ребенка

 ЛИТЕРАТУРА

 Ленин В И Об условиях надежности психологического эксперимента Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. I, M., 1980.

 Выготскии Л. С Собрание сочинений. Т.3, М , 1983, с. 641

 Гальперин П Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Вопросы психологии, 1966, No 4. Конвенция о правах ребенка (см приложение)

 Ключевский 8 О. Портреты исторических деятелей. М , 1993

 Эльконин Б Д Введение в психологию развития M., 1995.

Оглавление

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями и поддержи автора!

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Google+
  • LiveJournal
  • Вконтакте

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

Стратегии исследования психического развития ребенка


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 21Следующая ⇒

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Конечно, уже тогда исследователи пытались понять движущие силы развития, и каждый психолог об этом мечтал. Но для решения этой задачи не было объективных возможностей... Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и в конце концов понять его причину.

Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание Обе стратегии -- наблюдение и констатирующий эксперимент -- широко распространены в детской психологии. Но их ограниченность становится все более очевидной по мере того, как выясняется, что они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия исследования -- стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

Каждая из названных стратегий имеет свою историю развития. Как уже говорилось, детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников, Н. А. Менчинская, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина, М. Кечки и др.). Н.А. Рыбников в работе "Детские дневники как материал по детской психологии" (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1876; Ч Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, Н. А. Рыбников отмечал, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.

Длительное систематическое наблюдение за одним и тем же ребенком, ежедневная регистрация поведения, доскональное знание всей истории развития ребенка, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним -- все это составляет положительные стороны проводившихся наблюдений. Однако наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом. К тому же, как правило, в первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдений, и их интерпретация часто носила субъективный характер Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему.

Советский психолог М.Я.Басов разработал систему объективного наблюдения -- этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда в детский коллектив приходит наблюдатель с бумагой и карандашом в руках, устремляет свой взгляд на ребенка и постоянно что-то записывает. "Сколько бы ребенок ни изменял своего положения, как бы он ни перемещался в окружающем пространстве, взор наблюдателя, а иногда и он всей своей персоной следует за ним и все чтото высматривает, при этом все время молчит и чтото пишет" М.Я.Басов правильно считал, что исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит.

В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скепгически. Но, как часто говорил Д. Б. Эльконин, "острый психологический глаз важнее глупого эксперимента". Экспериментальный метод тем и замечателен, что он "думает" за экспериментатора. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. А. Н. Гвоздев также опубликовал двухтомную монографию о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына.

В 1925 г. в Ленинграде под руководством Н.М.Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя своими детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков из одного класса позволило Д.Б.Эльконину и Т.В.Драгуновой дать психологическую характеристику подросткового возраста. Венгерские психологи Л.Гараи и М.Кечки, наблюдая развитие собственных детей, проследили, как происходит дифференциация социальной позиции ребенка в условиях семьи. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов. Эти примеры можно продолжить, хотя уже из сказанного ясно, что метод наблюдения как начальный этап исследования не изжил себя и к нему нельзя относиться пренебрежительно. Важно, однако, вместе с тем помнить, что с помощью этого метода можно выявить только явления, внешние симптомы развития.

В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвещения Франции заказало известному психологу А.Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 года начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные шкалы умственного развития. А.Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста. Немного позднее американский психолог Л.Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта.

Казалось, что детская психология вышла на новый путь развития – психические способности с помощью специальных задач (тестов) могут быть воспроизведены и измерены. Но надежды эти не оправдались. Скоро стало ясно, что в ситуации обследования неизвестно, какая из психических способностей исследуется с помощью тестов. В 30-е годы советский психолог В.И.Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта долгое время рассматривался психологами как показатель наследственной одаренности, который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются.

С помощью метода тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода "поперечных" срезов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования скрыты.

Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С.Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. По рассказам очевидцев, Л. С. Выготский мог продемонстрировать перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов. Для этой цели он использовал вспомогательные средства – связывал каждое слово с одним из волжских городов. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Л.С.Выготским экспериментально-генетическим методом, который позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функции.

Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз – от деятельности к функции.

Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако, все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом. Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом – одна из самых серьезных и до сих пор нерешенных. На ее значение для детской психологии указывали А.В.Запорожец и Д.Б.Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоциональноволевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

Концепция учебной деятельности – исследования Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

Теория "первоначального очеловечивания" И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов – одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его природы.


Рекомендуемые страницы:

исследований психического здоровья детей | CDC

Исследования психического здоровья детей в обществе

Проект по изучению молодежи - Психическое здоровье

В рамках проекта «Узнать о молодежи - психическое здоровье» (PLAY-MH) была проанализирована информация, полученная в четырех общинах. Основное внимание уделялось изучению синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) и других экстернализующих и интернализующих расстройств, а также тиков у детей школьного возраста. Цель состояла в том, чтобы больше узнать о стратегиях общественного здравоохранения и профилактических мероприятий, направленных на поддержку здоровья и развития детей.

Учебные вопросы включены:

  • Какой процент детей в сообществе страдает одним или несколькими расстройствами экстернализации, интернализации или тиков?
  • Как часто эти расстройства проявлялись вместе?
  • Какие виды лечения получали дети в своих общинах?

В этом проекте использовалась та же методология, что и в исходном проекте «Проект по изучению СДВГ у молодежи» (PLAY). Подробнее об оригинальном подходе к обучению читайте здесь.

Другие исследования

Подробнее об исследованиях по

CDC и партнерские агентства работают над тем, чтобы понять, насколько распространены психические расстройства у детей и как они влияют на их жизнь.В настоящее время точно неизвестно, сколько детей страдают каким-либо психическим расстройством или как часто разные расстройства встречаются вместе, потому что не существует национального набора данных, который рассматривал бы все психические, эмоциональные или поведенческие расстройства вместе.

Исследование распространенности

Управление данными для психического здоровья детей: что это такое и почему это важно?

Использование разных источников данных

Медицинские работники, исследователи общественного здравоохранения, преподаватели и политики могут получить информацию о распространенности психических расстройств у детей из различных источников.Источники данных, такие как национальные опросы, исследования на уровне сообществ и данные по административным искам (например, по заявкам на медицинское страхование), используют разные методы исследования и предоставляют разные типы информации, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. К достоинствам и недостаткам для разных источников данных можно отнести следующие:

  • Национальные обследования имеют большие размеры выборки, которые необходимы для создания оценок на национальном уровне и уровне штата. Однако они также обычно используют отчет родителей о диагнозе ребенка, что означает, что поставщик медицинских услуг должен поставить точный диагноз, а родитель должен точно вспомнить, какой это был диагноз.
  • Исследования на уровне местных сообществ дают возможность наблюдать симптомы у детей, а это означает, что можно найти даже детей, которым не поставили диагноз или у которых нет правильного диагноза. Однако эти исследования обычно проводятся в небольших географических районах, поэтому результаты не обязательно будут такими же в других сообществах.
  • Административные претензии обычно представляют собой очень большие наборы данных с информацией о диагностике и обращении.
.

Исследования развития ребенка | CDC


CDC проводит исследования, чтобы узнать больше о здоровом развитии детей и лучше понять определенные условия, которые влияют на детей. Эта информация используется для

  • Создание программ профилактики, санитарного просвещения и вмешательства,
  • Помогать общинам планировать услуги для детей и их семей, и
  • Определите, какие дополнительные исследования необходимы.

На этой странице представлен обзор текущих исследований в области развития детей.

Инвестируя в наших детей, мы инвестируем в наше будущее. Инвестиции в раннее детство могут снизить затраты общества в целом. Сюда входят материальных затрат , таких как специальное образование, приемная семья, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, правоохранительные органы, социальное обеспечение и социальные услуги, и нематериальных затрат , таких как физическая и эмоциональная боль, испытываемая детьми с задержкой в ​​развитии и их семьи.

Психическое, эмоциональное и поведенческое здоровье детей

CDC работает с другими агентствами для сбора и мониторинга информации о детских психических расстройствах, а также для лучшего понимания и поддержки психического, эмоционального и поведенческого здоровья детей.Детские психические расстройства - например, синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), синдром Туретта, поведенческие расстройства, расстройства настроения и тревожные расстройства, расстройство аутистического спектра или расстройство, вызванное употреблением психоактивных веществ, - затрагивают многих детей и семьи. Из-за воздействия на детей, семьи и сообщества детские психические расстройства являются важной проблемой общественного здравоохранения в Соединенных Штатах.

Узнайте больше о психическом, эмоциональном и поведенческом здоровье детей.

Наследие для детей ™


См. «Наследие для детей ™» в действии, освещенное в серии видеороликов Head Start Best Practices for Family and Community Engagement «Объединяя семьи: создание сообщества»

Смотреть видео внешний значок

Программа вмешательства «Наследие для детей» ( Legacy ), разработанная для предотвращения задержек в развитии детей, живущих в бедности, фокусируется на роли родителей и способах их положительного влияния на своих детей.CDC разработала модель Legacy , которая затем была адаптирована для использования в двух исследовательских центрах в Майами, Флорида и Лос-Анджелесе, Калифорния. Legacy были разработаны для развития чутких и отзывчивых родительских навыков, улучшения взаимодействия между родителями и детьми и развития чувства общности. Цель Legacy - сделать так, чтобы дети росли эмоционально здоровыми и были готовы стать продуктивными членами общества.

Программа Legacy была оценена в ходе исследования, проведенного в Лос-Анджелесе и Майами и ориентированного на малообеспеченных матерей и их детей.В программе участвовали женщины до рождения в Лос-Анджелесе и при рождении в Майами, и длилась до 3 или 5 лет, соответственно. Матери собирались еженедельно в родительских группах. Под руководством руководителя группы матери говорили о развитии ребенка, поддерживали друг друга, изучали различные родительские навыки и практиковали их со своим ребенком. Оба сайта Legacy опробовали программу в течение определенного периода времени, после чего была проведена основная фаза исследования с целью разработки и уточнения того, как были использованы учебные планы Legacy .

Первоначальные результаты интервенционного исследования Legacy показали общее положительное влияние на детей, живущих в бедности. Произошли улучшения в мышлении, обучении и поведении ребенка, а также во взаимодействии между матерью и ребенком.

Узнайте больше о Legacy fo

.

4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд

или опыт, в то же время расширяя предыдущие знания детей и языковые навыки. Языковые навыки и навыки грамотности рассматриваются далее в следующем разделе этой главы, а также в главе 6.

Еще одним следствием этих когнитивных изменений является то, что педагоги могут вовлекать дошкольников в преднамеренную деятельность детей дошкольного возраста, используя новые возможности обучения.Интерес детей к обучению через действие естественным образом подходит для экспериментального исследования, связанного с наукой, или других видов обучения, основанного на запросе, включая гипотезы и проверки, особенно в свете неявных теорий живых существ и физической причинности, которые дети привносят в такое исследование (Samarapungavan et al. др., 2011). Подобным образом настольные игры могут стать основой для изучения и расширения числовых концепций. В нескольких экспериментальных демонстрациях, когда дошкольники играли в настольные игры с числами, специально разработанные для развития их мысленных представлений о числовых величинах, они демонстрировали улучшения в оценках числовой линии, навыках расчета, числовой идентификации и других важных количественных концепциях (Laski and Siegler, 2014 ).

Другое исследование показало, что учебные стратегии, которые способствуют высокоуровневому мышлению, творчеству и даже абстрактному пониманию, например, обсуждение идей или будущих событий, связаны с более высокими когнитивными достижениями детей дошкольного возраста (например, Diamond et al. , 2013; Mashburn et al., 2008). Например, когда педагоги указывают на то, как количественные числа могут использоваться для описания различных наборов элементов (четыре блока, четыре ребенка, 4 часа), это помогает им обобщить абстрактное понятие («четверность»), которое описывает набор, а не характеристики каждого элемента в отдельности.Эти действия также можно интегрировать в другие учебные практики в течение обычного дня.

Еще одно следствие изменений мышления маленьких детей в дошкольном возрасте касается мотивационных характеристик раннего обучения. Дети дошкольного возраста развивают ощущение себя и своих способностей, включая академические навыки (Marsh et al., 1998, 2002). Их убеждения относительно своих способностей к чтению, счету, лексике, числовым играм и другим академическим навыкам основаны на нескольких источниках, включая спонтанное социальное сравнение с другими детьми и отзывы учителей (и родителей) относительно их достижений и причин, по которым они хорошо учились или плохо.Эти убеждения, в свою очередь, влияют на уверенность детей в себе, настойчивость, внутреннюю мотивацию к успеху и другие характеристики, которые можно описать как навыки обучения (и более подробно они обсуждаются ниже в этой главе). Следовательно, то, как учителя обеспечивают обратную связь с детьми младшего возраста и поддерживают их уверенность в себе в учебных ситуациях, также является важным предиктором академической успеваемости детей (Hamre, 2014).

В первые годы начальной школы познавательные процессы детей развиваются дальше, что, соответственно, влияет на стратегии педагогов в начале

.

% PDF-1.4 % 5548 0 объект > endobj xref 5548 34 0000000016 00000 н. 0000004504 00000 н. 0000004674 00000 н. 0000005138 00000 п. 0000005614 00000 н. 0000005989 00000 п. 0000006074 00000 н. 0000006189 00000 п. 0000006377 00000 н. 0000006813 00000 н. 0000007000 00000 н. 0000007825 00000 н. 0000007921 00000 п. 0000008344 00000 п. 0000008619 00000 п. 0000008938 00000 н. 0000009120 00000 н. 0000009609 00000 н. 0000009703 00000 п. 0000010170 00000 п. 0000010749 00000 п. 0000010862 00000 п. 0000011068 00000 п. 0000014902 00000 п. 0000017311 00000 п. 0000017623 00000 п. 0000017913 00000 п. 0000018210 00000 п. 0000018733 00000 п. 0000019022 00000 п. 0000019339 00000 п. 0000019848 00000 п. 0000004231 00000 п. 0000000976 00000 п. трейлер ] / Назад 4040748 / XRefStm 4231 >> startxref 0 %% EOF 5581 0 объект > поток hXiTSgC

.

Что такое психическое здоровье детей?

Узнайте больше о психическом здоровье, психических расстройствах, лечении, профилактике и исследованиях общественного здравоохранения в отношении психического здоровья детей.

Быть психически здоровым в детстве означает достичь вех в развитии и эмоциональном состоянии, а также научиться здоровым социальным навыкам и способам справляться с проблемами. Психически здоровые дети имеют позитивное качество жизни и могут хорошо функционировать дома, в школе и в своих общинах.

Психические расстройства у детей описываются как серьезные изменения в том, как дети обычно учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, что вызывает стресс и проблемы в повседневной жизни. Многие дети иногда испытывают страхи и беспокойства или проявляют деструктивное поведение. Если симптомы серьезные и стойкие и мешают занятиям в школе, дома или играм, у ребенка может быть диагностировано психическое расстройство.

Психическое здоровье - это не просто отсутствие психического расстройства.Дети, не страдающие психическим расстройством, могут отличаться по своей успеваемости, а дети с таким же диагнозом психического расстройства могут отличаться по своим сильным и слабым сторонам в том, как они развиваются и справляются, а также по качеству жизни. Психическое здоровье как континуум и выявление конкретных психических расстройств - оба способа понять, насколько хорошо у детей дела.

Какие психические расстройства у детей распространены?

К наиболее распространенным психическим расстройствам, которые можно диагностировать в детстве, относятся синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), тревога (страхи или беспокойства) и расстройства поведения.

Узнайте больше о детских психических расстройствах, симптомах и лечении.

Другие детские расстройства и проблемы, которые влияют на то, как дети учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, могут включать в себя нарушения обучения и развития, аутизм и факторы риска, такие как употребление психоактивных веществ и членовредительство.

Подробнее о связанных условиях.

Каковы симптомы психических расстройств у детей?

Симптомы психических расстройств меняются со временем по мере роста ребенка и могут включать трудности с тем, как ребенок играет, учится, говорит и действует, или как ребенок справляется со своими эмоциями.Симптомы часто начинаются в раннем детстве, хотя некоторые расстройства могут развиться в подростковом возрасте. Диагноз часто ставится в школьные годы, а иногда и раньше; однако некоторые дети с психическим расстройством не могут быть распознаны или диагностированы как имеющие его.

Можно ли вылечить детские психические расстройства?

Детские психические расстройства поддаются лечению и контролю. Существует множество вариантов лечения, основанных на самых лучших и последних медицинских данных. Родители и врачи должны тесно сотрудничать со всеми, кто занимается лечением ребенка - учителями, тренерами, терапевтами и другими членами семьи.Использование всех доступных ресурсов поможет родителям, специалистам в области здравоохранения и педагогам привести ребенка к успеху. Ранняя диагностика и соответствующие услуги для детей и их семей могут изменить жизнь детей с психическими расстройствами.

Помощь в поиске лечения

Если у вас есть опасения по поводу ребенка, вы можете использовать эти ресурсы, чтобы помочь вам найти поставщика медицинских услуг, знакомого с вариантами лечения.

Кто пострадал?

Детские психические расстройства затрагивают многих детей и семьи.Мальчики и девочки всех возрастов и этнической / расовой принадлежности, проживающие во всех регионах США, страдают психическими расстройствами. По данным Национального исследовательского совета и Института медицины репортекулярного значка , , которые собрали результаты предыдущих исследований, согласно оценкам, в 2007 году 13–20% детей, живущих в Соединенных Штатах (до 1 из 5 детей), испытывали психическое расстройство в конкретном году, которое обходится отдельным людям, семьям и обществу примерно в 247 миллиардов долларов в год.

Каковы последствия психических расстройств у детей?

Психическое здоровье важно для здоровья в целом. Психические расстройства - это хронические состояния здоровья - состояния, которые длятся долгое время и часто не проходят полностью, - которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. Без ранней диагностики и лечения у детей с психическими расстройствами могут быть проблемы дома, в школе и в установлении дружеских отношений. Психические расстройства также могут мешать здоровому развитию ребенка, вызывая проблемы, которые могут сохраниться и во взрослой жизни.

Общественное здравоохранение включает психическое здоровье

Поддержка психического здоровья детей также включает в себя обеспечение того, чтобы дети соответствовали основным этапам развития, понимание того, что делать, когда возникает проблема, поддержка позитивных стратегий воспитания и улучшение доступа к уходу.

CDC работает с партнерскими агентствами, чтобы лучше понять психическое здоровье и психические расстройства и их влияние на детей.

Подробнее об исследованиях психического здоровья детей.

Что вы можете сделать

Родители: Вы лучше всех знаете своего ребенка.Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вас беспокоит, как ваш ребенок ведет себя дома, в школе или с друзьями.

Молодежь: Заботиться о своем психическом здоровье так же важно, как и о своем физическом здоровье. Если вы злитесь, беспокоитесь или грустите, не бойтесь говорить о своих чувствах и обратитесь к другу или взрослому, которому вы доверяете.

Медицинские работники: Ранняя диагностика и соответствующее лечение на основе обновленных рекомендаций очень важны.Существуют ресурсы, которые помогут диагностировать и лечить психические расстройства у детей.

Учителя / школьные администраторы: Раннее выявление важно, чтобы дети могли получить необходимую им помощь. Работайте с семьями и медицинскими работниками, если вас беспокоит психическое здоровье ребенка в вашей школе.

Ресурсы

.

Интеллектуальное и когнитивное развитие детей и подростков

Возраст и этапы: Руководство для родителей по нормальному развитию детства Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет Написано увлекательным и практичным стилем, Возраст и Stages предлагает вам преимущества самых последних исследований в области развития ребенка, а также полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза ​​Фой ДиГеронимо рассказывают вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития.Они включают в себя множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.

Растущий разум вашего ребенка: развитие мозга и обучение от рождения до подросткового возраста Провозглашенный родителями и педагогами, Your Child’s Growing Mind - это окно в увлекательный процесс развития мозга и обучения. Он исследует корни эмоций, интеллекта и творческих способностей, переводя самые последние научные исследования в практические предложения для родителей и учителей.

Доктор Хили также обращается к академическому обучению, предлагая бесчисленные советы о том, как родители могут помочь без давления. Она объясняет составные части чтения, письма, орфографии и математики и показывает, как помочь молодежи любого возраста развить мотивацию, внимание, критическое мышление и навыки решения проблем.

Мозг «Да»: как развить в ребенке смелость, любопытство и сопротивляемость При столкновении с трудностями, неприятными задачами и спорными проблемами, такими как домашнее задание, экранное время, выбор еды и время сна, дети часто играют отключиться, отвечая реактивностью вместо восприятия.Это то, что авторы бестселлеров New York Times Дэниел Дж. Сигел и Тина Пейн Брайсон называют ответом «Нет мозгов». Но наших детей можно научить подходить к жизни с открытостью и любопытством. Родители могут научить своих детей говорить «да» миру и приветствовать все, что может предложить жизнь, даже в трудные времена. Вот что значит развивать Да-Мозг.

Когда дети работают с Yes Brain, они с большей готовностью рискуют и исследуют. Они более любознательны и изобретательны, меньше беспокоятся об ошибках.Они лучше ладят в отношениях, более гибкие и стойкие, когда дело касается невзгод и больших переживаний. Они работают по четкому внутреннему компасу, который определяет их решения, а также то, как они относятся к другим. Руководствуясь своим «Да-мозгом», они становятся более открытыми, креативными и стойкими.

В The Yes Brain авторы дают родителям навыки, сценарии, идеи и задания, чтобы привести детей всех возрастов в чрезвычайно благоприятное состояние «да». Вы узнаете.

Mind Benders: Навыки дедуктивного мышления Mind Bendersreg - это самые продаваемые головоломки на дедуктивное мышление, развивающие логику, понимание прочитанного и умственные организационные навыки, которые жизненно важны для достижения высоких оценок и высоких результатов тестов по всем предметам.Они также отлично подходят для развития реальных навыков решения проблем. Методы. Ваши ученики научатся тщательно анализировать каждый Mind Bendersreg; головоломка и ее подсказки, выявляющие логические ассоциации между людьми, местами и вещами. Ключ в том, чтобы начать с наиболее очевидных ассоциаций, а затем вывести менее очевидные ассоциации, пока все, наконец, не сложится вместе. Поддержка преподавателей Включает пошаговые инструкции и подробные ответы. Уровни книги растут по спирали в пределах класса. (от детского сада до 12 класса)

Правила мозга для ребенка (обновленные и расширенные): как вырастить умного и счастливого ребенка с нуля до пяти В своем бестселлере New York Times Brain Rules , Dr Джон Медина показал нам, как на самом деле работает наш мозг, и почему нам следует изменить дизайн наших рабочих мест и школ. Теперь, в Правилах мозга для ребенка , он делится последними научными данными о том, как вырастить умных и счастливых детей от нуля до пяти.Эта книга призвана произвести революцию в воспитании детей. Только один из сюрпризов: лучший способ устроить ваших детей в колледж по их выбору? Научите их контролировать свои импульсы.

Правила для мозга ребенка устраняет разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. Посредством увлекательных и забавных историй Медина, молекулярный биолог и отец развития, рассказывает, как развивается мозг ребенка и что вы можете сделать, чтобы его оптимизировать.

Серия Gymboree, посвященная занятиям для детей Мы настоятельно рекомендуем эту серию родителям, потому что в книгах есть множество игровых заданий «как это сделать», которые помогают (обеспечивают основу) развитие ребенка.От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только будут стимулировать развитие, но и построят прочные отношения между родителями и детьми. К тому же они интересны и родителям, и детям.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.