|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Социальная ситуация развития ребенка раннего детстваПсихология раннего детства | Диплом по психологииВозрастной период раннего детства охватывает возраст от 1 года до 3 лет. Социальная ситуация развития в раннем детствеК концу 1-го года жизни ребенок уже не так зависит от матери. Психологическое единство «мать—ребенок» начинает распадаться, т.е. психологически ребенок отделяется от матери. Ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, т.к. нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Ведущая деятельность в раннем детствеИзменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним. В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная. Психические новообразования раннего детстваВ раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к возникновению начальных форм самосознания. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т.п. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:
В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах. Среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Раннее детство сензитивно к усвоению речи: именно в этот период наиболее активно развивается речь. В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание. Факторы, влияющие на развитие ребенка в раннем детствеПсихическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах. Социальная ситуация развития в раннем детстве (1-3 года) и ведущий вид деятельностиВозрастной период от 1 года до 3 лет называется ранним детством. Для этого этапа характерны личностные изменения, изменения в сфере познания, в социальной ситуации развития. Отношения между ребенком и взрослым меняются, это ведет к оформлению новой социальной ситуации развития. Социальная ситуация развитияХарактеризуется появлением совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. В процессе такого вида деятельности происходит присвоение ребенком общественно выработанных способов применения предметов. Взрослый показывает малышу, как нужно пользоваться окружающими предметами, при этом объясняя, для чего необходим предмет. Предметная деятельностьСхему социальной ситуации можно составить следующим образом: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Самым важным в этой триаде является предмет. В этом можно убедиться, наблюдая за ребенком, занятым каким-то предметом. Он постоянно смотрит на него. Степен Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.метки: Ранний, Действие, Предметный, Взрослый, Предмет, Деятельность, Развитие, ДетствоЛекция 5Тема «Психологические особенности раннего детства»
Вопросы: 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте; 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве; 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте; 4. Формирование личности в раннем детстве; 5. Кризис трех лет.
К очникам не переносить!
Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.
Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок— предмет— взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Кроме того, взрослый выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения. Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.Орудийно-предметные действия — это действия с предметом — орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. 6 стр., 2535 слов Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста... Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий ... только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Взрослым, при воспитании ребенка раннего возраста, надо помнить, что представление о себе, первая ... Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве — это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Игра рождается внутри предметной деятельности. Сначала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама). Следующие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов-заместителей; воспроизведение увиденного на игрушках. Одна из ранних форм игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии. Другой новый вид деятельности, складывающийся на основе предметной, — рисование, изобразительная деятельность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисование в раннем детстве проходит несколько стадий: 1. каракули; 2. узнавание предмета в случайном сочетании линий; 3. изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность). Рисование — это знаковая, символическая деятельность, поскольку любое, самое несовершенное изображение представляет собой знак предмета. Требуются руководство и помощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображению.
Вопрос 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве.Раннее детство — сенситивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества. В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом. 2 стр., 919 слов Особенности воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства... 1. Особенности воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся зрительном ... В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются ... речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и скоординированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. В психическом развитии ребенка ... Вопросы взрослых: «Где мама (огонек, часы, собачка)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют поведение ребенка. Сначала ребенок способен воспринять, понять инструкцию только по ходу действия. Затем словесные указания могут быть даны заранее, для руководства ориентировочной деятельностью ребенка. Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития. Переходная фаза от доречевого этапа к собственно речевому занимает обычно около 6 месяцев — от конца первого развития детей 1 года жизни">года жизни ребенка до достижения им полутора лет. В случае замедленного речевого развития этот период может растянуться на год — полтора. В конце первого года жизни характерна автономная речь, исходящая из аморфных слов-корней. Активный словарь ребенка 11—12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляется изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится значительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200-1500 слов.
Вопрос 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др. 5 стр., 2056 слов Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н. М. Аксарина, Т.В. Пантюхина).... год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года. Именно в данном возрасте оцениваются достижения ребенка в развитии. Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни ... Показатели развития ребенка в раннем возрасте От 1 года до 3 лет). Данные ниже показатели развития ребенка выявлены в ходе изучения закономерностей развития детей в определенных условиях ... Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприятия полуторагодовалых — двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом возрасте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе. Следующая ступень — зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка). Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представлений о свойствах предметов (образы восприятия). Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов — вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
Вопрос 4. Формирование личности в раннем детстве.
Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста — единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка. Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми. 4 стр., 1705 слов Психическое развитие детей от года до 3 летВоспитывая ребенка от года до 3 лет, надо иметь знания по следующим направлениям: ¦ прямохождение и его роль в развитии ребенка; ¦ мышечное чувство как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания; ¦ ориентация в пространстве; ¦ орудийные действия, сензитивность развития речи; ¦ внешние и внутренние ориентировочные действия; ¦ наглядно–действенное мышление; ¦ знаковая функция ... Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить — дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент. Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т. е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели. Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых. Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками. Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в яслях, когда один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всю группу. Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. 4 стр., 1963 слов Дидактические игры как средство обогащения словаря детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня016 Д Дидактические игры как средство обогащения словаря детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития словаря детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня посредством дидактических игр 8 1.1 Особенности развития словаря пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня 8 1.2 Возможности использования ... В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем. Ребенок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему облику, а потом к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других людей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребенка, и он как бы упражняется в запоминании своего облика. Узнавание себя на фотографии и в кинофильме затрудняет детей больше, чем узнавание в зеркале. В два года они хорошо узнают других людей и обстановку, в которой производилась съемка, но себя начинают узнавать только с середины третьего года жизни, причем в течение некоторого времени ребенок говорит о своем изображении в кино так, как будто это второй он («тот Саша»). В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке. Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю»; «Дай мне куклу»; «Возьми меня с собой». 13 стр., 6430 слов Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание... и требованиям современного общества. Для большинства детей пятого года жизни характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на ... В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в ... компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном ... Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появлению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью, что приводит к возникновению очередного кризиса.
Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве. — СтудопедияСоциальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Содержание совместной деятельности - освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: - складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное я наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; - возникает личное действие и личное желание» складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, который может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способовориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую» а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам». На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей полоролевого поведения через подражание. Ребенок способен уже к вычленению собственных действий из совместной деятельности со взрослым, что отражается в речи Осознание личных действий становится предпосылкой нового всплеска самостоятельности и подготавливают следующий переходный период — кризис 3 лет. В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку. А эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. 12. Социальная ситуация развития в период раннего детства.Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Содержание совместной деятельности - освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: - складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное я наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; - возникает личное действие и личное желание» складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, который может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую» а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам». На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей полоролевого поведения через подражание. Ребенок способен уже к вычленению собственных действий из совместной деятельности со взрослым, что отражается в речи Осознание личных действий становится предпосылкой нового всплеска самостоятельности и подготавливают следующий переходный период — кризис 3 лет. В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку. А эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. Характеристика ведущей деятельности и основных новообразований в раннем детствеРаннее детство охватывает возраст от года до трех лет. Социальное познание: развитие в раннем детствеДекабрь 2019 г., Ред. Введение Социальное познание связано с мыслями и убеждениями о социальном мире. Тема охватывает убеждения о других, себе и людях в целом, а также убеждения о конкретных аспектах людей (например, мысли, желания, эмоции), а также о социальных группах и социальных институтах. Развитие различных форм социально-когнитивного понимания - одно из важнейших достижений когнитивного развития детей. Тема Социальное познание было центральной темой детской психологии с момента создания этой области. 1 Как и многие другие темы, в середине 20-го века преобладающим подходом был подход Пиаже. 2 Пиаже утверждал, что мышление маленьких детей характеризуется эгоцентризмом или трудностью отделения собственной точки зрения от точки зрения других. Таким образом, дети дошкольного возраста часто предполагают, что другие думают, чувствуют или желают именно то, что они делают, что является основным недостатком социально-когнитивного понимания.Последующие исследования показали, что Пиаже несколько недооценивал способности маленьких детей смотреть на перспективу. 3 Тем не менее, его работа действительно определила центральную проблему в любой социально-познавательной деятельности: отделение собственной точки зрения от точки зрения других. Действительно, в некоторых ситуациях даже взрослые склонны к эгоцентрическим реакциям. 4,5 Взгляд на перспективу - это лишь одна из нескольких рубрик, в рамках которых изучается социальное познание. Работа над метапознанием, например, исследует понимание детьми умственной деятельности - что они знают, например, о памяти, внимании или языке. 6,7 Здесь да и вообще даже дошкольники проявляют простые формы понимания. Однако большинство достижений в метакогнитивном понимании не очевидны до начальной школы, и во многих случаях развитие продолжается и во взрослой жизни. В последние годы большинство исследований социального познания проводилось в рамках теории разума. 8,9,10 Теория разума шире, чем ее предшественники, и охватывает понимание всего диапазона психических состояний, а также предшественников и последствий такого понимания.Дополнительным отличием является ориентация на маленьких детей; Теория разума зародилась как литература для дошкольников, а в последние годы была распространена также на дошкольное и младенчество. В результате получилась более полная и более позитивная картина способностей маленьких детей, чем это было в случае первого поколения исследований социального познания. Проблемы Как и многие другие темы детской психологии, работа в области социального познания затрагивает три общих вопроса. Один из них - описательный вопрос: что развивается и когда развивается? Сложности здесь включают разработку оптимальных методов оценки рассматриваемых событий и выявление взаимосвязей между различными формами понимания. 11,12 Второй вопрос: почему происходит такое развитие событий. Какие причинные силы формируют социально-познавательное понимание детей? Последний вопрос касается последствий прогресса в социальном познании. Как, в частности, меняются социальные взаимодействия детей по мере развития их социально-когнитивных способностей? Контекст исследования Хотя натуралистические данные играют определенную роль, 13 большая часть того, что мы знаем о социально-когнитивном развитии, получена с помощью самых разных оригинальных экспериментальных измерений.Одним из примеров - и, безусловно, наиболее часто изучаемым - является задача ложного убеждения. 14 Задание на ложное убеждение проверяет базовый компонент понимания убеждений: осознание того, что убеждения являются ментальными репрезентациями, а не прямыми отражениями реальности, и как таковые могут быть ложными. Другие задачи проверяют другие формы эпистемического понимания, например, способность отделять видимость от реальности 15 или знание того, как доказательства приводят к убеждению. 16 Еще другие задачи направлены на другие психические состояния, например, осознание того, что разные люди могут иметь разные желания, 17 или понимание связи между удовлетворением желаний и последующей эмоцией. 18 Также выросла исследовательская литература, посвященная достижениям за пределами дошкольного периода - например, способности к рекурсивному мышлению и более глубокому пониманию индивидуальных различий в психических состояниях людей. 19 Результаты последних исследований В общем, исследования теории разума напоминают раннюю литературу Пиаже в том, что они часто удивляют нас тем, что дети еще не знают. Таким образом, до 4 лет большинству детей трудно понять, что убеждения могут быть ложными, будь то убеждения других или их собственные убеждения. 11 Они также демонстрируют множество других заблуждений и заблуждений, включая трудности в разделении внешнего вида и реальности 15 и проблемы в отслеживании связи между опытом и формированием убеждений. 16 С другой стороны - и в отличие от литературы Пиаже - трудности непродолжительны, поскольку многие фундаментальные события, включая понимание ложных убеждений, возникают к 4-5 годам. Действительно, некоторые недавние исследования все еще вызывают споры. , предполагает, что зачатки понимания ложных убеждений могут присутствовать в младенчестве. 20,21 Для так называемых неэпистемических состояний, таких как притворство или желание, базовые формы понимания возникают даже раньше, чем для веры, в некоторых случаях по возрасту. Результат представляет собой ценную поправку к более ранней литературе по социальному познанию, которая характеризовала дошкольный период преимущественно в отрицательных терминах. Наконец, недавнее исследование не только задокументировало широкий спектр ранних социально-когнитивных достижений, но также предоставило доказательства воздействия таких достижений, поскольку оно демонстрирует постоянные отношения между социально-когнитивным пониманием и качеством социальных взаимодействий детей. 22 Пробелы в исследованиях Как и во многих областях детской психологии, мы знаем больше о том, что развивается в социальном познании, чем о том, как оно развивается. Все теории соглашаются, что и социальный опыт, и биологическое созревание должны играть роль; Однако теории различаются по относительной роли, отводимой этим факторам, по тому, как именно они должны действовать, и по форме, которую, как предполагается, принимает базовая система знаний. 10,23 Устранение этих несоответствий остается задачей будущих исследований.Еще одна задача для будущих исследований - расширить культурные рамки исследований теории разума. На сегодняшний день исследования показывают как некоторые основные сходства в развитии культур мира, так и некоторые интригующие различия, проистекающие из разных культурных акцентов. 24,25 Выводы Изучение социального познания, одной из почтенных тем детской психологии, было возобновлено работой над теорией разума. Эта работа определила широкий спектр социально-познавательных достижений, которые появляются в первые 4 или 5 лет жизни.Он также дал предварительные ответы на два вопроса, которые являются предметом текущих исследований: каковы истоки и каковы последствия социально-когнитивного понимания? Последствия Социальное познание - особенно если оно изучается в рамках теории разума - в первую очередь является нормативной темой, поскольку касается основных достижений, с которыми в конечном итоге овладевает практически каждый ребенок. Исключения случаются при определенных клинических синдромах, особенно при аутизме; действительно, подход, основанный на теории разума, играет центральную роль в нашем понимании трудностей, с которыми сталкиваются люди с аутизмом. 26 Однако при типичном развитии социальное познание не требует явного обучения взрослых. Тем не менее, это не означает, что родители или учителя не играют никакой роли. Различные виды социального опыта могут ускорить проявление социально-когнитивных способностей, включая определенные формы воспитания детей родителями. 27 Недавнее исследование также показывает, что социально-когнитивные навыки, по крайней мере, отчасти можно тренировать; подходы, которые подчеркивают соответствующий язык психического состояния, могут быть особенно полезными. 27,28 Взрослые могут не только ускорить развитие, но и повлиять на содержание социально-познавательных убеждений детей. Например, у всех детей формируются представления о себе или представления о себе, но представления о себе у некоторых детей более позитивны и способствуют развитию, чем у других. 29 Социально-познавательные способности могут использоваться не только в положительных целях (например, сочувствие, общение), но и в отрицательных, таких как дразнить или издеваться. 30,31 На это тоже может повлиять практика родителей.Наиболее явное прагматическое значение работы для социального познания уже давно очевидно: опыт, который изменяет социально-когнитивные убеждения детей в положительном направлении, может оказать благотворное влияние на их социальное поведение и социальное признание. 32 Список литературы
Примечание: Документ, финансируемый Центром исследований детей, семьи и общества Альберты .этапов роста Развитие ребенка - раннее детство (от рождения до восьми лет), среднее детство (от восьми до двенадцати лет)Определения стадий развития в детстве взяты из многих источников. Такие теоретики, как Жан Пиаже, Лев Выготский, Лоуренс Колберг и Эрик Эриксон, предоставили способы понять развитие, а недавние исследования предоставили важную информацию о природе развития. Кроме того, этапы детства культурно определяются социальными институтами, обычаями и законами, из которых состоит общество.Например, в то время как исследователи и профессионалы обычно определяют период раннего детства как от рождения до восьми лет, другие в Соединенных Штатах могут считать пятилетний возраст лучшей конечной точкой, поскольку он совпадает со вступлением в культурную практику формального школьного образования. Есть три основных стадии развития: раннее детство, среднее детство и юность. Определения этих стадий организованы вокруг основных задач развития на каждой стадии, хотя границы этих стадий гибки.Представления общества о детстве меняются со временем, и исследования привели к новому пониманию развития, которое происходит на каждой стадии. Раннее детство (от рождения до восьми лет)Раннее детство - время огромного роста во всех сферах развития. Новорожденный на иждивении вырастает в молодого человека, который может заботиться о своем теле и эффективно взаимодействовать с другими. По этим причинам основной развивающей задачей на этом этапе является развитие навыков . Физически от рождения до трехлетнего возраста ребенок обычно увеличивается в два раза в росте и в четыре раза в весе. Пропорции тела также меняются, так что младенец, голова которого составляет почти четверть общей длины тела, становится малышом с более уравновешенным, взрослым внешним видом. Несмотря на эти быстрые физические изменения, типичный трехлетний ребенок овладел многими навыками, включая сидение, ходьбу, приучение к туалету, использование ложки, каракули и достаточную зрительно-моторную координацию, чтобы ловить и бросать мяч. В возрасте от трех до пяти лет дети продолжают быстро расти и начинают развивать мелкую моторику. К пяти годам большинство детей демонстрируют довольно хорошее владение карандашами, мелками и ножницами. Крупные двигательные достижения могут включать способность прыгать и балансировать на одной ноге. В возрасте от пяти до восьми лет физический рост замедляется, а пропорции тела и моторика становятся более точными. Физические изменения в раннем детстве сопровождаются быстрыми изменениями в когнитивном и языковом развитии ребенка.С момента рождения дети используют все свои органы чувств, чтобы следить за своим окружением, и у них начинает развиваться причинно-следственная связь в своих действиях и реакции воспитателей. В течение первых трех лет жизни дети развивают устный словарный запас от 300 до 1000 слов, и они могут использовать язык для изучения и описания окружающего мира. К пяти годам словарный запас ребенка вырастет примерно до 1500 слов. Пятилетние дети также могут составлять предложения из пяти-семи слов, учатся использовать прошедшее время и рассказывать знакомые истории, используя картинки в качестве подсказок. Язык - мощный инструмент для улучшения когнитивного развития. Использование языка позволяет ребенку общаться с другими и решать проблемы. К восьми годам дети могут продемонстрировать некоторое базовое понимание менее конкретных понятий, включая время и деньги. Однако восьмилетний по-прежнему рассуждает конкретным образом и испытывает трудности с пониманием абстрактных идей. Ключевой момент в социально-эмоциональном развитии в раннем детстве наступает примерно в год. Это время, когда формирование привязанности становится критическим.Теория привязанности предполагает, что индивидуальные различия в функционировании и личности в дальнейшей жизни формируются в результате раннего опыта ребенка с опекунами. Качество эмоциональной привязанности или ее отсутствие, сформировавшееся в раннем возрасте, может служить моделью для будущих отношений. В возрасте от трех до пяти лет рост социально-эмоциональных навыков включает формирование отношений со сверстниками, гендерную идентификацию и развитие чувства правильного и неправильного. Маленьким детям сложно воспринимать точку зрения другого человека, и события часто интерпретируются в терминах «все или ничего», причем наибольшую озабоченность вызывает влияние на ребенка.Например, в пятилетнем возрасте ребенок может ожидать, что другие будут свободно делиться своим имуществом, но при этом он будет крайне властно относиться к любимой игрушке. Это не создает конфликта совести, потому что справедливость определяется относительно собственных интересов ребенка. В возрасте от пяти до восьми лет дети входят в более широкий круг сверстников и заводят прочные дружеские отношения. В настоящее время социальное сравнение усиливается, и взгляд других людей начинает играть роль в том, как дети относятся к людям, включая сверстников. Значение для обучения в школе . Время от рождения до восьми лет - критический период в развитии многих базовых навыков во всех сферах развития. Повышение осведомленности и способности выявлять задержки в развитии у очень маленьких детей привело к созданию служб раннего вмешательства, которые могут снизить потребность в местах для специального обучения, когда дети достигают школьного возраста. Например, более раннее обнаружение нарушений слуха иногда приводит к исправлению проблем до появления серьезных языковых нарушений.Кроме того, задержку развития, вызванную преждевременными родами, можно устранить с помощью соответствующих методов лечения, чтобы помочь детям функционировать на уровне своих обычно развивающихся сверстников до того, как они пойдут в школу. Повышенное внимание к раннему обучению также вызывало необходимость готовить маленьких детей к поступлению в школу с как можно большим количеством необходимых навыков. В 1994 году в Соединенных Штатах был принят федеральный закон о целях 2000 года, первая из которых гласит: «Все дети будут поступать в школу готовыми к обучению» (У.С. Департамент образования, 1998 г.). Хотя обоснованность этой цели обсуждается, последствия уже ощущаются. Одним из следствий этого является использование стандартизированных оценок готовности для определения размещения в классе или удержания в детском саду. Другой - создание переходных классов (дополнительный год обучения перед детским садом или первым классом). Наконец, повышенное внимание к раннему детству привело к возобновлению интереса к дошкольным программам как средству сокращения разрыва в готовности между детьми, чьи семьи могут обеспечить им качественную среду раннего обучения, и теми, чьи семьи не могут. Среднее детство (от восьми до двенадцати лет)Исторически среднее детство не считалось важным этапом в развитии человека. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда назвала этот период жизни стадией латентности , временем, когда подавляются сексуальные и агрессивные побуждения. Фрейд предположил, что в этот период не было сделано значительного вклада в развитие личности. Однако более поздние теоретики признали важность среднего детства для развития когнитивных навыков, личности, мотивации и межличностных отношений.В среднем детстве дети познают ценности своего общества. Таким образом, первичная задача развития в среднем детстве может быть названа интеграцией, как с точки зрения развития внутри индивидуума, так и индивидуума в социальном контексте. Возможно, подтверждая представление о среднем детстве как о латентной стадии, физическое развитие в среднем детстве менее драматично, чем в раннем детстве или подростковом возрасте. Рост идет медленно и устойчиво до наступления половой зрелости, когда люди начинают развиваться гораздо более быстрыми темпами.Возраст, в котором люди вступают в половую зрелость, варьируется, но есть свидетельства светской тенденции - возраст начала полового созревания со временем снижается. У некоторых людей половое созревание может начаться уже в возрасте восьми или девяти лет. Период полового созревания зависит от пола и начинается раньше у женщин. Как и в случае физического развития, когнитивное развитие в среднем детстве происходит медленно и стабильно. Дети на этом этапе развивают навыки, полученные в раннем детстве, и готовятся к следующему этапу своего познавательного развития.Рассуждения детей очень основаны на правилах. Дети осваивают такие навыки, как классификация и формирование гипотез. Хотя сейчас они более зрелы в когнитивном отношении, чем несколько лет назад, дети на этой стадии все еще нуждаются в конкретных практических занятиях. Среднее детство - это время, когда у детей появляется энтузиазм к учебе и работе, поскольку достижения могут стать мотивирующим фактором, поскольку дети работают над развитием компетентности и самооценки. Среднее детство - это также время, когда дети развивают навыки межличностных и социальных отношений.У детей растет ориентация на сверстников, но на них сильно влияет семья. Социальные навыки, приобретаемые в результате взаимоотношений со сверстниками и в семье, а также возрастающая способность детей участвовать в конструктивном межличностном общении создают необходимую основу для преодоления трудностей подросткового возраста. Лучшие друзья важны в этом возрасте, и навыки, приобретенные в этих отношениях, могут стать строительными блоками для здоровых взрослых отношений. Значение для обучения в школе .Для многих детей среднее детство - это радостное время большей независимости, более широких дружеских отношений и развития интересов, таких как спорт, искусство или музыка. Однако широко признанный сдвиг в успеваемости у многих детей начинается в третьем или четвертом классе (в возрасте восьми или девяти лет). Усложняются навыки, необходимые для академической успеваемости. Те учащиеся, которые успешно справляются с учебными задачами в этот период, продолжают успевать, в то время как те, кому не удается развить необходимые навыки, могут еще больше отставать в более поздних классах. Последние социальные тенденции, включая рост насилия в школе, расстройства пищевого поведения, употребление наркотиков и депрессию, затрагивают многих учащихся старших классов начальной школы. Таким образом, на школы оказывается большее давление, чтобы они распознавали проблемы у детей от восьми до одиннадцати лет и учили детей социальным и жизненным навыкам, которые помогут им и дальше развиваться в здоровых подростков. Подростковый возраст (от двенадцати до восемнадцати лет)Подростковый возраст можно определить по-разному: физиологически, культурно, когнитивно; каждый способ предлагает несколько иное определение.Для целей этого обсуждения подростковый возраст определяется как культурно сконструированный период, который обычно начинается по мере достижения индивидами половой зрелости и заканчивается, когда индивид утвердил идентичность как взрослый в рамках своего социального контекста. Во многих культурах подростковый возраст может не существовать или быть очень коротким, потому что достижение половой зрелости совпадает с вступлением во взрослый мир. Однако в современной культуре Соединенных Штатов подростковый возраст может длиться до начала двадцатых годов.Первичная развивающая задача подросткового возраста - формирование идентичности. Подростковые годы - еще один период ускоренного роста. Люди могут вырасти до четырех дюймов и набрать от восьми до десяти фунтов в год. Этот скачок роста чаще всего характеризуется двухлетним быстрым ростом, за которым следуют три или более лет медленного устойчивого роста. К концу подросткового возраста люди могут набирать в общей сложности от семи до девяти дюймов в высоту и до сорока или пятидесяти фунтов веса.Сроки этого скачка роста не очень предсказуемы; он варьируется как у людей, так и у мужчин. В целом самки начинают развиваться раньше, чем самцы. Половое созревание - одно из самых значительных достижений в это время. Как и в случае физического развития, существует значительная вариативность возраста, в котором люди достигают половой зрелости. Самки, как правило, созревают примерно к тринадцати годам, а мужчины - примерно к пятнадцати. Развитие в этот период регулируется гипофизом за счет выработки гормонов тестостерона (у мужчин) и эстрогенов (у женщин).Появляется все больше свидетельств тенденции к более раннему половому развитию в развитых странах - средний возраст, в котором женщины достигают менархе, снижался на три-четыре месяца каждые десять лет в период с 1900 по 2000 год. Подростковый возраст также является важным периодом для когнитивного развития, поскольку он знаменует собой переходный период в способе, которым люди думают и рассуждают о проблемах и идеях. В раннем подростковом возрасте люди могут классифицировать и упорядочивать объекты, обращать вспять процессы, логически мыслить о конкретных объектах и рассматривать одновременно более одной точки зрения.Однако на этом уровне развития подростки больше выигрывают от непосредственного опыта, чем от абстрактных идей и принципов. По мере развития у подростков более сложных когнитивных навыков они приобретают способность решать более абстрактные и гипотетические проблемы. Элементы этого типа мышления могут включать повышенную способность гипотетически мыслить об абстрактных идеях, способность генерировать и систематически проверять гипотезы, способность думать и планировать будущее и мета-познание (способность размышлять о своих мысли). По мере того, как люди вступают в подростковый возраст, они сталкиваются с множеством разнообразных изменений одновременно. Они не только переживают значительный физический и когнитивный рост, но также сталкиваются с новыми ситуациями, обязанностями и людьми. При поступлении в среднюю и старшую школу ученики попадают в среду с множеством новых людей, обязанностей и ожиданий. Хотя этот переход может пугать, он также представляет собой захватывающий шаг к независимости.Подростки пробуют новые роли, новые способы мышления и поведения, а также исследуют другие идеи и ценности. Эриксон обращается к поиску идентичности и независимости в рамках своей концепции непрерывного развития . Подростковый возраст характеризуется конфликтом между идентичностью и смешением ролей. В течение этого периода люди развивают собственное представление о себе в контексте сверстников. В своих попытках стать более независимыми подростки часто полагаются на свою группу сверстников за указание того, что является нормальным и приемлемым.Они начинают отказываться от своей семьи как источника идентичности и могут столкнуться с конфликтами между своей семьей и растущей принадлежностью к группе сверстников. С таким большим количеством интенсивных переживаний юность также является важным периодом в эмоциональном развитии. Перепады настроения характерны для подросткового возраста. Перепады настроения, которые часто связывают с гормонами, также можно понимать как логическую реакцию на социальные, физические и когнитивные изменения, с которыми сталкиваются подростки, и часто возникают проблемы с самооценкой.По мере того как люди ищут идентичность, они сталкиваются с проблемой сопоставления того, кем они хотят стать, с тем, что является социально желательным. В этом контексте подростки часто демонстрируют странное и / или противоречивое поведение. Поиск идентичности, беспокойство подростков по поводу того, нормальны ли они, а также изменчивое настроение и низкая самооценка - все это вместе порождает сильно колеблющееся поведение. Влияние средств массовой информации и ожиданий общества на развитие подростков очень велико.Молодых людей засыпают образами насилия, секса и недостижимых стандартов красоты. Это воздействие, в сочетании с социальными, эмоциональными и физическими изменениями, с которыми сталкиваются подростки, способствовало росту насилия в школе, сексуальной активности подростков и расстройств пищевого поведения. Начало многих психологических расстройств, таких как депрессия, другие расстройства настроения и шизофрения, также является обычным явлением в этот период жизни. Значение для обучения в школе. Последствия развития в этот период для образования многочисленны.Учителя должны знать о происходящих сдвигах в когнитивном развитии и предоставлять соответствующие возможности обучения для поддержки отдельных учащихся и содействия их развитию. Учителя также должны знать о проблемах, с которыми сталкиваются их ученики, чтобы определять и помогать исправлять проблемы, если они возникают. Учителя часто играют важную роль в выявлении моделей поведения, которые могут стать проблемными, и могут быть наставниками для нуждающихся учеников. ЗаключениеОпределения трех стадий развития основаны как на исследованиях, так и на культурных влияниях.Последствия для обучения в школе основаны на том, что известно о том, как развиваются дети, но следует подчеркнуть, что на рост влияет контекст, а обучение в школе является основным контекстом детства. Точно так же, как педагоги и другие люди должны знать, чем рассуждения пятилетнего ребенка отличаются от рассуждений пятнадцатилетнего, также важно осознавать, что структура и ожидания школьного образования влияют на то, как дети расти и учиться. БИБЛИОГРАФИЯА LLEN , К.E ILEEN и M AROTZ , L YNNE R. 1989. Профили развития: от рождения до шести. Олбани, Нью-Йорк: Делмар. B OWMAN , B ARBARA T .; D ONOVAN , M. S UZANNE ; и B URNS , M. S USAN , ред. 2001. Стремятся учиться: обучение дошкольников. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы. B RANSFORD , J OHN D .; B ROWN , A NN L.; и C OCKING , R ODNEY R., ред. 1999. Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы. C HALL , J EANNE S .; J ACOBS , V ICKI A .; и B ALDWIN , L UKE E. 1990. Кризис чтения: почему бедные дети отстают. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. C OLLINS , W. A NDREW , изд.1984. Развитие в среднем детстве: годы от шести до двенадцати. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы. G OLDBERG , S USAN ; M UIR , R OY ; и K ERR , J OHN , ред. 1995. Теория привязанности: социальные, развивающие и клинические перспективы. Хиллсдейл: аналитическая пресса. G ULLOTTA , T HOMAS P .; A DAMS , G ERALD R .; и M ARKSTROM , C AROL A.2000. Подростковый опыт, 4-е издание. Сан-Диего: Academic Press. K NOWLES , T RUDY и B ROWN , D AVE F. 2000. Что должен знать каждый учитель средней школы. Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann. N EWMAN , P HILLIP R. и N EWMAN , B ARBARA M. 1997. Детство и юность. Пасифик Гроув, Калифорния: Брукс / Коул. O RENSTEIN , P EGGY .1994. Школьницы: молодые женщины, чувство собственного достоинства и разрыв в уверенности. Нью-Йорк: якорные книги. P IPHER , M ARY B. 1994. Возрождение Офелии: спасение самости девочек-подростков. Нью-Йорк: Патнэм. S HONKOFF , J ACK P. и P HILLIPS , D EBORAH A., ред. 2001. От нейронов к окрестностям: наука о раннем детском развитии. Вашингтон, округ Колумбия: National Academy Press. W OLMAN , B ENJAMIN B. 1998. Подростковый возраст: биологические и психосоциальные перспективы. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС США D ОТДЕЛЕНИЕ E ПРОИЗВОДСТВО . 1998. «Цели 2000: реформирование образования для повышения успеваемости учащихся». > Сочетание факторов определяет, почему одни дети получают необходимое питание, защиту и стимуляцию, а другие остаются позади. Бедность - это обычная составляющая уравнения. 250 миллионов детей в возрасте до пяти лет в странах с низким и средним уровнем доходов рискуют не реализовать свой потенциал развития из-за крайней нищеты и задержки роста. Часто дети из наиболее неблагополучных семей имеют меньше всего доступа к основным ингредиентам для здорового развития.Например, частое или продолжительное воздействие экстремального стресса - такого как пренебрежение и жестокое обращение - может вызвать системы биологической реакции, которые без защиты взрослого человека создают токсический стресс, реакцию, которая может мешать развитию мозга. По мере роста ребенка токсический стресс может предвещать физические, психические и поведенческие проблемы во взрослом возрасте. Конфликты и неопределенность также играют роль, поскольку дети младше пяти лет в затронутых конфликтами районах и нестабильных государствах сталкиваются с повышенными рисками для своей жизни, здоровья и благополучия. Контроль и бездействие имеют высокую цену и имеют долгосрочные последствия для здоровья, счастья и потенциала заработка по мере того, как эти дети становятся взрослыми. Они также способствуют глобальным циклам бедности, неравенства и социальной изоляции. Несмотря на необходимость, программы для детей младшего возраста по-прежнему сильно недофинансируются и плохо выполняются. Государственные инвестиции в развитие детей младшего возраста невелики. Например, в 27 странах Африки к югу от Сахары в 2012 году на дошкольное образование было потрачено только 0,01 процента валового национального продукта. Существует также слабое общественное понимание важности первых лет жизни ребенка и низкий общественный спрос на политику, программы и финансирование. % PDF-1.6 % 446 0 объект > / Метаданные 595 0 R / AcroForm 528 0 R / Страницы 435 0 R / Тип / Каталог >> endobj 595 0 объект > поток uuid: 2a3aa134-e930-b949-9f50-be5ace56956badobe: docid: indd: f9f163da-1b30-11dc-ba3a-b5ffa962a9a4proof: pdff9f163d9-1b30-11dc-ba3ac5ocf62da9: b5ocf6da9: b5cf2dda-b5cf2da9: b5cf2dda-b5cf2dda-b5cf2da9d3dd3d3b2b2dd3 ReferenceStream72.0072.00Inchesuuid: 08872C29EF8F11DBA7E7984CC64B3603uuid: 08872C28EF8F11DBA7E7984CC64B3603 % PDF-1.5 % 488 0 объект > endobj xref 488 43 0000000016 00000 н. 0000003000 00000 н. 0000003135 00000 п. 0000003171 00000 н. 0000003596 00000 н. 0000003710 00000 н. 0000004324 00000 п. 0000004824 00000 н. 0000005295 00000 н. 0000005332 00000 н. 0000005723 00000 н. 0000006356 00000 п. 0000006453 00000 п. 0000007114 00000 п. 0000007809 00000 н. 0000008434 00000 н. 0000008971 00000 п. 0000009055 00000 н. 0000009610 00000 п. 0000013894 00000 п. 0000019413 00000 п. 0000023625 00000 п. 0000026274 00000 п. 0000026390 00000 п. 0000026743 00000 п. 0000026840 00000 п. 0000026986 00000 п. 0000038898 00000 п. 0000038937 00000 п. 0000039012 00000 н. 0000039326 00000 п. 0000039556 00000 п. 0000039677 00000 п. 0000039823 00000 п. 0000040219 00000 п. 0000040294 00000 п. 0000040686 00000 п. 0000042209 00000 п. 0000055040 00000 п. 0000063097 00000 п. 0000109215 00000 н. 0000256588 00000 н. 0000001156 00000 н. трейлер ] / Назад 1057867 >> startxref 0 %% EOF 530 0 объект > поток hWklSu?! K0voaPC .Три принципа развития детей младшего возраста для улучшения результатов ребенкаОсновные принципы развития могут помочь нам изменить политику и практикуПоследние достижения в области науки о развитии мозга предоставляют нам беспрецедентную возможность решить некоторые из самых сложных проблем общества, от увеличения неравенства в успеваемости и экономической производительности до дорогостоящих проблем со здоровьем на протяжении всей жизни. Понимание того, как опыт, полученный детьми с рождения, даже до рождения, влияет на результаты на протяжении всей жизни - в сочетании с новыми знаниями об основных способностях, которые необходимы взрослым для процветания в качестве родителей и на рабочем месте - обеспечивает прочную основу, на которой политики и общественные лидеры могут разработать общие и более эффективная повестка дня. Наука о развитии ребенка и основные способности взрослых указывают на набор «принципов разработки», которые политики и практики во многих различных секторах могут использовать для улучшения результатов для детей и семей. То есть для максимальной эффективности политики и услуги должны:
Эти три принципа могут направлять лиц, принимающих решения, при выборе политических альтернатив, разработке новых подходов и изменении существующей практики таким образом, чтобы наилучшим образом поддержать формирование здорового мозга и тела. Они указывают на ряд ключевых вопросов: Какие текущие политики, системы или практики делают для реализации каждого принципа? Что можно сделать, чтобы лучше их решить? Какие препятствия мешают решать их более эффективно? Более того, эти принципы проектирования, основанные на науке, могут побудить разработчиков политики на всех уровнях задуматься о силах, которые могут привести к лучшим результатам для детей.На индивидуальном уровне политика может быть направлена на развитие навыков как у детей, так и у взрослых; на уровне социальных служб они могут сосредоточиться на важнейшем месте взаимоотношений в содействии здоровому развитию, заботливому воспитанию детей и экономической производительности; а на системном или социальном уровне в политике может уделяться особое внимание сокращению источников стресса, которые создают проблемы на всю жизнь для детей и чрезвычайно затрудняют взрослым жизнь в качестве родителей и кормильцев. Наука, лежащая в основе принциповУченые обнаружили, что опыт, полученный детьми в раннем возрасте, и среда, в которой они находятся, не только формируют архитектуру их мозга, но также влияют на то, как и когда выражаются инструкции развития, содержащиеся в их генах.Это то, как среда взаимоотношений маленьких детей со взрослыми опекунами, а также раннее питание, физическая, химическая и искусственная среда - все «проникает под кожу» и влияет на обучение, поведение и физическое и психическое здоровье на протяжении всей жизни. лучше или хуже. Начиная с рождения и продолжаясь на протяжении всей жизни, наша способность процветать зависит от наших постоянных отношений и опыта, а также от того, насколько они здоровы, благосклонны и отзывчивы. Биология активации стресса также объясняет , почему значительные лишения или угрозы (например, из-за жестокого обращения, пренебрежения или крайней бедности) могут привести к физиологическим и поведенческим нарушениям, которые могут иметь длительные последствия. Не всякий стресс - это плохо - например, детям необходимо испытывать контролируемое количество стресса в присутствии поддерживающих взрослых, чтобы развить здоровую систему реакции на стресс. Но частые или экстремальные переживания, вызывающие чрезмерный стресс, могут быть токсичными для архитектуры развивающегося мозга детей и могут перегрузить способность взрослых продуктивно участвовать в работе, в семье и в обществе.К счастью, у большинства из нас есть мощная защита от стресса в виде поддерживающих лиц, обеспечивающих уход, членов семьи и друзей. Стабильные и чуткие отношения в первые годы жизни помогают защитить детей от потенциального вреда, который может причинить чрезмерный стресс, а во взрослом возрасте они обеспечивают буферизацию и надежду, необходимые для устойчивости. Переживание серьезных невзгод в раннем возрасте может привести к тому, что системы нашего организма станут более восприимчивыми к стрессу на протяжении всей жизни, что влечет за собой долгосрочные негативные последствия для физического и эмоционального здоровья, образовательных достижений, экономического успеха, социальных отношений и общего благополучия.Для взрослых, которые с детства пережили нагромождение невзгод, дополнительный вес нынешних невзгод, таких как продолжительная бедность, может перегрузить их способность обеспечивать стабильные, отзывчивые отношения, в которых нуждаются дети, и постоянно удовлетворять потребности современного рабочего места. Таким образом, эти научные результаты имеют отношение к выбору политики в самых разных областях - от традиционных «детских» областей, таких как педиатрия, уход и образование в раннем возрасте, и детское питание, до «взрослых» областей, таких как поддержка доходов, обучение трудоустройству, приемные родители. обучение, здравоохранение и жилье. К началу
Для детей отзывчивые отношения со взрослыми имеют двойную пользу: они способствуют здоровому развитию мозга и обеспечивают буферную защиту, необходимую для предотвращения возникновения токсической реакции на стресс в очень сложных ситуациях.Для взрослых здоровые отношения также повышают благополучие, обеспечивая практическую помощь и эмоциональную поддержку, укрепляя надежду и уверенность, - все это необходимо для выживания и преодоления стрессовых ситуаций. Поддерживая отзывчивое взаимодействие между взрослыми и детьми по принципу «обслужить и вернуть», а также прочные отношения между социальными работниками и их взрослыми клиентами, разумная государственная политика может способствовать здоровому развитию детей и укреплять основные жизненные навыки взрослых. Кроме того, когда взрослые получают поддержку и могут моделировать отзывчивые отношения друг с другом и с детьми, выгоды замкнуты, что в конечном итоге помогает детям самим стать здоровыми и отзывчивыми родителями. Почему?Отзывчивые отношения в раннем возрасте - самый важный фактор в построении крепкой архитектуры мозга. Подумайте о строительстве дома; он построен в определенном порядке, и фундамент создает основу, на которой строится все остальное. То же самое и с развивающимся мозгом. Архитектура мозга состоит из триллионов связей между нейронами в различных областях мозга. Эти связи обеспечивают молниеносную связь между нейронами, которые специализируются на различных функциях мозга.
Основным активным ингредиентом этого процесса развития является взаимодействие между детьми и их родителями, а также с другими лицами, обеспечивающими уход, в семье или сообществе. Когда младенец или маленький ребенок лепетает, жестикулирует или плачет, а взрослый соответствующим образом отвечает зрительным контактом, словами или объятиями, в мозгу ребенка строятся и укрепляются нейронные связи.Учитывая фундаментальную важность первых нескольких лет жизни, невозможно переоценить потребность в чутких отношениях в самых разных условиях, начиная с младенчества. Когда политика поддерживает способность опекунов быть чуткими и реагировать на сигналы и потребности маленького ребенка, эти опекуны лучше могут создать среду, богатую опытом обслуживания и возвращения, и помогают заложить прочную основу для всего, что приходит позже. Отношения также помогают повысить устойчивость в детстве и во взрослом возрасте.Самый распространенный фактор для детей и подростков, которые развивают способность преодолевать серьезные трудности, - это наличие хотя бы одного стабильного и преданного отношения с поддерживающим родителем, опекуном или другим взрослым. Эти отношения обеспечивают персонализированную реакцию и защиту, которые защищают детей от нарушений в развитии, и моделируют способности, такие как способность планировать, контролировать, корректировать и регулировать поведение, которые позволяют людям адаптироваться к невзгодам и процветать.Эта комбинация поддерживающих отношений, развития адаптивных навыков и положительного опыта взаимодействует с генетической предрасположенностью, формируя основу устойчивости. Хотя отзывчивые отношения в детстве помогают заложить основу устойчивости на всю жизнь, они продолжают оставаться важными на протяжении всей нашей жизни. Они помогают взрослым справиться со стрессом, поддерживают саморегуляцию и способствуют позитивному взгляду на будущее. Напротив, социальная изоляция, с которой сталкиваются многие родители, живущие в бедности или имеющие проблемы с психическим здоровьем или злоупотреблением психоактивными веществами, может вызвать ряд негативных побочных эффектов.Государственная политика и программы социальных услуг, специально разработанные для поддержки навыков и среды, которые способствуют формированию чутких отношений между детьми и теми, кто о них заботится, поддерживают здоровое развитие и улучшают результаты детей. Точно так же поставщики услуг, которые чутко слушают, уважительно относятся к клиентам и поддерживают их в планировании будущего, с большей вероятностью будут эффективны в содействии позитивным изменениям. Вот несколько примеров способов применения ответных отношений поддержки Принцип проектирования к политике :
Далее приведены примеры возможностей применения этого принципа в практике :
Наверх
Всем нам нужен набор необходимых навыков для успешного управления жизнью, работой и отношениями. Эти основные возможности поддерживают нашу способность сосредотачиваться, планировать и достигать целей, адаптироваться к меняющимся ситуациям и противостоять импульсивному поведению.Никто не рождается с этими навыками; они развиваются с течением времени через коучинг и практику. Политика, которая помогает детям и взрослым укреплять свои основные жизненные навыки, важна не только для их успеха в качестве учащихся и работников, но и в качестве родителей, когда они могут передать те же способности следующему поколению. Почему?Ученые называют эти способности исполнительной функцией и навыками саморегуляции. Подобно тому, как система управления воздушным движением в загруженном аэропорту безопасно управляет прибытием и вылетом многих самолетов на нескольких взлетно-посадочных полосах, мозгу необходим этот набор навыков для фильтрации отвлекающих факторов, определения приоритетов задач, запоминания правил и целей и управления импульсами.Эти навыки имеют решающее значение для обучения и развития. Они также заставляют нас делать выбор в пользу здорового образа жизни для себя и своих семей.
Дети, столкнувшиеся с серьезными трудностями, могут развить эти навыки - а взрослые могут их укрепить, - когда политика, программы и квалифицированные опекуны или социальные работники создают среду, которая обеспечивает «основу» для усилий по использованию этих навыков.Строительные леса - это просто поддержка, соответствующая развитию, которая помогает людям начать работу и вмешиваться по мере необходимости, позволяя им практиковать навыки до того, как им придется выполнять их в одиночку. Взрослые могут способствовать развитию у ребенка управленческих навыков, устанавливая распорядок дня, моделируя соответствующее социальное поведение, а также создавая и поддерживая поддерживающие и надежные отношения. Наука показывает, что мозг продолжает приспосабливаться к опыту на протяжении всей жизни и что взрослые тоже могут укрепить эти навыки с помощью коучинга и практики. В первые три года жизни мы начинаем учиться использовать эти основные возможности основными способами - например, концентрировать внимание, реагировать на установление ограничений и следовать простым правилам. В возрасте от 3 до 5 лет мы добиваемся огромных успехов в использовании этих навыков, поскольку мы все больше и больше применяем их, учимся гибко приспосабливаться к различным правилам для разных контекстов и противостоять импульсивному поведению. К более позднему детству и подростковому возрасту, с правильным опытом и поддержкой, наш мозг готов развивать навыки, необходимые для более сложных ситуаций - противостоять давлению сверстников, устанавливать долгосрочные цели и планы и продуктивно справляться с неудачами.Став взрослыми, мы продолжаем использовать эти навыки для управления домашним хозяйством, соблюдения сроков на работе и стратегического планирования на будущее. Хотя гораздо легче начать развивать эти навыки в раннем возрасте, никогда не поздно их улучшить. Даже после 20 лет взрослые все еще могут осваивать новые навыки и укреплять других, но для этого требуются гораздо большие усилия, если фундамент слаб. Ниже приведены примеры способов применения принципа для укрепления основных жизненных навыков Принцип проектирования в политике :
А вот примеры возможностей применения этого принципа в практике :
Наверх
Не всякий стресс - это плохо, но непрекращающийся тяжелый стресс, который является определяющей чертой жизни миллионов детей и семей, испытывающих глубокую бедность, насилие в обществе, злоупотребление психоактивными веществами и / или психические заболевания, может вызвать длительные проблемы для детей и детей. взрослые, которые о них заботятся.Уменьшение скопления потенциальных источников стресса защитит детей напрямую (т. Е. Их реакция на стресс срабатывает реже и сильнее) и косвенно (т. Е. Взрослые, от которых они зависят, лучше способны защищать и поддерживать их, тем самым предотвращая нанесение длительного вреда. ). Когда родители могут удовлетворить основные потребности своих семей, учителя и социальные работники получают эффективную подготовку и регулируемые размеры классов / количество дел, а стратегии и программы структурированы и реализуются таким образом, чтобы уменьшить стресс, а не усилить его, семьи могут лучше использовать преимущества сообщества. услуги, поддерживающие здоровое развитие ребенка. Почему?Чрезмерная активация систем реакции на стресс во многих отношениях влияет на мозг и другие системы органов. Когда мы чувствуем угрозу, наше тело подготавливает нас к ответной реакции, повышая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол. Когда системы реакции на стресс активируются в среде поддерживающих отношений, эти физиологические эффекты смягчаются и возвращаются к исходному уровню. Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, а поддерживающие отношения недоступны, она может перегрузить несколько биологических систем.
Хаотические, угрожающие и непредсказуемые ситуации и окружения, которые многократно или чрезмерно активизируют реакцию «бей или беги», могут затруднить использование управляющих навыков - базовых навыков, которые нам всем необходимы для планирования, сосредоточения, адаптации и противодействия импульсивному поведению. И хотя практиковать эти навыки полезно, постоянная и интенсивная нагрузка на них, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями, может истощить их - так же, как упражнения полезны для физической подготовки, но марафон может оставить нас физически истощенными. Часто возникающие обстоятельства, которые кажутся не зависящими от нас, также могут привести к снижению самооценки (уверенности в том, что мы можем улучшить свою жизнь), что необходимо для реализации запланированного, целенаправленного поведения. Проще говоря, меньшее количество переживаний, вызывающих устойчивую и мощную стрессовую реакцию, позволяет мозгу ребенка создавать и укреплять нейронные связи для обучения и продвинутых когнитивных навыков, а также позволяет мозгу взрослого получить доступ к уже имеющимся навыкам. Хроническая активация систем реакции на стресс в раннем детстве, особенно без постоянного присутствия отзывчивого взрослого, может привести к токсическому стрессу, который нарушает здоровое развитие архитектуры мозга. Токсический стресс в первые годы жизни может повлиять на обучение, поведение и здоровье на протяжении всей жизни. Это похоже на запуск автомобильного двигателя в течение нескольких дней или недель подряд - постоянная активация реакции на стресс оказывает изнашивающее действие на мозг и другие биологические системы.Постоянный стресс также истощает драгоценную энергию, необходимую мозгу для здорового развития в детстве и во взрослом возрасте, чтобы принимать важные решения, многие из которых предназначены для родителей, которые сталкиваются с экономической нестабильностью или другими проблемами. Кроме того, люди, которые пережили серьезные ранние невзгоды, более склонны воспринимать потенциальные угрозы и сосредотачивать внимание на них на протяжении всей жизни. Хотя развитие мозга и адаптация продолжаются на протяжении всей жизни, исправить проблемы всегда сложнее и дороже, чем предотвратить.Многопоколенческий подход к уменьшению внешних источников стресса в семьях имеет двойную пользу: это означает, что взрослые будут лучше способны обеспечивать гибкие отношения и стабильную среду для детей, и он позволяет детям развивать здоровые системы реакции на стресс и прочную архитектуру мозга. лучше сосредоточиться на обучении и на всю жизнь получать пользу от этих ранних строительных блоков устойчивости. Ниже приведены примеры возможностей применения принципа уменьшения источников напряжения к политике :
Наконец, вот примеры способов применения этого принципа в практике :
Наверх
Эти три принципа не работают изолированно.На самом деле, они сильно взаимосвязаны и во многих отношениях усиливают друг друга. Во-первых, прогресс по любому из трех вариантов более вероятен. Например, уменьшение источников стресса облегчает доступ и использование управляющих функций и навыков саморегуляции; это также высвобождает время и энергию для участия в ответных взаимодействиях. Точно так же помощь родителям и опекунам в улучшении управляющих функций поддерживает их способность взаимодействовать с детьми, находящимися под их опекой, и возвращать их, а также создавать более стабильную и предсказуемую среду ухода. Во-вторых, функционирование каждого человека оказывает важное влияние на всех остальных членов семьи. Например, когда взрослый воспитатель создает хорошо регулируемую среду, дети, вероятно, будут меньше испытывать стресс, что способствует их здоровому развитию; их улучшенное поведение, в свою очередь, снижает стресс для лиц, осуществляющих уход, предоставляя взрослым больше возможностей для продолжения развития их собственных навыков саморегуляции и управляющих функций.
К сожалению, верно и обратное: серьезные проблемы в любой из этих областей могут привести к проблемам в других. Использование этих принципов проектирования для содействия позитивным изменениям во всех трех измерениях - наш лучший шанс помочь взрослым обеспечить безопасный и отзывчивый уход и помочь детям встать (и оставаться) на пути к здоровому развитию. Принципы дизайна в действииПолитики, руководители систем и практики могут применять эти три принципа проектирования несколькими способами.Ниже приведены три предложения.
Наверх. |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |