|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Ребенок 2 года развитие что должен уметьигры для сенсорного развития, моторики, что должны уметь дети, воспитаниеДвухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать? Особенности возраста
Что должен уметь ребенок?Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:
Рост и весПо сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола: Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Виды развития ребенкаФизическоеЭтот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности. Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:
ПознавательноеЭтот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:
СенсорноеЭтот вид развития ребенка направлен на его органы чувств. Во время таких занятий воздействуют на тактильную чувствительность малыша, его слух, зрение, обоняние, а также вкус. Занятия для сенсорного развития 2-летнего карапуза бывают такими:
МузыкальноеТакой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение. Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:
Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет. РечевоеРазвитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции. Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:
Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео. Мелкая моторикаЕе развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:
Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом. ТворческоеЭтот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия. Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию. СоциальноеДвухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:
В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае. У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой. С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться. Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского. Примерная программа упражнений на неделюСоставление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:
Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка: Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.
Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и кусается? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой. Советы
Уход и режимДля развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:
О том, как правильно вести себя с непослушным ребенком, смотрите в телепередаче доктора Комаровского. Календарь развития: что должен уметь малыш в 2 годаКаждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию. Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:
Физическое развитие ребенка в 2 годаВозраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.
Развитие мелкой моторики в 2 годаИзвестно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно). Идеи для развития мелкой моторики вашего малыша вы можете почерпнуть из этого видео: Развитие восприятия у двухлетних детейЕсли в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.
Развитие речи в 2 годаКакими речевыми навыками должен обладать ребенок 2 лет? В чем особенность речевого развития малышей в этом возрасте?
К 2 годам речь ребенка приобретает функцию общения. Кроме этого малыши часто озвучивают любые свои действия. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком и разговаривать с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь. Навыки личной гигиеныДвухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:
Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 - 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок. ВыводыИтак, двухлетний ребенок – это уже самостоятельная личность со своим характером. В этом возрасте малыш приобретает много новых навыков самообслуживания, совершенствуется его физическое, интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие. Основное достижения в двигательное сфере – это уверенная ходьба. Теперь ребенок может воспринимать мир еще более полно и ярко. Заключение2 года – это возраст, когда малыш постоянно стремится узнавать что-то новое, его все увлекает. Очень важно поддерживать инициативы ребенка и создавать благоприятные условия для его развития. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть всё для гармоничного развития Вашего малыша. В нашем клубе для детей 2 лет проводятся занятия по следующим направлениям: общеразвивающие занятия, логопедические занятия, фитнес для малышей, занятия музыкой, английский, ритмика и танцы, творческие мастерские. Ждем Вас в нашем детском центре! Статью подготовила Монтессори-педагог Рассказ о Детском Клубе «Созвездие» Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет. Что должен уметь ребенок в 2 годаРазвитие малыша двух лет напрямую зависит от стараний и степени внимания, оказываемого его родителями. Наиболее заметный прогресс имеют дети, чьи родители постоянно занимаются с ними, а также те, у кого есть старшие братья и сестры. Но что считается нормой и, что должен уметь ребенок в 2 года? В большинстве случаев родители следят за физическими показателями, к которым относится рост и вес. Физиологическое развитие – индивидуальный процесс, обусловленный различными факторами, генетическая предрасположенность, питание, бытовые, климатические условия, экология и так далее. Российские и международные педиатры вывели усредненные нормы физиологических параметров для детей на каждом этапе развития. По российским нормам девочки приблизительно должны соответствовать следующим параметрам:
Мальчики:
Нормы развития по параметрам Всемирной Организации Здравоохранения:
К физиологическим параметрам относятся и соотношение головы и грудной клетки к туловищу. Несоответствия в физиологии рассматривается врачами, а какие-либо отклонения могут диагностироваться только педиатром и эндокринологом. Нормы физического развитияПриобретение определенных физических навыков у ребенка в 2 года зависят от того, какой образ жизни ведется в семье и степени активности малыша. Основным отличием двухгодовалого, к примеру, от годовалого является целенаправленное перемещение в пространстве. Инстинкты и рефлекторные сенсоры отходят понемногу на второй план. Теперь у него в приоритете направление своих действий в конкретное, нужное для него русло. Что умеет ребенок в 2 года в физическом плане?
Преследуя свои цели, ребенок может с легкостью подняться на детскую горку и спуститься с нее. Он уже свободно передвигает стул, чтобы добраться до цели. Может преследовать кису и так далее. Координировать свои движения получается еще не в полной мере. Они также плюхаются на «пятую» точку. Чтобы удержать равновесие нередко расставляют руки в стороны. Некая неповоротливость в движениях может продолжаться длительное время, но с каждым разом его движения становятся более уверенными. Однако в 2 годика ребенок уже умеет управлять обеими руками. Он может поймать мячик с небольшого расстояния. Это время, когда он может сам рисовать и лепить простые формы из пластилина, лепного теста в виде колобков и колбасок. Оптимальный период знакомства с ножницами и работы с ними. Все манипуляции с ножницами должны осуществляться строго под наблюдением взрослых. Упражнения для физического развитияСоветы по физическому развитию в этом возрасте больше направлены на укрепление мышц спины, ног, а также укреплению костей. Кроме того, при грамотном подходе опорно-двигательный аппарат будет сформирован в последующем правильно. Ежедневно можно заниматься, используя три или четыре упражнения, по 15 минут для каждого.
Когда он освоится в этой игре, можно усложнить задачу, и попросить его собрать предметы определенного цвета или фрукты или только овощи и так далее.
Вербальное развитиеУ детей двух лет происходит резкая смена речи. При этом положительная динамика постоянно прогрессирует. Некоторые малыши могут повторять за взрослыми небольшие стихотворения в 2-3 строчки. Другие, выговаривают только папа и мама. Речевое развитие сугубо индивидуально. Не такая редкость, когда дети начинают говорить только к четырем годам. Замечено, в семье с двумя и более детьми, младшие начинают говорить раньше, и произносят звуки гораздо чище. В среднем словарный запас ребенка в этом возрасте содержит около пятидесяти слов. К трехлетнему возрасту, он полоняется примерно, до двухсот слов. Коверканье звуков и слов с заменой местами слогов, опусканием звуков, в данный период является нормой. Например, он может говорить ни «минералка», а «генералка», ни врач, а «грач». Если у детей в 3 года главным вопросом становится «Почему», то в два – «это что?». Чаще всего дети в этом возрасте говорят про себя в третьем лице, называя свое имя или без него. Он пытается составлять смысловые предложения, состоящие из 3-5 слов. Он знает название некоторых животных, например, собака или кошка. При этом называет он их ласкательными, уменьшенными именами, «собачка», «киса». Обращаясь непосредственно к близким, называет их по имени. Значит, он уже осваивает прямое обращение. Он знает названия большинство потребляемых им блюд и напитков. Например, чай, молоко, сок, каша, суп и так далее. Умения и навыки детей в речевом плане выражаются в первоначальных отличиях, антонимах. Например, кроха понимает понятие большого и маленького, высокого и низкого. Он также вполне может выполнять простейшие просьбы. Например, подать полотенец, стакан и так далее. Он способен показать на картинках знакомые предметы. Упражнения для развития речиЭто прекрасный момент, чтобы познакомить свое чадо с миром сказок, стихотворений для самых маленьких и прочими интересными историями. Не стоит делать поблажку малышу, упрощая слова и говоря с ним на одном языке. Потому выбор остается за произведениями, предназначенными для самых маленьких. Там все описано простыми и доступными для его понимания словами. Нелишним будет дать и разъяснения, если он что-то не понял. Читать нужно с выражением, четко и внятно, равно как и разговаривать. Возможно, на данном этапе это будет для него сложно, но именно так он узнает не только много слов, но и научится говорить правильно. Уже в этом возрасте можно разучивать с малышом отличительные особенности, которые пригодятся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. К примеру, читая сказку, можно сказать, что заяц всего боится, значит, он трусливый. Лиса — хитренькая, медведь – неуклюжий и косолапый и так далее. Альтернативным вариантом, когда у родителей не хватает времени, выступают аудиокниги и детские песенки. Одним из самых действенных способов является мотивация общения. Ее можно вызвать простыми вопросами. Например, попросить малыша рассказать, как прошел его день, чем он занимался. При этом необходимо давать ему время, чтобы он мог сформулировать свой ответ. Многие родители забывают делать упражнения для артикуляции, способствующие улучшению произношения. Своеобразная гимнастика научит ребенка чувствовать свой язык, губы, небо:
Это лишь простейшие упражнения, которые должны быть преподнесены малышу в игровой форме. Мелкая моторика — ее значение, упражненияРазвитие ребенка в 2 года подразумевает овладение навыками, связанными с мелкой моторикой. Именно она напрямую влияет на формирование речи и правильное произношение слов, звуков. Кроме того, она отлично стимулирует мышление. Малыши второго года жизни должны уметь:
Современные производители детских игрушек предлагают огромный ассортимент специализированного товара, направленного именно на развитие мелкой моторики у детей. Отличаются они своими безопасными материалами и качеством изготовления, а также делению по возрастным группам. Для каждого возраста имеется свои развивающие игрушки. Родителям же можно выполнять несколько упражнений с детьми.
Познание мира, эмоции и социумВ этом возрасте детки уже не прячутся за мамину юбку, а с удовольствием могут пойти на контакт, особенно со своими сверстниками. Но существует разница между социальным и эмоциональным развитием девочки и мальчика. Девочки более спокойны и уравновешены, в то время как мальчики подвижны и более проворны. У маленьких представительниц слабого пола очень развито воображение. При этом они могут подолгу заниматься одним делом. Мальчишки же, терпеть не могут длительные занятия. При этом длительность у них означает больше пяти минут. Они не особо интересуются творчеством, что, несомненно, влияет на речь на ранней стадии развития вербального общения. Девочки особо зависимы не только от мамы, но и от мнения взрослых. Будущим «воинам» все равно, что о них подумают окружающие и стараются проявить самостоятельность, как можно раньше. Оценка взрослых тоже отличается в зависимости от пола ребенка. Если нужно понравиться девочке, то необходимо сделать ей комплимент, позволить поиграть со своей вещью и угостить вкусненьким. А вот с мальчиком придется поиграть и в войнушки, и в пираты, а еще научить чему-то новому, мужскому. Одинаково у них одно, оба в этом возрасте осознают половую принадлежность. Мальчики носят брюки, шорты, а платье и юбочки надеть не могут. Девочки же наоборот предпочитают платья и понимают, когда они вырастут, будут похожи на маму. Взрослым нужно знать, что дети в этом возрасте эмоционально восприимчивы. Потому любое их начинание нужно поддерживать своим одобрением, похвалой. Им нужно помогать решать конфликтные ситуации, так как именно сейчас они приобретают первый опыт социального общения. Капризы ребенка обусловлены тем, что примерно до пяти лет они просто не способны контролировать свое внимание, память и мышление. Он не может описать не свое эмоциональное, ни психологическое состояние. Они очень быстро перенимают поведение окружающих, потому важно, чтобы вокруг него создавались благоприятные, положительные условия. Мастерство самообслуживания и поводы для беспокойстваВроде бы это уже и не беспомощный младенец, но в тоже время, назвать его большим тоже не получается. Однако общие навыки того, что он самостоятельно может делать, все же есть. Он может кушать ложкой, мыть сам руки и умывать лицо. Пытается чистить зубы, правда, под присмотром родителей. Он помогает по хозяйству, чувствуя себя приобщенным к семейным делам. Он способен сам надеть на себя некоторые вещи. Существуют некоторые рекомендации родителям, на что нужно обратить внимание и проконсультироваться с врачом:
Однако это может быть обусловлено плохим самочувствием, воспалительными процессами. Несмотря на обилие информации, диагностировать любое заболевание самостоятельно, противопоказано. Автор статьи Алёна Кириленко Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка. Написано статей 103 Рейтинг автора 5 [mrp postnumb=4]Что должен уметь ребенок в 2 года?Физическое развитие ребенка в 2 годаВ этом возрасте важно развивать физические навыки ребенка: движение, координацию, согласованность мелкой моторики. Чем больше тренируется малыш, тем лучшие результаты он покажет. К навыкам координации движений относятся навыки моторики – мелкой и крупной. Крупная моторика малыша в 2 годикаК ней относится умение управлять своим телом в пространстве. Это бег, прыжки, ходьба, повороты. Что умеет ребенок в 2 года из двигательных навыков?
Мелкая моторика ребенка в 2 годаК мелкой моторике малыша относится то, что он может делать руками – пальчиками, ладошками, кулачками. Это умение должно сочетаться со зрительной координацией – без нее малыш не сможет точно определять месторасположение предметов и управляться с ними. Навыки мелкой моторики малыша в 2 годика включают:
Родителям стоит знать, что в возрасте 2-х лет у малыша уже есть предпочтения, какой рукой действовать – правой или левой. Понаблюдайте за своим ребенком – какой рукой он берет карандаш или ручку. Какой рукой он хватает ложку, какой рукой бьет мячик. Так вы сможете определить, кем растет ваш малыш – правшой или левшой. Если ребенок одинаково хорошо владеет руками – значит, у него хорошо работает и левое, и правое полушарие мозга. Такие дети называются амбидэкстрами. Это очень редкая особенность. Более четко вы сможете определить, кто ваш ребенок – левша или правша – к тому времени, когда ему исполнится 5 лет. [1], [2] Как развивать двигательные навыки ребенка в 2 годика?Прежде всего, нужно давать ему возможность все время что-то делать руками. Для развития мелкой моторики ребенок будет с удовольствием рисовать или что-то складывать из кубиков. Дело в том, что между мелкими движениями руки и развитием речи существует тесная взаимосвязь. По оценкам ученых, в коре головного мозга детей есть зоны, которые контролируют мелкую моторику рук. Эти зоны – соседи тех, которые отвечают за развитие речи. И те, и другие зоны взаимодействуют между собой, поэтому, развивая навыки ручного труда, можно развивать и навыки правильной, богатой речи. Интеллектуальное развитие ребенка в 2 годаИнтеллектуальное развитие ребенка в 2 года предполагает активные познавательные процессы. Ребенок в этом возрасте очень много изучает, узнает, поэтому очень быстро развивается. Речь, внимание, мышление, восприятие, память развиваются в этом возрасте семимильными шагами по сравнению с теми же процессами у взрослого человека. Какими из интеллектуальных навыков владеет ребенок в 2 годика?
В этом возрасте очень важно развивать речевые навыки ребенка, потому что речь – один из важнейших показателей интеллекта. Поэтому возрастной период от 2 до 3 лет в психологии считают сенситивным. В этот период активно развиваются речевые навыки ребенка. Мозг ребенка быстрее всего усваивает слова родного языка именно в этом возрасте. Если обучать ребенка в этом возрасте и другим языкам, то их изучение будет идти очень быстро, просто супербыстро. Ребенок в 2 годика усваивает сразу несколько составляющих речи: правила построения предложений, правильное произношение звуков и слогов, связную речь, понимание речи и различение отдельных слов в потоке предложений. Если ребенок не говорит в возрасте 2 годика, нужно обратиться к врачу: возможно, у малыша замедленное развитие или была стрессовая ситуация, которая повлияла на его речевые навыки не лучшим образом. Нужно читать детям побольше сказок, петь песенки, общаться с ним – и его речь будет развиваться намного быстрее. Социальные навыки ребенка в 2 годаСоциальное развитие ребенка в 2 года – это его умения и навыки коммуникации. То есть – насколько ребенок готов общаться с людьми, животными, своими маленькими ровесниками. От этого в будущем зависит его успешность в личной жизни, карьера, дружба. Навыков самообслуживания у ребенка в 2 года становится все больше. Что должен уметь ребенок в 2 годика из области социальных навыков?
Ребенок в 2 года - уже очень умный малыш. Его поведение может показаться забавным, но это – поведение человека, который постигает очень много в очень короткий период. Родителям стоит уважать этот труд. игры и упражнения, физическое и речевое развитие, моторика в 30 месяцевВ возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие? Особенности возраста
Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н. Рост и весЕсли сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице: Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео. Что малыш должен уметь?Большинство деток в 2,5 года умеет:
Занятия
Для развития мелкой моторики используйте упражнения, показанные Анной Гапченко в следующем видео. Советы родителям
Для музыкального развития крохи проведите занятие, показанное экспертом по музыкальному развитию М. Л. Лазаревым. Что должен уметь ребенок в 2 года: речь, умения, интересыТема о том, что должен уметь делать ребенок в 2 года, мне очень близка и актуальна, так как мой младший ребенок сейчас именно в таком возрасте. Сыну теперь чуть больше двух лет. Давайте вместе посмотрим, все ли умеют наши двухлетние дети из того, что им положено уметь по нормативам физиологии, психологии и педагогики. Ребенок в 2 года уже многое умеет и знает. Он буквально каждый день узнает, осваивает и «выдает» нам что-то новое. Также в этом возрасте дети активно проявляют интерес к другим деткам. Они хорошо идут на контакт, совместно играют, например, в песочнице. При совместных играх на детской площадке мамы вольно или невольно сравнивают умения и навыки ребят одного возраста. При этом нельзя не заметить, что дети одного возраста могут достаточно сильно различаться по физическому и психическому развитию. И вполне резонно родители задаются вопросом: «А что же на самом деле должен уметь ребенок в 2 года? Достаточен ли уровень умений и навыков у моего ребенка или он в чем то отстает?» Ранний дошкольный период наполнен различными сенситивными периодами. Сенситивными называют периоды, когда ребенок овладевает какими-либо навыками очень легко, без особых усилий. То есть, в конкретном возрасте для ребенка создаются наиболее благоприятные условия для освоения определенных новых видов деятельности и психических процессов. Если по какой-то причине будет упущен этот момент интереса и тяги к какому-либо действию, ребенку придется очень тяжело наверстывать упущенное. На первом году жизни ребенок познает мир, развивая слуховые и тактильные ощущения. На втором и третьем году приходит сенситивный период для развития речевых способностей. Также двухлетний ребенок активно интересуется мелкими предметами, тренируя моторику пальчиков и рук. Это важно для развития речи и подготовки руки малыша к письму. Родители не могут повлиять на время возникновение и продолжительность сенситивных периодов. Но они могут постараться создать условия для реализации внутренних жизненных импульсов малышей, что потом закрепится в жизни как навык. Например, дети в 2 года тянутся помогать родителям в их ежедневных делах – в уборке, в приготовлении пищи, в стирке и т.д. Если в этот момент отмахнуться от их помощи, не поддержать их интерес, то в дальнейшем не ждите, что малыш будет убирать, например, за собой в своей комнате. Потом придется обучать его этому, принуждая, что ни взрослому, ни ребенку не понравится. Поэтому в этом возрасте важно заметить интерес, поддержать его, закрепить, создав «ситуацию успеха». Если малыш что-то сделал самостоятельно, даже не очень умело, отметьте, что все получилось на отлично, похвалите и поощрите его. В дальнейшем ребенок постепенно отточит этот навык и станет вам полноценным помощникам. Но главное не то, что вы растите себе помощника. Важно, что так вы его готовите к дальнейшей самостоятельной жизни, где не всегда рядом находится мама. Физическое развитиеПараметры роста и веса двухлетних мальчиков и девочек могут отличаться. Масса тела мальчиков в среднем варьирует от 12 до 13,5 кг, а у девочек – от 11 до 13 кг. Средний рост мальчиков в 2 года составляет от 84 до 89 см, а девочек – от 83 до 87,5 см. На втором году жизни масса тела ребенка увеличивался ежемесячно на 200 – 250 г, рост – на 1 см. После 2-х лет, в течение третьего года жизни темпы физического развития деток, как правило, снижаются. За весь третий год жизни ребенок в среднем поправляется на 2-2,5 кг и подрастает на 7-8 см. Отчасти это связано с тем, что в этом возрасте дети становятся более физически активными, подвижными. Большая часть энергии уходит на обеспечение этой активности и совершенствование внутренних органов и систем, а не на увеличение роста и веса. В этом возрасте отличия мальчиков и девочек становится все больше. Мальчики заметно крепчают по сравнению с девочками. Да и поведение их отличается. Мальчики предпочитают подвижные и активные игры, бесстрашно залазят на высокие горки, «лазанки» или турники. Гоняют на машинках-каталках, самокатах, беговелах и т.д. Девочек привлекает более спокойные виды деятельности. Их занимает мелкая моторика, игры с песком, рисование, лепка. Девочки также не прочь погонять на самокате или велосипеде, но движения их более осторожные. Несомненно, на поведение влияет не только пол, но и темперамент, а также особенности воспитания, гены. Поэтому встречаются и мальчики спокойные и осторожные, и девочки со взрывным характером и с энергией чуть ли не атомной бомбы. Грубая моторика, координацияХодьба. Малыш в 2 года перемещается быстро и довольно уверенно. Но будьте готовы, что детки такого возраста еще часто падают, так как координация движений у них еще совершенствуется. Также центр тяжести у детей в 2 года еще смещен кверху (у них большая голова, длинное туловище и относительно короткие ноги). Дети в 2 года могут:
Во время ходьбы малыши уже не делают широкие шаги, раскачиваясь из стороны в сторону, не ловят расставленными руками равновесие, а опускают руки вниз. Бег. Этот навык деткам еще придется совершенствовать. Детям при беге еще трудно изменить траекторию и остановиться. Они легко теряют равновесие, частенько падают, спотыкаются. Подъем по ступенькам. На детских площадках и в доме дети любят «покорять лестницы». Они могут не только подниматься по ступеням, но и спускаться. Только при этом их нужно страховать. Поначалу детки поднимаются и спускаются приставными шагами, но к двум с половиной годам они уверенно ступают на каждую ступеньку одной ногой, правильно чередуя ноги. Прыжки. С прыжками все индивидуально. Одни дети легко осваивают к 2 годам прыжки (поначалу только на двух ножках на твердой поверхности) и быстрый бег без падений. У других с этим возникают сложности до 3-х и даже до 5-и лет. Но в рамках средней нормы ближе к трем годам ребенок способен нормально прыгать на двух ногах и несколько раз может подпрыгнуть на одной ноге, держась за руку взрослого. Почему с прыжками не все так просто? Потому что для приобретения этого навыка требуются крепкие мышцы ног, стоп, спины, координация движений, а также определенный уровень развития психических процессов для осмысления задания. Только при хорошем развитии всех перечисленных функций ребенок может хорошо прыгать, координируя свои движения. Соответственно, если ваш ребенок хорошо прыгает, в том числе на одной ножке, значит, у него все хорошо с физическим и психическим развитием. Игры с мячом. Ребенок в 2 года может пинать мячик, поворачиваясь в сторону того, с кем играет. Он пытается бросать и ловить мячик двумя руками с небольшого расстояния. Бросает мяч в ящик или корзину для игрушек. Езда на самокате или трехколесном велосипеде. Многие дети к двум годам уже умеют ездить на устойчивом самокате (где спереди два колеса). А вот крутить педали велосипеда в 2 года умеют далеко не все. Чаще всего этим навыком детки овладевают 3-м годам. Познания и навыкиВ 2 года дети знают от 4-6 (иногда до 8-и) основных цветов. Могут группировать предметы по цветам и оттенкам (например, выбрать красные кубики, найти самый светлый или самый темный предмет). Они отличают предметы по другим признакам: большой-маленький, теплый-холодный, легкий-тяжелый, высокий-низкий, гладкий-колючий. Могут узнавать предметы наощупь. Например, если игрушки, кубики, мячики поместить в мешочек и попросить малыша назвать и достать определенный предмет, то он сможет наощупь найти этот предмет в мешочке. Двухлетки различают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб). Они способны найти эти фигуры в окружающих предметах (тротуарная плитка, колесо машины и т.д.). Также двухлетние дети различают понятия «один» и «много». В этом возрасте детки активно осваивают счет, показывают на пальцах, сколько им лет, пробуют считать во время игры в прятки, чаще невпопад. В возрасте двух лет дети тянутся к мелким предметам. Этот возраст – сенситивный период для развития мелкой моторики. Вместе с мелкой моторикой развивается и речь, так как зоны в головном мозге, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом и тесно взаимодействуют. Когда работает одна зона, то параллельно включается в работу и соседняя. В этом возрасте дети, как правило, двурукие. Они могут работать (есть, рисовать, бросать мячик) примерно одинаково как левой, так и правой рукой. Двухлетние малыши уже умеют хорошо держать карандаш или ручку, рисуют линии или неровные овалы. Могут нарисовать «головонога» – это типичный рисунок человечка двухлетнего ребенка. У них отлично получается ставить кляксы кисточкой с красками, рисовать пальчиковыми красками. Особенно нравится деткам в два года заниматься с пластилином или соленым тестом. Они способны слепить колбаску или неровный шарик. Охотно ставят штампы или формочки на плоские кружки пластилина. Популярный сейчас космический песок также для двухлеток – отличная игра. Это своеобразная альтернатива песочнице в холодное или дождливое время года. Дети в два года могут самостоятельно лепить куличики, украшать их и с чувством исполненного долга и глубокого удовлетворения от своей значимости «скармливать» их родителям. Дети могут нанизывать крупные бусины на шнурок, складывать паззлы из 2-4 деталей. Они отлично играют с крупами, орехами, каштанами, желудями фасолью, рисуют пальчиком по манке, рассыпанной на подносе. В два года детки все чаще задают вопросы «где?», «когда?», «зачем?» и уже гораздо реже интересуются – «что это?». Двухлетним детям вполне по силам выполнить по просьбе родителей несколько последовательных действий. Например, для них вполне понятны и выполнимы команды «пойди на кухню и принеси мне полотенце» или «возьми трусики в ящике комода и принеси мне, мы будем их надевать». Два года – это возраст «разрушений». Все надо сломать, разобрать, изучить устройство изнутри. И это нормально, что дети стараются разобрать игрушку или другой предмет, чтобы изучить их. Двухлетки умеют дуть в дудочку, в трубочку в стакан с водой, надувать мыльные пузыри. Если эти навыки ваш ребенок еще не освоил, срочно наверстывайте упущенное. Это не только возможность для малыша получить кучу положительных эмоций, но и навык, который во время болезни поможет ему быстрее избавиться от кашля, отличная дыхательная гимнастика в игровой форме. Социально-бытовые навыкиУ двухлетних малышей обязательно наступает период «Я Сам!» У кого-то раньше, а у кого-то позже наступает момент, когда малыш стремится все сделать самостоятельно. Список того, что ребенок умеет делать в 2 года в плане самообслуживания в быту, зависит от того, насколько родители смогли поддерживать и развивать его самостоятельность. Правильно поступают мамы, которые дают возможность малышу сделать все самостоятельно, измазаться, где-то устроить беспорядок, «потратить зря» кучу маминого времени на ожидание и «ликвидацию последствий» этой деятельности. Другими словами, не ограничивайте самостоятельность малыша, помогайте ему справиться с неудачами, миритесь с беспорядком, который неизбежен при этом. Что делать, измазанная мордашка и одежда ребенка, каша на столе и на полу, когда он учится есть самостоятельно, не на ту ногу надетая обувь, две ноги в одной штанине, когда он одевается, грязная раковина, когда малыш учится самостоятельно умываться и чистить зубы – этапы жизни, которые «перескочить» нельзя! И закончится все это безобразие тем быстрее, чем раньше вы позволите своему малышу все делать самостоятельно. А не позволите – тогда не жалуйтесь, что кормить, одевать и умывать чадо маме приходится чуть ли не до совершеннолетия. Как правило, детки в 2 года умеют:
Они могут самостоятельно нести перед собой небольшую табуретку, передвигать ее, чтобы взобравшись, достать до стола или полочек, что повыше. Также дети в 2 года могут открывать и закрывать дверь, поворачивая ручку. Знают предлоги «в»/«на»/«под»/«за»/«рядом с». Например, им вполне понятны словесные конструкции «поднять машинку под столом», «взять игрушку в ящике под кроваткой» и т.д. Двухлетние дети знают почти все части тела человека (ноги, руки, голову, шею, живот, колени, пальцы), могут их показывать или совершать действия, связанные с частями тела. Например, они могут понять и выполнить команды «подними ногу», «наклони голову», «закрой глаза», «не чеши ушко». Дети в этом возрасте способны самостоятельно надевать/снимать шапку, варежки, шорты, трусики, кофту. Могут застегивать и расстегивать молнию, пуговицы. Пытаются обуваться, но еще часто путают, на какую ногу нужно надеть ботинок. Также дети в 2 года умеют вытирать тряпкой со стола или с пола разлитую жидкость. Могут отнести горшок на место, посуду к мойке, грязную одежду в стиральную машину, аккуратно поставить на место обувь, положить в нужное место или повесить на стульчик свою одежду. В этом возрасте дети уже способны контролировать свои физиологические потребности и должны проситься на горшок (хотя бы через раз!). Ночные потребности еще часто остаются без контроля. ПодражаниеВ этом возрасте детки подражают взрослым, копируют их действия. Малыши активно проявляют интерес ко всем делам, что делают мамы и папы. Они с большим желанием пытаются помочь маме в уборке, приготовлении пищи, в загрузке стиральной машины и развешивании одежды, уборке пастели. Папе помогают чинить что-либо, хватаются за молоток, отвертки. Этот интерес со стороны ребенка нельзя игнорировать или пресекать. Правильное поведение родителей в этом отношении позволяет им начать трудовое воспитание без принуждения и навязывания своих правил. Сюжетно-ролевые игрыВ этом возрасте дети уже играют в сюжетные игры, повторяя с игрушками то, что с ним происходит в жизни или повторяя действия родителей. Например, ребенок кормит куклу, высаживает ее на горшок, укладывает спать, возит в коляске. Или берет машинку и проговаривает, что мы едем в магазин или к бабушке. Очень интересно наблюдать за детишками в этом возрасте в момент их самостоятельной игры. Более того, во время детской игры можно со стороны посмотреть на модель взаимоотношений в вашей семье. Если ребенок часто ругает куклу или даже шлепает ее, то эту модель поведения показали ему взрослые. Также в этом возрасте у малышей хорошо работает фантазия. Они могут выстроить кубики в ряд и, представляя, что это поезд, везти их по столу. Или воображать, что коробка – это гараж для машинки. Особенно увлекательна для них игра с «посудками». Причем, как для мальчиков, так и для девочек. Они устраивают чаепитие, варят кашу или суп для игрушек, родителей. Уже в двухлетнем возрасте малыши способны сами выстраивать сюжетную линию игры, выбирать подходящих персонажей, использовать предметы-заменители (коробка – гараж, кубики – вагончики поезда). РечьРазвитие ребенка в 2 года часто идет неровно, скачкообразно. Бывает так, что ребенок преуспевает в физическом развитии, а речевое развитие запаздывает. Не редкость случаи, когда ребенок некоторое время может мало говорить, а затем выдать сразу предложения из двух-трех слов. Также некоторые малыши в два года способны говорить развернутыми предложениями, выдавать стихи. Все индивидуально. Дело в том, что до трех лет речь малыша развивается сразу по нескольким направлениям:
В среднем словарный запас ребенка в два года включает 100-200 слов. К трем годам он может пополниться до 500 слов. Причем, лепетные слова в один слог тоже считаются словами и входят в это число, ведь ребенок в этом возрасте еще может их употреблять. И это та основа, из которой впоследствии будет формироваться полноценное слово. В два года ребенок в основном общается фразами из двух-трех слов. Эти фразы могут быть небольшими, бытовыми, с неполным (лепетным) словом, с указательными жестами. Например, ребенок говорит «идем гу» или «идем лялять» вместо «идем гулять», «дай мока» вместо «дай молока». В этом возрасте кроха может коверкать звуки и слова, менять слоги местами, проглатывать слоги или звуки, смягчать звуки. Это норма в этом возрастном периоде. Ребенок в этом возрасте уже гораздо реже называет себя по имени и определяет себя как третье лицо («Дай Насте»), а чаще говорит местоимениями первого лица: «я», «мне». Ребенок узнает близких родственников и говорит их имена. Также малыш отвечает на вопрос «Как тебя зовут?», называя при этом свое имя, а часто – даже фамилию и отчество в безбожно исковерканном виде. Появляются первые навыки этикета и вежливости. Ребенок говорит: «привет», «пока», «спокойной ночи», «спасибо», «пожалуйста». Ребенок может отвечать на вопросы о прошедших событиях: «где ты был?» – «у бабушки», «что кушал?» – «суп». Социализация личностиК двухлетнему возрасту ребенок тянется к общению с другими детьми. И даже если ребенок еще слабо говорит, у него есть свои способы завязывания знакомства, приглашения другого ребенка в игру. Например, дети часто берут другого ребенка за руку, трогают какую-то деталь его одежды, проявляя таким образом интерес, или протягивают игрушку, как посыл «давай поиграем». У них формируется свое представление о том, как нужно вести себя в коллективе. Кто-то интуитивно, кто-то «на горьком опыте» начинает понимать, что лучше делиться игрушками, если хочешь быть принятым в компанию и поиграть с игрушками другого ребенка, что не стоит драться, потому что можно получить сдачи. В 100% случаев без «конфликтов в песочнице» в этом возрасте не обходится. Что поделать, социальный опыт сам по себе не появляется, а формируется в процессе общения с окружающими! Процесс налаживания взаимоотношений со сверстниками будет проходить проще, если в семье ребенок видит доброжелательное, спокойное общение всех членов семьи. Также процесс формирования социального опыта пройдет менее болезненно, если родители покажут ребенку способы мирного разрешения конфликтов и нахождения компромисса в общении с окружающими. Например, покажите ребенку, что можно не выхватывать у ребенка свою игрушку обратно, а предложить на время поменяться игрушками, поиграть с его игрушкой. Так учатся делиться сразу два малыша. Обратите внимание: более эффективно все это не рассказывать ребенку, а именно показывать, своим личным практическим примером. Выше мы говорили про физические различия двухлетних детей разного пола. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте также заметно отличается. Примерно в 2-3 года дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. Девочки понимают, что они похожи на маму, могут и любят наряжаться. Мальчики понимают, что они похожи на папу, и считают, что когда они вырастут, то будут сильными, смелыми и будут все уметь. Они выбирают «мужские» увлечения (технику, оружие, спортивные игры). Девочки любят играть с «человекообразными» игрушками – куклами, реже с животными. Мальчики чаще предпочитают играть с техноморфными игрушками (транспорт, конструктор, оружие). Различия проявляются не только в пристрастии к разным занятиям, но и в поведении и в общении с окружающими. Мальчики более активны, самостоятельны, действуют импульсивно, быстро теряют интерес к занятиям, меняют деятельность, иногда бывают агрессивны. Девочки более спокойны, аккуратны, внимательны, быстро включаются в процесс, игру и дольше сохраняют интерес к одному виду деятельности. Девочки лучше справляются с шаблонными, однотипными заданиями. Мальчики же часто мыслят нестандартно, «креативят». Девочки часто задают вопросы взрослым с целью завязать общение, установить контакт. Им важно внимание, общение. Мальчики задают вопросы взрослым для получения конкретной информации. Другими словами, мальчики нацелены на информацию, а не сам контакт. Девочки оценивают окружающих по отношению их к себе. Чтобы заслужить внимание девочки, ее нужно похвалить, сделать комплимент, что-то ей подарить. Мальчики оценивают окружающих по их умениям. Они тянутся к тому человеку, который покажет им что-то новое, интересное, обучит чему-либо, поиграет с ними в игры. Возраст проверки на прочностьЯ в шутку называю возраст двух лет возрастом проверки на прочность. Причем, на прочность проверяется все – игрушки, твердость маминого характера и серьезность ее решения, установленных правил в семье. И, конечно же, на прочность проходит жесткую проверку родительское терпение. Дети часто в этом возрасте или чуть раньше двух лет начинают требовать, пробовать добиваться своего истериками и слезами. Всем знакомы истерики в магазине… Истерики за столом… Истерики перед горшком… Истерики из разряда «не буду спать, пойду гулять»… И стоит им хоть раз понять, что это работает, то тогда плач и слезы станут средством в достижении любых целей. Этот возраст хорош тем, что с двухлетками можно и нужно общаться на равных. Они отлично понимают, когда им объясняешь и предупреждаешь заранее, проговариваешь ситуацию. Например, все тот же супермаркет, когда малыш хочет и хватает все подряд. Как избежать истерик в связи с тем, что все это ему не купят? Перед походом в магазин с ребенком договариваемся, что сегодня мы покупаем тебе что-то одно. Если ребенок в магазине все-таки истерит, то мы оставляем все покупки и уходим (на крайний случай в этот день продукты первой необходимости можно попросить купить родственников или соседей). Таким образом, малыш усвоит урок и, скорее всего, больше проверять это правило не будет. Или проверит еще раз. Если опять не сработает, он не получит желаемое, то урок будет усвоен. Он, конечно, может попробовать другие способы достижения целей, например, просьбы, но об этом уже другой разговор. Важно помнить, если есть какое-либо правило (есть только на кухне, мыть руки после прогулки, смотреть мультики полчаса, не есть сладости до обеда), то это правило другим членам семьи нарушать тоже нельзя. Ребенку нельзя объяснить, что папа может кушать за компьютером в комнате, а с него другой спрос, потому что он маленький. Такую дискриминацию он вам не простит и верить перестанет. Также дети в два года часто проверяют реакцию родителей на их шалости. Например, вот я тебе вылью молоко из стакана или воду из ванны на пол, посмотрим, что ты будешь делать. Реакция мамы в формате громкого крика на это только позабавит ребенка. Наказание такому малышу трудно придумать и объяснить. Наиболее эффективное поведение мамы – показать шалуну, что, кто сделал беспорядок, тот и убирает его. Любые лужи, сделанные «назло», должен убирать виновник. Как бы ребенок не размазывал это молоко по всей кухне, потерпите один или два раза. Проявив настойчивость и выдержку, вы больше к этой теме вы не вернетесь. Сдадитесь, пойдете на поводу у шалуна – держитесь, шалостей «назло маме» насмотритесь вдоволь. Детям в два года очень важны так называемые ритуалы – моменты, которые повторяются изо дня в день. Например, ребенок после сна всегда первым делом завтракает, затем умывается и чистит зубы, затем идет на прогулку. Когда ребенок знает, что за чем он будет делать, он ощущает чувство защищенности, предсказуемости. «Все по плану» так сказать, все идет своим чередом, все спокойно. Если ритуалы повторяются, у ребенка формируется своя картина мира с установленными, знакомыми правилами и четким порядком. Но когда этот порядок нарушается, например, ребенка вместо завтрака повели чистить зубы, ждите истерику, будет протест: «Как?», «Зачем?», «Почему?» Эти особенности возраста двух лет нужно учитывать и мириться с ними. А эта информация из моей статьи вам поможет предупредить протест и бунт по поводу «новшеств не по плану». Также в этом возрасте дети часто выбирают, какие дела они делают с мамой, а какие с папой. Например, высаживает на горшок или читает сказку на ночь только мама. Тогда ребенок не допустит к этому делу папу, будет бунтовать до тех пор, пока мама не придет и не сделает то, чего ждет малыш (особенно если мама рядом). Думаете, эти ритуалы и повторения усложняют жизнь родителям? Нет, наоборот, они здорово выручают, когда внимание ребенка в момент его капризов нужно переключить. Например, ребенок часто не хочет уходить с детской площадки. Мы вводим интересный для него ритуал – он сам отрывает дверь чипом или набирает кнопки на домофоне. Или после возвращения с детской площадки ему всегда предлагается какое-то одно и то же интересное для него занятие. Проблема решена! Или ребенок не хочет ложиться спать. Тогда мы предлагаем не ложиться спать, а просто почитать любимые сказки, лежа на кровати. Тихое, спокойное чтение поможет ребенку расслабиться, и он вскоре уснет. Постепенно ритуал закрепляется. Чтение сказок начинает ассоциироваться у малыша с подготовкой ко сну, и малыш будет засыпать на второй странице сказки. Надеюсь, эти нюансы помогут вам лучше понять и принять особенности поведения и развития малышей в 2 года. Помните, что каждый ребенок индивидуален и развивается он согласно своей природе. Все что могут родители – это спокойно, терпеливо, ненавязчиво как можно больше всего ребенку предлагать. Ведь только посредством конкретных действий, которые ребенок сам выполняет и проживает, он получает истинное представление об окружающем мире, а, значит, – развивается. О том, что должен уметь делать ребенок в 2 года, вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок. Как дисциплинировать двухлетнего ребенкаПредставьте себе: вы дома, работаете за своим столом. Ваша двухлетняя дочь подходит к вам со своей любимой книгой. Она хочет, чтобы ты ей почитал. Вы ласково говорите ей, что не можете сейчас, но вы прочтете ей через час. Она начинает надуваться. Следующее, что вы знаете, она сидит, скрестив ноги, на ковре и бесконтрольно плачет. Многие родители не знают, что делать с приступами гнева своих малышей. Может показаться, что вы ничего не добиваетесь, потому что ребенок вас не слушает. Так что же делать? Вспышки гнева - нормальная часть взросления. Это способ вашего двухлетнего ребенка выразить свое разочарование, когда у него нет слов или языка, чтобы сказать вам, что ему нужно или что он чувствует. Это больше, чем просто «ужасные двойки». Это способ вашего малыша научиться справляться с новыми проблемами и разочарованиями. Есть способы, которыми вы можете реагировать на вспышки или плохое поведение, не оказывая негативного воздействия на вашего двухлетнего ребенка и его развитие.Вот несколько советов об эффективных способах дисциплины вашего малыша. Это может показаться суровым, но один из ключевых способов реагировать на истерику вашего ребенка - не вовлекать ее. Когда у вашего двухлетнего ребенка случится истерика, его эмоции взяли верх, и разговор с ним или другие меры дисциплинарного воздействия могут не сработать в этот момент. Убедитесь, что они в безопасности, а затем дайте истерике закончиться. Когда они успокоятся, обнимите их и продолжайте день. Двухлетние дети обычно не устраивают истерики специально, если только они не узнают, что истерика - это самый простой способ привлечь ваше внимание.Вы можете твердо дать им понять, что игнорируете их истерику, потому что такое поведение не способ привлечь ваше внимание. Скажите им строго, но спокойно, что им нужно использовать свои слова, если они хотят что-то вам сказать. Они могут не иметь полного словарного запаса, чтобы рассказать вам, даже если они знают слова, поэтому поощряйте их другими способами. Вы можете обучить своего малыша языку жестов таким словам, как «я хочу», «больно», «еще», «выпить» и «устал», если он еще не говорит или говорит нечетко.Поиск других способов общения может помочь уменьшить вспышки и помочь вам укрепить связь с вашим ребенком. Понимание собственных ограничений - это часть дисциплины вашего двухлетнего ребенка. Если вы чувствуете, что злитесь, уйдите. Сделай вдох. Помните, что ваш ребенок не ведет себя плохо и не пытается вас расстроить. Скорее, они расстроены и не могут выразить свои чувства так, как это делают взрослые. Когда вы успокоитесь, вы сможете должным образом дисциплинировать своего ребенка, чтобы это не навредило. Ваш малыш хватает емкость с соком и изо всех сил пытается ее открыть. Вы думаете, что это плохо кончится. Вы можете крикнуть своему ребенку, чтобы он подавил сок. Вместо этого аккуратно возьмите у них емкость. Убедите их, что вы откроете бутылку и нальете им стакан. Вы можете применить эту технику к другим ситуациям, например, если они тянутся за чем-то в шкафу или если они бросают свои игрушки, потому что им трудно достать то, что им нужно. Протянув руку помощи таким образом, они узнают, что они могут попросить о помощи, когда у них возникают проблемы, вместо того, чтобы пытаться самостоятельно и создавать беспорядок. Но если вы не хотите, чтобы у них был этот предмет, мягким голосом объясните, почему вы его забираете, и предложите замену. Наш родительский инстинкт состоит в том, чтобы схватить ребенка и увести его от потенциально опасного объекта, к которому он направляется. Но это может вызвать истерику, потому что вы лишаете их того, чего они хотели.Если они попадают в опасность, например, на оживленную улицу, тогда ничего страшного. У всех двухлетних детей будут истерики на пути к тому, чтобы узнать, что они могут и не могут делать; не всякую истерику можно предотвратить. Другой способ, когда безопасность не ставится под угрозу, - это отвлечься и отвлечься. Назовите их имя, чтобы привлечь их внимание. Как только они заинтересуются вами, позовите их к себе и покажите им еще что-нибудь безопасное. Это также может сработать до того, как истерика начнет отвлекать их от того, из-за чего они в первую очередь расстраиваются. Легко расстроиться, когда ваш ребенок устраивает беспорядок. Сегодня они нарисовали мелками все стены. Вчера они заметили грязь от игры на заднем дворе. Теперь вам осталось все это очистить. Но попробуйте думать, как ваш малыш. Они считают эти занятия развлечением, и это нормально! Они учатся и узнают, что их окружает. Не удаляйте их из занятия, так как это может вызвать истерику. Вместо этого подождите несколько минут, и они, скорее всего, перейдут к чему-то другому.Или вы можете присоединиться к ним и конструктивно направлять их. Например, начните раскрашивать несколько листов бумаги и предложите им сделать то же самое. Ваш малыш, как и все малыши, хочет исследовать мир. Часть этого исследования касается всего, что находится под солнцем. И вы неизбежно будете разочарованы их импульсивным захватом. Вместо этого помогите им выяснить, что безопасно, а что небезопасно прикасаться. Попробуйте «без касания» для запрещенных или небезопасных предметов, «мягкое касание» для лиц и животных и «да касание» для безопасных предметов.И получайте удовольствие, думая о других словесных ассоциациях, таких как «горячее прикосновение», «холодное прикосновение» или «прикосновение вау», которые помогут приручить блуждающие пальцы вашего малыша. «Потому что я так сказал» и «потому что я сказал нет» - бесполезные способы дисциплинировать вашего ребенка. Вместо этого установите ограничения и объясните своему ребенку, почему. Например, если ваш ребенок тянет кошку за шерсть, уберите его руку, скажите ему, что кошке больно, когда он это делает, и вместо этого покажите ему, как нужно гладить. Также установите границы, храня вещи вне досягаемости (например, ножницы и ножи в закрытых ящиках, дверь кладовой закрыта). Ваш ребенок может расстроиться, если не может делать то, что хочет, но, установив ограничения, вы поможете ему научиться самоконтролю. Если ваш ребенок продолжает свое негативное поведение, вы можете поместить его в тайм-аут. Выберите скучное место, например стул или пол в коридоре. Пусть ваш малыш сядет в этом месте и подождет, пока он успокоится. Тайм-аут должен длиться около одной минуты на каждый год возраста (например, двухлетний ребенок должен оставаться в тайм-ауте две минуты, а трехлетний - три минуты).Верните ребенка к месту тайм-аута, если он начнет блуждать до истечения времени. Не отвечайте ни на что, что они говорят или делают, пока не истечет тайм-аут. Когда ваш ребенок успокоится, объясните ему, почему вы поместили его в тайм-аут и почему его поведение было неправильным. Никогда не бейте и не используйте методы контроля шлепков для дисциплины вашего ребенка. Такие методы причиняют вред вашему ребенку и усиливают негативное поведение. Дисциплина малыша требует от вас баланса между строгостью и симпатией. Имейте в виду, что приступы гнева - нормальная часть развития вашего ребенка.Истерики случаются, когда ваш ребенок не знает, как выразить то, что его расстраивает. Не забывайте сохранять хладнокровие и спокойствие и относиться к своему ребенку с состраданием, решая проблему. Многие из этих методов также помогут предотвратить истерики в будущем. .малышей (1-2 года) | CDCПерейти непосредственно к содержанию сайта Перейти непосредственно к параметрам страницы Перейти прямо к ссылке от А до Я Центры по контролю и профилактике заболеваний. CDC двадцать четыре семь. Спасение жизней, защита людей ПоискРазместить Полный список тем: Индекс от А до Я Расширенный поиск Расширенный поиск Развитие ребенка Раздел навигации
Развитие речи у малышей: что типично для двухлетнего ребенка?Следует ли мне беспокоиться о том, что мой двухлетний ребенок не говорит много слов и его трудно понять?Ответ Джея Л. Хоккера, доктора медициныЕсли вы понимаете только несколько слов своего двухлетнего ребенка или не понимаете ни одного слова, поговорите с врачом вашего ребенка о назначении оценки. Задержка речи может быть ранним признаком других проблем развития. Хотя каждый ребенок растет и развивается в своем собственном темпе, речевое развитие малышей имеет тенденцию следовать довольно предсказуемой траектории.Например, к 2 годам большинство детей могут:
Большинство детей в возрасте от 2 до 3 лет:
Врач вашего ребенка, скорее всего, рассмотрит возможные основные причины задержки речи, от проблем со слухом до нарушений развития.При необходимости он или она может направить вашего ребенка к логопеду, аудиологу или педиатру, занимающемуся развитием. Варианты лечения развития речи у малышей зависят от причины задержки речи и ее степени тяжести. Однако при раннем лечении задержки и расстройства речи и языка обычно улучшаются со временем. 12 марта 2019 г., Показать ссылки
. .2-летний ребенок не говорит, а лепет: стоит ли волноваться?Малыши - занятые маленькие существа. Они ходят, разговаривают и исследуют окружающий мир с завораживающим любопытством. Вы можете заметить, что развитие вашего ребенка идет своим уникальным темпом. И это нормально - по крайней мере, в большинстве случаев. Тем не менее, если вас беспокоит, что ваш двухлетний ребенок не разговаривает так много, как его сверстники, или что он все еще лепечет, а не произносит настоящие слова, это серьезная проблема. Понимание того, что подходит для развития в этом возрасте, может помочь вам понять, идет ли ваш малыш на верном пути.Подробнее об основных этапах, на что обращать внимание и о том, как можно обратиться за помощью в случае возникновения потенциальных проблем. Связанные: языковые вехи от 1 до 2 лет К 2-м годам вехи в речи и языке включают словарный запас из 50 или более слов, даже если они не произносятся идеально или не понимаются посторонними. Ваш малыш также может называть свои любимые блюда их правильными названиями и издавать различные звуки животных - мычание, баа, кудахтанье, хрюканье - по запросу. Также появляются фразы из двух слов (например,g., «хочу еды»), а также использование таких местоимений, как «мой», ко второму дню рождения вашего ребенка. В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок может знать от 200 до 1000 слов. Это большой скачок в словарном запасе! Они могут начать понимать и говорить о пространственных концепциях, таких как «на» или «внутри». Они также демонстрируют лучшее понимание местоимений и знают слова для описания людей, мест и вещей, включая «счастливые» или «грустные», «большие» или «маленькие». Другие вехи включают:
Важно отметить, что дети этого возраста все еще могут оставлять концы слов без конца.Они также могут не говорить так, чтобы их полностью понимали посторонние. Когда им 2 года, вы или другие воспитатели можете понимать только около 50 процентов слов, которые произносит ваш ребенок. По мере того, как ваш ребенок приближается к 3 годам, его речь может быть достаточно хорошо понятна членам вашей семьи или другим людям, которые регулярно о них заботятся. По теме: У моего малыша задержка речи? Возможно, вы слышали, что задержка речи связана с аутизмом. Это правда, но задержки могут существовать и сами по себе.В целом, дети с изолированной задержкой речи, как правило, достигают вехи в других областях развития - только не в речи или языке. Например, у вашего ребенка могут быть проблемы с речью, но действительно реагирует, когда его зовут по имени, или может использовать другие способы общения, такие как покачивание головой «да» или «нет», использование языка жестов или вокализации. Ваш ребенок может не иметь большого словарного запаса, но он может следовать указаниям, соответствующим возрасту, или использовать соответствующие возрасту социальные навыки. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут иметь задержку речи, и трудности с общением в целом. Например, вы можете заметить, что ваш ребенок не отвечает на свое имя и не следует указаниям. Ваш малыш не может указывать на предметы или использовать другие жесты. Другие особенности аутизма включают:
Еще одна распространенная характеристика РАС - это чрезмерное беспокойство, связанное с нарушением обычного распорядка. Не поддавайтесь желанию самостоятельно поставить диагноз ребенку и сообщайте о любых проблемах педиатру. Некоторые из вышеперечисленных форм поведения могут быть частью личности или развития вашего малыша. Эксперты говорят, что диагноз аутизма, поставленный врачом в возрасте 2 лет, может быть «очень надежным», но отмечают, что большинству детей часто требуется больше времени, чтобы поставить окончательный диагноз. По теме: Как рано можно обнаружить аутизм? Помимо РАС, у вашего ребенка может быть задержка речи или речи по ряду причин. Первичные причины - это те, которые не могут быть связаны с каким-либо другим заболеванием, поражающим вашего ребенка. Речь и язык - две разные вещи. Речь - это способ, которым ваш ребенок формирует слова и звуки, а язык - это то, как ваш ребенок применяет значение к этим словам и общается. У детей могут быть проблемы с произнесением слов, их соединением или другие проблемы с речью и языком. Некоторые основные причины включают:
Другие вторичные состояния, которые также могут вызывать задержку речи и языка. Это означает, что задержка вызвана другим заболеванием, которое влияет на другую часть тела или мозга вашего ребенка. Например, уши или мягкое небо во рту. В их число входят: Связанные: расстройства речи В Соединенных Штатах дети имеют право на бесплатную федеральную программу под названием «Раннее вмешательство» до 3 лет.Эта программа охватывает все области развития ребенка, от физических навыков до эмоциональных навыков и не только. Что касается языка и речи, аудиологи и речевые патологи помогают детям с коммуникативными навыками, включая слушание, говорение, жесты и общее понимание. Вы также можете напрямую связаться с программой раннего вмешательства вашего штата. Просто позвоните и скажите: «Меня беспокоит развитие моего ребенка, и я хотел бы, чтобы мой ребенок был оценен, чтобы узнать, имеет ли он право на услуги раннего вмешательства.” После вашего первого контакта ваш ребенок будет осмотрен профессионалом, чтобы выяснить его индивидуальные потребности. Если ваш малыш имеет право на участие, он может пройти дополнительные тесты или наблюдения, чтобы команда вашего ребенка могла составить индивидуальный план обслуживания семьи. Как следует из названия, план каждого ребенка будет составлен с учетом их потребностей и соответствующих потенциальных методов лечения. Как опекун вы помогаете решить, что входит в план вашего ребенка. Терапевтические мероприятия для детей ясельного возраста могут включать:
Сеансы могут проводиться у вас дома или в ближайшей школе, детском саду или другое общественное пространство. Вы, как родитель, также можете помочь своему ребенку с логопедом при надлежащем обучении у логопеда. Эксперты говорят, что дети по-разному реагируют на обучение у своих родителей, поэтому обязательно работайте с профессионалами, когда составляете свой окончательный план. Обсуждение любых вопросов, которые могут у вас возникнуть, с педиатром вашего ребенка - тоже хорошая идея. Они могут помочь с оценкой, а также порекомендовать и помочь в координации любых соответствующих медицинских обследований, таких как проверка слуха, и потенциальных направлений к специалистам. А как насчет детей старше 3 лет?Вашему ребенку почти 3 года? Перед их днем рождения ваша группа раннего вмешательства поможет написать план перехода к следующему этапу терапии / поддержки. Некоторые штаты продолжают предлагать раннее вмешательство после этого возраста - ваша команда может предоставить вам дополнительную информацию по конкретным вопросам. Для других услуги могут быть доступны через их местный школьный округ. По теме: Что такое логопедия? Помните, что каждый ребенок индивидуален, и каждый план лечения индивидуален.Ваш малыш может быстро отреагировать на терапию (при необходимости) или, с другой стороны, ему может потребоваться некоторое время, чтобы освоиться. Тем не менее, в случаях изолированной речи и / или языковой задержки, не связанной с другим заболеванием, раннее лечение может быть полезным. Эксперты Американской академии семейных врачей утверждают, что дети из этой категории обычно уже имеют нормальную речь к моменту поступления в детский сад. В одном исследовании участвовали опоздавшие с разговором с 20 до 34 месяцев до детского сада и позже.Выяснилось, что 74% группы к моменту поступления в школу имели нормальную речь и языковые навыки. Более недавнее исследование показало, что поздно разговаривающие могут иметь больше эмоциональных или поведенческих проблем в возрасте 2 лет из-за неспособности адекватно выражать свои мысли. Однако со временем эти дети не показали значительных различий в этих областях по сравнению со своими сверстниками. В случае задержки речи и речи, вызванной второстепенными проблемами, прогресс вашего ребенка, вероятно, будет зависеть от причины и продолжающегося лечения.Не теряй надежды. Продолжайте обращаться к педиатру или специалисту по раннему вмешательству вашего ребенка за советом и поддержкой. Вы можете многое сделать дома, чтобы развить хорошие речевые и языковые навыки в ранние годы. Попробуйте читать своему малышу ежедневно. Вы также можете петь песни и говорить вслух, выполняя повседневные дела, чтобы ваш малыш слышал больше слов и предложений. Если у вас все еще есть опасения по поводу того, что ваш ребенок не достигает вех в развитии речи или языка, проконсультируйтесь со своим педиатром.Вам не нужно направление для получения услуг раннего вмешательства, но врач вашего ребенка может указать вам правильное направление для получения помощи. Главное - выявить потенциальные проблемы и как можно скорее получить поддержку. И не беспокойтесь, если вы не уверены, нужны ли вашей семье услуги. Оставьте эту часть на усмотрение профессионалов и продолжайте защищать своего ребенка. .малышей (2-3 года) | CDCОсновные этапы развитияТакие навыки, как выполнение очередей, игра в воображение и удары ногами по мячу, называются этапами развития. Вехи развития - это то, что большинство детей могут сделать к определенному возрасту. Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, прыгают, бегают или балансируют). Из-за растущего желания детей быть независимыми этот этап часто называют «ужасными двойками».Однако это может быть интересное время для родителей и малышей. Малыши испытают огромные изменения мышления, обучения, социальные и эмоциональные изменения, которые помогут им исследовать свой новый мир и осмыслить его. На этом этапе малыши должны уметь следовать двух- или трехэтапным инструкциям, сортировать предметы по форме и цвету, имитировать acti .возрастов и этапов развития ребенка | Рождение - Подросток Дети проходят различные периоды развития, от младенцев до молодых взрослых. На каждом из этих этапов происходят множественные изменения в развитии мозга. То, что происходит, и примерно, когда это происходит, определяется генетически. Однако обстоятельства окружающей среды и обмены мнениями с ключевыми людьми в этой среде имеют значительное влияние на то, какую пользу приносит каждому ребенку каждое событие развития. Возраст и этапы - это термин, используемый для обозначения значительных периодов на временной шкале человеческого развития. На каждой стадии рост и развитие происходят в основных областях развития, включая физическое, интеллектуальное, языковое и социально-эмоциональное. Наша цель - помочь родителям понять, что происходит в мозгу и теле их ребенка в течение каждого периода, с надеждой, что они смогут оказать необходимую поддержку, поощрение, структуру и вмешательства, чтобы позволить ребенку прогрессировать через каждый этап. максимально плавно и успешно на основе уникального набора черт и интересов каждого ребенка. Ребенок (рождение - 2 года) - Советы по развитию и воспитанию ребенкаВоспитание ребенка, особенно в первый раз, одновременно увлекательно и сложно. Это время для развития связей, которые продлятся всю жизнь, предоставляя ребенку внутренние ресурсы для развития самооценки и способности позитивно относиться к другим. Это также время для родителей начать узнавать, кто этот новый человек. Каждый ребенок уникален, и крайне важно, чтобы родители научились понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальные характеристики и способности каждого ребенка. Советы по развитию и воспитанию малышей (18 месяцев - 3 года)Когда ребенок делает первые шаги самостоятельно, начинается новый этап в развитии. На этом этапе дети теперь могут свободно перемещаться по своему миру. Это время для активного изучения окружающей их среды. Значительно возрастает языковое развитие, что приводит к изучению названий интересующих объектов, способности спрашивать о вещах, и, когда они обнаруживают свою независимую природу, да, они развивают способность говорить «Нет!» На этом этапе развития основной проблемой является развитие того, что психологи называют эмоциональной регуляцией.В этот период часто случаются «срывы», но родители могут использовать связь, возникшую в младенчестве, чтобы помочь ребенку научиться регулировать свое эмоциональное выражение и начать понимать сложную концепцию задержки удовлетворения. Хотя кажется, что они инстинктивно способны сказать «Нет», малышам также нужна помощь, чтобы научиться принимать «Нет» от других. Советы по развитию и воспитанию дошкольников (от 3 до 6 лет)Дошкольники выходят из раннего возраста в новый мир исследований и формального обучения. Большинство из них начали или пойдут в дошкольные учреждения или дошкольные учреждения и завершат этот период развития, поступив в обычную школу либо в детский сад, либо в первый класс.Поскольку детский сад стал более академическим и часто повторяет то, что раньше было первым классом, дети обычно переходят в детский сад в возрасте шести лет. Дошкольники открыты для изучения чисел, букв, чтения и простой математики. Это также критический период для изучения музыки. Они улучшают свою крупную моторику и мелкую моторику, что побуждает их интересоваться искусством, ремеслами и всевозможными игрушками для катания на лошадях (фургоны, самокаты, велосипеды и т. Д.). Они также развивают спортивные навыки в раннем возрасте, что часто приводит к участию в организованных видах спорта к концу этого периода развития. Самым важным способом обучения в этот период является игра. Представьте, что всевозможные игры привлекательны и способствуют развитию языка, социализации и творческих способностей. Интерес к изучению окружающей среды способствует раннему интересу к науке. Им также нравится строить вещи из предметов вокруг дома, а также такие строительные наборы, как Lego, Kinex, блоки и другие. Советы по развитию и воспитанию детей школьного возраста (от 6 до 12 лет)Воспитание детей школьного возраста может быть приятным занятием.Наблюдать, как они пробуют что-то новое, подбадривать их на спортивных мероприятиях и аплодировать их достижениям на концертах - это обычно одни из ярких моментов для большинства родителей. Однако достижению успеха часто предшествует разочарование, а иногда и умение принимать свои слабости, а также отмечать и использовать сильные стороны. Хорошо подготовленные родители могут быть отличными тренерами для своего ребенка, чем бы он ни занимался. В то время как малыши ясельного и дошкольного возраста нуждаются в постоянном присмотре, дети школьного возраста постепенно становятся готовы к большей самостоятельности.Однако многим нелегко научиться делать правильный выбор и проявлять самодисциплину. Родителям необходимо привить моральный кодекс, который ребенок постепенно усваивает. Когда дети борются с этими важными задачами, родители должны иметь возможность похвалить и поддержать их, но они также должны позволять своим детям иногда испытать естественные последствия своего поведения или предлагать логические следствия, чтобы помочь им учиться на ошибках. Воспитание подростков - Советы по развитию подростков и воспитанию (13–18 лет)Несомненно, что для большинства семей подростковый возраст представляет собой проблему как для родителей, так и для детей. Среднюю школу не вспоминают с любовью большинство ее учеников. Часто это чревато пугающими изменениями тела, издевательствами со стороны сверстников и новым всплеском независимости. Это приводит к пассивно-агрессивному поведению («Я сделаю это через минуту»), самосознанию («На что ты пялишься?») И неуверенности в себе («Я ни в чем не силен»). и / или чрезмерная самоуверенность («Ну, я думал, что смогу это сделать») и, конечно, капризность («Оставь меня в покое»). Одним из важных аспектов жизни подростка являются его студенческие годы.В это время он учится в колледже и знакомится с новым. А также соблазны. Включая алкоголь и вечеринки. По законам США он может пробовать алкоголь только с 21 года. Однако поддельные идентификаторы теперь легко доступны для покупок в Интернете. Ваш подросток может купить их на сайтах id god и получить через пару дней. Будьте осторожны и так же. Средняя школа обычно лучше для большинства. Пришло время начать определять себя и реалистично размышлять о будущем. Ускоряется развитие навыков для подготовки к поступлению в колледж или по программам профессионального обучения, а таланты совершенствуются.Оттачиваются социальные навыки, и отношения приобретают более серьезный характер. Давление со стороны сверстников достигло максимума, и в сегодняшнем подростковом обществе существует больше заманчивых уклонений, чем когда-либо. В подростковом возрасте дети нуждаются в своих родителях больше, чем когда-либо. Исследования показывают, что в благоприятной семейной среде, включая веселые семейные занятия, открытое общение родителей и детей и поощрение к участию в позитивных внеклассных мероприятиях, подростки могут относительно легко ориентироваться в эти годы. . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |