О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Психолого педагогические факторы воспитания детей


Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей — Студопедия

На всех этапах развития ребенка в семье как на него само­го, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровля­ют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.

Познание факторов, порождающих эти проблемы, позво­ляет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду. Среди таких факто­ров Торохтий В. С. выделяет следующие:

1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально-пси­хологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особен­ности.

□ Во-первых, вся система ценностей, установок, потреб­ностей и мотивов семьи ориентирована на реальные воз­можности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.

□ Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена.

□ В-третьих, готовность к различного рода жизненным изме­нениям, профессиональной деятельности обоих супругов.


2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает соци­ально-психологический аспект образа жизни семьи. У него есть свои особенности:

□ Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения.

□ Во-вторых, открытость семейной коммуникации соци­альной среде обитания, выраженность собственных се­мейных интересов.

□ В-третьих, неформальность отношений между членами семьи.

□ В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия.

□ В-пятых, особая значимость отношений с родителями.

3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор не­однозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а по­рой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности реше­ния сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.

4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. В такой стране, как Россия, где проживает свыше 100 националь­ностей, членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценно­стях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают от­части духовные ценности национальной социальной среды.


5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нор­мы и правила поведения выступают одним из средств формиро­вания у детей высоких нравственных качеств.

6. Интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в которой учится ребенок. Этот фактор неоднозначен, и диапа­зон его проявления довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных вели­чинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.

Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Исследования показывают, что конструктивность воспита­тельного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:

□ Представления родителей об эталоне воспитанной лич­ности. С эталоном воспитанной личности многие роди­тели связывают не столько цельный образ — разносто­ронний профиль личности, сколько различные обобще­ния определенных качеств. Причем предпочтение отда­ется группе нравственных качеств. Имея общее представ­ление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рожде­ния ребенка. В таком случае эталон воспитанной личнос­ти представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания.

□ Расположенность к полу ребенка в семье. В семье суще­ствует определенная специфика отношений к полу ре­бенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери — дочь.

□ Педагогическая культура общения родителей. Она пред­полагает усвоение системы знаний и навыков тактично­го поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для другого че­ловека той или иной формы поведения.

□ Мотивы рождения ребенка. Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение — рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразны­ми мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспи­тание наследника как цель жизни; желание не выделять­ся среди других; стремление обеспечить себе беззабот­ную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому.

Доминирующая мотивация рождения ребенка опре­деляет последующее отношение родителей к воспитанию.

□ Установки супругов на воспитание детей.

Представляя своего рода готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из суп­ругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и пред­принимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловли­вающим определенные (нравственные, этические, фи­зические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.

□ Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитатель­ных задач, выбранных супругами, на осуществление ко­торых они претендуют. Это конкретный результат, кото­рый родители собираются получить, приступая к воспи­танию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей. Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, су­ществуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей*.

* Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989.

Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей

На всех этапах развития ребенка в семье как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.

Познание факторов, порождающих эти проблемы, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду. Среди таких факторов Торохтий В. С. выделяет следующие:

1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особенности.

· Во-первых, вся система ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи ориентирована на реальные возможности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.

· Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена.

· В-третьих, готовность к различного рода жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.

2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. У него есть свои особенности:

· Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения.

· Во-вторых, открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов.

· В-третьих, неформальностьотношений между членами семьи.

· В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия.

· В-пятых, особая значимость отношений с родителями.

3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.

4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. В такой стране, как Украина, где проживает люди разных национальностей, членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиций семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлении об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают отчасти духовные ценности национальной социальной среды.

5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.

6. Интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в которой учится ребенок. Этот фактор неоднозначен и диапазон его проявления довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных величинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.

Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье.

Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:

· Представления родителей об эталоне воспитанной личности. С эталоном воспитанной личности многие родители связывают не столько цельный образ — разносторонний профиль личности, сколько различные обобщения определенных качеств. Причем предпочтение отдается группе нравственных качеств. Имея общее представление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рождения ребенка. В таком случае эталон воспитанной личности представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания.

· Расположенность к полу ребенка семье. В семье существует определенная специфика отношений к полу ребенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери — дочь.

· Педагогическая культура общения родителей. Она предполагает усвоение системы знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения.

· Мотивы рождения ребенка. Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение — рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразными мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспитание наследника как цель жизни; желание не выделяться среди других; стремление обеспечить себе беззаботную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому.

Доминирующая мотивация рождения ребенка определяет последующее отношение родителей к воспитанию.

  • Установки супругов на воспитание детей.

Представляя своего рода готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим определенные (нравственные, этические, физические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.

· Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитательных задач, выбранных супругами, на осуществление которых они претендуют. Это конкретный результат, который родители собираются получить, приступая к воспитанию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей. Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

 


Похожие статьи:

Психолого-педагогические факторы и модели воспитания учащихся начальных классов на основе профессионально-трудовой традиции

В этой статье изложены результаты исследования психолого-педагогических факторов и моделей воспитания учащихся начальных классов на основе профессионально- трудовой традиции.

Психолого-педагогические факторы и модели воспитания школьников на основе профессионально-трудовой традиции являются подсистемой непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способ раскрытия подрастающего поколения.

Психолого-педагогические факторы включают в себя выявление интересов, склонностей, профессионально-трудовых качеств школьников, формирование у них профессионально-трудовых тенденций и индивидуальных особенностей, потенциальных и физиологических возможностей (противопоказаний медицины избираемой профессии).

Психолого-педагогические факторы воспитания на основе профессионально-трудовых традиций являются целостной, многоуровневой подсистемой, состоящей из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью целей, задач и единством функций. К этим подсистемам можно отнести: организационно-функциональные; логико-содержательные; личностные [1].

Организационно-функциональная подсистема предусматривает определение психологической готовности школьников к профессионально-трудовой деятельности традиции, психическое состояние, обеспечивающее активность, направленную на конкретные трудовые тенденции (трудовой процесс), устойчивость психических образований (склонностей, намерений, умений, способности, черт характера и др.). В плане педагогического фактора воспитания наиболее важным является формирование устойчивых личностных свойств учащихся на основе профессионально-трудовых тенденций необходимых для его дальнейшей профессиональной деятельности. Однако это воздействие не сводится к простому информированию подростков о свойствах и качествах (трудовой тенденции), необходимых для какой-либо определенной специальности. Важно научить их с самого начала с помощью учителя, а потом и самостоятельно выделять их при знакомстве с различными тайнами данной профессии.

Так, например, учащимся младших классов присущие в основном, процессуальные мотивы профессионального выбора с учетом знакомым им трудовой традицией, поэтому большинство из них желают, например, водить машину (ездить на ней), быть врачом (лечить, делать уколы), артистом (выступать). При этом не учитываются ни внутренние особенности профессии, ни личные данные (отсутствие склонности к технике у «водителя», боязнь вида крови у «врача» и т.д.). В дальнейшем, с развитием мыслительных структур, самооценки и самосознания, мотивы, по которым происходит выбор профессий, несколько изменяются: в основу кладется какая-либо сфера знаний, а также успешное обучение по данному предмету и интерес к этой сфере деятельности. Например, учащемуся легко даются физико-математические дисциплины, поэтому он выбирает в качестве будущей профессии специальность инженера; либо у него нет явных способностей к техническим дисциплинам и он, чтобы не иметь дела с точными науками, выбирает себе профессию гуманитарную, например, историка [2]. Следует отметить, что и в данном случае не происходит как полного анализа выбираемой специальности на основе знаний о ней, так и анализа соответствия своих способностей, особенностей, характера и трудовой тенденции именно данной профессии, а не области знаний. Из вышеизложенного видно, что уровень развития самооценки по профессионально-трудовой тенденции тесно связан с уровнем психолого-педагогической подготовкой, развития мотивов профессионального выбора и уровнем психологической готовности учащихся к труду.

Логико-содержательная подсистема предусматривает профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов, склонностей и способностей, максимально приближенных к профессионально-трудовым тенденциям; профессиональная консультация; профессиональный подбор; профессионально трудовая адаптация.

Профессиональное просвещение на основе трудовых тенденций предусматривает вооружение учащихся системой знаний о мире профессий и их трудовой тенденции, в наиболее благоприятных условиях правильного выбора одной из них, данными о потребностях в кадрах, путях приобретения профессии.

Развитие интересов, склонностей и способностей осуществляется, главным образом, путем включения учащихся в различные виды познавательной, трудовой и других деятельностей.

Профессиональная консультация по трудовым традициям включает в себя изучение учащихся (путем наблюдения, анкетирования, медицинского освидетельствования, состояние здоровья, интересов, склонностей и др.) с требованиями, предъявляемыми к профессиями общества в кадрах.

Профессиональный подбор в условиях школы с учетом трудовым традициям и дифференцированным обучением состоит в подборе для учащихся, исходя из их интересов и возможностей и с учетом социально-экономических условий, в том числе потребности в кадрах. В начальных классах, в которых организовано трудовое в частности профессиональное обучение особой сложности, осуществляется отбор учащихся, обладающих соответствующими психофизиологическими и другими данными.

Профессионально-трудовая адаптация предполагает целенаправленное формирование у школьников, в процессе политехнической общеобразовательной и трудовой подготовки, всей учебно-воспитательной работы, определенной системы базовых знаний, умений, навыков, нравственных и других качеств, ценностных ориентаций, необходимых для вступления в трудовою жизнь, последующем окончательным становлением сотрудником высокого класса по данной специальности [3].

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионально-трудового самоопределения. Профессиональное самоопределение характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессионально-трудовой деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям, определяющим профессионально-трудовую тенденцию, выбранной специальностью и осознаваемым школьниками как личностно-значимые; уровнем развития самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

В психологии, самоопределение рассматривается как элемент самосознания, как некое психическое образование личности, которое служит механизмом контроля и саморегуляции деятельности и возникает с развитием способности человека к наблюдению и самоанализу. В самооценке выделяют ее когнитивные (знание о себе) и оценочные (отношение к себе) структурные составляющие. Для осуществления профессионального выбора с учетом трудовой тенденции и формирования психологической готовности к нему важны не только способность учащегося адекватно оценить себя по тому или иному предложенному факторами (моральных, нравственных, физических, профессионально важных качеств и способностей), но и его представления о тех качествах и способностях, которые он включает или не включает в свою самооценку.

У учащихся начальных классов самооценка еще очень неустойчива и особенно подвержена влиянию со стороны учителя. Особенно велика роль авторитета учителя в кризисный период профессионального выбора и его трудовой тенденции. В своём поведении он должен следовать трем главным принципам: проявлять эмпатию (уметь сопереживать), искренность и безусловно позитивное отношение к учащимся.

Таким образом психолого-педагогические факторы воспитания учащихся на основе профессионально-трудовых тенденций включают в себя диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции и являются непрерывным, долговременным процессом и осуществляются целенаправленно на всех возрастных этапах. Каждый этап работы характеризуется определенными особенностями.

Например, для школьников начальных классов (I-IV) присущ этап пропедевтический, который характеризуется формированием у них добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитием интереса к наиболее массовым профессиям, основанный на практической включенности и различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. На этом этапе школьники начальных классов учатся понимать значение труда в жизни общества и каждого отдельного человека, получают представление о разделении труда, знакомятся с миром профессий, в первую очередь, с наиболее распространенными профессиями, профессиями своих родителей и ближайшего производственного окружения школы.

Включая учащихся начальных классов в различные виды и деятельности профессионально-трудовой деятельности, необходимо также формировать у них комплекс знаний и умений, способствующих профессиональному самоопределению [3]. Его можно представить в виде следующей примерной модели.

Знания: содержание трудовой деятельности наиболее распространенных профессий, профессий своих родителей; значение труда в жизни человека и общества; различные компоненты трудовой деятельности (предмет труда, орудия труда, трудовые действия и трудовые процессы, результаты труда).

Умения: первоначальные общетрудовые умения и навыки.

Как отмечалось, итогом психолого-педагогических факторов и модели воспитания учащихся начальных классов на основе профессионально-трудовой деятельности является сформированное у учащихся самоопределение по профессионально-трудовой деятельности. Показателями его являются:

1. Представление о содержании и условиях трудовых традициях возможных трудностях при достижении поставленной цели – знания и умения к требованиям профессии и его трудовой деятельности предъявляемых к человеку, и своих возможностей; представление о потребностях общества в специалистах данной профессии и возможностях в настоящее время приобрести опыт в профессионально-трудовой деятельности;

2. Определение пути приобретения профессии в сфере трудовых традиций моделей, способов преодоления возможных трудностей; умение соотнести требования профессии к его трудовой деятельности и модели а также свои возможности, способности; участие в практической деятельности для приобретения опыта подготовки к данной профессии и к его модели трудовой деятельности.

3. Уверенность к достижению высоких результатов, устойчивое положительное отношение к данной профессии к его тенденциям и модели а также к себе как к субъекту избранной деятельности.

Осуществление всех этих показателей позволяет проводить необходимые психолого-педагогическую (индивидуальную, дифференцированную) работу с учащимися начальных классов, своевременно контролировать и корректировать развитие их по профессионально-трудовой деятельности и его модели.

Литература:

  1. Титма М.Х. Социально профессиональная ориентация молодёжи. Таллинн, 1985.

  2. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровская, М., 1979.

  3. Т. Маматкулов. Использование национальных трудовых традиций в воспитании учащихся. Методические пособие, Изд. «Фан», Ташкент, 2010.

Психологический аспект семейного воспитания детей в психолого-педагогической работе

Психологический аспект семейного воспитания детей в психолого-педагогической работе

Максимова И.В.

Педагог-психолог Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1179"

Актуальность семейного воспитания остается до тех пор, пока существует институт семьи. Исследования, проведенные по указанной теме, показывают, что психологический аспект семейного воспитания остается важнейшим и составляет основу этого процесса. Психолого-педагогическая безграмотность взрослых, тех, кто взял на себя задачу воспитания, приводит к тому, что у воспитуемых возникают проблемы психологического дискомфорта, неврозы и другие соматические заболевания.

Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.

В современной литературе семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка [c.43].

Семейное воспитание - целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействий взрослых и детей, основанных на специфике семьи, в течение которых происходит освоение социального опыта и культуры, формирование его мотивов, ценностей, способов поведения, становление ребенка как субъекта собственной жизни.

Известно, что методы воспитания делятся на несколько категорий:

1.  Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем над детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка.

2.  Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

3.  Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) – образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля над детьми.

4.  Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем над поведением детей, и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними.

При деспотическом стиле воспитания трудно достичь ощутимых результатов, поскольку методы, применяемые здесь, связаны с безусловным подчинением, основаны на указаниях, приказах, строгих наказаниях за ошибку.  В каждой из групп можно выделить еще дополнительные подразделения в связи с методикой воспитания, слабостью или строгостью родителей. К примеру, применение к ребенку слишком строгих, авторитарных мер обосновывают тем, что это якобы является логическим ограничением плохого поведения ребенка.

Чем строже родители, тем меньше они стремятся к новаторству в своей методике воспитания. Консервативность здесь проявляется в стремлении национальные ценности и нормы трансформировать в способы воздействия на своих детей и жестко контролировать их; они, воздействуя на своих детей, требуют при этом большого послушания.

Свободный же метод воспитания дает возможность для более точно спроектированного, умеренного и простого способа воспитания. Доброта и доброжелательность, искренность в отношениях с детьми должны подтверждаться на практике. К примеру, положительные нравственные качества личности родителей создают в семье положительный нравственно-психологический климат. «При высоком уровне развития общественных интересов в семье, единстве нравственных знаний и личных норм поведения родителей у детей формируются устойчивые положительные моральные убеждения».

Родители, избравшие авторитарный метод воспитания, обычно сосредоточиваются не на потребностях детей, а на своих потребностях.  Такие родители требуют безусловного подчинения, запрещают любое обсуждение своих воздействий, создают атмосферу безусловного подчинения. Связь между такими родителями и детьми обычно бывает односторонней, от родителей к детям.

Для родителей либерального типа, в отличие от других типов, характерно создание дома непринужденной обстановки, проявление уступок. В итоге получается, что дети стремятся максимально контролировать свое поведение. Таким образом, эти родители без особого принуждения могут оказывать воздействие на своих детей.   

Индифферентный стиль воспитания предполагает предоставление детям полной свободы. Равнодушие к детям проявляется у родителей в том, что за детьми плохо смотрят, больше думают о своих потребностях. Безответственные родители не бывают в ответе за своих детей.

Подобный подход формирует у детей равнодушие к себе и другим, приводит к приобретению дурных наклонностей, хотя главной целью родителей должно быть воспитание социально ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Из выше сказанного можно выделить следующие факторы, которые отрицательно влияют на поведение детей:

  1. недостаточное внимание и любовь в семье;

  2. грубость и плохое поведение родителей;

  3. напряженность в семье;

  4. ограничение самостоятельности детей;

  5. неполное удовлетворение базовых потребностей;

  6. излишняя строгость, множество ограничений;

  7. отвержение со стороны семьи;

Таким образом, беглый обзор условий, отражающихся на семейном воспитании, показывает, насколько важны экономические, социально-психологические и духовные факторы в семейном воспитании для успешного завершения периода социализации в семье. Здесь необходима совместная работа государственных органов, семьи, школы, средств массовой информации. Работа должна проводиться систематически, как с детьми, так и родителями.

Влияние семейно-родительских отношений на психическое и физическое раз­витие ребенка огромно. Для оптимизации детско-родительских отношений и информационной помощи родителям в воспитании детей в нашей ГБОУ школе проводится психолого-педагогическая работа с детьми и их родителями.

Примеры психолого-педагогической работы с детьми школьного возраста. Развитие и воспитание детей в игровой форме:

  1. Активизация резервных возможностей и творчества. Игра «Знакомство по ролям»; «Звездный час» [c.9], «Скульптор и глина» [c.12-13].

  2. Игры гармоничного развития личности в игровой форме. Игра «Индивидуальный стиль» [c.34-36]; «Внутренний голос» [c.42-43].

  3. Этикет или как себя вести в различных ситуациях (игровой тренинг). «Этикет» [c.63-64].

В работе с родителями: опросники. 

  1. Опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.А. Столина [c.29-32];

  2. Семейный опросник Д. Олсона. Определение типов семьи и ее функциональности (гармоничности).

Возможны проектировочные исследования. Такие исследования осуществляются посредством моделирования, проектирования, формирующего эксперимента. Например: Программа совместной деятельности педагогических коллективов школы и детского дошкольного учреждения «Преемственность во взаимодействии с родителями». Проект-программа работы с родителями «В школу – с радостью». Проект-программа оптимизации семейных отношений «Семейные тайны». Проект-программа повышение родительской эффективности «Вместе учимся, отдыхаем, живем» и т.д.

Литература 

  1. Авсиевич М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов /М.Т.Авсиевич, Н.А.Крылова — Мн.: Бестпринт, 2000.

  2. Козлова А.В., Р. П. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-112с.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ») . Опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина [c.29-32], [c.43]

  3. Петрусиннский В.В. Развитие и воспитание в играх/В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова.-М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-105с.:ил.-(Развитие, обучение, воспитание в играх). [c. 9], [c.12-13]. [c.34-36], [c. 42-43], [c.42-43], [c.63-64].

  4. Сайт: http://brainmod.ru.

«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье»

«Психолого-педагогическая компетенция родителей

как важнейший фактор воспитания ребенка в семье»

В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.

        Сегодня ни для кого не секрет, что семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Закон Российской Федерации «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Основные направления научного рассмотрения проблемы педагогической культуры родителей определены еще в работах Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, что педагогическая и психологическая культура является составной частью общей культуры человека. Под психолого-педагогической культурой следует понимать их достаточную подготовленность к воспитательной деятельности, умение проявлять качества воспитателя в процессе семейной жизнедеятельности. Кроме этого содержание этого понятия предполагает совокупность специфических средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями.

К таким средствам относятся:

  • четкое осознание воспитательных целей;

  • определенные психолого-педагогические знания;

  • необходимые педагогические навыки и умения;

  • формирование на основе знаний и умений педагогического мастерства (педагогический такт, наблюдательность, разумная требовательность к детям и уважению к ним) и т.д.

В нашем обществе большое внимание обращается на формирование всесторонне развитой личности. Поэтому очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего, уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда – необходимость творческого союза родителей и педагогов.

На заседаниях клуба мы стараемся убедить родителей в том, что от их деятельности во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, которые играют решающую роль в формировании и развитии личности, изменении в воспитательных целях микросреды ребенка. Она, что не менее важно, активизирует и процесс воспитания самого воспитателя. Всякая недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

        Воспитание как целенаправленная деятельность зависит от целого ряда обстоятельств:

  • соответствие воспитания требованиям общества;

  • характер семейных отношений;

  • опыт социального общения родителей;

  • семейные традиции;

  • психолого-педагогическая культура родителей.

Психолого-педагогическая культура  дает возможность осуществлять воспитательный процесс  более целенаправленно и организованно, в какой-то мере снижает элементы стихийности в семейном воспитании.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз ставится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.

        Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение взрослых, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей.

        Многие молодые родители понимают необходимость формирования личности ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом. Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одной из существующих причин является – недостаточная педагогическая и психологическая культура родителей. Им часто недостает этических, юридических, психологических и педагогических знаний, важнейших практических умений.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Как научить этому отцов и матерей? В нашем дошкольном учреждении созданы условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении, поэтому родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В последнее время у нас в стране все большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями: семейные клубы, тренинги и другие, которые мы успешно применяем в работе психологического  клуба для родителей и в дошкольном учреждении в целом. С их помощью успешно преодолеваются  многие проблемы, связанные с воспитанием детей.

В современных условиях одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции и многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения, используемые в работе клуба, помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ними, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные ситуации.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный работник, специалисты по дополнительному образованию, родители) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Привлекая родителей к совместному воспитанию детей, мы были в поиске новых эффективных форм работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в детском саду, активизировать участие родителей в воспитании детей. Так, в процессе общения с родителями у нас возникла идея создать  клуб для родителей «Воспитываем вместе» с целью психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания ребенка в семье. На заседаниях клуба родители получают возможность обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где огромное влияние на взаимоотношения ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных, установок детско-родительских отношений.

        Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В психологии существует постулат: в каждом человеке живет дитя с его естественными желаниями, родитель со знанием норм и правил и взрослый, который может найти «золотую середину» между этими двумя полюсами. Если верить психологии, то «родитель» в каждом из нас должен знать, в том числе, и как правильно и в соответствии с какими нормами воспитывать собственного ребенка. Так ли это? Ведь профессия родителя едва ли не единственная, которой никто не учит. Азы профессии и секреты мастерства здесь постигаются на практике. Достаточно ли корректно это выглядит, когда «материалом» для профессионального становления родителей служит его собственный ребенок? Проведя небольшое исследование среди родителей детского сада, мы получили интересные данные:

- большинство родителей не видят связи между собственным знанием возрастной психологии, законов общения и проблемами в воспитании ребенка,

- далеко не все родители готовы принимать помощь в воспитании только от воспитателя, они хотят общаться со специалистами, занимающимися глубоким изучением той или иной проблемы,

- родители готовы не только слушать лекции, а и участвовать в тренингах, деловых играх, обмениваться опытом воспитания,

- есть среди родителей те, кто может поделиться опытом создания крепкой и дружной семьи, развитием способностей ребенка, но очень мало кто знает, как готовить ребенка к выполнению им различных социальных ролей в будущем.

        Формы работы с родителями в клубе разнообразны: семинары-тренинги, круглые столы, лекции, диспуты, тренинги, тематические выставки литературы, папки-передвижки, буклеты, деловые игры и др. Вся работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

        Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации психолога и педагога, online-консультации педагога-психолога на первом психологическом  сайте города  Пятигорска.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, общие и групповые родительские собрания, конференции, выставки, лекции, диспуты, круглые столы, семинары, практические занятия с элементами тренинга, тренинги и т.д. Кроме этого, для родителей оформляются тематические стенды, папки-передвижки, видеопрезентации и т.д.

Более подробно  и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, которые оформлены в каждой группе детского сада. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.

Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.

Таким образом, проводимая работа с родителями по повышению психолого-педагогической культуры проводится так, чтобы у каждого родителя была возможность ознакомиться, принять участие в просветительской работе.

        В начале  периода  функционирования клуба самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

        Тщательная подготовка к каждому заседанию клуба, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

        Критериями эффективности работы клуба являются:

  • Высокая посещаемость родителями всех планируемых занятий.

  • Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми.

  • Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

        С целью изучения уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с дошкольным учреждением  проведено анкетирование родителей воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста. При проведении исследования были изучены следующие вопросы:

  • адекватность оценки состояния своего ребенка;

  • готовность к полноценному сотрудничеству;

  • степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ;

  • продуктивность использования рекомендаций.

Разная степень готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением соответственно определяет различные уровни родительской мотивации.

Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей - конспект лекций

На всех этапах развития ребенка в семье как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.
Познание факторов, порождающих эти проблемы, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду. Среди таких факторов Торохтий В. С. выделяет следующие:
1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особенности.
□ Во-первых, вся система ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи ориентирована на реальные возможности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.
□ Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена.
□ В-третьих, готовность к различного рода жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.
2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. У него есть свои особенности:
□ Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения.
□ Во-вторых, открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов.
□ В-третьих, неформальность отношений между членами семьи.
□ В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия.
□ В-пятых, особая значимость отношений с родителями.
3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.
4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. В такой стране, как Россия, где проживает свыше 100 национальностей, членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают отчасти духовные ценности национальной социальной среды.
5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.
6. Интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в которой учится ребенок. Этот фактор неоднозначен, и диапазон его проявления довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных величинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.
Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:
□ Представления родителей об эталоне воспитанной личности. С эталоном воспитанной личности многие родители связывают не столько цельный образ — разносторонний профиль личности, сколько различные обобщения определенных качеств. Причем предпочтение отдается группе нравственных качеств. Имея общее представление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рождения ребенка. В таком случае эталон воспитанной личности представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания.
□ Расположенность к полу ребенка в семье. В семье существует определенная специфика отношений к полу ребенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери — дочь.
□ Педагогическая культура общения родителей. Она предполагает усвоение системы знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения.
□ Мотивы рождения ребенка. Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение — рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразными мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспитание наследника как цель жизни; желание не выделяться среди других; стремление обеспечить себе беззаботную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому.
Доминирующая мотивация рождения ребенка определяет последующее отношение родителей к воспитанию.
□ Установки супругов на воспитание детей.
Представляя своего рода готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим определенные (нравственные, этические, физические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.
□ Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитательных задач, выбранных супругами, на осуществление которых они претендуют. Это конкретный результат, который родители собираются получить, приступая к воспитанию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей. Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 п. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 н. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 п. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk

.

Детская психология | дисциплина | Britannica

Детская психология , также называемая детское развитие , изучение психологических процессов детей и, в частности, того, чем эти процессы отличаются от процессов взрослых, как они развиваются от рождения до конца подросткового возраста и как и почему они отличаются от одного ребенка к другому. Эту тему иногда относят к младенчеству, взрослой жизни и старению в категорию психологии развития.

Как научная дисциплина, имеющая прочную эмпирическую основу, детское исследование возникло сравнительно недавно.Он был начат в 1840 году, когда Чарльз Дарвин начал вести учет роста и развития одного из своих собственных детей, собирая данные так, как если бы он изучал неизвестный вид. В аналогичном, более подробном исследовании, опубликованном немецким психофизиологом Вильямом Прейером, были предложены методы для ряда других. В 1891 году американский педагог-психолог Дж. Стэнли Холл основал Педагогическую семинарию , периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике. В начале 20 века разработка тестов интеллекта и создание клиник по ориентации детей еще больше определили область детской психологии.

Г. Стэнли Холл.

Предоставлено Университетом Кларка, Вустер, Массачусетс

Ряд известных психологов 20-го века, в том числе Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн и дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием ребенка в основном с психоаналитической точки зрения. Возможно, наибольшее непосредственное влияние на современную детскую психологию оказал Жан Пиаже из Швейцарии. Посредством непосредственного наблюдения и взаимодействия Пиаже разработал теорию приобретения понимания у детей.Он описал различные этапы обучения в детстве и охарактеризовал восприятие детьми себя и мира на каждом этапе обучения.

Данные по детской психологии собраны из различных источников. Наблюдения родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и беседы психолога с ребенком (или детьми) дают много материала. В некоторых случаях используется одностороннее окно или зеркало, чтобы дети могли свободно взаимодействовать со своим окружением или другими людьми, не зная, что за ними наблюдают.Тесты личности, тесты интеллекта и экспериментальные методы также оказались полезными для понимания развития ребенка.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Несмотря на попытки объединить различные теории развития ребенка, эта область остается динамичной, изменяясь по мере развития областей физиологии и психологии.

.

Психолого-педагогическая практика работы с одаренными детьми, Причины неудовлетворительного положения

Психолого-педагогическая практика работы с одаренными детьми

Понятно, что если основные цели работы с одаренными детьми не определены и четко сформулированы, то сама задача психолого-педагогического сопровождения будет основываться только на конкретных задачах и не может привести к реальному изменению неблагоприятной ситуации. . Психологи, занимающиеся психологической поддержкой одаренных детей, стремятся поддержать уверенность ученика в своих силах, понять свои трудности и достоинства, развить его коммуникативные навыки и саморегуляцию.Все это необходимо, но в рамках принципиально другой задачи. В большинстве случаев сущность психологической поддержки заключается как раз в сочетании индивидуальной самобытности одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания обучения, «поддержания его уверенности в своих силах», в организации воспитания. условия для его «благоприятного общения с одноклассниками и педагогами.

Все это личные, хотя и абсолютно необходимые вещи.Психологическая поддержка одаренного ребенка должна исходить не только от насущных проблем его развития и обучения, но в первую очередь ориентироваться на ту потребность, которая станет для него основой решения его главной задачи.

Педагогические методы. Примерно такая же ситуация в педагогических методах обучения и развития одаренного ребенка. Углубление и расширение содержания обучения, внедрение системы общих понятий, межпредметные коммуникации, проектно-исследовательская работа - все это хорошо и необходимо, но это тоже промежуточные методы и методы работы, и они плохо ориентированы на Основная цель работы с одаренными детьми.

Что касается проектно-исследовательской работы, то при всей важности этого направления психолого-педагогической деятельности и ее несомненной перспективности, она должна работать в рамках потребностей одаренного ребенка. У нас эта форма деятельности ребенка, с одной стороны, заявлена ​​дополнительной формой учебной деятельности, а с другой - выполнение проектной деятельности стало обязательным для всех детей в некоторых школах. Это тот случай, когда ребенка выбросили из ванны вместе с водой.

Проектно-исследовательская деятельность может и должна хорошо работать только в рамках постановки главной цели - работы с одаренными детьми.

Причины неудовлетворительного положения

Недостаточное понимание актуальности данной проблемы в ряде институтов общества. Конечно, в целом в обществе и соответствующих образовательных структурах уже есть подлинное понимание объема задач по работе с одаренными детьми, однако довольно часто (прежде всего в СМИ и в системе подготовки учителей) подлинный труд оказывается покрытые высокими лозунгами.Как ни странно, по нашим наблюдениям, именно в системе педагогического образования (в педагогических вузах) нет четкого понимания важности работы с одаренными детьми. Нет понимания, что только создание собственной интеллектуальной и творческой элиты может вывести страну из сегодняшнего духовного кризиса.

Слабость кадровой базы. Для одаренных детей особые условия не нужны, им нужны специально подготовленные учителя, которые в нашей педагогической системе не очень подготовлены, т.е.е. Проблема как раз в кадровой базе для работы с одаренными детьми. К тому же не совсем понятно, каким должен быть настоящий учитель одаренных детей, что именно от него требуется.

Недостаточность разработанных психолого-педагогических стратегий. Следует отметить, что большинство педагогических стратегий даже по-своему эффективны (например, углубление обучения, ориентация на межпредметные коммуникации, расширение образования и т. Д.) тем не менее, связаны в основном с системой образования, а основная проблема заключается в системе личностного развития одаренного ребенка. С этой точки зрения многие из имеющихся в настоящее время стратегий, решающих (и зачастую очень эффективно) каких-то служебных задач по развитию и обучению одаренных детей, категорически неэффективны для решения основной цели - работы с одаренными.

тематических картинок

.

Психолого-педагогическое сопровождение ... Индивидуальное сопровождение: определение и особенности

Что такое психологическая и педагогическая поддержка? В чем его особенности? Этот вопрос актуален и потому заслуживает подробного изучения.

Сущность и специфика

Под влиянием различных неблагоприятных условий в настоящее время у детей возникают проблемы с развитием, наблюдаются различные отклонения в физическом и умственном развитии, наблюдаются серьезные нарушения в поведении.

Отрицательное влияние на образовательные учреждения оказывает социальная ситуация. Перед школами ставится новая задача - гуманистический подход к учебно-воспитательному процессу, построение инновационных форм обучения.

В процессе реализации таких принципов на практике возникает серьезная диспропорция эмоционального и когнитивного развития ребенка. Противоречия вызвали серьезные проблемы с обучением детей, произошла школьная дезадаптация.

Решение

Для его устранения требуется совместная деятельность многих специалистов, применение комплекса социальных, медицинских и психологических методов.Полноценное психолого-педагогическое сопровождение позволяет устранить выявленные проблемы, своевременно оказывая детям необходимую поддержку.

История создания отечественной комплексной методики

В нашей стране социальная поддержка ребенка появилась только в конце прошлого века. Термин «эскорт» впервые был введен в 1993 г. Т. Чередниковой. Психологическое обеспечение в комплексном аспекте рассматривалось многими российскими учеными и педагогами, в том числе Л.М.Шипицын, И. Якиманская.

Симптомы тревоги и способы их устранения изучается AI. Захаров, З. Фрейд. На протяжении длительного периода времени психологи выявляли истинные причины этого явления и пытались найти эффективные способы устранения проблемы. Комплексная поддержка - это комплекс диагностики разработок и коррекционно-развивающих программ, направленных на устранение выявленных проблем.

Ранняя поддержка

Чтобы в полной мере реализовать гуманистическое образование на практике, в российской педагогике стали уделять особое внимание такому вопросу, как раннее индивидуальное сопровождение детей.Он направлен на своевременное выявление детей группы риска, одаренных детей, выбор каждой траектории развития для каждого школьника.

В конце прошлого века прошла первая в России конференция школьных психологов, в рамках которой были проанализированы эффективные методы помощи особенным детям. Эта комплексная психологическая поддержка была неразрывно связана с модернизацией образовательной системы, переходом на принципы саморазвития детей.

Благодаря психолого-медико-педагогическим центрам, службам специальной поддержки детям и родителям была оказана всесторонняя помощь. Проблемный ребенок стал объектом работы врачей, учителей, психологов.

Современные реалии

В настоящее время комплексная поддержка - это систематическая работа нескольких специалистов, направленная на устранение проблем в поведении отдельного студента. Во многих регионах страны сформированы отличные комплексные системы психолого-педагогической поддержки, созданы базы данных, благодаря которым отслеживаются специальные дети при переезде с одного места жительства в другой регион Российской Федерации.

Результативность

Учитывая, что социальная поддержка является системой, результаты работы анализируются как в системе образования, так и в медицинских учреждениях, и в органах МВД. Результаты статистических исследований показывают, что после создания системы мер по профилактике правонарушений количество повторных случаев значительно уменьшилось, количество правонарушений уменьшилось, и гораздо меньше детей стали проявлять девиантное поведение.

Цель сопровождения

Педагогическая поддержка детей направлена ​​на создание таких социально-педагогических условий, в которых любой школьник имел бы возможность стать активным участником всех мероприятий, происходящих в школе.У ребенка появляется возможность иметь свой внутренний мир, развивать его, строить отношения с другими детьми.

Если социальная поддержка согласована с возрастными особенностями ребенка, формируется образовательная и образовательная среда, которая будет способствовать успешной учебе, гармоничному развитию «трудного» школьника.

Принципы поддержки

Основное значение придается личному выбору ребенка, возможности его самоопределения в различных жизненных ситуациях.

Благодаря применению инновационных педагогических технологий, деятельность школьников сопровождается непосредственной связью с родителем, учителем и медицинскими работниками.

Суть работы - передать ребенку сам ключ к своему общению, активности, психологическим секретам. У ребенка развиваются навыки постановки перед собой определенной цели, планирования пути ее достижения, система ценностей, умение проводить анализ своей работы.

Взрослый человек помогает ребенку выбрать субъективную, ответственную позицию по отношению к тем событиям, которые его окружают.

Виды деятельности

Учитывая, что сопровождение - важный и ответственный процесс, он невозможен без выбора определенных сфер деятельности. В первую очередь требуется переориентация, психологическое перевоспитание ребенка, изменение имеющихся навыков в положительную сторону.

Например, для этого проводятся обучающие программы, специальные развивающие игры, в ходе которых ребенок имеет возможность отработать теоретические знания.

Подобные приемы необходимы учащимся для понимания собственного «Я», своих индивидуальных особенностей, а также для приобретения навыков самоанализа, самосовершенствования.

Игровые технологии, в которых дети попадают в сложные ситуации, учатся выходить из них, помогают окунуться в реальную жизнь. Студенты начинают видеть все последствия своих действий, осознавать неправильное поведение, переосмысливать систему ценностей. Понимание того, насколько серьезными могут быть результаты неправильных действий, осознание реальности потери близких помогает переосмыслить поведенческие аспекты.

Заключение

Комплексная поддержка школьников - важный аспект современной образовательной системы.Учитывая современные реалии, у детей с серьезными отклонениями в поведении становится больше умственного развития, им необходим индивидуальный подход, профессиональная помощь специалистов.

В настоящее время появляются новые подходы к построению системы комплексной методической работы психологов и педагогов. Суть таких мероприятий заключается в передаче студентам техник

.

[PDF] Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних воспитанников детской деревни.

 @article {Muhanbetzhanova2016PsychologicalAP, title = {Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних воспитанников детской деревни.}, автор = {Алия М. Муханбетжанова и Светлана М. Бахышева и Асылбек С. Иргалиев и Русканим С. Кингекова и Шынар Т. Габдрахманова и Людмила Г. Колесова}, journal = {Международный журнал экологического и научного образования}, год = {2016}, объем = {11}, pages = {4595-4609} } 
Актуальность изложенного в статье вопроса обусловлена ​​необходимостью решения проблем воспитания и образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, острота которых возрастает не только из-за непрерывного роста количества детей-сирот. детей, попадающих на попечение государства, но и неэффективное функционирование существующей системы воспитания детей государственных детских домов.Целью исследования является научная и теоретическая разработка педагогических условий… ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Сохранить в библиотеку

Создать оповещение

Cite

Launch Research Feed

.

педагогических наук | Методы, теории и факты

Учитель и ученик

В процессе обучения есть две стороны (учитель и обучаемый), которые работают вместе над некоторой программой (предметом), разработанной для изменения опыта учеников и понимание каким-то образом. Поэтому необходимо начать с наблюдений об ученике, учителе и предмете, а затем рассмотреть значение групповой жизни и школы. После этого можно будет рассмотреть факторы и теории, влияющие на изменение опыта и понимания человека.Они включают теории обучения в образовании, организации школы и класса, а также средств обучения.

Ребенок поступает в школу практически без письменных навыков, что оставляет его способным многому научиться у человеческой культуры. Первоначально считалось, что такой прогресс - это всего лишь вопрос обучения, запоминания, объединения и практики. Однако работа психологов показала, что рост интеллектуальных способностей ученика должен включать в себя большой элемент развития через различные фазы, начиная с простой сенсомоторной координации; переход к истокам символизации, чему способствует развитие языка и игры; а затем переходим к логическому мышлению, если материал конкретен; и, наконец, в середине подросткового возраста, к способности всесторонне исследовать проблемы, понимать их формальную структуру и вызывать объяснения.Что касается эмоционального опыта, то ребенок переходит от прямых, немедленных, неограниченных реакций к более сложным, менее прямым и более осмотрительным. Физический рост ребенка настолько очевиден, что в комментариях нет необходимости. Любая попытка научить ребенка интеллектуально и эмоционально, а также к действию должна учитывать эти характеристики. Образование должно опережать развитие, а не следовать за ним и не игнорировать его. Компонентами общего образовательного роста ребенка являются физическое и умственное созревание, опыт, формальное обучение с помощью языка и стремление учащегося разрешить несоответствия, аномалии и диссонансы в опыте.

От учителей требуется, чтобы они получали удовольствие и были способны делиться с детьми рабочими программами, призванными изменить их опыт и понимание. Это означает, что соответствующий опыт доступен студенту в нужное время. Учитель должен быть зрелым, обладать чувством юмора и чувством статуса, быть твердым, но невозмутимым, сочувствующим, но не чрезмерно личным. В больших классах учитель становится лидером группы, обеспечивая стимулирующие учебные ситуации.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Преподаваемый предмет также оказывает заметное влияние на общую учебную ситуацию. Его можно удобно разделить на широкие рубрики языков, гуманитарных наук, естественных наук, математики и искусств. Хотя каждая группа субъектов имеет что-то общее с другими с точки зрения требований, которые она предъявляет к мыслителю, каждая область также имеет что-то весьма своеобразное в своем способе развития. Языки требуют вербального обучения и производства на основе устной работы, особенно на ранних этапах.Гуманитарные науки требуют понимания причинно-следственных связей непосредственных и удаленных связей между людьми и учреждениями, а также между людьми и окружающей их средой. Науки требуют индукции из опыта, хотя дедуктивные процессы необходимы, когда законы науки формализуются в математических терминах. И гуманитарные, и естественные науки зависят от способности учащегося выдвигать гипотезы. Математика требует способности абстрагироваться, символизировать и делать выводы. Интерес к формальным и структурным свойствам актов счета и измерения имеет фундаментальное значение.Искусство и литература требуют относительно бесплатной возможности исследовать и творить.

Большая часть роли учителя - это руководитель группы, и групповая жизнь школы и класса должна влиять на учебную ситуацию. Групповая жизнь проявляется в динамической структуре класса, в том числе в его способах принятия групповых решений, иерархии его членов, существовании группировок и отдельных индивидов, а также в его моральном духе и общей реакции на школу и остальных членов штат сотрудников.Отдельные ученики также ведут себя под влиянием групп, к которым они принадлежат. Их достижения и позиции оцениваются группой, что приводит к поддержке или остракизму, и они устанавливают свои стандарты в соответствии с этим влиянием.

Во многих школах диапазон возрастов в любом классе составляет около одного года, и этот узкий диапазон способствует некоторому единообразию охвата предмета. Но в сельских школах с одним и двумя учителями группы детей могут быть разнородными по возрасту и способностям, и способ обучения должен учитывать, что количество более мелких подразделений, перемещающихся с разной скоростью.Задача учителя состоит в том, чтобы координировать работу этих небольших разнородных групп таким образом, чтобы привлечь внимание всех. Одна группа должна практиковать свободную творческую деятельность, в то время как другая получает более формальные инструкции от учителя.

Эффект «потоковой передачи» или «отслеживания», т. Е. Отбора однородных групп по возрасту и интеллектуальным способностям, вызвал большое количество исследований. Эта практика вызывает крайние мнения, горячую поддержку и громкое осуждение. Аргументом в пользу единообразия является то, что ставя учеников с их интеллектуальными сверстниками, обучение становится более эффективным, а обучение более приемлемым.Аргументы против него обращают внимание на его плохое влияние на моральный дух детей из низовий. Эта точка зрения поддерживает разнородный класс на том основании, что сильнейшие не подвергаются чрезмерному принуждению, а самые слабые получают выгоду, разделяя их со своими более способными собратьями. Экспериментальные данные по проблеме разнообразны.

Школьное сообщество размещается в физическом комплексе, и условия классных комнат, мест для собраний и игровых площадок, а также наличие (или отсутствие) библиотек, лабораторий, комнат для декоративно-прикладного искусства и мастерских - все это играет свою роль. эффективность учебно-педагогической ситуации.Серьезные ограничения могут быть вызваны отсутствием библиотечных и лабораторных услуг.

Социальные силы непосредственно за пределами школьного сообщества также влияют на ситуацию с обучением. Они исходят из дома, района и более широких социальных групп. Обучение - это компактное обучение между несколькими группами, включая учителей, учеников и родителей, в первую очередь, с молодежными организациями и гражданскими, а иногда и религиозными группами, играющими второстепенную роль. Общая молодежная субкультура района также устанавливает стандарты и отношения, которые учителя должны учитывать в своей работе.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.