|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие речи у ребенка краткоКраткие сведения о развитии речи ребенка — СтудопедияРечь является средством общения людей и формой логического мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь.Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь, которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала). «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей — фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы - слух, зрение, обоняние, осязание — были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Анализаторы — сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах. Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых яркихвпечатлений, не создана обстановка, способствующая развитиюдвижений и речи, задерживается и его физическое и психическоеразвитие. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития пониманияречи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, означающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10—12, а иногда и большего количества слов (баба, киса, му, бэ и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятсядля него средством речевого общения, т. е. формируется э к с прессивная речь. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250—300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800 — 1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500—3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четы-рем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи. Таблица 1. Развитие речи у ребенка: понятие, этапы, рекомендацииРечь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет. СодержаниеСвернуть Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление. Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения. От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно. Точное определениеПонятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику). АктуальностьНет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время. Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки. СтатистикаДанные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности. Факторы, от которых зависит развитие речиКаждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:
К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому. Этапы формирования речи
Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт. Считается, что речь развивается по двум направлениям:
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
Основные задачи, направленные на развитие речиОсновная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:
Нормы ВОЗ1 год:
Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь. 1-2 года – увеличивается автономность:
2-3 года:
3-4 года:
4-5 лет:
5-7 лет:
Как помочь формировать речь по возрастамДо года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно. 1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение. От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания. ОтклоненияОтклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения. Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др. Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу. Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?
Рекомендации
Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие. Этапы нормального речевого развития у ребёнка.
Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).III период. Дошкольный (3 – 7 лет).IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).
I период. Подготовительный (от 0 до 1 года). Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией. К двум месяцам первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныканье). К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом. К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова). Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля. Лепет - адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных» слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше - до 30 -50слов. С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой. С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука. С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких; В 8-9 – реагирует на свое имя. После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания». На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. - 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка). II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет). Для этого периода характерно появление предложений из отдельных аморфных слов-корней (1г. 3м. – 1г.8 м.) - однословная фраза (бах). 1г.8м. - 1г. 10 м. – двухсловная фраза Баба - ди (Бабушка, иди!). Кука - бух (Кукла упала!). Да яба - Дай яблоко.
В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь. По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе: в 1.8 – 1.9 мес. - 80-100 слов. в 2 года – 200-400 слов. к 3 годам – 1000-1100 слов. Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции. В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.). К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры. Вывод. Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли. Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?» В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показателем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира. К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или жeнского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова. III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период. Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.
В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи. Выделяется 4 этапа: 1 этап (от 3 до 4 лет). В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:
2 этап ( от 4 до 5лет). В этом периоде:
- еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч. 3 этап (от 5 до 6 лет). В 5 лет дети:
К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка. 4 этап (от 6 до 7 лет). К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения. Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.
Дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.
В дошкольном периоде процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.): ―Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика. —Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер. Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих. В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов. Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с братиком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу». К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения. Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. IV период. Школьный (от 7 до 17 лет). В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь. Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протекает спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процессами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны. В свою очередь, нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (например, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются. Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению. Протяжённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания. Необходимо отметить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности индивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление антонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имеющих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием. Так же для вас может быть интересным:
особенности и уровни речевого развитияВ возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова. Значение развития речи у детей в дошкольном возрастеРазвитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности. В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов. Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях. Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми. Задачи речевого развитияПсихоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:
Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе. Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольниковПсихологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта. Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития. Становление речи ребенка от 3 до 4 летС каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных. Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие. Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш. Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают. Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 летДошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит. Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок… Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой. К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам. Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания. Особенности развития речи дошкольника 5-7 летРечевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.
Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя. 6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать. Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения. Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 летРезультаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице. Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Активность родителей в развитии речи ребенкаРодителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя. Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях: В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника. Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением. Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке. Развитие речи детей в разных видах деятельностиВзаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности. Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу. Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.
Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки. Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное. С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей. Формирование речевых навыков дошкольников в общенииКоммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования. Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков. Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь. Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре. Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п. По секрету… Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям. Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей. Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности. Кратко о речевом развитии ребенка | Статья по развитию речи на тему:Кратко о речевом развитии ребенка2 года – ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. 3 года – словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з. 4 года – в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. 5 -6лет – словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. 7 лет – словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила. Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки. Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)Речь — основной инструмент взаимодействия людей. Однако взрослые часто забывают о том, насколько сложен процесс устной коммуникации, до той поры пока в семье не появляется ребенок, который только учится произносить свои первые звуки и складывать их в слова, а позднее — во фразы и предложения. Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения. Склонившийся над колыбелькой взрослый умиляется первому лепету, а для ребенка это не только первые попытки общения, но и тренировка. А сколько слов необходимо запомнить малышу! При этом кроха не только должен уметь воспроизводить сочетание звуков, но и соотносить их с предметами, процессами и явлениями его окружающими. Таким образом, речевое развитие ребенка — это колоссальная работа мозга. И она должна практически завершиться к семи годам. При этом под развитием речи понимают этапы и процессы, связанные с освоением ребенком устной и письменной речи. Советуем почитать: «Задержка речевого развития у детей». Что входит в понятие «развитие речи»?Часто родители понимают под развитием речи достаточно узкую область. Например, активный словарь ребенка определенного возраста часто кажется взрослым единственным критерием гармоничного речевого развития. Другие особое внимание обращают на чистоту произнесения звуков. Третьи — на длину и сложность составляемых после трехлетнего возраста предложений. В зависимости от того, что взрослые вкладывают в понятие «развитие речи» будет значительно отличаться и их языковое поведение в отношении малыша. Кто-то настаивает на том, чтобы ребенок заучивал как можно больше стихов, кто-то старается «вложить в его голову» максимум различных понятий и значений, а кто-то настаивает на ежедневном повторении чистоговорок. Однако данное понятие слишком широко, чтобы делать акцент на какой-то одной составляющей. Ведь конечной целью речевого развития ребенка является научение его грамотно и точно выражать свои мысли и описывать явления. Развитие речи тесно связано с формированием вербального мышления, усвоением законов коммуникации и многим другим. Чтобы лучше понимать каким образом помочь ребенку не просто научиться говорить, а всесторонне развить свою речь следует остановиться подробнее на основных этапах ее формирования. Этапы формирования речи у ребенкаЛюбой родитель знает, что речь не развивается одномоментно. Это длительный процесс. В каждом возрасте перед ребенком и окружающими его взрослыми стоят различные задачи, касающиеся освоения маленьким членом семьи родного языка. Условно развитие речи может быть разделено на этапы, хотя, разумеется, границы между ними не могут быть четкими. От рождения до 1 года — доречевой этапНесмотря на то, что в этот период ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки. Данный этап условно делится на стадии:
Таким образом, если у малыша есть определенные проблемы со слуховым или речевым аппаратом, родители это понимают уже сейчас. В этом случае у малыша на доречевом этапе не наблюдается гуления или произнесения первых звуков. Чем помочь ребенку?То, что ребенок еще не говорит — не повод ограничивать его в общении. Скорее наоборот. Общайтесь с малышом большую часть времени, стараясь следовать определенным правилам:
Не забывайте, что развитие речи тесно связано с тактильными ощущениями и развитием моторики. Применяйте массаж, побуждайте кроху захватывать и удерживать игрушки, используйте приспособления для игр, изготовленные из различных материалов. От года до 1,5 — накопление пассивного словаряПосле года многие родители замечают, что кроха не спешит осваивать новые слова и включать их в свою речь, он пользуется только уже знакомыми понятиями, освоенными в годовалом возрасте. Наберитесь терпения. Процесс развития речи идет куда быстрее, чем кажется. К полуторагодовалому возрасту нормально развивающийся ребенок произносит всего 10 простых слов, но знает уже примерно 200 названий предметов и явлений. Сейчас важно быть внимательным к малышу, чтобы адекватно оценить количество обращенных к нему слов, которые он понимает, и помочь ему накопить пассивный словарь. На данном этапе развития кроха уже узнает повседневные предметы и действия, он понимает что такое «купаться», «гулять», «кушать», может показать знакомые предметы, любимую кружку, окно, свою кроватку, стульчик так далее. Поворачивает голову и смотри на названную игрушку. Чем помочь ребенку?Разумеется, продолжать общаться! Не надо пытаться сейчас «заучивать» с ребенком новые слова, просто говорите с ним, показывайте новые предметы, повторяйте названия уже знакомых. При общении с малышом следуйте следующим правилам:
Следите за тем, чтобы ребенок понимал, что ему говорят. Если замечаете, что кроха не понимает обращенных к нему просьб, упрощайте их, показывайте наглядно, что имеете ввиду. От 1.5 лет до 2.5 лет — «лексический взрыв» и переход к фразовой речиМногие слышали истории о том, как ребенок «не говорил» и вдруг начал тараторить без умолку, поражая родителей количеством новых слов. Данное явление получило название «лексический взрыв». Теперь кроха активно извлекает слова из пассивного словаря и учится их использовать. Как правило, данное явление приходится на период от 1,5 лет до 1 года и 6-8 месяцев. Отклонением от нормы не считается и переход к следующему этапу в 2 года, как правило, это наблюдается у мальчиков. Практически сразу за лексическим взрывом наступает следующий этап речевого развития ребенка — переход к фразовой речи. Он возможен, когда в словаре крохи накапливается порядка 40-60 и более слов. В речи ребенка появляются первые двухсловные предложения. Одновременно продолжается расширение словаря. К 2,5 годам предложения, используемые ребенком, уже включают три-четыре слова, а словарный запас расширяется до 200-300 слов. Нормальным при этом считается использование упрощенных форм слов, например «би-би» вместо «машина», «ам-ам» вместо «кушать». Такие «малышковые» сокращения так же можно считать частью словарного запаса ребенка. Не все слова могут быть произнесены правильно, некоторые и вовсе обозначаться звуками — это норма. Первые предложения крохи могут звучать следующим образом: «Мама, дём ам-ам» («Мама, идем кушать»). Это нормальная речь малыша такого возраста. А вот если ребенок не пытается к 2,5 годам составлять из слов простые предложения — стоит посоветоваться со специалистом. Чем помочь малышу?Правила остаются все те же — продолжайте разговаривать с ребенком, играйте с ним, создавайте различные ситуации и проговаривайте их. Не забывайте и о развитии мелкой моторики: предлагайте малышу лепить, рисовать, перебирать мелкие предметы. Усложняйте собственную речь при разговоре с малышом:
2.5-4 года — этап освоения связной речиПосле 2.5 лет речь малыша становится более понятной. Он уже должен правильно произносить многие звуки. Однако сложности с произнесением звуков «л», «р» «з-с» и шипящих («ж-ш», «ч-щ») пока нормальны. Речь ребенка в трехлетнем возрасте должна быть не менее чем на 70% понятна незнакомым людям. Это один из тех критериев, по которым можно выявить отклонение в развитии малыша. В норме к трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов. В возрасте от 3 до 4 лет кроха уже усваивает определенное грамматические формы, может говорить предложениями и объединяет несколько предложений по смыслу, то есть, может составить целую фразу. В его речи появляются прилагательные, наречия (высоко, поздно, холодно и т.д.), местоимения, слова могут изменяться по числам и родам. Чем помочь ребенку?Продолжайте усложнять свою речь и обращенные к малышу задания. Старайтесь посещать новые места, знакомить ребенка с новыми явлениями. Теперь взрослый в разговоре с ребенком перестает быть преимущественно рассказчиком и старается больше слушать и побуждать малыша к общению:
Обращайте внимание так же на чистоту речи ребенка, сложности с произнесением определенных звуков. При необходимости обратитесь к логопеду — сейчас поставить или исправить звуки проще, нежели в школьном возрасте. В норме после 4 лет ребенок уже активно пользуется родным языком. Продолжается совершенствование его речи и корректировка. Конечно, вышеназванные этапы не имеют четких границ и могут варьироваться в зависимости от особенностей развития конкретного ребенка. Например, у мальчиков сроки могут смещаться на целых четыре-пять месяцев, для девочек, как правило, это не характерно — их отставание в речевом развитии считается нормальным, если не превышает 2-3 месяца. Нет и абсолютно жестких норм относительно количества произносимых слов. Например, ребенок может использовать всего 7 слов в годовалом возрасте вместо «положенных» 10, а до 2.5 пользоваться более простыми формами слов и даже придумывать собственные. Что еще надо знать о развитии речи?Помните, что развитие речи — сложный процесс и в какой-то момент может произойти сбой. Внимательно следите за тем, как совершенствуется речь малыша, чтобы своевременно принять меры по корректировке. Внимательно отнеситесь к критическим периодам становления речи. Их три:
Помните, что развитие речи связано с интенсивной работой нервной системы ребенка. И куда лучше этот процесс пройдет в спокойной и теплой атмосфере. Ограждайте малыша от переживаний, не конфликтуйте при нем с родными, разговаривайте с ним благожелательно. Читайте малышу больше, переходя от простых произведений к более сложным. Как только ребенок будет способен выражать свое мнение, относительно пройденных произведений — обсуждайте после прочтения каждую сказку или рассказ, предлагайте ребенку пересказать содержание своими словами. Взрослым необходимо следить за собственным произношением, стараться говорить эмоционально и выразительно. Это не только позволит малышу освоить речь, но и использовать ее по назначению — в качестве тонкого инструмента для выражения собственных эмоций. Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо, чтобы он постоянно находился в языковой среде. Но не перегружайте его информацией! Лучше использовать несколько описательных предложений и дождаться реакции ребенка, приглашая его к «диалогу», чем просто болтать не умолкая. По этой же причине не подменяйте личное общение с малышом просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге! Автор: Екатерина Ефремова Развитие речи у детей | Беременность, рождение и ребенокначало содержания2-минутное чтение Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети, как правило, следуют естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития. Как со временем развивается речь?Младенцы должны выучить звучание языка, прежде чем научиться говорить. Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть несколько общих закономерностей:
Как родители могут помочь в развитии речи?Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:
Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:
Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect. Последний раз отзыв: февраль 2019 г. .Развитие речи и языка | Детская больница CS MottРечь и язык являются неотъемлемой частью развития любого ребенка. Развитие речи влияет на социальное взаимодействие, поведение и академические навыки вашего ребенка. Как узнать, идет ли речь и языковое развитие моего ребенка?Вначале младенцы любят издавать собственные звуки. По мере взросления они учатся имитировать звуки, которые слышат. Если вас беспокоит языковое развитие вашего ребенка, вам следует поговорить со своим педиатром. Вехи, демонстрирующие нормальное речевое развитие, включают:
Если ваш ребенок не достигает этих показателей, проконсультируйтесь со своим педиатром.Первым делом проверьте слух вашего ребенка. Даже если они кажутся , они хорошо слышат, дети являются экспертами в улавливании визуальных сигналов, чтобы справиться. Важно вовремя выявить потерю слуха, чтобы лечение началось как можно раньше. Советы по поддержке речи и языкового развития вашего ребенка
Что вызывает проблемы с речью и языком?
Как я могу определить, есть ли у моего ребенка языковые проблемы или он просто "поздно расцветает"?Родителям может быть трудно определить, поздно ли расцветает ребенок, имеет ли он потерю слуха, расстройство экспрессивной речи или другую первопричину задержки речи. Квалифицированный специалист сможет помочь вам определить, есть ли у вашего ребенка задержка речи или языковые задержки. Чем раньше ваш ребенок получит помощь, тем лучше будет его прогресс. А если они окажутся поздно цветущими, дополнительное внимание к их речи никоим образом не повредит. Лечение задержки речи и языка Важно на ранней стадии выявить проблемы с речью / языком, чтобы ваш ребенок мог начать лечение. Лечение следует начинать как можно раньше. Исследования показывают, что дети много знают о языке задолго до того, как будет сказано первое слово. Если вашему ребенку требуется лечение, оно должно быть индивидуальным и соответствовать его развитию. Лечебная бригада вашего ребенка может включать врача, аудиолога, логопеда, эрготерапевта и / или социального работника. Невербальные способы общения с детьмиДети, которые невербальны или плохо общаются из-за потери слуха, аутизма, апраксии или подобных проблем, могут использовать другие методы. К ним относятся язык жестов, система обмена изображениями (PECS), а также дополнительное и альтернативное общение. Дополнительные ресурсыРекомендуемая литература:
Проверено и обновлено Сарой Лауле, MD Обновлено в мае 2017 г. .Развитие речи у малышей | Родителиперейти к содержаниюВерхняя навигацияИсследоватьМеню профиляВаш счет Вниз треугольник .Развитие речи у детей | healthdirectначало содержания2-минутное чтение Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети, как правило, следуют естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития. Как со временем развивается речь?Младенцы должны выучить звучание языка, прежде чем научиться говорить. Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть несколько общих закономерностей:
Как родители могут помочь в развитии речи?Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:
Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:
Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect. Последний раз отзыв: февраль 2019 г. .Развитие речи ребенка, что это такое?В начале речевого развития ребенка ваш ребенок должен достичь определенных этапов. Каждый день индивидуален, но наблюдать, как они растут, весело. Ребенок переходит от того, что даже не смотрит в глаза и только плачет ... ... к тому, что он впервые смотрит на вас и удивляется, произнося «Иди?» В течение первых 18 месяцев основные этапы речи делятся на два этапа: СМОТРИ ТАКЖЕ: Лучшие книги для практики домашней логопедииРебенок предварительно умышленно: 0–8 месяцевДети в этом возрасте ничего не делают, потому что планировали! У них еще нет когнитивных навыков, чтобы создавать идеи в уме, а затем действовать в соответствии с ними посредством запланированных действий. Ребенок является преднамеренным, но не обычным: 9-18 месяцев (ниже)Дети в этом возрасте теперь делают что-то намеренно. Они будут подбирать предметы и использовать их правильно. Они начинают специально произносить звуки и слова, потому что теперь они имеют значение. 0-2 месяцаВыступление
Кормление
2-4 месяцаВыступление
Кормление
4-6 месяцевВыступление
Кормление
6-8 месяцевВыступление
Кормление
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |