|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Психологические травмы детей в процессе воспитанияПсихические травмы детей в процессе воспитания — СтудопедияПсихические травмы – это негативные переживания возникших неудач и не преодоленных детьми психологических барьеров. Переживаемые неудачи оставляют свой след. Чем значимее была выполняемая деятельность, чем больше помех и трудностей анна вызывала, чем большую ценность имела для человек, тем сильнее травма, если не было удовлетворенности результатом деятельности. Психические травмы влияют на формирование эмоционально – ценностной структуры личности школьника. Негативные застревания на неудачах и связанные с ними переживания эмоционально выражаются: в опасении; беспокойстве, недовольстве, неудовлетворенности, огорчении, боязни и нервозности; гневе и раздражительности; горе и печали; страхе и панике; ярости и злости; отчаянии и депрессии. Можно выделить такие типы психических травм: нозогении, фамильгении, дидактогении, социогении. Нозогении – это негативные переживания неудач, возникших из-за плохого физического самочувствия в данный момент или из-за того, что какое-то заболевание не вылечено, в результате чего возникают быстрая утомляемость, слабая выносливость, низкая работоспособность. Это приводит к плохой сопротивляемости учебным перегрузкам. Таким школьникам необходимо создавать условия для быстрейшего восстановления сил: сон, коррекционная гимнастика, фиточай. Фамильгении – нарушения структуры семейных отношений, которые лишают детей эмоционального комфорта, заботы, защиты и подлинной любви. Самая трагическая психическая травма – непреодолимое желание любви и защиты, которые школьник ищет в своей семье, не получая их. Семейное неблагополучие связано с пьянством и агрессией родителей. Дети часто испытывают такие неприятности дома как брань, побои со стороны родителей, негативное отношение отца, родители сквернословят, дети чувствуют себя брошенными, незаслуженно обиженными. Страх, тревога, вызванные недовольством родителей – постоянные спутники школьников. Психологическая защита: у детей, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии – это агрессия, а у детей без этих недостатков – это занятия умственной деятельностью. Дидактогении – психические травмы, полученные детьми в процессе или результате обучения. Они порождают ожидания неудач и наказания за неудовлетворительные отметки. Ученик не ожидает от школы ничего хорошего. У детей возникает повышенная тревожность. Ученики боятся проверки знаний, испытывают тревожность от пребывания в школе, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям родителей, учителей, сверстников, страх в отношениях с учителями. Социогении состоят в том, что детей, имеющих отклонение от нормального поведения и развития, начинают сторониться дети из благополучных семей. Неприятие другими, более успешными, меняет отношение к школе. Травма, полученная ребенком в результате отвержения, провоцирует комплекс неудачника, «плохого». Социальное неблагополучие родителей (безработные отец или мать, отсутствие средств на покупку или развлечение) часто приводит к страданиям и детей. Дети из таких семей отличаются меньшей активностью, остаются в числе неблагополучных и в дальнейшем. Возможно, социогении влияют на появление девиантного поведения. Способы совладания с психическими травмами у детей различны: агрессивные (дерусь, бью посуду), конструктивные (играю, навожу порядок), деструктивные (плачу, ненавижу), виртуальные, фантастические (придумываю разные истории), адаптивные (прошу прощения, думаю об этом, кусаю ногти, стараюсь забыть), дезадаптивные (не могу спать, все валится из рук). Если ребенок находит отклик у взрослых, его охватывает радость от малейшего улучшения. Следовательно, ответственность за психическое здоровье детей лежит именно на взрослых. Психологические травмы детства, их последствия, как избавитьсяПсихологические травмы детства возникают практически у каждого человека, но для развития некоторых людей они не имеют сильного влияния, для других же являются фактором нарушений всех сторон психики. Глубина травмы зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, частоты и длительности воздействия негативных факторов и вида травмирующего события. Серьезные психотравмы лучше всего корректировать со специалистом сразу после их возникновения или при первой возможности, даже если прошел десяток лет. Непроработанные психотравмы откладывают неприятные отпечатки на психике, поведении и состоянии человека: от застенчивости и депрессивности до агрессивности и деструктивного поведения. Причины детских психотравмПричиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:
Виды психотравмВсе психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:
В эти группы попадают не все психологические травмы у ребенка, встречающиеся в жизни, но эта классификация является наиболее полной из существующих. Симптомы психологической травмыУ каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические. Психологические симптомыЭто резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.
Физиологические симптомыЭто изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.
При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша. Последствия психологических травмПсихологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.
Стадии переживания психотравмыМожно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:
Чем опасны детские психологические травмыЛюбые травмы, независимо от вида оказывают серьезное негативное влияние на процесс детской социализации. У ребенка возникают трудности с обретением друзей, общением с новыми людьми, адаптацией к новым условиям и коллективу. У ребенка с психологической травмой психика склонна к формированию навязчивостей, страхов и социофобии. Последствия детской психологической травмы у взрослых проявляются в высоком риске развития депрессий, при которых огромное чувство вины может разрушать все стороны их жизни. Детские травмы во взрослой жизни, согласно психологии, в связи с пережитыми стрессами развиваются в обсессивно-компульсивные расстройства, характеризующиеся выполнением странных защитных действий под влиянием нелогичной навязчивости. Как родители могут помочь ребенкуГлавное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний. Главная задача – создать для малыша комфортную обстановку, в которой он сможет полноценно развиваться и социализироваться, не испытывая тревогу и страх. Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту. Методы психологической помощи ребенку при психотравмеКак избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:
Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию. Работа со взрослыми, пережившими детскую психологическую травмуЧасто к специалисту обращаются взрослые люди с разными симптомами, причиной которых при глубокой психотерапевтической работе оказываются полученные в раннем детстве психотравмы. В этом случае также возможна их проработка и, благодаря этому, повышение качества дальнейшей жизни человека.
Мои советыГлавное пожелание для родителей – беречь психику своего ребенка с самого раннего детства. Постараться выстроить с ним такую стратегию поведения, при которой малыш будет чувствовать себя комфортно:
Неплохо научить ребенка выражать свои чувства: «я злюсь», «мне грустно», «я грущу», чтобы в случае возникновения психотравмирующей ситуации он мог высказать все, что переживает. Это поможет избавиться от лишнего напряжения. Также стоит учить малыша безопасным способам выплеска негативных эмоций: почиркать на листе, порвать бумагу, побить подушку. Если возникают вопросы о том, как правильно вести себя в случае возникновения психологической травмы у ребенка или о способах ее предотвращения, можно обратиться к психологу, например, находящемуся в штате образовательного учреждения, которое посещает ребенок или подросток. ЗаключениеПсихические травмы детства могут нанести серьезный ущерб психике ребенка. Они возникают в связи с разными факторами: неадекватным воспитанием, разводом родителей, проблемами со здоровьем и другими. Последствиями психотравмы могут быть трудности в общении и взаимодействии с людьми, низкая самооценка, обсессивно-компульсивные расстройства и даже преступное поведение. Для работы с ней лучше всего обратиться к психологу или психотерапевту – они смогут оказать адекватную помощь при детских психологических травмах и найти пути их преодоления, вне зависимости от времени, которое прошло после травмирующего события. То есть, детские травмы можно проработать и во взрослом возрасте.
Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование”. Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии. Психологические травмы у детей | Методическая разработка по коррекционной педагогике на тему:Психотерапевтические сказки Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям. Расставание В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только: - Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже. Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное: - Вставай, соня, день уже начался. - Какие странные эти взрослые, - размышлял мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо. Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину. - Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил? Филин задумался. - Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить. - Даже тебе? - Даже мне. - Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать. - Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает. - Но если ему плохо, почему он не вернется? - Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни. - Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет? - Нет, не забудет. Вы же часть его жизни. - Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше. - Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долго. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков. - Это как у лисенка? От них ушла мама. - И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как тоже достается. - Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее. - Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались. Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают. Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жить вместе становится трудно. - Я понимаю, но от этого не легче. - Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить. - Трудно быть ребенком, - вздохнул мишутка. - Взрослым быть тоже нелегко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей. Там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой. Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Принцесса двух королевств В королевстве Цветов жили король, королева и маленькая принцесса. Королевство у них было большое и богатое: красивый дворец, плодородные земли, ягодные леса и полноводные реки. А еще у короля было много подданных, о которых он по-отцовски заботился, и они отвечали ему любовью, послушанием и благодарностью. По соседству с королевством Цветов находилось королевство Бусинок. В Бусинках уже давно не было короля. С тех пор как он погиб на войне, королева загрустила и забросила королевское хозяйство. Никто больше не заботился о состоянии королевских дел и о его жителях. Бусинки становились все беднее и несчастнее. Как-то жители Бусинок собрались на Совет и решили обратиться к королю Цветов за помощью. Они написали ему послание, в котором просили стать их королем и спасти королевство от нищеты и разорения. Король Цветов прочитал письмо, посоветовался с королевой и решил переехать в Бусинки. Он знал, что в его королевстве все будет хорошо, потому что у королевы есть помощница — маленькая принцесса и преданные слуги. С той поры прошло много времени. Королевство Бусинок стало таким же большим и богатым, как королевство Цветов. Маленькая принцесса выросла и стала умницей-красавицей. Она была добра к людям и превосходно управляла вместе с мамой королевством Цветов и вместе с папой королевством Бусинок. Подданные королевств очень ею гордились и с любовью называли Принцессой двух королевств. Сказка для детей, переживших утрату У детей до 5 лет нет устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом. Для ребёнка в этом возрасте умереть означает продолжить существование в какой-то другой форме. В 5 лет ребёнок реагирует на смерть не только страхом и протестом, но и любопытством. Дети сравнивают смерть со сном, при этом начиная понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обыденной жизни. Большинство ребят осознает, что смерть необратимое явление для всех живых существ. Об отношении детей к смерти, о страхе смерти мы поговорим позже. Мудрец Высоко в горах, где снежная зима принимает в гостях жаркое лето, жил старик. Каждый день к нему приходили люди. Они поднимались в горы по извилистым тропам, скользили по отполированным камням, цеплялись за корни растений, чтобы увидеть старца, рассказать ему свою историю и услышать мудрый совет или наставления. Облака Однажды к Мудрецу привели печального мальчика. Уже две недели, после смерти любимой бабушки, он не спал и не ел, перестал улыбаться и играть с другими детьми. По материалам из книги Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» - СПб.: Речь; М.: 2008. – 118 с. Что такое психотравмы и какими они бывают
Многие психические расстройства, проблемы в общении с людьми и даже заболевания, связанные с физиологией, появляются из-за психотравм, нанесенных человеку в детстве. «Афиша Daily» с помощью психотерапевтов составила список типичных психотравм, которые влияют на отношения человека с миром уже во взрослом возрасте.Александра Меньшикова Клинический психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, член Американской психологической ассоциации Анфиса Белова Психолог, психоаналитик Дороти Берман Врач-психиатр, психотерапевт клиники «Преображение» Екатерина Василевская Психотерапевт Наталия Феоктистова Психоаналитик, кандидат психологических наук Психотравма — это результат переживания сильного стресса или совершенного по отношению к человеку насилия. Она может нарушить организацию психики и привести к пограничным или клиническим состояниям, неврозам, психосоматическим заболеваниям. Последние бывает сложно распознать без участия психиатра, потому что они проявляются на физиологическом уровне. Чаще всего жертвами физического или психологического насилия становятся дети, потому что они зависят от взрослых и не способны защитить себя. Также именно в детском возрасте происходят самые сложные психотравмы — и они, как правило, связаны с насилием в семье. Психотерапевт Екатерина Василевская говорит, что у 90% процентов ее клиентов проблемы начались из-за детских травм. «Труднее всего скорректировать те, которые связаны с игнорированием ребенка», — добавляет она. Исследования показывают, что дети, подвергшиеся насилию, в будущем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки, симптомов ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство. — Прим. ред.) и суицидальных наклонностей, причем последствия эмоционального насилия по воздействию равны последствиям физического и сексуального или даже превышают его. Тот факт, что детская травма влияет на физическое здоровье человека во взрослом возрасте, также доказан. Психиатр Дороти Берман говорит, что последствия психотравмы могут выходить на физиологический уровень: «Это такие психосоматические болезни, как нейродермит, стенокардия, инфаркт миокарда или язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта». По словам Берман, такие последствия появляются из-за того, что психотравма не прожита, гештальт не завершен и эмоции продолжают давить на человека. Психотерапевт Александра Меньшикова считает, что психотравма оказывает влияние на мозг, вследствие чего люди теряют способность адаптироваться к стрессу и получают повышенный уровень тревожности и депрессивности. Люди с психотравмой в течение всей жизни переживают процесс ретравматизации, постоянно возвращаясь в одно и то же событие. Меньшикова приводит такой пример: если ребенка в детстве били родители, то в будущем он может построить семью, где по отношению к нему тоже будут применять физическое насилие. К тому же травма не бывает одна: если происходило физическое насилие, значит, вместе с ним и эмоциональное. Специалисты подчеркивают, что постоянно повторяющееся насилие намного тяжелее пережить, чем единичные случаи. «Нет ни одной семьи с идеальными родителями. Всегда недостает каких-то ресурсов, в которых нуждается ребенок, поэтому психотравмирующие события случаются в жизни каждого», — считает Берман. Ниже мы приводим список типичных психотравм, которые чаще всего переживаются в детстве. Специалисты настаивают: если вы узнали себя в этих ситуациях и почувствовали, что травмирующие события до сих пор на вас влияют, обратитесь за профессиональной помощью. 6 типичных детских психотравм«От тебя одни неприятности»Оскорбления, обесценивания Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным. Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет. К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман. Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми. Подробности по теме «Отец меня не любил»: почему взрослые люди все еще обижаются на своих родителей «Отец меня не любил»: почему взрослые люди все еще обижаются на своих родителей«Давай потом»Пренебрежение Как выглядит: Вместо того чтобы общаться с ребенком, родители все свое время работают над тем, чтобы его обеспечить. Анфиса Белова называет это «подменой понятий», когда под любовью к ребенку подразумевается лишь содержание его в комфортных условиях. «Внешне такая семья может выглядеть вполне благополучно: ребенок сыт и одет, у него хорошие игрушки, он ходит на различные развивающие занятия, но при этом счастья они ему не приносят», — добавляет она. Александра Меньшикова говорит, что в такой ситуации, если ребенок пытается поговорить о своих проблемах, ему отвечают: «Ты не видишь? Мы устали! Отстань!» Ребенка никто не слушает, он чувствует себя отвергнутым. К чему приводит: «Возникает ощущение одиночества, брошенности и недоверия, — говорит психотерапевт Екатерина Василевская. — Эти ощущения остаются с человеком в дальнейшей жизни. Он может вступать в отношения, но детское чувство брошенности никуда не уйдет». Меньшикова добавляет, что такой человек не будет находиться в контакте со своими эмоциональными потребностями, не сможет осознавать своих границ — это значит, что ему будет легче соглашаться на неудобные для себя условия. В будущем он может выбирать себе партнеров, которые также будут отвергать и игнорировать его чувства. Психоаналитик Белова предупреждает, что нехватка внимания и общения дома может приводить к тому, что ребенок начнет искать его в другом месте, где он почувствует, что в нем нуждаются и его ценят. Часто дети, не получающие тепло в семье, рано вступают в романтические и сексуальные отношения. Чтобы справиться с одиночеством, некоторые прибегают к помощи алкоголя или наркотических средств. Они могут использовать вызывающее или асоциальное поведение, для того чтобы завоевать любовь и внимание родителей. Как справиться: Василевская и Белова говорят, что ощущение безопасности и заботы, которое не было получено в детстве, должно компенсироваться в будущем. Построение собственных гармоничных взаимоотношений может помочь справиться с этой травмой. Также компенсировать нехватку родительской любви могут и другие родственники (бабушки, дедушки). Если таких взаимоотношений нет, безопасную среду, в которой человек сможет получить недостающую заботу, может создать психотерапевт. «Вместе ради ребенка»Неблагополучная семейная обстановка Как выглядит: «Это происходит в семьях, где люди несчастны друг с другом, но продолжают жить вместе ради ребенка, когда между родителями нет коммуникации и есть откровенная ненависть, — говорит психотерапевт Меньшикова. — Ребенок замечает эти страдания и получает сигнал, что источник зла — он сам». Анфиса Белова говорит, что в таких семьях родители приносят свою жизнь в жертву ради мнимого благополучия ребенка. Но даже если они стараются не проявлять свое отношение друг к другу открыто, напряжение все равно витает в воздухе, выражаясь в мелочах. И ребенок, конечно, все это чувствует. Еще хуже, если родители постоянно ругаются при ребенке или заставляют его вставать на чью-то сторону. К чему приводит: «Ребенок учится чему-то на примере родителей, и если он не видит любви и коммуникации между мамой и папой, то и сам не научается любить и выражать свои чувства, — говорит Екатерина Василевская. — Такой человек будет эмоционально закрытым и холодным, будет жить с ощущением, что он — проблема для других людей. Такая установка способствует появлению суицидальных мыслей и наклонностей». Анфиса Белова считает, что в результате такого опыта человека часто преследует сильное чувство вины. Он может винить себя за то, что разрушил жизнь родителей, считать, что без него их жизнь была бы лучше. Неблагополучная семейная обстановка может приводить к различным невротическим расстройствам, депрессиям, проблемам в построении межличностных отношений, нежеланию и страху заводить собственную семью. Как справиться: «Понять, что жизнь вместе — это выбор родителей и ребенок за него ответственности не несет», — советует Белова. Психотерапевт Василевская утверждает, что с проблемой можно справиться, если удастся построить теплые доверительные отношения с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья, учителя, наставники, любимый человек и все те люди, с которыми человек получает опыт принятия, поддержки и заботы. В роли такого человека может выступить психолог или психотерапевт. Подробности по теме Когда пора идти к психологу и как выбрать профессионала Когда пора идти к психологу и как выбрать профессионала«Мамино золотко»Гиперопека Как выглядит: «Со стороны гиперопека может выглядеть как сильная любовь родителей к ребенку и забота о его безопасности и благополучии, — говорит Белова. — Но за этой заботой скрывается нежелание отпускать ребенка от себя и видеть в нем личность, стремление реализовать собственные амбиции через ребенка, страхи и даже агрессия». Белова и Берман утверждают, что гиперопека — результат повышенной тревожности родителей. Екатерина Василевская говорит, что в ситуации гиперопеки ребенок не участвует в принятии семейных решений, за него решают все: на какие кружки ходить, в какой университет поступать. От ребенка скрывают важные семейные события — например, похороны и развод. «Для ребенка гораздо более травмирующим опытом станет правда, которую он узнает спустя время, — говорит психоаналитик Наталия Феоктистова. — Если детей не берут на похороны близкого человека, у них не будет возможности пережить совершенно естественный процесс потери. Совсем недавно я наблюдала на детской площадке конфликт девочек пяти лет и девочек постарше. Одна из бабушек побежала спасать свою внучку от лап страшных взрослых девочек, тем самым формируя у нее позицию жертвы. Нужно дать возможность ребенку самому справиться с этой ситуацией или подсказать, как быть, но не решать конфликт за него». К чему приводит: Василевская и Белова говорят, что в гиперопекающей семье ребенок часто не учится слышать себя, свои чувства и желания, потому что за него все решают родители. Он не знает, чего он хочет, и не может отделить свои желания от родительских установок. Ему кажется, что он не может на себя положиться. Феоктистова считает, что из-за гиперопеки человек вырастает несамостоятельным. Он всегда будет ориентироваться на мнение других людей. «Подросший ребенок либо начнет бунтовать, чтобы отстоять свое право быть отдельной личностью, либо капитулирует и поплывет по течению, — говорит Анфиса Белова. — Во втором случае это может привести к депрессии, апатии, психосоматическим заболеваниям». Как справиться: Екатерина Василевская советует учиться понимать свои желания, определять, что важно, а что второстепенно, ставить цели и принимать решения. Психоаналитик Анфиса Белова говорит, что в этом случае надо физически и эмоционально отделиться от родителей: иногда достаточно начать жить отдельно и начать обеспечивать себя. «Для профилактики»Физическое насилие Как выглядит: Меньшикова и Белова говорят, что в нашей культуре насилие — это размытая категория. Многие считают, что бить детей нормально — мол, так они лучше усвоят урок. В российском обществе под физическим насилием до сих пор понимается лишь избиение ребенка до травм и синяков, хотя на самом деле любое посягательство на его личные границы (подзатыльник, шлепок по попе или битье ремнем) тоже является насилием. Единственное, чему учится ребенок в такой ситуации, — это бояться и ненавидеть наказующего. Меньшикова и Феоктистова говорят, что если единственный контакт родителей с ребенком возникает, только когда они его бьют, у него возникает связь, что битье лучше безразличия. «Часто родители жалуются, что их дети нарочно делают что-то плохое. Возможно, это и есть та ситуация, когда ребенок вызывает вас на контакт, потому что это единственный способ получить внимание», — добавляет Меньшикова. Феоктистова считает, что больший вред психологическому состоянию ребенка наносит не систематическое битье, а непредсказуемая реакция родителей. Когда за один и тот же проступок ребенка бьют, а через некоторое время этой же ситуации не придают никакого значения. В таком случае ребенок не знает, чего ожидать, он не может адаптироваться и понять, как ему поступать. «В так называемой благополучной семье ребенка могут наказывать ремнем за плохие оценки, считая это всего лишь методом воспитания, а в семье, где родители, например, страдают алкогольной зависимостью, ребенок может подвергаться насилию только за то, что он есть», — заключает Белова. К чему приводит: Меньшикова и Белова говорят, что у ребенка может нарушиться контакт с телом: будет сложно расслабиться из-за высокого уровня тревоги и постоянного внутреннего напряжения. Чаще всего, если физическое насилие есть дома, этот опыт продолжается и в школе: бьют его или он. Физическое насилие в семье может задавить личность ребенка, поставив его навсегда в положение жертвы. Есть много детей, которые не могут постоять за себя, потому что дома у них подчиненная позиция. Не имея возможности дать отпор родителю, ребенок может начать отыгрываться на тех, кто младше и слабее (в том числе на животных), а впоследствии, когда он станет взрослым, будет вести себя так же по отношению к своим детям. Как справиться: Психоаналитик Белова и психотерапевт Василевская говорят, что в некоторых случаях с последствиями физического насилия в семье человек может справиться самостоятельно: через осознание причин такого поведения родителей и работы над собой. Но, как и при других детских травмах, здесь чаще всего необходима помощь специалиста, который поможет переосмыслить этот непростой опыт. Подробности по теме «Не ты — так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля «Не ты — так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля«Это будет нашим секретом»Сексуальное насилие Как выглядит: Психотерапевт Меньшикова говорит, что дети и подростки плохо осознают границы своего тела, ведь часто им никто не объясняет, что такое насилие, а что такое нормальная коммуникация. Из-за этого они могут подвергаться сексуальному насилию и оказаться в ловушке. По статистике каждая четвертая девочка и один из шести мальчиков сталкиваются с этим до 18 лет. Сексуальным насилием считается не только пенетрация, но и любое нарушение границ тела, например поглаживание. «Взрослым человеком это может преподноситься как «игра», как нечто безобидное, ребенок же в силу своего возраста не всегда полностью осознает происходящее, не знает, как на это реагировать, боится сказать нет», — говорит Белова. Меньшикова и Белова уверяют, что чаще всего дети сталкиваются с сексуальным насилием от близких людей. «Все происходит за закрытыми дверями, когда все члены семьи знают и молчат, — рассказывает Александра Меньшикова. — Популярная история, когда дочь — расплата за счастье матери: мама делает вид, что дочку не насилуют, потому что боится, что от нее уйдет мужчина. Больше всего от сексуального насилия страдают девочки. Что касается мальчиков, то многие из них не воспринимают ранний сексуальный опыт как насилие, им кажется, что иметь секс до 14 лет со взрослой тетенькой якобы круто». К чему приводит: Эксперты Белова и Меньшикова говорят, что люди, пережившие сексуальное насилие, достаточно негативно относятся к себе и своему телу. Их преследует чувство стыда, они считают себя грязными и недостойными любви. Тем, кто пережил сексуальное насилие в детстве, бывает сложно построить здоровые и гармоничные отношения во взрослом возрасте. Последствиями сексуального насилия также могут быть невротические расстройства, страхи, фобии, депрессии. По некоторым данным, самым распространенным последствием сексуального насилия становится посттравматический стресс. Вызывающее поведение, низкая самооценка, гиперсексуальность и злоупотребление психоактивными веществами также часто встречаются среди жертв сексуального злоупотребления. Как справиться: «С последствиями сексуального насилия справиться самостоятельно очень сложно. Для проработки этой травмы необходима индивидуальная или групповая работа с психологом или психотерапевтом», — говорит психоаналитик Белова. Психотерапевт Василевская также считает, что пережить опыт сексуального насилия необходимо с поддержкой специалиста, который поможет сформировать здоровое отношение к себе и своему телу. Психологические травмы у детей | Статья по теме:Психологические травмы у детей Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое событие, кратковременную или продолжительную ситуацию угрожающего и катастрофического характера такую, как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, утрата близких, физическое и эмоциональное насилие и др., способное вызвать общее потрясение почти у любого человека. Скрытый (латентный) период, когда проявления отсутствуют, может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев, но редко превышает 6 месяцев. Далее данная ситуация переживается как повторно вторгающиеся в сознание представления, отражающие экстремальные события, острые драматические вспышки паники или дисфории на фоне хронического чувства оцепенелости, эмоциональной отчужденности, избегания деятельности и ситуаций, напоминающих о травме. Признаки проявления травм Традиционные жалобы людей, которые находились в травмирующих ситуациях, свидетельствуют о том, что человек переживает состояние тревоги, сильное нервное возбуждение, нарушающее сон, мешающее сосредоточиться на выполняемой деятельности, повышенную раздражительность, плохое физическое самочувствие. Зачастую люди объясняют подобные состояния переутомлением или стрессом и предполагают, что им необходим отдых. Однако, по истечении определенного периода времени, снижения нагрузок и отдыха, симптомы не исчезают, а притупляясь через некоторое время проявляются более выражено. Причиной такого состояния очень часто является психическая травма. Как происходит оценка опасности ситуации В ситуации опасности через органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание (глаза, нос, уши, кожу) — информация поступает в центральную нервную систему, где происходит их анализ, в результате которого событию придается особая эмоциональная значимость (окраска). Таким образом, происходит оценка: — является ли данная ситуация опасной для жизни. Если ситуация оценивается как угрожающая жизни, то запускается программа «сохранения жизни» — психика мобилизует огромное количество энергии для обеспечения естественных реакций защиты — «борьбы или бегства». Эта подготовка сопровождается усилением кровотока и выбросом «гормонов стресса»: адреналина и кортизола. Такая активация позволяет организму наилучшим образом использовать свои возможности для самозащиты, совершать действия, эффективно отвечающие на внешнюю угрозу, и высвободить мобилизованную энергию, позволяя тем самым нервной системе вернуться к привычному для нее уровню функционирования. Таким образом, даже угрожающие жизни события могут не оставить травматического следа, если человек способен ответить на них, прожить их естественным, с физиологической точки зрения образом. Для того, чтобы избежать психическую травму, организму необходимо полностью израсходовать энергию, которая была мобилизована в опасной ситуации. Не разряженная энергия сама по себе исчезнуть не может. При этом, задерживаясь в теле, она создает потенциальную возможность для формирования травматической реакции. Чем больше накапливается неизрасходованной энергии в стрессовой ситуации, тем больше у человека в будущем будет отмечаться симптомы травмы. Для маленьких детей вероятность быть травмированными в угрожающих ситуациях значительно выше, чем у взрослых. При этом у детей, переживших стрессовые ситуации, ПТСР развивается в любом возрасте. Как выявить травму у ребенка В практическом плане, для того, чтобы определить, является ли необычное поведение ребенка травматической реакцией, специалисту необходимо поговорить с ребенком о прошедшем, возможно напугавшем его событии, и обратить внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова. Травмированный ребенок не захочет, чтобы ему напоминали об этом событии, он будет стараться избегать разговоров на эту тему, отвечать молчанием или, напротив, станет еще более возбужденным и беспокойным. Посттравматическое стрессовое расстройство Посттравматическое стрессовое расстройство — это осложненное состояние, которое включает в себя изменения множественных нейробиологических систем в результате дисрегуляции когнитивных, аффективных и поведенческих сфер, что требует от психолога определенной практической подготовки, подтвержденной соответствующими сертификатами, а также владения широким спектром психодиагностического инструментария. Соматическая терапия Ребенку, пережившему травматические события, необходима высококвалифицированная психологическая помощь. Наиболее эффективным подходом в работе с психической травмой является соматическая терапия психической травмы. Ты можешь осмотреться, нет ли больше опасности... что сейчас тебе хочется?». Если цикл разрядки заблокированной травматической энергии завершается в игре, то ребенок обычно говорит, что хочется потянуться, поесть, поспать, что является благоприятным прогностическим фактором в психокоррекционной работе. Если травматический цикл не завершается, то ребенок может сказать, что опасность еще есть или ему хочется еще побегать, полазать по дереву и т. д. В данном случае, специалисту также следует опираться на субъективные ощущения ребенка и обязательно поддержать его импульс, предложив к примеру: «Сделай это. Как ты себя сейчас ощущаешь, когда бежишь?». Динамика терапевтического процесса, связанная с завершением цикла разрядки феноменологически проявится в той перемене, которая произойдет в ребенке. Положительная динамика Положительная динамика свидетельствует об изменении психоэмоционального фона ребенка. После подобной работы дети становятся спокойнее, чем на момент начала игры, расслабленными, чувствуют физическое и эмоциональное облегчение, у них улучшается настроение. Одним из достоинств представленного подхода работы с травматическим состоянием является то, что психолог может работать с телесными процессами, избегая содержательного контекста. Важным условием является внимание к внутреннему процессу ребенка, к его желаниям, его состоянию, его потребностям. Если ребенок отказывается играть, не заставляйте его, так как любое «директивное» действие может активизировать травму. В случае сопротивления попробуйте понять, что хочет сам ребенок. Возможно лучшей игрой для него будет спрятаться или сделать себе «нору». Отсутствие контакта означает, что пока еще ребенок не чувствует себя в безопасности. А для психолога необходимым является набраться терпения и соблюдать темп, заданный самим ребенком. Задача специалиста помочь ребенку обрести ощущение безопасности, только после этого переходить к совместным действиям — играм и упражнениям.
советы родителям – Развитие ребенка
Родители могут сделать очень многое для восстановления состояния своего ребенка после пережитых потрясений и тяжелых стрессовых ситуаций. Такими ситуациями могут быть опасные для жизни автомобильные аварии, пожары, наводнения, внезапные заболевания или смерть близких членов семьи, преступление или насилие. Если вы пережили большое потрясение или горе, помните о главном: время и поддержка непременно помогут вам снова встать на ноги. Дети реагируют по-разному Реакция ребенка на горе или пережитую трагедию будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от его возраста, стадии развития и становления личности, а также от того влияния, которое оказало это событие на его родителей или других членов семьи. Реакция вашего ребенка может быть совершенно не такой, какую вы ожидаете. Реакции на психологическую травму могут быть следующими:
Поначалу может показаться, что некоторые дети хорошо справляются с ситуацией, но стрессовое состояние может проявиться у них гораздо позже, например, дать о себе знать через несколько дней, недель или даже спустя месяцы. Важно поговорить о произошедшем Внимательный и доверительный разговор помогает выявить все проблемы. Попробуйте сделать следующее:
Ваша реакция очень важна То, как кризис влияет на вас, а ваши реакции на чувства и поведение вашего ребенка, будет играть огромную роль и оказывать мощное воздействие на способность ребенка справиться со случившимся и выйти из стрессового состояния. Что при этом следует иметь в виду?
Очень важен распорядок жизни семьи Предложения следующие:
Практические стратегии для родителей Предложения следующие:
О чем нужно помнить родителям
Но если вы обеспокоены состоянием вашего ребенка или чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, обращайтесь за профессиональным советом. Хорошим началом в таком деле может стать посещение вашего семейного врача. Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 8 оценок. Мир ОК Вконтакте Развитие ребенка Обновление для специалистов в области психического здоровьяПроизведено: Президентская рабочая группа по посттравматическим стрессовым расстройствам и травмам у детей и подростков 2008 г. Большая часть наших знаний о посттравматическом стрессовом расстройстве основана на исследованиях взрослых. Как свидетельствует рождение новых научных дисциплин (например, трансляционная нейробиология развития), очевидно, что то, что мы узнаем из исследований с участием взрослых, не обязательно применимо к детям и подросткам. Действительно, область детского и подросткового посттравматического стрессового расстройства и травм относительно молода, хотя база знаний значительно расширилась за последние два десятилетия.Более того, члены целевой группы признают, что специалисты по психическому здоровью могут иметь много разных точек зрения на детские и подростковые травмы, особенно в отношении конкретного характера их последствий и того, какие вмешательства могут быть наиболее эффективными для уменьшения негативных результатов и улучшения адаптивного функционирования. Хотя мы пытаемся обобщить здесь то, что в настоящее время известно о посттравматическом стрессовом расстройстве и травмах у детей и подростков, мы приветствуем продолжающееся обсуждение и новые взгляды, которые помогают продвинуться в этой области. Целевая группа понимает, что Соединенные Штаты - это очень разнообразное общество, состоящее из множества различных расовых и этнических групп. Нет сомнений в том, что из-за бедности и дискриминации молодежь и семьи из числа расовых и этнических меньшинств более подвержены травматическим событиям, а молодые иммигранты и их семьи могут подвергаться особому риску. Культурный контекст и происхождение, а также принадлежность к группе меньшинств будут влиять на то, как люди воспринимают травмирующее событие и его последствия, а также то, как сообщество может помочь в выздоровлении.Специалисты в области психического здоровья должны быть s .Что такое детская травма и испытали ли вы ее?
% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 н. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 н. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 н. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk .Психологическая травма, образец эссе3 страницы, 1334 слова • Травма - это реакция человека на эмоционально тревожное и неожиданное событие, которое подавляет его способность справиться. Это может быть единичное событие или длительное действие, которое полностью подавляет способность человека управлять эмоциями, связанными с переживанием. Травматические события разрушают представления человека о доверии и расшатывают основы его убеждений о безопасности. • Исследования четко продемонстрировали связь между жестоким обращением и травматическими реакциями у детей.Каковы признаки травмы? • Травматический опыт часто связан с угрозой жизни или безопасности, но любая ситуация, в которой вы чувствуете себя подавленным и одиноким, может быть травмирующей, даже если она не связана с физическим ущербом. • Не объективные факты определяют, является ли событие травмирующим, а ваше субъективное эмоциональное переживание события. Чем больше вы напуганы и беспомощны, тем больше вероятность того, что вы получите травму. • Стрессовое событие, скорее всего, станет травмирующим, если: • Произошло неожиданно. • Вы были к этому не готовы. • Вы чувствовали себя бессильными предотвратить это. • Это случалось неоднократно. • Кто-то был намеренно жестоким. Это случилось в детстве. Жестокое обращение с детьми Жестокое обращение с детьми определяется как «любое недавнее действие или бездействие со стороны родителя или опекуна, которое приводит к смерти, серьезному физическому или эмоциональному ущербу, сексуальному насилию или эксплуатации, действие или бездействие, которое представляет неминуемый риск серьезный вред ».Четыре основных типа жестокого обращения - физическое, сексуальное, психологическое и пренебрежение. Пренебрежение 2 страницы, 760 слов The Essay on Abuse Act Computer Зинн МоррисВнимание законодателей к компьютерным преступлениям резко возросло в начале 1980-х годов, когда компьютеры стали играть все более важную роль в ведении бизнеса и политики. Случаи хакеров, особенно среди молодежи, доступа к государственным компьютерным файлам для занятий спортом становились тревожно частыми. Возникла мифология массовой культуры, основанная на опыте тех, кого считали героями мятежников... Пренебрежение - это случай, когда ответственный взрослый не может надлежащим образом удовлетворить различные потребности, включая физические (неспособность обеспечить адекватную пищу, одежду или гигиену), эмоциональные (неспособность обеспечить заботу или привязанность) или образовательные (неспособность зарегистрировать ребенка в школа) Бедность Бедность означает отсутствие средств для удовлетворения основных человеческих потребностей, таких как чистая вода, питание, медицинское обслуживание, одежда и жилье. По данным Всемирной организации здравоохранения, голод и недоедание являются единственной серьезной угрозой для общественного здравоохранения в мире, а недоедание, безусловно, является самой большой причиной детской смертности и присутствует в половине всех случаев.ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ * Отсутствие в физической или социальной среде соответствующих стимулов, необходимых для эмоционального, социального и интеллектуального развития человека. * насилие - качество или состояние насилия; очень возбужденное действие, физическое или моральное; пылкость; стремительность; сила. - Стресс, связанный с проявленным насилием, и необходимость справляться с насилием как повседневным явлением влияют как на способность матери к родителям, так и на способность ребенка формировать здоровые отношения привязанности.ВЛИЯНИЕ ТРАВМЫ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ психосоциальный• Миллионы детей подвергаются физическому и сексуальному насилию, стихийным бедствиям и техногенным катастрофам, авариям на транспорте, инвазивным медицинским процедурам, насилию в обществе, насилию в семье, нападениям и терроризму. К сожалению, эмоциональное воздействие травм на детей часто недооценивается и поэтому не лечится, и тем не менее последствия воздействия стихийных бедствий и насилия являются глубокими и продолжительными.(Любит Р и др., 2003 г., травмы детей). Отсутствие заботы, физическое насилие и сексуальное насилие оказывают глубокое немедленное и долгосрочное воздействие на развитие ребенка. Долгосрочные последствия жестокого обращения и пренебрежения к ребенку можно увидеть в более высоком уровне психических расстройств, увеличении уровня злоупотребления психоактивными веществами и различных серьезных трудностях в отношениях (Жестокое обращение с детьми и пренебрежение: влияние на развитие ребенка, развитие мозга, и межличностные отношения Артур Беккер-Вайдман, 2001. 4 страницы, 1579 слов Курсовая работа о жестоком обращении с детьми Детское общество Процент... Это не обязательно должно быть физическим. Жестокое обращение с детьми - это умышленные телесные, сексуальные или словесные травмы ребенку. Поэтому ... убийство) или против себя (наркомания, алкоголизм, проституция, психические расстройства, суицид). п. 3 Нашими приоритетами как общества являются ... слепая эскалация насилия. Следующие пункты призваны усилить мою мысль: Для их развития детям нужно уважение ... • Исследование 2006 года показало, что эмоциональное и сексуальное насилие в детстве было тесно связано с депрессивными симптомами взрослых, в то время как подверженность словесным оскорблениям и наблюдение за домашним насилием имели умеренно сильную связь, а физическое насилие - умеренно.• Последствия сексуального насилия над детьми включают депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство [12], тревогу [13], склонность к повторной виктимизации во взрослом возрасте и физические травмы ребенка, а также другие проблемы. Сексуальное насилие со стороны члена семьи является формой инцеста и может привести к более серьезным и долгосрочным психологическим травмам, особенно в случае родительского инцеста. • Примерно от 15% до 25% женщин и от 5% до 15% мужчин подвергались сексуальному насилию в детстве. Большинство преступников, совершивших сексуальное насилие, знакомы со своими жертвами; примерно 30% - родственники ребенка, чаще всего братья, отцы, дяди или двоюродные братья; около 60% - это другие знакомые, например друзья семьи, няни или соседи; Незнакомцы являются преступниками примерно в 10% случаев сексуального насилия над детьми. У жертв насилия обычно возникают эмоциональные или психологические проблемы, связанные с насилием, включая тревожные расстройства и различные формы депрессии. У них могут развиться расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами. Если жестокое обращение было очень серьезным, жертва может получить травму и у нее может развиться посттравматическое стрессовое расстройство, такое как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) или острое стрессовое расстройство. Если жестокое обращение произошло с очень раннего возраста и было значительным, может возникнуть расстройство личности (например, пограничное, нарциссическое или истерическое расстройство личности или, в некоторых случаях, тяжелое диссоциативное расстройство, такое как диссоциативное расстройство личности (обычно известное как множественная личность). беспорядок). Могут присутствовать сексуальные расстройства. Секс может восприниматься как особенно нежелательный или физически (Кэтрин Патричелли) Травматические события в детстве повышают риск пограничного расстройства личности и других проблем психического здоровья. Эмоциональная травма в то время, когда мозг еще не полностью развит, может вызвать изменения в мозгу и снизить способность человека справляться со стрессовыми ситуациями в более позднем возрасте. (Дэниел К. Холл-Флавин) 4 страницы, 1594 слова Курсовая работа по стихийным бедствиям, острым стрессовым расстройствам и посттравматическим стрессовым расстройствамБедствия обычно происходят быстро, оставляя после себя серьезные физиологические и психологические нарушения (Fullerton, Robert, & Wang, 2004).Стихийные бедствия конкретно определены Всемирной организацией здравоохранения (1980) как экологическое явление, которое возникает внезапно и имеет достаточные масштабы, чтобы потребовать внешней помощи, кроме того, в DSM-IV определяется травмирующее событие ... Родители, подвергающиеся хроническому насилию, также могут впадать в депрессию и быть не в состоянии удовлетворить потребности своих маленьких детей. Если родители будут более грустными и тревожными, им будет труднее положительно реагировать на улыбки и живые выражения лиц своих маленьких детей.Биологический Длительная стрессовая реакция, вызванная травмой, приведет к ненормальному характеру, времени и интенсивности активности катехоламинов в развивающемся мозге. Время во время развития, в течение которого присутствует эта длительная или ненормальная активность катехоламинов, до некоторой степени определяет характер и тяжесть нарушенного развития. В целом, чем раньше и чем серьезнее травма, тем больше будет нарушено развитие нервной системы. Внутриутробная среда не обязательно является защитной.Есть некоторые данные, позволяющие предположить, что дородовой или материнский травматический стресс оказывает значительное влияние на развитие нервной системы - избиение беременной матери также наносит удар развивающемуся плоду (Amaro et al., 1980). Однако большинство случаев жестокого обращения с детьми или отсутствия заботы о них происходит после рождения.Развитие человеческого мозга продолжается после рождения, и его развитие остается уязвимым для аномальных паттернов активности нейромедиаторов и гормонов, связанных с травматическим стрессом.Маленькие дети, пострадавшие от травмы, подвержены риску развития постоянной уязвимости - изменений в дифференцировке и организации нейронов - изменений в развитии мозга, которые сохраняются в подростковом и взрослом возрасте, с потенциальным воздействием на все аспекты эмоционального, когнитивного и поведенческого функционирования. Жестокое обращение в детстве и другие экстремальные стрессовые факторы могут иметь длительное воздействие на области мозга, связанные с памятью и эмоциями. Гиппокамп - это область мозга, участвующая в обучении и памяти, которая особенно чувствительна к стрессу (Bremner, J.Д. (1999). Долговременные эффекты психологической травмы на память и гиппокамп. )Травма в раннем возрасте влияет на самооценку в будущем, социальную осведомленность, способность к обучению и физическое здоровье. Когда связь привязанности проходит нормально, неврологическая интеграция развивается нормально, и отношения приносят ожидание безопасности, признательности, радости и удовольствия. Если связь привязанности была неудачной и травмирующей, нейронная дерегуляция и воспоминания о неудавшихся отношениях становятся основой для взрослых ожиданий близости.К счастью, отношения с надежными взрослыми партнерами могут привести к эмоциональному исцелению незащищенных партнеров. (Травмы, расстройства привязанности и стрессовые расстройства: переосмысление и переосмысление проблем развития Привязанность, эмоциональная связь, сформированная между младенцем и его главным опекуном, глубоко влияет как на структуру, так и на функцию мозга развивающегося младенца. или эмоциональная недоступность со стороны опекуна, может негативно повлиять на структуру и функции мозга, вызывая травму развития или отношений) ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3 страницы, 1076 слов Очерк развития мозгаПри рождении вырабатывается около 100 миллиардов клеток мозга, и они начинают соединяться друг с другом.В первую неделю жизни развитие мозга начинается с зачатия. Важно дойти до младенческого возраста и практиковать десять принципов. В первые годы молодой мозг производит почти вдвое больше синапсов, чем им потребуется. К двум годам количество синапсов у малыша составляет ... .На основании вышеизложенного становится очевидным, что ранняя депривация и травма оказывают значительное влияние на последующий процесс развития. Лишения и травмы в раннем возрасте влияют на эмоциональное благополучие.Будущая самооценка, социальная осведомленность, способность к обучению и физическое здоровье ребенок .15 теорий обучения в образовании (полное резюме)Что такое теории обучения?Итак, что такое образовательные теории обучения и как мы можем использовать их в своей педагогической практике? Их так много, как узнать, какие из них по-прежнему актуальны, а какие подойдут для наших классов? Есть 3 основных схемы теорий обучения; Бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм. В этой статье вы найдете разбивку по каждой из них и объяснение 15 наиболее влиятельных теорий обучения; от Выготского до Пиаже и Блума до Маслоу и Брунера. Пол Стивенс-Фулбрук. Плавание через патоку! Вот что вы чувствуете, когда пытаетесь разобраться и разобраться в огромном количестве обучающих теорий, которые есть в нашем распоряжении. Еще в Древней Греции философ Платон впервые задумался над вопросом: «Как человек узнает что-то новое, если сам предмет для него является новым» (хорошо, я перефразирую, мой древнегреческий язык не очень хороший!). Со времен Платона появилось много теоретиков, все со своими разными взглядами на то, как учатся студенты.Теории обучения - это набор принципов, которые объясняют, как ученик может лучше всего усваивать, запоминать и вспоминать новую информацию. Перейти к FAQ по теориям обучения (внизу этой страницы) В этом полном резюме мы рассмотрим работу следующих теоретиков обучения. Несмотря на то, что существует так много теоретиков в области образования, есть три ярлыка, под которые все они подпадают. Бихевиоризм , Когнитивизм и Конструктивизм . Не стесняйтесь поделиться этой инфографикой, щелкнув по ней.Поведенческий туризм.Бихевиоризм основан на идее, что знания независимы и зависят от внешнего вида учащегося. В понимании бихевиориста учащийся - это чистый лист, которому следует предоставить информацию, которую нужно усвоить. Благодаря этому взаимодействию создаются новые ассоциации и, таким образом, происходит обучение. Обучение достигается, когда предоставленный стимул меняет поведение.Необразовательным примером этого является работа Павлова. Посредством своего знаменитого эксперимента с «слюноотделением собаки» Павлов показал, что раздражитель (в данном случае звон в колокольчик каждый раз, когда он кормил собаку) заставлял собаку в конечном итоге выделять слюну, когда она слышала звонок. Звонок в колокольчик у собаки ассоциировался с кормлением, поэтому всякий раз, когда звонили в колокольчик, у собаки начиналось выделение слюны, она узнавала, что звук был предвестником кормления. Я использую аналогичный подход к управлению классом. Я учил своих учеников, что если я стою в определенном месте в классе со скрещенными руками, они знают, что меня расстраивает уровень шума, и они начинают успокаиваться, или если я сижу, скрестив ноги, на За столом я собираюсь сказать что-то важное, поддерживающее, и они должны слушать, потому что это влияет на них напрямую. Поведенческий туризм включает в себя повторяющиеся действия, словесное подкрепление и стимулы к участию. Он отлично подходит для установления правил, особенно для управления поведением. Когнитивизм.В отличие от бихевиоризма, когнитивизм основан на идее, что учащиеся обрабатывают полученную информацию, а не просто реагируют на стимул, как в случае с бихевиоризмом. По-прежнему очевидно изменение поведения, но это связано с размышлениями и обработкой информации. Когнитивные теории были разработаны в начале 1900-х годов в Германии на основе гештальт-психологии Вольфгангом Колером. На английском языке гештальт примерно означает организацию чего-то в целом, которое рассматривается как нечто большее, чем сумма его отдельных частей. Когнитивизм дал начало многим теориям обучения, основанным на фактических данных, включая теорию когнитивной нагрузки, теорию схем и теорию двойного кодирования, а также стал основой для практики поиска. В теории когнитивизма обучение происходит, когда учащийся реорганизует информацию, находя новые объяснения или адаптируя старые. Это рассматривается как изменение знаний и сохраняется в памяти, а не просто рассматривается как изменение поведения. Теории когнитивного обучения в основном приписываются Жану Пиаже. Примеры того, как учителя могут включать когнитивизм в свой класс, включают объединение концепций вместе, связывание концепций с примерами из реальной жизни, обсуждения и решение проблем. Конструктивизм.Конструктивизм основан на предпосылке, что мы конструируем изучение новых идей на основе наших собственных предварительных знаний и опыта. Таким образом, обучение индивидуально для каждого учащегося. Учащиеся адаптируют свои модели понимания, размышляя над предыдущими теориями или устраняя неправильные представления. Студенты должны иметь предварительную базу знаний, чтобы конструктивистские подходы были эффективными. Учебная программа Брунера по спирали (см. Ниже) - отличный пример конструктивизма в действии. Поскольку учащиеся создают свою собственную базу знаний, результаты не всегда можно предвидеть, поэтому учителю следует проверять и опровергать ошибочные представления, которые могли возникнуть. Когда требуются последовательные результаты, конструктивистский подход может быть не идеальной теорией для использования. Примеры конструктивизма в классе включают проблемное обучение, исследовательские и творческие проекты, а также групповое сотрудничество. Не стесняйтесь поделиться этой инфографикой, щелкнув по ней. Написано и отредактировано Полом Стивенсом-Фулбруком. « Выготский, Пиаже и Блум. »Эта книга объясняет все на повседневном языке.Получите БЕСПЛАТНО с неограниченной бесплатной пробной версией Kindle! Филиал. 1. Теория когнитивного развития Пиаже.Жан ПиажеПиаже - интересный персонаж в психологии. Его теория обучения отличается от многих других в некоторых важных отношениях: Во-первых, он фокусируется исключительно на детях; Во-вторых, он говорит о , развитии (а не о , обучающем как таковом) и, в-третьих, это теория стадии, а не теория линейной прогрессии.Хорошо, так о чем он? Ну, есть несколько основных идей, которые нужно осмыслить, и некоторые этапы, которые нужно понять. Основные идеи:
Итак, вот как это происходит. Дети развивают Схемы познания мира. Это группы связанных идей о вещах в реальном мире, которые позволяют ребенку реагировать соответствующим образом. Когда ребенок разработал рабочую схему , которая может объяснить то, что он воспринимает в мире, эта схема находится в состоянии Equilibrium . Когда ребенок использует схему, чтобы справиться с новой вещью или ситуацией, эта схема находится в Ассимиляция и Размещение происходит, когда существующая схема не справляется с задачей объяснения того, что происходит, и ее необходимо изменить. . После изменения оно возвращается к Равновесию , и жизнь продолжается. Следовательно, обучение - это постоянный цикл ассимиляции; Проживание; Равновесие; Ассимиляция и так далее… Все, что проходит через 4 стадии когнитивного развития, которые определяются возрастом: Этапы когнитивного развития по Пиаже.Sensorimotor Stage длится от рождения до 2 лет, и ребенок тратит свое время на изучение базовых схем и постоянства объектов (идея, что что-то все еще существует, когда вы этого не видите). Предварительный этап длится от 2 до 7 лет, и ребенок развивает больше схем и способность мыслить символически (идея о том, что одна вещь может заменять другую; например, слова или объекты). На этом этапе дети все еще испытывают трудности с теорией разума (эмпатия) и не могут понять точки зрения других. Этап Concrete Operational длится от 7 до 11 лет, и это этап, когда дети начинают работать в уме, а не физически, в реальном мире.Они также развивают способность Сохранять (понимают, что что-то остается в том же количестве, даже если выглядит по-другому). Формальная операционная стадия длится от 11 лет до зрелого возраста, и именно здесь развивается абстрактное мышление, а также логика и такие интересные вещи, как проверка гипотез. Согласно Пиаже, весь процесс является активным и требует повторного открытия и восстановления знаний на протяжении всего процесса Стадий. Понимание стадии, в которой находится ребенок, сообщает, что ему следует представить, исходя из того, что он может и не может делать на той стадии, в которой находится. Работа Пиаже по когнитивизму породила блестящие работы таких людей, как Джон Свеллер, который разработал фантастическую теорию когнитивной нагрузки, и работу Джона Флавелла по метапознанию. 2. Теория обучения Выготского.Лев ВыготскийВыготский использует другой подход к идее Пиаже о том, что развитие предшествует обучению. Вместо этого он считает, что социальное обучение является неотъемлемой частью когнитивного развития, и в основе когнитивного развития лежит культура, а не стадия развития.По этой причине он утверждает, что обучение варьируется в зависимости от культуры, а не является универсальным процессом, управляемым структурами и процессами, предложенными Пиаже. Зона ближайшего развития.Он уделяет большое внимание идее Зоны ближайшего развития , в которой дети и те, кого они учатся, совместно конструируют знания. Следовательно, социальная среда, в которой дети учатся, оказывает огромное влияние на то, как они думают и о чем они думают. Они также различаются по тому, как они видят язык. Для Пиаже мысль движет языком, но для Выготского язык и мысль переплетаются примерно через 3 года и становятся своего рода внутренним диалогом для понимания мира. И откуда они это берут? Разумеется, их социальная среда, которая содержит все когнитивные / лингвистические навыки и инструменты для понимания мира. Выготский говорит о элементарных психических функциях , под которыми он подразумевает основные когнитивные процессы внимания, ощущения, восприятия и памяти. Используя эти базовые инструменты во взаимодействии со своей социокультурной средой, дети как бы улучшают их, используя для этого все, что дает их культура. В случае с памятью, например, западные культуры склонны к заметкам, ментальным картам или мнемонике, тогда как другие культуры могут использовать другие инструменты памяти, такие как рассказывание историй. Таким образом можно довольно хорошо описать культурные вариации обучения. В этой теории обучения решающее значение имеют идеи строительных лесов , зоны ближайшего развития ( ZPD ) и более знающих других ( MKO ).Вот как все это работает: Более осведомленный Другой.MKO может быть (но не обязательно) человеком, который буквально знает больше, чем ребенок. Работая совместно, ребенок и MKO работают в ZPD, что является той частью обучения, которую ребенок не может сделать самостоятельно. По мере развития ребенка ZPD становится больше, потому что он может делать больше самостоятельно, а процесс увеличения ZPD называется Scaffolding . Выготские леса.Очень важно знать, где должны быть установлены эти эшафоты, и задача MKO - сделать это, чтобы ребенок мог работать независимо и учиться вместе. Для Выготского язык находится в центре всего этого, потому что а) он является основным средством, с помощью которого МКО и ребенок обмениваются идеями, и б) его усвоение чрезвычайно эффективно в укреплении понимания мира. Эта интернализация речи становится Private Speech («внутренний голос» ребенка) и отличается от Social Speech , которое происходит между людьми. Со временем социальная речь становится частной речью, и привет, Престо! Это обучение, потому что теперь ребенок взаимодействует сам с собой! Суть в том, что чем богаче социокультурная среда, тем больше инструментов будет доступно ребенку в ZPD и тем больше социальной речи он будет усваивать как частную речь. Поэтому не нужно быть гением, чтобы понять, что среда обучения и взаимодействие - это все. Строительные леса также являются неотъемлемой частью Принципов обучения Rosenshine. 3. Области обучения Блума.В 1956 году американский педагог-психолог Бенджамин Блум впервые предложил три области обучения; когнитивный, аффективный и психомоторный . Блум работал в сотрудничестве с Дэвидом Кратволом и Энн Харроу на протяжении 1950–70-х годов в трех областях. Когнитивная область (Таксономия Блума).Это была первая область, предложенная в 1956 году, и она фокусируется на идее о том, что цели, связанные с познанием, можно разделить на подразделения и ранжировать в порядке когнитивной сложности. Эти ранжированные подразделения мы обычно называем таксономией Блума. Исходные подразделения следующие (знания самые низкие, а оценка - наиболее когнитивно сложная):
Однако в 2000-01 годах первоначальный партнер Блума Дэвид Кратвол и его коллега Лорин Андерсон (Андерсон был бывшим учеником Блума) подверглись серьезному пересмотру подразделений. Основным моментом этой редакции было переключение названий подразделений с существительных на глаголы, что упростило их использование при планировании учебной программы и уроков. Другим важным изменением стал обратный порядок двух верхних подразделений. Обновленная таксономия выглядит следующим образом: Не стесняйтесь поделиться этой инфографикой, щелкнув по ней.Аффективный домен.Аффективная область (иногда называемая областью чувств) связана с чувствами и эмоциями, а также разделяет цели на иерархические подкатегории.Он был предложен Кратволом и Блумом в 1964 году. Аффективная область обычно не используется при планировании математики и естественных наук, поскольку чувства и эмоции не имеют отношения к этим предметам. Однако для преподавателей искусств и языка включение аффективной области обязательно везде, где это возможно. Ранжированные подкатегории домена варьируются от «получения» на нижнем конце до «характеристики» наверху. Полный ранжированный список выглядит следующим образом:
Психомоторная область.Психомоторная область относится к тем целям, которые характерны для рефлекторных действий, интерпретирующих движений и дискретных физических функций. Распространенное заблуждение состоит в том, что физические цели, которые поддерживают когнитивное обучение, соответствуют, например, психомоторному ярлыку; рассекая сердце и затем рисуя его. Хотя это физические (кинестетические) действия, они являются вектором когнитивного обучения, а не психомоторного обучения. Психомоторное обучение относится к тому, как мы используем наши тела и чувства для взаимодействия с окружающим миром, например, учимся двигаться в танцах или гимнастике. Анита Харроу классифицировала различные типы обучения в психомоторной области: от рефлекторных до более сложных и требующих точного контроля.
4. Условия обучения Ганье.Роберт Миллс ГагнеРоберт Миллс Ганье был американским педагогом-психологом, который в 1965 году опубликовал свою книгу «Условия обучения».В нем он обсуждает анализ целей обучения и то, как различные классы целей требуют определенных методов обучения. Он назвал это своими 5 условиями обучения, все из которых подпадают под когнитивные, аффективные и психомоторные области, о которых говорилось ранее. 5 условий обучения Ганье.
Уровни Gagnés обучения.Чтобы достичь своих пяти условий обучения, Ганье считал, что обучение будет происходить, когда учащиеся пройдут девять уровней обучения, и что любая учебная сессия должна включать последовательность событий на всех девяти уровнях. Идея заключалась в том, что девять уровней обучения активируют пять условий обучения и, таким образом, обучение будет достигнуто.
Преимущества теории Гагне.Используемые вместе с таксономией Блума девять уровней обучения Ганье обеспечивают основу, которую учителя могут использовать для планирования уроков и тем. Блум дает возможность ставить дифференцированные цели, а Ганье дает основу для построения вашего урока. «Практика, основанная на фактах в образовании» Пола Стивенса-Фулбрука, профессионально и просто проведет вас через «Принципы обучения» Розеншайна, теорию двойного кодирования, теорию когнитивной нагрузки и метапознание.Получите БЕСПЛАТНО с неограниченной бесплатной пробной версией Kindle! Филиал. 5. Джером Брунер.Джером БрунерСпиральная программа Брунера (1960).Теоретик когнитивного обучения Джером Брунер основал спиральную учебную программу на своей идее о том, что « . Мы начинаем с гипотезы, что любой предмет может быть преподан в некоторой интеллектуально честной форме любому ребенку на любой стадии развития» . Другими словами, он имел в виду, что даже очень сложные темы можно преподавать маленьким детям, если они структурированы и представлены в правильной форме. Учебная программа по спирали основана на трех ключевых идеях.
Три способа представления Брунера (1966).Следуя идее спиральной учебной программы, Брунер представил идею трех способов представления. Эти способы представления относятся к способу хранения знаний в памяти.В отличие от возрастных стадий Пиаже, моды Брунера слабо последовательны.
Прочтите (и посмотрите 10 видео) Mega Guide для нового учителя. для блестящих гидов для учителей-новичков и стажеров. 6. Иерархия потребностей Маслоу.Не стесняйтесь поделиться этой инфографикой, нажав на нее.Основная предпосылка иерархии потребностей Маслоу состоит в том, что учащиеся проходят через ряд последовательных потребностей от физиологических до самоактуализации. По мере продвижения по уровням они чувствуют себя более комфортно в учебной среде и обретают уверенность, чтобы двигаться дальше. Важно отметить, что в любой группе учеников будут ученики на разных уровнях, у некоторых может не быть более низких уровней, встречающихся дома, поэтому обеспечение того, чтобы эти ученики чувствовали себя в безопасности и в безопасности, имеет первостепенное значение, поскольку им будет очень трудно перейти на верхние уровни. Теория Маслоу больше подходит для построения взаимоотношений между учеником и учителем, чем структура урока или учебного плана. У вас могут быть лучшие ресурсы и самые тщательно спланированные уроки в мире, но если вы не проявляете энтузиазма, страсти и сочувствия, вашим ученикам будет очень трудно почувствовать, что их потребности удовлетворены. Дополнительная литература: simplepsychology.org 7. Множественный интеллект Говарда Гарднера.Ховард ГарднерХовард Гарднер - американский психолог развития и профессор познания и образования в Гарвардской аспирантуре Гарвардского университета.Он учился у Эрика Эриксона (внизу) и Джерома Брунера (вверху). В 1983 г. он опубликовал «Структуры разума», в которых изложил свою теорию «множественного интеллекта». Гарднер воспринимал интеллект как способность решать проблемы или создавать продукты, которые могут быть полезны в одной или нескольких культурных средах. Он разработал список критериев, по которым он будет судить возможных претендентов на звание «интеллект». Кандидаты должны были соответствовать ряду условий из его списка, а также уметь решать реальные проблемы трудностей.Первоначально Гарднер назвал семь разумных существ. 7 интеллектов Гарднера.
Важность множественного интеллекта в классе.Гарднер предположил, что интеллект редко действует независимо и дополняет друг друга, когда учащиеся осваивают новые навыки и решают проблемы. Он также заметил, что разум аморален, что означает, что его можно использовать в конструктивных или деструктивных целях. Хотя теория Гарднера не получила широкого признания в области психологии, она вызвала сильный положительный отклик в образовании, особенно в США. Столкнувшись с критикой того, что трудно учить чему-либо в рамках определенного интеллекта, Гарднер ответил, заявив, что семь видов интеллекта дают 7 способов преподавания предмета, позволяя использовать несколько стратегий, что позволяет всем ученикам прогрессировать. Гарднер считает, что для хорошей жизни необходимы все семь умственных способностей, и системы образования должны включать все семь, а не только более академические первые два. Натуралистический интеллект.С момента первоначальной публикации Гарднер добавил восьмой разведывательный; Натуралистический интеллект. Это касается способности человека воспринимать, распознавать и упорядочивать особенности окружающей среды. Не забудьте присоединиться к моей группе в Facebook , лайкнуть мою страницу в Facebook и подписаться на меня в Instagram и Twitter 8. 8 этапов психологического развития Эриксона .Эрик ЭриксонЭрик Эриксон был теоретиком сцены, который разработал «Психосексуальную теорию» Фрейда и преобразовал ее в психосоциальную (имеющую как психологические, так и социальные аспекты) теорию, охватывающую восемь этапов. По словам Эриксона, мы переживаем восемь стадий развития в течение нашей жизни. На каждом этапе существует дилемма, которую мы должны решить, чтобы ощутить чувство компетентности и которое позволит нам развиваться как хорошо адаптированным взрослым. 8 ступеней Эриксона.
Психологические основы образования - 1-е изданиеперейти к содержанию
|
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |