|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синдром дауна развитие ребенка программа для детского садаРабочая программа по коррекционной педагогике по теме: Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом ДаунаКоррекционно-развивающая программа для детей с синдромом ДаунаРазработана: учителем-дефектологом: Семеновой Т.Н. г. Урай, 2015г. Актуальность Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни. На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна. Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории. В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию - в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным. За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт. Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития. Целевая аудитория Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдромом Дауна. Научная обоснованность Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методического пособия Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и Индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» А.М. Казьмина. Так же использовались материалы из информационно-методических журналов, таких как «Необычные люди, обычная жизнь» и «Синдром Дауна XXI век». Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве. Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект - субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе. Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, её реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента - системы выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные, доказывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение). Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектам считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром. Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!» Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль. Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи. Цели программы
Задачи:
Основные этапы психолого-педагогической коррекции - первый этап - адаптационный - установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей. - второй этап - усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе. - третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна. Принципы построения индивидуальных программ
Результат В зависимости от тяжести нарушения ребенка оценка результатов происходит индивидуально для каждой семьи и ребенка. Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для ребенка и семьи на данном этапе. Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца. Примерное тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе Коррекционно-развивающие занятия с каждым ребенком проводятся по 1 часу 2 раза в неделю в течение учебного года. Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода: I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. II период – январь, февраль, март, апрель, май.
Занятие. Умелые ручки Цель: формирование навыков мелкой моторики и сенсорных эталонов посредством игр – упражнений на развитие активного словаря, логического мышления и установления эмоционального контакта. Задачи:
Вид занятия: развивающее. Форма работы: индивидуальная. Методы и приемы работы: комментирование, беседа, спрашивание, следование за ребенком, рисование, эмпатическое реагирование, поддержание циклов общения, моделирование и расширение. Продолжительность занятия: 45 минут. Материалы и оборудование: сенсорная божья коровка, книга -развивающее пособие, цветные карандаши, ватман. План занятия:
Ход занятия:
Ритуал приветствия «Хлопотушки» Ход упражнения: в начале занятия специалист и ребенок приветствуют друг друга тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет! Привет! Привет» Игра «Ручки» Цель: формирование эмоционального и тактильного контакта со взрослым. Ход игры: Специалист: «Сегодня мы с тобой будем играть в игры где обязательно нужна помощь наших ручек». Специалист берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки специалиста по руке ребенка. Если ребенок не в настроении и активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда специалист продолжает похлопывание себе или родителю ребенка.
Игра «Сенсорная Божья коровка» Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных признаков божьей коровки. Учить обследовать и различать свойства предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твёрдая, гладкая - шершавая и т. п.) Ход игры: Специалист: «Давай посмотрим на нашу большую Божью коровку. Смотри сколько на ней кружков с неизвестной нам поверхностью. А может мы и знаем что это? Подойдем поближе и рассмотрим божью коровку, а лучше давай потрогаем каждый кружок». Ощупывая каждый элемент по отдельности специалист делает акцент на свойстве предмета. Спрашивает у ребенка: «Какое оно?» «Что тебе больше нравится на ощупь?». Игра «Похлопаем в ладоши» Цель: учить ребенка подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером. Ход игры: Специалист: «Как много мы узнали от Божьей коровки. Давай похвалим друг друга за проделанную работу». Специалист находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку: Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Специалист: «Молодцы! Теперь я покажу тебе еще одну игру, где без рук никуда». Игра «Когда это бывает?» Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития, ознакомление с окружающим миром. Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней его части, стимулируя ребенка к называнию и проговариванию ответов. Игра «Каляки – маляки» Цель: формировать у ребенка интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе. Ход занятия: Специалист: «А теперь давай немного позабавимся. Я дам тебе много карандашей и можешь рисовать что захочешь». Специалист предлагает ребёнку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берёт рисунок малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ему предмет. Далее комментирует рисунок и побуждает ребёнка узнать в изображении знакомый предмет.
Ход упражнения: в завершении занятия специалист предлагает ребенку вспомнить все, что они делали на занятии, с чем и во что они играли, вспоминая упражнения с начала занятия. В знак благодарности и хорошего настроения специалист и ребенок берутся за руки, устанавливают визуальный контакт на уровне глаз ребенка и проговаривают вместе следующие слова: «Спасибо нам!!!». Литература
Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна).МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 91«РОДНИЧОК» ПРИНЯТО: С учетом мнения педагогического совета Протокол № ____, от __.__.20___г. Утверждаю: Заведующий МДОУ____________ Приказ № ____, от __.__.20___г. Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна). Срок реализации программы: 1 учебный год, с 1 сентября 2016 гг.- 31 мая 2017 гг. Автор: воспитатель первой квалификационной категории Старостина В.В. ЛЮБЕРЦЫ, 2016 Содержание
Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
Дополнительная информация: Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка- инвалида, и планируемыми мероприятиями. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка. Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка. Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения. В программе представлены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации в условиях детского сада и др. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна на 2016/2017 учебный год. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д. Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка. Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и о Материал на тему: Комплекс коррекционных игр по формированию игровой деятельности дошкольников с синдромом ДаунаКомплекс коррекционных игр по формированию игровой деятельности дошкольников с синдромом Дауна Играявляется ведущей развивающей деятельностью дошкольников, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра занимает главное место в жизни каждого ребенка. Именно в игре у ребенка происходит становление всех психических функций: развивается мышление, восприятие, внимание, память, в игре ребенок познает окружающую действительность, становиться участником общественных отношений.Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна. У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства. В данном коррекционном комплексе собраны игры для дошкольников 5-7 лет с синдромом Дауна, учитывающие «сильные» стороны психического развития данной категории детей, направленные на формирование и развитие игровой деятельности. Коррекционный комплекс включает два блока: - первый блок - создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними; - второй блок -развитие игровых действий на основе подражательности. Данный коррекционный комплекс игр будет представлять интерес для дефектологов-практиков, работающих в специальных дошкольных учреждениях. Блок 1 Создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними Дошкольный возраст – это период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни ребенка. Эмоции и чувства доминируют над другими сторонами его жизни, отражая все стороны действительности. Эмоции ребенка с синдромом Дауна обнаруживается преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены, возникает в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются приветливой улыбкой и ласковым голосом, совместными тактильными играми. 1. Создание благоприятного эмоционально-положительного отношения взаимодействию с педагогом Игра «Спрячь шар в ладошках» Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей(2-3 человека) Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым. Задачи. 1) Образовательная: учить взаимодействовать с педа-гогом, слушать инструкции. 2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкуюмо-торику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас. 3) Воспитательная: воспитывать желание играть сов-местно со взрослым, усидчивость. Оборудование: шарики по числу детей, коробка Ход игры.Дети сидят на стульчиках.Дефектолог держит коробку с шариками в руках, показывает их детям. Дефектолог достает шарик из коробки показывает его детям, катает его между ладошками, прячет его в ладошках, вызывая положительную ответную реакцию детей. Затем, дефектолог раздает шарики детям и предлагает вместе спрятать их в ладошках: - У всех шарики спрятались? (проверяет). Говорит, что шарика не видно.- Вот он шарик (открывает ладоши). Проверяет, все ли дети открыли ладошки. Радуется вместе с детьми. Игра «Ладушки» Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей(2-3 человека) Цель:формирование эмоционального контакта со взрослым. Задачи. 1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции. 2)Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышле-ние, развивать пассивный и активный словарный запас. 3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрос-лым, усидчивость. Оборудование: кукла би-ба-бо (бабушка). Ход игры.Дефектологодевает на рук куклу би-ба-бо, сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: Ладушки, ладушки, Где были, у бабушки, Что ели кашку, Что пили брашку Ладушки-ладушки, Снова едем к бабушке! Логопед предлагает ребенку надеть на ручку куклу би-ба-бо и повторяет игру. Игра «Мыльные пузыри» Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей(2-3 человека) Цель:формирование положительного эмоционального контакта со взрослым. Задачи: 1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекат Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна)Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛ «Социальное развитие» Кумин Либби. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012 Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013 Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2014 Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 3. Навыки общения. Книга 7. Самообслуживание и социальные навыки. Образовательная область «Познавательное развитие»: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Познавательное развитие», «Формирование деятельности» Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников — М., 1993. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. – М.: Монолит, 2010 Подготовка к школе детей с синдромом Дауна: методическое пособие. / Под ред. Урядницкой Н.А. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012 Баряева Л. Б., Зарин А., Агапова Г. И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.; СПб.; Псков,1999. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Эстетическое развитие», «Формирование деятельности» Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна. Лобода Л.В., Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2008 – 80 с. Образовательная область «Речевое развитие»: Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2007. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛ «Познавательное развитие» Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 6. Восприятие речи. Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна. Лобода Л.В., Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2008 – 80 с. Образовательная область «Физическое развитие»: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛ «Физическое развитие и физическое воспитание» Поле Е.В. Жиянова П.Л., Нечаева Т.Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013 Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2011 Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2009 Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 4. Навыки общей моторики. Книга 5. Навыки тонкой моторики. Программа развивающая для дауновГлавное управление образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Славгородская общеобразовательная школа-интернат» «Согласовано»Заместитель директора по УВР КГБОУ «Славгородская ОШи» ___________ Петерс В.Н. «__»сентября 2017г. «Утверждено» Руководитель КГБОУ «Славгородская ОШи» ______________ Бойко А.В. «__»сентября2017г. Коррекционно-развивающая программа для ребенка с синдромом Дауна Подготовила: Педагог - психолога: Антонюк Н.С гСлавгород 2017г. Содержание:
Пояснительная записка Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задачи:
Специфика реализации: Требования:
Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами. Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, пальчиковые куклы, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки, ковровое покрытие. Длительность занятий: 15-20 минут. Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов. При групповой форме работы сроки реализации программы с сентября по март учебного года. Целевая группа: дети с ОВЗ и ЗПР в возрасте 5-8 лет. Режим проведения: 3 занятие в неделю. Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков: 1 блок программы: - диагностический: На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик: 1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности 2. Тест Розенцвейга. 3. Анкета для родителей. 4. Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
7. Методика «Чем залатать коврик?» 8. Методика 5. «Найди и вычеркни» 9. Тест нервно-психической адаптации 10. Методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» 11. Методика экспесс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) 2 блок программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы. 3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы. Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной. Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп: К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность. Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей. К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов. Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий. Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей. Работа с родителями: В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью: 1. повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам; 2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком; 3. активизации коммуникаций в семье. Работа с педагогами:
Работа с ребенком ОВЗ:
Ожидаемый результат программы: - оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ - адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ - конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ - развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений. План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы с детьми ОВЗ МесяцНаправление работы 1 Сентябрь
2 Октябрь
3 Ноябрь
4 Декабрь
5 Январь
6 Март
7 Апрель
8 Май
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Специалисты ПМПк, непосредственно участвующие в обследовании и комплексном сопровождении детей с ОВЗ:
Основные этапы:
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ: Личностные особенностиМероприятия Ответственный Сроки Примечания Олигофрения в степени дебильности Работа с семьей Адресные посещения,постоянный контроль Взаимодействие с КДН, при необходимости с органами опеки и попечительства Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей Повышение воспитательной и педагогической компетенции. Регулярный медицинский осмотр ребенка Соцпедагог Кл.руководитель Фельдшер психолог психолог психолог фельдшер Дек.- фев. Дек.-май Эмоциональная привязанность Взаимодействие с социальным педагогом школы, классным руководителем Консилиум на базе школы Консультирование классного руководителя Обучение ребенка навыкам конструктивного диалога Соцпедагог Психолог Дек.-янв Дек.-май Негативизм Психогимнастика и психотерапевтические методы Психолог Соцпедагог Регулярно Тревожность Отреагирование негативных эмоций, релаксация Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций Психолог Психолог Дек.-май Преобладание игровой мотивации Обучение навыкам самоконтроля Соцпедагог, психолог Дек.-май Приложение 1. Конспект занятий коррекционной программы по развитию интеллектуальных способностей (в групповой форме с включением в состав группы детей с сохранным интеллектом) СЕНТЯБРЬ Проводится диагностика интеллектуальных способностей всех первоклассников школы – МЭДИС, форма А. Набирается группа (8-10 человек) из детей с низким уровнем развития интеллектуальных способностей. Цель: - содействовать развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления; - развивать память, внимание, восприятие, коммуникативные способности. РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ( Занятие 1) ОКТЯБРЬ Занятие 1 ХОД ЗАНЯТИЯ
Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки. Для группового занятия каждому дается однотипный набор карточек.
Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ (Занятия 2, 3, 4) Занятие 2 ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Словесная игра «Угадай по описанию». Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате. 2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы». Каждому ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку. Затем дети меняются карточками. 3. Игра «Делай по заданию». Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение. Дополнительно развиваются (далее – Д.Р.) – память, воображение, мышление. Занятие 3 ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Игра «Делай по заданию». Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть. 2. Дидактическая игра «Найди отличия». Детям даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними. 3. Настольная игра «Лабиринты». Детям дается карточка с изображением лабиринта (у каждого своя карточка). Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое. Д.Р. – мышление. Занятие 4. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Настольная игра «Лабиринты». 2. Игра «Делай по заданию». Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть). 3. Дидактическая игра «Что изменилось?». Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?». 4. Дидактическая игра «Что не дорисовано?». Детям даются картинки и достаточное время (1-2 минуты ) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь. Затем дети обмениваются картинками. Д.Р. – мышление, память, воображение. НОЯБРЬ РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ( Занятия 5, 6) Занятие 5. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Дидактическая игра «Разложи по порядку». Детям раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности. 2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа». У каждого ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать. 3. Слушаем музыку. Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях. Можно зарисовать. Д.Р. – логическое мышление, воображение, креативность, речь. Занятие 6. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Приметы времен года. Дети рассказывают о приметах всех времен года. Зарисовывают в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка. 2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер». У каждого ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре. Д.Р. – воображение, память, связная речь, мышление. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ( Занятия 7, 8, 9) Занятие 7. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Упражнение «Воспроизведи по памяти». Детям последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному. 2. Игра «Кто больше запомнит». Участники игры садятся в круг. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т.д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов. 3. Игра «Двигательная память». Взрослый в течение 15 секунд должен показывать детям танцевальные движения. Затем дети повторяют их как можно точнее. Д.Р. – внимание. ДЕКАБРЬ Занятие 8. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Словесная игра «Цвета». Участники игры располагаются в кругу. Ведущих предлагает всем участникам по очереди назвать по пять предметов одного цвета. Тот, кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. 2. Игра «Рисуем по памяти узоры». На листе бумаги нарисован узор. Дети две минуты смотрят на этот узор. После этого рисунок убирается, и дети воспроизводят его по памяти в тетрадях. 3. Игра-соревнование «Слова». Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т.д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы. Д.Р. – внимание, воображение, мелкая моторика рук, речь. Занятие 9. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Воспроизведение рассказа. Детям раздаются карточки с коротким текстом. Они знакомятся с ним в течение 5 минут. Затем каждый по очереди пересказывает свой текст. 2. Игра-соревнование «Чей предмет». Все участники делятся на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил, и в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящего должен выступить каждый. Д.Р. – внимание, речь. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СООТНОШЕНИЙ ( Занятия 10, 11) Занятие 10. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Игра «Большой – маленький». Дети рассматривают различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяют, какие из них большие, какие маленькие. То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий. 2. Игра «Сравни предмет». Каждому ребенку дается карточка с индивидуальным заданием, направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять карточки и задания к ним. 3. Подвижная игра «Стань по заданию». Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их. Д.Р. – наблюдательность, память, коммуникативные способности. ЯНВАРЬ Занятие 11. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Игра «Большой – маленький». Другие варианты. 2. Дидактическая игра «Составь картинку». Каждому ребенку дается цветная предметная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Ребенок должен узнать изображение и составить цельную картинку. Усложнение – использовать картинки с изображением 2-3 предметов, сюжетные картинки, пазлы. Командный вариант – дети делятся на две команды. Каждая команда получает картинки по числу игроков. Побеждает команда, которая быстрее соберет все картинки. 3. Подвижная игра «Стань по заданию». 4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик». У каждого ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый. Педагог диктует задание: « Нарисуйте в центре листа большой желтый круг и закрасьте его. В правом верхнем углу – красный квадрат. В левом нижнем углу – желтый квадрат. По левой стороне – длинный синий прямоугольник. В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрасьте его. Под большим желтым кругом – маленький красный круг и закрасьте его. В верхнем левом углу – красный овал. Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник. Слева от большого зеленого закрашенного треугольника – маленький красный квадрат». Задания могут быть любые, но у педагога обязательно должен быть образец для проверки. Д.Р. – внимание, память, воображение, знание геометрических фигур. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (Занятия 12, 13, 14, 15, 16, 17) Занятие 12. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Дидактическая игра «Классификация предметов». Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3), овощей (3), фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил. Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т.д. 2. Дидактическое задание «История в картинках». При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ. 3. Игра-соревнование «Как это можно использовать?». Группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумага и т.п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Д.Р. – память, внимание, восприятие, воображение, речь, умение работать сообща, волевые качества. Занятие 13. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Дидактическое задание «История в картинках». Тем, кто успешно справился в первый раз, даются более сложные задания – 5-8 картинок 2. Словесная игра «Бывает – не бывает». Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно. Ситуации: Кошка варит кашу. Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Человек вьет гнездо. Собака хочет есть. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять. Туфли стеклянные. На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Лодка плывет по небу. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку. Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром. Рыба поет песни. 3. «Танграм». Дети составляют фигуры по образцу. Д.Р. – память, внимание, восприятие, знание геометрических фигур. ФЕВРАЛЬ Занятие 14. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Ребенку дается серия картинок, из которых три можно объединить в группу, а четвертая – лишняя. Ребенок должен убрать лишнюю и объяснить, почему он так сделал. 2. Дидактическое задание «История в картинках». 3. «Танграм». Д.Р. – память, восприятие, классификация. Занятие 15. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». 2. Дидактическое задание «Поиск закономерностей». Каждый ребенок получает карточки с изображением фигур в 8 клетках поля. 9-ую фигуру он должен найти сам из предложенных внизу. 3. Дидактическое задание «Нелепицы». Работа в парах или тройках. Каждой группе дается картинка с изображением нелепиц. Дети называют их и объясняют. Д.Р. – внимание, восприятие, память, умение работать сообща. Занятие 16. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Дидактическое задание «Поиск закономерностей». 2. Словесная игра «Бывает – не бывает». 3. «Танграм». МАРТ Занятие 17. ХОД ЗАНЯТИЯ Игра-соревнование (или игровой тренинг) на развитие логического мышления. Дети делятся на две команды. Отвечают по очереди. За правильные ответы получают фишки. Выигрывает команда, набравшая большее число фишек. Вручаются медали («золотые» и «серебряные»). 1. Вопросы командам (по очереди):
2. Игра «Определи понятия». Задание: « Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из представленных вам слов. Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово». Набор слов для команд: - автобус, кнопка, газета; - автомобиль, гвоздь, письмо. 3. Игра «Найди лишнее слово». Каждой команде по очереди зачитывается ряд слов, они должны определить лишнее. Наборы слов (по пять каждой команде):
4. Физкультпауза (2-4 минуты). Выполнение танцевальных движений под музыку. 5. Игра «Говори наоборот». Ведущий говорит слово – каждая команда по очереди говорит противоположное. Слова: веселый – грустный; быстрый – медленный; красивый – безобразный; пустой – полный; худой – толстый; умный – глупый; 6. Игра «Назови слова». Каждая команда по очереди должна назвать по 5 слов, обозначающих:
7. Игра «Нелепицы». Каждая команда получает картинку с нелепицами. Называет как можно больше. Эта игра последняя для того, чтобы уменьшить разрыв в баллах между командами. 8. Подведение итогов, награждение команд, возможно чаепитие. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ Занятия 18, 19, 20. Индивидуальная диагностика интеллектуальных способностей первоклассников – МЭДИС, форма В. АПРЕЛЬ, МАЙ Индивидуальные занятия с учащимися, не вышедшими на средний уровень развития интеллектуальных способностей по определенным разделам. Приложение 2. Конспекты занятий по развитию навыков самопознания и Я – концепции ребенка с ОВЗ (рассчитана на группу с легкими психофизическими нарушениями) Цель: развитие навыков самопознания, Я – концепции ребенка Занятие 1. Ход занятия: 1. Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Психолог представляется детям. Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто в домике живет?». Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Какой ты? Что ты не любишь?» 2. Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях. Мы будем играть в разные игры, рисовать. И нам надо научиться выполнять определенные правила поведения. Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил поведения на занятиях. Правила наших занятий: - помогать друг другу; - когда говорит один – другой слушает и не перебивает; - хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку; - звенит колокольчик или раздается хлопок – устанавливается тишина. Игра «Паровозик». Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет паровоз в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит. В конце «крушение», все падают на пол. Понравилось вам играть? Кому было неудобно? Почему? Этюд «Цветок». Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем. Движения: на корточках, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки медленно поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, расслаблены. Ребята, а теперь давайте нарисуем в своих альбомах свою ладошку. Разукрасьте ладошку цветными карандашами. Посмотрите, какие красивые у вас получились ладошки. Ребята, у вас получи Программа по синдрому Дауна - CHOC Children's, Orange CountyОколо половины детей с синдромом Дауна имеют пороки сердца. Некоторые дефекты незначительны, и их можно лечить с помощью лекарств, в то время как другие могут потребовать хирургического вмешательства. Все дети с синдромом Дауна должны быть обследованы детским кардиологом. Это врач, специализирующийся на сердечных заболеваниях у детей. Младенцам с синдромом Дауна также следует пройти эхокардиограмму. Это процедура, при которой оценивается структура и функция сердца с использованием звуковых волн, записанных электронным датчиком, который создает движущееся изображение сердца и сердечных клапанов.Этот экзамен и тест нужно делать в первые два месяца жизни, чтобы можно было вылечить любые пороки сердца.Некоторые дети с синдромом Дауна рождаются с пороками развития кишечника, требующими хирургического вмешательства. Дети с синдромом Дауна подвержены повышенному риску нарушения зрения. Общие проблемы со зрением включают косоглазие, близорукость или дальнозоркость и катаракту. Большинство проблем со зрением можно решить с помощью очков, хирургического вмешательства или других методов лечения. Проконсультироваться с детским офтальмологом следует в течение первого года жизни.Этот врач специализируется на комплексной офтальмологической помощи и проводит обследования, диагностику и лечение различных заболеваний глаз. У детей с синдромом Дауна может быть потеря слуха из-за жидкости в среднем ухе, дефекта нерва или того и другого. Все дети с синдромом Дауна должны проходить регулярные осмотры зрения и слуха, чтобы можно было вылечить любые проблемы, прежде чем они будут препятствовать развитию речи и других навыков. Дети с синдромом Дауна подвержены повышенному риску заболеваний щитовидной железы и лейкемии.Также они часто болеют простудными заболеваниями, а также бронхитами и пневмониями. Дети с синдромом Дауна должны получать регулярную медицинскую помощь, включая детские прививки. .Синдром Дауна и обучение - Better Health ChannelХотя наиболее важное влияние на раннее развитие оказывают ежедневное взаимодействие и деятельность в семье, детям с синдромом Дауна также полезны возможности для структурированного обучения. Семьям предлагается получить доступ к услугам раннего обучения и вмешательства, которые доступны с младенчества. Это будет способствовать развитию некоторых из наиболее важных навыков в раннем детстве. Социально приемлемое поведение следует поощрять и ожидать с самого начала.Детям с синдромом Дауна полезно устанавливать границы так же, как и другим детям. Воспитание ребенка с синдромом Дауна во многих отношениях не будет сильно отличаться от воспитания любого другого ребенка. Хорошие методы воспитания применимы ко всем детям. И для всех детей важна последовательность подхода. Программы раннего вмешательства и дошкольные учрежденияБольшинство младенцев и детей раннего возраста с синдромом Дауна могут посещать и посещают детские учреждения, игровые группы и дошкольные учреждения вместе с детьми того же возраста.Они многому научатся, общаясь с другими маленькими детьми.Специалисты по раннему обучению и вмешательству работают с семьями, чтобы способствовать обучению и развитию в повседневной жизни ребенка. Детей с синдромом Дауна можно привлекать ко всем занятиям, и они должны иметь те же ожидания в отношении хорошего поведения и ответственности, что и другие дети. У детей с синдромом Дауна нет особого поведения. Однако иногда неспособность выразить себя словами может привести к разочарованию.Вместо этого дети с синдромом Дауна будут пытаться выразить себя через поведение, иногда нежелательное. Часто бывает необходимо выйти за рамки поведения и найти реальное сообщение, которое ребенок пытается выразить. Это помогает понять поведение и справиться с ним. Часто именно из-за непонимания основной причины поведения людей с синдромом Дауна называют упрямыми. Школьные годыДети с синдромом Дауна могут посещать школу по выбору родителей.В прошлом многие молодые люди с синдромом Дауна посещали отдельные школы для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Однако исследования показывают, что большинство детей с синдромом Дауна добиваются наибольших успехов, когда они учатся в обычных школах вместе со своими сверстниками.Учащийся с синдромом Дауна с большей вероятностью добьется успеха в школе, где инклюзия воспринимается и поддерживается как часть школьной культуры, и где различные учебные потребности всех учащихся признаются и должным образом учитываются. Исследования также показывают, что вся школа выигрывает от включения учащихся с ограниченными возможностями в состав школьного сообщества. Ряд учеников в каждом классе извлекут пользу из стратегий, разработанных для удовлетворения учебных потребностей ученика с синдромом Дауна. Наилучшие результаты достигаются, когда учителям оказывается соответствующая поддержка для полного включения ученика в класс. Детям с синдромом Дауна должна быть предоставлена дополнительная поддержка для доступа к обычной учебной программе.Уровень поддержки и количество необходимых модификаций программы будет варьироваться от одного студента к другому. Учебный потенциалЛюдям с синдромом Дауна обычно требуется больше времени, чтобы усвоить новое. Новые навыки, возможно, потребуется разбить на более мелкие этапы, чем для других учащихся, и может потребоваться больше повторений для сохранения усвоенных навыков. Детям с синдромом Дауна может потребоваться более структурированная деятельность, чтобы они могли самостоятельно работать в классе.Разрыв в навыках и обучении между детьми с синдромом Дауна и другими детьми будет расти с возрастом.По средней школе разрыв может быть весьма значительным. Люди с синдромом Дауна не перестают осваивать новые навыки в подростковом или взрослом возрасте. Они будут продолжать стабильно прогрессировать и продолжать обучение на протяжении всей жизни, если им будет предоставлена возможность. Многие ученики с синдромом Дауна достигают 12-го класса и продолжают послешкольное или высшее образование. Доступ к ряду возможностей получения опыта работы очень важен для того, чтобы помочь молодым людям с синдромом Дауна сделать осознанный выбор в отношении своей жизни после школы.Молодые люди с синдромом Дауна сталкиваются с более серьезными проблемами при окончании школы и переходе к взрослой жизни, чем их сверстники, и, вероятно, потребуется больше планирования, чем для других молодых людей. Хотя все хотят, чтобы их ребенок добился успехов в школе, важно также отметить, что успехи в учебе не являются ключом к возможности вести обычную жизнь. Многие молодые люди бросают школу с ограниченными академическими навыками, но при этом хорошо оснащены, чтобы вести счастливую, полноценную и независимую жизнь в качестве продуктивного члена общества. Куда обратиться за помощью
Что нужно помнить
Воспитание ребенка с синдромом ДаунаПерейти к основному содержанию
фактов о синдроме Дауна | CDCСиндром Дауна - это состояние, при котором у человека есть лишняя хромосома. Что такое синдром Дауна?Синдром Дауна - это состояние, при котором у человека есть лишняя хромосома. Хромосомы - это небольшие «пакеты» генов в организме. Они определяют, как формируется тело ребенка во время беременности и как функционирует организм ребенка во время роста в утробе матери и после рождения. Обычно ребенок рождается с 46 хромосомами. У младенцев с синдромом Дауна есть дополнительная копия одной из этих хромосом, хромосомы 21.Медицинский термин, обозначающий наличие дополнительной копии хромосомы, - «трисомия». Синдром Дауна также называют трисомией 21. Эта дополнительная копия изменяет способ развития тела и мозга ребенка, что может вызвать как умственные, так и физические проблемы у ребенка. Несмотря на то, что люди с синдромом Дауна могут вести себя и выглядеть одинаково, у каждого человека разные способности. Люди с синдромом Дауна обычно имеют IQ (показатель интеллекта) в диапазоне от умеренно низкого до умеренно низкого и говорят медленнее, чем другие дети. Некоторые общие физические особенности синдрома Дауна включают:
Сколько детей рождаются с синдромом Дауна?Синдром Дауна остается наиболее распространенным хромосомным заболеванием, диагностируемым в Соединенных Штатах.Каждый год около 6000 младенцев, рожденных в Соединенных Штатах, страдают синдромом Дауна. Это означает, что синдром Дауна встречается примерно у 1 из 700 детей. 1 Типы синдрома ДаунаСуществует три типа синдрома Дауна. Люди часто не могут определить разницу между каждым типом, не глядя на хромосомы, потому что физические особенности и поведение схожи.
Причины и факторы риска
ДиагностикаСуществует два основных типа тестов для выявления синдрома Дауна во время беременности: скрининговые тесты и диагностические тесты. Скрининговый тест может сказать женщине и ее лечащему врачу, имеет ли ее беременность более низкий или более высокий шанс развития синдрома Дауна. Скрининговые тесты не позволяют поставить точный диагноз, но они безопаснее для матери и развивающегося ребенка. Диагностические тесты обычно позволяют определить, будет ли у ребенка синдром Дауна, но они могут быть более опасными для матери и развивающегося ребенка.Ни скрининговые, ни диагностические тесты не могут предсказать полное воздействие синдрома Дауна на ребенка; никто не может этого предсказать. Отборочные испытанияСкрининговые тесты часто включают комбинацию анализа крови, который измеряет количество различных веществ в крови матери (например, MS-AFP, Triple Screen, Quad-screen), и ультразвукового исследования, которое создает изображение ребенка. Во время УЗИ специалист смотрит на жидкость за шеей ребенка. Избыток жидкости в этой области может указывать на генетическую проблему.Эти скрининговые тесты могут помочь определить риск развития синдрома Дауна у ребенка. В редких случаях скрининговые тесты могут дать ненормальный результат, даже если с ребенком все в порядке. Иногда результаты тестов нормальные, но при этом упускается из виду проблема, которая действительно существует. Диагностические тестыДиагностические тесты обычно проводятся после положительного результата скринингового теста, чтобы подтвердить диагноз синдрома Дауна. Типы диагностических тестов включают:
Эти тесты ищут изменения в хромосомах, которые указывают на диагноз синдрома Дауна. Другие проблемы со здоровьемМногие люди с синдромом Дауна имеют общие черты лица и не имеют других серьезных врожденных дефектов. Однако у некоторых людей с синдромом Дауна могут быть один или несколько серьезных врожденных дефектов или другие проблемы со здоровьем. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных проблем со здоровьем у детей с синдромом Дауна. 8
Медицинские работники регулярно наблюдают за детьми с синдромом Дауна на предмет этих состояний. ПроцедурыСиндром Дауна - это пожизненное заболевание. Услуги в раннем возрасте часто помогают младенцам и детям с синдромом Дауна улучшить свои физические и интеллектуальные способности. Большинство этих услуг сосредоточено на том, чтобы помочь детям с синдромом Дауна полностью раскрыть свой потенциал. Эти услуги включают речевую, профессиональную и физиотерапию, и они обычно предлагаются в рамках программ раннего вмешательства в каждом штате. Детям с синдромом Дауна также может потребоваться дополнительная помощь или внимание в школе, хотя многие дети посещают обычные классы. Прочие ресурсыВзгляды этих организаций являются их собственными и не отражают официальную позицию CDC. Список литературы
Развитие и обучение людей с синдромом ДаунаЛюди с синдромом Дауна также испытывают трудности с обучением, что приводит к задержкам во многих областях развития. Однако, не все области развития затронуты одинаково - существуют определенные модели трудностей в обучении. Эти шаблоны могут способствовать более эффективному обучению и методам лечения. Развитие и обучение
Дети с синдромом Дауна обычно учатся и прогрессируют медленнее, чем большинство других детей.Однако не во всех областях развития одинаково затронуты. Наблюдаются определенные когнитивные и поведенческие особенности. среди детей с синдромом Дауна, который отличается от такового у типично развивающихся детей и детей с другие причины умственной отсталости. Мы называем этот образец характерных сильных и слабых сторон «профиль развития». Понимая, чем отличается развитие и обучение детей с синдромом Дауна, мы можем разработать более эффективное обучение подходы и методы лечения. Относительная силаСоциальное развитиеСоциальное функционирование младенцев и детей с синдромом Дауна задерживается в меньшей степени, чем в других областях развития. Младенцы с синдромом Дауна смотрят на лица и улыбаются всего на неделю или две позже, чем другие дети, и обычно они общительные младенцы. Младенцы с синдромом Дауна любят общаться и хорошо используют невербальные навыки, в том числе лепет и жесты в социальных ситуациях. Большинство детей и взрослых с синдромом Дауна продолжают развивать хорошие социальные навыки и соответствующее социальное поведение. хотя у значительного меньшинства может развиться трудное поведение, особенно у людей с наибольшей задержкой речи и языковое развитие. Обучение с визуальной поддержкойИсследования показывают, что люди с синдромом Дауна учатся лучше, когда видят вещи на иллюстрациях. Это открытие были продемонстрированы в ряде областей развития, включая приобретение языка, моторики и грамотность.Это говорит о том, что обучение будет более эффективным, когда информация представлена с помощью изображений, жесты или предметы. Чтение словМногие дети с синдромом Дауна могут развить навыки чтения раньше, чем можно было бы ожидать от их когнитивных способностей. и языковые уровни. Чтение вносит важный вклад в словарный запас и развитие языка для всех детей. и это может быть особенно полезно для детей с синдромом Дауна, учитывая их специфические задержки речи. Характерные трудностиРазвитие двигателяДвигательные навыки у детей с синдромом Дауна развиваются медленнее, чем у детей без него. Эти задержки в моторном развитии уменьшить возможности младенцев изучать и познавать окружающий мир и, следовательно, в дальнейшем влиять на когнитивное развитие. Плохой контроль устной моторики может повлиять на развитие языковых навыков. Выразительный язык, грамматика и четкость речиДети с синдромом Дауна демонстрируют определенную задержку в обучении разговорной речи по сравнению с их невербальным пониманием.Почти у каждого ребенка будет экспрессивный язык, который отстает от его понимания языка. Дети испытывают два типа выразительных трудностей - задержку в усвоении структуры предложений и грамматики и специфические трудности в развитии четкой речи. Разрыв между пониманием детей и их способностью к самовыражению является причиной большого разочарования и иногда может привести к проблемам с поведением. Это также может привести к недооценке когнитивных способностей детей.Задержка речевого развития также приводит к задержке когнитивных функций, поскольку человеческое обучение в значительной степени осуществляется через язык, а язык усваивается. для мышления, запоминания и самоорганизации. Количество навыковБольшинство детей с синдромом Дауна борются с базовыми числовыми навыками, а их навыки числа обычно составляют около 2 лет. за их навыками чтения. Причины этого требуют дополнительных исследований. В настоящее время лучшие из доступных совет: опираться на то, что известно о способностях детей в обучении, и использовать системы обучения математике, которые в полной мере использовать наглядные пособия для обучения числовым понятиям Вербальная кратковременная памятьКраткосрочная память - это система немедленной памяти, которая хранит информацию «в памяти» на короткие периоды времени и поддерживает вся учебная и познавательная деятельность.Он имеет отдельные компоненты, предназначенные для обработки визуальной или вербальной информации. Способность детей с синдромом Дауна удерживать и обрабатывать словесную информацию не так хороша, как их способность удерживать и обрабатывать визуальную информацию. Эти проблемы с вербальной кратковременной памятью затрудняют усвоение нового слова и предложения. Они также затрудняют обработку разговорной речи, и это может отрицательно сказаться на обучении. в классе. Исследования показывают, что обработка и запоминание устной информации улучшаются, когда она подкрепляется соответствующей картинкой. материал.Эта информация привела к тому, что преподаватели подчеркнули важность использования наглядных пособий, включая изображения, знаков и печати при обучении детей с синдромом Дауна, поскольку этот подход полностью использует их более сильные визуальные навыки памяти. Дополнительная информация.Программа развития ребенка | Детский НациональныйКонтактный телефон | 202-476-5405Программа развития детей при Детской национальной больнице оценивает детей от рождения до 4 лет, которые находятся в группе риска или демонстрируют задержки или различия в нервном развитии. Мы оцениваем различные состояния, от осложнений, связанных с родами, до задержки развития моторики или речи, а также поведенческих проблем или различий. Наши специалисты ежегодно оценивают более 1500 детей. Эксперты в области развития детейНашу программу возглавляют известные эксперты в области развития младенцев и детей ясельного возраста, которые понимают уникальные потребности детей по мере их развития. Фактически, руководители наших групп получили признание за новаторские исследования, в том числе исследования, касающиеся результатов развития и осложнений у младенцев из группы высокого риска. Наши клинические психологи и психологи развития работают в тесном сотрудничестве с лечащим врачом вашего ребенка, чтобы обеспечить постоянный индивидуальный уход.Мы будем следить за вашим ребенком во время всех обследований и консультаций, обеспечивать поддержку и обучение родителей, а также направлять для получения медицинской помощи в специализированные клиники Детского национального сообщества или к ресурсам в сообществе, в зависимости от ситуации. Услуги, которые мы предоставляемМы проводим оценку развития и диагностику детей, направленных по разным причинам, в том числе:
Процесс оценки
Специализированные программыВаш врач может направить вас к специалистам, имеющим опыт в одной или нескольких областях ухода, которые будут работать вместе с вашим развитием ребенка команда, обеспечивающая многопрофильность уход, необходимый для удовлетворения конкретных потребностей вашего ребенка. Области специализированной помощи, с которыми мы тесно сотрудничаем, включают: Свяжитесь с намиЧтобы записаться на прием, позвоните по телефону 202-476-6047, чтобы пройти собеседование. Для получения дополнительной информации позвоните нам по телефону 202-476-5405. Прочитайте большеКоманда программы развития ребенкаНовости отдела
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |