|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных нормПсихологические особенности усвоения дошкольниками этических норм. | Материал на тему:НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Ответ на экзаменационный вопрос «Психологические особенности усвоения дошкольниками этических норм». Курс профессиональной переподготовки «Педагог дошкольного образования» Дисциплина «Основы дошкольной психологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации» Выполнил: Осадчая Юлия Ильинична воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №79 Форма обучения – дистанционная Научный руководитель: к. п. н., доцент ФГБОУ ВПО «НГПУ» Омельченко Елизавета Александровна Новосибирск 2015 г. Вопрос 1. Психологические особенности усвоения дошкольниками этических норм. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными этическими нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Дети учатся подчинять свое поведение этим нормам, у них появляются этические переживания. В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло. Источниками моральных, этических представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Усвоение этических норм протекает быстрее при определенных отношениях в семье. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди. В общении с безусловно любящими его родителями он получает не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. В младшем дошкольном возрасте дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания. В старшем дошкольном возрасте начинают глубже осознавать сущность самих правил и норм. Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам. Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это - стремление к признанию и одобрению со стороны, окружающих людей. С ним связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей-дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. Во второй половине дошкольного детства начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие. Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. В силу особой откликаемости детей на суждения, мнения и поступки других людей внешние проявления соответствующих личностных качеств не достаточно устойчивы. Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой. Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям. Механизмом усвоения этических норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г.Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. «Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном». Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действия и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других. Сопереживание сверстнику в игре во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количеств негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу снижается. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, к кому симпатизирует и сочувствует. Взрослый организует совместную деятельность с дошкольником и в игре идет накопление первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо». Ребенок соотносит их со своими действиями и поступками. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми. «Игра социальна по своему содержания именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе». Динамика и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте.
Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе | Методическая разработка (старшая группа):Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе Автор: Волкова Елена Викторовна-воспитатель МБДОУ Д/сад 80 Цель Игровые ситуации Вежливая просьба Об уступчивости
Проблемные ситуации 1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.") Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста (ПДД). Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей, формирование навыков осознанного безопасного поведения. Составитель: воспитатель Волкова Е. В. Ситуации на транспорте. Ребенок - пассажир. Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Кто зайдет в него первый? Кто из вас должен занять место, если оно одно? Ты с мамой едешь в трамвае. Что делать, если деньги на проезд забыли дома? Ты едешь в автобусе, он резко тормозит. Пассажиры падают. Как себя вести в такой ситуации? Ты едешь в маршрутке. Заходит мужчина в нетрезвом состоянии. Что делать? Ты с мамой едешь в электропоезде. В одном вагоне с вами едет компания людей, которые громко разговаривают, щелкают семечки. Что делать? Ты и мама приехали в поезде с санатория в родной город. По дороге домой вы вспомнили, что забыли сумку с вещами в вагоне поезда. Что делать? Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым? Ты едешь в переполненном людьми автобусе. Почувствовал себя плохо. Что делать? Ты с мамой едешь в автобусе. Закрывая двери на очередной остановке, водитель не увидел, как зажал ими другого пассажира. Как поступить? Сидя в трамвае, ты увидел, как из кармана мужчины выпал кошелек. Что делать? Ты с папой едешь в троллейбусе. Один пассажир грубо разговаривает с кондуктором. Что будет дальше? Как нужно поступить в такой ситуации? Ты с мамой в автобусе. Расплачиваясь за проезд, у мамы из рук выпал кошелек, мелочь рассыпалась в разные стороны. Что делать? Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей? Весна. Вы с сестрой едете в автобусе, все окна которого открыты. Где занять место? Ты едешь в трамвае, рядом с тобой занял место человек с неприятным запахом. Что делать? Ты с мамой едешь в трамвае. С тобой захотел пообщаться рядом сидящий пассажир. Как нужно отреагировать? Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать? Вы с мамой в другом городе, поехали в зоопарк. Зашли в нужный троллейбус, кондуктора не оказалось. Как быть? С кем расплатиться за проезд? У кого узнать где нужно выходить? Ты с сестрой в автобусе. Нечаянно разбилась банка с соком, которая стояла в сумке. Сок начал капать на пол. Что делать? Вы с папой ходили в турпоход. Возвращаетесь домой на автобусе. За плечами - по полному рюкзаку вещей. Как без проблем доехать до дома? Куда деть рюкзаки? Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус, пассажиры устремились к дверям. Как быть? Спешить или нет? А вдруг не хватит свободного места? Ты с папой едешь в троллейбусе. Папа купил билет, но куда-то его положил. На остановке заходят контролеры. Где взять билет? Что делать? Ты с братом нечаянно сел не на тот автобус. Двери закрылись. Автобус поехал. Что делать? Ты с папой едешь в автобусе. Произошло возгорание детали автобуса, задымление. Что делать? Как эвакуироваться? А если двери заклинило? Ребенок - пешеход. Ты идешь домой из магазина через дорогу. На середине пути рвется сетка с апельсинами, которые раскатываются по асфальту. Что делать? Ты с мамой идешь по тротуару. Впереди ведутся ремонтные работы, вырыта канава. Где и как ее обойти? Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации? Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь? Переходя дорогу по пешеходному переходу, ты столкнулся с идущем тебе навстречу человеком. Что делать? С какой стороны "зебры" нужно идти вам обоим? Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофора не видны - отсвечивает. Как перейти дорогу? По чему сориентироваться? Вам с братом нужно перейти дорогу. Поблизости нет пешеходного перехода, а по краю дороги припаркованы автомобили. Где и как перейти дорогу? Тебе с сестрой необходимо перейти проезжую часть. Люди, стоящие рядом с вами не дождались нужного сигнала светофора и поспешили вперед. Может, и вам лучше перейти с ними дорогу? Как поступить? Переходя дорогу, ты упал. Что делать? А если упал кто-то из рядом идущих людей? Ты подходишь к пешеходному переходу. Загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов. Люди начали движение и вдруг услышали сирену пожарной машины. Что делать? Двигаться дальше или нет? Твой друг нарушил ПДД при переходе дороги. Его просит остановиться регулировщик. Что ему делать? Может, лучше попытаться убежать? Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации. Друг уговаривает тебя перебежать дорогу, когда автомобилей не видно ни на одном направлении движения. Что делать? У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе проезжей части. Как поступить в такой ситуации? При переходе проезжей части без пешеходного перехода вы с мамой замешкались и не успели перейти всю дорогу. Автомобили едут в обоих направлениях движения. Как быть? Вечером ты с папой пошел гулять. Ваш путь проходил рядом с мало освещенной дорогой. Что надо предпринять в целях своей безопасности? Ребенок - водитель. Ты катаешься на велосипеде во дворе своего дома. Нечаянно задел рулем и поцарапал припаркованный автомобиль. Что делать? Кто виноват: велосипедист или водитель оставленного без присмотра автомобиля? Ты едешь на велосипеде во дворе дома и сбиваешь малыша. Что делать? Незнакомый подросток просит у тебя велосипед покататься. Как поступить в этой ситуации? Ты катаешься на велосипеде по городу. Необходимо перейти проезжую часть. Где и как это сделать? Ты едешь на велосипеде и чувствуешь, что в глаз попала соринка. Что делать? Ты катаешься по двору на велосипеде, проткнул колесо. Что делать? Как продолжить путь? Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности) | Статья (средняя группа) на тему:«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»
Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф ГОС ДО) в принципе: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В области социально-коммуникативное развитие современное общество и семья ожидают от дошкольной образовательной организации (ДОО) создания таких условий, которые бы способствовали успешной социализации ребёнка, одним из показателей которой являются знания и умения ребёнка как вести себя в обществе. Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Нравственная ценность - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих норм поведения. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Анализ деятельности воспитателя ДО в решении проблемы усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе позволил выделить недостатки. Недостатки в результатах, основном процессе, в условиях профессиональной деятельности
Исходя из выше перечисленных недостатков можно выделить следующее противоречие: ФГОС ДО ориентируют образовательный процесс в ДОО на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе – это отражено в образовательной области социально-коммуникативное развитие, но нет системы работы в ДОУ, многие воспитатели не имеют чётких ценностных ориентиров, у родителей недостаточная культура.
На основе проведенного анализа и противоречий можно сформулировать профессиональную проблему, которая состоит в отсутствии умений и навыков у воспитателей в определении и подборе средств по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Целевые ориентиры образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Новые образовательные результаты
В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности детей. Виды деятельности детей, формы и предполагаемый результат
Деятельность воспитателя по работе с родителями:
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия: Кадровые:
Научно – методические:
Нормативно - правовые:
Материально – технические:
Информационные:
Организационные:
Глоссарий Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Нравственная ценность - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе - Тема пособия: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»» - Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст - Цель пособия: усвоение норм и ценностей принятых в обществе - Задачи пособия:
УСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ — СтудопедияДошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке. Внимательное рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой характер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития личности. В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем Дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам. Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это - стремление к признанию и одобрению со стороны, окружающих людей. Из данного качества как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. С ним же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга. У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей-дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Правда, в силу особой откликаемости детей данного возраста на суждения, мнения и поступки других людей внешние проявления соответствующих личностных качеств не представляются достаточно устойчивыми. «Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)» | Учебно-методический материал (старшая группа) на тему:«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»
Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным. Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. Согласно ФГОС ДО основными задачами в работе с детьми по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе являются: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров [13] дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой [32], отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности. В большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова [2], ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальные принципы педагогики. Анализ деятельности воспитателя ДО в решении проблемы усвоения норм и ценностей, принятых в обществе позволил выделить недостатки. Недостатки в результатах, основном процессе, в условиях профессиональной деятельности
Исходя из выше перечисленных недостатков можно выделить следующее противоречие: ФГОС ДО направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, но нет оптимизированной системы работы в ДОУ, многие воспитатели не имеют чётких ценностных ориентиров, родители часто не соблюдают нормы и ценности, принятые в обществе, а педагоги не всегда могут построить работу с родителями по формированию у детей нравственного потенциала.
На основе проведенного анализа и существующих противоречий можно сформулировать профессиональную проблему, которая состоит в определении и подборе средств по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
В настоящее время, когда вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно - образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире. Новые образовательные результаты на основе целевых ориентиров
В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Для решения данной проблемы необходимы изменения в образовательном процессе: - составить план работы с детьми, используя при этом разные формы работы: сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные; беседы по данной тематике, чтение произведений направленных на нравственное воспитание; - организовать проектную деятельность, которая способствует побуждению детей к положительным поступкам и делам, уточняет представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивает умение детей высказывать суждения; - организовать работу с родителями (практикумы, памятки, круглый стол, пресс-конференции, развлечения, досуги), направленную на повышение осознания родителей о том, что они являются для ребенка источником моральных представлений; - в целях совершенствования теоретического и практического уровня педагогов в создании условий для нравственного воспитания детей организовать методическая работа через следующие формы: тематические консультации по созданию условий в группах; методическая выставка литературы и пособий; практикум по разработке проектов нравственных центров в возрастных группах; смотр-конкурс условий для воспитания нравственных качеств дошкольников. Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности детей
Деятельность воспитателя по работе с родителями:
Деятельность воспитателя в работе с воспитателями:
Карта наблюдения
В качестве контроля, также предлагается диагностика, которая проводится психологом.
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия: Кадровые:
Научно – методические:
Нормативно - правовые:
Материально – технические:
Информационные:
Организационные:
Тезаурус Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Нравственная ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Саморегуляция включает несколько сложных процессов, которые позволяют детям соответственно реагировать на окружающую среду Усвоение социальных норм и правил в дошкольном возрасте.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Килэчэк»ЕМР РТ
Из опыта работы воспитателя Кузёминой А.В. Усвоение социальных норм и правил в дошкольном возрасте. «На человека надо учиться всю жизнь» /Сухомлинский/ «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить» - писал А.С.Макаренко. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Цели и задачи курса:
Культура поведения предполагает такое поведение человека, которое основано на принятии и выполнении социальных норм. Период дошкольного детства является нами наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально-значимых качеств личности. Ребенок-дошкольник начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе. Необходимость специальных занятий по своевременному формированию «оценки себя» актуальна в этом возрасте. Эти занятия способствуют полноценному развитию личности ребенка посредством самовыражения. Мне кажется работа по усвоению дошкольниками социальных норм и правил очень нужная и важная, ведь все мы хотим видеть своих детей чуткими, вежливыми и добрыми, умеющими не только отстоять себя, но могущими защитить слабого, оказать помощь старому человеку, не пройти мимо чужой боли и горя, умеющего прощать. И мы в этой работе должны помогать друг другу и дополнять друг друга. Воспитывать не моралями и приказом, а нашим постоянным положительным примером. Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил. В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям. Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них). Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления. Ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций) Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевые действия воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи. Но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению ими норм и правил. Наблюдая за тем, какие сюжеты выбирают дети, какие правила пытаются отстоять в игре, в каких формах протекает общение детей, воспитатель может определить успешность процесса освоения норм в каждом конкретном случае. При этом необходимо отметить, что возможности детей действовать в соответствии с этическими нормами в качестве игрового персонажа несколько опережает их возможности поступать так в реальном поведении. Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольников играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые поддерживают их. Нормы и правила следует формулировать в четком и доступном для дошкольников виде. Важно, чтобы взрослый не просто задавал их как-то. Что ребенок должен (или не должен) делать, а объяснял ему, для чего необходимы то или иное правило, та или иная норма. Т.е. вводил нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами. Заботиться о своем здоровье и т.д. при этом взрослому необходимо давать ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении худ. литературы, разыгрывании небольших спектаклей и т.д. Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявлений одобряемых форм поведения у детей, отношений доброжелательности, доверия между ними и взрослым «Если ребенок будет расти в атмосфере любви и нежности, то, хотя временами вы будете проявлять разумную твердость, он сохранит свое дружелюбное отношение к людям потому, что это заложено в его натуре» /Бенджамин Спок/. Внутренняя культура, духовное богатство, высокие моральные качества только тогда социально ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения людей, характер и формы общения между ними, гармонию внутреннего мира и внешнего облика. Воспитанность выступает, прежде всего, как качество социально необходимое, общественно ценное. Люди соприкасаются друг с другом в самых разнообразных социальных, нравственных, психологических ситуациях. Вступают во взаимодействие непохожие, иногда просто противоположные взгляды, вкусы, темпераменты, характеры. Совершенно очевидно, что невоспитанность, незнание психологических механизмов общения, неумение даже отдельных членов общество вести себя среди людей, уважать, щадить и беречь друг друга в условиях повседневного, обыденного будничного общения приводит к большим социальным издержкам. Для воспитателей особый интерес представляет следующая цепочка: контакт - эмоциональная реакция другого – самооценка - привычное настроение - характер. Тут воспитанность оборачивается другой своей гранью: не только социально ценное качество, не только существенная характеристика личности, но и – одновременно – важнейшее условие её нормального формирования и хорошего самочувствие. Очень важно, чтобы это понимали и воспитатели и дети. Хорошие манеры. Соблюдение норм этикета, воспитанность вообще не просто этикетка, нечто внешнее. Они испокон века потому ценятся и почитаются в народе, что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека, разумеется, нельзя представить дело так, что внутренняя культура автоматически порождает внешнюю, а эта последняя зеркально отражает глубины души. При неправильной расстановке акцентов в воспитании это единство может быть нарушено. Встречаются, к сожалению люди, которые внешним лоском, безупречными манерами пытаются прикрыть черствость, эгоизм, равнодушие, цинизм. Ведь при отсутствии культуры поведения многие достоинства личности теряют реальную, ощутимую для окружающих ценностей. Культура общения. Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения. Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания культуры общения. И для того, чтобы решить эту задачу, взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как же они сами относятся к окружающим, к знакомым и незнакомым, к соседям. Сослуживцам, родным и близким и, конечно же, к детям. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До 16 века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям. В приличиях закреплены принятые в том или ином обществе формы приветствия, обращения друг с другом, оказания некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Очень важно раскрыть для ребят глубокий внутренний смысл приличий, убедить их, что соблюдение приличий свидетельствует об уважении к людям, к общепринятым традициям и обычаям. Разные жизненные ситуации связаны с определенными нормами приличного и неприличного. Поэтому надо знакомить детей с этим, если можно так выразится, ситуативным этикетом. Пусть знают, как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, соседей, друзей, среди малознакомых и совсем чужих людей. Пусть умеют поздравлять и одаривать, проявлять сочувствие. Существуют определенные нормы поведения на улице, в транспорте, в местах развлечений и зрелищ. Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, одно из самых привлекательных и симпатичных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроения окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные наши поступки. Домашняя педагогика. В арсенале семейной педагогики имеются самые разнообразные приемы и средства формирования культуры поведения. Но случается, к сожалению, что выбирают из них далеко не лучшие. -Убери локти со стола… Не чавкай… Не разваливайся… Оставь в покое волосы… Прекрати играть ложкой… Кто за тебя «спасибо» говорить будет? Вернись! Бесконечные назидания, упреки, наказания, угрозы – малоэффективные средства воспитания культуры поведения. Используемые без меры, они вызывают открытое сопротивление, упрямое желание поступать по-своему, прочное отвращение к этикету вообще. Чтобы быть воспитанным человеком, надо, прежде всего, усвоить проверенный веками опыт общения, закрепленный в нормах и правилах этикета. Форма знакомства с приличиями может быть различной. Иногда это одна - две короткие фразы: «Ты заметил, когда в фильме садились за стол, мальчик сначала отодвинул стул девочки, потом придвинул, подождал, пока она сядет, и только после сел сам». Разумеется, бывают случаи, когда мимоходного замечания недостаточно, а нужна неторопливая беседа. Очень важный источник знаний о нормах поведения – книги. Например, такие произведения, как «Медвежонок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и многие другие,- это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и приличных манер. В процессе повседневной жизни человеку приходится выполнять множество несложных и бесконечно повторяющихся действий: Здороваться, приносить извинения, благодарить, оказывать услуги, пользоваться предметами быта и т.д. И очень часто дети выглядят невоспитанными не потому, что не знают, как все это делается, а из-за отсутствия необходимых привычек. В привычке действие автоматизируется и совершается на основе потребности поступать именно так, а не иначе. Мальчик не раздумывает, надо ли ему встать, разговаривая со старшим, с девочкой. Он просто не может сидеть, ему неудобно, нехорошо. Это и есть привычка. Привычка формируется упражнением. Чем чаще ребенок повторяет нужные действия и поступки, тем поведение его становится непринужденнее и естественнее. Постоянное подкрепление правильных поступков совершенно необходимо. На эмоционально положительном фоне привычки формируются легко и прочно. Очень часто в воспитании культуры поведения такие ситуации, когда слова вообще никакие не нужны, достаточно примера, образца поступка. Очень важно, чтобы дети относились к правилам культуры поведения положительно. Невозможно заставить быть воспитанным, если человек этому противится. Воспитанность такое качество, которое нельзя насильно, искусственно привить. Оно вырастает лишь в результате собственной работы ребенка над собой. Надо знать нормы этикета. Надо иметь прочные привычки их соблюдения. При использовании материала важно, чтобы каждый педагог подошел к нему творчески, учел свои, свойственные только ему профессиональные навыки и умения в общении с детьми. На личном примере я убедилась, что наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение должно быть на высоте. Но самое главное – надо хотеть быть воспитанным! Уважаемые педагоги! Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение воспитывает ребенка и, к сожалению, не всегда бывает на высоте, над многим предстоит работать. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. Вам от души желаю я, всего хорошего. А все хорошее, друзья, дается нам не дешево. Примеры социальных нормСоциальные нормы или нравы - это неписаные правила поведения, которые считаются приемлемыми в группе или обществе. Нормы служат для обеспечения порядка и предсказуемости в обществе. В целом люди хотят одобрения, они хотят принадлежать, а те, кто не следует нормам, будут испытывать неодобрение или даже могут быть изгнаны из группы. Так мы поддерживаем функционирование общества не только с прямыми правилами, но и с ожиданиями. Когда люди знают, чего от них ждут, они склонны подчиняться.Некоторые люди стремятся отличаться от других, но большинство просто хотят быть частью группы. Нормы могут меняться в зависимости от среды, ситуации и культуры, в которых они находятся, и поведение людей также изменится соответствующим образом. Социальные нормы также могут меняться или видоизменяться со временем. Примеры социальных нормЕсть много социальных норм, широко принятых в западном обществе. Они могут варьироваться от ожидаемых в общественных местах до тех, которые касаются обеда или разговора по телефону. Социальные нормы общественного поведенияЧтобы произвести хорошее впечатление на других членов вашего сообщества, существуют общепринятые социальные нормы, такие как:
Социальные нормы при использовании телефонаОбщение по телефону, особенно со смартфоном, - это то, чем мы все занимаемся в течение дня. Ниже приведены примеры социальных норм при использовании телефона.
Социальные нормы при ужине вне домаКогда обедают вне дома в ресторане, существуют социальные нормы, которых обычно ждут от закусочной. К ним относятся:
Социальные нормы для лифтовОсознаваете вы это или нет, но существуют даже нормы, применимые к поездке на лифте.Эти нормы ожидаемы и в основном являются здравым смыслом. Примеры включают:
Социальные нормы в классе и школеУчащиеся с раннего возраста узнают, что существуют определенные нормы, которым необходимо следовать в классе или в школе. Вот некоторые примеры:
Социальные нормы на рабочем местеВ профессиональном мире существуют социальные нормы, которым необходимо следовать, чтобы рабочее место функционировало нормально.К ним относятся следующие:
Гендерные социальные нормыДля каждого пола существуют определенные нормы, которые существуют уже долгое время. Хотя это примеры норм, которые со временем изменились и продолжают меняться, они все еще сохраняются во многих сообществах. Многие гендерные нормы являются стереотипами и могут считаться дискриминационными. Вот некоторые примеры гендерных норм:
этических проблем в исследованиях | SkillsYouNeedЭтика - это в широком смысле набор правил, письменных и неписаных, которые определяют наши ожидания в отношении собственного поведения и поведения других. По сути, они излагают, как мы ожидаем от других поведения и почему. Хотя существует широкое согласие по некоторым этическим ценностям (например, убийство - это плохо), существуют также большие различия в том, как именно эти ценности следует интерпретировать на практике. Этика исследований - это набор этических норм, которые регулируют, как научные и другие исследования проводятся в исследовательских учреждениях, таких как университеты, и как они распространяются. На этой странице подробно рассказывается об этике исследований и о том, как вы можете обеспечить соответствие своих исследований требованиям. Что такое этика исследований?Когда большинство людей думают об этике исследования, они думают о проблемах, которые возникают, когда в исследованиях участвуют люди или животные. Хотя эти вопросы действительно являются ключевой частью исследовательской этики, существуют также более широкие вопросы, касающиеся стандартов поведения. К ним относятся важность прозрачной публикации результатов, а не плагиата работы других и не фальсификации работы. Важность исследовательской этики Этика исследований важна по ряду причин.
Источник: Resnick, D.Б. (2015) Что такое этика в исследованиях и почему это важно? Этические кодексыГосударственные агентства, которые финансируют или заказывают исследования, часто публикуют кодексы поведения для исследователей или этические кодексы. Например, Национальный институт здоровья США (NIH) и Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) публикуют этические кодексы. Некоторые этические кодексы могут иметь силу закона, в то время как другие могут быть просто рекомендованы. Имейте в виду, что даже если вы не сделаете ничего противозаконного, неэтичные действия могут положить конец вашей исследовательской карьере. Многие или даже большинство этических кодексов охватывают следующие области:
Источник: Резник Д. Б. (2015) Что такое этика в исследованиях и почему это важно? Список адаптирован из Shamoo A и Resnik D. 2015. Ответственное проведение исследований, 3-е изд. (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета). Роль комитета по этикеВ большинстве университетов есть этический комитет. Это необходимо для тщательного изучения всех предложений по исследованиям, чтобы убедиться, что они не вызывают каких-либо этических проблем. Как правило, это включает исследования для получения степени магистра и бакалавриата, хотя исследования на уровне бакалавриата могут быть включены в более широкое исследовательское предложение от вашего научного руководителя. Скорее всего, будет стандартная форма, которую необходимо заполнить для этического утверждения, в которой будет указано, кто будет участвовать, как вы будете набирать своих участников и какие шаги вы предпримете, чтобы убедиться, что они предоставили информированное согласие. На нашей странице «Написание исследовательского предложения» есть образец формы, который также содержит более подробную информацию о том, как подготовить заявку. Роль комитета по этике заключается в том, чтобы учитывать, что то, что вы делаете, уместно и соразмерно целям вашего исследования. Если предложение исследования поднимает этические вопросы, комитет попросит исследователя еще раз взглянуть на проблему и подумать, можно ли сделать это иначе. Например, , если вы предлагаете провести исследование определенного заболевания и хотите спросить всех своих участников, состоят ли они в браке и есть ли дети, комитет может захотеть узнать, почему это актуально. Это может быть актуально (например, если вы думаете, что болезнь можно уменьшить, живя в семье), и в этом случае вам нужно будет обосновать это. Комитет может также предложить альтернативные методы, которые, по их мнению, более подходят для целевой группы, или дополнительные меры предосторожности, которые вам следует принять. Вы не можете начать свое исследование, пока не получите одобрение этического характера, которое будет предоставлено официально вместе с номером одобрения. Когда вы публикуете свое исследование в виде диссертации или в одной или нескольких журнальных статьях, вам необходимо будет предоставить подробную информацию об этическом одобрении, включая этот номер. Если вы не знаете, как себя вести в той или иной ситуации…… и вы думаете, что можете столкнуться с этической дилеммой, тогда вам всегда следует обращаться за советом, прежде чем действовать. Если вы студент, ваш научный руководитель будет рад помочь вам и дать совет. При необходимости они посоветуют, у кого еще спросить. Как исследователь, вы должны проконсультироваться с более старшими коллегами в вашем собственном учреждении или с другими, которые будут рады вам помочь. В конце концов, в интересах всех продвигать исследовательскую этику и поддерживать честность и репутацию исследований. .Задержка речи и языка у детей1. Бремя V, Стотт С.М., Кузница J, Гудьер И. Кембриджский проект по языку и речи (CLASP). I. Выявление языковых трудностей в возрасте от 36 до 39 месяцев. Dev Med Детский Neurol . 1996; 38 (7): 613–631 .... 2. Стивенсон Дж., Ричман Н. Распространенность задержки речи в популяции трехлетних детей и ее связь с общей отсталостью. Dev Med Детский Neurol .1976; 18 (4): 431–441. 3. Сильва П.А., Макги Р., Уильямс С.М. Задержка развития речи с трех до семи лет и ее значение для низкого интеллекта и трудностей чтения в возрасте семи лет. Dev Med Детский Neurol . 1983; 25 (6): 783–793. 4. Рескорла Л, Хадике-Вили М, Эскарс Э. Эпидемиологическое исследование задержки экспрессивной речи в возрасте двух лет. Первый язык . 1993; 13: 5–22. 5. Вонг В., Ли П.В., Ли-Мак Ф, и другие. Языковой скрининг китайских детей дошкольного возраста. евро J Disord Commun . 1992. 27 (3): 247–264. 6. Кормовой ЛМ, и другие. Языковой блок дошкольных учреждений Аделаиды: результаты наблюдения. J Детский педиатр . 1995. 31 (3): 207–212. 7. Catts HW, Фей МЕНЯ, Томблин Дж. Б., Чжан X. Продольное исследование результатов чтения у детей с языковыми нарушениями. J Speech Lang Hear Res . 2002. 45 (6): 1142–1157. 8. Скарборо HS, Добрич В. Развитие детей с ранней задержкой речи. J Speech Hear Res . 1990. 33 (1): 70–83. 9. Сильва П.А., Уильямс С, Макги Р. Продольное исследование детей с задержкой речевого развития в возрасте трех лет: более поздний интеллект, проблемы с чтением и поведением. Dev Med Детский Neurol . 1987. 29 (5): 630–640. 10. Сноулинг MJ, Епископ Д.В., Stothard SE, Чипчейз B, Каплан К. Психосоциальные исходы у 15-летних детей с дошкольными нарушениями речи. J Детская психическая психиатрия . 2006. 47 (8): 759–765. 11. Епископ Д.В., Кларксон Б. Письменная речь как окно в остаточный языковой дефицит: исследование детей с устойчивыми и остаточными речевыми и языковыми нарушениями. Cortex .2003. 39 (2): 215–237. 12. McRae KM, Викар Э. Простая задержка речи в развитии: дополнительное исследование. Dev Med Детский Neurol . 1991. 33 (10): 868–874. 13. Целевая группа превентивных служб США. Скрининг задержки речи и речи у детей дошкольного возраста: изложение рекомендаций. Роквилл, штат Мэриленд: Агентство медицинских исследований и качества; 2006. 14. Грин М., Палфри Дж. С., ред. Яркое будущее: руководство по надзору за здоровьем младенцев, детей и подростков.2-е изд., Перераб. Арлингтон, Вирджиния: Национальный образовательный центр по охране здоровья матери и ребенка; 2002. 15. Коплан Дж. Оценка ребенка с задержкой речи или языка. Педиатр Энн . 1985. 14 (3): 203–208. 16. Redlinger WE, Парк ТЗ. Смешение языков у молодых двуязычных. J Детский язык . 1980. 7 (2): 337–352. 17. Леунг А.К., Kao CP. Обследование и ведение ребенка с задержкой речи. Am Fam Врач . 1999. 59 (11): 3121–3128. 18. Закон J, Гаррет Зи, Най К. Речевые и языковые вмешательства для детей с первичной речевой и языковой задержкой или расстройством. Кокрановская база данных Syst Rev . 2003; (3): CD004110. 19. Уитмен Р.Л., Schwartz ER. Подход педиатра к дошкольнику с задержкой речи. Clin Pediatr (Phila) . 1985. 24 (1): 26–31. 20.Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-IV. 4-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: APA; 1994. 21. Пол Р. Вмешательства для улучшения общения при аутизме. Клиника детской подростковой психиатрии N Am . 2008. 17 (4): 835–856. 22. Парр Дж. Аутизм. Клин Эвид . 2010; 1 (322): 1–19. 23. Pennington L, Гольдбарт Дж, Маршалл Дж. Речевая и языковая терапия для улучшения коммуникативных навыков детей с церебральным параличом. Кокрановская база данных Syst Rev . 2003; (3): CD003466. 24. Morgan AT, Фогель А.П. Вмешательство при детской апраксии речи. Кокрановская база данных Syst Rev . 2008; (3): CD006278. 25. Пеннингтон Л., Миллер Н, Робсон С. Логопед для детей с дизартрией, приобретенных до трех лет. Кокрановская база данных Syst Rev . 2009; (4): CD006937. 26. Американская ассоциация речи, языка и слуха.Влияние потери слуха на развитие. http://www.asha.org/public/hearing/disorders/effects.htm. По состоянию на 22 ноября 2010 г. 27. Daily DK, Ardinger HH, Холмс Г.Е. Выявление и оценка умственной отсталости [опубликованное исправление появляется в Am Fam Physician. 2000; 62 (5): 961–963]. Am Fam Врач . 2000. 61 (4): 1059–1067. 28. Кин Д.В., Fonseca S, Винтгенс А. Избирательный мутизм: путь надлежащей практики оказания помощи на основе консенсуса. Арч Дис Детский . 2008. 93 (10): 838–844. 29. Манассис К. Тихое страдание: понимание и лечение детей с избирательным мутизмом. Эксперт Rev Neurother . 2009. 9 (2): 235–243. 30. Schum RL. Языковой скрининг в условиях педиатрического кабинета. Педиатрическая клиника North Am . 2007. 54 (3): 425–436. 31. Американская академия педиатрии, Объединенный комитет по детскому слуху. Заявление о позиции на 2007 год: Принципы и рекомендации по раннему обнаружению слуха и программам вмешательства. Педиатрия . 2007. 120 (4): 898–921. 32. Harlor AD Jr, и другие. Оценка слуха у младенцев и детей: рекомендации, выходящие за рамки неонатального скрининга. Педиатрия . 2009. 124 (4): 1252–1263. 33. Роулстон S, Петерс Т.Дж., Глоговская М, Эндерби П. 12-месячное наблюдение за детьми дошкольного возраста, изучающими естественную историю речи и языковой задержки. Разработка системы ухода за детьми .2003. 29 (4): 245–255. 34. Schwartz S, Miller JEH. Новый язык игрушек: обучение навыкам общения детей с особыми потребностями: руководство для родителей и учителей. Бетесда, штат Мэриленд: Woodbine House; 1996. 35. Hamaguchi PM. Проблемы речи, языка и слуха в детстве: что должен знать каждый родитель. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Уайли; 1995. .Оценка и лечение ребенка с задержкой речиРечь - это моторный акт общения путем артикуляции словесного выражения, тогда как язык - это знание системы символов, используемой для межличностного общения.1 В целом считается, что у ребенка задержка речи если речевое развитие ребенка значительно ниже нормы для детей того же возраста. Ребенок с задержкой речи имеет речевое развитие, типичное для нормально развивающегося ребенка младшего хронологического возраста; навыки ребенка с задержкой речи приобретаются в нормальной последовательности, но медленнее, чем обычно.2 Задержка речи издавна была проблемой врачей, ухаживающих за детьми. Обеспокоенность вполне обоснована, поскольку задержку начала речи сопровождает ряд проблем в развитии. Кроме того, задержка речи может оказать значительное влияние на личную, социальную, академическую и, в дальнейшем, профессиональную жизнь. Раннее выявление и соответствующее вмешательство могут смягчить эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит этой инвалидности и улучшить результат. Нормальное развитие речиЧтобы определить, есть ли у ребенка задержка речи, врач должен иметь базовые знания о вехах речи.Нормальная речь проходит стадии воркования, лепета, эхолалии, жаргона, слов и словосочетаний, а также формирования предложений. Нормальный паттерн речевого развития показан в таблице 1.3 Просмотр / распечатка ТАБЛИЦА 1Нормальный паттерн речевого развития
Нормальный паттерн развития речи
ЭпидемиологияТочные цифры, которые документально подтверждают распространенность задержки речи у детей, получить сложно из-за запутанной терминологии, различий в диагностических критериях, недостоверности неподтвержденных родительских наблюдений, отсутствия надежных диагностических процедур и т. д. методологические проблемы выборки и поиска данных.Однако можно сказать, что задержка речи - распространенная проблема детства, которой страдают от 3 до 10 процентов детей.4–6 Расстройство в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.5,7 ЭтиологияЗадержка речи может быть проявлением множества нарушений. Причины проблемы перечислены в таблице 2. Просмотр / печать таблицы ТАБЛИЦА 2Причины задержки речи
Причины задержки речи
ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКАУмственная отсталость - наиболее частая причина задержки речи, на которую приходится более 50 процентов случаев.8 У умственно отсталого ребенка наблюдается глобальная задержка речи, а также задержка восприятия слуха и задержка в использовании жестов. В целом, чем тяжелее умственная отсталость, тем медленнее усваивается коммуникативная речь. У умственно отсталых детей речевое развитие относительно более задержано, чем в других областях развития. Примерно у 30-40 процентов детей с умственной отсталостью причина умственной отсталости не может быть определена даже после тщательного исследования.9 Известные причины умственной отсталости включают генетические дефекты, внутриутробную инфекцию, плацентарную недостаточность, прием лекарств для матери, травму центральной нервной системы, гипоксию, ядерную желтуху, гипотиреоз, отравление, менингит или энцефалит и нарушения обмена веществ. 9 ПОТЕРЯ СЛУХАЦелый слух в первые несколько лет жизни жизненно важен для развития речи и языка. Потеря слуха на ранней стадии развития может привести к глубокой задержке речи. Потеря слуха может быть кондуктивной или нейросенсорной.Кондуктивная потеря обычно вызывается средним отитом с выпотом.10 Такая потеря слуха носит периодический характер и составляет в среднем от 15 до 20 дБ.11 Некоторые исследования показали, что дети с кондуктивной тугоухостью, связанной с выделением жидкости из среднего уха в течение первых нескольких лет жизни, находятся в риск задержки речи.4,11 Однако не все исследования обнаруживают эту связь.12 Кондуктивная потеря слуха также может быть вызвана пороками развития структур среднего уха и атрезией наружного слухового прохода. Сенсорно-невральная потеря слуха может быть следствием внутриутробной инфекции, ядерной желтухи, ототоксических препаратов, бактериального менингита, гипоксии, внутричерепного кровоизлияния, некоторых синдромов (например,g., синдром Пендреда, синдром Ваарденбурга, синдром Ушера) и хромосомные аномалии (например, синдромы трисомии). Нейросенсорная тугоухость обычно наиболее серьезна на высоких частотах. ЗАДЕРЖКА ЗРЕЛЕНИЯЗадержка созревания (задержка развития речи) составляет значительный процент тех, кто поздно говорит. В этом состоянии происходит задержка созревания центрального неврологического процесса, необходимого для воспроизведения речи. Заболевание чаще встречается у мальчиков, и в семейном анамнезе часто присутствуют «поздно цветущие».13 Однако прогноз для этих детей отличный; у них обычно нормальное речевое развитие к возрасту поступления в школу14. НАРУШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЯЗЫКАДети с расстройством экспрессивной речи (развивающая экспрессивная афазия) не могут развить речевую речь в обычном возрасте. У этих детей нормальный интеллект, нормальный слух, хорошие эмоциональные отношения и нормальная артикуляция. Первичный дефицит - это дисфункция мозга, которая приводит к неспособности переводить идеи в речь.Понимание речи соответствует возрасту ребенка. Эти дети могут использовать жесты, чтобы дополнить свое ограниченное словесное выражение. В то время как у поздно расцветшего ребенка в конечном итоге разовьется нормальная речь, ребенок с расстройством экспрессивной речи не сможет этого сделать без вмешательства.13 Иногда трудно, если не невозможно, отличить в раннем возрасте поздно расцветающего ребенка от ребенка с выразительной речью. беспорядок. Однако задержка созревания является гораздо более частой причиной задержки речи, чем расстройство экспрессивной речи, на которое приходится лишь небольшой процент случаев.Ребенок с расстройством экспрессивной речи подвержен риску нарушения обучения языку (дислексии). Поскольку это нарушение самокорректируется, необходимо активное вмешательство. ДВУЯЗЫЧИЙДвуязычная домашняя среда может вызвать временную задержку в освоении обоих языков. Однако понимание двух языков двуязычным ребенком является нормальным для ребенка того же возраста, и ребенок, как правило, овладевает обоими языками до достижения пятилетнего возраста. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯФизическая депривация (например, бедность, плохие жилищные условия, недоедание) и социальная депривация (например, неадекватная лингвистическая стимуляция, прогулы родителей, эмоциональный стресс, пренебрежение детьми) отрицательно влияют на развитие речи. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, которые живут со своими семьями, похоже, не имеют задержки речи, если они также не подвергаются пренебрежению15. имеют повышенную частоту задержки речи.16 АУТИЗМАутизм - это неврологическое нарушение развития; начало наступает до достижения ребенком 36-месячного возраста. Аутизм характеризуется задержкой и девиантным языковым развитием, неспособностью развивать способность общаться с другими, а также ритуальным и компульсивным поведением, включая стереотипную повторяющуюся двигательную активность. Описаны различные речевые нарушения, такие как эхолалия и смена местоимений. У некоторых аутичных детей речь бывает атонической, деревянной или песенной.Дети с аутизмом, как правило, не поддерживают зрительный контакт, не улыбаются, не реагируют на объятия и не используют жесты для общения. У мальчиков аутизм в три-четыре раза чаще, чем у девочек. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МУТИЗМИзбирательный мутизм - это состояние, при котором дети не говорят, потому что не хотят. Обычно дети с элективным мутизмом говорят, когда они одни, со своими друзьями, а иногда и со своими родителями, но они не разговаривают в школе, в общественных местах или с незнакомцами.Это заболевание встречается несколько чаще у девочек, чем у мальчиков.17 Значительная часть детей с элективным мутизмом также имеет артикуляционный или языковой дефицит. В основе мутизма обычно лежит семейная психопатология. У детей с выборочно немыми обычно проявляются другие симптомы плохой адаптации, такие как плохие отношения со сверстниками или чрезмерная зависимость от родителей. Как правило, эти дети настроены негативистично, застенчиво, робко и замкнуто. Расстройство может сохраняться в течение месяцев или лет. РЕЦЕПТИВНАЯ АФАЗИЯНарушение понимания устной речи является основной проблемой рецептивной афазии; производственные трудности и задержка речи проистекают из этой инвалидности. Дети с рецептивной афазией нормально реагируют на невербальные слуховые раздражители. Их родители часто описывают таких детей как «не слушающих», а не «не слышащих». Речь этих детей не только замедленная, но и разреженная, аграмматическая и нечеткая в артикуляции18. Большинство детей с рецептивной афазией постепенно приобретают собственный язык, понятный только тем, кто с ними знаком. ДЦПЗадержка речи часто встречается у детей с церебральным параличом. Задержка речи чаще всего возникает у людей с атетоидным типом церебрального паралича. Следующие факторы, по отдельности или в комбинации, могут объяснять задержку речи: потеря слуха, нарушение координации или спастичность мышц языка, сопутствующая умственная отсталость или дефект коры головного мозга. .9 ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ | Понимание жестокого обращения с детьми и пренебрежениястр. 341 Дункан, Г.Т., Т. Б. Жабине, В.А. deWolf, ред. Финкельхор Д. и Н. Страпко Frodi, A.M., and M.E. Lamb Фюрстенберг, Ф.Ф., Дж. Брукс-Ганн и Л. Чейз-Ландсдейл. Gil, E. Holmes, D.S. Кауфман Дж. И Зиглер Э. Keith-Spiegel, P., and G.P. Кучер Кучер, Г.П., и П. Кейт-Шпигель Левин, Р.Дж. Melton, G. Майерс, J.E.B. Национальные институты здравоохранения Прюитт, Д.Л. и М.Т. Эриксон Ассимиляция и ее виды.Усвоение - процесс чередования звуков речи, в результате которого один из звуков становится полностью или частично подобным соседнему. Влияние соседних звуков в английском языке может действовать в прогрессивном, регрессивном или взаимном (двойном, взаимном) направлении . 1. Когда некоторые артикуляционные особенности следующего звука изменяются под влиянием предыдущего звука, который остается неизменным, ассимиляция называется прогрессивной. например Произношение суффикса множественного числа s существительных зависит от качества предшествующего согласного: оно произносится как [z] после звонких согласных (pens [penz], звонит [kO: lz]) и как [s] после глухого. согласные (парты [парты], книги [бВкс]) В словах сэндвич, бабушка и т. Д. Под влиянием [n] согласная [d] изменилась на [n], а затем исчезла (бутерброд ['sxnnwIdZ →' sxnwIdZ])
2.Когда следующие звуки влияют на артикуляцию предыдущего, ассимиляция называется регрессивной. например В слове шириной и в словосочетании в них , альвеолярные [d] и [n] становятся зубными перед межзубными [T] и [D].
3. Взаимное (взаимное, двойное) ассимиляция - комплексное взаимовлияние соседних звуков. например В слове tree [tri:] сонорный [r] частично обезвреживается под влиянием глухого [t], а альвеолярный [t] становится [постальвеолярным перед постальвеолярным [r]).
Ассимиляция может повлиять на место обструкции и активный орган речи; работа голосовых связок; положение губ; положение мягкого неба; манера выпуска взрывных согласных.
1. Изменение места обструкции и активного органа речи. Ассимиляция может происходить внутри слова, а также на границах слова. Следует отметить следующие три важных случая: a) Альвеолярные аллофоны [t, d, n, l, s, z] заменяются дентальными вариантами, если сразу за ними идут межзубные [T] или [D]. например в пределах слова: ширина, десятая на границах слова: Положи это! Прочитайте это! на столе. b) Постальвеолярные [t] и [d] слышны раньше постальвеолярного сонората [r]. например в слове: поездка, правда, багажник, мечта, питье, сухая . На границах слов: в состоянии покоя читается как
2. Изменение работы голосовых связок (озвучивание или песня). a) Соноранты [m, n, l, w, r, j] частично лишены звуков, когда им предшествуют глухие согласные [s, p, t, k, f, T, S]. например в словах: [ṃ] - малый [ṇ] - ухмылка [j] - глупо, мелодично, чисто, мало [ẉ] - развертка , квадрат [ṛ] - спред, попробовать, крем [ḷ] - медленный, набор высоты На границах слов соноранты [l, r, w] слабо озвучены, если вместе с соседними словами они образуют фразовое слово или ритмическую группу e.г. наконец, в покое. б) Сокращающие формы глаголов is и has могут сохранять голос или лишаться голоса в зависимости от предшествующих согласных. например Правильно [Dxts raIt] Бобы погасли [bPbz gPn aVt] c) Ассимилятивное озвучивание или выделение притяжательного суффикса s или s , суффикса множественного числа (e) s существительных и третьего лица единственного числа настоящего неопределенного глагола зависит от качества предшествующего согласного.Эти суффиксы произносятся как: [z] после всех звонких согласных, кроме [z] и [Z], и после всех гласных звуков например девушек [gE: lz], комн. s [ru (:) mz] [s] после всех глухих согласных, кроме [S] и [s], например книги [бВкс], пиши с [raIts] [Iz] после [s, z] или [S, G] например блюд [dISIz], Georges [dZO: dZIz] г) Ассимилятивное озвучивание суффикса ed правильных глаголов также зависит от качества предшествующего согласного.Окончание ed произносится как: [d] после всех звонких согласных, кроме [d] и после всех гласных звуков например прожил [lIvd], играл [pleId] [t] после всех глухих согласных, кроме [t] например работало [wE: kt] [Id] после [d] и [t] например предназначено [In'tendId], расширено [Ik'stendId]
В английском языке регрессивное озвучивание или песнопение встречается только в нескольких случаях исторической ассимиляции в составном слове, когда семантическая независимость первого компонента теряется e.г. пять пенсов ['faIfpqns], крыжовник [' gVzb (q) rI] Регрессивное озвучивание или обособление также может иметь место в тесно связанных парах слов например Я должен [aI hxftu], я имел обыкновение [aI ju: sttu], она [dAS SI].
3. Изменение положения губ. Согласные, за которыми следует сонорный [w], меняют положение губ. Они округляют губы в ожидании [ш]. например мерцание, тишина, лебедь, язык 4. Изменение положения мягкого неба. Носовые согласные могут влиять на соседние взрывные звуки. Этот тип ассимиляции не характерен для английского языка. Иногда [d] меняется на [n] под влиянием предыдущего [n]. например красивый ['hxndsqm →' hxnnsqm → 'hxnsm] Назализация затрагивает в основном альвеолярные согласные, особенно прилегающие к отрицательным nt, , и характерна для очень быстрой речи. например Она бы этого не сделала [SI wVnnt dH It]
5. Изменения в манере выделения взрывных согласных. Английские взрывчатые вещества не всегда имеют внезапный ротовой выход воздуха. Основные варианты: а) Взрывостойкость Взрывное вещество теряет свою взрывную силу, если за ним следует другое взрывное вещество или аффрикат, например в одном слове: a cc ommodation, a tt raction, boo k case на границах слов: в какое время спустился, тот ребенок, та шутка б) Взрыв носа Когда за взрывным следует слоговое [n] или [m], оно не имеет собственного выпуска, возникает так называемый носовой взрыв.В таких последовательностях закрытие для взрывчатого вещества происходит нормально, но высвобождение происходит не за счет удаления фиксируемого закрывающего вещества в полости рта, а за счет опускания мягкого неба, что позволяет сжатому воздуху выходить через носовую полость. для образования носовой согласной. например в слове: бывает ['hxpn], товарищ по команде [' SIpmeIt] на границах слов: громко рыдать, хватит стонать c) Боковой взрыв В последовательностях взрывного устройства, за которым сразу следует [l], замыкание, произведенное для взрывного устройства, не срабатывает до тех пор, пока не будет [l].Перед [1] выпуск осуществляется путем внезапного опускания боковых сторон языка, и воздух выходит по бокам языка с боковым взрывом. например пожалуйста, скот, черный, свеча.
Дата: 11.12.2015; просмотр: 7539 . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |