|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Ребенок отстает в развитии физическомОтставание в физическом развитии ребенка: своевременно определяем причину задержкиВ этой статье: Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста. Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы. Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед. Что собой представляет задержка физического развития?О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков. Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями. Причины задержки физического развитияНа задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:
Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей. Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом. Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца. На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды, патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции. И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте. Как определить, что ребенок отстает в развитии?Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы. Специалисты определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности. Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:
Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста. Особенности диагностики задержки физического развитияВажно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований. Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей. Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием. Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями. Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями. Лечение задержки физического развитияДля того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей. Если основная причина задержки физического развития — это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год. Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера. Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми. Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион. Каких последствий опасаться?Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр. Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам. Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания. Когда стоит думать о госпитализации?О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня. Основная цель госпитализации — научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии. О прогнозахСамым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации. Если причина задержки — заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия. В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь. В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития. Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки. Что делать, если ребенок отстает в развитии?Причины отставания ребенка в физическом развитииКогда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости. [1], [2], [3], [4], [5] Неправильный педагогический подходПри неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников. Задержка развития психикиДругими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу. Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка. [6], [7], [8], [9], [10] Биологические причины задержки в развитии ребенка
[11], [12], [13] Социальные причины задержки в развитии ребенка
Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным. Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типаПсихический инфантилизмТакие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии. Психическая задержка соматогенного происхожденияЭту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение. Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо. Органически-церебральные задержки в развитииЗдесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом. Как выявить отклонения в развитии ребенка?Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.
Отставание в физическом развитии или индивидуальная норма - что нужно знать родителямМногие родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. Как педиатр я часто сталкиваюсь с вопросами: когда ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? А ходить? А привыкнуть к горшку? Различия норм развития часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы (а следовательно, и тревогу) у молодых родителей. Так кто же прав? Какими нормами руководствоваться родителям и педиатрам? Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся? Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года. В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал. Как формируются нормы физического развития ребенка?В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал (некое количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое в десятках, а то и сотнях тысяч человек). На основании анализа физических параметров и параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону. Так, собственно, и сформировались нормативы:
И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет. Для советской поточной поликлинической медицины это было выгодно и удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей. Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности. Однако в последние десять лет «советские» нормы стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками. Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физразвитию первого года: повороты со спины на живот – к 4 месяцам, ползание – к 7, ходьба – к 12-13 месяцам. Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия. В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично: перевороты теперь с 3 до 6 месяцев, ползание – с 6 до 9, ходьба – с 10 до 14-16 месяцев. Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе: там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав. Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать). Когда-нибудь все это будет, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам. Перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»? Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся? Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» — все показатели считаются нормой, если запаздывают на 2-3 месяца. Выходит, все здоровы – надо только ждать. Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте. И все же нужно ждать как будет развиваться малыш. Часто ставятся диагнозы: темповая задержка моторного развития, заместительная гидроцефалия, перинатальная энцефалопатия, ….., синдром повышенной возбудимости, гипертонус, ……но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит. Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? — не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев. А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать». Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей. Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей. И нередко сразу делается вывод: «на вашем месте я бы спросила у педиатра, почему Маша, Полина или Ванечка отстает»… Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы». В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?» На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет? Начинается тернистый путь по врачам. Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи. Но родителям первого ребенка приходится совсем тяжко. Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные. В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны. Надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации. В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП, другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов. Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки. Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы). Пример: ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить». Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику? Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка. Важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна Прочинано статью: 962 Зпмр ребёнок отстает - BabyPlanВсем привет. Дочке 1,6 года. Что она отстаёт в физическом и психомоторном развитии стало понятно рано. Головку держать и переворачиваться со спины на живот начали вовремя, а вот фиксировать взгляд и улыбаться в 5 месяцев. Сидеть в 9,5 мес. Вставать у опоры после года, на четвереньки встали в 1,4 года. Поползли в 1,5. Сейчас ползаем. Ходим за две ручки.Лепет у нас появился только в 1,3 года. До этого только певучии гласные были. Сейсас лепечет ба ба , ва ва , пфыкает)))))) указательный жест когда есть , когда всей ладошкой показывает. Умеет собирать пирамидку. Может по просьбе показать глазки на игрушках , но опять же не всегда, указать на собачку , киску , петушка. Когда правильно указывает, когда нет. По просьбе покормить курочку, подставляет ладошку. Стучит в ксилофон, молоточком. целуется))))))) подражает. Но при этом просьбу надо повторять несколько раз, тогда может выполнить. Из чашки пьёт плохо, ставить кружку не умеет, ложкой сама не ест. У невролога наблюдались. Сейчас переехали в другую часть у нового невролога ещё не были. Когда были в Питере два раза ездили в реабилитационный центр. На лфк, Массаж и дефектолога, но смогли позаниматься только неделю и заболевали. На лфк и массаже орёт истерично, и ничего не делает. Теперь и дома как только я хочу с ней гимнастикой позаниматься, выворачивается и начинает реветь. Дефектолог сказала, что она молодец, все слушает и смотрит внимательно, но толком мы не успели позаниматься с ней. Я стараюсь заниматься с ней как могу, по школе семи гномов лепим и начнём рисовать пальчиками. Показываю ей сказки простые из кукольного театра, репку, курочку рябу, показываю животных основных, учим глазки, носик, ушки, хвостик, и как они говорят, рамки вкладыши вынимаем, вкладывать не умеем, пирамидку собираем, овощи показываю. Изучаем пока только два цвета красный и зелёный, но так и не выучили ещё. Пока и привет учим махать. И она такая интересная , при возбуждении, радости и если ей интересно она трясет кистями рук, как бы энергично вертит ими)))))) Честно в голове каша. Как помочь дочке, кто и какой специалист ей нужен. Ближайший город где есть психолог. Дефектолог и тот же детский невролог в 1,5 часах езды. На развивашки тоже надо 20-30 минут на машине ехать, да и грипп сейчас. Ищу информацию в интернете, как заниматься и теряюсь. А время идёт и от этого на меня накатывает паника. Нагонит ли она сверстников или зпмр плавно перейдёт в зпр и так далее. Весной в Питер поедем, пойдём к психологу, дефектологу не знаю кто ещё нужен. Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не ползает, некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше. Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии. Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор. Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей. Виды норм развития ребенкаРебенок развивается согласно норме, если:
Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов. Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год. Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев. Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями. Отклонения в развитии ребенкаОтклонениями развития принято считать психомоторные нарушения, возникающие при неблагоприятном влиянии различных факторов на юный мозг. Существует четыре основных вида отклонений у детей:
Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями. Причины отставания в развитииОтставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:
К каким специалистам обращаться?В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование. Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:
Что делать?Чтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции. Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей. Распространенные методы лечения задержки развития:
Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:
При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов. Видео на темукак понять и что делатьДорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем. Типы задержки развитияОсновываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.
ПричиныРебенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.
Как определить отставаниеВ норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.
ЛечениеПравильное питание — важная составляющая успешной терапии Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:
К общим оздоровительным мероприятиям относят: Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями. Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда. Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость. К какому врачу обратитьсяНекоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос. Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.
Специальный детский садЕсли у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду. Что делать, если ребенок отстает в развитии?Причины отставания ребенка в физическом развитииКогда у ребенка задерживается умственное развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, приводящим к умственной отсталости. [1], [2], [3], [4], [5] Неправильный педагогический подходЕсли подход к ребенку неправильный, он может не знать и многому не научиться.Есть отставание в развитии, и это объясняется не только поражением мозга - ребенок здоров, - и пренебрежением к воспитанию. Когда ребенку не хватает информации и его не поощряют к умственной работе, способность ребенка переваривать и обрабатывать информацию резко снижается. Но если к ребенку применить правильный подход, эти пробелы постепенно будут устранены. Если занятия будут проходить постоянно, все будет хорошо, ребенок со временем обгонит своих сверстников. Задержка развития психикиИными словами - задержка умственного развития ребенка проявляется очень по-разному.Но всегда эту особенность можно отличить по нюансам поведения, позволяющим различить умственную отсталость, педагогическую запущенность и запаздывание проявления психических реакций. Дети, имеющие задержку развития психики, не страдают нарушениями в работе головного мозга, но у них совершенно отсутствует поведение, характерное для их возраста, незрелые, более детские, наблюдается повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, эти дети быстро устают без заканчивая свою работу. Эти симптомы можно объяснить тем, что рождение матери было патологическим, с нарушениями, повлекшими за собой болезнь ребенка. Поэтому в раннем детстве ребенок часто может заболеть инфекционными заболеваниями, которые, в частности, поражают нервную систему. Эти заболевания и поведенческие проблемы основаны на органических нарушениях нервной системы ребенка. [6], [7], [8], [9], [10] Биологические причины задержки развития ребенка
[11], [12], [13] Социальные причины задержки развития ребенка
Чтобы иметь возможность выбрать программу коррекции отстающего в развитии ребенка, недостаточно просто определить причину (кстати, они могут быть сложными).Также необходимо пройти диагностику у психолога и педиатра в поликлинике, чтобы лечение было комплексным. Задержку развития психического развития (НПР) у детей медики сегодня делят на четыре типаПсихический инфантилизмТакие дети вспыльчивы, слезливы, несамостоятельны, им свойственно бурно выражать свои эмоции. Настроение у таких детей часто меняется: просто сейчас ребенок бегал и играл весело, а теперь плачет и что-то требует, стуча ногами.Такому ребенку с психическим инфантилизмом крайне сложно самому принимать решения, все зависит от отца или матери, у него нарушена эмоционально-волевая сфера. Это состояние очень сложно диагностировать, потому что родители и учителя могут принять это за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя сверстники ребенка, наблюдается очень явная задержка в его развитии. Умственная отсталость соматогенного происхожденияВ эту группу входят дети, постоянно страдающие частыми простудными заболеваниями.В эту группу также входят дети с хроническими хроническими заболеваниями. И все же - малыши, родители которых с детства слишком тепло отогревались, слишком переживали за них, подогревали мороженое и воду, чтобы, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение - чрезмерная забота родителей - не позволяет ребенку познавать мир, поэтому его умственное развитие тормозится. Отсюда невозможность быть независимой, принимать решение самостоятельно. Нейрогенные причины задержки развития ребенка Никто не занимается ребенком или, наоборот, о нем слишком заботятся.Насилие со стороны родителей и перенесенные в детстве травмы также относят к нейрогенным причинам задержки развития дошкольника. Для этого типа характерно то, что у ребенка не воспитываются нравственные нормы и поведенческие реакции, ребенок часто не умеет показать свое отношение ни к чему. Органически-церебральная задержка развитияПрирода здесь уже действует. То есть отклонения в организме - органические отклонения в работе нервной системы, у такого ребенка нарушена функция мозга.Это наиболее трудно поддающийся лечению вид задержки развития ребенка. И самое частое при этом. Как определить отклонения в развитии ребенка?По мнению ученых, это можно делать в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет). Просто нужно внимательно следить за малышом. Если развитие задерживается, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вовсе, хотя у здоровых детей эти реакции присутствуют.
Физическое развитие детей и подростковВозрасты и этапы: Руководство для родителей по нормальному детскому развитию Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет. Написано в увлекательном и практичном стиле. вы ознакомитесь с преимуществами последних исследований в области развития ребенка, содержащими полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза Фой ДиГеронимо рассказывают вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития.Они включают в себя множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.
Веселая книга для семейного фитнеса: Здоровый образ жизни для всей семьи Ваши детские воспоминания полны приключений и мероприятий с друзьями, семьей и соседями, но в этом мире, управляемом технологиями, ваши дети проводят больше времени внутри, чем снаружи. Если вы пытаетесь придумать, как снова развлечься на свежем воздухе и познакомить своих детей с классическими играми, которые вы помните, The Family Fitness Fun Book для вас! Пришло время провести это драгоценное время с семьей - весело и весело. Книга для семейного фитнеса содержит занятия для всех возрастов и групп в любую погоду, чтобы ваши субботы (и каждый день) всегда были активными и захватывающими! Верните эти веселые дни, будь то лето или зима, дождь или солнце! Веселая книга для семейного фитнеса разработана так, чтобы быть простой и удобной в использовании. Она включает: · Таблица с возможностью поиска, которая поможет вам выбрать идеальную игру для школьной вечеринки или семейного пикника Руководство гордых родителей по воспитанию спортивных, уравновешенных и скоординированных детей: пожизненная выгода всего за 10 минут в день Обладатель 34 различных наград за публикации, эта комплексная программа продолжительностью 10 минут в день помогает детям в возрасте от 0 до 6 лет развивать координацию. Профессиональный теннисист и главный тренер Карен Ронни предлагает пошаговое руководство с более чем 200 играми для родителей, которые хотят развить фундаментальные навыки, уверенность в себе и спортивный потенциал своего ребенка, создавая при этом образ жизни семейного фитнеса. Она предлагает подробное объяснение развития детей, их стилей обучения с учетом физической анатомии и анатомии мозга и фактов роста, а также того, как простые и увлекательные занятия могут быть ключом к раскрытию их способностей во всех сферах жизни. Включает в себя последние научные и академические исследования, графики успеваемости, инструкции по целенаправленной игре и даже помощь семьям с детьми с особыми потребностями. Серия Gymboree, посвященная занятиям для детей Мы настоятельно рекомендуем эту серию родителям, потому что в книгах содержится множество игровых заданий «как это сделать», которые помогают развивать ребенка (служат опорой). От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только будут стимулировать развитие, но и построят прочные отношения между родителями и детьми. К тому же они интересны и родителям, и детям. .4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд2002; Копонен и др., 2013; Passolunghi et al., 2007). Знание математики в дошкольном учреждении позволяет прогнозировать успеваемость по математике даже в старшей школе (National Mathematics Advisory Panel, 2008; NRC, 2009; Stevenson and Newman, 1986). Математические способности и языковые способности также взаимосвязаны как взаимно усиливающие навыки (Duncan et al., 2007; Фарран и др., 2005; Леркканен и др., 2005; O’Neill et al., 2004; Praet et al., 2013; Purpura et al., 2011). Действительно, математическое мышление выходит за рамки компетенции с числами и формами, чтобы сформировать основу для общего познания и обучения (Клементс и Сарама, 2009; Сарама и др., 2012), а проблемы с математикой - лучший предиктор неудач с окончанием средней школы. Таким образом, математика представляется основным предметом и ключевым компонентом мышления и обучения (Duncan and Magnuson, 2011; Duncan et al., 2007). Учитывая его общую важность для академической успеваемости (Sadler and Tai, 2007), дети нуждаются в прочном фундаменте математических знаний в раннем возрасте. Многочисленные анализы показывают, что изучение математики должно начинаться рано, особенно для детей, которым в дальнейшем грозят трудности в школе (Бирнс и Васик, 2009; Клементс и Сарама, 2014). Задолго до первого класса дети могут выучить навыки и концепции, которые позже будут способствовать более сложному пониманию математики. Особенно важные области математики для изучения детьми раннего возраста включают числа, которые включают целые числа, операции и отношения; геометрия; пространственное мышление; и измерения.Детям также необходимо развивать навыки как общих, так и специальных математических рассуждений (NRC, 2009). Если дать возможность учиться, маленькие дети обладают удивительно широкими, сложными и изощренными, хотя и неформальными, знаниями математики (Baroody, 2004; Clarke et al., 2006; Clements et al., 1999; Fuson, 2004; Geary, 1994; Томсон и др., 2005). В свободное время почти все дошкольники в значительной степени занимаются предматематической деятельностью. Считают предметы; сравнивать величины; и исследуйте закономерности, формы и пространственные отношения.Важно отметить, что это верно независимо от уровня дохода или пола ребенка (Seo and Ginsburg, 2004). Дошкольники также могут, например, научиться изобретать решения простых арифметических задач (Сарама и Клементс, 2009). Качественное математическое образование может помочь детям реализовать свой потенциал в достижении математических результатов (Doig et al., 2003; Thomson et al., 2005). Однако, если такое образование не начнется и не будет продолжаться в первые годы жизни, многие дети окажутся на траектории, по которой им будет очень трудно догнать своих сверстников (Rouse et al., 2005). Как обсуждается далее в главе 6, классы для детей младшего возраста обычно плохо подходят для помощи детям в изучении математики и недооценивают их способность делать это. В некоторых случаях у детей может даже наблюдаться регресс в некоторых математических навыках в дошкольном и детском саду (Farran et al., 2007; Wright, 1994). Математику следует представить как более .Физическое развитие детей - признаки и разные стадииПоследнее обновление Дети растут быстрыми темпами от рождения до двух лет, но по достижении двухлетнего возраста малыши, как правило, начинают расти медленнее. Это когда родители обеспокоены изменением пищевых привычек своего ребенка и задаются вопросом, нормально ли он растет. Физическое развитие в младенчестве происходит в виде серии скачков роста.Важно помнить, что после скачков роста ребенок растет стандартными и стабильными темпами до подросткового возраста. Лучший способ определить, правильно ли растет ваш ребенок - это внимательно следить за его ростом. Что такое физическое развитие?Медленно, но неуклонно ваш ребенок готовится принять структурное строение, почти такое же, как у взрослого. Это считается физическим развитием ребенка. Признаки физического развития ребенкаВот некоторые из ярко выраженных признаков физического развития ребенка:
Руки и ноги ребенка станут длиннее и будут пропорциональны туловищу и голове.Вы также заметите, что ваш ребенок выглядит намного стройнее и заметно тоньше, чем был в младенчестве. 2. Рост мышц Мышцы будут расти быстрее, чтобы помочь ребенку двигаться. Мышцы рук и ног, которые, как известно, больше, будут расти быстрее, чем мышцы пальцев ног или пальцев, которые меньше. На этом этапе важно обеспечить ребенка необходимыми питательными веществами, чтобы помочь процессу роста. 3. Развитие мозга По мере развития мозга ваш ребенок сможет выполнять более сложные умственные и физические задачи.В раннем детстве наблюдается значительный рост нервных волокон в головном мозге, особенно в лобных долях. Также отмечается, что к возрасту 2 лет человеческий мозг уже составляет 70% от взрослого размера. К шести или семи годам размер мозга составляет почти 90% от размера взрослого человека. Этому росту может способствовать увеличение моторики. Также обычной практикой является измерение окружности головы, чтобы определить скорость роста мозга.
4. Навыки моторики Двигательные навыки связаны со способностью ребенка выполнять повседневные задачи. Это может быть что угодно, от бега до строительных блоков. Двигательные навыки можно разделить на:
Также известные как большая моторика, это навыки, необходимые для выполнения общих задач, таких как бег, ходьба, прыжки или даже балансировка тела во время этих действий. Обладая крупной моторикой, ваш ребенок должен уметь выполнять некоторые из нижеперечисленных действий:
Также известные как мелкая моторика, они включают в себя более тонкие движения, которые необходимы для выполнения задач, которые могут быть немного сложными.Они также связаны с развитием мозга ребенка. Мелкая моторика позволяет ребенку:
5. Высота Известно, что к 12 месяцам длина ребенка составляет около 50% от длины при рождении.Когда дети достигают пятилетнего возраста, в идеале они должны быть вдвое больше своего роста. Кроме того, мальчики достигают половины своего взрослого роста примерно к 24 месяцам, а девочки составляют половину своего взрослого роста, когда им около 19 месяцев. 6. Масса В возрасте одного года вес младенца будет в три раза больше веса при рождении. Темпы роста имеют тенденцию замедляться после первого года, и в период от одного до шести лет он будет набирать около 2 кг каждый год. 7. Зубья Обычно в возрасте от пяти до девяти месяцев у вашего ребенка будут нижние передние зубы. Зубы в верхней части передней части появляются в возрасте от восьми до двенадцати месяцев. Дети, как правило, получают все 20 молочных или молочных зубов к двум с половиной годам. Постоянные зубы заменяют молочные зубы в возрасте от 5 до 13 лет.
Этапы физического развитияЭтапы физического развития детей имеют общую схему:
Способы ускорения физического развития детей ясельного и дошкольного возрастаВы можете выполнять некоторые упражнения по физическому развитию для дошкольников, чтобы улучшить ловкость вашего ребенка и общее развитие:
Физическое развитие детей должно сопровождаться правильным питанием и здоровым сбалансированным питанием, поскольку это обеспечивает правильный рост и развитие мышц и костей. Ресурсы и ссылки: Livestrong, Very Well Family Также читайте: Нравственное развитие детей - этапы и концепции .этапов физического развития: школьный возраст | VLSЗнатьВехи развития - это набор критериев, состоящих из навыков и способностей, которых дети достигают на протяжении всей своей жизни. Педагоги и медицинские работники используют эти вехи, чтобы контролировать развитие ребенка. Хотя каждая веха соответствует возрасту или классу, важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Для членов группы сверстников нормально достигать вех в разном возрасте, даже если они охватывают несколько лет в любом направлении. Вехи физического развития детей школьного возрастаДети школьного возраста в возрасте от 5 до примерно 12 лет будут иметь широкий диапазон умственного развития. То же самое и с их физическим развитием. Ниже приведены общие рекомендации по этапам физического развития детей школьного возраста:
Взгляните на приведенную ниже таблицу, чтобы лучше понять, как дети школьного возраста развиваются в своих возрастных группах. Эти вехи никогда не следует рассматривать как контрольный список для оценки ребенка, вместо этого используйте их как руководство к тому, чего ожидать в типичном развитии. Развитие мозга у детей школьного возрастаМозг ребенка быстро развивается в течение первых нескольких лет жизни.Из-за быстрых изменений и всплесков роста мозг детей уделяется большое внимание от рождения до пятилетнего возраста. Мозг ребенка школьного возраста все еще развивается, поскольку он учится делать новые вещи и думать по-другому. Дети школьного возраста способны понимать логику и конкретную информацию, особенно в их собственной жизни. Им все еще может быть трудно понять абстрактные концепции, особенно события, которые произойдут в долгосрочном будущем. Дети школьного возраста становятся менее эгоцентричными, могут думать и понимать разные точки зрения.Другие функции мозга начинают улучшаться, например:
Развитие мозга - это форма физического развития, это часть тела ребенка, которая растет и изменяется. Три основные функции мозга, упомянутые выше, позволяют детям школьного возраста развивать свои моторные навыки и заниматься спортом и другими видами физической активности. Половое созревание: чего ожидатьЭта возрастная группа испытает изменения тела, которые происходят с началом полового созревания.Это происходит, когда определенные гормоны появляются и начинают создавать изменения в частях нашего тела. Иногда эти изменения могут быть резкими и, кажется, произойти в мгновение ока, а иногда - постепенно, в течение нескольких лет. Изменения, сопровождающие начало полового созревания, часто могут сбивать с толку и даже пугать детей школьного возраста. Средний возраст начала полового созревания - около 12 лет; однако у детей начинают проявляться признаки этих изменений в гораздо более раннем возрасте. Для вас важно знать, через какие изменения могут пройти дети школьного возраста.Это поможет вам подготовиться к ответам на вопросы детей или их семей, а также к пониманию и сочувствию к детям, о которых вы заботитесь. Типичные изменения для мальчиков
Типичные изменения для девочек
Другие изменения
Эти изменения также могут привести к проблемам с самооценкой, поскольку детям трудно чувствовать себя комфортно в своем изменяющемся теле. Поддержка всех учащихсяБудут времена, когда члены семьи будут беспокоиться о развитии своего ребенка. Как поставщик услуг по уходу за детьми в семье, вы также можете заметить ребенка, который, похоже, не развивается, как его или ее сверстники. Очень важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Это особенно актуально для детей школьного возраста и в разновозрастной среде. Если вы обнаружите, что двигательные навыки не развиваются или рост не происходит должным образом, сначала обсудите свои проблемы с семьей ребенка. Семья может поделиться с вами информацией о развитии своего ребенка. У сотрудников школ и медицинских работников есть ресурсы о физическом росте детей школьного возраста. Держите доступной информацию о местных ресурсах сообщества (например, консультационном центре, программах парков, программах изящных искусств), чтобы вы могли направить к ним родителей. При поддержке всех учащихся в школьной среде необходимо помнить несколько ключевых моментов:
Если у ребенка школьного возраста, участвующего в вашей программе, диагностирована потребность, которая влияет на физическое развитие или физические способности, у него или него должен быть индивидуальный план обучения, или IEP. Вам следует обсудить с семьей ребенка, как лучше всего поддержать его развитие. В этом видео вы увидите различные способы вовлечения всех учащихся в планирование физических нагрузок. Видео недоступно Методы поддержки всех учащихся в физической активности.Влияния и факторы, влияющие на рост в школьном возрастеСуществует множество внешних факторов и влияний, которые могут повлиять на развитие детей. Важно быть чутким к этим факторам и влияниям и помнить, что все дети будут развиваться в своем собственном темпе. Основными факторами, способствующими развитию детей школьного возраста, являются: Окружающая среда : Жизнь и обучение в позитивной среде, в которой человек чувствует себя ценным, любимым и испытывающим трудности, как дома, так и в школе, будет способствовать положительному росту. и чувство собственного достоинства.Такие факторы, как загрязнение окружающей среды и отсутствие чистоты, могут отрицательно сказаться на физическом развитии ребенка. Культура : Культура ребенка может быть одним из важнейших факторов общего развития. Культура семьи или религиозные взгляды могут влиять на питание, занятия и распорядок дня ребенка. Питание : Недоедание возникает, когда определенные питательные вещества отсутствуют или превышаются в рационе ребенка. Ребенок, не получающий достаточного количества питательных веществ, может быть подвержен риску задержки или задержки роста.Ребенок, у которого избыток определенных питательных веществ или продуктов, может быть подвержен риску ожирения. Оба типа недоедания могут привести к другим рискам, заболеваниям и расстройствам. Генетика : Некоторые физические характеристики, такие как рост и телосложение, могут быть результатом генетики семьи. Генетика также может влиять на начало полового созревания и этапы развития, а также на определенные заболевания, расстройства и особые потребности. Социоэкономика : Финансовое положение семьи может влиять на типы доступной пищи, а также на виды деятельности, в которой ребенок может участвовать.Семьи, у которых есть финансовые проблемы, также могут быть не в состоянии предоставить надлежащую медицинскую помощь. См.Посмотрите это видео, в котором объясняется основная информация об этапах физического развития детей школьного возраста. Видео недоступно Введение в вехи развития детей школьного возраста.DoИзменения, через которые проходят дети школьного возраста по мере своего развития и роста, могут быть трудными для понимания детьми и семьями. Важно, чтобы вы предоставили все необходимые ресурсы, чтобы ответить на вопросы о развитии ребенка.
Физическое развитие: Возраст 2–6Дети начинают терять свой детский жир или пухлость в возрасте около 3 лет. Дети раннего возраста вскоре приобретают более стройный и спортивный вид, как это было в детстве. У ребенка вырастают туловище и конечности, а также формируются мышцы живота, стягивая вид живота. Даже на этом раннем этапе жизни мальчики, как правило, имеют большую мышечную массу, чем девочки. Физические пропорции дошкольников также продолжают меняться, их головы по-прежнему непропорционально велики, но в меньшей степени, чем в раннем детстве. Трехлетние дошкольники могут вырасти примерно до 38 дюймов в высоту и весить около 32 фунтов. В течение следующих 3 лет здоровые дошкольники вырастают еще на 2–3 дюйма и прибавляют от 4 до 6 фунтов в год. К 6 годам дети достигают роста около 46 дюймов и веса около 46 фунтов. Конечно, эти цифры являются средними и различаются от ребенка к ребенку в зависимости от социально-экономического статуса, питания, здоровья и факторов наследственности.
Развитие мозгаРазвитие мозга и нервной системы в раннем детстве также продолжает быть драматичным.Чем лучше развит мозг и нервная система, тем более сложные поведенческие и когнитивные способности способны у детей. Мозг состоит из двух половин, правого и левого. полушарий головного мозга. Латерализация относится к локализации различных функций, компетенций и навыков в одном или обоих полушариях. В частности, язык, письмо, логика и математические навыки, по-видимому, находятся в левом полушарии, в то время как творческие способности, фантазия, художественные и музыкальные навыки, по-видимому, находятся в правом полушарии.Хотя полушария могут выполнять отдельные функции, эти массы мозга почти всегда координируют свои функции и работают вместе. Два полушария головного мозга развиваются с разной скоростью: левое полушарие развивается более полно в раннем детстве (от 2 до 6 лет), а правое полушарие развивается более полно в среднем детстве (от 7 до 11 лет). Левое полушарие преобладает раньше и дольше, что может объяснить, почему дети так рано и быстро овладевают языком. Другой аспект развития мозга - это рук, или предпочтение использования одной руки над другой.Руки, кажется, прочно укоренились в среднем детстве. Около 90 процентов населения в целом - правши, в то время как остальная часть населения - левши и / или двуручных. Человек владеет обеими руками, если он или она не предпочитает одну руку другой. Как правило, правша связана с доминированием левого мозга, а левша - с доминированием правого мозга. Нервная система тоже претерпевает изменения в раннем детстве. Большинство из нейронов ребенка, или клеток, составляющих нервы, формируются внутриутробно.Однако глиальные клетки , (поддерживающие нервную систему клетки, окружающие нейроны), которые питают, изолируют и удаляют отходы из нейронов, фактически не передавая информацию, наиболее быстро развиваются в младенчестве, детстве и раннем детстве. Миелиновые оболочки , которые окружают, изолируют и повышают эффективность нейронов (за счет ускорения потенциала действия вдоль аксона), также быстро формируются в течение первых нескольких лет жизни. Постнатальное развитие глиальных клеток и миелиновых оболочек помогает объяснить, почему дети старшего возраста могут вести себя так, как дети младшего возраста. Двигательные навыки - это физические способности или способности. Общая моторика, , которая включает бег, прыжки, прыжки, повороты, прыжки, метание, балансирование и танцы, подразумевает использование больших телодвижений. Мелкая моторика, , которая включает рисование, письмо и завязывание шнурков, подразумевает использование небольших телодвижений. Как грубая, так и мелкая моторика развиваются и совершенствуются в раннем детстве; однако у дошкольников мелкая моторика развивается медленнее.Если вы сравните беговые способности 2-летнего и 6-летнего, например, вы можете заметить ограниченные беговые навыки 2-летнего ребенка. Но различия еще более разительны, если сравнить двухлетнего и шестилетнего ребенка, завязывающего шнурки. Двухлетнему ребенку трудно понять концепцию, прежде чем он попытается выполнить задание или выполнит его. Теория обучения через наблюдение Альберта Бандуры применима к обучению дошкольников крупной и мелкой моторике.Бандура утверждает, что как только дети биологически способны к обучению определенному поведению, дети должны делать следующее, чтобы развить новые навыки: . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |