|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Развитие ребенка дидактическими средствамиДидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста | Материал на тему:ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовил: воспитатель Климова Т.Ю. 2013 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 1. Основные функции дидактической игры…………………………………….4 2. Основные виды игр…………………………………………………………….8 3. Структура и методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах…………………………………………………………………………...11 4. Описание 2-х настольно-печатных игр в средней группе.…………………14 Заключение……………………………………………………………………….16 Список сокращений……………………………………………………………...17 Список литературы………………………………………………………………18 ВВЕДЕНИЕ В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. [ 4, c. 5] Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий. Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях. Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития мышления детей: игры с реальными предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Игра – обучающий процесс, к которому, как и к любому занятию, требуется подготовиться как воспитателю, так и детям. В связи с этим рассмотрена методика организации дидактических игр, подготовка к проведению и сам процесс проведения игр. 1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление. Поэтому основными функциями игры являются:
Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в двух основных видах: игры-занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями. [ 1, c. 4] С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста, так как для данного возраста проводятся занятия, на которых расширяются и углубляются знания об окружающем мире, в то время как в игре детям предлагаются задания в виде загадок и вопросов. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса игры. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если правила понятны и ясны. Дети любят игры, хорошо знакомые им, с удовольствием играют в них. В каждой игре заложен интерес к игровым действиям. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовать игру, были не только участниками, но и болельщиками, справедливыми судьями.[ 6, c. 60 ] Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники, получает задание, старается выполнить его, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Но, несомненно, более широкий простор для воспитания самостоятельности в игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются как метод обучения сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Рассмотрим возможности дидактической игры в воспитании основных качеств ребенка.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу правильно использовать имеющиеся знания: находить характерные признаки, сравнивать, группировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы. 2) Нравственное воспитание. У детей формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Так в работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, а при работе с детьми старшего возраста решаются задачи воспитания нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей страны, любви к стране, родному краю. 3) Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрации, природный материал, изготавливают карточки, настольные игры для детей младших групп. Все это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. 4) Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. 5) Физическое воспитание. Игра создает положительные эмоции, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук. 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИГР В дошкольной педагогике все дидактические игры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной. [ 5, c. 118] Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по размеру, свойствам, так как малыши пока не могут находить едва заметные различия. В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал, из которого они сделаны. Это помогает воспитателю упражнять детей в решении определенных задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из данного материала, или игрушки необходимые для различных творческих игр: игр в семью, в больницу, магазин. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании:
Самое простое задание в игре с подбором картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых, например два платья, одинаковых по цвету, размеру, фасону. Затем задача усложняется: дети объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок автомобили, одежду, фрукты. Предметы, изображенные на картинках, могут быть разными по цвету, форме, размерам, но их объединяет одно общее свойство, принадлежность к одному виду картинок. При подборе картинок по общему признаку требуется некоторое обобщение, установление определенной связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду, лесу, огороде?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят их с местом их произрастания и объединяют картинки по этому признаку. Игры на запоминание состава, количества и расположения картинок направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами игр этого вида является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Задача игр на составление разрезных картинок и кубиков – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. В играх с описанием, рассказом о картинке воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы все отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, подражанию голоса. В этих играх формируются такие ценные качества личности, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение и закрепление словаря. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает более активно, трудности умственной работы дети преодолевают легко, не замечая, что его учат. 3. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными компонентами игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, так как в играх они должны применять уже имеющиеся знания и представления. Т. е., определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции должны развиваться. Правильно сформулированная дидактическая задача, поставленная перед детьми в игре, поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, материалу, внешнему виду, дать. [ 2, c. 46] В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, возникающие из-за неудачного результата. Важно при определении правил игры ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. [ 6, c. 61] Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!». Таким образом, любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила и действия. Методика проведения дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ. [7, c. 26] В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидактических игр включает:
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет в будущем совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. [ 1, c. 22] 4. ОПИСАНИЕ 2-Х НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЛОТО: ВРЕМЕНА ГОДА (развивающая игра для детей от 3 лет). Дидактическая задача: заполнение тематического игрового поля соответствующими карточками; развитие памяти, внимания, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, общей культуры и эрудиции. Игровые правила: заполнять карточками игровое поле. Игровые действия: находить маленькие карточки, соответствующие времени года на игровом поле; игра – соревнование. Ход игры: дети разбирают игровые поля с изображением времен года. По сигналу воспитателя или по общей договоренности начинают искать и заполнять игровое поле карточками соответствующими выбранному полю. НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ» (тактико-математическая игра для детей от 4 лет). Дидактическая задача: развитие логики мышления, первичных математических навыков; собрать карточки с указанными на них очками. Игровые правила: собрать карточки с очками на сумму равную 7 или, по соглашению, больше. Игровые действия: выбрасывание кубика, передвижение фишки по игровому полю по результату броска кубика, собирание карточек с очками на определенную сумму. Ход игры: определить очередность хода игроков. Фишки перемещаются по игровому полю по результату броска кубика. Для того чтобы начать движение, «Емеля» должен поймать Щуку. Играющие по очереди бросают кубик, если выпало «6» - «Щука» поймана, можно взять карточку с ее изображением. До тех пор, пока не выпадет заветное число, фишка игрока остается на месте. Поймав «Щуку», каждый игрок сам решает, как он воспользуется ее волшебством и силой. Определившись с маршрутом, игрок ставит свою фишку на стартовый рисунок («Ведра», «Сани», «Печка», «Царский указ») и отправляется в путь. Дойдя до цели, игрок берет призовую карточку, на которой указано кол-во полученных очков, но нужно иметь в виду, что Царевна одна, и каждый имеет право взять здесь только одну карточку. Взяв карточку, вы должны каждый раз возвращаться в центр поля. Перед началом игры можно договориться о другом кол-ве очков, которые нужно набрать для победы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Чтобы успешно проводить воспитательную работу с детьми, необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – целеустремленность, настойчивость, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель отмечает для себя, что одни дети знают много, отвечают смело, действуют уверенно, а другие знают меньше и держатся немного в стороне, замкнуто, чувствуют себя неуверенно. Таким образом, с помощью дидактических игр воспитатель может более глубоко понять своих воспитанников, их преимущества и недостатки и, уже исходя из этого, организует правильный подбор игр в соответствии с общим уровнем подготовленности группы, а также индивидуальные занятия по корректировке внимания, памяти, мышления, речи и др. В дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ др. – другое, другие. кол-во – количество. т. е. – то есть. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста" | Статья:Статья на тему: "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста" Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением человека у него родилась потребность играть. Игра издревле считалось универсальным методом воспитания и обучения. На протяжении длительного времени изучению понятия «игра» посвящали свои работы многие исследователи: философы, педагоги, социологи. Они рассматривали игру с разных позиций, во многих аспектах. Дать единственное, правильное определение понятия игры весьма трудно, она слишком многогранна. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр в практике работы ДОУ
Посмотреть статью в полной версии Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша Чтобы оно проходило полноценно , необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Наша задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Работа в этом направлении даёт хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада Развитие математических способностей детей нетрадиционными дидактическими средствамиОписание слайда:Пособия дидактические и универсальные (логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт» В.Воскобовича). Дидактические игры (лото, домино; игры В.Воскобовича: «Цифра», «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд»). Развивающие игры (Б.Никитина, В.Воскобовича – игровой квадрат, «Прозрачный квадрат», головоломки). Модели (планы пространства, схемы сложения простого флексагона и открытки-перевертыша, заготовки, эталоны форм). Игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор». Игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Геоконт», игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты. Материалы: бумага, клей, ножницы, карандаши, линейки, ластики, картинки и иллюстрации для оформления простого флексагона и открытки-перевертыши. Познавательные книги. Для индивидуальной творческой деятельности предусмотрены карточки с заданиями для детей с разным уровнем сформированности ЗУН «Внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста». | Материал на тему:Тема: «Внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста». Важной задачей этапа дошкольного образования является формирование готовности детей к вхождению в информационно – образовательную среду школы, неотъемлемой частью составляющей которой является информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Новые образовательные стандарты требуют новых подходов к организации учебно – воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), к подбору средств учебно – воспитательного процесса и способов развития и обучения. Мультимедийные средства используются педагогами: - при обучении, знакомстве с новым материалом; - при закреплении пройденного; - при диагностике и коррекции. Наше дошкольное образовательное учреждение достаточно оснащено современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно - коммуникационные технологии обучения. У нас имеется компьютерный класс с интерактивной доской на шесть посадочных мест с выходом в интернет, где проходят индивидуальные и подгрупповые занятия в групповых помещениях имеется телевизоры, компьютеры, что педагогам позволяет на занятиях применять ИКТ. Среди технических новинок в нашем ДОУ особое место занимает программно - методические комплексы «Фантазеры. Волшебный конструктор» и «Фантазеры. Моя страна», которые позволяют организовать совместную творческо - эвристическую деятельность (творческое неосознанное мышление) обучающихся, ориентированную на коллективное решение общей задачи при работе за одним компьютером. Это решение открывает новые формы и методы организации учебной деятельности, дает новые возможности для развития познавательных способностей, гибкости и креативности мышления, формирования коммуникативных навыков и других социально важных качеств личности. Программно - методический комплекс (ПМК) «Фантазеры. Волшебный конструктор» - это формы дидактических, методических, игровых пособий для развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в свободной, игровой детской деятельности или организационной деятельности под руководством взрослого. Содержание данной программы включает в себя пять блоков творческо – эвристического типа (мастерских): - «Сказки природы». Блок может быть использован для решения различных задач по работе с природным материалом на разнообразных видах деятельности. В папке с заготовками представлены примерные варианты демонстрационных работ. - «Цветочная фантазия». Блок может быть использован для решения задач по художественно – декоративному и изобразительному творчеству, психокоррекционных задач. - «Строитель – Архитектор». Блок может быть использован для решения задач по конструированию, математике, логике художественно – декоративному и изобразительному творчеству. - «Художник». Блок может быть использован для решения задач по художественно – декоративному и изобразительному творчеству, по ознакомлению с богатым наследием Российской культуры и искусства. Работы созданные в результате росписи фигуры, могут быть использованы как раскраска на бумаге. - «Театр из бумаги». Блок может быть использован для решения задач художественно – декоративного и изобразительного творчества, развития монологической и диалогической речи, эмоционально - экспрессивного воспитания, развития коммуникативных навыков. Блок является творческой основой для создания детской игры – драматизации, основой для сюжетно – ролевых игр. Представленный блок является практическим пособием для работы психолога в области: - эмоционально – эффективной коррекции речи; - терапевтической коррекции; - также логопедической коррекции. Каждый программный блок представляет собой конструктор с предметными элементами определенной тематики: природный материал, строительный материал в виде набора геометрических фигур, набор художественно – декоративных элементов, набор элементов для моделирования театра «из бумаги». Каждая мастерская имеет свой стиль и предлагает свой набор материалов для творческой работы. Предлагаемые уровни сложности позволяют использовать программу на разных возрастных этапах. Основополагающей идеей ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор» является концепция о недопустимости формирования в детстве «интеллектуального абстракционизма». Суть концепции заключается в следующем: - Знания воспитанников должны быть эмоционально значимыми. - Знания воспитанников должны быть действенными, использоваться во всех видах жизнедеятельности. - Знания воспитанников должны быть доступными и наглядными, а не абстрактно заданными. Организационные формы работы. Программа может использоваться в классах с разным техническим оснащением (в зависимости от цели занятия). - Индивидуальная работа взрослого с ребенком за компьютером (для диагностики, наблюдения, коррекции или с целью сопровождения индивидуального развития ребенка, раскрытие его способностей с помощью возможностей программы). - Работа с группой детей в компьютерном классе, объединенном в локальную сеть. Такая форма работы позволяет педагогу сразу видеть на своем компьютере все созданные детьми работы, оперативно создавать и передавать на ученические компьютеры какие-либо заготовки для творческой работы со своего компьютера, выводить работы детей на печать. - Работа в классе, оснащенном проектором или белым экраном. В таком варианте программа может использоваться как демонстрационное дидактическое пособие, педагог может транслировать на экран какие-либо заготовки, рисунки с целью рассмотрения и обсуждения с детьми. - Работа в классе, оснащенном интерактивной доской. Использование этого технического средства совместно с программой «Фантазеры. Волшебный конструктор» дает безграничные возможности для организации подгрупповой творческой интерактивной среды на занятиях, открывает безграничные возможности для творчества педагога и для раскрытия и развития личностных и интеллектуальных навыков и способностей детей. - Работа в классе, оснащенном интерактивными планшетами., предоставляет педагогу дополнительные дидактические возможности проведения занятия. Программно – методический комплекс «Фантазеры. Моя страна» представляет собой мультимедийное дидактическое пособие для организации образовательной деятельности с использованием информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста – на их развитие, воспитание и обучение. Особенностями программы является ее открытость, комплексность, вариативность, гибкость. Развивающая творческая среда программы способствует активизации познавательной и учебной деятельности детей. Актуальность программы обусловлена ее тематическим содержанием, основной направленностью которого является воспитание любви к своей Родине, уважение к народам, населяющим Россию, формирование гражданских основ личности, - важнейших составляющих нравственно – патриотического воспитания детей. В программе раскрывают основные тематические понятия: - Моя «малая Родина» - дом, улица, село, деревня, город. - Моя страна и ее просторы: моря, реки, озера, горы, леса и равнины. - Моя страна и природные зоны. Времена года. Природа родного края. - Моя страна и народы, ее населяющие. В программе реализована возможность переноса детьми в предметную деятельность того, что они придумали и сделали в компьютерной среде. Программа включает в себя три творческие мастерские, каждая из которых представляет собой интерактивный конструктор с предметными элементами, определяемыми тематическим содержанием: - Архитектура России; - Природа России; - Национальные костюмы. Первые две мастерских – это виртуальное пространство с набором инструментов в виде фоновых зарисовок пейзажей, контуров заданий, архитектурных построек и различных элементов для создания целостного художественного образа природы. Третья мастерская предлагает инструментарий для создания мужского или женского образа в одеждах по мотивам национальных костюмов народов, проживающих на территории России и ближнего зарубежья. В программе также предусмотрена возможность объединять в пространстве одной мастерской элементы других мастерских. Возможность распечатать композицию по одной из тем – «Моя страна», «Мой любимый дворик», «Мои друзья» и др. позволяет ребенку продолжить задуманную игру или другой собственный проект, например, создать галерею российских пейзажей или коллекцию национальных костюмов. Таким образом, систематически работая с программой, можно достичь стабильного позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка. Формируются и развиваются личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем осуществлять учебную деятельность. Программа помогает сформировать стойкое положительное отношение к учебной деятельности, развивает активность и самостоятельность, формируется умение учиться, способствует формированию коммуникативных навыков, воспитывает нравственно – этические основы взаимодеятельности. Дидактические игры - удобная форма организации детских занятийКак известно, лучший способ научить ребенка - снабдить его такими игровыми материалами, которые наряду с развлекательной целью будут его тренировать. Дидактические игры - самый простой и эффективный метод. Это наиболее оптимальный способ совмещения игрового процесса и познавательной деятельности. На что похожи эти игры? Давайте разберемся. Какие особенности? Дидактические игры - отличная возможность расширить представления детей об окружающем их мире.Помимо развития наблюдения, они нацелены на обучение тому, как определять различные атрибуты объектов, например их цвет, форму, размер и так далее. Именно в процессе игры дети могут установить простейшую связь между тем или иным предметом и событием. Любая дидактическая игра представляет собой сочетание трех компонентов: игрового дизайна, действий и определенных правил. Причем может принимать в нем участие как один ребенок, так и целая группа - в этом преимущество такого способа организации деятельности детей.План игры необходим для развития познавательной деятельности, он позволяет каждому ребенку проявить свои умения и способности, знания и умения. Правила дают возможность регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая дидактическая игра была завершенной, дети должны четко видеть конечный результат. Современные дидактические игры - это самые разнообразные средства обучения различным навыкам. А если игровой процесс ведется коллективно, то все равно педагог должен максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и ставить задачу подбирать исходя из его способностей. Как организовать игровой процесс? Дидактические игры на уроках могут быть организованы в разных формах: путешествия, инструкции, предложения, загадки и беседы - все это лишь малая часть того, как можно преобразовать урок, сделать деятельность детей более цельной и интересной. Например, суть игры-путешествия заключается в том, что дети должны двигаться к определенной цели для решения поставленных задач. И такое путешествие может быть виртуальным - в воображении.Отгадывание головоломок как способ организации урока - отличное решение, чтобы сделать учебное время более информативным. Очень популярные дидактические игры по математике для дошкольников. Для детей эта наука достаточно сложна, поэтому к организации урока стоит подойти грамотно и ответственно. Например, изучая понятие «величина», вы можете предложить детям выложить фрукты разного размера в соответствующие корзины. Урок позволит детям осознать такие понятия как большой, средний и маленький.Вторым типом игры может быть раздача овощей и фруктов по соответствующим ящикам. Важно, чтобы дети научились понимать разницу между «большим» и «меньшим», например, строя небольшие домики разной формы. Кстати, любой наглядный материал (дидактические игрушки, настольные развлечения или сюжетные картинки) позволяет сделать процесс обучения детям более интересным, а значит, запоминающимся. p >> .Основы развития ребенка | CDCЗдоровое развитиеПервые годы жизни ребенка очень важны для его здоровья и развития. Здоровое развитие означает, что дети всех способностей, включая детей с особыми потребностями в уходе, могут расти там, где их социальные, эмоциональные и образовательные потребности удовлетворяются. Очень важно иметь безопасный и любящий дом и проводить время с семьей играть, петь, читать и разговаривать. Правильное питание, упражнения и сон также могут иметь большое значение. Эффективные методы воспитания детейВоспитание принимает разные формы. Тем не менее, некоторые позитивные методы воспитания хорошо работают в разных семьях и в разных условиях, когда они обеспечивают заботу, необходимую детям, чтобы быть счастливыми и здоровыми, а также расти и развиваться. В недавнем отчете были рассмотрены доказательства в научных публикациях в отношении того, что работает, и выявлены следующие ключевые способы, которыми родители могут поддержать здоровое развитие своего ребенка:
Родители, которые используют эти методы, могут помочь своему ребенку оставаться здоровым, быть в безопасности и добиться успеха во многих областях - эмоциональных, поведенческих, когнитивных и социальных.Подробнее об отчете здесь. Положительных советов для родителейПолучите советы по воспитанию, здоровью и безопасности детей от рождения до 17 лет Основные этапы развитияТакие навыки, как сделать первый шаг, впервые улыбнуться и помахать рукой «до свидания», называются вехами развития. Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, ползут и ходят). Дети развиваются в своем собственном темпе, поэтому невозможно точно сказать, когда ребенок выучит определенный навык.Тем не менее, этапы развития дают общее представление об изменениях, которых следует ожидать по мере взросления ребенка. Как родитель, вы лучше всех знаете своего ребенка. Если ваш ребенок не достигает вех для своего возраста или если вы думаете, что у него могут быть проблемы с развитием, поговорите с врачом вашего ребенка и поделитесь своими опасениями. Не жди. Вехи дети должны достигать от рождения до 5 лет Узнайте больше о вехах и советах для родителей от Национального института здоровья: Мониторинг развития и скринингРодители, бабушки и дедушки, воспитатели детей младшего возраста и другие лица, обеспечивающие уход, могут участвовать в мониторинге развития , который наблюдает за тем, как ваш ребенок растет и меняется с течением времени, и соответствует ли ваш ребенок типичным этапам развития в игре, обучении, разговоре, поведении и движении. . Скрининг развития позволяет более внимательно изучить, как развивается ваш ребенок. Пропущенный этап может быть признаком проблемы, поэтому, когда вы ведете ребенка на осмотр, врач, медсестра или другой специалист могут провести вашему ребенку краткий тест, или вы заполните анкету о своем ребенке. Если инструмент скрининга выявляет проблемную область, может потребоваться формальная оценка развития , когда квалифицированный специалист глубоко исследует развитие ребенка. Если у ребенка задержка в развитии, важно как можно скорее получить помощь. Если задержка в развитии не обнаруживается на ранней стадии, дети должны ждать, чтобы получить помощь, в которой они нуждаются, чтобы преуспеть в социальных и образовательных условиях. Подробнее о мониторинге развития и скрининге Если вас это беспокоитЕсли ваш ребенок не достигает вех для своего возраста или вы обеспокоены его развитием, поговорите с врачом вашего ребенка и поделитесь своими опасениями.Не ждите! Подробнее о том, что делать, если вы обеспокоены .Развитие ребенка: этапы роста, советы и рекомендацииперейти к содержаниюВерхняя навигацияИсследоватьМеню профиляВаш счет Вниз треугольник .Понимание этапов развития ребенкаНаходится ли этот ребенок в развитии? Это вопрос, который родители, педиатры, педагоги и воспитатели задают снова и снова, когда дети растут и меняются. Чтобы ответить на этот важный вопрос, эксперты по развитию детей создали множество различных диаграмм и контрольных списков, которые помогут вам отслеживать развитие ребенка в нескольких ключевых областях:
Знайте, что вы увидите некоторые различия между списками.Исследователи из Бостонской детской больницы просмотрели четыре самых известных контрольных листа развития ребенка и обнаружили, что в них упоминается в общей сложности 728 различных навыков и способностей. Что еще более важно, только 40 из этих этапов развития отображаются во всех четырех контрольных списках, что вызывает вопрос: должны ли вы полагаться на один контрольный список? Хороший подход, по мнению этих исследователей, - это начать с разговора с педиатром вашего ребенка или лечащим врачом. Меры, которые используют врачи, могут отличаться от тех, которые родители могут найти в печатных или онлайн-списках. Лечащий врач вашего ребенка может проверить вашего ребенка на любые задержки в развитии, используя проверенные инструменты во время или в промежутках между посещениями лечебного учреждения. Это также может помочь думать о развитии как об индивидуальном прогрессе, а не как о списке квадратов, которые вы должны отмечать через определенные заданные промежутки времени. Если прогресс остановился или кажется остановленным, пора поговорить с лечащим врачом вашего ребенка. Если есть задержка, ее раннее выявление иногда может иметь большое значение для ребенка. Каковы вехи развития? Каждый ребенок растет и развивается в индивидуальном темпе. Вот некоторые общие вехи для каждого возрастного периода. инструменты для анализа развития вашего ребенка В этот период глубокого роста и развития младенцы быстро растут и изменяются. Врачи рекомендуют вам много разговаривать с ребенком на этом этапе, потому что слышание вашего голоса поможет ему развить коммуникативные навыки. Другие предложения:
Таблица развития: от рождения до 18 месяцевВ первые годы жизни детям по-прежнему требуется много сна, хорошее питание и близкие, любящие отношения с родителями и опекунами. Врачи Детской больницы Сиэтла дают следующие советы по созданию безопасного, благоприятного пространства для максимального раннего роста и развития вашего ребенка:
Таблица развития: от 18 месяцев до 2 летВ дошкольные годы дети становятся все более независимыми и способными.Их естественное любопытство, вероятно, будет стимулироваться, потому что их мир расширяется: новые друзья, новый опыт, новая среда, такая как детский сад или детский сад. В этот период роста CDC рекомендует вам:
Таблица развития: от 3 до 5 летВ школьные годы дети быстро обретают самостоятельность и компетентность. Друзья становятся более важными и влиятельными. На уверенность ребенка в себе влияют академические и социальные проблемы, возникающие в школьной среде. По мере взросления детей задача родителей состоит в том, чтобы найти баланс между обеспечением их безопасности, соблюдением правил, поддержанием семейных связей, предоставлением им возможности принимать некоторые решения и поощрением их к принятию возрастающей ответственности. Несмотря на их быстрый рост и развитие, они по-прежнему нуждаются в родителях и опекунах, чтобы устанавливать границы и поощрять здоровые привычки. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ваш ребенок оставался здоровым:
Таблица развития: школьный возрастЕсли вам интересно, может ли какой-то аспект развития ребенка задерживаться, у вас есть несколько вариантов. Сначала поговорите с педиатром вашего ребенка и попросите пройти обследование развития. Инструменты скрининга, используемые врачами, более тщательны, чем интерактивные контрольные списки, и могут дать вам более надежную информацию о способностях и успехах вашего ребенка. Вы также можете попросить своего педиатра направить его к специалисту по развитию, например к детскому неврологу, эрготерапевту, логопеду / лингвисту или психологу, специализирующемуся на оценке состояния детей. Если вашему ребенку меньше 3 лет, вы можете обратиться в программу раннего вмешательства в вашем штате. Если вашему ребенку 3 года или больше, вы можете поговорить с директором специального образования в государственной школе рядом с вашим домом (даже если ваш ребенок не учится в этой школе), чтобы попросить пройти оценку развития. Убедитесь, что вы записали дату и имя директора, чтобы при необходимости можно было следить. Очень важно, чтобы вы действовали немедленно, если подозреваете задержку в развитии или нарушение, потому что многие проблемы развития можно решить более эффективно с помощью раннего вмешательства. Во время скрининга поставщик медицинских услуг может задавать вам вопросы, общаться с вашим ребенком или проводить тесты, чтобы узнать больше о том, что ваш ребенок может и что еще не может делать. Если у вашего ребенка есть заболевание, он родился рано или подвергался воздействию токсина окружающей среды, такого как свинец, врач может чаще проводить проверки развития. Разговор с родителями о вехах Младенцы, малыши и дети школьного возраста по мере взросления постоянно развивают новые навыки и способности. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе. Использование контрольных списков этапов развития может быть полезно для родителей и опекунов, которые хотят быть уверены, что ребенок растет здоровым образом. Но также важно хорошо записываться на приемы с детьми, поскольку на каждом из них проверяется развитие. Если вас беспокоит возможность пропуска контрольной точки, врач вашего ребенка может обсудить это с вами и при необходимости провести обследование развития, чтобы получить более четкую картину. Вы также можете связаться со специалистами по развитию, программами раннего вмешательства и программами специального образования в местных школах, чтобы провести оценку ребенка. Крепкие связи между родителями и детьми, хорошее питание, достаточный сон и безопасная, благоприятная среда дома и в школе помогут обеспечить детям наилучшие шансы на развитие, как они должны. .4 стадии интеллектуального развития детейЛегко отследить физический рост ребенка, но не так просто отследить его или ее умственный рост. Известный психолог Пиаже разделил интеллектуальное развитие раннего детства на фазы. Давайте посмотрим на определение и этапы в этой статье. Что такое интеллектуальное развитие детей?Интеллектуальное развитие детей происходит быстро благодаря тому опыту, который они получают.Со временем и опытом их память, навыки решения проблем, рассуждения и мыслительные способности оттачиваются и развиваются. 4 стадии интеллектуального развития детей: |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |