О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Развитие любознательности ребенка


Развитие любознательности у детей дошкольного возраста

Дети обладают ценным качеством — любознательностью, которая основывается на интересе и стремлении к знаниям, открытости всему новому в окружающем мире, искреннем желании применить на практике познавательные способности для получения свежих впечатлений и бесценного опыта. В статье рассказывается о развитии любознательности и стимулировании тяги к познаниям у детей.

Содержание:

Для чего необходимо развитие любознательности у ребенка

Родители стремятся к тому, чтобы их ребенок во всем разбирался, обладал разнообразными знаниями. У малыша нужно сформировать аналитическое мышление для того, чтобы он смог решать школьные задачи и преодолевать проблемы дальнейшей взрослой жизни.

Для человеческого разума необходимо регулярное поступление свежей информации, а душе нужны новые переживания. Любознательностью обладают открытые миру люди, с доброй душой и доверительным отношением к действительности.

Почему важно развивать любознательность у детей? Эта способность помогает в стремлении к интересным открытиям, в получении положительных эмоций, расширении общего кругозора и познании мира вне стереотипного мышления.

Благодаря развитию любознательности, у ребенка формируется полное представление об окружающем, зарождаются творческие идеи, усиливается интерес к освоению новых знаний и умений. Любознательные дети отличаются открытостью и коммуникабельностью, им всегда интересно общение, поскольку всегда и во всем они находят захватывающую информацию.

Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться

Любознательность — природная способность. Но ее необходимо развивать и поддерживать. Родителям следует поощрять исследовательскую деятельность малыша, содействовать его тяге к познанию, иначе у него может пропасть желание и настойчивость к проведению исследований и экспериментов.

Как поддержать в ребенке желание учиться, основанное на любознательности:

  • Всегда отвечайте на вопросы малыша. «Почемучки» очень любят задавать вопросы и ждут от вас ответа. Нередко по причине усталости родители отказываются отвечать, говоря малышу, что он мал и все узнает, когда вырастет. Но ребенок, исследуя окружающий мир и получая определенные ощущения и впечатления, пытается понять, что обозначает тот или иной предмет и явление. Ответы на вопросы детей должны соответствовать их возрасту. Если вы поленитесь дать ответы, у малыша пропадет желание спрашивать, что является тормозным механизмом для развития;
  • Ребенок — исследователь. Поощряйте и поддерживайте его в этой деятельности. Крохе нужно свободное пространство, где он может дать волю своему воображению: строить дома из стульев, возводить песочные замки, оставлять рисунки на стенах и т.д. Предоставьте ему определенную зону в квартире, во дворе, где будет место для простора детской фантазии. Не бойтесь, что чистота и порядок будут нарушены. Ведь ребенок занимается поисково-исследовательской деятельностью и экспериментированием;
  • Наблюдайте с крохой за изменениями в окружающем мире. Посещение музеев, зоопарков, прогулки по оживленным улицам, поход в гости — везде малыш найдет что-то интересное для себя, чему он может научиться. Обсуждайте с ребенком увиденное, спрашивайте о его мнении;
  • Ребенку нужны новые впечатления. Позволяйте ему качаться на качелях, плескаться в бассейне, кататься с горки, помогать на кухне, рисовать красками и мелом, разговаривать по телефону и т.д. Таким образом происходит накопление ценного жизненного опыта. Полезно, если вы будете комментировать действия малыша;
  • Пусть ребенок импровизирует и фантазирует. Предлагайте крохе просмотр интересных фильмов, мультфильмов, поощряйте игры. Помогайте ребенку развивать фантазию, смешивая сюжеты сказок, приглашая героев одних сказок в другие. Пусть малыш придумывает новые сюжеты или досказывает сказку по своему замыслу;
  • Обучайте каждый день в повседневной деятельности. Например, предлагая печенье, спрашивайте кроху, сколько ему дать печенья: одно или два. И показывайте наглядно: одно и два. Выбирая одежду, обучайте цвету, обращаясь к ребенку с вопросом о том, какого цвета свитер он хочет надеть: белый или синий, показывая соответствующие цвета и называя их. Таким же образом можно ознакомить с другими предметами и явлениями. Поступая так, вы не преследуете цель научить малыша всему к полутора годам, но та маленькая искорка, которую вы зажгли в его памяти, загорится в определенном возрасте. Это будет надежной основой для получения и закрепления знаний;
  • Подумайте о смене обстановки. Можете переставить мебель в детской комнате, поменять местами игрушки, переложить какие-то вещи. Задайте вопросы малышу о том, что изменилось в комнате, стало ли лучше, красивее, удобнее. Пусть он предложит свои варианты оформления и дизайна;
  • Обучение посредством игры. Когда родители, пытаясь обучать кроху, кричат на него за неудачи, непонимание, заставляют слушать и учиться, у малыша появляется страх и нежелание к процессу обучения. Учение для ребенка должно быть увлекательной игрой. Только в этом случае оно может быть продуктивным;
  • Обучение на собственном примере. Для ребенка важно видеть, что родителям также интересен процесс учения и исследования. Заметя такой интерес во взрослых, малыш поймет, что учение будет сопровождать его всю жизнь, что это познавательная и увлекательная деятельность;
  • Не забывайте об экспериментах. Разнообразьте повседневную жизнь неожиданными поворотами. Например, утром вместо каши предложите суп и расскажите о том, что в Японии на завтрак предлагают суп мису. Или вместо посещения детского сада пойдите в театр или зоопарк. Такой вариант событий породит у малыша много вопросов. Можно будет поговорить о разнообразии образа жизни, узнать его мнение, рассказать множество интересных историй для повышения уровня эрудиции. Непременно скажите малышу о том, как вам с ним интересно.

Развитие любознательности у детей раннего возраста

Стремление постичь окружающий мир проявляется у ребенка с раннего детства. Родители, которые ежедневно оказываются под дождем детских вопросов, часто называют малыша любопытным. Но следует понимать различие двух понятий: любопытство и любознательность. Первое понятие объясняется как банальное наблюдение за явлениями жизни, а смысл второго включает живую детскую мысль и деятельный ум. Уже в раннем возрасте дети пытаются исследовать, экспериментировать. Многочисленные вопросы ребенка свидетельствуют о его творческом развитии.

Замысловатые детские вопросы нередко ставят в тупик родителей. Отвечать на многочисленные «почему» — особое искусство.

В раннем возрасте для развития любознательности полезны игры-экспериментирования. Для этого необходимо создать соответствующую развивающую среду: стаканчики, баночки, камешки, контейнеры, ракушки и т.д. Посредством экспериментальной деятельности дети учатся познавать свойства и качества предметов и явлений.

Например, как можно окрасить воду в разные цвета, как тонут в воде тяжелые предметы, а легкие всплывают, как вода затвердевает и превращается в лед и т.д.

У детей такая деятельность расширяет интерес к познанию, обогащает кругозор, добавляет новые впечатления, что составляет основу гармоничного формирования личности.

Развитие любознательности в дошкольном возрасте

У дошкольников любознательность основывается на наличии познавательного интереса. «Что это?» — незамысловатый вопрос, который отражает удивление малыша, когда он замечает новый предмет или явление в окружающей жизни. Вокруг все подвергается тщательному исследованию, кроха может ломать, кусать, делить предметы на части, чтобы понять, что в них кроется и для чего они предназначены.

Развитие интереса и любознательности у дошкольников проходит несколько этапов:

  • Первый этап характеризуется интересом крохи к событиям и предметам вокруг;
  • Второй этап — проявление любопытства для более глубокого анализа и познания, когда ребенка интересует предназначение предмета или суть явления;
  • Третий и самый важный этап — познавательный интерес достигает такого уровня, что малыш не только постигает сущность окружающей действительности, но и может своими знаниями поделиться с другими.

Старший дошкольный возраст — период, когда активно развивается познавательная мотивация, которую можно обнаружить по следующим признакам:

  • Появляются определенные действия по исследованию, которые основаны на широком кругозоре и задействовании логики;
  • Формируется мотивация к получению знаний на основе многообразия увлечений и интересов;
  • Тяга к познанию определяется желанием постичь свойства и качества предметов и явлений;
  • Кроха задает массу вопросов, используя развернутые продуманные предложения и мысли.

Советы для родителей

Родителям должны быть известны методы развития детской любознательности. Для этой цели используются упражнения и игровые ситуации, активно подключающие эмоции и чувства. Что делать родителям, чтобы эффективно содействовать развитию любознательности ребенка:

  • Систематически поддерживать у дитя эмоциональные проявления в виде удивления, живого интереса, радости встречи с новым предметом или явлением;
  • Быть внимательными к бесконечным вопросам малыша. Находить правильные интересные ответы. Не зная, как ответить, не забывать о вопросе, а возвращаться снова, найдя ответ, возможно, через определенное время. Полезны совместные поиски решений в интернете или энциклопедии, способствующие активизации познавательной сферы ребенка;
  • Собственным примером показывать, насколько вы рады и открыты новым экспериментам и исследованиям, например, выращенному цветку или недавно купленному прибору бытовой техники, который с увлечением исследуете;
  • Искренне восхищаться новым изобретениям ученых, рассказывать о них, о нововведениях в науке.
  • Замечать и ценить новые идеи и открытия малыша. Создавать альбомы для рисунков, уголок в комнате для поделок и т.д.

Часто родителей интересует вопрос о том, какие создать условия в семье для развития детской любознательности. Здесь важно не ограничивать исследовательскую потребность малыша, обеспечив безопасность детских опытов и экспериментов. Предлагайте детям разнообразную познавательную деятельность:

  • Вносите в игру разнообразные предметы. Это могут быть предметы кухонной посуды, игрушки из бросового материала и т.п.;
  • Используйте нетрадиционные техники изобразительной деятельности: рисование песком, аппликацию из крупы, лепку из теста;
  • Рассказывайте о природных изменениях во время прогулок: почему опадает листва, почему вода замерзла, как растут растения;
  • Вовлекайте кроху в бытовую деятельность: совместная готовка, уборка, пересадка комнатных растений;
  • Оборудуйте детскую комнату в необычном стиле для развития детской фантазии: ночник в виде планеты, занавески с изображением звездного неба и т.п.;
  • Выделите время для совместного чтения книг о писателях, первооткрывателях, для просмотра телепередач с обсуждением увиденного, поощряя малыша высказывать собственное мнение;
  • Организовывайте опытную деятельность: игры с мыльными пузырями, окрашивание воды, лепка вулкана.

Активное участие в детских исследованиях взрослых дает малышу уверенность в том, что он в безопасности, что его усилия одобряются, а достижения ценятся.

Родителям следует помнить, что первым учителем и вдохновителем ребенка в его познавательной деятельности являются именно они. Поэтому необходимо всячески поощрять детей в их стремлении к новым открытиям и опытам. Дети воспринимают окружающий мир посредством органов чувств, и это нужно учитывать при создании удобной, безопасной и увлекательной обстановки по исследованию мира.

Развитие любознательности у малыша закладывает прочную основу для непрерывного обучения, которое будет сопровождать ребенка в течение всей жизни, поддерживая гармоничный рост и формирование полноценной личности.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста

Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира! Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Возможно, есть родители, которые совершенно не обращают внимания на такое поведение своего дитя. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: "Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим". Заботливых и внимательных родителей радует стремление ребенка к познанию нового, но при этом они хотят знать, какие приемы будут эффективнее всего воздействовать на развитие любознательности детей?

"Что это?" - главный вопрос любознательности

Психологи подчеркивают, что любознательность - это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос - удивление " что это?" ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: "познание начинается с удивления" (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:

  • На начальном этапе развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям ("что это?").
  • На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов ("что там внутри?") и расширение знаний о них ("для чего это нужно?").
  • Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только "что это?", но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.

Шаги по ступеням любознательности

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один - два года! Для родителей - это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть "как взрослый", стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: "Почему листья зеленые", "Как получается дождь?", "А радуга, это что?". Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Советы любящим родителям

Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:

  1. Деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса, например: "Мама, смотри, оказывается, енотик умеет мыть свои лапки!" или "Папа, я догадался, как вертолет летит!".
  2. Внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ. Если родитель не знает, как ответить на вопрос крохи, необходимо найти ответ и вновь вернуться к нему. Полезно, если родитель будет искать ответ вместе с ребенком в энциклопедиях, интернете. Такая совместная работа дает хорошую возможность для развития познавательной активности дошкольников.
  3. Пример родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе, проводят элементарные исследования, например, вместе с детьми выращивая овощи или цветы на даче. Или на прогулке по парку, в лесу, наблюдая за изменениями в природе, или изучая только что купленный бытовой прибор.
  4. Рассказ родителей об известных открывателях, создателях ценных изобретений для человечества, при этом искреннее восхищение новыми открытиями.
  5. В семье необходимо замечать, оценивать и сохранять все открытия собственного ребенка, его достижения. Можно завести альбом с фотографиями, детскими рисунками, выделить место в квартире для поделок.

Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное - не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:

  • игры (вводить неожиданные предметы в игровые действия: кухонную посуду, бросовый материал; приобретать разборные игрушки: машинки, кораблики),
  • рисование, лепку, аппликацию (показать оригинальные приемы изображения: с крупой, песком, камешками),
  • наблюдения во время прогулки (ставить простые эксперименты: почему вода замерзла, что нужно для роста растений, как происходит листопад),
  • домашние дела (вместе с ребенком пересаживать растения, лепить пельмени, печь булочки),
  • оборудовать комнату ребенка для побуждения к фантазии (ночник в виде земного шара, звездное небо на потолке с изображением созвездий, занавеси как декорации),
  • просмотр мультфильмов, чтение книг, знциклопедии с интересными историческими или научными фактами, картинками, биографиями героев - первооткрывателей,
  • занимательные опыты, которые можно устраивать дома во время досуга, детских праздников (торнадо, волшебная лампа, мыльные пузыри, невидимые чернила).

Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них.

Упражнения и игры на любознательность

Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр - они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.

Цепочка вопросов

Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, "Зачем нужна одежда?", "Почему идет дождь?", "Откуда берутся грибы?". Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:

  • зачем нужна одежда?
  • какая бывает одежда?
  • без одежды как было бы человеку?
  • из чего шьют одежду?
  • когда не было ткани, во что одевались люди?
  • как они добывали шкуры?
  • как можно сшить одежду из шкур?

Преобразуем старое в новое

Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.

Игры - раскопки

Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру - раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры - раскопки направлены на развитие любознательности, например, "Тайны пирамид", "Юный археолог", "Динозавр в айсберге" или "Потерянная экспедиция". Затем подобные игры можно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.

Путешествуем во времени

Есть разные варианты подобных игр - путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.

  • Онлайн - игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
  • Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: "В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие - только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется". Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени - динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем - роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.

«Я - в зеркале»

Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом - Я в настоящем, зеленом - Я в прошлом и красном - Я в будущем. Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.

Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!

Как развивать у ребенка любознательность – Развитие ребенка

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.