|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Роль внутриутробного периода в психическом развитии ребенкаПсихология внутриутробного развитияС точки зрения поведения между новорожденным и 32-недельным плодом есть небольшая разница. Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах». В обсуждениях абортов об этом никогда не говорится. Сцена, которая всегда будет вызывать мурашки по телу: малыш, всего несколько секунд от роду, все еще влажный от выделений из матки, берется на руки уставшими, но счастливыми родителями. Они с восхищением наблюдают тем, как их ребенок напрягается и корчится, кривит рот, издавая звуки, и открывает глаза. Для каждого, кто наблюдает эту трогательную сцену, становится очевидным: появление на свет – это точка отсчета всего, начало начал. «Но это не так,» - заявляет Джанет ДиПетро, психолог из Университета Джонс Хопкинс – «Рождение - это большое событие, но это обычный факт в развитии. Ничего интересного с точки зрения неврологии не происходит». Применяя сложнейшее высокочувствительное оборудование, ДиПетро и другие ученые наблюдают сегодня за тем, как плод развивается в утробе матери. На 32 неделе беременности – за два месяца до того, как ребенок будет готов к появлению на свет «в срок», - плод ведет себя практически как новорожденный. И это продолжается все следующие 12 недель. Опровергая ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают:
Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить. К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть.
Восприимчивость плодаУченые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе. Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», - таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смерти новорожденного. «Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно ли действует твоя нервная система?» - говорит Файлер.
Движения плодаНезависимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине». Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель. Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, - предполагает ДиПетро. Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», - говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».
Вкусовые ощущения плодаПричины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую. «В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», - отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.
Слуховые ощущения плодаНеясно, ощущает эмбрион вкус или нет, но то, что он слышит, не вызывает сомнений. Появившийся на свет недоношенный ребенок (24-25 недель) реагирует на звуки вокруг него, - говорит Альс, - то есть его слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля. Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире, - сообщает ДиПьетро. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и успокаивается, слыша их.
Зрительные ощущения плодаЗрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины, так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн". Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда. Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, - говорит Альс, - форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга. Познавательная деятельность плода
Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, - а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения. Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, - они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном. Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении. Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, - отмечает Файфер, - но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.
Личность плодаНе секрет, что дети рождаются с определенными отличительными особенностями поведения, которые определяют их темперамент. Но каким образом и на какой стадии внутриутробного развития закладываются особенности поведения плода - является предметом глубоких исследований. Первое официальное исследование темперамента плода было проведено Ди Пьетро и его коллегами в 1996 году. Они фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз, начиная с 31-й недели и до рождения, а затем сравнили с аналогичными данными после рождения (с эксперименте были исследованы более 100 детей). В результате было обнаружено следующее: дети, которые были активны еще в утробе матери были более возбудимы после рождения. Те же, которые имели нерегулярный режим сна и бодрствования внутри утробы матери, спали меньше и хуже и после рождения. «Поведение не начинается с рождения, - говорит Ди Пьетро, - оно начинает складываться задолго до этого и развивается по определенным законам». Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие, являются окружающие плод условия жизни. По словам Альс из Гарварда, плод получает огромное количество гормонов от матери, поэтому на его хронобиологические ритмы влияют циклы сна и бодрствования матери, ее порядок приема пищи, ее движения. Гормоны, вырабатываемые матерью под действием стресса, также могут иметь важное значение. Ди Пьетро обнаружил, что чем больше подвержена стрессу будущая мать, тем более активен плод, и тем более восприимчив к раздражителям ребенок. «Наибольшее количество стресса испытывает в период беременности работающая женщина,» - говорит Ди Пьетро, - «В наши дни женщины работают практически до самого дня родов, несмотря на то, что возможные последствия еще не изучены до конца. Так принято в нашей культуре, но я считаю это неразумным». Альс соглашается с тем, что работа может стать огромным стрессом, но подчеркивает, что гормоны в период беременности помогают блокировать стресс и у матери, и у плода. Индивидуальные реакции на стресс тоже имеют значение. «Беременная женщина, которая решила работать, отличается от женщины, которая решила не работать», - объясняет она. Она также отличается и от женщины, которая вынуждена работать. Исследования Ди Пьетро показали, что плод малообеспеченной женщины отличается нейроповеденчески – он менее активен, с более слабым сердцебиением, чем плод женщины среднего класса. "Кроме того, малообеспеченная женщина подвержена большему стрессу во время работы, чем женщина среднего класса", - отмечает она. Ди Пьетро предполагает, что несбалансированное питание и проблемы окружающей среды также могут серьезно повлиять на развитие плода у малообеспеченных женщин. Все стрессы, диеты и токсины, вместе взятые, могут оказать вредное воздействие на умственное развитие. Современные исследования, проведенные биостатистиком, кандидатом наук Берни Дэвлином, в университете Питтсбурга, показали, что гены, возможно, влияют на коэффициент умственного развития гораздо меньше, чем считалось ранее, а также то, что внутриутробные условия развития плода могут оказать существенно большее влияние. «Наши старые представления об условиях, влияющих на плод до его рождения, и о кормлении после рождения требуют пересмотра», - настаивает Ди Пьетро, - «Антенатальные условия развития также определяются матерью». Будущие родители, которые хотят помочь еще не родившемуся ребенку психически развиваться, должны начать с понимания того, что в антенатальный период развития плод должен быть обеспечен нормальным питанием, не подвергаться стрессу и изолирован от наркотиков. Разные авторы и «специалисты» также советуют регулярно поглаживать живот, беседовать с ним через сложенную трубкой бумагу – «беременный телефон», напевать классические мелодии, и даже светить на живот. Возникает вопрос, имеет ли какой-то эффект такая стимуляция? Но главное, является ли она безопасной? Те, кто пользуется такими методами, верят, что их дети становятся умнее, общительнее, рождаются с музыкальными способностями, физически более развитыми и социально более адаптированными по сравнению с другими детьми. Ученые, тем не менее, настроены скептически. «Нет ни одной защищенной научной работы в мире, которая подтвердила бы какой-либо длительный эффект подобной стимуляции», - заявляет Файлер, - «Поскольку никто не может четко сказать, когда плод бодрствует, то поглаживание живота или разговоры через спикер могут нарушить естественный сон. Никто не считает, что такие поглаживания или ощупывания, а также прикладывания различных устройств для говорения к уху необходимы новорожденному младенцу в кроватке, так зачем они нужны плоду?» Альс подчеркивает еще больше: "Я уверена, что прикосновения, тряски и другая специальная стимуляция плода может изменить ход его развития, и еще все, что влияет на развитие мозга, имеет свою цену.» Нежные разговоры с плодом, тем не менее, считаются малоопасными. Файфер считает, такой вид взаимодействия с плодом может помочь как родителям, так и плоду. «Думая о Вашем плоде, разговаривая с ним, предлагая вашему супругу пообщаться с ним, Вы помогаете себе подготовиться к появлению нового создания, которое войдет в Вашу жизнь и перевернет ее с ног на голову, - говорит он, - и в конце концов перестанет быть чем-то грандиозным.
Джанет Л. Хопсон "Современная психология", октябрь 1998 года * Благодарим Татьяну Кампс за перевод статьиПсихическое развитие плода, психическое развитие эмбриона«…Он стал воспринимать разные качества мира разными частями сознания. Эти способности утончались и разветвлялись, и постепенно прежнее простое присутствие оказалось расчлененным на ощущения от света, звука, вкуса и касания, которые были просто осколками прежней целостности». Перейдем к самому интересному — психическому развитию плода. Примерно 30 лет назад возникло даже специальное направление в науке, занимающееся этими вопросами — перинатальная психология, то есть «психология рождения». Основной вопрос, занимающий перинатальных психологов — когда начинается психическая жизнь плода, как проходит процесс превращения группы клеток в мыслящее существо.
От того, как протекали эти этапы внутриутробного развития и родов, зависит наше последующее восприятие жизни, считал Гроф. Так, у ребенка, мать которого во время беременности была угнетена, может сформироваться подсознательное убеждение, что весь мир плох и опасен. Если какие-то осложнения возникли между началом схваток и выходом в родовые пути, то, возможно, в будущем этот человек будет воспринимать любую напряженную ситуацию как безвыходную. Третья матрица «отвечает» за способность добиваться поставленной цели. Последователи теории Грофа считают, что дети, рожденные, скажем, путем кесарева сечения, могут вырасти безвольными, а те, кто появился на свет во время стремительных родов, способны ради достижения цели идти «по трупам». А вот если только родившегося человечка сразу забрали у матери, равнодушно завернули в пеленку и унесли невесть куда (четвертая матрица), у него со временем может возникнуть немотивированный страх одиночества.
Психологическое развитие ребенка в пренатальный период Содержание Открытия последних лет показали важнейшее значение не только периода младенчества для психического здоровья и психологического благополучия в течение всей последующей жизни человека, но и колоссальную значимость внутриутробного развития. Важность данных открытий сравнима с представлениями о роли родовой травмы и травм раннего детства, на которых построен как классический психоанализ, так и множество психоаналитических направлений психотерапии. Новая, развивающаяся психология - пренатальная психология - плавно ввела нас в новую парадигму. В соответствии с ней развитие идет от сложного к еще более сложному. Уже первичная клетка (зигота) является изначально сложной структурой благодаря генетической информации, которая включает в себя сведения о морфологическом строении организма и функциональных процессах, обеспечивающих закладку и развитие клеток, органов и организма в целом в соответствии с планом последовательного его построения, а также данные о психологических особенностях родителей и прародителей. Пуповина не является единственным путем взаимосвязи между матерью и ребенком. В процессе развития, задолго до рождения, практически все органы и системы ребенка уже начинают функционировать. Мозг неродившегося ребенка не только развивается, но функционирует, реагирует и обеспечивает связь ребенка с внутренним и внешним миром, а также его психологические, эмоциональные реакции. К настоящему времени получено много данных подтверждающих реальность психо-эмоционального взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка. Оказалось, что в процессе этого взаимодействия идет формирование и физического, и психического здоровья младенца. Ребенок с момента зачатия начинает накапливать свой собственный опыт, цепко схватывая вместе с матерью наиболее яркие моменты в жизни и удерживая их в своей памяти. В последующем эти образы отражаются в мышлении, эмоциональных проявлениях и стиле поведения ребенка и взрослого. Объект исследования психологов в пренатальный период развития, да и в младенчестве - диада «мать-дитя». Современные исследования в области пренатальной психологии и микропсихоаналитические концепции, включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка. Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики1. Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников: из спонтанного мировоззрения; из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике; из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук; из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук. Родители и специалисты по акушерству, превращаясь в сообщество, сталкиваются с недостаточностью декларации принципов духовного акушерства для отношения к внутриутробному ребенку как к человеческому существу, с недостаточностью понимания сущности происходящего в пренатальном периоде, с дефицитом собственных представлений о нормативных условиях и предпосылках человеческих способностей в этот период, а также с рассогласованностью имеющихся представлений со способами и средствами деятельности. Сегодня ни психология, ни философия не в состоянии предоставить практике целостной теоретической модели внутриутробного развития. Пренатальной физиологии как эмпирико-аналитической науке принадлежит признание объективности эмбриональной Таким образом, врач стремится минимизировать не только негативные переживания с источником вовне, но и те, что имеют внутренний источник (различного рода прихоти, "беспричинные" изменения настроения, воспоминания, фантазии, страхи, ощущения, "автономные" мысли и чувства). Психотерапия встраивает эти данные в существующие психологические теории: различные направления психоанализа, гештальтпсихологии, трансперсональной психологии. Внутриутробный ребенок в гуманитарных науках является человеческим существом, обладает автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению, которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние беременной. С этой точки зрения, травматические влияния на плод происходят потому, что у внутриутробного младенца отсутствуют средства коммуникации, он не был "услышан" и "понят" матерью. Практика, основанная на этой модели, стремится к установлению коммуникации между внутриутробным младенцем и матерью, которую замещает психотерапевтическая группа и/или психотерапевт, помогающие перевести в слова телесные и визуальные переживания. Эта модель допускает участие будущих матерей в интенсивных формах психотерапии. Эта модель получила название "Неограниченная коммуникация". При этом отрицательные эмоции матери, переживающей и отреагирующей психотравмирующие события своей жизни, начиная с эмбрионального опыта, в определенный период могут нанести травму будущему ребенку. Анализ существующих моделей заставил предположить неоднородность периода беременности в отношении сензитивности матери и внутриутробного ребенка. Мы предлагаем интегративную модель пренатального развития, которая опирается на категории нового направления в психологии – психологии человека, или психологической антропологии. Та или иная форма субъективности является результатом развития событийной общности на некотором временном отрезке жизни. Определяя возраст как регулятивную категорию, психологическая антропология предлагает в качестве основания периодизации развития категорию ступени, которая включает в себя этапы становления и развития общности2. Внутриутробный период жизни человека рассматривается как особый возраст, особая ступень развития человеческой реальности (внутреннего мира, субъективности), ступень воплощения. Общая "возрастная" задача человека на этой ступени состоит в том, чтобы к моменту родов (рождения) стать со-участником общения в сознании, переживаниях и деятельности матери. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путей «производства» этой модели. В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны: 1) Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви, обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Физиологические особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, их обеспечение, роль взрослого в этом процессе также одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе - то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире - также происходит одинаково. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж.Брунера, Т.Бауэра, Ж.Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития (Е.А.Сергиенко). 2) Особенности когнитивной и Эти две стороны развития ребенка позволяют сделать вывод, что существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить «видотипичные» особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие его развития именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери Г.Г.Филиппова3 предлагает назвать видотипичной, а вторую - конкретно-культурной. Однако ни та, ни другая группа материнских функций не является присущей матери сама по себе. Об этом свидетельствуют многочисленные современные исследования материнства. Все особенности материнского поведения имеют сложный путь развития в онтогенезе матери. Психологическая характеристика младенческого возраста ориентируется прежде всего на детско-родительские отношения. Круг проблем, связанных с развитием детско- Проблема перинатального развития ставит целый ряд вопросов перед психологической наукой. Прежде всего это проблема зарождения психики. Когда, на каком этапе развития мы можем говорить, что плод обладает психикой, правомерно ли вообще говорить о психическом отражении до рождения, когда собственно «отражать» еще практически нечего? Возможно ли обучение ребенка до его рождения? Даст ли это преимущества при обучении в дальнейшем? Знает ли плод что-либо о своей матери? Столетиями людей интересовал вопрос, как влияет на после-дующее развитие ребенка опыт, полученный им в утробе матери. Древнегреческий философ Прежде всего, необходимо критически посмотреть на то, что уже известно о возможностях и способностях плода. Известно, что двигательная активность эмбриона начинается очень рано. Сердцебиение возникает на 3 - 4-й неделе после оплодотворения, первые спонтанные движения туловища и конечностей - на 10-й неделе, однако мать начинает их ощущать значительно позже. Все сенсорные системы плода Глава 1 ВЛИЯНИЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА И РОДОВСтр 1 из 11Следующая ⇒Решение проблемы, когда следует начинать изучение развития личности человека, становится все более трудным. В одно время казалось вызывающим предположение, что опыт детства играет решающую роль в формировании личности. Следующим этапом стало изучение психологического воздействия собственно процесса рождения. В настоящее время растет интерес к влиянию на личность внутриутробного периода. Этот труд начинается поэтому с представления нескольких психологических теорий, рассматривающих самое начало жизни человека.
ТЕОРИИ ВНУТРИУТРОБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Гринейкр Ведущий исследователь влияния внутриутробного периода на личность Гринейкр (33) весьма скромно оценивает свои воззрения, как немногим большее, чем размышления, основанные на экспериментальных и клинических наблюдениях. Она приходит к выводу, что конституция, пренатальный опыт, роды и обстановка непосредственно после рождения играют роль в предрасположенности к тревоге. Этот тип первичной тревоги, согласно Гринейкр, отличается от более поздней тревоги отсутствием психологического содержания и осознания. Она указывает на способность плода к широкому диапазону активности – движение, брыкание, вращение. На внешнюю стимуляцию плод реагирует увеличением активности, шум вблизи матери вызывает учащенное сердцебиение. Сантаг и Уоллис обнаружили, например, заметное увеличение активности плода в ответ на звонок в дверь (см. прим. 1). Кроме того, плод может реагировать криком, если в матку попадает воздух. Все реакции на дискомфорт Гринейкр интерпретирует как доказательство существования некоего паттерна, наподобие тревоги, до рождения (см. прим. 2). Паттерн активируется родами и первым постнатальным опытом. Результатом сильных воздействий может стать предрасположенность к психологическим срывам в последующей жизни. Фоудор Фоудор (20) считает влияние внутриутробного периода на развитие личности гораздо большим, чем Гринейкр, и его воззрения далеко отстоят от других аналитиков. Он отводит исключительное место пренатальным условиям и родовой травме, видит в них биологическую основу, обусловливающую многие формы невротического поведения. Фоудор заявляет, что Отто Ранк первым сделал попытку "биологизировать" психоанализ, но отмежевывается от Ранка, объявляя свой подход клиническим, а его – философским. Аргументы Фоудора основываются прежде всего на анализе фантазий и сновидений в процессе его частной практики – так называемых "пренатальных сновидений". Согласно Фоудору, внутриутробные сновидения не всегда отражают состояние восторга – жизнь нерожденного ребенка не обязательно непрерывное блаженство. Он зависит от количества кислорода и пищевых веществ в крови матери, выведения из ее организма побочных продуктов обмена веществ. Множество материнских несчастий способны нанести вред и ослабить организм ребенка перед рождением, являясь причиной начала постнатальной жизни с каким-либо недостатком. Существенную травму развивающемуся плоду наносят интенсивные половые сношения родителей, последствия которых прослеживаются в сновидениях в течение всей жизни. В целях обоснования пренатального существования Фоудор вводит понятие "организмическое сознание", которое представляет глубочайший уровень разума – возможно, самую основу бессознательного. Он пытается отвести обвинения, что из-за отсутствия нервной связи между матерью и ребенком плод не может испытывать невзгоды при страданиях матери (см. прим. 3). Ключом к дилемме, по утверждению Фоудора, являются экспериментальные работы в области телепатии в Университете Дьюка. Он считает, что благодаря существованию телепатии становится легко понять, как нежные и здоровые чувства матери оказывают целебное влияние на психику плода и подобным образом одиночество нежеланного ребенка прослеживается к психической изоляции в матке (см. прим. 4).
РОДОВАЯ ТРАВМА Фрейд Согласно Фрейду (23), первым постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается огромное количество стимулов, и он не обладает адекватным способом их переработки. Новорожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и, следовательно, оказывается под воздействием потока возбуждений. Эта первая опасная ситуация становится прототипом или моделью для более поздней тревоги. Связующим звеном является отделение, которое при рождении носит чисто биологический характер, а позднее выражается в психологических и символических формах. Ранк (57) отличается от Фрейда тем, что отводит центральную роль в развитии личности родовой травме. Он рассматривает рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях. Этот шок создает резервуар тревоги, порции которой освобождаются на протяжении всей жизни. Причина любых неврозов состоит в сильной тревоге при рождении, поздняя тревога может быть интерпретирована в ракурсе родовой тревоги – не просто как модели, а в качестве первоисточника. Отделение от матери представляет первичную травму, и последующие отделения любого рода приобретают травматическое качество. Например, кормление подразумевает отделение от груди, страх кастрации означает отделение пениса. Младенец действительно сознает отделение при рождении и формирует визуальный образ. Иллюстрацией служит ужас перед женскими гениталиями, происхождение которого прослеживается к визуальным впечатлениям, полученным при рождении. Согласно Ранку, любое наслаждение имеет в качестве конечной цели воссоздание внутриутробного первичного блаженства, рая, утраченного при рождении. Наибольшее удовольствие достигается посредством сексуального акта, который представляет символическое воссоединение с матерью. В сексуальном акте мужчина идентифицирует себя с пенисом, возвращающемся в материнскую матку, тогда как женщина получает удовольствие, идентифицируясь с ее собственным неродившимся ребенком. Препятствием к удовлетворению служит родовая тревога, сигналящая об опасности возвращения в материнское лоно. Ответ Фрейда Ранку Фрейд не согласен с Ранком по поводу значимости родовой травмы в происхождении неврозов. В своей книге "Проблема тревоги" он утверждает (23, с. 95-96): "Особое подчеркивание важности родовой травмы не оставляет простора для обоснованного анализа этиологической роли конституциональных факторов. Если допустить, что влияние родовой травмы преломляется через особенности индивидуального реагирования, то значение родовой травмы окажется второстепенным. Что определяет, разовьется ли невроз, остается неизвестным. Не выполнено исследований, определенно доказывающих, что развитие неврозов связано с трудными или затяжными родами, неизвестно даже, страдают ли такие дети в раннем детстве большей нервозностью, чем остальные. Я не думаю, что значение родовой травмы в происхождении основных неврозов можно считать доказанным". Фрейд также отрицает психологическое значение родовой травмы в следующем пассаже (23, с. 73): "Что представляется "опасностью"? Акт родов является объективно опасным для жизни... Но психологически он вообще не имеет значения. Опасность родов не несет психологического содержания... Плод не знает ничего, кроме обеспокоенности в экономии нарциссического либидо. Огромное количество раздражений подавляет его; ряд органов увеличивают катексис. Что во всем этом может быть обозначено как "опасная ситуация"?.. Не имеется доказательств, что у ребенка сохраняется что-либо кроме тактильных ощущений и общего чувства в процессе родов (вопреки предположению Ранка о визуальных впечатлениях)... Внутриутробный период и раннее детство формируются в непрерывность, простирающуюся намного дальше, чем может показаться при сосредоточении на акте родов". Гринейкр Гринейкр пытается примирить Фрейда и Ранка, заявляя, что противоречия между ними по вопросу о родовой травме не являются непреодолимыми. Она не согласна с Фрейдом, что позиция Ранка автоматически исключает возможное влияние конституциональных факторов. Гринейкр считает, что в процессе родов очень вероятно взаимодействие между конституциональными, или наследственными, и случайными факторами. Более того, если мы предположим, как делает Фрейд, что родовая травма достаточно значима, чтобы служить прототипом тревоги, тогда тяжесть травмы в большей степени может сказываться на последующей тревоге, чем он допускает. Что касается критических замечаний Фрейда относительно приписывания родам весомого психологического содержания, то Гринейкр предлагает воспользоваться ее формулировкой реакции, предвосхищающей тревогу, что изложено выше. В итоге, правильная точка зрения на влияние родовой травмы, по мнению Гринейкр, находится между позициями двух исследователей; влияние не столь велико, как постулирует Ранк, и не столь незначительно, как полагает Фрейд. Фоудор Фоудор, как мы видели, подчеркивает первостепенное значение внутриутробного опыта и родовой травмы в развитии личности. Переход от пренатальной жизни к постнатальной является, по его мнению, испытанием, сравнимым по серьезности со смертью. Фоудор утверждает, что страх смерти фактически возникает при рождении; оба события по сути подобны и в бессознательном обозначаются взаимозаменяемыми символами. Травматический опыт рождения настолько ужасен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской памяти. Многие символы пережитого при родах страха универсальны и могут быть сразу опознаны. Наиболее распространенные фантазии сновидений, в которых родовая травма заявляет о себе, следующие: ползание через узкие отверстия; врастание в землю, погружение в грязь или песок; раздавливание и сжатие; утопление; засасывание водоворотом или утаскивание крабами, акулами, крокодилами; страх быть проглоченным дикими животными или монстрами; кошмары удушения или захоронения заживо; фобии увечья или смерти. В качестве резюме Фоудор предлагает положения, которые он называет четырьмя принципами пренатальной психологии: В повседневной жизни роды являются травматичными почти в каждом случае. Продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения. Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов или сразу после появления на свет. Любовь и забота о ребенке непосредственно после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий (прим. 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Среди психоаналитиков Гринейкр и Фоудор конкретно формулируют влияние пренаталыюй среды на развитие личности. В их позициях прослеживается общность, хотя по ряду аспектов имеет место расхождение взглядов. Оба исследователя подчеркивают важность пренатального периода в формировании личности, высказывают согласие в том, что временами пренатальные условия бывают травматичными. Причину дискомфорта они усматривают во внешнем мире. Гринейкр отмечает беспокойство плода от громких звуков; Фоудор говорит о пагубном влиянии интенсивных половых сношений родителей. Наиболее существенное различие рассматриваемых подходов – в описании механизмов воздействия и характере доказательств. Гринейкр говорит о прообразе тревоги, возникающем на простом рефлексивном уровне посредством условно-рефлекторной связи; Фоудор обращается к содержательному психологическому анализу и вводит понятие "организмическое сознание", благодаря которому возможна телепатическая связь между матерью и плодом. В качестве доказательства Гринейкр использует клинические и экспериментальные наблюдения за активностью плода. Фоудор обосновывает свои взгляды интерпретацией сновидений, собственных и рассказанных больными, – так называемых "пренатальных сновидений". На значение самого рождения указывают Фрейд, Ранк, Гринейкр и Фоудор. Позиция Фрейда представляется наиболее консервативной. Он упоминает о беззащитности новорожденного перед потоком раздражений внешнего мира. Ситуация рождения становится моделью для всех последующих проявлений тревоги, изначально имеющей место при биологическом отделении от матери, а затем принимающей психологические формы. Фрейд минимизирует важность случайных факторов в процессе рождения и отрицает возможность сознания в этот период. Ранк отводит родовой травме центральную роль, рассматривая ее как шок, создающий резервуар тревоги, пропорции которой освобождаются в течение всей жизни. У новорожденного, по его мнению, формируются устойчивые зрительные впечатления о болезненном отделении от матери, поэтому будущие отделения любого рода видятся как угрожающие. Все последующие наслаждения предполагают восстановление внутриутробного удовлетворения. Эта цель лучше всего достигается в сексуальном акте, символизирующем воссоединение с матерью. Гринейкр занимает промежуточную позицию между Фрейдом и Ранком по данному вопросу. Она допускает присутствие конституциональных и случайных факторов в процессе рождения, но реакцию новорожденного определяет как "прототип тревоги" вместо введенного Ранком понятия "зрительные впечатления". Фоудор занимает радикальную позицию. Он считает родовую травму наряду с пренатальным периодом факторами, почти исключительно определяющими развитие личности.
Читайте также: периоды и этапы с фото. Внутриутробное развитие ребенка по месяцамЖизненный цикл человека – это череда побед и поражений, радостей и горя. И одним из самых важных достижений считается рождение ребенка. Это тот момент, когда человек переполненный счастливыми эмоциями начинает чувствовать себя значимым и нужным. Дети – это цветы жизни, которые вносят в обустроенный быт родителей свою частичку и заставляют снова переживать воспоминания своего детства. Жизнь малыша начинается с момента его зачатия, и, безусловно, будущим родителям очень важно проследить за тем, как происходит внутриутробное развитие ребенка. Вся беременность состоит из 40 недель и делится на 3 этапа. Этапы развитияЭтапы внутриутробного развития ребенка в акушерской практике принято называть триместрами. Это своего рода деление всей беременности на три одинаковых периода, согласно которым проводят оценку жизнедеятельности плода, назначают анализы и УЗИ, а также измеряют антропометрические данные беременной женщины. Появление каких-либо физиологических и психоэмоциональных изменений в организме будущей матери характерно для определенного триместра, и если они не патологичны, то считаются нормой. I триместрНачинается с 1 недели и заканчивается на 13. Этот этап считается самым опасным, так как именно в это время происходит прикрепление плодного яйца к стенке матки, если этого не случается – беременность не наступает. Также в это время начинают формироваться зачатки будущих органов и тканей, поэтому очень важно в этот период следить за своим рационом, вовремя отдыхать и чаще бывать на свежем воздухе. На этом этапе женщину может настигнуть такой неприятный симптом, как токсикоз. В этом нет ничего страшного, если он не носит очень выраженный и затяжной характер, в этом случае лучше всего обратиться к врачу. У некоторых женщин в первом триместре могут наблюдаться такие изменения:
Все это, зачастую, связано с изменением гормонального фона и началом подготовки организма к вынашиванию и рождению ребенка. II триместрНачинается с 14 недели и заканчивается на 26. Этот триместр характеризуется как самый спокойный и приятный период беременности. Внутриутробное развитие ребенка продолжается, а вместе с тем появляются новые ощущения – это, конечно же, шевеление малыша, которое будущая мама начинает явно ощущать. У первородящих это происходит на сроке 18-24 недели, а у повторнородящих можно заметить, начиная с 13, ведь они уже рожали раньше и знают, что это такое. III триместрНачинается с 27 неделе и заканчивается родами. Самый безопасный внутриутробный период развития ребенка, но в тоже время очень беспокойный. Ребенок уже почти сформирован и в случае преждевременных родов готов к самостоятельному существованию. У беременной женщины начинает появляться чувство тревоги и страха, частые движения малыша более отчетливы и в некоторые моменты даже можно заметить, как живот «ходит ходуном». Появляются такие неприятные симптомы, как изжога и одышка вследствие давления увеличившейся матки на желудок и диафрагму. Периоды внутриутробного развитияФизиологический процесс развития ребенка принято делить на 3 периода:
УЗИ во время беременностиВ настоящее время ультразвуковое обследование является необходимым для оценки жизнедеятельности плода и выявления врожденных пороков. Всего за весь период беременности эту процедуру нужно пройти 3-4 раза. Первый раз на сроке 12 недель, второй – 21-24, третий раз –на 32 неделе. Во время этой процедуры оценивается:
Внутриутробное развитие ребенка по месяцам1 месяц. В первый месяц беременности особых изменений в организме женщины не наблюдается. В этот период происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом и образование зиготы, которая будет активно делиться и направляться в полость матки. 2 месяц. Внутриутробное развитие ребенка на втором месяце характеризуется тем, что у малыша уже формируются ножки и ручки, а на них пальчики. Все внутренние системы развиваются и начинает биться сердечко с частотой 140-150 ударов в минуту. Вес плода составляет 4-5 гр, а рост 2,4-3 см. 3 месяц. На этом месяце заканчивается 1 триместр беременности. Развитие ребенка продолжается, а вместе с тем начинают формироваться голосовые связки, язык, волосы и ногти. В полости рта появляются первые зачатки зубов. Пищеварительная и кровеносная система начинают свою работу. 4 месяц. За этот период малыш становится крупнее. Все его органы и системы активно работают, а сам ребенок уже умеет сгибать и разгибать конечности, толкаться ножками. Из особых изменений можно отметить развитие коры головного мозга, ушных раковин и появления индивидуального рисунка на кончиках маленьких пальчиков, также малыш становится чувствителен к внешним звукам. 5 месяц. Все системы и органы продолжают совершенствоваться Если говорить про внутриутробное развитие ребенка по месяцам, то пятый месяц, пожалуй, самый запоминающийся для впервые беременной женщины. На этом сроке она может почувствовать шевеление плода и ощутить малыша внутри себя. Легкие пока еще недоразвиты, поэтому следует лучше следить за своим здоровьем, чтобы избежать преждевременных родов. 6 месяц. Этот месяц беременности несет в себе множество изменений в развитии плода. К этому времени он научился открывать и закрывать глазки, на которых появились реснички, а сверху бровки. Половые органы сформированы, а на лице прослеживаются индивидуальные черты. Весит малыш на этом сроке 750гр, а рост составляет приблизительно 30 см. 7 месяц. В этот период быстрыми темпами развиваются мозг и легкие. Подкожного жира становится все больше, поэтому кожа разглаживается и на ней остается все меньше морщинок. Рост малыша на этом месяце – 33 см, а вес около 1-1,2 кг. 8 месяц. За этот период ребенок значительно набирает в весе и увеличивается в росте. Кожа его покрыта густым волосяным покровом, а жировой прослойке стало еще больше. Малыш начинает бурно реагировать на все внешние раздражители. 9 месяц. Заключительный этап всей беременности. Ребенок к этому времени полностью сформирован и готов к самостоятельному существованию. На его коже полностью исчезло лануго (пушок), а сама она стала гладкая и розовая. Советы беременным женщинамВо все периоды внутриутробного развития ребенка следует придерживаться нескольких правил и советов:
Беременность – это очень важный период в жизни женщины и ее второй половинки, поэтому стоить запомнить каждый момент этого прекрасного времени и просто наслаждаться им. Психологические факторы перинатального периода развития личности: теоретический анализ проблемы
В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка. Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.
В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи. Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений. Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9]. Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др. Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна. Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9]. В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9]. Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1]. Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2]. М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6]. Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4]. З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8]. А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5]. Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям. При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5]. Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение. Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут. Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6]. Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек. Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5]. Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру. В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения. Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7]. Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми. В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:
Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка. Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9]. Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.
Литература:
периодов человеческого возрастаПериоды человеческого возраста Пренатальный период (280 дней до рождения) Внутриутробное развитие - это этап первых проявлений моторики человека. Детство 1) Новорожденный (6 недель) период врожденных рефлекторных движений 2) Кормление грудью (от 6 недель до 1 года) Период выпрямления тела, хватания и передвижения 3) Раннее детство (от 1 до 3 лет) Период развития ходьбы, бега и обращения с предметами 4) Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) Период развития новых, в основном общих, движений 5) Школьное детство (от 7 до 11 лет) Период углубленного моторного обучения Подростковый возраст 1) Половое созревание (от 11 до 15 лет) Период дифференциации и восстановления моторики 2) Подростковый возраст (от 15 до 20 лет) период интеграции и завершения моторного развития Взрослая 1) Ранняя зрелость (от 20 до 30 лет) Период апогея моторной эффективности 2) Средний возраст (от 30 до 45 лет) Период стабилизации моторной эффективности 3) Поздний зрелый возраст (от 45 до 60 лет) Период снижения двигательной эффективности Старость 1) Ранний возраст (от 60 до 75 лет) период начальной инволюции моторных навыков человека 2) Средний возраст (от 75 до 90 лет) период инволюции моторики человека 3) Поздняя старость (старше 90 лет) Период снижения моторики человека Внутриутробное развитиеПродолжительность: 10 лунных месяцев = 280 дней (установка срока беременности, первая дата в соответствии с размером эмбриона, вторая дата в соответствии с первыми внешними движениями плода) Отдел: Эмбриональный период = первые два лунных месяца Период плода = оставшиеся восемь лунных месяцев Фиг.9 Внутриутробное развитие (взято из http://www.obrazky.cz/) Типы рефлекторных движений Дыхательные движения (8 неделя) Оральная активность и анальный рефлекс (9 неделя) Флексионные движения конечностей (10-11 неделя) Разгибательный рефлекс туловища, хватательный рефлекс и мимика (неделя 12) Детство - новорожденный (28 дней - 2 месяца)Соматические характеристики: средний вес при рождении 3.5 кг, рост при рождении около 50 см. Вначале прибавка веса составляет 1–1,5 кг в неделю за счет жировых отложений. Двигательные характеристики: преобладает голокинетическая динамика (греч. Holos = целое): параллельное несогласованное движение всех конечностей со значительным гипертонусом мышц. Для оценки нормальности развития используются рефлекторные движения. Мы различаем:
Рефлекс дыхания Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Голокинетический механизм Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Рефлекс ходьбы Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Рефлекс подмигивания Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Рефлекс ползания Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Сосательный рефлекс Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Тоник шейный рефлекс Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Захватывающий рефлекс Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video. Психические характеристики: ребенок спит до 20 часов в сутки, имеет положительные реакции на близких родственников и воду; при погружении в воду он обычно оставляет глаза и рот открытыми, но не дышит в воде. Кормление (2-12 месяцев)Соматические характеристики: постепенное завершение роста новорожденного и переход к росту ребенка с регулярным приростом 3-5 см в год и 2-3 кг в год.Уменьшение количества жира в организме. Значительное изменение пропорции головы к телу. Рис. 10 Достижение вертикальной позы ребенка (адаптировано из Мекоты, Коваржа, Štěpnička, 1988, 41) Двигательные характеристики: период выпрямления тела, постепенно начинает проявляться монокинетическая динамика (2-5 месяцев), мышечная гипотония, с 5-го по 12-й месяц начинается дромокинетическая стадия, которая проявляется созреванием нервной системы, началом зрительной и звуковой коммуникации развитие связи глаза и руки. Психические характеристики: выраженный эгоцентризм, призыв к вниманию, постепенное прекращение грудного вскармливания и переход на мягкую пищу с меньшим содержанием жира, интервалы между сном постепенно увеличиваются с 3 до 6-8 часов. Раннее детство (малыши) 1-3 годаСоматические характеристики: в связи с прекращением кормления грудью значительно замедляется прирост веса, до 2-летнего возраста начинают прорезывать лиственные стебли, меняется силуэт ребенка (пропорции головы и тела, больший обхват груди). Характеристики двигателя: малышей начинается в возрасте 1 года (выпуклый живот, наклон туловища назад, широкая дорожка, согнутые нижние конечности, частота 170 шагов в минуту, не может держать прямое направление) подъема по лестнице в 2 года (сначала поднимается одной ногой, а другой подтягивает, только потом чередует обе ноги), ребенок начинает бегать в 3 года, должен пройти этап полета в 37 месяцев (106 см, 16 кг) можно использовать простой контрольный тест - 10 м, если ребенок может пройти менее чем за 6 с, движение можно рассматривать как бег. в возрасте 1 года ребенок начинает катать предметы, метать ниже руки, в 2 года он начинает уметь ловить большие и легкие мячи (лучше всего подходят пляжные мячи), к концу 3 -го года года мы можно начать практиковать бросок через руку В этом возрасте дети естественно ищут другие двигательные навыки, такие как переворачивание, кувырки, полых подвешивания, лазание и преодоление препятствий, катание на трехколесных велосипедах, детский бобслей и санки. Психические характеристики: дети этого возраста требуют физического контакта с родителями в виде объятий и ласк, они постепенно выстраивают социальный контакт, сначала многие дети играют только бок о бок, а потом уже вместе. Дошкольное детство (период детских игр) 4-7 летСоматические характеристики: значительное изменение силуэта, снижение частоты сердечных сокращений, увеличение доли мышц (точнее, уменьшение доли жировой ткани). Моторные характеристики: повышение поперечной устойчивости с 4 -го по год в результате использования инструментов (столовые приборы, карандаш,…), увеличение длины шага при ходьбе или беге, дети начинают прыгать (сначала прыжки в воду, затем прыжки в длину) при броске и ловле руки движутся к мячу в этот период, ребенка не следует обескураживать быстрыми передачами, иначе ребенок может не отрываться от головы или закрывать глаза, другие популярные двигательные навыки включают удар ногой (4-5 лет), ведение мяча (5-6 лет), качели, подвешивание, горки, опоры, роллы, опрокидывания. Психические характеристики: поступление в школу приводит к принятию социальных ролей, улучшению мышления и речи (3500 слов), мелкой моторике, в основном верхних конечностей. Школьники (младший школьный возраст) 7-11 летСоматические характеристики: постоянный рост (5-6 см в год, 2-3 кг в год), однако есть случаи первых примеров детского ожирения (6% у 6-летних и 16% у 8-летних). лет), в 11 лет девочки превосходят мальчиков по росту и весу за счет более раннего взросления.В этом возрасте важен способ удержания тела (школьная сумка переносится на обоих плечах, растягивается после долгого сидения в школе). Двигательные характеристики: большая послушность - период, подходящий для развития навыков, избыточных движений (называемых двигательной роскошью), спонтанная двигательная активность занимает до 5 с половиной часов в день, гипермоторные (гиперкинетические) дети по сравнению с гипомоторными (гипокинетическими) детьми. Психические характеристики: заводит первых постоянных друзей, половое созревание ведет к неповиновению, созданию иерархии ценностей и представлению собственного мнения. Опушение - период дифференциации и восстановления моторики (11-15 лет)Соматические характеристики: период скачка роста (пик высокой скорости), который, помимо детского роста, проявляется еще и половым ростом. Большинство органов растут, вторая смена фигуры. Вторичные половые признаки, половая зрелость. Двигательные характеристики: ухудшение координации движений (беглость, точность), увеличение длины бегового шага (40 см) после удлинения нижних конечностей на 15 см, уменьшение частоты шагов 4.1 Гц - 3,9 Гц. Искажение динамики и худшая экономия движения. Крайности в моторных навыках (чуткость-дряблость, способность справляться с трудными задачами - преодоление легких). Двигательная активность значительна у детей, занимающихся спортом - до 5 часов в день. Психические характеристики: эмоциональное развитие эмоций, повышенная чувствительность, эмоциональная лабильность, начало формального абстрактного мышления. Хороший режим питания важен для роста (минимум 9 с половиной часов сна и здоровое питание поддерживают рост). Подростковый возраст - период интеграции моторики (15-20 лет)Соматические характеристики: завершение физического роста, половая зрелость, жировые отложения (мальчики - единым тонким слоем по всему телу, девочки - живот, ягодицы, бедра), туловище нарастает объемно, мускулы видны, женское тело округляется. Характеристики двигателя: интеграция моторных навыков и их гармонизация Þ вторая кульминация моторики Индивидуализация: - уровень развития (большой диапазон характеристик) широкое и глубокое развитие движения характеристики движения - размах и интенсивность движения Стабилизация: - коэффициент корреляции при повторном измерении (напр.г. прыжок с места 0,53 с основным школьника и 0,7 с студентами вузов) формируют образ жизни Моторная дифференциация по полу: - ходьба (разная длина шага, девушки двигают бедрами) бег (разная длина и частота шагов) разница в силе ок. 30%, в скорости около 10% в пользу мужчин - женщины более эффективны в навыках (в основном в балансе, ритмических способностях и подвижности суставов) Психологические характеристики: завершение умственного созревания (место в типологии не меняется).Формальное логическое мышление на очень высоком уровне, философское мышление, высокий уровень умственного творчества в разных областях (музыка, поэзия, искусство и др.). Взрослая жизнь (высшая точка)Дифференциация: - Ранняя зрелость (мецитма): период воспроизводства (рождаются 80% детей), формирование рабочих моторных навыков, приобретение опыта, кульминация спортивной деятельности, стадия кульминации двигательной активности у большинства спортсменов - Средний возраст (взросление): стадия стабилизации работоспособности, вначале первые изменения клеток, в конце наступает период менопаузы, апогей научной и артистической деятельности, гимнастическая активность снижается, ее заменяют здоровые прогулки меньшей интенсивности - Поздний зрелый возраст (интеревиум): стадия снижения двигательной работоспособности, появляются симптомы хронических заболеваний (несбалансированный режим дня, последствия современного образа жизни), снижается репертуар двигательных навыков, период уравновешивания. Рис. 11 Лучшее выступление Э. Затопека, Д. Затопкова и Я. Железны (Вобр, 2003) Старость - сениумДифференциация: Ранняя старость (60-75 лет) Средний возраст (75-90 лет) Поздняя старость (старше 90 лет) Биологические признаки старения: заметны на всех тканях и клетках (в основном нервной и эндокринной системы), метаболизм замедляется, снижается адаптивность, понижается сопротивляемость инфекциям, ухудшается чувственное восприятие. Двигательное состояние: двигательные способности регрессируют более резко (в основном за счет скоростных способностей), менее резкий регресс статико-силовых способностей, способности к выносливости снижаются прибл. 50%; на такое снижение, однако, могут положительно повлиять тренировки (70-летние марафонцы), изменения в удержании тела (кифоз в пожилом возрасте), сокращение длины шага (до 1/4), плохая координация рук, чрезмерный подъем ног, смещение оси. Психические признаки старения: снижение некоторых компонентов интеллекта (память, гравировка), частичный эгоцентризм (решение только собственных проблем). .Приблизительный график пренатального развития
На этой странице представлен подробный обзор человеческого развития с момента соединения сперматозоидов с яйцеклеткой до рождения. Пренатальное развитие делится на три триместра. В течение первых двух месяцев развивающийся человек называется эмбрионом. У эмбриона три слоя, из которых развиваются все органы тела. Во втором триместре развивающийся человек называется плодом. В третьем триместре это ребенок, который в случае преждевременного рождения может выжить при дополнительной поддержке.У преждевременных родов до третьего триместра меньше шансов выжить, даже при экстренной медицинской помощи в отделении интенсивной терапии новорожденных. Первый триместр Первый месяц Второй месяц Третий месяц Второй триместр Четвертый месяц Пятый месяц Шестой месяц Третий триместр Седьмой месяц Восьмой и девятый месяц . PPT - Пренатальное развитие и период новорожденности Презентация PowerPointПренатальное развитие и период новорожденного Как развиваются дети (3-е изд.) Слайды Зиглера, ДеЛоача и Айзенберга были адаптированы. Глава 2 Обзор: основные темы • I. Пренатальное развитие • II. Опыт рождения • III. Новорожденный Руководящие вопросы Какие изменения происходят во время пренатального развития? Как окружающая среда способствует внутриутробному развитию? Как поведение развивающегося ребенка способствует его собственному развитию? Может ли обучение происходить в пренатальном периоде? Какова повседневная жизнь новорожденного? Какие особые риски грозят развивающемуся новорожденному? Изменение идей во времени Аристотель отверг преобладающую идею о том, что индивид был сформирован в начале жизни, в пользу эпигенеза, идеи о возникновении новых структур и функций во время развития. Какие изменения происходят во время пренатального развития? Репродуктивный процесс • Яйцеклетка выбрасывается из одного из яичников женщины в маточную трубу. • Если половой акт происходит незадолго до выхода яйцеклетки, возможно зачатие. Зачатие • Результат объединения двух гамет, яйцеклетки и сперматозоида • Гаметы производятся путем специального деления клеток, в результате чего каждая гамета имеет только половину генетического материала всех других нормальных клеток тела .• Половые различия среди населения начинаются с момента зачатия. Задумывается больше самцов, но после этого они становятся более уязвимыми. Зигота • После зачатия оплодотворенная яйцеклетка или зигота имеет полный набор человеческого генетического материала, по половине от каждого родителя. Процессы, происходящие во время пренатального развития • Эти процессы превращают зиготу в эмбрион, а затем в плод. • Деление клеток приводит к пролиферации клеток.• Миграция клеток - это перемещение клеток из точки их происхождения в другое место эмбриона. • Дифференцировка клеток превращает неспециализированные стволовые клетки эмбриона в клетки разных типов. • Апоптоз, генетически запрограммированная гибель клеток, также способствует внутриутробному развитию. Раннее развитие • На 4-й день после зачатия зигота превращается в полую сферу клеток с выпуклостью клеток, внутренней клеточной массой, с одной стороны. • Внутренняя клеточная масса со временем превращается в эмбрион. Эмбрион • После имплантации внутренняя клеточная масса становится эмбрионом, а остальные клетки развиваются в его поддерживающую систему. • Нервная трубка представляет собой U-образную бороздку, образованную верхним слоем дифференцированных клеток эмбриона. • Со временем он становится головным и спинным мозгом. Как окружающая среда способствует внутриутробному развитию? Тератогены • Агенты окружающей среды, которые могут нанести вред во время внутриутробного развития.• Выбор времени является решающим фактором серьезности воздействия потенциально вредных агентов. • Многие агенты наносят ущерб только в том случае, если воздействие происходит в чувствительный период развития. Большинство тератогенов проявляют зависимость от дозы. • Повышение воздействия потенциальных тератогенов связано с большей вероятностью дефектов плода и с более серьезными проблемами. • Индивидуальные различия также влияют на действие тератогенов. Тератогены • Идентификация тератогенов затруднена наличием эффектов сна, при которых воздействие данного агента может не проявляться в течение многих лет.• Тератогены включают как легальные, так и незаконные вещества ... Разрешенные наркотики: сигареты • Курение сигарет во время беременности связано с задержкой роста и низкой массой тела при рождении. • Курение сигарет также связано с СВДС (синдром внезапной детской смерти), хотя основные причины СВДС все еще неизвестны. • Родители могут снизить риск СВДС, отказавшись от курения, укладывая детей спать на спине, а не на животе, используя твердые матрасы и не подушки в качестве подстилки для младенцев и избегая заворачивания младенцев в одеяла или одежду. Легальные наркотики: Alchohol • Материнский алкоголизм может привести к расстройству алкогольного спектра плода (FASD), которое связано с умственной отсталостью, деформацией лица и другими проблемами. Незаконные наркотики • Примерно 4% беременных женщин в США употребляют запрещенные наркотики. • Предполагается, что марихуана влияет на память, способность к обучению и зрение после рождения. • Дети, подвергшиеся воздействию кокаина, сообщают о когнитивных и социальных дефицитах. Загрязняющие окружающую среду вещества • Токсичные металлы, синтетические гормоны и различные ингредиенты пластмасс, пестицидов и гербицидов могут быть тератогенными. • ПХБ (полихолорированные бифенилы) были связаны с маленьким размером головы у новорожденных и несколько более низкими показателями IQ спустя 11 лет. Опасности на производстве • Многие женщины работают на работе, которая соприкасается с потенциально опасными элементами (например, автомобильные выхлопные газы, пестициды, химикаты, шумовое загрязнение). Материнские факторы • Возраст, питание, болезнь и эмоциональное состояние матери влияют на пренатальное развитие • Вероятность смерти младенцев, рожденных от девочек 15 лет и младше, в три-четыре раза выше до достижения ими первого дня рождения чем те, матери которых 23-29 лет. • Недостаток определенных питательных веществ или витаминов, таких как фолиевая кислота, может иметь драматические последствия. • Различные заболевания, включая болезни, передающиеся половым путем, представляют опасность для плода.• Эмоциональное состояние женщины может повлиять на ее плод. Защита плода • Плацентарная мембрана является барьером против некоторых, но не всех токсинов и инфекционных агентов. • Амниотический мешок, наполненная жидкостью оболочка, в которой плавает плод, обеспечивает защитный буфер для плода Как поведение развивающегося ребенка влияет на его собственное развитие ? Роль гормонов • Гормоны играют решающую роль в половой дифференциации.• У всех плодов человека могут развиваться мужские или женские гениталии, в зависимости от наличия или отсутствия тестостерона. Поведение плода • Через 12 недель после беременности появляется большинство движений, которые будут присутствовать при рождении. • Пренатальный и послеродовой периоды. • Проглатывание околоплодных вод способствует нормальному развитию неба и способствует созреванию пищеварительной системы. • Движение грудной клетки, втягивание и изгнание небольшого количества околоплодных вод помогают дыхательной системе функционировать. Поведенческие циклы • Становятся стабильными во второй половине беременности • Циркадные ритмы также очевидны • Ближе к концу беременности состояния сна и бодрствования аналогичны состояниям после родов Может ли обучение происходить в течение предродовой период? Сенсорный опыт плода • Сенсорные структуры присутствуют на относительно ранних этапах внутриутробного развития и играют жизненно важную роль в развитии и обучении плода.• Визуальный опыт незначительный. • Плод испытывает тактильную стимуляцию в результате собственной активности, ощущает вкус и запах околоплодных вод. • Он реагирует на звуки, по крайней мере, с 6-го месяца беременности. Доказательства обучения плода На 32 неделе беременности у плода снижается реакция на повторную или продолжающуюся стимуляцию - простую форму обучения, называемую привыканием. Доказательства обучения плода • Было показано, что новорожденные распознают рифмы и рассказы, представленные до рождения.• Новорожденные также предпочитают запахи, вкусы и звуки, знакомые им из-за пренатального воздействия. Какова повседневная жизнь новорожденного? Состояние возбуждения новорожденного • Состояние: уровень возбуждения младенца и его вовлеченность в окружающую среду • Диапазон от глубокого сна до интенсивной активности • Важное влияние на исследование мира новорожденным Шесть Состояния возбуждения • Активный сон • Тихий сон • Плач • Активное бодрствование • Бодрствование в бодрствовании • Сон Состояние новорожденных Важен безопасный сон • Новорожденные спят в два раза больше, чем молодые люди двух разных состояний сна резко меняется: • Быстрый сон (быстрое движение глаз): состояние активного сна, связанное со сновидениями у взрослых, характеризуется быстрыми, резкими движениями глаз под закрытыми веками • Медленный сон: состояние спокойного или глубокого сна характеризуется отсутствием двигательной активности или движений глаз, а также регулярными медленными мозговыми волнами, дыханием и частотой сердечных сокращений Быстрый сон • Быстрый сон составляет 50% от общего времени сна новорожденного и быстро снижается до 20% к 3–4 годам.• Согласно теории автостимуляции, активность мозга во время быстрого сна у плода и новорожденного компенсирует естественную депривацию внешних стимулов и способствует раннему развитию зрительной системы. Плач • В раннем младенчестве плач отражает дискомфорт или разочарование. • Плач постепенно становится более коммуникативным. • С опытом родители научатся лучше понимать характеристики самого крика. Плач • Многие эффективные успокаивающие техники, включая пеленание, включают умеренно интенсивную и непрерывную или повторяющуюся стимуляцию.• Родители младенцев с коликами должны искать социальной поддержки и избавления от разочарования - и помнить, что колики обычно проходят в течение нескольких месяцев. Какие особые риски угрожают развивающемуся новорожденному? Младенческая смертность • Смерть в течение первого года после рождения (младенческая смертность) стала относительно редким явлением в промышленно развитых странах Запада. • Однако показатели в США занимают 20-е место в мире.• Вероятность смерти афроамериканских младенцев до своего первого дня рождения более чем в два раза выше, чем у евроамериканских младенцев. • Бедность и отсутствие медицинского страхования связаны с высоким уровнем младенческой смертности. Низкая масса тела при рождении • Младенцы с массой тела менее 2 500 граммов считаются детьми с низкой массой тела при рождении (НМТ). • Младенцы с низкой массой тела, родившиеся на сроке 35 недель после зачатия или ранее, считаются недоношенными. • Другие младенцы с низкой массой тела считаются маловесными для гестационного возраста (SGA), если их масса тела при рождении значительно меньше нормы для их гестационного возраста. Низкая масса тела при рождении • В группе младенцы с низкой массой тела испытывают больше медицинских осложнений, имеют больше проблем в развитии и представляют особые проблемы для родителей. • Тем не менее, большинство детей с низкой массой тела выздоравливают достаточно хорошо. • Широкие контакты с родителями и более тесное общение с младенцами в отделениях интенсивной терапии новорожденных - широко используемые вмешательства. Воспитание маловесных младенцев • Воспитание маловесных младенцев представляет собой особые проблемы из-за чувства вины и неполноценности родителей, стресса от интенсивной терапии и дезорганизованного состояния младенцев.• Родители извлекают выгоду из понимания того, что их недоношенные дети развиваются не по тому же графику, что и доношенные, если они больше узнают о развитии детей и обращаются за социальной поддержкой и программами вмешательства. Модели с множественными рисками • Факторы риска обычно возникают вместе. • Отрицательный результат более вероятен при наличии нескольких факторов риска. • Однако, несмотря на множество факторов риска, у некоторых людей все хорошо. Бедность как угроза для развития • Существование множественных рисков во многом связано с социально-экономическими факторами.• Во многих странах семьи меньшинств перепредставлены на самых низких уровнях SES. Риск и устойчивость • Под устойчивостью развития понимается успешное развитие перед лицом множественных и, казалось бы, непреодолимых опасностей развития. • Устойчивые дети часто испытывают чуткую заботу со стороны конкретного опекуна и обладают такими личными качествами, как интеллект и отзывчивость по отношению к другим. 4 стадии интеллектуального развития детейЛегко отследить физический рост ребенка, но не так просто отследить его или ее умственный рост. Известный психолог Пиаже разделил интеллектуальное развитие раннего детства на фазы. Давайте посмотрим на определение и этапы в этой статье. Что такое интеллектуальное развитие детей?Интеллектуальное развитие детей происходит быстро благодаря тому опыту, который они получают.Со временем и опытом их память, навыки решения проблем, рассуждения и мыслительные способности оттачиваются и развиваются. 4 стадии интеллектуального развития детей: |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |