|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие устной речи ребенкаРазвитие речи у ребенка: понятие, этапы, рекомендацииРечь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет. СодержаниеСвернуть Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление. Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения. От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно. Точное определениеПонятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику). АктуальностьНет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время. Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки. СтатистикаДанные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности. Факторы, от которых зависит развитие речиКаждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:
К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому. Этапы формирования речи
Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт. Считается, что речь развивается по двум направлениям:
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
Основные задачи, направленные на развитие речиОсновная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:
Нормы ВОЗ1 год:
Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь. 1-2 года – увеличивается автономность:
2-3 года:
3-4 года:
4-5 лет:
5-7 лет:
Как помочь формировать речь по возрастамДо года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно. 1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение. От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания. ОтклоненияОтклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения. Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др. Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу. Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?
Рекомендации
Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА | Консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА План:
Одним из важных звеньев становления у ребенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Звуки усваиваются не изолировано, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навыками произношения слов и целых фраз. Если попытаться проследить ход становления звукопроизношения, то получится примерно такая картина. В трехлетнему возрасту ребенка с морально развивающейся речью овладевает правильным произношение всех сравнительно простых по своей артикуляции (то есть по положению речевых органов) звуков речи. К числу артикуляторно более сложных звуков относятся свистящие (С,З,Ц), шипящие – Ш,Ж,Ч,Щ, а также звуки Р и Л. В силу того, что для правильного произношения этих звуков требуются достаточно тонкие и дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки появляются в детской речи обычно уже после трех лет. Так, по М. Е. Хватцеву, правильным произношение свистящих и шипящих звуков большинство детей овладевает в возрасте от 3 до 5 лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в 5-6 летнем возрасте. До начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овладеть правильным произношение всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамоте. С точки зрения предстоящего обучения грамоте при проверке звукопроизношения особое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребенка, постоянное замещение одним звуков другими, смешение звуков речи. Во всех этих случаях с начала школьного обучения пропуск букв или однотипным буквенные замены могут появиться и на письме. Проверить правильность произношения звуков можно при помощи картинок, в названиях которых содержаться все упомянутые выше звуки. Картинки подобраны таким образом, что при их названии каждый проверяемый звук последовательно оказывается в трех положениях в слове: в начале, в середине, и в конце. Это дает возможность получить более точное представление о правильности произношения ребенком каждого проверяемого звука. В названиях каждой картинки содержится только один «трудный» звук, что позволяет взрослому полностью сосредоточить свое внимание именно на этом звуке и уловить особенности его звучания в речи ребенка. Например, на звук «С» подобраны такие картинки: СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС. Из этих сложных по артикуляции звуков в названиях этих картинок содержится только проверяемый звук «С». Ребенку можно предложить дать полный ответы на вопросы, например: «Где стоит большой стеклянный стакан?» - «Большой стеклянный стакан стоит на столе». Благодаря этому проверяемый звук окажется включенным во фразу, что очень важно: нередко ребенок правильно произносит звук в отдельно взятых слов, но искажает его во фразах особенно в связной речи. В ответе на вопрос скрыта еще одна сложность – ребенок должен будет при этом произнести не только слова с проверяемым звуком «С», но и со звуком «Ш», который близко к проверяемому и нередко с ним смешивается. Искаженное произношение звука / например, так называемое «картавое» Р/ принято относить к своего рода «косметическим» дефектам, поскольку они не отражаются на письме и обычно не затрудняют овладение грамотой. Хотя желательно и эти дефекты устранить в дошкольном возрасте. Примеры вопросов и ответов для картинок:
/Намокшие сети сушатся на заборе./
/ Большой железный замок лежит на скамейке./
/ Большие сосновые шишки лежат в мешке./
/Кровать покрыта покрывалом./
/ Маленький серенький зайка сидит под деревом./ Таким образом, устранение выявленных звуковых замен в устной речи ребенка, как уже было сказано выше, должно быть обязательно проведено до начало обучения его грамоте. А поскольку в основе таких замен чаще всего лежит не различение (или неустойчивое различение) ребенком соответствующих звуковых звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у него четкой звуковой дифференциации заменяемых в речи звуков. В целях профилактики звуковых замен проверку слуховой дифференциации звуков лучше всего проводить на третьем году жизни ребенка. Для профилактики у детей как звуковых замен, так и других нарушений звукопроизношения особенно важно наличие правильного образа для подражания – ясной, четкой, неторопливой и правильной речи окружающих ребенка взрослых людей. Некоторые люди, не учитывая этого обстоятельства, «сюсюкают», подлаживаясь под его детскую речь. В подобных случаях звуковые замены в речи детей обычно задерживаются надолго.
Количественный рост слова выражается в увеличении количества усвоенных ребенком слов и происходит следующим образом. К 1 году 3 мес. – 1 году 4 мес. Ребенок имеет в своем запасе не менее 4 – 5 слов к полутора годам – около 30 слов, к двум годам – до 200 слов. К школьному возрасту в словаре ребенка насчитывается до 1500 – 2000 слов. В годы школьного обучения, в связи с усвоением множества специальных терминов при изучении различных предметов, словарный запас детей обогащается особенно активно и ко времени «взрослости» достигает в среднем 6000 слов. Считается, что этого запаса слов достаточно для того, чтобы иметь возможность свободно владеть языком. Однако это примерные цифры, поскольку это количественный рост словаря в детском возрасте, как уже было отмечено, во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Что касается словарного запаса взрослых людей, то во многих случаях он превышает 10 – 15 тысяч слов. Раньше всего в речи ребенка появляются названия предметов и действий, то есть имена существительные и глаголы. Несколько позднее появляются наречия и лишь после двух лет – названия признаков предметов, или имена прилагательные. Большую роль в обогащении словарного запаса играет овладение ребенком законами словообразования, которые он усваивает в период от 2 до 8 лет. Правда, ребенку надо пройти и так называемый период словотворчества, когда по аналогии с имеющимися в языке ребенок создает и свои собственные слова типа «почтовик», «вертолетчик» и т.д. Другой важнейший источник качественного обогащения словаря – это овладение переносным, то есть иносказательным, не буквальным смыслом слов: горячий человек, блестящая книга, золотые руки… Пути пополнения словарного запаса слов ребенка применительно к разным частям речи разнообразны. Сначала постарайтесь проверить, названия каких предметов знает Ваш ребенок, и как много этих названий ему известно. Удобнее всего это сделать по так называемым смысловым группам слов. Попросите ребенка перечислить (можно по картинкам) овощи, фрукты, ягоды, деревья, предметы мебели и тд. Если вы убедились в том, что познания у вашего ребенка неплохие, можете переходить к усвоению смысловых групп. Сделать это можно при помощи вопросов: «Каких ты знаешь рыб? Насекомых? Домашних животных? Диких животных? Домашних птиц? Диких птиц? Овощи?» и тд. Известно заметить, что не все дошкольники знают названия детенышей животных. Проверьте своих детей: тигр – тигренок, у льва – львенок, у слона - ? у оленя - ? у лисы - ? у мышонка - ? и тд. Особенно вызывают трудности у детей не однокоренные наименования детенышей, например, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок, цыпленок, щенок. Обогащать речь ребенка глаголами (слова – действия) по каким – то определенным смысловым группам слов:
- Птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки… (летают) - Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы… (плавают) - Змеи, ужи, гусеницы, черви, ящерицы… (ползают) - Кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы… (прыгают) 2. «Кто как подает голос?» Тигр – рычит, корова – (мычит), медведь – (ревет), свинья – (хрюкает), и тд.
Строитель строит, маляр красит, повар варит, чертежник чертит, учитель …, рабочий …, фотограф…, ученик… и тд. Имена прилагательные (слова – признаки) в большинстве случаев появляются в детской речи только после двух лет. Наблюдение над речью многих детей свидетельствуют о том, что она бедна именами прилагательными, недостаточно образна. Обогатить речь ребенка именами прилагательными вам помогут следующие задания. Положите перед ребенком яблоко и спросите его о том, КАКОЕ оно? Многие дети, к сожалению, ограничатся лишь таким ответом: вкусное. Только после серии упражнений ребенок может сказать, что оно большое, круглое, вкусное, кисло – сладкое, румяное, сочное, ароматное. Для того чтобы перейти к такому результату, то есть значительно обогатить словарь ребенка именами прилагательными, лучше всего «отработать» признаки предметов по каким – то определенным группам. Например:
Большие возможности для обогащения речи ребенка именами прилагательными таятся также в практическом овладении им основными способами их образования от имен существительных. Речь здесь идет в первую очередь об относительных и притяжательных прилагательных. Одна из наиболее понятных ребенку разновидностей относительных прилагательных указывает на материал, из которого сделан или состоит предмет. Объясните ребенку, что если какой – то предмет, например, стакан, сделан из стекла, то он стеклянный, а если стол сделан из дерева – то он деревянный. Чтобы облегчить ребенку понимание смысла задания, объясните ему также, что даже одни и те же (то есть похожие, однотипные) предметы могут быть сделаны из разного материала: - миска из дерева – деревянная, - миска из железа – железная, - миска из глины – глиняная, - миска из стекла – стеклянная и т.д. Убедившись в том, что ребенок понял смысл задания, перейдите к упражнениям в образовании относительных прилагательных. При этом Вы называете материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагательное. Например, «Этот замок из железа, какой он?» (железный) - монета из меди – медная, - ложка из олова – оловянная, - медвежонок из плюша – плюшевый, - сумка из кожи – кожаная и тд. Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета и образуют от соответствующих им имен существительных. Ребенку нужно объяснить, что если тапочки принадлежат маме, то они мамины, если папе – то они папины, если бабушке – то они бабушкины и тд. После этого предложите ребенку поиграть в игру «У кого чья голова?». Вы задаете вопросы, а ребенок на них отвечает. Например «Чья голова у сороки? – Сорочья». У лошади голова лошадиная, у тигра – тигриная, у осла – ослиная и тд. С целью более прочного усвоения ребенком признаков предметов предложите ему такие вопросы обобщающего характера.
Отдельное внимание нужно уделять ознакомлению ребенка с переносным значением некоторых имен прилагательных, что способствует качественному обогащению словаря. Речь идет о таких устойчивых выражениях, как СВЕТЛАЯ ГОЛОВА, ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ГОРЯЩИЕ ГЛАЗА, ГОРЯЧЕЕ или ЖЕЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ и тд. Большую помощь в правильном подборе имен прилагательных может оказать работа с синонимами, то есть словами, близкими по своему значению: тяжелый – труд, хороший – красивый и тд. Наречие в детской речи появляется раньше, чем прилагательное,- примерно с 1 года 10 месяцев. Сначала они используются ребенком вместо сказуемого («мама там»). И лишь значительно позднее наречия начинают выполнять в речи ребенка свойственную им роль. Поэтому в целях обогащения речи ребенка наречиями важно прежде всего характеризовать выполняемые в повседневной жизни действия: спускаемся по лестнице ВНИЗ, поднимаемся по лестнице ВВЕРХ, идем БЫСТРО (МЕДЛЕННО), разговариваем ГРОМКО (ТИХО, ШЕПОТОМ), смеемся ВЕСЕЛО, рисуем КРАСИВО и т.п. Должное внимание нужно уделять пониманию ребенком и введению в его речь наречий времени: вчера, сегодня, завтра, утром, вечером, весной, летом, зимой, скоро, недавно и др. Нельзя забывать и о характеристике погодных условий, атмосферных явлений и пр. ребенок должен постепенно узнать, что на улице может быть ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ПРОХЛАДНО, ВЕТРЕНО, ДОЖДЛИВО, СЫРО, СВЕТЛО, СУМРАЧНО,ТУМАНО, СНЕЖНО, ВЬЮЖНО и др. Однако каким бы богатым запасом ни обладал ребенок, для полноценной устной речи этого мало. Как отмечалось выше, нужно еще умение активно пользоваться имеющимся словарным запасом, то есть уметь грамматически правильно связывать отдельные слова между собой, согласовывать их друг с другом в соответствии с имеющимися в языке закономерностями. Словарным запасом и грамматическим строем речи ребенок овладевает в тесном единстве, одновременно совершенствуя и то и другое в повседневной практике речевого общения. Об этом мы поговорим в следующий раз. Развитие устной речи дошкольника. | Консультация по развитию речи на тему:Развитие устной речи дошкольника Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди многих важных задач в дошкольном возрасте, обучение родному языку, развитие устной речи, – одна из главных. Эта задача состоит из воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование диалогической и связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовки обучению грамоте. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Наша цель: помочь ему полнее усвоить нормы литературного языка. "Развитие устной речи младших школьников"Развитие устной речи младших школьников
Приятная для слуха речь - своего рода музыка.
Аристотель
Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается . И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы. Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Усваивая эти нормы, у ребёнка формируется речь, т. е. формируются его взгляды, формируется сам человек. Ведь речь нужна человеку, будь то взрослый или ребёнок, всегда, на каждом шагу, во всяком деле. К сожалению, сегодня нам приходится часто наблюдать то, что повседневная речь младших школьников скудна, груба, примитивна, порой совершенно бессмысленна. Как неинтересно бывает мне, как учителю, другим детям, когда ученик отвечает урок скучно, нудно, монотонно. Многие ребята жалуются на себя: «Всё выучил, а выйду к доске – двух слов связать не могу». Беда у них в неумении говорить. Говорить хорошо, убедительно, точно, чётко, стройно, передавать неискажёнными свои мысли – дар огромного значения. Владеют им, к сожалению, не все. Вызвано это, разными обстоятельствами. Во-первых, сегодня в семье по разным причинам недостаточно уделяется внимание речевому развитию ребёнка. Ребёнок чаще бывает предоставлен сам себе, его продуктивное общение со взрослыми заменяют музыка, компьютер, телевидение. Во-вторых, всюду мы видим людей, демонстрирующих речь неточную, неполноценную, вульгарную, наполненную словами-паразитами: «это самое», «значит», «как бы» и т. п. Необходимо знать, что на начальной ступени обучения устная речь детей сильнее и богаче их письменной, и в процессе обучения она играет основную роль.. Следовательно, развитие устной речи младших школьников – очень важная сторона работы по языку, т. к. на этой основе развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Учителю необходимо работать над развитием диалогической речи – формированием культуры речевого общения. Диалогическая речь имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Придя в школу, продолжается формирование культуры его речевого общения и формирование монологической речи. Итак, развитие устной речи младших школьников сегодня – это формирование и становление языковой личности, которая вооружена терминами, усвоила нормы языка и имеет способность везде общаться. Это стало целью моей педагогической деятельности в работе по развитию устной речи детей. Моя работа строится в трёх направлениях:
Требования к уровню развития речи младших школьников. Работая над развитием речи детей, я следую тому, что устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Во-первых, устная речь должна быть содержательной.Нельзя допускать, чтобы дети болтали, хорошо не зная того предмета, явления или события, о котором они говорят. За словами, которые дети употребляют в речи, должны стоять конкретные предметы, явления. Самыми отрицательными признаками устной речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребления слов, предметного значения которых говорящий не знает. Во-вторых, устная речь должна отличаться логичностью, которая проявляется в последовательном изложении мыслей. Последовательно изложить мысли – это прежде всего связно изложить по плану. Последовательно расположены и связно соединены должны быть отдельные предложения между собой. Важно, чтобы в устных ответах обучающихся не было пропусков существенно важных фактов, повторений, противоречий. В-третьих, устная речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Ясность зависит от многих условий: насколько полно и последовательно изложены мысли, правильно построены предложения, в частности, насколько соответствует мысли порядок слов в предложении, правильно ли употреблены местоимения, предлоги, союзы и т. д. Ясность изложения часто нарушается употреблением иностранных слов и диалектизмов. Иначе сказать, ясности речи способствует её чистота – избегание просторечивых слов и слов-паразитов и правильность - соответствие литературной норме. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную (отчётливое выговаривание звуков). Соблюдение правил орфоэпии – это произносительные нормы языка, т. е. «карова», а не «корова», «канешно», а не «конечно», «што», а не «что» и т. д. В-четвёртых, устная речь должна быть точной, т. е. по возможности правдиво изображать окружающую ребёнка действительность, верно передавать факты, умело выбирая для этой цели наилучшие языковые средства – слова и предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому. В-пятых, устная речь должна быть экспрессивной. Речь человека не бесстрастна, она всегда несёт в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Развитие устной речи младших школьников охватывает также работу над тем, ка кобращается ребёнок к другому человеку, как произносится сообщение, т. е. каковы интонация, громкость, темп - экспрессивность речи. Я к этим сторонам речи ребёнка отношусь с пристальным вниманием, т. к. речь его может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмо, вяло, тихо. По тому, как ребёнок говорит, как у него экспрессивная функция речи развита, могу судить о речевой среде, формирующей его речь. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности детей. Это значит, если учитель говорит, чётко произнося слова, если интонации интеллигентны (глубоки, многообразны), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии учителя. В-шестых, выразительность устной речи является одним из важных условий её правильного восприятия адресатом. Особенно широко используются в устной речи такие средства выразительности, как повышение и понижение голоса, логические ударения, паузы, мимика, жесты. Выразительность устной речи делает её могущественным средством убеждения и побуждения. Поэтому, начиная с начальных классов, я стараюсь учить детей говорить выразительно. В то же время, учу детей быть экономнее в жестах, не увлекаться ими, т. к. жест должен сдержанно дополнять устную информацию, привлекая к ней внимание. Если можно обойтись без жестов – не жестикулировать. Данные требования тесно связаны между собой и в школьной системе выступают в комплексе. С первого класса постепенно я знакомлю обучающихся с этими требованиями.
Развитие устной речи младших школьников | Начальная школа | Журнал «Педмастерство»Развитие устной речи младших школьниковАвтор: Жданова Ольга Борисовна Организация: МБОУ «Кузедеевская СОШ» Населенный пункт: Кемеровская область, п. Кузедеево Введение.
Приятная для слуха речь - своего рода музыка.
Аристотель
Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является ег Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности | Статья по развитию речи на тему:Муниципальное бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №95» Доклад Тема: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Подготовила: Воспитатель 1КК Азарова И. П. Воронеж 2014 «Речь - удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению. Типичные проблемы развития речи дошкольника: 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. 2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. 3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. 4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. 5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!) 6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. 7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах. Речевое развитие
Целевые ориентиры старшего дошкольника.
Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем: 1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем; 2) Обучение рассказыванию:
3) Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; 4) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий. Коррекционно-развивающая работа во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, если ребенок уже занимается с логопедом, воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов и работе над конкретными пробелами в развитии речи, выявленными в логопедической диагностике. Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин). Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб — грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько?, Который?, Какой?, при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, например: шире — уже, самое широкое — самое узкое и т. д. На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.). Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади — мишка, впереди машина и т. п.). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа — стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развитие речи в связи с экологическим воспитанием Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире, поисковые ситуации являются хорошей базой для развития речи и мышления, а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов. При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (образование относительных и притяжательных прилагательных (лисий, волчий, бумажный, железный)). Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения. Таким образом, ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования является развитие связной речи, поскольку в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная, связная речь наиболее взаимодействует с развитием мышления, в ней отражены все другие задачи речевого развития ребенка. Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопительными впечатлениями, а также получить необходимую информацию, формирует личность. Именно личностное становление является приоритетным показателем готовности ребенка к школьному обучению и основополагающим фактором федеральных государственных требований. Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Для плодотворной работы по профилактике речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.) Воспитатели стараются придерживаться рекомендаций логопеда относительно каждого ребенка.
При развитии речи дошкольников важно обратить внимание на развитие речевого дыхания и артикуляции. Упражнения на развитие речевого дыхания широко используются на занятиях по экспериментальной деятельности. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха.
Фонематический слух необходим, чтобы четко различать звуки в словах. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношение очевидна. Правильно услышал - безошибочно написал. Для развития речевого внимания и фонематического слуха используются упражнения:
Вывод: Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. И. Гердер говорил: «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определен, не образован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка». этапов развития речи и языкаКак развиваются речь и язык?Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других. Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее. Каковы основные этапы развития речи и языка?Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что крик принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например голос матери или опекуна. По мере роста младенцы начинают понимать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка. Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством. В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не говорить до третьего или четвертого года жизни. Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков, или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов. Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является медицинским работником, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). . Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, направленных на лучшее понимание развития речевых и языковых расстройств, улучшение диагностических возможностей и более точную настройку более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых расстройств, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи. Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие определенной генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи. Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивается», чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, способствующих здоровому языку и развитию речи в раннем детстве. На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. На семинаре была представлена серия презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях. Что такое голос, речь и язык?Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом. Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать. Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык. Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта. Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенкаОт рождения до 3 месяцевот 4 до 6 месяцевот 7 месяцев до 1 года1-2 года2–3 года3-4 годаот 4 до 5 летЭтот контрольный список основан на Как ваш ребенок слышит и разговаривает ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха. Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка. Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка: Информационный центр NIDCD Публикация NIH № 13-4781 Упражнения, упражнения и советы для родителейНекоторые дети могут говорить, но слова не будут плавными. Они не могут выразить свои мысли полным предложением, так как слова или слоги обрываются. В их речи может быть нечеткость или возможно заикание. Такие проблемы являются препятствием для общения ребенка и в некоторых случаях могут сделать ребенка менее уверенным в себе. Эти проблемы можно решить с помощью логопеда. В этом посте MomJunction расскажет вам о логопеде для детей и поделится некоторыми играми и занятиями, которыми вы можете заниматься дома. Что такое логопедия?Логопедия - это метод языкового вмешательства, направленный на улучшение речи ребенка, его способности различать речь и преодоления таких проблем, как плохая артикуляция, невнимательность (повторение звука, слова или фразы), а также фонологические и голосовые нарушения. Помогает ребенку лучше выражать себя с помощью вербального и невербального языка. Он фокусируется на:
Как правило, дети не хотят разговаривать или разговаривают с перерывами. Трудно понять, что они хотят сказать. Но это не значит, что ребенку нужна терапия. Вернуться к началу [Читать: Развитие речи у детей ] Как узнать, нуждается ли ваш ребенок в логопедии?Вам необходимо понимать уровни проблемы, когда возникает необходимость в логопедии.Вот несколько критериев (1): 1. Вашему ребенку нужна логопедия, если:
2. Ваш ребенок может иметь прекрасное произношение и рано читать. Но им все равно может потребоваться логопедия, чтобы отточить свои практические языковые навыки, или процесс правильного использования языка в социальных сценариях , чтобы поговорить, завести новых друзей или просто попросить кого-то. 3. Ребенку также может потребоваться логопедия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушение слуха, поскольку они влияют на способность общаться. Проконсультируйтесь с логопедом (SLP) в вышеуказанных случаях.SLP часто начинают оказывать помощь этим детям в раннем возрасте и продолжают в школьные годы. Даже если ваш ребенок записан в логопедическую службу, вы все равно можете выполнять упражнения дома для поддержки лечения. Если речь задерживается, то в первую очередь следует учитывать, в порядке ли ребенок со слухом. Это можно оценить дома, чтобы увидеть, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к музыке или звуку из телевизора. В начало Советы родителям по логопедии домаОдна из самых важных вещей, которую нужно сделать, - это избегать любых негативных комментариев по поводу речи вашего ребенка.Если ваш ребенок заикается, не давите на него. Вместо этого следуйте приведенным ниже советам:
Если вы хотите научить ребенка правильно использовать звук f , сначала покажите ему, как произносить звук ( fff ), затем учите слоги ( fuh / oof ), а затем переходите к словам ( f f или рыба ) и, наконец, используйте эти слова в предложениях и беседах. Вы можете попробовать несколько занятий, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Но помните, что вашему ребенку они должны нравиться. Они могут не сотрудничать, если им скучно. Вернуться к началу [Прочитано: Расстройства общения у детей ] Логопедические упражнения и упражненияКаждое из приведенных ниже упражнений привлекает ребенка и стимулирует выработку речи. 1. Карточки и карточки с вопросамиРазместите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите их сказать, что они видят на карточке.Начните с нескольких карточек и увеличивайте картинки по мере продвижения. Если вашему ребенку сложно произносить определенные слова, вы поймете, на что нужно потратить больше времени. Карты вопросов содержат простые вопросы для детей. Выбирайте по одной карточке и замедляйтесь, чтобы поговорить. Это может быть отличной стратегией, чтобы вовлечь ребенка в разговор. 2.Зеркало для упражненийЗеркала обеспечивают визуальную обратную связь. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, как правильно двигать ртом, чтобы воспроизводить звуки. Разговор перед зеркалом помогает ребенку наблюдать, как он двигает своим ртом, издавая определенный звук. Встаньте перед зеркалом и производите каждый звук для вашего ребенка. Затем помогите им увидеть различия через зеркало. 3. Прыгай и говориЭта игра заставляет вашего ребенка повторить слово девять раз.Начните со слов, которые вы хотите, чтобы ваш ребенок практиковал. Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и попросите ребенка произносить слово каждый раз, когда он набирает номер. Когда они завершат прыжок до 9, измените слово и позвольте им снова прыгнуть, на этот раз с новым словом. Вы можете начать с меньшего количества слов и постепенно увеличивать их. Как только они закончат игру, правильно произнеся слова, наградите их подарком. Это повышает уверенность ребенка. [Читать: Дислексия у детей ] 4.Play catchВозьмите мяч и бросайте его вперед и назад. Поиграйте с ребенком в мяч, пока он тренирует свои слова. Таким образом, они делают два упражнения одновременно. 5. ПрогуляйтесьЕсли вы куда-то гуляете с ребенком, попросите его делать шаг вперед при каждом правильном повторении. Вы можете попробовать это, когда находитесь в парке или заходите в свой дом. Кроме того, чтобы играть с ребенком в такие игры, вы должны заставить его тренировать мышцы ротовой полости. Упражнения оральной моторикиОральная моторика - это использование мышц внутри рта, включая губы, щеки, челюсть и язык.Все эти части связаны с мышцами, которые могут быть сильными или слабыми, скоординированными или нескоординированными. Нам необходимы сильные оральные моторные навыки, чтобы мы могли говорить, есть, глотать или пить. Вот различные оральные двигательные упражнения, которые вы можете использовать для своих детей, не выходя из дома. 1. Движения губЭти движения губ являются отличным упражнением для полости рта для детей.
2. Движения языкаПопробуйте эти "скороговорки".
[Читать: Советы по улучшению концентрации у детей ] 3. Движения щекиС помощью этих движений вы можете укрепить мышцы щек ребенка:
Еще несколько упражнений для развития оральной моторики:4. Надуйте пузыриПусть ваш ребенок надувает пузыри для контроля дыхания, а также для губ. Это заставляет детей поджимать губы, что является оральным двигательным упражнением. 5. Настройте гармошкуДуть на губную гармошку помогает контролировать дыхание и поджимать губы. Если у вашего ребенка слабый контроль дыхания, попросите его издавать громкие звуки на губной гармошке, а если у него слабая сила губ, сосредоточьтесь на игре по одной ноте за раз. 6. Арахисовое маслоКто не любит арахисовое масло? Вотрите немного в губы ребенка и попросите его лизнуть. Нанесите масло из одного угла в другой, чтобы язык доходил от одной стороны до другой. Помимо этих заданий, вы можете побудить ребенка говорить и развивать его речь с помощью простых заданий с самого младенчества. Вернуться к началу [Читать: ADD In Children ] Возрастные задания для развития речиВот несколько занятий, которые вы можете попробовать дома. Помните, что дети учатся говорить естественно, и поэтому вы не должны оказывать на них давление. Этими занятиями можно заниматься только в том случае, если они нравятся ребенку. Не заставляйте ребенка выполнять эти действия. От рождения до 2 лет В этом возрасте ребенок не может говорить, но издает некоторые звуки. Следовательно, вы не можете знать, нужны ли им какие-либо логопеды. Вы можете выполнить следующие упражнения, если хотите научить ребенка произносить звуки / произносить слоги.
От 2 до 4 лет
Вернуться к началу Вы также можете использовать игрушки для развития речи и логопедические книги. Не спешите начинать логопед для вашего ребенка. Дайте им время улучшить свои разговорные навыки.Вам нужно проявить терпение и позитив, помогая ребенку научиться говорить. Наибольшую пользу детям приносит, когда им сопереживают родители. Вы пробовали логопеду для своих детей? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже. Рекомендуемые статьи: .
Смотрите, кто говорит! Все о развитии речи у ребенка
Языковые и коммуникативные навыки имеют решающее значение для развития ребенка. Хорошее общение позволяет им лучше участвовать в социализации, а также учиться на официальных уроках в классе и в окружающей среде. Коммуникация включает в себя речи и язык . Речь - это вербальное средство общения, а язык использует общие правила для объединения слов для выражения мыслей и чувств.Поскольку родители являются первыми учителями ребенка, знание языкового развития у детей улучшает способность родителей взаимодействовать со своим ребенком, чтобы стимулировать и направлять их к пониманию своего окружения и общению с ним. Язык состоит из четырех основных компонентов:
С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка.Первые пять лет являются наиболее важными, но развитие речи продолжается в раннем детстве и в подростковом возрасте. В течение первых пяти лет стимуляция языкового развития имеет важное значение, поскольку мозг развивает новые нервные клетки, а также многочисленные связи между этими клетками, которые выполняют функцию выразительной и восприимчивой речи. Отсутствие стимуляции в это время может привести к замедлению прогресса ребенка или ухудшению коммуникативных навыков. Позже мы дадим родителям несколько советов о том, как помочь в развитии языка, но есть несколько простых советов: проводить много времени с ребенком в разговорах, пении и чтении. На ранних этапах развития речи мозг запрограммирован на то, чтобы обращать внимание на звуки речи и начать имитировать их. Вначале младенцы любят сами издавать звуки. Позже они пытаются повторять звуки и слова, которым они подвергаются из окружающей среды. Первые слова дети обычно произносят в возрасте от 9 до 18 месяцев. Самые распространенные первые слова - «мама» или «дада». Что интересно, независимо от того, на каком языке учат детей, первые слова обычно относятся либо к матери, либо к отцу. Примерно к 18 месяцам словарный запас ребенка обычно составляет от 50 до 150 слов. Дети в этом возрасте начинают складывать пару слов вместе, чтобы сформировать предложение, которое иногда называют «телеграфной речью», например «Мама мяч» или «Мама бросает мяч». К двум годам они обычно могут использовать более 300 слов и понимать около 1000 слов. Примерно в три года дети начинают использовать язык для самых разных целей. Они не только пытаются получить желаемое, задавая вопросы, но также рассказывают о прошлом опыте и даже начинают использовать это, чтобы притвориться.К дошкольному возрасту (4 ½) они начинают понимать и использовать правила языка, чтобы выразить владение чем-либо, связать мысли и дать количественную оценку. Их язык становится больше похожим на язык взрослых. В начальной школе дети продолжают расширять использование устной речи, а также учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней и старшей школе, они продолжают расширять свой словарный запас, совершенствовать свои грамматические навыки и писать более сложно, а также продолжают развивать навыки понимания прочитанного. В таблицах ниже описывается развитие конкретных навыков для каждой стадии развития до 8 лет. Под графиком развития вы найдете информацию о том, как вы можете стимулировать и поощрять языковое развитие, а также информацию о том, как распознать отставание в развитии и что делать. делать с этим. Что родители могут сделать, чтобы стимулировать развитие речиРанние годы
Старший малыш и дошкольник
Школьный возраст и старше
Распознавание проблемОзнакомьтесь со сроками и ищите задержки. Помните, что для достижения каждой вехи существует довольно много времени. Если вы чувствуете задержку, обсудите это с лечащим врачом вашего ребенка.
Рекомендуемые книги для родителей Помимо детской речи: от разговорной речи к правописанию: руководство по развитию языка и грамотности для родителей и опекунов Язык - это гораздо больше, чем просто слова, и здоровое общение является основой развития вашего ребенка способность к эмоциональному, социальному и академическому успеху.Первые восемь лет жизни - это критический период для развития языка и грамотности, и как родитель вы являетесь основным образцом для подражания для своего ребенка, поскольку он или она начинает приобретать навыки разговорной речи, чтения и письма. И все же вы можете быть не уверены в том, что представляет собой типичный языковой прогресс и какие действия и практики больше всего улучшат учебный опыт вашего ребенка. Полностью переработанный и обновленный для наших дней, Beyond Baby Talk поможет вам найти самые простые и увлекательные способы развить у вашего ребенка навыки общения и доставить удовольствие вам обоим на этом пути.
Ваше исчерпывающее руководство по оказанию помощи вашему ребенку с дефектами речи, написанное в соавторстве двумя опытными специалистами. Когда у ребенка проблемы с общением - поставленные или нет - родители в первую очередь ищут, куда обратиться за помощью. Справочник по проблемам речи и языка для родителей - это универсальный ресурс, предлагающий не только самую последнюю медицинскую информацию, но также советы и поддержку от мамы, которая там была. Автор Дебби Фейт имеет двоих детей с проблемами речи и знает, что нужно для выживания и повседневного процветания всей семьи.Никакая другая книга на рынке не может сравниться с этой по сочетанию клинических исследований и реальных практических решений для родителей. Видео по развитию языка
Другие статьи по развитию языка Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этими статьями Американской ассоциации речи и слуха :
Время развития языка:Младенец (рождение до 18 месяцев) Малыш (18–3 лет) Дошкольник (3–5 лет) Школьный возраст (6–8 лет) От рождения до 6 месяцев
От шести до 12 месяцев
12–18 месяцев
От 18 до 24 месяцев
Два-три года
От трех до четырех лет
От четырех до пяти лет
От пяти до шести лет
От шести до семи лет
Семь до Восемь лет
Нарушения речи и речи у детейДети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или языки, которые используются в их семье и окружении. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. У типично развивающихся детей могут возникать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Однако большинство детей в возрасте 5 лет легко могут использовать язык. Помощь детям в изучении языкаРодители и опекуны - самые важные учителя в раннем детстве. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют, и реагируют на их шумы и звуки. Языковые и интеллектуальные навыки детей становятся сильнее, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться разными способами, например,
Это может происходить как во время игры, так и в повседневной жизни. Родители также могут наблюдать следующее: Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии. Начало страницы Некоторые языки скорее визуальные, чем разговорные. Американский язык жестов использует для общения визуальные сигналы, включая жесты, мимику и движения тела. Что делать, если есть сомненияНекоторым детям трудно понимать и говорить, и им нужна помощь. Они могут не осваивать языковые вехи одновременно с другими детьми, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства. Развитие речи состоит из разных частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих:
Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе.Примеры проблем с языком и развитием речи включают следующее:
Узнать больше о языковом расстройстве внешний значок. Языковые или речевые расстройства могут возникать вместе с другими нарушениями обучения, влияющими на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут чувствовать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе, и они могут действовать, действовать беспомощно или замкнуться. Языковые или речевые расстройства также могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или тревожность.Дети с нарушениями развития, включая расстройство аутистического спектра, также могут иметь трудности с речью и языком. Сочетание проблем может затруднить успешную учебу ребенка в школе. Правильная диагностика детского расстройства имеет решающее значение, чтобы каждый ребенок мог получить правильную помощь. Начало страницы Обнаружение проблем с языком или речьюЕсли у ребенка проблемы с языковым или речевым развитием, поговорите с врачом об обследовании.Первый важный шаг - выяснить, не страдает ли ребенок потерей слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только на одно ухо или у ребенка частичная потеря слуха, что означает, что он может слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, скрининге, оценке и лечении. Специалист по языковому развитию, такой как внешний значок речевого патолога, проведет тщательную оценку, чтобы определить, какой тип проблемы с языком или речью может быть у ребенка. В целом, изучение более чем одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать точно таким же этапам развития, как те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать и говорить на двух языках зависит от того, сколько у ребенка практики в использовании обоих языков, и от вида практики. Если у ребенка, изучающего более одного языка, возникают трудности с языковым развитием, может потребоваться тщательная оценка со стороны специалиста, который понимает развитие навыков более чем одного языка. Начало страницы Лечение языковых или речевых расстройств и задержекДетям с языковыми проблемами часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Патологоанатомы могут работать напрямую с детьми и их родителями, опекунами и учителями. Наличие языковой или речевой задержки или расстройства может дать ребенку право на раннее вмешательство, внешний значок (для детей до 3 лет) и услуги специального образования (для детей от 3 лет и старше).Школы могут провести собственное тестирование на языковые или речевые расстройства, чтобы определить, нужно ли ребенку вмешательство. Если есть другие опасения по поводу слуха, поведения или эмоций ребенка, необходимо пройти обследование у медицинского работника. Родители, медицинские работники и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение. Что должен знать каждый родительДети с определенными нарушениями обучаемости, включая языковые или речевые расстройства, имеют право на получение услуг специального образования или приспособления в школе в соответствии с внешним значком Закона об инвалидах в образовании (IDEA) и разделом 504 внешнего значка, антидискриминационным законом. Получите помощь в Центре обучения и информации для родителей в вашем штате внешний значок Роль поставщиков медицинских услугПоставщики медицинских услуг могут сыграть важную роль в сотрудничестве со школами, чтобы помочь ребенку с речевыми или языковыми расстройствами, задержкой или другими ограниченными возможностями получить необходимые им специальные услуги. Американская академия педиатрии создала отчет, в котором описывается роль, которую медицинские работники могут играть в оказании помощи детям с ограниченными физическими возможностями, включая языковые или речевые расстройства. Начало страницы Дополнительная информацияИнформация CDC о потере слуха Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств внешний значок От рождения до 5: смотри, как я процветаю внешний значок Американская ассоциация речи, языка и слуха внешний значок .Что это такое, как это работает и зачем вам нужна терапияЛогопедия - это оценка и лечение коммуникативных проблем и нарушений речи. Его проводят логопеды (SLP), которых часто называют логопедами. Логопедические техники используются для улучшения общения. К ним относятся артикуляционная терапия, языковые интервенции и другие, в зависимости от типа речи или языкового расстройства. Логопедия может потребоваться при нарушениях речи, которые развиваются в детстве, или нарушениях речи у взрослых, вызванных травмой или заболеванием, например, инсультом или травмой головного мозга. Есть несколько расстройств речи и языка, которые можно вылечить с помощью логопеда.
Логопедия обычно начинается с оценки SLP, который определяет тип коммуникативного расстройства и лучший способ его лечения. Логопед для детейЛогопеды для вашего ребенка могут проходить в классе или в небольшой группе, или индивидуально, в зависимости от нарушения речи. Логопедические упражнения и занятия различаются в зависимости от заболевания, возраста и потребностей вашего ребенка. Во время речевой терапии для детей SLP может:
Логопедия для взрослыхЛогопедия для взрослых также начинается с оценки для определения ваши потребности и лучшее лечение.Логопедические упражнения для взрослых могут помочь вам с речью, языком и когнитивным общением. Терапия может также включать повторное обучение функции глотания, если травма или заболевание, такое как болезнь Паркинсона или рак полости рта, вызвали затруднения при глотании. Упражнения могут включать:
Там же Если вы хотите попробовать логопедические упражнения дома, доступно множество ресурсов, в том числе:
Время, в течение которого человеку нужна логопедия, зависит от нескольких факторов, в том числе:
некоторых нарушения речи начинаются в детстве и я Они улучшаются с возрастом, тогда как другие продолжают развиваться и требуют длительного лечения и поддержки. Расстройство общения, вызванное инсультом или другим заболеванием, может улучшиться как после лечения, так и по мере улучшения состояния. Успешность логопедии варьируется в зависимости от заболевания, которое лечится, и возрастных групп. Когда вы начинаете заниматься логопедом, это также может повлиять на результат. Логопедия для маленьких детей оказалась наиболее успешной, когда ее начали рано и практиковать дома с участием родителей или опекунов. Логопедом можно лечить широкий спектр задержек и расстройств речи и языка у детей и взрослых.При раннем вмешательстве логопед может улучшить общение и повысить уверенность в себе. . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |