|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возрастаКонсультация для воспитателей «Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста»Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» Консультация на тему «Психофизиологические особенности Педагог - психолог Незнанова Татьяна Николаевна Ученые считают, что этапы детства в среднем занимают около 1/10 всей человеческой жизни. Но именно это время крайне значимо для психического и физического развития детей. Раннее детство и дошкольный возраст требуют наибольшего внимания. Именно в этих возрастных периодах развития ребенка закладывается фундамент его будущей успешности, как полноценной личности. Ранний возраст (2-3 года) Это Важный период раннего детства, так как именно сейчас начинает формироваться характер маленького человечка. К нему приходит осознание себя, как самостоятельной личности. Особенности развития:
Ребенок целенаправленно изучает границы дозволенного, внимательно наблюдая за реакцией взрослых Родители ошибочно считают, что он специально выводит их из себя. А малыш просто изучает, что ему можно делать, а что нельзя. Он осваивает основы манипуляции окружающими его людьми. Можно сказать, что он провоцирует взрослых. Поэтому крайне необходимо сдерживаться, не позволяя себе идти у него на поводу. Рекомендации для развития детей раннего возраста
Кризисные этапы в развитии детей (в классификации Л.С. Выготского, известного психолога): - кризис новорожденности; - кризис 1 года; - кризис 3 лет; - кризис 7 лет; - подростковый. Возрастной кризис - это нормальное состояние для каждого растущего человека. Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка. Особенности кризиса 3х лет:
«Кризис 3-х лет» – определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей начинается в 2 года 10 месяцев, а у других в 3,5 года. Советы по преодолению кризиса 3 лет.
Особенности развития детей 4-5 лет.
Рекомендации для развития детей 4-5 лет.
Особенности развития детей 5-6 лет.
У детей этого возраста преобладает пассивное внимание. Оно является непроизвольным и зависит от эмоций ребенка: концентрация внимания происходит на том объекте или действии, которые оказывают наибольшее впечатление, максимально интересных ему яркостью, новизной. Для успешного обучения необходимо развитие другого вида внимания — волевого или произвольного. Поэтому рекомендуется вовлекать ребят в сюжетно-ролевые игры. Предлагать такие виды деятельности, как рисование, аппликация, конструирование, моделирование. Рекомендации для развития детей 5-6 лет.
Особенности развития детей 6-7 лет.
Кризис 7 лет.
Советы по преодолению кризиса 7 лет.
Рекомендации по развитию детей 6-7 лет.
Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развитии. Обучение ребенка и его воспитание должны идти в обязательном соответствии этапам развития. Психофизическое развитие детей дошкольного возрастаВ социальной и возрастной психологии особое внимание уделяется всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется перестройкой и закладкой новой системы психологических функций, меняется мировоззрение и отношение к окружающему миру, происходит становление внутренней регуляции поведения, социальное развитие, которое основано на взаимодействии ребенка с другими детьми. Данный период можно охарактеризовать также как период фактического формирования будущей личности, этап становления и развития важных личностных и поведенческих механизмов. Если в раннем возрасте действия и поступки детей координируются взрослыми, то в дошкольном возрасте они начинают самостоятельно определять и осознавать собственное поведение. Стоит отметить и то, что каждый возрастной период имеет свои особенности и специфику развития, которая основана, прежде всего, на взаимодействии с окружающим миром. Стоит отметить, что правильное физическое и психологическое развитие дошкольников во многом определяет их физическое здоровье, активность, психологическую устойчивость и дальнейшее формирование личности. Поэтому родители должны с ранних лет прививать детям правильные навыки, нейтрализовать влияние негативных и острых впечатлений для психики, окружить заботой и создать максимально благоприятную и гармоничную обстановку. Особенности психологического развития детей младшего дошкольного возрастаДанный период жизни ребенка характеризуется активным накоплением, освоением и использованием всего арсенала движений и физической активности. Ведущей деятельностью детей в раннем возрасте является игра сюжетного характера, которая помогает установить контакт с окружающим миром, познать многие явления и формирует стремление к самостоятельности. Игровой процесс способствует развитию координации, пластичности, правильности выполнения и последовательности действий. Именно в играх детки проявляют свои эмоции, отражают впечатления и комбинируют их с учетом своих личностных потребностей и интересов. Игра способствует развитию произвольного внимания, концентрации и памяти. Детям младшего возраста свойственно подражание. Они стараются копировать и повторять действия и манеры родителей, педагогов, других детей. Нельзя не отметить, что данный этап особенно важен в развитии и раскрытии потенциально заложенных природой задатков, поэтому необходимо не упустить момент для дальнейшего эффективного умственного развития способностей ребенка. Психологическое развитие детей в возрасте 4-7 летДанный период можно отметить наиболее важным и, в то же время, одним из самых сложных этапов в жизни детей. С 4-летнего возраста происходит становление личности, при этом начинают формироваться поведенческие манеры, которые свойственны только мальчикам или только девочкам. Распространенной ошибкой многих родителей является то, что многие не воспринимают данный факт всерьез. На данном этапе развития дети начинают ощущать время, ориентироваться в пространстве, понимать и выполнять требования взрослых. Особое внимание необходимо уделять физическому развитию ребенка, так как детей в возрасте 4-5 лет начинают интересовать новые, более сложные движения и двигательные задачи, которые требуют проявления ловкости и скорости. С5-летнего возраста совершенствуются все виды восприятия. Ребенок начинает все больше осознавать и выделять существенные и важные для себя элементы. В этом возрасте помимо сюжетных игр, определенную роль в развитии играют игры с установленными правилами. Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возрастаДанный период характеризуется интенсивным развитием физиологических потребностей, происходит преобразование двигательной сферы. В старшем возрасте у детей проявляется потребность в общении и времяпровождении со сверстниками, наблюдается повышенная физическая активность. Таким образом, основу любой деятельности ребенка составляет активный игровой процесс. Ограничение физической активности на этом периоде формирования детского организма негативно сказывается на дальнейшем развитии детей. Для детей старшего дошкольного возраста характерны нравственная и личностная саморегуляция, которая подразумевает развитие определенного интеллекта и управления своими социальными поступками. Формируется характер, манеры поведения в обществе, ребенок налаживает контакты со сверстниками и окружающими людьми. В этот период необходимо прививать ребенку правильные манеры общения и поведения в обществе. У детей формируется способность к самоконтролю, правильной оценке и осознанию процесса и результата собственных деяний. Ребенок должен осознавать, что у него также существуют определенные обязательства, которые нужно выполнять, поэтому в этот период важно не упустить момент и постараться максимально его использовать для развития ответственности за совершенные поступки и действия. Детей старшего дошкольного возраста начинают интересовать более сложные, познавательные и полезные игры. К примеру, мальчики начинают что-то конструировать, строить, девочки стараются помочь родителям по хозяйству. Также особое место среди игр и одним из любимых занятий является рисование. Посредством рисунков дети выражают свое видение окружающего мира, стараются передать свои эмоции и чувства. Детские рисунки могут в полной мере охарактеризовать психологическое и эмоциональное состояние ребенка. На этом этапе необходимо развивать и совершенствовать творческий потенциал детей и уделять внимание разностороннему развитию ребенка. Творческая деятельность способствует развитию индивидуальных способностей ребенка. Психофизиологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте Людмила Кашеня Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно охарактеризовать словами И. М.Сеченова: «Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром». Раннее детство – особый период становления органов и систем, и прежде всего функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3 годам мозг достигает 80 % взрослого потенциала. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я сам», соотношения себя и мира. Главная особенность этого периода – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. В этом возрасте у малышей происходит интенсивное формирование опорно-мышечного аппарата, развитие всех физиологических систем организма и психики, раскрытие способностей. Ребенок готов осваивать (играть на музыкальном инструменте, в шахматы, плавать и т. п.). Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие, – обозначив собственное «я». Учёт особенностей физиологического развития детей раннего возраста в образовательном процессе Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе Сказывается влияние: наследственных факторов; интенсивность обмена веществ; эндокринный фон организма; активность секретов пищеварительных желёз. Оказывают влияние особенности климата; жилищно-бытовые условия; режим дня; характер питания; перенесённые заболевания Тщательно следить за показателями физического развития ребенка: массой тела, Окружность грудной клетки, окружностью головы, их темпами прироста и соотношением Продолжает формироваться острота зрения. Размер глазного яблока и глазодвигательная мускулатура окончательно еще не сформировались. Тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий приводит к тому, что практические манипуляции с объектом в раннем возрасте являются необходимым фактором зрительного опознания. Формирование сенсорных систем тесно связано с развитием внимания,умением сосредоточиться на своих ощущениях: зрение – с улучшением зрительного внимания, слух – с развитием слухового внимания, тактильное, мышечно-суставное чувство – в ходе формирования контроля над движениями и осязанием и т. д. Способствовать снижению удельного веса ощупывания в зрительном восприятии, формировать более организованное и систематичное зрительное и осязательное обследование предмета, решение сенсорной задачи узнавания, опознавания. Поощрять деятельность, развивающую зрительно-моторную координацию. Формировать развивающую среду, которая будет способствовать развитию всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, мышечно-суставное чувство) содержать в себе игрушки, предметы, снаряды, поверхности, звуки, запахи, позволяющие ребенку познакомиться в ощущениях со всем многообразием внешнего мира). Происходит созревание «схемы тела». Оно сопряжено с формированием латералиты – функциональной асимметрии в деятельности парных сенсорных органов (ведущего глаза, руки, уха). Развитие межполушарной асимметрии связано с начальным этапом повышения активности левого полушария, сопровождаемого осознанием чувства «я» и развитием речи, наиболее активно представленных в 1,5 – 2,5 – 3 года Формировать понятия «право-лево», повышать сенсомоторный репертуар ребенка, упражнения выполнять зеркально, сперва ведущей рукой (ногой, глазом, затем второй, вместе параллельно и затем разнонаправлено. Относиться к ребенку все более не как к объекту ухода, а как к субъекту общения Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе Наблюдается испуг при неожиданном появлении незнакомого резкого звука, темноты, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущимся транспортом. Страх при долгом отсутствии матери, который наблюдается с 7 месяцев, к 2 годам должен исчезнуть. Позже, в 3 года появляется страх перед наказанием Необходимо отвлечь ребенка, занять, поиграть с ним, выйти на прогулку, обеспечить поддержку, любовь и признание, стабильное и уверенное поведение. Тогда страхи уходят сами, тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями. Помнить, что нельзя запирать ребенка в темном незнакомом помещении, пугать малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит). Использовать сказкотерапию (как Бабка Ёжка стала доброй, как паучок помог девочке). Не перегружать фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключить агрессивные мультфильмы и книги Происходит значительное увеличение среднего носового хода с 2 лет. До этого носовые ходы узкие. Слизистая оболочка носовой полости очень нежна и богато снабжена кровеносными сосудами, причем просвет сосудов шире, чем у взрослых. Из околоносовых пазух сформированы только решётчатые и лобные, они могут давать осложнения при воспалительных заболеваниях глаз, уха и носа. Создаются предпосылки для отита из-за особенности строения уха, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей, носоглотки, которые у детей нередко осложняются воспалением среднего уха Продолжается до 3 лет быстрый рост гортани, и в это время у мальчиков и девочек она одинакова. Гортань имеет форму воронки. Голосовые связки прикрепляются у детей раннего возраста выше, чем у взрослых, они короткие по отношению к голосовой щели Необходимо учить детей правильно очищать нос. Одновременное очищение от слизи обеих ноздрей создает излишнее давление в полости носа, и инфекция может проникнуть в ухо и околоносовые пазухи. Чтобы избежать этого, необходимо учить детей во время умывания сморкаться без усилий, прочищать каждый носовой ход по отдельности, слегка приоткрывая рот. Не рекомендуется втягивать слизь вовнутрь – инфекция может проникнуть еще глубже в носоглотку, дыхательные пути, пазухи и ухо. Если нет возможности промыть нос, то лучше использовать сухие или одноразовые носовые платки Не допускать повреждения слизистой гортани и голосовых связок при голосовых перегрузках, резких перепадах температуры, посторонних примесях во вдыхаемом воздухе (пыль, резкие запахи, жаркий сухой, холодный воздух). Не требовать от детей громких ответов, не считаясь с тем, что у ребенка тихий голос или он охрип после простуды; репертуар детских песен подбирать в соответствии с диапазоном детского голоса; не допускать напряжения голоса на холоде и на ветру, учить детей говорить и петь вполголоса Особенности физиологического развития детей раннего возраста. Учёт данных особенностей в образовательном процессе Наблюдается ограничение возможностей дыхания в раннем возрасте из-за незрелости лёгочной ткани, её чрезмерной рыхлости и полнокровия, горизонтального стояния рёбер, слабости дыхательной мускулатуры. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки нежна и богата кровеносными сосудами, но относительно суха вследствие недостаточного развития слизистых желёз. Слизистая дыхательных путей легко подвергается отёку, ребенок может начать задыхаться, закашливаться в ответ на воспаление, резкий вкус, запах, эмоциональное возбуждение, крик Способствовать развитию, формированию тонуса, силы дыхательной мускулатуры (межрёберных мышц, брюшного пресса, диафрагмы, спины, что нормализует процессы оксигенации крови, питания головного мозга и внутренних органов, формированию речевого выдоха и речи, предупреждает заболевания органов дыхания. Необходимо не допускать резких перепадов температуры воздуха, влажности, появления резких запахов, употребления ребенком лекарств, продуктов с острыми специями, уксусом и т. п. Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Недостаточное количество слюны и высокая её вязкость, несформированность жевательной мускулатуры физиологически осложняют пережёвывание пищи Способствовать усвоению и закреплению навыка жевания, откусывания. Кулинарная обработка пищи должная соответствовать возрасту. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей. Проводить профилактику кариеса. Кариозные зубы являются очагом хронической инфекции в организме ребёнка, что приводит к аллергизации, вызывает напряжение иммунитета, осложненное течение инфекционных заболеваний, реакцию на прививки. Особо обращать внимание на развитие прикуса, степень санации полости рта и молочных зубов у детей в силу того, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными. Формировать правильный прикус: приучать ребёнка к откусыванию и пережёвыванию твёрдой пищи, дышать через нос Отмечается недостаточная секреция желёз желудка у ребёнка. В желудочном соке содержатся все ферменты, но в небольшом количестве, небольшой переваривающей силе и низкой кислотности желудочного сока. Кишечник ребёнка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, её брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий Необходимо не только придерживаться специально разработанного рациона питания, но и считаться со вкусом и индивидуальными особенностями ребёнка. Следует исключать из рациона плохо переносимую пищу, чтобы предупредить тяжёлые реакции. Не допускать общего перегревания ребёнка, резкого звукового раздражения, резкого увеличения его двигательной активности. Это может привести к усилению перистальтики кишечника, вплоть до болевых ощущений, появления жидкого стула и непроизвольной дефекации Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе Движения характеризуются Н. А. Берштейном как «грациозная неуклюжесть». Они недостаточно ловки и координированы. Вначале конструктивные действия носят подражательный характер, а затем начинается использование собственных способов конструирования. Заканчивается формирование акта ходьбы в общих чертах (примерно к 2 годам, хотя биомеханические особенности (высокое расположение центра массы тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей) в ходьбе детей остаются вплоть до школьного возраста. Ходьба и бег почти не отличаются друг от друга Формировать все основные паттерны движения, учитывая то, что дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси и горизонтальной оси, затем развивается различение правой и левой стороны. Этот принцип относится и к собственному телу. Способствовать овладению орудийными движениями. И посредством орудия, инструмента (столовые приборы, лопатки и др.); формами поведения; правильными действиями с различными предметами (карандашом, кисточкой и др.) способствовать предметной имитационной игровой деятельности. Совершенствовать лазанье, бросание; постепенно овладевать простыми плясовыми движениями Происходит наиболее интенсивно рост позвоночного столба. С 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и ускоряется рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника. Сохраняется коническая форма грудной клетки с более горизонтальным расположением рёбер и развёрнутой нижней апертурой. Начинается окостенение свободных конечностей, несформированная кисть быстро утомляется. Позже формируется сводчатость стопы, в этом возрасте она еще не выражена, слабо развит мышечный аппарат стопы Проводить целенаправленные физические упражнения, равномерно укрепляющие скелет и мускулатуру тела (особенное спины, ног) и все мышцы-разгибатели, так как они физиологически развиты хуже. Взрослые не должны допускать нахождения ребёнка в одном и том же положении: стоя, сидя, лёжа на полу и т. д. – длительно (более 15-20 минут). Не допускать перегрузки мускулатуры кистей рук в ходе игры, рисования, ручного труда, физической активности (висы, подтягивание, поднятие и перенос тяжестей, выкручивающие движения и т. д.). Проводить корригирующие систематические упражнения для укрепления свода стопы несколько раз в день, например ходьба босиком по шершавым поверхностям. Необходимо большое внимание уделять обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька, супинатор, плотный обхват подъёма). Не позволять детям спрыгивать с большой высоты, учить правильно, мягко делать соскок, страховать при соскоках Легко изменяется величина кровяного давления под влиянием различных внешних факторов. При переходе тела из положения сидя в горизонтальное положение кровяное давление у большинства детей повышается на 10-20 мм рт. ст., под влиянием эмоций давление повышается на 20-40 мм рт. ст. Не допускать функциональных перегрузок сердечно – сосудистой системы, очень осторожно подходить к организации двигательной активности и занятий физической культурой. А также помнить, Наблюдается интенсивность роста почек. Она наиболее велика в первые 3 года жизни. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счёт интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребёнка. Меняется реакция мочи в зависимости от характера получаемой ребёнком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону. У девочек наблюдается более короткие и широкие мочевыводящее пути, которые облегчают восходящий путь распространения инфекции в мочевой пузырь и почки что при физических нагрузках у малышей изменяется частота дыхания, а не глубина Формировать у детей условно-рефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днём, но и ночью за счёт высаживания на горшок и ограничения пользования подгузниками до минимума. Следить за характером питания, рацион должен содержать оптимальное количество белковой и растительной пищи, чтобы не допускать чрезмерного ощелачивания или окисления мочи – это раздражает мочевыводящие пути. Проводить профилактику, учить детей соблюдать гигиенические правила. Профилактика включает использование соответствующих полу и возрасту подгузников, горшков и унитазов, исключающих затекание мочи в половые органы, чистое, по размеру, хорошо облегающее нижнее бельё, профилактика энтеробиоза (остриц, чистый, тёплый и безопасный пол и ковёр для игры и т. д. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста | Методическая разработка по теме:Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст относится к психомоторному (сенсорному) этапу формирования психики у ребенка. Для него характерно выдвижение на первый план двигательной активности самого малыша. Потребность двигательной активности детей 5 -7 лет настолько велика, что врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной расточительности». Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь. В это время формируется мимическая выразительность ребёнка, склонность к подражанию действиям окружающих, пластичность и автоматизм в движениях. Дети активно усваивают навыки самообслуживания. Ограничение активности малыша в этот период, стремление взрослых обуть, одеть, застегнуть и накормить его могут привести к задержке развития речи, пассивности, капризам и упрямству, неприспособленности при решении простейших жизненных задач. Второе название этого периода – период «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. средний рост ребёнка 5 лет – 106 – 107 см, масса тела 17 – 18 кг. Средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200 г, роста – 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см, масса тела 21,5 кг. Характерным клиническим симптомом этого возрастного периода являются «боли роста», периодически возникающие в икроножных мышцах ребят. При чём боль может быть настолько интенсивна, что иногда дети кричат не в силах её перенести. Известный детский хирург С.Я.Долецкий, изучив подобные жалобы у большего числа детей, пришёл к выводу: это болят мышцы, не успевающие за бурным ростом костей и не получающие достаточного количества питательных веществ. Как правило, это явление в наибольшей степени характерно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия, обусловленные особенностями распределения подкожной жировой клетчатки и строением скелета. Движения девочек становятся плавными и лёгкими в отличие от порывистых и резких жестов мальчиков. За счёт ускоренного роста конечностей изменяются пропорции тела ребёнка. Дети становятся стройнее. В результате интенсивного развития мелких мышц кисти и пальцев происходит развитие отточенности и чёткости движений. На пятом – шестом году жизни у дошкольников начинают постепенно шататься и выпадать молочные зубы, а на шестом – седьмом прорезаются постоянные зубы. В этот период защитные силы организма детей активно функционируют, и защиту от инфекционных агентов иммунная система обеспечивает достаточно. Но в это же время происходит чрезмерное развитие лимфатической ткани, что в свою очередь нередко приводит к склонности детей к аллергическим реакциям. Развитие движений у детей 5 – 7 лет Для старших дошкольников характерно преобладание показателей, характеризующих быстроту движений и их амплитуду (скорость и гибкость). В связи с тем что, их организм несколько хуже приспособлен к выполнению движений, обеспечивающих длительных повторяющихся действий, обеспечивающих выносливостью и силой мышц тела. Для детей шестого года жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц; формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата. В этом возрасте нужно обратить особое внимание прыжкам и спрыгиванию на твёрдую поверхность. Так как амортизационные свойства позвоночника и стопы несовершенны, то возможно травмирование организма. физиологичным для ребёнка является спрыгивание в мягкую или сыпучую среду (песок, поролон, сухой бассейн с шарами и др.) либо подпрыгивание или перепрыгивание. Также внимание следует уделить области носа, так как окостенение опорных костей носовой перегородки не окончено, и любые, даже самые лёгкие ушибы в области носа могут привести к травме и кровотечению особенно во время игр с мячом. Слабость связочно-мышечного аппарата локтевого сустава обуславливает нередкие подвывихи из-за резкого рывка ребёнка за руку. Также в этом возрасте нежелательны висы и упражнения по преодолению тяжести своего тела на вытянутых руках. Для детей характерно осознанное понимание учебной задачи, интерес к результату, выигрышу, удовлетворение от достигнутого. Преобладает эмоциональная окраска деятельности. Типичен отказ от выполнения неинтересных действий, если они не вовлечены в игровую форму. У детей семи летнего возраста наблюдается незначительное увеличение массы тела и силы мускулатуры; окончание формирования изгибов шейно-грудного отдела позвоночника и свода стопы; интенсивное окостенение мелкий костей кисти и пальцев рук; высокая подвижность суставов за счёт эластичности мышц, связок; совершенствование координации, устранение «лишних» движений; выработка характерной осанки; качественное изменение двигательной деятельности. В этом возрасте следует особое внимание уделить выработке правильной осанке. Формирование осознанного самоконтроля ребёнка за положением своего тела. При его отсутствии велика вероятность деформации позвоночника. Следует обратить внимание на состояние ротовой полости. В этом возрасте происходит постепенная замена временных зубов постоянными. Очень важно следить за формированием правильного прикуса. У детей формируется способность к самоконтролю и правильной оценке процесса и результата собственных движений. Выполнение движений становиться осмысленным и планируемым. Велик интерес детей к соревновательным компонентам совместных действий. Для развития и совершенствования двигательных возможностей детей мы в группах используем здоровье сберегающие технологии, которые включают в себя:
Развлекательную – создают благоприятную атмосферу; Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой; Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний Лечебную – способствовать выздоровлению. Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, проверка осанки, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).
Проводится индивидуально либо с подгруппой. Рекомендуется всем детям. Проводится в любое удобное время. Функции пальчиковой гимнастики:
Все упражнения делятся на 3 группы:
В старшем дошкольном возрасте релаксация проводится в конце занятия с целью расслабления и интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. Релаксация позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребёнком ощущений и навыков, приобретённых в ходе занятия.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место занимают малоподвижные игры. Они проводятся с целью развития речи детей, пополнения активного словаря, а также развития коммуникативных навыков.
Используя различные методы, сказкотерапия позволяет выполнить определённые цели и решить неодходимые задачи. Она используется:
Игры в сухом аквариуме научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности. Сухой аквариум – это уникальная игра по своим дидактическим возможностям, со своим уникальным материалом - футляров от киндер-сюрпризов (шариков). Как известно, когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность. Шарики удобно брать руками. Они удобны в работе как с одним ребёнком, так и с группой детей. Играть с шариками можно как за столом, так на ковре Игра – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка различать цвета, считать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для детей счастье – когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться и просто делаем детей счастливее. С помощью игр в сухом аквариуме можно формировать математические представления, развивать сенсорное восприятие, закреплять сведения о предметном и природном мирах. С маленькими детьми уместно начать изучать цвет: разбрасывать и собирать шарики, находить заданные педагогом шарики по величине, цвету, фактуре. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов. Развитие логики у дошкольника – одно из основных условий его успешного обучения в школе! Игры помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать. Материал для воспитателей детских садов" Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Развитие психофизических качеств дошкольников. | Статья по физкультуре:Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Яменский детский сад
Выступление на семинаре: «Развитие психофизических качеств у дошкольников» выполнила: педагог-психолог МКДОУ Яменского д/с Князева Ю.И. 2016г. Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников. Посудите сами, ни одно из пяти, предложенных теорией и методикой физического воспитания человека, основных двигательных способностей (или физических качеств): быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости, не говоря уже о смежных: силовых или скоростных видах выносливости; координации или скоростных качеств, попросту, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой (ЦНС). Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества. К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств (или быстроты), общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в дошкольном возрасте в силу несовершенства физиологических структур организма ребенка скоростную выносливость и силу как психофизические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Первое, в силу слабости физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка. Весьма неоднозначным является утверждение отдельных авторов о том, что психофизические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гибкость, силу и другие. Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический процесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно. Психофизические же качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т.е. развития. Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т.д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания), и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.). Сила - психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность Е.Н.Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки. Выносливость - это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности.Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности), но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. В дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения, особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения. Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется. Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах). Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил. Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т.д. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча». Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил: - помоги, но не навреди; - заинтересуй, но не настаивай; - каждый ребенок индивидуален. Познавательное развитие дошкольникаПознавательное развитие дошкольникаПознавательные процессы психики и связанные с ними психические действия представляют собой особую внутреннюю форму объективных действий. По мнению Л.Ф. Обуховой, в психологии США произошло изменение представления о психическом развитии в связи с разделением в действии двух частей: пробной и исполнительской. Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперин дал возможность представить психическое развитие как процесс отделения пробной части действия от самого действия и обогащения пробной части действия путем формирования методов и средств ориентации.Сама ориентация происходит в этом возрасте на разных уровнях: материальном (или практическом), перцептивном (на основе визуальных объектов) и ментальном (без привязки к визуальным объектам, с точки зрения презентации). Поэтому, когда говорят о развитии восприятия , имеют в виду развитие способов и средств ориентации. В дошкольном возрасте ориентировочная деятельность развивается очень интенсивно. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практико-практическом), сенсорно-визуальном и ментальном. В этом возрасте, как показали исследования Л.А. Венгера, интенсивно развиваются сенсорные стандарты, т. Е. Представления о свойствах предметов, цвете, форме, размере и соотношении (сравнении) предметов с этими стандартами. Кроме того, ассимиляция стандартов фонем родной язык. О фонемах Д.Б. Эльконин сказал следующее: «Дети начинают их категорически слышать». В общем смысле стандарты - это достижения человеческой культуры, «сетка», через которую мы смотрим на мир.Когда ребенок начинает осваивать нормы, процесс восприятия приобретает косвенный характер. Использование стандартов позволяет перейти от субъективной оценки воспринимаемого мира к его объективной характеристике. Усвоение стандартов, изменение видов и содержания деятельности ребенка приводит к изменению характера детского мышления. Ведущий вид мышления в дошкольном возрасте - наглядно-образное. Мышление младших дошкольников остается эгоцентричным в том смысле, что ребенок оценивает любую ситуацию только со своей позиции, воспринимая его точку зрения как абсолютную и единственно возможную.В среднем дошкольном возрасте такие особенности мышления, как синкретизм (склонность соединять разнородные явления без достаточных оснований), артикуляция (представление о техногенном характере природных явлений), анимизм (оживление неодушевленных предметов и атрибуция активных прямых действий). Ребенок принимает связь своих впечатлений за истинную связь вещей, руководствуется броскими знаками, которые не обязательно являются существенными. Это наглядно продемонстрировали опыты Дж.Пиаже с изложением дошкольникам воды в сосудах разной формы: по словам ребенка, в более высоком сосуде воды «больше», хотя ее нигде не добавляли. В то же время у дошкольников обычно высокий уровень познавательной потребности, они задают взрослым много вопросов об окружающем мире, пытаются осмыслить сложные явления, такие как, например, жизнь и смерть. Но дети этого возраста еще не знают взрослой логики рассуждений и поэтому не всегда приходят к правильным выводам. К концу дошкольного возраста происходит переход от эгоцентризма к децентрализации, и ребенок постепенно приобретает способность воспринимать мир с точки зрения объективности. Мышление ребенка формируется в педагогическом процессе. Особенность развития ребенка состоит в его активном усвоении способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А. В. Запорожца, владение такими методами играет важную роль в формировании не только сложных типов абстрактного словесно-логического мышления, но и наглядно-образного мышления, характерного для дошкольников. Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы: 1) совершенствование наглядно-действенного мышления на основе воссоздающего воображения; 2) совершенствование наглядно-образного мышления на основе произвольной и косвенной памяти и творческого воображения; 3) начало ac .Дошкольный возраст - Детская психологияДошкольный возрастРебенок переходит в дошкольный возраст. Особенность социальной ситуации развития в дошкольном возрасте состоит в том, что ребенок уже понимает, что он - другие взрослые. Он относится к ним определенным образом, и они относятся к нему. Когда взрослый выступает за ребенка как носителя социальных отношений, ребенок начинает подражать взрослому. Поскольку ребенок не может воспроизводить социальные отношения именно из-за ограниченных возможностей, дошкольники развивают игру.Л.С. Выготский неоднократно подчеркивает, что маленький ребенок не может имитировать неживые предметы, он имитирует только взрослых. Основная характеристика игры определяется наличием воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация предполагает, что ребенок передает ценность одних предметов другим. Например, ребенок может считать куклу дочерью, стул - лошадью и т. Д. Однако, играя, ребенок не теряет истинного значения вещей. Здесь, по сути, отмечается сложный характер психических процессов, сопровождающих игровую деятельность дошкольников. Игра и развитие речи во многом определяют развитие воображения ребенка. Анализируя этот процесс, Выготский выделяет два разных типа активности детей. Один связан с созданием новых образов путем объединения старого в новые комбинации, а другой характеризует процесс соотнесения образов одной реальности с другой. Он указывает на четыре основные формы, связывающие «деятельность воображения с действительностью». Первая форма основана на объединении изображений впечатлений, полученных от реальных предметов; второй - об установлении связи между готовым продуктом фантазии и сложным явлением действительности; третий - об эмоциональной связи; четвертый - о новом содержании образа фантазии, который ранее не происходил в реальности, но воплощен в продукте. Особый интерес представляет третья форма связи между воображением и реальностью, которую Выготский определяет как «эмоциональную». Он подчеркивает, что «каждое чувство, каждая эмоция имеет тенденцию воплощаться в известные образы, соответствующие этому чувству». 2 По его мнению, эмоция обладает особой способностью выбирать для себя соответствующие впечатления. Мы видим, что Выготский, не называя напрямую, указывает на особый процесс посредничества между двумя разными реальностями, одна из которых представляет когнитивные процессы, а другая аффективна.Важно отметить не только общую идею единства аффекта и интеллекта, но и выявленную Выготским идею существования особой связи между познавательной и аффективной сферами человека. Суть этих отношений можно назвать символическим посредничеством. Символическое опосредование, в некотором смысле, устанавливает отношения между двумя сериями реальности - эмоциональной серией, основанной на общем эмоциональном знаке, и когнитивной серией, которая легко понятна. Если в раннем детстве восприятие ребенка выделяется и проходит основной путь развития, то в дошкольном возрасте развивается память.Воспоминания о дошкольнике сразу же. Это означает, что дошкольник не .Детская психология | дисциплина | BritannicaДетская психология , также называемая детское развитие , изучение психологических процессов детей и, в частности, того, чем эти процессы отличаются от процессов взрослых, как они развиваются от рождения до конца подросткового возраста и как и почему они отличаются от одного ребенка к другому. Эту тему иногда относят к младенчеству, взрослой жизни и старению в категорию психологии развития. Как научная дисциплина, имеющая прочную эмпирическую основу, изучение детей возникло сравнительно недавно.Он был начат в 1840 году, когда Чарльз Дарвин начал вести учет роста и развития одного из своих собственных детей, собирая данные так, как если бы он изучал неизвестный вид. В аналогичном, более подробном исследовании, опубликованном немецким психофизиологом Вильямом Прейером, были предложены методы для ряда других. В 1891 году американский педагог-психолог Дж. Стэнли Холл основал Педагогическую семинарию , периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике. В начале 20 века разработка тестов интеллекта и создание клиник по ориентации детей еще больше определили область детской психологии. Г. Стэнли Холл. Предоставлено Университетом Кларка, Вустер, МассачусетсРяд известных психологов 20-го века, в том числе Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн и дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием ребенка в основном с психоаналитической точки зрения. Возможно, наибольшее непосредственное влияние на современную детскую психологию оказал Жан Пиаже из Швейцарии. Посредством непосредственного наблюдения и взаимодействия Пиаже разработал теорию приобретения понимания у детей.Он описал различные этапы обучения в детстве и охарактеризовал восприятие детьми себя и мира на каждом этапе обучения. Данные по детской психологии собраны из различных источников. Наблюдения родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и беседы психолога с ребенком (или детьми) дают много материала. В некоторых случаях используется одностороннее окно или зеркало, чтобы дети могли свободно взаимодействовать со своим окружением или другими людьми, не зная, что за ними наблюдают.Тесты личности, тесты интеллекта и экспериментальные методы также оказались полезными для понимания развития ребенка. Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняНесмотря на попытки объединить различные теории развития ребенка, эта область остается динамичной, изменяясь по мере развития областей физиологии и психологии. .О подходах к психолингвистической диагностике нарративной речи у детей дошкольного возрастаАхутина, Т.В., Засыпкина, К.В., Романова, А.А. (2009). Как дети 5–7 лет передают смысл картинки: нейролингвистическое исследование. Психолингвистика - Психолингвистика, 4, 10–20. [по-русски].Ахутина, Т. В. (2008). Речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса.Нейролингвистический анализ синтаксиса. М .: Изд-во «ЛКИ», 224 с. [по-русски]. Белянин, В. П. (2004). Психолингвистика. Москва: Флинта: Московский Психолого-социальный институт, 232 с. [по-русски]. Богуш А.М., Гавриш Н.В. (2007). Дошкольная лингводидактика: Пидручник для ВНЗ / Дошкольная лингводидактика: Учебник для ВУЗов. Киев: Выща школа, 185 с. [на украинском языке]. Богуш А.М., Гавриш Н.В. (2013). Развитие речи у старших дошкольников.Киев: Генеза, 159 с. [на украинском языке]. Выготский, Л. С. (1956). Мышление и река. Мышление и язык. Избранные психологические исследования. Избранные психологические исследования. Москва: Педагогика, 519 с. [по-русски]. Гальперин И. (2007). Текст как объект лингвистического исследования. Москва: КомКнига. 144 с. [по-русски]. Горелов И. Н., Седов К. Ф. (2001). Основы психолингвистики.Москва: «Лабиринт», 304 с. [по-русски]. Джидарян И.А. (1974). О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. Теоретические проблемы психологии личности (стр. 145-169). Москва: Наука, 1974. Дзюбко, Л.В., Гриценюк, Л.И. (2011). Диагностика учебной мотивации: сборник методик. Киев: Шк. Свит, 128 с.[на украинском языке]. Жинкин Н. И. (2009). Психолингвистика: Избранные труды. Москва: Лабиринт, 288 с. [по-русски]. Зимняя И.А. (1997). Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 480 с. [по-русски]. Истомина, З. М. (1956). Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника.Известия АПН РСФСР, 81. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm#$$f153 [на русском языке]. Калмыкова Л. О. (2011). Психолохия развития речевой деятельности дошкольников / дис. Докторская диссертация. Киев, 462 с. [на украинском языке]. Калмыкова Л. О. (2003). Формирование речевых умений и навыков у детей: психолинвистный та линхвометодический. Киев: НМЦВО.320 с. [на украинском языке]. Калмыкова Л. О. (2008). Психология формирования речевой активности у детей и дошкольников. Киев: Феникс, 497 с. [на украинском языке]. Калмыкова Л.О., Харченко Н.В., Демьяненко С.Д., Пориадченко Л.А. (2007). Развитие речи у старших дошкольников / Розвиток движения дитеи старшего дошкольного возраста. Киев: «П.П. Медведев», 304 с. Кольцова, М.М. (1979). Ребенок учится говорить. М .: Педагогика, 267 с. [по-русски]. Красных В. В. (2012). Основы психолингвистики. Москва: Гнозис, 333 с. [по-русски]. Ладыженская Т.А. (1979). Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. Характеристика связанной речи детей 6-7 лет (стр. 6-29). Москва: Педагогика. Лаврентьева, А.И. (2003) Влияние коммуникативных факторов на функционирование лексических единиц в речевой деятельности детей. Возрастное коммуникативное поведение (стр. 164-169). Воронеж: «Истоки». Леонтьев А.А. (1999). Основы психолингвистики. Москва: Смысл, 287 с. [по-русски]. Леонтьев А.А. (1974). Лекция как обращение [Текст].Москва: «Знание» РСФСР, 39 с. [по-русски]. Лепская Н.И. (1997). Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова. 151 с. [по-русски]. Леушина А. М. (1941). Развитие связной речи у дошкольников. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, 30, 27–71. Лурия А. Р. (1998). Язык и сознание.В E.D. Хомская (Ред). Ростов н / Д .: Изд-во «Феникс», 416 с. [по-русски]. Люблинская А.А. (1971). Детская психология. Москва: Просвещение, 415 с. [по-русски]. Мурзин Л. Н., Штерн А. С. (1991). Текст и его восприятие. Свердловск: Урал. ун-та, 171 с. [по-русски]. Овчинникова И.Г. (2006). Способы выражения таксисной семантики в повествованиях шестилетних детей.Онтолингвистика: Некоторые итоги и перспективы (стр. 104–110): Материалы научной конференции (СПб., 27-29 мая, 2006). В С.Н. Цейтлин, Т.А. Круглякова, М. Елисеева Ред.). СПб .: Санкт-Петербургский институт раннего взаимодействия. Рубинштейн, С. Л. (2002). Основы общей психологии. СПб .: Питер, 720 с. [на украинском языке]. Сперанская Г. Л., Ледник И. А. (2007). Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи.СПб .: Речь, 208 с. [по-русски]. Уланович О.И. (2010). Психолингвистика. Минск: Изд-во Гревцова, 240 с. [по-русски]. Цейтлин С. Н. (2000). Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 240 с. [по-русски]. Чепелева Н.В. (2004). Проблемы психологической герменевтики: Монография. Киев: Міленіум, 273 с.[на украинском языке]. Эльконин Д. Б. (1998). Развитие устной и письменной речи учащихся. В В.В. Давыдов, Т.А. Нежновой (Ред.). Москва: ИНТОР, 112 с. [по-русски]. Эльконин Д. Б. (2007). Детская психология: учеб. пособие для шпильки. высш. учеб. // Детская психология. Москва: Издательский центр «Академия», 384 с. [по-русски]. Юрьева Н. М. (2010). К проблеме становления повествования в детской речи.Вопросы психолингвистики, 11, 100-114. [по-русски]. .Тенденция и динамика коммуникативно-речевого развития дошкольникаКлючевые слова: коммуникативно-речевое развитие, умственные, когнитивные, лингвистические и личностные качества речи, языковая компетенция АннотацияВ статье представлена характеристика коммуникативно-речевого развития ребенка в единстве поведенческих, познавательных и творческих качеств речи.Реализован комплексный подход к оценке состояния активности личности и самореализации ребенка через генезис речи. В работе представлены критериальные оценки, диагностическое обследование уровня речевого развития ребенка с позиции коммуникативной направленности, авторская методика исследования в единстве эмоционально-волевых, познавательных и творческих качеств речи. Проанализированы основные основы коммуникативно-речевого развития ребенка во взаимосвязи компонентов характеристик конативного, когнитивно-лингвистического, личностного уровней, возрастные особенности развития компетенции ребенка в сфере речи. общение обобщено.Творческие достижения младшего дошкольника обеспечивают формирование таких качеств личности, как коммуникативная направленность к окружающему миру, открытость опыту взрослых и сверстников, что приводит к повышению когнитивной сложности речевого поведения детей среднего дошкольного возраста. . Когнитивно-лингвистический уровень достижений ребенка связан с усвоением отношений «человек-ситуация» и отношения «языковая форма-значимость».Язык становится объектом манипуляции и осознания. Формирование различных форм речевых выражений, адекватных ситуации и партнерской среде, обеспечивает ребенку осознание потребностей общения, дальнейшее развитие и усложнение познавательных форм взаимодействия, развитие способов и процессов мышления и творчества. в речевом общении. ЗагрузкиДанные для скачивания пока недоступны. Ссылки Хомский, Н. (2002). О природе и языке (стр. 45–60). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. doi.org/10.1017/CBO9780511613876 Просмотры аннотации: 328 Загрузок в PDF: 216 Как цитировать Пироженко Т., & Сорока, I. (2018). Тенденция и динамика коммуникативно-речевого развития ребенка дошкольного возраста. ПСИХОЛИНГВИСТИКА , 24 (1), 289-303. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2018-24-1-289-303 .% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 п. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 н. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 н. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 п. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |